Икона Николая чудотворца с мечом

Святитель с мечом в руках

Николай Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Из глубины веков дошли до нас свидетельства помощи святого поборника православному воинству. Явление иконы святителя Николая Великому князю Дмитрию Донскому произошло накану­не Куликовской битвы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудотворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святителя Николая и монастырь, названный Николо — Угрешским, ставший одной из святынь русского народа. Тысячи храмов, часовен и монастырей было построено на Русской Земле в честь святого праведника. В одной дореволюционной Москве их насчитывалось более 125. И не было на Руси дома, будь то царские чертоги, боярские хоромы или жилище бедняка, где не стояла икона любимого святого. Однако, почти тысячу лет христиане Востока и Запада поклонялись привычному, каноническому образу святителя Николая Мирликийского с благословляющей правой рукой и с Евангелием в левой. Но, в небольшом Можайске образ обрел новую символику: меч и град. Этот образ именуется Никола Можайский, или Ратный.

По преданию, святитель Николай помог жителям города Можайска, осажденного в XIV веке татаро-монголами. Силы защитников города были на исходе. И в ответ на горячее молитвенное обращение святому угоднику в Никольском соборе города последовало чудесное видение: святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над церковью. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Меч и храм, как символы «военного одоления» и помощи в ратных делах, одновременно напоминали о горячей защите православной веры и учения Христа. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска.

Благодарные жители в воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том виде, который увидели на небе, и разместили его в древнем Можайске на главных крепостных воротах кремля как охранителя города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями и крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град — позлащены.

Было время, когда древний Можайск, стали называли не иначе как «Священный город русских». Исследователи отмечают, что ни один из центров Святой Руси так не называли: ни Киев, ни Новгород, ни Владимир, ни Москву… Удивительно, но в Можайск не допускали иноверцев. Причем, исключений не делали даже для вельможных особ.

Зато сюда часто наведывались на богомолье цари и патриархи. В 1547 году Иван Грозный ездил «в Можайск к Николе». Когда иностранцы спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, тот ответил, что тут в крепостной церкви находится «деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но народ со всей страны ходит туда на богомолье…, да сам великий князь каждый год жалует туда вклад святому». В 1559 году он приезжал с царицей Анастасией молиться об её исцелении, поскольку предполагали, что она отравлена. В 1603 году на молении у Николы Можайского был Борис Годунов со всем семейством. В 1648 году царь Алексей Михайлович «праздновал Николе Чудотворцу в Можайску». В 1680 году царь Феодор Алексеевич был здесь «на праздник святого Чудотворца Николая… Божественныя литургии слушал…» О глубоком уважении Петра Великого к этому Образу и, может быть, о его личном посещении Можайска свидетельствует местное предание, что именно по его распоряжению до октябрьского переворота 1917-го выдавалось из Можайского уездного казначейства ежегодно по 6 рублей 81 копейке на свечи и просфоры в Никольский собор. Неоднократно у святителя бывали Святейшие Патриархи Филарет, Никон, Иоаким, Адриан.

И в дальнейшем святитель Николай неоднократно помогал можайцам. После чудесного видения двести лет набегов на Можайск не было.

Новое разорение постигло город в Смутное время. Перед отступлением поляки и литовцы сожгли почти весь Можайск, включая многочисленные монастыри и храмы. Большая часть монахов, священнослужителей, жителей города была перебита. Исчезли целые улицы и переулки посада. Уходя, поляки унесли с собой образ Николы Можайского. «В 1613 году святого Николу увезли в Польшу, – пишет известный современный исследователь академик Геннадий Мокеев, — и он пропал там невесть где. Но после этого произошли еще большие чудеса. Именно с момента «пленения» святыни по всей Русской земле распространился «боевой» образ Меченосца. Это не были «копии» с него, а его местные оригинальные «реплики» (здесь секрет их чрезвычайного своеобразия, уникальности каждого образца). Во многих городах и весях, по храмам и монастырям святители Николы как бы «вооружились и дружно подняли обнаженные мечи», всем своим символическим видом призывая и благословляя русский народ на очищение православной Руси от «поганой литвы и поляков», от католического нашествия…

После возвращения в 1618 году образа Николы Можайского, город, где он был явлен, снова два столетия сохранял свою независимость.

