Икона семьи романовых

Содержание

Одной из самых трагических страниц в истории России 20 века стало убийство царской семьи, продиктованное, как утверждали большевики, «революционной необходимостью». Жертвами этой бесчеловечной логики пали не только Николай II, ставший последним представителем трехсотлетней династии Романовых, но и его супруга, императрица Александра Федоровна, четыре их дочери возрастом от 17 до 23 лет и наследник престола, 14-летний цесаревич Алексей. Убиты были также люди, сохранившие им верность в этот последний час: как члены семьи, так и из ближайшего окружения.

История иконы

Грех убийства помазанника Божия тяготел над Россией долгие десятилетия, и лишь на рубеже тысячелетий, в 2000 году, убиенный император Николай II и его семья были канонизированы Русской Православной Церковью как царственные страстотерпцы. Для прославления новых святых появились иконы царской семьи Романовых.

Однако икона Романовых служит не только для прославления невинно убиенных, но и для покаяния народа, повинного в грехе отступничества от помазанника Божьего и оставления его вместе с невинными детьми в руках врагов. Грех этот усугубляется тем, что ни семья, ни приближенные во время ареста и содержания под стражей не пытались оказать сопротивления, смиренно принимая с христианской кротостью Волю Божью. Этот грех, до сих пор тяготеющий над Россией, придется отмаливать не одному поколению.

Поэтому неудивительно, что икона святых царственных страстотерпцев есть сегодня почти в каждом православном храме, а у многих верующих и дома. В этом и заключается значение иконы царственных мучеников – напоминать всем нам, как верующим, так и неверующим, о мученическом подвиге царской семьи, который был совершен во имя мира на русской земле и еще раз подтвердил незыблемость основ православия в Российском государстве.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, сам увлекался фотографией, и в архивах сохранилось множество снимков его семьи.

Русская православная церковь заграницей причислила царскую семью к лику святых мучеников еще в 1981 году, и сразу же начали появляться иконы царственных страстотерпцев, имеющие портретное сходство с фотографиями. Так, икона царя мученика Николая Второго являет лик царя, хорошо знакомый нам по фото.

Невозможно забыть, однако, что вместе с царем мученическую смерть приняла вся его семья, в том числе и невинные дети, поэтому не меньшее распространение получила икона царской семьи. Канон написания таких образов еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. Одни изображают царскую семью так, как она запечатлена на фотографиях.

Другие же следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято писать святых: в соответствующих одеждах и с ликами, хотя и имеющими портретное сходство, но все-таки слегка стилизованными в иконописном стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все, кто сохранил им верность до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность Христову Учению и Православной Церкви.

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Почитание иконы «Страстотерпцы Романовы» 4/17 июля – день гибели царской семьи и 25 января/ 7 февраля – Празднование Собора новомучеников, пострадавших за Христову веру после революции 1917 года.

Молитва перед иконой святых царственных страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, цесаревича Алексея, царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии

Что вы наречем, о святии страстотерпцы Царствении, Царю Николае, Царице Александро, Цесаревиче Алексие, Царевны Ольго, Татиано, Марие и Анастасие! Славы ангельския сподоби вас Христос Господь и нетленных венцев во Царствии Своем, наш же ум и язык недоумеет, како восхвалити вас по достоянию.
Молим вас с верою и любовию, помозите нам с терпением, благодарением, кротостию и смирением нести крест свой, надежду на Господа возлагающе и вся в руце Божии предающе. Научите нас чистоте и целомудрию сердечному, да, по глаголу апостола, всегда радуемся, непрестанно молимся, о всем благодарим. Согрейте сердца наша теплотою любве христианския. Болящия уврачуйте, юныя наставите, родители умудрите, скорбящим даруйте отраду, утешение и надежду, заблуждшия к вере и покаянию обратите. Защитите нас от козней лукаваго духа и от всякия клеветы, напасти и злобы.
Не оставите нас, заступления вашего просящих. Умолите Всемилостиваго Владыку и Пречистую Деву Богородицу Марию за державу Российскую! Да предстательством вашим укрепит Господь страну нашу, да ниспослет нам вся благопотребная к жизни сей и сподобит Царствия Небеснаго, идеже вкупе с вами и со всеми святыми земли Российския прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Николая 2 и его семьи: значение, о чем ей молятся

