Икона преображение господне

19 августа – день празднования Преображения Господня, когда Иисус впервые явил свою Божественную ипостась Своим ближайшим ученикам. Это одно из самых знаковых евангельских событий, имеющее огромное значение и сегодня – недаром этот праздник вошел в число двунадесятых, то есть двенадцати важнейших в православии.

Дата празднования: 19 августа

В основу иконы положена история, описанная во всех четырех Евангелиях. Иисус пророчествовал Своим ученикам, что вскоре Ему уготована смерть, но через три дня после этого Он воскреснет. Ученики опечалились, но им было трудно уверовать в слова Учителя о воскресении, ведь все считали Его пророком, Мессией, но не ведали Его Божественной природы.

Через несколько дней после этого пророчества Он взошел для молитвы на гору вместе с Иоанном, Петром и Иаковом, которые из всех учеников были Ему наиболее близки. Здесь и произошло событие, которое описывает икона «Преображение Господне»:

Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17:2).

Но чудо на этом не кончилось: рядом с Иисусом появились Илия и Моисей, ветхозаветные пророки, говорившие с Ним

об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).

На учеников Преображение произвело совершенно потрясающее впечатление, особенно когда из облака, осенившего всех, раздался Глас Божий:

Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте (Мф. 17:5).

Когда же облако исчезло, Иисус принял свой прежний образ и остался наедине с учениками. Он запретил им рассказывать о том, что они видели,

доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9:9).

Описание иконы «Преображение Господне»

У православных особым почитанием пользуется икона «Преображение Господне» Феофана Грека, выдающегося русского иконописца. Безусловным центром иконы является преображенный образ Иисуса. Согласно Евангелиям, Он вел аскетический образ жизни, соответственно, и одежда Его была более чем скромной. Здесь же Спаситель после Преображения явлен во всем Своем величии и силе, что подчеркивает ослепительно-белый цвет Его одежд и исходящее от Него сияние, пронизывающее все вокруг, а также светло-голубой круг, в который помещена Его фигура.

Резко контрастируют с этим сияющим образом фигуры учеников, в испуге павших ниц, и фигуры ветхозаветных пророков Илии и Моисея, на которые падает отблеск Божественного сияния. В композиционном плане икона «Преображение» Феофана Грека разделена на две части, что имеет особое значение: верхняя, небесная ее часть решена в светлых тонах, нижняя же – в темных, земных цветах камня и травы, что символизирует контраст между Божественной чистотой Неба и греховностью тварей земных.

По бокам, как бы в небольших нишах, показано, как Иисус вместе с учениками вначале поднимается на гору, а затем спускается с нее.

В чем помогает икона «Преображение Господне»

В празднование Преображения Господня проводится торжественная литургия, и перед иконой возносятся молитвы о прощении грехов и очищении.

Она действительно помогает очистить душу от скверных, от греховных помыслов, укрепить веру.

Верующие не только просят Господа о помощи и защите для себя и близких людей, но и возносят ему благодарность и хвалу.

В народной традиции Преображение Господне именуется также Вторым (Яблочным) Спасом, когда в церквях освящают плоды нового урожая. В этот день положено посещать могилы предков и оставлять на них яблоки, а также раздавать их нуждающимся.

Молитва перед иконой

Господи Иисус Христос, к тебе обращаемся с молитвами искренними. Спаси и сохрани души наши в чистоте, избави от корысти и зависти, да не позволь ступить на тропу, с верного пути сбивающей. Молим Тебя, яви свою благодать каждому, кто избрал путь, верой праведной наполненный. Позволь искупить все прегрешения деяниями благочестивыми. Помоги, Господи, укрой от противников наших, зло против наших жизней помышляющих. Аминь.

Иконография Преображения Господня

Преображение Господне. Икона.
Великий Новгород. XVI в.

В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам – те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.

История возникновения иконы Преображения

Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон – их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это – еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа – вместо них на стенах там были Его символы – Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.

Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.

Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго – особенно на Западе империи – Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.

Мозаика конхи апсиды базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Источник: ru.wikipedia.org

Первая известная композиция Преображения опирается на ту же – традиционную во многом для раннего христианства – символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише – апсиде – и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим – слева и справа от круга – размещены полуфигуры Моисея и Илии.

Нетрудно понять, что Крест в круге – это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) – апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты – символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне – это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.

Преображение Господне. Икона. Монастырь св. Екатерины, Синай. VI в.

В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки – Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, – это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним – именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.

Хлудовская Псалтырь, миниатюра “Преображение”

Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней – как бы парит в воздухе. По бокам от Него – тоже в воздухе – стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах – они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь – византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это – исключения, а не правило.

Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей – выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может – книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки – как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности – редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.

Символика иконы Преображения

Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение – они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.

Преображение Господне, икона из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, xv в

На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно – Фавор гора лесистая. Но деревья – это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение – это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.

На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл – они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.

Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы – как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.

Фигуры Илии и Моисея – целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей – умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира – мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.

Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно – ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно – Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит – и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).

Преображение Господне. Икона. Россия. XV в. Кирилло-Белозерский музей

Преображение Господне. Икона.
Мастерская Феофана Грека. 1403 г.
Собрание ГТГ. Ранее Спасо-Преображенский собор г. Переславля.

Преображение Господне. Икона.
XVI в. Владимирская область.

Преображение Господне. Фреска.
Церковь Спаса на Ковалеве под Новгородом. Конец XIV века.

Преображение Господне. Византийская икона XII в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Преображение Господне. Икона из иконостаса церкви Свв. Флора и Лавра с. Мегрега, Олонецкого р-на.
Россия. Карелия. XVII в.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск

Преображение Господне. Икона из Праздничного чина.
Псков. XVI в.
Псковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

. Преображение Господне. Фреска.
Мирожский монастырь. Псков. XII в.