Святой Николай исстари считался защитником и покровителем москвичей. В XVI-ХVII веках он представал уже в образе Николы Можайского на Никольских воротах Московского Кремля. В середине XVII века Павел Алеппский писал: «На вторых воротах (Кремля) снаружи – образ святого Николая, который держит в правой руке обнаженный меч, а в левой – этот город…» Кстати, в честь освобождения столицы в 1612 году от поляков к 1636 году возвели Казанский собор. В нем был помещен список с резного образа Николы Можайского, что был на Никольских воротах Кремля.

Как уже было, сказано образ Николы Можайского прославился чудесами и в других городах России. Так, резная икона святителя является одной из главных святынь старинного Арзамаса. В 1588 году игуменом арзамасского Спасо-Преображенского мужского монастыря Сергием образ Николы Можайского был принесен в дар образовавшемуся в городе около 1580 года Свято-Николаевскому женскому монастырю. В начале XVII века по молитвам пред образом было явлено множество чудесных исцелений и даже сама обитель в то время стала называться монастырь Николая Чудотворца Новые Прощи — от слова прощать, прощать грехи.

«Святый Отче Николай Чудотворче, моли Бога о нас! Огради и сохрани нас своими молитвами от междоусобной брани и напрасной смерти. Спаси нас от всяких врагов, губительства, труса, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных. И во всяких бедах и скорбях наших подавай нам руку помощи. Отвори дверь милосердия Божия и укрепи сердце наше в православной вере», — говорится в акафисте святителю и чудотворцу Николаю.

К этим проникновенным словам удивительно точно подходит суровое, решительное и строгое изображение Николая Можайского — оградителя, пастыря и воина. Он и сегодня — ревностный защитник православной веры, бесстрашный воитель за Русскую Землю и мужественный, скорый помощник в самые трудные минуты жизни нашего Отечества. Держа в руках храм-ковчег и грозно сжимая свой меч, он снова встает на защиту веры, правды и добра, в который раз, оправдывая имя Николай, означающее – «Победитель»! Не случайно, Никола Ратный особо почитается военными людьми.

Николай Жидков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт благочиния города Арзамаса Нижегородской епархии обязательна

Когда заходишь в наш храм, справа у стены видишь образ святого с подъятым мечом в одной руке и церковью — в другой. И не каждый узнает в нем тихого и мудрого, всей Русью любимого святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. Здесь он предстает грозным воином и созидателем. Это образ так называемого Николы-Можайского. Почему именно этот образ выбран в качестве храмового, станет понятно из его истории.

В 1408 году отряд золотоордынского хана Едигея, осадившего Москву, неожиданно захватил и сжег Верею и Можайск. К 1412 году князь Андрей Дмитриевич (кн. с 1389 до 1432 гг.) вместо сожженного деревянного храма выстроил в Можайске каменный Никольский собор. А на восстановленные деревянные крепостные ворота велел изготовить святой оберег — резную икону святого Николы Чудотворца с мечом и градом в рукax: надвратный Меченосец должен был охранять с этих пор храм и град.

Известно, что во время нашествия монголотатар, когда неприятель подошел к городу, произошло чудесное знамение: над крепостными стенами воспарил в воздухе сам Николай Чудотворец, каким он был изображен на этой иконе — с мечом в одной руке и городом Можайском— в другой. И устрашенные враги бежали.

С 1541 года к святому Николе Чудотворцу Можайскому развернулось молитвенное паломничество русских православных людей. К концу XVI века в городе появилось 16 монастырей и 75 храмов. Можайск стали называть «Священным городом русских».

Однажды в Москве копию резного образа Николы с мечом и градом в руках поставили в качестве оберега города над Никольскими воротами Кремля.

Когда Наполеон, засевший в 1812 году в столице, попытался взорвать Кремль, шатер Никольской башни рухнул, но разрушение остановилось точно у края образа Николая Чудотворца.

В октябрьский переворот 1917 года большевики, штурмуя Кремль с оборонявшимися в нем юнкерами, безжалостно били по кремлевским воротам из пушек прямой наводкой. Они отстрелили в образе святителя на Никольской башне левую руку. Чудотворец остался с мечом в правой. После боев святыню завесили красным полотнищем, как вдруг майским днем 1918 года, в преддверии Николы Вешнего, множество людей на Красной площади увидели: кумачовая завеса лопнула донизу, потом кусками стала отрываться и спала на землю. Снова чудотворно открылась икона «раненого» и «несдающегося» святителя Николая.

