Иосиф и Мария

Иосиф (муж Марии)

Смотреть что такое «Иосиф (муж Марии)» в других словарях:

  • Иосиф, муж Девы Марии — (Матф. I, 18 и сл.) обрученный муж пресвятой Девы Марии. Он по прямой линии происходил из рода Давида царя, но заходился в бедности и, проживая в глухом Назарете, занимался плотничеством. О жизни его, кроме обстоятельств рождения Христа, известно … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Иосиф — (евр. Йосеф, Он (Бог) прибавит (еще детей) ). I: 1) а) одиннадцатый сын Иакова и первенец от Рахили (Быт 30:22 24). Из сопоставления ст. 25 и Быт 31:41 становится очевидным, что И. родился прим. за шесть лет до бегства Иакова из Харрана, т.е.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ИОСИФ ОБРУЧНИК — Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария) Прав. Иосиф Обручник и отрок Иисус Христос. Икона. Ок. 1850 г. (Археологический музей в Варне, Болгария) [греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ μνηστὴρ; лат. Ioseph … Православная энциклопедия

  • Иосиф — 1. Первый, долгожданный сын Иакова и Рахили. Братья завидовали Иосифу и решили убить его, но Рувим убедил их не делать этого. Иуда предложил продать Иосифа в рабство. Иосифа продали в Египет, а отцу сказали, что его растерзали дикие звери. В… … Подробный словарь библейских имен

  • Иосиф Иосеф — 1. Первый, долгожданный сын Иакова и Рахили. Братья завидовали Иосифу и решили убить его, но Рувим убедил их не делать этого. Иуда предложил продать Иосифа в рабство. Иосифа продали в Египет, а отцу сказали, что его растерзали дикие звери. В… … Подробный словарь библейских имен

  • Иосиф — И’осиф (прибавление) а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт.30:23 24). В 17 лет… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Иосиф — И’осиф (прибавление) а) предпоследний из двенадцати сыновей Иакова (Израиля), последний, родившийся в Месопотамии до ухода Иакова от Лавана. Матерью его (как и последнего сына Вениамина) была Рахиль, любимая жена Иакова (Быт.30:23 24). В 17 лет… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

  • Иосиф — А. Сын Иакова от Рахили 1. Его жизнь в Ханаане его рождение: Быт 30:24 имя значит пусть он добавит : Быт 30:24 любимец Иакова, ненавидимый братьями: Быт 37:3,4 его сны: Быт 37:5 11 продан братьями Измаильтянам: Быт 37:12 36 2. Его жизнь в Египте… … Библия: Тематический словарь

  • Иосиф (имя) — Иосиф (יוֹסֵף) еврейское Пол: муж. Толкование имени: будет добавлен, прибавится Отчество: Иосифович Иосифовна Женская форма: Йосефа Другие формы: Осип … Википедия

  • Иосиф Обручник — Св … Википедия

Комментарии 0

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества2. Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия.

А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе — Иакова, а по закону — Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. — Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, — Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь3. Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, — во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте.

Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, — сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл «безвестные и тайные премудрости» (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения.

Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего девства (а не для плотского, действительного супружества). И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который являлся ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу и во время бегства в Египет, и по возвращении оттуда, и во время пребывания в Назарете, добывая Им пропитание от трудов рук своих, ибо он был плотником и человеком бедным, хотя и царского рода. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет4, св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле5, неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

________________________________________________________________________

1 Память праведных Давида царя, Иосифа обручника и Иакова брата Божия совершается в неделю по Рождестве Христова, которая посему и называется неделей Богоотец. Если эта неделя случатся 1 января, т.е. по отдании Рождества Христова, то служба упомянутым святым отправляется 26 декабря.

2 Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38:8 и дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во Второзаконии (Втор.25:5-10). Интересно здесь отметить, что левират существует и у многих народов Востока, напр. у персов, индийцев, афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило «восстановить семя брата своего».

3 Здесь кстати будет заметить, что в грузинских святцах, в числе свв. жен Мироносиц, почитается и св. Фамарь (под именем Тамары). Очевидно, предание, сохраняемое Грузинскою церковью, сходно с тем известием, по которому Фамарь могла быть и дочерью Иосифа, и впоследствии мироносицею, вместе с сестрою своею, Саломиею (другою дочерью праведного старца).

4 Это предание о 110-летнем возрасте прав. Иосифа сходно с известием, что он преставился 111-ти лет, о чем мы находим упоминание в апокрифической «Истории плотника Иосифа».

5 Шеол — ад, жилище мертвых.

