Иконописец Григорий журавлев

Утёвка

Село

Утёвка

Здание Утёвской сельской администрации

52°53′55″ с. ш. 50°58′01″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Субъект Федерации

Самарская область

Муниципальный район

Нефтегорский

Сельское поселение

Утёвка

История и география

Основан

XVIII век

Первое упоминание

Часовой пояс

UTC+4

Население

Население

↗6091 человек (2010)

Национальности

русские

Конфессии

православные

Цифровые идентификаторы

Телефонный код

+7 84670

Почтовый индекс

Код ОКАТО

Код ОКТМО

Утёвка Москва Самара Нефтегорск Утёвка

Утёвка — село в Нефтегорском районе Самарской области, административный центр одноимённого сельского поселения.

Краткое описание

В Утёвке есть Троицкий храм, библиотека, дом культуры, стадион с полноформатным футбольным полем, отделение полиции, служба пожарной охраны, почтовое отделение и телеграф, телефонный переговорный пункт, отделение сберегательного банка, детский сад, средняя общеобразовательная школа, музыкальная школа, больница, краеведческий музей при школе.

В окрестностях села находится Ветлянская оросительная система (водохранилища), обслуживающая три района области, имеющая большое значение в условиях зоны рискованного земледелия, к которой относится Самарская область.

Село Утёвка газифицировано; имеется водопровод и соответствующая служба по его обслуживанию и эксплуатации.

Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. В советское время имелось два совхоза, в настоящее время имеются пекарня и предприятия сельскохозяйственного профиля, утёвское отделение газового хозяйства, имеется лесхоз, есть фермерские хозяйства, предприятия производящие и реализующие строительные материалы.

В Утёвке имеется большое количество магазинов. По субботам в Утёвке работает крупная ярмарка (базар), на которой продаются товары самого широкого ассортимента.

Население

Численность населения
1959 2002 2010
3905 ↗4591 ↗6091

История села

Вид Торговой улицы в районе школы и улицы «Красная площадь».

По устным преданиям поселение было заложено в 1742 году казаком Селезнёвым, переселившимся в эти места из Красно-Самарской крепости, располагавшейся в пяти вёрстах от этого места на реке Самаре, и построившим хутор между двумя речками — левыми притоками реки Самары, ныне носящими названия Курни и Утёвочка. В настоящее время это ориентировочно улица Саратовская села Утёвка. В дальнейшем (приблизительно в 1747—1752 годах) рядом с хутором Селезнёва стали селиться крестьяне, переселявшиеся в эти места из Пензенской губернии.

По одним сведениям название села — Утёвка, а в дальнейшнм и речки Утёвочки произошло от того, что жители Красно-Самарской крепости стали называть поселенцев, поселившихся рядом с Селезнёвым, утятами. По другим сведениям первоначально поселение называлось Селезнёвка. Одними из первых поселенцев в этих местах были семьи Киселёвых, Утовкиных и Клюевых. Утовкин поселился на левом берегу одной из речек, которая в дальнейшем получила по его фамилии название Утёвочка, а вслед за этим и всё село стали называть Утёвкой. Первоначально село состояло из четырёх поселений — Селезнёвка, Утёвка, Киселёвка и Чернышёвка, разделённых между собой озёрами, находящимися и поныне на его территории.

Вид утёвского озера летом

В село Утёвку во второй половине XVII (?) века и в первой четверти (?) XVIII века на жительство переселялись крестьяне из Тамбовской и Смоленской губерний, а также и из Симбирской, Владимирской, Костромской, Воронежской, Тверской, Смоленской и других центральных губерний России.

В конце XVIII — начале XIX века, когда приток переселенцев усилился, все четыре посёлка — Селезнёвка, Чернышёвка, Киселёвка и Утёвка — слились в одно село, названное Утёвкой.

Первые упоминания о селе Утёвка в официальных архивных документах встречаются с 1792 года.

Дом культуры и сквер перед ним со стороны улицы Торговой

Современная история села

В 1810 (?) году в Утёвке на средства жителей была построена каменная церковь во имя Дмитрия Солунского. В тридцатые годы XX века она была закрыта, а здание разрушено.

С 1842 года в Утёвке была открыта первая школа, а с 1876 года стала регулярно работать почтовая связь.

После отмены крепостного права в 1861 году экономическое развитие села резко ускорилось, значительно возрос приток населения. Была построена и освящена 7 января 1892 года Троицкая церковь, при которой позднее в отдельном здании была открыта церковно-приходская школа. А в 1895 году при Дмитриевской церкви стала работать школа грамоты для взрослых, в которой преподавали две учительницы. По статистическим данным в 80-х годах XIX века в Утёвке процент грамотных людей составлял 6,7 %. К этому времени в Утёвке появляются торговые склады, насчитывается семь кузниц, пятнадцать ветряных мельниц, три трактира, строятся каменные дома зажиточных жителей села. К 1890 году в селе насчитывается 935 дворов, имелось три школы, фельдшерско-акушерский пункт, вёл прием частный врач Н. В. Дроздов.

Каменный дом дореволюционной постройки зажиточных жителей села Утёвка на улице Крестьянской

Революция в России 1905 года не оказала сильного влияния на жизнь села, хотя отмечалось появление антиправительственных листовок, найденных жандармами при обыске в доме одного из жителей села — Кирсанова, а также призывы к борьбе с самодержавием на собрании крестьян села, организованном временно работающим в селе иконописцем Котельниковым. Отсутствие сильного противостояния с властями в этот период истории, вероятнее всего, объясняется тем, что в целом был высок процент зажиточных жителей в селе, земли хватало, и стоимость её аренды не была очень высокой.

