Исцеление гадаринского бесноватого
Содержание
- О добропобедных отцах и гадаринском бесноватом
- Проповедь о гадаринском бесноватом
- Об исцелении бесноватого (Мк 5:1-20)
- Толкование Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого
- Притча о бесноватом. Среди одержимых живем!
- Глава 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской
О добропобедных отцах и гадаринском бесноватом
Какое отношение имеют к нашей жизни исцелённый бесноватый и утонувшие свиньи? Размышляет священник Константин Камышанов.
«Добропобедные отцы» — все мы читали эти слова. Что это значит?
В предании есть история про то, как однажды некий авва пришел со своим учеником в город, и они заблудились. Наставник послал ученика спросить дорогу. А в это время народ стремился на ристалище на стадион. Ученик спросил некоего мужчину так:
— Куда ты стремишься, о неверный?
И получил по шее.
Тогда авва сам подошел к гражданину и обратился к нему так:
— Я вижу, что ты серьезный человек и так же, как и мы, ищешь истину. Не мог ли бы, ты, брат…
Дорога немедленно была указана.
Теперь читаем в Евангелии:
И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что’ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
Первая реакция больного человека: снова пришли его мучить! Естественно, так как до этого он ничего хорошего от людей не видел. Тем более, неожиданная встреча с большой компанией решительных людей произошла в предрассветном сумраке. В те времена встреча с ночной бродячей компанией не сулила ничего хорошего.
Он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему.
Несчастный страдал всю жизнь не только от бесов, но и от людей. Люди его измучили настолько, что он бежал от них в горы.
Гадаринская страна — это горы недалеко от озера Кинерет. Там много узких ущелий и пещер, которые по-славянски называются «гробы», так как на Востоке умерших часто не хоронили, как у нас, в земле, а клали в пещеры и вход замуровывали. В горах и гробах этому бесноватому было лучше, чем среди родных. Без пищи, без тепла, зато на свободе.
Мы без труда можем заметить, что большая часть евангельских чудес была совершена Христом ради совершенно отчаявшихся людей. Чудеса были сотворены над слепыми, расслабленными и даже над умершими, ради их родственников.
В этих чудесах Господь обозначает нам несколько важных вещей.
Во-первых, то, что Бог — благ, и никто у Него не забыт. Господь ищет всякого человека везде и всегда. А во-вторых, что любовь к людям — это залог любви к Богу. Милость к слабым — самый простой способ доказать свою любовь к Богу и людям. Во всем этом мы можем видеть важность двух встречных потоков любви. Начинается это движение с того, что человек однажды начинает видеть Бога. Видеть его можно сердцем, умом или таинственно и неописуемо духом. Бесноватый увидел Его поневоле, через особенность болезни.
Житель гробов, которому в силу болезни, был открыт мир поднебесной — обиталища бесов, смог в нем различить кого-то очень странного. Он увидел в Нем существо, противоположное мучившим его бесам. Увидев Христа, смог оценить Его величие и поклонился Ему. Он позволил Христу совершить над ним Его волю.
Бесноватый увидел необыкновенное — Христа. А Христос, очевидно, намеренно искал его.
О странности Христа рассуждали и ученики, бывшие с ним в лодке. Они только что вышли из чуть не утонувшей лодки. Они видели хождение Петра по водам. Они видели укрощение бури:
— Кто это, приказывающий ветрам и буре?
Христос не торопится Сам свидетельствовать о себе. Он собирает свидетелей. На их вопрос дает ответ незнакомец:
Иисус, Сын Бога Всевышнего
Сын Бога — это невероятное сочетание слов для иудеев. Но чудо и исцеленный человек свидетельствуют об этой новой тайне. Страх бури сменяется страхом близости чуда.
Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
Совершенно естественно, что исцеленный человек, найдя рядом с Христом благо, не захотел оставить врача. Зачем возвращаться в город, где он был никому не нужен и где он принял много зла? Тайна поразительного сочетания божества и человека заворожила душу гадаринского жителя настолько, что он тут же был готов уйти с Ним куда угодно.
Чудо внезапно поражает душу, возвращает ей слух и зрение, так, что она неожиданно рядом с собой видит и слышит Бога. И пораженный человек, пугаясь своей забывчивости, восклицает:
— Бог рядом!
Так и жители той страны пришли в ужас. И было отчего. Они, правоверные иудеи, жившие в окружении язычников, занимались очень сомнительным делом: разведением свиней на продажу. Это как если бы сегодня «добрый» христианин занимался сутенерством, наркотиками, торговлей водки, обманом или лихоимством. Предположим, сам вино не пьет, а водку отпускает в розлив местным алкоголикам, наживаясь на горе и слезах его родни.
В Рязани я видел афонский флаг на элеваторе пивзавода. Черное полотнище со словами «Православие или смерть» висит также на входе в офис пивоваренной компании. Как у хозяина сочетается в голове торговля этим газированным напитком с православием и смертью, я не могу постигнуть.
Чудо напомнило свиноводам сразу о многом. С одной стороны, о Боге. Бесы не могли изгнать самих себя. Этого не могли сделать жители гадаринского города. Остается только то, что это свершилось силой Бога.
Близость Бога обличила предпримчивых горожан и напомнила сразу о двух забытых вещах: о Завете и милосердии.
Напоминание о Завете обличает их грязный бизнес. Два столпа Библии: псалмы Давида и книга Иова косвенно обличили горожан в немилосердии к больному и несчастному соседу.
Чудо, как близость Бога, поставило вопрос о сворачивании коммерческой «схемы». Однако вопрос легких заработков, забота о пропитании семей, оплате налогов, покупке излишеств стали перевешивать другую чашу весов. Все как у нас.
Все мы, так или иначе, задействованы в товарно-денежных отношениях. И в большинстве случаев, быть христианином — это терпеть некоторые убытки. Грех всегда прибыльней.
Христианин должен вести бизнес кристально чисто, держать слово, никогда не обманывать, возвращать долги и многое другое. Это не только глобальные поступки, но вплоть до мелочей: не воровать время работодателя, просиживая рабочее время в Интернет, не уходить пораньше с работы, качественно исполнять работу, не лениться. Не должен христианин также участвовать в «схемах» ни в каком виде, ни руководителем, ни исполнителем.
Сын Божий принес гадаринцам дискомфорт. А поскольку с таким человеком на рожон не попрешь, то они просили Его уйти по-хорошему, не считаясь с убытками. Сейчас точно так же многие стараются поступить с Богом как с фининспектором или бизнес-партнером — откупиться или вытолкать. Понимая, что ходят под Богом, могут, например, «отгрузить» денег на храм. Мало ли. Вдруг пронесет. У кого нет денег, могут оплатить «налоги» мелкими взносами и общественными работами: свечками, поклончиками, «стоянием» на службе и много еще тем, чем богата околоцерковная обрядовая жизнь. Но Христу не нужны проценты с грязного бизнеса, грязной жизни или служения.
Еще выгодней попробовать вытолкнуть Бога за дверь без всякой уплаты «налогов». В воскресенье или среди семьи Бог есть. В бизнесе и в понедельник пусть Он идет туда, откуда пришел, из нашей гадаринской области:
Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
По сути дела, горожане расторгли Завет ради бизнеса. Бог и бизнес помешали друг другу. Грязному бизнесу мешает не только Бог, но люди. Даже близкие люди не желательны в делах. Мы много раз слышали фразу о бизнесе, в котором нет не только Бога, но и вообще человеческого измерения:
— Ничего личного, только бизнес.
Тем самым человек подчеркивает, что его работа — это чистое незамутненное служение мамоне.
Наш труд, в норме, имитирует будущий труд в Раю. Наши труд и жизнь должны быть органичной частью Божьего домостроительства. Мы все призваны сыграть в этом проекте какую-то свою и важную роль. Но если наш труд не является частью Божьего проекта, тогда он является частью какого-то другого замысла, вне Бога.
Свято место пусто не бывает. И если оно не занято Богом, то занимается бесами. Эти незваные мигранты постепенно обустраивают себе в душе свой дом, плодятся, и с возрастом мы видим пенсионера-психа, не могущего ужиться даже с теми, кто его любит. Смерть его родня встречает со вздохом облегчения:
— Сам отмучился и нас перестал мучить.
Что же такого ценного держит при себе, выживший из ума пенсионер? Что ищет молодой самоубийца? Видимость свободы или свободу в том виде, как ее понимают бесы. Свободу от Бога. Свободу от людей и любви. Бесы, ревнуя о любви Бога к человеку, подсаживают его на наркотическую радость греха. Радость бесов — расколоть молотом греха орех личности и похитить дары Божии из рук недалекого и обманутого человека.
