История сербской православной церкви
Содержание
СЕРБСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Белградский Михаило-Архангельский собор
Сербская Православная Церковь (или Сербский Патриархат), автокефальная поместная Церковь
- Официальный сайт:
- Каноническая территория: б. Югославия (Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Черногория); в «диаспоре» наиболее представлена в Германии и США, также в странах Западной Европы и Южной Америки, Канаде, Австралии; на канонической территории нескольких поместных Церквей ведает приходами для югославян
- Богослужебный язык: церковнославянский и сербский
- Календарь: юлианский
- Кафедральный собор: Михаило-Архангельский в г. Белграде (при нём здание Сербской Патриархии)
- Предстоятель: Ириней, Святейший Патриарх Сербский, Архиепископ Печский, Митрополит Белградский и Карловацкий
- Место в диптихе: 7 (Рус.) или 6 (Конст.)
- Состав: 53 архиерея; 46 епархий; более 3000 священнослужителей (ок. 2005) ; 2974 прихода (ок. 2005) ; 204 монастыря (ок. 2001) ; 9 высших духовных школ; 8 млн. членов (ок. 2005)
Каноническое устройство
Епархии Сербской Православной Церкви в югославских землях по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 30 мая 2011 г., commons.wikimedia.org
Зарубежные епархии Сербской Православной Церкви в Европе по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 2 июня 2011 г., commons.wikimedia.org
Зарубежные епархии Сербской Православной Церкви в Америке по состоянию на 2011 г. Работа Ivan25 от 1 июня 2011 г., commons.wikimedia.org
Епархии
См. также Епископат Сербской Православной Церкви
- Белградская архиепископия
- Митрополии:
- Епископии в югославских землях:
- Епископии за рубежом:
- Сербская Православная Церковь в Америке:
-
Автономии
- Охридская Архиепископия:
Исторический очерк
Первые семена Евангелия на Балканский полуостров принесли святые апостолы. В Далмации, исторической области Югославии, трудился апостол Тит. В IV веке на территории, входящей в состав Югославии, были Сирмийская митрополия и частично Фессалоникийская архиепископия. Христианство восточного обряда особенно распространялось среди сербов в IX веке, когда по просьбе сербского князя Мутимира византийский император Василий Македонянин в 869 году прислал к сербам греческих священников.
С 1219 г. — автокефалия. С 1346 г. — первый (т.н. Печский) Патриархат. Первый Патриарх Сербский Иоанникий (+ 1354) прославлен Сербской Церковью в лике святых. Патриарх Иоанникий участвовал в составлении «Законника» — известного в истории Сербии сборника законов. В XIV в. попала под иго турок и в церковную зависимость от Константинопольского патриархата. В 1557 году обрела независимость, но через два века снова оказалась в подчинении у Константинополя. Только после образования в 1815 году Сербского княжества Сербская Церковь вновь получила автономию в 1832 году, а в 1879 году — автокефалию. На территории соседней Македонии христианство известно еще со времен апостола Павла. С IV по VI век Македонская Церковь попеременно зависела то от Рима, то от Константинополя. В конце IX — начале XI века имела статус автокефалии (с центром в Охриде) и, возможно, участвовала в Крещении Руси. Особая церковная судьба была у Черногории и т.н. Буковинской Митрополии. Объединение всех этих православных областей в единую Сербскую Церковь произошло в 1919 г. С 1920 г, восстановлен Сербский Патриархат. Фашистская оккупация и последующий социалистический период нанесли Сербской Церкви значительный урон. Обострились националистические тенденции. В 1967 г. Македония отъединилась в самочинную автокефалию.
Предстоятели
Митрополит Жичский, Архиепископ Сербский
- Свт. Савва I (1219 — 1233)
Митрополиты Печские, Архиепископы Сербские
Архиепископы Печские, Патриархи Сербские
В Австрийской Империи:
- Митрополиты Дабро-Боснийские, автономия Константинопольского Патриархата
- Савва (Косанович) 1881–1885
- Георгий (Николаевич) 1885–1896
- Николай (Мандич) 1896–1907
- Евгений (Летица) 1907–1920
В Черногории:
В Сербии:
- Митрополиты Белградские, автономия Константинопольского Патриархата
- Петр (Йованович) (1833 — 1859)
- Михаил (Йованович) (1859 — 1879)
- Архиепископы Белградские, Митрополиты Сербские, автокефалия
Архиепископы Печские, Митрополиты Белградские и Карловацкие, Патриархи Сербские
Святые и святыни
Небесным покровителем Сербской Церкви считается святой Савва Сербский (+ 1237). Великими святынями являются мощи преподобного Симеона Мироточивого (+ 1200), святого Стефана Дечанского (+ 1331), святителя Василия Острожского (+ 1671), сербских князей — великомученика Лазаря (+ 1389) и Стефана Щиляновича (+ 1515).
Из монастырей наиболее известны Хилендарская обитель в честь Пресвятой Богородицы-Путеводительницы на Афоне (основана в 1199 году); Свято-Успенская Лавра «Студеница» (основана ок. 1183 года) — мать сербских церквей; Жичский монастырь (основан в начале XIII в.); монастырь «Печская Патриархия» (основан в середине XIII в.)
Статистика
- ок. сер. 2001 — более 3500 приходов; ок. 1900 священников; 204 монастыря, 230 монахов и 1000 монахинь; 6 семинарий (в Белграде, Сремских Карловцах, Нише, Цетинье, в монастыре Крка и Крагуевце), 2 богословских факультета (в Белграде и Либертивилле), Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовная академия в Србинье; в семинариях обучается более 1000 учащихся, на богословских факультетах и академии более 1000 студентов
- не позднее 1 января 2006 — 8 млн. членов; 45 архиереев; 37 епархий; 3000 священников; 2974 прихода
Средства массовой информации
- Гласник, ежемесячник
- Православлjе
Учебные заведения
- Богословский факультет Белградского университета
- Либертивилльский богословский факультет
- Фочская духовная академия
- Белградская духовная семинария
- Карловацкая духовная семинария
- Крагуевацкая духовная семинария
- Нишская духовная семинария
- Фочская духовная семинария
- Цетинская духовная семинария
Ставропигии
- Печская Патриархия (упом. 2007)
- Нижепольский Златоустовский монастырь (под Битолой, Македония, упом. 2007)
- Нью-Карлайлский Богородице-Рождественский монастырь (штат Индиана, США, упом. 16 февраля 2011)
- Либертивилльский Саввинский монастырь (штат Иллинойс, США, с 27 мая 2011)
Использованные материалы
- Страницы портала Иерархия церквей:
«3000 священников» согласно членской странице на сайте Всемирного совета церквей,
Членская страница на сайте Всемирного совета церквей,
«Сербская Православная Церковь: краткий исторический экскурс,» портал Православие.ру, 7 июня 2001,
По некоторым данным — до 1455 года.
