История календаря кратко

«Календарь» доклад по астрономии кратко расскажет детям о календаре много полезной информаций. Когда появился календарь и какие бывают календари?

Краткое сообщение о календаре

Кажется, что о календаре мы уже знаем практически все. Но мы попытаемся все же рассказать что-то новенькое.

Некоторые ученые утверждают, что календарь является первым изобретением человечества, которое сделало шаг от дикости к цивилизованной жизни. Считается, что в то время человек впервые задумался о вечном движении времени и понял, что его можно разделять на кусочки для упрощения своей жизни. Конечно, календарь прошел долгое время эволюции пока не стал таким, как мы привыкли. Он представлял сложную систему. Разные народы пользовались своими методами датировки исторических событий. Так, римляне вели исчисление с момента основания Рима, древние египтяне с начала правления новой династии (пришел новый фараон – начало нового исчисления).

Как появился календарь? Для детей этот вопрос всегда актуален.

Родиной слова календарь считают Древний Рим. С началом лунного месяца жрецы собирали проценты по долгам граждан. Первый день назывался «Kalendae», откуда и пошло собственно название. В Средневековье функции календаря изменилась, а название сохранилось до наших дней. Позднее календарями назывались книги с расписанием религиозных празднеств, дней рождений императоров, дней собрания сената. В XIV веке календари специально создавались для аристократии. Они назывались альманахами. Автором первого такого издания был Иоганн Гутенберг в 1448 году. С того времени их стали выпускать ежегодно. С XVII века они уже содержали даты, дни недели, праздники и интересную информацию о грядущих событиях в городе: ярмарках, придворных балах и так далее.

В 1699 году в альманахе стали печатать сведения о генеалогии французского королевского дома, а также списки высшего духовенства и дворян. Позже издавали подобные календари и для народа с анекдотами и занимательными рассказами, календарными сведениями. Постепенно календарные сведения начали выпускать отдельно под названием «Календарь», а альманах превратился в сборник развлекательного назначения.

В России Петр I в 1700 году издал указ о печатанье календарей по европейскому типу от рождества Христова, так как в русском тогда шел 7028 год от сотворения мира. Спустя 70 лет их переименовали на месяцеслов. Тогда календарь приобрел примерно современный вид.

Календарь: виды

Древнегреческий календарь. В нем содержалось 354 дней. Через расхождение с известным тогда солнечным годом на целых 11,25 суток, греки каждые 8 лет добавляли к нему 90 суток, поделенных на 3 месяца.

Древнеримский календарь. Сначала он состоял из 304 дней, поделенных на 10 месяцев. Первым месяцем в году считался март. После римский календарь перетерпел множество изменений: в него добавили 2 месяца и изменили начало года на январь.

Юлианский календарь. Его введение связано с Юлием Цезарем, императором Древнего Рима, который пытался увязать календарные даты с природными, сезонными явлениями. Он установил продолжительность года в 365,25 дней. Раз в четыре года приходил високосный год (366 солнечных сут).

Григорианский календарь. Его ввел папа Римский Григорий XIII как новая замена старому. Цель григорианского календаря –возвращение реальной даты весеннего равноденствия — 21 марта, которая была установлена во время Никейского собора, где утвердили пасхалию. Этот календарь наиболее точно приближен к тропическому году, единственное, что с разницей в 26 сек.

Основные типы календарей:

Основу любого календаря составляет цикличность 2-ух основных небесных тел – солнца и луны. Поэтому выделили такие основные типы календарей:

Лунный календарь, в основе которого лежит циклическая смена лунных фаз, происходящих в течение синодического месяца. Он равен 29,53 суткам, а год — 354,37 суткам. За каждые 30 лет вследствие дробных частей накапливалось 11 лишних суток. Типичный пример лунного календаря — мусульманский календарь.

Солнечный календарь, в основе которого годовой солнечный цикл продолжительностью 365,24 суток. Основные даты, на которые он ориентируется это дни солнечного солнцестояния и равноденствия. Типичный пример солнечного календаря – григорианский календарь.

Лунно-солнечный календарь, в основе которого попытка соединения двух циклов – солнечного и лунного. Типичный пример такого календаря — еврейский календарь.

На заре человеческой цивилизации люди пытались упорядочить свою жизнь в связи с циклическими изменениями климата. История календаря началась более шести тысяч лет назад. Слово «календа» имеет древнеримское происхождение, в те времена так назывались рукописи, в которые ростовщики записывали должникам накопившиеся проценты.

Календарный год в древних цивилизациях

История создания календаря прошла три основных этапа, когда применялась лунная, солнечная, солнечно-лунная системы отсчета. В современном мире востребован солнечный цикл, в основе летоисчисления используются наблюдения за главным светилом солнечной системы – Солнцем.

