Иосиф ватопедский улыбка
Содержание
К чему покойники улыбаются?
Человеческое тело не изучено современной наукой и посей день и навряд ли врачи откроют все тайны, связанные с нашим телом. Такой из множеств тайн и является посмертная улыбка покойника в гробу перед захоронением.
Что может означать такая улыбка, является ли это знаком предвестия худа или добра, как обезопасить свой дом, если вместе с покойником в него пришло потустороннее зло, обо всем мой любимый читатель мы и поговорим в этой статье.
Почему мертвые улыбаются с точки зрения современной науки?
Патологоанатомы объясняют этот феномен тем , что лицевые мышцы омертвевших нервных окончаний могут менять свое положение в зависимости от времени самой кончины, другое дело, когда после смерти человека прошло продолжительное количество времени и в некоторые моменты мимика лица мертвого человека начинает самопроизвольно выражать эмоции радости или грусти., такие наблюдения очень сильно могут напугать простого обывателя.
Но и тут ученые нашли объяснение этому феномену, дело все в том, что прямой солнечный свет, который содержит в себе ультрафиолет, может так же воздействовать на лицевой нерв, изменяя его положение, что в свою очередь в некоторых случаях и вызывает устрашающий оскал в улыбке усопшего.
Так же подобный феномен омертвевшей ткани объясняется в некоторых случаях тем, что в порах отмирающего эпидермиса могут развиваться различные грибковые гнилостные инфекции, которые под воздействием окружающей температуры и освещения изменяют положение лицевого нерва и самих мышц омертвевшей ткани, вызывая на лице усопшего страшный оскал или легкую безмятежность.
Значение улыбки усопшего с точки зрения народных поверий.
С точки зрения народных поверий улыбка усопшего в гробу перед погребением может означать много будущих бед в семье самого покойника, возможно даже кто-то заболеет или умрет. Первой приметой надвигающихся смертей и болезней в семье усопшего, является улыбка на лице покойника с открытыми глазами.
Если же глаза усопшего закрыты и на лице нет грозного оскала, а присутствует лишь небольшая теплая улыбка, то вероятно умерший ушел с миром в потусторонний мир без злобы на живых.
Животный ужас и страх покойника с открытыми глазами и оскаленной улыбкой вполне может подразумевать опасность, особенно в том случае, если усопший был при жизни не простым человеком и занимался тайной магией или алхимией.
Тела таких людей даже после смерти могут быть опасны для живых, так как способны концентрировать в себе энергию смерти и ужаса.
Что делать если вы все-таки испытываете опасность от исходящего покойника?
Если вы доверяете своей интуиции, чувствуя исходящую от него опасность, и с ужасом взираете на то, как покойник улыбается. В таких случаях необходимо закрыть глаза монетами, руки и ноги до погребения должны быть связаны веревкой, лицо накрывается тканью, а у изголовья усопшего ставится церковная свеча.
В тот момент когда, вы ставите свечу у изголовья и она начинает трещать и коптить, знайте, ваша интуиция вас не подвела и рядом с вами может присутствовать невидимое зло.
В тех случаях, когда покойник улыбается в гробу благодаря косметическому вмешательству гримеров похоронных агентств, все вышеописанные приметы являются не действительными, и бояться этом случае нечего!
Весь изложенный материал на этом ресурсе отражает только личное мнение автора и не может восприниматься, как руководство к действию и тем более, как единственно верный источник истины. Мира света и тепла тебе Гость. На главную.
Умереть с улыбкой
» | Настоящий оптимизм — это когда на надгробном камне надпись: «Всем чмоки! До скорой встречи! Увидимся!» | » |
— Анекдот |
» | Я отыскал досье этой девушки и в ужасе от того, что обнаружил. Она не просто христианка — она из самых гнусных! Отвратительная, подлая, глупо-улыбчивая, скромная, молчаливая, тихая как мышка, ничтожная как мокрая курица, девственная, истое дитя! Какая гадость! Меня просто тошнит. Её досье читать просто противно. С ума сойти, до чего мир испортился. В прежние времена мы послали бы её на арену, на растерзание зверям. Такие, как она, только на это и годятся. Правда, от нее и там было бы мало пользы. Она — двуличная обманщица (знаю я тихих): вид такой, будто готова упасть в обморок при виде капли крови, а умрёт, гадюка, с улыбкой на губах. | » |
— К. С. Льюис, «Письма Баламута». Демоны не любят Непоколебимую чистоту. |
Когда герой умирает с честью, это всегда производит впечатление на зрителя. Но если есть желание выжать слезогонку до предела, есть вообще экстремальный вариант: герой или героиня, который (-ая) умирает с улыбкой, со смехом или даже отпускает по поводу своей грядущей кончины остроумные комментарии.
Воинам и героям это, как правило, не свойственно: они умирают с суровой невозмутимостью, говорящей о том, что они умеют контролировать свои чувства даже в этот момент. С улыбкой же обычно уходят святые, верующие и непорочные ангелы, у которых таких чувств вообще не возникает: нередко это связано с тем, что персонаж уже так или иначе видел «ту сторону» и осознал, что смерть — это не конец. Так может умереть тот, для которого смерть означает конец страданий.
С улыбкой часто уходят те, кто умирает от руки любимого человека. Но так может умереть и камикадзе или просто фанатик, верящий, что теперь он уж точно попадёт в рай. Причём, подобный персонаж может умереть не с тихой блаженной или грустной улыбкой, а громогласно хохоча во всё горло!
Если так мрет злодей, то либо он уверен, что вернется, либо его зловещий план уже начал свое действие.
Близкий троп — Страх смерти смешон для умерших, когда на смерть смотрят с улыбкой уже с Той стороны.