Преображение Господне. Икона.
Греция. XVI в.
Местонахождение – Канада. Монреаль. Частная коллекция

Преображение Господне. Икона.
Россия. XVI в. Находится в частной коллекции

Преображение Господне. Икона.
Россия. Великий Новгород; XVI в.

Преображение Господне. Псковская икона.
XVI век

Преображение Господне. Мозаика.
Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург. XIX в.

Преображение Господне. Икона с праздниками в 24 клеймах.
Первая половина XVI в.

Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография пророческого служения

Ко спасению относились изыскания и исследования пророков,
которые предсказывали о назначенной вам благодати.

(1 Пет. 1:10)

Начиная разговор о пророческом служении — а оно буквально пронизывает весь Ветхий Завет, то есть всю историю рода человеческого от момента творения до явления в мир Единородного Сына Божия, — следует сразу сказать, что при всем многообразии этого служения, при всем многообразии истин, открытых через них Богом, все пророки возвещали об одном — о спасении. Апостол Петр говорит об этом так: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1:10–12). Это общее для них свойство нашло отражение и в иконографии, которая представлена большим и разнообразным количеством памятников, древнейшие из которых относятся к VI в. (мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне). Церковное почитание их началось еще раньше, уже в эпоху равноапостольных Константина и Елены, когда в Константинополь были перенесены мощи некоторых пророков. Но формирование иконографии относится к периоду более позднему — к XI—XII вв.

К этому времени относятся все знаменитые памятники, в которых можно найти изображение пророков, говоривших в назидание, увещание и утешение (1 Кор. 14:3) — мозаики и фрески Осиос Лукас в Фокиде (1030—1040 гг.), Софийского собора в Киеве (того же времени); мозаики монастыря Неа Мони на о. Хиос и церкви Успения Богородицы в Нике (середина XI в.), каппадокийские мозаики храмов Эльмали Килисе и Каранлик Килисе в Гереме, мозаики собора монастыря Дафни в окрестностях Афин, росписи монастыря Велюса в Македонии (конец XI в.), мозаики собора Сан Марко в Венеции (начало XII в.), мозаики собора в Монреале (Сицилия, XII в.) и другие.

Толкования на книги пророков принадлежат преподобному Ефрему Сирину, святителю Кириллу Александрийскому, блажному Феодориту Киррскому; памятники гимнографии — святителю Герману Константинопольскому, преподобным Иоанну Дамаскину и Феофану Исповеднику.

Первое упоминание пророческого служения в Священном Писании касается Авраама — Господь во сне говорит о нем Авимелеху, царю Герарскому: он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив (Быт. 20:7).

Но православная традиция начинает счет пророков с Боговидца Моисея — он больше, чем пророк: Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком (Исх. 7:1); И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его, и по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля (Втор. 34:10–12).

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея: «Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силен. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и след.); сверху — ефод, т. е. длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями». Наряду со скрижалями изображали и свиток с надписью: «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския» (Исх. 3:11). Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1). Существует традиция изображать пророка еще достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Следует отметить одну важнейшую грань пророческих речений — об этом свт. Андрей Критский в своем Слове на Рождество Пресвятой Богородицы говорит так: «нет ни одного места во всем Богодухновенном Писании, где бы внимательный исследователь не увидел разных, повсюду рассеянных указаний на Божию Матерь». Святитель Григорий Нисский говорил, что уже пророк Моисей в видении неопалимой купины — горевшего, но не сгоравшего куста, «предузнал тайну» будущего материнства и девства Божией Матери (Исх. 3:2). Свт. Андрей Критский в указанном выше творении приводит перечень ветхозаветных прообразов Божией Матери: «Сколь величественными именами Она украшена, и как выразительно во многих местах Писания показана. Так, желая говорить о Ней, оно именует Ее Девой, Отроковицей, Пророчицей, далее — Брачным Чертогом, Домом Божиим, Храмом Святым, Второй Скинией, Святой Трапезой, Жертвенником, Очистилищем, Златой Кадильницей, Святым Святых, Херувимом славы, Златой Стамной, Ковчегом Завета, Иерейским Жезлом, Царским Скипетром, Диадимой Красоты, Сосудом с миром помазания, Алавастром, Свещником, Курением, Светильником, Светильницей, Колесницей, Купиной, Камнем, Землей, Раем, Страной, Нивой, Источником, Агницей…»

Одно из ранних пророчеств о Рождестве Христовом принадлежит пророку Валааму (книга Чисел), но более и яснее всего тема эта раскрыта Исаией, которого даже называют ветхозаветным Евангелистом. Именно ему принадлежат слова о рождении Христа от Девы: Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог (Ис. 7:14).

Далее (Ис. 8) в своих пророчествах Исаия подробно говорит о чудесном Младенце, который родится от Девы: Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог… Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира.

Великими принято именовать пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Кроме них Ветхий Завет содержит еще 12 книг малых пророков — так они называются потому, что их книги сравнительно небольшие, имеют лишь несколько глав. Но говорят они о вещах чрезвычайно важных. Так, пророк Михей записал известное пророчество о Вифлееме, которое цитировали иудейские книжники, когда царь Ирод спросил их, где должен родиться Христос. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение изначала, от дней вечных (Мих. 5:2).

С появлением и развитием высокого иконостаса, примерно с XV в., в его состав вошел т. н. пророческий ряд. Первоначально в центре его помещали пророков Давида и Соломона, с XVI в. — образ Богоматери «Знамение». До XVI в. пророков изображали поясными, позднее — в полный рост. Богоматерь писали сидящей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Конечно, появление в иконостасе целого чина пророков (равно как и упоминание чина пророческого в 8-м члене Символа веры, установленное отцами II Вселенского Собора) — несомненное свидетельство того, что Церковь видела в пророческом служении не только историческое явление, но и непреложный компонент спасения человека в Церкви. Исторически понятие пророческого служения претерпевало изменения, но важность этого призвания не вызывала сомнений.