Одним из наиболее трагических событий в российской истории 20 века является убийство царской семьи. По утверждениям большевиков, оно было продиктовано т. н. «революционной необходимостью». Жертвами бесчеловечной «революционной» логики пали император Николай II, последний представитель 300-летней династии Романовых, императрица Александра Федоровна, его супруга, и их дети: четверо дочерей в возрасте 17-23 лет и цесаревич Алексей 14 лет, бывший наследником престола. Расстреляны были также люди, до последнего сохранившие верность царю и его семье: родственники и некоторые из приближенных.

Грех убийства

Помазанник Божий, его жена и дети были зверски убиты, и тот грех в течение долгих десятилетий тяготел над всей Россией. Только в 2000-м, на рубеже тысячелетий, убиенного императора Николая II и его семью Русская православная церковь канонизировала как царственных страстотерпцев. Для прославления новых святых появились икона Николая 2 (фото представлено далее), а также образа, посвященные его царственной супруге и детям.

Однако следует помнить, что увековечение иконописцами царственных жертв октябрьского произвола продиктовано не только желанием их прославить. Появление иконы Николая 2 и его семьи служит напоминанием о необходимости покаяния всего народа, который является повинным в страшном грехе – отступничестве от помазанника Божьего, оставленного вместе с невинными супругой и детьми в руках безжалостных врагов. Этот грех еще более усугубляется тем, что ни император, ни его семья, ни кто-либо из приближенных во все время ареста и содержания их под стражей ни разу не пытались оказать какого бы то ни было сопротивления. Все они со смиренной кротостью истинных христиан принимали волю Божью. Грех этот до сих пор тяготеет над Россией. И отмаливать его придется многим поколениям.

Святые иконы как напоминание о незыблемости основ православия

Поэтому неудивительно, что почти в каждом православном храме, а также дома у многих верующих можно увидеть икону мученика Николая 2 и образа, посвященные канонизированным членам его семьи. В этом и заключается их значение: напоминать о мученическом подвиге императора и его близких, совершенном во имя мира на русской земле и подтвердившем незыблемость в Российском государстве основ православия.

Свершившийся исторический факт нашел отражение как в иконописи, так и в существующих молитвах и акафистах к царственным мученикам. Сегодня известно множество свидетельств о чудесах, произошедших по молитвенным просьбам о защите к иконе царя Николая 2 и его семьи. Зафиксированы случаи исцеления недугов, соединения семей, находившихся на грани разрушения, мироточения образов императора и его близких.

Икона Николая 2: история создания

История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России – по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора – мученика в великокняжеских одеждах.

Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.

Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева – праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.

О судьбе иконы

Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне. Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.

Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев. Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первый случай чудесного исцеления зафиксирован в храме Троицы Живоначальной (Хохлы). Здесь, благодаря иконе святого царя-мученика, было возвращено зрение полковнику в отставке А. М. Вытягову.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти. После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

Об иконографии царственных мучеников

Вряд ли возможно забыть, что вместе с Николаем Вторым мученическая смерть была принята всей его семьей, в том числе и невинными детьми. Поэтому не меньшей популярностью среди русских верующих пользуется икона царской семьи.

В основу иконографии семьи Романовых положены подлинные фото близких императора. Лики царственных страстотерпцев имеют сходство с их фотографическими портретами. Некоторые мастера изображают мучеников в иконописном стиле. Увековечены на святых образах не только члены семьи царя, но и все те, кто до самого смертного часа сохранял им верность.

Об иконе «Страстотерпцы Романовы»

О чудесах, происходивших по молитвам к убиенному государю императору Николаю Второму, а также безвинно замученным императрице Александре и детям: царским дочерям Марии, Татьяне, Анастасии, Ольге и царевичу Алексею – ходят легенды. До нашего времени не иссякает великое заступничество царственных мучеников. Обращаясь к ним, молят о родной земле, о помощи и защите.

Дни почитания иконы «Святые царственные страстотерпцы» («Страстотерпцы Романовы») – 17 июля (дата гибели семьи царя) и 7 февраля (дата празднования Собора новомучеников, которые пострадали за Христову веру после октябрьской революции).

