Илья Муромец

Илья Муромец – воин и монах. День его памяти

19.12.1188 (1.01). — Илья Муромец – воин и монах. День его памяти

Илья Муромец – воин и монах

Памятник прп. Илье Муромцу работы В.М. Клыкова открыт в г. Муроме в 1999 г.

Преподобный Илия Муромский, чудотворец Печерский († ок.1188), родился в семье Ивана Чоботова из Муромского села Карачарова во Владимірской губернии. Из-за поразившей его с детства немощи ног, Илия не мог ходить 30 лет, живя в смирении, любви и молитвах к Богу. Предания так донесли до нас чудо его исцеления. Однажды явились ему святые старцы в образе «калик перехожих» и попросили: «Поди и принеси нам напиться». Воспитавший в себе монашескую кротость и послушание, Илия, искренне желая выполнить волю старцев, встает на ноги. В этот момент была испытана его вера в милость Божию. Принеся воды, он по требованию старцев выпил ее и получил при этом «силу великую».

Свою богатырскую силу Илия пронес через всю свою жизнь как драгоценный дар, данный ему Богом и принадлежащий не лично ему, а всему русскому народу, которому он безкорыстно и самоотверженно служил до самой смерти. Чудодейственную духовную и физическую силу Илия Муромец использовал только для восстановления справедливости, для защиты Отечества и веры христианской.

Народные былины о подвигах Илии Муромца порою глубоко символичны.

Когда Илия, «очищая дорожку прямоезжую», берет в плен Соловья-разбойника поначалу с сохранением ему жизни, пристегнув к стремени – это символизирует одоление грубой языческой силы, мешавшей Руси выйти на прямую историческую дорогу Третьего Рима. Язычество не самый страшный и могучий враг на Руси, но если оно противится Истине, от него Русь должна быть очищена. Перед битвой с половцем Калином он долго уговаривает его уйти добровольно, не проливая зря крови. И только встретив упрямство и злобу противника, русский богатырь вступает в бой. Злого татарина, который пытался убить богатыря спящим, Илия берет за ноги и лишь отбрасывает, правда, «повыше дерева стоячего, пониже облака ходячего». Копие Илии Муромца описывается во многих былинах как увенчанное крестом.

Провиденциальный смысл для современной русской истории имеет былина, описывающая тяжелый бой Илии с могучим хазарским богатырем Жидовином, который напугал Добрыню и затем едва не одолел самого Илию, уже немолодого, повергнув его наземь и прижав. Но укрепившись верою в апостолов, которые не предрекали ему такую гибель в чистом поле от жидовской руки, и силами родной земли, русский богатырь сбрасывает с себя и убивает наглого Жидовина, то есть иудея, в христианском понимании — носителя страшной сатанинской силы. Дай-то Бог и нам хотя бы сбросить его в нашей тяжелой битве!

Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов. В нем русские былины показали символ русского воинского благородства (Илию нередко называют «старым казаком») и идеал нашего национального характера.

В действительности Илия Муромец поступил на службу Великому Князю Владиміру Мономаху (а не св. равноап. Владиміру, как говорится в некоторых былинах). Усилиями его дружины половцы были отброшены в XI веке далеко на восток. Войско Владиміра Мономаха расширило русские пределы до Дона и Азовского моря.

Получив в одном из боев неизлечимую рану в грудь, Илия, повинуясь зову сердца, оставил мір, подвизался монахом в Киево-Печерском монастыре и ушел в затвор. Отошел Илия Муромец в Царство Небесное на 45-м году жизни в 1188 г. К лику святых причислен в 1643 г., а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. На левой его руке видна рана от копья, пальцы правой руки сложены в двуперстие.

В 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела экспертизу мощей святого. Результаты подтвердили факты жизни былинного богатыря: определен возраст почившего — 40-55 лет; рост — 177 см (в то время он был на голову выше человека среднего роста); выявлены дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесенном в юности параличе конечностей; обнаружена глубокая рана в грудь, ставшая причиной последующей смерти в таком еще достаточно крепком возрасте.

Частично использован материал: http://www.russdom.ru/oldsayte/2007/200701i/20070113.shtml