По другим данным — с 1457 до 1463 года.
Патриарший титул не признан Османами, но используется в анналах Церкви.
назначен правительством, но не признан духовенством
не признан большей частью духовенства
Из-за болезни патриарха Павла, как первенствующий в Синоде, временно исполнял предстоятельские функции с 15 мая 2008.
Христианизация
Сложилось так, что крещение пришлых варваров и язычников стало частью политической борьбы за господство на Балканском полуострове. Под видом христианизации ромейские императоры возвращали себе власть над территориями Балкан. Политический подтекст крещения был очевиден и тем, на кого этот процесс был направлен, — болгарам и славянам. Когда хан Борис был готов ввести в Болгарии христианство, он обратился к священникам из далекого государства франков, а когда в 864 г. Болгария все же была крещена усилиями византийских миссионеров, Борис-Михаил апеллировал к Риму, чтобы пресечь вмешательство враждебной Византии в дела Болгарии. Этим он спровоцировал первый серьезный кризис в отношениях Рима и Константинополя.
С другой стороны, в 862 г. византийский император отозвался на просьбу великоморавского князя Ростислава, который просил прислать миссионеров для укрепления веры и церкви в его стране, ранее уже принявшей крещение от франков. Император поручил эту миссию братьям Мефодию и Константину, сыновьям своего влиятельного чиновника Льва, знавшим язык славян. Братья подготовились к миссии чрезвычайно основательно: они создали особую азбуку, приспособленную к передаче звукового строя славянского языка, и перевели на него важнейшие богослужебные тексты. Церковные власти Великой Моравии, находившиеся под юрисдикцией Рима, прервали успешно начавшуюся миссионерскую деятельность братьев: чтобы прояснить ситуацию, Мефодий и Константин отправились в Рим. По пути они посетили князя Нижней Паннониии Коцеля, который, как и Ростислав, хотел, чтобы братья проповедовали на его земле. Папа римский одобрил миссионерскую деятельность Мефодия и Константина. В Риме Константин постригся в монахи с именем Кирилл и вскоре умер, а Мефодий с учениками продолжил миссионерскую деятельность. Он стал архиепископом возрожденного архидиоцеза в городе Сирмий. Но и здесь ему всячески препятствовали. Поэтому реальные плоды деятельности братьев станут очевидны лишь при жизни поколения их учеников, которые найдут приют в уже принявшей в 885 г. крещение Болгарии.
Сербия в IX в. также приняла крещение: об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что внуков Властимира, родившихся около 870 г., называют христианскими именами Петр и Стефан. В Византии тогда правил император Василий I, которому и приписывают христианизацию южных славян, поскольку первое крещение сербов и хорватов, происшедшее во времена их переселения на Балканы, не имело серьезных и долгосрочных последствий. В биографии Василия I связываются воедино успешное крещение славян, установление над ними императорской власти и узаконение правящих династий в славянских княжествах. Как говорится далее в биографии, император стремился дать власть не тем, кто приносил бы ему большие доходы, обирая своих подданных, а тем, «которых они (славяне) выберут сами и возведут на престол по своим обычаям». Таким образом, власть византийского императора над славянскими переселенцами осуществлялась опосредованно, через их князей. Подобный тип верховной власти весьма устраивал славян — в их среде не появлялись правители-чужеземцы, никто не покушался на их обычаи и образ жизни. Покорность славян византийскому императору подтверждается и сведениями о том, что, когда в 870 г. король Людвиг воевал с арабами, ему на помощь в Южную Италию были отправлены корабли, на борту которых находились хорваты, сербы, захумляне, травуняне, конавляне, дукляне и неретляне.
Принятие христианства постепенно приводило к большим переменам в жизни славянских племен. Прежде всего, должно было фундаментально измениться отношение к собственной традиции. Каждый из новокрещеных славянских князей сталкивался с необходимостью — как это стало ясно уже во время крещения короля франков — почитать то, что до сих пор преследовалось, и преследовать то, что до сих пор почиталось. Это требование, безусловно, не имело отношения к славным предкам славян, но зато относилось к славянским божествам, о которых мы, впрочем, имеем весьма скромные сведения.
Согласно византийскому автору VI в. Прокопию, славяне верили, что «верховным богом, единственным владыкой мира был бог — творец молнии. Они приносили ему в жертву быков и других животных». Помимо этого славяне «обожествляли реки. Были у них и другие божества, менее высокого ранга, и всем им славяне приносили жертвы, а их именами заклинали и творили заговоры». О том, каковы были религиозные представления древних славян, мы можем судить лишь на основании тех данных, которые сохранились в языке, в названиях некоторых местностей, в некоторых обрядах, обычаях, верованиях, иногда даже в характерных атрибутах отдельных христианских святых из последующих эпох. Несомненно, что сербам были известны Перун, Белее, Вид (Свантовид), Мокошь, Дабог (Даждьбог). По крайней мере, имена этих богов впоследствии появлялись в более поздних источниках — в переводах текстов, где упоминались божества античного пантеона.
Принятие христианства означало и большие материальные затраты на постройку храмов и приобретение церковной утвари, но из-за нищеты и нехватки средств обеспечение славянских земель всем необходимым для церковной жизни происходило весьма медленно. Нехватка средств ощущалась и значительно позже: об этом свидетельствует фрагмент из жития святого Саввы Сербского (начало XIII в.), в котором говорится, что там, где святой Савва не мог построить каменную церковь, он строил деревянную, а где и того не мог, ставил крест. В IX и X вв. материальное положение Сербии было гораздо более скромным, чем в XIII в. Памятники архитектуры того времени практически не сохранились, за исключением церкви святого Петра в городе Рас и отдельных фрагментов зданий, в архитектуре которых особенно заметно подражание церквам Константинополя.
В устройстве церковной организации сталкивались две тенденции: с одной стороны, надо было продолжать традиции тех церковных центров, которые уже занимали видное место в истории церкви, а с другой — епископствам необходимо было приспосабливаться к границам новых государств и к политике их центров.
Новокрещеные князья были заинтересованы в том, чтобы подле них находился свой архиерей. Но если на побережье, где христианство существовало непрерывно еще с античных времени епископские кафедры были в каждом городе, то земли, вновь принявшие крещение и взятые в целом, составили бы только один диоцез. Так, в актах папы римского упоминаются в качестве епископств княжества Сербия, Захумле, Травуния. Сначала все новые епископства были подчинены митрополичьей кафедре в городе Сплит, унаследовавшем ее еще со времен древнего города Салон. Известно, что в соборах 925 и 927 гг. в Сплите, на которых ставились вопросы церковной дисциплины и в качестве языка богослужения была провозглашена латынь, участвовал князь захумлян Михаил Вишевич (первая половина X в.), при котором существовала епископская кафедра в городе Стон.