В чем помогает икона?

Царственные страстотерпцы становятся покровителями для всех, кто носит их имена. Молитва перед иконой семьи царя помогает поддерживать взаимное уважение поколений, а также близкие отношения между родными людьми, воспитывать в благочестии детей, укреплять в них верность православным устоям и патриотизм.

С короной на голове, но чаще без нее – иконы Царственных страстотерпцев

Ирина Языкова

ХХ век был для Русской Православной Церкви временем тяжелых испытаний. Но Церковь выжила, обрела свободу и смогла возродиться. Большую роль в этом играет память новомучеников, благодаря подвигу которых Церковь выстояла и заступничеством которых она продолжает свой путь. За последние годы в Русской Православной Церкви был прославлен целый сонм святых, увеличивший святцы едва ли не вдвое.

Только Собором 2000 года к лику святых было причислено 1154 человека. И это поставило перед иконописцами грандиозную задачу создания для каждого новопрославленного святого достойной иконы. И мы видим, как появляются иконы не только с изображением единичных образов, но целые соборы, например, «Собор новомучеников и исповедников Российских», «Собор Соловецких мучеников» и т.д.

Создание нового образа — дело непростое, требующее от художника не только мастерства, но и богословской грамотности, церковного сознания, чувства соборности, а порой и пророческого видения. Не каждый иконописец обладает этими качествами, не каждый способен создать новый образ, хотя берутся многие. И, к сожалению, далеко не все новописанные иконы удовлетворяют каноническим и художественным требованиям, а некоторые из них рождают недоумения и даже отторжение.

Есть образы недавно канонизированных святых, иконография которых уже вполне сложилась, например, св. прав. Иоанн Кронштадтский, свт. Тихон, Патриарх Московский, и даже в некоторой степени Великая княгиня Елизавета Федоровна. При всем разнообразии используемых деталей в этих иконах есть устойчивые элементы, которые четко выстраивают образ, делают его узнаваемым и духовно достоверным.

Но есть и явно неудачные образы, к сожалению, их немало. Как ни странно, для современных иконописцев знание того, как выглядел святой (почти всегда мы имеем фотографии), оказывается проблемой.

Только опытный иконописец может написать лик, в котором сохранено портретное сходство, но также явлено духовное преображение святого, что и призвана показывать икона.

Все сказанное в равной мере касается и иконографии царской семьи, которая находится еще в стадии формирования.

Как ни странно, теоретических работ, анализирующих иконографию царской семьи, крайне мало. Сошлюсь лишь на статью питерской исследовательницы Оксаны Губаревой «Вопросы иконографии святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссийскому прославлению Императора Николая II и Его Семьи», которая была опубликована в 1999 г., еще до официальной канонизации Романовых1, и публикацию Олега Стародубцева на портале Православие.ру, появившуюся немногим позже.

Иконописцы в стадии поисков и экспериментов

Последний российский император Николай Александрович Романов и вся царская семья — императрица Александра Федоровна, их дочери: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, и цесаревич Алексей были расстреляны в 1918 г., а причислены к лику святых только в 2000 г., то есть спустя более чем 80 лет, и, конечно, по меркам истории, это срок небольшой для того, чтобы создать глубокий, по-настоящему церковный образ, который был бы принят соборным разумом Церкви и стал бы каноничным. Пока, нужно сказать, в основном иконописцы находятся в стадии поисков и экспериментов.

Надо сказать, что образы царской семьи появились в России задолго до канонизации. Во многом благодаря тому, что Зарубежная Православная Церковь причислила к лику святых Государя Императора и его семью уже в 1981 г. вместе с сонмом новомучеников Российских. И в начале 80-х в Джорданвилле был создан образ, позже многократно растиражированный, получивший название «Собор святых Новомучеников Российских, от безбожников убиенных». Этот образ написал знаменитый иконописец, основоположник русской иконописной школы в Америке архимандрит Киприан (Пыжов). В нижней части иконы, на которой размещено около двухсот святых, изображен Государь Император Николай II с семьей. На этот образ нередко равнялись и равняются до сих пор российские иконописцы.

