Император в византии

Римское право (древнейшего) царского периода.

Римское право занимает уникальное место в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном об­ществе и древнем мире в целом.

Оно отличается прежде всего необыкновенно широ­ким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Особенно тщательно были разработаны в рим­ском праве различные способы защиты интересов частных собственников, а также многообразных участников имуще­ственного оборота. Именно римляне, опираясь на весь пред­шествующий мировой опыт, в том числе и стран Востока, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предме­том искусного и весьма совершенного юридического регу­лирования. На базе римского права, отличавшегося боль­шой разработанностью своих форм, сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человече­ства на последующих этапах развития цивилизации. Одним из элементов этой правовой культуры была римская юрис­пруденция, которая положила начало как самостоятельной науке о праве, так и профессиональному юридическому образованию.

За более чем тысячелетний период истории Римского государства право претерпело в нем глубокие изменения. История римского права, естественно, отразила перемены в государственном строе Рима. Но, будучи связанным и с более глубинными пластами римского общества, оно в своей эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся экономических и иных общественных отношений, в том числе связанных и с рабством.

Кроме того, римское право пережило ту рабовла­дельческую государственность (Западную Римскую импе­рию), на базе которой оно исторически сложилось и достигло наивысшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событиями в политической жизни, не может быть сведена к периодизации Римского государства. В обширной литературе по римскому праву имеются раз­личные варианты выделения главных и более дробных этапов его развития. Наиболее общей и удобной для учеб­ных целей представляется следующая периодизация ис­тории римского права.

1. Древнейший период (VI — середина III вв. до н.э.). Римское право этого периода характеризуется еще поли­сной замкнутостью, архаичностью, неразвитостью и сак­ральным характером основных институтов. Квиритское право.

2. Классический период (середина III в. до н.э. — конец III в. н.э.). Именно в течение данного периода римское пра­во постепенно освобождается от остатков патриархальнос­ти и религиозности и превращается в светскую юридичес­кую систему, характеризующуюся высшей ступенью раз­работанности не только рабовладельческих, но и иных универсальных человеческих отношений. Совершенство этой правовой системы находит свое выражение и в юриспру­денции, давшей миру образцы глубокого правового анали­за и филигранной юридической техники. Преторское право

3. Постклассический период (IV—VI вв.). В это время в связи с разложением рабовладельческого общества и го­сударственности римское право практически перестает развиваться, несет на себе печать общего экономическо­го и политического кризиса. Изменения в римском праве данного периода связаны главным образом с его система­тизацией и постепенным приспособлением к формирую­щимся новым феодальным отношениям, что происходит, однако, уже в восточной части Римской империи (Визан­тии). Кодификация права.

Для более глубокого изучения истории римского пра­ва, а также для специальных научных целей разработаны и более детализированные схемы периодизации.

Источники права древнейшего периода.Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаичес­кий период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в от­личие от стран Востока) сравнительно рано происходит разделение религиозных норм (fas), связанных с веровани­ями римлян и их долгом перед богами, и собственно право­вых норм (jus), связанных с деятельностью или с санкцией римского государства. Тем не менее понтифики по-прежне­му контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жерт­воприношения, клятвы и т. д.

Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи (mores majorum). Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлось законодатель­ство римских царей (leges regiae). Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвер­гать эту традицию, считать достоверными сведения о за­конах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Туллия.

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов –исконные жители Рима), высту­пали первоначально как патрицианские, в литературе выс­казывалось предположение о существовании особой систе­мы правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за рав­ноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку пат­рицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебе­ев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов — Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10 патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское на­селение Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв­шая как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая пер­воначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таб­лиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и пле­беев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильно­го, права (jus civile), предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таб­лиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между свет­ской и религиозной аристократией. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать не­писаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах- XII таблиц предусматривалось использование клятв и соверше­ние других ритуальных действий, право уже было отделе­но от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных дос­ках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме — центре политической жизни республиканского Рима. Зна­ние этих Законов было обязательным, а следовательно, с их принятия стало необходимым светское правовое воспи­тание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не со­хранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI—XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим критического подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в день­гах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со вре­менем были внесены частичные изменения.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обра­ботку и консолидацию обычного права Рима. Известное вли­яние на них оказало греческое право южноиталийских по­лисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона).

