Икона умиление серафима саровского

Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово

Сельцо Елох известно с XIV века, со времен Димитрия Донского.
«Елох», «елоха», по словарю Даля, — это ольха. Вероятно, когда-то здесь рос густой ольховый лес.
А еще «ольхой» в старину называли мокрое, подтопленное место. Некогда здесь протекали речка Ольховка и ручей Ольховец, взятые ныне в трубы. В пользу толкования названия села говорит и то, что одна из улиц вблизи Богоявленского собора называется Ольховской.
Елохово (Елох) навсегда вошло в историю отечественного православия как место рождения Василия Блаженного, московского юродивого и чудотворца, причисленного к лику святых.
Василий Блаженный и Иоанн Большой колпак. XVII век
Согласно старинной московской легенде, мать родила Василия прямо на паперти храма Владимирской иконы Божией Матери, куда она пришла молиться о «благополучном разрешении». Произошло это в лето 1469 года от Рождества Христова в пригородном подмосковном селе Елохово.
В эпоху Ивана Грозного он единственный мог безнаказанно, прилюдно и, чаще всего, нелицеприятно укорять московского государя за его жестокость.
Когда на 86-м году жизни Василий Блаженный скончался, Иван Грозный был среди тех, кто вместе с боярами нес на своих плечах гроб с телом усопшего чудотворца для захоронения его в Троицком храме (сегодня — Покровский собор, что на Рву) на Красной площади.
«Покровский собор, что на Рву (Собор Василия Блаженного )»
Меж тем церковь в Елохове потихоньку ветшала.
В правление Алексея Михайловича Романова ее основательно отремонтировали.
Однако уже при Петре I стало очевидным, что старый храм больше не в состоянии вмещать всех прихожан.
Один из них, гвардейский полковник Воронецкий, в 1717 году сумел добиться встречи с Петром Алексеевичем и смог получить от государя в свое распоряжение столько кирпича, сколько приходу понадобилось.
Строительство растянулась надолго, и как результат — в 1731 году в Елохове на щедрые пожертвования царевны Прасковьи Иоанновны было полностью завершено строительство каменного Богоявленского храмового ансамбля.
Храм был освящен только в 1731 году.
«Прасковья Ивановна (1694—1731).»
Прасковья Иоанновна — царевна, младшая дочь Ивана V Алексеевича и Прасковьи Фёдоровны Салтыковой, племянница императора Петра I.
В конце XVIII века (1789-1790 годы) в царствование императрицы Екатерины II здесь дополнительно возвели трапезную, перенесли в нее Благовещенский придел и освятили новый — во имя Николая Чудотворца.
В конце XVIII столетия прихожанами старого петровского Богоявленского храма стала семья Пушкиных.
Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году.
Бронзовая доска, посвящённая крещению А.С. Пушкину. Москва. Кафедральный Собор Богоявления Господня в Елохово. 1992 год. Скульптор Н.М. Аввакумов.»
Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.
Воронцов Артемий Иванович (1748-1813) – граф, сенатор, действительный тайный советник, крёстный отец А.С. Пушкина