Принятие славянами христианства открывало дорогу проникновению в их земли имперской идеологии Византии, усвоению идеи о том, что император ромеев — наместник Христа на земле, отец и предводитель всех христианских правителей. За императора возносились общецерковные молитвы, его постоянно поминали на литургии. Процесс христианизации подчеркивал неравноправие славянских княжеств и Византии: славянам навязывалась точка зрения, согласно которой византийский император считал славянских князей своими чиновниками, получавшими от него определенное место в придворной иерархии, дары и символы власти.
Крещение Болгарии не привело к прекращению византийско-болгарского соперничества, в которое была втянута и Сербия. Частые междоусобицы внутри сербской правящей династии давали повод византийцам и болгарам вмешиваться во внутренние дела страны. Когда в 891 или 892 г. умер князь Мутимир, княжить стал его сын Прибислав, но правил он очень недолго, поскольку был свергнут с престола двоюродным братом Петром Гойниковичем (892–917). Некоторое затишье в византийско-болгарских отношениях, наступившее в годы правления Петра Гойниковича, обеспечило ему в течение длительного времени удержание престола.
Однако новые военные столкновения болгар и византийцев, а также амбиции наследника хана Бориса — Симеона (893–927), который желал стать царем и добился коронации в Константинополе в 913 г., привели к серьезному обострению византийско-болгарских отношений. Обострение это отразилось также на Сербии. В то время Петр Гойникович распространил свою власть на княжество неретлян и тем самым вступил в конфликт с князем захумлян Михаилом Вишевичем. Вишевич донес царю Симеону, что Петр Гойникович вместе с венграми что-то замышляет против болгар. Симеон послал против Петра войско во главе с родственником сербского князя Павлом Брановичем (917–920), который был возведен Симеоном на сербский престол, а Петр был отправлен в Болгарию. Византия же выдвинула против новоявленного сербского князя, находившегося под болгарским покровительством, Захарию Прибисавлевича. Однако Павел Бранович захватил Захарию в плен и передал его болгарам. Но затем он признал над собой власть византийского императора, и тогда Симеон направил в Сербию Захарию Прибисавлевича, дав ему в поддержку болгарские отряды. Захария правил Сербией в течение 920–924 гг. Укрепившись в качестве правителя, он предал Симеона и перешел на сторону Византии, чем только упрочил свою власть.
Монотонная хроника конфликтов и смен князей в Сербии показывает, что, несмотря на то что сербы пользовались более действенной поддержкой и помощью болгар, они, тем не менее, всегда предпочитали покровительство Византии. Первое войско, которое Симеон направил против Захарии, потерпело поражение. В 924 г. он послал второе войско, в составе которого находился член сербской династии Часлав Клонимирович. Его Симеон использовал как приманку— он якобы прочил Часлава в сербские князья, но вместо этого захватил в плен всех жупанов, собравшихся для представления новому князю, и подчинил себе всю Сербию. Болгария стала соседом Хорватии, и вскоре Симеон отправил армию и против нее.
Но Сербия находилась в полном подчинении у Болгарии недолго — до смерти Симеона в 927 г. Последствия болгарского господства дали о себе знать прежде всего в церковной и культурной сферах. В созданном Симеоном царстве «болгар и греков» в полной мере проявились результаты миссии Кирилла и Мефодия, и стало очевидным ее огромное значение для развития культуры в Юго-Восточной и Восточной Европе. Постепенно пополнялся фонд церковнославянских книг, а славянское богослужение беспрепятственно упрочивало свои позиции, развивалось и распространялось, особенно во время относительно спокойного периода правления Петра (927–969) — наследника Симеона, который приходился зятем византийской императорской семье.
Часлав Клонимирович (927 — ок. 950), которого ранее болгары прочили в сербские князья, обратил сумятицу, наступившую в Болгарии после смерти Симеона, в свою пользу. Ему удалось вырваться из заточения и с помощью византийского императора, с которым он поддерживал хорошие отношения, возродить сербское государство. Клонимировичу также был выгоден мир между Византией и Болгарией, поскольку в этот период (начиная с 896 г.) в Паннонской низменности, на землях, некогда заселенных аварами, обосновались племена венгров. В течение десятилетий конные отряды венгров совершали со своей территории набеги во всех направлениях, в том числе на запад и на юг. И Сербия, и Византия неоднократно подвергались их страшным опустошительным нападениям. Во время одного из таких набегов князь Часлав погиб.
На Чаславе информация о первой сербской династии прерывается. Остались ли наследники этой династии, обосновался ли кто-либо из них где-то в «Крещеной Сербии» — неизвестно. Нет никаких данных и о том, что происходило в течение следующих почти ста лет во внутренних областях Сербии: тогда внимание византийских авторов было приковано к княжествам на побережье.
Как раз в этот период вновь вспыхнуло жестокое противоборство между Византией и Болгарией. История Сербии того времени представляет собой темное пятно, но надо полагать, что она была втянута в это противоборство, по крайней мере, в такой же степени, как и в первой половине X в. Некоторые политические силы в Византии проводили по отношению к Болгарии воинственную политику, стремясь сломить и полностью подчинить ее себе. Ради этого Византия заключила военный союз с русским князем Святославом, и в 969–971 гг. ей удалось отвоевать у Болгарии немало территорий и выйти на границу вдоль Савы и Дуная. Но там Византия долго не удержалась: уже в 976 г. на юге Болгарии вспыхнуло восстание.
Пользуясь тем, что в Византии наступил период внутренних неурядиц, стоявший во главе восстания болгарский царь Самуил (976–1014) быстро распространил свою власть вплоть до Аттики, Фессалии и Ионического побережья. Некоторое время в его руках находился и город Драч. Войска Самуила проникали даже в византийскую фему Далмацию. Он подчинил себе Дуклянское княжество, назначив вассальным правителем своего зятя, князя Иоанна (Йована) Владимира. Выход Самуила к Далмации подразумевает, что Сербия была тогда в его власти, как и во времена Симеона.
Византии удалось перейти в наступление только в самом конце Хв.(после усмирения своих внутренних смут. Стой поры начинается последовательное вытеснение Болгарии с завоеванных территорий, не прекращавшееся вплоть до полного триумфа Византии. Самуил терпел поражение за поражением и умер в 1014 г., потерпев неудачу в очередной битве на реке Беласица. Его наследники, сначала сын Гавриил Радомир, а затем племянник Иоанн (Йован) Владислав, были уже не в состоянии сопротивляться Византии, ив 1018 г. она окончательно ликвидировала Болгарское царство, надолго закрепившись на приграничной линии вдоль Савы и Дуная.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Принятие христианства в Сербии
Впервые на территории Балканского полуострова Святое Евангелие проповедовали апостолы: Андрей Первозванный, мученически скончавшийся в Ахаии, Павел, прошедший по восточной и южной частям Балканского полуострова, и Тит, осуществлявший миссионерскую деятельность в Далмации.
