Икона в Москве

Где находится Иверская икона Божией Матери

Оригинал иконы находится с древних времен иконоборчества на горе Афон в Греции. Ежегодно из Иверского монастыря (так называется грузинская монашеская обитель) Иверскую икону с крестным ходом выносят на берег моря, где она чудесным образом была обретена.

Списки этой иконы широко распространились по всей нашей стране. Некоторые из них тоже стали чудотворными. Если вы прочитаете акафист Иверской иконе Божией Матери, то узнаете удивительную историю этого образа, и с какими проблемами к ней обращаются.

Купить Иверскую икону недорого в православном магазине можно перейдя по этой ссылке /catalog/ikony/bogoroditsy/bogoroditsa-iverskaya/.

Где находится Иверская икона Божией Матери в Москве

Самое известное местонахождение образа Пресвятой Богородицы «Иверская» находится в центре столицы – на Красной площади. В том месте, где люди входят на площадь, стоит часовня Иверской Божией Матери.

  • Во времена царского правления большая часть верующих москвичей перед началом серьезного дела приходили в часовню взять благословение у Пресвятой Богородицы. Купцы на удачную торговлю, гимназисты – на сдачу экзаменов, паломники обязательно приходили взять благословение на долгую дорогу. Считалось, что православному христианину не следует что-либо предпринимать без такого благословения.
  • Знатные и богатые люди иногда брали Иверскую икону домой, чтобы отслужить молебны с акафистом над тяжко больными родственниками. На время отсутствия иконы ставили ее копию.
  • Этих копий было достаточно много, и однажды оригинал, написанный греческим иконописцем с полным соблюдением поста, просто исчез. Некоторые историки считают, что ее сохранили в храме Воскресения Христова в Сокольниках (метро Сокольники).
  • В наши дни в часовне проходят молебны с чтением акафиста Иверской Божией Матери происходят ежедневно каждые два часа, начиная с 8 часов утра и заканчивая в 6 часов вечера. Все священники, служащие в Москве, по очереди читают молебен с акафистом, что считается честью для священнослужителя.

В Москве стоит и церковь Богоматери Иверская. Во времена наполеоновского нашествия несколько раз была разрушена, а в революционные годы и в последующие при Советской власти разграблена и почти уничтожена. Впоследствии в здании устраивали кинотеатр и клуб, то есть осквернили, как только можно было.

Вновь восстановленная в 90-х годах сейчас она красуется на Большой Ордынке (станция метро Третьяковская). Восстановлены старинные росписи, и теперь там так же находится список Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Здание покрашено в бордовый цвет и украшено белыми декоративными элементами, не заметить его трудно. Образ уже прославился своими чудотворениями.

В чем помогает Иверская икона Божией Матери

Чудотворной икону называют не просто для красоты, образ дожжен явить действительные чудеса. Так Иверская икона, изначально в годы иконоборческой деятельности, хранилась у богатой вдовы. Когда к ней пришли солдаты уничтожать иконы, один из них пробил копьем ланиту Пресвятой Девы, и из раны брызнула человеческая кровь. Это напугало кощунников, но они пообещали вернуться на следующий день. Вдова решила положиться на Божию волю и пустила икону по морю. И по морским волнам образ доплыл до горы Афон.

Что просят православные христиане у Пресвятой Богородицы перед Ее Иверской иконой

  • Чаще всего просят исцеления от различных недугов: физических и духовных.
  • Просят о защите от врагов своего Отечества.
  • Зная милосердие Царицы Небесной, к ней приходят молить о заступничестве перед Господом раскаявшиеся грешники.
  • О заблудших и не желающих покаяться просят их близкие родственники о вразумлении и покаянии.
  • Своей раной на щеке Пресвятая Богородица напоминает людям о благоговейном почитании святых икон, потому что они помогают нам духовно общаться с первообразами.

Так что, будучи в Москве посетите одно из мест, где находится Иверская икона Божией Матери.

