Иисус Христос учитель

Содержание

Иисус стал одним из нас

Не смотря на то, что Он пришёл с небес, Он стал одним из нас. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах»(Иоанна 3:13).

Земные учителя проходят путь от малого до большего. Они постигают, растут, обрастают регалиями. Они становятся очень занятыми и недоступными, многие гордятся и превозносятся. Но Христос стал одним из нас, Он умалился для встречи с человечеством.

Представьте Его оставленного, одного, беспомощного перед лицом разъярённой толпы и их учителей, распинающих великого Учителя! Его ученики предали Своего Учителя, но Он не стыдился их.

Иисус учит Своим примером

Сегодня очень сложно найти таких учителей, которые живут так, как учат. Тех, кто умеет красиво говорить — много, а поступающих, как учат — мало.

Говоря не ругаться, мы, взрослые, часто ругаемся. Предупреждая детей не лгать, мы сами это делаем… Всем известно, что такие формы воспитания не имеют никакого успеха.

Наставления же Христа о праведной жизни, Его дела и вся Его жизнь не расходятся с тем, чему Он учит.

Иисус — духовный и авторитетный Учитель

Христос — единственный Учитель, Который наделён авторитетом и говорит о Себе: «Я есмь хлеб, сшедший с небес» (Иоанна 6:41).

Заботясь об обучении детей, люди часто упускают очень важный духовный аспект. В Евангелии говорится: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Луки 4:4).

Сегодня ведутся серьёзные дебаты о том, каким должно быть образование, но не многие понимают, что духовное и нравственное воспитание людей значительно важнее, чем постижение высшей математики. Христос в первую очередь даёт духовное воспитание и образование. Поэтому очень важно строить с Иисусом личные отношения. Как это сделать? Читать и вникать в Его Слово, размышлять о Его жизни, молиться, общаясь с Ним. Таким образом, человек переживает незаметный процесс преображения в Его святой образ, питаясь этим хлебом жизни небесного происхождения.

Иисус — заботливый, спасающий Учитель

Иисус продемонстрировал удивительное позитивное отношение к Своим ученикам. Присмотритесь, кто Его ученики: женщина, взятая в прелюбодеянии, грубый рыбак, чёрствый мытарь, фарисей, кому буква важнее сути, — но Иисус даёт надежду каждому.

Знания, которые даёт Иисус, являются основой веры, а, следовательно, и спасения.

Иисус учил и спасал. Его наставления возвращали радость и вселяли надежду. Однажды большая группа людей, не поняв проповеди Христа, отвернулась от Него. Он спросил учеников, не желают ли и они уйти? Тогда Пётр выразил саму суть их привязанности к Иисусу: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого» (Иоанна 6:68, 69).

Иисус — великий Учитель, Который любит

Сегодня много педагогов, но мало любящих наставников; много «чадопроизводителей», но мало любящих матерей и отцов; много полицейских, но мало защитников; много врачей, но мало сострадающих. Иисус учит нас, как следует обращаться с детьми и со всеми людьми. Без любви никакие воспитательные методы не помогут. Иисус любил всех учеников — и сильных, и слабых; умных и не очень; преданных и предателей…Он даёт и нам заповедь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанна 15:12).

Иисус — великий Учитель, Который пошёл на смерть ради спасения учеников

История сохранила повесть о Януше Корчаке — легенде XX века. Он был врачом, писателем, педагогом. Он жил ради детей, во имя детей и вместе с детьми принял смерть в газовых камерах фашистского лагеря смерти Треблинка. Доктор Корчак заслужил мировую известность не только своей героической смертью, но и всей своей жизнью. Эта история стала известна всему миру.

Подвиг Януша — это великий подвиг, достойный восхищения, но всё же — это слабое отражение подвига Христова — Он шёл во главе человечества для спасения всех людей. Да, Он мог отказаться, и мы все были бы обречены. На том лобном месте Он был пригвождён ко кресту между небом и землёй. Он раскинул руки, как бы желая обнять всех людей, тебя и меня.

Иисус — великий Учитель, потому что ради тебя и меня, ради Своих учеников был готов умереть, что Он и сделал.

Учиться у Этого Учителя — великое преимущество.

Евгений Зайцев

Газета «Сокрытое Сокровище» № 10 (186) октябрь 2012 г.

Митрополит Иларион: Чему может научиться у Христа современный педагог

На протяжении вот уже 30 с лишним лет я являюсь священнослужителем Русской Православной Церкви. В течение этого периода мне довелось преподавать во многих учебных заведениях самого разного профиля. Перечислю лишь некоторые: Московская духовная академия, Общецерковная аспирантура и докторантура, Научно-исследовательский ядерный институт МИФИ, Кембриджский университет в Великобритании, Фрибургский университет в Швейцарии. Этот обширный преподавательский опыт естественным образом дополняет мое основное служение.

Ведь и священник призван учить и воспитывать. Призвания священника и учителя во многом близки, у них общие задачи. Не случайно Церковь и школа всегда взаимно дополняли друг друга.

Эта общность задач неслучайна. Слово «педагог» является переводом греческого «детоводитель». Педагог — это тот, кто берет ребенка за руку и ведет его по жизни.

Слово «педагогика» употребляется в разных значениях, оно описывает и обучаемых, и обучающих, и само обучение и воспитание, и, наконец, содержание передаваемого учения, например заповедей. Об этом в своем сочинении под названием «Педагог» говорит христианский писатель рубежа II–III веков Климент Александрийский.

Фото: Пресс-служба ОЦАД

У Иисуса был уникальный преподавательский метод

Христианская педагогика берет начало в библейской истории. У ветхозаветных пророков были ученики, и даже целые школы. Однако пророческий дар, личную харизму нельзя было передать простым обучением или путем передачи информации, то есть тем, что сейчас называют «оказанием образовательных услуг». Между великими пророками существовала духовная преемственность. Дух одного пророка после его смерти мог перейти к другому (4 Цар. 2:3, 5, 7). При этом один пророк не мог передать другому свои дарования автоматически, как бы по наследству: передача пророческого дара от учителя к ученику была актом воли Божией.

В своем сочинении Климент Александрийский указывает на то, что многие учителя пытаются учить разным умениям и знаниям, но к «усмотрению Истины» приводит лишь педагогика, которая согласна с волей Божией.

Говоря о педагоге, Климент имеет в виду не просто абстрактного учителя. Перед его глазами стоит яркий образ Иисуса Христа — Педагога с заглавной буквы.

Я не сомневаюсь, что многие из вас читали Евангелие. Для кого-то, несомненно, это настольная книга, руководство к действию. Для других, может быть, просто интересный литературный памятник. Но мне бы хотелось сегодня выразить пожелание, чтобы каждый из вас, избравших своим призванием педагогику, прочитал Евангелие глазами профессионала и посмотрел на образ Христа именно с этой точки зрения: чему может научиться у Него современный педагог?

У Иисуса был очень интересный, своеобразный и уникальный преподавательский метод. Так, например, Иисус никогда не снижал планку, пытаясь подстроиться под духовный и интеллектуальный уровень Своих собеседников, как делают многие учителя.

Прочитайте Его беседу с Никодимом из 3-й главы Евангелия от Иоанна или беседу с самарянкой из 4-й главы того же Евангелия, и вы увидите, что разговор в обоих случаях происходит как бы на двух разных уровнях: на одном уровне говорит Иисус, на другом вопрошает собеседник. Иисус как бы ведет за собой собеседника, поднимая его все выше и выше и научая за простыми земными явлениями и предметами видеть духовные реальности.

Через текст притч до нас доносится Его живой голос

Одной из характерных особенностей педагогического метода Иисуса было использование жанра притчи в качестве едва ли не основного способа передачи истин людям. В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус. Унаследовав этот жанр от Ветхого Завета, он расширил его возможности до такой степени, довел искусство притчи до такого совершенства, что никто из Его последователей — ни в первом, ни в других поколениях — не обращался к жанру притчи.