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низ­кий уровень развития римского общества и правовой тех­ники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

Другим важным источником квиритского (цивильного) права были законы. Законы XII таблиц завершались указа­нием на то, что впредь всякое решение народного собра­ния должно иметь силу закона (lex). С предложением о принятии нового закона в собрании обычно выступали дол­жностные лица (магистраты), затем законопроект обсуж­дался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности. В принятом законе выделялись, как правило, три части. В первой указывался инициатор принятия зако­на, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписа­ния, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый на­родным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также ре­шения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе ре­шения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых тре­бований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на су­дебные тайны. Окончательному освобождению права от ре­лигиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и пре­дание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флави­ем судебного календаря, формы исков и записей и толко­ваний норм и обычаев, которые ранее в строгой секретно­сти хранились в архивах понтификов.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1120 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Античный философ получивший императорский титул

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Царский и Императорский титул» в других словарях:

Титул августейших особ — см. Царский и Императорский титул … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Государев титул — Большой государев титул царя Петра I «Божиею милостию мы, пресветлейший и державнейший великий государь и великий князь Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец: Московский, Киевский, Владимерский, Новгородский, царь… … Википедия

Главы грузинских царских домов после 1801 года — К 1800 году в Закавказье существовало два грузинских царства – Картли Кахетинское (обычно называемое в России Грузинским) в Восточной Грузии и Имеретинское в Западной Грузии. В 1801 году, нарушив Георгиевский трактат, указом Павла I от 18 января… … Википедия

Стефан Урош IV Душан — Стефан Душан серб. Стефан Урош IV Душан … Википедия

Душан — Стефан Душан сербск. Стефан Урош IV Душан Немањић Стефан Душан. Фреска … Википедия

Турецкие войны России — . I. Сношения и войны России с Турцией до Петра I (1475 1689). Сношения России с Турцией начались со времени завоевания последней Крыма в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симеон I — В Википедии есть статьи о других людях с именем Симеон. Симеон I Великий Симеон I Велики 1 й царь 893 … Википедия

Исаак II Ангел — В Википедии есть статьи о других людях с именем Исаак (имя). Исаак II Ангел греч. Ισαάκιος Β’ Άγγελος … Википедия

Император-философ: Марк Аврелий

Наша жизнь есть то, что мы о ней думаем.
Марк Аврелий Антонин.

Фигура римского императора Марка Аврелия Антонина (Marcus Aurelius Antoninus) притягательна не только для историков. Этот человек завоевал себе славу не мечом, а пером. Спустя две тысячи лет после смерти правителя Римской Империи его имя произносят с трепетом исследователи античной философии и литературы, потому что Марк Аврелий оставил Европейской культуре неоценимое богатство – книгу «Размышлений о самом себе», которая по сей день вдохновляет философов и иследователей античной философии.

Путь к трону и к философии

Марк Аврелий родился в 121 году в знатной римской семье и получил имя Анний Север. Уже в юности будущий император получил прозвище Справедливейший.

Очень скоро его, спокойного и не по годам серьезного, заметил сам император Адриан. Интуиция и проницательность позволили Адриану угадать в мальчике будущего великого правителя Рима. Когда Аннию исполняется шесть лет, Адриан жалует ему почетный титул всадника и дает новое имя — Марк Аврелий Антонин Вер.

На заре карьеры будущий император-философ занимал должность квестора – помощника консула в юридическом государственном архиве.

В 25 лет Марк Аврелий увлекся философией, его наставником в этом был Квинт Юний Рустик, знаменитый представитель римского стоицизма. Он познакомил Марка Аврелия с трудами греческих стоиков, в частности Эпиктета. Увлечение эллинистической философией стало причиной того, что Марк Аврелий писал свои книги на греческом языке.

Кроме философских записок, Марк Аврелий писал стихи, слушательницей которых была его жена. Исследователи сообщают, что отношение Марка Аврелия к жене было так же непохожим на традиционное для Рима отношение к женщине как к бесправному существу.

ВЬЕН Жозеф Мари
Марк Аврелий, раздающий хлеб людям (1765) Музей Пикардии, Амьен.

Император-философ

Государственная политика Марка Аврелия вошла в историю как удивительная попытка создать «царство философов» (здесь для Марка Аврелия авторитетом стал греческий философ Платон и его «Государство»). Марк Аврелий возводит на высокие государственные должности видных философов своего времени: это Прокл, Юний Рустик, Клавдий Север, Аттик, Фронтон. Одна из идей стоической философии – о равенстве людей – постепенно проникает в сферу государственного управления. В годы правления Марка Аврелия разрабатывается ряд социальных проектов, направленных на помощь бедным слоям общества, на образование для малообеспеченных граждан. Открываются приюты и больницы, работающие за счет государственной казны. Под финансированием Рима действовали и четыре факультета Афинской Академии, учрежденной Платоном. В годы гражданских волнений в Империи Император принял решение привлечь к обороне гладиаторов и рабов.

Однако император не был понят широкими слоями общества. Рим привык к жестоким поединкам гладиаторов в Колизее, Рим желал крови, хлеба и зрелищ. Привычка Императора дарить жизнь побежденному гладиатору оказалась не по вкусу знати Рима. К тому же статус императора все же требовал боевых походов. На счету Марка Аврелия успешные войны против маркоманов, парфян. А в 175-м году Марку Аврелию пришлось подавить мятеж, устроенный одним из его генералов.

Закат

Смерть от чумы пришла к философу в 180 году. По свидетельству его врача, перед смертью Марк Аврелий произнес: «Кажется, я уже сегодня останусь наедине с собой», после чего его губы тронула улыбка.