«Д.Г. Левицкий Портрет графа А.И. Воронцова.»
Именно по записи в метрической книге Богоявленского собора, обнаруженной в 1927 году было установлено, в каком именно доме родился русский поэт А.С. Пушкин.
Долгое время его адресом считали дом титулярного советника Скворцова на Немецкой улице, 40, где Пушкины снимали квартиру. Он не сохранился, на его месте было построено здание школы, на которой в том же 1927 году установили мемориальную доску.
Современный исследователь истории старой Москвы С.Романюк установил, что Пушкин родился в доме №4 на Малой Почтовой улице.
Старый петровский собор простоял до середины XIX века .
Вроде стоять постройкам и стоять. Тем не менее, когда после смерти императора Александра I на российский престол короновался Николай I, ему, помимо прочего, тоже пришлось заниматься проблемой Богоявленского церковного комплекса.
Все по той же причине: росла Москва, росло и количество прихожан в Елохове.
Иными словами, надо было расширяться и строить теперь уже грандиозный собор — на века!
Так и получилось.
В 1830-х годах заказ на его перестройку получил известный московский архитектор Евграф Тюрин,
«Евграф Тюрин.»
За плечами мастера, который в 1838 году станет членом комиссии по возведению храма Христа Спасителя,
воплощенные идеи по сооружению дворца с павильоном в селе Коломенском (1825 г.).
Сложнейшие работы по полному восстановлению разрушенного наполеоновскими войсками Арсенала в Кремле (1829 г.), реставрация других кремлевских построек.
Возрождение Александринского дворца в Нескучном саду — http://mittatiana.livejournal.com/2511.html#cutid1 и сооружение новых корпусов при нем, а также возведение университетской церкви святой мученицы Татианы (1834 г.) на Моховой.
Богоявленский собор стал его самой значительной, но последней творческой вехой.
Невероятно многое сделал для реализации проекта и московский купец, известный меценат и благотворитель Василий Щапов, который из личных средств щедро пожертвовал треть от общей суммы на росписи и украшения храма.
«Меценат и благотворитель Василий Щапов»
С начала XIX в. уехал из Ростова в Москву и там, с течением времени, нажил капитал и в 1826 г. основал ткацкую фабрику, на которой изготавливались холстинки, саржинки, тик, платки.
В справочнике «Промышленность Московской губернии» среди 149 бумаготкацких фабрик значится и фабрика 2-ой гильдии московского купца В.И. Щапова в собственном доме во 2-ом квартале Басманной части: «…станов на ней 410, рабочих 485, годовое производство на 186 тыс. руб.»
В 1866 г. по духовному завещанию В.И. Щапова Ростовское городское общество получило 10 000 рублей для раздачи с них процентов бедным.
Церковные службы в период «долгостроя» не прекращались ни на день. Только теперь их проводили в трапезной, к которой примыкает нынешний собор. По проекту прежнюю одноглавую церковь сменило грандиозное здание в форме куба уже с пятью главами. Над карнизом артельщики-каменщики искусно возвели мощный аттик, создающий своего рода ступенчатый переход к пирамиде куполов. Гладь стен, как отмечают в своих документах профессионалы культовой архитектуры, контрастирует с пышными, почти барочными колоннадами, окружающими барабаны. Богоявленский собор, выполнен в духе классицизма с элементами стиля ампир и эклектики.
Как пишет знаток истории Москвы Сергей Константинович Романюк, «до сих пор мы можем любоваться прекрасными выразительными формами храма в перспективе улицы, ее торжественными входами, оформленными наподобие триумфальных арок. И особенно — монументальным пятиглавием с основным куполом. В нем неоспоримо сказывается влияние римского собора святого Петра, его купола – творения знаменитого Микеланджело Буонаротти».
«Pимский собор святого Петра»
Осенью 1853 года при огромном стечении народа Богоявленский соборный храм был торжественно освящен митрополитом Московским и Коломенским святителем Филаретом.
С той поры Богоявленский собор славился не только своей торжественной красотой, но и весомой благотворительностью прихожан.
Здесь даже действовало Елоховское братство попечителей во главе с Василием Щаповым.
По распоряжению Кремля в 1938 году Богоявленский храм столицы получил высокий статус кафедрального, а с 1945 по 1991 год он именовался Патриаршим собором. Именно в этих стенах проходила торжественная интронизация и служба патриархов РПЦ Сергия (в 1943 г.), Пимена (в 1971 г.), а в 1990-2008 годах — великого подвижника Русской православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его викариев.
Интронизации Патриарха Московского и всея Руси Алексия
