История календаря кратко
Содержание
«Календарь» доклад по астрономии кратко расскажет детям о календаре много полезной информаций. Когда появился календарь и какие бывают календари?
Краткое сообщение о календаре
Кажется, что о календаре мы уже знаем практически все. Но мы попытаемся все же рассказать что-то новенькое.
Некоторые ученые утверждают, что календарь является первым изобретением человечества, которое сделало шаг от дикости к цивилизованной жизни. Считается, что в то время человек впервые задумался о вечном движении времени и понял, что его можно разделять на кусочки для упрощения своей жизни. Конечно, календарь прошел долгое время эволюции пока не стал таким, как мы привыкли. Он представлял сложную систему. Разные народы пользовались своими методами датировки исторических событий. Так, римляне вели исчисление с момента основания Рима, древние египтяне с начала правления новой династии (пришел новый фараон – начало нового исчисления).
Как появился календарь? Для детей этот вопрос всегда актуален.
Родиной слова календарь считают Древний Рим. С началом лунного месяца жрецы собирали проценты по долгам граждан. Первый день назывался «Kalendae», откуда и пошло собственно название. В Средневековье функции календаря изменилась, а название сохранилось до наших дней. Позднее календарями назывались книги с расписанием религиозных празднеств, дней рождений императоров, дней собрания сената. В XIV веке календари специально создавались для аристократии. Они назывались альманахами. Автором первого такого издания был Иоганн Гутенберг в 1448 году. С того времени их стали выпускать ежегодно. С XVII века они уже содержали даты, дни недели, праздники и интересную информацию о грядущих событиях в городе: ярмарках, придворных балах и так далее.
В 1699 году в альманахе стали печатать сведения о генеалогии французского королевского дома, а также списки высшего духовенства и дворян. Позже издавали подобные календари и для народа с анекдотами и занимательными рассказами, календарными сведениями. Постепенно календарные сведения начали выпускать отдельно под названием «Календарь», а альманах превратился в сборник развлекательного назначения.
В России Петр I в 1700 году издал указ о печатанье календарей по европейскому типу от рождества Христова, так как в русском тогда шел 7028 год от сотворения мира. Спустя 70 лет их переименовали на месяцеслов. Тогда календарь приобрел примерно современный вид.
Календарь: виды
Древнегреческий календарь. В нем содержалось 354 дней. Через расхождение с известным тогда солнечным годом на целых 11,25 суток, греки каждые 8 лет добавляли к нему 90 суток, поделенных на 3 месяца.
Древнеримский календарь. Сначала он состоял из 304 дней, поделенных на 10 месяцев. Первым месяцем в году считался март. После римский календарь перетерпел множество изменений: в него добавили 2 месяца и изменили начало года на январь.
Юлианский календарь. Его введение связано с Юлием Цезарем, императором Древнего Рима, который пытался увязать календарные даты с природными, сезонными явлениями. Он установил продолжительность года в 365,25 дней. Раз в четыре года приходил високосный год (366 солнечных сут).
Григорианский календарь. Его ввел папа Римский Григорий XIII как новая замена старому. Цель григорианского календаря –возвращение реальной даты весеннего равноденствия — 21 марта, которая была установлена во время Никейского собора, где утвердили пасхалию. Этот календарь наиболее точно приближен к тропическому году, единственное, что с разницей в 26 сек.
Основные типы календарей:
Основу любого календаря составляет цикличность 2-ух основных небесных тел – солнца и луны. Поэтому выделили такие основные типы календарей:
Лунный календарь, в основе которого лежит циклическая смена лунных фаз, происходящих в течение синодического месяца. Он равен 29,53 суткам, а год — 354,37 суткам. За каждые 30 лет вследствие дробных частей накапливалось 11 лишних суток. Типичный пример лунного календаря — мусульманский календарь.
Солнечный календарь, в основе которого годовой солнечный цикл продолжительностью 365,24 суток. Основные даты, на которые он ориентируется это дни солнечного солнцестояния и равноденствия. Типичный пример солнечного календаря – григорианский календарь.
Лунно-солнечный календарь, в основе которого попытка соединения двух циклов – солнечного и лунного. Типичный пример такого календаря — еврейский календарь.
На заре человеческой цивилизации люди пытались упорядочить свою жизнь в связи с циклическими изменениями климата. История календаря началась более шести тысяч лет назад. Слово «календа» имеет древнеримское происхождение, в те времена так назывались рукописи, в которые ростовщики записывали должникам накопившиеся проценты.