Мы все в той или иной степени заражены первородным грехом бесовской свободы и независимости. Грехи — наш бизнес вне дела Бога. Это наши свиньи, с которыми нам жаль расстаться. Ведь благодать берется трудом, а свинская радость почти даром, под сатанинские проценты загробной жизни. Когда это еще настанет загробная жизнь, и будут ли вообще предъявлены платежные документы? Народная «мудрость» говорит о том, что оттуда никто не приходил и ничего не рассказывал.
Нас, почти никого, не пугает бездна, уготованная свиньям. Мы как-то свыклись с мыслью, что Рая нам не видать. Сложилась традиция во мнении, что Рай вообще вещь недостижимая настолько, что и желать его грешно. И говорят, что прилично думать только о непыльном месте в Аду. Конечно, где-то на самом дне теплится мысль, что Господь благ, и Ада на самом деле нет, и что Бог как-то устроит все к лучшему. Мы смеемся, что и в аду живут приличные люди. Но свиньи, летящие в бездну, и бесы, не хотящие возвращаться в ад, говорят о другом: жизнь без Бога — это мучительная, бесконечная катастрофа.
Бесы лгали, что их мучает Христос. Они мучают себя сами, как и мучают себя сами все несчастные люди, не имеющие общей части с Христом. Но бесы не лгали, что жизнь в их мире — мучение. Мучение — вообще все, что не имеет отношения к Богу.
Исцеленный бесноватый хотел остаться с Христом и Его учениками, но Иисус отослал его на проповедь обратно в свой город. Это поучительно тем, что служение Христу происходит не только среди избранных — Его учеников. Не только там, где через череду рукоположений, от самих апостолов, служат пресвитеры — наследники благодати свидетелей жизни Христа. Спасение не означает только лишь принятие священнического сана или учебу в семинарии.
Для большинства людей уготован путь проповеди в своей родной стране, городе, работе и семье. Иммигранты-неудачники мстят ненавистью к России, в которой они родились и не смогли найти место для реализации своих даров, данных от Бога. Комплекс неполноценности заставляет их исторгать слово «Рашка» — той ниве, которую им дал в удел Бог.
Но Бог Сам знает, куда посадить Свой росток. Возможно, миссия человека и будет связана с проповедью Христа в иных землях, но чаще всего эта ненависть пуста, и никакой миссии нет. Гадаринская страна — это наша нива. Нас не позвали в Иерусалим на Голгофу. Нас просили поработать здесь.
Гадаринский христианин уходит к себе в город. Мы должны уйти в свой мир. Ведь проявление беснования состоит не в том, что люди не хотят с нами жить, но в том, что бесноватый не хочет с ними делить кров. Поэтому поступок, противолежащий беснованию — пойти к людям с словом Бога.
Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Гадаринский христианин уходит один. Христиане были и будут всегда одни среди своей Гадары. Господу нужны Его люди, свидетельствующие о Нем своей доброй жизнью, побеждающей зло во всех уголках вселенной. Ему нужны добропобедные ученики там, где имя Бога забыто. Ему нужны люди правды.
Притча напоминает, что осуществление правды зависит от двух вещей: от желания принять любовь Бога и дать Ему свою. Исцеленный бесноватый показал пример. В поклонении Христу он дал Богу возможность проявить Свою любовь, а в том, что принял миссию проповеди в родном городе, что он готов вернуть Богу любовь делом.
Задача нашей жизни состоит не в том, чтобы исцелять бесноватых. Эти исцеления — побочный продукт. Наша задача — совершать жертву правды. Она выше слов и намерений. Правда — показатель чистоты души и ее возможности принять в себя Бога. С Богом человек может и горы переставлять, поднимать умерших, исцелять бесноватых и выполнять любую работу Божию на том месте, куда он был послан. Исцеленный отправился исцелять тех, кто хотел вылечить его и сделать таким, как они, преступником Закона.
Язычник, побивший ученика аввы, не увидел в нем ни любви, ни правды. Но это не значит, что грек был зол. Он оказался вполне способен на доброе дело. Условием изменения горожанина стали любовь и правда. Правда, соединенная с любовью — лекарство, помогающее больной душе найти веру и Бога. Исподволь всякая душа ищет возможность стать здоровой, то есть вернуть себе райское блаженство. Язычник принял его от праведника и сам сотворил добро. Бесноватый принял эти дары от Бога и исцелился. Мы, христиане, приняв крещение, обещали нести правду и любовь людям. Мы обещали быть теми, через кого приходит избавление Божие.
Господи, благослови нашу жертву правды!
Проповедь о гадаринском бесноватом
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Аминь!
Воскресным чтением Святая Церковь второй раз напомнила нам о евангельском чуде исцеления гадаринского бесноватого. Может возникнуть вопрос: «Почему Церковь опять предлагает нам этот евангельский сюжет, так же как и в пятую неделю по Пятидесятнице? Тогда читалось Евангелие от Матфея, а теперь это Евангелие от Луки, рассказывающее о том же самом».
Помимо добрых, светлых духов, которые именуются ангелами, существуют духи злобы, которые именуются демонами. Мы должны твердо уяснить, что дьявол действительно существует, он личностен. После своего отпадения от Бога он стал Его противником и воюет не только с Богом, но и с человеком, который является «венцом божественного творения».
Сегодня в Евангельском повествовании мы слышали о том, как Господь, приплыв в Гадаринскую страну, встретился с бесноватым человеком, одержимым множеством нечистых духов. Когда Господь спросил этого человека как его имя, тот от лица демонов говорит, что имя ему «легион». Легион это воинское формирование. В римской армии в легионе насчитывалось шесть тысяч человек. Можно себе представить, сколько же демонов мучили этого человека. Из евангельского текста мы знаем, что этот бесноватый жил не среди людей, потому что среди людей жить он не мог, а жил он среди мертвецов, на кладбище. Во время приступов его не могли удержать не только веревки, но и цепи, которые он разрывал с легкостью. Господь из жалости к этому человеку изгнал из него демонов. Нечистые духи, не имея возможности распорядиться самими собою, обращаются к Христу, чтобы Он повелел им войти в свиное стадо, которое паслось неподалеку. И Господь разрешает этим демонам войти в свиней. И все стадо после того, как в него вселились демоны, в неистовстве бросается с обрыва и погибает.
Когда жители города Гадары узнали об этом, они вышли навстречу Христу Спасителю. Но вышли не для того, чтобы выразить Ему благодарность за совершенное чудо, не для того чтобы пригласить Его в свои дома, не для того чтобы попросить Его об исцелениях и чудесах, в которых они, конечно же, как люди нуждались. Они просили Христа не входить в их город, потому что были объяты великим страхом. И как же ведет себя тот, в ком еще недавно находился легион нечистых духов? Он, в отличие от своих сограждан, находится рядом со Христом, кротко сидит у Его ног и внимает каждому слову. Он просит Христа, чтобы Он разрешил ему остаться вместе с Ним. Но Господь повелел ему возвратиться в свой город и рассказывать всем о совершенном чуде.
Из опыта личной жизни нам известно, что враг рода человеческого — диавол «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5,8). Действительно, те искушения, которые встречаются нам в жизни, есть не что иное, как дьявольские ловушки и сети, которые он так изощренно ставит на нашем пути. Хотя Господь и приходил в этот мир, и совершил спасения человеческого рода, но мы должны сознавать, что зло, находящееся в мире со дня грехопадения, окончательно не уничтожено.
Я не случайно напоминаю вам об этом. Господь победил зло, но окончательно не уничтожил. Может возникнуть вопрос «почему?» Если Господь пришел на землю и совершил дело спасения, то почему Им не уничтожено зло? Почему зло до сегодняшнего дня не только имеет место быть, но и торжествует в этом мире? А ответ прост: если бы Господь уничтожил зло, то какова была бы наша заслуга в том спасении, которое даровал нам Господь? Тогда не было бы борьбы, благодаря которой мы имеем возможность закалить свою душу и свое сердце, очищая ее от скверн и пороков. Тогда бы мы все автоматически стали святыми. Но не этого «автоматизма» желает Бог. Господь хочет, чтобы мы не только по заслуге Сына Божия стали детьми Божиими, но потому, что каждый из нас, как воин Христов, с упованием на Господа приложит все усилия своей души для совершения своего спасения.
При этом мы должны хорошо осознавать, что спасаемся мы не своими заслугами. Мы спасаемся не потому, что в среду и пятницу совершаем пост, не потому что стараемся любить окружающих нас людей, не потому что в воскресные дни приходим в церковь. Конечно же, спасаемся мы благодатью Божией — вот в чем секрет нашего спасения. Мы спасаемся благодатью Божией, сопряженной с нашими личными усилиями. Бог не спасает нас без нашего участия. Каждому из нас необходимо очень серьезно трудиться над созиданием своего спасения. И при этом не бояться дьявола. Некоторые говорят так: «Не буду усердно молиться, ведь дьявол отомстит мне за это». Или: «Не буду еще чего-то делать, потому что знаю, что все равно попадусь в дьявольские сети».