Использование притчи в качестве основной формы передачи духовно-нравственных истин было настолько характерным для Иисуса, что евангелисты специально отмечали: «Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им» (Мф. 13:24); «И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им…» (Мк. 4:33-34). Когда Иисус переставал говорить притчами, это даже вызывало удивление: «Вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой» (Ин. 16:29).

Жанр притчи является одним из промежуточных звеньев между прозой и поэзией. Притчи излагаются, как правило, в прозаической форме, однако их образный строй, язык, лаконичная форма изложения, присказки и присловия, которыми они часто сопровождаются («кто имеет уши слышать, да слышит»; «много званых, но мало избранных»; «будут последние первыми, и первые последними») — все это сближает притчи с поэзией, придает им поэтическую окрашенность.

Соответственно, и восприятие притч слушателем близко к тому, как люди воспринимают поэзию. В стихотворении читатель, как правило, не ищет мораль, выводы или инструкции: гораздо важнее оказываются образы, звукопись, ритм, игра слов, другие приемы поэтического мастерства.

Иисус нередко обращался к людям с прямыми наставлениями, имевшими императивную форму (примером может служить Нагорная проповедь). Но в притчах Он прибегал к иной форме изложения, оставлявшей значительно больше пространства для воображения, фантазии, самостоятельного творческого осмысления.

Не будем забывать и о том, что если для нас притчи являются, прежде всего, письменным текстом, который мы читаем, изучаем, анализируем, то для непосредственных слушателей Иисуса дело обстояло иначе: они слышали Его живую речь со всей характерной для нее динамикой устного, межличностного диалога. При переносе на бумагу неизбежно исчезали те дополнительные оттенки, которые слушатели улавливали благодаря интонации Рассказчика, Его жестикуляции, повышению и понижению голоса, выражению лица и глаз. Какие-то дополнительные обертоны утрачивались при переводе с арамейского на греческий язык, а затем и при каждом новом переводе текста с греческого на иные языки.

И, тем не менее, несмотря на то, что в определенном смысле каждая притча Иисуса, которую мы читаем сегодня на своем родном языке, является реконструкцией того, что Он говорил когда-то Своим непосредственным слушателям, через письменный текст этих притч до нас доносится Его живой голос. И письменный текст воскрешает перед нами образ Того, Кто не только нес людям весть о Царствии Божием, но и обладал способностью облечь эту весть в яркие, запоминающиеся образы.

Притча имеет некоторое сходство с басней или сказкой. Подобно басне, она построена на принципе метафоры и в некоторых случаях заканчивается прямым указанием на то, как эта метафора соотносится с реальностью. Подобно сказке, притча не претендует на реализм и может содержать в себе разного рода фантастические детали, закончиться раньше, чем хотелось бы слушателям. Прослушав сказку или басню, дети иногда спрашивают: «А что было дальше?» Этот вопрос взрослым кажется неуместным и комичным, так как они знают законы жанра.

Нагорная проповедь

Ученики многое не понимают, но остаются с Ним

Иисус был подлинным Педагогом не только потому, что основным делом Своим избрал учительство, но и потому, что создал вокруг Себя общину учеников. Общественное служение Иисуса начинается с призвания учеников: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1:16-20; Мф. 4:18-22).

Глагол «следовать» встречается в Евангелиях в общей сложности 79 раз (25 у Матфея, 18 у Марка, 17 у Луки и 19 у Иоанна), из них в 73 случаях он указывает на следование за Иисусом. Призвание апостолов заключается прежде всего в том, чтобы следовать за Учителем — как в буквальном смысле (идти за Ним), так и в переносном (исполнять Его заповеди, следовать Его учению).

Сравнительный анализ повествований четырех евангелистов показывает, что община учеников складывалась вокруг Иисуса постепенно. Общее количество учеников варьировалось: если верить Иоанну, то сначала их было пять, потом стало значительно больше, потом многие отошли. Синоптики не прослеживают такую динамику: из их повествований можно вывести лишь то, что число учеников постепенно росло.

Тема взаимоотношений Иисуса с учениками — одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Значительная часть поучений Иисуса, воспроизведенных в Евангелиях, адресована ученикам. Иисус беседует с ними наедине; отдельно обращается к ним перед тем, как обратиться к народу; по их просьбе разъясняет то, что они не поняли в Его поучениях, адресованных народу.

Община учеников во главе с Иисусом была первой новозаветной школой, в которой ученики усваивали Божественное Откровение из уст Самого воплотившегося Бога. Именно в усвоении этого опыта и состояло прежде всего ученичество апостолов. Как утверждает евангелист Иоанн, в сообщении ученикам этого опыта и заключается, в конечном счете, основной смысл земного служения Иисуса: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:16-18). Здесь употреблен греческий глагол «экзегесато» — «явил», «изъяснил», «показал». Иисус явил ученикам Бога Отца, стал первым «экзегетом» Бога.

Ученики называли Иисуса «Учителем» и «Господом», и Христос принимал это как должное: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо Я точно то» (Ин. 13:13). Задачу учеников Он определял прежде всего как подражание Ему. Умыв ноги ученикам на Тайной вечери, Христос сказал им: «Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я» (Ин. 13:14-15).

Сознавая Свое учительское достоинство, Христос говорил: «Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его» (Мф. 10:24-25). В то же время Он подчеркивал, что Его ученик — это не «слуга» и не «раб» своего Учителя: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Ученичество есть не что иное, как дружба с Учителем — глубокая дружба, при которой Учитель ничего не скрывает от учеников.

Отношение Христа к ученикам отличается от Его отношения к простому народу. Народ Он учит притчами, говорит людям не все, что мог бы сказать ученикам, некоторые вещи скрывает от него. Ученикам же Он доверяет великие и сокровенные тайны Царствия Небесного: «И, приступивши, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано; ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10-14).

Евангелисты не скрывают от нас сложностей во взаимоотношениях Иисуса и учеников, фиксируют различные реакции учеников на слова Иисуса и происходящие события: не только восхищение, радость, изумление, удивление, но также и непонимание, недоумение, неверие, страх, протест. Богатая гамма личных чувств, переживаний и эмоций учеников представлена на страницах Евангелий. Ученики часто не понимают, что хочет им сказать Учитель, переспрашивают Его, спорят с Ним.

Тем не менее, при чтении Евангелий мы воспринимаем учеников Иисуса как единую и в целом сплоченную команду. Они многое не понимают из того, что Он говорит и делает, но продолжают оставаться с Ним, ходить за Ним, слушать и запоминать Его поучения и притчи. Какая-то сила удерживает их при Нем, несмотря на постоянную напряженность, происходящую от того, что они живут на ином интеллектуальном и духовном уровне, чем их Учитель.

Круг учеников и последователей Иисуса был достаточно широким. В него входили 12 апостолов, специально избранные и поставленные на служение, а также упоминаемые Лукой 70 других апостолов. Были у Иисуса и тайные ученики, из которых двое известны по имени. Помимо учеников-мужчин, среди последователей Иисуса были и женщины — как названные по имени, так и оставшиеся безымянными.

Ученики были необходимы Иисусу для того, чтобы разделять Его труды, слушать и запоминать Его поучения, а со временем — и это главное — продолжить Его дело. Именно они составили ядро Церкви, которую Иисус создал на все времена.

Создание Церкви было миссионерским проектом — крупнейшим в истории человечества. И осуществление этого проекта после смерти и воскресения Христа легло на плечи Его учеников, которым Он повелел: «Идите, научите все народы… уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Обратите внимание на дважды употребленный в одной фразе глагол «учить»: именно учительную, педагогическую миссию Спаситель объявляет главным делом Своих учеников.

Для осуществления этой миссии им необходимо было содействие Святого Духа, Который, по обетованию Спасителя, должен научить их всему (Ин. 14:26). После того, как в день Пятидесятницы на учеников нисходит Дух Святой (Деян. 2:1-4), они становятся в полном смысле слова апостолами и вступают на путь учительства. Подобно Иисусу, они начинают учить в храме, в синагогах, в частных домах (Деян. 5:21; 5:42; 13:14).

