Иерусалим церковь Успения
Содержание
- Церковь Успения Богородицы в Иерусалиме
- Месторасположение церкви
- Здание церкви
- Гробница Богородицы
- История Церкви
- Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании
- Наследие крестоносцев
- Переплетение традиций и эпох
- «Как Господь мог молиться в католическом храме?»
- «Странные, но гостеприимные»
- Гробница Богородицы
- Погребение Богородицы
- Церковь Успения Богородицы
- Описание
- Приделы и престолы
Церковь Успения Богородицы в Иерусалиме
04 Окт 2015
Месторасположение церкви
Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена в Гефсимании в Кедронской долине, где сосредоточены Церковь Всех Наций и Церковь Святой Марии Магдалины, которая находится в Иерусалиме, у подножия Масличной горы.
Богоматери, которая нашла здесь свою последнюю обитель, была ниспослана не обычная смерть, а во сне, после чего свершилось ее вознесение на небо. Именно поэтому церковь названа «Успение Богоматери». Она построена под землей.
Здание церкви
В церкви служат поочередно представители армянской и греческой конфессий. В нижней части церкви находятся останки каменного ложа, в котором и была погребена Богоматерь. Это одно из традиционных мест паломничества и чтобы попасть сюда, верующие выстраиваются в длинную очередь.
В храм, куда ведут 48 ступенек древней лестницы, можно попасть через южный вход. Здесь хранится священная реликвия, которая представлена иконой Божией Матери русского письма. Из 9-ти церковных престолов главный — Православный. Покрытый красной тканью, он находится выше священного ложа.
Начало строительства храма относится к 4 веку нашей эры. В 11 столетии он претерпел разрушение, а после реконструкции в 12 веке церковь воссияла во всей своей потрясающей красоте и величии, открыв двери для посетителей.
Гробница Богородицы
В глубине церкви захоронены родители Девы Марии — Святой Иохим и Святая Анна, а также ее муж — Иосиф Обручник.
Придание, которое записано Мелитоном епископом Сардинским во 2 веке, а к концу 4-го столетия появилось в анонимном апокрифе — где говорилось, что предстоящее успение было возвещено архангелом Гавриилом — гласит, Богородица вознеслась на небо по прошествии пятнадцати лет после Вознесения Иисуса. Перед апостолом Фомой (Новый Завет), опоздавшим на церемонию похорон Девы Марии и прибывшим на место по прошествии трех дней, предстала пустая гробница, на дне которой лежали несколько роз.
В этих преданиях абсолютно не упоминается никакой конкретный город и место, где похоронили Марию. Окончательное решение этого вопроса не найдено вплоть до сегодняшнего дня. У некой Катерине Эмирих неоднократно были видения, в которых, якобы было указано конкретное место захоронения с подробными координатами и описанием в городе Эфесе. После проведения там археологических раскопок была обнаружены останки византийской церкви, почитаемой наравне с церковью Успения.
Новый Завет и древние летописи утверждают, что Мария была принята Иоанном, которому ее завещал Иисус. Иоанн был главой Церкви в городе Эфес, однако трудно поверить, что Мария смогла дожить до этих времен. Кроме того, истории неизвестны факты, доказывающие, что истинная могила Богородицы находится в Эфесе.
Точно так же, нет достоверных фактов, свидетельствующих о том, что она была похоронена в Иерусалиме. Однако, cвятоcть места идентифицируется не по фактам, а в соответствии с традицией, которая более довлеет к Иерусалимской святыне, поскольку недостаток доказательств скомпенсирован самой Святой Землей.
История Церкви
Археологические свидетельства указывают на то, что строительство первой маленькой церкви на месте успения началось по приказу византийского императора Феодосия I (4 век н. э.). Перестроенная иерусалимским патриархом Ювеналием, она стала достаточно крупной базиликой во времена императора Маркиана (5 век н. э.).