Известно, что в наши края икону Николы с мечом в руке принесли казаки. Интересно, что на поздних иконах прямой русский меч становится слегка изогнут — наподобие казацкой сабли, так как казаки считали Николу своим небесным покровителем.

Когда Ермак с дружиною собрался в путь на покорение Сибири, сопровождали казаков в далекой и трудной дороге три священника, а каждая сотня получила от братьев по иконе. С этими образами впереди казаки всегда вступали в бой и во время боя берегли их, как полковое знамя. Среди этих святынь (икон Спаса Нерукотворенного Образа, Господа Вседержителя, Богородицы, Честнаго Животворящего креста, Архистратига Михаила) была и икона Николы Угодника с мечом в одной руке и Божиим храмом в другой. Сам предводитель казацкого воинства Ермак Тимофеевич был усердным чтителем святителя Николая. В Ермаковом городище, на берегу реки Чусовой, откуда начался великий поход, Ермак зимовал и молился в часовне пред образом Николы Можайского. Первая часовня, выстроенная казаками на самом гребне Каменных (Уральских) гор — также посвящена Николе Можайскому.

Из истории покорения Сибири мы знаем, что после одного из явлений Николы-воина «на небесех», 23 октября 1581 года была взята Сибирь, столица Кучума. Все последующее покорение первого Сибирского царства освящено особенным молитвенным усердием к святителю Николаю. Где бы ни выбиралось место для длительной стоянки — первым делом казаки ставили крест, обносили его частоколом — так появлялись в Сибири остроги, — и затем возводили часовню, чаще других — во имя Николы Угодника. На берегах Байкала почти все церкви построены во имя св. Николая. Чудотворец окончательно покорил этот край светом славы своего чудотворного образа, явленного в селе Большое Голоустное.

Материал подготовлен Еленой
и Игорем Боровскими

Никола Ратный, моли Бога о нас!

Никола Ратный. Чудотворная икона Преображенского собора Белгорода. XVI в Русский человек убежден: нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы страждущим. Исстари ни одному угоднику на Руси православной не воздвигалось столько храмов и приделов, как святому Николаю. Имя Николай составляет одно из наиболее употребительных имен, какими только привыкли называть себя русские люди.

Всеобщее поклонение Николаю Чудотворцу среди русских людей в значительной степени объяснялось его душевными качествами, в которых наши предки находили много сходного с народным русским характером. В самом деле, «открытое выступление Николая Чудотворца в защиту угнетаемой невинности, решительное и смелое заступничество за неправедно осуждаемых и гонимых, особенно как-то идут к характеру открытой, смелой и доброй русской натуры».

Есть своя чудотворная икона Николы и в Святом Белогорье.

Располагается она в специально сооруженном киоте на северном столбе в кафедральном Преображенском соборе Белгорода, том самом, где под сенью в южной части храма в ларце покоятся честные мощи святителя Иоасафа Белгородского. Там же еще недавно пребывали обретенные два года назад мощи священномученика Никодима (Кононова). В любой день прихожане могут помолиться и приложиться к чудотворной иконе. Раз в неделю здесь, у Николая Ратного, проходят молебны с акафистом.

Лик чудотворца и вся его фигура едва проступают сквозь сумрак олифы, но, прикладываясь, вы внятно видите воздетые руки угодника Божия

Образ белгородского Николы затемнен; лик чудотворца и вся его фигура едва проступают сквозь сумрак олифы, но, прикладываясь, вы внятно видите воздетые руки угодника Божия, как видите и множество пожертвований, украшающих образ, – драгоценных изделий, по традиции нанизанных на цепочки.

Николу Ратного просят о сокровенном, и он помогает. Свидетельствуют о защите Николы Ратного и в наши дни. Герой России Владимир Бурцев рассказывал, как в середине 1990-х в горах Северного Кавказа с небольшим отрядом СОБРа попал в окружение. Ситуация была безвыходной. Тогда один боец достал из нагрудного кармана образ Николая Ратного, который привез из родного Белгорода, и искренне обратился к нему за помощью. В этот момент из-за горы неожиданно вылетели наши вертолеты, которые огнем помогли бойцам вырваться из кольца.

