Ипатия ли фильмы
Содержание
- Прекрасная Гипатия: трагическая судьба женщины-ученого
- LiveInternetLiveInternet
- Рецензии на книгу «Ипатия (сборник)»
- Меня домогался массажист. Или, я сама этого хотела? О чудесах массажа и не только…
- Древняя Агора
- Экскурс в историю
- Храм Гефеста (Гефестион)
- Васи́лиос стоа́ — галерея архонта-басилевса
- Галерея Зевса Элевтерия — защитника свободы
- Митро́о — храм Матери богов
- Фолос — резиденция пританов
- Булевтерий (Вулевтирий) — совет булевтов
- Монумент родоначальникам десяти колен Аттики
- Одеон Агриппы
- Пики́ли стоа́ — многоцветная галерея
- Галерея Аттала
- Священная дорога Панафиней
- Древняя Агора — интерактивное путешествие
Прекрасная Гипатия: трагическая судьба женщины-ученого
Это были «времена больших перемен» – античный греко-римский мир рушился, а его место занимал мир христианский, тогда очень мало почитавший блестящую культуру «язычников» – уничтожались храмы и статуи, сжигались бесценные книги.
Высокой культурой, старинными, восходящими к Евклиду, научными традициями, а также знаменитой библиотекой славилась тогдашняя Александрия, где после упадка Афинской школы формировалась международная среда интеллектуалов со всех сторон света – философов, математиков, риторов, теологов. Женщин среди них не было. Гипатия Александрийская – случай исключительный.
Она была дочерью Теона Математика, известного астронома и механика, от которого получила первые знания в точных науках. Мать ее умерла при родах, и девочка жила с отцом в Александрийском «Мусейоне» («Храм и святилище муз») – одном из культурных центров античного мира. Рядом находилась богатая Александрийская библиотека, основанная и собранная наследниками Александра Македонского, где когда-то работали Евклид, Аполлоний Пергамский, Клавдий Птолемей…
Гипатия довольно рано проявила интерес к книгам и наукам. С увлечением занималась геометрией, наблюдала в звездные ночи небо. Девочка отличалась удивительной сообразительностью и способностью к наукам, обнаружив поразительные успехи в геометрии и астрономии, и… вскоре дочь превзошла в них отца – слава Гипатии затмила славу Теона, как считали современники, она была по природе «талантливее и утонченнее отца».
Она обогатила науки такими понятиями, как гипербола, парабола, эллипс.
Вдобавок к этому, у нее был талант к механике, она могла сама делать мудреные приборы для астрономических измерений. Синезий, епископ Птолемея, ее преданный друг, просил помощи Гипатии в конструировании астролябии и гироскопа, которые в ходу были на кораблях аж до семнадцатого века.
Ее изобретениями пользовался Коперник при расчетах времени восхода и захода светил. А когда мы хотим выверить горизонтальную поверхность, то используем придуманный Гипатией пузырьковый уровень.
Девушка поражала современников своей разносторонностью: занимаясь и обучая других математике, что включало арифметику, геометрию и «вершину знаний» астрономию, она с не меньшим блеском рассказывала ученикам о Гомере, о греческих скульпторах, о драматургах и трагиках. Не была забыта также и музыка. Но свою основную задачу видела она в раскрытии «тайны бытия».
Широта интересов, удивительная работоспособность, острота ума, глубокое понимание Платона и Аристотеля снискали Гипатии уважение мудрецов Мусейона. В спорах и диспутах она затмевала всех проповедников христианских доктрин в Северном Египте. «Учить людей верить в суеверия – самое чудовищное и преступное дело», – говорила она.
Философские лекции девушка читала всем желающим, независимо от веры или страны. Уже в 390 году (ей было тогда 20 лет) вокруг Гипатии образовалась постоянная философская «академия». Особенно любила она излагать и толковать сочинения Платона, приучая своих слушателей относиться к философии как к «самой непоколебимой из всех непоколебимых вещей».
Ее называли умнейшей, скромнейшей и лучшей из философов. А она повторяла и повторяла: «Сохраняй свое право на размышление – мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем».
