Ирзабеков тайна Русского слова

Содержание

Василий Ирзабеков — Тайны русского слова

12 3 4 5 6 7 …31

Василий Ирзабеков

Тайны русского слова

Предисловие. Душа России

О чем эта книга, которую вы взяли в руки, быть может, из любопытства? О нашем языке? Нет — она о Боге. О Том, Который сотворил мир Своим Словом (Ин. 1,13), Который Сам есть Слово.

Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в то же время она либо исполнена Божественным отсветом, либо искалечена лукавой лексикой. Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем.

Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово? А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда» (Мф. 12, 36). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишъся» (Мф. 12, 37). Недаром и представители современной науки, например академик Ф.Я. Шипунов, утверждают, что раз произнесенные или воплощенные в событиях слова «запечатлеваются в любой точке Вселенной навсегда».

«Мы обязаны знать, — пишет профессор доктор филологических наук В.Ю. Троицкий, — одухотворенный русский язык — душа России, ее святыня, предметное воплощение высших духовных ценностей, нерушимое духовное достояние, без которого человек (и народ!) теряет свое лицо, при поругании которого народ испытывает, ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится нравственно уязвимым и духовно бессильным. Мы, как зеницу ока, должны беречь родное слово. Слово дано для стремления к истине. Судьба наша — в словах, нами произносимых».

Но что же может напомнить современному человеку о духовной сущности как слова, так и великого родного языка в целом? Иногда это может быть свежий взгляд того, кто родился в иной культуре и потому особенно остро переживает богоданность русского языка. Я встретил такого человека — было это еще во время моей учебы в Московской Духовной Академии. Во время разговора о происхождении русских слов с иностранцем, православным епископом, знатоком русского языка, я услышал от владыки восторженные слова: «Вы, русские, очень счастливые люди. Слова вашего языка творили святые. Слова эти все свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению, в Царствие Божие».

А несколько лет назад на православной конференции в Саратове произошла другая (считаю — промыслительная) встреча. Я познакомился с азербайджанцем Василием Давыдовичем Ирзабековым, который оказался филологом, исследователем русского языка. Его удивительные, яркие выступления целиком захватывали слушателей, высвечивая то, что мы обычно не замечаем: язык наш — это великое духовное достояние, святыня нашего народа. Тогда я горячо порекомендовал ему написать об этом книгу. И вот я с радостью держу в руках рукопись.

Книга Василия Ирзабекова «Тайна русского слова» — это признание в любви к русскому языку. Она утверждает высокий строй души русской, связанной с Божественным Светом Истины. Это не специальное лингвистическое исследование, а скорее, популярное, чрезвычайно живое, образное и острое размышление о связи языка и духовности, культуры русской речи и здоровья души. Она говорит о силе и скрытых возможностей слова. Девизом ее я бы поставил слова: «Кто светел, тот и свят».

На примере жизни и творчества самого автора можно видеть, как благодатное слово преображает национальные покровы сознания, делая их общечеловеческими, надкровными.

Исследуя в своей книге природу слова как такового, его внутренний, изначальный смысл, говоря о таинственных корнях человеческой культуры и цивилизации, Василий Ирзабеков приводит яркие примеры связи слова с явлениями и предметами культуры. Он обращается к людям разного уровня мышления, воспитания и образования — и каждый может найти в этих размышлениях что-то свое, сокровенно затрагивающее душу. Примеры и рассуждения автора о связи слова и души человеческой особенно актуальны в наши дни — дни поругания слова, разнузданности уличной, да и общественной речи.

Всем строем своей книги автор утверждает: там, где нарушается божественное достоинство человеческого слова, там происходит искажение божественного достоинства человека, его образа, его «иконы», там происходит отход от Творца, от нравственности, от культуры человеческих отношений — и человек становится рабом, скотом, зверем, не помнящим своего родства.

Проповедуя единство души человеческой («души одной», по слову автора), Василий замыкает свой очерк на Святой Руси, на Православии как на конечной составляющей «всечеловечества». Вновь стать русскими, обратиться к своим духовным истокам — таков призыв этой книги к нашим современникам, отчасти раскрывший «тайну русского слова» и его глобальный смысл в нашу эпоху тотального грехопадения.

Игумен Петр (ПИГОЛЬ), кандидат богословия, первый проректор Российского православного института св. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, зав. информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, главный редактор альманаха «К Свету»

1. Язык Бога или язык черни?

