Избрание патриарха Тихона
Содержание
Вся беззакония моя очисти…
18 ноября – день избрания святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в 1917 г., когда Господь призвал его на первое после 200-летнего синодального перерыва патриаршее служение.
Избрание Патриарха проводилось в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин). 5/18 ноября после литургии и молебна в Храме Христа Спасителя старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из Успенского собора. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «Митрополит Тихон».
Интронизация состоялась 21 ноября / 4 декабря 1917 г. в кремлевском Успенском соборе в Кремле, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Святитель Тихон не был ни ученым богословом, ни красноречивым проповедником. Смиренный монах и молитвенник, он был одарен высокой духовной мудростью. Будучи человеком мягким и доброжелательным, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. Патриаршество же восстановилось на Руси в грозное время.
Из первого святительского слова:
«Дарованием патриаршества дается мне чувствовать, как много от меня требуется и как много мне для сего недостает. И от сознания сего священным трепетом объемлется душа моя… Но Господь благоволил избрать меня… и как бы говорит мне так: «Иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится Русская земля! Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание; овец поистине жалких. Паси их…»
В храмах Москвы весь день звонили колокола. Посреди междоусобиц и раздора того смутного времени верные христиане с ликованием праздновали великое церковное торжество. Несметные толпы народа при приближении Патриарха падали в благоговении на колени, принимая первосвятительское благословение. Воссозданный патриарший престол стал средоточием высочайшего духовного авторитета. Слова и проповеди Патриарха Тихона стали для православных людей голосом духовного разума, освещавшим творящееся в стране беззаконие.
Из послания о восшествии на патриарший престол:
«В годину гнева Божия, в дни многоскорбные и многотрудные вступили мы на древлее место патриаршее. Испытания изнурительной войны и гибельная смута терзают родину нашу… Но всего губительнее снедающая сердца смута духовная…»
Из слова, произнесенного 1 января 1918 г. в Храме Христа Спасителя о февральских и октябрьских государственных «предприятиях»:
«Наши строители… желают… своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир… И эту высокомерную затею их постигает та же участь, что и замыслы вавилонян… Желая сделать нас богатыми… они на самом деле превращают нас в несчастных, жалких, нищих и нагих. Ибо ты говоришь: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и слеп и наг (Откр. 3:17). Вместо великой, могучей, страшной врагам и сильной России они сделали из нее одно жалкое имя, пустое место, разбив ее на части… и вся эта разруха и недостатки от того, что без Бога строится ныне Русское государство… Успеха у нас не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге».
Над Православной Церковью собирались тучи скорбей и испытаний. Исподволь власти начинают приступать к закрытию храмов Божиих, их разграблению. Церковных священнослужителей все более подвергают унижениям, не трогая при этом никого из других религиозных конфессий.
Крестный ход в Москве 9 февраля 1918 года
В Александро-Невскую Лавру прибывает отряд красногвардейцев с распоряжением комиссара Коллонтай о сдаче имущества Лавры и ее закрытии. В Лавре ударили в набат. По звонарям началась стрельба, но набат не умолкал. Протоиерей Петр Скипетров пытался увещевать остервеневших солдат, и его застрелили. Зачастую верховодили в разбоях 17-летние мальчишки. Не ставилось никакого предела беззаконию и богоборчеству. Чаша гнева и ярости Божией вылилась на грешный русский народ. По попущению Господнему гонения на Церковь становились все более жестокими и яростными. Но все делается у Господа во благо нам. Так и Церковь наша, перенесшая тяжкие испытания, прославлена ныне еще более сонмом святых, просиявших тогда на нашей земле.
Из послания Патриарха с анафематствованием богоборцев:
«Опомнитесь, безумцы!.. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело – это поистине сатанинское дело… И мы твердо уповаем, что враги Церкви будут посрамлены и расточатся силою Креста Христова, ибо непреложно обетование Самого Божественного Крестоносца: созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).»