Календарный год в древних цивилизациях
История создания календаря прошла три основных этапа, когда применялась лунная, солнечная, солнечно-лунная системы отсчета. В современном мире востребован солнечный цикл, в основе летоисчисления используются наблюдения за главным светилом солнечной системы – Солнцем.
История возникновения календаря корнями уходит в далекое прошлое.
- Древнейшие упоминания о календарном упорядочении дней были найдены на месте современного Ирака. На территории этой страны проживали шумеры, они разделяли год на 354 дня.
- В Вавилоне жрецы по результатам астрономических наблюдений выяснили, что в году дней больше – 365 с половиной, они переработали привычный для тех времен календарь в лунно-солнечный.
- В Персии дату самой продолжительной ночи назвали зимним солнцеворотом, он приходился на 22 декабря. Древние земледельцы практически всех стран в этот знаменательный праздник совершали ряд обязательных обрядов, призванных помочь приходу весны.
- В Древнем Риме год начинался 1 января, когда происходила смена консулов.
- В Древней Греции лето начиналось в день летнего солнцестояния – 22 июня. Летоисчисление у греков тех времен начиналось от первых Олимпийских игр, проводящихся в честь героя Геракла.
- После становления христианства стал праздноваться день рождения Христа – 25 декабря, совпавший с празднованием зимнего солнцестояния.
В 46 г. до н. э. Юлий Цезарь реформировал исчисление лет по египетскому образцу, в котором опирался на солнечный год. Календарь назвали Юлианским, он позволил сократить разрыв между природной сменой сезонов и официальными месяцами. Средняя длительность года за четыре года принималась за 365,25 суток, что наиболее точно соответствовало реальному положению дел. Со временем разница между природой и календарным исчислением накапливалась, секунды слагались в дни.
В 1582 году католический папа Григорий XIII провел еще одну большую реформу, поменяв старый Юлианский на уточненный Григорианский календарь. Так старый стиль трансформировали в новый, что было вызвано необходимостью преодолеть отставание официальных времен года от естественного течения событий. Весеннее равноденствие отмечалось 21 марта, летоисчисление стало точнее, его приняли большинство стран.
История календаря в России
На Руси долго действовал Юлианский стиль летоисчисления, а названия дней недели и месяцев были римскими. В допетровские времена русские праздновали наступление года после уборки злаковых культур, в сентябре, другие – в марте, в праздник весеннего солнцестояния. Царь Петр I издал строжайший указ о повсеместном праздновании Нового года 1-го января, как в государствах Европы.
До 1917 года Россия придерживалась Юлианского летоисчисления, отличаясь в датах от европейских государств на две недели. Советская власть издала декрет, в котором 1 февраля 2018 года переименовали в 14. Получилось, что после 31 января 1917 года сразу следовало 14 февраля 1918. Поэтому в России 1918 год оказался на тринадцать дней короче обычного, а российский календарь стал как в Европе.
Попытка уточнить летоисчисление была предпринята в ООН в 1954 году, когда рассматривался проект обновленного календаря. В нем первое число каждого квартала начиналось в воскресенья. Каждый первый месяц квартала длился 31 день, а второй и третий – 30. Проект был поддержан СССР, но США возражали, в итоге реформу отклонили.
В международном сообществе сегодня используется Григорианский календарь. Чтобы идти в ногу со временем, рекомендуем продукцию компании Ideaprint, которая производит календари отличного качества на заказ.
Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь»
Юлия Шишлова
Занятие в старшей группе на тему «Как появился календарь»
Цель: познакомить детей с историей возникновения календаря; рассказать о разных видах календарей и показать их; вызвать у детей стремление планировать свою жизни (отдельные мероприятия) по календарю; актуализировать знания детей о временах года.
Материал: разные виды календарей текущего года; схема времен года для совместной работы с детьми.
Ход занятия
Педагог продолжает тему предшествующего занятия об исчислении времени и появлении часов. Он рассказывает еще об одной форме отсчета времени, найденной человеком.
1. Беседа с детьми о том, что такое календарь, какие есть календари.
2. Рассказ о том, как устроен классический календарь и что в нем отображается.
3. Разделение года на сезоны, месяца, недели и дни.
4. Составление календаря времен года с повторением особенностей каждого сезона и стихов о каждом месяце.
Рассказ:
1. С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.
Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: «Какое сегодня число?», «Какой день недели?», «Когда произошло то или иное событие?» и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.
2. Основой любого календаря служат длительные промежутки времени, определяемые по периодическим явлениям природы – смене лунных фаз и смене сезонов года.