Не обходили стороной Утёвку и беды, как общероссийского масштаба — Первая мировая война, например, так и локального характера. К примеру, летом 1910 года в Утёвке случилась эпидемия холеры, фиксировалось до 14 смертей в день. В 1915 году случился сильный пожар — выгорело до 140 дворов. В 1916 году село приняло много беженцев из западных прифронтовых областей центральной России, которые жили по частным подворьям, а также пленных немцев и австрийцев.

К 1917 году в селе насчитывалось 993 крестьянских хозяйства, из которых 260 были зажиточными. Наиболее богатыми считались братья Тимонтаевы, владевшие до 800 десятин земли, Ефим Печёнов, владевший до тысячи десятин земли, а также семья Сёмочкиных. Стоит отметить, что все эти люди сами являлись в первую очередь крестьянами-тружениками, хотя и нанимали наёмных работников.

Памятник борцам за Советскую власть в Утёвке на улице Красная площадь

После октября 1917 года в селе произошло политическое размежевание как на сторонников Советской власти, так и на сторонников созыва Учредительного собрания, последних возглавляли торговец мануфактурой Василий Колебанов и зажиточный крестьянин Ефим Печёнов. Однако до лета 1918 года политическое противостояние в Утёвке не принимало радикального характера. Хотя, например, в январе 1918 года в сёла волости, в том числе и в Утёвку, из Самары были направлены продотряды для принудительного изъятия хлебных излишков у кулаков, и Сельский совет, возглавляемый сторонниками советской власти, при активной помощи ревкома села производил учёт хлебных запасов, отбирал у населения имеющееся на руках оружие, а весной стал изымать землю у богатых землевладельцев. Однако к тому времени против Советской власти активно, с оружием в руках, выступили уральские казаки, разъезды которых иногда добирались и до Утёвки.

В июне 1918 года Комитет членов Учредительного собрания («Комуч») в Самаре объявил о наборе в армию для борьбы с большевиками, однако большого желания идти в эту армию жители Утёвки не проявили. Для борьбы с саботажниками из Самары был послан вооружённый карательный отряд. Противники Советской власти в Утёвке передали военным список советских активистов, и двое из этого списка — В. С. Пудовкин и С. М. Проживин были расстреляны, а в отношении других активистов ограничились поркой плетьми.

В 1920 году был собран не очень хороший урожай зерна, а при этом все крестьянские запасы были опустошены тотальной продразвёрсткой. С апреля по июль 1921 года в Поволжье произошла сильнейшая засуха, поэтому зиму 1921—1922 года жители Утёвки встретили без хлебных запасов и корма для скота. В результате возникшего сильнейшего голода многие жители села уезжали целыми семьями в Пензу, в Сибирь и в Ташкент. Происходили массовые голодные смерти. Школы были закрыты, а в их помещениях были организованы детские дома для оставшихся без родителей детей и открыты столовые. В апреле 1922 года Утёвка стала оживать после страшнейшего голода прошедшей зимы.

Вид Торговой улицы при въезде в село, в районе магазина «Пятёрочка». Вид Торговой улицы в сторону центра села при въезде, в районе магазина «Пятёрочка».

В тридцатые годы XX века оба храма в селе были закрыты, их священнослужители репрессированы. Здание Дмитриевской церкви позднее было снесено, как и колокольня Троицкого храма. В 1989 года храм Святой Троицы в селе Утёвка был восстановлен и после восстановления был заново освящён в 1991 году, а позднее была заново построена его колокольня, и 7 апреля 2005 заново раздался звон вновь обретённых на ней колоколов.

Утёвка — самое крупное село района, с 1935 по 1965 год оно являлось центром района (который носил в те годы наименование Утёвский).

Мемориалы

Жители села с большим уважением относятся к своей истории, к памяти о своих земляках, поэтому в селе имеются мемориалы в память о далёких или совсем недавних событиях, связанных с историей села.

Мемориал на улице Красная площадь в селе Утёвка односельчанам, погибшим в Великой отечественной войне

Например на улице Красная площадь находится мемориальная стела над (?) могилой борцов за советскую власть в Утёвке. Недалеко находится мемориал в честь жителей села, погибших на фронтах Великой отечественной войны. Рядом со стелой этого мемориала находятся мраморные плиты, на которых выбиты фамилии жителей Утёвки, не вернувшихся с войны.

Мемориальная табличка на доме № 11 по улице Крестьянской, в котором в декабре 1917 года была провозглашена Советская власть в Утёвке

На улице Крестьянской на доме № 11 находится мемориальная табличка о том, что в этом доме в декабре 1917 года в Утёвке была провозглашена Советская власть.

Памятник воинам-интернационалистам, погибшим на земле Афганистана

Недалеко от здания сельской администрации находится сравнительно недавний памятник воинам-интернационалистам, погибшим при выполнении своего воинского долга на земле Афганистана.

В селе Утёвка родилось и жило немало талантливых и энергичных людей, внёсших каждый свою лепту в славную историю и края, и губернии, и всей России. Например, огромный вклад в изучение истории села Утёвка внёс местный краевед Кузьма Емельянович Данилов.

Храм Святой Троицы в селе Утёвка

Прославленный художник-иконописец

Пожалуй, самым известным утёвским жителем, оставившим в истории свой яркий творческий и человеческий след, является житель села Григорий Николаевич Журавлёв — безрукий и безногий художник-самоучка, расписавший храм Святой Троицы в селе Утёвка, написавший немало икон и создавший яркие, запоминающиеся портреты своих земляков и современников.

Г. Н. Журавлёв был художником-самоучкой. Благодаря помощи родных и близких ему людей, ему удалось получить образование (писал он карандашом, зажатым в зубах), а также освоил технику живописи маслом — кисти он также держал зажатыми в зубах.