Иверская икона Божией Матери (Новодевичий монастырь)

Дорогие братия и сестры, представляем вашему вниманию список с Иверской иконы Божией Матери, Новодевичьего монастыря.

Иконописец: Осипов Александр. Сергиев Посад. Август, 2018 год. Размер иконы 40х25 см.

Икона выполнена в каноническом стиле, с соблюдением вековых традиций иконописания. При написании иконы применялась чистая и естественная природная палитра цветов: минералы, полудрагоценные камни, охры, земли вручную перетертые курантом и замешанные на желтке. Богатая цветовая палитра натуральных пигментов, позволила добиться умеренной насыщенности и мягкости цветов, свойственных Московской и Византийской школе письма.

С более подробным описанием Иверской иконы Богородицы вы можете ознакомиться

Далее расскажем об иконе Новодевичьего манастыря.

1.) В царствование Алексея Михайловича архимандрита, афонскаго Иверскаго монастыря Пахомий приехал в 1647 году в Москву для сбора пожертвований. Царь Алексей Михайлович, по просьбе бывшаго у него в милости новоспасскаго архимандрита Никона, желавшаго приобрести список с чудотворной Иверской иконы Богоматери, повелел, чтобы архимандрит Пахомий доставил в Москву самый верный список с Иверской чудотворной иконы Бoжиeй Матери. Иверский архимандрит, возвратившись в свою обитель, не замедлил исполнением царской воли и просьбы архимандрита Никона и послал точный список иконы Богоматери к Никону в Москву с почтенными иверскими иноками при граматах (посланиях) к царю и Никону от 15 июня 1648 года. В этих двух граматах обстоятельно изъяснено, как была писана икона, препровожденная в Москву: «Как есми приехал в наш монастырь (пишет Пахомий в грамате царю), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному инокосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону. (Далее описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии).

И та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, – только слово в слово новая, аки и старая». Икона отправлена была в Москву с иepoмонахом екклесиархом и великим подвижником Корнилием (подвизавшимся в пустыне на той же горе, где подвизался и Гавриил, принявший Иверскую чудотворную икону с моря); с Корнилием были посланы еще келарь инок Игнатий (путешествовавший в Москву с Пахомием и в 1647 году) и инок диакон Дамаскин. С этою иконою послано было описание чудес от нея и зданий Иверскаго монастыря. Икона прибыла в Москву 18-го октября и встречена была у Воскресенских ворот царем Алексеем Михайловичем и его семейством, патриархом Иосифом и духовенством, боярами и безчисленным множеством народа; а 14-го октября был у государя стол по столовой избе. По свидетельству диакона Павла Алеппскаго, бывшаго с антиохийским патриархом Паимием в Москве в 1655 и 1656 годах, царица Марья Ильинична взяла у Никона эту икону, без сомнения, вскоре по принесении ея с Афона; а чрез 5 месяцев по прибытию ея Никон рукоположен был в митрополита новгородскаго.

В 1654 году эта икона торжественно провождена была из Москвы в воинский поход против поляков. «Тогож месяца мая в 15 день – говорят Дворцовые Разряды – государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси отпустил с Москвы из соборныя церкви в Вязьму чудотворную икону Пречистыя Богородицы Иверсия, которая принесена в царствующий град Москву из Царяграда от Парфения, патриархa цареградскаго, а за тем образом отпустил Государь в Вязьму Корнилия, митрополита казанскаго и свияжскаго. А из соборныя церкви образ Пречистыя Богородицы до монастыря Пречистыя Богородицы Донской провожал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России да святейший Никон, патриархъ московский». Из техже Дворцовых записок видно, что митрополит Корнилий был с иконою и под Смоленском. Эта икона, по всей вероятности, стояла в образной или в домовой церкви царицы, а пред провождением ея в поход перенесена в Успенский собор, по возвращении же снова поставлена в палатах царицы, и об ней более нигде не упоминается. Она находится теперь в московском Новодевичьем монастыре, что явствует из нижеследующаго:

  • На этой иконе в самом низу пред полем есть греческая надпись, написанная золотыми буквами, разделяющаяся на два стиха и гласящая: «Писал сию со старанием Ямвлих Романов, в келлияхъ Иверских живущий. Лета 7156.» Под нею другая надпись по золоту красными словами: «Старанием и иждивением Пахомия II архимандрита Иверскаго. Лета 1648.»
  • В граматах Пахомий говорит, что список Иверской иконы, посылаемый в Москву, писан на кипарисной доске,- Новодевическая Иверская икона написана на кипарисной доске.
  • Известно, что по двум боковым полям афонской Иверской иконы изображены 12 апостолов, а вверху по сторонам венца Богоматери – два ангела. И на Новодевиченской иконе на правой сторон Богоматери (а от смотрящаго на левой) на поле изображены шесть апостоловъ, в следующем сверху порядке: Петр, Иоаннъ Богослов, Марк, Андрей, Симон, Филипп; на левомъ поле: Павел, Матвей, Лука, Иаковъ, Варфоломей, Фома. – Петръ держит свиток, свитый таким образом, что представляет форму и двух ключей; евангелисты держат евангелия, на разогнутых страницах которых написаны по-гречески первыя слова евангелий; апостол Павел изображен с согнутою книгою, прочие апостолы – с согнутыми свитками. Над каждым апостолом написано имя его по-гречески. По обеимъ сторонам Богоматерняго венца в углах изображены два архангела в кругах, обращенные к Богоматери, с греческою надписью: apy (архангел). (На Валдайской Иверской иконе архангелы названы: Михаил и Гавриил.)
  • Все прочия слова и надписи на Новодевиченской иконе также греческие. Между архангелами над главою Богоматери надпись в две строки: «Вратарница Иверская» а над правым плечом: «милостивая» (Тоже и на Валдайской Иверской иконе.)
  • На левой исподней стороне этой иконы на разстоянии 9,5 вершков от низу у края сделан ящичек (выдолблен) почти в вершок в квадрате ширины и около 3/4 вершка глубины. Он задвигался со стороны крышкою, которая не сохранилась. Это объясняется тем сказанием об афонской Иверской иконе, по которому никейская вдовица, решившись пустить ее на воду, выдолбила на нижней стороне иконы ящичек и положила в него три монеты, по которым впоследствии и узнана была икона, когда явилась на Афоне. То же сделано и на копии, посланной в Россию.
  • Что касается меры, то рассматриваемая икона только на 3/4 вершка (и в длину, и в ширину) менее афонской: она имеет 1 арш. 14 1/4 вершк. в длину или высоту и 1 арш. 2 3/4 вершка в ширину; афонская же высотою 1 арш. 15 вершк., а шириною 1 арш. 3 1/2 вершка. Это – разность незначительная. Могло быть, что дска для иконы, посланной в Россию в 1648 году, заготовлена была из непросохшаго дерева и потом усохла. (Иверская Валдайская, или Святоозерская икона, которая также есть точный список с Афонской, имеет в высоту 1 арш. 15 1/2 вершк., а в ширину 1 арш. 3 1/2 вершка.
  • К внешним признакам присоединяются соображения на основании исторических данных в подтверждение той мысли, что Новодевиченская Иверская икона есть та самая, которая принесена с Афона в 1648 году. Царица Марья Ильинична взяла, как сказано выше, эту икону себе; поэтому надобно полагать, что она стояла или в ея домовой церкви, или в образной. От Марьи Ильиничны икона эта перешла к дочери ея Софии, постриженной с именем Сусанны в Новодевичьем монастыре и скончавшейся здесь схимонахинею; гробница ея стоить у той же южной стены собора, где находится и икона. На иконе, как видно, не было оклада, кроме серебряных венцовъ – на Богоматери и на Богомладенце. Это объясняется – во первыхъ, тем, что она стояла в домовой моленной царицы, и во вторых, тем, что она писана по золоту, так что , обший фон ея был золотой, почему она и без ризы имела вид ризы и блистала красотою. Теперь краски, особенно на полях, во многих местах опали, от чего немало пострадали изображения апостолов.