Когда отданная родителями на служение Богу Дева Мария стала достигать совершеннолетия — стал вопрос о ее дальнейшей судьбе. Ведь жить в Иерусалимском Храме позволялось лишь юным девственницам — фактически, детям. После наступления уже подросткового возраста их обычно отдавали замуж — за достойных мужей, устраивая дальнейшую жизнь. Впрочем, у этих девушек был выбор — сохранять свое девство во славу Божью и дальше. Именно так и поступила Дева Мария, когда срок ее служения в Храме истек.

Разумеется, «выбрасывать на улицу», на произвол судьбы, храмовых служительниц было не принято. И священники нашли выход — решившая и дальше соблюдать обет девства отроковица покинула священные стены, но ей нашли названого мужа. Который должен был содержать Марию в дальнейшей жизни — при этом, однако, не прикасаясь к ней, как к жене в полном смысле слова.

Разумеется, найти человека, способного соответствовать такой цели было нелегко. Относительно молодые отпадали сразу — во избежание искушения во время совместной жизни с молодой красивой девушкой. Выбор пал на Иосифа, известного своей праведной жизнью, обладавшего нужной профессией — он был плотником. И, главное, ему на момент супружества с Девой Марией исполнилось 80 лет. В церковную историю этот человек вошел под именем Иосифа Обручника.

Правда, следует отметить, что на преклонном возрасте Иосифа настаивает Православная церковь. Напротив, в католической традиции Обручник — молодой (или средних лет) мужчина (что можно увидеть хотя бы по фильму «Мария, мать Иисуса»). Если в православном предании Иосиф относился к Марии скорее по-отечески, потому что она годилась ему во внучки, то католики уверены, что служение «названого мужа» носило самый настоящий рыцарский характер. Именно подражая святому Иосифу, служили в Средневековье рыцари своим прекрасным дамам.

Разумеется, выбор жениха зависел отнюдь не только от личных симпатий иудейских архиереев. На самом деле, судьба будущей Божьей Матери находилась под контролем гораздо более высоких инстанций. Необходимость самого замужества, пусть и «фиктивного», Св. Отцами обычно трактуется, как желание обмануть до поры до времени темные силы, чтобы они не обрушились всей своей мощью на Деву, согласно пророчеству Исайи, должной зачать во чреве сына, которому суждено было стать Мессией, спасителем Израиля. Поэтому Богоматерь и была как бы «замаскирована» под обычную замужнюю женщину — на которых демонические сущности обращали гораздо меньшее внимание, чем на дев.

Другим же немаловажным фактором, как это нередко прослеживается и в других моментах биографии Спасителя, было соответствие ее древним пророчествам. Согласно самым важным из них, Мессия должен был быть из рода древнего первого благочестивого царя Израильского — Давида. А именно далеким потомком знаменитого псалмопевца и являлся праведный Иосиф.

Никого не должна смущать бедность и необходимость зарабатывать на жизнь ремеслом «члена царской семьи». Объясняется это тем, что за столетия иудейский народ постигло немало бедствий. Его государство делилось, подвергалось уничтожению иноплеменниками вместе с правящей династией — после восстановления возглавлялось совсем другими, и далеко не всегда достойными людьми… Тем не менее, и в Священном Писании, и в народных чаяниях сохранялось упование на избавление Израиля от всех его скорбей Мессией, потомком древних праведных царей, поставленных самим Богом — «сыном Давидовым».

В отношении «семейного статуса» праведного Иосифа мнения богословов различных христианских конфессий разнятся. Так, католики по преимуществу приписывают ему девство — как после обручения с Девой Марией, так и до него. Однако такой подход не объясняет — откуда же у Иисуса Христа взялись «братья и сестры Его», не раз упоминающиеся в Евангелии. В другую крайность впадает часть протестантов, утверждающих, что Богородица после Рождества своего предвечного Сына стала самой обычной женой Иосифа — и родила вышеупомянутых братьев и сестер Христа.

Православие в этом вопросе занимает наиболее взвешенную позицию. Согласно которой, Иосиф Обручник до замужества Богородицы имел жену Саломию, от которой и имел — не родных, а «сводных» братьев и сестер воплотившегося Господа. Но после обручения с Девой Марией не прикасался к ней ни до, ни после Рождества. В доказательство этому, например, приводятся разные формулировки слов ангела, обращенные к Иосифу в различные моменты евангельской истории.

Например, когда он, сомневаясь в происхождении беременности зачавшей от Духа Святого номинальной жены-девственницы, хотел «тайно отпустить ее», во избежание побиения камнями, как блудницы — посланник Небес обратился к нему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф.1:18-21). В словах «жену твою» толкователи видят именно утверждение, что Дева Мария не нарушила ни свое девство, ни супружеские узы путем прелюбодеяния.

