Иконы это идолопоклонство
Содержание
Ваал
Идол — объект религиозного поклонения подменяющий собою истинного Бога. Происходит от греческого είδωλον, означающего «видение» или «призрак», и обозначает то, что при наличии некоего видимого образа, не имеет бытия в реальности. По выражению апостола Павла:
«мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1Кор.8:4)
Существует широко распространенное, но не верное мнение, что идол — это обозначение всякого религиозного изображения, используемого при богопочитании. Не смотря на то, что слово «идол» вошло в русский язык из греческого, само понятие идола для Христианства исходит из Ветхозаветной религии.
По-еврейски «идол» — אליל (эль-ил), что переводится как «бог языческий». Речь идет не о религиозном изображении, а о самом языческом боге, которого по вере древних евреев не существует. Таким образом, для них, как и для христиан, идолами являются Ваал, Зевс, Исида, Перун, Кришна и прочие «боги» язычников. Именование же идолами изображений языческих божеств, является лишь следствием того, что поклонение языческим богам отождествлялось с поклонением их изображениям.
Идолопоклонство, по-еврейски — עבודה זרה (авода зара) — «чуждая служба», т.е. поклонение чужому богу — идолу. Идолопоклонство — это, ничто иное, как отказ от веры в истинного Бога, и подмена Его неким придуманным существом. Для евреев идолопоклонниками были те, кто, оставив или не зная Бога Израиля, поклонялись неким «богам», которые были ничем иным как олицетворенными силами природы, обожествленными людьми или даже животными. Фактически, для евреев идолопоклонство было альтернативным именованием язычества и отступничества.
Ветхий Завет об идолопоклонстве
Астарта
Против подмены истинного Бога «иными богами», т.е. обожествления природных стихий и всякой твари, поклонения им, изготовления соответственных истуканов и иных проявлений идолопоклонства, говорит божественная Заповедь, по традиции разделяемая на две части:
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель…» (Исх.20:2-5)
Борьба пророков с идолопоклонством проходит красной нитью через всю историю народа Божьего. И естественно, что при отсутствии для верующих в Бога Израилева самих языческих божеств, все «богопочитание» язычников в глазах пророков сводилось к служению изображениям тех «богов»:
«истреблю истуканов твоих и кумиров из среды твоей, и не будешь более поклоняться изделиям рук твоих» (Мих.5:13)
«и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их» (Ис.37:19)
Подобное, резко отрицательное отношение пророков к идолопоклонству, как поклонению «изделиям рук», может навести на мысль о принципиальной недопустимости религиозных изображений при богопочитании и полном отождествлении религиозных изображений и идолов. Однако, такое понимание опровергается Библией, которая свидетельствует о допустимости и наличии культовых изображений в религии истинного Бога. Запрет изображений, распространяется исключительно на изображение самого Бога, поскольку у Него нет видимого образа, а попытка изобразить Бога приводит к созданию очередного идола:
«Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо , ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Втор.4:15-19)
Религиозные изображения в Ветхом Завете
То, что Вторая Заповедь, данная Богом Моисею, говорит не о всех религиозных изображениях, а только о тех, что пытаются изобразить богов или Бога, говорит тот факт, что тому же Моисею Бог повелевает сделать культовые изображения для новосозданной религии Ветхого Завета:
«и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов» (Исх.25:18-22)
Об этих «херувимах славы», как о неотъемлемой составляющей ветхозаветного культа, говорит и апостол Павел (Евр.9:5). Таким образом, в действительности, когда речь не идет о язычестве или изображении Бога, Бог не то что бы не запрещает, а прямо требует сделать изображения необходимые для исполнения религиозного культа.