Церковь с начала 7 до 11 века
Еще одну реконструкцию церковь пережила в начале 7 века н.э., но отстраивали ее уже мусульмане. По свидетельству Пилигрима Аркульфа в 7 веке н. э. церковь Богоматери была двухэтажной, а тело Девы Марии находилось в каменной гробнице. Этот же летописец утверждает, что никому не известно, при каких обстоятельствах опустела эта гробница, и где Деве Марии предстоит воскресение.
Святыня абсолютно не пострадала при завоевавшем Иерусалим халифе Омаре, благородство и мудрость которого описаны египетским писателем Шамс эд-Дином ас-Суюти, утверждавшим, что властитель даже молился около церкви Богородицы, а когда ему посоветовали плюнуть на святое место, его ответ был краток: «Как можно? Ведь здесь упоминают имя Бога».
Церковь в 11 веке
Разрушения 11 века, нанесенные церкви аль-Хакимом, не коснулись самой гробницы и нижней церкви, а впоследствии были отменно отреставрированы силами крестоносцев. Монахи бенедиктинского монастыря, который вырос неподалеку от базилики, занялись реконструкцией и устройством церкви.
Благодаря их стараниям гробница приобрела удобный доступ, поскольку к главной лестнице они пристроили добавочные ступени. Верхнюю часть храма украшала отстроенная базилика, на которой возвышались две башни.
Монастырь был обнесен высокой стеной, на которой также возвышались башни, а Церковь Успения Божьей Матери стала местом захоронения многих знаменитостей королевского происхождения.
По свидетельству игумена Даниила, который посетил храм, гроб Святой Богородицы находился в маленькой пещерке, высеченной в скале, а чтобы пройти через низкую дверь, нужно было наклониться очень низко.
В летописях греческого паломника Иоанна Фока (12 век) святое место предстает сводчатым, просторным, цилиндрическим храмом, в центральной части которого установлен каменный гроб, а к востоку от него белое мраморное ложе, куда и положили Пресвятую Богородицу святые апостолы.
Церковь с 12 века до нынешних дней
В конце 12 века святыня была разрушена Салах ад-Дином. Однако, поскольку мусульмане уважали Мать Пророка Исы, крипту они не тронули и сирийскими христианами там проводились церковные обряды вплоть до 14 века, когда в святыню вступили латиняне, греки, грузины, эфиопы, якобиты и марониты, которые принесли сюда собственные алтари.
В конце 14 века святыня была частично приобретена францисканцами, которые оставили ее в середине 18 века. На сегодняшний день богослужения здесь проводятся греками, армянами, сирийцами и коптами.
Храмы и монастыри Иерусалима предложат вам скромные и простые комнаты, причем чистота и аккуратность гарантирована.
Церковь Успения Богородицы известна своей гробницей, в которой по поверью было тело Девы Марии.
Экскурсии из Нетании на Мертвое море обойдется каждому туристу в 160 долларов, без учета посещения заповедника Кумран.
- Описание
- Паломничества (18)
- Поездки сюда (63)
Описание Церкви Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
Традиция, определяющая Иерусалим, как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу.
Над гробницей в долине Кедрон в 326 году императрицей Еленой была построена первая церковь, существовавшая в неизменном виде до XI века. В 1161 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисандой: она украсила его стены фресками, а после смерти была погребена в крипте храма.
Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
В начале XII века русский паломник игумен Даниил посетил Иерусалим и в своём сочинении написал о гробнице Богородицы:
Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы… По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви.
Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Примерно в середине лестницы, на 23-й ступени, по обеим сторонам ее, если смотреть от входа в храм, устроены два придела. Правый придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, принадлежит православным и имеет два престола. У его восточной стены находится престол в честь святого Иоакима, у северной стены престол в честь святой Анны, которые по преданию похоронены здесь же, под этими престолами. В этом приделе также погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол. Левый придел имеет один престол в честь Иосифа Обручника и с 1814 года принадлежит армянам. Святой Иосиф по преданию погребен под этим престолом. Кроме того, сразу при сходе с лестницы на правой стороне у стены православный престол в честь святого первомученика Стефана. В северной части храма православный престол в честь святого Николая.
