Иштван 1 святой
Содержание
- Да здравствует святой Иштван… — Базилика Святого Иштвана
- Матьяш I (король Венгрии)
- Как папа Римский Иннокентий IV короновал королевской короной русского князя Даниила Галицкого.
- Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.
- Русь в правление князя Владимира Святославовича (Крестителя).
- Александр Невский: политика консолидации Руси между Ордой и Западом.
- О спорных вопросах Руси изначальной: о Рюрике, варягах, русах.
- Святитель Стефа́н I Венгерский, король
- ortnit
Да здравствует святой Иштван… — Базилика Святого Иштвана
-
- Туризм в Будапеште
- Отели Будапешта
- B&B/мини-отели в Будапеште
- Турпакеты в Будапешт
- Авиабилеты в Будапешт
- Рестораны Будапешта
- Развлечения Будапешта
- Форум путешественников о Будапеште
- Фото Будапешта
- Карта Будапешта
-
- Все отели Будапешта
- Спецпредложения отелей в Будапеште
- Горящие туры в Будапеште
- По типу отеля
- Будапешт: мотели
- Хостелы: Будапешт
- Будапешт: кемпинги
- Будапешт: отели бизнес-класса
- Лучшие семейные отели Будапешта
- Будапешт: спа-курорты
- Романтические отели Будапешта
- Отели класса «люкс» в Будапеште
- Казино: Будапешт
- Отели у пляжа: Будапешт
- По классу отеля
- Будапешт: 5-звездочные отели
- Будапешт: 4-звездочные отели
- Будапешт: 3-звездочные отели
- По сети отелей
- Отели Radisson в Будапеште
- Отели Hilton Hotels в Будапеште
- Отели Ibis Styles в Будапеште
- Отели Mamaison в Будапеште
- Отели Hostel One в Будапеште
- Отели Danubius Hotels в Будапеште
- Отели Marriott в Будапеште
- Отели Accor в Будапеште
- Популярные удобства
- Отели в Будапеште, где разрешено проживание домашних животных
- Oтели с бассейном в Будапеште
- Отели с бесплатной парковкой в Будапеште
- Популярные районы
- Отели District V / Inner City
- Отели District VII / Jewish Quarter
- Отели Margaret Island
- Отели Belváros-Lipótváros
- Отели Erzsébetváros
- Отели Gellert Hill
- Отели Terézváros
- Отели District I / Buda
- Отели Zugló
- Отели Várkerület
- Популярные категории в Будапеште
- Отели В Центре Города в Будапеште
- Апарт-Отели в Будапеште
- Дешевые Отели в Будапеште
- Исторические Отели в Будапеште
- Бутик-Отели в Будапеште
- Свадебные Отели в Будапеште
- Отели Класса Люкс в Будапеште
- Отели с балконами в Будапеште
- Отели Будапешта с номерами для курящих
- Отели Будапешта с мини-кухней в номере
- Достопримечательности поблизости
- Отели рядом — Базилика Святого Иштвана
- Отели рядом — Здание венгерского парламента (Орсагаз)
- Отели рядом — Купальни Сечени
- Отели рядом — Рыбацкий бастион
- Отели рядом — Туфли на набережной Дуная
- Отели рядом — Цепной мост Сечени
- Отели рядом — Danube River
- Отели рядом — Площадь Героев
- Отели рядом — Бани «Геллерт»
- Ж/д вокзалы поблизости
- Отели рядом — Станция Bajcsy-Zsilinszky út
- Отели рядом — Станция Arany János utca
- Отели рядом — Станция Nyugati pályaudvar
- Отели рядом — Budapest-Nyugati Station
- Отели рядом — Станция Deák Ferenc tér
- Отели рядом — Станция Vörösmarty tér
- Отели рядом — Станция Ferenciek tere
- Отели рядом — Станция Szent Gellért tér
- Отели рядом — Станция Fővám tér
- Отели рядом — Станция Kossuth Lajos tér
- Аэропорты поблизости
- (BUD) Аэропорт Ферихедь: отели поблизости
- Университеты поблизости
- Отели рядом — Central European University
- Отели рядом — Budapest University of Technology and Economics
- Отели рядом — Franz Liszt Academy of Music, Budapest
- Отели рядом — Kossuth Lajos University
- Отели рядом — Academy of Drama and Film in Budapest
- Отели рядом — Hungarian University of Fine Arts
- Отели рядом — Budapest Buddhist University
- Отели рядом — Kodolanyi Janos University College
-
- Будапешт: все рестораны
- Рестораны поблизости Базилика Святого Иштвана
- Популярные блюда
- Будапешт: Севиче лучшего качества
- Будапешт: Говядина по-бургундски лучшего качества
- Будапешт: Дим-сам лучшего качества
- Будапешт: Утка по-пекински лучшего качества
- Будапешт: Чизбургеры лучшего качества
- Будапешт: Сальтимбокка лучшего качества
- Будапешт: Джамбалайя лучшего качества
- Будапешт: Баба гануш лучшего качества
- Будапешт: Устрицы лучшего качества
- Будапешт: Багеты лучшего качества
- Будапешт: Киш лучшего качества
- Будапешт: Дамплинги/пельмени/манты лучшего качества
- Будапешт: Шницель лучшего качества
- Будапешт: Салаты лучшего качества
- Будапешт: Паста лучшего качества
-
- Будапешт: все развлечения
- Популярные районы
- Belváros-Lipótváros: Культурные объекты и достопримечательности
- Belváros-Lipótváros: Туры
- Erzsébetváros: Бары и клубы
- Erzsébetváros: Ночная жизнь
- Terézváros: Культурные объекты
- Terézváros: Музеи
- Várkerület: Культурные объекты и достопримечательности
- Várkerület: Памятники и статуи
- Várkerület: Туры
- Óbuda-Békásmegyer: Музеи
- Базилика Святого Иштвана: развлечения поблизости.
- Generation Tours
- Budapest Mates
- BudaBike Tours
- 3d Gallery Budapest
- Baja Bikes Budapest
- Bike & Relax
- Omorovicza Boutique & Spa
- Проспект Андраши
- St. Stephen’s Square
- Cat Cafe
- Cat Cafe
- Budapest 101 Tours
- Big Bus Tours
- El Paso Budapest Excursión en Español
- Harmony Spa
- Будапешт: Достопримечательности и культурные объекты
- Будапешт: Древние руины
- Будапешт: Кладбища
- Будапешт: Административные центры
- Будапешт: Священные места и религиозные достопримечательности
- Будапешт: Образовательные объекты
- Будапешт: Города-призраки
- Будапешт: Правительственные здания
- Будапешт: Военные базы и объекты
- Будапешт: Памятники и статуи
- Будапешт: Районы
- Будапешт: Смотровые площадки и башни
- Будапешт: Арены и стадионы
- Будапешт: Фермы
- Будапешт: Культурные объекты и достопримечательности
- Будапешт: Университеты и школы
- Популярные категории в Будапеште
- Будапешт: Туры
- Будапешт: Поездки на поезде по живописной местности
- Будапешт: Автобусные туры
- Будапешт: Сплав на плотах и тюбах по реке
- Будапешт: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Будапешт: Винные туры и дегустации
- Будапешт: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
- Будапешт: Пеший и палаточный туризм
- Будапешт: Вертолетные туры
- Будапешт: Обзорные городские туры с остановками
- Будапешт: Туры по местам съемок кино- и телефильмов
- Будапешт: Железнодорожные туры
- Будапешт: Показы мод и фэшн-туры
- Будапешт: Туры с каньонингом и дюльфером
- Будапешт: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Будапешт: Однодневные поездки
- Будапешт: Ночная жизнь
- Будапешт: Бары и клубы
- Будапешт: Блюз-клубы и бары
- Будапешт: Гей-клубы и бары
- Будапешт: Джаз-клубы и бары
- Будапешт: Караоке-бары
- Будапешт: Бары с пианистом
- Будапешт: Комеди-клубы
- Будапешт: Танцевальные клубы и дискотеки
- Будапешт: Кофейни
- Будапешт: Винные бары
- Будапешт: Туры с посещением баров, клубов и пабов
- Будапешт: Покупки
- Будапешт: Художественные галереи
- Будапешт: Антикварные магазины
- Будапешт: Универмаги
- Будапешт: Аутлеты
- Будапешт: Блошиные и уличные рынки
- Будапешт: Торговые центры
- Будапешт: Магазины сувениров и деликатесов
- Будапешт: Фермерские рынки
- Будапешт: Показы мод и фэшн-туры
- Будапешт: Шопинг-туры
- Будапешт: Развлечения и игры