Современники Гипатии отметили, что «в споре она была быстра и изобретательна, а в любом деле – известна своим благоразумием и гражданской добродетелью». А также скромностью – она всю свою жизнь носила, как того требует звание философа, поношенный плащ, и, вопреки обычаю, появлялась на улицах Александрии без сопровождения. Многие ученые видят в Гипатии символ погибающей эллинской культуры, последнее воплощение «духа Платона и тела Афродиты».
Посещение дома Гипатии вошло в Александрии в моду, стало эмблемой образованности и утонченности; вокруг нее собирался весь цвет ученой Александрии. Сам префект-христианин нередко бывал ее гостем. И это тогда, когда христианские императоры Го-норий и Феодосий II издали специальный закон, запрещающий занятия математикой и астрономией.
Во многом помогал своей наставнице в научных опытах лучший из ее учеников афинянин Полисфен. Их сближало родство душ, общность взглядов на мир и преданность делу служения Истине. Их отношения вскоре переросли в мощный союз, где, дополняя друг друга, они создавали ту особую атмосферу, в которой рождались новые философские, астрологические и научные труды.
Рафаэль Санти «Афинская школа».
Фрагмент картины. Гипатия.
Тем временем христианство в Александрии продолжало бороться с язычеством. В 391 году разъяренная толпа под руководством епископа александрийского Феофила, прозванного в народе «христианским фараоном», ворвалась в Мусейон. Варвары всех времен и народов первым делом уничтожали источники знаний. Был разрушен и разграблен прекраснейший языческий храм – Серапетум и «заодно» находившаяся неподалеку Александрийская библиотека.
Испуганный Теон запер дочь в доме, чтобы та не поспешила на бесполезную защиту обители знаний. Гипатия долго не могла вернуться к обычной жизни, носила траур, а сняв его, ушла в науку так, как другие уходят в монастырь, целиком и полностью посвятив себя математике, астрономии, механике, философии. Умирая, Теон попросил дочь не вмешиваться в религиозные и политические распри, которые только отнимают время от науки и обучения.
Епископу Феофилу, разорившему александрийскую библиотеку и забравшему себе ее ценности, этого было мало. Был принят закон, предписывающий всем математикам, которых причисляли к астрологам, отречься от богопротивных взглядов и покаяться.
На смену Феофилу пришел Кирилл Александрийский, который фактически правил Александрией. Когда-то и он слушал лекции Гипатии.
Подосланные Кириллом люди разгромили дом Гипатии.
Она переселилась к друзьям и продолжала свои занятия. Долгое время, хотя Гипатия не приняла христианства и осталась верной старым богам, ее не трогали – ведь это была «слава города». Но однажды она позволила себе указать в публичной лекции, собравшей огромное количество слушателей, на то, что Кирилл ложно толкует Платона. Узнав об этом, епископ якобы сказал евангельскими словами: «Смоковницу, не приносящую доброго плода, срубают и бросают в огонь», и натравил религиозных фанатиков на «соперницу». Гипатию затащили в христианский храм и там до смерти побили камнями. Останки сожгли на костре… А с ней угасла и неоплатоническая школа Александрии. Многие ее ученики были убиты, оставшиеся в живых покинули город – так произошел упадок Александрии, как образовательного и научного центра.
После вероломного убийства Гипатии Полисфен пережил сильнейшую духовную драму, однако потеря близкого человека не сломила его. Он стал ярым популяризатором идей своего учителя, а через два года сам погиб от кинжала одного из убийц наставницы. В книге «Под звездами Александрии», написанной незадолго до смерти и посвященной любимой, можем прочитать у Полисфена чудесные строки:
«В темной синеве расступившихся облаков я увидел алмазное скопление плеяд, которое украшала самая яркая звезда на небосклоне. Ее луч вдруг коснулся моего сердца, и я с трепетом ощутил ту великую силу, которая, не умирая в веках, будет проливать на землян чудесные дары красоты, учености и героизма».
В новые времена ученые назвали именем Гипатии кратер на Луне.
Публикация подготовлена на основе статьи Н.Логиновой «Гипатия Александрийская: «Мыслить неправильно лучше, чем не думать совсем», опубликованной в Российской Философской газете.