Сооружена подземная церковь в форме креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня) с гробом Богородицы. Православный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери, на высоте чуть более полуметра над ним. С недавних пор армяне также получили право совершать на нем службу. Над престолом висят лампады. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный а выходят через северный вход. К западной стене кувуклии, снаружи, слева от входа в нее, пристроен армянский престол. У сириан-яковитов престол находится около северного выхода из кувуклии, а у коптов в западной части церкви. Таким образом всего храм имеет по меньшей мере девять престолов и в нем совершают богослужения все христианские конфессии кроме католиков и протестантов. В восточной части храма, за кувуклией, находится чудотворная и очень почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери русского письма, которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник.
С южной стороны кувуклии устроена молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.
Основной объем храма имеет размер в длину примерно 34 метра с востока на запад и 6 метров в ширину, с севера на юг. Лестница, ведущая в храм имеет ширину примерно 6,5 метров. Размер кувуклии чуть более чем 2 на 2 метра.
Паломнические поездки к Церкви Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Коломны в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Самары в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Херсона в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Назарета в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Новосибирска в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Петаха-Тиквы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Минска в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Одессы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Ярославля в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Магдалы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Самары в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Ярославля в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Вифлеема в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Ставрополя в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Барнаула в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Херсона в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Минска в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Самары в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Вологды в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Санкт-Петербурга в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Иерихона в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Самары в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Вологды в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Капернаума в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Санкт-Петербурга в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Калуги в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бейта-Джалы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Самары в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Калуги в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Ростова-на-Дону в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Каны Галилейской в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Херсона в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Минска в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Нижнего Новгорода в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Тель-Авива в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Самары в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Нижнего Новгорода в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Санкт-Петербурга в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Лидды в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Иерусалима в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Ростова-на-Дону в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Санкт-Петербурга в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Бена-Гуриона (аэропорта) в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Санкт-Петербурга в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Москвы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Яффы в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Минска в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
- Поездка из Киева в Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим
Успение Богородицы на Святой Земле – от Сионской горы к Гефсимании
Наследие крестоносцев
Диакон Александр Занемонец
В Иерусалиме есть два места, связанных с Успением Пресвятой Богородицы. Обычно мы сегодня называем Храмом Успения то, что является местом её погребения. Это церковь в Гефсимании, которая изначально была древнееврейской погребальной пещерой.
Елеонская гора, у подножия которой находится Гефсимания, – это древнейшее место погребения. Сегодня паломники тоже могут видеть древнееврейское кладбище и внизу Кедрона, и по склонам Елеонской горы.
Есть на Елеоне и обширное раннехристианское общественное погребение, которое принадлежит Русскому Гефсиманскому монастырю, в традиции его принято называть гробницами пророков. Посетив эти гробницы, можно представить, как выглядело место погребения Пресвятой Богородицы изначально.
Это была большая погребальная пещера – скорее всего, не просто семейная, а разделенная между определенным количеством семей.
Именно такая общественная гробница внутри еврейского кладбища на Елеонской горе в свое время становится византийским храмом. В нем были выделены места погребения Пресвятой Богородицы, её родителей Иоакима и Анны, а также праведного Иосифа. Место погребения Пресвятой Богородицы мы называем кувуклией, как и место Гроба Господня.
В настоящее время эта пещера, преобразованная в храм, выглядит так, как её оформили крестоносцы. Они хоть и не очень долго присутствовали в Иерусалиме, но энтузиазма и средств у них было достаточно, и храмы на святых местах по большей части были ими либо построены, либо перестроены. Поэтому сегодня место погребения Пресвятой Богородицы представляет собой романский храм. Точнее, это даже не собственно храм, а крипта храма, который находился выше и был разрушен в конце XII века Салах ад-Дином, мусульманским полководцем, захватившим у крестоносцев Иерусалим.