В результате попыток согласования суток, месяца и года возникли три системы календарей:
лунные, в которых хотели согласовать календарный месяц с фазами Луны;
солнечные, в которых стремились согласовать продолжительность года с периодичностью процессов, происходящих в природе;
лунно-солнечные, в которых хотели согласовать и то и другое.
Каждый календарь обязан установить определенный порядок счета дней (суток, число суток в длительных периодах времени и указать начало счета самих периодов. Первая задача не вызывает затруднений, третья решается тоже решается просто, т. к. за начало счета можно принять любое реальное или мифическое событие. Вторая задача решалась бы легко, если бы период смены лунных фаз, называемых лунным месяцем, итропический год (период смены сезонов года) содержали в точности целое число суток. Но все три периода несоизмеримы между собой
Календарь – определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово “календарь” произошло от латинских слов “саleo” — провозглашать и “саlendarium” — долговая книга.
Первое напоминает о том, что в древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.
Первый лунный календарь появился в середине III тысячелетия до н. э. в Древнем Вавилоне. Тогда же была введена и семидневная неделя. Это “священное” число чрезвычайно вдохновляло жрецов, которые знали на небе 7 ярких “божественных” светил: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Каждый день семидневки можно было посвятить одному из небесных светил.
Это казалось особенно важным и символическим. Обычай измерять время семидневной неделей стал у многих древних народов.
Классификация видов современных календарей
Классификация календарей по размеру:
— карманные;
— настольные;
-настенные;
-перекидные;
-плакатные.
Классификация календарей по содержанию информации:
-профессиональные (учительские, бухгалтерские, медицинские)
-исторические;
-производственные;
-календари знаменательных дат;
-православные;
-календари рыболова;
-рекламные;
-календари народных примет и обычаев.
Более крупной и с современной точки зрения наименее важной единицей измерения времени является месяц. Месяц, как подчеркивает уже само название, связано с Луной — первоначально месяц соответствовал длительности полного цикла смены лунных фаз, который связан с обращением Луны вокруг Земли. Периодическое “умирание” и “возрождение” лунного диска служило вечными “часами”.
Физкультинутка
Мишка вылез из берлоги
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Потянулся он со сна: (Потягивания — руки вверх.)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой.)
Наклонился взад-вперёд, (Наклоны вперёд-назад.)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Наконец медведь наелся
И на брёвнышке уселся. (Дети садятся.)
3. В современном календаре 12 месяцев, каждый из которых имеет свое название. При этом год делится на 4 сезона, которые еще называют кременами года: осень, зиму, весну и лето. В каждом сезоне 3 месяца.
4. Далее педагог рассказывает о каждом времени года и месяцах, его составляющих. Одноврменно на магнитной доске собирается годовой круг, помогающий детям наглядно увидеть смену сезонов и заповнить последовательность месяцкв.
ОСЕНЬ
Наступила осень! Лес накинул золотца на листья, зашумели листья, вот ветер срывает их и пускает листопадом по дороге. Долго еще будут кружиться листья, пока не опадут и деревья останутся голыми. Вот тогда с нетерпением будем ждать первый снег.
Осенью природа замедляет свое развитие и готовится к зиме; кусты и деревья сбрасывают свои листья; птицы улетают в теплые края, а те животные, которые остаются, одеваются в теплые шубки; погода становится все холодней и ближе к концу осени выпадает первый снег.
Сентбрь
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла,
Мчатся птицы за моря —
И открылась школа.
Октябрь
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.
Ноябрь
День седьмого ноября —
Красный день календаря.
Погляди в свое окно:
Всё на улице красно.
Вьются флаги у ворот,
Пламенем пылая.
Видишь музыка идёт
Там где шли трамваи.
Весь народ — и млад и стар — ,
Празднует свободу.
И летит мой красный шар
Прямо к небосводу!
ЗИМА
Пришла зима! Лес одел пушистые белые шубки. Вода в речках и озерах замерзла и превратилась в лед. Зато теперь можно кататься на коньках. Если снег мокрый можно слепить снежную бабу и поиграть в снежки, а если сухой, то с вихрем прокатиться с горы на санках.
Зимой природа спит, накрывшись белым одеялом из снега и льда; на голых ветвях деревьев встречаются зимние птицы; животные оставляют следы на снегу; временами случаются вьюги и морозы; дни короткие, а ночи длинные и холодные.
Декабрь
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по ёлке
Огоньки взбегают ввысь.
Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажёг
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонёк.