- Будапешт: Игровые площадки
- Будапешт: Кинотеатры
- Будапешт: Казино
- Будапешт: Комеди-клубы
- Будапешт: Игровые и развлекательные центры
- Будапешт: Дорожки для верховой езды
- Будапешт: Боулинг
- Будапешт: Спортивные комплексы
- Будапешт: Эскейп-квесты
- Будапешт: Игра Scavenger hunt (Поиск сокровищ)
- Будапешт: Стрелковые тиры/полигоны
- Будапешт: Другие виды игр и развлечений
- Будапешт: Мини-гольф
- Будапешт: Художественные студии и гончарные мастерские
- Будапешт: Аттракционы для катания и мероприятия
- Будапешт: Активный отдых на открытом воздухе
- Будапешт: Конные экскурсии
- Будапешт: Пешеходные маршруты
- Будапешт: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Будапешт: Зоопарки
- Будапешт: Парасейлинг и парапланеризм
- Будапешт: Сплав на плотах и тюбах по реке
- Будапешт: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Будапешт: Туры на полноприводных автомобилях, внедорожниках и автомобилях повышенной проходимости
- Будапешт: Полеты на воздушном шаре
- Будапешт: Пеший и палаточный туризм
- Будапешт: Горнолыжные и сноуборд-туры
- Будапешт: Зиплайны и веревочные городки
- Будапешт: Другие виды активного отдыха на открытом воздухе
- Будапешт: Стоячий серфинг с веслом
- Будапешт: Туры с каньонингом и дюльфером
- Будапешт: Еда и напитки
- Будапешт: Винодельни и виноградники
- Будапешт: Пивоварни
- Будапешт: Ликеро-водочные заводы
- Будапешт: Пивные дегустации и туры
- Будапешт: Кофейные и чайные туры
- Будапешт: Кулинарные мастер-классы
- Будапешт: Гастрономические туры
- Будапешт: Винные туры и дегустации
- Будапешт: Винные бары
- Будапешт: Фермерские рынки
- Будапешт: Еда и напитки – другое
- Будапешт: Экскурсии по ликеро-водочным заводам
- Будапешт: Спа и оздоровление
- Будапешт: Спа
- Будапешт: Оздоровительные/фитнес-клубы и тренажерные залы
- Будапешт: Арабские бани
- Будапешт: Хаммамы и турецкие бани
- Будапешт: Термальные спа-центры
- Будапешт: Йога и пилатес
- Будапешт: Музеи
- Будапешт: Художественные галереи
- Будапешт: Музеи искусств
- Будапешт: Детские музеи
- Будапешт: Исторические музеи
- Будапешт: Военные музеи
- Будапешт: Музеи естествознания
- Будапешт: Научные музеи
- Будапешт: Обсерватории и планетарии
- Будапешт: Специализированные музеи
- Будапешт: Транспорт
- Будапешт: Трамваи
- Будапешт: Системы общественного транспорта
- Будапешт: Такси и маршрутные автобусы
- Будапешт: Автобусные перевозки
- Будапешт: Железные дороги
- Будапешт: Концерты и представления
- Будапешт: Блюз-клубы и бары
- Будапешт: Джаз-клубы и бары
- Будапешт: Бары с пианистом
- Будапешт: Комеди-клубы
- Будапешт: Представления
- Будапешт: Концерты
- Будапешт: Опера
- Будапешт: Театры
- Будапешт: Театр и ужин
- Будапешт: Кабаре
- Будапешт: Мастер-классы и семинары
- Будапешт: Спортивные лагеря и оздоровительные учреждения
- Будапешт: Уроки и мастер-классы
- Будапешт: Кулинарные мастер-классы
- Будапешт: Художественные студии и гончарные мастерские
- Будапешт: Лодочные туры и водные виды спорта
- Будапешт: Лодочные туры
- Будапешт: Аренда лодок
- Будапешт: Туры на скоростных моторных лодках
- Будапешт: Сплав на каяках и каноэ
- Будапешт: Парасейлинг и парапланеризм
- Будапешт: Сплав на плотах и тюбах по реке
- Будапешт: Плавание с аквалангом или с маской и трубкой
- Будапешт: Рыболовные туры и чартеры
- Будапешт: Стоячий серфинг с веслом
- Будапешт: Природа и парки
- Будапешт: Плотины
- Будапешт: Острова
- Будапешт: Игровые площадки
- Будапешт: Пляжи
- Будапешт: Гроты и пещеры
- Будапешт: Леса
- Будапешт: Сады
- Будапешт: Горячие источники и гейзеры
- Будапешт: Горы
- Будапешт: Природные и заповедные зоны
- Будапешт: Парки
- Будапешт: Пешеходные маршруты
- Будапешт: Океанариумы
- Будапешт: Зоопарки
- Будапешт: Водоемы
- Будапешт: Мероприятия
- Будапешт: Культурные мероприятия
- Будапешт: Выставки
- Будапешт: Музыкальные фестивали
- Будапешт: Фестивали еды и напитков
- Будапешт: Фестивали фейерверков
- Будапешт: Ресурсы для путешественников
- Будапешт: Конференц-центры
- Будапешт: Библиотеки
- Будапешт: Туристические центры
- Будапешт: Туры
- Что обычно ищут в Будапеште
- Приключения
- Подходит для любителей адреналина
- Скрытые жемчужины
- Место для медового месяца
- Подходит для детей
- Бесплатный вход
- Подходит для больших групп
- Подходит для пар
- Недорого
- Подходит для дождливого дня
-
- Путеводители
- Приложения
- ЭкоЛидеры
Матьяш I (король Венгрии)
Hunyadi Mátyás
(Matei Corvin)
24 января 1458 — 6 апреля 1490
29 марта 1464
Ласло V
Уласло II
23 февраля 1443
- Клуж-Напока, Королевство Венгрия
6 апреля 1490 (47 лет)
- Вена, Священная Римская империя
Секешфехервар
Хуньяди
Хуньяди, Янош
Эржбет Силадьи
Каталина Подебрад, Беатриса Арагонская и Елизавета Целейская
Янош Корвин и Н. Хуньяди
Медиафайлы на Викискладе
Матьяш (Матвей) I Корвин (Ма́тьяш Ху́ньяди; 23 февраля 1443, Коложвар, ныне Клуж-Напока, Трансильвания — 6 апреля 1490, Вена, Австрия) — венгерский король из трансильванского магнатского рода Хуньяди, при котором средневековое Венгерское королевство достигло пика своего могущества.
Матьяш (Матвей) был провозглашён королём Венгрии 24 января 1458 года. Был также королём Хорватии (с 1458 года), Чехии (с 1469 года) и герцогом Австрии (с 1487 года). После десятилетий феодального хаоса восстановил венгерскую государственность путём проведения многослойных реформ. Первый ренессансный правитель Восточной Европы, покровитель художников и архитекторов. Его соперничество с Фридрихом III вылилось в вооружённый конфликт с Габсбургами, в ходе которого Корвин взял Вену. Прозвище «Корвин», или «Ворон», он получил оттого, что именно эта птица изображена на его гербе. По-венгерски его имя звучит как Hunyadi Mátyás или Mátyás király («король Матьяш»), по-латыни Matthias Corvinus («ворон»), по-словацки Matej Korvín, по-чешски Matyáš Korvín, по-румынски Matei Corvin, по-сербохорватски Matija Korvin.
Энциклопедичный YouTube
- 1/2 Просмотров:28 596 551
- ✪ Час истины — Золотые века и упадок Венгрии — 365 Дней ТВ
- ✪ Хуньяди, Янош
Субтитры
Как папа Римский Иннокентий IV короновал королевской короной русского князя Даниила Галицкого.
- Главная >>
- Древнерусская История >>
- Как папа Римский Иннокентий IV короновал королевской короной русского князя Даниила Галицкого.
Мечты сбываются.
По сходной цене. Владимир Колечицкий,
(российский журналист, писатель)
После грандиозного разгрома учиненного монголами стран Востока, Руси и Восточной Европы, возникла совершенно новая геополитическая ситуация в мире и на окраине католического мира, чем не преминул воспользоваться Ватикан во главе с Иннокентием IV. Папа Римский Иннокентий IV, одновременно пытался создать мощный оборонительный союз из христианских и ближневосточных правителей направленных против монголов, а также хотел распространить свет католической веры среди заблудших в православной ереси русских. Папские легаты с этой целью устремились на Ближний Восток, к мамлюкам, надеясь их привлечь к союзу против монголов. Направлено было посольство к могущественным монголам в Каракорум (во главе с Плано Карпини), для того чтобы выведать о их геополитических планах. И наконец, папские послы прибыли на Русь.