Главный алтарь собора посвящен Святому Богоявлению, Крещению Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В храме два придела: левый — во имя Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, правый — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Внутреннее убранство Елоховского храма в Москве
Иконостас Богоявленского кафедрального собора — главный Богоявленский придел.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора — Никольский придел.
Иконостас Богоявленского кафедрального собора — Благовещенский придел.
В Никольском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий.
В Благовещенском приделе Богоявленского собора погребен Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Святые мощи святителя Алексия, митрополита Московского
источник
источник
Здесь же находится и бесценная реликвия русской истории (в иконостасе, слева от Царских врат) икона Казанской Божией Матери, Тихвинской Богоматери, святителя Николая Мирликийского.
Недавно тут нашел упокоение и 15-й святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
Семь над ракой с честными мощами святителя Алексия, Митрополита Московского, установленная в Богоявленском Елоховском соборе.
Рака с мощами святителя Алексия Митрополита Московского.
В тревожные дни октября 1993 года в Богоявленском Патриаршем соборе проходила общецерковная молитва о спасении державы Российской и прекращении в ней раздоров и нестроений. 3 октября в собор была принесена величайшая святыня земли Русской — Чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери.
В этот день православный народ, как и во времена смут и распрей, с верой и надеждой обратил свои взоры к Богоматери. Святейший Патриарх Алексий II со многими архипастырями горячо молился о спасении России у престола Божия и перед Чудотворной иконой Владимирской Божией Матери.
И она не попустила разлиться вражде и ненависти по лицу земли Русской.
Владимирская икона Божией Матери.
В 1930 году в собор была принесена чудотворная икона Божией Матери «Казанская».
Икона Божией Матери «Казанская»
Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве
В главном приделе Богоявленского собора имеется икона Божией Матери «Млекопитательница» со следующей надписью: «Сия святая икона написана и освещена на святой Афонской горе в скиту святого Пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память 2-месячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Млекопитательницы», принадлежащей выше сказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
Икона Божией Матери «Млекопитательница».
В Никольском приделе собора расположена очень древняя икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца. Во время революции 1917 года образ охранялся государством. Есть предание, что 5 мая 1616 года на месте ныне существующего собора был построен и освещен в присутствии царя деревянный храм во имя святителя Николая
Икона. Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских чудотворец — чудотворный образ.
В 1991 году собор стал местом пребывания вновь обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского. По пути из Петербурга в Серафимо-Дивеевский монастырь в течение нескольких месяцев мощи святого находились в Богоявленском соборе. С раннего утра до глубокой ночи нескончаемым потоком шел народ к мощам преподобного Серафима Саровского. Торжественная встреча и проводы собрали небывалое количество верующих. Особенно торжественны и трогательны были проводы преподобного, когда при выходе из собора тысячи прихожан со слезами умиления пели, как и предсказывал преподобный Серафим, пасхальные песнопения, хотя это были дни не пасхальных торжеств.
Перенос нощей прп. Серафима Саровского в Елоховский собор
Икона. Преподобный Серафим Саровский, чудотворец.
В главном приделе, с левой стороны от кафедры, расположена икона преподобного Серафима Саровского чудотворца во весь рост с частицей его святых мощей и мантии.
В Богоявленском соборе честные мощи святого великомученика и целителя Пантелеймона покоились дважды — в начале и в конце их пребывания в Москве.
Икона. Великомученик целитель Пантелеймон.
Тысячи верующих стояли в очереди, чтобы подойти к святыне. Приводили большое количество больных, среди них были и одержимые, которые получали облегчение от тяжкого недуга.
Икона Божией Матери «Взыскание Погибших».
Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» — очень древняя и редкая икона. Празднуется 5/18 февраля
Образ Распятия и Страстей Господних, с изображением чудотворных икон Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Икона конца XVIII — начала XIX вв.
Богоявление Господне — Крещение.
Икона Воскресение Христово.
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»

