Иосиф в Египте

Иосиф истолковывает сны в темнице

После сего виночерпий царя Египетского и хлебодар провинились пред господином своим, царем Египетским.

2 И прогневался фараон на двух царедворцев своих: на главного виночерпия и на главного хлебодара.

3 И отдал их под стражу в дом начальника телохранителей, в темницу, в место, где заключен был Иосиф.

4 Начальник телохранителей приставил к ним Иосифа, и он служил им. И пробыли они под стражею несколько времени.

5 Однажды виночерпию и хлебодару царя Египетского, заключенным в темнице, виделись сны, каждому свой сон, обоим в одну ночь, каждому сон особенного значения.

6 И пришел к ним Иосиф поутру, увидел их, и вот, они в смущении.

7 И спросил он царедворцев фараоновых, находившихся с ним в доме господина его под стражею, говоря: отчего у вас сегодня печальные лица?

8 Они сказали ему: нам виделись сны; а истолковать их некому. Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования? расскажите мне.

9 И рассказал главный виночерпий Иосифу сон свой, и сказал ему: мне снилось, вот виноградная лоза предо мною;

10 На лозе три ветви. Она развилась, показался на ней цвет, выросли и созрели на ней ягоды.

А. А. Иванов. Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу виночерпию и хлебодару. XIX в.

Быт 40, 1–23

11 И чаша фараонова в руке у меня. Я взял ягод, выжал их в чашу фараонову, и подал чашу в руку фараону.

12 И сказал ему Иосиф: вот истолкование его: три ветви – это три дня.

13 Через три дня фараон вознесет главу твою, и возвратит тебя на место твое, и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием.

14 Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет; и сделай мне благодеяние, и упомяни обо мне фараону, и выведи меня из этого дома.

15 Ибо я украден из земли Евреев; а также и здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу.

16 Главный хлебодар увидел, что истолковал он хорошо, и сказал Иосифу: мне также снилось: вот на голове у меня три корзины решетчатых;

17 В верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря; и птицы клевали ее из корзины на голове моей.

18 И отвечал Иосиф, и сказал: вот истолкование его: три корзины – это три дня;

19 Через три дня фараон снимет с тебя голову твою, и повесит тебя на дереве; и птицы будут клевать плоть твою с тебя.

20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих, и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре, среди слуг своих;

21 И возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону.

22 А главного хлебодара повесил, как истолковал им Иосиф.

23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его.

Иванов, Александр Андреевич

Александр Андреевич Иванов


Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова

Дата рождения

16 (28) июля 1806

Место рождения

  • Санкт-Петербург, Российская империя

Дата смерти

3 (15) июля 1858 (51 год)

Место смерти

  • Санкт-Петербург, Российская империя

Страна

  • Российская империя

Жанр

Историческая живопись

Учёба

  • Императорская Академия художеств

Стиль

академизм

Награды

* 1824 — малая золотая медаль АХ «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора».

  • 1827 — большая золотая медаль АХ «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона»

Звания

академик ИАХ (1836)

Премии

пенсия ИАХ (1830)

Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Иванов; Иванов, Александр.

Алекса́ндр Андре́евич Ива́нов (16 июля 1806, Санкт-Петербург, Российская империя — 3 июля 1858, там же) — русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор полотна «Явление Христа народу».

Биография

Могила А. А. Иванова в Некрополе мастеров искусств в Санкт-Петербурге.

Александр Иванов родился в семье художника, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова (1775—1848), который в том же году был утверждён адъюнкт-профессором исторического класса Императорской Академии художеств. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».

Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.

В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».

Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.

Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.

Иванов скончался от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Галерея

  • «Явление Христа народу» (1837–1857)

  • «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» (1835)

  • «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора» (1824)

  • «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» (1826)

  • «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834)

  • «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» (1829)

  • «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина» (1831-1833)

  • «Христос и Никодим» (1850-е гг.)

  • «Христос в Гефсиманском саду. Явление Ангела». (1850)

  • «Аппиева дорога при закате солнца» (1845)

  • Портрет Виттории Кальдони (1834)

  • Портрет Николая Гоголя (1841)

Память

На монетах и почтовых марках

  • Памятная серебряная монета России

  • Почтовая марка СССР, 1956 год

  • Почтовая марка СССР, 1973 год: картина «Нижняя галерея в Альбано»

Памятники

  • Бюст А. А. Иванова в Михайловском саду в Санкт-Петербурге

Примечания

  1. 1 2 Иванов Александр Андреевич // Большая советская энциклопедия: / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Иванов // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Сомов А. И. Иванов, Андрей Иванович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. Большая золотая медаль была получена от Общества поощрения художников.
  6. Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  7. Явление Христа народу (изображение от Google в высоком разрешении)
  8. Могила на плане Новодевичьего кладбища (№ 12) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.
  9. Могила А. А. Иванова в Александро-Невской Лавре

Литература

  • Александр Андреевич Иванов. Письма и записные книжки // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. / Под общ. ред. А. А. Губера — М.: Искусство, 1969. — Т. 6: Искусство народов СССР XIV—XIX вв. / Ред. А. А. Фёдоров-Давыдов. — 543 с.; л.ил. — С.272-320.
  • Алленов М. М. Александр Александрович Иванов. — М., 1980. — 208 с.
  • Алленов М. М. Александр Андреевич Иванов. Л.: Художник РСФСР, 1989. — 32 с. — (Мастера русской живописи). — 50 000 экз. — ISBN 5737001873
  • Алленов М. М. О некоторых особенностях композиционного построения картины Иванова «Явление Мессии» // Советское искусствознание’79.1. — М.: Советский художник, 1980.
  • Алленов М. М. Александр Иванов . — М.: Трилистник, 1997. — 103 с. : ил. — (Мой музей). — ISBN 589480003X, ISBN 9785894800035
  • Алпатов М. В. Александр Андреевич Иванов: Жизнь и творчество. Т. 1-2. — М.: Искусство, 1956.
  • Анисов Л. М. Александр Иванов. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 320 с. — (ЖЗЛ) — ISBN 5235026101.
  • Бакушинский А. А. Иванов и Пуссен // Искусство. — 1933. — № 5. — С.107-114.
  • Бернштейн Б. К вопросу о формировании эстетических взглядов Александра Иванова // Искусство. — 1957. — № 2.
  • Бернштейн Б. Александр Иванов и славянофильство // Искусство. — 1959. — № 3.
  • Бернштейн Б. Снова об Иванове и Пуссене // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2-3. — С.25-40.
  • Загянская Г. А. Пейзажи Александра Иванова. Проблема живописного метода художника. — М.: Искусство, 1976. — 119 с.,32 л.ил.
  • Зуммер В. Система Библейских композиций А. Иванова // Искусство. — 1914. — № 7-12;
  • Зуммер В. О вере и храме Ал. Иванова. — Киев: Издание журнала «Христианская мысль», 1918.
  • Зуммер В. Эсхатология Ал. Иванова // Учёные записки Научно-исследовательской кафедры истории европейской культуры, посвящ. акад. В. П. Бузескулу по случаю 70-летия со дня его рождения. — Харьков: , 1929. — Вып. 3. — С.387-409.
  • Зуммер В. Проблематика художественного стиля Ал. Иванова: Cтиль библейских эскизов // Известия Азербайджанского государственного университета. Серия «Общественные науки». — Баку, 1925. — Т. 2-3. — С.84-103.
  • Кожевников В. А. Значение А. А. Иванова в религиозной живописи. — М., 1907. — 4 с.
  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 77. — 454 с.
  • Копировский А. М. Система монументальных росписей Александра Иванова («Библейские эскизы») — богословие внутри религиоведения // Вестник РХГА. — 2014. — Т. 15. — Вып. 2. — С.65-73.
  • Машковцев Н. Творческий путь Александра Иванова // Аполлон. — 1916. — № 6-7. — С.1-39.
  • Мокрицкий А. Н. Явление Христа народу: Картина Иванова. — М.: Тип. И. Чуксина, 1858. — 72 с.
  • Неклюдова М. Г. Александр Андреевич Иванов / Оформление Э. И. Копеляна; Ред. Я. В. Брук; Науч. ред. Т. М. Коваленская; Государственная Третьяковская галерея. — Л.: Художник РСФСР, 1966. — 64 с. — (Народная библиотечка по искусству). — 20 000 экз. (обл.)
  • Новицкий А. П. Опыт полной биографии Ал. Иванова. — М.: Изд. худож. фототип. К. А. Фишер, 1895. — , IV, XIV, 253 с.
  • Поликаров В. П. Философские предпосылки творчества А. Иванова // Советское искусствознание’74. — М.: Советский художник, 1975. — С.177-199.
  • Прокофьев П. Религиозная утопия Ал. А. Иванова // Путь. — 1930. — № 24 (октябрь). — С.41-57.
  • Ракова М. А. Иванов. — М.: Искусство, 1960. — 54 с.
  • Романов Н. Александр Андреевич Иванов и значение его творчества: С портретом и пятью рисунками. — М.: Издание магазина «Сотрудник школ» А. К. Залесской; Типография Г. Лисснера и Д. Собко, 1907. — 67 с., л. ил.
  • Романов Н. Картина Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт» // Старые годы. — 1916. — Январь-февраль.
  • Собко Н. Иванов, Александр Андреевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  • Сомов А. И. Иванов, Александр Андреевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Степанова С. С. «Воскресение Христово видевше…»: Эскизы Александра Иванова для храма Христа Спасителя
  • Степанова С. С. Русская живопись эпохи Карла Брюллова и Александра Иванова. Личность и художественный процесс. — CПб.: Искусство-СПб, 2011. — 287 с., л. цв. ил. — ISBN 9785210016386
  • Философов Д. В. Иванов и Васнецов в оценке Александра Бенуа // Мир искусства. — 1901. — № 10. — С.217-233.
  • Хомяков А. С. Картина Иванова: Письмо к редактору // Русская беседа. — 1858. — Кн. I. — С.1-22.