Имя художника было широко известно не только в Самарской губернии, но и далеко за её пределами. Известно, что он выполнял заказы на написание икон многих известных людей своего времени, и вёл переписку с губернатором Самары и последним русским императором Николаем II, а также ему была назначена пожизненная государственная пенсия.

Примечания

  1. 1 2 Всероссийская перепись населения 2010 года. Статистический сборник «Численность и размещение населения Самарской области» (zip). Дата обращения 29 октября 2018.
  2. По устным сведениям первая библиотека в Утёвке появилась в конце XIX — начале XX века, и находилась она при церкви Дмитрия Солунского. В 1935 году библиотека находилась на улице Красная площадь.
  3. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность сельского населения РСФСР — жителей сельских населённых пунктов — районных центров по полу
  4. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  5. Предания об основании села Утёвка было записано в летописи, существовавшего до двадцатых годов XX века в селе Утёвка Дмитриевской церкви, ныне несуществующей.
  6. Красно-Самарская крепость входила в систему Самаро-Оренбургской линии, пришедшей на смену новой Закамской оборонительной линии. Строительство Самаро-Оренбургской линии по реке Самаре было начато в 1736 году по распоряжению основателя Оренбургской крепости статского советника Кирилова. В состав этой линии помимо Красно-Самарской крепости входили также крепости Борская, Ольшанская, Бузулукская, Тоцкая, Сорочинская, Новосергиевская.
  7. Стоит заметить, что на озёрах, находящихся на территории села Утёвка, всегда водилось и водится в настоящее время большое количество уток.
  8. Троицкий храм был закрыт в 1934 году и превращён в склад, колокольня была частично разрушена.

> Ссылки

  • Село Утёвка
  • Сайт Александра Малиновского. «Между Курнями и Утёвочкой»

Литература

  • Александр Станиславович Малиновский. «Радостная встреча. Документальная повесть», Самарское отделение литфонда России, Самара, 2007.

Утёвка

Село Нефтегорского района Самарской области, центр сельского поселения. До постройки города Нефтегорска была райцентром. Население села 5737 чел.(2007), 6091 (2010).
Историческая справка:
Русское поселение в виде хутора между двумя речками (левыми притоками реки Самары) — Курни и Утёвочкой (современные названия) этом месте было заложено в 1742 году казаком Селезнёвым, переселившимся в эти места из Красно-Самарской крепости, располагавшейся в пяти верстах севернее Утёвки на реке Самаре. В настоящее время место, где находился хутор Селезнёва ориентировочно улица Саратовская села Утёвка.
В дальнейшем (приблизительно в 1747 — 1752 годах) рядом с хутором Селезнёва стали селиться крестьяне, переселявшиеся в эти места из Пензенской губернии.
По одним сведениям название села — Утёвка, а в дальнейшнм и речки Утёвочки произошло от того, что жители Красно-Самарской крепости стали называть поселенцев, поселившихся рядом с Селезнёвым, утятами. По другим сведениям первоначально поселение называлось Селезнёвка. Одними из первых поселенцев в этих местах были семьи Киселевых, Утовкиных и Клюевых. Утовкин поселился на левом берегу одной из речек, которая в дальнейшем получила по его фамилии название Утёвочка, а вслед за этим и всё село стали называть Утёвкой. Первоначально село состояло из четырёх поселений — Селезневка, Утевка, Киселевка и Чернышёвка, разделенных между собой озерами, находящимися и поныне на его территории села Утёвка.
Здесь родился Герой Социалистического Труда Щекаев Владимир Александрович (1929).
www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=20138

Григорий Журавлев: иконописец без рук и без ног

Григорий Николаевич Журавлев – художник-иконописец конца XIX – начала XX века. Его иконы называют «нерукотворными», и известность пришла к нему не только благодаря таланту. Художник появился на свет калекой: руки росли только до локтевых суставов, а ноги — до колен. Телесные недуги не помешали ему творить, и Григорий Журавлев вошел в историю как пример того, что человек, сильный духом и верой, способен преодолеть многие невзгоды.

Все мы с удовольствием говорим о том, какие духовно сильные бывают инвалиды. Преимущественно где-то там, за границей. И практически ничего не знаем о собственной истории.

То, что в XIX веке в России жил человек, о котором сегодня пойдет речь, мир узнал, когда искусствовед-реставратор Здравко Кайманович в сербском селении Пурачиц случайно обнаружил икону. Шел 1963 год. Как писал Здравко позднее:

Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает свв. равноапостольных первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. Святые изображены стоя со свитками в руках. Икона представляет собой тщательную и тонкую работу, так что я в первый момент подумал, что это работа иконописца с академическим образованием. Но текст на иконе гласил следующее: «Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев села Утёвки Самарской губернии безрукий и безногий года 1885, 2 июля».

Икона была настолько тонко выписана, что у Каймановича зародились сомнения: «Зубами?! Как?» И он обратился с запросом в СССР. В Государственном архиве ему ответили, что да, такой человек был, и он писал картины.

Родился Григорий Журавлев в 1858 году без рук и без ног. Его мать так убивалась, что хотела умертвить себя, а заодно и младенца. Помешал этому дед новорожденного, Петр Васильевич Трайкин, пообещавший взять мальчика на воспитание.

Возможно, Грише надо было сидеть дома, как нередко советуют сегодня его собратьям по несчастью занятые граждане. Но мальчик подрос, дома было скучно, и он начал вылезать во двор, где чертил на земле взятым в зубы прутиком фигуры людей и животных. Однажды его увидел земский учитель Троицкий, безмерно удивился и твердо решил обучить мальца грамоте. Сказано – сделано. В скором времени мальчик стал переписывать протоколы экзаменов, а также исполнять просьбы жителей села – писать за них письма.