Купить Иверскую икону Божией Матери

В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону Божией Матери – Иверская. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.

Бесплатная доставка по Москве. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

Образ Иверской иконы Богоматери выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.

Мы приложим все силы, навыки и умения, весь наш духовный опыт, чтобы рукописный список Иверской иконы Божией Матери, приобретенный в нашей мастерской, освятил Ваш дом, принес мир, любовь, благополучие Вам и всем Вашим домочадцам.

Строгий и печальный взгляд Царицы Небесной постоянно напоминает нам, что Русь свята, свет всему миру, что цель русского народа нести веру Христову миру, который сейчас так нуждается в этом. На протяжении всей истории нашей страны, светит нам особым светом духовной звезды Мать, прижимающая к себе Ребенка.

Иверская часовня в Москве

В XVII веке будущий Патриарх Никон – в то время он был архимандритом Новоспасского монастыря – обратился к архимандриту Иверского афонского монастыря Пахомию (он прибыл тогда в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворного Иверского образа. И вот через год этот список, который написал афонский инок Иамвлих, прибыл в Москву в сопровождении афонских монахов.
13/26 октября 1648 года святыню торжественно встречали царь Алексей Михайлович, патриарх Иосиф с архипастырями, духовенством и великим множеством жителей Первопрестольной.
В 1669 году для афонского списка Иверской иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города. Позднее воздвигли из дерева первую Иверскую часовню. А в 1791 году на этом уже намоленном месте Матвей Казаков построил часовню из камня.
Сложилась такая благочестивая традиция: в Иверскую часовню шли молиться перед тем, как войти в Кремль.

Часовня Иверской Божией Матери.
Архитектор Матвей Казаков, 1791 г. Фото начала XX века

Шли, въезжая в Москву, цари и царицы, люди из знатных дворянских семей, занимающие высокие посты в государстве Российском. Нескончаемым потоком приходили к святыне и простые верующие люди. Помолившись, все получали здесь и помощь, и благословение Царицы Небесной.
Иверский образ прославился множеством чудес и исцелений, которые записывались в часовне в особую книгу.
Во время нашествия Наполеона многие жители бежали из Москвы. Чудотворная Иверская икона была вывезена тогда во Владимир управлявшим Московской епархией архиепископом Августином. Иверская часовня после разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном.

Место снесенной
Иверской часовни, 1929 г.

В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота. По сей день неизвестно, где находится чудотворный образ из Иверской часовни. А второй, чтимый и намоленный список с Иверской иконы, с которым ходили по домам и приходским храмам, пребывает ныне в храме Воскресения Христова в Сокольниках.
В 1994 году правительство Москвы приступило к воссозданию Иверской часовни и Воскресенских ворот на их прежнем месте по проекту архитектора О.И. Журина.
В 1995 году иеромонахом Ксенофонтова монастыря на Афоне иконописцем Лукой для часовни был написан новый список со святой иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы».
Этот список доставил в Москву 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, самолет греческих ВВС. На аэродроме был выстроен почетный караул. Икону торжественно встретили Святейший Патриарх Алексий II, архиереи, духовенство, множество верующих.

Восстановленная в 1995 году Иверская часовня.

И вот под звон колоколов и пение тропаря икону в сопровождении иноков-святогорцев и московских священнослужителей внесли в Богоявленский кафедральный собор для всеобщего поклонения. В течение всей ночи перед ней непрерывно совершались молебны и читался акафист.
26 октября крестный ход со святой иконой прошел от Казанского собора на Красной площади через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, которую освятил Святейший Патриарх Алексий II.
И вновь после этого праздничного дня нескончаемым потоком идут и идут к святыне верующие люди. Среди них и паломники из разных стран.