Так не должен рассуждать православный человек. Вместе с нами Господь и мы способны преодолеть любые вражеские напасти. Господь дал нам все необходимое для этой борьбы. Именно борьбы. Мы призваны не просто праздно проживать дни нашей земной жизни в надежде на то, что может быть Бог за какую-то свечку, поставленную когда-то в церкви, дарует нам Царствие Небесное. Каждый из нас должен понимать, что Царство Божие достигается трудом и только тот, кто трудится серьезно, упорно, в надежде на помощь Божию, только тот способен достичь Царства Божия. Церковь вновь и вновь говорит нам: «Человек! Помни о своем спасении. Помни о своем предназначении. Начни трудиться. Ничего не бойся. Уповай на Бога. Господь будет тебе помощником и спасителем не только в этой жизни, но и в жизни Будущего Века». Если бы мы постоянно это сознавали и жили так, то многое в нашей жизни изменилось бы.
Богослужения в храме, таинства Церкви (особенно таинство евхаристии), крестное знамение, молитвы, святая вода, чтение Священного Писания и святоотеческих творений, — все это помогает нам в этой борьбе. Так давайте рационально использовать все это оружие для спасения своей души. Дай Бог, чтобы не было у нас страха перед врагом рода человеческого, а была твердая надежда и уверенность в помощи Божией. Господь готов оказать нам помощь и оказывает ее, нам необходимо лишь открыть свое сердце, чтобы почувствовать эту божественную помощь. Не будем лениться, а будем постоянно трудиться над созиданием благодати Духа Святого в сердце своем. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5,9). Аминь.
Об исцелении бесноватого (Мк 5:1-20)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском послании сказаны такие слова: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил и нас, мертвых по преступлению, оживотворил со Христом, ― благодатью вы спасены, ― и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы кто не хвалился. Ибо мы ― Его творения, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
А евангельское чтение говорит сегодня о том, как Господь приходит в Гадаринскую страну и исцеляет там бесноватого, который давно перестал быть похожим на человека и наводит на всех ужас своим видом и своим образом жизни. Евангелие описывает его в таком ужасающем виде, что и человеком его назвать уже почти невозможно: он живет в пещерах, в которых в Палестине хоронили своих мертвецов, не имеет человеческого облика, облачён в какие-то лохмотья. Его пытаются связывать цепями, но он их разрывает. Вот такое чудище, к которому движется Христос в Гадаринскую страну, предстает перед нами в Евангелии.
Понятно, что именно к нему идет Христос, именно его, это страшное уродливое существо, Господь возлюбил так, как написано в сегодняшнем апостольском чтении. Это пришествие и является самой главной целью, которую Господь осуществляет Своим пришествием в мир, Своим воплощением, Своем очеловечиванием. Он приходит в Гадаринскую страну ради этого ужасного человека, ради того, чтобы его исцелить и спасти, и слышит от него страшные слова, являющие саму его суть: «Что тебе до нас? Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Вышнего? Ты пришел мучить меня». Он гонит Христа, отвращается от Бога, Который пришел к нему. А Христос все равно его не бросает, не проходит мимо. Христос приходит именно к нему, одержимому целым легионом бесовских сил, настолько исказившему и изуродовавшему себя, что люди, которые живут рядом, боятся этого места, не хотят идти туда.
А Христос приходит, чтобы спасти этого человека. Он исцеляет его, изгоняет из него бесов, посылает их в свиное стадо, а свиньи бросаются с крутого берега и тонут в Гадаринском озере. Пастух возвещает об этом жителям, которые являются хозяевами свиного стада. И жители, ужасаясь этому чуду, тому, что бесноватый стал человеком, изгоняют Христа из своих пределов.
Гадаринская страна ― это мы. Гадаринская страна ― это наша человеческая природа, извращенная и поврежденная первородным грехом и нашими собственными грехами. Вот она – Гадаринская страна. Это мы – в таком искаженном состоянии, к которым приходит Господь, чтобы на этой земле взять все наши грехи на Себя и победить их на Кресте. Ради этого Он принимает человеческую природу. Ради этого Он принимает на Себя всю эту Гадаринскую страну. Он приходит в нее, как к каждому из нас, к тем, кто постоянно пытается изгнать Христа из своей жизни, уйти от Него.
Евангелие показывает нам, во что мы превращаем самих себя и нашу человеческую жизнь, как наша жизнь без Бога обессмысливается, становится жизнью во гробах, становится смертью, потому что всякая жизнь без Бога – это настоящая смерть. Оно показывает, как легко мы с этим соглашаемся и принимаем за истину. Как легко мы подменяем понятия, отказываемся и от своего человечества, и от Бога, и от всех даров, которыми Господь нас наградил!
Об этом сегодня и пишет Апостол в своем послании: «Господь превознес человечество до небес во Христе Иисусе». Мы это празднуем в праздник Вознесения, когда Господь возносится на небеса во всей полноте человеческой природы. Этот дар пребывания в Боге Он вложил в человека уже при его сотворении. Величие человека, которым Господь обогатил каждого из нас, вложено в Адама уже там, в раю, до его грехопадения. И каждый человек способен лишить себя этих даров и исказить до такой же крайней степени, как и евангельский бесноватый. Но Евангелие показывает, что как бы человек себя не искажал, он все равно дорог Богу.
Мы, люди, друг от друга все время отворачиваемся. Мы неприятны друг другу. Как только мы находим какую-то возможность не любить ближнего, мы тут же за нее хватаемся. Нам кажется таким важным наше право кого-то не любить, от кого-то отвернуться, кого-то возненавидеть, кого-то обличить, кого-то осудить, потому что он – уродлив, некрасив, от него дурно пахнет, он ведет себя неподобающим образом. Нам нравится чувствовать себя на этом фоне нормальными и порядочными людьми. Нам кажется, что мы лучше, что мы и есть – люди, в отличие от тех, кто в нашем представлении людьми не является. А Евангелие нам показывает, что нет такого человека, от которого Господь мог бы отвернуться, который Господу был бы не дорог. Он приходит к самому ужасному, самому искаженному человеку на земле для того, чтобы его спасти, чтобы его исцелить и сделать по-настоящему человеком.
Евангелие описывает исцеленного бесноватого: он сидит со светлым лицом, и люди, которые жили рядом с ним, даже не могут его узнать. Он стал человеком во Христе. Господь вернул ему его человеческое достоинство. Господь Своим пришествием, Своей милостью, Своей любовью делает его человеком, возвращает его Себе. А вот те, другие, которые боялись его, которые от него отворачивались, такие совершенно нормальные во всех отношениях люди, у которых было свиное стадо, почему-то вдруг Христа изгоняют. Они не хотят быть со Христом до конца.
Эти слова – «Уйди от нас, Иисус, Сын Бога живого» – кричал не сам человек, это бес в нем кричал. А здесь изгоняют Христа сами люди, которые считают себя людьми, а, по сути, людьми не являются, потому что человек без Бога человеком быть не может. Человек без Бога ровно ничего не стоит. И когда люди отворачиваются от Бога и хватаются за земное, когда они свое благополучие, свое законное общество и все правильные вещи в нем ― экономику, общественные отношения даже свою нравственность – делают правильными, хорошими и удобными, но без Бога, они все равно людьми быть не могут. Все самое главное, человеческое в них истребляется, и они становятся ничем не лучше гадаринского бесноватого. Это такое незаметное тихое беснование, но настоящее, серьезное. Они изгоняют Христа, потому что им не нужен такой Христос, – разрушающий их жизнь, лишающий их свинства, на котором они строят свое благополучие. Ведь Христос приходит к нам именно таким образом: разрушая нашу свинскую жизнь, разрушая наше желание отгородиться от Него и жить по-своему, жить хорошо, красиво, уютно, комфортно, по-настоящему красиво, но без Него. Он не дает нам устраивать свою жизнь на том, на чем устраивали свое благополучие гадаринские жители. А они торговали свининой, которую им, как израильтянам, как членам общества верных Богу, по закону Моисея нельзя было есть. Сами они благочестиво не ели свинину, но продавали ее римским воинам, зарабатывая свое благополучие таким маленьким предательством Божиих заповедей. И вот, когда Господь лишает их этой возможности, они изгоняют Его от себя. А такое отношение к Богу ― это тоже настоящее беснование.