Ссылки

  • Жизнеописание и картины Александра Андреевича Ива́нова
  • Иванов Александр Андреевич. Биография и творчество художника на Artonline.ru
  • Иванов, Александр Андреевич в библиотеке «Старатель»
  • Александр Иванов: одиссея его Картины
  • Александр Иванов Библейский цикл
  • Александр Андреевич Иванов. Его жизнь и переписка (1806-1858). Издал Михаил Боткин.1880

Иосиф II

18 августа 1765 — 20 февраля 1790

1764 — 1765

Иосиф II
Joseph II

Эрцгерцог Австрии и одновременно правитель Священной Римской империи Иосиф II Габсбург
Эрцгерцог Австрии,
Император Священной Римской империи,
Король Венгрии,
Король Богемии,
Король Хорватии и Славонии,
Король Галиции и Лодомерии
Предшественник Мария Терезия
Преемник Леопольд II
Римский король
Предшественник Иосиф I
Преемник Наполеон II
Рождение 13 марта 1741

  • Хитцинг, Вена, Габсбургская монархия
Смерть 20 февраля 1790 (48 лет)

  • Вена, Габсбургская монархия
Место погребения
  • Императорский склеп
Род Габсбург-Лотарингская династия
Отец Франц I
Мать Мария Терезия
Супруга Изабелла Пармская и Мария Йозефа Баварская
Дети Нет
Вероисповедание Католическая церковь
Автограф
Награды
Медиафайлы на Викискладе

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф II.

Иосиф II (нем. Joseph II.; 13 марта 1741, Вена — 20 февраля 1790, Вена) — король Германии с 27 марта 1764, избран императором Священной Римской империи 18 августа 1765 года, старший сын Марии Терезии, до конца ноября 1780 года был её соправителем; после смерти матери 29 ноября 1780 года унаследовал от неё владения Габсбургов — эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское. Выдающийся государственный деятель, реформатор, яркий представитель эпохи просвещённого абсолютизма.

Соправитель матери

После смерти отца, Франца I Лотаринского, избранный королём, он был приобщён матерью к управлению Гасбургскими австрийскими владениями. Эпоха их совместного управления ознаменовалась широкой преобразовательной деятельностью, так как необходимость реформ наглядно обнаружилась во время Семилетней войны, поставившей Австрию на край гибели, а из-за границы проникали просветительные идеи французской философии XVIII века.

Партия «просвещения» все более брала верх в литературе и даже в правительственных кругах Австрии, несмотря на консервативные наклонности императрицы, и наконец во главе сторонников новизны выступил Иосиф, при участии которого правительство Марии Терезии облегчило положение крестьян, укрепило государственную власть, в ущерб клерикальным и феодальным элементам, упразднило орден иезуитов и отменило пытки. Тем не менее, политика Марии Терезии, полная компромиссов, не могла удовлетворить её сына. Несмотря на горячую любовь к матери, Иосиф провёл лучшие годы жизни в глухой борьбе с ней, иногда значительно обострявшейся (например, по вопросу о веротерпимости).

Самостоятельное правление. Просвещённый абсолютизм Иосифа

Только после смерти матери, с 1780 года, у Иосифа были вполне развязаны руки для выполнения широких преобразовательных замыслов. Программа Иосифа II была последовательным выражением системы просвещённого абсолютизма. Современник коронованных философов, Фридриха II Прусского и Екатерины II, Иосиф был одним из самых деятельных людей своего времени, который, не щадя ни себя, ни других, совершенно изнурил себя работой. Его бесчисленные путешествия были не триумфальными прогулками, а тяжёлым трудом добросовестного ревизора. Входя во всё самолично, он искренне верил в своё призвание вывести Австрию из отсталого состояния путём реформ, идущих сверху. Для этого нужно было, как он считал, прежде всего, усиление государственной власти, причём Иосиф следовал старой австрийской традиции укрепления внешнего и внутреннего могущества государства, бюрократической централизации, объединения разноплемённого состава монархии, попрания старинных вольностей феодального происхождения и подчинения церкви государству. В виде корректива произволу он допустил, однако, гласное обсуждение текущих вопросов в печати и открытую критику действий монарха (закон о печати 11 июня 1781 года).

Человеколюбивая деятельность его простиралась на всех обездоленных, начиная с притеснённого крестьянства, и кончая сиротами, больными, глухонемыми, незаконнорождёнными. Тем не менее, Иосиф был совершенно чужд сентиментальному и несколько отвлечённому благодушию чувствительного XVIII века. При малейшем сопротивлении он проявлял большую жестокость; во внешней политике он руководствовался только интересами и нуждами своего государства. В этом смысле он влиял на дипломатию Марии Терезии и несёт ответственность за роль Австрии в первом разделе Польши. Похвалы со стороны популярных писателей он не искал; во время наделавшего много шума путешествия во Францию (1777) свидание его с Вольтером не состоялось по его собственной воле.

В своё десятилетнее царствование в Австрии (1780—1790) он провёл целый ряд реформ, главная из которых — освобождение крестьян от крепостной зависимости, наделение их землёй. Наиболее глубоко и последовательно реформы Иосифа II затронули судопроизводство («Иосифовский законник»). Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций империи Габсбургов, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансвильвании, Галиции.

Также в период его правления немецкий язык был распространён на всю территорию Священной Римской империи, что затронуло интересы автономной Венгрии.

Религиозная политика

Медаль времён правления Иосифа II, знаменующая предоставление им религиозной свободы евреям и протестантам.

В 1781 году он издал знаменитый указ 13 октября о веротерпимости и упразднил те монастыри и духовные ордена, которые не способствуют делу народного просвещения или призрения больных (20 декабря). На территории одних только Чехии и Моравии в результате религиозной реформы Иосифа II в 1782—1785 годах было закрыто более 100 монастырей.

Церковь была поставлена в тесную зависимость от государства и связь её с римской курией значительно ограничена. Народное образование поставлено под надзор государства, причём начальное обучение стало предметом особой заботливости. Католическая церковь осталась господствующей, но православным, лютеранам и кальвинистам дарованы гражданские права, а иудеи получили различные облегчения. С 1782 года отступление от господствующей веры перестало считаться преступлением, но свободу совести правительство не решилось вводить в фанатической стране: право выбора вероисповедания ограничено было сроками и иными препятствиями, а к сектантам Иосиф относился иногда даже жестоко.

