Ирина византийская императрица
Содержание
- Михаил Пселл
- Биография
- Творчество
- Перечень сочинений Пселла
- Издания сочинений Михаила Пселла
- Примечания
- Литература
- Ссылки
- Почти Ромео и Джульетта
- Без детей
- Не трон, а келья
- Красота, семья, интриги: 7 малоизвестных фактов о женщинах Древнего Рима
- 1. Римские женщины и грудное вскармливание
- 2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима
- 3. После развода ребёнка оставляли с отцом
- 4. Странная косметика
- 5. Женское образование
- 6. «Первые леди»
- 7. Римские императрицы — отравительницы и интриганки?
- Лев VI
- Сочинения
Михаил Пселл
В Википедии есть статьи о других людях с именем Михаил.
- Константинополь, Византия
май 1078
- Константинополь, Византия
- Византия
философ, писатель, политик, историк, поэт, врач, астроном
Медиафайлы на Викискладе
Михаи́л Пселл (греч. Μιχαήλ Ψελλός, 1018, Константинополь — около 1078 или позже) — учёный византийский монах, приближенный ко многим императорам; автор исторических и философских трудов, математик. Одним из первых выдвинул в противовес средневековому увлечению Аристотелем учение Платона, чем подготовил расцвет платонизма в годы Возрождения.
Биография
Сын бедных родителей, которые вследствие бывших им во сне видений предназначили его к учёной карьере, с 10-ти лет поступил в школу, где обучался грамматике и пиитике; в 16 лет перешёл к высшему образованию и изучал риторику, философию и юриспруденцию; в 1037 году поступил на службу в феме Месопотамия, где, благодаря связям, получил место судьи. До пострижения носил имя Константин. При Михаиле V Пселл был асикритом (чиновником императорской канцелярии). В это время он ревностно занимался науками, особенно философией, изучал Аристотеля, Платона и Прокла.
В 1043 году Пселл написал панегирик Константину Мономаху и в том же году оказался в числе наиболее приближённых к императору лиц; он стал протосинкритом, а затем вестом и вестархом, то есть достиг 7 чина по византийской табели. В царствование Мономаха им сочинены были ещё 4 панегирика императору, очень льстивые и не заслуживающие веры; наградой ему за это были василикат Мадита, то есть право собирать подати с этого города, и передача ему в управление (харистикию) нескольких монастырей. Когда под конец царствования Мономаха положение Пселла было поколеблено, он постригся и принял имя Михаила, а когда император умер, удалился на малоазиатский Олимп в монастырь.
Вызванный отсюда Феодорой, он вновь был приближен ко двору и награждён титулом ипертима. В 1057 году Пселл императором был послан к восставшему Исааку Комнину, чтобы уговорить его на мир; Пселл очень понравился Комнину, и при вступлении его на престол, сделан был проэдром и позже, как видно из его переписки, был очень близок со всем домом императора. По желанию Комнина, Пселл написал обвинительный акт против прежнего своего друга, низложенного патриарха Михаила Кируллария. В 1059 году Пселл интриговал в пользу возведения на престол Константина Дуки, преуспел в этом, был приближен и к этому императору и получил от него чин протопроедра. Для сына императора, Михаила Дуки, Пселл написал несколько учебников.
Воцарение Романа Диогена в 1068 году уменьшило значение Пселла при дворе, зато после пленения Романа Пселл подал Михаилу Дуке совет разослать по всей империи указы, с объявлением, что Роман Диоген лишён престола; однако, когда последний был ослеплен, Пселл счел нужным обратиться к нему с утешительным письмом. При Михаиле VII Пселл играл очень видную роль: писал письма от имени императора, составлял хрисовулы, разбирал тяжбы и т. п.
Дата смерти Пселла точно неизвестна. Некоторые учёные датируют её 1078 годом (либо около 1076—1077 годов), другие считают, что в 1096 году он был ещё жив.
Творчество
Служивший при девяти императорах Пселл не мог похвалиться стойкостью убеждений; хитрость и льстивость, которыми он отличался, делают его типичным византийским чиновником; не чуждался он и взяток. Тем не менее, он — выдающаяся по способностям и знаниям личность. Очень долгое время он был преподавателем основанной им в Константинополе школе, где обучал риторике, философии и истории права; особенное внимание он обращал на философию Платона. Риторические его упражнения представляли часто странный выбор тем, вроде, например, похвалы блохе, вши или клопу; очевидно, для него важным казалось лишь умение красиво слагать фразы. Сочинения Пселла чрезвычайно разнообразны. Он писал трактаты по всем наукам: философии, грамматике, праву, агрономии, медицине, математике, риторике, музыке; по его произведениям можно составить себе общую картину византийской образованности XI века. Специальный интерес представляют сочинения Пселла для русской истории, потому что в них говорится о варяго-русской дружине императоров и подробно описан последний поход Руси на Византию. Очень важны живые и интересные мемуары Пселла и многочисленные письма его к императорам, патриархам, различным высокопоставленным лицам, монахам и другим. Первое издание сочинений Пселла вышло в 1503 г.
Исторические работы
Правители Византии XI века. По материалам «Хронографии»
Пселл — автор двух исторических произведений — «Краткой истории царей старшего Рима, а также младшего с опущением тех царей, которые не совершили ничего достопамятного, начинающаяся с Ромула» и «Хронографии».
Самой известной историографической работой Пселла является «Хронография», охватывающая правление четырнадцати императоров и императриц XI века. Сочинение представляет особый интерес, так как Пселл большую часть жизни провел при императорском дворе и многие события описывает глазами очевидца и непосредственного участника.
Математические сочинения Пселла
Из математических сочинений Пселла большей известностью особенно в XVI в. пользовалось переведенное на латинский язык Ксиландером и изданное в 1556 г. под заглавием: «Arithmetica, Musica, Geometria et Astronomia». Кроме этого полного издания, в свет вышли также и некоторые отдельные части сочинения. Из изданий этого рода в настоящее время известны: «Ψέλλόυ τών περί άριθμητικής συνοψις» (П., 1538), «Arithmetica, Musica et Geometria Mich. Pselli» (1592), «M. Pselli compendium mathematicum» (1647). Сочинение Пселла носит на себе яркий отпечаток представляемой им эпохи полного упадка греческой математики. Арифметическая его часть содержит только одни имена и подразделения чисел и отношений, между которыми изредка встречаются утверждения вроде следующих: «единица не число, а корень и начало чисел», «дважды два и два, сложенное с двумя, равны, чего с другими числами не бывает». В отделе музыки даются объяснения тонов и их видов. Наконец, отделы геометрии и астрономии занимаются только объяснениями отдельных учений безо всяких доказательств. Из других сочинений Пселла были напечатаны: «Liber de lapidum virtutibus» (Тулуза, 1615) и «De terrae situ, figura et magnitudine».
Авторству Михаила Пселла принадлежит так называемый «логический квадрат», в коем наглядно выражается отношение различных видов суждений. Ему принадлежат названия различных modi (греч. τρόποι) фигур. Эти названия, латинизированные, перешли в западную логическую литературу.
Михаил Пселл, следуя Теофрасту, пять modi четвёртой фигуры относил к первой. Название видов имело у него в виду мнемонические цели. Ему же принадлежит и общеупотребительное обозначение буквами количества и качества суждений (а, е, i, о). Учения логические у Пселла носят формальный характер. Сочинение Пселла было переведено Уильямом из Шервуда и получило распространение благодаря переделке Петра Испанского (папы Иоанна XXI). У Петра Испанского в его учебнике заметно то же стремление к мнемотехническим правилам. Латинские названия видов фигур, приводимые в формальных логиках, взяты у Петра Испанского. Пётр Испанский и Михаил Пселл представляют собой расцвет формальной логики в средневековой философии.