Односельчане вообще хорошо относились к мальчику: Гриша любил рыбалку – и его часто брали на руки и отправлялись с ним на озеро. И сам Григорий, по воспоминаниям современников, был очень добрым. Позже, когда вырос, любил играть с мальчишками – взяв кнут в зубы, он развлекал их, щелкая им. Был очень общительным и добрым – ни одна деревенская свадьба не обходилась без него.

Была у Гриши мечта – выучиться писать иконы. В 1873 году он со своим братом Афанасием отправился в Самару с намерением встретиться с местным художником Травкиным и напроситься к нему в подмастерья. Художник был настолько поражен столь необычному ученику, что поселил того в собственной квартире, где и началось обучение. Впрочем, продолжалось оно недолго, несколько дней, по прошествии которых Гриша вернулся в родную деревню, где в течение 5 лет усердно самостоятельно учился. Помогали ему бабушка и родной брат, они разводили краски, чистили кисти и делали заготовки из дерева, из которых потом получались иконы. Позднее у Журавлева появились ученики — Михаил Хмелев и Василий Попов.

Здесь сведения о нем расходятся, некоторые исследователи утверждают, что он в 1880 году вернулся из Самарской мужской гимназии, другие говорят, что он никуда и не уезжал из своего села (последнее мнение больше похоже на правду, учитывая состояние молодого художника). Как бы то ни было, но факт остается фактом: в 22 года Журавлев начинает писать образа и продавать их высокопоставленным лицам Самары. Его быстро замечают, начинают поступать заказы. Кроме того, Самарское земское собрание входит в бедственное положение семьи художника и назначает ему ежегодное вспомоществование в 60 р. Много это или мало? Судите сами. Лошадь в 1896 году стоила 20 р., пуд пшеницы — 30—38 копеек, а средняя зарплата в Российской империи у работников фабрик и заводов и служащих младших чинов в 1880 г. – 16 р. в месяц.

В 1884 году Григорий познакомился с самарским губернатором Свербеевым и попросил его передать цесаревичу Николаю икону святителя Николая Чудотворца. Сопровождалась просьба следующими словами:

«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, Который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».

Известно, что икона была принята, а самому художнику пожаловано 100 рублей.

В 1885 году в селе началось строительство Троицкого храма, и Григория пригласили его расписывать. Храм большой, художника привязывали к люльке и поднимали на 25-метровую высоту, где он и работал весь день. Через семь лет храм открылся для служб.

17 октября 1888 года произошла известная катастрофа: потерпел крушение поезд, в котором император с семьей возвращался из Крыма. Высокопоставленные особы не пострадали, хотя было много жертв. Со всей России в Петербург стали присылать подарки императорской семье. Не остались в стороне и самарские чиновники: они заказали Григорию икону и подарили ее царю. Император Александр III, по преданию, пригласил необычного самоучку во дворец, правда, дальше начинаются домыслы – что произошло дальше, неизвестно, документальных подтверждений нет.

Григорий Журавлев не дожил до революции всего год – в 1916 году он внезапно умер от скоротечной чахотки. Но, может, это и к лучшему? Во всяком случае, он не увидел, как в 1934 году храм закрыли, а в нем устроили зернохранилище. Впрочем, это уже совсем другая история.

Похоронен Григорий был в ограде расписанного им храма.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Денис Семёнов

Журналист.

  • LiveInternetLiveInternet

    Судьба Григория Журавлeва – человека верующего и с чистой душой поражает силой веры и красотой души.

    Рождeнный со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей. Узнав о таком человеке, хочется рассказать о нeм, чтобы помочь кому-то вернуться к созидательному труду, кого-то вывести из состояния отчаяния и безнадeжности, а кому-то обрести веру, утраченную по разным причинам.
    В 1963 году в Югославии сербский историк живописи Здравко Каймакович в православной церкви села Пурачиц близ Тузлы обнаружил икону, на оборотной стороне которой имелась надпись по-русски: «Сию икону писал зубами крестьянин, живший в Утевке Самарской губернии, безрукий и безногий. 2 июля 1885 года».
    Здравко Каймакович написал об этом в СССР и через Государственный архив СССР получил подтверждение тех сведений, которые были написаны белой краской на оборотной стороне иконы: иконописец – Григорий Николаевич Журавлев, родившейся в селе Утевка Самарской губернии в 1858 году – действительно был от рождения лишен рук и ног. Вскоре руководитель краеведческого кружка Утевской средней школы Кузьма Емельянович Данилов узнает об этой находке, и между ними завязывается переписка. Как пишет Здравко Каймакович в одном из писем: «… Икона средних размеров, исполнена масляными красками на доске и изображает славянских первоучителей свт. Кирилла и Методия. Святые написаны со свитками в руках. Икона представляет очень тщательную тонкую работу, так что в первый момент я подумал, что это произведение работы иконописца с академическим образованием, предположив, что текст Журавлева является мистификацией. Отсюда моя радость, что такой феномен, каким был Ваш земляк Журавлев, действительно существует. Преодолев жестокость природы, он сумел подняться до высот художественного искусства. Он художник не потому, что творил, держа кисть в зубах, но потому, что сумел создать действительно художественное произведение».

    Григорий Николаевич Журавлев (1858-1916) родился в селе Утевка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.

    Первоначально большую роль в воспитании и образовании Григория Журавлёва принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем он писал и свои картины.