Как пример отношения императора к религиозным течениям находившимся вне лона католической церкви можно привести историю с абрамитами, насильственное обращение которых в католицизм было при нём прекращено.

Крестьянская реформа

Иосиф II пашет плугом в Славиковице (1769)

С другим наследием средних веков — феодализмом — разгорелась столь же упорная борьба. Уничтожая привилегии магнатов и устанавливая равенство всех граждан перед законом, Иосиф признавал дворянство лишь как служилое сословие и допускал приток разночинцев в ряды чиновничества. Иосиф отменил крепостное право в Богемии (1 ноября 1781 года), а затем и в других провинциях, причём поощрял выкуп крестьянских наделов. Заботясь о подъёме благосостояния сельского населения, он собирался установить равномерное поземельное обложение, возвещённое патентом 20 апреля 1786 года, но ему не суждено было осуществить этого намерения.

Его политика возбудила всеобщее недовольство и разбилась о встреченное сопротивление. Феодалы и клерикалы всячески тормозили дело реформ, и хотя папа Пий VI напрасно совершил путешествие в Вену, в надежде охладить новаторский пыл императора, но ежедневное противодействие клерикалов не оставалось без результатов. Все слои общества тяготились настойчивой, суровой и подчас бестактной регламентацией, манией бюрократического вмешательства во все проявления жизни, начиная с богослужения и похорон и кончая ношением корсетов. Особенно затруднительно было положение Иосифа, когда обнаруживалось нетерпение тех именно общественных элементов, в пользу которых он боролся с реакцией, например, когда возмутились валашские крестьяне Трансильвании (1784). Причины неудачи Иосифа следует искать в попытке круто и бесповоротно завершить традиционную политику Габсбургов, заключающуюся в централизации, введении немецкого языка, уничтожении провинциальных вольностей, замене обломков сословно-представительного строя венской бюрократией.

Внешняя политика

Памятник в Уничове (Чехия)

Иосиф не мог сосредоточить все своё внимание на внутренних делах, так как постоянно впутывался в международные осложнения. Носясь с планами земельных приобретений, он не давал покоя соседям, главным образом — старому сопернику Австрии, прусскому королю. Особые выгоды представляло для Австрии присоединение Баварии, которое обеспечило бы за ней преобладание в Германской империи. После неудачной попытки в этом смысле при Марии Терезии (см.: Война за баварское наследство), Иосиф, во 2-й половине 1780-х годов, надеялся достигнуть цели путём уступки австрийских Нидерландов; но его захваты и бесцеремонное обращение с мелкими владетелями сплотили против него союз германских князей (Fürstenbund), с Фридрихом II во главе, так что пришлось отказаться от задуманного предприятия. Столь же неудачно было столкновение Иосифа с Голландией, из-за судоходства по реке Шельде.

Больше всего ожидал Иосиф от союза с Россией, рассчитывая на раздел Турции. Личный друг и ревностный союзник Екатерины II, во время своего второго путешествия в Россию под именем графа Фалькенштейна, Иосиф II был застигнут врасплох известием о начавшемся под влиянием Великой французской революции восстании в Бельгии, провозгласившей себя Бельгийскими соединёнными штатами. Эта Брабантская революция вызвана была отменой исторических вольностей (включая хартию Joyeuse entrée) и полнейшей ломкой учреждений в крае, который ещё недавно предполагалось обменять, как вещь, на другую страну; феодалы и клерикалы нашли опору в демократических элементах, и ни военная сила, ни проповедь послушания со стороны папы, ни торжественные уступки правительства не предотвратили полного отложения Бельгии. По тем же причинам и в то же самое время дела принимали зловещий оборот и в Венгрии, где объединительная политика попирала исторические вольности, круто и насильственно вводила немецкий язык, а магнаты были испуганы спешными приготовлениями к введению поземельного налога на началах физиократии.

Неудачная война и смерть

Дукат Иосифа II, 1787 год

Началась русско-турецкая война (1787—1792). Надеясь славой побед восстановить свой пошатнувшийся авторитет, Иосиф не ограничился вспомогательной ролью союзника России, а, начав австро-турецкую войну (1787—1791), двинул все свои силы против турок и сам стал во главе войска. Это роковое для него решение было плодом любви к военному делу, представлявшей, вместе с увлечением внешней политикой, основное противоречие в личности неутомимого реформатора. Поначалу австрийские силы одерживали победы: фельдмаршалу Эрнсту Гидеону Лаудону удалось изгнать турок из Баната и овладеть Белградом, а принц Кобургский занял Валахию и вступил в Бухарест.

Однако вскоре военные неудачи и смертельная лихорадка, усугубившая туберкулёз, схваченная в походе, принудили его вернуться в Вену, где император, видя безвыходность своего положения, при опасном внутреннем брожении, отменил все сделанные им распоряжения, кроме крестьянской реформы и закона о веротерпимости.

Из-за реформ Иосифа II, противоречивших религиозным убеждениям народа, в 1788 году началось крупное восстание в Бельгии. 26 октября 1789 года австрийская армия ушла из восставшего Брюсселя. Образовалось независимое государство бельгийцев, которое поддержала Франция.

На смертном одре, несмотря на тяжкие страдания, император Иосиф продолжал заниматься государственными делами до последнего дня и умер 20 февраля 1790 года с большим достоинством и твёрдостью.

Иосиф II на момент смерти не имел прямых наследников, поэтому преемником его стал младший брат Леопольд II, а после короткого царствования последнего — племянник, Франц II.

Предки

Иосиф II — предки

Никола II Франсуа (1609 — 1670) Карл V (1643 — 1690) Клод Франсуаза Лотарингская (1612 — 1648) Леопольд I (1679 — 1729) Фердинанд III (1608 — 1657) Элеонора Мария Австрийская (1653 — 1697) Элеонора Младшая (1630 — 1686) Франц I (1708 — 1765) Людовик XIII (1601 — 1643) Филипп I (1640 — 1701) Анна Австрийская (1601 — 1666) Елизавета Шарлотта Бурбон-Орлеанская (1676 — 1744) Карл I Людвиг Пфальцский (1617 — 1680) Елизавета Шарлотта Пфальцская (1652 — 1721 / 1722) Шарлотта Гессен-Кассельская (1627 — 1686) Иосиф II (1741 — 1790) Фердинанд III (1608 — 1657) Леопольд I (1640 — 1705) Мария Анна Испанская (1606 — 1646) Карл VI (1685 — 1740) Филипп Вильгельм Пфальцский (1615 — 1690) Элеонора Нейбургская (1655 — 1720) Елизавета Амалия Гессен-Дармштадтская (1635 — 1709) Мария Терезия (1717 — 1780) Антон Ульрих Брауншвейг-Вольфенбюттельский (1633 — 1714) Людвиг Рудольф (1671 — 1735) Елизавета Юлиана Гольштейн-Норбургская (1634 — 1704) Елизавета Кристина Брауншвейг-Вольфенбюттельская (1691 — 1750) Альбрехт Эрнст I (1642 — 1683) Кристина Луиза Эттингенская (1671 — 1747) Кристина Фридерика Вюртемберг-Виннентальская (1644 — 1674)

Награды

  • Орден Золотого руна (гроссмейстер с 1780 года)
  • Военный орден Марии Терезии (гроссмейстер с 1780 года)
  • Королевский венгерский орден Святого Стефана (кавалер Большого креста с 1764 года, гроссмейстер с 1780 года).