LiveInternetLiveInternet
Элберт Хаббард — Гипатия
Альфред Сайферт — Гипатия
Считается, что трудов Гипатии не сохранилось и поэтому мы не можем судить, каковы были её философские и научные взгляды. Впрочем, существует другая точка зрения на сохранность её трудов. В книге “История диофантова анализа от Диофанта до Ферма” И. Г. Башмакова и Е. И. Славутин ставят вопрос о создателе текста, положенного в основу найденной немногим более 20 лет тому назад арабской рукописи «Арифметики» древнегреческого математика Диофанта. Известные русские историки математики полагают, что автора трактата, переведенного Костой Ибн Лукой, следует искать в среде александрийских и византийских ученых IV–VI веков. Башмакова и Славутин приходят к выводу, что арабская рукопись является не частью “Арифметики” Диофанта, а самостоятельным произведением на ту же тему, написанным неизвестным, но хорошо разбиравшимся в методах Диофанта комментатором. Но в период между V–IX вв. жил лишь один математик, о котором источники говорят как о комментаторе “Арифметики” Диофанта. Это — Гипатия. Кроме того, нам ничего не известно о других математиках высокого уровня, живших в этот период. «Таким образом, — заключают Башмакова и Славутин, — можно предположить, что арабский фрагмент является переводом аннотированного ею текста. Если так, то это — единственное сочинение Гипатии, сохранившееся до наших дней».
Фрагмент картины «Афинская школа», Рафаэля Санти, где художник изобразил Гипатию
С 395 года Египет становится Византийской провинцией, управляемой императорским префектом. Александрия — третий по величине город империи (после Константинополя и Антиохии). Поскольку большинство населения Александрии в то время составляли христиане, большим влиянием в городе пользовался Александрийский патриарх. Язычество и христианские ереси разъедали единство Византийской империи, которая к тому же находилась под угрозой падения от нашествий варваров, поэтому в 391 году император Феодосий своим указом запретил отправление всех языческих культов. В Александрии под управлением патриарха Феофила началось разрушение языческих храмов, что вызвало столкновение между язычниками и христианами. Вероятно, в этот период была полностью уничтожено хранилище языческой мудрости — Александрийская библиотека. Гипатия в конфликте язычников и христиан сохраняла нейтралитет, т.к. среди её учеников были представители обоих религиозных лагерей.
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли «Ипатия». Художник Ли Вудварт Циглер
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли «Ипатия». Художник Байам Шоу
постановка «Гипатии» в лондонском Королевском театре (1893 год)
Актриса (возможно Мэри Андерсон) в роли Гипатии (1900 год)
В 412 году умирает патриарх Феофил и его место в результате внутрицерковной борьбы занимает Кирилл — племянник Феофила. Кирилл стремится к полноте власти в Египте и решительной рукой устраняет всех недовольных, опираясь на верных ему людей — монахов из Нитрийской пустыни и парабаланов (христианская община, члены которой добровольно ухаживали за больными и хоронили умерших от болезней, в надежде таким образом принять смерть во имя Христа). Кирилл успешно борется с еретиками и иудеями: церкви последователей Новациана (римский антипапа в 251—258 годах) были закрыты, а их имущество конфисковано, иудеи были изгнаны из Александрии и у Кирилла остаётся только помеха в борьбе за абсолютную власть в Египте — императорский префект Орест, ученик Гипатии. Однажды толпа сторонников Кирилла преградила путь колеснице Ореста и принялась оскорблять префекта, обвиняя его в язычестве. Поводом для слухов, что префект принял язычество, стали его симпатии к Гипатии. Защищаясь от брошенного обвинения, Орест сообщил монахам о том, что был крещен константинопольским патриархом Аттиком. Поскольку Аттик был союзником Иоанна Златоуста, противника Теофила (дяди Кирилла), то слова Ореста еще больше разъярили толпу. Противостояние кончилось тем, что один из монахов, Аммоний, бросил в Ореста камень, который попал префекту в голову. Аммоний был схвачен стражей и подвергнут пытке, от которой скончался. Кирилл провозгласил Аммония святым мучеником, за что патриарх подвергся критике со стороны умеренных христиан.
Поскольку противостояние напрямую с Орестом закончилось для Кирилла безуспешно, патриарх решить убрать с пути самого известного в городе союзника Ореста — Гипатию. По городу пошли разговоры, что именно она выступает против примирения патриарха и префекта, а потом появился новый слух: Гипатия якобы практикует черную магию. Слухи достигли желаемого Кириллом результата: мартовским днём 415 года толпа парабаланов напала на Гипатию, вытащила её из повозки и потащила в церковь. Разодрав на Гипатии одежду, христианские фанатики убили ее черепками битой глиняной посуды. Расчленив мёртвое тело, они сожгли его.