Центральное место в пророческих рядах иконостаса в ранний период Давид мог занимать потому, что из числа пророков именно ему выпала честь быть в числе предков по плоти Того, Кто именуется Жезлом от корня Иессеева. Вот как описывает его иконописный подлинник: «типом еврей Палестины, среднего роста старец с седой окладистой вьющейся бородой; одежда — хитон и мантия, на голове венец; подписано: «профит Давид». Надписи на свитке: «Слыши Дщи и виждь и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя и дом отца Твоего» (Пс. 44:11) — паремия на Рождество Богоматери и Введение во храм. В других памятниках монументальной живописи встречаются тексты: «Из уст младенец и сущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3 — Сан Марко, Венеция, XII в.); «Воцарися Бог над языки» (Пс. 46:9 — монастырь св. Неофита, Кипр, XII в.); «Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли» (Пс. 73:12 — там же); «Снидет яко дождь на руно» (Пс. 71:6 — Палатинская капелла в Палермо; середина XII в.); «Господь с небесе на землю призре» (Пс. 101:20 — монастырь Дафни, около 1100 г.). Этим набор цитируемых текстов не исчерпывается; иконописный подлинник дает варианты: «Блажен муж, иже не идее на совет нечестивых; или: Вся языцы восплещите руками» или «Предзрех Господа предо мною», или «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея…»

Давид — второй царь израильский, создатель могущественного государства, жил в конце XI — начале X вв. до Р. Х. История Давида изложена в 1 и 2 книгах Царств. Давиду Священное Предание усвояет авторство Псалтири; он поставил Скинию на горе Сион в Иерусалиме и перенес туда Ковчег Завета (2 Цар. 6:1–17). В сознании последующих поколений еврейского народа с его личностью и потомством связывались эсхатологические представления о идеальном царстве «будущего века» и о помазаннике Божием из рода Давидова — Мессии, который спасет народ избранный и воссядет на престоле этого царства. Максимально полное раскрытие и развитие эти представления получили в пророчествах Исаии. Христианские авторы, начиная с евангелистов, прямо связывают образ царя Давида с Христом. В Евангелии от Матфея представлено родословие Христа по Иосифу, обручнику Девы Марии, восходящее к отцу Давида Иессею, — «древо Иессеево» (Мф. 1:1–17). К Давиду восходит и родство Самой Марии, о чем сообщает апокрифическое Протоевангелие Иакова (глава 10). Христос именуется сыном Давидовым (Мф. 1:1). К сонму пророков Давид причисляется как личность, прообразующая Христа, и как автор Псалтири.

Как мудрец и пророк, Давид появляется в ранних иллюстрированных рукописях Псалтири, где его изображали между аллегорическими фигурами Премудрости и Пророчества; такова, например, миниатюра из Псалтири Х в. из Национальной библиотеки в Париже. Над-писание «пророк» сопровождает многие изображения царя Давида в миниатюрах иллюстрированных псалтирей IX в. В книжной миниатюре существуют два основных типа иконографии Давида: юноши-пастуха с музыкальным инструментом или пращой, и другой — царя и псалмопевца, средовека или старца; атрибутами являются либо музыкальный инструмент — псалтирь, либо пророческий свиток. Изображение Давида-царя, увенчанного короной, в составе пророческого чина появляется не позднее VI в. Погрудное изображение царя Давида, занимающее центральное положение в группе пророков, можно видеть в мозаике апсиды базилики святой Екатерины на Синае 551/552 г. Оно расположено в центре пояса медальонов, непосредственно над фигурой Иисуса Христа в сюжете Преображения. Такое расположение фигуры Давида указывает на его выдающееся значение, здесь он является своего рода замковым камнем, связующим всех пророков, и великих и малых, в единый лик или чин.

В послеиконоборческий период фигура Давида в царском облачении с развернутым свитком в руках регулярно включается в число изображений пророков, занимающих верхние зоны росписей храмов. Таковы фрески каппадокийских храмов Каранлик Килисе и Эльмали Килисе в Гереме XI в., мозаики Дафни, около 1100 г.

В пророческом чине также изображают пророка Соломона — обычно молодым, безбородым, голова его обращена в сторону царя Давида. В левой руке развернутый свиток с текстом пророчества: «Премудрость созда себе храм и утверди столп седмь и посла своя (рабы)» (Притч. 9:1). Текст представляет собой паремию, читаемую на праздники Благовещения и Рождества Пресвятой Богородицы, Ее Успения, а также на Воскрешение Лазаря. Иной текст находим в мозаике Дафни: «Господи Боже Израилев, несть якоже Ты Бог на небеси горе и на земли низу» (3 Цар. 8:23). В памятниках XI—XII вв. встречаются цитаты и из других источников: «Сыне, храни законы отца твоего» (Притч. 6:20 — Чефалу, Сицилия, XII в.); «Сын премудрый веселит отца» (Притч. 10:1); «Отрока Господня себе именует» (Прем. 2:13 — Монреале, Сицилия). Сын Давидов и строитель храма, с которым христианская мысль ассоциировала образ земной Церкви, созданной Христом — Премудростью Божией. Соломон предстает как прообраз Христа.

Как изображали четырех великих пророков?