Когда Господь приходит к человеку, Он приходит как в эту Гадаринскую страну – очень болезненно для всех. Приход Бога к бесноватому ― явление страшное и ужасно болезненное для него. Когда человека в таком состоянии пытаются сделать другим, это очень больно. Поменяться так, как поменялся бесноватый, стать другим, вернуться в себя, переродиться – это настоящий подвиг. И для людей Гадаринской страны тоже очень тяжело ― вот так принять Бога, при всем своем внешнем благочестии и порядочности признать свою внутреннюю гниль, свое внутреннее безбожие, свое отступление от Бога. Это всегда очень больно. Но Христос приходит к нам именно так. Он приходит к нам с этой болью, которая оживляет нас, заставляет мертвое стать живым. Мы боимся такого пришествия Бога в нашу жизнь, потому что знаем, где копошится наше свиное стадо. Но вот, если мы этого не испугаемся, если мы призовем Христа в нашу Гадаринскую страну, если мы не отвернемся от Него, если мы, действительно, захотим стать настоящими в Боге людьми, тогда Господь придет и в нашу жизнь и сделает нас настоящими.
Аминь.
Толкование Евангелия об исцелении гадаринского бесноватого
После кончины митрополита Антония Сурожского среди его вещей была обнаружена кассета с беседами на избранные фрагменты Евангелия от Марка. Представляем вашему вниманию одну из таких бесед, посвященную исцелению гадаринского бесноватого. Текст публикуется с любезного разрешения издательства «Никея», выпустившего книгу владыки Антония «Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка» с этими неизданными ранее его беседами.
Митрополит Антоний Сурожский
Вступая в пятую главу Евангелия от Марка, я хочу вам прочесть первые семнадцать стихов, и затем мы остановимся на их значении.
И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы; и никто не в силах был укротить его. Всегда ночью и днем в горах и гробах кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему. И, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом: не мучь меня. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел Он от пределов их (Мк. 5: 1–17).
Этот рассказ многогранен, к нему можно подойти со множества сторон. Я хочу остановиться именно на разных сторонах и раньше всего обратить ваше внимание на одно обстоятельство, связанное с Господом Иисусом Христом. Спаситель Иисус Христос есть Бог, ставший человеком. Он — Слово Божие, сотворившее вселенную, Он управляет всем миром премудростью Своей. И вдруг здесь, как в целом ряде других случаев, Он, казалось бы, забывает обо всем, потому что перед Ним одна конкретная нужда, один конкретный страдалец: этого достаточно, чтобы Он обратил на него все Свое божественное и человеческое внимание. Это замечательная черта во Христе, это замечательная черта в Боге. Мы часто думаем, что есть вещи великие и стоящие, и есть малые и мало стоящие внимания. Не так с Богом. Нет такого страдания, нет такой боли, нет такой нужды, нет такой радости, которой не мог бы приобщиться Бог всецело, всем Своим Существом и внести иногда в безвыходное положение новый элемент, открыть как бы дверь, которая сделает это положение небезвыходным.
Исцеление гадаринского бесноватого
Вот и здесь Христос, Бог вселенной, будто забывая все на свете, все Свое внимание обращает на этого человека, потому что этот человек страдает, потому что ему нужна помощь, потому что он в горе. Нам стоит задуматься над этим, потому что не так поступаем мы с людьми, которые в нужде. Когда нужда охватывает сотни, тысячи людей, мы вдруг просыпаемся и начинаем действовать, но, когда перед нами один-единственный страдалец, а вокруг житейские заботы, собственные нужды, все то, что составляет нашу личную и общественную жизнь, мы проходим мимо. Ну да, он страдает, но это же маленькое, частное дело, разве можно это сравнить со всемирной историей, с событиями вселенной? И мы забываем, что каждый человек бесконечно драгоценен, что второго такого человека не существует и никогда не будет существовать, что он — единственный во всей вселенной и во все века. И обратить на него внимание надо в любой момент, всецело, даже когда нас призывают обстоятельства, жизнь к другому, к тому, что кажется нам более широким, более глубоким.
Я когда-то был врачом и пережил это очень сильно, когда, будучи военным хирургом, видел, как разверзается, страшно развивается война, и вместе с тем единственной моей заботой должен быть тот человек, который передо мной лежит на операционном столе. Ничего другого на свете нет, если даже обстреливают больницу или санитарный пункт, где мы находимся, мне до этого нет дела. Только один человек существует: этот человек, другого нет.
Пробуждение к новой жизни. Беседы на Евангелие от Марка. М.: Никея, 2013. /p>
И мне кажется, что здесь Христос нам дает пример, потому что если мы так относились бы, с таким вниманием, с такой зрячестью ко всем людям вокруг нас, то жизнь была бы совершенно иная. Мы не жертвовали бы всем ради какого-то дела, мы не жертвовали бы и делом, потому что при верном подходе к делу перед нами раскрывались бы возможности, которых иначе бы не было.
Мне вспоминается сейчас один священник. Он ко мне пришел и сказал, что жена его попросила со мной поговорить. Их жизнь стала безрадостной, с тех пор как его священническая деятельность расширилась, он занят только другими людьми, а жену, детей своих он едва видит. И в результате жена несчастна, а дети — без отца. Я ему тогда сказал: «Ты знаешь что сделай — уменьши наполовину свою пастырскую деятельность». — «Как же я могу, ведь это — мой долг перед Богом и людьми?!» — «Нет, первая твоя паства — это жена и дети». — «Но я отвечу за всех тех, кого оставлю без внимания за это время. Я в ад за это могу пойти!» Я тогда ему сказал: «Знаешь, если ты это сделаешь по послушанию, то в ад пойду я, а не ты». Он просиял и говорит: «О, тогда все хорошо!» (Я не совсем так чувствовал, но был рад, что он так отозвался.) «И что же мне делать?» — «Половину времени, которое ты посвящал своим пасомым, отдай жене и детям, позаботься о них всецело, и увидишь, что будет».
Прошло несколько месяцев, и жена ко мне пришла и говорит: «Знаете, я просто не понимаю, что у нас случилось: мой муж половину своей пастырской работы оставил, все это время он отдает нам. А пастырская работа совершенно преобразилась. Вместо того чтобы он бегал по домам, к нам приходит несметное число прихожан и говорят: «Мы пришли к вам в дом, потому что мы хотим увидеть, что Бог может совершить над семьей, если семья всецело Ему предана. Ваша семейная жизнь является светочем в нашем приходе. Нам не нужно, чтобы отец В. нас посещал постоянно, нам довольно прийти и увидеть, что Бог совершает в вашей среде и, уверившись в этом, спокойно идти домой и жить так же».
Разве это не замечательно? Разве это не пример, разве это не притча в действии и в реальности?
***
Исцеление гадаринского бесноватого. Фреска православного монастыря на горе Фавор. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru
После того как я говорил о самом Христе, теперь хочу остановиться на бесноватом. Бесноватый — это человек, который одержим, который над собой власти не имеет, является как бы посмешищем и игрушкой иных сил. Эти иные силы — я в этом глубоко убежден, так учит нас и Священное Писание, и жизнь и учение Святых Отцов Церкви — могут быть действительно бесовские, но не всегда действуют в таком размере и с такой яркостью, с которой они описаны здесь. Это может быть «чертовщина» в нашем русском смысле слова. Человек может быть одержим страстью к питью, быть пьяницей, страдать запоем, человек может быть сладострастником. Это может быть человек, неспособный удержаться от гнева, это может быть человек, который неудержимо влечется к воровству, это может быть человек, который пылает ненавистью, завистью, ревностью, мало ли чем. Всмотритесь, будто в зеркало, в свою собственную душу, и вы увидите, сколько в ней страстей, может быть, мелких, может быть, не таких трагических, как явное беснование, сколько таких страстей в каждом из нас, которые не дают нам свободу быть полностью достойными самих себя. Помните слова Некрасова: «Хоть и злоба во мне велика и дика, а до дела дойдет — замирает рука». Замените слово «злоба», словом «вдохновение», «желание» и вы увидите: сколько раз бывало, что — о да, как бы хотелось!.. о да, я с такой готовностью!.. А когда дойдет до дела — ни с места. Поэтому мы должны трезво относиться не только к драматическим беснованиям, которые находим в Священном Писании и в нашей жизни, среди людей вокруг нас (хотя реже, чем иногда это представляется), и подумать над теми мелкими бесами, которые делают нас такими же мелкими и чуждыми правде Божией и правде человеческой, как и этого бесноватого.