Вот только Александр Невский наотрез отказался рассматривать возможность объединенного крестового похода с Западом против монголов, в обмен на признание князем церковного главой папы римского. Как известно Александр заявил папским послам Гольду и Гементу в 1248 г.: «От вас учения не принимаем».
Другое дело южнорусский князь Даниил Галицкий, который давно был вовлечен в западноевропейские дела. Южнорусский князь в отличие от своего северного сородича вполне серьезно рассматривал для себя перспективу задружиться с католическим Западом, чтобы сбросить чуждую власть ордынских ханов. Однако и его отношения с Западом также не были облачными. Поляки и венгры неоднократно вторгались на территорию Галицко-Волынского княжества, но князь Даниил, будучи выдающимся полководцем, их, неизменно побеждал, также как громил на северо-западе шведов и немцев Александр Невский.
И все-таки близкое соседство с католическим Западом делало князя Даниила более восприимчивым к политике интеграции с Западом, чем по-ордынски настроенного Александра Невского. К тому же Даниил, например, мечтал посадить на австрийский герцогский престол своего сына Романа. Даниил повел тонкую игру. Князь не думал менять православие на католицизм у себя в княжестве, но в тоже время вступил в переговорный процесс с Ватиканом, так как рассчитывал на помощь Запада в борьбе с Ордой.
Даниил сам предложил папе встать под его защиту и покровительство, в обмен на совместный поход Запада и Руси против монголов. Святейший престол выразил согласие на коронационную «сделку» с русским князем. Иннокентий IV в свою очередь осознавал, что собрать крестоносное воинство против непобедимых монголов не удастся и предложил для начала русскому князю королевскую корону. Логика его была вполне ясна. Русский князь сначала купившись на королевскую корону от самого папы римского затем и должен обратиться в католицизм вместе со своими подданными. Однако это предложение вначале не удовлетворило князя. «Что мне с королевского венца? –объявил князь Даниил папскому послу. – Татары не перестанут причинять нам зло — так зачем мне принимать венец, если мне не дают помощь?»
Такая первоначально жесткая позиция Даниила возымело обратное действие со стороны Ватикана. Уже в 1253 году Иннокентий IV объявил крестовый поход против Орды, призвав к участию в нём сначала христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании, а затем и немецких рыцарей Прибалтики, и наконец, Литвы.
Однако это было не более чем пустой декларацией, за которой не последовало никаких действий. Поляки, венгры, немцы, чехи, сербы на своей шкуре прочувствовали последствия страшного разгрома учиненного монгольской конницей Батыя во время его похода в Европу в 1241-1242 гг. Они не спешили воевать с самой могущественной монгольской империей в мире.
Это осознавал и Даниил все более терявший надежду на помощь Запада. Тем не менее, он согласился принять королевскую корону от папы, торжественно короновавшись в Дорогичине «королем Руси». А что же дальше? Дальше его худшие опасения вскоре подтвердились. Даниил первоначально мужественно пытался противостоять Орде. Причем вначале он даже имел военный успех, отразив нападение на его владения ханского баскака Куремсы, и нанес ему в 1256-1257 гг. ряд поражений. Кстати это были самые первые победы русских над монголами доселе считавшимися непобедимыми.
Однако когда более сильное ордынское войско во главе с одним из лучших монгольских военачальников- Бурундаем вторглось в его владения. Напрасно Даниил взывал к помощи Запада и Ватикана. Ватикан оставался глух к помощи «православного еретика». Новый папа Александр IV был явно раздосадован упрямым русским князем ставшим «королем» с помощью Рима, за его отказ перейти в католицизм. Зато князь осознал всю тщету своего сопротивления и в 1258 г., Даниил полностью признал власть хана над собой. Он был вынужден срыть многие крепости и даже пойти в совместный поход с монголами в Польшу.
А, рассердившийся Рим пригрозил в ответ Даниилу крестовым походом. Впрочем, и на это мероприятие западные рыцари не откликнулись, слишком хорошо они усвоили «уроки» своих поражений, понесенные на Руси от Александра Невского и Даниила Галицкого.
Что в итоге? Обе стороны, и Рим и Даниил Галицкий, не достигли своих заветных планов в ходе их первоначальной обоюдной «коронованной сделки», с утверждением королевского сана русского князя. Галицко-Волынское княжество сохранило православную веру и не получив обещанной западной «помощи» признало власть «поганой Орды» над собой. Впрочем, единственным достижением этой сделки можно считать то, что Даниил Галицкий стал единственным из русских князей, кто обзавелся королевской короной и смог ее передать своим потомках. Однако больше никаких других дивидендов Даниил кроме этого символического приобретения так и не получил. Может быть, зря Даниил все это затеял, с королевской короной?
Вячеслав Бакланов. Дата: 2014-12-27 Просмотров: 6664
Твитнуть
Можно также почитать из рубрики: Древнерусская История
Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха.
Вячеслав Бакланов
Русь в правление князя Владимира Святославовича (Крестителя).
Вячеслав Бакланов
Александр Невский: политика консолидации Руси между Ордой и Западом.
Вячеслав Бакланов.Вячеслав Бакланов.
О спорных вопросах Руси изначальной: о Рюрике, варягах, русах.
Вячеслав Бакланов.
Иван
Дата: 2014-12-27
Резюмируем: Южнорусского князя Даниила Галицкого (территория будущей прозападной Украины) тянуло на Запад, в то время как Александра Невского (отца будущей самостоятельной России) Запад отталкивал. В итоге Ватикан-Запад кинул Даниила Галицкого, не оказав ему никакой помощи для обороны от монголов. Запад также кинет Украину сегодня.
Андрей
Дата: 2014-12-27
Вячеслав,статья написана очень хорошим языком,доступным даже для обывателя.
Вячеслав Бакланов
Дата: 2014-12-28
Андрею: Верно, у меня рассчитано на самую широкую аудиторию, а не только на высоколобых профессиональных историков. Ставлю своей главной задачей просветительство, а также обсуждение острых тем.
Эдуард
Дата: 2014-12-28
В отличие от Александра Невского, который якшался с ордынскими татарами и подавлял народные восстания против их ига, Даниил Галицкий был настоящим европейцем. Он понимал, что только европейские ценности и союз с Европой сделают его княжество процветающим. Но Русь выбрала иную стратегию развития. Стратегию двухвекового подчинения Орде, азиатского деспотизма и подавления прав личности. Сегодня мы видим все тот же замкнутый круг. Стали страной изгоем среди цивилизованных и демократических стран и пытаемся дружить с азиатскими деспотиями.
Вячеслав Бакланов
Дата: 2015-01-01
Эдуарду: Я больше согласен с Иваном. Не следует путать XXI век и век XIII. Тогда Европа вовсе не была цивилизованной и гуманистичной, как ныне. К тому же она была крайне слаба, раздроблена и ничем не могла помочь Руси. Если бы монголы не повернули в 1242 г. назад, они могли огнем и мечом пройти по всей Европе. Средневековые рыцари неоднократно оказывались беспомощными перед монгольской конницей. Даниила Галицкого долгое время разводили на пустые обещания со стороны Ватикана, впрочем, он и сам это понял. В тоже время я согласен с вами в том, что выбор Александра Невского не был лучшей стратегией в то время. Он мог бы, объединившись с Даниилом Галицким, другими князьями, Литвой и рядом западных стран попытаться свергнуть монгольское иго. Его стратегия подчинения Орде привела Русь к отставанию и экстенсивному развитию в рамках азиатской модели.
Александр
Дата: 2015-01-02
Вячеслав, предположим, даже если бы такой, абсолютно не реалистичный и не осуществимый проект объединения столь различных по своему характеру сил против Орды состоялся, то это была бы на этот раз последняя битва русских князей против ордынцев, которая бы закончилась полным разорением и гибелью русских земель, остатки которых тут же бы прихватили западные союзнички и русские повторили бы судьбу лужицких сербов в Германии, навсегда утратив свою идентичность. Возможно и Руси бы никакой уже не было. Как они «помогли» византийцам во время 4 Крестового похода мы прекрасно знаем. Вместо борьбы с сарацинами они разграбили крупнейший христианский город Европы и нанесли Византии такой удар от которого она так и не смогла больше оправиться. Кроме того, насколько я знаю на Западе православных еретиками не считали, схизматиками называли это да, еретиками нет. Вообще, твоя мысль о том, что западные католики хотели распространить «свет католической веры среди заблудших в православной ереси русских» по меньшей мере не корректна, а по сути оскорбительна для православных, которые как раз и несут свет истинной христианской веры в отличии от самих католиков.