    После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

    Способность к рисованию у Гриши проявилась рано. Еще будучи совсем маленьким, он удивлял земляков, когда, ползая по двору на животе, сжимал зубами кусочек древесного угля и рисовал все, что видел: людей, деревья, дома. Своим детским умом он проникал в самую суть вещей и событий. Создавалось такое впечатление, что через свои страдания он видел многое такое, чего другие не видели. Однажды за этим занятием его застал учитель сельской школы и попросил родных приносить Гришу в школу. Учеба мальчику давалась легко. Он успевал по всем предметам, хотя и писал, держа ручку в зубах. Когда мальчик подрос, его послали учиться в Самарскую мужскую гимназию. Помогал ему во всем брат Афанасий. Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую. Когда Гриша оказывался в мастерской, он был просто сам не свой. Вдыхая запах олифы, скипидара и лаков, он испытывал радостное праздничное чувство. Как-то раз он показал хозяину мастерской свои рисунки на бумаге карандашом и акварелью. Рисунки пошли по рукам, мастера покачивали головами и, одобрительно пощелкивая языками, похлопывали Гришу по спине. Вскоре они, не ленясь, стали учить его своему мастерству тонкой иконной живописи, с самого начала, с азов. Трудно это было поначалу. Брат давал ему в рот кисть, и он начинал. Доска должна была лежать на столе плашмя, ровно, чтобы краска не стекала вниз. Кисточку по отношению к доске нужно было держать вертикально. Чем лучше это удавалось, тем тоньше выходил рисунок. От слишком близкого расстояния ломило глаза, от напряжения болела шея. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц так, что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца. Но зато успехи были налицо: рисунок на иконе выходил твердый, правильный. Иной так рукой не сделает, как Гриша зубами. Начинал он с простых икон, где была одна фигура святого, но потом понемногу перешел к более сложной иконографии.
    Шли годы, и многому научился Гриша в иконописной мастерской. В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родную Утевку, где стал писать иконы на заказ. Написанные им образы расходились нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, но особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворные. Сам Господь Бог помогал Григорию – иконописцу, не может так сработать человек без рук и без ног. Это дело святое, это – подвиг по Христу. К 1885 году, в царствование императора Александра III, в селе Утевке начали строить соборный храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Строительство храма напрямую связано с именем Григория Журавлева. Проект церкви вызвал у него какие-то возражения, и односельчане доверили ему исправить недочеты. По усовершенствованным им чертежам (ещё один талант самородка) и была сооружена утевская церковь. Что же касается живописного убранства храма, то Григория пригласили расписывать стены. Целые дни проводил он на специально созданных для него «подмостках». Страшно тяжело было расписывать купол храма. Только молитвенный вопль ко Христу и Божией Матери вливал в него силы и упорство на этот подвиг. Ему приходилось лежать на спине, страдать от усталости и боли, но он все-таки сумел завершить роспись купола. От этой работы на лопатках, крестце и затылке образовались болезненные кровоточащие язвы. От напряжённой работы и постоянного вглядывания в рисунок почти полностью испортилось зрение. Постоянно трескались и кровоточили губы, основательно стерлись передние резцы. Когда он, сидя после работы за столом не мог есть от боли во рту, близкие говорили ему: «Мученик ты, Гришенька, мученик ты наш».

    Несколько лет Григорий Журавлёв расписывал храм и прославил своими фресками церковь на всю губернию. Были у Григория Журавлёва и другие ответственные заказы.
    В 1892 г. в Самаре был освящён кафедральный соборный храм Христа Спасителя. Судя по фотографиям и воспоминаниям свидетелей, был он великолепен, в архитектуре собора царила гармония, и весь его облик, многочисленные купола, уходящие в небо, настраивал на высокий лад. По размерам ему не было равных в России. Самарская городская Дума даже издала книгу по истории создания кафедрального собора. Есть в ней строки и о тех, кто писал иконы для храма Христа Спасителя: «… Иконы в иконостасе написаны на цинке в мастерской Сидорского, в Петербурге, а одна, именно икона свт. Алексия, митрополита Московского, написана по поручению в то время бывшего губернатора А.Свербеева (ныне сенатор) крестьянином села Утевка, Бузулукского уезда, Григорием Журавлевым, лишённым от рождения рук и ног, пишущим иконы, держа кисть в зубах. Словом, с Божию помощью …» Святитель Алексий считался покровителем Самары. Написать икону небесного покровителя губернатор А. Свербеев поручил Григорию Журавлеву, выразив, таким образом, признание таланта иконописца. (Дальнейшая судьба самарского храма Христа Спасителя печальна: храма нет, он взорван богоборческой властью советских времен).
    Вскоре слух о необычном мастере дошёл до Царствующего Дома. Журавлёв был приглашён в столицу и там всех удивил своим искусством. Пробыл он в Петербурге три года. Для последней царствовавшей в России семьи Журавлев написал групповой портрет, которым Николай II остался доволен. Вернулся он на родину с назначенной от Царя пенсией в размере 25 рублей золотом ежемесячно. А самарскому губернатору было приказано выдать иконописцу иноходца с зимним и летним выездом.
    Как можно понять из вышеприведённых примеров, слава не обошла Григория Журавлёва. Для современников был очевиден его талант. Хотя у Григория были средства, но иконописную мастерскую он не заводил, по-прежнему писал образа сам. Ученики помогали ему растирать краски, готовить иконные доски, грунтовали. За иконами Григория Журавлёва приезжали с далёких окраин России. В жизни он всегда был в ровном мирном расположении духа, ничто не колебало и не омрачало его души. Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
    Один из современных биографов Журавлева, В.Лялин пишет: «… Год за годом шёл по реке ледоход, унося в Вечность времена и сроки. И вот, наступил новый двадцатый век, век, в котором человечество познало ужас неслыханных кровавых войн, чудовищных злодеяний самоуничтожения, порожденных наглым и гордым богоборчеством. В 1916 году, когда шла тяжёлая кровопролитная война с Германией, Григорий заскучал, стал часто болеть. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: что скоро наступят лихие времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны. А через три года так и случилось. И слава Богу, что Григорий этого не видел, потому что уже лежал в могиле. Умер он в конце 1916 года, перед самой революцией. Похоронили его в церковной ограде Утевского Троицкого храма. На могиле поставили простой крест».
    Сколько икон написал Григорий Журавлёв, неизвестно. Но думается, что судьбы многих из них будут открываться для нас со временем. Жизнь и творчество этого удивительного человека вышли далеко за пределы Самарского края. Вот ещё один пример, подтверждающий это. В Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде, бережно хранится одна из икон кисти Григория Журавлёва под названием «Святой Лев — папа римский». Там, в музее Церковноархеологического кабинета собраны иконы и другие памятники древности разных эпох. Иконы, которые можно там увидеть, принадлежат выдающимся мастерам разного времени и школ: это и византийское (греческое) письмо 12 века, и древнерусский расцвет – 14-16 век, и работы русских мастеров 18-20 веков. Икона Журавлева «Святой Лев — папа римский» находится среди работ таких известных художников, как Суриков, Васнецов, Нестеров, Поленов. Работа Григория Журавлева является для нас образцом иконописных школ 19 века. Это типичная классическая традиция реалистической манеры письма. Находясь в музее Церковноархеологического кабинета, в полноте осознаешь правоту слов, высказанных когда–то священником и философом Павлом Флоренским в работе «Троице-Сергиева Лавра и Россия»: «… Мы видим тут великолепный подбор икон всех видов и изводов; как же можно представить себе Лавру без школы иконописи и без иконописных мастеров?» Не это ли безусловное признание таланта Григория Журавлева?!