Эта огромная крипта древнего храма в настоящее время поделена между двумя христианскими конфессиями: одна часть принадлежит православным, Иерусалимскому Патриархату, а другая – Армянской Апостольской Церкви.
Богослужения совершаются попеременно представителями этих Церквей. Православное богослужение проходит ежедневно перед Иерусалимской иконой Божией Матери. Она находится за кувуклией, за местом погребения Пресвятой Богородицы, и её киот становится престолом. С левой стороны – жертвенник, и каждый день ранним утром кем-то из иерусалимского православного духовенства совершается божественная литургия, в которой нередко принимают участие и паломники.
В настоящее время именно этот храм становится центром празднования Успения Пресвятой Богородицы на Святой Земле. Но, напомню, он не есть место её Успения, но место погребения. Как место Успения всегда воспринималась византийская церковь на Сионской горе. Она называлась «Святой Сион» и находилась на месте дома Иоанна Богослова, у которого жила Божия Матерь.
Храм Успения Богородицы на горе Сион
Переплетение традиций и эпох
В свое время апостолы шли с телом Пресвятой Богородицы с Сионской горы вдоль стен старого города к месту погребения в Гефсимании. В византийскую эпоху традиция почитания памяти Богоматери, богослужебное последование и крестные ходы учитывали, что есть эти два места.
На вершине Сионской горы был большой храмовый комплекс, который охватывал и место дома Иоанна Богослова, и Успения, а также Сионскую горницу – сегодня это разные здания. Этот комплекс претерпел разрушения в конце византийского пребывания на Святой Земле, затем вовсе оказался вне стен Старого города и находился в запустении.
В XIX столетии различные христианские церкви приобретали для себя те или иные места в Иерусалиме. Немецкие протестанты купили участок на Елеонской горе, а для немцев-католиков при посредничестве императора Вильгельма II в ходе его визита в Иерусалим в 1898 году приобретается вершина Сионской горы.
Храм, который был возведен здесь в это время, многими сегодня воспринимается как древний, потому что построен он совершенно не в модерновых традициях, даже применительно к той эпохе. Когда мы с паломниками посещаем крипту находящегося тут монастыря – место, устроенное в память Успения Пресвятой Богородицы, – то сначала проходим через храм. Он интересен тем, что украшен мозаичными изображениями, многие из которых вполне соответствуют православным канонам. Здесь сказывается то, что монашеская община, которая тут помещалась и помещается сегодня, относится к Бенедиктинскому ордену.
На протяжении первой трети своей полуторатысячелетней истории этот орден был православной общиной, которая восходит к святому Бенедикту Нурсийскому, современнику Саввы Освященного, представителю той же восточной монашеской традиции. Поэтому храм выглядит в каком-то смысле даже отчасти православным.
И вот крипта этого храма устроена как место, вблизи которого преставилась Пресвятая Богородица. Посередине такое условное погребальное ложе со статуей Божией Матери, вполне в западной традиции, конечно. Над ним – мозаичные изображения Христа и святых жен Ветхого Завета. Это очень интересно, потому что Богородица, можно сказать, завершает женскую ветхозаветную святость. С нее начинается уже новозаветная женская святость, которую мы меньше, наверное, знаем, чем мужскую, но которая ничуть не менее значима.
На стенах крипты – различные изображения Пресвятой Богородицы, изображения Успения. Некоторые являются вполне каноничными, некоторые являются копиями православных икон, некоторые – совершенно новые.
Может быть, эта крипта храма по своему расположению отображает место Успения Богородицы достаточно условно. Но поскольку вершина Сионской горы воспринималась как место дома Иоанна Богослова и место Успения с первых веков, можно считать, что эта традиция, восходящая действительно к апостольскому поколению, является подлинной.
Вынос образа Пресвятой Богородицы из Гефсиманской часовни. Фото: orthodox-jerusalem.ru
«Как Господь мог молиться в католическом храме?»