Вячеслав Бакланов
Дата: 2015-01-02
Александру: Очень спорный вопрос насчет окончательной гибели от монголов. Это больше к рассуждению об альтернативной истории, которой не было. Вопрос стоял о выборе наименьшего и наибольшего зла. Варварская Орда была большим злом для нашей высокой цивилизации. Весь последующий период развития это подтверждает. Мы были состоявшейся цивилизацией, и нам невозможно было бы навязать католицизм в случае союза с западнохристианским миром. Русских в десятки было намного больше лужицких сербов. Убежден, такой участи для русских не могло быть. Далее, на католическом Западе именовали нас и «схизматиками» и «еретиками». Православных я оскорблять и не пытался, так как сам крещен в православии. А выражение «свет католической веры среди заблудших в православной ереси русских», использовал в качестве иллюстрации о том, как на нас смотрели тогда католики.
Юрий
Дата: 2015-02-14
Половцы и кипчаки, как они различались? Ведь они тоже воевали с монголами?
Вячеслав Бакланов
Дата: 2015-02-15
Юрию:Половцы- (кипчаки как они себя называли) собирательное название кочевых тюркских племен, которых завоевали монголы на территории Казахстана, Поволжья, Северного Причерноморья. Половцы затем влились в монгольское войско Бату-хана (Батыя). Более того поскольку кипчаков было больше чем монголов, то именно монголы перемешавшись почти растворились в кипчакском этноплеменном море. Даже язык в Орде со временем стал тюркским. Интересно отметить, что много и русских князей вступали в династические браки с половцами. С половцами русские очень тесно взаимодействовали, не только воевали, но и дружили. Да, не стоит забывать про волжских болгар-мусульман из Волжской Булгарии. Именно они были дальними потомками казанских татар. В итоге волжские болгары вместе с кипчаками (половцами) влились в общемонгольское войско, и составили Орду, то есть все ее население.
Амир
Дата: 2015-02-20
В армии Чингизхана большинство воинов были тюрки — Волжские булгары, башкиры, кипчаки и тд.
Виктор
Дата: 2015-07-14
Даниил Галицкий был первым украинским князем, по своей внешней политике.
Вячеслав Бакланов
Дата: 2015-07-14
Виктору. Первым, кто открыл преемственность Украины от Галицко-Волынского княжества, был историк, затем первый государственный деятель самостийной Украины Михаил Грушевский. Он считал, что украинство сначала зародилось в Галицко-Волынском княжестве. Затем через это княжество традиция украинской государственности перешло к Великому княжеству Литовскому. Потом оно пребывало в гетманстве, но с польским засильем. Дальше украинское гетманство попало под власть московской России. Москали как финно-угры и потому чужие украинцам, всегда подавляли их. Вывод один: создавать свое государство и не жить больше с москалями.
Вячеслав Бакланов
Дата: 2016-05-01
На Украине считается, что именно монголы помешали Даниилу Галицкому в строительстве европейской «Великой Украины». Это конечно вымыслы. Но Даниил и вправду вел себя как современный политик: он стремился со всеми сдружиться и не хорохорился, когда нужно гнул спину. Даниил приносил оммаж венгерскому королю Белу (что означало формальную зависимость), от Папы корону принимал, Батыю поклонился и с ним кумыс пил. Да, еще он признавал в качестве старшего великого князя Ярослава Всеволодовича. И нашим и вашим. Умелый бвл политик.
Екатерина
Дата: 2017-02-26
отлично!
Святитель Стефа́н I Венгерский, король
20 августа / 2 сентября 2000 года Священный Синод Константинопольского патриархата причислил к лику святых короля Стефана. В августе 2007 года имя святого Стефана Венгерского было включено в святцы Русской Православной Церкви. Святой Стефан – самый почитаемый из венгерских святых, и его личность оказала ключевое влияние на распространение и укрепление христианства в Венгрии.
Предыстория
Территория современной Венгрии была занята кочевыми племенами венгров в ходе переселения в 896 году. Венгерские племена изначально были язычниками, но уже в IX веке на своем продвижении с Северного Кавказа они встречались с христианскими проповедниками. Так, в 860 году группа венгров, находившихся в Херсонесе, слушала проповеди святого Константина-Кирилла. В 880 году с венграми встречался святой Мефодий. Свое влияние должны были оказать на венгров также и покоренные на территории будущей Венгрии христиане-славяне. На этот факт указывает то, что до настоящего времени в венгерском языке сохранились такие славянские по своему происхождению слова, как kereszt – крест, barat – брат и т.п.
Первая половина Х века прошла в постоянных набегах венгров на Западную Европу и Византию. После ряда сокрушительных поражений вождям венгров пришлось искать пути примирения. Отношения начали налаживаться как с Византийской империей, так и с германскими княжествами, а также с папским престолом.
К середине Х века венгры стали искать союза с Византией, был заключен мир, и венгерские вожди крестились в Константинополе. Началась систематическая проповедь Восточной христианской Церкви на территории Венгрии. Но позднее в связи с ухудшением отношений миссионерская работа византийцев приостановилась, в том числе из-за отсутствия проповедников. Проповедническую работу на территории Венгрии в тот период вела и Западная Церковь.
Стоит учитывать, что после отпадения Рима от православия деятельность византийских миссионеров по христианизации Венгрии замалчивалась, но о ней свидетельствуют археологические находки (византийские кресты и мощевики на покойных и т.п.).
Родители святого Стефана
Семья святого Стефана на момент его рождения уже была тесно связана с христианством, причем восточным, византийским. Дед святого Стефана по матери, князь Дьюла (в Крещении Стефан), второй в Венгрии по влиянию властитель восточной части Венгрии, уже в 30–40-е годы Х века принял в Константинополе Крещение и получил от византийского императора чин патрикия. После Крещения «он взял с собою монаха, по имени Иерофей, славного своим благочестием. Его патриарх Феофилакт (931–956) рукоположил в епископа Угорщины (Венгрии), и он многих из языческой прелести обратил в христианство. Дьюла и позднее не оставил веры, не оставлял христианских пленников невыкупленными, но выкупал их, подавал им помощь и освобождал их». Его трудами в восточной Венгрии были построены храмы, посвященные греческим святым. В храмах проводились богослужения по греческому обряду, в подчиненных ему областях вели миссионерскую деятельность византийские и болгарские священники и монахи. Место нахождения епископа было предположительно в городе Марошвар, а затем в городе Чанад.
По свидетельству русского источника XII века, князь Дьюла «умер исполненный истинной христианской верой, сотворил множество угодных Богу дел, в мире ушел в Царствие Божие».
Шаролта, мать святого Стефана, дочь Дьюлы, также была обращена в христианство и воспитывалась в христианском духе. После своего брака с венгерским князем Гезой она обратила его в христианство и привела ко Крещению. С собой в дом князя она привела христианских священников греческого обряда.
Отец святого Стефана, князь Геза, обратившись от язычества к Евангелию, пожелал распространить его во всем народе, но не преуспел в этом, хотя при нем христианство приняли все его военачальники. На пути распространения христианской веры князь прибегал к принуждению, так что «тех, кого находил уклоняющимися, угрозами и запугиванием направлял на правильный путь».
Такое насильственное распространение веры неугодно Богу, поэтому князю Гезе было чудесное видение, в котором Господь сказал ему: «Не тебе дано выполнить то, что обдумываешь в уме своем, так как руки твои осквернены кровью, но от тебя произойдет сын, которому суждено родиться, которому Господь поручает выполнение всего этого в соответствии с планом Божественного промысла».
Рождение святого и вступление на трон
Обещанный сын – святой Стефан – родился в 979 или в 980 году. В возрасте трех лет ребенок, носивший до того языческое имя Вайк, был крещен и получил в Крещении имя Стефан (на венгерском Иштван). Крещение, по-видимому, проходило по греческому обряду.
По династическим причинам в 996 году святой Стефан взял в жены баварскую герцогиню Гизеллу, воспитанием которой до этого руководил Регенсбургский епископ святой Вольфганг. Сопровождавшие ее в Венгрию священники и монахи начали активную проповедническую работу, благодаря чему усилилось влияние Западной Церкви.
После смерти отца и вступления в 997 году на княжеский трон святой Стефан поставил перед собой задачи укрепления государства и обеспечения победы в Венгрии христианства. Как пишет об этом большое житие святого Стефана, после смерти отца ему пришлось преодолеть внутреннюю войну и он «под знаменем святого Мартина и святого мученика Георгия… искупал народ в воде Крещения».