Богословские сочинения Пселла
Наиболее подробная библиография богословских сочинений Пселла, выделенных из его огромного наследия, содержится в книге архимандрита Амвросия (Погодина), кроме того, указания на некоторые религиозно-философские трактаты и общий обзор творений также содержится у К.Крумбахера, в Лексиконе богословия и Церкви и Католической Энциклопедии. К догматическим творениям Пселла относится стихотворение «О догмате», а также начальные главы Διδασκαλία Παντοδάπη («Всестороннего учения»), где содержится исповедание веры, рассматривается троичный догмат, объясняется христианская терминология. Единственным литургическим сочинением Пселла, посвящённым целиком истолкованию евхаристических обрядов, является стихотворная поэма «О литургической жертве». Проповеди Пселла — это «Слово на Благовещение», на Усекновение главы Иоанна Крестителя, на перенесение мощей архидиакона Стефана, о чудесах Архистратига Михаила, на Пасху и др. Важнейшее экзегетическое сочинение Пселла — толкование на библейскую книгу «Песнь песней». Трактаты по антропологии наиболее многочисленны, это главы «Всестороннего учения» — «Об уме» (гл. 20-26), «О душе» (гл. 27-31), «О добродетелях» (гл. 48-58), а также весомая часть издания трактатов Пселла «Philosophica Minora», где среди прочих содержится также трактат «О предопределении смерти», который опровергает учение о безусловном предопределении Богом всех событий в жизни человека. Трактаты по демонологии представляют собой синтез античных и святоотеческих учений о демонах. Это сочинения — «О демонах», «О действиях демонов», «Некоторые представления эллинов о демонах», «Расположение демонов у эллинов». Кроме всего перечисленного у Пселла имеются любопытные трактаты: «О богословии и разделении с учениями эллинов» — посвящён поиску точек соприкосновения античности и христианства, а также «Отвержение учения оригенистов о восстановлении тел, и отчасти его опровержение», где Пселл обличает учение о всеобщем восстановлении, называя его «неразумным нечестием».
В наиболее объёмном издании богословских сочинений Пселла «Michaelis Pselli theologica» опубликованы трактаты, посвящённые толкованию творений свят. Григория Богослова, а также некоторых изречений Священного Писания. Издание «Michaelis Pselli poemata» содержит стихотворные сочинения: богослужебные каноны (служба Симеону Метафрасту и Косьме Майумскому), стихотворения о сотворении Адама, его изгнании и об Антихристе (καί περί τοῦ Ἀντιχρίστου), литургическую поэму Пселла, полемическое сочинение — стихи против Латинян, о Крещении, «к душе», — пиитическое стихотворение, продолжающее, по-видимому, жанр «исповеди», основанный ещё блаж. Августином, а также краткие стихотворения на праздники и различные религиозные темы.
Крупнейшие отечественные исследования жизни и литературной деятельности Пселла — монографии П. В. Безобразова и Я. Н. Любарского дают наиболее полную, на сегодняшний день, картину биографии Пселла и его творчества.
О трагедии (Псевдо-Пселл)
Пселлу также приписывается небольшой трактат «О трагедии» (др.-греч. Περὶ τραγῳδίας), который по большей части воспроизводит классические определения структуры и поэтических жанров античной трагедии из «Поэтики» Аристотеля, но также сообщает некоторые ценные подробности о её музыкальном оформлении. Псевдо-Пселл выделяет пять типов (жанров?) хоровой песни: парод, стасим, эммелия, коммос и эксод. По (текстомузыкальной) форме хоровые песни он подразделяет на «периодические» (каждый раздел написан в своём метре) и «антистрофические» (антистрофа воспроизводит метрику строфы).
Перечень сочинений Пселла
- О смерти
- Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом
- Рассуждение относительно определения смерти
- Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы
- Всестороннее учение
- Толкование на «Песнь Песней»
- Энкомий блохе
Издания сочинений Михаила Пселла
- Διδασκαλία Παντοδαπή // PG V. 122. Col. 687—784.
- Dyck, A.R. Michael Psellus: The essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius. Wien, 1986.
- Fisher E.A. Image and Ekphrasis in Michael Psellos’ Sermon on the Crucifixion // Byzantinoslavica 55 (1994) fasc. 1. 44-55.
- Garzya A. Un encomio del vino, inedito di Michele Psello / Byzantion. 35 (1969) 418—428.
- Gautier P. Lettre au Sultan Malik-Shah Rédigée par Michel Psellos // REB 3 (1977) 73-97.
- Joannou P. Aus den unedierten schriftes des Psellos: das lehrgedicht zum messopfer und der traktat gegen die vorbestimmung der todesstunde // BZ 51 (1958) 1-14.
- Joannou P.P. Démonologie populaire — demonologie critique au XIe siècle. La vie inéohte de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971.
- Περί δόγματος // PG V. 122. Col. 812—817.
- Pselli ad imperatorem dominum Michaelem Ducam solutiones breves quaestionum naturalium // PG V. 122. Col. 783—810.
- Psello Michele. Autobiografia: encomio per la madre. Ed. by Criscuolo U. Naples, 1989 S. 85-153.
- Psellos Michel. Chronographie ou histoire d’un siècle de Byzance (976—1077). Texte établit et traduit par Renauld E. I—II. Paris, 1926—1928. .
- Psellos Michael. De Omnifaria Doctrina. Critical text and Introduction of L.G. Westerink. Utrecht, 1948.
- Psellos Michael. De operatione daemonum. Ed. Boissonade F. Nurenberg. 1838.
- Psellos Michael. Encomio per Giovanni plissimo mitropolita di Euchaita. Padora, 1968.
- Psellus Michael. In Mariam Sclerenam. Ed. by Spadaro, M.D. Catavia, 1984. S. 71-88.
- Psellus Michael. Orationes forenses et acta / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.
- Psellus Michael. Orationes panegyricae / Ed. by Dennis G.T. Stuttgart, 1994.
- Psellus Michael. Oratoria minora / Ed. by Littlewood, A.R. Leipzig, 1985
- Psellus Michael. Philosophica minora (Opuscula logica, physica, allegorica, alia) edr. Duffy, J.M. Leipzig, 1992. V. I. S. 1-283.
- Psellus Michael. Philosophica minora (Opuscula psychologica, theologica, daemonologica) / Ed. by D.J. O’Meara. Leipzig, 1989. V.2.
- Psellus Michael. Poemata / Ed. by L.G. Westerink. Stuttgart, Leipzig, 1992. .
- Michaelis Pselli Scripta minora magnam partem adhuc inedita / Ed. Kurts E., Drexl F. Milano, Vol. I. 1936; Vol II. 1941.
- Psellus Michael. Theologica / Ed. by P. Gautier. Leipzig, 1989. V.1. .
- Безобразов П. В. Хрисовул императора Михаила VII Дуки // ВВ 6 (1899) 141—143.
- Истрин В. М. Греческие списки Завещания Соломона. Одесса, 1898.
- Михаил Пселл. Богословские сочинения / пер. архим. Амвросия (Погодина). СПб., 1998.
- Михаил Пселл. Обзор риторических идей. О сочетании частей речи. Вестарху Пофосу. Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида / Приложение //Античность и Византия. М., 1975. С. 158—160.
- Михаил Пселл. О душе. О времени. О движении. Какому-то учителю. Соученику Роману. Какому-то ученику. Митрополиту Василеона Синету. Письмо монаху Иоанну Ксифилину, ставшему патриархом // Памятники византийской литературы IX—XIV веков. М., 1969. С. 148—155.
- Михаил Пселл. Хронография. Краткая история / Пер. Я. Н. Любарский, Д. А. Черноглазов, Д. Р. Абдрахманова. М., 1978.
Примечания
- идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
- Swartz A. Open Library — 2007.
- Encyclopædia Britannica
- Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С.198 (статья Я. Н. Любарского); Памятники византийской литературы IX—XIV веков. М., 1969. С.134; Культура Византии. Вторая половина VII—XII века. М., 1989. С.49
- Михаил Пселл. Хронография. М., 1978. С.232 (статья Я. Н. Любарского)
- Логический квадрат // Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- Логический квадрат // Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС. А.А.Ивин, А.Л.Никифоров. 1997.
- 1 2 Пселл, Михаил // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- См.: Михаил Пселл. Богословские сочинения / Пер. с греч. пред. и прим. архимандрита Амвросия (Погодина). СПб., 1998. С. 30-31, 33-45.
- Krumbacher K. Geschichte der Byzantinischen Literatur (527—1453). Munchen, 1891. S. 177—178.
- Lexicon fur theologie und Kirche. Freiburg im Breisgau, 1962. Bd. 7. S. 398—399.
- Adrian Fortescue. Michael Psellus // The Catholic Encyclopedia. 1911. V. XII. P. 545.
- Περί δόγματος // PG. V. 122. Col. 811—818.
- Главы 1-19, см.: Διδασκαλία Παντοδάπη // PG. V. 122. Col. 819—876.