В IV в. на территории будущей Сербии образовались Салонийская архиепископия (охватывала приходы римской провинции Далмации) и Сирмийская митрополия (состояла из приходов, находящихся между притоками Дуная — Дравой и Савой).
До 732 г. сербы находились в юрисдикции Римской церкви. В 732 г., благодаря завоеваниям византийского императора Льва III Исавра, Восточная Иллирия, где проживали сербы, отошла к Византии. Таким образом, сербские епархии перешли под омофор Константинополя.
Но ни западные, ни восточные проповедники не могли полностью христианизировать сербов, так как они совершали богослужение на непонятном для народа латинском или сербском языке. Христианство у сербов укрепилось лишь после того, как здесь начали вести проповедническую деятельность святые братья Кирилл (826 — 869) и Мефодий (820 — 885), создавших славянскую азбуку.
Вероятно, направляясь в Великую Моравию из Константинополя, они прошли через сербские земли. Позже их ученики, Климент и Наум, были изгнаны из Моравии и поселились в Охридском крае, в Македонии. Здесь стала расцветать славянская письменность и монашество, возникла первая славянская Величская епархия, первым епископом которой в 893 г. стал св. Климент. В тот период Сербия еще не имела своей церковной организации. Сербы состояли в римской, греческой и охридской юрисдикциях.
Около 1190 г., пользуясь ослаблением Византии, жупан Стефан Неманя добился полного суверенитета и основал в Сербии династию Неманичей. В 1196 г. Неманя отрекся от престола в пользу среднего сына Стефана и вскоре отправился на Афон, в русскую обитель Святого Пантелеимона, где пребывал его младший сын Савва (мирское имя Растко) (1169 — 1237) и там же принял монашеский постриг.
С деятельностью Саввы связано окончательное оформление Сербской Церкви. Он стал ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом, прося его о даровании самостоятельности Сербской Церкви. Учитывая тяжелое положение христианства в Сербии, вызванное католическим влиянием, Константинопольский Патриарх Мануил I (1215 — 1222) в 1219 г. рукоположил св. Савву в сан Архиепископа Сербского и одновременно признал автокефалию Сербской Православной Церкви.
Святитель Савва, став предстоятелем, на обратном пути в Сербию снова посещает Афон. Там из Хиландарского монастыря он взял несколько образованных иноков с намерением хиротонисать их во епископы новой самостоятельной Церкви.
Св. Савва в период с 1219 по 1233 г. открыл 8 новых епархий. Впоследствии архиепископ Савва разделил Сербию на 12 епархий, во главе которых он поставил епископов — подвижников Хиландара 55. Стали появляться монастыри, за основу жития, в которых вводились афонские уставы.
Он созвал в г. Жиче Поместный Собор, в деяниях которого участвовало все духовенство Сербии. Осудив ереси, он призвал всех участников Собора строго соблюдать православную веру.
Основатель Сербской Церкви стремился также создать неразрывный союз между Церковью и Сербским государством во имя спасения Православия и сохранения сербов как нации. В этой связи в 1221 г. архиепископ Савва в Жиче торжественно короновал князя Стефана, получившего прозвище Первовенчанный. Этот акт имел большое государственное и церковное значение: коронация, несомненно, повышала авторитет православного Сербского королевства и укрепила саму династию Неманичей.
В 1229 г. святитель Савва совершил паломническое путешествие в Палестину. Возвращаясь в 1230 г. в Сербию, он вновь посетил Афон. В 1233 г. он отказывается от святительского престола, стремясь к иноческой жизни. Преемником стал его ученик Арсений I (1233 — 1263). Безусловно, вклад святителя Саввы в организацию Церкви в Сербии огромен. Официальная канонизация святителя Саввы состоялась в 1775 г., хотя сербы почитали его с первых же дней кончины. Память святителя Саввы празднуется два раза в год — 14 января ст. ст. (этот день считается днем сербского просвещения) и 6 мая.
С 1219 до 1346 гг. предстоятель Сербской Церкви носил сан Архиепископа.
В 1346 г. по инициативе сербского короля Стефана Душана был созван Церковный Собор в г. Скопье, на котором Сербская Церковь была возведена в ранг Патриархии. Отдельные епархии переименовались в митрополии. Первым Сербским Патриархом стал Иоанникий II (1346 — 1354). Его резиденция находилась в г. Пече, вследствие чего за Сербской Церковью закрепилось название Печской Патриархии. Константинопольский Патриарх Каллист решительно не признал Сербского Патриарха и наложил на Сербскую Церковь анафему. Только в 1374 г., благодаря настоянию сербского монаха с Афона Исаии, анафема была снята.
Сербия является страной, в которой люди приняли христианство прежде Руси. Однако после этого жители страны попали под иго Турции, что оказалось более пагубным для христианской веры в этой стране, чем даже монголо-татарское иго, под которым находилась несколько лет наше государство. Почти 500 лет в Сербии не создавались иконы, церковные книги, не возводились храмы. Именно это наложило свой отпечаток на современные религиозные традиции, существующие на сегодняшний день в этой стране. Большинство церковных праздников в Сербии празднуются практически всеми жителями страны и пользуются огромной любовью. Кроме этого, народ чтит поминальные дни Василия Острожского, Саввы Сербского, которые на сегодняшний день люди почитают как святых.
Принятие христианства сопровождалось установлением у сербов пользующегося у них всеобщим и повсеместным распространением праздника «славы» или «крестного имени» (крсно име). Празднование этого праздника в полной силе и в настоящее время, и оно присуще одним только сербам, так как ни у какого иного народа этого праздника нет: оно может служить отличительным признаком принадлежности к сербскому племени там, где по тем или иным причинам по этому предмету могло бы возникнуть сомнение.
Происхождение этого праздника таково: при крещении каждая данная семья принимала, как своего фамильного патрона, того святого, память которого праздновалась в этот день церковью. Праздновать этот день называется «славить славу» или «служить крестное имя». Это один из наибольших и для каждой данной семьи наиболее торжественных праздников.
Празднование начинается молебствием и сопровождается некоторыми приуроченными к празднику обрядами; затем славящий славу должен устроить угощение своим гостям, лично при этом прислуживать им, не садясь за стол по крайней мере до тех пор, пока не поднята первая чаша вина в честь самой Славы самим хозяином.
Сокровенная Сербия
Белград
В Сербии мне доводилось бывать и прежде, правда, коротко. Признаться, о ярком колорите этой балканской страны и об особом характере её народа мне было известно в основном из фильмов всемирно известного сербского режиссера Эмира Кустурицы, в поэтических образах которых органично переплетаются между собой крайние проявления человеческого бытия – рождение и смерть, радость и горе, вера и суеверие, милосердие и жестокость. Кустурица, надо сказать, очень верно отразил в своих картинах широту сербской души. Не эта ли широта сближает и роднит нас, русских, с сербами?