«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
«Патриаршее служение в Богоявленской кафедральной соборе в Елохове в канун праздника Казанской иконы Божией Матери»
Архиерейское седалище. Богоявленский кафедральный собор в Елохове.
«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»
«Панихида по Патриарху Алексию II и митрополиту Лавру в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове»
«Поздравление протопресвитера Матфея Стаднюка, настоятеля Богоявленского кафедрального собора в Елохове»

КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах:
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего… всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Казанский собор в Москве

Ныне в Москве на Красной площади вновь стоит посвященный этой иконе Казанский собор, разрушенный в середине 1930-х и возрожденный уже в наши дни по чертежам, сохраненным замечательным реставратором Петром Дмитриевичем Барановским. Вновь в нескольких шагах от Воскресенских ворот и неподалеку от памятника спасшим Русь гражданину Минину и князю Пожарскому возносятся пред ликом Казанской иконы молитвы.

Казанский кафедральный собор в С.-Петербурге

Возвращен Церкви и Казанский собор в Санкт-Петербурге, в котором покоится прах фельдмаршала М. И. Кутузова, отстоявшего Россию два века спустя.

Казанская икона — незыблемое напоминание о милости Богородицы к Русской земле, о заступничестве Ее за нашу страну в тяжелейшие для России годы.

Казанский Богородицкий монастырь, Казань

В 1552 году, на следующий день после взятия Казани войском царя Иоанна Васильевича, монаршим повелением заложен был собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а спустя год учреждена Казанская епархия и прислан первый Казанский владыка, святитель Гурий. Но спустя четверть с лишним века, в 1579 году, страшный пожар опустошил половину Казанского кремля с прилегающей к нему частью города. И магометане заговорили, будто это русский Бог немилостив к людям и пожаром показал Свой гнев на них. «Вера Христова, — замечал летописец, — стала притчею и поруганием». Именно тогда и явил Господь милосердие Свое.

9-летней девочке, стрелецкой дочери Матрене, явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону. Девочке долго не верили, но вот 8 июля (по старому стилю), устав от бесплодных хождений по градским властям, мать Матрены сама взяла заступ и нашла на указанном Царицей Небесной месте икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Лик Пречистой был светел и ясен, словно икона была только что написана.

Казанская икона Божией Матери. Первообраз утерян.

Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Гермоген, погибший от рук поляков за свою верность Православию и причисленный к лику святых. Будущий святитель и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.

Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь на сорок инокинь; отроковица Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение. В 1594 году здесь был заложен Казанской обширный собор. В обитель делались обильные вклады утварью, образами, ризами; чудотворная икона была обложена царскими дарами — золотом, драгоценными камнями, жемчугом. Спустя два века императрица Екатерина II подарила Казанской новую ризу, главным украшением которой стала бриллиантовая корона, снятая с себя земной властительницей ради Царицы Небесной. В 1798 году для Казанской был заложен, а в 1808 году освящен новый обширный собор, разрушенный вместе со всем Богородицким монастырем уже в 1930-х. Но к тому времени иконы здесь уже не было.

Божиим Промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию Православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российским, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

В ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей во главе с некиим В. А. Стояном-Чайкиным забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а икону бросили в печку, чтобы проверить, в самом ли деле она чудотворная. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда ни к чему не привело.

Говорили, будто икона в действительности была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960-х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе. Образ этот оказался мастерски исполненным уже в XX столетии списком; но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная — та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, он даже выставлялся для молебна в бостонском православном храме, где его видели тысячи людей, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, а с 1982 года находится в Ватикане.

Но если так, если не была распилена подлинная риза, то мог сохраниться и первый чудотворный образ Казанской, во что верили и продолжают верить тысячи православных людей. Кто знает, о чем думал Чайкин, многие годы медленно угасавший в одиночной камере Шлиссельбурга, о чем он лгал, а о чем говорил правду? Трудно представить себе злодейство более страшное, нежели сожжение в печи образа, к которому веками припадали мириады паломников, к которому обращались самые горячие мольбы всей России…

Доподлинно же известно другое. Все время, пока образ Казанской красовался в соборе Богородицкого монастыря, России ничто не угрожало с востока. А как только пропала Заступница, страну постигло поражение в Русско-японской войне 1905 года, которая стала одним из первых ударов, за двенадцать последующих лет расшатавших и разрушивших великую империю. Но любые смутные времена по милости Божией кончаются. Кончилась та смута, кончится и нынешняя, и, быть может, чудотворная еще вернется к нам. Когда пресеклась благочестивая династия Рюриковичей, наступило междуцарствие, сопровождавшееся насилиями, расхищением казны, распадом государственности и многими иными бедами. И когда, уповая на Господа и молитвы Его Матери, русские люди взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с иконы Казанской Богородицы. 22 октября 1612 года православное воинство вошло в Московский Кремль, и этот день также посвящен Казанской иконе.

Устрашенные ополчением Минина и Пожарского, поляки бежали из Москвы. В первый же воскресный день земская рать и все обитатели столицы совершили торжественный крестный ход на Лобное место с Казанской иконой, в чьей чудотворной силе они убедились воочию.

