Ириней лионский центр

Новые сообщения и материалы

  • 2019
    • Декабрь
      • Насилие и сектантство: что на самом деле творилось в экспериментальном Лицее Щетинина
      • Осторожно! Вербовка в секту! Заявление миссионерского отдела Новосибирской епархии
      • В Самаре разрешили строительство молельного дома пятидесятников
      • Опасные листовки: челябинская епархия предупреждает о предновогодней атаке сайентологов
      • «Тебя наказывают за что-то другое, но вы оба понимаете, о чем идет речь»
      • «Белоснежка» и 5000 саентологов. Как Правительство США оказалось на грани войны с сектантами
      • В США умер духовный лидер 1960-х Рам Дасс
      • Гатчинский педофил неистово молился после каждой ночи с дочерью
      • Почему я попросил вырезать мое интервью из репортажа А. Егорцева «Неспящие»
      • В ОРЕНБУРГСКОЙ СЕМИНАРИИ С ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИЙ ВЫСТУПИЛ ИЗВЕСТНЫЙ ИСТОРИК И СЕКТОВЕД А. Л. ДВОРКИН
      • У стрелка Евгения Манюрова при обыске в квартире обнаружили флаг и атрибутику НОД Евгения Фёдорова
      • Кадры обысков в квартире стрелявшего на Лубянке
      • Арестован многодетный отец, подозреваемый в сексуальном насилии над дочерью
      • Инцест и «царебожие». Отец-извращенец из Гатчины поклонялся Николаю II
      • Кляп — чтобы соседи не слышали плача: как сектанты убивали ребенка
      • «Фашисты отдыхают»: что творилось в подмосковной порносекте
      • Мать ритуально убитого мальчика на Урале потребовала миллионы с предводителя секты
      • Грядет крупнейший скандал в США. Мормоны «напророчили» $100 млрд
      • Мормоны хотят потратить $100 млрд пожертвований на второе пришествие Христа
      • Распространение секты Фалунь Дафа в России (по материалам открытых источников)
      • Лидера порносекты «Каула Дхарма» осудили на 16 лет за изнасилования детей
      • Жалеющий розги для своего сына
      • «Вы все помет овечий под ногами Божьими, а я Бог». Как жила и путешествовала секта «Ученики Христа», в которой погиб ребенок. Интервью
      • «Караулят возле похоронных бюро». Как россиян заманивают в секты
      • Необыкновенная дикость: расследование жестокого убийства ребенка сектантами на Урале
      • В Китае прошел суд над четырьмя членами секты «Всемогущего Бога»*
      • Индийский гуру, разыскиваемый по обвинению в сексуальном насилии, создал новую страну
      • В Смоленске с лекцией выступил известный богослов и сектовед
      • Константин Толкачев предложил контролировать деятельность религиозных сект
      • В СмолГУ прошел круглый стол по профилактике вовлечения молодежи в тоталитарные секты
      • Брата мальчика, которого убили сектанты, положили в Свердловскую психиатрическую больницу
      • Секты хотят заставить регистрироваться после волны преступлений в них
      • Бесправнейшие из бесправных: что фанатики-сектанты творят с детьми
      • Что писала в соцсетях глава секты, подозреваемая в убийстве 9-летнего мальчика, до трагедии
      • Воронежский тренер признал вину в убийстве мамы воспитанниц, случившемся 17 лет назад
      • Плоды бродячей лжепророчицы
      • Религиозные группы могут обязать регистрироваться в Минюсте
      • Убийственные секты: жертва религиозных фанатиков или домашнего насилия?
      • На Урале исповедуют религию по сказкам Павла Бажова
      • Секта на крови. Под чьи проповеди фанатики замучили ребёнка до смерти
      • Темные пятна: СК отверг версию о ритуальном убийстве ребенка в Екатеринбурге
      • Уральские сектанты два дня пытались «воскресить» убитого ими ребенка
      • «Рты затыкали, чтобы криков никто не слышал»
      • «Изгнание бесов – типично для них»: что известно о секте, в которой убили 9-летнего мальчика в Екатеринбурге
    • Ноябрь
      • «Избранная невеста Христа»
      • Модные психологические тренинги оборачиваются уголовными делами
      • «Здесь все страшнее, чем в самом страшном сне»
      • Суд приступит к рассмотрению дела руководителя секты «бога Кузи» в начале декабря
      • Кто такие баталхаджинцы, которых обвиняют в организации убийства начальника ингушского Центра «Э»
      • Гипноз и наркотики: тренинги личностного роста закончились уголовным делом
      • Дворкин рассказал, кто стоит за ритуальным убийством ребенка в Екатеринбурге
      • «Московский патруль»: куда пропали деньги секты «Бога Кузи»
      • Бывшие члены секты рассказали о запрете на лечение и моральном терроре
      • СМИ: убийство главы ингушского центра «Э» раскрыто, задержаны еще двое подозреваемых
      • Как отличить секту от традиционной религии?
      • «Свидетелей Иеговы» просят объяснить передачу тульской земли испанцам
      • «Людям стыдно»: почему коучи-шарлатаны уходят от ответственности
      • Методичка сектантов «Свидетелей живого СССР» и неоязычество — единое целое?
      • «Все должны понять, что связываться с сектами нельзя»
      • Секта «Живорожденные люди». Неповиновение закону, отказ от ИНН, паспортов. Религиовед Иванишко Игорь
      • Главный экзорцист Екатеринбургской епархии тайно строит в тайге собственное православное государство
      • Сфере духовной безопасности очень не хватало аналога терапевтов в медицине
      • МВД и СК РФ сотрудничают с экстрасенсами, но эту статистику не разглашают (Список дел экстрасенсов)
      • «Я занималась магией, а после заходила в церковь» — история бывшей исполнительницы мантр
      • Как известным политикам портят жизнь гадалки и серые кардиналы
      • Тяжёлые времена для Национально-Освободительного движения Евгения Фёдорова
      • Листая методичку сектантов «Свидетели живого СССР» ч.1
      • «Был тихим и спокойным»: в Запорожье сын убил отца и мать, после чего повесился, — РЕПОРТАЖ
      • «Сегодня молитвы по скайпу, завтра — жертвоприношения?» Сотрудники фирмы обвинили босса в создании секты
      • Мягко, приветливо и за деньги: как сайентологи промывают днепрянам мозги
      • Переход на личности. Специальный репортаж Марата Кримчеева
      • РАЗОБЛАЧЕНИЕ ТЕЛЕФОКУСОВ. ИДУЩИЕ К ЧЕРТУ. ПОСЛЕСЛОВИЕ. ПРОЕКТ БОРИСА СОБОЛЕВА
      • Унижавший клиенток секс-гуру уже сидел за мошенничество
      • Безошибочный Папа: почему католики зря обвинили Франциска в язычестве
      • «Законные правители СССР» зарабатывают миллиарды на доверчивых пенсионерах — эксперт
      • В Перми осужден еще один участник запрещенной секты
      • Латвийская секта, члены которой причастны к смерти ребёнка, действует
      • К смерти М. П. Щетинина. «Приучили жить в боли»…
      • Почему севастопольские дети могут страдать от секты «Сознание Кришны». Мы надеемся, что это не так
      • Кредит не отдавай: член секты «СССР» обманул соотечественника
      • Секта СССР
      • Том Круз на Украине, Саентология в России!
      • В Латвии в тяжелых родах на дому умерли мать и ребенок
      • «Гражданин СССР» Алексей Серков вновь был задержан полицейскими за выходку на митинге коммунистов в Волгодонске
      • «Если у него на страничке есть заявление, что я всех убью — к этому надо относиться крайне серьезно». Следите за социальными сетями своих близких
      • Культ Геннадия Гивина трансформируется в тоталитарную секту
      • Директор «ЭМА» Андрей Калетин заявил, что попал в секту. Он провел там больше полугода
      • Тропиколог Виктория Валикова: «Как я пошла на медконференцию, а попала в секту»
      • Богослов Александр Дворкин: «Аресты „Свидетелей Иеговы“ — это страшная ошибка»
      • Эксперт рассказал, почему в Крыму нужно усилить контроль за религиозными организациями
      • В Набережных Челнах жертва запрещенной секты поведала о порядках в ней
      • Московские тренинги личностного роста: как попадают в секту
    • Октябрь
      • В Госдуме предложили создать профстандарт для тренеров личностного роста
      • Вот это замотивировали! Москвичка сходила на курсы личностного роста за 100 тысяч, а её там накачали запрещенными веществами
      • Сайентолог на час: вход – от 500 рублей, выход – тоже не бесплатно
      • Как всевозможные бизнес-гуру и тренеры личностного роста обманывают людей
      • Духовный совет. Как помочь попавшим под влияние восточных культов
      • Заявление А. Л. Дворкина относительно дела Н. В. Каклюгина
      • «Моя мама попала в секту»: ударившись в религию, женщина довела себя до истощения
      • Вера на продажу
      • Неожиданный поворот в жуткой истории с прожившей 9 лет в подвале семьей
      • Прокуратура Калининского района требует запретить деятельность школы ментальной арифметики
      • В экспертном совете при Минюсте РФ предложили критерий отбора участников религиоведческих экспертиз
      • Ростовские мормоны проиграли суд полиции Новороссийска
      • Как не попасть в секту. Разговор с Александром Дворкиным
      • Сотрудника ямальской школы подозревают в связи с сектой
      • Ждали конца света. Семья девять лет жила взаперти
      • Спецрепортаж о жизни белорусов, которые полгода жили под землей в ожидании конца света
      • Опасно для сознания и кошелька: создатель украинской секты проповедует в Москве по видеосвязи
      • Пылесосы, личностный рост, религия: как сразу распознать секту
      • Следователи пришли к «Свидетелям Иеговы»* в Алма-Ате по делу о педофилии
      • Криминал в реабилитационных центрах пятидесятников «Исход» (ХВЕ)
      • В Брянске заговорили о новой секте: «проповедники» из Иркутска вводят в транс и обирают людей
      • В Казахстане вербуют адептов запрещенной секты
      • Скажите мне, НОДовцы, кто ваши друзья и я скажу, кто вы
      • Рафаил (Берестов), Онуфрий (Веласкес), Димитрий (Прохин) — кто они на самом деле?
      • «Я боюсь!» Экс-ученица школы единоборств рассказала об убийстве своей матери в Воронеже
      • Студентам майкопских вузов рассказали, как не перепутать курсы с сектой
      • «Запретами можно добиться многого»: в Томске обсудили профилактику терроризма
      • «Вся жизнь в страхе». Воспитанница воронежской школы-секты рассказала, за что убили её мать
      • В Воронеже детского тренера обвинили в убийстве матери воспитанниц спустя 17 лет
      • Врачи предупреждают: блог «диетолога» Зубаревой опасен для здоровья
      • О «беспристрастной» правозащитной деятельности религиоведов
      • Ученый-религиовед Александр Дворкин встретился со студентами Адыгеи
      • Культ с ними. Как бизнесмены превращают свои компании в секты
      • Ямал стал сектантской столицей России
      • Храм преткновения
      • Запрещенная в России секта действует на территории Казахстана
      • Альтернативные методики воспитания: секты или индивидуальный подход?
      • Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны

cвященномученик Ириней Лионский

День памяти: 23 августа (5 сентября)

Путь к пастырству

О подробностях жизни и пастырского служения святого Иринея Лионского известно немного. Даже место и дата рождения этого великого святого скрыты от нас за завесой истории. Полагают, что родители Иринея были христианами.

С большой долей уверенности можно утверждать, что родился он во второй четверти II столетия. На основании ряда косвенных фактов это событие датируется приблизительно 130-м годом.

По дошедшим до нас воспоминаниям самого Иринея, в отрочестве он имел общение со святым Поликарпом Смирнским, другом выдающегося пастыря Церкви Игнатия Богоносца, учеником Евангелиста Иоанна Богослова. В круг знакомых Иринея входили и другие мужи, бывшие свидетелями апостольской проповеди, апостольских чудес.

Греческое имя, тесная связь со Смирнским епископом, хорошая осведомленность в вопросах греческой литературы, философии и поэзии, знакомство с методами диалектики, дают повод думать, что Ириней был по происхождению грек (впрочем, некоторые исследователи его жизни и творчества допускают, что он имел сирийские корни).

По всей вероятности, малой родиной Иринея является Смирна или одна из прилегающих к ней географических областей.

Духовная атмосфера, в которой воспитывался Ириней, влияла на его воспитание самым благотворным образом.

Смирнская Церковь, несмотря на свою нищету (Откр.2:9), отличалась хорошей организацией. Проповедническая и миссионерская деятельность отличалась строгим соответствием духу Евангелия и апостольского Предания. Ревностное стремление святого Поликарпа Смирнского хранить и распространять веру в незапятнанности и чистоте со временем передалось и его ученику, Иринею.

Священническое служение в Галлии

На каком году своей жизни, при каких частных обстоятельствах Ириней оставил родные края и отправился в Галлию (территория нынешней Франции), история не сообщает. Вне сомнений известно одно: целью он ставил распространение проповеди и укрепление веры среди тамошнего населения. Считается, что на эту миссию его благословил сам Поликарп Смирнский. И это неудивительно. Ведь между Смирнскими и Галльскими христианами существовало давнее дружественное общение.

В то время главой Лионской Церкви был епископ Пофин. Ириней, рукоположенный во священника, ревностно нёс при нём бремя пастырского служения, был усердным борцом за чистоту веры, помощником правящему архиерею.

Время служения Иринея выпало на эпоху жесточайших преследований Церкви, то затухавших, то разгоравшихся с новой силой. Христиан грабили, карали за надуманные преступления, лишали имущества, избивали, пытали, насиловали, убивали. К этим внешним опасностям добавлялись и внутренние, связанные с распространением ересей и раскольничьих настроений.

Всё это требовало от священнослужителей особой любви, ревности и ответственности перед Богом и паствой. Лионские христиане, и между ними епископ Пофин, видели в Иринее именно такого пресвитера.

В тот период большое влияние приобрела секта монтанистов. Последователи этой общины претендовали на первенство в обладании благодатными дарами. Когда сторонники Монтана добрались до Рима и начали сеять свои заблуждения среди Римских христиан, тамошний епископ Елевферий, хорошо сознавая опасность, объявил, что порывает с приверженцами этой ереси добрые религиозные отношения.

Лионские мученики, проявив к тем событиям самый живой интерес, направили Елевферию послание, а доставить его доверили пресвитеру Иринею, о чём в том же послании было сказано несколько строк. В этих строках мученики выразили Иринею полное доверие, назвав его братом и сообщником. Там же они указали, что если бы место пресвитера определялось исключительно праведностью, Ириней был бы первым среди них.