Важно отметить, что Русская Православная Церковь канонизировала царскую семью в чине страстотерпцев, а Зарубежный Синод — как мучеников. При этом РПЦЗ причислила к лику святых также всех пострадавших вместе с царской семьей в доме Ипатьева, так же как претерпевших мучение от безбожников, это семейный врач Евгений Боткин, повар Иван Харитонов, камердинер Алексей Трупп, горничная Анна Демидова.

С воссоединением РПЦ и РПЦЗ было восстановлено не только литургическое и евхаристическое общение церковного народа, но и почитание общих святых, к которым относится царская семья и все погибшие вместе с ними в Екатеринбурге. Это не могло не отразиться в иконографии. Так, в одном из московских храмов есть икона, на которой изображены все мученики Ипатьевского дома вместе с погибшими в Алапевске, где были сброшены в шахту св. Великая княгиня Елизавета Феодоровна, Великие князья и др. (иконописец Антон Яржомбек, храм Живоначальной Троицы в Хохлах). Это, конечно, нетипичный случай, но очень важный не только для развития иконографии царской семьи, но и почитания новомучеников в целом.

Два года назад наша Церковь причислила к лику святых доктора Боткина. Это первый шаг к признанию страстотерпцами всех пострадавших в доме Ипатьева.

Безусловно, в центре трагедии стоит фигура Государя Императора, поэтому к иконографии его образа наиболее пристальное внимание. Первые иконописные изображения Николая Александровича появились на Западе еще в 1920-30-х гг. задолго до его канонизации не только в РПЦ, но и в РПЦЗ. Мне приходилось видеть фреску с изображением Николая II в Сербии, написанную еще до Второй мировой войны. Есть упоминания, что в 1928 году Государь и члены его семьи, расстрелянные с ним, были причислены к лику святых Катакомбной церковью, а в 1938 году они канонизированы Сербской Православной Церковью. Однако документальных подтверждений этому нам не удалось найти.

Обычный человек, на долю которого выпал тяжелый крест

Но, по крайней мере, начиная с 80-х гг. ХХ века и по сей день по всему миру создается немало иконописных изображений Николая II. Однако, если проанализировать эти изображения, то можно убедиться, что у иконописцев нет единого подхода: на одних иконах государь изображен в простой гимнастерке, на других — в традиционном для иконописи княжеском одеянии, на третьих — в мундире с орденами и в горностаевой мантии, на четвертых — в белых одеждах, на пятых — в красных как мученик и т.д.

Нередко Николай Александрович представлен с короной на голове или с венцом, в шапке Мономаха, с царскими регалиями в виде скипетра и державы, с георгиевским крестом, орденами и лентами. Есть иконы, где на голове у царя офицерская фуражка. Немало икон, где он изображен и вовсе без головного убора, без каких-либо регалий и отличительных знаков, как бы в предельном уничижении. Встречаются иконы оплечные, полуфигурные, ростовые и даже на коне, где царь представлен подобно святому Георгию.

Встречаются и житийные иконы Государя, на полях которых изображены эпизоды жизни и мученичества Николая и всей его семьи. Но в одних иконах подчеркивается его служение государству, а в других — акцент ставится на подвиг последних месяцев, проведенных в Ипатьевском доме, и на расстрел.

К сожалению, сегодня существует немало маргинальных групп, прославляющих Николая II как царя-искупителя. И это оказывает влияние на сознание церковного народа и на образы, которые пишут иконописцы, которые, увы, не всегда разборчивы. Так нередко встречаются иконы, на которых мученический подвиг царя предельно сакрализируется, примером может служить изображение головы Императора на блюде, отсылающей к традиционной иконографии «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Или, например, Николай изображается у престола, на котором стоит потир и дискос, и он как священник совершает жертвоприношение, тем самым намекается на его «сходство» с Христом, который, согласно Св. Писанию, царь и священник одновременно. Совершенно понятно, что подобные изображения не могут считаться каноничными.

Безусловно, каноничными могут быть только иконы, где Государь представлен как обычный человек, на долю которого выпал тяжелый крест и он с достоинством его принял.