В поисках этой души я и отправился в недельное путешествие по Сербии. Мне вряд ли удастся передать все мои впечатления от соприкосновения с этим «пограничным» миром, поэтому ограничусь лишь кратким описанием моего «паломничества». Хочу уточнить: применительно к Сербии определение «пограничный» указывает, как мне представляется, не только на внешнее положение этой страны, но и на внутреннее её состояние. В «пограничности» Сербии как раз и кроется, на мой взгляд, не слишком, быть может, броский, но, безусловно, возвышенный трагизм ее судьбы.
Между молотом и наковальней
После завоевания значительной части Балканского полуострова турками-османами в 1459-м году Сербия на несколько веков утратила свою государственность, а сербский народ оказался зажатым, как в тисках, между чуждыми ему по духу цивилизациями – мусульманской и западно-христианской. Как же сербам удалось выжить и сохранить свою идентичность? Думаю, не ошибусь, если скажу, что определяющую роль в этом сыграло Православие. Именно оно стало той закваской, благодаря которой между молотом и наковальней, в страданиях и испытаниях формировался сербский характер. Неслучайно в Сербии так почитают святого Савву. В конце XVI века турки сожгли его мощи на горе Врачар, чтобы изгладить из народного сознания всякую память о нем. Мощи сгорели, а память только укрепилась и на протяжении столетий, подобно неугасимой лампаде, освещала порой невыносимую жизнь угнетенного сербского народа. Сколько невидимых миру слез было пролито перед иконами святого, сколько молений и стенаний было обращено к нему. И не напрасно. Несмотря на притеснения и унижения, сербы сохранили крепость духа, веселый нрав и трепетно-радостное отношение к жизни.
Посещение храма Саввы Сербского стояло в программе моей поездки на первом месте. С него, по сути дела, и началось мое погружение в «сокровенную» Сербию.
Геополитический рок
Башня Гардош
Но сначала мой гид по имени Радула, блестяще эрудированный и милый человек, повез меня к башне Гардош в белградском районе Земун. Башня стоит на холме, а с холма открывается прекрасный вид на Дунай и Саву. По рекам, собственно, и проходила граница между двумя империями – Османской и Австро-Венгерской. Сидим на террасе кафе, пьем турецкий кофе, по-сербски – «домача кафа», то есть домашний кофе, и размышляем о судьбах Сербии, о геополитическом роке, который с давних времен преследует эту страну, поневоле ставшую ареной борьбы между различными внешними силами за господство на Балканах. День изумительный, в прозрачном осеннем небе ярко светит солнце, и нам хочется верить, что когда-нибудь этот рок оставит-таки Сербию в покое.
Благодатное Небо
В Пасхальные дни на Сербию сыпались бомбы. Операция НАТО называлась «Ангел милосердия»
Храм Саввы Сербского воздвигнут на горе Врачар, где турки-османы сожгли мощи святого. Это один из самых больших православных храмов в мире, не уступающий по своим размерам Софийскому собору в Стамбуле. Внутри еще ведутся отделочные работы. Ведутся неспешно, но основательно, с использованием высококачественных строительных материалов, «чтобы на века», как замечает мой гид. По уже законченному, сияющему фресками приделу храма, освященному в честь святых мучеников Ермила и Стратоника, можно представить себе, как будет выглядеть главный придел. В храме находится список с Богородичной иконы «Благодатное Небо», подаренный Русской Православной Церковью в год очень болезненного для сербов отсечения от Сербии Косова, колыбели сербского Православия. На иконе надпись – «Царица Небесная, спаси землю Сербскую». Стоя перед иконой, мы с Радулой вспоминаем, как в светлые Пасхальные дни 1999 года с неба на Сербию сыпались бомбы и ракеты. Операция НАТО называлась «Ангел милосердия»…
Мирный субботний день. На паперти стоит группа цыган с трубами, аккордеонами и барабанами, терпеливо ждет, когда из храма выйдет только что обвенчавшаяся пара в окружении многочисленных родственников и друзей. И вот гремит музыка, прямо как в фильмах Кустурицы, та самая, которую играют на свадьбах или похоронах.
То, что стало трагедией для России, промыслительным образом обернулось благом для Сербии
Направляемся к русской церкви Святой Троицы. В 1999-м году она сильно пострадала от ракетного удара, нанесенного по находящемуся поблизости Белградскому телецентру, но была быстро восстановлена. Маленькая и светлая. В ней покоятся останки одного из вождей Белого движения, барона Врангеля, а на стене у выхода висит мемориальная доска с именами русских добровольцев, погибших за Сербию.
Потом мы долго гуляем по городу, и Радула, указывая на разные достопримечательности, рассказывает мне о русских архитекторах, инженерах и ученых, которые внесли неоценимый вклад в строительство Сербского государства, вновь обретшего свою независимость после Первой Мировой войны. До войны преобладающая часть сербского народа не имела широкого доступа к образованию, и после создания Королевства сербов, хорватов и словенцев обнаружилась острая нехватка национальных кадров. А в России в это время шла Гражданская война, и в Сербию хлынул поток русских эмигрантов, среди которых было много выдающихся представителей русской культуры, науки и духовенства. Воистину то, что стало трагедией для России, промыслительным образом обернулось благом для Сербии. Вечером, сидя в уютном ресторане, поднимаем бокалы за наши братские народы.
В сербской «Австрии», как у себя дома
Дворик дома о. Милана На следующий день мы отправляемся на север Сербии, в Воеводину. Поскольку главная цель моего путешествия – посещение монастырей, наш маршрут пролегает через Фрушкскую Гору с её 16-ю обителями. Фрушка-Гора представляет собой кряж, покрытый заповедными лесами, в которых водится всякая живность. Из-за множества обителей это место называют Сербским Афоном. У монастырей в этой части страны есть, однако, интересная в архитектурном отношении особенность. Над их стенами доминируют многоступенчатые колокольни в стиле барокко: такие строения часто встречаются в Австрии и Германии и даже являются там неотъемлемой частью сельского пейзажа. А за монастырскими стенами прячутся храмы, построенные в византийском стиле.
В один из таких монастырей, Хоповский, мы и заезжаем. Только что закончилось утреннее богослужение, в храме еще пахнет ладаном. Мы молча прогуливаемся по пустынному внутреннему дворику, пестрящему осенними цветами. Выходя из монастырских ворот, встречаем пожилую женщину. Ее морщинистое лицо светится в солнечных лучах. Она улыбается и тихо приветствует нас словами: «Благословен этот прекрасный день!» Поют птицы, шелестит желтеющая листва, в траве вдоль монастырских стен бродит рыжий котенок. Испив воды из святого источника у подножья холма, садимся в машину и едем дальше. Следующая остановка – Сремски-Карловци.
