Излечить страх Лука
Содержание
Вера, надежда, наркоз
Излечить страх (2013)
биографический, драма, исторический
Режиссер: Александр Пархоменко
В ролях: Виталий Безруков, Андрей Саминин, Екатерина Гусева, Виктория Малекторович, Алексей Шевченков
Премьера: 30 апреля 2015 года
В 1917 году талантливый хирург Валентин Войно-Ясенецкий (Андрей Саминин в молодости, Виталий Безруков в старости) получает должность главного врача Ташкентской городской больницы. Через несколько месяцев после его прибытия в городе начинаются волнения. Войно-Ясенецкий с равной заботой лечит раненых «красных» и «белых», что навлекает на него гнев новых властей, однако врач продолжает без разбора спасать жизни. Мало того, когда «красные» расстреливают местных православных священников, доктор принимает сан, а затем и монашеский постриг под именем Лука и вскоре становится епископом Ташкентским и Туркестанским, одним из ведущих врачей и церковных деятелей первой половины XX века.
Кадр из фильма «Излечить страх»
В титрах картины нет имени автора сценария, поскольку он из скромности попросил сохранить свое имя в тайне
Талантливыми хирургами не становятся, а рождаются. Конечно, врачу надо много учиться и практиковаться, но никакие учебники и стажировки не помогут тому, кого природа не одарила светлой головой, твердой рукой и абсолютной уверенностью в себе и своей правоте. Хирург может сомневаться и колебаться, лишь когда планирует курс лечения. В тот момент, когда пациента кладут на операционный стол, врач должен почувствовать себя непогрешимым богом, правомочным вершителем судеб. Иначе в ключевой момент его рука дрогнет, и рутинная операция превратится в медицинскую катастрофу.
В 1946 году святитель Лука получил Сталинскую премию первой степени за разработку новых методов лечения гнойных заболеваний и ранений. Большую ее часть (130 тысяч из 200 тысяч рублей) он перечислил в помощь детским домам
Валентин Войно-Ясенецкий, ныне известный как святитель Лука (в 2000 году РПЦ признала его святым), был хирургом от бога. Кажется, он долго сомневался в себе лишь один раз в жизни – когда решал, стать ли ему художником, как он мечтал в детстве, или врачом, как подсказывала ему жажда послужить людям. Войно-Ясенецкий выбрал медицину и после этого больше не сомневался. Ни тогда, когда рисковал жизнью ради «неправильных» пациентов во время Гражданской войны, ни тогда, когда, оставшись врачом, принял сан и монашеский постриг, ни тогда, когда в тюрьме и ссылке от него требовали отречься от веры – если не ради себя, то ради четырех маленьких детей, оставшихся без отца. Он остался несгибаемым и во время войны, когда его руки и консультации спасли бесчисленных раненых солдат, и после войны, когда он продолжил борьбу за сохранение Церкви в СССР уже в сане архиепископа Симферопольского и Крымского. И советские власти, то навешивавшие на него безумные обвинения, то награждавшие его за вклад в медицину, ничего не могли с ним поделать.
Святитель Лука был одним из ярчайших граждан нашей страны в XX веке, и масштаб его личности был таков, что его невозможно втиснуть в двухчасовое повествование. Что, к сожалению, хорошо видно в выходящем в российский прокат байопике о Войно-Ясенецком. Пытаясь охватить хотя бы часть событий и переживаний святого, «Излечить страх» суматошно прыгает из эпохи в эпоху и показывает врача-священника то в Ташкенте 1917-го, то в Крыму 1961-го, то в ссылке, то на допросе, то в военном госпитале во время войны… Однако такое отражение жизни святителя даже «галопом по Европам» не назовешь, поскольку лента получилась удивительно примитивной и поверхностной, не дающей даже общего представления о вкладе Войно-Ясенецкого в науку, в религиозную жизнь, в религиозную философию…
Осталась за кадром и значительная часть его семейной жизни. Картина довольно подробно рассказывает о болезни и смерти его жены (хирург, разумеется, никогда бы не стал монахом, если бы не остался вдовцом), но дети святителя практически исчезают из повествования после принятия Войно-Ясенецким сана, и лента оставляет несведущих зрителей в волнении и недоумении по поводу того, что советская власть сделала с отпрысками несгибаемого иерарха. Стоило, наверно, хотя бы в финальных титрах упомянуть, что все они смогли сделать медицинские карьеры, несмотря на «пятно» в их биографии.