Примеры
Литература
Русскоязычная
- И. Ефремов, «Таис Афинская» — Менедем. Упоминается, что в обычаях эллинов было умирать с улыбкой, повергая врагов в изумление.
- Наина Георгиевна из романа Акунина «Пелагия и белый бульдог». «Это хорошо, что я умираю. Самое лучшее, что могло случиться».
- У него же — красивая девушка с жутким прозвищем Смерть из романа «Любовник Смерти».
- И у него же — маньяк Соцкий он же — Джек-Потрошитель из «Особых поручений». Последние его слова — «Господи, какое счастье!».
- Его же «Смерть Ахиллеса». Умирающий Ахимас Вельде улыбается, осознав, что прожил хорошую жизнь.
- Цикл «Тайный Город», книга «Кафедра Странников». Профессор Мельников умирает со смехом, запустив неуправляемую реакцию, поскольку ухитрился добиться всего, чего хотел — обманул великих магов и открыл заблокированную много лет назад Большую Дорогу с Земли.
- А. Чехов, «Человек в футляре» — так умер Беликов.
- Тимур Муцураев — Эй, шахид!
- А. Н. Островский, «Бесприданница» — Лариса обрадовалась пуле Карандышева.
На других языках
- Хетти Хантер из романа «Зверобой». Сцена производит неизгладимое впечатление: Хэтти, искренне не понимая всеобщей печали, всех утешает и радуется грядущей встрече с умершей мамой.
- А. Дюма, «Три мушкетёра» — герцог Бекингэм, лишь смертельно раненым убедившийся, что королева Анна любит его. «Бекингэм хотел в последний раз улыбнуться, но смерть остановила его мысль, и она запечатлелась на его челе как последний поцелуй любви».
- Гарриет Бичер-Стоу, «Хижина дяди Тома» — избитый жестоким хозяином Легри Том умер через несколько минут после того, как его разыскал подросший сын прежнего хозяина, Джордж Шелби. Том убедился, что его помнят и любят.
- Сенкевич, «Камо грядеши» — Петроний умирает в окружении друзей, пируя под музыку, а перед этим отправляет императору издевательское письмо.
- Питер Пэн: «Умереть — это ведь тоже большое и интересное приключение». Субверсия, потому что он выжил.
- «Властелин Колец»: Боромир перед смертью раскаялся в своём нехорошем поступке и умер с улыбкой.
- Дженнифер Кавиллери из «Истории любви» Эрика Сигала. Своему фирменному сарказму она не изменяет даже в последние минуты жизни.
- Сага о Гарри Поттере. Дамблдор — король этого тропа, противник «судорожного цепляния за жизнь любой ценой» (которым в этом сеттинге печально прославились приспешники Зла). Дамблдор откровенно (и неточно по форме, но верно по сути) цитирует фразу Питера Пэна как собственное кредо. Выжить он не выжил — но и в загробном мире смог давать своему ученику советы (а ученик-то оттуда как раз сумел полноценно вернуться в мир живых).
- Сириус Блэк, ещё один ментор главного героя — придерживается тех же убеждений. Сириус — Питеру Петтигрю (своему бывшему соратнику, а ныне приспешнику Зла): «Как ты смел предать нас и пойти на службу к Волдеморту? Как ты смел сдать ему Поттеров?!». Питер: «Но иначе он убил бы меня!». Сириус: «Значит, надо было умереть!».
- Геллерт Гриндевальд выжал педаль в пол. Он совершил Героическое самопожертвование, попутно посмеялся над своим противником и смог задержать Волдеморта насколько смог.
- Роберт Шекли, «Жертва из космоса» — педаль в пол. Действие происходит на планете, где аборигены считают единственным путём в рай неестественную смерть, причём чем ужаснее, тем лучше. Жрецы пытаются сохранить монополию на убийства, но нарушителей хватает. Все убитые — и жрецами, и от «несчастного случая», умирают с улыбкой, особенно если устроили себе что-то эффектное — колючее деревце там тайком подпилить…
- К. С. Льюис, «Письма Баламута»: именно так Баламут характеризует невесту главного героя (см. эпиграф). Субверсия: умер как раз сам герой.
- Мориц Гартман: «Белое покрывало». С фитильком: казненный герой, думая, что его в последний момент помилуют, «…в самой петле — улыбался!»
- «Повесть о двух городах» — Так умирает Главный герой.
- Государь Дерек из Dragonlance. Его тело с головой закутали в саван, так страшна была улыбка на его мёртвом лице.
- Дафна Дюморье, «Ребекка» — сама Ребекка, по словам ее убийцы, умирает именно так.
Кино
- Офелия в конце фильма «Лабиринт Фавна». Что и понятно, потому что как раз в этот момент её душа возвращается в сказочное королевство и воссоединяется с умершими родителями.
- Эсмеральда (Лоллобриджида) в фильме «Собор Парижской Богоматери» 1956 года умирает со словами: «Жизнь прекрасна» (C’est beau, la vie). Что есть блестящий неканон: в первоисточнике Гюго этого не было.
- Дженнифер Кавиллери в экранизации «Истории любви».
- Predator — в финале совершает самоподрыв, включив аудиозапись хохота.
- Blade Runner — Рой Батти, после своего знаменитого монолога под дождём.
- Mad Max: Fury Road — смертельно раненная Хранительница Семян умирает с улыбкой, веря, что её спутники смогут осуществить задуманное.
- Здесь же — изрядная часть антагонистов.
- Star Trek: Generations — Кирк. «Это было… забавно».
- «Королевская битва» — Кавада Сёго.
- Лестер Бёрнем в «Красоте по-американски» принимает смерть с улыбкой на лице и со словами «всё хорошо, всё просто здорово».
- Star Wars: The New Hope. Оби-Ван Кеноби же!