Илья Муромец и Жидовин

Былина, не любимая у коммунистических и демократических издателей

Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Цицарскиих,
Под славным городом под Киевом,
Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич млад,
Есаул Алеша Поповский сын,
Еще был у них Гришка Боярский сын,
Был у них Васька Долгополой
(…)
Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин могуч богатырь
На эти степи Цицарския!
Приехал Добрыня в стольный Киев-град,
Прибирал свою братию приборную:
— Ой вы гой еси, братцы-ребятушки!
Мы что на заставушке устояли.
Что на заставушке углядели?
Мимо нашу заставу богатырь ехал!
Собирались они на заставу богатырскую.
Стали думу крепкую думати:
Кому ехать за нахвальщиком?
(…)
Походит Илья на конюший двор,
Имает Илья добра коня,
Уздает в уздечку тесмянную,
Седлает в седелышко черкаское,
В торока вяжет палицу боёвую,
Она свесом та палица девяноста пуд,
На бедры берет саблю вострую,
Во руки берет плеть шелковую,
Поезжает на гору Сорочинскую;
Посмотрел из кулака молодецкого,
Увидел на поле чернизину,
Поехал прямо на чернизину,
Вскричал зычным, громким голосом:
— Вор, собака, нахвальщина!
Зачем нашу заставу проезжаешь,-
Мне, атаману Илье Муромцу, челом не бьешь?
Податаманью Добрыне Никитичу?
Есаулу Алеше в казну не кладешь
На всю нашу братью наборную?
Услышал вор-нахвальщина зычен голос,
Поворачивал нахвальщина добра коня,
Попущал на Илью Муромца.
Илья Муромец не удробился.
Съехался Илья с нахвальщиком:
Впервые палками ударились,-
У палок цевья отломалися,
Друг дружку не ранили;
Саблями вострыми ударились,-
Востры сабли приломалися,
Друг дружку не ранили;
Вострыми копьями кололись,-
Друг дружку не ранили;
Бились, дрались рукопашным боем,
Бились, дрались день до вечера,
С вечера бьются до полуночи,
Со полуночи бьются до бела света.
Махнет Илейко ручкой правою,-
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю;
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал чинжалищё булатное,
Хочет вспороть груди белыя,
Хочет закрыть очи ясныя,
По плеч отсечь буйну голову.
Еще стал нахвальщина наговаривать:
— Старый ты старик, старый, матерый!
Зачем ты ездишь на чисто поле?
Будто некем тебе, старику, замениться?
Ты поставил бы себе келейку
При той путе — при дороженьке,
Сбирал бы ты, старик, во келейку,
Тут бы, старик, сыт-питанён был.
Лежит Илья под богатырем,
Говорит Илья таково слово:
— Да неладно у святых отцёв написано,
Не ладно у апостолов удумано,
Написано было у святых отцёв,
Удумано было у апостолов:
«Не бывать Илье в чистом поле убитому»,
А теперь Илья под богатырем!
Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:
Махнёт нахвальщику в белы груди,
Вышибал выше дерева жарового,
Пал нахвальщина на сыру землю,
В сыру землю ушел допояс,
Вскочил Илья на развы ноги,
Сел нахвальщине на белы груди.
Недосуг Илюхе много спрашивать,-
Скоро спорол груди белыя,
Скоро затырил очи ясныя,
По плеч отсек буйну голову,
Воткнул на копье на булатное,
Повез на заставу богатырскую.
Добрыня Никитич встречает Илью Муромца
Со своей братьей приборною.
Илья бросил голову о сыру землю,
При своей братье похваляется:
— Ездил во поле тридцать лет,-
Экого чуда не наезживал!

ПС 2017. НА УКРАИНЕ ЗАПРЕТИЛИ ИЛЬЮ МУРОМЦА И СОЛОВЬЯ-РАЗБОЙНИКА
Изданные в России книги «Илья Муромец и Соловей-разбойник: сказки о русских богатырях», а также «Богатырские русские сказки» отныне запрещены на Украине. Об этом заявил Национальный комитет Украины по телевидению и радиовещанию.
Причиной запрета сказок стало, согласно формулировке украинских властей, «прославление государственных символов и идеалов «страны-агрессора».

С октября 2017 г. в широком прокате РФ и на центральных каналах ТВ показали фильм «Последний богатырь» производства компании Disney в России и киностудии Yellow, Black and White. В фильме русские былинные богатыри представлены в виде безчестных и подлых вкупе с оккультным антуражем колдовских персонажей русских сказок.

Постоянный адрес страницы: http://rusidea.org/25010104

Где похоронен Илья Муромец? Самый известный богатырь на Руси

Каждому известна картина В.М. Васнецова «Богатыри», одним из персонажей которой является Илья Муромец. Однако, былинный богатырь является прототипом реального человека. Где похоронен Илья Муромец? Историки дают единодушный ответ, что мощи Ильи Муромца и по сей день сохранены нетленными в Киево — Печерской лавре.

Детство Ильи прошло в деревушке Карачарово, находящейся близ города Мурома, по названию которого и стали кликать Илью. Он был поздним ребенком в семье крестьян. Родился слабым здоровьем. По преданию, сидел на печи, не двигаясь, до тридцати с лишним лет. Легенда гласит, что это проклятие на него перешло с деда. Тот прогневал Бога тем, что разрубил икону. Тогда Господь предрек ему рождение внуков-калек.

Избавили от недуга его бродячие странники, ходившие по деревням и разносившие новости, а так же играющие на гуслях, мелодии которых помогали сражаться с врагами. Своими молитвами, заговоренной водой из колодца, волшебными звуками гуслей они поставили Илью на ноги. Они добились того, что неходячий Илья встал на ноги и принес воды из колодца. Велели старцы ему идти в войско князя Владимира, а по дороге найти огромный камень, который сдвинуть с места обычный человек не может, а Илья должен это сделать.