Самым знаменитым изображением Марка Аврелия является бронзовая статуя, изображающая его верхом на коне. Первоначально она была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. В XII веке ее перенесли на площадь Латерана. В 1538 году Микеланджело поместил ее на Капитолии. Статуя очень проста по замыслу и композиции. Монументальный характер произведения и жест, которым император обращается к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы, вероятно, в войнах с маркоманами. Вместе с тем Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах — сандалии. Это намек на его увлечение эллинской философией.

Смерть Марка Аврелия историки считают началом конца античной цивилизации и ее духовных ценностей.

Конная статуя Марка Аврелия. Бронза. 160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи. Иллюстрация ancientrome.ru

Марк Аврелий и поздний стоицизм

Стоицизм – это философская школа, созданная греческими мыслителями: Зеноном Китийским, Хризиппом, Клеанфом в 4-м веке до н.э. название «Стоя» (stoá) происходит от «Расписного Портика» в Афинах, где преподавал Зенон. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец, бесстрашно встречающий превратности судьбы. Для стоиков все люди, независимо от знатности рода, были гражданами единого космоса. Главным принципом стоиков было – жить в согласии с природой. Именно для стоиков характерно критическое отношение к самому себе, а так же поиск гармонии и счастья внутри себя, независимо от внешних обстоятельств.

Среди греческих стоиков известны Эпиктет, Посидоний, Арриан, Диоген Лаэртский. Римская философия, относящаяся к поздней Стое, кроме Марка Аврелия называет знаменитого Сенеку.

В качестве иллюстраций можно привести ряд цитат, которые позволят нам почувствовать силу духа единственного в истории Рима императора-философа. Следует помнить, что автор в своих сочинениях обращается в первую очередь к самому себе. Стоицизм в целом нельзя назвать нравоучительным учением, хотя он таким и видится на первый взгляд. Однако стоик считал своим долгом начинать перемены с себя, поэтому записи Марка Аврелия ближе к личному дневнику, чем к поучению.

  • Ни с кем не случается ничего такого, что он не в силах был бы вынести.
  • Самый презренный вид малодушия – это жалость к самому себе.
  • Каждое дело исполняй как последнее в своей жизни.
  • Скоро ты забудешь обо всем, и все, в свою очередь, забудет о тебе.
  • Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности.
  • Не делай того, что осуждает твоя совесть, и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное — и ты выполнишь всю задачу своей жизни.
  • Если кто меня оскорбил — это его дело, такова его наклонность, таков его нрав; у меня свой нрав, такой, какой мне дан от природы, и я останусь в своих поступках верен своей природе.
  • Не все ли равно, если твоя жизнь будет продолжаться триста или даже три тысячи лет? Ведь живешь только в настоящем мгновении, кто бы ты ни был, утрачиваешь только настоящий миг. Нельзя отнять ни нашего прошлого, потому что его уже нет, ни будущего, потому что мы его еще не имеем.

«Умаление» титула считалось «злым делом», и за него полагалась серьезная кара, ибо это означало прямое или косвенное непризнание за государем его прав на ту территорию, какая не была названа.
Титул великих князей московских, затем царей, а потом и императоров изменялся вместе с расширением прежде всего географических границ Российского государства, а также признания за ними прав на иноземные территории.
Титулы имели полную, сокращенную и краткую формы. Каждый вид титулования применялся в строго оговоренных случаях. Непременным было упоминание, что государь российский самостоятелен и не зависит ни от кого на свете, ибо утвержден на прародительском престоле Божьею милостью. Затем называлось имя государя или государыни. После этого следовало, что этот государь является Императором и Самодержцем, а далее шло перечисление тех территорий, какие находятся под его скипетром. Например, полный титул последнего русского императора Николая II выглядел следующим образом: «Божиею поспешествующею милостью, мы, Николай Второй, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; царь Казанский, царь Астраханский, царь Польский, царь Сибирский, царь Херсониса Таврического, царь Грузинский, Государь Псковский и Великий князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Арменские, Черкасских и Горских князей и иных наследный Государь и обладатель; Государь Туркестанский; наследник Норвежский; герцог Шлезвиг-Голштейнский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая».
Титул увеличивался по мере того, как новые и новые территории отходили под власть Москвы, а затем императорской России.
Так, фрагмент титула «Государь Псковский» появляется в 1509 году, после присоединения Пскова Иваном III, «Великий князь Смоленский» – после присоединения Смоленска Василием III в 1514 году, «царь Казанский, царь Астраханский» – после присоединения Казанского и Астраханского ханств, которыми правили золотоордынские ханы, писавшиеся в грамотах царями, Иваном Грозным в 50-х годах XVI в.
Императорский титул унаследовал весь очень сложный царский титул, изменявшийся в его историческом развитии по мере присоединения к Российскому царству все новых и новых территорий.
Так, Александр I стал после завоевания Финляндии «царем Финляндским», а после присоединения Польши – «царем Польским». Из века в век сначала царский, а затем императорский титул усложнялся, не утрачивая ни одного из своих элементов, и в наиболее сложной и наиболее полной форме дошел до 1917 года.