Но замечательно в этом человеке то, что он не только беснуется. Как только бесноватый оказывается перед лицом Христа, даже когда еще издали Его видит, он во Христе видит покой, видит в Нем гармонию, он в Нем видит цельность истинного Человека, и одновременно в этой цельности прозревает Бога, таящегося в Нем. И он падает к ногам Христа и поклоняется Ему, потому что даже для бесов Бог есть Тот, Который владеет всем, Который Хозяин вселенной, видимого и невидимого мира.
Но эти бесы остаются бесами. Одержимый падает к ногам Христа, но нечистота, нечистые силы, нечистые влечения в нем кричат Христу: «Зачем Ты пришел? Оставь нас, уйди!» И Спаситель спрашивает: «А как вас звать?» — «Нам имя легион», т. е. целое полчище сидит в этом человеке, как в гнезде. А в нас что сидит? Сколько мелких чертенят, сколько мелких бесов нами владеют: зависть, и ревность, и сладострастие, и трусость, и ложь, и жадность, и сребролюбие, и ненависть, и злоба, и отказ простить чужую обиду и т. д. и т. д. В нас тоже, можно сказать, легион сидит.
Исцеление Гадаринских бесноватых. XIV в. Фрагмент фрески
И Христос повелевает им уйти, но для этих бесов уйти — значит вернуться в бездну. Они хотят как-то удержаться в видимом мире, чтобы не идти во тьму кромешную, уготованную дьяволу и служителям его, и просят Христа: «Пусти нас в это стадо свиней». Часто задается вопрос: почему, чем эти свиньи им приглянулись? Дело в том, что среди евреев, так же как и среди мусульман, свинья является символом нечистоты, и из всех животных, которые вокруг были, бесы увидели то существо, которое всем провозгласит, кто они такие. Они ушли — куда? В область ритуальной нечистоты.
Еще дальше образно показано, что бывает, когда эта нечистота получает власть: все стадо бежит и кидается в море, погибает. Из этого наглядно видно, что бывает, если злу, даже бесенятам, даже мелкой мерзости, дана полная свобода: она нас приведет к погибели, к разрушению, к смерти.
***
А дальше? Дальше происходит что-то очень страшное. Пастухи убегают поднимать весь народ в деревнях, в городе, рассказывают, что случилось, и люди спешат посмотреть, что же там совершилось, посмотреть на бесноватого — и видят, что он теперь в здравом уме, одет. А свиньи где? Потоплены. И тут происходит ужасная вещь: что этот человек исцелен — им все равно, а что их свиньи погибли, это — да, ужас. Второго такого случая они не хотят видеть. Они обращаются ко Христу и говорят: «Уйди из наших пределов. Спасение одного человека такой ценой, таким ударом по нашему карману — нет, на это мы не согласны». Мы с ужасом читаем такой рассказ, мы думаем: как это возможно? А на самом деле, разве мы готовы в каждом отдельном случае пожертвовать своим благополучием, своим добром для того, чтобы один человек выздоровел, вошел в жизнь, очнулся? Не всегда. И потому не будем очень укорять этих гадаринских жителей, а подумаем о себе. Как отвечу я? Если вдруг все мое имущество, все то, на что я надеялся, чтобы разбогатеть и жить благополучно, у меня будет отнято ради того только, чтобы один человек стал нормальным, здоровым, начал новую жизнь, — что бы я на это сказал? Задумаемся над этим, потому что мы не во всем лучше этих людей.
А дальше? Христос уходит, и бывший бесноватый хочет за Ним последовать: «Пойду с Тобой». Он не хочет разлучиться с тем Человеком, Который ему дал новую жизнь. И Христос ему говорит: «Нет, иди к своим, расскажи им, что случилось». «Свои» — это те же самые жители, гадаринцы, они, может быть, тоже свиней потеряли. Как они его примут?.. Кроме того, мы все знаем, что свидетельствовать перед чужими не так трудно, потому что они нас не знают, а свидетельствовать о чем-то великом, что с нами случилось лично, перед своими близкими гораздо трудней. Ответ очень часто бывает: «Ну, рассказывай! С тобой? Такое чудо случилось? Такое не бывает с людьми, подобными тебе!» И вот на что посылает Христос этого бесноватого и каждого из нас, кто силой Христа, силой веры во Христа отречется от всей своей бесноватости, начнет новую жизнь оздоровленным, исцеленным, т. е. ставшим целым, вот на что нас зовет Господь: «Пойди к своим, пусть они посмотрят, какое чудо может совершить Бог даже над одним из их собственной семьи».
28. Исцеление гадаринских бесноватых.
28. И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
(Мк. 5:1-6; Лк. 8:26, 27). Место, куда Спаситель прибыл, Матфей называет ? ???? ??? ?????????, страною Гадаринскою. В древности были три города, от которых могли заимствовать свои названия этой местности евангелисты.
1. Гераса – этот город находился далеко к юго-востоку от Галилейского озера, на границе с Аравией, дня на два пути от южного берега Галилейского озера, несколько к северу от реки Иавока, притока Иордана. От города остались самые значительные развалины в той местности. Он стоял на месте нынешнего Джераш. Предполагают, однако, что он не мог сообщить названия местности близ Галилейского озера, и что встречающееся в некоторых рукописях название ????????? есть только испорченное ??????????.
2.Ближе к озеру находилась Гадара, в южном направлении от реки Ярмука, также притока Иордана Иосиф Флавий говорит, что Гадара была укрепленной столицей Переи. Слова Евсевия не отличаются ясностью, он сообщает, что Гадара находилась против (???????) Скифополя и Тивериады к востоку, на горе, где существовали горячие лечебные источники. Неясность здесь в том, что Тивериада была несколько севернее Гадары по другую (восточную) сторону Иордана, а Скифополь (Беосан) гораздо южнее. Гадара была известна своими горячими источниками далеко за пределами Палестины; об этом между прочим упоминает Страбон. Город этот был разрушен иудеями, но потом восстановлен Помпеем, и от него осталось множество монет. Гадара была населена большею частью язычниками, и Иосиф называет ее ????? ???????, греческий город. Она входила в число десяти городов так называемого Десятоградия. В настоящее время называется Ум-Кейс (Современный Umm Qays. Прим. ред.). Округ Гадары граничил на западе с округом Скифополя, а на севере – Иппона. Гадаре принадлежала часть полосы по восточную сторону озера. Какое отношение имела эта Гадарянская полоса к полосе Иппона, который также владел озерным берегом в средне-восточной части озера – трудно сказать, и это затруднение – главное.
3. По свидетельству и Оригена, и Евсевия, существовала Гергеса, от которой не осталось никакого следа (местность известна теперь под именем Керсы). Трудно сказать, принадлежала ли, и, если принадлежала, то каким образом, Гергеса к Гадаре, если только между ними находился округ Иппона, и почему этот округ не назывался по имени последнего города. Цан, впрочем, с уверенностью предполагает, что весь округ этот назывался Гадарянским, включая и место, где расположена была Гергеса. Этим объясняются различия в показаниях евангелистов, из которых один (Матфей) называет местность (по более вероятному чтению) страною гадарян, а два других синоптика (также по более вероятному чтению) Марк – ????????? 5: 1, а Лука – ?????????? 8:26 (в русск. у Матфея – в страну Гергесинскую, а у Марка и Луки – Гадаринскую). Таким образом, нужно допустить, что Спаситель вышел на берег около Гергесы и хотел направиться отсюда по дороге к Гадаре, если только была такая дорога.
Дальнейшее сообщение доставляет еще больше трудностей. По сообщению Матфея ко Христу вышли два бесноватых, а к Марку и Луке – только один. Никак нельзя иначе примирить евангелистов, как только предположением, что Матфей обратил внимание на двух лиц, а другие синоптики только на одного, сравнительно еще более свирепого, чем другой. Этот второй, менее свирепый, и у Матфея не выступает ясно, как бы несколько стушевывается. Впрочем, некоторые выражение Марка 5:9 “потому что нас много” толкуют в том смысле, что в том мире было много не демонов, а бесноватых. Был один бесноватый, или их было двое, или даже несколько, этого нельзя решить с полной точностью. Точно известно только, что они жили в гробах. Путешественники и теперь по дороге в Гадару встречают гробницы (кладбища), высеченные в горах. Причину, почему бесноватые жили в гробах, объясняли тем, что это было иудейское суеверие, по которому демоны имели преимущественно пребывание в гробницах и на кладбищах, и бесноватые только следовали этому суеверию. Но естественнее всего объяснять жизнь бесноватых в гробах тем, что они были изгнаны из городов и селений. Чем они питались? На этот вопрос опять трудно ответить точно. Может быть, растениями и травами, а может быть им и приносили пищу какие-нибудь люди, хотя это последнее, конечно, и сомнительно. Выражение евангелиста Матфея и Марка “никто не смел проходить путем тем” едва ли не следует понимать только в условном смысле, именно, что путь был опасен для одного или нескольких лиц, а не в том, что всякое сообщению между Гадарой или Гергесой и озером прекратилось вследствие присутствия бесноватых. Что они не для всех были опасны, видно из того, что по крайней мере одного бесноватого пробовали даже связывать (?к. 5: 4; Лк. 8:29). Опасность от бесноватых заключалась в том, что они были ??????? ????, не просто, но слишком свирепы.
29. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
(Мк. 5:7-10; Лк. 8:28-31). Буквально- что нам и Тебе (ср. Суд. 11:12; 3 Цар. 17:18; 4 Цар. 3:13). В русском тексте смысл слов выражен хорошо: что Тебе до нас? т.е., следовательно, своим вопросом бесы просто просили Христа не трогать их. По словам Августина, бесы назвали Христа Сыном Божиим более по подозрению. Слова “прежде времени” можно соединить или со словом “пришел,” или со словом “мучить.” В том и другом случае бесноватые хотели сказать, что Иисус Христос пришел до своего мессианского прославления, до окончательной победы Своей над адом и смертью, мучить их. Слова “Иисус” нет во многих кодексах; оно, как полагают, вставлено здесь с полей рукописи, по образцу выражений Марка и Луки. Речь бесноватых к Иисусу Христу показывает, что они были иудеи, а не язычники,
30. Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
31. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
(Мк. 5:11; Лк. 8:32). Выражение “от них” неопределенно, т.е. неизвестно, от Христа ли и Его учеников, или от бесноватых, или от всех них. Но так как речь в 29-31 стихах преимущественно о бесноватых, то правильнее понимать “от них” в смысле от бесноватых. “Вдали” (??????) следует понимать в относительном смысле, не в слишком большой дали, так что стадо было видно. При таком предположении не будет противоречия между Матфеем и Марком-Лукою, котоые говорят, что свиньи паслись “там,” т.е. где находились бесноватые. Если последние были иудеи, то владельцы свиней, жители Гадаринской страны, вероятнее всего были язычники. Держать свиней было запрещено иудейским законом. И среди других народов свинья также считалась животным нечистым и скверным, напр., у египтян. Но у последних были свиные стада и пастухи. Геродот сообщает об египтянах, что они “считают свинью нечистым животным, и это до такой степени, что, во-первых, если кто-нибудь, проходя, случайно прикоснется к свинье, даже своей одеждой, то сейчас же идет к реке и купается в ней; и, во-вторых, пастухи свиней, хотя и природные египтяне, суть единственные жители Египта, которые не могут входить в храм. И никто не выдает за них в замужество своих дочерей, и не берет себе их дочерей в жены, так что у пастухов свиней браки совершаются исключительно в их собственном сословии” (История 11:47). У иудеев свиноводством занимались только “низшие классы,” и особенно те, которые были в более или менее близком общении с язычниками. Путешественники сообщают, что свиней много в указанной местности и в настоящее время, они пасутся там на воле и едят то, что придется, находясь в “диком состоянии.” Свиньи были предетом и иудейской торговли.
32. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
(Мк. 5:13; Лк. 8:32, 33). Почему Христос дозволял демонам войти в свиней, когда они оставили людей? Отвечая на этот вопрос, Златоуст указывает на три причины позволения, данного Спасителем. Он сделал так не потому, чтобы Его убедили демоны, но имея в виду многое; во-первых, чтобы показать освобожденным от злых духов людей о размер вреда, который они наносили им; во-вторых, чтобы все научились, что демоны не осмелились бы войти в свиней без Его дозволения; в-третьих, что демоны поступили бы гораздо хуже с людьми, в которых находились, если бы по счастливой случайности они не избавились от них вследствие Божьего промышления. Ответ этот не решает дела по существу, потому что Христос мог бы научить людей всему этому и не прибегая к гибели всего стада. Но он – единственный, какой можно дать, не вдаваясь в какие-либо, слишком тонкие, рассуждения. Феофилакт замечает, что Христос хотел показать, какую горечь (???????) наносят демоны людям, и что если они имеют власть и никто им не мешает, то они поступают с людьми хуже, чем со свиньями. Христос оберегает бесноватых, чтобы демоны не убили их.
Нужно заметить, что некоторые экзегеты стараются найти выход из затруднения, утверждая, что греческое слово ?????????, встречающееся у Марка и Луки, не значит “позволил,” а только “не препятствовал.” Такое значение (concedo, sino) глагол действительно имеет, и, таким образом, в настоящем случае Христос не дал никакого положительного повеления. У Матфея употреблено слово ???????, которое, по-видимому, также не выражает положительного повеления. При размышлении об этом событии нельзя упускать из виду и того обстоятельства, что ради запечатления какой-нибудь нравственной истины, и в Священном Писании, и в самой жизни часто приносятся в жертву не только растения, животные, но и люди. Многократное истребление людей в Ветхом Завете не имело бы смысла, если бы каждый раз не выступала после этого какая-нибудь новая идея или нравственная истина, указыващая, с одной стороны, на уклонение от правильного порядка, а с другой – намечающая его. Жизнь и смерть, поэтому, далеко, по-видимому, не имеют такого значения в очах Божьих, какое они имеют для людей. Создавший жизнь может ее восстановить, и потому пользуется смертью для людского вразумления. Таким образом, вопрос в настоящем случае может быть только о том, какие нравственные уроки можно вывести из рассматриваемого факта, а не о том, почему он имел такой, а не иной вид. Первый нравственный урок заключается в том, что Бог любит больше людей, чем животных, а для демонов те и другие имеют одинаковое достоинство. Они с одинаковым удовольствием входят и в людей, и животных, чтобы только остаться в стране. Второй урок – о силе Божией, владеющей демонами.
33. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
34. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
(Мк. 5:14-20; Лк. 8:35-39). “Заметь,” говорит Иоанн Златоуст, “кротость Иисуса Христа, соединенную с могуществом. Когда жители той страны, столь облагодетельствованные Им, принуждали Его удалиться, то Он без сопротивления удалился и оставил показавших себя недостойными Его учения, дав им наставниками освобожденных от демонов и – пасших свиней, чтобы узнали от них о всем случившемся.”
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Притча о бесноватом. Среди одержимых живем!
(на заставке картина «Одержимые» Юрия Данича http://koparev.livejournal.com/543145.html. «Эта жесткая сатира не на оппозицию, а на существующий мир. Оппозиция – это просто часть этого полотна. Оппозиция – это не тема. Там включена и оппозиция, и правящая партия в лице Путина. Путин там изображен в образе Мефистофеля, черного пуделя. Мефистофель в «Фаусте» появился в образе черного пуделя. И то, и другое там есть. И расценивать это только как сатиру на оппозицию неправильно». Юрий Данич)
«Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).
(Евангелие от Матфея, глава XVII, стихи 14-23)
…когда Они пришли к народу,
То некто подойдя к Христу
Пал ниц, коленопреклоненно,
Моля за сына своего:
— Отрок беснуется и с детства
Страдает в полнолунье он,
То в огнь, то в омут — ища смерти
Бросается, как сам не свой…
— К ученикам Твоим, его я
Не раз с надеждой приводил,
Но исцеления несчастный
От них увы не получил…
Иисус же отвечал, глаголя:
— Доколе буду с вами Я?
Род маловерный, развращенный…
Ведите юношу сюда!
И запретил страдальца бесу,
Он мучить, демон тут же сник,
Покинул страждущего душу
И отрок исцелился вмиг!
После апостолы спросили,
К Христу смиренно приступив:
— Скажи Учитель, почему мы,
Его извергнуть не смогли?
Иисус ответил: — по неверью!
По истине, глаголю вам,
Коль будите иметь вы веру
С горчичное зерно тогда,
Если прикажите горе сей:
— Отсюда перейди туда,
То перейдет она и будет
Все достижимо в мiре вам!
— Сей же бесовский род лукавый,
Только молитвой и постом
Изгнать из одержимых можно,
Токмо молитвой и постом!
13.08.2017
P.S. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел, и, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным. Тогда идет и берет с собою семь других духов злейших себя, и, вошедши, живут там, и бывает для человека того последнее хуже первого». (Мф. 12:43-45).
В преддверии Успенского поста (ниже, на мой взгляд, сильнейшая проповедь на эту тему)
Братья и сестры в сегодняшнем Евангельском чтении (Матф 17, 14-23) мы с вами слышали, как привели ко Христу, бесноватого — одержимого нечистым духом. Отец этого несчастного юноши сказал, что с ним это происходит с детства, когда Господь спросил: давно ли с ним это?