Фото: Пресс-служба ОЦАД

«Итак, чего же хочет от нас Педагог?»

Преемство учения, переходящего из поколения в поколение, было неотъемлемой чертой всякой духовной школы. Иисус Христос как учитель был преемником ветхозаветных пророков и Иоанна Крестителя; преемниками Иисуса стали апостолы и первые поколения христианских учителей. В их задачу входило прежде всего научение вере оглашенных и новокрещеных; наряду с пастырями они занимались евангелизацией и катехизацией членов молодых христианских общин.

Проповедь апостолов и их преемников стала почвой, на которой сформировались духовные школы христианского Востока. По мере того как Церковь расширялась географически, христианские учителя сталкивались с культурными традициями, отличавшимися от той, в которой сформировалась апостольская община. Происходил сложный и временами болезненный процесс осмысления богооткровенной религии как пути ко спасению, не обусловленного рамками еврейской национальной традиции. Благовестие о Боге воплотившемся, распятом и воскресшем долгое время оставалось «безумием» для эллинистического мира (1 Кор. 1:23), который должен был созреть для своей Пятидесятницы, найти свой подход к тайне Боговоплощения. Рожденное в ином культурном измерении, сознание эллинского мира требовало и иного педагогического подхода со стороны христианских учителей.

Опыт первохристианских апологетов показывал, как трудно было донести истины Откровения, научить опыту жизни во Христе античное общество. Эта задача была блестяще выполнена катехизическими школами древнего мира. Такие школы возникали в различных крупных центрах тогдашней экумены. Одним из таких центров была Александрия, и именно там вел свою преподавательскую деятельность Климент.

Климент Александрийский

В училище, которое он возглавлял, преподавалось не только христианское богословие. Большое внимание уделялось и светским наукам. Это было сознательной установкой. Климент считал, что неученый человек не сможет ни отличить истину от лжи, ни должным образом защитить христианскую веру перед ее врагами: «Некоторые полагают весьма разумным ни с диалектикой, ни с философией дела не иметь, ни естественных наук не изучать, но довольствоваться лишь простой и чистой верой.

Но это все равно, как если бы утверждали они, что никакого ухода за виноградной лозой не нужно, а достаточно лишь посадить ее, чтобы иметь потом гроздья… При уходе же за виноградной лозой… приходится пользоваться ножом, заступом и другими земледельческими орудиями… Подобным же образом свести все к истинному учению может лишь человек основательно ученый. Для защиты веры от посягательств на нее он пользуется многим и из геометрии, и из музыки, и из грамматики, и из философии» .

В то же время преподавание отнюдь не сводилось к усвоению тех или иных теорий. Главный упор делался на нравственность: «Основная задача Педагога — практика, а не теория; не обучение, а нравственное улучшение — вот Его цель; жизнь мудреца, а не ученого. Отчасти Логос является, конечно, и учителем, но это не главная при сем Его цель. Дело Учителя состоит, собственно, в раскрытии и объяснении положений веры. Но так как Педагог наш есть практик, то прежде всего занимается Он порядками нравственной жизни. Поэтому, с одной стороны, Он приглашает к исполнению обязанностей, сообщая наичистейшие понятия о нравственности; с другой стороны, Он указывает современному поколению на нравственные образы времен прошедших» .

Вновь и вновь Климент напоминает о нравственной составляющей процесса обучения: «Итак, чего же хочет от нас Педагог? О чем проповедует Он и словом, и делом? Он дает заповеди и запрещения; одни — ясно — для исполнения, другие — в предупреждение с нашей стороны деяний, противоречащих тем заповедям» .

Научить самому главному — любви к Богу

Интереснейшим примером христианского учителя является Ориген, еще один александриец, чью роль в формировании образовательной концепции христианской Церкви трудно переоценить. Он разработал и осуществил новый метод преподавания, генетически связанный с традициями Климента Александрийского, но качественно отличавшийся от всего, что существовало в христианской педагогике до него.

Будучи выдающимся мыслителем, Ориген понимал, что христианская мысль должна охватить все области человеческого знания, и чем глубже преображающий дух христианства проникнет во все сферы интеллектуальной жизни общества, тем громче зазвучит проповедь Христа в языческом мире.

В своей преподавательской деятельности Ориген ставил на первое место толкование Священного Писания и изучение христианских догматов. Однако, прежде чем переходить к чтению и толкованию Библии, он предлагал слушателям подготовительный курс, включавший в себя диалектику, физику, математику, астрономию и геометрию; затем изучались философия и богословие.

До нас дошло уникальное свидетельство священномученика Григория Неокесарийского, проучившегося у Оригена в течение пяти лет и в своем «Похвальном слове Оригену» рассказавшего о том, как проходило его богословское и духовное формирование под руководством великого александрийского учителя.

Вот что говорит святой Григорий о курсе наук, преподававшихся в Кесарийском училище Оригеном:

Ориген

«Он стремился возбудить и развить не только эту сторону моей души, правильная постановка которой принадлежит одной только диалектике, но также и низшую часть души: я был изумлен величием и чудесами, а также разнообразным и премудрым устройством мира, и я дивился, хотя и без разумения, и совершенно поражен был глубоким благоговением, но, подобно неразумным животным, не умел ничего объяснить; так он возбуждал и развивал во мне эту способность другими отраслями знаний, именно посредством естественных наук он объяснил и исследовал каждый предмет в отдельности… до тех пор, пока… не вложил в наши души вместо неразумного разумное удивление священным устройством вселенной и безукоризненным устройством природы. Этому возвышенному и божественному знанию научает возлюбленнейшая для всех физиология. Что же я должен сказать о священных науках — всем любезной и бесспорной геометрии и парящей в высотах астрономии?.. Он через обе эти названные науки, как бы посредством лестницы, возвышающейся до небес, делал для меня доступным небо» .

Таким образом, Ориген сохранял те же предметы, что преподавались до него Климентом Александрийским, однако каждый отдельный аспект той или иной науки был представлен шире и полнее. Изучалась не только философия, диалектика и логика, но и космология, а также физиология (в античном смысле этого слова), что давало возможность учащимся приобретать энциклопедическую образованность, знакомиться с самыми разными областями человеческого знания.

Как утверждает святой Григорий, в школе Оригена последовательно изучались все известные системы греческих философов. Однако лекции его были построены таким образом, чтобы показать разницу между философскими доктринами. Вводя учеников во все многообразие античного философского наследия, Ориген учил их ориентироваться в нем, отличать белое от черного, истинное от ошибочного.

Ориген не просто представлял учащимся те или иные античные учения, он интерпретировал их в христианском духе, применял к ним критерий соответствия христианскому Благовестию. Благодаря этому он становился подлинным «детоводителем» своих учеников: по словам Григория, он не просто рассказывал о тех или иных учениях, но «он и сам шел вместе со мною впереди меня и вел меня за руку, как бы во время путешествия… Он собирал все, что у каждого философа было полезного и истинного, и предлагал мне, а что было ложно, выделял…» .

Согласно свидетельству Григория, между Оригеном и его слушателями не было той дистанции, которая нередко отделяет учителя от учеников. Несмотря на свое высокое положение, Ориген не обращался с учениками, как начальник с подчиненными, не унижал их и не старался во что бы то ни стало добиться беспрекословного послушания. Учителя и учеников в школе Оригена скрепляла глубокая и искренняя дружба.

Григорий Неокессарийский

Святой Григорий пишет: «Он поразил меня и жалом дружбы, с которым нелегко бороться, острым и сильно действующим, — жалом умелого обращения и доброго расположения, которое, как благожелательное ко мне, обнаруживалось в самом тоне его голоса, когда он обращался ко мне и беседовал со мною .