Сегодня, в смутное и тяжелое для Русского Мiра время прихожане молятся не только о личном, но и о защите Отечества, всех православных. Молят святого помочь русскому воинству своей горней силой и возможностью, данной ему Господом, а также помочь тому человеку, о котором тяжелым летом уходящего 2014-го года просили молиться Киево-Печерских монахов современные афонские провидцы. Они просили молитвы «о правителе России, которому сейчас очень трудно».

* * *

Святитель Никола Ратный Рассказывают, что однажды 5 мая в XVI–XVII веках (год неизвестен) жители селения Устинка (ныне Шебекинский р-н Белгородской области) и насельники расположенной неподалеку Коренской Николаевской мужской пустыни (у реки Коренек) устрашили татар-набежчиков из Дикого поля: «…Настоятель той пустыни взял из церкви икону святителя Христова Николая, и, неся оную с братиею той пустыни и жителями селения сего, пришли к плотине и творили молитвословие, что увидевше татаре, к берегу идти против православных не дерзнули, и, обращаясь на той же плотине вспять, пришли в замешательство, отчего многие из них с лошадьми попадали с плотины в реку и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю святитель Христов Николай назван Ратным».

«Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: “Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке”»

Это событие со слов архиепископа Белгородского и Курского Феоктиста (Мочульского) историк Д. Н. Бантыш-Каменский, побывавший в Белгороде в 1808 году, описал так: «Священство и монахи, став на правом берегу реки, кричали татарам: “Воротитесь; силою креста Господня святитель Николай потопит вас в сей реке”. И поскольку плотина была небольшая, а татар – великое множество, то от тесноты некоторые из них упали в реку; орда, испугавшись, возвратилась восвояси».

Существует устное предание и о том, что этой «ратной» иконой фельдмаршал М. И. Кутузов сам благословлял русских солдат в 1812 году. Есть аналогичные свидетельства и в связи с русско-японской войной начала ХХ века.

В 1842 году в Санкт-Петербурге была опубликована брошюра «Краткое историческое сказание о чудотворной иконе святителя Христова Николая, именуемого Ратным, находящейся в Белоградском второклассном Троицком монастыре, Курской епархии», переизданная затем в 1868 году в Харькове.

Существует также суждение, что икона святителя Николая, находившаяся в Коренской пустыни, получила наименование Николая Ратного еще до отражения ею татар в Устинке. Напоминают, что еще в 1556 году, при Иване Грозном, в Казанском Спасо-Преображенском монастыре была построена церковь во имя Николая Ратного, а недалеко от нее находилась еще более древняя церковь Николая Ратного (то есть церковь эта была построена гораздо ранее события в Коренской Устинской пустыни). Сторонники этой версии считают, что икона Николая Ратного берет свое начало из глубины веков, что она была когда-то перенесена из древней Москвы в Казань, а оттуда – в Коренскую пустынь.

Белгородский краевед А. Крупенков напоминает еще об одной версии появления этой иконы на Белгородчине. Согласно сведениям, содержащимся в «Разрядной книге», в 1612 году, когда на Белгород напали литовцы во главе с князем Лыкой Лубенским, они «Белгород взяли, сожгли и совсем разорили, и монастырь Николы Чудотворца сожгли ж и игумена, и братьев всех побили. И после литовского разоренья, собрався белгородские всякие люди острог поставили за рекою, за Северским Донцом, на нагайской стороне; и в большом остроге монастырь Николы Чудотворца и в приделе Парасковии, нарицаемыя Пятницы, строил Царево-Борисово города Николы Чудотворца ратного вдовый поп Алексий, и в том монастыре был в игумнах, а образы и книги, и ризы и всякое церковное строение церкви Николы ратного, что привезено было из Царева города на Волуйку, с Волуйки по государеву указу, взято в Белгород и отдано в монастырь к Николе Чудотворцу…».

Так или иначе, образ святителя Николая из Коренской пустыни всегда связывали с делами ратными. Чудотворная икона не раз помогала защитникам земли русской одерживать победы над врагом.

5 июля 1765 года по указу Белгородской духовной консистории, упразднившему Коренскую Ратного Николая чудотворца пустынь, икона была перенесена из Устинки в Троицкий собор Белгорода, который и стал ее постоянным местом пребывания. Однако каждый год 5 мая икона возвращалась в Устинку с тридцативерстным крестным ходом и оставалась там до 11 мая. На следующий день приносилась обратно в Белгород ко времени начала в монастырском соборе поздней Литургии.