С детства и много раз нечистый дух ввергал его, то в огонь, то в воду и с трудом его спасали. С трудом его спасали от таких обстоятельств, в которые этот бесноватый отрок попадал и только промыслительно теплилась в оном жизнь.
Господь повелел, чтобы дух нечистый вышел из него, но перед этим отец этого бесноватого юноши сказал: «что я его привел к твоим ученикам и всем показывал и никто не мог выгнать этого нечистого духа». И когда освободился от нечистого духа юноша и ушел с отцом своим, апостолы подошли наедине ко Христу и спросили: «а почему этого не смогли сделать мы? Вот Ты пришел, сказал и он вышел, а почему мы не смогли?» Господь ответил: «по неверию вашему…» Господь сказал АПОСТОЛАМ! «По неверию вашему…»
Если бы вы имели веру с горчичное зерно — «пыль», то тогда б это было уже возможно. Впрочем, сказал Господь этот род, род лукавый бесовский изгоняется только молитвою и постом. (Ну, это нам в преддверии Успенского поста… пост начинается с завтрашнего дня.) Лукавый род бесовский изгоняется только молитвой и постом, а юноша был бесноватым с детства… А знаете, какое самое страшное беснование считалось в первых веках? Есть такой пример: когда привели бесноватого к Антонию Великому, и он сказал: я не могу его исцелить у меня нет простоты, надо к вести его к Павлу Препростому, когда Павел изгнал этого беса, то он выходя (в пустыне было дело), выходя из бесноватого в виде змея, видели как он исходил еще из него, а уже глава этого змия пересекла пустыню и опускалась в море.
Знаете, чем был страшен этот бесноватый, он изрыгал хулу на небо, он был атеистом! Это самое страшное беснование: АТЕИЗМ, который можно только представить! Оглянемся вокруг, в своих семьях, среди своих ближних, среди своих друзей — знаемых…
Братья и сестры мы удивительные люди, мы среди бесноватых живем! Самые страшные, которые изрыгают хулу на небо… Настолько страшная эта одержимость, что Антоний Великой не брался изгонять такого беса! И как это начинается у нас с вами в нашей среде, а с детства… с детства… Все как вот по притче, все как потому, что было со Христом и с апостолами.
А чего ж мы не изгоняем, мы с вами христиане?! Мы с вами призванные Господом, вошедшие в Храм! Мы с вами кающиеся и причащающиеся, почему не изгоняем? По маловерию, а еще потому, что род сей изгоняется молитвой и постом! Ни молитвы у нас нет, ни постом мы не сильны… Ничего нет… Не трудимся по Господу совсем, мы не трудимся, мы не можем вместить благодати Божией, которой изгоняют эту мерзость из человека. Мы не можем… Мы омерзились, мы отдалились, мы ушли…
Братия и сестры в преддверии поста (завтра начинается Успенский пост), вернемся к Господу! Вернемся, потрудимся! Потрудимся постом, потрудимся молитвою! Сокрушим сердце в покаянии, чтобы Господь возжелал этого сердцем, чтобы коснулась нас благодать! Может быть она изгонит эту мерзость бесовскую, хотя бы из нашего сердца, а может и из окружающих… Ведь, как сказал Серафим Саровский: «спасись сам, стяжи Дух Святой и тысячи спасутся возле тебя!»
Ведь ничего не надо говорить, только будь христьянином! Если б каждый из нас был христьянином, в наших семьях, вокруг нас спасались бы тысячи людей! Плохие мы христиане…
Господи, этим постом дай нам… дай нам вернуться… вернуться под Твое крыло… вернуться в Твою Любовь! Аминь
(Проповедь сказанная на воскресной Литургии, протоиереем Вячеславом в храме во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в Жулебино (Москва), в преддверии Успенского поста 13.08.2017 года.)
Глава 15. Ответы книжнику и двум ученикам. Укрощение бури. Исцеление бесноватых в стране Гадаринской. Исцеление страдавшей кровотечением. Воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепых и немого бесноватого. Воскрешение сына вдовы Наинской
Продолжая плыть к другому берегу, Иисус с учениками приплыл в страну Гадаринскую, лежащую на восточном берегу озера. Эту страну Лука называет Гадаринской, по имени находившегося в ней города Гадары, а Матфей называет ее страной Гергесинской, по имени другого города Гергеса; оба эти города были в числе городов Десятиградия.
Вышедших на берег встретил бесноватый, человек, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Евангелист Матфей о двух (Мф. 8, 28). В этом, по мнению Златоуста, нет разногласия: разногласие между Евангелистами оказывалось бы только тогда, когда бы Марк и Лука сказали, что был только один беснующийся, а другого не было; когда же один говорит о двух, а другие об одном, то это не есть признак разноречия, а показывает только различный образ повествования.
Считая безусловно правдивыми повествования всех Евангелистов, мы должны признать, что бесноватых было два, но так как один из них был особенно свиреп, а другой, по сравнению с первым, оставался едва замеченным, то Марк и Лука упоминают только об одном, как наиболее замечательном. Он обладал необычайной, нечеловеческой силой: разрывал цепи и разбивал оковы; много раз его сковывали оковами и цепями, но каждый раз безуспешно, вследствие чего оставили его на произвол судьбы. Он жил в горных пещерах, называвшихся гробами, потому что в таких или подобных им искусственных пещерах хоронили умерших. В страшных мучениях он днем и ночью кричал, с отчаяния бился о камни и своими неистовыми криками наводил такой страх на всех окрестных жителей, что никто не решался проходить тем путем, на котором мог встретиться с ним.
Что же сделал этот страдалец, увидя вышедших из лодки на берег Иисуса и учеников Его? Евангелист Матфей, кратко говорящий об этом событии, свидетельствует, что два бесноватые, увидя Иисуса, закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Евангелист Марк повествует о том же событии так: увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо, поясняет Евангелист, Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. Евангелист Лука передает это событие вполне согласно с Евангелистом Марком: Он, увидев Иисуса вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. (Лк. 8, 28). Ибо, поясняет и Лука, Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека (Лк. 8, 29).
Признавая безусловно истинными повествования всех трех Евангелистов, мы полагаем возможным принять нижеследующую последовательность рассказанных Евангелистами событий. Увидя Иисуса издалека, бесноватые закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Затем, один из двух бесноватых, тот, которого никто не в силах был укротить, прибежал, пал пред Ним, то есть Иисусом, и поклонился Ему. Иисус сказал: выйди, дух нечистый, из сего человека. Тогда бесноватый вскричал и громким голосом сказал: Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю (или умоляю) Тебя Богом, не мучь меня.
Установив последовательность всего происшедшего, ответим на вопрос: возможно ли все сделанное и сказанное бесноватым приписать ему самому, как свободно действующему человеку?
Одичалый, давно удалившийся в пустынные прибрежные скалы, живший в пещерах, не имевший к тому же никаких сношений с людьми, не мог, конечно, знать ни о явлении Христа, ни о том, Кто Он. Между тем, только что увидев Его, он называет Его Иисусом, Сыном Божиим, и с упреком кричит Ему, зачем Он пришел преждевременно мучить его; затем подбегает к Нему, падает пред Ним на колени, кланяется Ему и как бы просит избавить его от чего-то ужасного. А когда Иисус повелел нечистому духу выйти из него, то он вместо благодарности громким голосом говорит: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня! Такое поведение бесноватого, противоречащее его словам, указывает на какую-то двойственность в нем самом: он прибежал к Иисусу, пал к ногам Его и поклонился, то есть поступил так, как обыкновенно поступают ищущие спасения или избавления от какой-либо беды или от грозного врага; ему оставалось только высказать словами, чего он именно желает, о чем молит; он не успел еще или не сумел высказать свои желания, как всеведущий Иисус уже повелел нечистому духу выйти из него; тогда бесноватый начинает говорить, но слова его выражают совсем другие мысли, другие желания, настолько противоречащие смиренному преклонению пред Иисусом, что их никак нельзя приписать самому бесноватому. Очевидно, что бесноватый говорил не от себя, – что он бессознательно выражал своими словами чью-то чужую волю, чьи-то посторонние для него желания и опасения, – словом, что устами его говорил кто-то другой и что этот другой был тот, кто и довел несчастного до страшных мучений и одичания.
Что этот страдалец был действительно одержим злым духом или многими злыми духами, мы должны признать уже потому, что Иисус Христос повелел духу нечистому выйти из него. Но люди маловерные, сомневающиеся в существовании злых духов, пусть серьезно обсудят вопрос о несоответствии слов бесноватого с его поведением и с теми желаниями, которые он должен был высказать Иисусу, и тогда они, наверное, признают, что устами бесноватого говорил кто-то другой. Кто же? Какой ответ дадут они на этот вопрос, кроме евангельского?