Как подчеркивает святой Григорий, Ориген научил его самому главному — любви к Богу. Именно на этой любви, как на прочном основании, были построены отношения учеников с учителем: «Подобно искре, попавшей в самую душу мою, возгорелась и воспламенилась моя любовь как к священному, достойнейшему любви самому Слову, Которое в силу Своей неизреченной красоты привлекательнее всего, так и к сему мужу, Его другу и глашатаю» .

И думающий человек возвращается к истинам религии

Я не случайно столь подробно остановился на опыте христианских учителей первых веков. Задолго до того, как в Западной Европе появились первые университеты, христианские учителя на Востоке создавали такие учебные заведения, в которых изучался широкий, универсальный по тем временам круг наук. При этом приоритетом оставалось духовно-нравственное воспитание учащихся.

На протяжении многих столетий слова «ученый» и «монах», «учитель» и «священник» были почти что синонимами. Все крупные европейские университеты создавались как богословские школы, и преподавали в них в течение многих веков только монахи и священнослужители. Мало кто знает, что вплоть до середины XIX века занять преподавательскую должность в Оксфорде и Кембридже могли только священнослужители.

Секулярная эпоха оказала серьезное воздействие на связь религии и воспитания. Философские учения, которые пытались сконструировать «религию в пределах только разума», пользуясь выражением Иммануила Канта, стремились увести человека от веры, подменить ее истины абстрактными рассуждениями и основанной на них светской моралью.

Следующим шагом стал полный отказ от религиозной составляющей образовательного процесса, попытка построить образование на атеистической основе. Такая попытка была предпринята в нашей стране в советское время. Параллельно на Западе происходил постепенный процесс атеизации всей системы образования, который в настоящее время можно считать близким к завершению. Конечно, в западных университетах сохраняются теологические факультеты, и теология традиционно стоит на первом месте в списке наук. Но представление о живой связи между религиозным опытом и образовательным процессом не просто потеряно: оно сознательно и последовательно демонтируется.

Что стало итогом этого длительного процесса эмансипации образования от религии? Превращение образования в одну из сфер услуг. Однако такая метаморфоза полностью обесценивает образование, лишает его самого главного — воспитательной составляющей.

Сегодня дефицит ценностей возвращает думающего человека к истинам религии. Не случайно в нашем отечестве теология возвращается на свое законное место в гуманитарных науках и в образовании. Это очень важно, поскольку в России живут представители разных народов и разных вероисповеданий. Но теперь нужно, чтобы теология и педагогика смогли объединить усилия.

Я очень рад тому, что в стенах МПГУ существует и успешно развивается кафедра теологии. Очень важно, чтобы систематическое теологическое образование было дополнено педагогическими компетенциями, а педагогические навыки сочетались если не с религиозным опытом, то по крайней мере с хорошим знанием религиозных учений и традиций.

Сегодня нередко задают вопрос о том, куда пойдут выпускники кафедр теологии, где они будут востребованы. Во-первых, они будут востребованы в высших учебных заведениях в качестве преподавателей, поскольку роль религиозного фактора в жизни людей не только не уменьшается, но наоборот, очевидным образом возрастает. А значит, нужны люди, способные этот фактор должным образом интерпретировать, сообщая знания о религии студенческой молодежи.

Во-вторых, выпускники теологических кафедр должны стать теми, кто преподает «Основы религиозной культуры» в школах. Ни для кого не секрет, что сегодня этот предмет, не так давно введенный в школьное образование, подчас преподается лицами, имеющими ограниченные компетенции в религиозной сфере, получившими образование в совсем иных областях.

Создание условий, при которых и дети, и молодежь будут получать качественные знания о религиозных традициях, на мой взгляд, должно стать одним из приоритетов государственной образовательной политики. Быть или не быть религиозным человеком, к какой религиозной традиции принадлежать — это дело личного выбора человека. Но иметь знания о религиозных традициях — как своей собственной, так и своих ближайших соседей — крайне важно, особенно в наше время, когда нередко за религию выдается то, что таковой не является.

Религиозной символикой и риторикой пользуются разного рода сектанты, не говоря уже об экстрасенсах и чародеях, наносящих своей деятельностью непоправимый вред психике людей, их духовному, душевному, а подчас и физическому здоровью. Суеверие — антипод религии. И расцветает оно на той же самой почве безграмотности в религиозных вопросах. Ликвидация этой безграмотности — наша общая первоочередная задача.

В решении этой задачи я очень рассчитываю на педагогов нынешних и на педагогов будущих. Все мы — и верующие и неверующие — находимся в одной лодке. У нас один общий дом. Мы должны не только сохранять его от пожаров и обрушения, но и заботиться о том, чтобы жить в нем становилось все лучше и лучше.

Завершая свое выступление, повторю: образование — это не торговля образовательными услугами. Это формирование в человеке образа Божия. Именно поэтому богословы одним из прекраснейших и благороднейших призваний считают детоводительство-педагогику.

И мне очень приятно провести этот день вместе с вами — теми, кто выбрал это призвание.

Климент Александрийский. Строматы, 1, 9.

Климент Александрийский. Педагог, 1, 1.

Климент Александрийский. Педагог, 1, 2.

Священномученик Григорий Неокесарийский. Благодарственная речь Оригену, 109-114.

Св. Григорий. Благодарственная речь, 170-173.

Св. Григорий. Благодарственная речь, 81.

Св. Григорий. Благодарственная речь, 83.

Теме наставничества была посвящена весенняя региональная конференция служителей церквей Волгоградской и Астраханской областей, которая состоялась 26 марта 2016 года.

Гостями конференции стали председатель РС ЕХБ Алексей Васильевич Смирнов и его помощник Амир Усмонов. Новый взгляд на видение церкви и её миссию, наставничество и взращивание учеников, как основная задача церкви, и ещё много интересных мыслей прозвучало на этой конференции. Уверены, что каждый присутствующий служитель не остался равнодушным и уехал домой вдохновлённым с большим количеством идей.

Открыл конференцию епископ Виталий Сергеевич Мороз, обозначив основные цели жизни христианина, среди которых — посещение церкви, правильное поведение, полное посвящение Христу.

Алексей Васильевич Смирнов

Алексей Васильевич Смирнов в своём первом выступлении обозначил одну из животрепещущих проблем церкви, заключающуюся в том, что она стала привлекать людей не содержанием (живые проповеди, действие Духа Святого, отношения между членами церкви), а внешним видом (убранство церкви и т. п.). Целями собраний должны быть поклонение, прославление, духовное взращивание.

В четвёртой главе послания к Ефесянам дана установка для Церкви:

11 и Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13 доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова

Бог ставит служителей в церкви именно для «взращивания», наставления, и каждый христианин должен стремиться к обучению. Зрелость христианина определяется не количеством времени пребывания в церкви, количеством выученных стихов, гимнов. Христианин должен твёрдо знать, во что он верит и почему, чтобы он мог передать это другим людям, распространяя Евангелие.

Основное условие наставления дано в четвёртой главе 2-го послания Тимофею:

2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Наставление должно быть основано строго на Священном Писании. Слово Божье должно работать в нашей жизни.

Алексей Васильевич предложил следующие методы наставления:

  1. Настойчивость в духовном росте (на пастыре и служителях лежит ответственность за каждого верующего). Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый слушатель (в том числе вновь пришедшие, дети, подростки) слушал, понимал и принимал наставления.

  2. Тематические собрания, которые направлены на разбор какой-то определённой темы для глубокого понимания.

  3. Индивидуальная работа: посещение верующих по домам, домашние группы, в которых могут разбираться частные, трудные для понимания вопросы.

  4. Дисциплинированность в церкви по отношению ко греху: своевременное реагирование на греховное состояние члена церкви. Грех должен быть наказуем, необходимо исповедание.

Амир Усмонов

В продолжение проповеди А. В. Смирнова брат Амир раскрыл принципы наставничества, которые начинаются с церковных «начальств»:

  1. Организовать институт наставничества в церкви.

  2. Наставничество церковной команды через:

    1. Совместный разбор воскресной проповеди (проработать ключевые моменты), изучение Писания, молитву о том, чтобы дать людям правильное понимание темы.