Послание сыграло положительную роль. Римский епископ учёл пожелания лионских верующих и даровал заблуждавшимся мир.

Епископское служение

После смерти девяностолетнего епископа Пофина, умершего в заточении в 177 или 178 году, святой Ириней, при поддержке народа, удостоился возведения на Лионскую епископскую кафедру.

Одной из текущих задач он поставил восстановление деятельности Лионской Церкви после недавнего гонения. Задача была не из лёгких: многие представители Церкви были замучены или убиты, а недовольство язычников всё ещё давало о себе знать.

Епископ Ириней не переставал делать всё от него зависящее для утверждения веры. Он много проповедовал сам и направлял священников проповедовать в отдаленные Галльские области, в частности, в Валенсию и Безансон.

Другим важным поприщем нового епископа стала борьба с гностицизмом. В этом отношении святой Ириней признан наиболее выдающимся деятелем своего времени.

В общем гностические лжеучения представляли собой гремучую смесь извращенных христианских идей, языческих мифов, философских учений и частных фантазий. В силу этого все они отличались неясностью и запутанностью содержания. Связанная с этим малопонятность воззрений артикулировалась как таинственность. В некоторых сектах, для увеличения атмосферы таинственности или мистичности, практиковались ложные чудеса. Последователи каждой гностической секты считали, что именно их «вера» является совершенной. Это нередко влекло в их ряды религиозно безграмотных и тщеславных людей.

Вся эта обстановка тревожила и беспокоила Иринея Лионского. При каждом удобном случае он разъяснял своей пастве, в чём состоит опасность уклонения от веры Христовой и послушания Церкви, обнажал абсурдность гностических учений.

Ратуя за чистоту веры, он не ограничивался областью своей епархии. Так, он отправил послание священнику Флорину и указал ему на его еретические отступления, а когда тот отказался внять здравому наставлению, Ириней написал Римскому епископу, попросив отреагировать, принять неотложные меры воздействия и затушить еретический очаг.

За несколько лет своего пастырского служения он тщательно исследовал, описал и разоблачил целый ряд гностических направлений. Впоследствии его труды были собраны в единое произведение, ставшее достоянием Вселенской Церкви. Уровень ориентирования в области гностических идей, продемонстрированной Иринеем Лионским, до сих пор вызывает восторг. Ныне это произведение известно читателю по названию: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

Участие в полемике о Пасхе

Помимо перечисленных дел святой Ириней отметился в памяти верующих и как сторонник урегулирования споров, связанных с днём празднования Пасхи.

Вопрос о времени празднования Пасхи поднимался ещё в 154 году. Тогда он стал предметом обсуждения между Поликарпом Смирнским и Римском епископом Аникитой. В результате этого обсуждения стороны остались при своих мнениях, однако это не привело их к конфликту.

Разность подходов обусловливалась тем, что малоазийские общины, ссылаясь на авторитет Иоанна Богослова и апостола Филиппа, руководствовались традицией праздновать Пасху 14 дня месяца Нисана (по лунному календарю), то есть в тот день годового цикла, в который Израиль совершал ветхозаветную Пасху (этот же день соотносился с днём смерти Христа на Кресте). Римская же Церковь, хотя и увязывала Пасху с 14 Нисана, однако отмечала её в не в любой день недели, а строго в воскресный.

При Иринее, приблизительно в 190 году, по этому поводу вспыхнул очередной спор: на этот раз между Римским епископом Виктором и Поликратом Ефесским. Ситуация привела к напряженности в отношениях между архиереями и грозила разрывом отношений между руководимыми ими Церквями. Вмешавшись, Ириней убедил Римского епископа примириться с Поликратом, и мир был восстановлен.

В 202 году Ириней Лионский принял мученическую смерть.

Творческое наследие

От святого Иринея до нас дошло всего несколько сочинений: Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей), Доказательство апостольской проповеди, О тираническом царстве антихриста. Между тем знания, преподанные в этих произведениях, трудно переоценить.

Прежде всего здесь представлено положительное изложение христианского вероучения. На страницах перечисленных работ Ириней касается таких важных разделов догматики как учение о Боге, об Искуплении, о творении мира, о грехопадении, о Церкви, о Таинствах, о Предании и др.

С другой стороны, он даёт стройную картину и чёткую характеристику наиболее опасных заблуждений своего времени. Каждое разоблачение сопровождается неопровержимыми аргументами и может служить актуальным пособием в борьбе за чистоту веры даже на сегодняшний день.

Первые века становления Христианской Церкви — время преодоления духовного смятения и формирования канонического учения. Большой вклад в этот процесс внёс святой Ириней Лионский. Огромное значение его деятельности на формирование христианской теологии признаётся и Католической и Православной Церковью.

Житие святого Иринея

О жизни святого Иринея Лионского сохранилось мало сведений. Он родился в Смирне во второй четверти II в. Мальчик из аристократической семьи получил разностороннее образование, в которое входили следующие дисциплины:

  • философия;
  • риторика;
  • поэзия;
  • история;
  • математика.

Помимо классического античного образования юноша воспринял от своего наставника Поликарпа Смирнского христианские идеи. Епископ Смирны являлся учеником апостола Иоанна Богослова.

Священномученик Ириней Лионский

Под влиянием учителя Ириней принял крещение и вступил на путь духовного служения. После этого Поликарп отправил молодого образованного священника в Галлию — римскую провинцию, где христианство только начало своё распространение.

Престарелый епископ Лугдуна (Лиона) Порфирий высоко оценил старания молодого священника на ниве проповеди христианства. В конце 70-х гг. лионское священство выбрало Иринея для поездки в Рим, целью которой была доставка писем проповедников и донесения о ереси монтанизма к Римскому епископу — папе Елевферию.

Пребывание в Риме спасло богослова от гонений и преследования, которым подверг галльских христиан император Марк Аврелий. Епископ Порфирий был брошен в тюрьму и после жестоких пыток казнён. Вернувшийся в 178 г. в Лион пресвитер был единодушно избран епископом Лиона.

Важно! Убежденный христианин и талантливый миссионер за короткое время обратил в истинную веру жителей древнего города. Большое внимание Ириней уделял изучению различных ересей, систематизации христианских догматов и разрешению внутренних противоречий между местными христианскими церквями.

Об обстоятельствах смерти второго лионского епископа не сохранились точные сведения. В житии святого, написанном через несколько сотен лет, сообщается, что в 202 г. во время христианских гонений, инициированных императором Септимием Севером, Ириней Лионский принял мученическую смерть.

На основании сведений о мученической кончине второй епископ Лионский почитается христианской церковью в лике священномученика.

Учение святого Иринея

Один из первых Отцов Церкви формулировка свои богословские идеи в процессе полемики с еретическими течениями. Основные взгляды святого Иринея можно сформулировать следующим образом:

  1. Иисус Христос, Святой Дух и Бог-Отец — единое неделимое целое.
  2. Мир — результат свободной деятельности Бога, который постоянно наблюдает за своим творением, направляя его к конечной цели.
  3. Человечество было создано не совершенным. Чтобы достичь богоподобия, ему следует идти по пути духовного созревания. Подобие Богу — конечная цель существования человека.
  4. Духовный рост возможен только в процессе страданий, испытываемых душой и телом. Поэтому мир наполнен страданиями.
  5. Послушание Иисуса Христа и Девы Марии противопоставляется непослушанию первой пары людей.