Все какое-то свое, родное – и люди на улицах, и знакомая речь
Этот небольшой, с виду типично европейский город славен не только архитектурными памятниками в стиле барокко, но и судьбоносными историческими событиями, многие из которых связаны с Россией. В 1921-м году здесь проходил Первый Всезарубежный Собор. В период с 1922 по 1927 годы в Сремски-Карловци жил барон Врангель. Недалеко от памятника русскому военачальнику стоит другой, посвященный «патриоту России и Сербии» графу Савве Владиславичу-Рагузинскому, который служил при дворе русского Императора Петра I.
Наконец мы добираемся до столицы Воеводины, города Нови-Сад. После посещения Петроварадинской крепости, построенной для защиты Габсбургов от турок, обедаем в национальном ресторанчике на берегу Дуная, где нас потчуют свежим и копченым сазаном, а потом гуляем по городу. Такое впечатление, что мы не на Балканах, а где-нибудь в Зальцбурге или Линце. Впрочем, это немудрено: Австрия совсем рядом. И вместе с тем все какое-то свое, родное – и люди на улицах, и знакомая речь.
Синий Ангел
Храм св. Ахиллия
Мы долго стоим перед чудесной фреской с изображением ангела в синем одеянии
На следующий день я вновь собираюсь в дорогу, которая должна привести меня в монастырь Милешево на юге Сербии. Путь неблизкий. У меня новый гид, улыбчивая и очень осведомленная женщина. И имя у нее соответствующее – Милка. По мере удаления от Белграда пейзаж становится все более живописным: невысокие, но все же внушительного размера горы со скалистыми выступами, луга, на которых пасутся коровы и овцы, извилистые ленты рек в ущельях.
Милка предлагает заехать в городок Ариле, где находится храм Святого Ахиллия со знаменитой фреской «Синий Ангел». Ариле – «столица» малины. Кусты малины рассажены здесь повсюду – на равнине, по склонам холмов – и напоминают виноградники. Во дворе стоящего на холме храма нас встречает отец Милан, человек приятной наружности, очень подвижный и энергичный. Он живет в располагающейся неподалеку деревне Прилипац, а сюда приехал с группой художников, для которых он ежегодно организует пленэр. Но о нем чуть позже. Нас тут же приглашают к столу, угощают кофе и сливовицей. «Отец Милан, а старцы в Сербии есть?» – спрашиваю я. «Да, но мало», – отвечает он. К сожалению, те монастыри, в которых подвизаются старцы, в нашу программу не включены, но слова отца Милана я беру на заметку. Потом мы долго стоим в храме перед чудесной фреской с изображением ангела в синем одеянии. На прощание нам по традиции говорят: «Ангела вам в дорогу!» «Да еще какого, Синего!» – думаю я про себя с улыбкой. И вот мы мчимся по извилистым дорогам на встречу с другим – «Белым».
Белый Ангел
Милешевский монастырь
К Милешевскому монастырю мы подъезжаем уже ближе к вечеру, когда садится солнце. Заселившись в простую, но уютную гостиницу у монастырских стен, идем на вечернюю службу. В просторном храме – лишь священник, пять или шесть монахинь на клиросе и мы. Монастырь знаменит своими уникальными фресками. Их духовная строгость и вместе с тем нежная земная красота завораживают. Стою перед фреской с «Белым Ангелом», считающейся одним из величайших шедевров православного изобразительного искусства. Это тот самый Ангел, который отвалил камень от двери гроба Господня и сидел на нем, и «одежда его была бела, как снег» (Мф. 28, 3). Перед сном прогуливаюсь вдоль монастырских стен. Луна серебрит близлежащие холмы, тихо журчит речка Милешевца.
Милешевский монастырь
Утром, после Божественной литургии, мы едем в монастырь Студеница. Пейзажи продолжают радовать глаз. По дороге в обитель останавливаемся в каньоне реки Увац, чтобы полюбоваться белоголовыми сипами. Одна из птиц, вынырнув откуда-то из-за деревьев, плавно пролетает прямо у нас над головами, словно приветствуя нас своими широкими крылами.
Монастырь Студеница
Овчар-Кобларское ущелье для паломника – как Афонская Гора в Греции
Сербские монастыри располагаются, как правило, в живописнейших местах. Студеница – не исключение. Это один из самых больших и богатых монастырей Сербии с двумя прекрасными старинными церквами из белого мрамора. Народу, надо сказать, в монастырях встречается немного, да и насельников тоже маловато, но люди продолжают притекать туда небольшими ручейками, и святые обители, как и прежде, остаются центрами духовной жизни. Когда мы находились в Студенице, вечером в монастырь приехала группа сербских офицеров, человек 30–40, и было трогательно наблюдать, как эти статные мужчины в военной форме тихо, стараясь не шуметь, передвигались по храму, подолгу задерживались перед иконами, крестились, как потом, сидя за большим столом в трапезной, внимательно и почтительно слушали еще нестарого и такого же статного настоятеля.
Жичский монастырь
Программа следующего дня предполагала посещение еще трех монастырей, которые, как и два предыдущих, являются объектами всемирного наследия ЮНЕСКО. «Милка, а нельзя ли нам изменить маршрут? Отец Милан говорил о старцах. Вот бы благословиться у них!» Звоним батюшке. Он сразу же берет трубку, говорит, что с радостью сопроводит нас, и назначает нам встречу неподалеку от городка под названием Овчар-Баня. По дороге туда мы все же успеваем посетить краснокаменный Жичский монастырь, в котором когда-то подвязался почитаемый во всем мире Николай Сербский.
Жичский монастырь
Овчар-Кобларское ущелье – одно из самых красивых мест в Сербии, а для паломника – это как Афонская Гора в Греции. Здесь десять монастырей, располагающихся недалеко друг от друга, – так, что передвигаться от одного к другому можно пешком, как на Афоне.
Карта Овчар-Кобларского ущелья
«Ищите прежде Царствия Божия и правды Его»
По узкой, изрядно разбитой дороге, поднимающейся в гору, едем с отцом Миланом в Преображенский монастырь. «Мы к отцу Вениамину с гостем из России. Он у себя?» – спрашивает батюшка у встречающего нас у ворот пожилого монаха. «У себя, – отвечает тот, – проходите, пожалуйста». Нас ведут в трапезную, усаживают за стол, предлагают кофе. Минут через десять к нам выходит архимандрит Вениамин, один из самых известных в Сербии духовников. Ему за восемьдесят. Несмотря на возраст и проблемы со здоровьем, у него необыкновенно ясный и сосредоточенный взор. «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и вся сия приложатся вам (Мф. 6, 33), – говорит он сразу, без предисловий. – Здоровы мы или больны, за все возблагодарим Господа!» Эти слова обращены непосредственно к нам, сказаны для нас, как напутствие. Он говорит о духовном кризисе в мире, затронувшем и Сербию, и о том, что душа человеческая все равно стремится к Богу. Потом дрожащей старческой рукой он записывает в свой потрепанный помянник наши имена и имена наших близких. Благословившись у старца, мы идем в храм, очень скромный по сравнению с тем, что я видел до сих пор. И вообще, обстановка в обители скромная и даже бедная. Монастырь живет в основном на пожертвования простых людей. На прощание мне дарят изготовленную в монастыре большую восковую свечу.