История возникновения календаря корнями уходит в далекое прошлое.

  • Древнейшие упоминания о календарном упорядочении дней были найдены на месте современного Ирака. На территории этой страны проживали шумеры, они разделяли год на 354 дня.
  • В Вавилоне жрецы по результатам астрономических наблюдений выяснили, что в году дней больше – 365 с половиной, они переработали привычный для тех времен календарь в лунно-солнечный.
  • В Персии дату самой продолжительной ночи назвали зимним солнцеворотом, он приходился на 22 декабря. Древние земледельцы практически всех стран в этот знаменательный праздник совершали ряд обязательных обрядов, призванных помочь приходу весны.
  • В Древнем Риме год начинался 1 января, когда происходила смена консулов.
  • В Древней Греции лето начиналось в день летнего солнцестояния – 22 июня. Летоисчисление у греков тех времен начиналось от первых Олимпийских игр, проводящихся в честь героя Геракла.
  • После становления христианства стал праздноваться день рождения Христа – 25 декабря, совпавший с празднованием зимнего солнцестояния.

В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь реформировал исчисление лет по египетскому образцу, в котором опирался на солнечный год. Календарь назвали Юлианским, он позволил сократить разрыв между природной сменой сезонов и официальными месяцами. Средняя длительность года за четыре года принималась за 365,25 суток, что наиболее точно соответствовало реальному положению дел. Со временем разница между природой и календарным исчислением накапливалась, секунды слагались в дни.

В 1582 году католический папа Григорий XIII провел еще одну большую реформу, поменяв старый Юлианский на уточненный Григорианский календарь. Так старый стиль трансформировали в новый, что было вызвано необходимостью преодолеть отставание официальных времен года от естественного течения событий. Весеннее равноденствие отмечалось 21 марта, летоисчисление стало точнее, его приняли большинство стран.

История календаря в России

На Руси долго действовал Юлианский стиль летоисчисления, а названия дней недели и месяцев были римскими. В допетровские времена русские праздновали наступление года после уборки злаковых культур, в сентябре, другие – в марте, в праздник весеннего солнцестояния. Царь Петр I издал строжайший указ о повсеместном праздновании Нового года 1-го января, как в государствах Европы.

До 1917 года Россия придерживалась Юлианского летоисчисления, отличаясь в датах от европейских государств на две недели. Советская власть издала декрет, в котором 1 февраля 2018 года переименовали в 14. Получилось, что после 31 января 1917 года сразу следовало 14 февраля 1918. Поэтому в России 1918 год оказался на тринадцать дней короче обычного, а российский календарь стал как в Европе.

Попытка уточнить летоисчисление была предпринята в ООН в 1954 году, когда рассматривался проект обновленного календаря. В нем первое число каждого квартала начиналось в воскресенья. Каждый первый месяц квартала длился 31 день, а второй и третий – 30. Проект был поддержан СССР, но США возражали, в итоге реформу отклонили.

В международном сообществе сегодня используется Григорианский календарь. Чтобы идти в ногу со временем, рекомендуем продукцию компании Ideaprint, которая производит календари отличного качества на заказ.

Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь»

Юлия Шишлова
Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь»

Цель: познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать у детей стремление планировать свою жизни (отдельные мероприятия) по календарю; актуализировать знания детей о временах года.

Материал: разные виды календарей текущего года; схема времен года для совместной работы с детьми.

Ход занятия

Педагог продолжает тему предшествующего занятия об исчислении времени и появлении часов. Он рассказывает еще об одной форме отсчета времени, найденной человеком.

1. Беседа с детьми о том, что такое календарь, какие есть календари.

2. Рассказ о том, как устроен классический календарь и что в нем отображается.

3. Разделение года на сезоны, месяца, недели и дни.

4. Составление календаря времен года с повторением особенностей каждого сезона и стихов о каждом месяце.

Рассказ:

1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: «Какое сегодня число?», «Какой день недели?», «Когда произошло то или иное событие?» и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2. Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.

В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:

лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;

солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;

лунно-солнечные, в которых хотели согласовать и то и другое.

Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток, число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т. к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, итропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой

Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” — провозглашать и “саlendarium” — долговая книга.

Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.

Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.

Классификация видов современных календарей

Классификация календарей по размеру:

— карманные;

— настольные;

-настенные;

-перекидные;

-плакатные.

Классификация календарей по содержанию информации:

-профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские)

-исторические;

-производственные;

-календари знаменательных дат;

-православные;

-календари рыболова;

-рекламные;

-календари народных примет и обычаев.

Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной — первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.

Физкультинутка

Мишка вылез из берлоги

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)

Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой.)

Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)

Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки —

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)

3. В современном календаре 12 месяцев, каждый из которых имеет свое название. При этом год делится на 4 сезона, которые еще называют кременами года: осень, зиму, весну и лето. В каждом сезоне 3 месяца.

4. Далее педагог рассказывает о каждом времени года и месяцах, его составляющих. Одноврменно на магнитной доске собирается годовой круг, помогающий детям наглядно увидеть смену сезонов и заповнить последовательность месяцкв.

ОСЕНЬ

Наступила осень! Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.

Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.

Сентбрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят сёла,

Мчатся птицы за моря —

И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября —

Красный день календаря.

Погляди в свое окно:

Всё на улице красно.

Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая.

Видишь музыка идёт

Там где шли трамваи.

Весь народ — и млад и стар — ,

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу!

ЗИМА

Пришла зима! Лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках.

Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз.

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по ёлке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажёг

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонёк.

Год прошёл, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.

Январь

Открываем календарь —

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег — на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

Физкультинутка

Мишка ищет мёд

По лесу медведь идёт,

Этот мишка ищет мёд.

Он голодный, невесёлый.

Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)

То направо повернётся,

То налево поглядит.

Где здесь рой пчелиный вьётся?

Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)

ВЕСНА

Наступила весна! Пробуждется природа после зимы, солне светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи

Скоро выйдут муравьи.

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае.

В самый праздник — в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

ЛЕТО

Наступило лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку.

Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды.

История календаря

Название «календарь» произошло от латинского «сalendarium», что переводится как «долговая книга». С помощью календаря происходит отсчет длительных временных отрезков, в основу расчета которых положено перемещение наблюдаемых с Земли космических объектов, например Луны, Солнца, ну и, конечно, Земли.

В календаре, который используется в настоящее время, неделя определяется как промежуток времени, состоящий из 7 суток. Но раньше, некоторые календари предусматривали деление не на недели, а на декады. Такое построение было принято в Египте и Франции. Древний календарь индейцев Майя предусматривал недели, которые состояли из 13-ти или 20-ти дней.

Принятый в настоящее время в Европе григорианский календарь произошел от римского путем его усовершенствования сначала в юлианский, а затем уже в привычный сегодня нам. Первый римский календарь был неточным, так как основывался только на движении Луны и Солнца, а летоисчисление начиналось от даты основания Рима.

Римляне отмеряли время «консулами». Начало года соответствовало современному 1 марта, а продолжительность определялась 304 днями или 10 месяцами. Особенностью этого календаря было то, что в нем существовал непронумерованный и неисчисляемый период, попадающий на зиму. Он начинался по окончании 304 дней и длился до первого дня весны. Контролем этого периода занимались особенные жрецы-понтифики. Фактически же ими допускались серьезные погрешности, отчасти из-за отсутствия образования, а отчасти потому, что они преследовали свои корыстные интересы. Заключалось это в том, что в день «календы» принято было возвращать долги и оплачивать проценты. От этого и произошло название – «calendarium».

Занялся же приведением календаря в строгие рамки римский император Гай Юлий Цезарь. Он осуществил реформирование календаря в так называемый «юлианский». По новому календарю год состоял из 365,25 дня. Однако он тоже был неточным: за 128 лет погрешность составляла 1 день. Также для повышения точности календарем один раз на 4 года предусматривался високосный год равный 366 дням, что было на 1 день больше обычного года. За эти и другие заслуги на ниве военного искусства и политики месяц июль был назван в честь вышеуказанного великого императора.

Следующий раз календарь был усовершенствован после распространения по миру христианства. В новом календаре в качестве отправной точки была взята дата рождения Иисуса Христа. Это событие, а также воскресение Господне вошли в григорианский календарь выделенными датами.

Этот календарь был рассчитан так, чтобы дата равноденствия всегда совпадала с 21 марта (дата равноденствия в 325 году, во время проведения Никейского собора).

Современный григорианский календарь используется большей частью населения планеты. Он был введен в действие указом папы Римского Григория в феврале 1582 года. При этом предусматривался пропуск 10 дней в период с 4 по 15 октября 1582 года. Все страны, исповедующие католическую религию, приняли данный календарь.

Летоисчисление в России

С тех пор, когда на Руси правил князь Владимир, на территории княжеств использовалась византийская система летоисчисления. Счет времени велся со дня сотворения Адама, а именно с 1 марта года творения. В последующем отсчет нового года стали вести с 1 сентября. Это решение приписывают царю Ивану III.