- «День Независимости» — лётчик Рассел Кейс. «Привет, ребята. Это снова я!»
- «Убить Билла» — Так умирает Билл.
- «Культ любви» (известный еще и как «Черная Эммануэль, лагерь любви») — сумасшедший приспешник Божественной (которая до этого взорвала лагерь вместе с собой) именно так и умирает, отказавшись от помощи героя: Дориан пытается подать руку своему врагу (несмотря на то, что тот пытался его убить) вместо того, чтобы сбросить в пропасть, но тот предпочел смерть и бросился вниз сам, произнеся со счастливым выражением лица: «Божественная, иду к тебе!»
- Терминатор Т-800 во втором «Терминаторе».
- «Не покидай» — Марселла умирает от пули Канцлера с улыбкой на губах под песню Патрика о надежде. Образцовая слезогонка: «Раньше он не мог петь, потом я не смогу слушать…» — большую часть фильма Патрик нем и лишь аромат волшебной розы вернул ему дар речи. К тому же это финал фильма.
Телесериалы
- Gotham: именно так умер источник вдохновения Джокера — юный маньяк Джером Валеска. Видимо знал что оживёт и сам станет… Ну вы поняли, кем.
- «Доктор Кто» — Ривер Сонг. Не удержалась от искушения поддразнить Доктора даже в последние минуты жизни.
- «Викинги» — Этельстан без сопротивления даёт Флоки себя убить, спокойно улыбаясь, с молитвой на устах, раскинув руки, в конце став всё-таки святым, погибшим за веру от рук язычника.
- Lost — Джек Шепард. В финале он видит, как его друзья улетают с Острова, и спокойно умирает в бамбуковой роще с улыбкой на устах.
- «Игра престолов» — Эурон Грейджой умирает счастливым, после того как Джейме пронзил его мечом. А всё потому, что ему удалось переспать с Серсеей и смертельно ранить Цареубийцу.
Мультфильмы
- «Король Лев 2». С прикрученным фитильком — Зира. В изначальном сюжете она должна была отказаться от помощи Киары, разжать лапы и упасть в воду с улыбкой, предпочитая смерть союзу с заклятым врагом. Потом это изменили — она пытается удержаться на обрыве, но соскальзывает и падает, однако сцена осталась от прежнего сюжета, и улыбка на лице тоже осталась.
- «Тайна Коко» — так окончательно умирает Чич после того, как Гектор спел ему любимую песню.
Комиксы
- The Dark Knight Returns: в реальности Земли-31 Джокер умрёт с улыбкой. Довёл своего оппонента Бэтмена окончательно («Ты потерял контроль, и теперь они убьют тебя за это») Педаль в пол — улыбается даже его горящий скелет, а Бэтмен на это ворчит: «Хватит смеяться!»
- Вообще во многих комиксах и адаптациях Джокер смеётся, когда чувствует скорую смерть, например, в «Тёмном рыцаре» хохотал, падая с башни, в «Маске фантазма» решил посмеяться последним, взрывая парк вместе с Бэтменом, в «Нападении на Аркхэм» ржал, сидя во взрывающемся вертолёте. Связано это с тем, что Джокер находит смерть забавной.
- Джокер воспринимает весь мир как шутку и многое находит забавным, а не только смерть. Но он, все-таки, больной и покалеченный — чаще всего просто не способен сдерживать смех. А смеется он тогда, когда его переполняют эмоции.
- А еще некоторые жертвы Джокера — умирают, улыбаясь. Но только вот эта улыбка не является искренней, т. к. вызвана отравляющим газом (или иными ядами), поэтому не совсем сюда (или даже совсем не сюда).
- «Звездные войны. Дарт Вейдер» — Феррен Барр: пусть и не самыми джедайскими методами подрывом челнока с имперским послом прямо на глазах у Вейдера, что привело к вторжению имперцев и орбитальной бомбардировке планеты, но он достиг поставленной перед собой цели — флот мон-каламари, возглавляемый адмиралом Раддусом, отказался подчиниться приказу о капитуляции и прорвался через эскадру Таркина в космос (именно эти корабли в дальнейшем и станут основой флота повстанцев), а сам Барр дал бой инквизиторам и Вейдеру
Веб-комиксы
- «Некромантийя»: Грисеус. Видимо, он был доволен тем, что устроил.
- Homestuck: Эквиус, задушенный Гамзи. Причём он даже не сопротивлялся — только ли из уважения к высшекровному и законов своей касты или же сыграло роль влияние удушья на мозг — полностью неизвестно, но есть серьёзные основания полагать, что Эквиус ещё и глубоко мазохист.
- Girl Genius — Ларс, закрывший своим телом Агату.
Аниме, манга, ранобэ
- Code Geass — Ширли Фенетт. «Сколько мою память ни переписывали… сколько мне ни перерождаться, каждый раз я влюбляюсь в тебя. Наверное, такова судьба. Так что… всё хорошо, Лулу». Ну, и сам главный герой. Смерть запланирована и успешно завершает дело всей его жизни, так чего же не улыбнуться, в самом деле?
- Принцесса Юфемия ли Британия умирает с улыбкой, после того, как Сузаку сообщает ей, что удалось установить Японскую Область, это неправда.
- One Piece — целая россыпь героев, готовых умереть с улыбкой. Особо отличились обладатели инициала Д.
- Гол Д. Роджер. Принял свою смерть, поднял дело своей жизни (пиратство) на новый уровень всего одной фразой, выкрикнутой с эшафота, и умер, улыбаясь.