Пророк Исаия, по иконописному подлиннику, «типа еврейского, из царского рода, старец 126 лет с седыми волосами, широкой, окладистой, но не длинной бородой; одежда его — одно волосяное вретище (т. е. как бы мешок с прорезями для рук и головы, который надевался на голое тело); на ногах сандалии; правая рука сложена в именословном благословении; в левой свиток с надписью: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил», еже есть сказаемо «с нами Бог» (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Текст свитка — паремия на Рождество Христово. Аналогичный текст на свитке Исаии в росписях храмов в Гереме (Каппадокия, XI в.), мозаики Палатинской капеллы в Палермо (середина XII в.), Мартораны, Монреале (оба — середина XII в.). Иные тексты встречаются в мозаиках монастыря Дафни: «воссияет Бог в совете со славою на земли» (Ис. 4:2); в Сан Клементе (Рим, около 1128 г.): «Видех Господа седяща на престоле высоце» (Ис. 6:1); в монастыре Иоанна Златоуста на Кипре (конец XI в.): «Воскреснут мертвии и восстанут иже во гробех» (Ис. 26:19); в монастыре св. Неофита на Кипре, в слое росписи конца XII в.: «Той же язвен бысть за грехи наша» (Ис. 53:5). Пророк Исаия — первый из четырех великих пророков, чьи писания оказали огромное влияние на православную богословскую мысль. Библейское предание отводит ему место в истории Иудейского царства VIII в. до Р. Х. Исаии в храме является Господь Саваоф в окружении серафимов (Ис. 6:1–7), он предсказывает рождение Сына Божьего — Эммануила от Девы (Ис. 7:14). Согласно его пророчеству, Эмманиул — Мессия, родословие которого восходит к Иессею, отцу царя Давида (Ис. 11:1), Своими страданиями искупит грехи народа избранного (Ис. 53–56), чтобы после Суда воцариться в обновленном мире. Толкования на книги Исаии писали святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, преподобный Ефрем Сирин, блаженный Иероним Стридонский. Память Исайи в древних синаксарях отмечается 9 мая; в этот день празднование ему происходило в церкви святого Лаврентия близ Влахерн, где хранились мощи пророка. Они были перенесены в Константинополь при императрице Пульхерии между 443–457 гг., а затем был построен и особый храм в честь пророка.

Пророк Иеремия: «Облик средовека, а не старца, с темными волосами, крупными прядями падающими на левое плечо. Борода округлая, не длинная, подчеркивающая вытянутые пропорции лица». Правая рука сложена в именословном перстосложении, в левой свиток с надписью: «Се Бог наш, и не приложится ин к Нему», по Синодальному переводу: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним» (Вар. 3:36), то есть «Се Бог наш, и нет Бога иного» — исповедание веры в Единого Бога и в утверждении идеи нерушимости Его союза с народом избранным. Память пророка совершается 1 мая. В стихирах и каноне Иеремии Богоявленному содержится немало подробных биографических сведений, ведь сам пророк больше, чем кто-либо другой из пророков-писателей, сообщил о себе, а собиратель его речений (видимо, это был пророк Варух) присоединил к ним биографические разделы. Второй из четырех великих пророков Иеремия родился в середине VII в. до Р.Х., побит камнями в 585 г. Помимо книги его пророчеств, Ветхий Завет содержит книгу Плач Иеремии. В свитках, которые держит пророк, часто читаются слова из книги пророка Варуха, который был другом и писцом Иеремии, записывавшим откровения пророка во время пребывания Иеремии в темнице. Основная направленность пророчеств Иеремии и Варуха связана с обличением неправедности народа Израилева и с призывом к восстановлению его былого благочестия и святости через принесение жертвы искупления и заключения Нового Завета с Господом (Иер. 30–32). В отличие от других пророков — Исаии, Иезекииля, Малахии, — Иеремия изображен в виде могучего средовека с темными волосами на голове и бороде, с суровыми и резкими чертами лица.

Пророка Иезекииля изображают седовласым старцем, похожим на Исаию; к числу особенностей его изображения можно отнести чуть более удлиненную и более заостренную на конце форму бороды. В левой руке свиток: «Дверь та затворена есть, еюже никтоже не имать пройти» (Иез. 44:2). Текст свитка — паремия на праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы. В современной редакции: Сия врата заключенна будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет ими. Аналогичный текст на свитке Иезекииля находим в мозаике собора Сан Марко (около 1230 г.). Из других текстов назовем: «И постави мя Господь среде поля; се же бяше полно костей человеческих» (Иез. 37:1) в росписи Токали Килисе в Гереме (Каппадокия, Х в.); «Сия глаголет Адонаи Господь: се, Аз отверзу гробы ваша и изведу вас от гроб ваших» (Иез. 37:12) в росписи монастыря Коутсовендис на Кипре (конец XI в.). Встречаются также тексты пророчеств, заимствованных из книг Исаии и Варуха: «Видех Господа седяща на престоле высоце» (Ис. 6:1) — мозаики Монреале, Сицилия (после 1183 г.); «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему» (Вар. 3:36) — мозаики Палатинской капеллы в Палермо, Сицилия (1140-е гг.).

Пророк Даниил на иконах всегда юный, безбородый; в руке у него свиток, а на голове маленькая шапочка — это устойчивый элемент его иконографии. Короткая туника, плащ, украшенный орбикулами — знаками высокого социального положения, приближенности к царю; полы плаща, украшенного по краям жемчугом и драгоценностями, скреплены фибулой. Штаны, высокие сапоги. Надпись: «Аз Даниил видех дондеже престоли поставишася и Ветхий денми седе; престол Его огнен; колеса Его огнь палящ» (Дан. 7:9). Другой текст: «Се, аки подобие Сына Человеча прикоснуся устнам моим» (Дан. 10:16). Имя Даниил означает «Судья Божий», «открывающий волю Божию». В книге пророка Даниила он именуется Валтасар (Дан. 1:1–4).

Изображения малых пророков известны и по миниатюрам рукописей, и по храмовому убранству.

Пророка Аввакума изображают безбородым юношей в плаще; правой рукой он двуперстно благословляет, а в левой руке держит перед собой свиток с надписью: «Бог от юга придет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3:3). В качестве паремийного чтения этот текст не фигурирует, но использован в тексте ирмоса 4-й песни Рождественского канона. Аналогичный текст на свитке пророка имеется в мозаике собора Сан Марко в Венеции (XII в.) В мозаике Дафни (около 1100 г.), и Монреале в Сицилии (после 1183 г.) на свитке пророка Аввакума приведен текст предыдущего стиха: «Господи, услышах слух Твой и убояхся» (Авв. 3:1). А в Эльмали Килисе в Гереме (Каппадокия XI в.) — текст из книги пророка Иеремии: «Еда Бог близ сущий Аз есмь, рече Господь, а не Бог издалеча» (Иер.23:23).