20 января / 2 февраля 1918 г. был опубликован декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Он не только знаменовал формально, юридически разрыв многовекового союза Православной Церкви и государства Русского, сделавшего Русь державою, но развязывал руки уголовной власти – теперь можно было безнаказанно, ссылаясь на закон, грабить церкви, издеваться над ее служителями, убивать всех, кто встанет на ее защиту.
Из стенограммы допроса Святейшего Патриарха:
«Крыленко: Вы признаете, что церковное имущество не принадлежит, по советским законам, Церкви?
Патриарх Тихон: По советским законам, а не по церковным.
Крыленко: А слово «тать» что значит по-русски?
Патриарх Тихон: Тать – это вор».
В день выхода декрета об отделении Церкви от государства открылась 2-я сессия Всероссийского Поместного Собора.
Из выступления протоиерея В.И. Востокова, считавшегося еще в августе 1917 г. крайне правым деятелем Церкви, но в январе 1918 г. его слова звучат горькой правдой: «Мы знали историческую идею, которая 600 лет растила могучую Россию, и эту идею в марте прошлого года затоптали».
Из выступления А.В. Васильева, тоже считавшегося «реакционным»: «Эти разбои и взаимную ненависть мы переживаем не со вчерашнего дня, не со времени прихода большевиков. В самом начале революции власть совершила акт богоотступничества. Запрещена была молитва в войсках, знамена с христианским крестом был заменены красными тряпками».
По России прокатывается волна крестных ходов. 9 февраля в Москве в 10 часов благовестом начался грандиозный крестный ход. С вечера по всем церквям совершалось Таинство исповеди, служились ранние литургии. К 11 часам на Красную площадь, под покров Иверской иконы Божией Матери, к собору, воздвигнутому в честь Казанской иконы, под сень Покровского храма (Василия Блаженного) стеклось крестными ходами со всех концов Москвы до 500 тыс. человек.
Святейший Патриарх Тихон в сопровождении архипастырей вышел на Лобное место и благословил паству.
Всероссийский Поместный собор 1917 года
В Казани на крестный ход, состоявшийся 15 февраля, собралось 50 тыс. человек. Грандиозен был крестный ход в Орехове-Зуеве, который революционеры считали своим оплотом.
Во время крестных ходов в Нижнем Новгороде, Саратове, Вятке, Владимире проходили столкновения с вооруженными красногвардейцами, стрелявшими в детей, женщин, стариков… Расстреляны крестные ходы в Харькове, Воронеже, Шацке.
15-го же февраля состоялся крестный ход в Туле. Впереди несли Казанскую икону Божией Матери, а перед ней шел старик-рабочий с крестом. По безоружным людям раздался залп, шествие продолжалось. К старику подошел красногвардеец с револьвером и направил его на старика. Старик крестом выбил револьвер из рук насильника и пошел дальше, а за ним – 20-тысячная толпа. Раздался залп, упали раненые, убитые. Из кремлевских ворот вышло тульское духовенство во главе с епископом Корнилием. Раздался новый залп. Раненый владыка упал, обливаясь кровью… На мостовой остались лежать десятки раненых и 13 человек были убиты.
Сатанинский натиск на Церковь укрепил духовную ревность гонимых христиан. Озверение отпавших от веры, соблазненных посулами земного рая, дозволенностью грабежей и пьяного разгула вызывало глубокое сокрушение в душах верных. В храмах совершались ночные моления, верующие люди не расходятся до рассвета, всю ночь исповедовались, готовясь к новым испытаниям веры, а наутро причащались Христовых Таин, готовые в любую минуту принять смерть.
В Самаре был объявлен трехдневный покаянный пост в ответ на выход декрета. Религиозный подъем охватил часть интеллигенции, которую зрелище страшных, апокалиптических событий заставляло трезветь, каяться и возвращаться к вере отцов. По стране прокатилась волна протестов родителей против отмены преподавания Закона Божия в школах.
Гонения на Церковь со стороны советской власти еще более усилились. Продолжались беды и несчастия России.