Год прошёл, как день вчерашний.
Над Москвою в этот час
Бьют часы Кремлевской башни
Свой салют — двенадцать раз.
Январь
Открываем календарь —
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег — на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.
Февраль
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.
Физкультинутка
Мишка ищет мёд
По лесу медведь идёт,
Этот мишка ищет мёд.
Он голодный, невесёлый.
Где живут лесные пчёлы? (Ходьба на месте.)
То направо повернётся,
То налево поглядит.
Где здесь рой пчелиный вьётся?
Кто среди кустов жужжит? (Повороты направо и налево.)
ВЕСНА
Наступила весна! Пробуждется природа после зимы, солне светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.
Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.
Март
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.
Апрель
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи.
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Май
Распустился ландыш в мае.
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
ЛЕТО
Наступило лето! Природа распустилась, лес, сад, деревья в парке изменились до неузнаваемости, покрылись густыми зелеными листьями. Солнце греет все жарче и жарче, день становится длиннее и птицы поют без умолку.
Летом природа занята ростом и развитием; жизнь в лесу бурлит, растения тянутся вверх, а животные выхаживают своих детёнышей; солнышко припекает сильнее; рассвет наступает рано, а темнеет позже; а в августе можно увидеть падающие звёзды.
История календаря
Название «календарь» произошло от латинского «сalendarium», что переводится как «долговая книга». С помощью календаря происходит отсчет длительных временных отрезков, в основу расчета которых положено перемещение наблюдаемых с Земли космических объектов, например Луны, Солнца, ну и, конечно, Земли.
В календаре, который используется в настоящее время, неделя определяется как промежуток времени, состоящий из 7 суток. Но раньше, некоторые календари предусматривали деление не на недели, а на декады. Такое построение было принято в Египте и Франции. Древний календарь индейцев Майя предусматривал недели, которые состояли из 13-ти или 20-ти дней.
Принятый в настоящее время в Европе григорианский календарь произошел от римского путем его усовершенствования сначала в юлианский, а затем уже в привычный сегодня нам. Первый римский календарь был неточным, так как основывался только на движении Луны и Солнца, а летоисчисление начиналось от даты основания Рима.
Римляне отмеряли время «консулами». Начало года соответствовало современному 1 марта, а продолжительность определялась 304 днями или 10 месяцами. Особенностью этого календаря было то, что в нем существовал непронумерованный и неисчисляемый период, попадающий на зиму. Он начинался по окончании 304 дней и длился до первого дня весны. Контролем этого периода занимались особенные жрецы-понтифики. Фактически же ими допускались серьезные погрешности, отчасти из-за отсутствия образования, а отчасти потому, что они преследовали свои корыстные интересы. Заключалось это в том, что в день «календы» принято было возвращать долги и оплачивать проценты. От этого и произошло название – «calendarium».
Занялся же приведением календаря в строгие рамки римский император Гай Юлий Цезарь. Он осуществил реформирование календаря в так называемый «юлианский». По новому календарю год состоял из 365,25 дня. Однако он тоже был неточным: за 128 лет погрешность составляла 1 день. Также для повышения точности календарем один раз на 4 года предусматривался високосный год равный 366 дням, что было на 1 день больше обычного года. За эти и другие заслуги на ниве военного искусства и политики месяц июль был назван в честь вышеуказанного великого императора.
Следующий раз календарь был усовершенствован после распространения по миру христианства. В новом календаре в качестве отправной точки была взята дата рождения Иисуса Христа. Это событие, а также воскресение Господне вошли в григорианский календарь выделенными датами.
Этот календарь был рассчитан так, чтобы дата равноденствия всегда совпадала с 21 марта (дата равноденствия в 325 году, во время проведения Никейского собора).
Современный григорианский календарь используется большей частью населения планеты. Он был введен в действие указом папы Римского Григория в феврале 1582 года. При этом предусматривался пропуск 10 дней в период с 4 по 15 октября 1582 года. Все страны, исповедующие католическую религию, приняли данный календарь.
Летоисчисление в России
С тех пор, когда на Руси правил князь Владимир, на территории княжеств использовалась византийская система летоисчисления. Счет времени велся со дня сотворения Адама, а именно с 1 марта года творения. В последующем отсчет нового года стали вести с 1 сентября. Это решение приписывают царю Ивану III.
На протяжении более 2-х столетий жители Руси отмечали Новый Год 1 сентября. Привел же наш календарь к единому с Европой летоисчислению Петр I. Его указ предписывал исчислять год от 1 января, и признать 7208 год «от сотворения мира», 1700 годом от рождества Христова. Полный переход нашей страны на григорианский календарь случился только в 1918 году и был закреплен декретом СовНарКома.