Седовласым старцем было принято изображать другого малого пророка — Малахию. На его свитке встречается надпись: «Се грядет Сам Господь Вседержитель, и кто стерпит день исхода (пришествия) Его» (Мал. 3:1–2); это паремия на день Усекновения главы Иоанна Предтечи — 29 августа. Таков текст на мозаике собора Сан Марко (Венеция, XII в.), а также в мозаиках Дафни (около 1100 г.), в росписи Кранлик Килисе в Гереме (XI в.), в мозаиках Монреале (Сицилия, после 1183 г.). Малахия — последний из малых пророков в порядке расположения библейских книг.

Приведем краткие описания из иконописного подлинника других пророков, память которых совершается в преддверии Рождества Христова: «Месяца декембрия в день 1. Святаго пророка Наума, иже предвари Рождество Христово лет за 558, поживе лет 45, образом кругловат, и браду имея окружену, аки Ионы пророка, лице сухо, власы просты, риза багряная с дичью, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Горы потрясошася, тогда и холмы поколебашася, и ужасеся земля от лица Его вселенная и вся живущии на ней. Инде пишет: Наум образом яко Иоанн Богослов.

В день 3. Святаго пророка Софония, предвари Рождество Христово за 600 лет; подобием сед, главою плешат, брада на конец мало разсохата, аки Илии пророка, ризы пророческия, верхняя багряная красноватая, испод лазорь, в левой руке свиток, а в нем написано: Радуйся зело, дщи Сионова, проповедуй дщи Иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего, дщи Иерусалимля: отъят Господь неправды Твоя, избавил тя есть из руки враг твоих. Бяше же подобен святому Иоанну Богослову, малу имеяй браду и окружено лице.

В день 9. Святыя пророчицы Анны, матери Самуила пророка; подобием аки средовека, ризы как у пророчицы, верхняя киноварь, исподняя лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем, разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

В день 16. Святаго пророка Аггея, предвари Рождество Христово лет 470; подобием сед, плешив, брада кругловата, риза пророческая, санкирь с белил, испод лазорь, в руке свиток, а в нем написано: Сице глаголет Господь Вседержитель: положите сердца ваша в пути вашем, созиждете Ми храм и благословлю жити в нем и прославлюся. В Минеи и в Прологе пишет: бяше же плешив и стар, окружену имея браду и образом честен».

В Ярославском художественном музее имеется икона первой половины XVI в., изображающая пророков Иону и Гедеона (она входила в состав пророческого ряда). Представляет интерес изображение Гедеона — одного из судей, управлявших после смерти пророка Моисея народом Израильским. На его свитке — текст пророчества о рождении Спасителя от Пречистой Девы, о «Руне овчем». Надпись на свитке пророка гласит: «Се аз положу руно овчее на гумно и аще будет роса на руне…» (Суд. 6:37)

В пророческом чине начала XVII в., находящегося в Псковском художественном музее-заповеднике, пророки представлены в рост. Захария держит обеими руками свиток с надписью: «Тако глаголет Господь: Радуйся зело дщи Сионова, проповедуй, дщи Иерусалимова, се, царь твой грядет кроток» (Зах. 9:9). Надпись на свитке Валаама: «Возсияет звезда от Иакова, восстанет человек от Израиля» (Числ. 24:17).

На другой парной иконе изображены пророки Иеремия и Варух. На свитке и Иеремии надпись: «Иерусалим град святый, в нем же град Божий», а у Варуха — «Изыде жезл и осырений просия». Обе надписи в канонических текстах отсутствуют. Еще одна икона изображает пророков Софонию и Нафана. У Сафонии надпись: «Тако глаголет Господь: Радуйся, госпоже, дщи Сионова» (ср. Соф. 3:14), у Нафана: «С небесе призре Господь видети сыны человеческие» (Пс. 13:2).

Достаточно рано появляются не только изображения самих пророков, но и сюжеты с изображением пророческих видений: известна мозаика «Видение пророка Иезекииля» конца V в. в церкви преподобного Давида в Салониках.

Интерес к такого рода сюжетам проявляется в XVII в. Такова, например, икона первой трети XVIII в. «Видения пророков Исаии и Иезекииля» (Ис. 6, Иез. 1) из Череповецкого краеведческого музея (Вологодская область). Но сложная композиция, представляющая собой попытку изобразительными средствами передать смысл пророчеств, превращается в набор натуралистических деталей — бушующего огня, клубов дыма, многоокого колеса, и не достигает главной цели — через откровение усмотреть разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым (ср. Еф. 3:2–5). Традиционные композиции пророческого служения, входящие в состав русских высоких иконостасов, эту задачу решают успешно.

Архимандрит Николай (Погребняк)

Источники и библиография:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.

Васильева О. А. Иконы Пскова. (Древнерусская живопись в музеях России). М., 2003.

Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исаии. М., 1890.

Егоров Г., свящ. Священное Писание Ветхого Завета. Ч. 1–2. М., 2005.

Ефрем Сирин, преп. Творения. Т. 3. Сергиев Посад, 1912.

Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под редакцией Г. Д. Филимонова. М., 1876.

Иконы Ярославля 13–16 веков. (Древнерусская живопись в музеях России). М., 2002.

Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. СПб., 1894.

Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.

Лазарев В. Н. История Византийской живописи. М., 1986.

Луковникова Е. Иконография Рождества Христова // Альфа и Омега, 1994. № 3. С. 170–185.

Иконописный подлинник сводной редакции XVIII века / Под редакцией Г. Д. Филимонова. М., 1876.

Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001.