Давайте устроим виртуальную поездку по маршруту «Чудотворные иконы Москвы», который недавно разработала экскурсовод проекта «Москва шаг за шагом» Виктория Шеногина.

Кольца в знак благодарности

— Сначала мы едем в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, которая существует еще с 1370 года, — рассказывает Виктория. — Возле нее были когда-то захоронены герои Куликовской битвы. В советское время прямо на этих могилах устроили компрессорную завода «Динамо»… В 1989-м храм наконец вернули верующим. И там есть две чудотворные иконы.

Первая — список* иконы Тихвинской Божией Матери. Она известна со времен Ивана Грозного. Хранилась в Тихвине, потом в Пскове. А когда в 1943 году фашисты отступали, местный священник взял эту икону и ушел вместе с ними… После его смерти вскрыли завещание, где было написано, что он просит вернуть икону в Россию. И потомки этого священника более 10 лет назад действительно привезли Тихвинскую обратно. Оригинал сейчас в Санкт-Петербурге, а у нас — один из первых списков, который был сделан с этой чудотворной иконы и который тоже почитается как чудотворный. Люди порой приносят сюда кольца в знак благодарности за избавление от болезни.

Тут же хранится еще один чудотворный образ — список иконы Влахернской Божией Матери. Оригинал был назван по местности Влахерны близ Константинополя, откуда образ и привезли в Россию в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу. В иконе хранится множество мощей самых разных святых.

И еще. Помните огромные очереди к Поясу Пресвятой Богородицы в 2011 году? Так вот, в этой же церкви можно в любой день поклониться частице ризы (одежды) Богородицы. Без давки.

А мы ставим свечи — и едем дальше.

«Церковь пришлых образов»

— Следующий храм в этой экскурсии — Воскресения Христова в Сокольниках, — продолжает Виктория. — Построен в стиле модерн: таким заказала его в начале ХХ века местная община. И в советское время не закрывался. Когда мы заходим сюда, люди в недоумении: неужели храм не православный? Что-то в нем не так. А просто алтарная часть ориентирована не с запада на восток, как в большинстве наших церквей, а на юг. Как бы показывает в сторону Святой Земли, Иерусалима — родины Христа.

В детстве я жила недалеко. Помню, люди называли этот храм церковью пришлых икон. Потому что когда в 1930 годы соборы закрывали, многие иконы принесли на сохранение сюда. Я не знаю других храмов в Москве, где было бы так много чудотворных икон сразу:

— Страстная Божия Матерь — родом из XVII века, перенесена из Страстного монастыря (на чьем месте теперь стоит памятник Пушкину).

— Боголюбская (изображается со свитком) — одна из двух чудотворных икон под названием «Боголюбская» в Москве. Конкретно эта спасена при разрушении Варварских ворот в 1934 году.

— Иверская икона — привезена из разрушенной при СССР Иверской часовни на Красной площади, где находилась с 1669 года. Написана она была по заказу патриарха Никона. Можно представить, сколько молитв она услышала и впитала в себя за это время. А знаете, почему Иверская всегда изображается с капелькой крови на шее Богородицы? Во времена гонений на христиан в дом православной женщины пришли стражники и стали мечами протыкать все, что было в доме. А хозяйка спрятала икону в ларь. Когда меч попал по ларю, икона вскрикнула. Открыли крышку и увидели, что она кровоточит. Отсюда и капля крови. Стражники в ужасе вернули икону: спрячь! А где?! И хозяйка отнесла ее на реку. Спустя какое-то время ее увидели монахи на Афоне. Там она и хранится. А в Сокольниках — список с иконы.

— Грузинская — которая сменила несколько монастырей с XVIII в., пока не осталась в храме Воскресения Христова в Сокольниках. За этой копией древнего образа Богоматери, которая хранится в Грузии, тянется длинный список чудесных исцелений.