Но уже когда тот же Ангел обращается к названному мужу Богоматери уже после бегства в Египет, он говорит ему: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Мф. 2:20) То есть, о Деве Марии уже не упоминается, как о жене Иосифа — даже формальной. Что лишний раз подчеркивает ее «приснодевство» (вечное девство).

Вообще, сам эпизод с попыткой Иосифа тайно опустить мнимо согрешившую Марию из дома во избежание строго суда первосвященников говорит о многом. Большинство добропорядочных иудеев просто донесли бы «куда следует» о «прелюбодеянии» своей жены — после чего бесстрастно (а, может, и с жестоким удовлетворением) наблюдали бы за побиением камнями виновной. Такие ситуации до сих пор можно наблюдать в ряде исламских стран — где руководствуются средневековыми законами Шариата.

Но потомок Давида не хотел быть виновником гибели юной девушки, предназначенной ему в жены — даже если бы казнь была бы формально справедливой. И в этом уже в суровые времена Ветхого Завета предвосхитил новозаветную этику любви и милосердия.

Пройдут десятилетия, и его названный Сын на коварный вопрос фарисеев: «Что нам делать с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ведь Закон Моисеев велит побивать таких камнями?» отвечает: «Кто сам без греха — пусть первый бросит в нее камень». А когда обличаемые совестью иудеи стали расходиться, так и не совершив справедливого, но немилосердного суда, Господь кротко сказал несчастной женщине: «где твои обвинители? никто не осудил тебя?… и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.» (Ин.8: 3-11)

Церковное предание рассказывает, что после того, как Иосиф, выполняя повеление Божье, оставил у себя беременную Деву Марию, по доносу одного из фарисеев их обоих таки привлекли к суду Синедриона. Но, поскольку названые супруги категорически отрицали и прелюбодеяние на стороне, и растление Иосифом своей жены, священники прибегли к средству, прописанному еще в Законе Моисеевом.

Согласно процедуре, подозреваемым давали выпить «воду обличения» — над которой произносились специальные слова заклятия. И, если человек был виновен в прелюбодеянии — его вина становилась видна всем, «посредством некоторого видимого знамения». Под последним обычно подразумевается резкое ухудшение здоровья, «гинекологические» болезни и т. д. Но выпившие такую воду Иосиф и Мария остались невредимы — и тогда удовлетворенные Божьим Судом иереи сняли с них все обвинения, хотя и не понимали, как же такое могло произойти.

Потом было Рождество Спасителя, поклонение Ему волхвов, бегство в Египет, возвращение оттуда. И везде в эти сложные периоды жизни Девы Марии и ее Божественного Сына с ними рядом находился праведный Иосиф. Который брал на себя все тяжести пути, зарабатывания средств к существованию, любил, защищал своих названых жену и ребенка, воспитывал последнего, учил ремеслу. Многие ли даже современные люди способны поступить так даже в отдаленно сходной ситуации — по отношению к женщине и чужому ребенку, без наличия общих детей?

Так что эпитет «праведный» в отношении к Иосифу Обручнику — не просто благочестивый титул, а даже довольно-таки скромное описание сути его жизненного подвига. Который скромный плотник из Назарета смиренно выполнял все оставшиеся годы — а прожил он, по православному преданию, 110 лет, отойдя к Богу всего лишь за несколько лет до выхода Христа на общественное служение. Поэтому недаром названый отец Спасителя Мира с тех пор изображается на каждой иконе Рождества Христова — вызывая заслуженное почитание всех верующих. Попросим же и мы его: «Святый праведный Иосифе — моли Бога о нас!»

Юрий Носовский

Праведный Ио́сиф, Обручник Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранный хранителю Пресвятыя Девы Марии, пестуне и кормителю Богочеловека, праведный Иосифе, прославляя служение твое неизреченной тайне воплощения Бога Слова, похвальная восписуем ти. Ты же ныне, предстоя престолу Христа Бога нашего и имея велие дерзновение к Нему, молися о нас, взывающих ти:

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангелом непостижимую тайну рождения Бога Слова от Пренепорочныя Девы соблюдая чисту от клеветы людей и коварства диавола, тебе, праведный Иосифе, смиреннаго тектона, избра Бог быти хранителя и свидетеля девства Пресвятыя Марии. Темже прославляя тя, яко избраннаго таинника Божия, взываем ти:

Радуйся, честная отрасле от корене Иессеова;

Радуйся, внутрь украшенный царским величием.