Отодвинул он камень, нашел под ним доспехи богатырские и коня, который верой и правдой служил богатырю во всех его сражениях. И отправился Илья Муромец на службу к князю Владимиру. Оказалось, что, не смотря на недуг, Илья обладал недюжинной силой и решительным характером, что повлияло на его решимость выступить на войну с ворогами земли русской. Много подвигов совершил Илья Муромец, защищая родную Русь. Не щадил он для этого ни сил, ни здоровья своего богатырского. Самым известным его сражением является бой с Соловьем — разбойником, обладавшим невероятной силой.

Существует мнение, что реально на дороге к Мурому разбойничья банда грабила слабых и беззащитных селян. И разбил ту банду и уничтожил главаря ни кто иной, как Илья по прозванию Муромец, вставший на защиту родного края, при том, не обученный военному делу и никогда не державший в руках оружие. Калин-царь, возглавлявший набеги на Русь кочевых племен, был уничтожен богатырем, войско его разбито.

Исцелители Ильи пророчили ему неуязвимость в сражениях. По свидетельству древних рукописей, Илья Муромец погиб не в бою, а был ранен стрелой, выпущенной в него с некоторого расстояния. Илья пытался рукой задержать стрелу, но все же она вошла в тело на небольшую глубину. Видимо, после ранения Илья Муромец стал служителем монастыря. С течением времени рана не заживала и все больше ухудшала состояние здоровья богатыря. В возрасте около 60 лет он скончался.

Современные ученые, исследовавшие мощи, находящиеся в Киево — Печерской лавре, где похоронен Илья Муромец, установили, что они действительно принадлежат богатырю. Установлено, что это останки мужчины, умершего в возрасте около шестидесяти лет. Рост его около 180 сантиметров. На костях позвоночника обнаружены наросты, говорящие о его нездоровье, в дальнейшем чудесным образом исцеленном. Причем, после исцеления образ жизни его был очень активным. Так же определено, что человек был мощного сложения тела и очень сильным физически.

Неожиданным явился факт, что останки, не подвергавшиеся никакой обработке, сохранились в первозданном состоянии, в то время как захоронения, расположенные рядом, содержали истлевшие тела. Это говорит о святости захороненного человека. Все факты подтверждают реальное существование богатыря, совершавшего подвиги былинного персонажа. Рядом с местом, где похоронен Илья Муромец, находятся захоронения всех монахов, служивших в Лавре. Все они канонизированы. В 17 веке Илья Муромец причислен к лику святых. Воины России почитают святого Илью Муромца, считают его своим покровителем и защитником. В конце двадцатого века вблизи Москвы сооружен храм в его честь.

Святой Илья Муромец

Былины об Илье Муромце знакомы большинству из нас с детства. Но далеко не все знают, что богатырь был отнюдь не былинным персонажем, но вполне реальным человеком.

Чтобы посмотреть на Илью Муромца, достаточно в Москве зайти в Третьяковскую галерею или, в крайнем случае, найти репродукцию картины Виктора Васнецова «Богатыри». Илья Муромец изображен на ней посередине. Сидит в кольчуге на вороном коне. Смотрит настороженно из-под одетой в кожаную перчатку руки, на которой висит огромная булава. Из-под шлема выбивается седая прядь. Богатырь уже не молод, в нем чувствуется не только спокойная уверенная сила, но и жизненный опыт.

Картина Васнецова Три Богатыря

За спиной щит, левая рука на длинном копье. Слева на картине на белом скакуне — другой богатырь — Добрыня Никитич, на голове у него островерхий шлем, русая борода почти по пояс. В левой руке огромный щит, правой богатырь вытаскивает меч. Он не только силен, но и глаза его светятся умом и мудростью. Самый молодой из троицы былинных героев — Алеша Попович. Он на картине справа. Одной рукой держит лук, другая сзади на гуслях. Он красавец, певец и музыкант. На пальцах у него перстни. Этот если не возьмет силой, то одолеет изворотливостью и смекалкой. Богатыри стоят на границе леса и поля, откуда могут появиться враги русичей — половцы или печенеги. Небо на картине тревожное, серое.

В первом варианте картина называлась длинно: «Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого». Теперь ее чаще называют просто «Три богатыря».

История Трёх Богатырей

Историки говорят, что в реальной жизни три былинных героя вряд ли могли встретиться. Добрыня жил в конце X века и был воеводой киевского князя Владимира Красное Солнышко, которому приходился дядей. Суздальский же боярин Александр Попович — на полтора века моложе, служил в конце жизни киевскому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. В былинах Илья, как и Добрыня, тоже служит Владимиру, но вот исторические факты свидетельствуют, что он жил позже, при Владимире Мономахе, в XII веке.

Впрочем, это не так уж и важно. Васнецов писал ведь художественную картину, а не историческое полотно. Всех троих персонажей на нем объединяет одно — они герои былин. Однако Илья Муромец среди них все же выделяется особо.

История жизни Ильи Муромца

В 1643 году он был причислен к лику святых и с тех пор остается единственным святым былинным героем. Память преподобного Ильи Муромца отмечается 1 января. Тем не менее, в древнеславянских рукописях он не упоминается. Возможно, просто потому, что Муромец был не княжеских кровей.