Упомянутая выше брошюра сообщала, что дека иконы с задней стороны отчасти сожжена, тогда как сам лик Святителя на другой стороне остался без повреждения. «Чудесное действие сие, явленное над иконою или при подобном сему нашествии врагов, или во время пожара, также свидетельствует о ней как о чудотворной», – свидетельствует брошюра.

Чтобы охранить святыню, ее заключили в золотой оклад, украшенный драгоценными камнями. Автор «Сказания» утверждал, что оклад украшен и «внешними знаками почитания внутреннего, и именно: различных форм металлическими привесками к иконе, свидетельствующими о том, что привесившие оные или тайно, или явно когда-либо получили от иконы чудотворные исцеления». Такое же отношение к святыне у белгородцев сохраняется и сегодня.

Бывали в Троицком соборе и российские монархи: Екатерина II, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II. Они прикладывались к иконе Николая Ратного, молились у нее.

В память о пребывании Государя Николая II в соборе была установлена памятная доска: «1904 года мая 4 дня, Его Величество Государь Император Николай Александрович в 9 1/2 часов утра изволили проследовать с вокзала в Свято-Троицкий монастырь, где после краткого молебна приложился к чудотворной иконе Св. Николая Ратного и поклонился почивающему Иоасафу».

Последними Романовыми, прикладывавшимися к иконе Николы Ратного в Свято-Троицком монастыре, были императрица Александра Федоровна с дочерями Ольгой и Татианой

Последними Романовыми, прикладывавшимися к иконе Николы Ратного, были императрица Александра Федоровна с дочерями Ольгой и Татианой, побывавшие в Белгородском Свято-Троицком монастыре 5 декабря 1914 года.

В начале января 1919 года при обыске в монастыре сотрудником Белгородской ЧК Шелеховым были изъяты золотая риза с чудотворного образа святителя Николая и три золотых наперсных креста. С тех пор эти ценности никто не видел. В начале 1920-х исчезла из еще действовавшего Троицкого собора (позднее был разобран безбожниками) и сама икона.

Она была обнаружена в самом конце 1980-х в подсобном помещении Николо-Иоасафовской церкви, что на старом кладбище Белгорода (в центре города). Небольшая группа устинских богомолиц пошла с ней в Устинку, а 11 мая пешком возвратилась в Белгород. С тех пор крестные ходы возобновились и стали совершаться ежегодно. А когда в 1990-м году Церкви был возвращен Преображенский собор, святыню перенесли туда.

Краеведам удалось разыскать в дореволюционных изданиях несколько описаний иконы Николы Ратного. Наиболее полное описание дано у архимандрита Анатолия в труде «Белгород и его святыня»: «Чудотворная икона святителя Николая, именуемая Ратным, обложенная ризою из чистого золота, украшенная стразами и хрусталиками. Мера сей иконы – в длину или высоту 7 1/2, а в ширину 6 1/2 вершков. Св. Николай на сей небольшой иконе изображен во весь рост, в саккосе с подъятыми руками – благословляющею десницею и осеняющею Евангелием шуйцею; внизу сей иконы, на финифтяной пластинке подпись гласит, что “сия риза сделана в 1795 году июля 12 дня”; – на задней же или исподней серебряной деке чеканной работы выбит словами кондак святителю Николаю: “возбранный чудотворче” и проч., а внизу сего кондака выбиты следующие слова: “сия дека сделана коштом Печерского Игумена Паисия и Рыльскаго Игумена Иосифа в 1792 году, апреля 2 дня”».

Неутомимые искатели утверждают: внешний вид иконы, находящейся в Преображенском соборе, полностью соответствует описанию архимандрита Анатолия. Размеры тоже совпадают (в переводе на современные единицы измерения они равняются 33×28 см). Тщательный осмотр иконы был проделан экспертной группой 16 февраля 1994 года. Доска иконы действительно оказалась сильно обгоревшей, как и гласило старое описание.