Из обращения святителя Тихона к пастве в канун Успенского поста:
«Мы захотели создать рай на земле, но без Бога и Его святых заветов. Бог же поругаем не бывает. И вот мы алчем, жаждем и наготуем на земле, благословенной обильными дарами природы, и печать проклятия легла на самый народный труд и на все начинания наши… Да омоется вся Русская земля, как живительной росой, слезами покаяния…»
Гражданская война подспудно созревала в России уже в первые месяцы Февральского переворота. Решительный шаг к ее развязыванию был предпринят большевиками, опиравшимися на немногочисленное еще число дезертиров, уголовников и просто обманутых людей и захватившими Учредительное собрание, всенародные демократические выборы которого показали, что большинство народа страны не на их стороне. Полномасштабная же гражданская война была развязана после подписания Брест-Литовского мира.
В ночь с 24 на 25 ноября Святейший Патриарх Тихон подвергся домашнему аресту, обыску, в покоях поселилась стража. Далее были допросы на Лубянке.
«Лацис: Какие ваши политические убеждения?
Патриарх Тихон: Каких я лично теперь держусь политических убеждений, это для вас совершенно безразлично; это я проявлю тогда, когда буду подавать голос за тот или иной образ правления при всеобщем народном голосовании».
Православные люди жили на территориях, контролируемых и красными, и белыми, и зелеными. К православным людям принадлежали и воины, сражавшиеся друг против друга в братоубийственной войне. Патриарх, сознавая всю тяжесть сложившейся ситуации в стране, стремясь уберечь свою паству от новых испытаний вследствие вовлеченности ее в политическую борьбу, писал:
«Чадца мои! Пусть слабостию покажется иным эта святая незлобивость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы… но мы умоляем вас… не сходить с пути крестного, ниспосланного нам Богом…»
Князь Григорий Трубецкой вспоминал впоследствии о впечатлении, которое произвело в Белой армии это послание: «Я помню, как нас, стоявших тогда близко к Добровольческой армии на юге России, огорчило это послание Патриарха. Но впоследствии я не мог не преклониться перед его мудрой сдержанностью. Всюду, где епископы и священники служили молебны по поводу победоносного продвижения Добровольческой армии, духовенство принуждено было вслед за тем разделить участь этой армии и спешно покидать свою паству, к великому ущербу для церковного дела».
Летом 1921 г. на истерзанный русский народ обрушилось новое бедствие – засуха, а за ней – голод. К маю 1922-го голодало уже 20 млн человек.
Сострадая своим чадам, Патриарх обратился с воззванием к православным патриархам, ко всей Вселенской Церкви с просьбой о помощи голодающим:
«К вам, народы Вселенной, простираю я голос свой: помогите… К Тебе, Господи, воссылает истерзанная земля наша вопль свой: «Пощади и прости! К Тебе, Всеблагий, простирает согрешивший народ Твой руки свои и мольбу: «Прости и помилуй!»
Патриарх Тихон возглавил Комитет помощи голодающим. В храмах начались сборы денег, поступали деньги из заграницы. Благодарное сочувствие к деятельности комитета, приносившего реальную помощь людям, заставило большевиков закрыть его. Собранные средства были конфискованы.
Между тем в лоно Церкви возвращалось все больше и больше рабочих, интеллигенции, по легкомыслию покинувших ее до революции. Наблюдая религиозный подъем народа, его отрезвление нарком просвещения Луначарский хватался за голову и взывал: «Куда у вас совесть делась? Ну до революции разве могли бы?»
С блестящими докладами на религиозно-философ¬ские темы выступал профессор Федор Константинович Андреев, впоследствии известный священник. Его доклады привлекали сочувственное внимание у множества слушателей. Он выступал с лекциями, направленными против католической и униатской пропаганды, интенсивно распространяемой в России миссионерами Ватикана, которому казалось, что Русская Православная Церковь, гонимая и избиваемая, стала легкой добычей Рима. Церковный фронт стал самым опасным для советской власти.
Бухарин заявил: «Церкви должны быть снесены с лица земли… Гражданин Белавин должен быть казнен».