Реформа календаря и пасхалии: история и современность иерей Вл. Хулап
О Церковном календаре
Что такое календарь?
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Этимология термина
Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).
Необходимость календаря
Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.
Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:
1) смену дня и ночи,
2) смену фаз луны и
3) смену времен года.
На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.
Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).
Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.
Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.
Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
Три рода календарей
Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:
1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;
2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,
3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.
Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка). Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.
Еврейский лунно-солнечный календарь лежит в основе христианской пасхалии (системы правил и поправок для вычисления даты празднования Пасхи на каждый год). Зависимые от Пасхи праздники и покаянные дни (это Пасхальный цикл) фиксируются у нас по календарю, который именуется подвижным (потому что его дни передвигаются каждый год по числам месяца), или триодным, потому что богослужебные тексты всех этих дней содержит книга с греческим названием Триодь1.
1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:
1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и
2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).
* * *
Библейский календарь
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой — параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя — субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф.28:1) соответствует нашему воскресенью, «день второй» — понедельнику и т.д.
Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999
Справка о календарях
1. Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII для того, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта).
2. Юлианский календарь («старый стиль») был введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Эту ошибку исправил император Август: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались.
3. Дни недели. Семь дней недели стали стандартом примерно в III веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:
Зачем ввели новый стиль?
Григорианский календарь даёт гораздо более точное приближение к реальной длительности года. С течением веков постепенно смещались астрономические дни, к которым привязывались сельскохозяйственные работы и религиозные праздники: весеннее и осеннее равноденствие и т.п.
Главным поводом к вмешательству папы Римского и принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До папы Григория XIII уточнение календаря уже пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.
В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.
Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:
- новый календарь сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату и исправлял накопившиеся ошибки;
- в новом календаре стало действовать новое, более точное, правило о високосном годе — год високосный, то есть содержит 366 дней, если:
- номер года кратен 400 (1600, 2000, 2400);
- остальные годы — номер года кратен 4 и не кратен 100 (… 1892, 1896, 1904, 1908 …);
- модифицировались правила расчёта христианской Пасхи.
- С течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более, на трое суток каждые 400 лет.
Процесс перехода на григорианский календарь
В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь в 1584 году, местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года.
В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летосчисление в результате их присоединения к другим государствам.
В перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 2 сентября 1752 года Британии пришлось сдвигать дату вперёд уже не на 10, а на 11 дней, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век и накопился ещё один лишний день. После 2-го сразу наступило 14 сентября. Подданные остались недовольны решением, сделавшим их старше. В стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!». Временами вспыхивали бунты, иногда приводившие к гибели людей, например, в Бристоле.
В Швеции решили переходить на новый календарь постепенно, отменяя високосные дни с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война и про перевод забыли. Таким образом, страна жила по своему собственному шведскому календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным, решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня. Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 1 марта. Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад.
Разница, дней | Период (по юлианскому календарю) | Период (по григорианскому календарю) |
---|---|---|
10 | 5 октября 1582 — 29 февраля 1700 | 15 октября 1582 — 11 марта 1700 |
11 | 1 марта 1700 — 29 февраля 1800 | 12 марта 1700 — 12 марта 1800 |
12 | 1 марта 1800 — 29 февраля 1900 | 13 марта 1800 — 13 марта 1900 |
13 | 1 марта 1900 — 29 февраля 2100 | 14 марта 1900 — 14 марта 2100 |
14 | 1 марта 2100 — 29 февраля 2200 | 15 марта 2100 — 15 марта 2200 |
15 | 1 марта 2200 — 29 февраля 2300 | 16 марта 2200 — 16 марта 2300 |
Некоторые страны переходили на новый стиль частями, например различные кантоны Швейцарии принимали реформу календаря на протяжении почти 120 лет!
Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске после её продажи Россией, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.
В 1872 году решение о переходе с традиционного (лунно-солнечного) календаря на григорианский приняла Япония, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года Мэйдзи» стало 1 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав (за исключением России). Тем не менее, в официальных документах одновременно продолжает использоваться система нэнго. Например, год 1868 может быть записан как первый год Мэйдзи, 1912 — Тайсё 1, 1926 — Сёва 1, 1989 — Хэйсэй 1, и так далее. В обычной практике, однако, применяется летосчисление от Рождества Христова по «западному календарю» (seireki), ставший в течение XX века в Японии основным.