Удивительно, но язык каждого народа, пусть даже немногочисленного, обязательно содержит в себе информацию о Боге. Точнее, те представления о Творце, которые бытуют именно в этой конкретной общности людей. Даже у полудикого племени индейцев, затерянного где-нибудь в дебрях Амазонки, в их весьма скудном, на наш просвещенный взгляд, лексиконе наверняка найдутся слова, относящиеся к их божествам. Воти получается, что если безбожного человека еще можно встретить, то безбожного языка просто быть не может.

Так, в лексике некоторых тюркских языков мы встречаем интересные параллели со Священным Писанием. Скажем, в азербайджанском языке слово человек звучит как адам, что сразу же возводит нас к самым истокам ветхозаветной истории. Слово предатель произносится как хаин — да-да, тот самый Каин, совершивший самое первое и тяжкое предательство: убийство единокровного брата. Значение чуждый, нездешний, несведущий, не наш человек — это хам, что также не нуждается в особых комментариях. Такая вот причудливая ветхозаветная матрица.

Что касается русского языка, то мы можем говорить о нем, как о явлении сакральном. При внимательном любовном рассмотрении становится ясным, что он повествует нам об Иисусе Христе, содержит сокровенное знание о Нем.

Корни и мысли

Начнем со слова человек: что оно значит в русском языке?

Обращаясь с этим вопросом к различным аудиториям, нередко слышал в ответ: «чело» и «век». Однако это не несет в себе никакой смысловой нагрузки, чего попросту не может быть. Невероятно, чтобы слово, означающее в столь богатом языке понятие венец Божьего творения, было случайным набором не стыкующихся меж собой смыслов. Вспоминаю в этой связи, как был участником отпевания блаженного младенца, который прожил три неполных дня, но, к счастью, его успели окрестить. Я еще поинтересовался тогда у священника: какие же грехи у этого крошечного создания? И услышал в ответ, что даже новорожденный несет на себе печать первородного греха, — и в этом заключается одна из тайн человеческой природы. Немало повидавший за свои более чем полвека, я не нашел тогда в себе мужества взглянуть на чело этого ангелочка. А уж какой там век?! Но Церковь отпевала именно человека!

Так что же значит это удивительное слово — человек?

Замечательное объяснение нашел я в «Славянорусском корнеслове» Александра Семеновича Шишкова. Но сначала скажу несколько слов о самом этом великом русском человеке. Адмирал и госсекретарь, один из славных защитников Отечества, верой и правдой служивший четырем царям, министр просвещения и президент Российской Академии наук, он посвятил свою книгу государю Николаю I. Цель труда всей своей жизни он выразил в следующих словах: «Попытаемся, откроем многое доселе неизвестное, совершим главное дело и оставим будущим временам и народам обдуманное, обработанное и требующее для дальнейшего исправления уже мало попечений».

Человек необычайной популярности, яростный поборник чистоты родного языка, Александр Семенович ратовал за удаление из него вошедших в моду многочисленных иноязычных заимствований, связанных с тогдашним засильем французского. Протест его был направлен также и против засилья французских гувернеров, заполонивших Россию, — воспитателей будущей элиты общества.

В современном мире нецензурная брань приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова – всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Словесная распущенность приобретает ужасающие масштабы. Cквернословие – одна из проблем речи современной молодежи.

Проблемные вопросы

Чем можно объяснить повальное распространение мата в наше время?

Согласны ли вы с тем, что нецензурная брань может вызывать зависимость?

Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Трудно ли вам обойтись без мата?

Перед занятием можно провести анкетирование учащихся.

Значение слова

Сквернословие (по Толковому языку русского языка С. Ожегова) – употребление неприличных, непристойных слов, выражений; брань, ругань нецензурными словами. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика и др. и мало кто догадывается, что сквернословие, как и хамство – оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань – это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.

Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием — от слова «скверно». В словаре В. Даля, сказано: «скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное».

Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие .

История возникновения

Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Этот порок – наследие чисто языческое. Он всецело коренится в фаллических культах Древнего Востока, начиная с глубин сатанинских и темных бездн разврата в честь Ваала и прочих идолов. Версия о том, что нецензурные слова достались нам от завоевателей со времен монголо-татарского ига не подтверждена историческими исследованиями.

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так, называемый мат, является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека .

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову на голову своих близких.

Сила слова.