Чарльз Уильям Митчелл — Гипатия
Иллюстрация к роману Чарльза Кингсли «Ипатия». Художник Ли Вудварт Циглер
Уильям Мортенсен — Смерть Гипатии
Смерть Гипатии возымела свой эффект: после этого история умалчивает об Оресте. Кирилл сделался полновластным хозяином в Египте. После смерти Кирилл был признан святым. В «Житии святого Кирилла Александрийского» смерть Гипатии представлена совершенно иначе, чем было на самом деле:
«В Александрии проживала одна девица, по имени Гипатия, дочь философа Теона. Она была женщина верующая и добродетельная и, отличаясь христианской мудростью, проводила дни свои в чистоте и непорочности, соблюдая девство. С юности она была научена своим отцом Теоном философии и настолько преуспела в любомудрии, что превосходила всех философов, живших в те времена. Она и замуж не пожелала выйти отчасти из желания беспрепятственно упражняться в любомудрии и изучении книг, но в особенности она хранила свое девство по любви ко Христу». Убили ее «ненавидевшие мир мятежники». Нитрийских монахов, согласно житию, в городе тогда не было. Узнав о происшедшем, они «исполнились скорби и жалости к неповинным жертвам мятежа» и, придя в Александрию, чтобы защитить Кирилла, забросали камнями колесницу префекта.
Существует и другая версия гибели Гипатии, которую выдвинул Ари Алленби, который считает, что Гипатию убили не в 415, а в 416 году из-за конфликта по вычислению точной даты наступления Пасхи 417 года.
В соответствии с современной формулой, Пасха выпадает на первое воскресенье после первого весеннего полнолуния, т.е. полнолуние должно случиться или в сам день или вскоре после дня Весеннего равноденствия. Однако неизвестно, когда это определение было принято — все, что есть в наших руках, это церковные календарные таблицы четвертого — пятого веков. Римская церковь вычисляла Пасху исходя из 84-летнего цикла, а Александрийская — по 19-летнему календарю. Между двумя традициями существовали дополнительные разногласия: если первое весеннее полнолуние выпадало на субботу, то Александрийская церковь праздновала Пасху на следуюший день, а вот Римская церковь задерживала Пасху на неделю, до следующего воскресенья. Александрийская церковь была признана в 325 году Никейским Собором экспертом по датированию Пасхи (возможно, из-за практического «Синтаксиса» — знания знаменитой книги Клавдия Птолемея). Ари Алленби считает, что путём астрономических наблюдений Гипатия выяснила, что весеннее равноденствие выпадает на гораздо более раннюю дату (16 или 17 марта), чем принятое 21 марта. Об этом Гипатия сообщила префекту Оресту. Сообщение префекта в Константинополь могло подорвать доверие к Александрийской церкви в вопросе вычисления дня Пасхи и поэтому Гипатия была убита.
Конфликт Кирилла с иудеями Ари Алленби также связывает с разногласиями по вычислению дня Пасхи. Еврейская Пасха должна выпадать на первое весеннее полнолуние; христианское пасхальное полнолуние является ее прямым аналогом. В 417 г. еврейская Пасха в Александрии выпала на 17 марта — в тот же день как и Римское пасхальное полнолуние. Это заставило Кирилла заподозрить сговор Римской церкви и иудеев Александрии, именно по этой причине иудейская община Александрии была изгнана.
В 2009 году был выпущен испанский фильм «Агора», где роль Гипатии сыграла Рэйчел Вайс. Хотя, как уже сказано ранее, мы не можем ничего знать о научных взглядах Гипатии, в фильме она показана как убежденная сторонница гелицентрической системы Аристарха Самосского и создательница теории об элиптических орбитах планет. Фильм «Агора» вызвал шквал критики со стороны христиан, однако даже в христианской среде нашлись те, кто не воспринял фильм как антихристианский. Например, священник из Нью-Йорка Филипп Грей отметил, что христиане, которые узнали себя в фанатиках и убийцах из фильма, нуждаются в серьезном самоанализе. Гипатия, показанная в фильме, по мнению Грея, выглядит большей последовательницей христианства, чем её гонители, а финальная сцена, где Гипатия спокойно идет на смерть, вызывает ассоциации с путём Христа на Голгофу.