Святой Ириней Лионский — основоположник учения об апостольской преемственности. Он утверждал, что поместные епископы обладают истинным знанием, так как оно было передано им апостолами. Истинность знаний определяется единодушным согласием всех епископов. Богослов представил чёткую иерархию епископов.

Главным церковным иерархом является епископ Римский, так как его престол был основан апостолом Петром — первым среди равных. Следующими по значимости являются престолы, основанные непосредственно учениками Христа. Остальные местные кафедры являются ответвлениями основных христианских церквей.

Второй епископ Лионский первым из богословов разработал чёткое учение о роли Девы Марии в спасении рода человеческого. Ириней отмечает, что послушание и смирение Богородицы обусловило спасение всех людей. Мария, как мать «нового Адама» олицетворяет обновление человечества.

Сочинения

На сегодняшний день известны 3 монументальные богословских труда, написанных Иринеем Лионский.

  1. Против ересей — сочинение, состоящее из 5-ти книг, в которых автор подробно описывает суть еретического учения гностицизма. Он подробно описывает идею гностиков, чтобы затем опровергнуть их с помощью цитат из Святого Писания. В этом труде излагаются основные идеи богослова, которые позднее легли в основу традиционного христианского учения.

    Книга Иринея Лионского «Против ересей»

  2. «Доказательство апостольской проповеди» — изложение основных постулатов христианской веры, способствующих обретению человеком Господа. Труд представляет большую ценность, так как основывается на знаниях, полученных автором от Поликарпа Смирнского — ученика апостола Иоанна Богослова.
  3. «О тираническом царстве антихриста» — богословское произведение, содержащее представление ранних христиан об антихристе.

Помимо крупных богословских трудов епископ Лионский вёл переписку с христианскими священнослужителями. В письмах к Папе Виктору Ириней убеждал наследника кафедры святого Петра в необходимости соблюдать единство Церкви, пренебрегая частными различиями местных традиций.

Интересно! Послание папе Виктору было написано в связи с конфликтом, разгоревшимся между римским епископом и главами христианских церквей в Малой Азии, которые настаивали на праве отмечать Пасху в 14 день месяца Нисан, независимо от привязки праздника к воскресному дню.

Почитание

Считается, что Ириней Лионский был погребён в Лионе. В ходе религиозных войн, проходивших во Франции в XVI-XVII вв., протестанты разорили погребение, и большая часть мощей была утеряна. Сегодня в базилике святого Иринея хранится сохранившаяся кисть святого богослова.

Ириней Лионский почитается и в католической, и в православной церкви. Датой поминовения богослова православными христианами является 5 сентября.

О чем молятся святому

Обращаться к христианским святым можно с любой просьбой и бедой. Но чаще всего просят о помощи в деле, которым при жизни занимался предстоятель. Святому Иринею молятся о помощи в следующих деяниях:

  • борьбе с ересями;
  • укреплении духа;
  • преодолении искушений.

Икона святого Иринея Лионского

Молитву можно читать как своими словами, так и произносить специальный текст.

Центр Иринея Лионского

В 1993 г. с благословения главы Русской Православной Церкви Алексия II в российской столице был создан научный центр, занимающийся изучением и распространением информации о различных религиозных сектах и культах.

Основатель организации профессор А. Л. Дворкин утверждает, что лучший способ борьбы с распространением еретических учений — предоставление полной информации о них. Задачей центра является не спасение уже попавших в тоталитарные религиозные секты людей, а предупреждение их роста.

Интересно! Организация сотрудничает со множеством международных организаций, продолжающих дело святого Иринея Лионского. Сотрудниками организации являются как светские учёные, так и представители основных мировых религий.

Святой Ириней Лионский входит в число Отцов Церкви, заложивших основы христианского учения. В основе его идей лежат знания, полученные от людей, непосредственно общавшихся с любимыми учениками Спасителя. Поэтому его учение содержит истинное Слово Господа, которое запечатлелось в сердце каждого истинного христианина.

Священномученик Ириней Лионский

Главная » Богослужебная жизнь » Клир » Чтец

Чтец Троицкого храма

профессор Александр Леонидович Дворкин

Родился 20 августа 1955 года в Москве. В 1977 году эмигрировал из России в США. В 1980 году закончил Нью-Йоркский университет со степенью бакалавра по специальности русская литература. 19 января 1980 года принял святое крещение в храме Христа Спасителя в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке). Свое образование продолжил в Свято-Владимирской Православной Духовной академии, которую закончил в 1983 году со степенью кандидата богословия. В 1988 году в Фордхемском университете (Нью-Йорк) под руководством протопресвитера Иоанна Мейендорфа защитил докторскую диссертацию «Иван Грозный как религиозный тип» (в настоящее время издана как монография в авторизированном русском переводе).
31 декабря 1991 года вернулся в Россию и в марте 1992 года был принят на работу в Отдел по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата. От протоиерея Глеба Каледы получил благословение заниматься проблемой сект, нахлынувших на Россию.
С 1993 года становится главой созданного им Информационно-консультационного центра св. Иринея Лионского (с 2000 г. Центра религиоведческих исследований), занимающегося проблемами новых религиозных движений, сект и культов. С 1993 по 1999 год Александр Леонидович был профессором Российского православного университета святого апостола Иоанна Богослова.
В настоящий момент является профессором и заведующим кафедрой сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Вице-президент международной антисектантской организации «Диалог-центр». С 2004 года член совета директоров Европейской федерации центров по изучению современного сектантства (FECRIS). РАЦИРС (Российской ассоциации центров изучения религий и сект).
Женат, имеет дочь.

Профессор А. Л. Дворкин удостоен третьего церковного ордена
На Пленарном заседании XV Международных Рождественских образовательных чтений, проходившем 30 января в Государственном Кремлевском дворце, состоялось вручение ордена Преподобного Нестора Летописца Украинской Православной Церкви Московского Патриархата профессору Александру Леонидовичу Дворкину.
Профессор А. Л. Дворкин был удостоен высокой церковной награды во внимание к его церковным заслугам. От имени Предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Блаженнейшего Митрополита Владимира орден вручил Высокопреосвященнейший Лазарь, Митрополит Симферопольский и Крымский.

Чтец храма А.Л. Дворкин награжден церковными и государственными наградами
31 августа во время молебна о начале нового учебного года в Троицком храме в Вешняках ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прот. Владимир Воробьев зачитал указ Святейшего патриарха Алексия о награждении проф. А.Л. Дворкина «во внимание к его усердным миссионерским трудам и в связи с пятидесятилетием со дня рождения» орденом свт. Иннокентия Московского III степени. Это уже вторая высокая патриаршая награда проф. А. Л. Дворкина. В 2003 г., в связи с десятилетием возглавляемого им Центра св. Иринея Лионского, он был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III степени.
В тот же вечер, присутствовавший на приеме в честь юбиляра генеральный директор Фонда свт. Николая Чудотворца М. И. Чепель наградил А. Л. Дворкина медалью ордена свт. Николая. Этот орден зарегистрирован в Геральдической палате Российской Федерации и, соответственно, включен в реестр государственных наград.