Принятие королевской власти
Согласно поздним легендам, в конце 1000 года папа Римский Сильвестр II короновал святого Стефана как короля. Принятие короны от папы являлось, прежде всего, политическим шагом, с его помощью святой Стефан сумел добиться принятия Венгрии в круг христианских народов Европы, повысил статус верховной власти в стране, при этом избежав попадания в вассальную зависимость как от папы, так и от императорской власти Священной Римской империи. Корона, которой был коронован святой Стефан, по-видимому, не идентична реликвии, которая использовалась в дальнейшем для коронации венгерских королей. Верхняя часть ее относится к концу ХII века, по-видимому, раньше в ней хранились мощи – череп святого Стефана, а нижняя часть короны состоит из подарка византийского императора Михаила VII Дуки, присланного в 1074 году.
Крещение Венгрии
После коронации святой Стефан продолжил курс на Крещение Венгрии.
Если его отец, князь Геза, уничтожал языческие капища, то святой Стефан занялся, прежде всего, организацией проповеднической деятельности и строительством храмов.
Чтобы привлечь народ в храмы по воскресеньям, указом короля проведение ярмарок было определено на воскресный день, в результате чего этот день недели до настоящего времени называется в переводе с венгерского «ярмарочным днем».
Крещение Венгрии проводилось одновременно с ее объединением. Были разбиты восстания мятежных князей Дьюлы и Айтоня, укреплена королевская власть, необходимая для проведения Крещения Венгрии.
С целью распространения и укрепления в Венгрии христианства святой Стефан разделил страну на десять епархий. Эстергомтская епархия и, по-видимому, епархия в Калоче получили статус архиепископства. Епархиальные центры, чтобы быть надежно защищенными, размещались, как правило, в королевских замках.
Святой Стефан в полной мере содействовал трудам христианских проповедников, но, в отличие от отца, не применял при этом силу.
В соответствии с указаниями святого Стефана, каждые десять деревень должны были построить храм и снабдить его всем необходимым. Королевская власть взяла на себя снабжение храмов облачениями. На первом этапе это были совсем небольшие храмики, в которых размещались лишь алтарь и могли поместиться только священник и клир, а верующие участвовали в службе, стоя снаружи, но эти храмы создавали возможность для массового приобщения воцерковляющихся венгров к вере Христовой.
Уже в начале царствования, после подавления мятежа феодалов, захваченные у мятежников земли были переданы на строительство монастыря (нынешнего монастыря в Паннонхалме) в честь святого Мартина, происходившего родом из Паннонии (Сабарии). Это был первый монастырь в Венгрии, но не последний, основанный при поддержке святого Стефана. Позднее строились монастыри Печварад (1015), Зобор (1019), Баконьбел (1020) и другие.
Чтобы создать условия для паломничества венгерских христиан к святым местам, праведный Стефан построил паломнические дома и небольшой монастырь в честь своего небесного покровителя в Риме, монастырь и паломнические дома в Иерусалиме, а также «дивно украшенный» храм в Константинополе. На служение в них были направлены священники и монахи из Венгрии.
Законы святого Стефана
Крещение Венгрии закреплялось также на законодательном уровне в так называемых законах святого Стефана, большая часть которых посвящалась делам Церкви. Они начинаются с постановлений о неприкосновенности и особой королевской защите имущества Церкви. «Те, кто в высокомерной гордыне своей думают, что могут захватить дом Бога и без уважения обращаются с имуществом, посвященным Богу… должны быть прокляты, как нападающие на дом Божий… В то же время следует, чтобы они чувствовали на себе и гнев господина короля, чью добрую волю они отвергли и чьи распоряжения нарушили».
В тексте законов есть даже элементы полемики с неверующими и духовные замечания о принципах христианской жизни. «Не следует слушать тех, кто неразумно утверждает, что Господу нет необходимости в посвященном ему имуществе, то есть в том, что передано Господу в дар. Это имущество находится под королевской защитой так, как если бы оно было его наследственной собственностью, более того, он защищает его даже сильнее, ведь насколько выше стоит Бог над людьми, настолько важнее имущество Бога по сравнению с имуществом людей. Поэтому обманывается тот, кто занимается своими собственными делами более, чем делами Бога». «Если же какой-либо безумный человек в своем злодействе глупо посмеет отвратить короля от его правильных намерений (по защите церковного имущества)… то, даже если (в этом человеке) есть нужда для какой либо мирской службы, то пусть король отсечет и выбросит его от себя в соответствии со сказанным в Евангелии: если твоя нога, рука или глаз твой смущает тебя, отрежь или выколи его и отбрось от себя».
Величайшее уважение к священству, как слугам Господним, отражено в главе «О работе священников»: «Да знают все наши братия, что более всех вас работает священник. Так как каждый из вас несет на себе только лишь свои тяготы, а он же несет на себе тяготы как свои, так и иных людей. И потому как он за вас, так и вы за него должны трудиться с полной силой, настолько, что если возникнет необходимость, то и жизни свои кладите за них».
Законодательно предписывалось соблюдение всех христианских постов: «Если кто-либо строгий пост, о котором всем известно, нарушит мясоедением, то да будет поститься одну неделю под запором… Если же кто-либо в пятницу, которую соблюдает все христианство, ест мясо, то да будет поститься одну неделю, находясь днем под запором».
Строгие меры вводились для поддержания порядка и благочиния в храмах. Законом предписывалось строго наказывать за неподобающее поведение в храме. «Тем, кто приходит в храм на слушание Божественной службы и там во время литургии перешептываются друг с другом, мешают другим, бесполезно сплетничая, и не слушают Божиих уроков и учения Церкви, если это люди высшего слоя, то их необходимо пристыдить и со стыдом выгнать их храма, если же это люди средних и низших слоев, то во дворе храма у всех на виду связанными их необходимо бичевать и остричь за их великую наглость».
Святой Стефан стремился также определять и некоторые вопросы, относившиеся к выполнению церковных обрядов. Так закон говорит о тех, кто умер без отпущения грехов: «Если кто-либо сделал свое сердце настолько каменным (что должно быть далеко от каждого христианина), что, не внимая совету священника, не хочет исповедовать свои грехи, тот да покоится в могиле без всякого церковного погребения и милостыни как неверующий. Если же покойный умер без исповеди по причине упущения родных и его окружения, то обогатите его молитвами и подайте утешение милостынею, но родные должны искупить свое упущение постом в соответствии с определением священника. Те же, кто попали в беду внезапной смерти, да будут погребены со всеми церковными почестями, так как суды Божии – тайна и нам неизвестны».
Законодательство святого Стефана заложило основы для укрепления в диком кочевом языческом обществе основ христианской нравственности и морали. Уже последующие правители Венгрии не смогли удержать законодательство на его уровне терпимости к человеческим провинностям. Были введены значительно более строгие нормы наказаний за провинности, в том числе и незначительные.
Личное благочестие святого Стефана
Свое служение святой Стефан был вынужден нести в стране, населенной 120 различными племенами, «необузданным народом», еще недавно разорявшим набегами половину Европы. Языческое жречество сопротивлялось введению христианства, старая племенная аристократия противилась централизации страны. Подавив восстания противников в начале царствования, праведный Стефан не избежал и заговоров родственников в конце своего правления. При всем этом он стремился не допускать ненужной жестокости, был милостив к своим врагам, в особенности к раскаявшимся. Уже с самого начала правления его отличала взвешенность и справедливость поступков.
Во внешней политике святой Стефан старался обходиться без агрессии. При нем воинственный по своему настрою народ был принужден к жизни в мире, кочевники начали переходить к оседлому образу жизни. В тот период через страну был налажен путь для прохождения паломников в Иерусалим. Как сообщает в 1044 году монах Радульфус Глабер, «все в это время, кто следовал из Италии и Галлии ко гробу Господню, стремились, оставив прежний, привычный путь, проходивший по морям, следовать по стране этого короля. Он создал путь, значительно более безопасный, чем все, имевшиеся до того, и когда он видел монаха (паломника), принимал его и нагружал неисчислимым количеством подарков. Под влиянием такого любезного (приема) и дворяне, и относящиеся к простому народу в несчетном количестве шли в Иерусалим».
Ежегодно король слагал в храме свои полномочия перед Богом, показывая, что получил королевскую власть от Бога лишь во временное пользование, а не навечно. Удивительное христианское смирение короля резко контрастировало с нравом народа, сыном которого он был.
Святой Стефан постоянно раздавал милостыню, в том числе тайно и переодевшись. Однажды во время такой раздачи милостыни нищие вырвали ему часть бороды, но святой только обрадовался этому, возблагодарив Божию Матерь за то, что пострадал Христа ради, и впоследствии еще чаще прибегал к раздаче милостыни.