Началась широкомасштабная кампания по изъятию и распродаже за границу достояния поистине народного, накопленного, хранимого и умножаемого Церковью веками. И это были не только драгоценная церковная утварь, но и древние рукописи, духовное наше наследие, святые иконы. Древние церкви, представлявшие собой нашу историю, необыкновенные по красоте, уничтожались.
С 1922 г. Патриарх находился под домашним арестом. Над Патриархом начался судебный процесс, призванный, как дымовой завесой, укрыть беззакония, творимые советской властью при изъятии церковного имущества. Весь мир следил за ним. В Меморандуме Вселенской Патриархии ситуация в России была названа «невыносимым состоянием, которое представляет позор нашего века». Синод Константинопольской Церкви о суде над Патриархом: «Все Православие смотрит на Патриарха Московского и всея Руси как на исповедника». Из меморандума британского правительства (знаменитый «ультиматум Керзона»), 21-й пункт: «…эти деяния вызвали глубокий ужас и негодующие протесты во всем цивилизованном мире».
«В случае вынесения Патриарху Тихону смертного приговора все державы, находящиеся в отношениях с советской властью, в том числе Англия, немедленно отзовут своих представителей из Москвы». (Из русской эмигрантской газеты «Последние новости»).
В 1923 г. Патриарх Тихон подает прошение о разрешении совершить богослужения хотя бы в последние дни Страстной седмицы и в первые дни Святой Пасхи. Прошение было отклонено. Святейший был переведен из Донского монастыря на Лубянку. Обращение с ним, по его собственным словам, «не было особенно крутым».
В пору гонений для сохранения канонического строя церковной жизни, для сохранения апостольского преемства в 1923 г. совершались многочисленные епископские хиротонии – 49 архиерейских рукоположений за один год. Такого предреволюционная Россия не знала.
Отказавшись от всякого влияния на политическую жизнь страны, признав советскую власть, данную стране во искупление грехов ее, Патриарх продолжал оставаться Ангелом Хранителем своей паствы, печальником о гонимой Церкви.
9 декабря 1924 г. был убит его келейник Яков Сергеевич Полозов, ставший между бандитами, ворвавшимися в покои Патриарха, и Тихоном. Святейший, когда убийцы помчались вниз по лестнице, бежал следом за ними и, как когда-то Иоанн Богослов бежал за юношей, ставшим разбойником, чтобы спасти его, взывал к ним: «Вернитесь, вернитесь, вы человека убили!»
7 января 1925 г. Патриарх составил завещание о передаче своих прав и обязанностей.
Святейший Патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещение, 7 апреля 1925 г., в 23 часа 45 минут в Москве, в клинике Бакуниной на Остоженке, на 61-м году своей многострадальной и праведной жизни. Последними словами его было словословие Господа нашего Иисуса Христа, повторенное трижды: «Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи! Слава Тебе, Господи!» При третьем крестном знамении рука его бессильно упала.
Жребий патриарха Тихона
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.
Справка: Патриаршество на Руси появилось в 1589 году. Первым Патриархом стал Иов, митрополит Московский. С 1721 по 1917 гг. Церковью управлял Святейший Синод, состоявший из архиереев и государственных чиновников. Это случилось по приказу Петра I, упразднившего институт патриаршества.
Выборы Патриарха
Разговоры о возрождении патриаршества велись еще в XIX веке, но революция ускорила этот процесс. Окончательное решение было принято на Всероссийском Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. Избрание проходило в два этапа: тайное голосование и жребий. После трех этапов голосования Собор утвердил трех кандидатов на Патриарший престол: архиепископа Харьковского Антония (Храповицкого), архиепископа Новгородского Арсения (Стадницкого) и митрополита Московского Тихона (Беллавина).
Архиепископ Харьковский
Антоний (Храповицкий)
Жеребьевка состоялась 5 (18) ноября 1917 года в Храме Христа Спасителя. Жребий предстояло вытащить старцу Зосимовой пустыни Алексию (Соловьеву). Выглядело это так: перед чудотворной иконой Владимирской Божией Матери поставили запечатанную коробочку с тремя записками (жребиями), на которых написали имена кандидатов.