Радуйся, скудостью в земном духовное стяжавый богатство;

Радуйся, безвестностью славу вечную обретый.

Радуйся, славный паче царей;

Радуйся, праведный паче патриархов и праотцев.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видя Деву Марию, при храме воспитавшуюся, совершеннолетию сущу, первосвященник Захария возопи ко Господу: Господи, покажи мужа, достойнаго обручитися с Девою; егда же процвете жезл Иосифа, вручая ему Деву, воспеваше Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумна есть всем концем земли праведность твоя, святый Иосифе, яко несравненныя чести сподобился еси обрученником быти Преблагословенныя Девы, из Неяже безмужно произыде Христос Бог, ты бо крепкия ради веры, чистоты, смирения и преспеяния во всех добродетелех на сие избран был еси. Темже взываем ти:

Радуйся, праведне Чистейшей обручивыйся;

Радуйся, муже веры, приявший под кров свой Святую Деву Марию, верою соделавшуюся Престолом Божиим.

Радуйся, смиренный духом;

Радуйся, простый сердцем.

Радуйся, добродетелями преукрашенный;

Радуйся, святый, Святейшей послуживший.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Сила Вышняго осени тогда к зачатию неискусобрачную, дивной тайны не ведущу Иосифу, да от самого Бога наученный, возопиет к Нему: Аллилуиа.

Икос 3

Имущую Богоприятную утробу Деву видев, Иосиф смятеся, зря не к брачней и бракоокрадованную помышляя; но праведен сый, восхоте ю тай пустити, Богу, ведущему вся, суд вверяя и нас научив взывати:

Радуйся, целомудрия ревнителю;

Радуйся, израильтянине, в нем же льсти несть.

Радуйся, благий сердцем;

Радуйся, кроткий нравы.

Радуйся, все упование на Бога полагаяй;

Радуйся, промышлению Его себе и других вверяяй.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю помышлений сумнительных целомудреннаго Иосифа укрощая, Ангел открывает тайну рождения от безневестныя Марии Сына Божия, Спасителя мира, якоже глагола: и наречеши имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их, Ему же вопием вси: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав в писании Господа, глаголющаго: се Дева в чреве приимет и родит сына Эммануила, веровал еси, праведный Иосифе, глаголанному от Ангела, яко книгу запечатленную, в ней же перстом Отчим написася Слово, приял еси Марию в дом свой, яко раб, служа Непорочней со страхом и ревностию. Сего ради взываем ти:

Радуйся, яко приложил еси сердце твое к познанию закона Божия;

Радуйся, яко открыл еси смысл твой к принятию таин Божиих.

Радуйся, яко прежде всех людей сподобился еси уведети велию благочестия тайну, яко на земли явися Бог;

Радуйся, яко познал еси пришествие Его быти ради спасения людей от грех их.

Радуйся, яко несомненно уверовал еси, яже быша тебе откровена;

Радуйся, яко вера вменися тебе в правду.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Богоизбранную Отроковицу приимши в дом свой, блаженне Иосифе, любил еси Ю, яко обручницу, почитал еси Ю, яко Пречистую Деву и Матерь Спасителя мира, и служил Ей со страхом и благоговением, вседушно подвизаяся, да совершатся вся в Законе и пророцех писанная, и купно с Мариею вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев в яслех Вифлеемских звезду, возсиявшую от Иакова, первый поклонился еси Рожденному, и егда небо звезду, Ангели пение, пастыри исповедание и волсви поклонение и дары приношаху Ему, ты же, праведный Иосифе, всего себе принесл еси в дар Господу, и жизнь и попечения и труды отдавая на служение Ему. Сего ради вопием ти:

Радуйся, узревший прежде всех восхождение на земли незаходимаго Солнца правды;

Радуйся, первый на земли свидетелю и служителю воплощения Сына Божия, прежде век от Отца рожденнаго.

Радуйся, тектоне земный, сподобивыйся имени отца Архитектона Небеснаго;

Радуйся, хранителю и попечителю Отрочати, Ему же со страхом служат чины Ангельские.