    2. Индивидуальное наставничество: важно духовно помочь человеку, переживать и заботиться о нём.

Наставничество для церковной общины в целом может проходить по группам:

  • Группы наставничества (церковные малые группы зрелых верующих), цель которых — духовное взращивание посредством изучения соответствующих тем (например, отношение к деньгам).

  • Группы ученичества (домашние малые группы для неверующих, тех, кто недавно стал посещать церковь), в которых подбираются темы по основам христианской веры (о личности Бога, спасительной Жертве).

Сила — в Духе Святом, и если мы не приводим людей к Богу, значит, мы духовно слабы.

Группы ученичества должны состоять из «людей мира», которые всегда идут на духовный контакт и приводят других людей.

В 10 главе Евангелия от Луки дано библейское обоснование «человека мира» и руководство по его достижению и обращению к Богу:

  1. Молитва о послании человека мира.

  2. Идите! (Луки 10:2). Ищите, пробуйте, пытайтесь, будьте послушны Богу и открыты к служению.

  3. Не требует финансовых вложений. Миссия — не разовый проект, а образ жизни.

  4. Смотреть на пример Христа — он был с мытарями и грешниками, взаимодействовал с «людьми мира».

  5. Знакомьтесь, выстраивайте отношения, «ешьте и пейте» (Луки 10:7,8). Необходимо уважительно относиться к людям, завоёвывать расположение сердец.

  6. Постоянство. Мы не имеем права бросить человека, если начали благовествовать ему.

  7. Помогайте и участвуйте в нуждах людей.

Иисус заповедовал не просто приводить людей к Богу, а делать их учениками Христа.

В заключение конференции Алексей Васильевич подвёл итоги и сделал выводы о том, что церковь должна быть благовествующей, а не сидящей в домах молитвы; не должно быть человекоцентричности (принятие решений не должно зависеть от авторитета служителя и его мнения), только Бог и Его воля находится в основании всего.

Видеозаписи проповедей:

  1. Алексей Смирнов: Наставничество церковной общины
  2. Амир Усмонов: Виды наставничества
  3. Амир Усмонов: Рождение учеников Христа
  4. Алексей Смирнов: Практический пример изменения церкви, которая начинает рождать новые церкви

Иисус Христос

25 декабря отмечается Рождество по католическому стилю, 7 января отмечают этот праздник в Православной традиции. Однако независимо от того к какой религии или Вере принадлежит человек, и причисляет ли он вообще себя к верующим людям, все чувствуют особую неповторимую атмосферу в это время. И дело тут не только в смене года.

Вот уже более 2000 лет отделяют нас от времени Рождения Великого Учителя – Иисуса Христа. Христианство является самой распространённой религией на Земле. Практически каждый человек на нашей планете теперь знает Его имя. Но тогда, 2000 лет назад в пустынной Иудее, мало кто догадывался какой трудный путь и какая великая слава выпадут на долю младенца, родившегося близ города Вифлеем в пещере, куда пастухи загоняли на ночь скот.

Великий Учитель. Основатель христианства

Место и время рождения. Семья. Ранние годы

Родители Иисуса, Мария и Иосиф-плотник, жили в Галилее, в маленьком горном селении Назарет. Оба они были из рода Давидова и, поскольку в то время проводилась перепись населения, обязаны были прибыть в Иудею по месту рода своего. Здесь, в Иудее, в Вифлееме, что южнее Иерусалима, родился Иисус1 .

Дата рождения, казалось бы, очевидна: ведь с рождения Христа началась новая эра. Однако эта дата была предложена монахом Дионисием 600 лет спустя. Она была принята, несмотря на очевидное несоответствие: ведь во время рождения Иисуса был жив ещё царь Ирод.

В Евангелиях нет дат рождения Иисуса. Евангелие от Матфея сообщает о необычных событиях, сопутствующих рождению Великого Духа. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы2 с востока, и говорят: где родившийся царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф.2:1-7). Мудрецы принесли младенцу Иисусу ценные дары – золото, ладан и мирру, которые в древности обычно подносились царям и другим важным лицам в знак особенного благоговения.

Магами издавна было предсказано, что при особом сочетании планет Сатурна и Юпитера должно совершиться рождение Божественного Воплощения. Это сочетание планет и было Звездой, которая вела магов. Оно появилось в созвездии Рыб, которое, как известно астрологам, управляет Иудеей. Потому маги направились в Иудею, и были в пути около года.

Первым вычислил дату сочетания этих планет – 7-й год до н. э. – выдающийся немецкий астроном Иоганн Кеплер в 1604 году. В 1925 году были прочитаны древневавилонские астрологические таблицы о соединении планет Сатурна и Юпитера в созвездии Рыб, за которым вавилонские астрономы тщательно наблюдали в течение полугода. Когда учёные определили дату наблюдений, ею оказался 7-й год до н. э. И Библейская энциклопедия (в статье «Иродъ») утверждает, что Иисус родился в «тридцать третий год царствования Ирода», то есть в 7-м году до Р.Х.

О родителях. Ранние годы. Своего отца Иисус называл лучшим из отцов. Это была великая душа, хранитель Иисуса и Марии. Первым учителем Иисуса была его мать, та, чьи чистое сердце и преданность Высшему дали возможность воплотиться Высокому Духу. От матери Он узнал, что «Слово Божие сохраняется у Его пророков». В праздник Скинии в доме родителей зажигали подсвечник с семью свечами и читали священные истории. Согласно преданиям, Иисус с пяти лет проявил интерес к изучению иудейских священных писаний. В дальнейшем он во многом превзошёл своих товарищей по учебе. Своим стремлением познать смысл и дух писаний, неоднократно вызывал недовольство учителей, слепо следовавших букве текста.

Назарет, где жила семья Иисуса, лежал на пути многих караванов. Ребёнка привлекали путешественники, побывавшие в разных странах, особенно те, которые владели знанием. Он беседовал со странниками, проникался их учениями и часто удивлял их своим глубоким восприятием тайных познаний. Некоторые оставались в Назарете дольше, чтобы пополнить знания этого необычного ребёнка.

В 13 лет во время праздника Пасхи юный Иисус оказался «в центре знаменитейших учёных и учителей Закона Израиля… Считалось неслыханным делом, чтобы отрок свободно высказывался в присутствии старых учителей, а то, что он осмелился возражать, рассуждать, и поучать в такой среде, казалось чудом!» «Предания сообщают, что после выступления Иисуса в храме и после того как родители вновь нашли его, члены тайной организации, к которой принадлежали маги, обратились к родителям… родители, в конце концов, дали согласие, и мудрецы увели отрока в свою обитель, чтобы дать ему образование, достойное стремления Его души и ума» (Рамачарака. Жизнь Иисуса Христа).

По другим преданиям, вскоре после этой беседы с мудрецами в храме родители отправили сына в пустынную область Южной Иудеи (у берегов Мёртвого Моря) для обучения в общине ессеев. В 19 лет Иисус поступил в монастырь ессеев, который был средоточием мистической науки, имел великолепную библиотеку оккультных книг, принимал путников из Ирана и Индии, направлявшихся в Египет. Изучив тайную доктрину ессеев, Иисус отправился в Египет. «Ибо Египет был одним из мировых центров, где хранились истинные Мистерии… и там получил юный Иисус высшее Посвящение, подготовившее Его к Царственному священству» (А. Безант. Эзотерическое христианство).

В преданиях Ирана, Индии, Тибета встречаются рассказы о молодом учителе Иссе, однажды посетившем их, изучавшем их учения и тайные знания. У браминов и буддистов есть сообщения о том, что проповеди молодого учителя, направленные против кастовых ограничений, восстанавливали против него священников. Для них Он был опасным мятежником. Иисус-Исса постоянно возражал против интриг и лицемерия духовенства и стремился вернуть народ к истинному духу.