Впоследствии, при сооружении иерусалимского храма, культовые изображения делались уже без особого на то повеления Бога. Прежде всего это относится к огромным деревянным статуям херувимов в Святом Святых, сделанным царем Соломоном:
«И сделал он во Святом Святых двух херувимов резной работы и покрыл их золотом. Крылья херувимов длиною в двадцать локтей. Одно крыло в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять же локтей сходилось с крылом другого херувима; и крыло другого херувима в пять локтей касалось стены дома, а другое крыло в пять локтей сходилось с крылом другого херувима. Крылья сих херувимов распростерты на двадцать локтей; и они стояли на ногах своих, лицами своими к храму» (2Пар.3:10-13)
И Господь не высказал никакого неодобрения, но напротив, ответил на молитву Соломона:
«Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (3Цар.9:3)
Но, поощряя Соломона, Бог все-таки предостерегает его об угрозе идолопоклонства:
«Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих, которые Я дал вам, и пойдете и станете служить иным богам и поклоняться им, то Я истреблю Израиля с лица земли, которую Я дал ему, и храм, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего, и будет Израиль притчею и посмешищем у всех народов. И о храме сем высоком всякий, проходящий мимо его, ужаснется и свистнет, и скажет: «за что Господь поступил так с сею землею и с сим храмом?» И скажут: «за то, что они оставили Господа Бога своего, Который вывел отцов их из земли Египетской, и приняли других богов, и поклонялись им и служили им, — за это навел на них Господь все сие бедствие»» (3Цар.9:6-9)
Изображения были и во Втором храме, построенном после вавилонского плена. Пророк Иезекииль, получивший откровение от Бога, описывает его устройство и указывает на наличие изображений (Иез.41:17-20,25).
Кроме библейских, есть и исторические свидетельства того, что во втором храме были культовые изображения. Антиохийский историк Иоанн Малала рассказывает, что Тит, разрушивший иерусалимский храм в 70-ом году, подарил жителям Антиохии все, что награбил в Иерусалиме, а за воротами города, по дороге в Дафну, установил большую бронзовую фигуру ангела из храма.
Идолопоклонство в Христианстве
Поскольку наименование «идол» неопротестантскими и псевдохристианскими проповедниками приписывается всякому культовому изображению, то в эту категорию для них подпадает и христианская икона. Таким образом, ими «языческими богами» косвенно объявляются не только все ветхозаветные и новозаветные святые (апостолы, пророки, праведники), но и Сам Господь Иисус Христос. Безусловно, это делается не из стремления богохульствовать, но исключительно по общей богословской неграмотности, незнания Писания и желания найти аргументацию против ортодоксального Христианства, которому неопротестанты и псевдохристиане себя противопоставляют.
В настоящем смысле идолопоклонством в Христианстве можно назвать такие проявления:
Искаженное понимание иконопочитания, когда вместо Первообраза, поклонение воздается самому образу, т.е. икона превращается в фетиш.
Создание «неканонических» икон, как то икон «Бога Отца», т.е. изображение Того, Кого нельзя изобразить, и на что существует недвусмысленный запрет.
Поклонение в сектах, где вместо христианского Бога исповедуют некие вымышленные существа, даже если эти существа выдаются за Бога христиан. В этом смысле «богопочитание» т.н. «свидетелей Иеговы», мормонов и прочих псевдохристиан, является идолопоклонством.
В продолжение темы идолопоклонства — Терафимы. Религиозные изображения в Ветхом Завете
Идолопоклонничество
Смотреть что такое «Идолопоклонничество» в других словарях:
-
идолопоклонничество — см. язычество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. идолопоклонничество сущ. • язычество … Словарь синонимов
-
ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВО — ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВО, а и ИДОЛОПОКЛОНСТВО, а, ср. Поклонение идолам (обычное для многобожия) как религиозный культ. | прил. идолопоклоннический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
-
идолопоклонничество — ИДОЛОПОКЛОННИЧЕСТВО1 и {{stl 8}}Идолопоклонство{{/stl 8}} а, ср Верования, в основе которых лежит поклонение идолам (при многобожии). Не ворожи, ибо это ведет к идолопоклонничеству; не волхвуй, не чернокнижничай, не делай заговоров и не желай… … Толковый словарь русских существительных
-
Идолопоклонничество — ср. 1. Поклонение идолам как религиозный культ; идолопоклонство 1.. отт. Пребывание в таком состоянии. 2. Слепое преклонение перед кем либо или перед чем либо; идолопоклонство 2.. отт. Пребывание в таком состоянии. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
-
идолопоклонничество — идолопоклонничество, идолопоклонничества, идолопоклонничества, идолопоклонничеств, идолопоклонничеству, идолопоклонничествам, идолопоклонничество, идолопоклонничества, идолопоклонничеством, идолопоклонничествами, идолопоклонничестве,… … Формы слов
-
идолопоклонничество — идолопокл онничество, а … Русский орфографический словарь
-
идолопоклонничество — (2 с) … Орфографический словарь русского языка
-
идолопоклонничество — идолопокло/нничество, а … Слитно. Раздельно. Через дефис.