И так далее, и тому подобное. За пять минут чтения статьи в Википедии можно узнать и понять о святителе больше, чем после двух часов просмотра. При этом несгибаемость и выдержка Луки делают его не особенно интересным драматическим персонажем, поскольку фильм, в сущности, просто перечисляет некоторые испытания, выпавшие на долю святого, и демонстрирует, как Войно-Ясенецкий раз за разом вел себя наилучшим, наиидеальнейшим образом. Он даже заботился о здоровье гэпэушника, который его допрашивал и который умер прямо на рабочем месте, так и не сумев сломить епископа! Человеческая слабость хирурга за весь фильм проявляется лишь в одной-единственной сцене – когда он молит умирающую жену не покидать его. Это достойный пример для подражания, и не только для воцерковленных людей. Но драматическое повествование требует более человечного и более слабого главного героя – того, кто с трудом преодолевает испытания, а не отмахивается от них как от назойливых мух.
Чтобы как-то это компенсировать, фильм пытается предложить второго главного героя – молодого монаха, который в 1961 году прислуживает умирающему архиепископу и «стучит» в «органы» (по ходу действия ему приказывают совершить еще более омерзительный поступок). Этот персонаж куда слабее и человечнее Луки, но герой, за душу и совесть которого зрители должны переживать, из него не получается. Во-первых, потому что мы не знаем, что заставило его работать против Церкви (может, он отчаянный карьерист?), а во-вторых, потому что монашек тонет в лучах харизмы, которые источает Виталий Безруков (отец Сергея Безрукова) в образе благообразного ослепшего старика. Такой вот парадокс. Один герой проходит сквозь невзгоды как нож сквозь масло, а другой не вызывает симпатии. И убедительная актерская игра эту фундаментальную проблему не решает.
Предвосхищая критику, авторы фильма уже объявили, что «Излечить страх» – это лишь выжимка из готовящегося сериала о святителе и что полная версия повествования подробнее раскроет затронутые темы и предложит не скомканное, а обстоятельное и глубокое повествование. Возможно. Но в этом случае, пожалуй, стоило сразу выпустить сериал, да подлиннее. Потому что из фильма можно узнать только, что был такой замечательный пастырь и врач и что советские горки не смогли его укатать. А этого достаточно лишь для надгробной надписи, а не для байопика.
С 30 апреля в кино.
– полнометражный художественный фильм о Святителе Луке Крымском. Прокат по России с 30 апреля 2015 года. Прокатное название — «Излечить страх».
В основе фильма — воспоминания современников, а также автобиографические произведения Войно-Ясенецкого.
В создании фильма принимали участие три страны – Украина, Россия, Беларусь.
Генеральный продюсер фильма – Олег Сытник,
исполнительница главной женской роли – Екатерина Гусева,
исполнитель роли святителя Луки в старшем возрасте – актер Виталий Безруков.
Режиссер – Александр Пархоменко, оператор – Сергей Рябец.
Награды
2013 — XI МКФ «Покров» (Киев): 1-я премия конкурса игрового киноприз за лучшую мужскую роль (Виталий Безруков)
2013 — Специальный приз президента Республики Беларусь А. Лукашенко, режиссеру-постановщику А.Пархоменко «за гуманизм и духовность в кино» на XX МКФ «Лістапад» (Минск)
2013 — Специальный приз Светланы Медведевой за глубокое раскрытие темы «Воплощение святости на экране» на ХХ МКФ «Лучезарный ангел» (Москва)
2013 — VIII МКФ «Крест Святого Андрея» (Тбилиси): Гран-приПриз Христианской киноассоциации за выбор героя и бережное отношение к личности Святого врача преданного Богу и профессии (Александр Пархоменко)
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года
Жизнь святителя Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, проходила в страшную эпоху войн и революций ХХ века. Он пережил Первую и Вторую мировые войны, безбожное время хрущевского периода, бесчеловечные репрессии Сталина, страшные годы революции, ужасы большевистского террора Советской власти. Но во все времена, несмотря на страшные испытания, трагические события личной жизни, он оставался настоящим христианином, принося свою жизнь в жертву Богу и ближним.