Как это должно быть выражено в иконе, вопрос не только художественного мастерства, но и серьезного богословского осмысления.

Нередко встречаются изображение императора Николая и императрицы Александры Федоровны вместе на одной иконе, а иногда их образ помещают в среднике, а на полях изображают княжон и цесаревича, что подчеркивает единство царской семьи перед лицом страданий, выпавших на их долю.

С короной на голове, но чаще без нее

Есть иконы, на которых Александра Федоровна изображена одна. Ее почитание сегодня, можно сказать, возрастает в народе, особенно после публикации писем и дневников. При этом вновь мы видим множество вариантов, говорящих, что нет единого понимания, как изображать Императрицу. На одних иконах на ней царское одеяние, на других – декольтированное платье, иногда Александра изображена с короной на голове, но чаще – без нее. Немало икон, где Государыня предстает в одежде сестры милосердия, что подчеркивает ее смиренное служение в годы Первой мировой войны.

Точно так же в одеждах сестер милосердия изображают и великих княжон, хотя чаще встречаются иконы, где они представлены в платьях, характерных для начала ХХ века. Надо сказать, что отдельно великих княжон пишут редко, исключение составляют т.н. «мерные иконы».

Образ царевича Алексея гораздо чаще можно встретить на отдельных иконах. И тут тоже мы видим большое разнообразие вариантов. Цесаревич предстает то в княжеском одеянии, то в простой гимнастерке или в матроске, или даже в казачьей форме, то в белой или красной (символы мученичества) тунике или в красном плаще. Иногда он изображается с короной на голове, но чаще без нее. Часто в руках Цесаревича изображают крест. На некоторых иконах представлены вместе Государь и Наследник престола. Имеют также хождение иконы, где цесаревич изображен на коленях у Григория Распутина. Но это, безусловно, иконография, сформированная в маргинальной среде, далекой от истинного понимания святости.

Однако большинство икон представляют нам всю царскую семью единой группой. Но и здесь мы также видим великое множество вариантов. Например, известный иконописец Александр Соколов написал икону, где Государь и цесаревич изображены в гимнастерках и без корон, а царица и княжны – в условно княжеских платьях. Здесь подчеркнут не парадный характер образа, а именно страстотерпческий: Государь без короны, поскольку он отрекся от нее, цесаревич без короны, потому что он уже не наследник, а царица и царевны в княжеских одеяниях, что указывает на связь с древнерусской традицией, для которой был характерен чин страстотерпцев.

В Екатеринбургском храме на крови хранится икона, где царица и княжны в одеждах сестер милосердия (автор Елена Водичева), что символизирует милосердный характер служения народу, ради которого и пошла на подвиг царская семья, став заложниками революционной ситуации в стране.

Широкое распространение получил образ, на котором все, включая царя и царицу, одеты в белые одежды, что отсылает нас к образам Апокалипсиса: «это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7:14). Белизна одежд подчеркивается красным фоном, еще более выявляющим мученический аспект образа. Один из вариантов подобной иконографии мы можем видеть в Сретенском монастыре.

При этом на сретенской иконе в верхней части изображен Господь Иисус Христос, восседающий на престоле, перед которым предстоит царская семья в молитве. Эта икона получила название «Снятие пятой печати», что подчеркивает апокалиптический характер образа, усиленный образом Высшего Судии. Однако при всей грандиозности замысла этот образ богословски не совсем точен, ибо Пятая печать в Откровении Иоанна Богослова обозначает души, убиенные за слово Божие, а гибель царской семьи не была связана прямо с исповеданием веры. Здесь-то и пролегает очень тонкая грань между мученичеством и страстотерпчеством, что было учтено при канонизации царской семьи.

Иногда можно встретить икону, на которой царская семья представлена на фоне креста, но чаще в руках святых страстотерпцев изображаются кресты, и эта деталь ясно указывает на их подвиг.