> Образ в кино

  • «Амадей» (1984), роль императора исполнил американский актёр Джеффри Джонс
  1. 1 2 Encyclopædia Britannica
  2. 1 2 RKDartists
  3. 1 2 Lundy D. R. The Peerage — 717826 экз.
  4. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118558404 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  5. Дерек Бил, Джозеф 21: против мира, 1780-1790, Cambridge University Press, 2009
  6. Саул К. Падовер, Революционный император, Иосиф Второй 1741-1790. (1934) с. 313
  7. Saul K. Padover, The Revolutionary Emperor, Joseph the Second 1741–1790. (1934) p. 313
  8. Митфорд, Нэнси «Фридрих Великий» 1970 стр.274.
  9. Маккей, Хилл, Баклер, Эбрей, Бек, История мировых обществ стр.551
  10. Вотруба, Мартин. «Император Иосиф II, Закон о немецком языке в администрации. 18 мая 1784 года» (PDF) . Словацкая программа исследований . Университет Питтсбурга.
  11. История Златокорунского монастыря на его официальном сайте Архивная копия от 22 февраля 2014 на Wayback Machine
  12. Список кавалеров Королевского венгерского ордена Святого Стефана Архивировано 22 декабря 2010 года.
  • Билес, Дерек. Иосиф II, том 1: В тени Марии Терезии, 1741-1780, (1987)
  • Билес, Дерек. Иосиф II том 2: против мира, 1780-1790 (2009)
  • Билес, Дерек. «Ложный Иосиф II», Исторический журнал, 18 (1975), 467-95 в JSTOR
  • Билес, Дерек. Просвещение и реформа в Европе восемнадцатого века. (2005), 326 с.
  • Билес, Дерек. Просвещение и реформа в Европе восемнадцатого века (2005), выдержка из 256pp и текстовый поиск
  • Бернард, Пол П. Пределы Просвещения: Иосиф II и Закон (1979)
  • Blanning, TCW Иосиф II (1994), 228 pp; короткая научная биография
  • Бланнинг, TCW Иосиф II и Просвещённый деспотизм (1984)
  • Яркий, Джеймс Франк. Иосиф II (1897), 222 pp
  • Диксон, PGM «Изменение Иосифа II в австрийской церкви», The Historical Journal , Vol. 36, № 1. (Март, 1993), стр. 89-114.
  • Хендерсон, Николас. «Иосиф II», » История сегодня» , 1991 год 41 (март): стр. 21-27. ISSN 0018-2753
  • Мацек, Бернхард А. Die Kroenung Josephs II. в Франкфурте-на-Майне Logistisches Meisterwerk, zeremonielle Glanzleistung und Kulturgueter fuer die Ewigkeit (2010) ISBN 978-3-631-60849-4.
  • Макхью, Джеймс Т. «Последний из просвещённых деспотов: сравнение президента Михаила Горбачёва и императора Иосифа II». Журнал социальных наук, 1995 г. 32 (1): стр. 69-85. ISSN 0362-3319
  • Падувер, Саул К. Революционный император, Иосиф Второй, 1741-1790 (1934), 414 с.
  • Szabo, Franz AJ «Изменение перспектив на» Революционном императоре «: Иосиф II Биографии с 1790 года,» Журнал современной истории » Март 2011 Том. 83, № 1, стр. 111-138
  • Вовк, Джастин К. (2010). В руках судьбы: пять трагических правителей, дети Марии Терезии . iUniverse: Bloomington, Ind. ISBN 978-1-4502-0081-3.
  • Уилсон, Питер Н. Абсолютизм в Центральной Европе (2000).
  • Hock. Der Oesterreichische Staatsrath. Вена: 1879;
  • Сборник Онкена. Берлин. Вып. 57, 63, 83;
  • Wendrinsky. Joseph II. Вена, 1880;
  • Ranke. Die Deutschen Mächte und der Fürstenbund;
  • Grosshoffinger. Joseph II. Лейпциг: 1865;
  • проф. Трачевский. Союз князей;
  • Соколов. Церковная реформа Иосифа II (1893).
  • Петрова М. А. Екатерина II и Иосиф II: Формирование российско-австрийского союза: 1780—1790. — М.: Наука, 2011. — 419 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-02-036720-3
  • Иосиф II в Кругосвете
  • Нассау-Зиген К.-Г. Императрица Екатерина II в Крыму. 1787 г. Отрывки из дневника и переписки / Перевод и публ. В. В. Т. // Русская старина, 1893. — Т. 80. — № 11. — С. 283—299.
  • Нассау-Зиген К.-Г. Рассказ очевидца о путешествии Екатерины II в Крым. Извлечение. // Исторический вестник, 1893. — Т. 53. — № 9. — С. 819—821.
  • Нолькен Ю. Ф. фон. Донесения. / Публ. и коммент. Я. К. Грота // Русская старина, 1883. — Т. 40. — № 11. — С. 309—328. — Под загл.: Император Иосиф II в России. Донесения шведского посланника Нолькена.
  • Пассек П. Б. Письмо к П. А. Румянцеву от 14 мая 1780 г. / Сообщ. И. М. Судиенко // Русская старина, 1882. — Т. 33. — № 1. — С. 189—190; (Прилож.: Реестр, коликое число каких припасов на назначенных для ночлегу станциях для графа Фалькенштейна запасено прежде).
  • А. О. Иосиф II, немецко-римский император // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Предшественник:
Мария Терезия
Эрцгерцог Австрии,
Король Венгрии,
Король Богемии
1780—1790
Преемник:
Леопольд II

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Правители Тешинского герцогства

Пясты

  • Мешко I (1290—1314)
  • Казимир I (1315—1358)
  • Пшемыслав I Носак (1358—1410)
  • Болеслав I (1410—1431)
  • Болеслав II (1431—1442)
  • Пшемыслав II (1431—1442)
  • Вацлав I (1431—1468)
  • Пшемыслав II (1468—1477)
  • Казимир II (1477—1528)
  • Вацлав III Адам (1528—1579)
  • Адам Вацлав (1579—1617)
  • Фридрих Вильгельм (1617—1625)
  • Эльжбета Лукреция (1625—1653)

Габсбурги

  • Фердинанд IV Габсбург (1653—1654)
  • Фердинанд III (1654—1657)
  • Леопольд I (1657—1705)
  • Иосиф I (1705—1711)
  • Карл VI (1711—1722)
  • Леопольд I (1722—1729)
  • Франц I Стефан (1729—1765)
  • Иосиф II (1765—1766)
  • Мария Кристина (1766—1792)
  • Альберт Саксен (1766—1822)
  • Карл (1822—1847)
  • Альбрехт (1847—1895)
  • Фридрих (1895—1918)

Каролингская
империя
(800—888)

  • Карл I (800—814)
  • Людовик I (814—840)
  • Лотарь I (843—855)
  • Людовик II (855—875)
  • Карл II (875—877)
  • Карл III (881—887)
  • Гвидо (891—894)
  • Ламберт (894—898)
  • Арнульф (898—899)
  • Людовик III (901—905)
  • Беренгар I (915—924)

Священная
Римская империя
(800/962—1806)

  • Оттон I (962—973)
  • Оттон II (973—983)
  • Оттон III (996—1002)
  • Генрих II (1014—1024)
  • Конрад II (1027—1039)
  • Генрих III (1046—1056)
  • Генрих IV (1084—1105)
  • Генрих V (1111—1125)
  • Лотарь II (1133—1137)
  • Фридрих I (1155—1190)
  • Генрих VI (1190—1197)
  • Оттон IV (1209—1215)
  • Фридрих II (1220—1225)
  • Генрих VII (1312—1313)
  • Людовик IV (1328—1347)
  • Карл IV (1355—1378)
  • Сигизмунд (1410—1437)
  • Фридрих III (1452—1493)
  • Максимилиан I (1508—1519)
  • Карл V (1530—1556)
  • Фердинанд I (1556—1564)
  • Максимилиан II (1564—1576)
  • Рудольф II (1576—1612)
  • Матвей (1612—1619)
  • Фердинанд II (1619—1637)
  • Фердинанд III (1637—1657)
  • Леопольд I (1657—1705)
  • Иосиф I (1705—1711)
  • Карл VI (1711—1740)
  • Карл VII (1742—1745)
  • Франц I Стефан (1745—1765)
  • Иосиф II (1765—1790)
  • Леопольд II (1790—1792)
  • Франц II (1792—1806)