По преданию, Илья-богатырь родился в расположенном неподалеку от Мурома селе Карачарове. Некоторые историки уже в XX столетии выдвинули версию, что это произошло примерно в 1143 году в семье местного жителя, крестьянина Ивана Тимофеевича и его жены Евфросиньи Яковлевны Гущиных. И сегодня немало как карачаровцев, так и муромчан считает себя не только родственниками Ильи Гущина, но и его прямыми потомками.

Православная церковь не составила его «официальной биографии» — канонического жития. Мы больше знаем об Илье из былин, чем из сохранившихся исторических документов. Однако былин Илье посвящено больше, чем любому другому русскому богатырю, и они достаточно точно доносят до нас подробности жизни Муромца. По сути дела, былины рассказывают нам об Илье от его рождения до кончины.

Например, Илья выезжает «Из того ли города из Мурома, из того села из Карачарова». Город такой на карте имеется, и село такое сохранилось. Рядом течет Ока. Былины рассказывают, что ее течение Илья однажды изменил, побросав в реку несколько дубов. Возможно. Жители Карачарова показывают приезжим развалины Троицкой церкви, которая по преданию была заложена легендарным богатырем. В ее основу он положил несколько дубов, которые принес с берега реки на крутую гору.

Кстати, древние мореные дубы в три обхвата на дне Оки встречаются и в наши дни.

Старожилы села обязательно укажут на родники, которые, по преданию, возникли от скоков — ударов копыт коня Ильи Муромца. Малым детям в Карачарове рассказывают, что «гром происходит оттого, что Илья Муромец на шести жеребцах ездит». Местная династия Гущиных считает Илью своим далеким предком. Говорят, что дом, где родился Илья, стоял почти в самом лесу, в гуще деревьев. Отсюда сначала возникло прозвище — Гущины, а потом пошла и фамилия.

Теперь на месте рождения былинного героя стоит дом под номером 279 по Приокской улице. Так считают местные жители. Многие потомки Муромца отличались недюжинной силой. Родившийся в конце XIX века Иван Афанасьевич Гущин легко тянул воз, доверху нагруженный дровами. Во время кулачных боев ему разрешали толкаться только плечами. Не рассчитав силу своего удара, он мог просто убить человека.

В одном сказители былин промахнулись. По легенде богатырю было предсказано, что «смерть ему в бою не писана». Поэтому в сказках герой под конец жизни либо каменеет вместе с верным конем, либо куда-то уплывает и больше не подает о себе вестей. На самом деле Илья пал в битве против врагов. Утверждать это можно почти точно.

Дело в том, что мощи богатыря хранятся в одной из пещер Киево-Печерского монастыря. Над гробницей висит образ святого Ильи Муромца. Надпись у изголовья гласит — «Илья из града Мурома». Святые останки изучали. Результаты впечатляют. Определен рост Ильи 177-180 сантиметров.

В XII веке такой человек выглядел почти великаном. Илья был широк в плечах, сложение имел богатырское. Про таких, как он, в старину говорили — косая сажень в плечах. Как известно из былин, Илья просидел сиднем на печи тридцать лет и три года и был излечен каликами перехожими, то есть странниками-монахами.

В былинах упоминается о том, что Илья сиднем сидел 30 лет. Действительно, ребенок с детства был болен — не мог ходить. Он было смирился со своей немощью и только молился Богу. Но однажды у него в избе появились «калики перехожие», которые попросили его принести им напиться. Желая угодить старцам, Илья вдруг встал на ноги…

Он всего лишь поверил каликам, что у него это получится. И получилось! По требованию старцев Илья и сам испил воды, получив при этом «силу великую». Так парализованный Илья Чоботок превратился в богатыря Илью Муромца, в котором так нуждалась наша земля — то было время бесконечных набегов на Русь.

Удивительно, но этот впечатляющий эпизод подтверждается наукой.

Исследователи нашли в поясничном отделе Ильи искривление позвоночника вправо. К тому же на позвонках нашли ненормальные отростки. Это говорит о том, что у героя в детстве было смещение позвонков (возможно, от рождения или в результате травмы). Иначе говоря, в юности Илья перенес паралич ног, от которого потом смог излечиться. Скорее всего, калики просто поставили ему на место смещенные позвонки.

Как умер Святой Илья Муромец

Скончался Илья Муромец в январе 1188 года. А через 500 лет его причислили к лику святых: по сей день его нетленным мощам можно поклониться в Антониевых пещерах Лавры.

Причиной смерти героя служит обширная рана в области сердца. Эту область прикрывает правая рука. На ней также следы серьезных повреждений. Создается впечатление, что Илья в своем последнем бою прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу. Возможно, на склоне лет Илья поселился в обители Киево-Печерского монастыря. Однако закончить свои дни в тихих молитвах ему не пришлось.

В 1203 году на Киев нагрянули половцы. Город был взят, Киево-Печерская лавра, монастырь и Софийский собор разграблены. Илья не мог остаться в стороне во время этих событий. Он встал в ряды защитников города и пал смертью храбрых.

Мощи Ильи были тщательно изучены специалистами уже в наше время, и оказалось, что на самом деле рост богатыря был
необычно высоким для своего времени — 177 сантиметров. Были обнаружены и признаки заболевания костей и суставов, а также следы от полученных в боях ран.