- Луффи же! В арке Логтауна его почти было обезглавил Багги. Луффи же смеялся. Помнивший казнь Роджера капитан Смокер понял, что это недобрый знак, и от такого пирата жди беды…
- Названный брат Луффи и сын Гола Д. Роджера, Портгас Д. Эйс. Пока был на эшафоте, нервничал и даже плакал, но лишь оттого, что переживал за своих товарищей. Когда получил смертельный удар от адмирала Акаину, улыбался и благодарил друзей. Неплохо для парня, которому сожгли все внутренности.
- При параллельно идущих флешбэках на тему «Должен ли я был вообще рождаться?..» одновременно воспринимается как на удивление светлый момент даже в такой грустной сцене. Видно, что в конце концов он всё-таки нашёл ответ на свой вопрос.
- Мать Эйса, Портгас Д. Руж. Дабы спасти сына от охотившегося за отпрыском Короля Пиратов правительства, вынашивала его два года. Умирая от истощения, улыбалась с чувством выполненного долга.
- Дезертировавший из Морского Дозора вице-адмирал Ягуар Д. Саул. Пока его заживо замораживал старый друг Кудзан, смеялся, чтобы не расстраивалась Нико Робин. До этого учил её смеяться всегда, когда больно.
- Трафальгар Ло, как выяснилось, на самом деле, Трафальгар Д. Ватер Ло. Убить его, как и Луффи, ещё никому не удавалось, но перед лицом смерти оказывался не один раз. Каждый раз встречал смерть хищным оскалом, который ему заменяет улыбку.
- Аверсия вышла с Чёрной Бородой. Несмотря на крутую приставку к имени, продемонстрировал страх перед смертью. Убит не был, но был опозорен Белоусом: «Ты не тот человек, которого ждал Роджер!»
- Зато сам Белоус встретил смерть не только с улыбкой, он вдобавок умер стоя. А перед этим ещё и повторил подвиг Роджера, спровоцировав предсмертными словами новую волну пиратства. Фаны после такого всерьёз решили, что Эдварда Ньюгейта на самом деле зовут Эдвар Д. Ньюгейт (хорошо хоть не Э Д. Вардньюгейт). Эйитиро Ода слухи поспешил опровергнуть.
- И как можно забыть, как умирала целая команда пиратов Румбы? Педаль в ядро — они во время своей смерти пели до самого конца. Что случилось? Значит, у нас теперь квартет… Трио… Дуэт… Соло…
- Донкихот «Коразон» Росинанте. День смерти встретил с улыбкой на лице, чтобы маленький Трафальгар Ло, который был ему как сын, помнил о своём старшем друге и наставнике только хорошее.
- Почти так же встретила смерть бывшая дозорная Бельмер. Улыбнулась своим приёмным дочерям, сказала, что любит их, и умерла, чтобы они могли жить.
- К слову о Донкихотах — Донкихот Хоминг, тэнрюбито, отказавшийся от своего титула. Перед смертью с улыбкой извинился перед своими сыновьями, что у них был такой отец, как он. Перед обоими — даром, что это старший из них уже держал его на мушке.
- Доктор Хирурк. Сказал, что это была прекрасная жизнь, поблагодарил Чоппера и с улыбкой подорвал себя.
- Ясуи, будучи распятым на кресте, умер с улыбкой, когда его расстреляли. Вероятно, с фитильком, ибо все люди из его деревни испробовали бракованные искусственные Дьявольские Фрукты SMILE, которые имеют побочный эффект, заключающийся замене всех проявлений эмоций на улыбку и смех, будь то печаль, страх, ненависть или иные чувства.
- Hellsing — Гауптштурмфюрер, который наконец получил смерть, которой так долго ждал, уходит с искренней улыбкой.
- Штурмбаннфюрер. Получил свою адскую войну, попал Интегре в глаз из люгера и умер счастливым человеком.
- Шрёдингер, один из самых фанатичных последователей Монтаны, с радостью отпилил себе голову. Всё во славу Последнего Батальона!
- Пип Бернадотт. «Чёрт, хорошая ты девушка. Ради такой и умереть не жалко».
- Уолтер только за пять минут до смерти понял, какими чудовищами были «Миллениум», и, улыбаясь, попрощался со своей дорогой хозяйкой.
- Fullmetal Alchemist — Ван Хоэнхайм, отец братьев Элрик. В финале истории приходит на могилу жены, и, счастливо улыбаясь, находит-таки свой вечный покой.
- Кинг Бредли, осознавший, что его жизнь, которая должна была пройти по сценарию от и до, благодаря людям все-таки стала поинтереснее.
- Fate/Zero — внезапно, Рюноске и Кастер. Что Мастер, что его Слуга на протяжении всего сюжета были полными чудовищами, иначе их деяния описать нельзя. Однако уходят оба с улыбками и даже в чем-то изящно. Рюноске, в конце концов, находит «красоту», которую искал в жертвах, внутри самого себя и умирает со спокойной душой. Кастер Жиль де Ре в последний момент видит образ своей обожаемой Жанны и, прослезившись, покидает этот мир почти радостным.
- Rurouni Kenshin — Юми, счастливая, что сумела послужить своему господину.
- Sailor Moon — Нефрит. «Я рад, что встретил тебя, Нару…»
- Break Blade — советник короля Крисны Занс, якобы предатель, а на самом деле засланный казачок в лагере генерала Боркуса, умирает с улыбкой, узнав, что рискованный план (который он же, на пару с ГГ, и предложил) увенчался полным успехом.
- Psycho-Pass — Макисима Сёго в поле овса. «И все же, почему-то… я даже представить не могу, что меня убьет кто-то кроме тебя.»
- The Heavenly Yeard/Evillious Chronicles/»Хроники Эвиллиоса» — Галлериан Марлон мало того, что умер с улыбкой, так ещё и убийцу поблагодарил!
- Немногим раньше так умер возлюбленный Немезиды, Нёз.
- Angel Beats! — если считать исчезновение из чистилища смертью, то достачно многие уходят с улыбкой.