И еще три чудотворные иконы есть тут, перед которыми молятся о здоровье: Целительница, Святого Николая и Святого Пантелеймона.

Спасенные мощи Алексия

— Третий храм в нашей экскурсии — Богоявленский собор в Елохове. Он тоже никогда не закрывался. История его в подмосковном селе Елох (название происходит от слова «ольха») идет с начала XVIII века. Тут, к слову, крестили Пушкина.

В храме есть четыре чудотворные иконы:

— Всех скорбящих Радость — но ее выносят только в день ее праздника (6 ноября — в этот день в 1688-м перед иконой излечилась сестра тогдашнего патриарха Иова).

— Млекопитательница — образ Богородицы, которая кормит грудью младенца. Считается, что икона помогает женщинам выносить, вскормить ребенка.

— Казанской Божией Материи — особо чтимый список Казанской иконы Богоматери, прежде находившийся в Казанском соборе на Красной площади.

— Николая Чудотворца.

Есть тут и два захоронения — патриарха Сергия (умер в 1944 году) и патриарха Алексия Второго (умер в 2008-м). А в алтарной части — мощи митрополита Алексия (XIV век). Вообще-то он был похоронен в Чудовом монастыре, но в 1920-х тот разрушили. И тогдашний реставратор Петр Барановский ухитрился перевезти мощи на телеге в Елоховский храм.

Редкая икона «Млекопитательница» хранится в Елоховском соборе (фото справа). Перед ней молятся о будущих детях, а у «Троеручицы» зачастую просят об излечении больной руки или ноги. Фото: vidania.ru/icons , vidania.ru/icons

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Чтобы икону почитали именно как чудотворную, в старину собирались три человека (один непременно в сане священника), запечатывали икону на 3 дня в алтарной части, потом вынимали и устанавливали, чудотворна она или нет. А когда Петр Первый затеял разнообразные реформы, то среди прочих в 1722-м издал указ: отобрать чудотворные иконы из частных домов в церкви и монастыри. С тех пор преклонение давно почитаемым образам в храмах разрешалось, а вот почитание неизвестных икон пресекалось. Считалось, что этот шаг как-то регламентирует религиозную жизнь и борется с суевериями.

СЕМЬ ХРАМОВ ЗА ДЕНЬ

— В древности было поверье, — говорит Виктория Шеногина, — мол, если случилось несчастье или, наоборот, ожидаешь радости, надо поставить за один день свечи в семи храмах. Я спланировала такой маршрут, в который вошли семь находящихся недалеко друг от друга церквей. Среди них — три (!) храма, посвященные одному из самых любимых наших святых, Николаю Чудотворцу.

Отправимся в каждый по порядку.

1 — храм Успения Божией Матери в Гончарах, XVII век. Подворье болгарской церкви. Внутри есть чудотворная икона «Троеручица». По преданию, жил в VII веке такой Иоанн Дамаскин. Его оклеветали по политическому делу, отрубили руку. И отрубленную отдали. Он молился перед Божией Матерью, чтобы рука приросла, и это случилось. В благодарность Иоанн приложил к иконе сделанную из серебра руку. С тех пор появилась «Троеручица».

2 — храм Николы в Котельниках. Древний, но сильно перестроенный после Отечественной войны 1812 года. Подворье чешских и словацких земель.

3 — храм Троицы в Серебряниках. Тут когда-то жили мастера серебряных дел. Еще в 1990-м храм использовали как склад студии «Диафильм»…

4 — храм Богородицы на Кулишках на Стрелке (Солянка). «На Кулишках» — значит, на болотистой местности. Перед ним — памятник погибшим детям Беслана.

Церковь в Старом Симонове (в круге) и храм в Сокольниках хранят в себе множество прекрасных спасенных во времена СССР образов. Фото: starosimonovo.rop.ru , patriarchia.ru

5 — храм Николы в Подкопаях (Подкопаевский пер.). «Подкопаи» — видимо, потому, что когда-то подкоп был сделан под храм. На службах тут всегда много военных и курсантов. Может, благодаря священнику, который занимается патриотическим воспитанием молодых людей. Правая сторона храма — вся в мощевиках.