На протяжении более 2-х столетий жители Руси отмечали Новый Год 1 сентября. Привел же наш календарь к единому с Европой летоисчислению Петр I. Его указ предписывал исчислять год от 1 января, и признать 7208 год «от сотворения мира», 1700 годом от рождества Христова. Полный переход нашей страны на григорианский календарь случился только в 1918 году и был закреплен декретом СовНарКома.

Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап

О Церковном календаре

Что такое календарь?

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).

Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.

Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка). Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь1.

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:

1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и

2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).

* * *

Библейский календарь

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой — параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя — субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф.28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» — понедельнику и т.д.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь («но­вый стиль») вве­ден в 1582 г. н. э. па­пой Гри­го­ри­ем XIII для то­го, чтобы день ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия со­от­вет­ство­вал опре­де­лен­но­му дню (21 мар­та).

2. Юли­ан­ский ка­лен­дарь («ста­рый стиль») был вве­ден в 46 г. до н. э. Юли­ем Це­за­рем и на­счи­ты­вал 365 дней; ви­со­кос­ным яв­лял­ся каж­дый тре­тий год. Эту ошиб­ку ис­пра­вил им­пе­ра­тор Ав­густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до­пол­ни­тель­ные дни ви­со­кос­ных го­дов про­пус­ка­лись.

3. Дни неде­ли. Семь дней неде­ли ста­ли стан­дар­том при­мер­но в III ве­ке на­шей эры. Име­на дни неде­ли по­лу­чи­ли по небес­ным те­лам:

Зачем ввели новый стиль?

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь да­ёт го­раз­до бо­лее точ­ное при­бли­же­ние к ре­аль­ной дли­тель­но­сти го­да. С те­че­ни­ем ве­ков по­сте­пен­но сме­ща­лись аст­ро­но­ми­че­ские дни, к ко­то­рым при­вя­зы­ва­лись сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты и ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки: ве­сен­нее и осен­нее рав­но­ден­ствие и т.п.

Глав­ным по­во­дом к вме­ша­тель­ству па­пы Рим­ско­го и при­ня­тию но­во­го ка­лен­да­ря ста­ло по­сте­пен­ное сме­ще­ние по от­но­ше­нию к юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, по ко­то­ро­му опре­де­ля­лась да­та Пас­хи. До па­пы Гри­го­рия XIII уточ­не­ние ка­лен­да­ря уже пы­та­лись осу­ще­ствить па­пы Па­вел III и Пий IV, но успе­ха не до­стиг­ли. Под­го­тов­ку ре­фор­мы по ука­за­нию Гри­го­рия XIII осу­ществ­ля­ли аст­ро­но­мы Хри­сто­фор Кла­вий и Ало­и­зий Ли­лий.

В 1583 го­ду Гри­го­рий XIII на­пра­вил Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Иере­мии II по­соль­ство с пред­ло­же­ни­ем пе­рей­ти на но­вый ка­лен­дарь. В кон­це 1583 го­да на со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле пред­ло­же­ние бы­ло от­верг­ну­то, как не со­от­вет­ству­ю­щее ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам празд­но­ва­ния Пас­хи.

Пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь по­влёк сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

      • но­вый ка­лен­дарь сра­зу на мо­мент при­ня­тия сдви­гал на 10 дней те­ку­щую да­ту и ис­прав­лял на­ко­пив­ши­е­ся ошиб­ки;
      • в но­вом ка­лен­да­ре ста­ло дей­ство­вать но­вое, бо­лее точ­ное, пра­ви­ло о ви­со­кос­ном го­де — год ви­со­кос­ный, то есть со­дер­жит 366 дней, ес­ли:
        1. но­мер го­да кра­тен 400 (1600, 2000, 2400);
        2. осталь­ные го­ды — но­мер го­да кра­тен 4 и не кра­тен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
        3. мо­ди­фи­ци­ро­ва­лись пра­ви­ла рас­чё­та хри­сти­ан­ской Пас­хи.
      • С те­че­ни­ем вре­ме­ни юли­ан­ский и гри­го­ри­ан­ский ка­лен­да­ри рас­хо­дят­ся всё бо­лее, на трое су­ток каж­дые 400 лет.

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря­де слу­ча­ев пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь со­про­вож­дал­ся се­рьёз­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми. На­при­мер, ко­гда поль­ский ко­роль Сте­фан Ба­то­рий ввёл в Ри­ге но­вый ка­лен­дарь в 1584 го­ду, мест­ные куп­цы под­ня­ли мя­теж, за­явив, что сдвиг на 10 дней сры­ва­ет их сро­ки по­ста­вок и при­во­дит к зна­чи­тель­ным убыт­кам. Мя­теж­ни­ки раз­гро­ми­ли риж­скую цер­ковь и уби­ли несколь­ко му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих. Спра­вить­ся с «ка­лен­дар­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми» уда­лось толь­ко ле­том 1589 го­да.