ИКЦ св. Иринея Лионского

ЦЕНТР СВ. ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО
И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ПРОТИВОСТОЯНИЯ
ТОТАЛИТАРНЫМ СЕКТАМ В РОССИИ


Официально считается, что Центр св. Иринея Лионского начал свою работу 6 сентября 1993 г. Фактически, наша работа по противодействию нашествию тоталитарных сект началась в конце 1992 г., когда в Отдел религиозного образования и катехизации Московской Патриархии Русской Православной Церкви (где я тогда работал) начали обращаться родители и близкие первых пострадавших от новоявленных для России религиозных и псевдорелигиозных новообразований. Они стучались во все двери, но никто не хотел их слушать, и вот, в качестве последней надежды, они пришли в Церковь. Так начались наши контакты.
Тогда я только что вернулся из эмиграции и, хотя я никогда специально сектами не занимался (моя специальность — средневековая история Церкви) но все же, просто из опыта 15-летней жизни на Западе знал о сектах гораздо больше, чем средний россиянин. Вот так и произошло, что мне было поручено этим заниматься. Поначалу я очень не хотел этого делать, но кто мог отказать в помощи несчастным матерям?
Так вышло, что дети этих женщин стали жертвами секты «Богородичный центр» — русского апокалиптического новообразования, поначалу, кстати, имевшего большие связи с Польшей, с ее Католической Церковью и получившей от польских католиков весьма значительные средства. Лишь позже польские католики разобрались в том, с какой организацией они имеют дело…
То, что эти люди рассказывали о «Богородичном центре», поразило меня! Насколько некоторые доктрины «Богородичного центра» были похожи на существовавшую во 2 веке околохристианскую секту монтанистов! Я сказал об этом, и родители стали приглашать меня на свои встречи, которые они проводили. Я, как эксперт, мог с научной точки зрения рассказать об учении секты. Я начал ходить с ними по различным инстанциям и осознал, как быстро эта секта у нас распространяется и что полезно было бы провести конференцию, посвященную этой теме, с тем чтобы обратить на проблему внимание общественности и прессы. Эта конференция состоялась, и в ее названии тогда я впервые озвучил термин «тоталитарные секты». И этот термин оказался настолько очевиден, что сейчас уже прочно вошел в оборот.
Конференция прошла очень успешно, было много разных публикаций, и после этого журналисты стали обращаться ко мне с консультациями по поводу разных других сект. Для того, чтобы им ответить, мне нужно было брать многие материалы, много читать и через какое-то время я осознал, что я, собственно, уже и занимаюсь сектами, то есть делаю то, чего вовсе не хотел вначале. И я понял, что коль скоро я этим все равно занимаюсь, то лучше заниматься этим профессионально.
А вскоре произошла моя встреча с профессором Огордом, руководителем «Диалог-центра» — датской христианской организации, которая к тому времени уже более 20 лет занималась сектами, накопила громадный опыт информационной работы, собрала громадную библиотеку по этой теме. Профессор Огорд пригласил меня в Данию посмотреть на их работу, я поехал и именно там понял, что нам, тоже нужно начинать работу с организации информационного центра. Руководство Отдела религиозного образования и катехизации одобрило эту идею. Так появился на свет Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского.
Когда обсуждалось его создание, как-то сразу стало очевидно, что Центр должен носить имя святого Иринея Лионского. Это христианский святой, который жил во 2 веке. Он был учеником святого Поликарпа Смирнского, который, в свою очередь, был учеником самого Иоанна Богослова. Святой Ириней был по происхождению греком, а служил епископом в Галльском городе Лионе (ныне Франция). Святой Ириней впервые в истории Церкви начал антисектантское противостояние. Он написал книгу «Против ересей», где были описаны учения самых опасных сект того времени. Все было изложено очень корректно, но при этом убедительно доказывалось, почему все эти секты нельзя назвать христианскими.
Таким образом с 6 сентября (день памяти священномученика Иринея, епископа Лионского в церковном календаре) 1993 года наш Центр и начал существовать.
Тогда положение в стране было очень тяжелым — повсюду беспрепятственно действовали вербовщики и распространители различных тоталитарных сект, а у народа, находящегося в шоке от тяжелых перемен, от экономического развала, от политической нестабильности, не было даже малейшего иммунитета на сектантскую ложь. А ведь она звучала тогда с самых высоких властных трибун! Вспомним, что еще в 1989 г. Михаил Горбачев, тогда еще генсек КПСС, принимал в Кремле Муна в качестве государственного гостя. Презентация русского перевода «Дианетики» Хаббарда состоялась 31-го марта в 1993 г. в Кремлевском Дворце Съездов (я случайно увидел приглашение на это действо в кабинете одного из руководящих иерархов нашей Церкви и, рассказав ему о сайентологии, предотвратил участие Церкви в презентации), а главным попечителем Сёко Асахары в России был тогдашний глава Совета Безопасности страны Олег Лобов.
Я помню, весной 1994 года, в субботу вечером я прошел с женой примерно километр пути в центре Москвы. За это время к нам подошли не меньше 10 вербовщиков различных сект, если не считать листовки и объявления еще такого же количества сект, замеченные нами на стенах домов и фонарных столбах!
Понадобилось проделать очень большую работу, чтобы это положение изменилось. Наш Центр (сейчас он называется «Центром религиоведческих исследований» и в нем четыре штатных сотрудника и еще 3-4 сверхштатника) стал первым такого рода Центром в стране. Через год после нас в Новосибирске начал действовать Центр св. Александра Невского. Еще через пару лет — Центр св. Марка Эфесского в Твери (сейчас, к сожалению, он почти не работает) и Центр св. Иосифа Волоцкого в Екатеринбурге. Есть еще два-три энтузиаста, в одиночку работающие в нескольких городах громадной страны. И это все! При этом, как вы заметили, все это православные центры, обычно, правда, не входящие в официальные церковные структуры, но пользующиеся поддержкой Русской Православной Церкви.
С 1998 г. наш центр стал выпускать журнал «Прозрение» и с тех пор худо-бедно вышло 9 номеров. Сейчас мы готовим к печати десятый. Мы также поддерживаем самый посещаемый антисектантский сайт русского интернета. Мы ежедневно отвечаем на десятки телефонных звонков и ведем прием граждан, консультируем их.
Мы активно работаем со светскими СМИ, печатаем книги, брошюры, проводим конференции. Пришлось участвовать в нескольких судебных процессах и пока, с Божией помощью, мы выиграли все из них. Мне часто приходится ездить по всей стране — от Сахалина до Калининграда (на польской границе), а также и по Украине, Белоруссии, Молдавии, Литве, Латвии, Казахстане с обширными лекционными программами. Всюду активно работаю с местными СМИ, провожу адресные встречи с педагогами, милиционерами, административными работниками, военными, но в первую очередь со студентами. И обычно, в один из вечеров провожу общегородскую встречу, открытую для всех желающих. Туда часто приходят представители разных сектантских групп и встреча превращается в острую дискуссию, что бывает очень интересно и полезно для собравшихся. Обычно собирается от 300 до 1000 человек (зависит от вместимости зала) и меньше трех часов такая встреча никогда не длится.
Думаю, главный результат нашей работы — перелом в общественном отношении к тоталитарным сектам. Сейчас их все знают очень хорошо. Характерно, скажем, что на последних думских слушаниях по внесению поправок в закон о свободе совести, скажем, сайентология упоминалась только в самом отрицательном контексте. И это мнение об очевидной крайней зловредности сайентологии исходило от самых разных докладчиков, как очевидный, никем не оспариваемый факт.
Но, конечно, проблемы далеки от решения. Они просто перешли в новую плоскость.
Когда я езжу по разным епархиям, мне часто говорят, что, мол, у нас сейчас вроде с сектантами полегче стало. Это пять-десять лет назад куда ни глянь — всюду проповедники; сейчас их не так много. На самом деле волна отнюдь не пошла на спад, просто сейчас секты вступили в свой новый период развития — они дошли до определенного уровня членства. Сейчас членство активно растет только в двух сектах — «Свидетели Иеговы» и неохаризматики (неопятидесятники), у которых очень стабильный рост. На сегодняшний день в России (по моим приблизительным оценкам) больше 300 тыс. неопятидесятников («Движение веры») и они очень активно занимаются пиаром (PR), позиционируя себя в качестве главных представителей традиционного протестантизма.
В большей части остальных сект членство стабилизировалось, даже заметно сократилось и дошло до оптимального уровня, который они могут поддерживать. Они занимаются сейчас укреплением своей социальной ниши: скупают недвижимость, обзаводятся политическим лобби, своими журналистами, которые на них работают, экспертами, которые создают для них почву, юристами (адвокатами), которые защищают и права на судебных процессах. Одним словом, делают все, чтобы показать мускулы и заявить о себе как непреходящем факторе российской действительности, чтобы, закрепившись на данном плацдарме, сделать новый рывок по наращиванию членства. Кроме того, имеется и мощная зарубежная поддержка, прежде всего со стороны госдепартамента США и других американских правительственных и околоправительственных органов.
Все новые и новые тенденции заметны в «отечественных» доморощенных сектах, которые растут и заявляют о себе в полный голос. В частности, можно отметить новоявленные культы Анастасии, «Радастея», «Ашрам Шамбалы» (он же «Русский эзотерический центр») и прочих, действующих в контексте неоязыческого движения «Нью-Эйдж» и приобретших уже международную известность. Процесс взаимен: если зарубежные секты все более надевают русскую маску, то доморощенные культы приобретают все более и более международный характер, основывают зарубежные представительства и вербуют зарубежных сторонников.
Растет количество нативистских неоязыческих сект, утверждающих, что они возрождают традиционную языческую веру, родную (native) для славян, еще не испорченных еще проникновением жидо-масонского христианского заговора.
Но есть и нововозникающие секты, отличающиеся от широко известных, которым за счет этой своей «новизны» удается вербовать себе новых адептов. Как правило, это тоталитарные секты не имеющие внешних религиозных признаков и действующие на внерелигиозном поле.
Чем дальше, тем больше возникает психокультов, в том числе и новых, отечественного происхождения. Это помимо таких широко известных психокультов как EST (Forum Landmark Education), Lifespring (в том числе его российское ответвление «Аватар»), «Всемирные центры взаимоотношений» Билла Ридлера, и т. д. Очень многие из новых психокультов действуют также на медицинском поле.
И, конечно, появляются все новые коммерческие культы (пирамиды, многоуровневый маркетинг), причем и тут на смену международным Herbalife и Am-Way приходят отечественные пирамидальные образования.
Так что и тут количество работы для нас продолжает возрастать.
Таково нынешнее положение в нашей стране.
Главная задача Центра — распространение достоверной информации об учении и деятельности тоталитарных сект и деструктивных культов. С этой целью сотрудники Центра занимаются научно-исследовательской, консультативной, лекционной и издательской деятельностью, а также поддерживают связь с государственными структурами и средствами массовой информации. Центр находится в постоянном взаимодействии с христианскими антисектантскими организациями в России и за рубежом.
Мы считаем, что лучший способ выйти из секты — это туда не попасть. Мы убеждены, что если бы сегодняшних жертв сектантства вовремя предупредили, если бы им предоставили достоверную информацию о той организации, куда их столь настойчиво приглашали, если бы им рассказали о том, что с ними в этой организации произойдет, большая часть из них ни за что не пошла бы за столь «искренне» лгущими им вербовщиками.
Но, увы, тогда этой информации никто им не предоставил. А потом стало уже поздно… Теперь для того, чтобы понять, что их обманули, что над их искренней верой и чистым стремлением к идеалу жестоко посмеялись стоящие во главе секты патологические честолюбцы и сребролюбцы, потребуются долгие годы. И дай Бог, чтобы обошлось только этим…

Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

Аннотация

Книга первая Глава I. Учение Валентиниан об Эонах. Глава II. Неудача Премудрости. Произведение Христа и Святого Духа. Глава III. Места Священного Писания, на которые ссылались еретики. Глава IV. Ахамоф и происхождение видимого мира. Глава V. Образование Демиурга. Глава VI. Учение Валентиниан о трех родах людей и о добрых делах. Глава VII. Учение о судьбе Ахамофы, Демиурга и проч. и о воплощении Христа от Девы Марии. Глава VIII. Как Валентиниане извращают Писание в подкрепление своих мнений. Глава IX. Опровержение еретических толкований. Глава X. Единство Веры Церкви во всем мире. Глава XI. Мнения Валентина и разногласие с ним учеников его. Глава XII. Учение последователей Птолемея и Колорваса. Глава ХIII. Обманчивые и нечестивые действия Марка. Глава XIV. Гипотезы Марка и других относительно букв и слогов. Глава XV. Сказание Молчания о происхождении двадцати четырех стихий. Глава XVI. Нелепые толкования маркосиан. Глава XVII. Теория Маркосиан, что вещи сотворены по образу невидимых вещей. Глава XVIII. Места из Моисея, извращаемые еретиками в подтверждение их мнений. Глава XIX. Места из Писания, приводимые еретиками в подтверждение мнения, будто Отец был неведом до Христа. Глава XX. Указания еретиков на апокрифические книги. Глава XXI. Мнение маркосиан об искуплении. Глава XXII. Уклонения еретиков от истины. Глава ХХIII. Учение Симона волхва и Менандра. Глава XXIV. Учения Сатурнина н Василида. Глава XXV. Учение Карпократа. Глава XXVI. Учения Керинфа, евионитов и николаитов. Глава XXVII. Учения Кердона и Маркиона. Глава XXVIII. Учение Татиана, энкратитов и других. Глава XXIX. Учения других гностических сект, в особенности варвелиотов. Глава XXX. Учение офитов. Глава XXXI. Учение каинитов. Книга вторая Глава I. О том, что един есть Бог, и что ни выше, ни ниже Его не может быть другого Бога, Начала, Полноты или Силы. Глава II. Мир был сотворен не ангелами, или кем-либо другим, против воли Высочайшего Отца всего, но Самим Отцом чрез Слово. Глава III. Глубина и Полнота валентиниан, равно и Бог Маркиона, нелепы. Глава IV. Доказывается нелепость еретиков относительно пустоты и недостатка. Глава V. Мир не был создан кем-либо другим в области, принадлежащей Отцу. Глава VI. Ангелам или мироздателю не мог быть неведом Высочайший Бог. Глава VII. Твари не суть подобие эонов, находящихся в Плироме. Глава VIII. Твари не суть тень Плиромы. Глава IX. Творец мира Бог Отец, как постоянно веровала Церковь. Глава X. Писание превратно изъясняется еретиками; Бог все сотворил из ничего, а не из предсуществовавшей материи. Глава XI. Еретики, не веруя истине, впали в бездну заблуждения. Глава XII. Тридесятица у еретиков страдает и недостатком и излишеством;. Глава XIII. Первый ряд принятых еретиками произведений никаким образом нельзя защитить. Глава XIV. Валентин и его последователи заимствовали начала своего учения, только с изменением названий, у язычников. Глава XV. Доказательств их системы происхождения эонов нельзя указать никаких. Глава XVII. Разбор учения о происхождении эонов и доказательство, что оно совершенно несостоятельно, и что Ум и Отец в учении еретиков страдают неведением. Глава XVIII. Премудрость не была в неведении или страдании; ее помышление не может быть отделено от нее, а тем более иметь особенные свойства. Глава XIX. Нелепости еретиков относительно их семени, и несостоятельность их мнений о Демиурге. Глава XX. Доказательства страданий двенадцатаго эона, приводимые из притчей, из отпадения Иуды и из страдания нашего Господа, не состоятельны. Глава XXI. Двенадцать апостолов не представляют собою эонов. Глава XXII. Тридцать эонов не знаменуются тем, что Христос на тридцатом году крестился; и Христос пострадал не через двенадцать месяцев после крещения. Глава XXIII. Жена, страдавшая кровотечением, не есть образ падшего эона. Глава ХХIV. Нелепость доказательств, заимствуемых еретиками из чисел, букв и слов. Глава XXV. Бог не исследуется буквами, слогами и числами; и не должно исследовать такие предметы, которых не может постигнуть человеческий разум, стоящий далеко ниже Бога. Глава XXVI. Знание надмевает, а любовь назидает. Глава XXVII. Надлежащий способ толкования притчей и темных мест Писания. Глава ХХVIII. Совершенное знание не может быть достигнуто в настоящей жизни; многие вопросы должны быть смиренно предоставлены Богу. Глава XXIX. Опровержение мнений еретиков о будущей судьбе души и тела. Глава XXX. Нелепость еретиков, которые себя называют духовными, а Демиурга душевным. Глава XXXI. Краткое повторение предшествующего опровержения. Глава XXXII. Дальнейшее обличение нечестивых учений еретиков. Глава XXXIII. Нелепость учения о переселении душ. Глава XXXIV. Души помнят о содеянном ими в теле и бессмертны. Глава XXXV. Опровержение Василида и того мнения, будто пророки предсказывали по внушению различных богов. Книга третья Глава I. Апостолы начали проповедовать и излагать в письмена Евангелие не прежде, как были облечены силами Св. Духа. Они возвещали Единого Бога, Творца неба и земли. Глава II. Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию. Глава III. Опровержение еретиков на основании предания апостолов, хранящегося в Церкви. Глава IV. Истина находится только в кафолической Церкви, хранительнице апостольского предания. Ереси недавни и не могут вести своего начала от Апостолов. Глава V. Христос и Его Апостолы предлагали свое учение не ложно и не приспособляясь к мнениям слушателей и проповедовали Единого Бога Отца и Творца всего. Глава VI. Дух Святый в ветхозаветных писаниях не говорил об ином Боге или Господе, кроме истинного Бога. Глава VII. Ответ на возражение, заимствованное из слов св. Павла. Глава VIII. Ответ на возражение, заимствованное из слов Христа. Один Бог безначальный и бесконечный может истинно называться Богом и Господом. Глава IX. Единого Бога, Творца неба и земли, проповеданного пророками, возвещают и Евангелия. Доказательство сего из Евангелия Матфея. Глава X. Продолжение доказательств из Евангелий Марка и Луки. Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре. Глава XII. Учение прочих Апостолов. Глава XIII. Опровержение мнения, будто Павел один только из Апостолов знал истину. Глава XIV. О Луке, спутнике Павла, и об особенностях Евангельской истории, которые известны только чрез него. Глава XV. Опровержение тех, которые унижают апостола Павла. Глава XVI. Учение Апостолов о Господе нашем Иисусе Христе, Единородном Сыне Божием. Глава XVII. Апостольское учение о Святом Духе, сошедшем на Иисуса Христа. Глава XVIII. О воплощении Сына Божия, и что Он не мнимо, но истинно воплотился. Глава XIX. Христос был не просто человек, родившийся от Иосифа, но истинный Бог, рожденный от Отца, и истинный Человек, родившийся от Девы. Глава XX. Как Бог явил Свою благость в непослушании человека. Глава XXI. Защищение пророчества Исаии (Ис. 7, 14) и история перевода семидесяти. Глава XXII. Христос принял действительную плоть, родившись от Девы. Глава XXIII. Доказывается вопреки Татиану, что Адаму надлежало первому участвовать в спасении Христовом. Глава XXIV. Общий взгляд на учения еретиков; их противоположность с согласным и постоянным учением Церкви. Глава XXV. Мир управляется Провидением Бога правосудного и вместе благого. Книга четвертая Глава I. Господь признавал Одного только Бога и Отца. Глава II. Доказательства из свидетельств Моисея и других пророков, коих слова суть слова Христовы, что Един Бог Творец мира, Которого Господь проповедовал и называл Своим Отцом. Глава III. Ответ на возражение гностиков по поводу изменяемости неба и земли. Глава IV. Ответ на другое возражение, заимствованное от разрушения Иерусалима. Глава V. Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах. Глава VI. Изъяснение слов Христа: никто не знает Отца, кроме Сына. Глава VII. Авраам по откровению Слова знал Отца и пришествие Сына Божия. Глава VIII. Христос спас не только Авраама, но и его потомков, исполняя, а не разрушая Закон. Глава IX. Один Виновник и одна цель Ветхого и Нового завета. Глава X. Ветхозаветные Писания возвещали о Сыне Божием, Его пришествии и страдании. Глава XI. Пророки и праведные люди знали о пришествии Господа. Глава XII. Христос, отвергая предания и обычаи, противные ветхозаветному Закону, утвердил главные заповеди его и учил, что Он есть конец Моисеева Занона. Глава XIII. Христос не отменил естественных заповедей Закона, но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и с сыновнею преданностью служил Богу. Глава XIV. Бог подчинил человека Закону для блага самого человека. Глава XV. Бог дал Закон для обуздания людей и присоединил некоторые заповеди по жестокосердию их. Глава XVI. Обрезание и другие обряды не доставляли совершенной праведности и были отменены Христом, а заповеди Десятисловия оставлены в силе. Глава XVII. Бог установил левитское служение не для Себя и не потому, чтобы нуждался в нем. Глава XVIII О жертвах и приношениях и о тех, кто истинно их приносит. Глава XIX. Земные вещи могут быть образами небесных, но небесные не могут быть образами других высших и неведомых. Глава XX. Единый Бог все в мире сотворил Словом и Святым Духом, и хотя Он в сей жизни невидим и непостижим, однако не неведом. Глава XXI. Вера Авраама была такая же, как наша, и эта вера была предызображена словами и действиями древних патриархов. Глава XXII. Христос пришел для людей не одного времени, но для всех, которые, живя благочестиво, веровали в Него и которые будут веровать. Глава XXIII Патриархи и пророки, предсказывая пришествие Христа, пролагали потомкам путь к вере во Христа, и потому труды Апостолов были меньше, так как они собирали плоды чужих трудов. Глава XXIV. Обращение язычников было труднее обращения иудеев, и труды Апостолов, занимавшихся первым, были больше, чем труды, обращавших иудеев. Глава XXV. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме и рождении Фамари, и Один Бог того и другого завета. Глава XXVI. Сокровище, скрытое в Писании, есть Христос, и одна Церковь правильно разумеет Писание. Глава XXVII. О грехах людей древнего времени. Глава XXVIII. Безрассудны те, которые преувеличивают милосердие Христа, и умалчивают о суде, и, полагаясь на большую благодать Нового Завета, упускают из внимания большое совершенство, Которого Он требует, и выдумывают Бога отличного от Творца мира. Глава XXIX. Почему Бог ожесточил сердце Фараона и его служителей? Глава XXX. Почему Бог повелел евреем при исходе взять у египтян сосуды? Глава XXXI. Мы не должны опрометчиво ставить в вину древним те действия, которых Писание не осудило, но, скорее, видеть в них образы будущих вещей: пример – кровосмешение Лота. Глава XXXII. Один Бог виновник обоих заветов, что подтверждается свидетельством пресвитера, ученика Апостолов. Глава XXXIII. Признающий Единого Бога виновником обоих Заветов и тщательно читающий Писания у пресвитеров Церковных есть истинно духовный ученик и будет правильно разуметь все, сказанное пророками о Христе и о свободе Нового Завета. Глава XXXIV. Доказательство против маркионитов, что все предсказания пророков относятся но Христу. Глава XXXV. Опровержение тех, которые одни пророчества производят от Всевышняго Бога, другие – от Демиурга. Глава XXXVI. Пророки были посланы от Того же Отца, от Которого и Христос. Глава XXXVII. Человек свободен, и нет людей добрых и злых от природы. Глава XXXVIII. Почему человек не был вначале сотворен совершенным? Глава XXXIX. Человеку дана способность различать добро и зло для свободного исполнения заповедей Божиих. Глава XL. Один и Тот же Бог наказывает отверженных и награждает избранных. Глава ХLI. Неверующие в Бога и Ему неповинующиеся суть ангелы и сыны диавола, впрочем, не по природе, но по подражанию. Книга пятая Глава I. Один Христос мог научить нас божественному и искупить; и для сего Он не мнимо, а действительно принял плоть от Девы Марии; замечания против Валентина и Эвиона. Глава II. Христос, посетив нас Своею благодатью, пришел не в чужое и даровал плоти нашей участие в спасении. Глава III. В немощи человеческой плоти открывается сила Божия, дарующая нашему телу причастие воскресения и бессмертия. Глава IV. Заблуждаются выдумывающие сверх Творца мира другого Бога Отца, Который необходимо слаб и бесполезен или зол и завистлив, если не может или не хочет дать телам нашим вечную жизнь. Глава V. Долгота жизни древних, примеры Илии и Эноха и других показывают, что Бог может восставить тела наши для вечной жизни. Глава VI. Бог дарует спасение целому человеку, состоящему из тела и души. Глава VII. Воскресение Христа доказывает и наше воскресение во плоти. Глава VIII. Дары Святаго Духа приготовляют нас к нетлению и делают духовными в отличие от плотских людей, что в Законе означено чистыми и нечистыми животными. Глава IX. Объяснение слов Апостола: плоть и кровь не наследуют Царства Божия. Глава X. Объяснение вышесказанного чрез сравнение с дикою маслиною. Глава XI. О делах плотских и духовных людей. Глава XII. О различии между смертью и жизнью, о дыхании жизни и животворящем Духе. Глава XIII. Мертвые, воскрешенные Христом, служат сильнейшим доказательством воскресения. Глава XIV. Если бы плоть не участвовала в спасении, то Слово не приняло бы плоти одинаковой сущности с нашею. Глава XV. Доказательства воскресения из Исаии и Иезекииля. Глава XVI. Из того, что тела наши возвращаются в землю, следует, что они из нее и произошли; чрез пришествие Слова Образ Божий явился в нас яснее. Глава XVII. Един Господь Бог, Отец и Творец всего, возлюбивший нас во Христе, давший заповеди и отпустивший нам грехи; Его Сыном и Словом показал Себя Христос, когда прощал грехи. Глава XVIII. Все сотворено силою и мудростью Бога Отца и Его Слова, а не произошло от несовершенства или неведения; иначе Сын Божий, получивши всю власть от Отца, не принял бы плоти. Глава XIX. Сравнение между непослушною Евою и святою Девою Мариею; упоминание о различных ересях. Глава XX. Должно внимать пастырям, коим Апостолы вверили Церкви, содержащим одно и то же учение о спасении, еретиков же избегать; и о таинствах веры мудрствовать благоразумно. Глава XXI. Глава всего – Христос; Ему надлежало быть посланцем от Отца, Творца всего, принять человеческое естество и быть искушенным сатаною для того, чтобы исполнить обетования и одержать совершенную победу. Глава XXII. Истинный Господь и Единый Бог возвещается Законом и открывается чрез Его Сына Христа в Евангелии; Ему Одному должно поклоняться и от Него ожидать всякого блага. Глава XXIII. Чрез ложь Диавола Адам согрешил в шестой день творения, в который и восстановлен чрез Христа. Глава XXIV. О постоянной лжи Диавола и о земных властях, которым должно повиноваться, так как они установлены Богом, а не Диаволом. Глава XXV. Обман, гордость и тираническое царство антихриста, как они описаны у Даниила и Павла. Глава XXVI. Иоанн и Даниил предсказали разрушение римской империи, предшествующее концу мира и вечному Царству Христа. Глава XXVII. О будущем суде Христовом, об общении с Богом, о вечном мучении неверующих. Глава XXVIII. О различии праведных и нечестивых; о будущем отступничестве при антихристе и конце мира. Глава XXIX. Все сотворено на пользу человека; о коварстве и злобе антихриста. Глава XXX. Хотя известно число имени антихриста, но мы не должны ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам; о царстве и о смерти антихриста. Глава XXXI. Сохранение наших тел подтверждается воскресением и вознесением Христа; души святых находятся в ожидании времени, когда получат полную славу. Глава XXXIII. Подтверждение того же из обетований Христа Спасителя и из благословения Иакова, согласно толкованию Папия и пресвитеров. Глава XXXIV. Подтверждение мнения о земном царстве святых свидетельствами Исаия, Иезекииля, Иеремии и Даниила, а также и притчею о бодрствующих слугах. Глава XXXV. Продолжение о том же. Глава XXXVI. Люди истинно воскреснут; мир не уничтожится, но будут различные обители для святых по достоинству каждого; все покорится Богу Отцу и Он будет все во всем.