6 — храм Петра и Павла, что у Яузских ворот. Подворье сербской церкви. Здесь находится икона преподобного Стилиана, покровителя детей, с завернутым в пеленку младенцем. Перед ней молятся о здравии больных деток.

7 — храм Николы на Болвановке. Название «Болвановка» — от того, что там когда-то стоял идол, он же «болван». Там есть интересная икона «Прибавление ума», у которой просят, например, чтобы детям легче давалось учение.

Организатор — «Москва шаг за шагом»

Написано galkapogonina Прочитать цитируемое сообщение

Места в Москве, где лечатся недуги и исчезают скорби. Самые известные чудотворные иконы Москвы

Места в Москве, где лечатся недуги и исчезают скорби
Фото: krestianin.ru
Мощи Матроны Московской «гастролируют» по российским городам и весям
Авторы: Юлия Тутина, Дмитрий Скуржанский
Статья «К дарам исцеления. Места, где лечатся недуги и исчезают скорби» из номера:
АИФ №8 от 23 февраля 11
Санкт-Петербург, Пенза, Пермь… Уже несколько месяцев мощи Матроны Московской «гастролируют» по российским городам и весям
Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон — http://www.aif.ru/society/article/40601, теперь речь пойдёт о мощах.
Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», — писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.
В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.
Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».
Самые почитаемые мощи святых в Москве
1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь — ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».
2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона — в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского — Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».
3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина — ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».
4. Мощевик с частью жезла Моисеева. Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм — загадка. Храм Успения Богородицы — ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей. Среди них — св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев — ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».
6. Мощи свт. Николая. Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами — от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах — Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».
7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».
8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле — ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».
9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского. Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) — Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».
10. Мощи московских митрополитов. В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов — Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы — Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».
11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного. Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя — ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».
12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца. Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе — пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».
————————————