В неко­то­рых стра­нах, пе­ре­шед­ших на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, впо­след­ствии воз­об­нов­ля­лось юли­ан­ское ле­то­счис­ле­ние в ре­зуль­та­те их при­со­еди­не­ния к дру­гим го­су­дар­ствам.

В пе­ре­шед­шей по ре­ше­нию ко­ро­ля Ге­ор­га II на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 2 сен­тяб­ря 1752 го­да Бри­та­нии при­шлось сдви­гать да­ту впе­рёд уже не на 10, а на 11 дней, по­сколь­ку с мо­мен­та вступ­ле­ния в си­лу но­во­го ка­лен­да­ря в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе ми­но­вал уже це­лый век и на­ко­пил­ся ещё один лиш­ний день. По­сле 2-го сра­зу на­сту­пи­ло 14 сен­тяб­ря. Под­дан­ные оста­лись недо­воль­ны ре­ше­ни­ем, сде­лав­шим их стар­ше. В стране бы­ли за­ме­че­ны про­те­сты под ло­зун­гом: «Вер­ни­те нам на­ши один­на­дцать дней!». Вре­ме­на­ми вспы­хи­ва­ли бун­ты, ино­гда при­во­див­шие к ги­бе­ли лю­дей, на­при­мер, в Бри­сто­ле.

В Шве­ции ре­ши­ли пе­ре­хо­дить на но­вый ка­лен­дарь по­сте­пен­но, от­ме­няя ви­со­кос­ные дни с 1700 по 1740 го­ды. В 1700 го­ду был от­ме­нён пер­вый ви­со­кос­ный день. По­том на­ча­лась вой­на и про пе­ре­вод за­бы­ли. Та­ким об­ра­зом, стра­на жи­ла по сво­е­му соб­ствен­но­му швед­ско­му ка­лен­да­рю. В 1711 го­ду Карл XII при­знал это непрак­тич­ным, ре­шил вер­нуть­ся к ста­ро­му сти­лю и до­ба­вить в фев­ра­ле 2 дня. По­это­му в Шве­ции бы­ло 30 фев­ра­ля 1712 го­да. Лишь в 1753 го­ду был вве­дён но­вый стиль. При этом по­сле 17 фев­ра­ля по­сле­до­ва­ло сра­зу 1 мар­та. Вве­де­ние но­во­го ка­лен­да­ря име­ло так­же и се­рьёз­ные финан­со­вые по­след­ствия. В 1753 го­ду — пер­вом пол­ном го­ду по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, бан­ки­ры от­ка­за­лись пла­тить на­ло­ги, до­жи­да­ясь по­ло­жен­ных 11 дней по­сле при­выч­ной да­ты окон­ча­ния сбо­ров — 25 мар­та. В ре­зуль­та­те финан­со­вый год в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­чал­ся лишь 6 ап­ре­ля. Эта да­та со­хра­ни­лась и до се­го­дняш­них дней, как сим­вол боль­ших пе­ре­мен, про­изо­шед­ших 250 лет на­зад.

Раз­ни­ца дат юли­ан­ско­го и гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­рей

Раз­ни­ца, дней Пе­ри­од (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) Пе­ри­од (по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю)
10 5 ок­тяб­ря 1582 — 29 фев­ра­ля 1700 15 ок­тяб­ря 1582 — 11 мар­та 1700
11 1 мар­та 1700 — 29 фев­ра­ля 1800 12 мар­та 1700 — 12 мар­та 1800
12 1 мар­та 1800 — 29 фев­ра­ля 1900 13 мар­та 1800 — 13 мар­та 1900
13 1 мар­та 1900 — 29 фев­ра­ля 2100 14 мар­та 1900 — 14 мар­та 2100
14 1 мар­та 2100 — 29 фев­ра­ля 2200 15 мар­та 2100 — 15 мар­та 2200
15 1 мар­та 2200 — 29 фев­ра­ля 2300 16 мар­та 2200 — 16 мар­та 2300

Неко­то­рые стра­ны пе­ре­хо­ди­ли на но­вый стиль ча­стя­ми, на­при­мер раз­лич­ные кан­то­ны Швей­ца­рии при­ни­ма­ли ре­фор­му ка­лен­да­ря на про­тя­же­нии по­чти 120 лет!

Необыч­ным был пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь на Аляс­ке по­сле её про­да­жи Рос­си­ей, так как там он со­че­тал­ся с пе­ре­но­сом ли­нии пе­ре­ме­ны да­ты. По­это­му по­сле пят­ни­цы 5 ок­тяб­ря 1867 го­да по ста­ро­му сти­лю сле­до­ва­ла ещё од­на пят­ни­ца 18 ок­тяб­ря 1867 го­да по но­во­му сти­лю.