Тарноградский И. В. Святые образы. Русские иконы XV–XX веков из частных собраний. М., 2006.

Фельми К.-Х. Иконы Христа. М., 2007.

руководитель епархиального отдела культуры

Иоанн Креститель, Иоанн Предтеча, Йоханан бар Зехарья — «сын Захарии», согласно Евангелию, ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии.

Жил в пустыни аскетом, затем проповедовал крещение и покаяние для иудеев. Крестил в водах Иордана Иисуса Христа, был обезглавлен из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Историчность Иоанна Крестителя не отрицалась даже атеистическими советскими учёными. Иоанн носит эпитеты Крестителя и Предтечи по двум своим основным функциям — как крестивший Иисуса Христа и как тот, кто пришёл с проповедью прежде него, в соответствии с Ветхозаветными пророчествами. В православии принято именование «Иоанн Предтеча, Креститель Господень» и обращение: «Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов».

Иконописный канон

В иконописных подлинниках Иоанна характеризуют следующим образом: «Типом еврей, средних лет (то есть 32-х), телом и лицом очень худ, цвет тела бледно-смугловатый, борода чёрная, менее, чем средней величины, разделённая на пряди или космочки, волосы черны, густы, кудрявы, также разделённые на пряди; одежда сваляна из грубой верблюжьей шерсти, вроде мешка, при этом святой подпоясан кожаным поясом». Поверх (или взамен) одежды из верблюжьей шерсти может быть одет в тканый хитон и гиматий. В руки Иоанна традиционно помещается свиток («хартия») с одним из следующих вариантов надписи: «Покайтеся приближибося Царстие Небесное»; «Аз глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень»; «Се агнец Божий вземляй грехи мира. Сей есть о Нем же аз рех: по мне грядет Муж, иже предо мною быст, яко первее мене бе». Детали изображения Иоанна Предтечи несут различный символический смысл: Свиток в руках говорит о начале проповеди.Отсечённая голова (вторая из присутствующих на картине) — говорит о мученической кончине, а, кроме того, является образным выражением Божественного дара предвидения.Чаша, в которой лежит голова, — параллель жертвенной чаши Евхаристии: Иоанн предшествовал Христу и рождением, и смертью. Может быть заменена другой чашей, в которой изображён Агнец, в более поздних иконах Младенец (Богомладенец Христос) — намёк на его пророческие слова о миссии Иисуса, символическое изображение Христа (Мф. 11:10—11; Лк. 7:27—28). Древо и топор как аллегория его проповеди: «Покайтеся, приближается Царствие Небесное, уже бо секира при корене дерева лежит: всяко убо древо не творящее плода добра пресекается» (Лк. 7:24—28). Эти слова перекликаются с проповедью Христа. Горки, на фоне которых изображён Иоанн, не только конкретизируют место аскезы, но являются символом возвышенного ума и духовного очищения — мира горнего.

Атрибутика в западноевропейской живописи

В западной живописи Иоанн легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец его право руки — ещё один мотив в иконографии этого святого, пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.

Начиная с эпохи Возрождения Иоанн Креститель зачастую изображается уже не зрелым бородатым мужчиной (согласно Евангелию), а прекрасным юношей.

Житийные сюжеты

Зачатие Иоанна Предтечи (целование Захария и Елизаветы). Редкий сюжет, практически аналогичный Зачатию Богородицы («Целованию Иоакима и Анны»). Рождество Иоанна Предтечи. Иконография основана на типе Рождества Христова. Сюжет приобрёл большую популярность в нидерландской живописи, поскольку, в отличие от рождения Иисуса (в яслях), позволял изображать богатые бытовые детали интерьера.

Характерные детали: В правой части иконы Захария на дощечке пишет имя сына, к нему возвращается дар речи, и он начинает пророчествовать о сыне как Предтече Господа. Дополнительные сюжеты, которые также могут присутствовать (редко): Во время избиения царём Иродом младенцев Елизавета укрывается с Иоанном в горах; Захарию убивают в храме за то, что он не сказал, где укрыт Предтеча. Иоанн Креститель в пустыне — популярный в иконописи и редкий на Западе сюжет. Крещение Господне. Чрезвычайно распространён во всех конфессиях. Формирование иконографии началось в древнехристианский период вместе с установлением праздника Крещения во II веке. Главное лицо в сюжете Крещения — Иисус Христос, изображаемый стоящим глубоко в воде, в большинстве случаев, обнажённым (иногда с повязкой на чреслах, появившейся не ранее XII-XIII веков). Голова Христа обычно наклонена в знак смирения и покорности, правая рука — благословляющая (символ освящения Иордана и воды крещения). Предтеча представлен слева, возлагающим руку на голову Христа. Справа — ангелы, число которых строго не определено. Их задрапированные руки и покровы в руках указывают на реальную деталь ритуала крещения: они выполняют роль восприемников. Небо часто изображается в виде сегмента круга, Дух Святой — традиционно в виде голубя. Иордан изображается между двух утёсов; на дне реки иногда в иконах можно увидеть олицетворение Иордана и моря в виде человеческих фигур — редкая иконографическая деталь с античными корнями в искусстве христианского Востока (например, изображения в равеннских баптистериях православных и арианском).

Проповедь Иоанна толпе. Достаточно редкий в западноевропейской живописи сюжет, пользовавшийся любовью художников- пейзажистов.

Проповедь Иоанна Ироду (очень редко).

Усекновение главы Иоанна Крестителя — чрезвычайно популярный сюжет, позволяющий изображать «роковую женщину».

Честная глава святаго Иоанна Предтеси — сюжет иконописи и западноевропейской церковной скульптуры, архитектурного декора.

Обретение главы Иоанна Крестителя — встречается в иконописи.

Сошествие во ад: проповедь Иоанна в аду и Иоанн в числе других душ, выведенных Иисусом.

