История создания юлианского календаря

Зачем нужен был переход на григорианский календарь?

Denis Karlovsky 503 4 года назад студент философии в Национальном университете «Киево-Могилянская академия», личинка прекариата

В юлианском календаре длительность года равнялась 365 дней, и делилась на 12 месяцев. Раз в 4 года, был високосный месяц (февраль), и год равнялся 366 дням. На деле же, астрономический год вращения Земли вокруг Солнца равняется 365,2425 дням (это норма в григорианском календаре). Таким образом, длительность года в юлианском календаре была больше действительного на 11 минут. Следовательно, исходя из элементарной арифметики, за 128 лет накапливался лишний день.

Юлианский календарь, разработанный группой астрономов во главе с александрийским знатоком звёзд Созигеном, был введён реформой Гая Юлия Цезаря ещё 1 января 45 г. до н. э., который заменял несовершенный прежний римский календарь, основанный на религиозных и мифических верованиях.

Все церковные праздники, и многие теологические вопросы, прямо или косвенно основывались на юлианском календаре. С 45 г. до н. э. и до 1582 года н. э. (год, когда был введён григорианский календарь) прибавилось больше, чем один день. Христианское празднование Пасхи, Воскресения Христового, главного христианского праздника зависело от календаря. Пасха празднуется христианами в первую неделю после полнолуния, по прошествии весеннего равноденствия. А если весеннее равноденствие двигалось в сторону лета, следовательно и день празднования Пасхи приближался к лету. Та же ситуация с Рождеством, реальный день празднования приближался к весне. И так со всеми христианскими праздниками. Но, это ещё полбеды. Начало сельскохозяйственных работ тоже зависело от календаря; действительный день рождения человека; многие архитектурные замыслы ориентировались на дни равноденствий или солнцестояний.

Поэтому, христианские теологи и европейские астрономы, под покровительством католической Церкви, в частности Папы Римского Григория XIII, уже давно вынашивали идеи перехода на «правильный», совершенный календарь.

Сократив длительность года в календаре до 365,2425 дней, и оставив раз в 4 года високосный год, новый календарь был введён 4 октября 1582 года (по юлианскому календарю), что в григорианском было 15 октября.

Не все страны сначала приняли новый календарь, а православные церкви до сих пор используют юлианский календарь.

Григорианский календарь

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

История создания григорианского календаря

Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Юлианский и григорианский календари – отличия

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день.

Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

  1. без остатка делятся на 400;
  2. без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Как принимали григорианский календарь в разных странах

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

Григорианский календарь и православная церковь

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Правила указания дат

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках. Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем (т. е. календарем, используемым для обозначения более ранних дат, нежели дата появления календаря). В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было – по пролептическому григорианскому.

Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100 — 44 гг. до н. э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.

Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля. Дополненный год позже был назван annus bissextus, откуда и пошло наше слово високосный.

Юлий Цезарь упорядочил также число дней в месяцах по такому принципу : нечетный месяц имеет 31 день, четный — 30. Февраль же в простом году — 29, в високосном — 30 дней. Кроме того он решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В благодарность за реформу, а так же учитывая выдающиеся военные заслуги Юлия Цезаря (который был убит через два года после реформы), римский сенат переименовал месяц Квинтилис ( в этом месяце Цезарь родился ) в Юлиус.

Вскоре, однако, римские жрецы запутали календарь объявляя високосным каждый третий год календаря. Эту ошибку исправил император Август. Таким образом, юлианский календарь начал нормально функционировать с 1 марта 4 г. н. э. В связи с этим сенат, учитывая большие военные победы и в благодарность за исправление календаря, переименовал месяц Секстилис в месяц Августус. Но продолжительность этого месяца была установлена Юлием Цезарем в 30 дней, теперь же к нему добавили еще один день, отняв его от Фебруариуса. А чтобы три месяца — Юлиус, Августус и Септембер — не имели подряд по 31 дню, то от Септембера один день был перенесен на Октобер, а от Новембера — один день на Децембер. Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго. И после Августа некоторые императоры стремились увековечить свое имя в календаре. Но эти желания властелинов были отвергнуты самим временем…

В 324г. римский император Константин (ок. 285 — 337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год в 325 г. он созвал в городе Никее церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи. И начиная с IVв. н.э. христианская церковь связала свой годичный цикл праздников с юлианским календарем. Но в результате разной продолжительности тропического и года юлианского календаря за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки. И все праздники передвигались «вперед»: весенние — на лето, летние — на осень. Поэтому церковь и стала инициатором последующей календарной реформы.