Радуйся, благоговейный служителю Матери Бога Слова.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповеданнаго Законом и пророки яко человека осмодневна обрезал еси, и хранимое в Троичном Совете имя Иисус, яко драгоценный бисер от сокровищ пренебесных принесенный, во откровение всех людей подал еси, Иосифе, им же Ангелов удивив, человеков обрадовав, демонов устрашив, и, яко миром благовонным всю вселенную облагоухав, возопил еси к Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявший тебе, праведный Иосифе, в младенце Иисусе проречением Симеона свет во откровение языков и славу людей Израилевых, абие облаком скорби покрывается: народ бо смущается, Ирод беснуется, души Отрочати ища, в сердце Матери оружие пройти предрекается, да вера и терпение твое явны будут всем. Темже тебе, яко крепкому в терпении и в вере непоколебимому, взываем:

Радуйся, яко злато в горниле, очищаемый непрестанно искушениями;

Радуйся, в радости смиренный, в скорби же терпеливый.

Радуйся, всегда верный тайнам, вверенным тебе;

Радуйся, в мужестве непоколебимый.

Радуйся, верою, яко звездою, в мрачных путех жизни руководимый;

Радуйся, упование на Бога, яко якорь, в бурях житейскаго плавания имевый.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотяй спасти от злобы Иродовы пришедшаго спасти мир, не вопрошал еси, дивный Иосифе, Ангела, дающаго ти повеление о бегстве в Египет, иныя спасаяй себе ли не может спасти; но яко муж веры, яко новый Авраам, выну готов сый на послушание, не помышляя о трудах пути, ниже испытуя времени возвращения, абие же с Мариею и Младенцем устремился еси в Египет, радостно вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый в Египте показался еси Иосиф паче онаго древняго патриарха, спасшаго люди Египетския от глада: ты бо спасл еси от смерти Спасителя мира и людем Египетским, гладом нечестия гибнущим, хлеб животный принесл еси и семена вечной жизни насеял еси, от них же возрасте дивное прозябение в пустынях Египетских. Темже вопием ти:

Радуйся, скорби и труды Христа ради в пути радостно терпевый;

Радуйся, детоводителю Отрока Иисуса, в пустыни водившаго иногда Израиля столпом огненным и облачным.

Радуйся, питателю Питавшего люди Своя манною;

Радуйся, носивший на руках Творца и Носителя всея твари.

Радуйся, спасый от Иродовой злобы Спасшаго иногда люди Божии от горькой работы фараоновой;

Радуйся, Египту за рабство благодать сыноположения предуказавый.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странное видев чудо, еже о Иисусе, Бога по предречению родитися во плоти имеюща, и младенца повита в яслех, Деву Матерь, Ангелов славословие и плоти обрезание, волхвов с востока пришествие с дары на поклонение и бегство в Египет от Иродова неистовства, спасение всех людей и Свет языков, якоже рече Симеон, и оружие в сердце родившей, познал еси Его Бога истинна быти и истинна человека и сего ради возопил еси Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Всего себе предав Богу, чрез Ангела воззвавшему Сына Своего из Египта, последовал еси велению Его и вселился еси с Иисусом и Материю Его в Назарете, да сбудется слово пророка о нем, яко Назорей наречется. Темже и мы тебе, яко верному слуге Божию, вопием:

Радуйся, споспешниче Божия изволения;

Радуйся, соучастниче Божия домостроительства.

Радуйся, присный собеседниче Ангелов;

Радуйся, на земли в глубины таин небесных посвященный.

Радуйся, пророков проречения о Иисусе слышавый;

Радуйся, вся благоговейно в глубине сердца сохранивый, никому же поведая.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Всяко колено небесных, земных и преисподних покланяется о имени Иисусовом, тебе же, чудный Иосифе, повинуяся бе Отроча Иисус, яко отцу. Мы же таковому к тебе снисхождению Господа чудящеся, вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Вития многовещанная недоумеют по достоянию восхвалити тя, праведный Иосифе: Матерь Божия, Царица неба и земли именует тя господином своим, воплотившийся Сын Божий нарицает тя отцем, и дом твой на земли бысть вместилище святыни пренебесныя, яко в нем обиташе Царь неба и земли. Темже мы смиренно вопием ти:

Радуйся, избранниче Божий, иже храняше кивот святыни пренебесныя;

Радуйся, дивный тектоне, в его же доме живяше Творец неба и земли.

Радуйся, питателю и попечителю Отрока Иисуса, иже, яко Бог, дает бытие всем тварям и промышляет о всем мире, видимом и невидимом;

Радуйся, яко на земли сподобился еси лицезрети Сына Божия и держати Его в объятиях, и лобызати Его.