Постоянно пребывая днем в трудах на благо Церкви и государства, ночи праведный Стефан проводил в слезах и молитвах ко Господу. Господь неоднократно доказывал Свою поддержку святому, в том числе являя ему чудеса. О некоторых из них сообщает большое житие праведного Стефана. В одном случае, предупрежденный во сне о неожиданном приближении печенегов, король сумел вовремя организовать оборону города Фехервар в Трансильвании и разбить врагов. В другом случае приближавшиеся к Венгрии войска императора Священной Римской империи Конрада по молитве Стефана получили от неизвестных посланников приказание вернуться, и тем самым нашествие было сорвано. Неоднократно, узнав о болезни кого-либо, святой Стефан посылал хлеб, овощи, и больные по его молитвам исцелялись.
Наставления сыну
Характер святого Стефана хорошо отражают его наставления наследнику: «Правь кротко, со смирением, мирно, без злобы и ненависти! Самые прекрасные украшения королевской короны – это добрые дела, поэтому приличествует, чтобы король был украшен справедливостью, милосердием, а также другими христианскими достоинствами».
В составленных им в 1013–1015 годах для поучения наследника престола герцога Имре наставлениях святой Стефан дает следующие поучения.
Сохранять верность христианской вере. «Если хочешь уважать королевскую корону, прежде всего, завещаю… сохраняй кафолическую (истинную) и апостольскую веру с такой ревностью и неусыпностью, чтобы давать пример всем данным тебе от Бога подданным, чтобы все церковные мужи по достоинству могли называть тебя настоящим христианином». «Верь во всемогущего Бога Отца, Создателя всякого создания, в Его Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, о Котором предвозвестил Ангел и Которого родила Дева Мария, пострадавшего за спасение всего мира на Кресте, и в Духа Святого, говорившего пророками и апостолами, как в единое, абсолютно нераздельное, чистое Божество. Те, кто пытаются… разделить, или приуменьшить, или увеличить Троицу – слуги ереси».
C почтением относиться к Церкви. «Сын мой, изо дня в день со все увеличивающимся усердием тебе необходимо охранять Святую Церковь, чтобы она скорее пополнялась, чем уменьшалась. Поэтому и называют первых королей великими, что они увеличили Церковь. Делай и ты так, чтобы твоя корона была прославленнее, жизнь счастливее и продолжительнее».
С уважением относиться к высшему духовенству. «Украшение королевского трона – сословие высшего духовенства… Если они хорошо к тебе относятся, тебе не надо бояться врагов… их молитва предлагает тебя всемогущему Богу. Их необходимо защищать, как Божиих людей, тех же, кто, не дай Бог, совершил серьезные проступки, необходимо до трех-четырех раз предупредить наедине и лишь затем, если не слушаются, передавать вопрос Церкви».
С уважением относиться к знати и рыцарям. Они воины, а не слуги, над ними необходимо господствовать без злобы, гордыни, мирно, смиренно. «Помни, что все люди рождаются в одинаковом состоянии, ничто не возвышает так, как смирение, ничто так не принижает, как гордыня и ненависть».
Творить праведный суд и быть терпимым. «Если хочешь получить честь твоему королевству, люби справедливый суд, если хочешь держать душу в твоей власти, будь терпеливым». Особо терпеливо необходимо рассматривать дела, по которым полагается высшая мера наказания.
Хорошо относиться к пришельцам-переселенцам. «Та страна, в которой говорят только на одном языке и где известна только одна культура, – слабая и бедная. Поэтому приказываю, сын мой, хорошо принимай иностранцев и хорошо с ними обращайся».
Соблюдать молитвенное правило. Посещая храм Божий, необходимо постоянно молится Богу следующими словами: «Пошли (Боже) со святых небес от трона Твоей славы (мудрость), чтобы она была со мной и помогала, чтобы я мог понять, что Тебе угодно (во все времена)».
Быть милосердным. «Если короля запятнает безбожие и жестокость, напрасно он претендует называться королем, его необходимо называть тираном». «Всегда и во всем, опираясь на любовь, будь милостивым. И не только к семье, родственникам, знати, богатым, соседям, но и к иностранцам, более того – ко всем, кто к тебе приходит. Так как творение любви ведет к наибольшему счастью. Будь милосердным ко всем, кто страдает от насилия, всегда сохраняй в сердце твоем Божие увещание: “Милости хочу, а не жертвы”».
Отношения с Восточной Церковью
Принятие короны от папы не означало разрыва с Византией и Восточной Церковью. Оно имело под собой, прежде всего, не религиозные, а политические причины, а именно: возможность получить королевский титул, не делаясь вассалом императора и папы. Следует учитывать также, что в то время Рим еще был в единстве с остальными патриархатами.
Вся деятельность праведного Стефана свидетельствует об уважительном отношении к Восточной Церкви, о сохранении и развитии связей с Византией, о близких отношениях венгерского и константинопольского дворов. Во второй половине жизни святого Стефана отношения с Византией укреплялись. Был заключен союз. Произошло также и династическое сближение: невестой наследника престола (впоследствии трагически погибшего герцога Имре) стала византийская принцесса.
В это же время (ок. 1118) в городе Веспрем был основан монастырь греческого обряда, посвященный Пресвятой Богородице. Монастырю были подарены в вечное пользование девять сел. Под угрозой проклятия святой Стефан запретил на вечные времена кому-либо, в том числе епископам и даже королю, покушаться на переданные монастырю имущество и владения.
Предположительно, праведный Стефан возобновил в форме монастыря деятельность и греческой епархии в Савасентдеметере. Создававшиеся храмы в ряде случаев посвящались святым, почитаемым, прежде всего, Восточной Церковью (Космы и Дамиана, Пантелеимона, Георгия и др.). На почитание указанных святых при святом Стефане указывает и их изображение на одеянии, изготовленном для планировавшейся коронации наследника – герцога Имре и позднее служившем для коронации венгерских королей.
Примечательно, что на гербе Венгрии, известном как герб святого Стефана, присутствует двойной крест, нехарактерный для католических стран. Вероятно, он повторяет форму креста-мощевика с частичкой Животворящего Креста, полученного праведным Стефаном в подарок от византийского императора Василия II.
Как уже упоминалось, святой Стефан построил монастыри греческого обряда в Константинополе и в Иерусалиме. В стране по-прежнему продолжали жить и проповедовать византийские монахи. О влиянии Восточной Церкви на церковную жизнь Венгрии свидетельствует тот факт, что, несмотря на раскол Церкви, вплоть до XIII века основная масса монастырей по-прежнему проводила службы по уставу Греческой Церкви. Позднейшие католические источники полагают, что они подчинялись латинским епископам, но есть основания считать, что в Венгрии и после отпадения Рима долгое время параллельно действовала православная епархия.
Тесные связи с Константинополем продолжались и после смерти святого Стефана. Примером тому были принятие королем Эндре I в 1047 году короны от Константина IX Мономаха и признание на время подчинения Византии, получение новой короны из Византии в 1074 году (она стала частью так называемой короны святого Стефана) и угрозы в XV веке со стороны другого великого венгерского короля, Матиаса Корвина, вошедшего в конфликт с папой, перевести Венгрию в православие. Кроме того, стоит отметить, что в последние десятилетия существования Византии именно венгры чаще всего откликались на просьбы о помощи со стороны угасающей под ударами турков империи.
Кончина праведного короля
Последние годы жизни святого Стефана были омрачены смертью сына – наследника герцога Имре, а также борьбой с мятежными феодалами, боровшимися с престарелым королем за власть и престолонаследие. Сам же король наряду с решением государственных дел все чаще проводил время в молитвах. Как повествует об этом большое житие святого, «часто бросался он на колени в святой церкви и со слезами предлагал Богу выполнение Божией воли по Божию усмотрению… Всегда он вел себя так, как если бы находился на суде Христовом».
Перед самой смертью святой Стефан торжественно передал Церковь Венгрии и саму страну под Покров Пресвятой Богородицы, столь горячо любимой им. Большое житие, составленное епископом Хартвиком, так описывает это. 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, перед смертью, праведный Стефан, «подняв вверх руки и возведя глаза к звездам, воскликнул так: Царица Небесная… в последних моих молениях поручаю под Твой покров Святую Церковь с ее епископами и священством, страну с народом и с господами, прощаясь с ними, предаю мою душу в Твои руки». Как добавляет епископ Хартвик, король просил в своих молитвах о даровании ему возможности умереть именно в день Успения.
Так и случилось: праведный Стефан отошел ко Господу 15 августа 1038 года и был похоронен при массовом стечении народа в усыпальнице в базилике Успения Пресвятой Богородицы вместе со своим сыном герцогом Имре.
При погребении праведного Стефана, как сообщает житие, произошло много чудес: «пришедшие со всей страны немощные и больные исцелялись, слепые прозревали, хромые обретали крепость ног, прокаженные очищались, боровшиеся за жизнь исцелялись, кто бы какой болезнью ни болел, удостаивались исцеления».