Корея приняла григорианский календарь 1 января 1896 года. Хотя согласно принятому календарю установилась верная нумерация месяцев и дней, но ещё в продолжении 1895–1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год григорианского календаря соответствовал 1392 году Чосон. Затем применялись отсчеты лет от различных исторических событий, пока с 1962 года не установился отсчет лет, идентичный григорианскому календарю. В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.
Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, считающий себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летосчисление, введённое прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятым в СССР и на Западе.
В России (на территории, находившейся под контролем Советов) григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января последует 14 февраля. На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства, даты официального введения нового стиля отличаются. Так, Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 года.
Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году. До сих пор не перешли на григорианский календарь лишь Эфиопия и Таиланд.
Смена календарей в Церкви
С 1923 года большинство Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской, приняло похожий на григорианский «новоюлианский» календарь, более точный и совпадающий с григорианским до 2800 года.
Также григорианский календарь был введён патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми приходами, вызвало смятение у многих иерархов церкви, что было излишне в это сложное время, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православной Церкви постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная Церковь.
Как пересчитывать прошлые даты?
Если бы историки всего мира не договорились о том, как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.
Какие бывают ошибки пересчета дат?
- В связи с разновременным переходом стран на григорианский календарь могут возникать фактические ошибки восприятия: например, иногда говорится, что Инка Гарсиласо де ла Вега, Мигель де Сервантес и Уильям Шекспир умерли в один день — 23 апреля 1616 года. На самом деле Шекспир умер на 10 дней позже, чем Инка Гарсиласо, так как в католической Испании новый стиль действовал с самого введения его папой, а Великобритания перешла на новый календарь только в 1752 году и на 11 дней позже чем Сервантес (который умер 22 апреля, но был похоронен 23 апреля).
- Есть и другого рода ошибки, когда для получения даты исторического события по григорианскому календарю зачем-то добавляют число дней, составлявших разницу между календарями на момент перехода страны на новый стиль календаря, то есть распространяют разницу числа дней календарей вглубь веков. Такую ошибку продемонстрировала наша Госдума, назначив государственный праздник на 4 ноября — депутаты к дате взятия Китай-Города 22 октября 1612 года прибавили 13 дней, хотя разница между календарями тогда составляла лишь 10 дней. Это уже не говоря о том что собственно Кремль, а вернее кремлевский гарнизон польских войск сдался еще много позже и этой даты.
Кроме этого Госдума также бесдумно назначила некоторые памятные воинские даты:
• Ледовое побоище произошло 5 апреля 1242 года, памятную дату назначили на 28 апреля (разница опять 13 дней);
• День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве; произошло 8 сентября 1380 года, дату назначили на на 21 сентября (13 дней);
Причем эти ошибки выборочные, большая часть дат верно подсчитаны, что особенно подчеркивает небрежность пересчета ранее упомянутых дат:
• День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении; произошло 27 июня 1709 года, дату справедливо назначили на 8 июля (11 дней);
• День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией произошло 26 августа 1812 года, дату правильно назначили на 5–7 июля (12 дней); - Если в историческом событии участвовали две страны, в разные века перешедшие на новый стиль, небрежные историки обоих стран могут внести еще большую сумятицу, по незнанию пересчитывая старинную дату каждый по-своему. Те же шведы дату невской битвы (15 июля 1240 по юлианскому календарю) могли бы неправильно пересчитать в 26 июля по григорианскому календарю (+ 11 дней), а такие же горе-историки пересчитали бы в 28 июля (+ 13 дней).
Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат:
- Для обозначения всех дат до 1582 г. н. э. чаще всего используется юлианский календарь, введённый только с 1 января 45 года до н. э.
- Даты до введения юлианского календаря 1 января 45 года до н. э. обозначаются по т.н. пролептическому юлианскому календарю. Пролептический (от греч. «предвосхищающий») календарь — календарь, расширенный на период до его введения. Проще говоря, даты считают по юлианскому календарю, несмотря на то что календарь еще не был даже придуман.
- Для пересчета дат после 1582 г. в тех странах, где на момент исторического события продолжал действовать юлианский календарь, дату пересчитывают в григорианский календарь, добавляя то число дней, на которое отличались календари на момент совершения события.
- В регионах, где не использовался юлианский календарь, датировка всех событий производится по пролептическому григорианскому календарю (определяющему датировку событий по правилам григорианского календаря до его появления 15 октября 1582 года).
Источник: Всемирная история и история России
Добавить комментарий