Для нее и был выстроен на Красной площади Казанский собор. По размеру московская Казанская заметно меньше пребывавшего в Казани образа. Когда в 1930 году был закрыт только что отреставрированный П. Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936-м его разрушат), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала (после осквернения храма Христа Спасителя еретиками-обновленцами). Но и он к концу 1930-х был закрыт и снесен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных запасниках.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

А когда после Великой Отечественной войны патриаршим собором был сделан тоже Богоявленский храм, что в Елохове, то благочестивые христиане принесли туда еще один список с Казанской, пребывающий там и поныне. Предание гласит, что и он тоже сопровождал ополчение 1612 года, но то был не чудотворный образ из собора на Красной площади. Поэтому когда этот собор был воссоздан, образ Казанской для него заново написали мастера-реставраторы Центра имени Грабаря. И не умолкают перед ним слова народной молитвы…

Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери в Елоховском соборе в Москве

Несомненно промыслительной стала судьба третьего по времени обретения чудотворного образа Казанской — петербургского. Он появился в северной столице в 1710-х и был, скорее всего, привезен на берега Невы благочестивой царицей Параскевой Федоровной, вдовой царя Иоанна Алексеевича. Уже в 1730-х петербургская Казанская неоднократно совершала многообразные чудеса и стала заветнейшей и любимейшей святынею града святого Петра. С 1737 года она пребывала в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; к 1811 году на его месте был выстроен новый Казанский собор. Спустя год разразилась Отечественная война. Когда Александр I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, фельдмаршал перед отъездом в действующую армию специально отправился помолиться в Казанский собор перед чудотворной. Народ взывал к полководцу: «Прогони французов!» Богородица не отвергла возложенного на Нее старым солдатом упования, и фельдмаршал вернулся к Ее образу на вечное упокоение в том же Казанском соборе.

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали 129 пудов серебра и более 37 фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы.

Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день.

Пропись Казанской иконы Божией Матери

Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик.

Вид на Казанский собор в С.-Петербурге

Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной.

Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

Надежда Дмитриева
Из книги «О Тебе радуется!»

Тропарь, глас 4
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
Молитва
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь Свою Святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти: даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

История обретения чудотворного образа

Пропавшая Казанская икона Божией матери (2008)

Царица Небесная. КАЗАНСКАЯ икона Божьей Матери (2010)

Где в Москве помолиться преподобному старцу Серафиму Саровскому?

Серафим Саровский

Преподобный Серафим Саровский

Почитание преподобного Серафима Саровского — шире, чем всенародное. Иконы русского святого можно встретить во всем мире, даже в католических храмах (кстати, католики часто сравнивают его со своим святым — Франциском Ассизским). Вокруг имени старца сложилось множество преданий, описаны несчитанные чудеса. И многие стремятся на день памяти преподобного посетить Дивеево — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь в Нижегородской епархии, с любовью называемый в народе «Четвертым уделом Божией Матери», где покоятся мощи и личные вещи преподобного Серафима, бывшего духовником обители.

Многие приезжают в Дивеево заранее — в ночь с 13 на 14 января после крестного хода по канавке Царицы Небесной (насыпи вдоль ископанной по благословению старца канавки, по которой сестры и паломники идут, читая Богородичное правило — 150 молитв «Богородице Дево, радуйся!») совершается праздничная новогодняя литургия. По рассказам бывалых паломников, уже эта служба создает необычайное праздничное настроение, надолго остающееся в душе: «Еще один год прошел, слава Богу! А завтра батюшка Серафим и новый год благословит!».

Совершить праздничное паломничество удается не каждому. Во-первых, бывает сложно отпроситься с работы еще на несколько дней после длительных общегосударственных выходных. Во-вторых, сама дорога в Дивеево тяжела — либо длительный переезд на автобусе, либо ночь в поезде до Арзамаса и еще больше часа пути на рейсовом автобусе или на такси. В-третьих, далеко не у всех получается сосредоточиться на молитве при большом скоплении народа.

Дивеевский монастырь принимает паломников постоянно. А в любой момент поклониться частице мощей преподобного Серафима Саровского можно в нескольких храмах столицы.