Прославившись ратными делами и невероятной физической силой на княжеской службе, Илья как «первый богатырь во Киеве» упомянут в 15 русских былинах и в германских преданиях XIII столетия.

О чем молятся Илье Муромцу

Святому Илье Муромцу молятся в первую очередь об исцелении от телесной немощи, о восстановлении после перенесенных инсультов.

Молитва преподобному Илье Муромцу

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему Царя, мир и благоденствие, Церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!

«Из того села да Карачарова…»

Именно так и начинается знаменитая и знакомая нам с детства, напевная былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»:

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный
добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А и к обеденке поспеть хотел он
в стольный Киев-град.

Правда, ныне все изменилось: теперь люди едут уже в Карачарово и из Мурома, и из Киева, и многих других уголков славянского мира, чтобы воочию увидеть родину наипервейшего из русских богатырей. Едут в село, откуда он начал, как обычно формулируют современные коллеги Ильи Муромца по ратному делу, «свой славный боевой путь».

В Карачарове сохранилось даже место, где жил усмиритель свирепого Соловья Разбойника и победитель могущественного и жестокосердного Калина-царя. Разумеется, со времен рождения Ильи в маленьком селе под Муромом, предположительно в XII столетии, не мог уцелеть ни один деревянный дом на здешней Приокской улице. Но, рассматривая мемориальную доску на стене одного из деревянных строений, мы вполне можем себе представить стоявший тут отчий дом богатыря.

Зато чистые и холодные родники, которых и помимо Карачарова немало в муромских краях, в этом селе возникли именно от ударов копытами богатырского коня Илюши, если, конечно, верить старинным преданиям. Спускаясь к берегу Оки, непременно увидишь овраг, в устье которого стоит аккуратная деревянная часовня. Первое из ее зданий было поставлено еще в XVII веке и освящено в честь Илии Пророка. Здесь из земли пробивается родник Ильи Муромца. Тут же установлена и купальня.

В Карачарове бережно сохраняется все, что имеет отношение к жизни и личности Ильи Муромца. Даже здешний Троицкий храм, по преданию, начинал строить этот богатырь. Разумеется, первое, деревянное здание церкви не уцелело, зато ныне реставрируется его каменная ипостась, построенная в 20-х годах XIX века.

Доклад на тему Илья Муромец сообщение

Илья Муромец — входил в тройку богатырей Древней Руси по старому былинному эпосу. Он олицетворял идеал всего народа — воина-героя, готового защищать своё государство от всяких неприятелей.

По легенде он родился в крестьянской семье, но о его родителях ничего неизвестно. До 33 лет он был поражен параличом ног и не мог не то что ходить, а даже встать. Но затем, приходят волхвы и исцеляют его, одаривая его силой. После этого, он становится самым сильным богатырём на Руси и сражается со многими разбойниками. И в конце концов он окаменевает.

Первым его подвигом было спасение и защита города Чернигова от кочевников. Дело в том, что когда волхвы дали ему испить целебную воду и тем самым одарили силой, они сказали, где найти коня, доспехи и отправили к князю Владимиру. Найдя всё это, богатырь отправился к Владимиру, но по пути сумел совершить подвиг.

Въехав в город, жители рассказали ему, что к ним зачастил наведываться Соловей-разбойник, который делал жизнь населения только хуже. Взяв в плен Соловья (ученые полагают, что Соловей — это глава разбойничьей шайки), Илья отвёз его к князю. Там он сказал разбойнику свистнуть, и когда тот это сделал, несколько человек погибли. И чтобы никому больше разбойник не принёс зла, богатырь лично казнил его, отрубив голову.

Так как сам Илья был крестьянином по происхождению, то простой народ любил его, так как он был одним из них. Но эта эту любовь не разделял со своими подданными князь. Однажды, он запер богатыря у себя в подвале на 3 года, не давая воды и пищи, желая убить его. Но дочь князя скрывала то, что она носила богатырю еду. И вот, как-то на великий Киев напал Калинин-царь, однако князь не знал, что Илья жив и признался, что убил его. А дочь его сказала, что богатырь жив.. И чтобы спасти город, Владимиру пришлось просить прощение, а также защиты для себя и Киева. Освободившись, Илья расправился с царём.

У великого русского богатыря насчитывается множество подвигов, примерно около 53. Но он только былинный герой.

Однако, существовал также и прототип Ильи Муромца. Это был Илия Печерский, живший в XII веке. По летописям, у него в раннем возрасте был паралич конечностей, но потом он излечился и тоже стал обладать силой, но не такой большой. Примерно в 40 лет ушёл в монастырь и через несколько лет умер.

Сообщение про Илью Муромца

Илья Муромец – один из самых популярных древнерусских богатырей. Он герой нескольких десятков былин киевского цикла. Является воплощением народных представлений об идеальном воине, носителе духовных традиций. В его честь установлены памятники, возведены часовни, назван водопад и остров на Днепре. Ему посвящены произведения изобразительного искусства, мультфильмы и кинофильм.