-
идолопоклонничество — а; ср. = Идолопоклонство. Времена идолопоклонничества … Энциклопедический словарь
-
идолопоклонничество — а; ср. = идолопоклонство Времена идолопоклонничества … Словарь многих выражений
ИДОЛОПОКЛОНСТВО
Идолопокло́нство (от греч. eidwlon — видение, призрак, видимость, грёза, идеал, кумир) в прямом смысле слова означает поклонение идолам, изображениям богов. В политеистических религиях это выражалось в культе различных идолов-богов (например, в греческой религии: культ Диониса — бога вина и веселья, Афродиты — богини чувственной любви и красоты, и др.). Этим идолам приносились жертвы, иногда даже человеческие.
В переносном смысле идолопоклонство это поклонение таким “похотям”, идеям, кумирам и целям в жизни, которые духовно ослепляют, унижают человека, делают его игрушкой собственной страсти. Идолы-страсти бесчисленны. Идея всемирного господства, культ денег, моральной вседозволенности и произвола под личиной свободы и подобные им идолы служат объектами часто гигантских по своим масштабам жертвоприношений . Идолослужением апостол Павел называет, например, страсть к богатству, “любостяжание” (Кол. 3:5), чревоугодие (“их бог — чрево” — Флп. 3:19). Действительно, когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, а честолюбец — ни о чем, кроме славы и почестей, и все свои силы отдают на достижение цели, то они в полном смысле слова являются идолослужителями. Авва Дорофей указывает на три основных идола, которые порождают всех прочих: “Всякий грех происходит или от сластолюбия, или от сребролюбия, или от славолюбия” .
Идолом для человека может стать любая страсть: телесная, душевная или духовная. И в этом смысле был прав Тертуллиан, когда писал: “Величайшее злодеяние рода человеческого, заключающее в себя все другие злодеяния, злодеяние, составляющее причину осуждения человека, есть идолопоклонство” .
Идолослужителями, т.е. действительными язычниками, могут оказаться люди самых разных мировоззрений и религий: от агностика и атеиста до православного христианина. Ибо верность Богу определяется, в конечном счете, “не словом или языком, но делом и истиною” (1 Ин. 3:18). А Господь предупреждает: “Не можете служить Богу и мамоне” (Мф. 6:24).
Происхождение идолопоклонства
Св. Иустин Философ: идолопоклонство — бесовское искажение истинной веры
Знай, Трифон, так начал я говорить, что то самое, что так называемый диавол исказил и распространил в сказаниях у Греков, — подобно тому, как он действовал в Египте чрез волхвов и чрез лжепророков во время Илии, — все это укрепило во мне знание писаний и веру в них. Ибо когда у них говорится, что Бахус сын Юпитера, родился от совокупления его с Семелою, что он был изобретателем винограда, что после того как был растерзан и умер, он воскрес и взошел на небо, и когда в таинства его вводят осла, то не вижу ли я, что диавол подражал приведенному выше пророчеству патриарха Иакова, написанному у Моисея? Когда также говорится, что Геркулес был силен и прошел всю землю, что он родился у Юпитера от Алкмены и после смерти взошел не небо, то не вижу ли здесь также подражание месту Писания, относящемуся ко Христу: «Сильный, как исполин, для прохождения пути Своего»? Когда приводится Эскулап, воскрешавший мертвых и врачевавший другие болезни, то ужели не скажу, что и здесь также подражание пророчествам о Христе?.. Когда совершители мистерий Митры говорят, что он родился от камня, и место, где они посвящают верующих в него, называют пещерою, то не вижу ли, что они это заимствовали из слов Даниила: «камень без рук оторвался от большой горы» (Дан. 2:34), и так же из пророка Исаии, которому постарались они подражать во всех словах? Ибо они устроили, чтобы и у посвященных в таинства были беседы о соблюдении правды. Впрочем мне необходимо привести нам слова Исаии, чтобы вы видели, что это правда. Вот они: «послушайте, дальние, что Я сделал; и близкие узнают силу Мою. Беззаконники в Сионе отступили; страх обнимет нечестивых. Кто возвестит вам о вечном месте? Тот, кто ходит в правде, кто говорит прямо, кто ненавидит