Ради исполнения заповеди о любви, о служении людям, он отказался от юношеской мечты о профессии художника и выбрал путь врача. Он совмещал служение земского врача в бедных больницах и в то же время вел серьезную научную работу, он лечил и белогвардейцев, и красноармейцев, не разделяя больных на друзей и врагов. Благодаря его операциям тысячи людей были спасены от смерти и страданий. Перед врачом, как и перед священником, не может быть правых и левых, в каждом человеке – в бедном крестьянине, нищем слепце, самом последнем уголовнике и даже в предателе-убийце, который его пытал и мучил, заставляя отречься от веры, – святитель Лука видел образ Божий, и, как мог, врачевал не только тело, но и больные души.
В дни всеобщего отречения, поругания веры и церкви, врач-хирург Войно-Ясенецкий услышал призвание о служении Христу у Престола. В сане священника и епископа он продолжал лечить людей, и не отрекся от своей веры, своего призвания даже под пытками. Владыку Луку не сломили ни многочисленные аресты, ни годы тюрем и сталинских лагерей, ни клевета и изгнание…
Епископ Лука, 1923год
«Мученик», по-гречески «мартириос» – это свидетель. Жизнь святителя Луки была удивительным свидетельством о Христе, отдавшем Себя за жизнь мира, свидетельством о подлинном христианстве, когда ученик Христов, так же, как Учитель, отдает всего себя, всю свою жизнь на служение Богу и ближним, преодолевая трагизм обстоятельств.
Умер 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. На надгробии была высечена надпись:
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий
18 (27). IV.77 — 19 (11).VI.61
Доктор медицины, профессор хирургии,
лауреат.
———————————————
Олег Сытник: Я раньше был далек от церкви, хотя и был крещен в детстве. Но получилось так, что чудесным образом мне в руки попала книга отца Василия Марущака от человека, в семье которого произошло чудо. Я прочитал книгу о святителе Луке, был поражен его историей, был поражен его мощью, и в течение полугода жил с образом святителя. И когда в Украину приехали наши партнеры с предложением создания такого фильма, я, не задумываясь, кинулся в кинематограф и поддержал эту идею. Была зарегистрирована кинокомпания «Патриот-фильм» в Украине, мы получили благословение от митрополита Владимира, и с этого началась наша нелегкая пятилетняя работа по созданию этого фильма.
Многие моменты, многие фразы героя действительно взяты из личных воспоминаний святителя Луки. И тут все – правда. Да, приходилось выбирать, но, наверное, каждый из нас чувствовал на площадке незримый дух святителя Луки и его водительство. Мы отсняли очень много материала, но поместить в полтора-два часа всю жизнь святителя Луки – это очень сложно, поэтому в эту версию вошло только то, что должно было войти. Но мы планируем продолжение этой истории, есть планы снять сериал о святителе, в котором мы используем материалы этого фильма.
На площадке работали представители трех братских народов – Украины, России, Белоруссии, и каждый считал святителя Луку своим. Поистине это тот герой, который воссоединяет наши народы, несет благо и добро.
Екатерина Гусева: Анна Ланская в восемнадцать лет дала обет безбрачия. Она была сестрой милосердия, ее называли «верной сестрой». Но она полюбила Войно-Ясенецкого, вышла замуж, родила четверых детей, но заболела и очень рано ушла из жизни. Она боролась всеми возможными и невозможными силами, чтобы остаться вместе с любимым мужчиной, с детьми, но она сломалась, устала бороться и уже хотела уйти… Она не была святой. Она была простой, земной женщиной, женой врача. Такая любовь у нее была к мужу… Наверное, сильнее, чем к Богу. Я очень много думала, почему она дала обет безбрачия в восемнадцать лет, и мне никто не дал ответа. Что произошло, чтобы девушка пошла на такое? В нашем фильме много вопросов. Я не стала пытаться дать на них ответы в фильме, но постаралась сделать их еще более острыми и передала их вам, зрителям.