Рэйчел Вайс в роли Гипатии в фильме «Агора»
Рецензии на книгу «Ипатия (сборник)»
«Смотрю и внемлю я, склоняясь пред тобой;
И в звездный Девы храм я возношусь тогда:
Ведь, словно небеса, чисты дела твои,
Ипатия, а ты изысканности слов,
Ума и знания блестящая звезда.»
415 г. н.э. Александрия. Античность доживает свои последние дни. Христианство из гонимой секты становится грозной силой богатых и влиятельных людей, но само заражено изнутри борьбой за власть, раздорами и интригами, идет бесконечное дробление на различные течения, и каждая считает себя истинной церковью, а других еретиками. Но еще живы и многочисленные язычники, философы и просто люди, желающие черпать знания из старых источников. Среди них было много и христиан, и политиков, и многие из них приходили послушать Ипатию, дочь Теона Александрийского, принадлежавшего к числу крупнейших учёных Александрии, преподававшую философию, математику и астрономию. И однажды, когда она шла читать лекцию ее схватила толпа, и раковинами устриц содрала заживо с нее кожу и мясо до костей, а после, протащив ее тело по городу, сожгли в итоге на костре как ведьму (привет средневековье).
В разных источниках приводятся разные причины этого ужасающего события, потрясшего всех мыслящих нормальных людей в то время и до сих пор переосмысливаемого. Была ли она самадуравиновата – зачем полезла в политику (хотя это тоже бабка надвое сказала, общалась с политиками еще не значит, что влияла на политику), зачем не приняла вовремя христианство (это вообще без комментариев)? Была ли она мученицей науки и язычества или жертвой тщательно спланированного политического заговора (я склоняюсь ко второй версии)? Боюсь мы этого никогда не узнаем. Автор романа предлагает свою, весьма предвзятую версию, впрочем, для викторианского дядьки получилось не плохо.
Он описывает Ипатию и других женщин довольно плоско, они делятся у него предсказуемо на красавиц и уродин, молодых и старых, умных девственниц и добрых шлюх. Ипатия у него не умнейшая женщина своего времени, а женщина викторианской эпохи, подверженная истерии и принимающая совершенно неадекватные решения и часто вопиющая, что она лишь слабая, слабая женщина (повторение видимо должно усилить эффект:) Но за некоторые сцены я многое прощала автору: «Даже власть над всем миром не вознаградит меня за утрату самоуважения и законной гордости. Стать собственностью, игрушкой мужчины, предметом его похоти, рожать ему детей, терзаться отвратительными заботами жены и матери…»
Да и профессор Преображенский предупреждал: «Всякий исторический роман есть сложный результат двух слагаемых: во-первых, эпохи, в которой жил автор, и его положения в ней, и во-вторых, эпохи, описываемой в романе. А в восприятии такого романа действует еще и третий фактор – эпоха, к которой принадлежит сам читатель и общество, в котором он живет.»
К тому же, многое показалось и сейчас актуальным, например, патриарх Кирилл, отправляя Филимона на лекцию Ипатии наставляет его, как нужно бороться с ней: «- Обещай мне также не вступать с ней в прения. — Но что иное я могу делать? — Противоречь, обличай, вызывай ее на возражения, но сам не приводи доводов. Иначе ты пропал. Она хитрее змеи и знакома со всеми тонкостями логики. Ты станешь посмешищем и с позором обратишься в бегство.» Такую же точно стратегию применяют и сейчас многие спорщики в сети, когда нет аргументов:)
О религии: «В какие бы низменные суеверия ни впадала низменная чернь, сейчас настоящими идолопоклонниками являются не язычники, а христиане. Они приписывают чудесную силу костям мертвецов, превращают покойницкие в храмы, преклоняются перед изображениями самых низких представителей рода человеческого и потому не должны обвинять в идолопоклонстве греков и египтян, которые под формами символической красоты олицетворяли идеи, не выразимые словами.»
О политике: «Сам Юлиан признал неизбежность насилия. – Да отвратят боги такую неизбежность! – Единственный способ избежать ее состоит, поверь мне, в поощрении страстей народа. Его нужно обольщать ради его же собственного блага.»