- Hotarubi no Mori e — Гин умирает с улыбкой, потому что наконец смог обнять Хотару.
- TTGL — Камина же! «Счастливо, братцы…»
Видеоигры
- Mass Effect — Мордин Солус, господа, просто Мордин. «Генофаг излечен. Кроганы свободны. Новое начало… для всех нас»
- А также множество других персонажей, в числе которых Андерсон, умирающий в конце финальной части трилогии, Легион (хотя геты не могут выражать эмоции в привычном для людей понимании, по его последним словам можно легко понять, что он уходит спокойным, радуясь миру между своими собратьями и кварианами) и даже Сарен, если совершит самоубийство, убедившись в ошибочности своих поступков.
- BioWare вообще любят этот троп. В Dragon Age 2, к примеру, именно так умирает мать Хоук(а), успев сказать героине/герою, как сильно она гордится своим ребёнком. А в первой части вы можете не принимать Зеврана в команду, а убить его, предварительно допросив: мало того, что он будет балагурить весь допрос, так ещё и напоследок попросит ГГ не есть его труп: «…мне такое в кошмаре приснилось». Субверсия: на тот момент ему действительно всё равно, жить или умереть.
- The Black Heart. Анимус в момент своего самоубийства не то что улыбался — ликовал: наконец-то избавление от мук!
- Undertale. Ториэль, Андайн Бессмертная и Санс на пути Геноцида.
- Mortal Kombat X — Скорпион укоротил на голову Куан-Чи, но тот успевает усмехнуться, и не зря…
- Batman Arkham City: Джокер.
- BioShock Infinfte. В концовке DLC «Морская Могила — Эпизод 2» Элизабет умирает с улыбкой: она знает, что благодаря её действиям Джек придет в Восторг, победит Атласа и спасет Маленьких Сестричек.
- Persona 3 — Шинджиро и Протагонист.
Визуальные романы
Джуня и гидравлический пресс созданы друг для друга!
- Fate/Stay Night — вообще все Слуги. Хорошо видно на Арчере и Кастер, а также Гильгамеше в финале первого сценария, сюда же подходит и Ассассин из финала второго сценария. И даже некоторым Мастерам это не чуждо, причём первенство внезапно за Котомине Киреем.
- Air — Мисудзу.
- Rewrite — Нисикудзё в линии Сидзуру в борьбе с Ключом.
- Danganronpa — Эношима Джунко (см. фото) дает джокерскую лыбу за секунду до того, как ее расплющивает многотонным грузом, перед этим повторив еще с десяток менее смертельных аттракционов. Впрочем, она мазохистка, всем сердцем желающая испытать отчаяние, поэтому скорой смерти была несказанно рада.
- Сакура Огами выпивает яд и умирает от него, улыбаясь.
- Кайто Момота умирает от болезни лёгких прямо во время своей казни. Но он улыбается, зная, что это была его маленькая победа…
- «Бесконечное лето» — в плохой концовке Лены («Вскрываемся!») главный герой Семён кончает жизнь самоубийством в ванне, перерезав себе вены. Он медленно умирает с улыбкой на лице — ведь для него это единственный способ воссоединиться с покончившей жизнь самоубийством возлюбленной (как он слишком поздно понял) Леной.
- Doki Doki Literature Club! — Юри втыкает в себя нож с безумной улыбкой на лице.
- Zero Escape — Эрик, так как его философия — улыбаться, несмотря ни на что. Также отличилась Луна в её концовке.
Интернет
- «Супер Марио 64 Блуперс от SMG4» — Дести. А вот улыбашка Фрэнсис был слишком напуган.
- А ещё потомок Марио из плохого будущего.
Реальная жизнь
- По легенде, суфий Мансур аль-Халладж смеялся, когда его казнили.
- Поэт и художник Уильям Блейк умер именно так. Впоследствии так же умерла и его жена, верившая, что встретится с мужем.
- Франсуа Вийон — «Баллада повешенных»: стеб над собственной казнью. С фитильком — смертный приговор был заменен на изгнание, но, строго говоря, поэт в момент написания был уверен, что умрет.
- Сардоническая улыбка.
Блаженный старец Иосиф Ватопедский и его изречения
1 июля 2009 г. скончался известный афонский подвижник, ученик старца Иосифа Исихаста, схимонах Иосиф Ватопедский (1921–2009).
Старец Иосиф родился на острове Кипр в многодетной крестьянской семье. Его мать родила дитя на седьмом месяце беременности в день памяти святых бессребренников. Вначале она думала, что ребенок мёртв, но он чудесным образом выжил.
Двенадцать лет находился молодой инок в послушании у старца Иосифа Исихаста
Будущий старец начал свой монашеский путь в шестнадцатилетнем возрасте. Его духовным отцом стал великий старец Иосиф Исихаст. Двенадцать лет находился молодой инок в послушании у отца Иосифа до блаженной кончины последнего в 1959 году. Это ученичество оставило неизгладимый след в душе инока. Подвизаясь под руководством такого старца, Иосиф Ватопедский и сам вырос в духовного наставника.
В 1989 году, по решению Священного Кинота Святой Горы Афон и с благословения Вселенского Патриарха, отцу Иосифу было поручено внешнее и внутреннее восстановление монастыря Ватопед — второго по чину среди афонских обителей. Трудами старца Иосифа и его духовных чад Ватопедская обитель была за короткий срок восстановлена из руин.
Старец Иосиф Ватопедский на смертном одре Через полтора часа после смерти старца Иосифа совершилось чудо: когда монахи в последний раз открыли лицо старца, все стали свидетелями блаженной улыбки, явившейся на устах подвижника. Умерший улыбнулся, тем самым «действенно запечатлевая свидетельство общего воскресения», по словам настоятеля Ватопеда архимандрита Ефрема.