Л. Дмитриева, ссылаясь на книгу Р. Рудзитиса «Братство Грааля», сообщает, что «Христос (Великий Путник) был в Гималаях, в Шамбале, в Великом Белом Братстве и пробыл там три года» (Л. Дмитриева. «Тайная Доктрина» Е. Блаватской. Ч. 3). Там же читаем, что «в тибетском Евангелии… повествуется, как жил святой «Исса – лучший из сынов человеческих». Этот манускрипт был найден в одном из тибетских монастырей русским учёным Н. Нотовичем».

Есть указание и на то, что Христос вернулся в Иудею и приступил к Великому Служению после 30 лет странствий, уже в зрелом возрасте.

Великое Служение

Своё Великое Служение – несение истины народу израильскому – Иисус начал с крещения у Иоанна. Почему? Может быть, ответом послужит предание о том, что, вернувшись на родину, Он около года жил у ессеев. Ессеи жили замкнутой общиной неподалеку от Мёртвого Моря. Там Он узнал о священнослужении Иоанна и выразил намерение отправиться к месту его служения, которое было неподалеку от Мёртвого Моря, на берегу реки Иордан. Мудрецы ессеев сообщили Иоанну, что к нему явится великий Учитель, к пришествию которого следует подготовить народ. На вопросы многих, не он ли Христос, Иоанн отвечал, что он лишь готовит путь Господу. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас духом Святым и огнём» (Мф. 3:11). Так ясно была обозначена задача Христа: открыть народу глаза на духовный, божественный план, нести огонь любви и мудрости людям.

В течение трёх лет Учитель вместе с учениками постоянно находился в пути, неоднократно проходя Палестину с юга на север и обратно. От места крещения в реке Иордан направился Он на север, в Галилею, а оттуда снова, через всю страну, на юг, в Иерусалим, на праздник первой после возвращения из странствий святой Пасхи. Вместе с учениками пришёл Иисус в храм. Он увидел, как безжалостно убивают ягнят для жертвы прямо в храме, являя всё лицемерие бездушного обряда. Он увидел прямо в храме стада скота и овец, торговцев и менял. При виде этого богохульства «сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех… и сказал… дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2: 15, 16). Священники не могли простить Иисусу его самоуправства.

Следующие месяцы снова прошли в странствиях по Иудее, Самарии, Галилее. Везде основывал Он кружки учеников, в основном, из числа бедных и униженных. Узнав о смерти Иоанна Крестителя, Иисус удалился в пустыню обдумать предстоящий Ему труд: предстояла Ему и работа Иоанна. Если раньше Он был тихим учителем немногих, то теперь Он выступал перед массами народа «как пылкий проповедник и страстный оратор… и многие образованные люди приходили послушать… Его призывы к правдивости, праведному житию и размышлению» (Рамачарака. Жизнь Иисуса Христа).

Как рассказывает предание, при посещении Иисусом Назарета Он отправился в местную синагогу. По своему рождению и образованию Он мог руководить еврейской службой и читать проповедь как раввин, т. е. священнослужитель. Проповедь свою начал с текста пророка Исайи: «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим; послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис. 61:1). «Сегодня перед вами исполняется Святое Писание», – заявил Иисус изумлённым назарянам и стал говорить, что пришёл нести Истину, звал к достижениям духа, обличал формализм священников и порицал мелочные обряды. Разъярённая толпа потащила пророка по улицам города. Он не сопротивлялся. Только когда подвели к обрыву, спокойно прошёл сквозь толпу, ибо время Его ещё не наступило. Тогда сказал Иисус свою знаменитую фразу: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и у сродников, и в доме своём» (Мк. 6:4). Свою родину, Назарет, Иисус вынужден был покинуть вместе с матерью и учениками и обосноваться в Капернауме.

В Капернауме Иисус начал превращать группу своих учеников в трудовую организацию и учить их постепенно тем знаниям, которыми владел сам. «Не мало было удивления среди учеников, когда Он хотел трудиться вместе с ними, чтобы пропитание давалось трудом… Несколько самых ревностных учеников отпали именно по причине такого постоянного труда» (Надземное. Ч. 2, п. 155).

Начался поток Его поразительных чудес и исцелений. Он исцеляет сына царедворца на расстоянии, исцеляет прикосновением или властным словом «очистись» или «встань и иди». Исцеляет слепых и увечных, поражённых параличом и проказой, бесноватых и сумасшедших. Он оживляет умерших, наполняет сети рыбаков рыбой, сотворяет рыбу и хлеб, чтобы накормить тысячи голодных, пришедших послушать Его; ходит по воде и усмиряет бурю. Все свои оккультные знания о тайнах природы и человеческого духа Он использует для людей и ничего – для себя, щедро отдаёт, невзирая на недоверие толп, нетерпимость фарисеев, сопротивление врачей и священства. Так шёл Великий Путник по стране. «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царства и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 9:35).

«…каждый Великий Учитель близок врачеванию и искусству. Также Великий Путник особенно выделялся этими качествами… Множество врачебных целений совершалось. Они распадались на два вида – люди приходили за исцелением, или Великий Сам прикасался там, где Он видел зачаток болезни. Нередко человек не знал, почему к нему прикоснулся Прохожий. Такое действие было истинной щедростью Великого Духа, который подобно неутомимому сеятелю раздавал зёрна добра.

Также нечасто можно найти в апокрифах слова о красоте, но всё-таки они произносились. Учитель обращал внимание на прекрасные цветы и на сияние солнца. Также Учитель поощрял хоровое пение, ибо оно – сильнейшее средство для вибрации гармонии. Но Учитель не настаивал на этой прилагательной стороне музыки и пения. Он лишь звал к радости и вдохновению.

Среди учеников было много горя и житейских бедствий. Учитель Помогал, прежде всего, поднятием духа. Лишь когда равновесие устанавливалось, Он начинал обсуждать положение. При этом он никогда не осуждал прошлое, но устремлял к будущему. Учитель ясно видел будущее, но выдавал лишь по сознанию. Учитель находил суровые слова там, где сознание было мертво – так врач и Творец совершал свой Путь…

Он не отказывался посещать праздничные собрания и беседовал о каждодневных нуждах. Лишь немногие замечали, сколько мудрых советов давалось с улыбкой и ободрением. А улыбка Его была прекрасна. Эту задушевность даже ученики не всегда оценивали. Бывало и осуждали, когда, по их мнению, Учитель уделял много внимания незначительному человеку. Между тем, прекрасные сосуды открывались под такими улыбками. Также бывали осуждения за беседы с женщинами, но учение было охранено именно женщинами. Также осуждали присутствие так называемых язычников, забывая, что Учитель пришёл к людям, а не для одной секты. Упоминаю о таких осуждениях, ибо они сделали облик Великого Путника ещё человечнее. Если бы Он не соприкоснулся с жизнью и не страдал, то и подвиг Его потерял бы своё значение. Никто не думал, какие страдания причиняли Ему соприкосновения с разными беспорядочными излучениями.

Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой стремительный Путь Великий Учитель» (Надземное. Ч. 2, п. 151, 152).

В дни третьей Пасхи Иисус вместе с учениками торжественно въезжал в Иерусалим, приветствуемый народом, а синедрион4 уже готовил Ему расправу. Иисуса по доносу Иуды арестовали и привели на суд синедриона. Судилище, созванное ночью, в неполном составе и в нарушение принятых им правил суда, признало Иисуса опасным бунтовщиком. Священники, требуя смертной казни пророка, повели Иисуса к Пилату5 затем к Ироду Антипе6 и снова к Пилату. Пилат, не видя вины Иисуса, пытался заменить смертную казнь освобождением узника ради праздника, подвергнув его безжалостному бичеванию, но священники и подстрекаемый ими народ требовали распятия. Иисус был распят рядом с двумя разбойниками.

Молитва Христа

Христос дал своим ученикам всего одну молитву. «В молитву эту он вложил очень древнее учение, существовавшее задолго до Него и полученное Им по традиции… всё познанное Им учение Он пожелал заключить в молитве «Отче наш», надеясь, что люди посадят это зерно в свою душу… будут его взращивать, чтобы обрести прекрасное дерево Посвященческой Науки, которую он нам оставил» (О. Айванхов. Истинное учение Христа).