Радуйся, яко и по отшествии в горния обители во свете лица Его, Царя славы, блаженствуеши и выну прославляеши Его со Отцем и Святым Духом.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спасти можеши всякаго, к твоему предстательству и заступлению прибегающаго, блаженне Иосифе, како бо, иже на земли бе повинуяся тебе во всем, не услышит тя предстояща ныне пред Ним на небе и вопиюща с Ангельскими лики: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая всем, к твоему предстательству прибегающим, праведный Иосифе, темже не презри и нас, к твоему заступлению притекающих, в бурях искушений, в бедах и скорбех житейских взывающих ти:

Радуйся, скорый заступниче наш в нуждах и напастех;

Радуйся, сильный предстателю о нас пред Богом.

Радуйся, твердое упование наше в буре смущения и недоумении;

Радуйся, скорое избавление от клеветы человеческия.

Радуйся, питателю Того, иже носит всяческая глаголом силы Своея;

Радуйся, избавляющий нас от глада душевнаго и всякия скорби.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, богомудре Иосифе, и молим тя, якоже хранил еси от всякаго вреда и озлобления самого Христа Господа, сохрани своим предстательством пред Ним Церковь Его Святую Православную от всякаго озлобления врагов видимых и невидимых, огради заступлением твоим от всякия козни страну нашу Российскую, да тихое и безмолвное житие провождающе, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника, сущим во тьме неразумия явльшагося, узрел еси во храме двоенадесятилетняго Отрока Иисуса, подающа свет истиннаго ведения учителям закона Божия и открывающа тайну Своего великаго служения по предопределению Отца Нeбеснаго. Темже вопием ти:

Радуйся, верный хранителю закона Отеческаго;

Радуйся, яко ревнуя о соблюдении закона, и Отрока Иисуса в дом Отца Небеснаго приводил еси.

Радуйся, яко егда оста Отрок Иисус в Иерусалиме, мневше Его в дружине суща, вкупе с Материю Его отечески печалися о Нем;

Радуйся, яко иска Его во сродницех и знаемых и не обретше, возвратися в Иерусалим и по триех днех обрете Его в церкви, седящаго посреде учителей и послушающаго их, и вопрошающаго их.

Радуйся, яко слышал еси откровение тайны, егда глаголаше Отрок Иисус: не весте ли, яко в тех, яже Отца моего, достоит быти Ми;

Радуйся, видевый и свидетельствовавый, яко Иисус преспеваше премудростию и возрастом, и благодатию у Бога и человек.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодатию у Бога и человеков видя преспевающа Отрока Иисуса и с возрастом тела премудростию преспевающа, вся слагал еси в сердце твоем, яко раб верный, храня вверенное сокровище в тайне до дне, внегда начаша вопити Ему вси верующии яко Богу и Спасителю мира: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще труды и подвиги твоя, славим и блаженное успение твое: на руках бо Бога Слова и Матери Его сладце почил еси от трудов твоих, праведный Иосифе, блаженной вечности имея несомненное уверение. Темже вопием ти:

Радуйся, верный в великом служении;

Радуйся, сего ради величайшей почести от Бога сподобивыйся.

Радуйся, содруживыйся на земли с славою и красотою неба;

Радуйся, Отцем будущаго века в будущий век с миром отпущенный.

Радуйся, благовествовавый Давиду радость велию;

Радуйся, всем сущим во аде весть известную принесший, яко прииде Христос, имеяй свободити и спасти род человеческий.

Радуйся, праведный Иосифе, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О святый и праведный Иосифе! Приими сие малое моление наше и твоим сильным ходатайством ко Христу Богу умоли Его, да благодатию Своею соделает нас тверды и непоколебимы в православной вере, ревностны и непреткновенны в соблюдении заповедей Его, и дарует вся полезная к временному и вечному житию нам, вопиющим Ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Святый праведный Иосиф Обручник – хранитель семейного благополучия

Св. прав. Иосиф Обручник в своей земной жизни милостью Божией был главой Святого семейства – обручником Девы Марии и названным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Иосиф является покровителем семьи и брака, ему молятся об обретении спутника жизни, о даровании ребенка, о семейном благополучии, ВЕРНОСТИ и ОТВЕТСВЕННОСТИ супругов. Также св. Иосифу Обручнику возносят молитвы о благополучии в поездках и путешествиях, об умножении веры, терпения и смирения.

Кроме того, св. Иосиф Обручник является покровителем всех трудящихся – ему молятся о поиске работы, о помощи в труде и об успехах в профессиональной деятельности.

О житии св. прав. Иосифа Обручника известно немного. Часть информации изложена в Евангелии, часть – в «Житиях святых», а часть – в Предании Церкви и апокрифах.

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломна, внук Митфатов, правнук Елиезеров. Имея в супружестве Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, иуду, Иосию и двух дочерей: Есфирь и Фамарь, или, как говорят другие, Марфу. А синаксарь Недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. По кончине же своей жены Саломии святой Иосиф жил в вдовстве довольное время, проводя дни свои в чистоте.

Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь – сделаться нареченным отцом Христовым?

Небесный покровитель св. прав. Иосиф, согласно евангельскому повествованию, по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в маленьком городке Назарет, занимался плотничеством.

Когда Иосиф был уже стар, в возрасте восьмидесяти лет, ему была обручена Пречистая Дева Мария и дана для хранения Своего девства. Знаком от Бога, указавшим на благочестивого старца Иосифа, достойного стать обручником Девы Марии, стал его расцветший посох, который и изображается на иконах. Согласно другому преданию, «голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа». Поэтому Иосиф и был прозван Обручником, поскольку был лишь обручен с Девой Марией и стал хранителем ее целомудрия.

Согласно евангелию от Матфея, через некоторое время после Благовещения, Иосиф обнаружил, что его жена непраздна: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф. 1:18). Однако, Иосиф не знал, что это «от Духа Святого» и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он «хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Архангел Гавриил и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).

Иосиф поступил в соответствии со словами ангела и сак нарек сына Мари так, как было ему открыто. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нишею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения.

Во время вынужденного бегства в Египет от преследования нечестивым царем Иродом, Иосиф носил за Спасителем и Его Пречистой Матерью «одежду и все, необходимое для еды». Он с ревностной любовью относился к усыновленному ему в обручении Чаду, часто беря Его на руки – так, как изображают зачастую это православные иконы. Иосифу Обручнику посвящен апокриф «История об Иосифе Плотнике», возникшей в Египте на рубеже III – IV вв. согласно апокрифу, св. прав. Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.

Своим благочестием, смирением, непоколебимой верой и терпением св. прав. Иосиф Обручник явил собою истинный пример красоты духовной жизни, верности, целомудрия и святости, показа добрый путь жертвенного служения ближнему. Этим и другим добродетелям учит нас пример жизни св. прав. Иосифа Обручника.

(по «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского)

День памяти: Неделя по Рождестве Христовом

Тропарь, глас 2:

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырями славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва ко св. прав. Иосифу Обручнику

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его Православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Нашли ошибку? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Праведный Иосиф Обручник: неприметный и великий святой

Говоря о Рождестве, мы обязательно упоминаем ясли, вертеп, Ангелов, пастухов, волхвов и даже зверского Ирода, а названный отец Христа почти всегда скромно стоит в сторонке, лишенный нашего внимания.

О святом Иосифе нам известно до обидного мало, хотя в жизни Богородицы и Младенца Иисуса он играл далеко не последнюю роль.

Евангелия и Предание сообщают нам о праведнике лишь некоторые скудные сведения. Так, мы знаем, что он происходил из рода царя Давида, но был небогат. Владел ремеслом плотника, чему и обучил приемного Сына. От первого брака у праведного Иосифа было шестеро детей: четыре сына и две дочери.

Святой Иосиф Обручник. Фото: поисков.рф

Когда ему обручили Деву Марию, старцу уже было 80 лет (поэтому он и именуется Обручником). Девочка воспитывалась при Иерусалимском храме, но по достижении брачного возраста уже не могла по закону там находиться. Поэтому священники нашли благочестивого пожилого мужчину, который бы номинально взял Девушку в жены и оберегал Ее. Уже из этого факта видно, что святой Иосиф не был случайным человеком в евангельской истории. Его святость состоит не в формальной причастности к Боговоплощению, но наоборот, он имел честь быть участником этого события именно благодаря своей праведной жизни.

В Евангелии от Матфея повествуется, что Иосиф, узнав о беременности Пресвятой Девы, хотел Ее тайно отпустить (Мф. 1:18-19). В этой фразе заключено гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. По закону за прелюбодеяние полагалась смерть через побиение камнями.

Явление ангела праведному Иосифу. Мозаика. Фото: поисков.рф

Святой Иосиф был праведным человеком, что в ветхозаветном понимании означает неукоснительное соблюдение всех заповедей и предписаний. Но Обручник жалеет согрешившую (как он думает) Марию и поступает не по закону, но возвышается над ним. Он, пребывая в Ветхом Завете, уже мыслит и действует по-новозаветному. «Ибо Я милости хочу, а не жертвы» (Ос. 6:6), – прорекает некогда пророк Осия. И впоследствии Христос процитирует его, когда будет отвечать на претензии фарисеев по поводу слишком близкого и частого общения с грешниками: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).