    Для кого-то Утевка – «край света», но для Григория Журавлёва она была местом, где он впервые увидел свет. Именно здесь он родился и написал со временем много благодатных икон. Здесь и умер. Лег костьми возле им же расписанного собора. В старинном русском селе сохранились места, связанные с жизнью этого удивительного человека. Здесь каждый встречный покажет и сохранившийся дом на Самарской улице, где происходило становление его личности, каждодневная работа над собой, выражающаяся в волевом преодолении физической немощи, и место возле церковной ограды, где он похоронен. А рядом, в храме, — «слепок» с его души: образа, словно бы сотканные из нездешних лучей…
    …Вглядитесь в эти творения. Иконы Григория Журавлёва говорят сами за себя…

    Журавлёв, Григорий Николаевич

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Журавлёв; Журавлёв, Григорий.

    Григорий Журавлёв

    Дата рождения

    Место рождения

    • Утёвка, Бузулукский уезд, Российская империя

    Дата смерти

    15 февраля (28 февраля) 1916

    Место смерти

    • Утёвка, Бузулукский уезд, Российская империя

    Страна

    • Российская империя

    Род деятельности

    русский художник, иконописец.

    Отец

    крестьянин села Утёвка Николай Журавлёв

    Мать

    крестьянка села Утёвка, в девичестве Трайкина

    Григо́рий Никола́евич Журавлёв (1858, село Утёвка, Бузулукский уезд, Самарская губерния — 15 февраля 1916, там же) — русский художник, иконописец.

    Биография

    Родился в селе Утёвка Бузулукского уезда Самарской губернии, в семье местного крестьянина, владельца столярной мастерской, и был инвалидом с детства — имел атрофированные ноги и руки.

    Первоначально большую роль в воспитании и образовании принимал его дед — отец его матери — Пётр Васильевич Трайкин. В 9 лет Григорий стал ходить в школу, куда его отвозил и откуда забирал дед. Таким образом, он посещал школу два года до смерти деда. Григорий научился писать, держа карандаш в зубах, таким же образом в дальнейшем писал и свои картины.

    После смерти деда Григорий стал учиться на дому самостоятельно, в этом ему большую помощь оказывал учитель земской школы из Утёвки Троицкий. В период обучения на дому Григорий много читал и занимался самообразованием.

    В пятнадцать лет отправился в Самару учиться художественному мастерству. Здесь он брал уроки художественного мастерства у самарского художника Травкина. Во время учёбы в Самаре он самостоятельно изучал черчение и анатомию.

    Через пять лет упорного труда он стал уверенно писать иконы, держа кисти зажатыми в зубах. Вернувшись через некоторое время после учёбы в Самаре в Утёвку, начал писать иконы дома в своей мастерской. Когда он трудился над иконами, то в его работе ему помогали его отец Николай Журавлёв и родной брат Афанасий.

    После того, как подарил несколько своих работ высокопоставленным чиновникам из Самары, стал получать заказы на свои работы. Вскоре Губернское Земское собрание, как писали «Самарские губернские ведомости» в январе 1885 года, приняв во внимание его материальное положение и «его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи, назначило ему ежегодную пенсию в размере 60 рублей».

    Известно, что он состоял в переписке в Самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым, писал неоднократно по его заказу иконы, а также посылал в дар будущему императору Николаю II свои работы и писал сопроводительные письма в адрес императора. В 1888 году Журавлёву самарскими дворянами и, в первую очередь, по инициативе губернатора Самары Александра Дмитриевича Свербеева, была заказана икона для поднесения императорской семье в память их чудесного спасения в крушении поезда 17 октября 1888 года. По неподтверждённым документально сведениям, он и ездил лично на приём в Санкт-Петербург и встречался с будущим императором Николаем II и членами его семьи.