В период междоусобиц средины XI века мощи праведного Стефана были перенесены из саркофага в более безопасное место. Погребение в саркофаге в то время было принято лишь в Византии и в Киевской Руси. Изображения на нем выполнены в византийском стиле и показывают переселение души в Небесный Иерусалим, куда так стремился всю свою жизнь святой Стефан. Сам саркофаг сохранился до нашего времени.
После захвата турками в 1514 году Секешфехервара мощи праведного Стефана были в большей части утеряны. Святая десница, а также часть черепа святого были вывезены и с 1590 по 1771 год находились в г. Дубровнике, затем мощи были возвращены в Венгрию.
С 1951 года мощи находятся в базилике святого Стефана – крупнейшей базилике Будапешта, и являются, наряду с короной праведного Стефана, наиболее почитаемой святыней страны.
20 августа 2006 года одна из частиц сохранившихся мощей святого Стефана была передана православному кафедральному собору Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште. Также частица его честных мощей хранится в мощевике храма Христа Спасителя в Москве.
В приходах Венгерской епархии Московского патриархата очень распространено почитание святого Стефана, к памяти которого православные венгры относятся с большим благоговением, а 20 августа / 2 сентября в его честь совершаются торжественные богослужения во всех храмах.
ortnit
В продолжение темы, начатой здесь:
начало — http://ortnit.livejournal.com/50851.html
№2 — http://ortnit.livejournal.com/51046.html
№3 — http://ortnit.livejournal.com/51364.html
№4 — http://ortnit.livejournal.com/51507.html
Ряд крайне интересных сведений о Руси в Нижнем Подунавье сохранили для нас венгерские источники. Эти сведения очень помогают нам в локализации Дунайского Русского княжества и его отношений с венграми, которые как выясняется, играли важнейшую роль в его истории.
Одним из важнейших таких известий конечно является знаменитый титул «русского герцога» Имре, сына Иштвана Первого. Этот титул закономерно связывают с известием о «Русской марке» в «Житии Конрада, архиепископа Зальцбургского» (12 в.).
К сожалению, указанные источники не дают никаких намеков на локализацию интересующего нас княжества. В «Хронике нотария короля Белы» сообщается, что русские пришли в Паннонию вместе с венграми в конце 9 века. Пришли они надо полагать из соседней Дакии, Дунайской Руси, лежащей на пути венгров к новой Родине. Действительно, «русская» топонимика в Венгрии распространена от Трансильвании вплоть до границ Австрии. Быть может именно именно эти «русские села» и составляли «марку рутенов»? Как по этому поводу писал А.В. Назаренко, специально исследовавший вопрос о «Русской марке»: «Таковыми вряд ли могут служить хорошо известные сведения о русских поселениях на венгерской территории с еще с Х в., ибо эти поселения не группируются вокруг одного центра, а разбросаны по всей Венгрии от австрийской границы до Трансильвании, так что нет причин предпочитать одно другому и ставить какое-нибудь одно из них в связь с «русской маркой»». Несмотря на весьма важные выводы, к которым пришел в своей работе А. В. Назаренко, мы не можем согласиться с его главным выводом о локализации «Русской марки» в междуречье Дравы и Савы («Marhia»). Возразить ему нам позволяет еще одно сообщение, которое многие исследователи упускают из виду, по причине неверного его толкования.
В «Деяниях венгров» мы читаем: «О замке Комаром (De Camaro castro)»: «король Эндре выменял это место по двум причинам: во-первых, оно было удобно королям для охоты; во-вторых, в этих местах любила жить его жена, поскольку здесь она была ближе к своей родине, так как она была дочерью вождя русов и боялась прихода императора немцев, который вторгался в Венгрию ради мести за кровь короля Петера…» (Цит. по М.К.Юрасов «Русско-венгерские отношения второй трети ХI в.» («Мир истории», 2002, №3). Женой «короля Эндре» (Андрея I, 1046-1061) была Анастасия — Агмунда, дочь «герцога Руси». Этого «герцога» принято отождествлять с Ярославом Мудрым, однако предположение это не имеет под собой оснований. Дело в том, что Ярослав в латинских источниках неизменно титулуется «королем», как и все прочие князья Киевской Руси. По этому поводу встречалось специальное уточнение, что «на Руси много королей». Этот факт заставляет вновь вспомнить о «русском герцоге» Имре. Собственно, помимо отца венгерской королевы, Имре – единственный известный источникам 9-13 вв. русский герцог! «Эндре же и Левенте не понравилось, что они были у князя Польши как приложения (appendices) к Беле и несправедливо считалось, что они могут находиться при дворе лишь из-за его имени. И, получив разрешение князя, оставив там же своего брата Белу и уйдя, они пришли к князю Владимира, который их не принял. И, поскольку им негде было приклонить свою голову, они пошли оттуда к куманам. А куманы, видя, что они знатные люди, заподозрили, что те пришли разведать их землю, и если бы один венгерский пленник не предупредил их, они непременно были бы убиты. А так в течение некоторого времени их удерживали. Затем они пошли отсюда на Русь» — сообщает о приключениях Эндре и его братьев Белы и Левенте, изгнанных из Венгрии их двоюродным дядей Иштваном «Композиция венгерских хроник ХIV в.». Собственно именно это сообщение и послужило причиной отождествления «герцога Руси» с Ярославом. Обычно оно толкуется таким образом, что покинув Польшу венгерские княжичи попытались найти приют во Владимире – Волынском, не встретив там теплого приема отправились к «куманам» (в ту эпоху в причерноморских степях кочевали печенеги, а не куманы – половцы, очевидно о них и шла речь в источнике позднейших хронистов), а оттуда к Ярославу, «на Русь». Характерно, что русское Волынское княжество, которым правит «князь» «Русью» в источнике не названо, что заставляет думать, что речь шла о какой-то Руси, к Киеву отношения не имевшей, то есть речь снова о Дунайской Руси. Это предположение подтверждается приведенным выше сообщением о замке Комаром. А.В.Назаренко утверждает, что Венгерский Аноним плохо разбирался в географии своей родины: «Комаром (современный словацкий город Комарно — М.Ю.) находился на Дунае, близ устья реки Ваг, т.е. заметно ближе к немецкой границе, чем к русской», а Юрасов ссылается на Я.И.Штернберга, который ссылаясь на теже «Деяния венгров» заменяет Комаром на замок Кетельпатак: «на тракте из Эстергома через Токай и Дукельский перевал на Киев, на берегу р. Бодрог невдалеке от Токая, Андреем была возведена крепость Кетелпатак (совр. Шарошпатак). По свидетельству «Хроники» Анонима, черпавшего сведения из не дошедших до нас хроник ХI в., там часто жила Анастасия, «которая была дочерью князя Руси, и ей полюбилось это место как близкое к своей родине…». Однако обвинять венгерского хрониста в незнании географии и заменять названия, даже не похожие друг на друга нет нужды, если предположить, что речь идет о владениях «герцога Руси» на территории совр. Румынии!
Об Анастасии известно, что она покровительствовала православным монастырям в Венгрии, в частности у нее нашли убежище изгнанные из Чехии в 1055 году монахи Сазавского монастыря за приверженность к учению Кирилла и Мефодия. Это известие важно в виду того, что территория Румынии находилась в сфере интересов и влияния Византии, что хорошо было показано в предыдущей главе. Если исходить из нашей гипотезы о том, что Русский каганат – Русь 860 года – Русь Аскольда располагалась именно на Нижнем Дунае, то христианство греческого толка здесь пустило корни еще в 9 веке, вероятно еще до Аскольдова крещения в 867 году. На это указывает и участие неких русских христиан в миссии Кирилла и Мефодия. Еще около 859 года, во время поездки Константина – Кирилла в Хазарию, им было видено Евангелие, написанное «русским письмом», которое вероятно было впоследствии использовано при создании славянской грамоты – кириллицы. О появлении этого письма сообщает Густынская летопись под 790м годом. Это известие уместно связать с крещением князя Бравлина, описанного в русском списке «Жития Стефана Сурожского». Особая роль карпатских русинов в крещении славян Центральной Европы признавалась в Средние Века как поляками, так и чехами. Как отметил А.Г. Кузьмин: «В позднейших хрониках русские считаются просветителями славян». В частности польский аноним 15 века называет «русскими» священнослужителей Моравии и Паннонии, а чешский хронист Далимил в начале 14 века называет «русином» Мефодия. Эти сообщения можно было бы связывать с тем, что в 14-15 вв. греческое православие ассоциировалось в первую очередь с русскими и Киевской Русью. Так толкует Далимила и Кузьмин: «»Русин» в данном случае, очевидно, предполагает не этническую принадлежность, а исповедуемое им христианство». Надо добавить, что Кузьмин вполне обосновано, связывает с русинами – потомками древних ругов – влияние арианской ереси в кирилло-мефодиевской традиции и ранней русской церкви 10-12 вв., отмечаемом исследователями. Древность русского христианства именно в этом регионе подтверждается буллой римского папы Иоанна XIII об утверждении Пражского епископства, датируемой 967 годом, дающей предписания относительно богослужения: «ни в коем случае не по обряду болгарского народа, либо русского или на славянском языке, но в соответствии с папскими установлениями и распоряжениями… клириком, хорошо обученном в латинском языке». Булла служит прямым доказательством существования русского христианства со своим особым обрядом за 20 лет до крещения Владимиром Киевской Руси… в Праге!