В 1872 го­ду ре­ше­ние о пе­ре­хо­де с тра­ди­ци­он­но­го (лун­но-сол­неч­но­го) ка­лен­да­ря на гри­го­ри­ан­ский при­ня­ла Япо­ния, так что сле­ду­ю­щим днём по­сле «вто­ро­го дня две­на­дца­то­го ме­ся­ца пя­то­го го­да Мэйд­зи» ста­ло 1 ян­ва­ря 1873 го­да, в ре­зуль­та­те че­го ка­лен­дарь Япо­нии был при­ве­дён в со­от­вет­ствие с ка­лен­да­рём ос­нов­ных за­пад­ных дер­жав (за ис­клю­че­ни­ем Рос­сии). Тем не ме­нее, в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах од­новре­мен­но про­дол­жа­ет ис­поль­зо­вать­ся си­сте­ма нэн­го. На­при­мер, год 1868 мо­жет быть за­пи­сан как пер­вый год Мэйд­зи, 1912 — Тай­сё 1, 1926 — Сё­ва 1, 1989 — Хэй­с­эй 1, и так да­лее. В обыч­ной прак­ти­ке, од­на­ко, при­ме­ня­ет­ся ле­то­счис­ле­ние от Рож­де­ства Хри­сто­ва по «за­пад­но­му ка­лен­да­рю» (seireki), став­ший в те­че­ние XX ве­ка в Япо­нии ос­нов­ным.

Ко­рея при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 1 ян­ва­ря 1896 го­да. Хо­тя со­глас­но при­ня­то­му ка­лен­да­рю уста­но­ви­лась вер­ная ну­ме­ра­ция ме­ся­цев и дней, но ещё в про­дол­же­нии 1895–1897 го­дов про­дол­жи­лась ста­рая ну­ме­ра­ция лет по пер­во­му го­ду прав­ле­ния ди­на­стии Чо­сон, по ко­то­рой 1896 год гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря со­от­вет­ство­вал 1392 го­ду Чо­сон. За­тем при­ме­ня­лись от­сче­ты лет от раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, по­ка с 1962 го­да не уста­но­вил­ся от­счет лет, иден­тич­ный гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В Се­вер­ной Ко­рее с 8 июля 1997 го­да при­ня­то но­вое «ле­то­счис­ле­ние чучхе», на­ча­лом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся 1912 год — год рож­де­ния Ким Ир Се­на.

Ки­тай­ская Рес­пуб­ли­ка офи­ци­аль­но при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь при сво­ём про­воз­гла­ше­нии с 1 ян­ва­ря 1912 го­да. С объ­еди­не­ни­ем Ки­тая под вла­стью Го­минь­да­на в ок­тяб­ре 1928 го­да На­цио­наль­ное пра­ви­тель­ство по­ста­но­ви­ло, что с 1 ян­ва­ря 1929 го­да бу­дет ис­поль­зо­вать­ся гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Тем не ме­нее, Ки­тай со­хра­нил ки­тай­скую тра­ди­цию ну­ме­ра­ции ме­ся­цев, а на­ча­лом ле­то­счис­ле­ния был на­зна­чен пер­вый год про­воз­гла­ше­ния Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки — 1912 год. Эта си­сте­ма всё ещё ис­поль­зу­ет­ся на Тай­ване, счи­та­ю­щий се­бя пре­ем­ни­ком Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки. По­сле про­воз­гла­ше­ния в 1949 го­ду Ки­тай­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, кон­ти­нен­таль­ный Ки­тай про­дол­жил ис­поль­зо­вать гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, но бы­ла от­ме­не­на ну­ме­ра­ция и ле­то­счис­ле­ние, вве­дён­ное преж­ним пра­ви­тель­ством, и уста­нов­ле­но со­от­вет­ствие с ле­то­счис­ле­ни­ем от Рож­де­ства Хри­сто­ва, при­ня­тым в СССР и на За­па­де.

В Рос­сии (на тер­ри­то­рии, на­хо­див­шей­ся под кон­тро­лем Со­ве­тов) гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь вве­дён де­кре­том от 26 ян­ва­ря 1918 го­да Сов­нар­ко­ма, со­глас­но ко­то­ро­му в 1918 го­ду по­сле 31 ян­ва­ря по­сле­ду­ет 14 фев­ра­ля. На тер­ри­то­ри­ях быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии, на­хо­див­ших­ся под кон­тро­лем дру­гих го­судар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, воз­ник­ших по­сле па­де­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства, да­ты офи­ци­аль­но­го вве­де­ния но­во­го сти­ля от­ли­ча­ют­ся. Так, Вре­мен­ное Си­бир­ское пра­ви­тель­ство вве­ло но­вый стиль де­кре­том от 31 ав­гу­ста 1918 го­да, по­ста­но­вив счи­тать день 1 ок­тяб­ря 1918 днём 14 ок­тяб­ря 1918 го­да.