    Храм Святой Троицы в селе Утёвка

    Во время строительства в Утёвке в 90-е годы XIX века нового храма Святой Троицы он лично расписал свод храма, а также создал для храма иконы.

    1. Среди части поклонников выдающегося художника-самоучки бытует мнение, что в Самаре он учился в гимназии, однако, это версия не подтверждается документально.
    2. Храм был освящён 7 января 1892 года.

    > Литература

    • Александр Станиславович Малиновский. «Радостная встреча. Документальная повесть». Самарское отделение литфонда России, Самара, 2007.

    Ссылки

    • Жители села Утёвка предлагают канонизировать своего земляка (недоступная ссылка)
    • Иконы письма Григория Журавлёва
    • В. Н. Лялин «Утеевский иконописец Григорий Журавлёв».
    • Проект «Победившие судьбу». «Утеевский иконописец Григорий Журавлёв»
    • Литсовет. Иллюстрации к «Саге о безруком иконописце»
    • «Духовный вестник», Брест. Утёвский иконописец Григорий Журавлёв
    • Святая Русь. Село Утёвка.
    • Наталия Сухинина. «Где живут счастливые?»

    Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий

    Иконописец Григорий Журавлев осуществил свою мечту — научился рисовать, несмотря на атрофированные с рождения ноги и руки. Одна из его икон даже хранилась в царской семье

    Григорий Журавлёв с братом Афанасием. Фото кон. 19 века

    «Грозил быть бременем для своего бедного семейства»

    Внимательный взгляд умных глаз, традиционная для крестьян борода, губы, готовые к улыбке — таким предстает иконописец Журавлев на редком своем портрете, рядом с братом Афанасием. Достает он брату только до пояса — родился Григорий с руками по локоть и ногами по колено и «грозил быть бременем для своего бедного семейства». Так цветисто писали о Журавлеве в «Самарских губернских ведомостях» в январе 1885 года.

    Григорий Журавлев появился на свет в 1860 году в крестьянской семье села Утёвка Самарской губернии. Его рождение стало большим горем для его матери. Вот как вспоминал об этом один из родственников иконописца: «В то время, когда родился Гриша убогим, мать очень плакала и хотела на себя от великого горя наложить руки, вместе с собой умертвить и Гришу».

    Этому замыслу помешал дед новорожденного, Петр Васильевич Трайкин. Он пообещал растить мальчика и взять его на свое обеспечение.

    «Стал писать образа… удовлетворительно»

    Христос Спаситель; Богоматерь с Младенцем. Рисунок, нач. 20 в. Иконописец Г. Н. Журавлёв. Изображение с сайта russkiymir.ru/ Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

    Именно благодаря деду Григорий стал посещать сельскую школу, за два года выучился читать. Но когда дед умер, учиться пришлось дома — помогал в этом земский учитель Троицкий. «Затем, познакомившись с употреблением карандаша, принялся учиться письму и рисованию, вставляя для сего карандаш между зубами», — снова сообщают «Самарские епархиальные ведомости».

    Когда Григорию исполнилось 15 лет, он вместе с братом Афанасием отправился в губернский город, в Самару. У него была мечта — во что бы то ни стало выучиться писать иконы. С просьбой обучить его приемам живописи юноша обратился к местному живописцу Травкину.

    Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru/ Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

    Травкин так поразился необыкновенному ученику, что даже поселил его у себя на квартире и обучил азам иконописи. После этого Григорий Журавлев, запасшись красками, кистями, столом со специальными приспособлениями, а также терпением, вернулся в родную Утёвку и начал набивать… не руку, конечно. Вырабатывать навык, оттачивать мастерство — и создавать кистью и карандашом, зажатыми во рту, удивительные иконы.

    Помогала Григорию бабушка, которая чистила кисти, готовила краски, усаживала его особым образом. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон.

    «Через пять лет беспрерывного труда этот живописец-самоучка стал писать “образа” настолько удовлетворительно, что решился несколько экземпляров икон своей работы подарить высокопоставленным лицам города Самары», — пишет самарская пресса XIX века.

    «Цесаревич милостиво принял икону»

    Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже. Изображение: chiffa-lis.livejournal.com

    Высокопоставленным лицам города Самары иконы Журавлева так понравились, что он стал получать заказы. Губернское Земское собрание даже назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей — «приняв во внимание бедственное положение семейства Журавлева и его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи».

    Так безрукий и безногий иконописец стал кормильцем семьи — ведь и за иконы ему платили: например, 50 рублей за образ, что было немало, учитывая, что земские учителя и врачи получали в конце XIX века 10-15 рублей жалованья.

    Познакомился Григорий Николаевич и с самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым, состоял с ним в переписке. В 1884 году Журавлев обратился к своему покровителю с просьбой передать цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, специально написанную для него икону святителя Николая Чудотворца.

    Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом (сохранился его черновик, сделанный карандашом):

    «Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».

    «Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году об успехе своего земляка.

    Говорят, что иконописец-самоучка даже писал семейный портрет царской семьи, для чего специально ездил в Санкт-Петербург. Однако, никакими документами этот факт не подтвержден — может быть, рассказчиками этой легенды очень бы хотелось верить, что простой крестьянский сын, без рук, без ног, смог дойти до самого царя.

    Приветливый, веселый был, шутить умел

    Иконописец Григорий Журавлёв, портрет, воссозданный по фотографии художником Николаем Колесником. Изображение с сайта utevka.cerkov.ru

    В Утёвке о Григории Журавлеве хранят память — здесь есть музей его имени, сюда приезжают со всей страны, чтобы узнать об этом удивительном человеке. А каким он был?

    «Он легонький был, маленький. Его принесут мужики в церковь, он сидит и зорко на всех посматривает»,

    — рассказывал о Григории Журавлеве утёвец Николай Федорович Корнев, родившейся в 1901 году и заставший иконописца в живых.

    Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru/ Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

    По воспоминаниям Корнева, Журавлев составлял «всякие письма, прошения по просьбе сельчан. У него часто в избе кто-нибудь да бывал. Приветливый был человек!».

    «Веселый был, шутить умел. Мужики, особенно певчие, рады были брать его с собой. Часто его уносили и приносили на руках… Взяв в руки пастуший кнут, размахивался и хлопал им с оглушительным свистом. Умел красиво мастерски расписываться», — это слова не об инвалиде, а о человеке, живущем радостно и открыто.

    Икона в Эрмитаже

    Александр Малиновский. Фото с сайта vkonline.ru

    Воспоминания современников и другие документально подтвержденные данные о Григории Журавлеве уже несколько десятков лет собирает самарский краевед, писатель и доктор технических наук Александр Малиновский.

    В 2013 году у него вышло пятое издание документальной повести об утёвском иконописце «Радостная встреча». Книга дополнена главами о новых находках Малиновского — иконах Журавлева. Точное число икон, написанных Журавлевым, пока неизвестно. Сейчас Александр Станиславович, без устали собирающий информацию об иконописце с 1960-х годов, выяснил местонахождение ста работ Григория Николаевича.

    Например, икона святителя Николая Чудотворца, подаренная будущему царю Николаю II, хранится в Эрмитаже. На ее обороте есть надпись: «Из архива цесаревича».

    Святые Кирилл и Мефодий. Икона письма Григория Журавлёва

    Также была обнаружена икона святителя Алексия, митрополита Московского, написанная Журавлевым для иконостаса Самарского кафедрального собора Христа Спасителя (он был разрушен в 30-х годах) по просьбе самарского губернатора Свербеева. Святитель Алексий считается покровителем Самары (он останавливался в скиту, стоявшем на месте города, когда ездил в ставку к татарскому хану), поэтому для иконописца писать такую икону было большой честью.

    Святой Лев, папа Римский. Икона письма Григория Журавлёва

    Еще одна из икон Журавлева, оказывается, есть в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии — «Святой Лев, папа Римский».

    Пять икон хранится в Самарском епархиальном музее — иконы Божией Матери «Взыскание погибших», «Млекопитательница», «Скоропослушница», святителей Кирилла и Мефодия, святых равноапостольных жен-мироносиц. Некоторые из них взяты на временное экспонирование из областного краеведческого музея.

    На самом деле, перечислять географию распространения икон Григория Николаевича можно долго. Например, один из написанных им образов был обнаружен в 1963 году в Сербии, тогда входившей в состав Югославии. На нем была подпись: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утеевской волости, того же села, зубами крестьянином Григорием Журавлевым, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля». Почти все свои работы иконописец подписывал примерно одинаково.

    Загадка «Утёвской мадонны»

    Утёвская мадонна

    Григорий Журавлев написал еще одну необычную картину — Александр Малиновский называет ее «Утёвской мадонной»: «На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие темные глаза. На губах чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности. Но все же она воспринимается как икона».

    Малиновский усматривает в этом портрете «слияние канонизированного и простого» — и в этом, по мнению Александра Станиславовича, «позиция обостренно чувствующей жизнь души».

    Последней известной владелицей «Утёвской мадонны» была жительница села Утёвка Александра Подусова. Она рассказывала, что очень любила эту картину-икону, берегла как семейную реликвию.

    Александра Подусова помнила, как ее родственники заказывали «Мадонну» Григорию Журавлеву — ей было тогда 6 лет, она запомнила разговор взрослых. Также она помнила, пишет Александр Малиновский в своей документальной повести, как иконописец «забавно пил из стакана, беря его одними зубами».

    Где и у кого сейчас хранится «Утёвская мадонна», неизвестно.

    «Величайший пример жизни»

    Троицкая церковь в Утёвке

    В селе Утёвка стоит храм в честь Святой Троицы. Он был построен в 1892 году, возводился семь лет «тщанием прихожан». Но большую роль в его строительстве сыграл Григорий Журавлев — по его эскизам церковь была расписана.

    Старожилы рассказывают, что он просил поднимать себя на специальной люльке на кожаных ремнях под купол, чтобы лежа в ней, писать фрески. И говорят, что так сильно Григорий Николаевич сжимал кисть в зубах, что скулы сводило — разжать их можно было, только положив на них мокрые теплые полотенца.

    Журавлев умер в 1916 году, 15 февраля, от скоротечной чахотки. Самарский архиерей благословил похоронить иконописца в ограде храма, благодаря усердию которого тот был построен.

    Могила иконописца у алтарной части храма. Фото с сайта russkiymir.ru/ Автор фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

    В советское время, в 1934 году, Троицкий храм был закрыт. В нем было устроено зернохранилище. Церкви здание было возвращено в 1989 году.

    Сейчас здесь находится 9 икон Журавлева. По словам настоятеля, протоиерея Анатолия Копача, многие из них приносят родственники тех людей, которые хранили образа всю жизнь и тем самым спасли от уничтожения после закрытия и разорения церкви.

    Великомученик Пантелеимон Целитель. Икона письма Григория Журавлёва

    Уцелели лишь некоторые фрески — и приход ищет средства для их спасения.

    Утёвскому священнику приходят письма из разных городов и стран — люди хотят больше знать о жизни Григория Журавлева. Отец Анатолий говорит об этом так: «Люди черпают от него надежду. Несмотря на свой недуг, Гриша показал величайший пример жизни — что не надо падать духом, что в любом состоянии можно творить».

    Николай Кобельков: южноуральский калека и венский буржуа