Отец Давид Едем в женский монастырь Святого Николая, располагающийся прямо на берегу реки. Насельницы монастыря – женщины в основном пожилые. Игумении за девяносто. Духовник обители, отец Давид, живет при монастыре. Отец Милан ведет нас прямо к нему в келлию. Судя по всему, они хорошо знакомы друг с другом. В отличие от сурового на вид отца Вениамина, отец Давид, которому тоже около восьмидесяти, светится лучезарной улыбкой, как ребенок, весело смеется. Келлия поражает своей простотой. Кровать, табурет, маленький столик, на котором лежит початая луковица, несколько книг на ветхой этажерке и бумажные иконки на стене. После короткой беседы отец Давид, низенького роста, согбенный, с палочкой в руке, провожает нас до выхода из дома, благословляет на дорогу. Речка радостно искрится в солнечных лучах. «Ну а теперь – ко мне в гости», – говорит отец Милан. С радостью принимаем приглашение, хотя и немного стеснены во времени, потому что к вечеру нас ждут в другом месте, а до него еще ехать и ехать.
Галерея отца Милана
Деревня о. Милана. Храм и галерея
Отец Милан – приходской священник. Небольшая белоснежная Церковь, в которой он служит, стоит на холме в центре деревни. Она утопает в зелени, во дворике – клумбы с цветами. Рядом с церковью дом с черепичной крышей. На нижнем этаже картинная галерея, а на верхнем, под крышей, – комнаты для художников, которых отец Милан принимает у себя каждый год, организуя для них осенний пленэр. Тяга хозяина к прекрасному проявляется в каждой детали его быта – в увитом плющом домике, в котором он живет со своей семьей, в мебели, которую он долго и тщательно собирал, реставрировал, а то и мастерил сам вместе с сыном, увлекающимся резьбой по дереву, и даже в огороде за домом, по которому расхаживают куры и парочка коз. После чашки «домача кафа» и пары рюмок местной сливовицы, выпитых за наше здоровье и за Россию, отец Милан приглашает нас отужинать в ресторане своего друга. Как тут откажешься! Ресторан располагается в живописнейшем месте напротив пещеры Потпечка. В нем подают свежую форель, выращиваемую в искусственных прудах в саду за рестораном. Друг отца Милана, которому принадлежит это заведение, – байкер, настоящий, с бородой, в кожаной куртке и с круглой шапочкой на голове. Вот они сидят рядышком за столом напротив меня, оба в черной одежде, и, право слово, трудно определить, кто из них священник, а кто байкер.
Дом для художников
Возвращение в Белград
Потом меня везут в славящийся своими минеральными водами курортный городок Аранджеловац, что в переводе с сербского означает «город Архангела», чтобы я мог перевести дух после долгой, насыщенной яркими впечатлениями дороги. В этом немного сонном городе, утопающем в зелени парков и садов, мы проводим целый день.
Подъезжая к Белграду на следующий день, мы решаем посетить памятник советским ветеранам войны на горе Авала. Он был воздвигнут на том месте, где в 1964-м году разбился самолет с делегацией советских военачальников, летевших в сербскую столицу, чтобы принять участие в праздновании 20-й годовщины освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Удивительное совпадение: мы возвращаемся в Белград как раз в День освобождения. Полдень, церемония возложения венков уже закончилась, но к памятнику продолжают подходить люди, в основном – пожилые мужчины, некоторые – в военной форме и с медалями на груди. Один из них извлекает из кармана фляжку со сливовицей, и мы по очереди, молча, выпиваем по глотку за павших героев. А ближе к вечеру в Белграде проходил военный парад, на котором присутствовал министр обороны Российской Федерации, и в сербское небо взмыли русские «Стрижи».
Вечером – прощальный ужин в ресторане «Река», пользующемся огромной популярностью из-за живой музыки и уютного интерьера. В переполненном зале – люди разного возраста: мужчины в нарядных рубашках и элегантных пиджаках, женщины в модных платьях и туфлях на высоком каблуке. Звучат сербские и англоязычные шлягеры. Мое внимание привлекает пожилой мужчина лет восьмидесяти. Невзирая на возраст, он танцует без передышки, кружит по залу, выделывает разные па. Потом, вероятно, подустав, он, галантно прощается с посетителями и с гордым видом покидает зал. Публика уже изрядно разгорячена, и оркестр без всяких пауз заводит задорную и одновременно щемящую сердце сербско-цыганскую музыку. Весь ресторан пускается в пляс.
На следующий день меня доставляют в Белградский аэропорт, названный именем великого сербского изобретателя Николы Теслы. В «Музее Теслы» я, к сожалению, побывать не успел. Ничего, в следующий раз. Ожидая посадки в самолет, почему-то вспоминаю слова моего первого гида, Радулы, оброненные им как бы в шутку: «У меня три кумира: Тесла, Кустурица и Путин». Тихо улыбаюсь про себя.
Русская Православная Церковь
По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников.
Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература.
Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из cыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников.
В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины.
По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Cв. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца — св. Симеона Мироточивого — в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.
В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св.Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников — подвижников Хиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.
После завершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св.Cаввой был основан знаменитый Печский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св. Савва и в укреплении сербской государственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт. Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере.
Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю — в 1229 и 1234 гг. В свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св. Георгия в Аконе и св. Иоанна Богослова на горе Сион. Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево.
Преемники святого Саввы активно продолжали его дело,имея всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее — болгар и куманов (1253). Поэтому свт. Арсений Сремец перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей, у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя свв. Апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жиче. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция Сербских архиепископов не была окончательно перенесена в Печ.
Почти все Сербские архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324-1337), перу которого принадлежит «Жизнь кралей и архиепископов Сербских».
После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печские Патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно Патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей.
С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия.
Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года.
Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печской Патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского Патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.
Сербы Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не получали права иметь своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. Только после того как Далмация перешла во владение французов, здесь в 1810 г была открыта православная епископская кафедра. В 1815 г. по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии, и далматинская епархия была подчинена Карловацкому митрополиту. Епископская кафедра первоначально находилась в Шибенике, а с 1841 г. переместилась в Задар. В 1871 г. была открыта еще одна кафедра в Которе. В Задаре находилась духовная семинария. Одним из епископов Задарских был магистр Киевcкой духовной академии Никодим Милаш, чей капитальный труд «Курс православно-церковного права» имеется в русском переводе. В 1873 г. обе кафедры были подчинены Буковинскому митрополиту.