Однако чаще всего царскую семью изображают без учета мученического или страстотерпческого смысла, просто как образ канонизированной власти. Поэтому их облачают в княжеские или царские одеяния, горностаевые мантии, представляют с коронами или венцами на головах, этим всем прославляется не столько подвиг страстотерпцев, сколько царственность этих святых.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась

Надписание икон также сильно разнится: на большинстве икон имеется надпись «страстотерпцы» в соответствии с канонизацией на Соборе 2000 г., но немало таких, где царская семья именуется «мучениками», как это принято в РПЦЗ. А на некоторых иконах встречается уже совсем недопустимое именование «Царь-искупитель». Но такое надписание явно свидетельствует о другом богословии, находящемся за границами ортодоксии, ибо если Николай II – Искупитель, то кто же тогда Христос? В какого Бога верит написавший данный образ и почитающий его?

Иногда пишут царя или царицу с иконой в руках. Этот прием хорошо известен в иконографии. Однако, понятно, если Государь на иконе держит в руках образ прп. Серафима Саровского, их связь очевидна, ведь канонизация прп. Серафима была утверждена при содействии Николая Александровича.

Однако странно видеть образ преп. Серафима с иконой Государя или всей царской семьи, здесь явно не только хронология нарушена, но нарушена духовная иерархия. С образом Николая в руках нередко изображают свт. Иоанна Шанхайского, и это вполне объяснимо, так как святитель Иоанн Максимович очень почитал Государя и способствовал распространению этого почитания в русской диаспоре. С иконой Государя в руках изображают также новомученика Василия Иванова, который пострадал при советской власти именно за почитание Николая II.

Наиболее иконографически устойчивым и богословски оправданным является изображение царской семьи в соборе новомучеников и исповедников Российских, где она по праву занимает центральное место.

Описанное нами множество образов (а многое осталось и за пределами рассмотрения), с одной стороны, свидетельствует о большом интересе к царской семье и вообще к новомученикам, с другой – говорит о том, что в Церкви пока не выработан канон изображения царственных страстотерпцев, общепринятый образ не найден, и каждый иконописец изобретает нечто свое или пользуется разработками других, не слишком вникая, что в них приемлемо, а что нет. Причина этого, на мой взгляд, в том, что церковно образ царской семьи еще глубоко не осмыслен богословски и литургически.

Что же нужно, чтобы иконография сложилась? Прежде чем решать иконографические проблемы, необходимо осознать историческое значение канонизации и ее духовный смысл.

Дискуссия по поводу расстрела царской семьи, которая началась задолго до официальной канонизации, многолетняя работа Комиссии по канонизации, долго вызревавшее решение Собора, до сих пор продолжающаяся полемика вокруг царских останков – все это показывает, как непросто образ царственных страстотерпцев входит в церковное сознание.

А следовательно, и создание достойного образа – дело непростое и несиюминутное, тут нужна историческая дистанция и большая духовная работа. Образ должен вызреть, родиться изнутри церковного соборного разума, сложиться, стать отражением единой веры, а не созданием одного, пусть и гениального мастера, и даже не группы людей, это должен быть духовный плод всей полноты Церкви.

1Губарева О. В. Вопросы иконографiи святыхъ царственныхъ мучениковъ. Къ всероссiйскому прославленiю Императора Николая II и Его Семьи. СПб., Издательскiй проектъ «Русскiй символъ», 1999.

Текст впервые был опубликован в Журнале Московской Патриархии, №5, 2018

Покровительница дома Романовых

Сегодня празднуется день Богородичной иконы «Феодоровская» Станислав Минаков 27.03.2013

Помним ли мы, отчего инославные невесты, а затем жены русских царей из династии Романовых, крестясь в Православие, всякий раз получали отчество Феодоровна? Все они были Феодоровны! И, что поразительно, становились русскими людьми! А некоторые — даже русскими святыми!

Последними августейшими «Феодоровнами» стали Великая княгиня священномученица Елисавета Феодоровна, а также Царственная страстотерпица Александра Феодоровна, супруга Государя Николая II Александровича. Обе приняли мученическую кончину от рук большевиков. Но и супругу Императора Павла I звали Мария Федоровна, Николая I — Александра Федоровна, Александра III — Мария Федоровна…

Русскому человеку следует помнить, что именование это идет от чудотворной Богородичной иконы «Феодоровской», празднуемой 14 (27) марта, а также 16 (29) августа.