При паломничестве на Святую Землю стоит посетить и место Успения, и место погребения Пресвятой Богородицы. Хотя тот факт, что храм на Сионской горе является католическим, православных паломников иногда смущает. Как и в целом то, что на Святой Земле не все святые места находятся в ведении православных: некоторые – в ведении представителей иных христианских конфессий, а некоторые и вовсе в ведении мусульман или иудеев.
Например, сейчас на месте древней византийской церкви в Гефсиманском саду стоит католический храм. Камень, который находится у его алтаря, почитается как место молитвы Господа в Гефсимании. И нередко паломники меня спрашивают: «А как же Господь мог молиться в католическом храме?» Конечно же, тогда храма не было, был Гефсиманский сад, была Сионская гора. Но люди, особенно те, которые болезненно воспринимают инославных и иноверцев, порой изумляются: как это святое место может быть в католическом владении?
Понятно, что православную литургию мы можем совершить только в православном храме. Далеко не везде в местах, принадлежащих иноверцам, мы можем совершить даже какое-то краткое богослужение – скажем, на Храмовой горе или у Стены плача.
В то же время внутри храма Гроба Господня диаконы различных христианских Церквей – и православные греческие в том числе – кадят не только свои престолы, но и престолы других конфессий. Этот факт очень важен. Казалось бы, для нас это странно – кадить католический престол или армянский. Но как-то и не приходится обычно в своей русской практике. А в храме Гроба Господня почитается само место и то, с чем оно связано, независимо от того, кому в настоящее время это принадлежит. И православное духовенство совершает каждение армянских и католических престолов в этих местах, в храме Гроба Господня, точно так же, как и православных.
Но это совершенно не удивительно, потому что исторически владение теми или иными местами внутри храмов менялось. То, что сегодня православное, недавно могло ещё быть не православным, а то, что сегодня не православное, пару столетий назад могло быть православным. Это менялось очень легко, особенно во времена мусульманского правления. Какая-то чёткость здесь появилась со времен статус-кво, с середины XIX столетия.
У Гробницы Пресвятой Богородицы. Фото: orthodox-jerusalem.ru
«Странные, но гостеприимные»
Поэтому совершенно невозможно сказать, что это место православное, а это не православное. Как раз в паломнической традиции это очень заметно. Об этом можно прочесть в изданной мною недавно книге «Русские на Святой Земле», которая уже продается в православных книжных магазинах. В частности, там идет речь о том, что средневековые православные паломники посещали святые места независимо от того, в чьем владении они на тот момент находились.
Первым текстом, касающимся русского паломничества на Святую Землю, является «Хождение игумена Даниила». Это начало XII века, игумен Даниил был здесь в годы правления крестоносцев. И на Фаворе он останавливается в католическом бенедиктинском монастыре.
Описывая свои впечатления, игумен иногда отмечает странные, с его точки зрения, особенности инославной веры. Но при этом добавляет, что бенедиктинцы – приятные и гостеприимные люди. Более того – он со своими спутниками, прощаясь с братией этого монастыря, берёт благословение у тамошнего игумена. То есть даже для людей, относящихся к духовенству, которые были в курсе разделения православных и католиков, казалось нормальным взять благословение у бенедиктинского игумена.
Мы сейчас это не практикуем, но для русских XII века это было нормально. И этот жест игумена Даниила для современных паломников может быть поучителен. Конечно, не в том плане, чтобы они сегодня брали благословение у бенедиктинского игумена, а как пример уважительного отношения к инославным.
Записал Юрий Чернуский
Гробница Богородицы
Гробница Богородицы — величайшая христианская святыня, где, согласно Священному преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Расположена в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской долине, в Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы. Храм (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата; Армянская церковь также имеет права на его использование, иные христианские конфессии имеют доступ для совершения богослужения.