- Михаил Пселл. Богословские сочинения. С. 103—276.
- Διδασκαλία Παντοδάπη // PG. V. 122. Col. 687—725.
- Michaelis Pselli Philosophica Minora (далее Phil. Min.) / Ed. D.J. O’Meara. Leipzig, 1989. V. II. S. 160—162. В русском переводе см.: Михаил Пселл. Богословские сочинения. С. 97-102.
- Περί δαιμόνων // Phil. Min. V. II. S. 158—159.
- Περί ενέργειας δαιμόνων // PG. V. 122. Col. 819—876.
- Τίνα περί δαιμόνων Δοξάζουσιν Έλληνες // PG. V. 122. Col. 875—882.
- Ἑλληνικαί διατάξεις περί δαιμόνων // Phil. Min. V. II. S. 123—126.
- Περί θεολογίας καί διακρίσεως δογμάτων Ἑλληνικῶν // Phil. Min. V. II. S. 117—120. // Phil. Min. V. II. S. 117—120.
- Ἔκθεσις τοῦ δόγματος τῶν Ὠριγενιαστῶν τῆς τών σωμάτων ἀναστάσεως καί μερική τούτου ἀνατροπή // Phil. Min. V. II. S. 75-76.
- Michaelis Pselli theologica / Ed. P. Gautier. Leipzig, 1989. V.1.
- См.: Безобразов П. В. Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001.
- Издание трактата и краткий обзор его содержания дан в статье: Browning R. A Byzantine treatise on tragedy // ΓΕΡΑΣ. Studies presented to George Thomson on the occasion of his 60th birthday, ed. by L.Varcl and R.F.Willets. Prague, 1963, pp.67-81. Подробный анализ трактата Псевдо-Пселла см. в статье: Comotti G. La musica nella tragedia greca // Scena e spettacolo nell’antichità. Atti del convegno internazionale di Studio Trento <…>, a cura di Lia de Finis. Firenze: Olschi, 1989, pp.43-61.
Литература
- Михаил Пселл / A. В. Иванченко // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
- Сметанин В. А. О критериях и уровне научности энхиридия Михаила Пселла «Синопсис законов». — В: Свидетель Истины: памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Сост. А. В. Левитский. Екатеринбург, 2003, 380—411.
- Ларионов А. В. Михаил Пселл как богослов и историк Церкви // Мир Православия. Сб. статей. Вып. 6. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. С. 45-46.
- Ларионов А.В. Ангелология Михаила Пселла (В контексте богословских взглядов церковных писателей XI века) // Мир Православия. Вып. 7. Волгоград, 2008. С. 57-77.
- Ларионов А.В. Демонология Михаила Пселла и диалог «О действиях демонов» // Мир Византии. Проблемы истории Церкви, армии и общества / Сборник научных статей. Отв. ред. и сост. Н. Д. Барабанов, С. Н. Малахов. Армавир — Волгоград, 2011. С. 5-27.
- A. Kaldellis, Anthony Kaldellis: The argument of Psellos’ Chronographia, Boston 1999.
- E. Pietsch: Die «Chronographia» des Michael Psellos: Kaisergeschichte, Autobiographie und Apologie, Wiesbaden 2005.
- S. Papaioannou, Michael Psellos: Rhetoric and Authorship in Byzantium, Cambridge 2013.
- F. Lauritzen, Depiction of Character in the Chronographia of Michael Psellos, Turnhout 2013.
- D. Walter, Michael Psellos – Christliche Philosophie in Byzanz. Mittelalterliche Philosophie im Verhältnis zu Antike und Spätantike. De Gruyter, Berlin, Boston 2017, ISBN 978-3-11-052597-7.
Ссылки
- Пселл, Михаил. Восточная литература. Дата обращения 16 апреля 2011.
- Пселл Михаил — статья из Большой советской энциклопедии.
- Пселл // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Пселл, Михаил // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- myriobiblion.byzantion.ru
Коварная византийская императрица Ирина — властолюбивая иконопочитательница, через интриги, убийства, предательство и семейные скандалы ВВЕЛА ИКОНОПОЧИТАНИЕ в церковь. И она святая? ОТКУДА ПОЯВИЛОСЬ ВЫРАЖЕНИЕ: «крест спасает»?
(краткий и длинный варианты)
Как это было? Восьмой век. В христианской церкви начинает широко распространяться практика почитания икон. Изображения, которые первоначально создавались как «учебные пособия» для малограмотных прихожан, со временем стали приобретать сакральный характер. Против этого явления выступают служители церкви, и с целью рассмотрения данного вопроса в Византии в 754 году созывается седьмой Вселенский Собор.
Седьмой собор, тщательно рассмотрев суть вопроса, приходит к мнению, что практика почитания икон не имеет Библейского основания и является нарушением второй заповеди: «Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им…». Все иконы выносятся из храмов и уничтожаются.
Однако, Ирина, супруга византийского императора, была убежденной иконопочитательницей и не подчинилась решению собора.
В 780 году по непонятной причине умирает ее муж, император Лев IV. (предполагают, что он был отравлен супругой). Ирина начинает править империей как регент при своём малолетнем сыне Константине. Когда сын повзрослел и стал претендовать на самостоятельное правление, Ирина выколола ему глаза и посадила его в тюрьму, захватив всю власть в империи.
Вскоре Ирина начинает борьбу за иконопочитание: священники-«иконоборцы» подвергаются репрессиям, а в 787 году созывается собор, на котором отменяется решение предыдущего собора и восстанавливается почитание икон. Иконы снова заполняют храмы христиан.
В последствии за восстановление иконопочитания императрица Ирина была причислена к лику святых.
Это было краткое описание, а вот в деталях:
Иконоборцы считали, что почитание икон — это пережитки язычества. Икона — творение рук человеческих, не обладает божественной сущностью. Истоком иконоборчества являлось убеждение евреев, принявших христианство, утверждавших: «Не сотвори себе кумира». Они напоминали верующим об уничтожении золотого тельца Моисеем, потому что Бога никто не видел, и изображать его кощунство. Сторонниками иконопочитания были преимущественно греки, которые хранили память о тех временах, когда их языческие боги изображались скульпторами и художниками и находились во всех святилищах.
В это время в Византии активно действует партия иконопочитателей, которые стремятся вернуть иконы в монастыри и церкви, возобновить институт поклонения фетишам, т.е. иконам.
О напряженности этой борьбы говорит один факт: когда Константин V Копроним женил своего сына Льва, он потребовал у невестки Ирины клятву, что она не будет поклоняться иконам, к чему она привыкла в родном городе Афины.
После смерти Константина V Копронима, между Львом IV и его супругой Ириной произошла размолвка по вопросу почитания икон. Ирина требовала изменения действующих иконоборческих законов. Император не уступил.
Ирина стала требовать от мужа коронации её сына Константина, как наследника императорского престола, объясняя свою просьбу тем, что в случае смерти мужа враги могут убить её ребенка. Император уступил просьбе супруги, и Константин в пятилетнем возрасте был коронован.
После смерти иконоборческого патриарха Никиты в начале 780 года Ирина стала требовать назначения патриархом Павла, который был замечен в симпатиях к иконопочитателям. Император уступил просьбе жены, но взял с Павла письменную клятву, что икон он почитать не будет.
Затем в императорской семье разразился скандал. Кто-то доложил императору Льву, что его жена предает его и связана с иконопочитателями. Был произведен обыск в покоях императрицы, и у Ирины нашли две иконы. Шесть сановников из окружения Ирины были схвачены и заключены в тюрьму, затем пострижены в монахи.
Иконопочитатели стали готовить государственный переворот.
Осенью умирает отравленный Лев IV, и императором объявляется его девятилетний сын Константин VI . Против сановников-иконоборцев начинаются репрессии, их обвиняют в подготовке государственного переворота. Никифора (дядю Льва IV) и его приближенных отправляют в ссылку. Власть в Византии переходит к вдовствующей императрице Ирине, которая правит вместе с евнухом Ставрикием.
Патриарх Павел не изменяет своей клятве, данной императору Льву IV о том, что не будет почитать иконы. Он становится препятствием для иконопочитателей в осуществлении задуманного. Павел умирает в 784 году, и на его место Ирина назначает патриарха Тарасия, который по велению императрицы созывает Вселенский собор для реабилитации иконопочитания.