Интересные факты про календарь

  • В IV тысячелетии до нашей эры впервые был введён в действие календарь. В общественной практике он был предназначен исчислять время. Уже тогда начала своё развитие такая наука как астрономия. Она была тесно связана с определением времени года, нуждами земледелия, хозяйственных работ. Нужно было точно знать, в какой период и что сажать, чтобы не попасть в периоды разлива Нила.
  • Что тогда, что сейчас – в наше время – год равен 365 дням. Правда, в древности о високосном годе понятия ещё не было. Начало года (Новый год) выпадало на 19 июля. В этот день, когда всходит на небо солнце, на востоке становится видна звезда Сириус.
  • В 1699 г. в Российской империи великий государь Пётр I изменил календарь и с того часа началось новое летоисчисление. До этого момента время исчислялось от «сотворения мира сего», то есть от 5 508 г. ещё до нашей эры.
  • Год – это основная единица солнечного календаря, продолжительность которого первоначально у различных народностей была неодинаковой. К примеру, римляне считали, что в году 355 дней, а египтяне – 365 дней. В 46 г. до нашей эры. Юлий Цезарь произвел реформу солнечного календаря, основываясь на мнение астронома Созигена.
  • В юлианском календаре каждый четвертый год имеет 366 дней. Он должен делиться на цифру «4» и от этого называется високосным годом. В остальных годах по 365 дней. Если исчислять точно, то в году будет дней 365, 25. Это длиннее тропического года на 0,0078 дня. В течение четырех веков календарь может опаздывать на 3 дня.
  • В 1852 году была произведена календарная реформа, которую инициировал римский папа Григорий ХII. Реформа состояла в следующем: в году сразу же были опущены 11 дней. Например, в октябре после 4-го числа сразу же начиналось 15-е.
  • Ранее високосный год бы тот, который мог делиться на цифру «100». Если же он не мог делиться на цифру «400», то это был обычный год, например, 1700 г. С течением времени образовалась разница между двумя календарями: юлианским (старый стиль) и григорианским (новый стиль). К примеру, еще в 17-м веке она составляла 10 суток, в 18-м веке – 11 суток, а в 19-м – уже 12 суток.
  • В начале 20-го века разница между двумя календарями достигла 13 суток. С этого момента время стало исчисляться согласно с григорианским календарём.

Реформы календаря

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФОРМЫ КАЛЕНДАРЯ

Григореанская Реформа. В третьей четверти XVI века вопрос о реформе календаря ввиду его чрезвычайной важности и насущной необходимости откладывать далее было признано нежелательным и нецелесообразным. И в 1582 году римским понтификом Григорием XIII была создана специальная комиссия, которой была поручена разработка проекта новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами комиссией был одобрен проект нового календаря, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или — в латинизированной версии — Алоизий Лилий, 1520-1576 гг.), преподаватель университета Перуджи. Проект был представлен братом учёного — Антонио Лилио, который также принимал активное участие в его разработке.

24 февраля 1582 года папой Григорием XIII была издана специальная булла «Inter gravissimas» («Среди наиважнейших»). В ней говорилось:

«Было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле предназначенном ему месте, от которого со времени Никейского Собора оно отступило на десять дней приблизительно, и XIV Луне вернуть её место, от которого она на четыре и пять дней отходит, но и установить также способ и правила, которыми будет достигнуто, чтобы и в будущем равноденствие и XIV Луна со своих мест никогда не сдвигались».

И далее, под угрозой отлучения от Церкви противящихся осуществлению календарной реформы, здесь вещалось: «А посему с целью вернуть весеннее равноденствие на его прежнее место, каковое отцы Никейского Собора установили на 12-й день перед апрельским календами , мы предписываем и повелеваем касательно месяца октября текущего 1582 года, чтобы десять дней, от третьего дня перед нонами до кануна ид включительно, были и з ъ я т ы».

Как видим, согласно реформе, календарные даты сдвигались на 10 дней вперёд, начиная с октября 1582 года, в котором сразу же после 4-го числа последовало не 5-е, как обычно, а 15-е. Таким образом и весеннее равноденствие было передвинуто и возвращено «на его прежнее место» — то есть на 21 марта. Этим устранялась календарная погрешность, накопившаяся со времени Никейского Собора 325 года.

Для решения проблемы в её второй части, касавшейся способа и правил сохранения равноденствия на издревле установленном соборными отцами месте, что на долгие годы обеспечивало бы совпадение календарной даты весеннего «равноденственного солнцестояния» с датой фактической, необходимо было знать точную величину продолжительности тропического года.

К тому времени, в 1551 году, были опубликованы сводные астрономические расчёты, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены виттенбергским астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511-1553 гг.) и основывались на гелиоцентрической теории Коперника.

Продолжительность года в них указана равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам. Это всего на 30 секунд более истинной величины тропического года (= 365 дней 5 часов 48 минут 46 секунд), принятой в наше время.

Длина же года в юлианском календаре (365 дней 6 часов) отличалась от вновь вычисленной на 10 минут 44 секунды. Последняя разность за 135 лет в результате давала суммарную календарную погрешность в целые сутки, за 400 лет она составляла уже около трёх суток, а за 1257 (= 1582 — 325) лет, прошедшие со времени Никейского Собора, — упомянутые десять суток, которые — согласно григорианской реформе — и «были изъяты» из календарного обихода.