Внежитийные образы

Общим и для католической, и для православной традиции является канон изображения Иоанна предстоящим Иисусу вместе с Богоматерью в молении за души: Страшный Суд: Иоанн вместе с Богоматерью по сторонам Христа в небесах. Деисис: Иоанн вместе с Богоматерью предстоят Иисусу.

Европейская традиция

Кроме того, западная иконография Иоанна насчитывает большое количество самостоятельно сложившихся внесюжетных вариантов. Вдвоём с праведной Елисаветой, своей матерью, изображается ребёнком. Святая родня: в числе других детей из потомства Святой Анны.Святое семейство: Иоанн изображён ребёнком чуть постарше Иисуса вместе с Мадонной и Иисусом; Мадонной, Иисусом, Иосифом, Анной. Поклонение Младенцу вместе с Богоматерью; вместе с Богоматерью, Иосифом, Елисаветой и Захарией. (Сцена «Поклонения младенцу Христу с Иоанном Крестителем» впервые появляется, вероятно, в творчестве Филиппо Липпи, XV век). Святое семейство навещает Елисавету, Захарию и новорождённого Иоанна (редкий сюжет). Младенцы или же юноши Иисус и Иосиф вдвоём. Предстоящий Мадонне на троне (Regina Coeli, Regina Angelorum, Маэста, Sacra Conversazione).

Основные типы изображения

Ангел Пустыни — эзоретическая составляющая образа Иоанна Крестителя, его «ангельского чина» породила тип иконографии «Иоанн Креститель Ангел Пустыни». Этот тип распространяется с XIII века в греческой, южнославянской и русской иконописи. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия, как пустынножителя. На Руси этот тип приобрёл популярность в XVI-XVII веках. Иконография основана на следующем евангельском тексте: «Слава Христа дошла до Иоанна, который послал их спросить у Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» По отшествии посланных, Христос обратился к народу: Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую? …Что смотреть ходили вы? Пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о Котором написано: «Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Лк. 7:17—29). Этот текст Евангелия дал основание изображать Иоанна Предтечу крылатым Ангелом пустыни либо со свитком-проповедью, либо с усекновенной головою — вестником пришествия, подвига и мученической смерти Христа.

Деисис — Деисис (Деисус) — одна или три иконы, имеющая в центре изображение Христа (чаще всего в иконографии Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. Основным догматическим смыслом деисусной композиции является посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. Иоанн Предтеча изображается в рост, в пояс или оглавый, справа (для зрителя) от Спасителя, в пол-оборота к нему с молитвенно протянутыми руками. С другой, левой стороны изображается Богородица.

Агнец Божий — Агнец Божий является символом Иоанна Крестителя, поскольку этот эпитет он адресовал Иисусу. Зачастую Иоанн изображается с крестом-посохом в руках, указывающим на надпись Ecce Agnus Dei («вот Агнец Божий») или украшенным этой надписью. Также рядом может изображаться символ агнца — овечка, подчас с крестообразным нимбом. Таким образом, надпись и агнец стали общепринятыми атрибутами Иоанна. Кроме того, в надписях может встречаться другая цитата из Иоанна — Eg (o…) in Deserto («глас вопиющего в пустыне»). Одет Иоанн, изображённый аскетом, во власяницу или звериные шкуры, в руках может держать медовые соты, тростниковый крест с длинным тонким стволом.

Святое семейство — Распространено изображение Иоанна в виде младенца вместе с младенцем Иисусом в сценах Святого семейства. При этом Иоанн предстаёт более старшим и держит в руках тростниковый крест. Подобного сюжета нет в Новом Завете, он впервые появляется в искусстве итальянского Ренессанса. Житийное обоснование было таково: пока Святое семейство после бегства в Египет проживало на берегах Нила, троюродный брат Христа Иоанн был перенесён туда из пустыни ангелом, чтобы познакомиться с родственниками.

Произведения

Поскольку в иерархии христианских святых Иоанн Креститель очень значим и следует непосредственно за Богородицей, за два тысячелетия было создано огромное число изображающих его культовых произведений. Наиболее известные полотна с изображением Иоанна — полотна Тициана, Леонардо да Винчи, Эль Греко, «Триптих св. Иоанна» Рогира Ван дер Вейдена, изображения казни Иоанна и Саломеи с его головой кисти Караваджо. Фресковые циклы из его жизни оставили Андреа дель Сарто, Гирландайо и Филиппо Липпи.

Древнейшая икона Иоанна Крестителя относится к IV веку, происходит из Синайского монастыря и в настоящий момент находится в киевском музее искусства им.Богдана и Варвары Ханенко (любопытно, что по одной из версий она изображает не Иоанна, а Илию). Иконы с изображением Иоанна Предтечи получили особенно широкое распространение на Руси в период царствования Ивана IV Грозного, небесным покровителем которого он был. Из отечественных произведений стоит отметить иконы Андрея Рублёва и Феофана Грека (из деисусных рядов), иконы «Ангела пустыни» Прокопия Чирина и «Главу Иоанна Предтечи» Гурия Никитина. В Новое время интересные «Явление Христа народу» А.Иванова и статуя Родена.

Церковное почитание

Важное положение Иоанна в христианстве целиком основывается на том уважении, которое неоднократно высказывал ему Иисус, указывая на него как на своего Предтечу, Христос говорит о нём, что до Иоанна не было более великого духом из земных людей (но при этом она всё-таки меньше тех, кто пойдёт вслед за Сыном Человеческим); с другой стороны, Иисус подчёркивает, что всё, о чём проповедовал Иоанн, уже сказано в Пророках и Законе: «Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя до ныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его; Ибо все Пророки и Закон прорекли до Иоанна» (М.. 11:11—13).

Иоанн Креститель (после Богородицы) стал следующим самым чтимым святым христианства. Православное представление об Иоанне как о важнейшем молитвеннике за всех христиан наиболее ярко может быть проиллюстрировано тем, что во время интерцессии (ходатайственной молитвы, следующей за освящением Даров на Литургии) его имя поминается сразу за именем Богородицы:

«Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблогословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, о святем Иоанне Пророце, Предтече и Крестителе, о святых славных и всехвальныъх апостолех, о святем (имярек), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже» (из Литургии Иоанна Златоуста).