Этот образ судьбоносно для нашего государства связан с утверждением на русском престоле рода Романовых. Им был благословлен первый в новой царской династии 16-летний Михаил Федорович Романов, и с тех пор святыня стала родовой покровительницей русской императорской династии.

Что же это за удивительная икона?

Предание приписывает авторство апостолу Луке, а обретение образа, первое проявление его на Руси одна из легенд связывает со святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем и с часовней близ волжского городка Городца.

Однако на вопрос, почему же сей Богородичный образ именуется Феодоровским, отвечает другая история, согласно которой костромской князь Василий Квашня в 1239 г., охотясь у реки Запрудни, увидал на сосне икону. Причем икона князю в руки не далась: особым образом поднималась в воздух. Снять с дерева ее смогли лишь после отдания особых форм почитания: пройдя из Костромы крестным ходом, отслужив молебен. Вот тогда внимательные и пристальные люди, ахнув, сообщили, что накануне именно эту икону нес по городу «светлый муж в богатых воинских одеждах», вылитый воин-великомученик Феодор Стратилат. Икона получила имя в честь этого всегда почитавшегося на Руси святого ратника.

В летний день празднования Феодоровской иконы 29 августа в Костроме издавна установился обычай совершать общегородской крестный ход от Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора к месту ее чудесного явления — к церкви Спаса на Запрудне, под главным престолом которой, как говорят, сохраняется пень от той сосны, на которой икона явилась князю. Храм Спаса на Запрудне современный облик приобрел в 1754 г.

Немалое почитание Феодоровская икона обрела задолго до годин русской Смуты начала XVII в., так что принесение ее новому восходящему царю было совсем неслучайным.

Бывала она какое-то время и в знаменитом Успенском соборе Владимира, а потом святой благоверный князь Александр Ярославич (Невский) неизменно брал ее с собой в походы.

Предполагают, что именно этим образом Божией Матери великий князь Ярослав Всеволодович в 1239 г. благословил своего сына Александра на брак с полоцкой княжной Брячиславой.

Лишь по кончине князя Александра его младший брат Василий вернул образ в Кострому. И был вознагражден; через десятилетие, в 1272 г., Феодоровская икона помогла Василию Ярославичу в полку против подступивших татар, которые, «пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали».

* * *

Роль Феодоровской иконы в русской истории весьма значительна. Мы понимаем провиденциальность ее присутствия в нашей государственности.

Совсем не враз и не вдруг стал царем юноша Михаил, а после долгих и сложных общественных переговоров, когда народ в большой тревоге упросил в 1613 г. род бояр Романовых возглавить страну. 16-летний сын Федора Никитича Романова (впоследствии — Патриарха Московского Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой (урожденной Шестовой), к слову, двоюродный племянник царя Федора I Иоанновича (последний государь в московской ветви Рюриковичей), принял прошения народа и Церкви. Понимали Романовы всю колоссальную меру ответственности и тяжести «шапки Мономаха». Каковы могут быть «варианты» правления — в стране, разоренной годами Смуты, гражданской войны. В самом деле, на земном, рациональном уровне тут решения быть не могло.

И тогда вступили в дело силы небесные. После очередного отказа матери и сына Романовых, проживавших тогда в Ипатьевском костромском монастыре, архиепископ Феодорит, поднеся Феодоровскую икону — а дело было в Троицком соборе, 14 (27) марта 1613 г.— сказал им:

«Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога».

И Ксения Ивановна, к тому моменту уже принявшая постриг как Марфа, пала пред иконой, долго молилась. Перед чудотворным ликом она благословила своего юного сына на царский престол. В предании об иконе есть слова, приписываемые Марфе: «Се, Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».

Обряд призвания на царство был совершен. И — избранный Земским собором юный царь был возведен на престол. Завершилось шестилетнее пребывание Михаила Романова в Ипатьевском костромском монастыре. По всему по тому Ипатьев монастырь называют «колыбелью Дома Романовых».