Долгий период времени принято было считать, что образ Ильи Муромца придуманный. Однако исследования, проводившиеся в конце двадцатого века, подтвердили предположения некоторых учёных о том, что такой человек реально существовал и многое из того, что говорится о нём в былинах, правда. Воспользовавшись методом реконструкции по черепу, С.Никитин даже воссоздал скульптурный портрет Муромца.

Первые письменные упоминания в исторических документах об этой неординарной личности датируются шестнадцатым веком. Возможно, что более ранние рукописные источники, свидетельствующие о славных деяниях Ильи, были специально уничтожены потомками дружинников-бояр, которым не нравилось его крестьянское происхождение.

Принято думать, что родился Илья Муромец в двенадцатом веке. Но точно не установлено, где именно. По одним предположениям место его рождения – деревня Карачарово, по другим – Муром. Есть также гипотезы, что малая родина данного богатыря – Карачев, который находится в Брянской области, или Моровийск (Черниговщина).

До тридцати трёх лет он был калекой и лежал на печи, поскольку от рождения имел нарушения в деятельности опорно-двигательного аппарата. Старцы-странники исцелили его при помощи колодезной воды и сказали, что Илья должен служить киевскому князю Владимиру Мономаху и быть защитником русской земли.

Илья Муромец совершил немало подвигов. Если верить результатам исследований мумифицированных естественным путём мощей преподобного Ильи Печерского, с которым отождествляют былинного богатыря, потом он принял монашество. Уже будучи монахом получил прозвище Чоботок, ибо однажды ему пришлось обороняться от нежданно напавших врагов с помощью сапога, который он ещё не успел надеть на ногу. Столь смешное оружие не помешало герою одолеть неприятелей.

О монашеской жизни Ильи не известно ничего. Умер он от неизлечимой раны, полученной в грудь острым копьём. Похоронен в Ближних Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Канонизирован в 1643 году.

4 класс

Картинка к сообщению Илья Муромец

  • Правила поведения при землетрясениях

    Землетрясение — одно из самых опасных и разрушительных явлений природы. Подобное бедствие унесло миллионы жизней людей и разрушило не меньшее количество сооружений. З

  • Профессия врача

    Профессия доктора является одной из наиболее престижных и почетных в обществе. Даже на полях сражений доктора являются неприкосновенными людьми, да и в мирный период гражданские

  • Зебра

    Зебра — это парнокопытное животное, которое является одной из разновидностей лошадей. У всех зебр есть одна общая отличительная особенность – чередующиеся черные и белые полосы по всему тел

  • Грибоедов Александр Сергеевич

    Александр Грибоедов – выдающийся русский дипломат, общественный деятель, писатель и композитор, создавший бессмертную комедию “Горе от ума”.

  • Финикия

    Финикия – одна из стран Древнего мира, которая находилась на побережье Средиземного моря (сейчас там находятся Ливан и Сирия). Территория не была большая, но финикийские корабли бороздили про

  • Искусство Древнего Египта

    Искусство древнего Египта до сих пор оказывает воздействие на человеческую культуру. Первое о чем вспоминаешь при слове Египет – безусловно, пирамиды, которые сохранились до нынешнего времени

ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛИЯ МУРОМСКИЙ

В нынешнем веке суперменов и человеков-пауков древние богатыри иногда кажутся такими же мифическими персонажами, как и порождения фантазии голливудских сценаристов. Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами. Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки. Но существовал ли такой человек в действительности?

А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? С этими вопросами «Фома» обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Киево-Печерской лавре.

В XIX веке историки считали Илью Муромца мифическим героем. Причины были вескими: его имя не упоминается в древнерусских летописях, а в некоторых былинах он называется «казаком», иногда даже «донским казаком», что делает такие былины настоящими сказками — ведь былинный Илья жил на Киевщине (!) в XII (!) веке.

Реконструкция внешности Ильи Муромца

Но в прошлом веке образ Ильи оказался более востребованным: в одной из былин богатырь ссорится с киевским князем, и поэтому советские историки усмотрели в этом доказательство извечной борьбы угнетаемого класса против господ. В результате появился фильм «Илья Муромец», который от реального портрета древнего русича далек так же, как и «Иван Грозный» Эйзенштейна от исторического Иоанна IV.

Кадр из фильма “Илья Муромец” (реж. Александр Птушко, 1956 г.)

Как богатырю делали рентген

Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989–1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры среди более чем сотен мощей древних святых покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых.

«Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Разумеется, участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков», — рассказывает профессор Борис Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, ныне заведующий кафедрой судебной медицины Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца. Одной из главных научных сенсаций стали итоги исследования останков Ильи Муромца.

Предоставим слово Борису Валентиновичу: «Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, то есть рост, — 177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры — 160–165 см. Далее — на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была хорошо развита мышечная система. Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга, называемом “турецкое седло”. Эти изменения, характерные для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют непропорционально большие части тела. Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят — “косая сажень в плечах”, по-украински их называют “кремезні”. У них большие конечности, большая голова, то есть богатырский вид. Совпадает внешний вид с описанием из былин? Конечно!