В Константинополь на собор съезжаются епископы. Когда же они приступают к работе и становится ясно, что решение будет принято не в пользу иконопочитатателей, Ирина дает приказ преданным ей воинам приостановить работу Вселенского сбора. Войска занимают церковь, где находились епископы и выгоняет всех на улицу.
Ирина укрепляет свою власть, меняет военное руководство и окружает себя преданными ей людьми.
Она начинает подготовку нового собора, на который приглашают иконопочитателей из Рима и других городов Европы.
Вселенский собор 787 года называют седьмым. Он отменяет все решения соборов, на которых было принято решение против поклонения иконам, и запрещает их называть Вселенскими, а иконоборцев объявляет еретиками. Присутствующие на соборе легаты Римского папы поддержали иконопочитателей.
Одобрили иконопочитание корыстные монахи, так как они в период, когда у власти были иконоборцы, лишились большой части дохода от паломничества верующих к иконам.
Сын Ирины Константин, став совершеннолетним, при поддержке армии отстраняет Ирину от власти в 790 году, но иконопочитание всё еще остается.
Через 7 лет, в 797 году, Ирина свергает сына с престола, ослепляет его и затем отправляет в тюрьму, где он умирает. (какая добренькая мамаша!!!) В империи зреет недовольство Ириной, и она ищет опору в монастырях, задабривая их дарами. Монахи пишут восторженные отклики на действия императрицы. В одной летописи монах пишет, что Ирина — благочестивая царица, несмотря на то, что ослепила собственного сына.
Ирина была свергнута 31 октября 802 года в результате заговора, во главе которого стоял Никифор – чиновник, отвечающий за финансы империи, который опирался на поддержку армии. Ирину отправляют в монастырь на один из островов в Мраморном море, где она умирает 9 августа 803 года. Императором Византии провозглашают Никифора. Никифор, будучи умеренным иконоборцем, не проводил политики, направленной на уничтожение восстановленного Ириной иконопочитания. Таким образом ересь и идолопоклонство вошли в церковь. Многие столетия мрак царил в церкви, до тех пор, пока не родился великий реформатор Мартин Лютер, но это другая история….
После правления Ирины была ещё надежда на торжество здравого смысла. Но концом надежны и торжеством идолопоклонства можно считать указ еще одной императрицы, Феодоры, в 842 году, по которому без всякой пощады был убиваем и казнен каждый, кто отказывался поклоняться иконам. Так в стране было произведено более 100 тысяч казней. Именно в этот период людям было навязано ношение крестиков, как отличительного знака того, кто признает почитание и поклонение иконам, мощам и другим религиозным культам. В жестокости Феодора превзошла свою предшественницу и умудрилась провести всех жителей империи через своеобразный ритуал поклонения. Тому, кто кланялся изображению, во свидетельство вешался крестик, отказавшихся – казнили. Таким образом, по стране опять прокатились зачистки, Но если при Ирине зачищалась только верхушка, то при Феодоре насилию и истреблению подвергся весь народ. С тех самых пор в ход пошло известное выражение «крест спасает», а день, когда вся страна была проведена через круг репрессий, был назван днем торжества православия, который отмечается в церковном календаре и поныне.
целуй идола, святая Ирина так хотела…..
Союз Фёдора Иоанновича, последнего русского царя из династии Рюриковичей, и его супруги Ирины Фёдоровны (урождённой Годуновой) считается одним из самых спокойных и гармоничных в истории браков отечественных самодержцев. Тем страннее об этом узнать: отцом монарха был Иван IV Грозный, жестокость которого, в том числе по отношению к жёнам, приводит в ужас и сегодня, спустя много столетий.
Ирина Годунова добровольно отказалась от короны
Фёдор Иоаннович и Ирина Годунова знали друг друга с детства. Девочку взяли в царские палаты, когда ей исполнилось семь лет. Считается, что она попала во дворец по протекции своего дяди Дмитрия Ивановича Годунова, который служил постельничим при царе.
Почти Ромео и Джульетта
В 1575 году Фёдора Иоанновича обвенчали с Ириной. Взаимная симпатия молодых людей-одногодок была так велика и очевидна, что дело обошлось без обычного для тогдашних монархов смотра невест.
Брак сына одобрил сам Иван Грозный. Но Ирина отлично понимала, что из себя представлял к старости совсем озверевший монарх. Когда царь умирал, за ним ухаживала именно Ирина. Она понимала: если в последние дни жестокому правителю попадёт какая-нибудь вожжа под хвост, то может произойти любой переворот. И не видать её мужу русского престола. Но даже в последние дни жестокий самодержец пребывал, так сказать, в своём репертуаре. Согласно историку Николаю Карамзину, Ирина за три дня до его смерти пришла проведать больного, но «бежала с омерзением от его любострастного бесстыдства».
В 1584 году Фёдор Иоаннович взошёл на престол. Так Ирина стала царицей.
Царский трон не изменил натуры кроткого и доброго супруга Годуновой. 14 лет его правления считаются одними из самых спокойных на Руси. По словам современника, дьяка Тимофеева, он был «естеством кроток и мног в милостех ко всем, и непорочен… паче же всего любя благочестие и благолепие церковное». Вообще, религия, соблюдение церковных обычаев и отношения с отцами церкви составляли очень важную и значительную часть жизни этой четы Рюриковичей.
Вести государственные дела помогал шурин Фёдора Иоанновича, бойкий организатор разных дел Борис Годунов.
Именно клан Годуновых теперь, наряду с Рюриковичем, заправлял государственными делами. Ирину родственники не хотели видеть в традиционной роли русской царицы, живущей в тереме за высоким забором и интересующейся лишь детьми и церковью.
Даже процедуру венчания государя на царство несколько видоизменили специально для Ирины Фёдоровны. Открыли окна одной из палат дворца. Через оконный проем народ мог видеть царицу в богатом одеянии, восседающую на троне. Народ кричал с улицы: «Боже, храни нашу благородную царицу Ирину!» После этого государыня — неслыханное для XVI века дело — обратилась к супругу с поздравительной речью.
Царица стала посещать заседания боярской Думы. Она появлялась там с целым штатом телохранителей.
К ней в покои с визитом устремились послы иностранных государств, жены видных бояр и представители высшего духовенства. Епископ Арсений Елассонский описывал свою встречу с русской царицей по случаю учреждения в России собственной патриаршей кафедры: «Тихо поднялась царица с своего престола при виде патриархов и встретила их посреди палаты, смиренно прося благословения. Вселенский святитель, осенив её молитвенно большим крестом, воззвал: «Радуйся благоверная и любезная в царицах Ирина, востока и запада и всея Руси, украшение северных стран и утверждение веры православной!»» Великолепие наряда государыни потрясло епископа: «Малейшей части этого великолепия хватило бы для украшения десятка царей».
Без детей
Выглядел бы быт русской монаршей четы вполне идиллично, если бы не одна грустная подробность: у пары не было детей.
Несмотря на это, супруги были счастливы друг с другом. С утра Фёдор Иоаннович посылал в покои жены слугу, чтобы тот узнал, как Ирина почивала. Затем он сам наведывался к любимой.
Потом чета вместе шла к заутрене. После молитвы пара расставалась — до обеда царь занимался государственными делами. После обеда они отдыхали вместе: смотрели представления, которые для них устраивали шуты и скоморохи. Ирина сопровождала мужа в военных походах и давала ему советы касательно управления государством. Некоторые потешались над не свойственной парам того времени близостью мужа и жены: говорили, что, мол, царь Фёдор попал под каблук.
Но мало кто знал, каким твёрдым мог быть Фёдор Иоаннович, когда дело касалось царицы. После трёх лет его бесплодного брака с Ириной Фёдоровной сына вызвал к себе Иван Грозный. И предложил ему заточить Ирину в монастырь и жениться на той, которая родит ему наследника. Все знали: в благодушном настроении царь может просто поругать. А в дурном расположении духа — и жизни лишить. И бог знает, на что нарвёшься. Тем не менее кроткий Фёдор заявил родителю: «Оставь её со мною, а не то так лиши меня жизни, ибо я не желаю её покинуть». Тихая твёрдость сына прямо-таки гипнотическим образом подействовала на жестокосердого родителя — тот отступил.