Современники свидетельствовали о старце:
Монах Иосиф Дионисиатский: «Благодаря отцу Иосифу наполнился монахами и превратился в духовную оранжерею монастырь Ватопед» .
Архимандрит Ефрем, игумен монастыря Ватопед: «Блаженный достиг великой степени любви к Богу и ближнему. Перед теми, кто его не знал, вставал вопрос: как неграмотный человек мог написать шестнадцать книг на духовные темы? А ответ прост — по благодати Божией, происходившей из события Пятидесятницы. Так же, как неграмотные рыбаки Христовы возродили и преобразили вселенную».
«Всякий раз, когда блаженный старец подходил ко Причастию, из его глаз истекали реки слёз. Ни разу он не причащался без слёз. Сердцем он постоянно духовно ощущал любовь Божией Матери, Которую так сильно любил. И плакал всякий раз, едва заслышав Её имя».
1982 год. Старец Иосиф Ватопедский в монастыре Кутлумуш с преподобным Паисием Святогорцем и своим духовным чадом иеромонахом Афанасием (ныне митрополитом Лимасольским)
«Старец творил огненные молитвы за весь страждущий мир. Он молился не только за знакомых и незнакомых, но и за своих клеветников. Однажды утром я увидел его сильно изнурённым, а глаза его были полны слёз. Тогда я спросил: “Старче, что происходит, что ты так изнурён?” Он ответил: “Чадо, сегодня вечером я молился много часов подряд. Я сильно оплакивал того, кто клевещет на меня. Я просил Бога просветить и спасти его душу”».
Архимандрит Елисей, игумен монастыря Симонопетра: «Старец Иосиф был мерилом, эталоном для Святой Горы, он был движим желанием видеть каждого монаха любящим Бога. Каждая встреча со старцем была духовным опытом».
Почтим светлую память старца, вспомнив его духовные наставления:
Не огорчай никого
Старец Иосиф Ватопедский
- «Если хочешь молиться, как подобает, не огорчай никого, иначе всуе будешь молиться».
- «Если не хочешь отпасть от любви Бога, никогда не делай так, чтобы брат твой засыпал, имея на тебя обиду, или ты сам засыпал, имея на него».
- «Если держишь зло на кого-то, помолись о нём и прекратишь тем самым движение страсти, потому что молитва прогоняет печаль. Если же другой держит зло на тебя, окажи ему милость и смирись перед ним, постарайся приобрести его дружбу. Этим освободишь его от страсти».
Смысл жизни
- «Есть один смысл жизни на земле, хотя и стараются его уничтожить всевозможные безумные теории, — это исполнение заповедей Христовых».
Гнев — тень эгоизма
- «Причины, вызывающие гневную страсть, многочисленны, но сходны между собой и зависят друг от друга, поскольку связывает их корыстолюбие и себялюбие. Где торжествует гибельный эгоизм, там обязательно присутствует и его тень — гнев».
- «Почему же возникает гнев? Да потому, что на пути себялюбия возникают препятствия».
Когда терпишь бесчестие
- «Тот, кто терпит бесчестие, хотя мог и ответить на него, избавляется от грехов. За своё терпение он обретает от Бога утешение, поскольку поверил Ему».
- «Когда почувствуешь печаль или боль от того, что кто-то тебя оскорбил или пристыдил, знай, что получил ты от этого пользу великую, потому что вышло из тебя тщеславие».
- «Говори с кротостью, и не попустит Бог, чтобы тебя поносили и унижали. Если будешь поступать со всеми по любви, тогда и другие будут обходиться с тобой, как с другом своим. Избегай выставляться перед другими и ни в чем не преткнёшься по Промыслу Божию. Если всё с верой предашь в руки Промысла, не впадёшь в искушение».
Скорби и болезни
- «Как ночь сменяет день, а зима — лето, так и тщеславие и сластолюбие сменяются скорбями и болезнями или в настоящем времени, или в будущем».
- «Как врач назначает больным для лечения горькое лекарство, так злонравным и сластолюбцам Божественный Промысл попускает мучительные скорби».
- «Пусть каждое невольное страдание будет тебе поводом помнить Бога, и у тебя всегда будет повод для покаяния».
- «Врачующие тело не дают одно и то же лекарство всем. Так и Бог, исцеляющий болезни души, знает не один только вид лечения, который подходил бы всем, но в каждой болезни предлагает своё лекарство, способствующее выздоровлению».
Искушения
- «Всё то, что нарушает спокойствие и размеренность нашей жизни, называется искушением».
- «Во время благополучия и достатка обретается много друзей. Во время искушений найдёшь ли хоть одного?»
- «Всё, что с нами происходит, мы склонны объяснять по-своему. Однако скольким испытаниям мы должны подвергнуться, то знает лишь один Бог, Который их попускает».
- «Мы, будучи христианами, каждый день стараемся исполнять наши христианские обязанности, но как бы ни было велико наше старание, мы всё равно где-нибудь делаем неверный шаг, поскольку безошибочного пути не существует… обычно наше покаяние бывает неполным, недостаточным для того, чтобы изгладить вину, и, значит, остаются неоплаченные долги. … они остаются неизвестными нашему собственному рассуждению, в то время как правосудию Божию известны с точностью. Что мы должны тогда делать? Если мы не можем принести достойное покаяние в полной мере здесь, нас ждёт будущее осуждение и смерть, и мы лишаемся спасения. Чтобы этого не случилось, Божественная воля промыслительно посылает наказание, то есть “примирительную скорбь”, невольный, причиняющий душевную боль случай, который по тяжести соответствует количеству ошибок, и так происходит “уплата долга”. Итак, искушаемый человек не должен удручаться и роптать ни на что, поскольку он оплачивает долги собственного нерадения или зложелательства».