Иисус спросил его: как тебе имя? Кого спросил Иисус? Лежавшего ли у ног Его человека, или злого духа? Некоторые толкователи полагают, что вопрос этот был обращен к злому духу, другие же – что так спросил Иисус самого бесноватого. Но так как ответил на этот вопрос злой дух, говоривший устами этой жертвы, то следует признать, что и вопрос был обращен к злому духу. Легион имя мне, потому что нас много. Легионом назывался отряд из 6000 воинов; на обыкновенном же разговорном языке это слово означало неопределенное множество.
Злые духи, овладевшие несчастным, увидев Иисуса еще издали, узнали в Нем Сына Божия, имевшего власть и над ними. Зная, что всем им предстоит наказание от Бога за их отступничество от Его воли, они, вероятно, вообразили, что наказание это последует немедленно, потому что как бы с упреком закричали Ему, что Он пришел мучить их прежде времени. Затем, оставаясь притом же убеждении о представшей уже для них преждевременной гибели, они молили Господа, чтобы не высылал их вон из страны той; куда же? Дополняя повествование Марка, Лука говорив что злые духи просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну, то есть в беспредельное пространство, туда, где нет людей. Желая остаться еще некоторое время в стране той, населенной большей частью язычниками, бесы просили позволение войти хотя бы в свиней, стадо которых паслось недалеко от того места. Иисус позволил; бесы вошли в свиней, которые тотчас же бросились с крутизны в море и все потонули.
Это позволение войти в свиней смущало многих толкователей Евангелия; спрашивали: зачем Иисус причинил Своим позволением такой убыток владельцам свиней? И зачем бесы, очевидно, желавшие еще действовать в этой стране, войдя в свиней, немедленно же потопили их?
По объяснению Тренча, для бесноватого, может быть, было необходимо, чтобы освобождение его от злых духов было запечатлено явным и для него сокрушением их; иначе он не мог убедиться, что Христос действительно и навсегда избавил его от них. К этому объяснению следует добавить, что Иисус хотел отправить (и действительно отправил) освобожденного от злых духов в его родной город, чтобы он свидетельствовал о совершенном над ним чуде, а такому посланнику, долженствовавшему склонять сердца язычников к Иисусу, надлежало самому быть твердо убежденными, что злые духи окончательно оставили его; ему необходимо было наглядно убедиться в этом; и вот, просьба бесов позволить им войти в стадо свиней, и затем внезапная гибель до тех пор спокойно пасшегося стада, гибель, совпавшая с полным как бы перерождением бывшего бесноватым, устранили в нем всякое сомнение в том, что он воистину освобожден от власти над ним злых духов.
На вопрос же, зачем такой убыток причинен владельцам свиней, мы ответим словами Иова: «Господь дал, Господь и взял» (Иов 1, 21). Да и можно ли назвать гибель свиней убытком? Ведь только это событие и вызвало к Иисусу жителей окрестных деревень и ближайшего города; иначе они не видели бы Иисуса и не поверили бы возвратившемуся домой их собрату, что он освобожден от злых духов властью над ними Иисуса; уверование же во Христа хотя бы и не тотчас же, составляет такую прибыль для души, которая бесконечно превышает убыток для кармана от гибели свиней.
Еще вопрос: зачем бесы потопили свиней? Этот вопрос разрешается ответом на предыдущий, с тем, однако, добавлением, что свиньи потонули не по воле бесов. Некоторые толкователи полагают, что свиньи, вследствие внутреннего ощущения новой и необычайной силы против воли вошедших в них бесов, бросились в море. Мы же полагаем, что так должно было быть по воле Божией.
Испуганные пастухи, видя гибель всего стада, побежали в город и расположенные по пути деревни объявить о постигшем их (по их мнению) несчастье; они побежали, вероятно, не только вследствие напавшего на них страха, но также и из желания привести владельцев свиней на место происшествия и оправдаться перед ними, пока еще Иисус со Своими спутниками не ушел.
Пришли жители этих поселений посмотреть, что случилось (Мк. 5, 14); подошли к Иисусу и увидели свирепого прежде, наводившего страх на них, человека спокойно сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме. Бесноватый, разрывавший на себе даже цепи и оковы, конечно, не имел никакой одежды: в одежду не одевавшийся (Лк. 8, 27); и если его сограждане увидели его теперь одетым, то несомненно, что одели его ученики Иисуса. Пришедшие нашли его в здравом уме; следовательно, они разговаривали с ним и по его разговору уже заключили, что он действительно в здравом уме. В разговоре приняли участие и возвратившиеся пастухи; они как очевидцы все рассказали пришедшим. А пришедших было много, весь народ Гадаринской окрестности, как говорит Лука. Но это были люди грубые; их уму и загрубелому сердцу недоступно было познать смысл случившегося; на них напал великий страх, они ужаснулись. Страх этот подсказал им опасение, как бы не случилось с ними чего-нибудь еще более ужасного, если неведомый им Человек со Своими спутниками останется в их стране; и вот, они, не решаясь предпринять по отношению к нежданным посетителям что-либо насильственное, просят Иисуса удалиться от них и оставить их коснеть в прежнем духовном невежестве. Иисус исполнил их просьбу, но не вполне: удаляясь от них, Он оставил им освобожденного от власти злых духов. Благодарный за свое спасение человек хотел следовать за Иисусом, но так как ему надлежало быть свидетелем в этой стране свершившегося над ним чуда, то Христос сказал ему: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.
Бесновавшийся пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
Намереваясь послать его проповедовать в Десятиградии, Иисус, конечно, открыл ему свет истины, научил его, сделал его пригодным для проповеди, а на такую беседу было достаточно времени до прибытия жителей ближайших города и деревень. Таким образом, человек этот, не только освобожденный от злых духов, но и просвещенный учением Иисуса Христа, пошел проповедовать о Нем в стране десяти городов, Десятиградии. Во многих случаях Иисус запрещал исцеленным рассказывать о совершенном над ними чуде, потому что большинство чудес совершалось из любви Господа к страждущим; излишние рассказы не могли оказать никакого содействия делу Христа, но могли привлечь к Нему еще большие толпы народа и усилить преждевременно подозрительность врагов Его. Тут же нельзя было скрывать совершенное чудо, так как народ этой страны сразу не мог понять его, и потому необходимо было, чтобы об этом чуде проповедовал сам облагодетельствованный им. Вот почему Христос сказал ему: «Иди и расскажи».
Сопоставляя это чудо с укрощением бури, Златоуст говорит: «Тогда как народ почитал Иисуса человеком, бесы пришли исповедать божество Его; и те, которые оставались глухими при возмущении и укрощении моря, услышали демонов, взывавших о том, о чем море возвещало своей тишиной».
Войдя в лодку с учениками, Иисус поплыл обратно и пристал к противоположному берегу, к тому месту, где был Капернаум. Матфей, оканчивая повествование об исцелении бесноватых в стране Гергесинской (она же Гадаринская), говорит, что Иисус, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город (Мф. 9, 1), то есть Капернаум, так как тот же Евангелист, в главе 4 своего Евангелия, говорит: и, оставив Назарет, пришел (Иисус) и поселился в Капернауме приморском (Мф. 4, 13).
Толпы народа ожидали Иисуса на берегу. Ждал Его с нетерпением Иаир, один из начальников синагоги, двенадцатилетняя, единственная дочь которого была при смерти; ждал Его с надеждой, что вот придет Чудотворец и исцелит умирающую.
Начальники синагог, как старейшины еврейского народа и хранители преданий, принадлежали к враждебной Иисусу партии, доказательством чему служит вопрос фарисеев служителям первосвященников: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он (Ин. 7, 47–48). К этой партии принадлежал, по всей вероятности, и Иаир; но так как он, в числе прочих начальников Капернаумской синагоги, видел совершенное Иисусом чудо над слугой сотника, то в нем возгорелась надежда, не исцелит ли Иисус и его дочь? Сотник римских войск верил, что если Иисус захочет исцелить его слугу, то достаточно будет заочного слова Его, и слуга выздоровеет, а Иаир не имел такой веры, потому что просил Иисуса прийти и возложить руки на умирающую. Но смерть, угрожавшая его единственной дочери, заставила огорченного отца схватиться за последний луч надежды, забыть все счеты своих сотоварищей с новым учением и пасть к ногам Учителя из Назарета.
Христос не мог отказать Иаиру и пошел с ним. Видя начальника своего умоляющим Иисуса Христа, народ с особенным любопытством устремился к его дому; каждый хотел быть поближе к Иисусу, и потому теснили Его.
Добавить комментарий