«Отче Наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мф. 6:9-13).

Сокровенное Учение Христа

«Великий Путник учил о расширении сознания. Он повторял: «Откройте глаза и уши»… Он указывал, сколь глубокий смысл можно усвоить при расширенном сознании. Но нельзя вдеть верёвку в игольное ушко. Большое сознание не вмещается в малое ухо.

Можно представить, какое количество поучений Его не вошло в уши слушателей» (Надземное. Ч.2, п. 176).

Все древние религии Востока имели два учения: одно тайное, сокровенное – для учеников Мистерий, другое – для «внешних», чьё сознание ещё не готово вместить. О том, что были Мистерии Иисуса, или Мистерии Царства, есть немало свидетельств, в том числе и в канонических Евангелиях. Об этом ясно говорят слова Христа ученикам: «…Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах» (Мк. 4:11). В древних писаниях Совершенными и Мудрыми назывались Посвящённые. Так называемое первое посвящение было от воды и Духа. Христос, отвечая фарисею Никодиму, Говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:5,). Следующее посвящение было от Святого Духа и Огня. Иоанн Креститель проповедовал: «Я крещу вас в воде, но Идущий за мною… будет крестить вас Духом Святым и Огнём» (Мф. 3:11).

«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущий в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13, 14). Это высшее оккультное Учение. «Тесные врата» были вратами Посвящения, и через них посвящаемый входил в Царствие Божие. Но лишь немногие могут войти в эти врата, лишь те, усилия которых направлены на постоянное совершенствование, а вся жизнь – на отдачу людям. В этом смысле можно рассматривать обращение Иисуса к ученикам «вы – боги» (Ин. 10:34) и призыв «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Иисус учил учеников жить и действовать так, чтобы люди замечали их духовный свет и воспринимали его: «вы – свет мира… да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14, 16). «Вы – соль земли» (Мф. 5:13). Обязанность соли – давать вкус пище, обязанность Посвящённых – наделять человечество вкусом духовности.

Получение учениками сокровенных знаний непосредственно от Великого Учителя быстро пробуждало в них скрытые природные силы. Уже на второй год обучения Он мог послать своих избранных на проповедь и помощь нуждающимся в здоровье, дав наставление: «даром получили, даром давайте», «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:8, 16).

Учитель знал о близости предстоящей Ему смерти и готовил учеников к Служению, посылая их в разные города страны. «Он поручал ученикам относить… магниты в дальние страны. Нужно вспомнить, как далеко проникали Его вестники. Люди не знали их, но всё-таки чуяли значение таких посланников и ненавидели их, как злобствуют на всё непонятное» (Надземное. Ч.2, п. 155).

«…Великий Путник одним взглядом обращал окружающих к Наивысшему. Учитель говорил: «Братья, решительно для всего вы находите значительное время, но Наивысшему вы оставляете лишь краткие мгновения. Если бы вы отдавали Наивысшему лишь время, потраченное на трапезы, то вы уже сделались бы учителями». Так Он учил жизненно пользе обращения к Наивысшему» (Надземное. Ч. 2, п. 156).

О том, что Христос утверждал непреложный космический Закон перевоплощения, говорят слова Его: «…во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов и матерей, и детей и земель, а в веке грядущем – жизни вечной. Многие же будут первые последними и последние первыми» (Мк. 10:30, 31). О законе перевоплощения свидетельствуют и другие слова из Евангелия четвёртого: «…сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно Говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:57, 58).

Зная Закон Кармы, Христос учил ответственности за свои поступки. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). «…пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником своим скорее, пока ты ещё на пути с ним» (Мф. 5:24, 25). «…и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:19).

Будучи Посвящённым, Учитель знал, что космический Закон Кармы, или Закон Воздаяния, воздаёт людям не только по поступкам, но по желаниям и мыслям, потому и взгляд на женщину с вожделением уже подлежит наказанию. Уйти от наказания нельзя. Если нет видимых свидетелей, есть свидетель невидимый – Закон Кармы. «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» (Лк. 12:2). Зная о силе мысли, Христос предупреждал современников поступать и мыслить справедливо. «Иисус же, видя помышление их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (Мф. 9:4). «Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).

«Ещё говорил Учитель: «Уберегитесь от дурных мыслей, они обратятся на вас и осядут на плечи ваши как омерзительная проказа. Но добрые мысли вознесутся ввысь и вас вознесут. Нужно знать, насколько человек носит в себе и свет целебный, и мрак смертельный»…

«Вы привыкли бояться смерти, ибо вам не говорили о переходе в мир лучший»…

«Нужно понять, что добрые друзья и там будут трудиться вместе».

Так постоянно Великий Путник учил вечности и силе мысли. Но такие заветы были понятны лишь немногим» (Надземное. Ч. 2, п. 160).

Даже в искажённых позднейшими вставками Евангелиях сохранились утверждения Христом Женского Начала. В падшей женщине Марии Магдалине Он видит не грешницу, а сердце, глубоко чувствующее Любовь к Учителю, а впоследствии преданную ученицу. Среди Его ближайшего окружения были женщины, о чём также свидетельствуют Евангелия. И среди Заповедей Его была, как и у других Великих Моралистов, – чти отца и мать своих. «Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и злословящий отца или мать смертью да умрёт» (Мф. 15:4).

Великий Учитель любил и приближал к Себе детей, ибо видел в них продвижение человечества: «…пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:13, 14).

Приход Христа 2000 лет назад обозначил не только новую эру (эпоху Рыб), но и грядущий Новый Мир. Далёкое будущее провидел Великий Учитель, предсказывая своё Пришествие и приближение огненных энергий Нового мира: новое Небо и новую Землю, а «старые тогда и не вспомнятся». Подобно Прометею, принёс Христос Божественный Огонь Любви людям: «Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:49).

Предсказав приближение Мира Огненного, Великий Провидец указал, как нужно готовиться к Его Приходу. Как драгоценные жемчужины остались в Евангелиях Его Заповеди Любви и духовного совершенствования.

Наибольшая Заповедь Христа – возлюбить Господа Бога всем сердцем и всею душою. Вторая подобная ей заповедь – возлюбить ближнего, как самого себя.

Любите Бога и любите ближнего.

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Будьте едины.

Возвещайте Волю Божию.

Исполняйте Божественные Законы.

Душу не убейте.

Не собирайте себе сокровищ на Земле, но собирайте на Небе.

Явите делом.

Дитя примите.

Не судите, да не судимы будете.

Прощайте людям согрешения их.

Молитесь тайно.

Любите врагов своих.

Радуйтесь. Не будьте унылы.

«И так во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф., 7:12).

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди Заповеди… не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф., 19: 17, 19).

Внутренняя суть Учения Христа состояла в том, что земной мир является временным миром, потому следует готовить себя к переходу в Новый Мир, Мир Божественный, который является истинным Домом, откуда человек, сын или дочь Бога, пришёл и куда он вернётся. «Я добрый пастырь, и Я знаю Путь домой».

Дорога к Богу – это внутренний Путь. Открыть этот Путь было Миссией, внутренним Учением Христа. Христос пришёл, чтобы показать Путь и стать примером того, что каждый может следовать по этому Пути. «Верующий в меня, дела, которые творю Я, и он сотворит». Чтобы войти в духовный мир, нужно сбросить смертного ветхого человека и облачиться в духовного человека. Иными словами – нужно достичь уровня сознания Христа, Христосознания, которое является посредником между низким сознанием плотского ума и высшим Сознанием Бога. Это внутреннее Учение Христа было заменено ложным Учением о единственном Сыне Божьем, и был создан культ поклонения Христу.

Единственный Путь к Богу – познать Законы Бога и начать творить Совершенство во имя общего блага и братства на Земле.