Роман и трактовка событий автора весьма спорны, прочитав статью в Википедии можно понять, что и ошибки в нем есть, но я всегда стараюсь к художественной литературе относиться как к художественной, историю все же нужно учить по другим книгам и источникам. Главное для меня провести время с «исторической» книгой не без удовольствия, и пофантазировать-поприменять к сослагательное наклонение:)
Меня домогался массажист. Или, я сама этого хотела? О чудесах массажа и не только…
Не так давно мне пришлось работать с моей клиенткой из Москвы в аспекте сексуальной психотерапии и устранению негативного опыта. На тот момент, как говорится: девушка была в шоке. Стоит отметить, что мы знакомы пару лет, я её такой смущенной еще не видела.
Все что она рассказала было весьма необычно, и безусловно зафиксировалась на её светлом облике (скромная, правильная девушка, которой слегка за двадцать).
Итак, она купила купон на массаж для папы, но папа не смог, и чтобы купон не пропал, девушка пошла на процедуру массажа сама.
Мастером своего дела оказался мужчина лет 45. Первый и второй сеансы были просто классическим массажем. Иногда они обменивались какими-то словами, как часто бывает в такой практике.
Но на третий сеанс не было привычного времени, кроме как самый поздний вечер. И вот девушка пришла. Она оказалась последней клиенткой.
Клиентку это поначалу напрягло, а потом почему-то подумалось: «вероятно, он прав». И она их сняла.
Мужчина продолжил массаж, как ни в чем ее бывало. Потом постепенно поднимаясь к зоне промежности, он начал массировать область ближайшую к зоне паха, и как бы случайно слегка касался интимной части тела.
Девушке стало не по себе. Она попросила быть аккуратнее. Массажист сказал: «хорошо, конечно»… И даже накрыл эту зону полотенцем, но перешагнул выше (область над лобком), и нажал на какую-то точку, как девушка сказала: «энергетический центр» так, что по ней пронеслась волна возбуждения. Она этого испугалась и крикнула: «Ой, не надо!».
Массажист не растерялся, согласился. Накрыл всё полотенцем, и стал массировать верх. Бюстгальтера, соответственно, не было. И он, проработав руки, начал трогать её за грудь (раньше в массаже такого не было). Тут клиентка поняла, что ее откровенно лапают.
Она с возмущением произнесла: «да что это такое!»
Массажист сделал невинные глаза и сказал: «ну расслабься, у тебя что мужчины никогда не было?»
Клиентка крикнула: «я замужем! вы что?». С самого начала она воспринимала его, как своего папу, и ни в каком другом варианте не видела.
На лице его мелькнуло разочарование. Он добавил: «ну так бы сразу и сказала, а то лежит млеет. Я то подумал, что ты специально записалась на последний сеанс».
В это время в центре уже никого не было, в т.ч. и охраны. Как оказалось, в эти часы записываются те женщины, которые ориентированы в массаже на высшие точки наслаждения, а там как знать…. Дальнейшее, происходящее тут так и осталось для нас неведомым.
Я думаю, что вы поняли уважаемые специалисты, что тут приходится устранять весь негативный опыт, полученный девушкой. К тому же, мы вышли на то, что актуально посмотреть и на сексуальные отношения с мужем, потому как, там наметились некоторые проблемы в сексуальном плане.
Но все это мы уже оставим на следующий сеанс.
Древняя Агора
Древняя Агора города Афин располагается у подножия Акрополя, недалеко от станции метро «Фиси́он». Центральный вход на территорию археологической зоны находится на Монастираки, со стороны улицы Адриану́.
В древности Агора, помимо торгового центра, представляла собой главный политический, культурный и религиозный центр города. Практически здесь бился пульс Афин классического периода.
В период античности на территории Агоры находились административные здания, монетный двор, галереи, храмы, общественные службы и суд. Сюда ежедневно со всех уголков города стекались жители Афин, причем не только для купли-продажи продуктов или товаров, но и для того, чтобы перемолвиться словом, обменяться идеями, получить информацию или даже покритиковать правительство и, наконец, просто побеседовать.
Экскурс в историю
История этого места восходит к эпохе неолита, в то время как его памятники относятся к разным историческим периодам, начиная от классических времен до XI века нашей эры, ярким образцом которого является храм Святых Апостолов, расположенный рядом с городской стеной позднеримского периода.