Князья Чехии

  • Пржемысловичи: Борживой I (ок. 867 — ок. 900)
  • Спытигнев I (ок. 900 — 915)
  • Вратислав I (915 — 921)
  • Вацлав I Святой (921 — 935)
  • Болеслав I Грозный (935 — ок. 967)
  • Болеслав II Благочестивый (ок. 967 — 999)
  • Болеслав III Рыжий (999 — 1002, 1003)
  • Яромир (1002 — 1003, 1004 — 1012, 1033 — 1034)
  • Пясты: Владивой (1002 — 1003)
  • Болеслав IV Храбрый (1003 — 1004)
  • Пржемысловичи: Ольдржих (1012 — 1033)
  • Бржетислав I (1034 — 1055)
  • Спытигнев II (1055 — 1061)
  • Вратислав II (1062 — 1092)
  • Конрад I Брненский (1092)
  • Бржетислав II Младший (1092 — 1100)
  • Борживой II (1100 — 1107, 1117 — 1120)
  • Святополк Оломоуцкий (1107 — 1109)
  • Владислав I (1109 — 1117, 1120 — 1125)
  • Собеслав I (1125 — 1140)
  • Владислав II (1140 — 1172)
  • Собеслав II (1173 — 1178)
  • Фридрих (Бедржих) (1178 — 1189)
  • Конрад II Ота (1189 — 1191)
  • Вацлав II (1191 — 1192)
  • Пржемысл Отакар I (1192 — 1193, 1197 — 1198)
  • Генрих Бржетислав (1193 — 1197)
  • Владислав Йиндржих (1197)

Короли Чехии

  • Пржемысловичи: Вратислав I (1086 — 1092)
  • Владислав I (1158 — 1172)
  • Пржемысл Отакар I (1198 — 1230)
  • Вацлав I (1230 — 1253)
  • Пржемысл Отакар II (1253 — 1278)
  • Вацлав II (1278 — 1305)
  • Вацлав III (1305 — 1306)
  • Разные династии: Горицкая династия: Генрих Хорутанский (1306, 1307 — 1310)
  • Габсбурги: Рудольф I (1306 — 1307)
  • Люксембурги: Ян Слепой (1310 — 1346)
  • Карел I (1346 — 1378)
  • Вацлав IV (1378 — 1419)
  • Зигмунт (1419 — 1437)
  • Разные династии: Габсбурги: Альбрехт (1437 — 1439)
  • Ладислав Постум (1453 — 1457)
  • Подебрады: Йиржи из Подебрад (1458 — 1471)
  • Хуньяди: Матиаш I Корвин (1469 — 1490)
  • Ягеллоны: Владислав II (1471 — 1516)
  • Людвик (1516 — 1526)
  • Габсбурги: Фердинанд I (1526 — 1564)
  • Максимилиан I (1564 — 1576)
  • Рудольф II (1576 — 1611)
  • Матиаш II (1611 — 1619)
  • Фридрих (из династии Виттельсбахов, 1619 — 1621, фактически не правил)
  • Фердинанд II (1619 — 1637, формально с 1621)
  • Фердинанд III (1637 — 1657)
  • Фердинанд IV (1646 — 1654, номинально)
  • Леопольд I (1657 — 1705)
  • Иосиф I (1705 — 1711)
  • Карел II (1711 — 1740)
  • Мария Терезия (1740 — 1780)
  • Габсбург-Лотарингский дом: Иосиф II (1780 — 1790)
  • Леопольд II (1790 — 1792)
  • Франтишек I (1792 — 1835)
  • Фердинанд V (1835 — 1848)
  • Франтишек Йозеф (1848 — 1916)
  • Карел III (1916 — 1918)

ИОСИФ II

ИОСИФ II (Joseph II) (1741–1790), император Священной Римской империи и правитель Габсбургских (Австрийских) земель. Родился 13 марта 1741, старший сын Марии Терезии и будущего императора Священной Римской империи Франца I (правил в 1745–1765). Юность Иосифа пришлась на критический период истории Австрии, отмеченный войной за Австрийское наследство и Семилетней войной. В ходе этих потрясений монархия Габсбургов была на волосок от гибели и спаслась ценой потери богатейшей из своих провинций – Силезии. Этот опыт оказал влияние на все последующие взгляды Иосифа, внушив ему страстное стремление к реформам как средству укрепления его владений, любовь к армии и желание оставить след в истории военными победами.

В 1765 умер Франц I, и мать Иосифа активно вовлекла его в дела управления, предоставив ему статус соправителя. Как реформатор Мария Терезия всегда действовала с оглядкой на консерватизм человеческой природы и силу предрассудков. Импульсивному Иосифу ее стиль правления казался чересчур осторожным. После смерти Марии Терезии 29 ноября 1780 39-летний Иосиф оказался абсолютным властителем самой обширной монархии Центральной Европы. Последовала лавина указов: в течение 10 лет правления Иосифа были изданы 6000 декретов и 11 000 новых законов, призванных регулировать все стороны жизни общества.

Император занялся созданием рациональной, централизованной и единообразной системы управления для своих разнородных владений – иерархии, во главе которой стоял он сам как верховный самодержец. Предполагалось, что и правительственный аппарат должен проникнуться тем же духом преданности в деле служения государству, какой был присущ самому императору. Этот аппарат создавался невзирая на классовое и этническое происхождение входивших в него лиц, назначаемых исключительно по их заслугам. В целях унификации системы управления повсеместно в империи в качестве официального языка был введен немецкий.

Император задумал реформу всей системы законодательства, отменил жестокие наказания и смертную казнь за большинство преступлений, ввел принцип полного равенства всех перед законом. Он покончил с цензурой печати и провозгласил политику религиозной терпимости. В 1781 Иосиф II начал освобождение крепостных. (Впрочем, после его смерти крепостничество было фактически восстановлено.)

Иосиф боролся с влиянием папства, жестко ограничив его власть границами папских владений. Кроме того, он не испытывал симпатий к созерцательному образу жизни монашества и закрыл свыше 700 монастырей, сократил число монахов и монахинь с 65 000 до 27 000 и частично секуляризовал церковные землевладения.

В области экономики Иосиф II был сторонником меркантилизма. При нем были изданы инструкции, какие товары следовало производить в стране, а какие разрешалось импортировать. Ткани, ввезенные в империю, сжигались, не соответствовавшие правительственным стандартам товары уничтожались.

Иосиф ввел обязательное начальное образование для всех мальчиков и девочек, возможность же получить высшее образование предоставлялась лишь немногим избранным. В Вене получили развитие медицинское образование и больничная система. Чтобы установить единый и равный земельный налог, Иосиф провел оценку всех земель в империи.

Во внешней политике главным стремлением Иосифа было приобретение Баварии, хотя бы в обмен на Бельгию (Австрийские Нидерланды); попытки достижения этой цели в 1778 и 1785 были, впрочем, пресечены Фридрихом II Прусским. Эта неудача подтолкнула Иосифа к территориальной экспансии на Балканах, и он втянулся в дорогостоящую и бесплодную войну с турками.

К 1790 в Бельгии и Венгрии вспыхнули мятежи против реформ; в остальных провинциях также назревали волнения из-за тягот войны с Турцией. Империя Иосифа оказалась на грани распада. Умер Иосиф 20 февраля 1790.

Иосиф (хазарский царь)

В Википедии есть статьи о других людях с именем Иосиф.

Ио́сиф (ивр. ‏יוסף‏‎), Йосеф, Иосиф бен Аарон (время правления 930-е — 960-е) — последний (предпоследний?) правитель Хазарского каганата: царь-заместитель (тюркск. титул бек, евр. а-мэлех) из династии Буланидов.

Единственный хазарский правитель, о личности и политической деятельности которого имеется относительно подробная информация. Сведения происходят из комплекса документов т. н. Еврейско-хазарской переписки, проводившейся по инициативе сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шапрута.

Даты жизни и воцарения неизвестны. Младший современник византийского императора Романа Лакапина (919—944). Унаследовал престол от своего отца Аарона. По отцовскому настоянию был женат на аланской принцессе для укрепления хазаро-аланского союза. По вероисповеданию иудей. Правил в период после 932 и как минимум до 961. Спустя несколько лет Хазария была завоёвана русским князем Святославом.