Од­ни­ми из по­след­них на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь пе­ре­шли Гре­ция в 1924 го­ду, Тур­ция в 1926 го­ду и Еги­пет в 1928 го­ду. До сих пор не пе­ре­шли на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь лишь Эфи­о­пия и Та­и­ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го­да боль­шин­ство По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, за ис­клю­че­ни­ем Рус­ской, Иеру­са­лим­ской, Гру­зин­ской и Серб­ской, при­ня­ло по­хо­жий на гри­го­ри­ан­ский «но­во­юли­ан­ский» ка­лен­дарь, бо­лее точ­ный и сов­па­да­ю­щий с гри­го­ри­ан­ским до 2800 го­да.

Так­же гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь был вве­дён пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном для упо­треб­ле­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 15 ок­тяб­ря 1923 го­да. Од­на­ко это но­во­вве­де­ние, хо­тя и бы­ло при­ня­то прак­ти­че­ски все­ми при­хо­да­ми, вы­зва­ло смя­те­ние у мно­гих иерар­хов церк­ви, что бы­ло из­лишне в это слож­ное вре­мя, по­это­му уже 8 но­яб­ря 1923 го­да пат­ри­арх Ти­хон рас­по­ря­дил­ся «по­все­мест­ное и обя­за­тель­ное вве­де­ние но­во­го сти­ля в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние вре­мен­но от­ло­жить». Та­ким об­ра­зом, но­вый стиль дей­ство­вал в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви толь­ко 24 дня.

В 1948 го­ду на Мос­ков­ском со­ве­ща­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­нов­ле­но, что Пас­ха, так же, как и все пе­ре­хо­дя­щие празд­ни­ки, долж­на рас­счи­ты­вать­ся по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии (юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), а непе­ре­хо­дя­щие — по то­му ка­лен­да­рю, по ко­то­ро­му жи­вёт По­мест­ная Цер­ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес­ли бы ис­то­ри­ки все­го ми­ра не до­го­во­ри­лись о том, как и ка­кой ка­лен­дарь ис­поль­зо­вать для да­ти­ров­ки ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, это при­ве­ло бы к раз­но­бою и су­мя­ти­це в опре­де­ле­нии дат.

Ка­кие бы­ва­ют ошиб­ки пе­ре­сче­та дат?