Аннотация

В настоящем издании представлены все сохранившиеся творения святителя Иринея Лионского – «Обличение и опровержение лжеименного знания» в пяти книгах (по примеру «отца церковной истории» Евсевия и блаж. Иеронима называемое обыкновенно сокращенно «Против ересей») и «Доказательство апостольской проповеди». Св. Ириней, епископ Лионский, был духовным воспитанником св. Поликарпа Смирнского, ученика апостола Иоанна Богослова, и еще сохранял в своих устах живой апостольский голос и дух апостольского учения и Предания. Он пользовался широкой известностью и огромным уважением всей Вселенской Церкви и был миротворцем в споре между Римом и малоазийскими Церквами по обрядовым разногласиям, но особенно прославился своей борьбой против самых опасных еретиков того времени – гностиков. Ревностно опровергая все существовавшие в то время гностические лжеучения, св. Ириней с удивительной ясностью и глубиной излагает апостольское учение о Боге, о спасении, искуплении и воскресении человека, о Евхаристии и последних судьбах мироздания. В его лице мы видим наиболее яркого защитника идеи Церкви, ее значения и необходимости принадлежать к ней. Весьма ценна экзегетическая сторона сочинений св. Иринея, которой в данном издании было уделено особое внимание: были уточнены и дополнены ссылки на Св. Писание и составлен указатель библейских цитат по сочинениям св. Иринея. Прежний русский перевод протоиерея П.Преображенского дается в новой редакции и снабжен, где это необходимо, текстологическими примечаниями.

Для всех желающих иметь твердое основание веры Господней, апостольской, церковной и пить воду спасения из живых источников.