Одной из задач Христа было доказать бессмертие человеческого духа. Он мощно утвердил это знание воскресением в тонком теле после физической смерти. «Христос, говоря о своём воскрешении, имел в виду не свой сознательный переход в тонкий мир, но, именно, своё появление в тонком теле среди физических условий. Конечно, такое появление физически умершего человека в материализованном тонком теле явилось ярким доказательством воскрешения Его и укрепило в учениках веру в Его учение» (Письма Е. Рерих. Т. 2). Воскресение из мёртвых вдохновляло людей и убеждало в истинности Учения Христа больше, чем все другие аргументы. «Явление Учителя в тонком теле укрепило учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли вспомнить сущность этого Мира, но всё-таки окно приоткрылось» (Надземное. Ч. 2, п. 172).

Уходя с земного плана, Великий Учитель принял добровольно великие страдания, чтобы жертвой Своей запечатлеть Свои Заветы Любви и Служения для всех народов земли. Сын Человеческий для того и пришёл на землю, чтобы послужить людям. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Этот принесённый Завет Любви Христос запечатлел Своей кровью, именно подвигом Великой Жертвы запечатлел силу духа над физической материей тела и бессмертие духа.

По материалам книги В. И. Полян «Великие Моралисты –
Основатели мировых религий».
Подготовила Елена Ильина

Возлюбленный Иисус, пожалуй, наиболее любимый Владыка Мудрости для людей западных народов. Многие святые, подвижники, праведники вдохновлялись подвигом Иисуса Христа и следовали Его примеру. И все-таки, хотя прекрасный образ Учителя Иисуса присутствует в каждом христианском храме, те 2000 лет, что прошли со времени Его воплощения на Земле, наложили отпечаток на принесённое Им Слово Истины. Подробнее в книге “ИИСУС”.

Фильм Франко Дзеффирелли “Иисус из Назарета” (1977г. Италия, Великобритания)

Смотреть

1 Иисус – греческая форма еврейского имени Иешуа.

2 В современном издании Библии указано одно из значений слова «волхвы» – мудрецы. В оригинале было слово маги.

4 Синедрион – верховный суд высших священников Иудеи, который состоял из 72 членов, преимущественно из фарисейской и саддукейской сект, под председательством первосвященника.

5 Понтий Пилат – римский правитель, или прокуратор, Иудеи.

6 Ирод Антипа – очередной римский наместник, хотя формально носил титул царя.

Иисус Христос как Учитель и духовный Наставник

Опубликовано 28.11.2018

  • Мы предлагаем вашему вниманию статью Гордона Фергюсона про Иисуса Христа как Учителя и духовного Наставника.

    Если бы у вас было самое важное послание на земле и вы бы хотели распространить его среди всех людей, как бы вы это сделали? У Иисуса Христа было и это убеждение, и перед Ним стояла эта задача. Тем не менее многие, кто читает Библию, имеют ошибочное представление о методах распространения миссии Иисусом. Я был среди этих людей на протяжении многих лет. Я был очень впечатлён, когда Господь обращался к большому количеству людей. Я думал, о том, как это должно было быть здорово — использовать свой магнетизм и быть способным привлечь тысячи людей единовременно.

    И всё же Иисус разговаривал с толпой скорее для того, чтобы научить апостолов и других будущих евангелистов (семьдесят двух), чем «обратить» толпы. Конечно же, для Него было исключительно важно разделить веру в Бога со многими, но Он не был настолько наивным, чтобы полагать, что, когда Он будет обращаться к большому количеству людей, это может изменить их жизни. Он знал, что для этого требуется индивидуальный подход, и Он готовил очень особенных людей, используя этот метод.

    Как мы познаем духовные истины

    Большинству вещей, которые мы умеем в этой жизни, мы научились на практике. Мы наблюдаем за тем, как старший брат завязывает ботинки, и копируем его. Мы видим, как отец меняет шины, и мы быстро понимаем, как это сделать, гораздо быстрее, чем если бы мы несколько часов читали инструкцию. Стать плотником – это процесс. Квалифицированный ремесленник многократно показывает ученику, как плотничать.

    Практически всё, чему мы учимся в ранние годы, познается таким образом. Это самый быстрый и простой способ и во многих случаях — единственный способ. Этот принцип нигде не является более актуальным, чем в познании духовных истин. Быть учеником – означает наблюдать и учиться у других, как они следуют за Христом.

    Изучая Писание, мы видим, что не может быть христиан-«одиночек». Мы играем чрезвычайно важную роль в жизнях друг друга. Евангелие не может эффективно распространяться без наглядного примера в своей основе, так же и те, кто принял его, не могут достигнуть зрелости без этих отношений (Матфея 28:19-20).

    Одной Библии может быть достаточно, чтобы понять содержание истины для человека, но для того, чтобы постичь ее силу, нам нужно сначала прочитать ее черным по белому (на бумаге), а потом увидеть в черных, белых, красных, желтых (людях). Вы понимаете, о чем я? Ученичество не было опробовано и определено как неэффективное; оно просто было найдено трудным и часто неопробованным. Тем не менее когда оно применяется на практике, жизни меняются кардинальным образом, и другие люди притягиваются этими видимыми изменениями, как магнитом. Следование за Иисусом через пример работает! И это единственное, что работает. Без сомнений, это было и является планом Иисуса для спасения этого мира.

    План Господа Иисуса Христа

    Много лет назад, когда я только еще изучал о том, что значит быть учеником, я прочитал очень хорошую книгу, которая называлась «Генеральный план Евангелизма» Роберта Коулмана. Автор достоверно, просто и понятно показывал, что мастер-методом были люди. Иисус отдал Свою жизнь людям, особенно двенадцати, и, когда Он вернулся на Небеса, Он оставил их для обращения мира. Они очень эффективно осуществили Его миссию, потому что следовали тому же самому плану, вкладывая свои жизни в людей, которые в свою очередь повторяли тот же самый процесс снова и снова.
    Христос никогда не ставил Своей целью лично обратить массы, так как, будучи в Своем физическом теле, в одно время Он мог быть только в одном месте. Но тем не менее через Свое духовное тело, Церковь, Он мог быть везде одновременно. Но массы можно обратить по одному. В то время как я делился своей верой вчера с молодой парой в ресторане, ученики по всему миру делали то же самое. В то время как я спал прошлой ночью, члены тела Христа осуществляли Его миссию по всему миру. Да, план Иисуса, действительно, был мастер-планом.

    Основа Его плана состоит в следующем. Первое, Он призвал людей следовать за Ним (Марка 1:14-18). Второе, эти люди остались с Ним для научения. Третье, обучение включало в себя практические задания, Он посылает их проповедовать учение (Марка 3:14), потому что мы по-настоящему узнаём и усваиваем только то, что применяем на практике. И, наконец, Иисус отдал Свою жизнь за то, чему Он учил. До тех пор, пока у нас в жизни нет чего-то, ради чего мы готовы умереть, нам незачем жить, наша жизнь не имеет смысла.

    После того как Иисус воскрес из мертвых, Он провел 40 дней, подготавливая Своих обученных людей к пришествию Царства и к задаче его распространения по всему миру. Затем Он снова вознесся на небо, оставив этих нескольких обычных людей с невероятным поручением быть (а не только свидетельствовать) Иисусом для этого мира. Как пишет Павел в 2 Коринфянам 5:20 «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас». Метод Иисуса состоял в том, чтобы наполнить людей Своей жизнью, и, когда они будут полностью готовы, они станут, как Он (Луки 6:40). И будучи наставлены, они стали способны исполнить Его наказ. «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матфея 28:19-20). Это был простой план с высокой ценой невероятного личного вложения в обучение человека. И он сработал. Он остается таким же простым, с такой же высокой ценой. Никакой другой план никогда не работал, не работает и не будет работать. Мы либо осуществляем его таким же образом, либо терпим сокрушительную неудачу.

    Гордон Фергюсон, Даллас Техас, США
    Перевод Анна Силина

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
    Больше статей по теме
    Христианские видео и ролики
    » Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.