На проспекте Мира, д. 22-24 находится подворье Серафимо-Дивеевского монастыря. Здесь есть частица мощей старца.

Дивеевское подворье

Троицкий собор Даниловского монастыря

Две иконы с частицами мощей преподобного есть также в Даниловом монастыре. Одна является точной копией хранившейся в монастыре с 1988 по 2000 годы келейной иконы схиигумении Фамари (Марджановой), устроительницы Серафимо-Знаменского скита, и содержит также четки и часть мантии святого, а кроме того, часть камня, на котором он молился тысячу дней. Этот образ находится в Серафимовской церкви, устроенной в стене обители. Другая икона с частицей мощей находится в Троицком соборе монастыря, на центральном юго-западном столпе.

Собор Донского монастыря

Частицы мощей старца есть и в других обителях столицы: Донском и Сретенском, а также на подворье Соловецкого монастыря в храме св. вмч. Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове.

Храм св. вмч. Георгия в Ендове

В храме преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной на территории выставочного центра «Экспоцентр» находится икона с частицей мощей преподобного, переданная прихожанам и духовенству храма по благословению архиепископа Нижегородского Георгия год назад.

Храм Серафима Саровского при Экспоцентре. Фото: Игорь Палкин / ria.ru.

В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (Иерусалимское подворье) в центральном приделе находится икона преподобного Серафима с частицей мощей.

Храм Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье)

Также образ преподобного Серафима с частицей его мощей находится неподалеку — в храме пророка Илии в Обыденском переулке.

Храм пророка Илии в Обыденском переулке

Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» при больнице МОНИКИ

К преподобному Серафиму Саровскому часто обращаются с молитвами об исцелении болезней. В церкви в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» при больнице МОНИКИ (ул. Щепкина, 61/2), кроме других святынь, есть и икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского.

Церковь Иверской иконы Божией Матери на Всполье

Храм Иверской иконы Божией Матери на Всполье (Большая Ордынка, д. 39) — здесь постоянно пребывает икона преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского с частицей мощей последнего.

В Елоховском Богоявленском кафедральном соборе хранится образ преподобного Серафима с частицами камня, на котором он молился, и частицей одежд.

Елоховский Богоявленский собор

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе

В крестильном храме сщмч. Александра Хотовицкого при храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе находится икона преподобного с частицей его гроба.

Мы будем благодарны читателям, готовым помочь нам в расширении списка московских храмов и обителей, где находятся святыни, связанные с преподобным Серафимом, Саровским и всея России чудотворцем!

Портал «Православие и имир» благодарит всех, кто откликается на нашу просьбу пополнять список храмов, в которых можно приложиться к мощам преподобного Серафима:

В поселке Горки-10 Одинцовского района М.О. (примерно 25 км по Рублево-Успенскому шоссе) строится храм (заложен в 2010 году как первая церковь храмового комплекса), освященный в честь батюшки Серафима. В нем есть храмовая икона с мощевиком. Службы бывают по воскресеньям и в праздники.

Строящийся храм Серафима Саровского в пос. Горки-10

Храм Серафима Саровского в Кунцево

Помолиться святому Серафиму Саровскому можно также в храме в его честь в Кунцево (улица Багрицкого, д. 10, к. 3). В 2006 году храму был присвоен статус Патриаршего подворья.

В Новоспасском монастыре в одном из ковчегов-мощевиков находятся, частицы Ризы Господней и Ризы Божией Матери, частицы мощей многих святых, в том числе преподобного Серафима Саровского.

Новоспасский монастырь. Мощевик с частицами мощей вселенских и русских святых

В Москве воссоздадут утраченную часовню Серафима Саровского

Многие десятки православных храмов возведены во имя преподобного Серафима за век с лишним после канонизации святого. Иваньковская часовня на их фоне выделяется необычной судьбой: разоренная и оскверненная в советскую эпоху, она в итоге оказалась буквально захоронена совсем в другом столичном районе. Однако теперь ее планируют воссоздать.