Храм Гефеста (Гефестион)
Храм Гефеста часто ошибочно называют Фисион (Тесейон), несмотря на то, что он был посвящен не Тесею, а покровителю кузнечного дела Гефесту и богине Афине Эрга́ни, являвшейся покровительницей керамики и ремесел, при этом в храме возвышались статуи обоих богов, изваянные одним из талантливейших древнегреческих скульпторов Алкаменисом (Алкамен).
Здесь необходимо заметить, что название Тесейон возникло не так уж и случайно. Дело в том, что метопы храма украшены сценами, изображающими подвиги Тесея.
В целом, речь идет о дорическом храме-периптере, то есть обрамленном со всех сторон колоннадой, который был возведен в 460-415 гг. до н. э. в западной части Агоры на небольшом холме Агоре́ос Колоно́с (Колон Агорайос). На сегодняшний день он представляет собой один из наиболее хорошо сохранившихся храмов античности. Кстати, начало строительных работ относится к 449 г. до н.э., что на два года позже начала строительства Парфенона.
Благодаря своему расположению на возвышенном месте, храм Гефеста виден издалека. Особенно хорошо он просматривается с Акропольсокго холма и даже при восхождении на него. В свою очередь, с холма Агоре́оса Колоно́са открывается завораживающий вид не только на всю территорию археологической зоны с величественной галереей Аттала, но и на Ликабет (Ликавитто́с), и на Священную скалу Акрополя.
Васи́лиос стоа́ — галерея архонта-басилевса
Эта галерея находилась у подножия Тесейона. Датируется 500/479 г. до н.э., являясь самой древней галерей Афин.
Наименование своё она получила по размещению здесь резиденции архонта-царя (архонт-басилевс) и совета Верховного суда (А́риос Па́гос). Сочетание это совсем не случайно, поскольку в древности архонт-царь был, по сути, верховным жрецом, который, в случае святотатства или убийства, председательствовал в суде.
Сегодня на этом месте стоят столбы с основными законами Афинского государства, в том числе и законов Солона — известного афинского законодателя, поэта и философа, входящего в число семи мудрецов Древней Греции, самым главным из которых была сисахтия (сисахфия): закон о единовременной отмене поземельной задолженности, который был направлен против знати и заимодавцев (ростовщиков). Практически речь шла об аннулировании всех долговых обязательств, позволившем гражданам Афин свободно вздохнуть.
Галерея Зевса Элевтерия — защитника свободы
Слева от Васи́лиос стоа сегодня можно увидеть останки другой галереи 430 г. до н.э. — галереи Зевса Элевтерия, защитника свободы и независимости, в которой, помимо художественных композиций и решений народного собрания, размещались щиты граждан, погибших за свободу Афин. Считается, что сюда часто «наведывались» Сократ и Диоген.
Галерея получила свое наименованию по ранее стоявшему здесь храму Зевса, который был разрушен персами. Перед храмом находилось святилище Отца богов и людей.
Интересно, что атрибутами Зевса Элевтерия были дуб, орел, скипетр и, конечно же, пучок молний и щит (эгида), выкованные для него Гефестом. Согласно басне древнегреческого поэта-баснописца Вавриоса (Бабрий, II в. н.э.) «Бочка Зевса», Зевс дал человеку бочку, с запечатанным в ней людским счастьем. Нетерпеливый от природы человек тут же открыл крышку, и счастье, вырвавшись из неё, унеслось на небо.
Митро́о — храм Матери богов
Вслед за галереей Зевса Элевтерия находится Митро́о — храм, посвященный Матери богов, в котором хранились государственные документы, в том числе и акты гражданского состояния. Кстати, сегодня слово «митро́о» в Греции используется для обозначения гражданского реестра.
Фолос — резиденция пританов
Фо́лос (460 г. до н.э.)очень легко узнать по его круглой форме. Здесь находилась резиденция прита́нов — 50 избиравшихся членов государственного совета Афин (по 5 от каждой филы), правивших в течение 35-36 дней в году, то есть 1/10 часть года. Кроме этого, в их обязанности входил созыв Вули́ — Совета пятисот и Экклиси́и — народного собрания, а также определение темы для обсуждения.
В Фолосе, помимо резиденции пританов, где они обедали и спали, хранились эталоны длины и массы, столь необходимые при торговых операциях.