За «непристойным» предложением царя Ивана последовал заговор дворян, желавших избавиться от бездетной супруги царя. Но в итоге и их разоблачили: чету Рюриковичей разлучить не представлялось возможным. Даже на просьбы сменить жену, исходившие от боярской Думы, царь Фёдор отвечал отказами.
Всё было не так просто: царица Ирина не была бесплодна. Она много раз беременела, но беременности заканчивались выкидышами. Так что пара не теряла надежды стать родителями.
И надежда их оправдалась. В 1592 году царица Ирина родила дочь Феодосию Фёдоровну. «Феодосия» с греческого переводится как «богом данная». Вот как это событие описано в «Новом летописце», памятнике позднего русского летописания: «О рождении царевны Феодосии Фёдоровны. В том же году родилась у государя благочестивая царевна Феодосия Фёдоровна, и была радость на Москве великая. Царь же Фёдор Иванович опальных, кои приговорены были к казни, заточены по темницам, всех государь пожаловал, из темниц велел освободить, и по многим монастырям давал многую милостыню, и послал в Еросалим и во всю Полестинскую землю по монастырям с милостью Михаила Агаркова с товарищами, со многой довольной милостынею. Они же были в Ерослиме и пришли к Москве с великой честью».
Не трон, а келья
Родительское счастье оказалось недолгим: согласно тому же «Новому летописцу», девочка скончалась, не доживя до года: «О преставлении царевны Феодосии. В том же году преставилась благочестивая царевна Феодосия Фёдоровна, единочадная царя Фёдора Ивановича дщерь, и погребена в Вознесенском девичьем монастыре, в церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа с прежними благочестивыми царицами и с княгинями великими. Царь же Фёдор Иванович печален был многое время, и плач был на Москве великий, и повелел государь по монастырям и по храмам и нищим давать милостыню. В Вознесенский монастырь повелел государь дать вотчину в Масальском уезде село Гертен».
А в январе 1598 года скончался и сам Фёдор Иоаннович, не оставив после себя ни наследника, ни завещания. Бояре, предчувствуя предстоящую смуту и боясь её, решили присягнуть царице Ирине — прежде всего потому что хорошо её знали. Но Ирина Фёдоровна понимала: ей страну не удержать. И на девятый день после смерти мужа она постриглась в монахини.
Управление государством взял на себя её брат Борис Годунов.
Исторические хроники так повествуют о постриге царицы: «С погребения не ходя во свои царские хоромы, повеле себя <…> отвести простым обычаем в пречестный монастырь <…> еже зовётся Новый девич монастырь». Так ей дали новое имя: «Во иноцех имя ей Александра, и пребываша она в келий своей от пострижения до преставления своего, окроме церкви божий нигде не хождаше».
Умерла слабая здоровьем женщина там же, в 1603 году.
Образ царицы Ирины стал очень привлекателен для литераторов и историков. Так, писатель Алексей Толстой в 1868 году написал пьесу «Царь Фёдор Иоаннович». В 1898-м постановкой трагедии Толстого открылся в Москве Художественно-общедоступный театр, будущий МХАТ. Роль Ирины исполнила Ольга Книппер, будущая жена писателя Чехова. О её игре Антон Павлович писал: «Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… лучше всех Ирина. Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».
В 1901 году они обвенчались.
Журнал: Загадки истории №44, октябрь 2019 года
Рубрика: История одной любви
Мария Конюкова
Красота, семья, интриги: 7 малоизвестных фактов о женщинах Древнего Рима
Малоизвестные факты о женщинах Древнего Рима.
Люди, которые интересуются историей, знают о Римской империи достаточно много — и о её правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше известно о римских женщинах, а ведь на женщине во всем времена держалась не только семья, но и устои общества. И Древний Рим не исключение.
1. Римские женщины и грудное вскармливание
Капитолийская волчица и римские близнецы Ромул и Рем.
Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Вместо этого они передавали их кормилицам (обычно рабыням или нанятым женщинам), с которыми заключали договор на вскармливание. Соранус, автор известной работы II века по гинекологии, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительнее в первые дни после рождения. Обосновывал он это тем фактом, что мать может быть слишком истощена, чтобы полноценно кормить грудью. Также он не одобрял слишком частое кормление по факту того, что ребенок проголодался, и рекомендовал в шестимесячном возрасте уже переводить ребенка на «твердую» еду, такую как хлеб, смоченный в вине.
Женщины Древнего Рима.
Но это не нашло поддержку у большинства римских врачей и философов. Они предположили, что материнское молоко лучше для здоровья ребенка, на том основании, что «кормилица может передать рабские дефекты своего характера ребенку». Эти же люди высказали мнение, что женщины, которые не кормят своего ребенка грудью, являются ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые заботятся только о своих фигурах.
2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима
Детство заканчивалось очень быстро для римских девочек. Согласно закона, они могли выходить замуж в возрасте 12 лет. Причиной этого было было то, что от девочек ожидали, чтобы они начали рожать как можно раньше (ведь в ту пору был очень высок уровень младенческой смертности). Накануне свадьбы девушка выбрасывала свои детские вещи, в том числе ее игрушки.
Деревяная кукла из сагкофага Крепереи Трифены.
Эти же игрушки могли быть погребены с ней, если она умирала до достижения брачного возраста. В конце XIX века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девушке по имени Креперея Трифена, которая жила во II веке в Риме. С ней была похоронена кукла из слоновой кости с руками и ногами на шарнирах. Рядом с куклой даже лежала небольшая коробка одежды и украшений, сделанных специально для нее. Но в отличии от современной Барби, у куклы Крепереи были широкие «детородные» бедра и округлый живот. Очевидно, что девушку с раннего детства готовили к роли будущей матери — к «достижению», которое было наиболее ценным для римских женщин.
Деревянная кукла из саркофага Крепереи Трифены
3. После развода ребёнка оставляли с отцом
Развод был быстрым, простым и распространенным процессом в древнем Риме. Брак обычно использовался для облегчения политических и личных связей между семьями. Тем не менее, брачные узы можно было разорвать в короткие сроки, когда они больше не были полезными для той или иной стороны.
Римская семья.
В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой правовой процедуры для получения развода. Брак фактически считался закончен, когда муж (или, что встречалось гораздо реже, жена) заявлял об этом. Отцы также могли инициировать развод от имени своих дочерей, благодаря тому, что отец сохранял правовую опеку над своей дочерью даже после ее брака. Подобное позволяло семье невесты возвращать приданое в случае развода. Однако некоторые мужья пытались использовать юридическую лазейку, заявляя, что могут оставить приданое у себя, если их жены были уличены в неверности.
Женщины неохотно разводились, поскольку римская правовая система благоприятствовала отцу, а не матери в случае развода. На самом деле, у римских женщин не было никаких юридических прав по отношению к ее собственным детям. Однако, если это было удобнее отцу, то дети оставались жить с матерью после развода.
Мраморный бюст Юлии, сосланной ее отцом, императором Октавианом Августом
Известным примером подобного является случай с дочерью императора Октавиана Августа Юлией и ее матерью Скрибонией, от которых император отказался после знакомства с третьей женой Ливией.
4. Странная косметика
Римские женщины стремились хорошо выглядеть. Считалось, что внешний вид женщины свидетельствует о возможностях её мужа. Но с другой стороны модниц, пытающихся соответствовать идеалу красоты, зачастую высмеивали за это. Римский поэт Овидий (43-17 годы до н.э.) радостно глумился над женщиной за попытку сделать ей самодельный краситель для волос: «Я сказал Вам, что нужно просто не смывать краску, а теперь посмотрите на себя. Уже нечего и красить». В другом сатирическом памфлете писатель Ювенал (55-127 годы н.э.) рассказывает, как женщина пыталась сделать себе волосы пышными до тех пор, пока они не начали напоминать копну сена.
Состоятельная римлянка делает причёску в салоне красоты. Барельеф II века.
В Древнем Риме была процветающая косметическая промышленность. Хотя некоторые рецепты были вполне «толковыми», такие как маски из измельченных лепестков роз и меда, другие могут заставить очень удивиться. К примеру, пятна на коже рекомендовалось лечить куриным жиром и луком. Раковины устриц использовались в качестве эксфолианта, а смесью измельченных дождевых червей и масла маскировали седые волосы. Другие авторы упоминали о крокодильем помете, используемом в качестве румян. В ходе археологических раскопок в Лондоне в 2003 году нашли небольшую коробочку, содержащую остатки 2000-летнего римского крема для лица. При анализе было установлено, что он был сделан из смеси животного жира, крахмала и олова.