Архидиакон Ювеналий, реставратор: «С первого взгляда видно, что эта икона представляет большую ценность, как духовную, так и историческую»

Реставрировали образ специалисты иконописно-реставрационной мастерской Троице-Сергиевой лавры. Своими впечатлениями об иконе поделился главный реставратор и руководитель коллектива иконописно-реставрационной мастерской архидиакон Ювеналий, принимавший непосредственное участие в реставрации иконы Николая Ратного: «Уже с первого взгляда видно, что эта икона представляет большую ценность, как духовную, так и историческую. Нет сомнения, что это очень древняя икона. О ее возрасте говорят и стиль письма, и сама доска. По этим и ряду других признаков наши специалисты датируют ее XVI веком, хотя вполне возможно, что она написана и раньше. На иконе святитель Николай изображен в полный рост с поднятыми руками. Такое довольно редкое изображение святого Николая относится к Можайскому типу. Видно и то, что это необычная икона. Кроме того, что она сильно обгорела, на ней был еще толстый затвердевший слой копоти. Это свидетельствует о том, что перед ней постоянно горели лампада и свечи. А такое отношение проявлялось только к очень почитаемым, чудотворным иконам. То, что эта икона была очень почитаема в прошлом, подтвердилось и процессе реставрации. Когда мы сняли толстые слои копоти и гари, то сразу обратили внимание на то, что икона уже неоднократно реставрировалась, причем профессионально. Сколько раз реставрировали – сказать трудно, но, по крайней мере, не менее двух. Все это также говорит о том, что в тех местах, где она находилась, люди ею очень дорожили. Работая над иконой, мы по возможности старались убрать поздние наслоения и вернуть ей первоначальный вид. Думаю, что с этой задачей коллектив нашей мастерской справился».

* * *

Крестный ход с иконой святителя Николая Ратного В наши дни святыню проносят крестным ходом от Преображенского собора к Смоленскому (в этом храме, к слову, совершал службы и святитель Иоасаф) по центральным улицам Белгорода накануне праздника святителя Николая, отмечаемого 22 мая.

Старинная традиция была возобновлена 18 мая 1995 года. Со вновь обретенной иконой Николы Ратного состоялся крестный ход в Устинку, в котором приняло участие несколько тысяч человек.

В уходящем году из Белгорода вместе с паломниками Никола Ратный снова прошествовал к месту своего чудесного явления – в Устинку, на окраину райцентра Шебекино. По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна крестный ход возглавил благочинный Белгородского округа, настоятель Преображенского кафедрального собора протоиерей Олег Кобец.

Тем, кто приходит поклониться чудотворной иконе, кто идет с нею крестным ходом, внятны строки иерея Иоанна:

«Вновь над Церковью – дни тяжелые,
Тьмою Русь обступают врази…
Обнажив меч свой, Ратный Николае,
​Словом Божьим их порази!»

История прихода храма Николы Ратного
города Каширы

Еще совсем недавно, когда разговор заходил о Каширском храме Николы Ратного, многие с недоумением спрашивали: «А где он находится?». И услышав в ответ, что на Советской улице в г. Кашира-1, позади бывшего исполкома горсовета, не сразу могли вспомнить: его очертания были стерты сорняковыми зарослями и залежами мусора. Казалось, Храм Николы Ратного исчезал с лица Каширской земли. И это при всем том, что он один из немногих является архитектурным памятником федерального значения, когда-то построенный на территории Каширского Кремля. Правда, старожилы вспоминают, что еще в 30-е годы прошлого столетия Храм этот был полностью обитателем Советской улицы. На месте дома Советская, 45 в те времена, стояла колокольня храма, и уж никто не мог пройти мимо, не заметив ее, а многие останавливались и осеняли себя крестным знамением. Именно это, говорят, и послужило причиной того, что Храм был закрыт и разорен. Находясь рядом с учреждением новой Советской власти, он мешал и раздражал власть своим колокольным звоном.

История создания в Кашире храма Николы Ратного уходит в глубь веков, во времена правления Петра-1. Каширский рекрут Ждан Скорняк в Полтавском сражении получил ранение в ногу. По дороге в лазарет он наткнулся на группу шведских офицеров, которые под белым флагом брели к шатру русского царя. Удивленный государь, решив, что солдат один пленил эту знать, наградил его несколькими золотыми. И тут впервые появляется икона Николы Ратного. Как рассказывает в книге «Каширская старина» один из ее авторов Самохин Е. В., царский писарь, не разобравшись с подорожной грамотой и маленькой иконкой Николы Ратного, отправляет Ждана Скорняка с попутным трофейным обозом в Москву. Он затем и построил Церковь, в которой поместил ту самую иконку.