Смотрим дальше. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, потом пришли какие-то калики перехожие, которые его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание — спондилоартроз. В описании рентгенологов указано: “уплощение тела пятого поясничного позвонка, наличие остеофитов на грудных и поясничных позвонках, а также дугообразные соединения отростков пятого и четвертого поясничных позвонков позволяют утверждать, что при жизни этот человек страдал спондилоартрозом”. По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность. В течение какого-то промежутка времени человек не двигается или частично не двигается. 33 года, о которых говорится в былинах, — скорее всего, гипербола. Но то, что он какое-то время он не двигался, — это точно. А потом пришли эти деды, судя по всему — костоправы. И тогда он поднялся. В наше время такие заболевания лечат массажами, расслабляющими процедурами, но хороший костоправ может вправить позвонки и даже вылечить человека.

И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу».

Профессор Михайличенко вспоминает, что сам процесс исследования произвел на него тогда неизгладимое впечатление: «Это был уникальный научный материал, никому не приходилось работать с подобным. Кроме того, всегда считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях». Другой важной особенностью исследований он называет слаженную работу коллектива ученых: «Мы приходили в лавру два раза в неделю. Работалось очень легко и с воодушевлением, можно даже сказать с удовольствием», — вспоминает он.

— Думаю, что лаврские монахи сказали бы, что Печерские святые помогают вам в этом исследовании своими молитвами, — замечаю я Борису Михайловичу.

— Может быть, — отвечает он.

Мощи святого Илии Муромского, хранимые в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры
Фото иеродиакона Василия (Новикова)

Что правда, а что ложь?

Но даже если научно доказано, что данные останки из лавры принадлежат древнему русскому воину, откуда мы знаем, что это именно былинный Илья Муромец? И даже если это он, то, может, Церковь просто использовала популярность этого народного героя, чтобы увеличить собственный авторитет?

С точки зрения науки главным аргументом прежде всего являются исторические упоминания о том, что в Печерском монастыре хранятся мощи Ильи Муромца. Первые такие свидетельства относятся к рубежу XVI–XVII веков. Так, в изданной в 1638 году книге инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима» среди святых Печерской обители упоминается «святой монах Илья, которого напрасно люд простой Чоботком зовет». А в путевом дневнике немецкого дипломата Эриха Лясоты, который в 1594 году посещал Киев, встречаем два других интересных замечания. Одно — о Софийском соборе: «С внешней стороны церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта ныне разрушена». Другое — о мощах в подземельях Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, от чего и получил такое прозвище». Интересно, что «настоящего великана» видел в той же пещере десятью годами ранее Лясоты купец Мартин Груневег… Причину, по которой, в отличие от Лясоты, инок Афанасий отрицает тождество Ильи и Чоботка, историки видят либо в путанице у самого Лясоты, либо в возможном перенесении мощей богатыря из Софийского собора в Печерский монастырь.

«Большое количество древних рукописей утрачено, а XVII век, когда в Украине начало бурно развиваться книгопечатание, — это своеобразный рубеж. Некоторые исторические эпизоды, не дошедшие до нас в рукописях, считаются достоверными, хотя известны из печатных книг XVII века», — говорит историк Владислав Дятлов, автор нескольких книг о православных святынях Украины, заведующий отделом «Киев подземный» Музея истории Киева. По его мнению, книги этого периода являются особенно ценными для исследования истории Печерского монастыря, где при пожаре 1718 года была утрачена огромнейшая библиотека.

В более поздние времена упоминания о мощах богатыря Ильи в киевских пещерах встречаются все чаще. И одно из них — широко известное и часто цитируемое в церковно-исторической литературе свидетельство московского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова, оставленное в 1701 году: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке».

Однако если попробовать составить полную картину жизни богатыря по былинам, то иногда трудно отличить правду от вымысла.

«В былинах об Илье, — отмечает Дятлов, — два исторических лица слились в одно — это киевский князь Владимир Красное Солнышко и живший через столетие после него князь Владимир Мономах. Все-таки былины — это народный эпос, где реальные эпизоды с течением времени обрастают вымыслом». То же самое говорит и архимандрит Нестор (Соменок), профессор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Церковно-исторического общества имени преподобного Нестора Летописца: «Сначала была традиция почитания, потом народные былины и литературный вымысел. Народ всегда хочет иметь героев».

Историк XIX века В. Ф. Миллер, например, предполагал, что Соловей-разбойник был обыкновенным бандитом, получившим свою кличку за умение хорошо свистеть, и только народный эпос присваивает его свисту силу урагана. Тот же историк приводит объяснение странному эпизоду в некоторых былинах о богатыре: когда Илья, разгневавшись на князя, якобы стреляет по церковным куполам. Миллер обращает внимание на то, что во время осады Новгорода в XII веке один из князей, стреляя в осажденный город, попал в икону. Стрелявший назван в летописи «Муромцем», то есть родом из города Мурома. Из этого ученый предполагает, что одинаковое прозвище перешло из летописей в народные сказания о древнем богатыре. Современные же историки считают, что именно этот эпизод, как и множество других вымыслов, послужил веским препятствием для составления канонического жития Ильи.