Деревня Иваньково на реке Химке некогда располагалась в живописных окрестностях Покровского-Глебова-Стрешнева. Это место полюбилось известным артистам и художникам. Известно, что здесь бывали Лев Толстой и Константин Станиславский. У московского архитектора Василия Борина — автора проектов перестройки храмов Успения в Печатниках, Илии Пророка в Черкизове, строителя колокольни Берлюковской пустыни — в Иванькове тоже была дача. Как рассказывали старожилы, «дачник Борин» построил здесь на свои средства часовню-столп «по обету, данному преподобному Серафиму Саровскому, после выздоровления болевшей несколько лет жены».

Серафимовская часовня в Иванькове стала одной из первых в Подмосковье, посвященных великому подвижнику после его канонизации в 1903 году. Стояла она посреди деревни при дороге. В киотах помещались четыре иконы: к сельской улице был обращен образ Серафима Саровского; к сельцу Никольскому, где был прежде храм Святителя Николая, — образ Николая Чудотворца; в остальных двух киотах располагались иконы Покрова Богородицы и апостолов Петра и Павла (по престолам Покровской церкви в усадьбе Глебовых-Стрешневых).

В конце 1920-х годов часовню разорили: сняли иконы, главу и крест. Остальное довершило время. К 1980 году здание стояло уже без кровли, с утраченным декором. Внимание общественности к этой забытой всеми святыне привлек известный историк московской храмовой архитектуры Петр Паламарчук, написавший о ней в своей справочной монографии «Сорок сороков». Кто-то из доброхотов поставил на руины табличку с надписью: «Помогите! Часовне и своей душе».

В 1990-е годы Иваньковское шоссе стало перспективным районом развития малоэтажной застройки. Здесь развернулось строительство нескольких кварталов коттеджей, а на месте, где стояла часовня, должна была появиться спортплощадка англо-американской школы. С началом строительных работ часовне грозида неминуемая гибель. Но летом 1998 года Московской Патриархии удалось обратить на нее внимание городских властей. Восстановить сооружение на прежнем месте сочли невозможным. Было решено за счет владельца территории перенести часовню на другое место и отреставрировать ее. Тогдашний префект Северного округа Михаил Демин предложил установить столп в Восточном Дегунине — в парке «Дубки», где было зарезервировано место для перспективного строительства храма. Перевоз часовни, ее закладка на новом месте и торжественный молебен состоялись 3 сентября 1999 года.

Фото 1983 года

— Часовня находилась в плачевном состоянии. Кровли не было, кирпич под воздействием атмосферных осадков крошился. Чтобы перевезти сооружение на новое место, потребовалось кирпичную кладку обварить металлическим каркасом. По заключению специалистов, восстановлению сооружение не подлежало, и в итоге рядом пришлось построить новую, чуть меньших размеров часовню, тоже во имя прп. Серафима Саровского, — вспоминает очевидец тех событий Сергей Киселев. — В парке часовня лежала неогороженная — фактически как строительный мусор. Поэтому решили переместить ее на ближайший огороженный строительный объект, дабы уберечь от осквернения домашними животными и ради безопасности гуляющих в парке детей. Таким объектом стал строившийся бескудниковский храм во имя святителя Иннокентия Московского.

Современный адрес, по которому находилась часовня преподобного Серафима Саровского: ул. Береговая, в районе 29-го корпуса дома № 3. Место последнего пристанища: Москва, Дмитровское шоссе, владение 66.

На новом месте часовню сгрузили справа от пандуса, поднимающегося на стилобат. Там она простояла еще несколько лет, представляя собой кирпичный массив в железной сетке. Что делать с ней дальше, было совершенно не понятно. В итоге в 2004 году по благословению Священноначалия часовню вручную неглубоко закопали — положив на бок, на том же самом месте. Сейчас здесь растут клены, и лишь немногие прихожане знают, что рядом в земле покоится часть истории нашего города.

В конце 2019 года по заказу прихода храма святителя Иннокентия Московского в Бескудникове создан проект восстановления часовни Серафима Саровского.

Ее планируется возвести рядом с местом захоронения останков прежнего сооружения. На реализацию этого проекта требуется около пяти миллионов рублей. К сожалению, средств на строительство часовни у прихода сейчас нет. Но может быть найдется благотворитель, который чтит память преподобного Серафима Саровского и поможет восстановить часовню?