Погребение Богородицы
По преданию, известному с IV в., Богородица скончалась в Иерусалиме в 57 г. в возрасте 72 лет и апостолы похоронили Её в Гефсимании в семейной гробнице, где были захоронения ее родителей Иоакима и Анны и мужа Иосифа Обручника.
Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе».
Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым.
Церковь Успения Богородицы
История
Традиция, определяющая Иерусалим как место погребения Богородицы, известна с I века: об этом пишет Дионисий Ареопагит в своём послании епископу Титу.
Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII в. Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
В 326 г. царица Елена построила над Гробницей Богородицы первую церковь. Нижняя часть церкви представляла собой пещеру в форма креста, большая часть которой была вырублена в скале.
Небольшой верхний храм на восьмиугольной основе над этим местом был построен в V веке иерусалимским патриархом Ювеналием (во время правления византийского императора Маркиана в), был разрушен персами в 614 г., но вскоре восстановлен.
Пилигрим Аркуф, посетивший её в 680 г. писал, что церковь состояла из двух уровней: в верхнем было 4 алтаря, в нижнем один алтарь и Гробница Богородицы.
Лестница вид снизу Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора (680–681 гг.), по преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены. Святой пояс, находится сейчас в обители Ватопед на Святой Горе Афон в Греции.
Церковные летописи IX в. сообщают, что в церкви служили 13 пресвитеров и священников, 6 монахов и 15 монахинь.
В последующие столетия церковь разрушали несколько раз, но при этом Гробница Богородицы не пострадала, поскольку мусульмане почитали её как гробницу матери пророка Исы (Иисуса), а также потому что во время своего Ночного полёта из Мекки в Иерусалим Пророк Мухаммед видел свет над Гробницей Марии.
В 1130 году храм был восстановлен дочерью Балдуина II Мелисендой: она украсила его стены фресками, а после смерти (1161 г.) была погребена в крипте храма.
У престола св. Стефана можно написать записки и взять свечи Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
При церкви был организован бенедиктинский монастырь с тремя башнями для защиты комплекса. Королева Мелисенда похоронена в крипте верхней церкви в 1161 г.
После падения крестоносцев в 1187 г. Саладин разрушил большинство сооружений верхней церкви, но не тронул нижнюю. После ухода крестоносцев за Гробницей Богородицы следили францисканцы, а в настоящее время совместно Греческая, Армянская, Сирийская и Коптская православные церкви и мусульмане.
План Гробницы Богородицы
Описание
Гробница Богородицы находится под землёй, только фронтон с готическими арками XII в. расположен над поверхностью земли. Вход в с юга. От входа вниз ведет широкая (6,5 м) каменная лестница из 48 ступеней.
Подземная церковь (34 м в длину и 6 м в ширину) имеет форму креста и в ней находится кувуклия-часовня 2 x 2 м с гробом Богородицы. Кувуклия покрыта мрамором и украшена драгоценностями, ее освещают 24 серебряных подсвечника и несколько лампад.
Каменное ложе Богородицы в кувуклии. Сверху православный престол Israel Travel Guide, CC BY-SA 3.0
Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход. За кувуклией, в восточной части храма, находится чудотворная и очень почитаемая икона Божья Матерь Иерусалимская русского письма, , которая помещена в киот из розового мрамора. Слева от нее, у стены, расположен православный жертвенник. С южной стороны кувуклии устроена небольшая молельня для мусульман, также почитающих Деву Марию.
Приделы и престолы
Церковь имеет по меньшей мере 9 приделов и престолов, в которых в настоящее время время совершают богослужения православные христианские конфессии:
В середине лестницы (на 23 ступени справа при спуске) имеются два придела:
1-2. Правый — в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы, принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда, о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.
3. Левый придел освящен в честь Иосифа Обручника ( по приданию, он похоронен под этим престолом). С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.
4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.
5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.
6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.
7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.
8. Престол Сиро-яковитской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии в особом небольшом пределе.
9. Предел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.
С южной стороны кувуклии устроен михраб — молельня для мусульман.
Добавить комментарий