«Судя по тому, что до XIX века сохранялась деревянная доска для внесения гравированного изображения святого Илии в печатный “Киево-Печерский патерик”, лаврские иноки еще в XVII веке предполагали составить житие подвижника. Но гравюра так и не вошла в книгу: вероятно, столкнувшись со скудостью надежных известий, иноки отложили составление жития до будущих времен», — считает Владислав Дятлов.

Другими словами, почитание Ильи как святого началось в позднее Средневековье, когда Церковь имела огромнейшее влияние на население и не нуждалась в народных героях в числе своих святых. Поэтому незачем было усиливать свое влияние, если оно и так велико.

Откуда родом Муромец?

В древних книгах Илья называется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином. Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книгу об Илье Муромце, объясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья на самом деле родом не из Мурома, а из Черниговского княжества — из города Моровийска (который впервые упоминается в летописях в 1139 году). Кстати, в Козелецком районе нынешней Черниговской области и сегодня существует село Моровск. Сергей Хведченя напоминает, что в некоторых былинах Илья слушает заутреню в церкви родного города, а вечерню — в стольном граде Киеве. Расстояние от нынешнего Моровска до Киева — примерно 90 километров, тогда как от Мурома — около 1 500 километров. По этой логике, Илья, скорее всего, родился на территории современной Черниговской области.

Однако такая гипотеза о родине Ильи разделяется далеко не всеми историками. Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается разными городами, как и в случае с самим греческим героем.

Русский лубок XIX века

Научная датировка возраста Ильи Муромца

По словам профессора Михайличенко, датировка останков была осуществлена с помощью аминокислотного анализа: «У живых людей аминокислоты находятся в L-форме, а как только наступает смерть, L-форма переходит в D-форму — это явление называется аминокислотной рацимизацией. Чем больше времени прошло после наступления смерти, тем больше в объекте будет D-форм и меньше L-форм. По коэффициенту соотношения сравнивают указанные формы аминокислот и по специальной таблице определяется давность объекта. Этот общепризнанный метод широко используется во всем мире.

Радиоуглеродный метод в данной ситуации не подходит. Для него нужно несколько сот граммов костей, которые нужно озолить, что есть сначала сжечь. А потом уже из золы выделяют радиоактивный углерод, определяют его количество и давность объекта. В нашей ситуации мы не могли объекты озолять, ведь их нужно было сохранить, а не сжигать. А для аминокислотного метода нужно 50 миллиграммов материи. Датировка мощей Ильи Муромца показала, что этот человек жил в XI или XII веке».

Смерть героя

Многое в жизни Ильи Муромца до сих пор остается загадкой. К примеру, очень трудно определить точные годы жизни древнерусского героя. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, Муромец умер за 450 лет до того, как Афанасий в 1638 году издал свою книгу. Поэтому историки просто отняли от 1638 года 450 лет и получили 1188 год. Если эта дата правдива, то о каком тогда князе Владимире упоминают былины, ведь Владимир Креститель умер в 1015 году, а Владимир Мономах — в 1125 году?

Остаются открытыми и многие другие вопросы. Более точно можно говорить не о жизни богатыря, а о его смерти. Профессор Михайличенко считает, что Илья умер во время боя. «У него рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость. Скорее всего, он умер от этой раны. Кроме того, у него была переломана правая ключица. Сломаны также были второе и третье ребро, рентгенологи нашли костные мозоли. То есть эти переломы были получены еще при жизни, в каких-то боях, а потом зажили. Именно в таких случаях образовываются костные мозоли. Хорошо видно рану на ладони, судя по всему, тоже от какого-то холодного оружия — плоско-колющего предмета».

Скудость достоверных сведений никогда не была основанием скептицизма Церкви относительно того или иного святого.

«Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят скупые сведения. Но вместе с ними мы наследуем из прошлого традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в памятниках письменности. При этом мы осознаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания», — объясняет Владислав Дятлов. Так и произошло с Ильей Муромцем — традиция появилась раньше научного объяснения. Но наука в итоге лишь доказала традицию.

Это мнение разделяет и архимандрит Нестор (Соменок): «В древности была традиция почитания святого Ильи Муромца. А житий не было у многих древних святых, в частности, и у митрополита Илариона, автора “Слова о законе и благодати”».

Кроме того, серьезным аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их заслуги перед отечеством. «То, что он ушел в монастырь, говорит о том, что Илью уже не связывало его героическое прошлое. Его душа оказалась сильнее его богатырского тела», — говорит архимандрит Нестор.

Но самым главным итогом проведенных исследований историки считают развенчание мифа о том, что Церковь якобы использует авторитет народного героя. «Долго считалось, что эти мощи — результат сознательной или несознательной ошибки, а тут именно наука доказывает правдивость древней традиции», — вспоминает Владислав Дятлов первые впечатления ученых после работы в лаврских пещерах. Их удивление вызвали не только научные данные о мощах Ильи Муромца, но и химический анализ мира, истекающего из глав святых мучеников, которые хранятся в Дальних пещерах. Но это уже совсем другая история…