В поисках чуда. Кому молиться в столице?
Фото: pravmir.ru
Не имеет значения, перед какой иконой молиться — новой или старой, дома или в храме
Юлия Тутина
Статья «В поисках чуда. Кому молиться в столице» из номера:
АИФ №5 от 02 февраля 11
Говорят, в 1941-м столицу от фашистских войск уберегло не только мужество наших солдат, но и то, что под покровом ночи город тайно облетел самолёт с чудотворной иконой на борту. На Москву в последнее время обрушилось много бед. Где сегодня людям искать утешения, кого просить о помощи и заступничестве?
«Если говорить просто, то психологическая основа почитания икон лежит в известной поговорке: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — уверен психолог Илья Самойлов. Дело в том, что многие из нас 80% всей получаемой информации воспринимают именно через зрение. Столь исключительная важность зрительных впечатлений, видимо, и заставляла людей настойчиво желать лицезреть Бога. В Священном Писании рассказано, как ученик Христа Филипп просил учителя: «Покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). «Икона не столько изображение, сколько священный предмет, через который молящемуся подаётся благодать Божия, сообщается святость, идущая от Бога, — пояснили «АиФ» в РПЦ. — И это происходит вне зависимости от того, кто именно изображён на иконе: Господь, Его Пресвятая Матерь или кто-либо из святых».
Принято считать, что не имеет значения, перед какой иконой молиться — новой или старой, дома или в храме. Главное — делать это с чистым сердцем и добрыми намерениями. В принципе это так. Тем не менее между обычным образом, освящённым в церкви и повешенным в квартире, и намоленной церковной иконой, созданной многие века назад, разница огромная. Неслучайно именно такие — с вековой историей образы — и становятся чудотворными. Признаком чудотворной иконы являются многочисленные исцеления, получившие широкую известность. Как правило, такой славой оказываются наделены образы старого письма, высокого художественного уровня и сравнительно больших размеров. Народное сознание приписывает чудотворения иконе в целом, а не только изображённому на ней лицу. Копиям же (или спискам) — даже точным — исцеления не приписываются. Например, Владимирская икона Божией Матери имеется во многих храмах и частных домах, но чудотворной считается только одна, хранившаяся в советское время в Государственной Третьяковской галерее. В сентябре
1999 г. она переехала в храм-музей святителя Николая в Толмачах при галерее.
Главное, отправляясь в мини-паломничество к выбранному образу, помните — совершение чуда, то есть исполнение молитвы, прежде всего зависит от веры молящегося. «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Однако если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то произнесённая даже перед самой чудотворной иконой молитва останется бесплодной.
В ближайших номерах «АиФ» расскажет о наиболее почитаемых мощах, хранящихся в православных храмах Москвы.
Самые известные чудотворные иконы Москвы
1. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Молятся о прозрении слепых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе, от нашествия иноплеменных. Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском. Ул. Церковная горка, 26а, ст. м. «ВДНХ».
2. Икона «Милостивая». Молятся о рождении детей. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. 2-й Зачатьевский пер., 2, ст. м. «Парк культуры».
3. Владимирская икона Божией Матери. Авторство приписывают апостолу Луке. Она считается заступницей России. Перед этой иконой принято молиться за благополучие всей страны. Там же находится самая известная икона Рублёва «Троица». Храм святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. М. Толмачевский пер., 9, ст. м. «Третьяковская».
4. Икона «Утоли моя печали» поможет преодолеть жизненные трудности, несчастья и невзгоды. Храм святителя Николая в Кузнецкой слободе. Вишняковский пер., 15, ст. м. » Павелецкая», «Новокузнецкая».
5. Икона «Нечаянная радость». Молятся о здоровье и счастье детей, просят уладить неприятности. Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Ул. Шереметьевская, 33, ст. м. «Марьина Роща».
6. Икона «Нечаянная радость». Второй список. Возвращает здоровье малышам, помогает найти силы. Храм Илии Пророка, 2-й Обыденский пер., 6, ст. м. «Кропоткинская».
7. Икона Божией Матери «Живоносный Источник». Молятся страдающие телесными недугами и душевными немощами. Икона Божией Матери «Иерусалимская». Молятся от пожара, об исцелении от слепоты, паралича. Храм во имя пророка Божия Илии в Черкизове. Ул. Б. Черкизовская, 17, ст. м. «Преображенская площадь».
8. Чудотворная икона Божией Матери «Иверская» (из разрушенной часовни у Воскресенских ворот). Молятся об избавлении от разных напастей и об утешении в бедах. Чудотворная икона Божией Матери «Страстная» (из Страстного монастыря). Молятся об исцелении от слепоты, расслабления, от пожара. Храм в честь Воскресения Христова в Сокольниках. Сокольническая пл., 6, ст. м. «Сокольники».
9. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Молятся в поисках утешения все обиженные, страждущие, находящиеся в отчаянии. Скорбященская церковь на Большой Ордынке. Ул. Б. Ордынка, 20, ст. м. «Третьяковская».
10. Икона Божией Матери «Всецарица». Молятся об исцелении при раковых заболеваниях. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. Крестьянская пл., 10, ст. м. «Пролетарская».
11. Мироточивая икона Царя-мученика. Молятся о судьбах России, а также о прощении за смерть Николая II и его семьи
. Храм святителя Николая в Пыжах. Б. Ордынка, 27а/8, ст. м. «Третьяковская».
12. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление». Почитаемая преподобным Серафимом Саровским, по вере просящих даёт исцеления. Казанская икона Божией Матери. Ей молятся вступающие в брак. Икона Божией матери «Млекопитательница». Молятся кормящие матери, беременные — о благополучном разрешении от бремени. Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Ул. Спартаковская, 15, ст. м. «Бауманская».