нечестие и неправду и удаляет руки от даров, кто затыкает уши, чтобы не слышать неправильного суда крови и закрывает глаза, чтобы не видеть нечестия: он будет жить в высокой пещере крепкой скалы. Ему дастся хлеб и вода его будет верна. Вы увидите царя во славе и глаза ваши будут видеть далеко. Душа ваша будет помышлять о страхе Божием. Где книжник? Где советники? Где тот, кто исчисляет питаемых, — малый и великий народ? С ним они не посоветовались и не узнали глубины звуков так, что не слыхали: народ презренный и нет разумения у слушающего» (Ис. 33:13-19). Ясно, что в этом пророчестве говорится о хлебе, который нам повелел наш Христос творить в воспоминание воплощения Его ради верующих в Него, за которых и пострадал; и о чаше, которую Он велел творить с благодарением в память крови Его. То же пророчество показывает и то, что мы увидим этого самого Царя во славе, и вместе слова его утверждают, что народ, которого вера в Него предузнана, будет помышлять о страхе Господнем, и что считающие себя опытными в словах Писаний и слышащие пророчества не разумеют их. А когда я слышу, Трифон, говорил я, что Персей родился от девы, то понимаю, что и это есть подделка того лживого змея. .
Свт. Игнатий (Брянчанинов): идолопоклонство — попытка падшего ангела реализовать своё гордое желание стать равным Богу
Сатана не удовлетворился тем, что он покорил человека с землею под власть свою, что держал его в плену, возбуждая в нем различные страсти и ими оковывая его, что служением греху привел его в служение себе. Мысль, обуявшая ангела на небе, не оставляла его и в поднебесной, куда, как в преддверие ада, он низвергнут с неба: мысль соделаться равным Богу. Он привел ее в исполнение введением на земле идолопоклонства. Род человеческий, постепенно размножаясь на земле, вместе с тем более и более переходил от удовлетворения нуждам к удовлетворению прихотей и греховных пожеланий. Несовместно с такою жизнью истинное Богопознание и самопознание! Человеки, потонув в земных попечениях и наслаждениях, соделавшись исключительно плотию, потеряли самое понятие о истинном Боге. Но чувство богопочитання есть чувство неотъемлемое от сердца человеческого, как врожденное и естественное ему: оно не уничтожено падением — лишено правильности. Водимые этим бессознательным чувством, человеки воздали божеское поклонение изобретателю и родителю греха — падшему ангелу и сонмищу его демонов. Человек обоготворил убивший его грех во всех его видах, обоготворил представителей греха — демонов. Он признал божественными наслаждениями удовлетворение всем страстям. И блудодеянию, и пьянству, и воровству, и убийству воздана почесть. Каждая страсть изображалась своим истуканом или идолом. Идол был символом демона, вполне чуждого жизни, вполне мертвого для ощущений духовных. Пред такими идолами совершалось и общественное, и частное или домашнее поклонение; пред идолами закалались и приносились жертвы из животных, а нередко и из людей. Но наружное служение идолам было в сущности служением бесам, как научает нас Божественный Апостол Павел (1 Кор. 10, 20). Идольские храмы и самые идолы были любимым жилищем демонов. Из этих жилищ своих они издавали гласы и прорицания для обольщения злосчастного человечества. И сам человек, престав быть храмом Бога Живаго, соделался храмом и обиталищем сатаны (Лк. 11, 24-26). .
Использованные материалы
- Проф. А.И. Осипов. Путь разума в поисках истины. VI. Язычество
“Есть данные, что в России до революции было 360000 священнослужителей, а к концу 1919 г. их осталось 40000”, — пишет об одном из таких жертвоприношений В. Солоухин (“Почему я не подписался под тем письмом”). См. также, например: Дмитриев С. По следам красного террора (об историке С.П. Мельгунове и его книге) // Наш современник. 1991. №1; Мельгунов С. Красный террор // Наш современник. 1991. №1-3.
Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М. 1874. Поуч. 9. С. 126.
Тертуллиан. Твор. Т.1.Апология, 23. СПб. 1847. Об идолопоклонстве,1. С. 144.
Диалог с трифоном иудеем 69-70, см.
Слово о человеке, см.
Добавить комментарий