Архиепископ Новгородский
Арсений (Стадницкий)
После литургии и молебна коробочку при всех распечатали, старец Алексий достал записку и передал ее митрополиту Киевскому Владимиру (Богоявленскому). Последний вслух зачитал имя: «Тихон, митрополит Московский и Коломенский». Оставшиеся две записки члены Собора вытащили из коробки и проверили написанные на них имена. Когда митрополиту Тихону объявили результат, в ответном слове среди прочего он сказал:
«Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано “плач, и стон, и горе”, и каковой должен был съесть пророк Иезекииль (Иез 2:10; 3:1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!»
Патриарх Тихон
Будущий патриарх родился в Псковской губернии. В миру его звали Василий. Он окончил семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию, где получил от друзей пророческое прозвище «Патриарх». Приняв постриг с именем Тихон, он стал священником, а затем и епископом.
До исполнения этого пророчества святитель успел побывать преподавателем и ректором двух семинарий, епископом в нынешней Польше и миссионером в Америке: служил в Нью-Йорке и Сан-Франциско, немало времени провел на Аляске, где крестил множество людей. Потом его перевели в Рязанскую, а затем и Московскую епархию.
Патриарх возглавил Русскую Церковь в очень непростое время: революция, атеистическая власть, Гражданская война. Несмотря на просьбы, он отказался публично благословить какую-то из враждующих сторон.
«Я не могу дать благословения на гражданскую войну. И “красные”, и “белые”, все чада моей Церкви, кто-то верный, кто-то заблудший. Я могу молиться только о примирении народа».
Ситуация обострилась в 1922 году, когда был издан декрет «Об изъятии церковных ценностей». Патриарх разрешил властям забрать из храмов все ценности, кроме богослужебных сосудов, и выступил с резкой критикой власти за закрытие храмов. После этого последовала череда арестов, обысков, заключений и покушений на жизнь. Все это подорвало здоровье Предстоятеля Русской Церкви. Святитель Тихон скончался в больнице в 1925 году. 9 октября 1989 года Патриарх Тихон был канонизирован Собором Русской Православной Церкви. Мощи святителя покоятся в главном соборе Донского монастыря в Москве.
Как сейчас избирают Патриарха Московского и всея Руси?
Предстоятеля Церкви выбирает Архиерейский Собор тайным голосованием. В бюллетень для избрания включаются все епископы, соответствующие критериям, предусмотренными Уставом Русской Православной Церкви для кандидатов на Патриарший престол:
• быть архиереем Русской Православной Церкви;
• обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;
• пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;
• иметь доброе свидетельство от внешних (1 Тим 3:7);
• возраст не моложе 40 лет.
Интересные факты:
1. В результате тайного голосования было выбрано три кандидата на Патриарший престол. Из них митрополит Тихон набрал наименьшее количество голосов.
2. В истории Русской Православной Церкви было только два случая выбора Патриарха по жребию: кроме Патриарха Тихона так в 1642 году выбрали Патриарха Иосифа — из шести кандидатов.
3. Старец Алексий, вынувший жребий с именем Патриарха Тихона, был канонизирован в 2000 году в лике преподобных.
Старец Алексий Соловьев
4. 5 ноября, во время выборов Патриарха, ни одного из кандидатов в Храме Христа Спасителя не было — все трое служили в разных храмах Москвы. Митрополит Тихон узнал о своем избрании только от посольства, которое приехало к нему на Троицкое подворье после службы.
а на момент преставления Патриарха Она оказалась в самом катастрофическом состоянии, на грани гибели. Но по Воле Божией, трудами и молитвами святителя Православие в России не исчезло. Сотни мучеников и исповедников, явившихся в те страшные времена, заложили основы будущего расцвета и укрепления Церкви.
Самый добрый архиерей
Митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) был третьим в списке архиереев, которых избрал Всероссийский Поместный Собор. Двумя другими кандидатами стали архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) и архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) — первого в кулуарах называли «самым умным», а второго — «самым строгим». Святитель Тихон же считался «самым добрым» из претендентов.