5. Женское образование
Образование женщин было спорным вопросом в римский период. Базовые навыки чтения и письма преподавали большинству девушек в римских школах, а некоторые семьи использовали домашних учителей, чтобы научить своих дочерей более передовой грамматике или греческому языку.
Часть фрески с изображением читающей юной девушки, I век до нашей эры
Все это было предназначено для облегчения будущей роли девушки в управлении домашним хозяйством, а также служило для того, чтобы сделать ее более грамотной, и, следовательно, более интересной компаньонкой своего мужа. Хотя сохранилось очень мало примеров письменности женщин с древних времен, это не означает, что женщины не писали. К примеру, при раскопках римского форта Виндоланда нашли письма солдатских жен.
Однако, многие римляне считали, что чрезмерное образование может превратить женщину в претенциозное создание. Что еще хуже, интеллектуальная независимость могла считаться синонимом сексуальной распущенности. Тем не менее, некоторые элитные семьи поощряли своих дочерей учиться как можно больше.
6. «Первые леди»
Римские женщины не могли занимать никакие политические должности, но они могли оказывать влияние, к примеру, на результаты выборов. Фрески, сохранившиеся на стенах Помпеи, свидетельствуют о том, что женщины оказывали поддержку определенным кандидатам.
Ливия Друззила, жена императора Октавиана Августа, Рим.
Жены политиков, тем временем, играли роль, практически не отличающуюся от роли супруг современных президентов и премьер-министров, выстраивая им образ «семьянина». Большинство римских императоров выстраивали идеализированные образы себя со своими женами, сестрами, дочерьми и матерьми. Разрабатывались даже монеты и скульптурные портреты, чтобы представить «первую семью Рима» гармоничной и сплоченной единицей, независимо от того, что было в реальности.
Валерия Мессалина — третья жена римского императора Клавдия.
Когда Август стал первым императором Рима, он пытался сохранить иллюзию, что является «выходцем из народа». Вместо дорогостоящей одежды, он предпочитал носить простые шерстяные одежды ручной работы, которые вязали для него родственницы. Поскольку вязка считалась идеальным времяпрепровождением для послушной римской матроны, это способствовало созданию имиджа императорского дома в качестве образца морального приличия.
7. Римские императрицы — отравительницы и интриганки?
Отравительница Агриппина.
Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина — третья жена Клавдия — запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.
Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.
Сегодня весьма интересно увидеть, из какой посуды ели и пили в Риме до нашей эры. Серебряные клады той эпохи были найдены не так давно.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Лев VI
Эта статья — о византийском императоре. О папе римском см. Лев VI (папа римский).
греч. Λέων ΣΤ’
Лев VI перед Христом. Мозаика в соборе св. Софии
886 — 912
Василий I
Александр
19 сентября 866
- Константинополь, Византия
11 мая 912 (45 лет)
Константинополь
- Церковь Апостолов
Македонская династия
Михаил III или Василий I
Евдокия Ингерина
Феофано, Зоя Заутца, Евдокия, Зоя Карбонопсина
Василий, Константин
Медиафайлы на Викискладе
Лев VI Му́дрый или Фило́соф (греч. Λέων ΣΤ’ ο Σοφός, Leōn VI) (19 сентября 866 — 11 мая 912) — византийский император (с 886 до 912) из Македонской династии. Своё прозвище получил за сочинение трактатов (в том числе о военном деле «Тактика Льва»), стихов и речей, а также за завершение начатого ещё его отцом Василием I Македонянином свода законов на греческом языке, называемых «Базилики», комментариев и дополнений к нему.
Приход к власти
Мать Льва VI, Евдокия Ингерина, была любовницей императора Михаила III и женой кесаря Василия Македонянина. Кто был отцом Льва не известно — Василий признал его своим сыном, но относился к нему сдержанно и недоброжелательно, подозревая в нём незаконнорождённого сына Михаила III. В ночь с 23 на 24 сентября 867 года Василий Македонянин сверг Михаила III и захватил престол. В 879 году умер Константин, старший сын Василия I Македонянина, и Лев стал наследником престола. Пользуясь подозрительностью узурпатора, придворный Сантаварин донёс на Льва, будто тот собирается убить отца и носит для этого засапожный нож. На охоте Василий I попросил кинжал, и Лев вынул из сапога свой. Василевс приказал заключить наследника под стражу и ослепил бы его, но советники отговорили императора от этого.
29 августа 886 года Василий I Македонянин погиб на охоте, сказав на смертном одре, что пал жертвой заговора.
Внутренняя политика
Монета-фоллис Льва VI с изображением императора Лев подаёт Василию кинжал. Миниатюра из «Обозрения истории» Иоанна Скилицы
Первым делом Лев VI перезахоронил останки императора Михаила III в Константинополе, поскольку был незаконнорождённым сыном Михаила III или хотел таковым слыть. В поисках политической поддержки и стремясь подчинить церковь, он низложил патриарха Фотия и возвёл на патриаршество своего 18-летнего брата Стефана. Поскольку Стефан I умер в 893 году, Лев VI заменил его ставленником рода Заутца Антонием II, а после смерти последнего в 901 году — своим сановником Николаем I Мистиком.
Средневековый историк сообщает об армянофилии Льва VI.
Внешняя политика
Войны с болгарами и арабами
Лев VI не был столь удачлив в войне как Василий I Македонянин. Он начал войну с болгарским царём Симеоном I (894 год) и потерпел поражение. В 894 году Лев VI пригласил мадьяр напасть на болгар с севера, но в решающей битве при Булгарофиге был разбит, и ему пришлось возобновить выплату ежегодной дани Болгарии.
В 902 году арабы захватили последний оплот империи в Сицилии — Тавромений. В 904 году перешедший в ислам Лев Триполийский с арабскими пиратами разграбил Фессалоники.
Война с Русью
Основная статья: Русско-византийская война 907 года
По русской летописи, в 907 году русский князь Олег осаждал Константинополь и прибил свой щит на вратах Царьграда, но византийские хроники, подробно повествующие о походах Руси 860 и 941 годов, не упоминают о походе Олега, поэтому многие историки склонны считать этот поход легендой.
Лев VI заключил с Олегом торговый договор от 2 сентября 911 года, являющийся первым упоминанием о Руси, как государстве. В более ранних источниках это слово служило лишь обозначением купцов и воинов с Севера.
Четыре брака Льва VI и споры с церковью из-за наследника
В первый раз Лев VI женился после смотра невест в 882 году на Феофано. Брак этот был обусловлен лишь волей Василия I, однако Льву VI пришлось прожить с ней до 895 или 896 года, когда Феофано умерла и была причислена к лику святых. После её смерти Лев VI женился в 898 году на Зое Заутца, умершей в 899 году. Не имея наследников, император женился в третий раз на Евдокии Ваяне, но она скончалась при родах в 901 году. Рождённый ею сын, Василий, также вскоре скончался.
Лев стал сожительствовать с Зоей Карбонопсиной (что значит «Углеокая»), брак (4-й), который был невозможен по законам церкви. Впоследствии это привело к отлучению императора от Церкви.
В мае 905 года у них родился сын Константин Багрянородный, которого патриарх Николай Мистик согласился окрестить лишь 6 января 906 года, а ещё через несколько месяцев придворный священник Фома против воли патриарха обвенчал Льва VI и Зою. За это патриарх запретил Льву VI входить в церковь и тому пришлось присутствовать на службе в митатории — помещении на южной стороне храма Святой Софии, где императоры отдыхали после службы. Николай обещал снять епитимью на Рождество, но так и не сделал это. Наконец, 1 февраля 907 года император долго убеждал патриарха на пиру признать его брак. Убедившись, что всё тщетно, он сослал его и поставил патриархом игумена Евфимия, который, наконец, признал брак законным.
В 908 году Лев VI короновал трёхлетнего Константина как со-императора, чтобы упрочить позиции своего юридически незаконнорождённого сына.
Умирая в 912 году от болезни желудка, Лев VI передал трон брату Александру.
Сочинения
Лев VI был учеником патриарха Фотия и известен как церковный оратор и поэт. Им написаны 11 евангельских стихир на недельных утренях, созданных на основе перефразирования утренних евангельских чтений; стихир на Лазареву субботу и ряд других. Одним из самых замечательных его произведений является стихира: «Приидите, людие, Триипостасному Божеству поклонимся…», излагающая в краткой форме главное содержание тринитарного догмата.