За время Первой мировой войны СПЦ потеряла около трети своего духовенства. В общей сложности погибло и умерло свыше 1000 священнослужителей. После окончания войны было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в границах которого оказались все части Сербской Церкви. Вне границ нового государства (с 1929 года — королевство Югославия) остались только три епархиальных центра: Темишоар (Румыния), Будапешт (Венгрия) и Задар (захваченный Италией), а также Скадар с окрестностями (Албания) и сербские церковные общины в Вене, Триесте, Риеке, Америке и Канаде.
Представители всех частей Сербской Церкви выразили желание объединиться. Для объединения было необходимо решить вопрос о юрисдикции Далматинской и Боко-Которской епархий, принадлежавших к Буковинско-Далматинской митрополии и сербских епархий в Боснии и Герцеговины, Южной и Старой Сербии, подчинявшихся Константинопольской Патриархии. Работой по объединению занимался специальный комитет носивший название «Центральный Архиерейский собор объединения Сербской Церкви». Председателем этого комитета стал митрополит Черногорско-Приморский Митрофан Бан.
Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.
28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого Патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал Патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.
Приемником патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году Сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских Патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование Патриархов происходило в древнем Печском монастыре.
Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941 г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского Патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным.
Такое же положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. За время II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев. От рук хорватских усташей погибли митрополит Дабробоснийский Петр (Зимонич), епископ Банялукский Платон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властями был расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит Загребский Досифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и после того, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьба постигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможности окормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять архиереев. В отсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлял митрополит Скопльский Иосиф.
После окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосифа Броз Тито, и страдания Сербской Церкви не прекратились. Власти разрешили возвращение Сербского Патриарха Гавриила на родину только в ноябре 1946 г. Прибыв 14 ноября в Белград, Патриарх сразу же столкнулся с многочисленными проблемами в организации нормальной жизни Церкви. Епископы и священники подвергались арестам и заключениям на продолжительные сроки, многие попадали в тюрьму без всякого суда и следствия. Большое количество священников было убито. В окрестностях Аранджеловца был убит митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий. Епископ Бачский Ириней (Чирич) 17 месяцев содержался под домашним арестом. Уже после снятия ареста владыка был сильно избит и после тяжелой болезни скончался. Митрополит Скопльский Иосиф 18 месяцев находился в заточении в монастырях Жича и Любостиня, после чего он тяжело заболел. Митрополит Черногорско-Приморский Арсений (Брадваревич) и викарный епископ Хвостанский Варнава (Настич) прошли через многолетнее заключение.
Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви: были изъяты все метрические книги, введен гражданский брак, прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников находящихся на покое перешли в собственность министерства труда. Священнослужители были лишены всякой социальной защиты. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70.000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. Отнято большое количество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей и храмов. кое-где местные власти препятствовали клирикам осуществлять свое служение. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам на приходы, в связи с чем в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.
На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравской епархии СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви.
С возобновлением нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первые послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г. издавалась газета для приходского духовенства «Вестник».
Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова), который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой Патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию принадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При Патриархе Викентии была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C 1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета » Богословие». В 1958 году был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године Патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Священного Архиерейского Синода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новым предстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший трон Сербских Патриархов более тридцати лет.
В правление Патриарха Германа осуществлялась реставрация и строительство храмов. Было построено новое здание Богословского факультета. Одной из главных заслуг Патриарха Германа явилось открытие в 1964 году Семинарии во имя Св. Арсения в Сремских Карловцах. В монастыре Крка (Далмация) была открыта двухгодичная и пятигодичная семинарии. Возобновилась работа монастырской школы в Овчаре, а в 1967 году такая же школа открылась в монастыре Острог. В начале 1986 года начал свою работу Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Либертвилле (США). При Богословском факультете в Белграде открылся Богословский институт с двухгодичным курсом обучения. Развивалась издательская деятельность СПЦ. C 1965 г. снова стал выходить большой Церковный календарь, а с 1967 года новостной бюллетень Сербской патриархии «Православлье». Стало печататься детское издание «Светосавско Звонце»(«Святосавский колокольчик»). В 1968 года стал выходить богословский сборник «Теолошки погледи» («Богословские взгляды»). Периодически на английском языке выходило обозрение «Српска Православна Црква у прошлости и садашньости» («СПЦ в прошлом и настоящем»). За время Патриарха Германа было основано несколько новых епархий. В то же время в СПЦ произошло два раскола: в 1963 году Американский, который был в последствии преодолен, и в 1967 году Македонский, продолжающийся до сих пор.
В 1990 году Патриарх Герман в связи с болезнью был отправлен на покой. 1 декабря 1990 года новым предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел. Одним из первых дел нового предстоятеля СПЦ по вступлении на патриарший престол было начало работы по преодолению церковного раскола в Америке и Канаде. В результате в 1992 было восстановлено долгожданное каноническое единство.
Распад Югославии сопровождался кровопролитными и разрушительными военными столкновениями на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. Сербский народ был изгнан из многих районов на территории этих бывших республик СФРЮ вместе со своими епископами и священниками. В огне войны оказалось десять епархий Сербской Церкви. Как и во время Второй мировой войны разрушению подверглось большое количество православных храмов. Некоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служения. При этом храмы, монастыри, церковные здания и православные кладбища, разрушались как в ходе ожесточенных боевых действий, так и после изгнания сербского населения в целях уничтожения памятников сербской культуры. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил КФОР. По официальным данным уже с июня 1999 года по настоящий день здесь уничтожено, повреждено и осквернено около 110 храмов и монастырей.
Одновременно с этим во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковной жизни, было построено значительное число новых храмов и других церковных объектов. За время управления Сербской Церковью патриархом Павлом совершено большое количество епископских хиротоний. Основано несколько новых епархий. Возобновил свою работу ряд духовных учебных заведений. Не смотря на трудности происходит постепенное восстановление церковной жизни в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием является продолжающееся строительство в Белграде самого большого в Европе православного храма — собора Святого Саввы.
В настоящее время в СПЦ насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря, около1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь. Подготовка будущих священнослужителей и законоучителей осуществляется в шести семинариях: в Белграде, Сремских Карловцах, Нише (Призренская семинария перемещенная в 1999 году в г. Ниш), Цетинье, в монастыре Крка и Крагуевце. Действуют два богословских факультета — в Белграде и Либертвилле, а также Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовная академия в Србинье. В семинариях обучается более 1000 учащихся, а на богословских факультетах и академии более 1000 студентов. Помимо этих учебных заведений в 1993 г. Сербской Церковью была основана в Белграде Академия искусств и реставрации с несколькими отделениями — иконописи, фресковой живописи и реставрации.
По материалам сайта Подворья Сербской Православной Церкви в Москве
Добавить комментарий