Одно из важных отличий человека от животного, то что он обладает даром слова. И само слово «человек» имеет иное и интересное происхождение в отличное от общеизвестного, где считается что “человек” происходит из двух слов – чело (лоб) и окончание — век (длина жизни человека). Филолог-исследователь первой половины 19 века А. С. Шишков возводит его происхождение к понятию “слово”: слово — словек — цловек — чловек — человек. Таким образом подчеркивается главное отличие людей, как существ словесных, мыслящих словами, от всего живого. Почему же именно от слова? Русский язык тесно связан с Евангелием в котором Слово — это прежде всего имя Самого Бога, Имя Христа! В первых словах Евангелия от Иоанна сказано: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (Ин. 1:1-3). Современный филолог Василий (Фазиль) Ирзабеков в своей книге “Тайна русского слова” подчеркивает,что в русском языке запечатлено высочайшее родство человека с Богом, с Самим Христом. А если Отец наш есть Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки, чловеки, человеки, сотворенные по образу и подобию Его.

И в этом смысловом значении слово «Человек» в русском языке звучит не просто гордо, а воистину – божественно и сокровенно. Слово – это есть орудие человеческого творчества. Люди просвещают и просвещаются словом. Достоинство высокого звания человека не должно осквернятся бранными словами. Апостол учит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст наших, а только доброе…» /Еф. 4, 29/. Сквернословие же сеет тьму.

Когда человек изрыгает грязные слова, он оскверняет, пачкает свои уста, и также льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли – сеет зло, даже когда сам этого не понимает.

Все что произносит человек – это далеко не случайность. Все это отражение его души человека – все, что есть внутри его. В нашей культуре мат всегда считался тяжким грехом, так как любое бранное слово – это вызов, брошенный Богу. Верующие знают, что этот вызов не останется без последствий. «Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:4-5). Сквернословие в православной Церкви является смертным грехом.

В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. Все отборные ругательства русского языка происходят от названий половых органов, блудных деяний, испражнений, нечистот. Поэтому они так резки и непристойны. А самое омерзительное, если в этот набор срамных нечистот вплетается имя твоей матери.

По народным, нравственным представлениям славян, бранящийся оскорбляет не столько мать собеседника, сколько свою собственную.

По сути бранные слова являются противоположностью христианской молитве. т. е. антимолитвой. Но если в молитве человек обращается к Богу, то в скверными словами призывает демонические силы.

Матерная брань и есть выражение агрессии, угрозы. Это проклятие, которое человек насылает на того, кого он «кроет», имеет целью поразить (заклясть) врага в самое «сердце» его жизненной силы: проклинается материнство, животворящее мужское начало и все, что с ними связано.

Матерясь в драке или в бою, человек неосознанно призывает бесов на помощь и как ему кажется получает от них силу и жестокость. Но за такие «дары» приходиться платить, и сатана собирает щедрую дань с матерящегося воинства в виде пьянства, курения, половой распущенности, мародерства. Все звенья этой порочной цепи поддерживают друг друга и ведут к смерти духовной и телесной.

Но сила и жестокость, полученная с помощью бранных слов, превращается в ничто, если ей противостоит воинство, стоящее за правду и призывающее Бога и святых в помощь.

Учащимся можно привести примеры самых ярких побед русского воинства. Это, конечно же по руководством выдающегося полководца А. В. Суворова. Он единственный в мире полководец не проигравший ни одного сражения. А. В. Суворов был глубоко верующим человеком и перед битвой всегда вместе со своими офицерами, солдатами просили Бога, Божью матерь, святых в помощь, а после служили благодарственные молебны за победы.

Александр Васильевич Суворов довел воспитание своих солдат и офицеров до высшего уровня. “Воин Христов” – вот так он видел в идеале русского воина. Он писал: “Дух укрепляет в вере отеческой, православной; безверное войско учить, что перегорелое железо точить”.

Вот слова, с которыми наш великий полководец обращался к войскам перед сражениями: “Имейте в сражении перед собой правду и Бога, защитника вашего”, “Умирай за Дом Богородицы”, “Чудо-богатыри, Бог нас водит. Он нам генерал”, “Кого из нас убьют – Царство Небесное”. А. В. Суворов всегда побеждал с меньшими силами, одолевая превосходящие силы противника. Бесстрашие и самоотверженность его войск не знали аналогов ни в то, ни в позднейшее время .