  1. В свя­зи с раз­новре­мен­ным пе­ре­хо­дом стран на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь мо­гут воз­ни­кать фак­ти­че­ские ошиб­ки вос­при­я­тия: на­при­мер, ино­гда го­во­рит­ся, что Ин­ка Гар­си­ла­со де ла Ве­га, Ми­гель де Сер­ван­тес и Уи­льям Шекс­пир умер­ли в один день — 23 ап­ре­ля 1616 го­да. На са­мом де­ле Шекс­пир умер на 10 дней поз­же, чем Ин­ка Гар­си­ла­со, так как в ка­то­ли­че­ской Ис­па­нии но­вый стиль дей­ство­вал с са­мо­го вве­де­ния его па­пой, а Ве­ли­ко­бри­та­ния пе­ре­шла на но­вый ка­лен­дарь толь­ко в 1752 го­ду и на 11 дней поз­же чем Сер­ван­тес (ко­то­рый умер 22 ап­ре­ля, но был по­хо­ро­нен 23 ап­ре­ля).
  2. Есть и дру­го­го ро­да ошиб­ки, ко­гда для по­лу­че­ния да­ты ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю за­чем-то до­бав­ля­ют чис­ло дней, со­став­ляв­ших раз­ни­цу меж­ду ка­лен­да­ря­ми на мо­мент пе­ре­хо­да стра­ны на но­вый стиль ка­лен­да­ря, то есть рас­про­стра­ня­ют раз­ни­цу чис­ла дней ка­лен­да­рей вглубь ве­ков. Та­кую ошиб­ку про­де­мон­стри­ро­ва­ла на­ша Гос­ду­ма, на­зна­чив го­судар­ствен­ный празд­ник на 4 но­яб­ря — де­пу­та­ты к да­те взя­тия Ки­тай-Го­ро­да 22 ок­тяб­ря 1612 го­да при­ба­ви­ли 13 дней, хо­тя раз­ни­ца меж­ду ка­лен­да­ря­ми то­гда со­став­ля­ла лишь 10 дней. Это уже не го­во­ря о том что соб­ствен­но Кремль, а вер­нее кремлев­ский гар­ни­зон поль­ских войск сдал­ся еще мно­го поз­же и этой да­ты.
    Кро­ме это­го Гос­ду­ма так­же бе­с­дум­но на­зна­чи­ла неко­то­рые па­мят­ные во­ин­ские да­ты:
    • Ле­до­вое по­бо­и­ще про­изо­шло 5 ап­ре­ля 1242 го­да, па­мят­ную да­ту на­зна­чи­ли на 28 ап­ре­ля (раз­ни­ца опять 13 дней);
    • День по­бе­ды рус­ских пол­ков во гла­ве с ве­ли­ким кня­зем Дмит­ри­ем Дон­ским над мон­го­ло-та­тар­ски­ми вой­ска­ми в Ку­ли­ков­ской бит­ве; про­изо­шло 8 сен­тяб­ря 1380 го­да, да­ту на­зна­чи­ли на на 21 сен­тяб­ря (13 дней);
    При­чем эти ошиб­ки вы­бо­роч­ные, боль­шая часть дат вер­но под­счи­та­ны, что осо­бен­но под­чер­ки­ва­ет небреж­ность пе­ре­сче­та ра­нее упо­мя­ну­тых дат:
    • День по­бе­ды рус­ской ар­мии под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I над шве­да­ми в Пол­тав­ском сра­же­нии; про­изо­шло 27 июня 1709 го­да, да­ту спра­вед­ли­во на­зна­чи­ли на 8 июля (11 дней);
    • День Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния рус­ской ар­мии под ко­ман­до­ва­ни­ем М. И. Ку­ту­зо­ва с фран­цуз­ской ар­ми­ей про­изо­шло 26 ав­гу­ста 1812 го­да, да­ту пра­виль­но на­зна­чи­ли на 5–7 июля (12 дней);
  3. Ес­ли в ис­то­ри­че­ском со­бы­тии участ­во­ва­ли две стра­ны, в раз­ные ве­ка пе­ре­шед­шие на но­вый стиль, небреж­ные ис­то­ри­ки обо­их стран мо­гут вне­сти еще боль­шую су­мя­ти­цу, по незна­нию пе­ре­счи­ты­вая ста­рин­ную да­ту каж­дый по-сво­е­му. Те же шве­ды да­ту нев­ской бит­вы (15 июля 1240 по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) мог­ли бы непра­виль­но пе­ре­счи­тать в 26 июля по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю (+ 11 дней), а та­кие же го­ре-ис­то­ри­ки пе­ре­счи­та­ли бы в 28 июля (+ 13 дней).

Во из­бе­жа­ние по­доб­ной пу­та­ни­цы при­ня­ты пра­ви­ла пе­ре­во­да дат:

      • Для обо­зна­че­ния всех дат до 1582 г. н. э. ча­ще все­го ис­поль­зу­ет­ся юли­ан­ский ка­лен­дарь, вве­дён­ный толь­ко с 1 ян­ва­ря 45 го­да до н. э.
      • Да­ты до вве­де­ния юли­ан­ско­го ка­лен­да­ря 1 ян­ва­ря 45 го­да до н. э. обо­зна­ча­ют­ся по т.н. про­леп­ти­че­ско­му юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю. Про­леп­ти­че­ский (от греч. «пред­вос­хи­ща­ю­щий») ка­лен­дарь — ка­лен­дарь, рас­ши­рен­ный на пе­ри­од до его вве­де­ния. Про­ще го­во­ря, да­ты счи­та­ют по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю, несмот­ря на то что ка­лен­дарь еще не был да­же при­ду­ман.
      • Для пе­ре­сче­та дат по­сле 1582 г. в тех стра­нах, где на мо­мент ис­то­ри­че­ско­го со­бы­тия про­дол­жал дей­ство­вать юли­ан­ский ка­лен­дарь, да­ту пе­ре­счи­ты­ва­ют в гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, до­бав­ляя то чис­ло дней, на ко­то­рое от­ли­ча­лись ка­лен­да­ри на мо­мент со­вер­ше­ния со­бы­тия.
      • В ре­ги­о­нах, где не ис­поль­зо­вал­ся юли­ан­ский ка­лен­дарь, да­ти­ров­ка всех со­бы­тий про­из­во­дит­ся по про­леп­ти­че­ско­му гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю (опре­де­ля­ю­ще­му да­ти­ров­ку со­бы­тий по пра­ви­лам гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря до его по­яв­ле­ния 15 ок­тяб­ря 1582 го­да).

Источник: Всемирная история и история России