Поначалу Церковь была построена в честь Святой Троицы. В документах Тульской духовной консистории сказано, что каменное здание Троицкой церкви в городе Кашира построено в 1688 году. Двумя годами позже с левой стороны храма устраивается придел во имя Святителя Николая Чудотворца.

В клировых ведомостях Тульской духовной консистории о Каширской Церкви Святой Троицы записано, что реконструирована она в 1815 году, и в этом виде дошла до наших дней. Храм построен на средства вдовы Мавры Федоровны Ждановой, по завещанию ее мужа, купца Николая Николаевича Жданова. Будучи прихожанином Троицкой церкви, он в 1803 году начал реконструкцию придела Святителя Николая и 10 января 1803 года придел был освящен. Им же был построен в 1805 году правый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Почему же Троицкий храм стал называться Храмом Николы Ратного? В книге «Приходы и Церкви Тульской епархии» об этом сообщается так: «Приход этот, кроме Троицкого, называется еще и Ратным. Последнее название дано ему по иконе Святителя Николая Чудотворца, именуемого Ратным, находящейся в храме. А икона, в свою очередь получила название Ратной, потому что находилась в каком-то ополчении или рате.» Теперь мы знаем, где. И кстати, Николай Николаевич Жданов – внук того самого Ждана Скорняка. Следует добавить, что реконструкция церкви Николы Ратного в 1815 году завершалась ускоренными темпами по инициативе отцов города, которые, в согласии с населением, таким образом, увековечили память русских воинов и ополченцев, погибших в Отечественной войне 1812 года.

30-е годы 20 века стали для храма Николы Ратного особенно драматичными. Последним настоятелем храма был протоиерей Григорий Богословский. Однажды во время службы батюшка был арестован прямо в алтаре, народ же выгнали вон, а на дверях церкви повесили замок. После ареста священник вернулся спустя 5 лет, отбыв ссылку в Сибири. В 1938 году его снова арестовали. Формально предлогом к новому аресту послужила попытка отца Григория заступиться за гражданские права своей престарелой сестры. Тройкой УНКВД СССР по Московской области по обвинению в контрреволюционной агитации ему была назначена высшая мера наказания – расстрел. Приговор был приведен в исполнение 21 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.

Восстановление храма началось в апреле 2001 года, после того, как указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем его был назначен священник Игорь Юдин.

21 сентября 2002 года, на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, после многолетнего молчания в храме Николы Ратного состоялась первая Божественная Литургия. До сегодняшнего дня в храме продолжают совершаться Богослужения.

С марта 2015 года указом митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Вячеслав Джейранов.

До настоящего времени, с Божьей помощью, идет восстановление древнего памятника архитектуры, одной из красивейших церквей города Каширы.

К 2017 году были завершены работы по фасаду храма.
А в 2016 году было возвращено храму здание, в прошлом .являющимся приходским домом храма Николы Ратного. На сегодняшний день это здание оборудовано под Воскресную школу.
В 2018 году были закончены работы по благоустройству сквера около храма, а также, с участием местной администрации в сквере была возведена статуя святого преподобного Сергия Радонежского.

С декабря 2018 года указом митрополита Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Александр Гутов.

В настоящее время ведутся восстановительные работы по внутреннему убранству храма.

В храме Николы Ратного находится икона великомученика Пантелеимона целителя с частицей святых мощей, привезенной с Афона. Эта икона, написанная специально для храма Николы Ратного прихожанином, является одной из самых почитаемых святынь не только в России, но и во многих других странах.
Также, в храме Николы Ратного находится икона Святителя Николая Чудотворца с частицей святых мощей, написанная специально для этого храма.

Настоятель: Священник Александр Гутов

Престольные праздники:

День Святой Троицы;

Благовещение — 7 апреля;

Дни памяти святителя Николая — 22 мая, 8 августа,19 декабря.

Никола можайский о чем молятся

Никола Можайский. Резной трёхмерный образ XIV в. (?), Можайск. Собр. ГТГ

Можайская икона святителя Николая Чудотворца

Образ Николы Можайского является вариантом иконографического типа Николы Зарайского. В обеих образах святитель Николай Мирликийский представлен в полный рост с разведёнными руками. Особенностью образа Николы Можайского являются меч в деснице и город в виде зубчатой крепостной стены (в позднейших списках иногда — храм) в левой руке. Прототипом этого образа считается резная трёхмерная икона святителя Николая, почти в рост человека, стоявшая на городских воротах города Можайска.