Вехи служения до Патриаршества
Но разве митрополит Московский и Коломенский не был умен?! — Он с прекрасно учился и всегда помогал товарищам, которым предметы давались не так легко. Закончив Псковскую духовную семинарию и Петербургскую духовную академию, будущий святитель стал преподавателем, инспектором и ректором семинарии в Холмогорах. В начале своего преподавательского пути он принял постриг.
Но его способности простирались намного шире передачи знаний. Уже в 34 года, став епископом Люблинским, Тихон назначается викарием Холмской епархии. Не проходит и года, как будущий святитель, приняв сан епископа Алеутского, отправляется устраивать жизнь православных в Северной Америке. И здесь он являет настоящую глубину и широту своей мысли, охватывая миссионерскими стараниями огромный континент, окормляя не только русскую паству, но и христиан другой канонической принадлежности: греков, сирийцев, коптов. За 9 лет пребывания свт. Тихона за океаном Православная Церковь там обогатилась новыми епархиями, получила силы новых архиереев, открыла новые храмы и монастыри.
Затем было служение на Ярославской кафедре, в Вильно. В 1917 году святителя избрали митрополитом Московским и Коломенским. На тот момент ему было 52 года.
Даже в столь кратком описании мы видим блестящий путь талантливого администратора, человека, все свои умения и силы посвятившего делу наилучшего устроения Церкви. На каждом новом месте его встречали с большой радостью, а провожали, буквально, всенародными слезами. Владыка сам много служил, проповедовал, посещал самые дальние и бедные приходы. Нет причин сомневаться, что в своих решениях он был тверд, а в начинаниях — решителен.
Но все-таки главной чертой его характера называют доброту. Все, кто знал будущего святителя, начиная с семинарской скамьи, описывают его, как человека приятного, открытого и доброжелательного. Впоследствии, советские пропагандисты пытались исказить эти добродетели Патриарха, изображая его запуганным и безвольным. Но память сотен людей, лично общавшихся с Владыкой, плоды его святительских трудов — неуклонно опровергают эти клеветнические домыслы.
Митрополит Тихон был действительно, по-настоящему, в самом точном христианском понимании добр. И это качество действительно затмевало и его обширные знания, и его умение управлять огромным Церковным организмом. Прочие способности и таланты становились «не главными», когда могущественный архиерей оказывался доступен для обращений и просьб, когда он сам, без свиты, иногда пешком, появлялся в деревенском храме или бедном монастыре.
В надвигающейся на Православие тьме Русскую Церковь могла спасти только добродетель, а не отточенный богословский ум и не аскетическая строгость.
Возвращение Патриарха на Русь
Мы помним, что первым Патриархом Московским и всея Руси стал в 1598 году святитель Иов. Но в период становления империи огромная личная власть Первосвятителя показалась помехой Самодержцам Российским: с 1721 года, указом Петра I, Патриаршество было отменено — высшим органом управления Церковью стал Священный Синод.
В начале XX века, когда центральная власть стала стремительно слабеть, когда все мощнее проявлялись силы, разрывавшие российское общество, восстановление Патриаршего престола казалось верным средством укрепить Православие.
К тому моменту Церковь была баснословно богата и блистательна, но истинное состояние веры и верности христиан вовсе не соответствовали этому внешнему великолепию. Все русские святые XIX и начала XX веков единодушны в предчувствии неминуемой катастрофы. Вот, например, что говорит свт. Феофан Затворник в «Письмах о христианской жизни»:
Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие.
Для того, чтобы вдохнуть новые силы в иссякающую Церковь, конечно, требовались не жесткая рука и не отточенная эрудиция — спасти могли только любовь и доброе отношение к каждой душе, понимание и приятие тягот, терпение и нерушимая готовность следовать тесным, мучительным, но единственно верным путем — ко Христу.