Обитель же была основана в XIV в. Иваном Калитой, в честь священномученика Ипатия, епископа Гангрского, привидевшегося князю во сне и исцелившего его. Однако со словом «Ипатьев» в династии Романовых произойдет страшная закольцовка через 300 лет, когда семья Государя Николая II будет расстреляна в Екатеринбурге, в подвале дома горного инженера Ипатьева, в ночь на 17 июля 1918 г. На месте кровавой расправы найдут образ Богоматери Феодоровской, с которым Царица-мученица Александра Феодоровна никогда не расставалась. Именно Государыня выстроила в Царском Селе Феодоровский собор с городком.

Милая Кострома сохранила нам древний чудотворный образ. Народное моление перед образом не прекращалось и в безбожные времена.

Костромичам и по сей день памятна особая роль в спасении Феодоровской иконы от безбожных властей епископа Костромского Никодима (Руснака, 1921—2011), впоследствии в течение десятилетий митрополита Харьковского и Богодуховского.

Владыка Никодим, уроженец Буковины, был хиротонисан во епископа Костромского и Галичского Патриархом Алексием I в 1961 г. и называл Кострому своей второй духовной родиной. В 1960-е годы он выступил с инициативой о канонизации в лике святых народного героя И. Сусанина, уроженца Костромского края, совершившего здесь свой знаменитый подвиг по спасению молодого боярина Михаила Романова от польских интервентов.

Когда в 1964 г. в Костроме кафедральным собором стал находившийся под угрозой сноса знаменитый храм Воскресения Христова на Дебре, именно епископ Никодим лично ночью перевез в него из храма Иоанна Златоуста чудотворный образ Богоматери Феодоровской, где на защиту иконы, а также самого древнего храма, встали прихожане. Там икона и пробыла почти три десятилетия — до 1991 г., когда костромская всероссийская святыня была торжественно перенесена в восстановленный после сильного пожара 1982 г. и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Сама святыня и костромичи отблагодарили владыку Никодима: 8 июля 2011 г. в Харьков чартерным авиарейсом на три дня прибыл чтимый список иконы Феодоровской. Это единственный список — точная копия оригинала — хранится в костромском Богоявленском соборе рядом с подлинником. (На обратной стороне чудотворной иконы так же, как в оригинале, написан образ святой великомученицы Параскевы.) Пришествие чудотворной в харьковский Покровский монастырь, в митрополичью резиденцию, стало фактически прощанием с владыкой, весной того года отмечавшим свое 90-летие и пятидестилетие рукоположения в епископский сан, а осенью почившим. На юбилее владыки побывали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Прибытие и принесение чудотворной Феодоровской в Харьков в июле 2011 г. прошло при изрядном скоплении православных паломников, прибывавших как с Украины, так и из России. Православная общественность обращала внимание также на внятный символизм события: державная святыня прибыла на Украину в день Архиерейского собора в Киеве, не проводившегося с 1992 г. Прибыла она, можно сказать, к своему спасителю, владыке Никодиму, который и проводил тот самый исторический Архиерейский Собор 1992 г., сохранивший каноническое единство Русской Церкви.

Образ укрепляет и подтверждает это сохраняющееся знаковое единое, державное стояние против раскольников, разъединителей, самосвятов, автокефалов и прочей ереси.

Известно, что сама Феодоровская икона не покидала костромской земли до 2001 г., за исключением периода, когда ее отправляли на реставрацию в московские мастерские И. Э. Грабаря, где работы выполнил В. О. Кириков. Икона была на реставрации недолго; из-за отсутствия более древних слои живописи нового времени пришлось оставить на лике, руках, одеждах. Известно также, что в 1948 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I посетил Кострому и выразил пожелание украсить икону новой драгоценной ризой, отвечающей ее статусу почитаемой святыни. Сбор средств занял несколько лет, и весной 1955 г. в Москве был изготовлен серебряно-позолоченный оклад.

В начале 2000-х чудотворная посетила Москву, Екатеринбург, Ярославль, Архангельск, Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь.

Кондак 10-й акафиста к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Феодоровская», гласит: «Соблюсти хотящи в чистоте домостроительство Церкве Православныя, Чистая, и утвердити скипетр державы Российские чудною иконою Твоею вложила еси в сердце благовернаго государя Михаила Феодоровича прияти венец царский земли Российския, да вси видящии видят, яко Вышний владеет царством, и емуже хощет дает е, и возопиют Ему: Аллилуиа».