Также можно рассказать о непобедимом адмирале — Ф. Ф. Ушакове. Из 43 морских сражений он ни одного не проиграл. Под его командованием не был потерян ни один российский корабль, ни один матрос не попал в плен к врагу. Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков был канонизирован в лике праведных святых и стал небесным покровителем военных моряков.

Суворовские заветы свято чтили Кутузов, Скобелев и маршал Г. К. Жуков, всегда напутствовавший войска словами: “С Богом!”.

Издавна на Руси, после в России верующие воины значил, что черная ругань увеличивает вероятность гибели в бою. А молитва Богу, Богородице, святым, напротив, спасают от казалось бы неминуемой смерти. И таких свидетельств от ветеранов былых войн и самых последних очень много.

Еще в старой казачьей сказке «Смерть атамана Игната» есть такой эпизод: «Жестокая битва завязалась. Ядра до того густо летят, как будто мост через Кубань перекинули. А ни одно ядро казаков не разит потому, что они в духовной и плотской чистоте. Но распалился гневом Игнат да как крикнет: «Ах ты,…!» Забыл атаман, что казаку нельзя чёрными словами ругаться, тут его ядро в грудь и ударило. В щите веры оказалась брешь — враг человеческий туда и уязвил!».

Современные подростки хотят быть сильными. Но без понятия о том, что дает настоящую силу, они попадают под влияние активной пропаганды псевдоценностей, нацеленной на отрыв от своих корней, традиций и веры. К примеру, подростки хотят быть похожими на голливудских вымышленных «героев» чертыхающимися с поводом и без. Лишившись подлинного фундамента, человек слаб и в мате ищет уверенности. А признаваться в слабости нельзя. Нужно соответствовать модному сегодня культурному шаблону — это идеал самодостаточной и ни в ком и ни в чем не нуждающейся личности. И чтобы убедить окружающих и самого себя в отсутствие слабости, люди пребегают ко все более жесткой лексике. Но вместо получения силы человек получает ее иллюзию, а затем разрушение своей личности. Ведь настоящая сила в правде, в которой пребывает Бог. История подвигов и достижений лучших сынов Отечества это доказывают.

Влияние сквернословия на здоровье людей

Во все времена мудрость просвещенных людей и простого народа осуждала сквернословие. Об этом красноречиво говорят изречения и народные пословицы:

Матом ругаешься – с счастьем прощаешься.

От того, кто сквернословит, здоровье уходит.

Тот, кто матом посылает – своих деток убивает.

Страшный нож не за поясом, но на конце языка.

Кто матом ругается, у того лошадь спотыкается.

«Говорить нецензурными словами — это умываться грязью»

Еще издавна люди знали, что употребление бранных слов влияет не только на духовное состояние человека, но и отражается на его физическом здоровье. Современные исследования ученых это только подтверждают.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности).

Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации.

Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами. Интересно, то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они могли произносится то громко, то шёпотом.

Учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни .

Влияет мат на мужскую потенцию и женственность, на формирование бесплодия. Ругань заметно отражается на интеллекте. Дети существенно отстают в умственном развитии, этот факт научно доказан. Ребенка, который постоянно слышит сквернословие, покидает чувство стыда, а это мостик к будущей деградации. Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства.

Психологи замечают, что употребление мата формируют зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются 3 такие стадии .

Первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

Вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово – для разрядки, ради напускной удали, или, чтобы казаться своим в компании, где все ругаются. Компании, где подростки стремятся быть «крутыми», «блатными», где нравственность искажается до неузнаваемости и не стыдно напиться, избить слабого, обхамить взрослого или пожилого человека, украсть то, что плохо лежит, а уж мат употребляется как вполне нормальные слова. Именно в таких компаниях зарождается преступность. Давно известно, что преступником движет не пресловутая уголовная романтика, а стяжательство, жадность, желание не работая иметь средства к существованию. А полная потеря стыда и неуважение к людям помогает им оправдывать любую свою подлость, даже к тем людям, которых они называют друзьями. Ради денег такие люди запросто поступятся своими так называемыми «воровскими принципами» и как крысы обворуют даже своих родных, а о приятелях и говорить не приходится.

Третья стадия, человек настолько привыкает к этим словам, что ему уже не стыдно их употреблять. После человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже – он уже вообще не может изъясняться без мата, забывает другие слова.
Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известны случаи, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить .

В третьей стадии проявляется болезнь, которую психологи называют копролалия. Копролалия — это психическое расстройство, которое выражается в болезненном и импульсивном желании человека произносить нецензурные слова или выражения в присутствии других людей. Копролалия является навязчивым состоянием у больного.
Проявления копролалии могут носить как закрытый, так и открытый (публичный) характер. В последнем случае нецензурная брань намеренно делается публичной посредством открытых окон или в общественных местах.

Копролалия имеет тенденцию к прогрессии, по этой причине страдающие данным душевно-психическим пороком со временем становятся совершенно невыносимыми, делая при этом невыносимой и жизнь соседей, постоянно досаждая им своей громкой и усиливающейся раз от раза бранью на протяжении многих лет.

Борьба со сквернословием

Двести-триста лет назад проблемы массовой матерщины на Руси не существовало.

Сквернословие на Руси преследовалось и примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Поскольку после крещения Руси матерные слова (которые в обыденной жизни людьми сначала не использовались) были объявлены «бесовскими» и за них строго наказывали.

Со времен царя Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. Царь Алексей Михайлович активно боролся со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни.

По Соборному уложению (свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года) за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание. Применялось телесное наказание: на рынках и по улицам ходили переодетые чиновники со стрельцами, хватали ругающихся матом, и тут же, на месте преступления, при всём честном народе секли розгами для всеобщего назидания.

Петр I (годы правления 1682 – 1725) придавал большое значение воспитанию. 4 февраля 1717 года он издал книгу “Юности Честное Зеркало”, где писал, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани.

Но также Пётр I ввёл в постоянный обиход людей пьянство и курение табака, что усугубило воспитание в людях развязность и употребление «запретных» слов»

В 19 веке борьбу со сквернословием вела только церковь. Матершинников приравнивали к безбожникам и анархистам.

Матерный язык в массовости был присущ рабочим и крестьянам, которые были необразованны. В 20 веке, после 1917 года и победы власти «рабочих и крестьян», многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Так сквернословие вошло в лексикон политических деятелей. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям. Во время “оттепели” (60-е годы 20 века) стали появляться все новые и новые матерные частушки.

Но за нецензурную брань в общественном месте даже по Уголовному кодексу СССР полагалось 15 суток ареста.

В современной России нецензурная брань в общественных местах влечет за собой административную ответственность. Согласно Кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации, публичное употребление мата может расцениваться как мелкое хулиганство (статья 20.1), наказываемое штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток, это предусмотрено статьей 20.01 Административного кодекса «Мелкое хулиганство». Статья 20.01.: мелкое хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток .

Анкета «Что Вы думаете о сквернословии?»

Возраст___________ Пол М Ж

  1. Как вы думаете, почему люди в своей речи употребляют мат, ругательства?____________________________________________________________

2.В вашей семье часто присутствует нецензурная брань? ______________

  1. Считаете ли вы нормой поведения употребление нецензурной брани? ________

4.Если вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясните почему? ______________________________________________

  1. Как часто вы произносите эти слова? _____________________________
  2. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________
  3. Как вы думаете, плохо это или нет? Почему? _______________________________________________________________________________
  4. Что вы чувствуете, когда произносите такие слова _________________ _______________________________________________________________
  5. Как вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как вы произносите бранные слова? ________________________________________________________________________________
  6. Что вы чувствуете, когда при вас кто-то ругается матом? __________________________________________________________________________
  7. От кого вы чаще всего слышите бранные слова? __________________

12.Верите ли вы, что сквернословие вредит вашему здоровью?_________

  1. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________14.Что нужно сделать, чтобы вы не употребляли этих слов?________________________________________________________________________

15.Хотите ли вы, чтобы ваши будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?_________________________________________ __________________________

Спасибо за откровенность!

Домашнее задание

Попытайтесь хотя бы на короткий срок отказаться от бранных слов. Вы почувствуете и поймете, что, отказавшись от уродливого, грязного матерного языка, вы обретете любовь близких, ясность мыслей и поступков, здоровье, радость и в конечном итоге, счастье.

Учащимся можно предложить выучить стихотворение поэта Эдуарда Асадова «О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все-таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идет от слова “мать”,
Сквернейшее от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!

Запомни

Чистоту души надо беречь от рождения и до смерти пуще зеницы ока.

«Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий, неизгладимый след. Оно живёт среди нас и действует на сердца наши. Ибо в слове содержится великая духовная энергия – или энергия любви и добра, или, напротив, энергия зла»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Список источников

  1. ГАСИЛИНА Ю.Ю. О ВРЕДЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ (разработка классного часа): . . URL: http://novagroteh.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki_prepodavatelej/vospitatelnaja_rabota/gasilina_ju_ju_o_vrede_skvernoslovija_razrabotka_klassnogo_chasa/3-1-0-15 (дата обращения: 16.04.2019).
  2. В.А.Сухомлинский. Вред сквернословия): . . URL: http://www.reforef.ru/outozuc/В. А. Сухомлинский Вред сквернословияc/main.html (дата обращения: 16.04.2019).
  3. Влияние сквернословия на здоровье человека): . . URL: http://eparhia-amur.ru/publication/text/27926.html (дата обращения: 19.04.2019).
  4. Война и вера. Николай Сергеевич Леонов ): . . URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/2001/20010602.html (дата обращения: 16.04.2019).
  5. Занятие “Наше условие – долой сквернословие” Рейнсон Людмила Валерьевна. . URL: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/616442/(дата обращения: 16.04.2019).
  6. Как победить сквернословие в жизни школьников. Дуброва О.О. Михадюк А.В. . . URL: http://school-science.ru/3/10/32868 (дата обращения: 16.04.2019).

По материалам сборника методических пособий “Вера”, “Надежда”, “Любовь”.

ТАЙНА РУССКОГО СЛОВА

Заметки нерусского человека. — М.: Даниловский благовестник, 2007.

Эта в своем роде уникальная книга о созидающей силе русского языка необычна тем, что ее автор — Ирзабеков Фазиль Давуд оглы — азербайджанец по национальности. Для него, коренного бакинца, русский язык стал родным — после окончания Института русского языка и литературы им. М.Ф. Ахундова он преподавал русский язык иностранным студентам в Азербайджанском государственном университете, работал заместителем председателя Республиканского совета по делам иностранных учащихся. Переехав в 1992 году в Москву, работая ответственным секретарем Общества российско-азербайджанской дружбы, Фазиль Ирзабеков стал еще глубже ощущать глубинное родство двух культур. В 1995 году на русской земле он принял Таинство Святого Крещения с именем Василий. В 2001 году создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, является помощником настоятеля храма Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Для Василия Ирзабекова русский язык стал более чем родным — он стал сутью и нервом его жизни. Он борется за чистоту русского языка как публицист, участник и организатор духовно-просветительских конференций (в том числе и международных). Его лекции в школах, светских и духовных учебных заведениях не могут оставить равнодушными, потому что зажигают в сердцах любовь к русскому слову.

Ваши мнения, предложения и пожелания о книге вы можете направлять автору по адресу: [email protected]

>Предисловие. Душа России

Человек словесный

Вся правда Христова

>2. Кто светел, тот и свят

Внутренний гордец сопротивляется

Троцкий и главкократия

О носителях света и беснующихся во мраке

>3.Третий Рим или второй Вавилон?

Под «фейс-контролем» в «блин-хаусе»

Пророчество министра Порталиса

>4. Хула или скверна?

Мат — явление нерусское!

Не ругайся, братец, козленочком станешь!

Миссия культуры и министр-шоумен

Разрушительная энергия хохота

>5. Родной «непонятный» язык

«Читайте Пушкина и Евангелие!»

Живительный глоток ключевой воды

>6.Русь Святая

«Мировое окаянство» против…

«Николаевское время»

Россия или «дом толерантности»?

>7.»Стать русскими во-первых и прежде всего…»

Троические векторы академика Раушенбаха

>8. Евангелие для русского

«Честь имею!» «О чем это вы?»

Хлеб и жизнь — едины и святы

Жить «страстями бесстрастными»

Ответим за каждое слово

>9.Долгое прощание

Борьба за язык — это борьба за веру

Меня здесь русским именем когда-то нарекли…»

Приложение

Из выступлений на XI Всемирном Русском Народном Соборе

Удерживающее начало

Валерий Ганичев, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора

Русский языковой союз

Юрий Лощиц

Слово о «бессловесных»…

Владимир Личутин

«Сам необыкновенный язык наш есть еще тайна…»

Елена Галимова, профессор ПГУ, г. Архангельск

Язык — словесное выражение народа

Из резолюции XI Всемирного Русского Народного Собора