Характерным является и сам глагол «отпустить». Не выгнать из дому, а именно отпустить. В действиях праведного старца не видно ни гнева, ни осуждения, только тихая скорбь о подозреваемом согрешении. Видимо, поэтому и Ангел, явившийся Иосифу во сне, не обличает и не упрекает его, а уговаривает, говоря: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:20).

Святому Обручнику открывается, что Ребенок, которого Пресвятая Дева носит под сердцем, – долгожданный обетованный Мессия, Спаситель рода человеческого. Как знать, если бы реакция старца на «проступок» Марии была иной, имел бы он какое-либо отношение к евангельским событиям в дальнейшем?

Бегство в Египет. Икона. Фрагмент. Фото: nasledie-college.ru

Но мы видим, что он принимает Деву Марию и заботится о ней и Богомладенце. Кстати, именно Иосиф нарекает Ему имя Иисус. На страницах Евангелия святой Обручник все время сопровождает Деву с Младенцем Христом тихой тенью: и в Рождестве, и при поклонении волхвов, и в бегстве в Египет от обезумевшего Ирода. Он вместе с Божией Матерью приходит в Иерусалимский храм, присутствует при сретении Младенца с Симеоном Богоприимцем, который по преданию был тем самым переводчиком, усомнившимся в том, что Дева может родить.

Последним событием, в котором фигурирует праведный Иосиф, стало упоминаемое в Евангелии от Луки путешествие в Иерусалим на Пасху. Тогда двенадцатилетний Иисус не вернулся с родственниками домой в Назарет, а остался в храме. Именно там Христос говорит впервые о Своем истинном Отце: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Тем не менее Он повинуется Своим земным родителям и живет у них в послушании.

По крупицам, которые мы можем выудить из Священного Писания и Предания, очевидно, что святость Иосифа Обручника не подлежит никакому сомнению.

После этого эпизода святой Иосиф на страницах Нового Завета уже не встречается. Очевидно, что к моменту выхода Иисуса Христа на проповедь старец уже почил. Предание гласит, что он умер в возрасте около ста лет.

В один день с Иосифом Обручником празднуется память и его родного сына – Иакова, который сопровождал Святое Семейство в их бегстве в Египет. Апостол Иаков, брат Господень, был первым предстоятелем Иерусалимской церкви. Его, как человека высокой духовной жизни, уважали и почитали не только первые христиане, но даже иудеи. Святому Иакову принадлежит авторство первой литургии. На ее основе создана литургия святителя Иоанна Златоуста, за которой мы с вами молимся и сейчас, две тысячи лет спустя. Апостол Иаков был праведником и выдающейся личностью, что также характеризует его отца только с самой положительной стороны. Чтобы воспитать такого сына, нужно самому обладать незаурядными качествами.

Труд Святого Семейства. Икона. Фото: ru.wikipedia.org

По крупицам, которые мы можем выудить из Священного Писания и Предания, очевидно, что святость Иосифа Обручника не подлежит никакому сомнению. И, видимо, именно поэтому о нем нам известно так мало. Старец полностью берет на свое попечение Деву Марию и Младенца Иисуса, а когда Сын становится достаточно взрослым, тихо и незаметно уходит. Все для него настолько естественно и само собой разумеющееся, что его подвиг остается для окружающих незаметным.

Иосиф в Библии в основном удостаивается лишь упоминания вскользь. О земной жизни Божией Матери нам открыто не намного больше, хотя о самой великой из людей, Той, что является Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, казалось бы должно быть известно все до мельчайших подробностей. Однако и Она, подобно своему супругу, не выпячивает себя и не живет напоказ.

Святость тиха и неприметна, потому что шум и суета мешают и отвлекают от Бога.

Как это непохоже на нашу с вами современность. Мы хвастаемся самыми пустячными вещами, носимся со своей национальностью, гордимся даже болезнями и немощами. Во всем ищем повод для того, чтобы выделиться, не быть как остальные. Заваливаем соцсети десятками и сотнями фотографий. Мы настойчиво сообщаем миру, что мы есть, мы здесь, требуя обратить на нас внимание! Однако поистине великие люди делают исключительно удивительные вещи с таким смирением, что если бы их стали хвалить, они пришли бы в недоумение.

Святость тиха и неприметна, потому что шум и суета мешают и отвлекают от Бога. А тот, кто познал Господа, никогда не променяет свою внутреннюю тишину ни на какой глянец и общественное признание.

Да дарует нам Господь молитвами святого Иосифа Обручника найти путь к тому единственно истинному признанию, столь отличному от принятого в нашем сверхмедийном селфи-мире.

Святой праведный Иосифе Обручниче, моли Бога о нас!