Льву VI приписываются пророческие стихи и некоторые короткие гадательные тексты, так называемые «Оракулы Льва Мудрого» (Oracles of Leo the Wise; Oracula Leonis), предсказывающие будущее мира.
По оценке А. Дэна, трактат Льва VI «Тактика Льва» считается наиболее распространённым из всех памятников византийской военной литературы.
> В кино
- Золотой век (Златният век) — режиссёр Любен Морчев (Болгария, 1984).
- Вардан Великий. Часть // Всеобщая история Вардана Великого.. — М., 1861. — С. 110.:
Лев был муж щедрый в даяниях и ни мало не походил на Грека, который, как говорят, никогда не бывает щедр, да и на языке (греческом) слово: щедрый не существует. Он был сын армянина и очень любил Армян.
- Поход князя Олега на Царьград в 907 (6415) г.
- Gregory, Timothy, E. A History of Byzantium. — Blackwell Publishing, 2005. — P. 226. — ISBN 0-631-23512-4.
- Les oracula Leonis
- В. В. Кучма.К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ «ТАКТИКИ ЛЬВА»
- Смирнов Ф. А. Лев, византийские императоры // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Сочинения Льва:
- Краткое собрание Льва Миротворца, августейшего греческого кесаря, показующее дел воинских обучение. / Пер. И. Ф. Копиевского. Амстердам, 1700.
- Лев VI Мудрый. Тактика Льва / Изд. подготовил д-р ист. наук, проф. В. В. Кучма(†); Отв. ред. Н. Д. Барабанов. — СПб.: Алетейя, 2012. — 368 с. — (Византийская библиотека. Источники). — 1000 экз. — ISBN 978-5-91419-747-3. (в пер.)
Лев VI Философ (Мудрый)
(866–912, сопр. с 870, имп. с 886)
19 сентября 866 г. у Евдокии Ингерины родился сын Лев. Так как всей столице было известно о ее конкубинате с императором Михаилом III, вопрос об истинном отце Льва достаточно щекотлив, и вполне вероятно, что по крови императоры Македонской династии, начиная со Льва, — потомки Аморийской. Во всяком случае, Василий I испытывал к нему неприязнь, особенно усилившуюся после кончины Константина — любимого сына от первой жены. Поэтому, когда Лев был обвинен фаворитом Василия, Сантаварином, в злых умыслах по отношению к отцу, тот, нимало не раздумывая, заключил его в одном из помещений дворца — Маргерите — под арест, лишив знаков царского достоинства, но оставив при нем жену Феофано. Император подумывал было даже ослепить сына, но синклит и Фотий воспротивились такому недостойному деянию.
20 июля 886 г., просидев в Маргерите, по разным источникам, от трех месяцев до трех лет, Лев был выпущен оттуда и полностью реабилитирован. Константин Багрянородный рассказывает по этому поводу замечательный анекдот: «В дворцовых покоях, в подвешенной плетеной клетке обитало пернатое существо, болтливое и искусно подражающее, по названию попугай. То ли кем-то подученный, то ли сам по себе он нередко выкрикивал: «Ай, ай, Лев — господин». Как-то раз, когда у царя был пир и с ним разделяли трапезу первые из совета, птица несколько раз повторила эти слова. Пригорюнились пирующие, отстранились от угощения, сидели в задумчивости. Обращаясь к ним, царь спросил, почему они отказываются от яств. Они же с полными слез глазами ответствовали: «Какую пищу станем мы есть, люди вроде бы разумные и господину преданные, если голос этого неразумного создания порицает нас, так как зовет своего господина, в то время как мы тут роскошествуем и забыли того, кто ничем не оскорбил величество. Если он уличен в том, что занес десницу над отцовской головой, мы убьем его своими руками и насытимся его кровью, если же он оправдался от обвинения, то доколе будет брать над ним верх язык доносчика!» Тронутый этими речами, царь велел им успокоиться и обещал расследовать дело, а вскоре, вспомнив свою природу, освободил сына из-под стражи, допустил к себе, велел сменить скорбные одежды, постричь буйно разросшиеся в несчастье волосы, вернул ему прежний ранг и достоинство в государстве» .
Воцарившись, Лев VI распорядился немедленно перезахоронить останки Михаила III, которые торжественно, в кипарисовом саркофаге, были перенесены в храм св. Апостолов. Соответственно, в Константинополе возник лишний повод посплетничать об отце василевса.
Как и большинство императоров Македонской династии, Лев был человек безусловно незаурядный. Воспитанник ученейшего Фотия, он писал анакреонтики, проповеди, оракулы, под его именем известна «Тактика» — сочинение о воинском искусстве, и не случайно потомки дали Льву прозвище Философа или Мудрого. Вместе с тем был он плаксив, часто непоследователен, склонен подпадать под чужое влияние. Еще в юности он любил предаваться довольно странному для наследника престола развлечению: отправляться по ночам в бедной одежде на прогулки по ночной столице, проверяя бдительность стражников; он был чрезвычайно доволен, когда как-то раз солдаты приняли его за бродяжку и отправили в тюрьму.
Видимо, зная слабости Льва, Василий I однажды загадочно произнес, обращаясь к приветствовавшей вышедшего из тюрьмы наследника толпе: «Это по поводу моего сына вы прославляете Бога? Ну так я вам скажу, что ему же вы будете обязаны долгими днями труда и печали» ().
Творческая натура императора немало способствовала его грамотной внутренней политике. При Льве VI особенно расцвели торговля и ремесла, были изданы специальные постановления (например, «Книга эпарха» — 911 г.), регламентирующие сложные отношения между производителем и государством, создан новый свод законов — «Василики». Император издал около ста написанных довольно изящным слогом новелл, посвященных самым разнообразным аспектам жизни страны и ее населения — от разрешения давать ссуды под процент до вопросов семьи и брака. Василевс не боялся преследовать мешавшую его деятельности знать, отменил и без того куцые законодательные права курий и синклита («Ныне обо всем печется император» — ), ограничивал аппетиты церкви. Так, препятствуя обогащению монастырей за счет даров по завещаниям, он с гневом писал в новелле: «Разве не бесчеловечно отстранять от наследства родных и друзей покойного и все тащить себе? Ведь это только обжоры стараются, возлежа за столом, ничего не оставить другим. Если передать имущество монаха монастырю , то ни раб не получит освобождения от оков рабства, ни бедняк не сможет воспользоваться состраданием, никто из находящихся в нужде не найдет сладости утешения» . Сам император был очень щедр, по поводу чего армянский историк Асохик восторженно писал: «Сын Василия Лев был человек миролюбивый, пекущийся о благе целого государства, щедрый на дары, при раздаче которых он не походил на скаредного грека, у которого на языке нет даже слова «щедрость», но, как сын армянина, он превзошел всякого армянина таровитостью» .
При Льве VI Византия заключила союз с армянским царем Семпадом и с Киевской Русью. Дипломатия империи тогда вообще переживала пору расцвета, ибо таким путем многие вопросы решались без вооруженных конфликтов — войны в тот период держава ромеев вела хотя и не без отдельных успехов, в целом неудачно.
Сразу же после начала автократии Льва взбунтовался герцог Беневента. Посланное в Ломбардию войско мятежники разгромили в 887 г. при Бари. Но тогда же в Италии продолжал удачно действовать Никифор Фока Старший, в честь которого благодарные жители избавленных от арабов районов выстроили храм св. Никифора. Благодаря этому талантливому военачальнику византийское влияние на Апеннинах существенно окрепло, а успокоенным Беневентом одно время даже управлял ромейский стратиг.
В 894 г. разразилась война с царем Болгарии Симеоном, недовольным антиболгарской торговой политикой империи. После двух лет боевых действий византийцы понесли сокрушительное поражение при Булгарофигоне (близ Адрианополя). Болгаро-ромейский рубеж в Греции, изрядно перемещенный Симеоном к югу, стал проходить непосредственно под Фессалоникой.
В сражениях с восточными арабами перевес оказался на стороне последних. В 888 г. ромеи потеряли пограничную крепость Ипсилу; десяток лет на Востоке прошли в мелких столкновениях, а в августе 898 г. евнух халифа Рагиб потопил византийскую эскадру у берегов Малой Азии, три года спустя та же судьба постигла флот ромеев у Мессины.