Булевтерий (Вулевтирий) — совет булевтов
Рядом с Фолосом — руины Вулевти́рия, где некогда заседал Совет пятисот булевтов (вулевти́сы), являвшийся одним из высших органов власти, в обязанности которого входила подготовка законопроектов, подаваемых затем в Экклиси́ю ди́моса (народное собрание демоса Афин).
Монумент родоначальникам десяти колен Аттики
В этом месте стояли статуи десяти героев, по именам которых были названы десять колен Аттики (IV в. до н.э.). Интересно, что на пьедесталах этих статуй размещали все публичные объявления.
Одеон Агриппы
Одеон римского государственного деятеля и полководца Марка Випсания Агриппы (63 — 12 гг. до н.э.) был построен в 15 году до нашей эры. Сооружение Одеона с двухэтажной галереей было рассчитано на 1000 зрителей. В 267 г. н.э. его разрушили герулы (эрулы) — германское племя, возможно, скрывавшее в себе скифо-сарматские элементы, согласно афинскому историку III века — Публию Гереннию Дексиппу.
Много позже, в 400 году нашей эры, здесь был построен гимнасий, в северной части которого возвышались четыре огромнейшие статуи гигантов и тритонов, стоящих на постаментах, три из которых сохранились до наших дней.
Пики́ли стоа́ — многоцветная галерея
Надо сказать, что на Агоре было много галерей, одной из которых являлась Пики́ли стоа́ (460 г. до н.э.). Считается, что галерея была названа так в связи с полихромной настенной росписью, украшавшей её стены.
Примечательно, что именно здесь Зенон Китийский, известный и как Зенон-стоик (334 — 262 гг. до н. э.) обучал стоической философии, получившей свое наименование от слова «стоа́», то есть галерея.
Галерея Аттала
Двухэтажная галерея, подаренная царем Пергама Атталом II (159-138 гг. до н.э.) городу Афины, представляла собой Торговый центр древности (в полном смысле этого слова), в котором располагалось по 21 магазину и ремесленных мастерских на каждом этаже.
Сегодня здесь размещается Музей Древней Агоры. Экспозиция музея включает в себя предметы быта, найденные на территории Агоры в ходе проводимых здесь археологических раскопок. Кроме этого, в галерее представлены прекрасные работы греческих и римских скульпторов древности.
Священная дорога Панафиней
Вся атмосфера Древней Агоры способствует духовному подъему и ощущению значимости и величия неувядающего в веках творения человека — в абсолютной гармонии с окружающим его миром и природной красотой.
Поэтому не удивляет тот факт, что по широкой грунтовой дороге археологической зоны во времена античности проходило торжественное шествие Панафиней, то есть Панафинейских игр — крупнейших религиозно-политических празднеств античных Афин, которые проводились в честь покровительницы города, богини Афины. Праздник этот был для всех афинян без исключения, независимо от пола, возраста и прав, будь то полноправные, либо пораженные в правах или неполноправные граждане, какими, к примеру, считались метеки/метойки, то есть переселенцы, чужестранцы. Отсюда и название игр — «Пан+афи́неа».
Завершалась эта процессия у Парфенона, куда на панафинейском корабле в виде специальной повозки доставляли для богини Афины пеплос (верхняя одежда без рукавов, выполненная из легкой ткани, со складками) шафранового цвета, расшитый молодыми девушками Аттики. Эта праздничная процессия так и называлась «Шествие пеплоса».
Древняя Агора — интерактивное путешествие
Для того, чтобы более четко представить себе весь древний комплекс Афинской Агоры, можно посмотреть видеофильм, совершив интерактивное путешествие по Древней Агоре.
Примечательно, что начинается фильм с амфоры, у которой, при развороте — устьем к зрителю — на дне виднеется увеличивающееся с каждым мгновением отверстие, которое символизирует собой магический вход в прошлое.
Символика эта не случайна. Такие амфоры использовались древними греками в качестве надгробных сосудов — для размещения на могилах, в них вливали мед, вино и другие дары, предназначенные для умершего. Приношения эти поступали через отверстие в землю, связывая настоящий мир с потусторонним. Таким образом, отверстие это служило вратами в вечное…
Мария Шонус-Афанасиади, специально для Грекомании
Добавить комментарий