В «Хронике всего света» Мартина Бельского (XVI в.) и хронографе западнорусской редакции (XVI в.) указывается, что Святополк Моравский «с боярином русским» крестили чешского князя Борживоя», а также, что Святополк «держал русские земли». Эта удивительная информация повторяется и в других источниках 15-16 вв. Эней Сильвий Пикколомини (будущий папа Пий II) в своей «Богемской истории» (сер. 15 в.) называет в числе подданных Святополка «руссанов», Гаек из Либочан (Хагеций, ум. 1552 г.) «Руссия» прежде входила в состав Моравии. Эти бесценные, хотя и поздние, известия, конечно, не могут относиться к Киевской Руси, но прекрасно вписываются в контекст древнейших родственных связей, о которых говорилось выше не раз в связи с поисками Русского каганата 9 века, и объясняют их происхождение. В западных источниках 9-10 вв. мы не находим сведений о русском княжестве в составе Великой Моравии, но как отмечают все исследователи моравской истории, нам вообще неизвестны восточные и юго-восточные пределы этого государства. С определенной долей уверенности можно говорить лишь о том, что в состав Моравии входила Словакия. Характерно, что система управления ранней Киевской Руси первой половины 10 века весьма напоминает моравскую. О полюдье в Великой Моравии нам ничего не известно, но по всей видимости это был общеславянский институт, помимо этого и Великая Моравия и ранняя Киевская Русь времен Олега Вещего и Игоря были слабо централизованными государствами, конгломератами полунезависимых княжеств – вассалов титульного племени (моравов и руси соответственно). Великая Моравия так и не смогла окончить формирование настоящего государства и пала в результате междоусобиц и вторжения венгров, дело моравских князей закончили в некоторой степени чехи, а на Руси Ольга, Святослав, Ярополк и Владимир завершили этот процесс.
Когда Дунайская Русь могла войти в состав Великой Моравии? Очевидно, это событие следует отнести к последним десятилетиям правления Святополка Великого. Любопытно, что такая датировка совпадает с летописной датировкой прихода Олега Вещего в Киев (882 год)! Трудно сказать, вся Русь или ее часть покорились моравскому князю. Здесь можно строить лишь предположения. В связи с вероятной связью деятельности Святополка Моравского и появлением Олега Вещего на исторической сцене, любопытна версия о том, что на самом деле «Новгородом» откуда Олег отправился в свой поход был вовсе не Новгород Великий на Ильмене, а ныне венгерский город Ноград (Новгород) недалеко от Будапешта и Камарно, бывшего королевского замка Комаром! Из «Новгорода» выводит «Житие Стефана Сурожского» и князя Бравлина, в конце 8 в. разорившего крымское побережье «от Корсуня до Корчева»! Быть может здесь и скрыта одна из причин рождения «варяжской легенды», увязавшей Олега Вещего и Игоря – банальная путаница двух Новгородов? Если это предположение верно, то мы получаем северо-западную границу Русского каганата 9 века в Нограде, примерно по линии современной венгеро-словацкой границы. То, что некогда границы Моравии и Дунайской Руси совпадали или были очень близки, подтверждают и эпические сказания французов об эпохе Карла Великого, о чем речь пойдет ниже.
В прямую связь Русь с Венгрией ставит еще один любопытный и крайне запутанный источник. Хроника ангулемского монаха Адемара Шабанского (ум. до 1034 г.) сообщает о деятельности святого Бруно Кверфуртского: «Святой же Бруно обратил к вере область Венгрии другую, которая зовется Русью. Он крестил короля Венгрии по имени Геза, которого в крещении, переменив имя, назвал Стефаном… Упомянутый король велел святому Бруно окрестить также и своего сына , дав ему имя, подобно своему – Стефан». Как справедливо указал С.Э. Цветков союз «и» произвольно ставится переводчиками, и его нет в тексте оригинала. Делается это на том основании, что сохранение буквального смысла слов оригинала «заставило бы предполагать, что в представлении Адемара Русь составляла одну из «областей» Венгрии» (Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях. С. 343). Неприемлемость для академической науки мысли о существовании на Среднем и Нижнем Дунае Русского княжества, гибельная для норманнской теории, заставляет переводчиков дописывать за авторов древние тексты! Но совершенно ясно, особенно ввиду всего вышесказанного, что в тексте повествуется о проповеди в Дунайской Руси, уже рассматриваемой как часть складывающегося Венгерского государства. Исследования хроники Адемара привели ученных к выводу, что как и в других источниках той эпохи (к примеру «Житие св. Ромуальда»), в ней смешаны деяния Бруно Кверфуртского, современника Владимира Крестителя и Болеслава Храброго, и его предшественника Бруно Ферденского, который посетил венгерского вождя Гезу в составе имперского посольства между 973 и 976 гг., вместе с епископом Пассауским Пильгримом, когда по всей видимости и были крещены Геза и его сын, будущий король Иштван Святой, креститель Венгрии. Хотя официальное крещение Венгрии происходило лишь во время правления Иштвана, Бруно приписали и ее крещение, крещение трех основных ее областей Черной Венгрии, Белой Венгрии и Руси, которая познакомилась с христианством и была крещена значительно ранее, как было сказано выше.
На основании рассмотренных источников можно сделать предположение, что Дунайская Русь арабских, византийских, венгерских и французских источников соответствует «марке рутенов» и владению «русских герцогов» другой группы венгерских источников. По всей видимости, отношения Венгрии и Руси на Дунае не были простыми. Хроника Адемара позволяет говорить о том, что уже в 970х гг., после смерти Святослава Храброго, Дунайская Русь рассматривалась, как одна из областей Венгрии и при Иштване герцогом этой области был его сын и наследник Имре. Здесь важно добавить, что историки помещают домен Имре в Бихаре, по соседству с Трансильванией, наполненной «русской» топонимикой, и Мунтенией. Однако, позднее, после смерти Имре и Иштвана, Дунайская Русь добилась независимости – при короле Петере Орсеоло (1038 — 1041, 1044 — 1046) ею правит «герцог» независимый от венгерского престола и видимо враждебный ему, так как его дочь становится женой соперника Петера Андрея, будущего короля Андрея I. С укреплением королевства Венгрии при наследниках Андрея венгры не оставляют попыток вновь подчинить Дунайцев. В борьбе с ними Дунайское княжество втягивается в орбиту византийского влияния, а с другой стороны м.б. киевских и галицких князей. О вражде русских «герцогов» и Венгрии свидетельствует инцидент 1091 года: воспользовавшись тем, что Ласло Первый отправился в поход на Хорватию, русы наслали на Венгрию своих союзников половцев. Вернувшийся Ласло настиг и разгромил отступающих половцев, а затем совершил карательный поход на Русь. О конфликте Венгрии с Киевской Русью в эти годы ничего неизвестно, поэтому речь может идти именно о Дунайской Руси. Известия венгерских источников и византийских прекрасно дополняют друг друга и позволяют примерно восстановить картину политической истории Дунайского княжества 9-13 вв.
Житие сообщает о посольстве австрийского герцога к королю Венгрии, который находился в «марке рутенов». А.В. Назаренко » М.К. Юрасов «Русско-венгерские отношения второй трети XI в.» («Мир истории», 2002, №3) Там же. А.Г. Кузьмин «Спорное и бесспорное в крещении Руси» (Молодежь, религия, атеизм. Москва, 1986, с. 207-208) М.К. Юрасов «Новые данные о крещении предков русинов св. Мефодием или его учениками» («Русин», №2(2), 2005) С.э. Цветков «Эпоха единства Древней Руси. От Владимира Святого до Ярослава Мудрого», прим. 42, стр. 411-415, прим., М., «Центрополиграф», 2012 г. А.В.Назаренко «Древняя Русь на международных путях», стр. 555, М. 2001 г. См. Приложение Tags: Венгрия, Дунайская Русь, Карпатская Русь
Добавить комментарий