Примерно в это время, в противовес морским неудачам, снова отличился Никифор Фока Старший: уже как стратиг Фракисия, он организовал стремительную экспедицию в пределы халифата, захватил добычу и много пленных, а затем благополучно вернулся, миновав заслоны арабских войск, подстерегавших его на перевалах Киликийского Тавра. Но радость от победы была недолгой, так как с Запада пришла печальная весть: 1 августа 902 г., так и не дождавшись обещанных из Константинополя подкреплений, мусульманам сдалась Таормина — последний крупный город на Сицилии, удерживаемый ромеями.
В 904 г. доместик Андроник Дука разбил арабов у Марата. Летом того же года грек-ренегат, пират Лев Триполийский взял и разграбил второй по величине город империи — Фессалонику, вырезав немалую часть жителей.
6 октября 906 г. логофет Имерий уничтожил крупный арабский флот, но это стало последним значительным военным успехом ромеев при Льве VI. Предпринятый ими несколько лет спустя под началом того же Имерия поход на Крит (в нем участвовало несколько сот русских дружинников) окончился сокрушительным разгромом византийской эскадры у Самоса (весна 912 г.).
Патриарха Фотия вместе с Сантоварином василевс сместил в первые месяцы своего самостоятельного правления по обвинению в антиправительственной деятельности. Дважды вознесенный на патриарший престол и дважды низложенный Фотий умер ок. 888 г. Патриаршество получил бездеятельный младший сын Василия, Стефан, затем — Антоний Кавлеа, а после смерти последнего главой византийской церкви оказался бывший секретарь (мистик) императора, его названый брат и тоже ученик Фотия, Николай. Видный ученый, писатель и политик, Николай Мистик сыграл огромную роль не только в истории государства ромеев, но и в личной судьбе императора — в деле о его четвертом браке.
Первой женой Льва стала благочестивая августа Феофано, избранная Василием I сыну на смотре невест. Наследник не воспылал к ней страстью, а вскоре нашел себе утешение в любовнице Зое, дочери видного придворного Стилиана Заутцы. Обиженная супруга пожаловалась свекру, Василий I рассвирепел, вызвал сына к себе и нещадно избил его. «Не внимая ни оправданиям, ни простым просьбам, он тотчас же выдрал меня за волосы и, бросив на землю, избивал и топтал ногами, покуда я не стал обливаться кровью», — рассказывал впоследствии Лев Философ патриарху Евфимию . Зою же по приказу императора выдали замуж. Когда Лев стал наконец самодержцем, он продолжил свои прежние отношения с Зоей, муж которой очень вовремя скончался (подозревали, что жена его отравила). Феофано ничего не оставалось делать, как молча признать существующее положение вещей. В ноябре 895 или 896 г. она умерла в монастыре, и василевс с радостью обвенчался со своей давней пассией. Священник, совершивший обряд, лишился за это сана (церковь не одобрила скорый брак с «соблазнительницей»). Стилиан Заутца, имевший на Льва огромное влияние, получил титул василеопатора — «отца василевса», специально для Заутцы изобретенный. Но тут императору повезло ненадолго: в середине 899 г. Стилиан умер, а спустя полгода за ним последовала и его дочь.
Василевс, потеряв любимую, горевал недолго и женился в третий раз, на красавице Евдокии Ваяни. Спустя год императрица родила сына, но и она, и ребенок умерли (октябрь 901 г.). Льву VI было от чего прийти в отчаяние: после трех браков он не имел наследника мужского пола, его брат и соправитель Александр был вообще бездетен, и в случае смерти обоих василевсов государству угрожала опасность быть втянутым в пучину смут. Уже третий брак в православной Византии признавался явлением экстраординарным, поэтому, когда Лев стал добиваться от церкви разрешения на четвертый, по словам Константина Манасси, «не побежденный сладострастием, но желая видеть рожденных ему законных детей» , немалая часть духовенства оказалась решительно против. Такую позицию избрал и недавно интронизированный Николай Мистик. Между императором и патриархом наметился явный разлад, так как у первого уже имелась очередная «любовь» — знатная столичная дама Зоя Карвонопсина («угольноокая»). Как и многие образованные люди, Лев, признавая и поддерживая традиции, находил смешным им подчиняться. Любопытно то, что сам он в одной из своих новелл с достойным лучшего применения жаром обрушивался на женящихся трижды: «Большинство животных, когда гибнет их самка, обрекают себя на вечное вдовство. Человек же, не видя, что эта связь постыдна, не удовлетворясь первым браком, вступает во второй и, не останавливаясь на этом, от второго переходит к третьему» .
Время шло, а патриарх не уступал. 11 мая 903 г. некий человек в храме св. Мокия ударил императора тяжелой палкой по голове. Василевс неминуемо бы погиб, если бы не случай: палица зацепилась за высокие паникадила, и удар получился не смертельным. Увидев окровавленного Льва, многие окружавшие его чиновники в панике бежали, в том числе и патриарх. Придя в себя, император страшно разгневался на недостойное поведение главы церкви. Испугавшись, Мистик стал куда более покладист и некоторое время спустя благословил чрево беременной Зои Карвонопсины. В середине мая 905 г. долгожданный наследник — Константин VII Багрянородный — появился на свет. Теперь следовало добиться признания прав рожденного вне брака младенца на престол. Николай, в очередной раз переменив мнение, отказался крестить мальчика. Крещение состоялось лишь в январе 906 г., а вскоре на востоке империи произошло важное событие: взбунтовался военачальник Андроник Дука, герой битвы при Марате. Захватив одну из крепостей, мятежник обратился за помощью к сарацинам. Мистик, по-видимому, обещал Андронику свое содействие в захвате им власти и окончательно занял по отношению к четвертому браку Льва непримиримую позицию, пытаясь дискредитировать государя. Император, в свою очередь, не только не удалил Зою из дворца, как того желал патриарх, но в апреле 906 г. обвенчался с ней и объявил ее августой. Еще один священник, рискнувший обвенчать царя, был расстрижен, а упорного василевса не менее упорный патриарх подверг тяжкой по тем временам каре — отлучению от причастия и недопущению в храм. Однако Лев VI сумел и в столь незавидном положении показать себя в выгодном свете, искусно жалуясь духовенству и синклиту на жестокость и нехристианское немилосердие своего противника, чем добился полного сочувствия. Несколько раз перед главным входом в храм св. Софии разыгрывалась тягостная сцена, когда император со слезами на глазах упрашивал его впустить, а патриарх преграждал ему путь. Василевс обратился за поддержкой к церквам Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима, и византийский посол Лев Хиросфакт почти сразу получил от патриархов двух последних положительный ответ. Николай, не раз обещавший снять епитимью и тут же отказывавшийся от своих слов, выглядел в этой истории неприглядно. В конце 906 г. письма Мистика, изобличавшие его связь с Андроником Дукой, оказались в руках василевса. И когда Мистик в очередной раз воспретил императору войти в храм, тот угрожающе обронил: «Уж не думаешь ли ты, что мятежник Дука скоро вернется сюда из Сирии?» Намек привел патриарха в ужас. 1 февраля 907 г. он безропотно подписал согласие на отказ от кафедры и отправился в ссылку, а спустя несколько недель отчаявшийся Андроник Дука прорвался с частью войск к арабам и принял ислам, чем навсегда обезопасил ромейский престол от своих притязаний.
Собор 907 г. в Константинополе утвердил низложение Мистика и признал законным четвертый брак Льва, а значит, и подтвердил права на трон его сына Константина. Новый патриарх Евфимий, бывший духовник императора, был человек мягкий и снисходительный к слабостям ближнего, что, впрочем, не помешало ему вытребовать у василевса принципиальное запрещение кому бы то ни было вступать в брак четырежды.
Между сторонниками старого и нового патриархов единства не было и в помине, и этот раскол длился в византийской церкви еще полтора десятилетия.
В конце правления Льва Философа активнейшее участие в войнах с арабами принял Млех-Млентц, крупный армянский динат, полунезависимый от центральной власти. Снарядив на свой страх и риск солдат, он отвоевал за несколько лет приличную территорию, где была образована новая фема Ликанд, стратигом которой Млех-Млентц и стал.
Император Лев VI Мудрый скончался от болезни желудка 11 мая 912 г. — в день основания столицы.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Добавить комментарий