Деятельность

Взошёл на трон в условиях заката хазарского могущества. Проводил политику помощи единоверцам. Добился временного успеха в удержании Алании. Около 932 аланский царь отрёкся от христианства и перешёл в иудаизм. Разрешил переселиться в Хазарию византийским евреям, когда при императоре Романе на них начались гонения. Начал ответные преследования христиан в своих владениях. Это привело к военному столкновению. Византийцы подговорили к нападению на хазар русского князя Хельгу (иногда отождествляется с Игорем Рюриковичем или Олегом Вещим, в последнем случае признавая условность летописной хронологии, датирующей смерть Олега 912 годом). Около 939 года Хельгу захватил хазарскую заставу на Таманском полуострове — Самкерц. Прибывший вскоре хазарский наместник Песах освободил город. Не застав там русского войска, он подверг грабежу крымские владения Византии, истребляя на своём пути христианское население. Хазары взяли три города, множество деревень и затем осадили Херсонес. Песах настиг дружину Хельга и одержал над ней полную победу. По условиям мира русы обязались совершить поход на Византию (941). Однако, несмотря на несомненный успех, хазарам не удалось ликвидировать угрозу со стороны молодого Древнерусского государства. Камнем преткновения в русско-хазарских отношениях в этот период был пропуск русских ладей в акваторию Каспийского моря. В 943—944 состоялся очередной крупный рейд русов в Закавказье. Он закончился смертью почти всех участников, и на два следующих десятилетия известий об активности русов нет. В своём письме Хасдаю ибн Шапруту Иосиф специально подчёркивал, что русская проблема являлась для него первоочередной. Он писал, что постоянно не пускает русов в море, чтобы не дать им завоевать исламские страны. Но русскую опасность для самой Хазарии он, вероятно, недооценил. В его письме нет ничего, что говорило бы о предчувствии полного разгрома каганата через несколько лет.

Укрепление власти

Формально являлся вторым лицом в государстве, управляя от имени кагана. (В Хазарии сложилась система двойного правления, при которой военную власть осуществляли беки, а за каганами остались жреческие функции и номинальное главенство). О действующем кагане в своём письме ничего не сказал. По-видимому, процесс консолидации власти при нём вступил в завершающую фазу.

Носил титул «царь Тогармский», что может свидетельствовать о претензиях на власть над потомками Тогармы — тюркскими народами.

Переписка с Хасдаем ибн Шапрутом

Основная статья: Еврейско-хазарская переписка

В период между 954 и 961 получил письмо от Хасдая ибн Шапрута — высокопоставленного еврея при дворе Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III. Хасдай был очень удивлён фактом существования независимого иудейского государства и попросил Иосифа рассказать о Хазарии. Иосиф написал от своего имени ответное послание. Так же Хасдай получил частный ответ, составленный кем-то из приближённых Иосифа. Копии этих посланий найдены в хранилище древнееврейских манускриптов в Каирской генизе.

> Литература

  • Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. — М.—Иер., 2000. — ISBN 5-93273-126-5
  • Львова З. А. Царь Иосиф и его предки — беки или каганы? (Фигура царя Иосифа в апокрифической булгарской летописи)
Предшественник:
Аарон II
царь Хазарии
930-е—960-е
Преемник:
?

Хазарские правители

Каганы

  • Зиевил
  • Ибузир Гляван
  • регентша Парсбит
  • Вирхор
  • Багатур
  • Захария

Цари/беки (Буланиды)

Крепость Саркел и войско хазарского царя Иосифа против княжеской дружины Святослава

Первую часть читайте здесь: «Святослав — князь «вскормленный с меча». Начало».

Хазарский каганат в X веке был достаточно сильным государством, оказывающим влияние на мировую политику. Интересен тот факт, что такие «канонические» источники, как Повесть временных лет, довольно скупо сообщают о могущественном соседе Руси.Хотя согласно другим источникам, войны с Хазарией составляли основное занятие первых князей варяжской династии, которые начали борьбу за освобождение славянских племенных союзов на Юге от хазарского ига.

В Киеве ещё не забылись события связанные с разгромом миссии Адальберта (Святослав — князь «вскормленный с меча». Начало.), а уже новые вести будоражили горожан. Князь Святослав со своей дружиной разгромил христианских миссионеров, фактически отстранив от власти мать Ольгу, прочно взял в свои руки бразды правления. Начинается короткое, но насыщенное событиями правление князя-воина. Киев в этот период налился дружинным духом, который активно поддерживал князь. Рядом с ним стояли убеленные сединами воеводы Свенельд, Асмуд и другие, прошедшие горнило войны с Византией и восточных походов. Дружина пополнилась и молодыми воинами. В Киев прибывали вои из племенных союзов, «охотники». Город полнился слухами о новых походах. Вопрос был в том – куда направит молодой витязь свои полки?

Святослав решил довершить дело предков и сокрушить паразитарное государство хазар, которое жило за счёт торговых пошлин, держа в своих руках все выходы из Восточной Европы на восток и юго-восток. Хазары брали огромные пошлины с купеческих караванов, а при удобном случае просто грабили русских купцов. Под властью Хазарии находились и славянские земли, которые платили хазарам дань. Хазарская элита пополняла свои богатства и за счёт работорговли. Тысячи славян были проданы в восточные страны. К тому же есть предположение, что Святослав хотел отомстить за гибель Вещего Олега. По одной из версий, именно хазарская «змея» (символ предательства) стала причиной гибели князя Олега. В период 912/914 русское войско ходило в поход в Закавказье и Персию, на обратном пути оно попало в засаду и долгом кровавом бою хазары его почти полностью истребили. Даже если Олег пал не в этом бою, кровь русских воинов взывала к отмщению, как и тысяч других русов павших в схватках с хазарами или захваченных в плен и проданных в рабство. Русы тогда жили по принципу кровь за кровь, отвечая на удар ударом.


Весной 964 года, едва подсохли дороги, русское войско выступило в поход. Дружины шли не обычным путем по Днепру, в ладьях, а конным и пешим ходом на восток. Позднее летописец отметит: «И идее на Оку реку и на Волгу, и налезе вятичи, и рече вятичемъ: «Кому дань даете?» Они же реша (сказали): «Козаромъ по щьлягу от рала (плуга) даемъ». В это короткой фразе укрыта целая страница русской истории – эпоха освобождения восточно-славянских земель от хазарского ига и объединение их в единое Русское государство. Хазарский каганат был традиционным противником Руси, врагом упорным, хитрым и жестоким. Повсюду, где только было можно, хазары противодействовали Руси, закрывали дорогу на Восток, создав мощный антирусский союз в составе Волжской Булгарии, буртасов, некоторых племен Поволжья и Северного Кавказа. Хазары не обрадовались тому факту, что на Руси появилась мощная варяжская династия, которая начала тяжкий труд по объединению восточнославянских земель в единое целое и серьёзно уменьшившая влияние Хазарии на русские земли. Теперь и вятичи, сильный племенной союз, занимавший земли в бассейне Десны, Верхней и Средней Оки, притоков Оки, на Дону (в арабских источниках страна Вантит), перестали платить дань хазарам и вошли в состав Русского государства.

Более столетия Русь шаг за шагом вытесняла Хазарский каганат со славянской территории. К тому же Хазарский каганат был ослаблен гражданской войной, когда власть захватили иудеи, утопив в крови своих соперников. Крымские готы перешли под власть Византии. Степи между Волгой и Доном стали занимать печенеги. На восточных границах появились гузы. Волжская Булгария стала проявлять больше самостоятельности. Теперь отказались платить вятичи. Но в середине 10 столетия Хазария была ещё серьёзным противником и главным врагом растущего Русского государства. Хазарский каганат представлял серьёзную военную угрозу для Руси.

Археологи обнаружили целую систему каменных крепостей на правом берегу Дона, Северного Донца и Оскола. Одна белокаменная твердыня располагалась от другой на расстоянии 10-20 километров.

У стен обнаружили кладбища, в них хоронили воинов-наемников. Крепости располагались на правом, западном и северо-западном берегу рек. Большую роль в сооружении этих крепостей сыграли византийские инженеры. Так, Саркел (Белую Вежу) на берегу Дона возвели именно византийские инженеры во главе с Петроной Каматиром. «Поскольку же на месте не было подходящих для строительства крепости камней, соорудив печи и обжегши в них кирпич, он сделал из них здание крепости, изготовив известь из мелких речных ракушек», — писал Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей». Саркел стал главной крепостью хазар на северо-западной границе страны. В нём размещался постоянный гарнизон из 300 воинов.