Члены Всероссийского Поместного Собора постановили положиться на Волю Божию и предоставить выбор из трех кандидатов — жребию. В Храм Христа Спасителя была принесена Владимирская икона Божией Матери. Перед святыней расположили ящик с тремя карточками, на которых были написаны имена претендентов. Совершили литургию и молебен. Затем схииеромонах Зосимовой пустыни вынул из ящика одну записку и передал ее для оглашения митрополиту Киевскому Владимиру. Тот зачитал имя митрополита Московского и Коломенского Тихона.
Произошло это 5 ноября (по новому стилю — 18 ноября) 1917 года.
Разгорался революционный пожар. Почти сразу Церковь была объявлена одним из главных врагов новой власти: Ее святыни, сложившийся веками уклад, верные служители — стали жертвами неукротимого богоборчества.
Патриарх мог противопоставить этому лишь неуклонное следование правде и свою главную добродетель. Чем более ущемлялись его реальные возможности управления Церковью, тем сильнее действовала через святителя Благодать Божия, сохраняющая малое стадо Христово вопреки гибельной действительности. Толпы людей стекались к Донскому монастырю, где Святейшего держали под арестом — верующие хотели получить благословение своего доброго пастыря. Приходские священники, получив Патриаршее послание о сохранении святынь, мужественно исполняли его, часто расплачиваясь за это жизнью.
Как это всегда случается в истории христианства от Рождества Спасителя, Церковь выживает и укрепляется среди самых страшных гонений. Как противостояли истреблению веры во Христа мученики всех времен? — Исповеданием этой веры перед лицом смерти. То же происходило и во время Патриаршества святителя Тихона. Он сам не был убит, но гонения и невыносимые тяготы его служения подорвали здоровье Святейшего. Сердце его не выдержало 7 апреля (новый стиль) 1925 года. И нескончаемые множества людей потянулись к Донскому монастырю, чтобы участвовать в заупокойных службах и проводить любимого, самого доброго, Патриарха в последний путь…
Оклеветанный на долгие годы, никогда не поднимавший паству на открытую борьбу, Предстоятель Церкви, разрушаемой со всех сторон и изнутри, отошел ко Господу. Еще немало жертв было принесено, еще впереди были самые сильные гонения, потом — Великая Отечественная Война… Но Тело Христово, уязвленное тысячами смертельных ран, конечно, ожидало Воскресение!
Обретение мощей свт. Тихона
Считалось, что власти, боявшиеся и ненавидевшие святителя и после его преставления, изъяли и сожгли тело Патриарха. Этому преданию верили и место погребения Патриарха считалось просто мемориалом.
В 1991 году при самом начале возрождения монашеской жизни в Донской обители случился поджог Малого собора. Приступив к ремонту, получили благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на раскопки под гробницей Святейшего. Далее приведем самый эмоциональный фрагмент рассказа митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) из его книги «Несвятые святые» :
Помню, меня сразу поразил аромат весенней свежести, исходящий из подземной усыпальницы. Передо мной был тонкой, изысканной резьбы дубовый гроб, описание которого я хорошо знал. На нем лежала мраморная табличка. При мерцании свечи я прочел: «Патриарх Московский и всея России Тихон».
Я надел епитрахиль, потому что к мощам можно прикасаться только в священной одежде, и спустился в склеп. Поддев гвозди и приподняв резную крышку гроба, я с замиранием сердца вложил внутрь руку. Пальцы мои ощутили сначала ткань, потом плечо…
—Здесь!!! — закричал я что есть силы.
В связи с этой историей вспоминается и Ветхий Завет (Ис. 43): «пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя», — и неисчислимые рассказы о христианах, которых не опалял огонь мучителей. Тело святителя не было сожжено в крематории и не пострадало в пожаре. Огонь указал и направил верных людей к открытию нетленных мощей многострадального Патриарха. Святыня была с почестями перенесена в Большой собор Донского монастыря, где находятся и сегодня. А в 1998 году Патриарх Московский и всея Руси Тихон был прославлен в лике святых.
Использованы материалы Православного интернета
Добавить комментарий