- «Существуют также искушения, приобретённые через общение и участие в чужих искушениях. Это участие может быть восходящего и нисходящего типа. Например, обижающий участвует в искушениях обижаемого, клеветник — оклеветанного, обвиняющий — в искушениях обвиняемого и так далее — это участие нисходящего типа».
- «Восходящий тип участия — это когда духовные отцы через свою молитву подъемлют искушения своих духовных чад и вообще всех, за кого они молятся. Есть и великие искушения — те, которым подвергались святые Апостолы и Сам Христос, принявший на Себя грехи всего мира».
Покаяние
- «В период моей жизни с нашим приснопамятным старцем Иосифом Исихастом я допустил некую погрешность по неведению, и он наложил на меня епитимию — пройти пешком утомительный и длинный путь. Когда я его спросил, какова цель этой епитимии, он с печалью ответил мне: “Вместе с покаянием необходимо понести и деятельное злострадание, для того чтобы загладить вину, иначе на нас обрушится по Промыслу Божию невольное наказание и, возможно, оно будет гораздо тяжелее и больнее, поэтому мы предотвращаем его вольным удвоенным покаянием, и так устанавливается равновесие”».
- «Как-то раз на кладбище я встретил одну благочестивую женщину преклонных лет, которая с печальным видом сидела у одной из могил. Я осмелился спросить, в чем причина её скорби, и она ответила: “Ах, отец мой, как неразумно я прожила свою жизнь! Если бы в молодые годы я думала о неминуемой старости, на безобразие которой теперь стыжусь смотреть в зеркало, то не совершила бы столько безрассудных поступков! Я не вела бы такую разгульную жизнь, из-за которой и сама погрузилась в омут греха, и других совратила. И я не стала бы такой жалкой жертвой алчности, если бы вовремя осознала, что на самом деле мне принадлежит только вот это место среди могил, за которым сейчас в безмолвии наблюдаю…” Я был искренне растроган и порадовался за эту печальную женщину, которая на склоне лет всё же смогла обрести истинное понимание смысла человеческой жизни…»
- «Зрение своих грехов есть величайший дар Божий, который выше любых высоких созерцаний. Когда мы осознаём нашу внутреннюю тьму, когда открывается нам всё безобразие и отвратительность греха, тогда и Божественная благодать подаёт помощь и удостаивает своего утешения».
Духовные дары
- «Духовные дары — это дары Самого Святого Духа. Среди них одни кажутся большими, другие меньшими, но все они подаются ради нужд Церкви и проявляются всякий раз, согласно обстоятельствам, для пользы верующих».
- «Крепким в вере подается дар исцеления, в то время как тщательным по отношению к совести — пророчество».
- «Самые простые по характеру, которых можно причислить к духовным младенцам, всегда изобилуют дарованиями».
- «Поскольку наши отцы считают, что рассуждение “превыше всех добродетелей”, то мы не ошибёмся, если поставим его на первое место как превосходнейший дар. Рассуждение — это разумное и безошибочное суждение о понятиях и вещах, которое сообразуется со временем, средствами, местом, обстоятельствами и служит к назиданию. Рассуждение — это предвидение возможных последствий во избежание будущего вреда; это разновидность проницательности, посредством которой здравый ум предвосхищает будущие события».
- «Если, например, несколько человек совершают один и тот же грех, то в свете рассуждения разница между ними очевидна. Рассуждение и есть та соль, которой приправляют пищу и предохраняют её от порчи. Четверо вкусили пищу прежде установленного времени или сверх меры. Первый ел, потому что был голоден, второй исполнял предписание врача, третий ел потому, что ему понравилась еда и он победился желанием, а четвёртому просто нравится вести своевольную и невоздержанную жизнь. Как в этом случае можно вынести один на всех суд?»
Улыбка из вечности
Рано утром 1 июля 2009 г. скончался отец Иосиф Ватопедский (или, как его называют на Афоне, Спилеот — «Пещерник»), один из известнейших афонских старцев нашего времени, автор множества духовных книг.
Отец Иосиф родился 1 июля 1921 года. Его наставником стал известный старец Иосиф Исихаст, с именем которого связывают возрождение духовной жизни на Афоне в ХХ веке.
Успение и погребение старца сопровождало чудо. Он улыбнулся. Через полтора часа после кончины.
Можно встретить мертвых людей с сияющим лицом, мирным выражением, но никогда с улыбкой. С одной стороны, все духовные отцы говорят, что момент смерти является ужасающим для человека. С другой стороны, мы читаем в книгах пустынных отцов, что даже Святые отцы не ослабляли бдительности, до тех пор, пока не входили в вечную жизнь, где больше нет никакой опасности.
Кроме того, у старца Иосифа были проблемы с сердцем, и он был очень ослаблен этой болезнью. Так как же он тогда улыбается?
Ответ: Нет, он не улыбался во время успения, но он улыбнулся после кончины.
Два монаха, которые были с ним до самого последнего момента, побежали к настоятелю, старцу Ефрему, рассказать об упокоении старца Иосифа, и оба не обратили внимания на то, что у покойного рот остался приоткрыт.
Таким образом, когда они вернулись в келью через 45 минут, чтобы подготовить покойного в соответствии с монашеским обычаем, они так и не смогли закрыть рот, как ни старались. Отцы пытались, но так как прошло довольно много времени, рот остался открытым. Они даже подвязывали его, но после того как повязка была удалена рот открылся снова. Старец Ефрем благословил им оставить его лицо открытым.
Они зашили его в монашескую мантию согласно обычаю. Прошло еще 45 минут. Затем они обрезали ткань вокруг его лица в соответствии с благословением настоятеля и обнаружили, как мы видим сейчас, что старец улыбается.