Рекламное видео:

Если бы крепости решали оборонительные задачи, их надо было расположить на восточном берегу, сделав из реки дополнительный, естественный оборонительный рубеж. На правом берегу это были форпосты, фактически выдвинутые вперёд, на вражеский берег, необходимые как плацдармы для нападения, прикрытия переправы войск и их отхода. Из них же совершали грабительские рейды небольшие отряды. Вплотную к этой линии хазарских крепостей подходили славянские земли.

Арабский географ Ал-Идриси сообщал, что вассалы хазар регулярно делали набеги на славян, с целью угона людей для продажи в рабство. Это были не просто стихийные набеги, а многолетний, целенаправленный и регулярный грабеж («высасывание крови») со стороны государства-паразита. Как уже отмечалось выше, в последний период существования Хазарии, власть в ней перехватили иудеи, представляющие касту рахдонитов (радхониты или раданиты). Это были купцы, контролирующие торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, огромную постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы. Одним из их главных «товаров» были люди. Это была каста людей наживающих огромные богатства на горе, страданиях и смертях тысяч и тысяч людей. Рахдониты контролировали Хазарию, а также были одними из главных «толкателей» (вторым был Рим) военно-политического процесса, известного как «натиск на Восток». В Европе рыцари и наемники убивали славянскую цивилизацию на землях современной Германии и Австрии. Славянские мужчины в своей массе гибли в боях, а детей и молодых женщин еврейские купцы гнали на рынки Ближнего Востока. С востока такую же роль играли хорошо вооруженные отряды наемников из Хазарии.

— Salik.biz

Русские былины сохранили память о хазарских нападениях, так былина «Фёдор Тярынин» сообщает:

Со восточной было стороны

От царя было иудейского,

От его силы жидовския

Прилетела калена стрела.

Многие славянские союзы племен и племена долго платили дань хазарам. Поляне, согласно Повести временных лет, платили дань мечами. С учётом того, что значил меч для воина северных народов, да и сложности его производства, дороговизны, это была тяжелая дань. Но ещё тяжелее и страшнее платили дань другие земли – северяне, вятичи и радимичи. Они не только платили дань серебром (шеляг — хазарская монета, слово происходит от слова шекель, по другой версии – от европейского «шиллинг»), но и по информации Лаврентьевской и Ипатьевской летописей брали от «дыма» (домовладения, семьи) «по беле веверице». Историки долго спорили, что это означает и сошлись на «белке». Однако ещё в 15 столетии в Московском княжестве (ранее земли вятичей) штраф за синяк составлял 15 (!) беличьих шкурок. Таким образом, русские с русских, и не с семьи, общины, а с одного человека, не как налог, а всего лишь штраф за мелкое правонарушение (драку) брали 15 беличьих шкурок. Всё становится ясно, если сопоставить данные с другой летописью. Радзивилловская летопись сообщает, что хазары брали: «по белой девице с дыма». А рядом на миниатюре, чтобы не было ошибки, не приняли за описку, изображена группа девиц и старейшина, склонившийся перед хазарином. Это полностью соответствует тем данным, которые известны о Хазарском каганате. В Хазарии правил клан работорговцев, чуждый нормам нравственности и мерявших всё золотом. Возможно, именно это позорное и отвратительное явление станет основой о сказках и былях «чудо-юде поганом», «змее» требовавшем себе красных девиц. В несколько более поздний исторический период, таким же паразитарным государством будет Крымское ханство, жившее за счёт грабежа и продажи в рабство людей. Ко времени правления Святослава эту дань людьми уже почти не платили, сказывались военные успехи прежних князей. Однако хазары продолжали брать людей в полон для продажи в рабство во время своих военных рейдов.

Погром Хазарии

Весной 965 году полки Святослава двинусь на Хазарию. Зиму князь провел в землях вятичей, убеждая их старейшин в необходимости подчиниться Киеву. Вятичские воины пополнили войско Святослава. Это были умелые лесные воины и разведчики. Русские полководцы любили задавать неожиданные и дерзкие загадки своим противнику. Даже многоопытные и умудренные во лжи греки, имевшие хорошо развитую разведку, становились в тупик во время молниеносных и неожиданных нападений русских дружин на Константинополь. Святослав также избрал необычный путь. Он решил ударить по столице каганата не с запада, с севера. Хазары же обычно ждали прихода русов по воде с Дона и Азовскому морю.


Русская рать направилась по старому торговому пути, ведущему к берегам Волги, к городу Булгару – столице волжских булгар. От Киева русские торговые караваны шли в район современного Воронежа, затем через лесостепные земли в район Пензы и южнее Тамбова, затем через мордовские земли к правому берегу Волги. Вот на этом пути Святослав подчинил вятичей и двинулся дальше. Он нанёс удар по постоянным союзникам хазар – булгарам и буртасам. Святослав разгромил союзников Хазарии, лишив кагана части военных контингентов. Буртасы были разбиты и рассеяны, города волжских булгар захвачены, их столица опустошена. Противник не ожидал удара с севера, поэтому сопротивление было небольшим. Буртасы и булгары предпочли спастись бегством и переждать грозу.

Русы спустились вниз по Волге и вошли во владения Хазарского каганата. Пехота двигалась на лодьях, а русская и союзная печенежская конница вдоль берега. Хазары, узнав о приближении полков Святослава, изготовились в бою. Где-то в низовьях Волги, у столицы каганата – Итиля, произошло решающее сражение. Хазарский царь Иосиф успел собрать большое войско. Царь (бек) был главой правительства, обладавшим реальной властью, а каган при иудеях сохранил только сакральные функции. Хазары выступили навстречу русским войскам.


Хазары переняли арабскую тактику, и в сражении выстраивались в четыре боевые линии. Первая линия – застрельщики, состояла из конных лучников, «черных хазар», преимущественно из небогатых семей. У арабов первая линия носила название «Утро псового лая». Эти воины не были стеснены тяжелым вооружением, основу их оружия составляли луки и легкие метательные копья-дротики. Они начинали битву первыми, осыпая противника метательными снарядами, стараясь расстроить его ряды, вынудить к преждевременной и плохо организованной атаке. Вторая линия, подпирающая конных лучников, состояла из тяжелой конницы. Это были «белые хазары» — дружины хазарской кочевой знати. Воины были хорошо вооружены – железные нагрудники, кожаные доспехи и кольчуги, шлемы, щиты, длинные копья, мечи, сабли, палицы, топоры. Это была отборная конница, наносившая удар по расстроенным рядам противника, ломавшая его строй. У арабов вторая линия называлась «День помощи».

Если вторая линия не достигала полного успеха, и противник продолжал оказывать сопротивление, в бой вступала третья линия. Тяжелая конница расступалась в стороны и в атаку шла (или принимала удар противника на себя) другая линия – «Вечер потрясения». Она состояла из многочисленной пехоты, включая ополчение столицы. Основой вооружения пехоты были копья и щиты. Пехотинцы, для отражения атаки врага, выстраивали защитную стену, прикрываясь щитами и ощетиниваясь копьями. Первый ряд становился на колено. Древки копий упирались в землю и остриями направлялись в сторону противника. Преодолеть такую стену без серьёзных потерь было трудно. Пока сражалась третья линия, хазарская конница могла провести перегруппировку и нанести новый удар, по завязнувшему в пехоте врагу.

В случае крайней необходимости, могла вступить в бой четвертая линия – по-арабски «Знамение пророка» (хазары её называли «Солнцем кагана»). Это была многотысячная отборная гвардия из воинов наемников. Линию составляли конные, закованные в железо, профессиональные наемники-мусульмане. Эту линию водил в бой лично царь. Появление русской рати у стен Итиля озадачило хазарскую элиту, до этого славяне ограничивались приграничными вылазками. Поэтому царь Иосиф провел полную мобилизацию всех боеспособных жителей Итиля. Арсеналов столицы было достаточно, чтобы вооружить всех. Хазарское войско значительно превосходило в числе рать Святослава.

Русские войска шли привычной «стеной». В первых рядах наиболее хорошо вооруженные и защищенные дружинники Святослава – элита русского войска. Передовые «вои» были защищены металлическим доспехом и кольчугами, прикрывавшими даже голени воинов, щитами. Они были вооружены копьями и топорами. За ними ряд за рядом следовали остальные пехотинцы. Конница – княжеская дружина и печенеги прикрывали фланги.