Преображение Господне

Шестое августа по-старому, Преображение Господне, — Борис Пастернак «Август».
Икона «Преображение Господне», — 1405 год, — из праздничного чина Успенского собора Симонова монастыря. Размер 80,5х61 сантиметров. Музей Рублева.
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет, — от Матфея святое благовествование глава 17 стих 1-2.
И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; — от Луки святое благовествование глава 9 стих 29-30.
Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом, — от Марка святое благовествование глава 9 стих 3-4.
Празднуется Преображение Господне православной церковью 6 (19) августа. В Православной церкви Преображение Господне входит в число двунадесятых праздников.
В народной традиции Преображение называется Вторым Спасом или Яблочным Спасом. Народное название праздник приобрёл по причине того, что в этот день освящаются яблоки, после чего их разрешалось употреблять в пищу.
Ликбез от православного журнала «Фома».
Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.
Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».
Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия. Мандорла в переводе с итальянского означает — «миндалина».
Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения.
Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).
Икона «Преображение Господне» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, 1425 год — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Икона «Преображение Господне» из иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, около 1497 года, — скан собственноручно сделан из одноименного альбома серии «Знаменитые иконостасы России».
Икона «Преображение Господне», — вторая половина XV века, Москва, — из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Преображение из праздничного чина иконостаса. Конец 1530-х начало 1540-х годов, — Псков. Происходит из Покровского храма погоста Знахлицы близ Пскова. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Первая половина XVI века. Из Покровской церквы (1743 год) села Лядины Каргопольского района Архангельской области. Икона «Преображение» сфотографирована на выставке «Иконы Каргополья. Возрождение» в галерее Церетели на Пречистенке.
Преображение. Середина XVI века. Фотография иконы сделана на выставке «Русский Север» в Государственном историческом музее.
Преображение, — XVI век, — Нижний Новгород. Нижегородский государственный художественный музей.
Икона «Преображение». Московская школа. Вторая половина XVI века. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Икона «Преображение». Новгородская школа. Время создания: XVI век. Размеры: 78×61 сантиметров. Государственный Эрмитаж, — не представлено в постоянной экспозиции.
Преображение, — последняя треть XVI века, Русский Север. Музей русской иконы, — ранее галерея Ричарда Темпла в Лондоне.
Последняя треть XVI — начало XVII века. Север (?). Дерево, темпера; размер 53х45 см. Из собрания Музея имени Андрея Рублёва.
Преображение Господне — один из двунадесятых праздников. Это событие описано у всех четырех евангелистов. Христос, взяв с собой троих учеников — Петра, Иакова и Иоанна, — поднялся на гору Фавор, где преобразился: его лицо просияло, одежды стали белыми. Рядом с Христом ученики увидели пророков Моисея и Илию, и с небес раздался глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Испугавшись, апостолы пали ниц и, когда поднялись, уже не видели больше никого, кроме Иисуса, который запретил им рассказывать о случившимся до момента, пока «Сын Человеческий не воскреснет из мертвых».
Иконография Преображения в основных чертах сложилась в VI веке. Вверху в центре изображается Иисус в сиянии славы и белых одеждах. Рядом с ним стоят пророки Илия и Моисей. Ниже — трое апостолов, падающих или поднимающихся.
Икона из собрания Музея Рублёва воспроизводит сложившуюся в древности композицию, лишенную дополнительных деталей. Пропорции фигур, отсутствие нимбов у апостолов восходят к образцам XV столетия. Икона некогда входила в праздничный ряд иконостаса, из которого в собрании музее хранится еще восемь икон. В XIX веке все они были поновлены: фрагменты первоначальных досок с авторской живописью врезаны в новую деревянную основу.
Преображение, Сошествие Святого Духа на апостолов, — начало XVII века, Греция. Музей русской иконы, — ранее Ikonen Gallerie Dritsoulas Германия.
Икона «Преображение Господне», — 1732 год, Палех, — Тверская областная картинная галерея.
Преображение Господне со святыми на полях. Вторая половина XVIII века. Невьянск. Музей «Невьянская икона». Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
Преображение с образом Богоматери Печерской и избранными святыми. Конец XVIII века — около 1800 года. Ярославль. Оклад 1800 год. Москва. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Икона «Преображение Господне», — конец XVIII — начало XIX века, Ярославль, — из собрания музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Преображение, — конец XVIII — начало XIX века. Икона сфотографирована в экспозиции художественных коллекций музея-заповедника «Дмитровский кремль».
Преображение. Третья четверть XVIII века. Великий Устюг. Ранее икона находилась в собрании Самсонова В.С. (Санкт-Петербург). Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Преображение Господне. Конец XVIII– начало XIX века. Палех.
Выставка «Предивное художество». Иконы из собрания Григория Лепса. Исторический музей.
Икрна «Преображение Господне». Старообрядческий мастер. Поволжье. Начало XIX века. Фотография иконы «Преображение Господне» сделана в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» в постоянной экспозиции «Русское искусство».
Выставка «Белоликие образы горнозаводского Урала: Три века Невьянской иконы» в Музее русской иконы.
«Преображение Господне» из коллекции Государственного Эрмитажа, — XIX век, размер 31,3х26,8х2,5 сантиметров, — не представлено в постоянной экспозиции.
Преображение. Последняя четверть XIX века. Мстера. Икона сфотографирована в Музее русской иконы.
Преображение. XIX век. Ферапонтов монастырь. Из фондов Вологодского и Кирилло-Белозерского музеев-заповедников. Фотография сделана на выставка «Икона русского Севера XVI–XIX веков».
Икона «Преображение Господне» из «Альбома изображений святых икон» 1894 года.