Улыбка отца Иосифа стала первым чудом, явленным после его успения и большим утешением для всех нас.
Те, кто идут по пути Христа, вместе с ним побеждают смерть. Именно так, как лица победителей, выглядят лица умерших праведников. В них радость, в них свет Вечной Жизни.
Не обязательно быть старцем, чтобы сподобится этой радости. В 2009 году в республике Коми скончался молодой монах – схииеродиакон Александр. Его любовь к братии, его терпение скорбей, его радость… все это дело благодати, преобразившей сердце, возлюбившее Бога паче всех благ земных.
А глядя на сие лицо почившей в Бозе инокини, еще больше понимаешь, что смерти нет.
Монахиня Евпраксия умерла от рака в штате Аризона (США) в 2012 г. Усопшую принесли в храм. Сделали снимок на память. Над телом по традиции читали Псалтирь. Когда сфотографировали через 40 минут – поразились. На устах у нее появилась улыбка. Ее духовник старец Ефрем сказал: «У нее было много любви к людям. Тяжелая болезнь. Она очень высоко в раю».
2 сентября 1982 г. отошёл ко Господу иеромонах Серафим (Роуз), американец, ставший одним из самых известных апологетов Православия в XX веке. Вот его лик, отразивший в себе радость Вечной Жизни.
Эта статья не о смерти! А о победе над ней!
Христианская эвтаназия: улыбка из вечности
Термин «эвтаназия» – яркий пример того, как в одну и ту же словесную «оболочку» можно вкладывать совершенно разные, даже прямо противоположные смыслы.
Общепринятое значение этого слова имеет в виду неприемлемое и страшное для верующего явление – так называемое «убийство из милосердия» или «убийство по просьбе» с врачебной «помощью». То есть, намеренное умерщвление медиками безнадежно больных людей, в том числе по их желанию.
Сегодня эвтаназия уже узаконена в ряде стран: Нидерландах, Бельгии, некоторых штатах США. Причем Бельгия пошла в этом деле дальше всех Это – единственная страна, в которой законом разрешена и детская эвтаназия. По недавно принятому бельгийскому закону, подписанному их королем, даже дошкольник может попросить о своем умерщвлении, если его страдания очень сильны, а болезнь неизлечима, и свое согласие дадут родители, врачи и психолог.
Материал по теме
Смерть, которой ждут
Как христиане относятся к смерти? Почему боятся ее и, одновременно, ждут ее — чая воскресения мертвых, как поется в Символе веры? Почему скорбят об умерших и в то же время — празднуют дни кончины святых? Почему просят о безболезненной кончине и, в то же время, страшатся уйти из жизни внезапно?
Какую почву такой закон может со временем дать для избавления от нежелательных детей, наверно, одному дьяволу известно. Но уже сейчас Бельгию сотряс один скандал, связанный с эвтаназией. Недавно право на добровольный уход из жизни в этой стране получила 24-летняя девушка только на основании того, что у нее хроническая депрессия. Как сообщила «Российская газета», «уйти из жизни 24-летней Лауре медики разрешили по ее собственному настоянию – девушка страдает от хронической депрессии и последние три года проходит лечение в психиатрической клинике».
Последний случай хорошо демонстрирует эффект так называемой «наклонной плоскости»: разреши эвтаназию, и очень скоро она будет осуществляться даже не из ложно понятого сострадания, а по совсем иным основаниям. Скажем, чтобы просто не оплачивать дорогое лечение.
Впрочем, самый принципиальный вопрос, с которого следует начинать, даже не этот вопрос об очень возможных злоупотреблениях в квадрате. Допустим невозможное, что закон об эвтаназии применяется идеально, и никаких отступлений от его норм нет. Главный или исходный вопрос все же в другом – какую смерть можно считать благой или хорошей. Ведь эвтаназия с греческого – это благая или хорошая смерть. Образовано слово ἡ εὐθᾰνᾰσία (evthanasia) от наречия εὖ (ev) – хорошо, и существительного ὁ θάνᾰτος – смерть.
Сторонники эвтаназии говорят о свободе человека, о возможности выбрать ему самому не унижающую его достоинства смерть. Но мне кажется, что так понимаемая эвтаназия – это своего рода дьявольская пародия на христианское понимание благой или хорошей смерти. Почему дьявольская пародия? На Божественной Литургии христиане молят Бога о «христианския кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове». В первом случае мы тоже вроде имеем кончину безболезненную (дано обезболивающее и страдания сокращены «милосердным убийством»), мирную (все делается по согласию, без криков и жалоб), и даже непостыдную (соответствующую представлениям данного человека о стыдном и нестыдном). Однако тут никак не будет доброго ответа на Страшном Суде Христа, потому что и мира никакого в таком уходе из жизни нет.
Уйти с миром – это значит уйти, смиренно принимая волю Бога, когда Он наконец-то отпустит человека из этого мира. Он, Который «вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой… Ты вывел меня из чрева» (Иов 10. 8-12,18). Жизнь человека – чудо и драгоценный дар, который зависит от тончайшего сплетения миллиардов и миллиардов разных обстоятельств. Не сам человек устроил это невероятное сплетение, не он стоял у истоков таинственного замысла, который за каждой жизнью стоит. Нельзя поэтому терять эту драгоценную интуицию чуда и невероятной таинственности жизни, и прежде всего своей собственной, ее истока и ее конца.
И хорошая, блаженная смерть или эвтаназия в христианском смысле – она совсем другая. Это смерть подвижника, освободившегося и очищенного с помощью Божией от страстей. Действительно скончавшегося в мире и покаянии. Такова, например, судя по всему, была смерть афонского старца Иосифа Ватопедского, посмертную улыбку которого прозвали улыбкой из вечности.
Добавить комментарий