Недалеко от старинного города Арзамаса в Нижегородской области основано одно из самых известных святых мест на Земле — Дивеевский монастырь в селе Дивеево.

В нём свершалась история и житие великого молитвенника старца Серафима Саровского покровителя всей земли русской. Он покровитель Дивеевского монастыря, где и по сей день совершаются чудеса. О нём сама Богородица сказала: «Сей есть рода нашего».

Значение икон

Дивеевский монастырь был основан состоятельной вдовой помещицей

Агафией Семёновной Мельгуновой — будущей преподобной Александрой Дивеевской, икона которой и мощи хранятся в обителях монастыря. На её средства был построен храм Казанской Богородицы в Дивеевской обители. Указывала ей путь Богородица, являясь во снах и наставляя её в действиях.

Смерть своей маленькой дочери она приняла как прямое указание на монашеский путь и окончательно принимает решение уйти на служение в монастырь. Преподобная Александра творила тайную милостыню и помощь, бралась за самую тяжёлую и неблагодарную работу. До конца своих дней заботилась о сёстрах – монашках, оставив им значительное наследство.

Неподалёку от могилки святой забил целебный источник преподобной Александры. Рассказывают, что на её могилке сами зажигались свечи, исходило благоухание.

Перед иконой Александры Дивеевской просят о помощи в домашних делах, строительстве, в поиске благодетелей, предпринимательской деятельности.

Множество церквей позволило развить в городе Арзамасе ремесленные дела. Чеканка, золотошвейные мастерские, кожевенное и скорняжное дело, а также иконопись. Иконы Дивеево часто представлялись для почитания в местных церквях Арзамаса. Главная дивеевская святыня — икона Богородицы «Умиление».

В чём помогает икона Богородицы «Умиление»

Преподобный Серафим Саровский называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость «. По преданию икону он нашёл в лесу, где творил свой молитвенный подвиг. Дева Мария на иконе изображена без младенца Иисуса, что свидетельствует о Благовещении. Руки Матери Божией сложены крестом, опущенная голова, говорит о полном глубочайшем смирении и принятии воли Господа. В этих полутонах показана Благодать Девы Марии и милость Бога. Над головой Богородицы написаны слова из акафиста: «Радуйся, Невеста Неневестная!».

Образ Богородицы «Умиление» помогает в избавлении от болезней не только телесных, но и душевных. Также Матерь Божья будет скорой Помощницей, если:

  • дети испытывают проблемы переходного возраста;
  • предстоят роды или хотите зачать ребёнка;
  • испытываете частые приступы уныния, злости, гнева;
  • хотите обрести внутреннюю гармонию;
  • не можете обрести надежду, наполнится радостью;
  • хотите исправить характер.

Рекомендуем прочитать:

  • Икона «Радость всех ангелов»
  • В чем помогает икона Александра Свирского?

Немного истории

Также к престольным иконам Дивеевского монастыря относятся:

  • икона преподобного Серафима Саровского;
  • икона Казанской Божьей Матери;
  • икона Богородицы «Утоли моя печали»;
  • икона «Иверской Божьей Матери»;
  • икона Богородицы «Достойно есть».

К этим чудотворным святыням, иконам Дивеево, ежедневно приезжают паломники из всех уголков Земли, чтобы помолиться, приобщиться к Божьей Благодати, получить исцеления, подать просьбы ближних к престолу дивееских икон.

К иконе «Утоли моя печали» приносят записочки с различными просьбами о помощи в жизни. Свидетельств об исполнении прошений и чудесах огромное количество.

История, рассказанная одним паломником, свидетельствовала об удивительном случае. Находясь возле этой иконы, он так долго смотрел на образ Богородицы с дерзновением, что Она зажмурилась. Паломник упал на колени, прося о прощении, и Богородица опять открыла глаза.

Жители одной из деревень пожаловались, что нет покоя от местного дебошира. Узнав, что, он некрещённый ему предложили покреститься. Во время таинства Крещения началось мироточение стен. Когда он это увидел, то заплакал. И его непутёвая жизнь преобразилась в одно мгновение.

Молитва Божией Матери пред иконой Её Умиление

О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.