Во избежание повторения этой погрешности в будущем в новом календаре исходя их приведённых расчётов следовало регулярно — каждые 400 лет — изымать три избыточных дня. Если по юлианскому календарю в четырёхсотлетие было 100 високосных годов, то в григорианском их осталось лишь 97.

В проекте Луиджи Лилио было принято считать простыми те вековые високосные юлианские годы, двузначное знаменательное число которых не делится на 4 (возможно применение этого правила и в иной формулировке:

простыми являются вековые годы, номера которых не делятся на 400). Простыми, в частности, должны быть годы 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и. д. Годы же 1600, 2000, 2400 и т. д. (номера делятся на 400) оставались високосными.

В контексте григорианской реформы был приведён в соответствие с действительными фазами Луны и 19-летний лунный расчётный цикл, определены правила его регулярного исправления.

Принятая календарная система, как мы уже видели, получила название григорианской, или нового стиля. В противовес этому за юлианским календарём закрепилось название старого стиля (обозначаются соответственно «н. ст.» и «ст. ст.»)

Новоюлианская реформа 1923 г. Что касается этого последнего предложения, оно еще раз было озвучено, как ни странно, на константинопольском совещании Православных Церквей в 1923 г. Наряду с введением новоюлианского календаря было решено совершать Пасху по формуле «первое воскресенье после первого полнолуния после равноденствия», где все компоненты должны были определяться не по данным александрийской пасхалии, а чисто астрономически на широте Иерусалима. Однако это решение не было до сих пор реализовано, поэтому новоюлианская реформа осталась половинчатой: большинство автокефальных Церквей совершает Пасху по александрийской пасхалии, основанной на юлианском календаре, а неподвижные праздники — по новоюлианскому календарю (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, совершающая Пасху согласно григорианской пасхалии). В основании такой практики лежит официальное постановление Московского Совещания Православных Церквей 1948 г., согласно которому все православные должны совершать Пасху по александрийской пасхалии и юлианскому календарю, а для неподвижных праздников каждая Автокефальная Церковь может пользоваться существующим в этой Церкви календарем. Клирики и мiряне обязаны следовать календарному стилю той Поместной Церкви. на территории которой они проживают. В результате такого «дуализма» неизбежны уставные несоответствия: так, в случае слишком поздней Пасхи полностью исчезает Петров пост, а также возникают трудности в отношении Марковых глав.

Реформы календаря Петра I. Около двухсот лет россияне жили и пользовались такой системой счёта лет. Однако на исходе лишь первой трети 7208 года от сотворения мира им пришлось усугубить празднование новолетия. 19 декабря юлианского годового круга с сентябрьским началом был подписан и опубликован именной указ царя и великого князя Петра I Алексеевича.

Царский указ назывался так: (О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира (Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. — Том III (1689-1699 гг.). — СПб., 1830. — С. 680-681. — № 1735).

Настоящим рескриптом предписывалось изменение эры и новолетия: с 1 января 7208 года от сотворения мира полагалось впредь (в Розряде и во всех приказех, в пометах, записках, в грамотах и во всех Наших Великаго Государя указех о всяких делех и в приказных и на площадях во всяких крепостях и в городех Воеводам в списках и в пометах и в сметных и пометных списках и во всяких приказных и мирских делах лета писать и числить годы Генваря с 1 числа 7208 года и считать сего от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1700 году, а год спустя Генваря с 1 числа с предбудущаго 7209 году писать от Рождества Христова с 1 числа 1701 году и в предбудущих чинить по тому ж, «а с того новаго года Генваря месяца и иные месяцы и числа писать сряду до Генваря непременно и в прочия лета, счисляя лета от Рождества Христова по тому же».

Реформа была обусловлена объективными обстоятельствами. В указе говорилось: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того что во многих Христианских окрестных народех, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова». реформа календарный григорианский петр

Впрочем, чтобы нововведение было принято без особых осложнений, указ заканчивался благоразумной оговоркой: (А буде кто похочет писать и от сотворения мира: и им писать оба те лета — от сотворения мира и от Рождества Христова сряду свободно.

Юлианский календарь сам по себе был Петром I на Руси сохранён, по присказке, до следующей оказии. Как уже говорилось, русский ц а р ь, видимо, не дерзнул посягнуть на овеянное древностью и неоспоримым авторитетом достояние великого и божественного Цезаря. А это означало, что сохранилось и запаздывание календарных дат — в то время — на 10 дней. 19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Русская Православная Церковь в богослужебном обиходе наряду с юлианским календарём сохранила и ставшее к тому времени традиционным сентябрьское начало года, что наблюдается и поныне. В память о столь важном событии, как введение в России нового летосчисления, был разработан проект памятной медали. Оригинал проекта хранится в фондах Рукописного отдела Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Размещено на Allbest.ru