Хазарский царь приказал дать сигнал к атаке. Хазарские линии одна за другой разбились о русскую «стену». Хазары ничего не смогли сделать с воинами Святослава. Русская рать продолжала наступать, опрокидывая раз за разом войска противника. Русы смело шли в битву, разя врага копьями, мечами и топорами. Поле было усеяно трупами хазар. В конце концов хазары не выдержали и побежали. Некоторые исследователи считают, что в этой битве пал и каган, который выехал из стен столицы, чтобы подбодрить воинов своей священной фигурой. Царь Иосиф с оставшимися гвардейцами пошел на прорыв и смог прорваться из кольца окружения, ценой гибель большей части отряда. Итиль защищать уже было некому. Оставшиеся войска бежали.

Русские дружины вошли в опустевшую хазарскую столицу. Горожане бежали в степь или укрылись на многочисленных островах устья Волги. Участь Итиля можно понять по одному факту – археологи до сих пор не обнаружили его следов. Священная месть состоялась. Казалось, что можно двигаться на Русь – главная цель выполнена. Хазарский каганат потерпел страшное поражение, его армия была уничтожена, её остатки рассеяны, столица стерта с лица земли. Каганат получил смертельную рану. Но поход был продолжен. Гадину надо было добить. Святослав повел дружины по берегу Каспия на юг, к старой столице Хазарии – Семендеру. Это был крупный город на территории прикаспийского Дагестана. В Семендере правил собственный царь, имевший свое войско и крепости. Это была автономная область. Семендерское войско была разгромлено и рассеяно по окрестным горам. Царь Салифан (из арабского рода) и знать бежали. Семендер заняли без боя. Дальше на юг Святослав не пошел.

От Семендера войско Святослава прошлось по землям касогов и аланов. Аланско-касожские рати полки Святослава также разметали. Ещё одно крупное столкновение с хазарами произошло у крепости Семикара, построенной для защиты сухопутного пути к устью Дона. Гарнизон отказался сдаваться на милость победителя. Крепость взяли штурмом. Движение войска было стремительным.

Пока одни полки отдыхали, другие двигались вперед, проводили разведку, расчищали путь, сбивали вражеские заслоны, захватывали табуны лошадей. Святослав вел войска к побережью Сурожского (Азовского) моря. Здесь располагалось два крупных центра хазарской державы – Таматарха (Тмутаракань) и Керчев. Здесь серьёзных боев не было. Местные жители также пострадали от власти хазар и при приближении русского войска, в Тмутаракани вспыхнуло восстание. Хазарский наместник бросил цитадель и вместе с гарнизоном на судах пересек пролив и бежал в Крым, в Керчев. Однако и Керчев (Корчев) хазары защитить не смогли. И здесь жители подняли мятеж, помогая взять город.

Князь Святослав в Тмутаракани и Корчеве показал не только бесстрашие и высокие боевые качества своей рати, но и её дисциплинированность и справедливость. Жители приморских торговых городов не были врагами русов и города разорять и сжигать не стали. Города вошли в состав Руси. Таким образом, выйдя к берегу Азовского моря, Святослав разгромил большую часть Хазарии. От каганата остались только обломки, которые были оставлены на «съедение» печенегам.

В Хазарии остался только один «крепкий орешек» — Саркел. Это была одна из самых мощных крепостей каганата. Отставив в Тмутаракани отряд дружинников и благодарных жителей, Святослав двинулся дальше. Вскоре здесь возникнет ещё одна русская область – Тмутараканское княжество. Саркел имел шесть мощных башен, видных издалека. Крепость стояла на мысу, который с трех сторон омывался водами Дона. С четвертой стороны был отрыт глубокий ров, заполненный водой. На расстоянии полета стрелы от стен, со стороны суши, был вырыт второй ров. Саркел считался неприступным. В крепости стоял не только гарнизон, но и укрылся с остатками войск царь Иосиф. В Белой Веже имелись большие склады с запасами продовольствия, что позволяло выдержать долгую осаду. Царь Хазарии надеялся переждать в этой мощной крепости военную грозу и начать восстанавливать порушенное.

Русское войско подступило к крепости с суши – конница, и по реке на ладьях – пехота. Началась осада. В этом бою русы, показали умение брать штурмом хорошо защищенные укрепления. Рвы засыпали землей и всем, что годилось для этого дела. Когда русские вои двинулись на штурм, их стрелки (русские сложные луки были страшным оружием) осыпали стены градом стрел. Крепость взяли на копье при помощи штурмовых лестниц и тарана. Последний жестокий бой произошел в башне цитадели, где пытался отбиться хазарский царь с охраной. Пощады не было, всех хазар вырезали. Эта битва показала, что воинов Святослава не остановят и серьёзные крепости. Князь Святослав Игоревич со славой и богатой добычей вернулся в Киев.

Итоги

Это была блестящая победа. Государство-упырь, полтора столетия пившее кровь соседей и данников, рухнуло за год. Святослав совершил беспрецедентный для той эпохи военный поход, протяженностью около 6 тыс. километров. Во время него были разгромлены враждебные булгары и буртасы, Хазарская империя испытала страшный погром и исчезла с политической карты мира. Святослав и его рать показали блестящие боевые качества. Святослав применял комбинированную тактику, используя пехоту, тяжелую русскую и союзную, легкую печенежскую конницу.

Передвигался стремительно, часто сажая пехоту на суда, когда конница шла по суше. Русская рать разгромила не одно сильное вражеское войско, захватила несколько серьёзных крепостей.

Как писал академик Б. А. Рыбаков: «Походы Святослава 965-968 гг. представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии. Побеждена была Волжская Булгария, полностью разгромлена Хазария, ослаблена и запугана Византия… Замки, запиравшие торговые пути русов, были сбиты». Русское государство получило возможность начать широкую торговлю с Востоком. Русь создала форпосты в Тмутаракани и в Белой Веже. «Во всех этих действиях мы видим руку полководца и государственного деятеля, заинтересованного в возвышении Руси и упрочении его международного положения. Серия походов Святослава Игоревича была мудро задумана и блестяще исполнена».

Русские источники молчат по поводу того какие шаги предпринял Святослав по управлению завоеванным краем. Это дало повод некоторым исследователям обвинить князя Святослава в излишней воинственности, трате сил и ресурсов на ненужные Руси походы. Но хорошо осведомленный арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль приоткрывает характер отношений русов и местного населения. Буртасы, булгары и хазары, побежденные и рассеянные русами, вскоре вернулись на свои земли. «Они, — сообщает арабский автор, — надеялись, просили, чтобы с ними заключили договор, и они были бы покорны им (русам) за то, что (русы) оказали ему (ширваншаху) благодеяние для них (беженцев)». Речь идет о том, что многие хазары, спасаясь от вторжения, бежали во владения ширваншаха к Дербенту, а потом после какого-то благодеяния русов по отношению к беженцам через ширваншаха смогли вернуться в свои земли. Это сообщение весьма важное. Оно показывает, что вырезав хазарскую политическую, военную и торговую верхушку (часть бежала), полностью уничтожив военную составляющую каганата, стерев с лица земли все его военные твердыни, в целом проведя операцию по «умиротворению» врага, русы вовсе не собирались чинить неприятности простым людям. Мирное население было приглашено вернуться на старые места. Возможно, Святослав даже дал гарантии ширваншаху, что беженцам не будет причинено никакого ущерба. Все знали, что русы-язычники блюдут слово свято. Районы Поволжья, Подонья, Приазовья, части Северного Кавказа переходили под русское покровительство. В ряде форпостов были оставлены небольшие русские отряды.

Святослав получил полное господство в Восточной Европе. Наглядный военный урок получили поволжские и северокавказские союзники Хазарии. Забеспокоились в Византийской империи, пристально наблюдая за подвигами русского князя. Баланс сил в регионе резко изменился в пользу Руси.

Продолжение: «Два опасных для Византии врага – Болгария и Русь. Почему Святослав решил нанести удар?».

Самсонов Александр