Двухмерная иконография Николы Можайского также представляет Господа Иисуса Христа и Богоматерь вверху по сторонам от фигуры святителя. Еще одним отличием является арка, часто килевидной формы, над фигурой святого Николая.

Свт. Николай Можайский. Икона, дарованная прп. Сергием боярину Воейку Войтеговичу в 1384 г.

Предание о происхождении образа связывает его с чудесным избавлением Можайска от врагов. По распространённой версии чудо датируют XIII или XIV веком, а осаждавшее город войско считают татарским. В то время, в ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города, последовало чудесное видение: святитель Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе.

Редкая на Руси скульптура стала предметом особого почитания. В древнем Можайске она находилась на главных крепостных воротах кремля как охранитель города. Святой был украшен серебряно-позлащенной чеканной ризой и такой же митрой на голове с крупным жемчугом, драгоцеными камнями, крестом наверху. Венец и под ним привеска, а также крест на груди были из червонного золота. Деревянный меч и град были позлащены. Известный под именем «Николы Можайского» этот образ стал одним из самых распространенных и любимых на Руси. На поклонение чудотворному образу в Можайск ездили митрополиты и патриархи, великие князья и цари, тянулись богомольцы с разных концов русской земли. Чтимые списки с образа известны с XIV века; наибольшее распространение они получили в XVI-XVII веках. Многие из этих икон прославились как чудотворные.

В Смутное время, после разграбления Можайска, поляки овладели чтимым Можайским образом и унесли его с собой при отступлении. Впоследствии святыню вернули по Деулинскому перемирию в 1618 году. Древний Можайский образ был поставлен в городской собор. В 1922 году из собора были изъяты риза и митра с иконы, а в 1933 году — и сам чтимый образ, который с тех пор находится в Третьяковской галерее в Москве.

Мч. Мирона пресвитера (250). Прп. Пимена Угрешского (1880).

Сщмч. Алексия Великосельского пресвитера (1918); сщмч. Димитрия Остроумова пресвитера (1937).

Свенской (Печерской) иконы Божией Матери (1288).

2 Кор., 177 зач., IV, 13–18. Мф., 100 зач., XXIV, 27–33, 42–51.

Чудотворная икона Николая Чудотворца является одним из наиболее чтимых православных образов Святых. Божественному изображению обращаются в молитве при различных жизненных ситуациях, и как утверждают большинство людей, при искреннем прошении верующих он быстро откликается, и приходит на помощь к нуждающимся.

Божественный лик очень почитают и поэтому он имеется во многих церквях и храмах. Рассмотрим наиболее известные из них:

  • Поясной. На этой святыне чудотворец изображен по пояс, держа в левой руке Евангелие, а правой благословляя. Святой имеет в качестве убранства пурпурную фелонь (длинная и широкая полоска материи с изображениями крестов, как знак архиерейской власти), а также омофор, который представляет собой некое уподобление епископу Господа в покровительстве спасения православного народа. Левая рука образа покрыта ризой и омофором, тем самым выражая свое почтение к Божественному Слову;
  • Никола Можайский. Святой здесь нарисован держащим в левой руке крепость, а в правой – меч. Такой лик олицетворяет защитника православных городов;
  • Ростовой. Здесь образ изображен с разведенными руками, напоминая позу Оранты и имея в качестве облачения поручи, ризу и фелонь с под которой видны омофор и палица.

В культуре средневековья православный лик представлял собой необыкновенное явление, к котором художник пытался познакомить человека с духовным миром и где он помогал ему найти собственный путь к преображению. Поэтому значение иконы Николая Чудотворца для всех верующих людей необычайно велико.

Его лик присутствует во многих домах православных христиан, оберегая их тем самым от бед, а также потребности в чем-либо принося домочадцам достаток и покровительство Святого.

Если в своем сне человек увидел, что божественное изображение ожила и говорит ему некую информацию, то значит такой сон можно считать вещим.

Как правило, его трактуют как благоприятный знак, то есть в скором времени неожиданно в жизни сновидца станут происходить невероятные чудеса.

Во многих мировых религиях чтят образ святого, а на Руси в его честь было возведено большое количество храмов, и в каждой церкви можно найти его божественное изображение.