Виталий Безруков: Я не так часто снимаюсь, особенно в последние годы, но вот так Господь сподобил, что эта работа затмила все, что я до этого делал и на сцене, и в кинематографе.
Если говорить о роли, я должен еще раз вернуться к работе отца Василия Марущака, потому что благодаря именно его книге я впервые узнал о святителе Луке. Будучи в больнице, среди развала книг, которые, как обычно, находились в холле, я нашел книгу «Святитель-хирург» и прочитал о жизни архиепископа-исповедника и гениального хирурга. Думаю, эта встреча со святителем, эта книга и повлияли на мою жизнь. В конце фильма идут титры, в которых приводятся свидетельства о чудесах по молитвам святителю Луке, так, мне кажется, я вправе был написать и свою историю, потому что чудо случилось и со мной. То, что тогда я выздоровел, остался на ногах, жив-здоров и по сей день, а уже много лет прошло, это все благодаря именно тому, что в моем сознании во время болезни, во время тяжелой операции звучало имя святителя Луки.
На съемках фильма «Излечить страх» всегда присутствовал представитель церкви, естественно, приходилось с ним консультироваться по ходу дела, потому что я, хоть и верующий, православный, но каких-то деталей из жизни священнослужителей я не знал. Мне приходилось спрашивать о том, как совершается крещение, о каких-то нюансах богослужения и о многом другом.
Сам я не первый раз смотрю этот фильм. Я вижу, что происходит на лицах зрителей, когда они задумываются о том, что среди суеты сует нашей жизни приходит момент, когда ты должен сделать выбор, когда ты должен держать ответ. Так что на съемочной площадке ощущение ответственности, во всяком случае, у меня присутствовало всегда.
————————————
Чрезвычайно сложно изобразить святость средствами кинематографа. Это требует от режиссера и актеров не только высокого профессионализма и исключительного творческого дерзновения, но и способности умом и сердцем прикоснуться к этому удивительному духовному феномену. Размышляя о святости, как о явлении, очень важно не перепутать его с понятием о сверхчеловеке.
Святой – это не сверхчеловек и не герой в обычном понимании этого слова. Святой опознается не в громких словах и грандиозных деяниях, а в повседневных делах в осуществлении профессионального долга, в предельной личной честности и порядочности, в способности мужественно и стойко переносить испытания, сохранять спокойствие и присутствие духа перед лицом грозных опасностей, уповая во всем на благую Волю и премудрый Промысел Божий. Отрадно свидетельствовать, что режиссеру и творческому коллективу удалось раскрыть тему подлинной христианской святости, не впадая в крайности, избегая чрезмерной эпичности или излишней сентиментальности.
В фильме показан реальный образ человека, который проявляет свои личные качества и свойства характера в самых различных жизненных обстоятельствах. Замечательно, что фильм рассказывает о судьбе почти нашего современника, который жил не в столь отдаленную от нас эпоху. Память о святителе Луке Войно-Ясенецком до сих пор жива среди представителей старшего поколения. Именно этот пример духовного подвига, явленного тем, кто жил недавно, помогает уже нашим современникам, особенно молодому поколению, понять, что такое святость. Еще раз сердечно благодарю всех вас за труды и выражаю надежду на успех кинокартины в прокате.
Благословение Божие да пребывает со всеми вами!
Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси».
http://www.youtube.com/channel/UCIsibO3gYPmlinD9b5NrOew Фильм посвящён Святителю Луке, человеку-легенде, который прошёл сложный жизненный путь, увенчанный причислением к лику святых. В миру Валентин Войно-Ясенецкий был талантливым хирургом, его научные изыскания касались методов анестезии при операциях. Он смог покорить сердце милой Анны Ланской, работавшей с ним в одной больнице. Они поженились. Семья разрослась. Валентину пришлось забросить столичные библиотеки и клиники, чтобы прокормить четверых детей, занимаясь врачебной практикой в провинции. Вскоре горячо любимой жене вынесли страшный диагноз – туберкулёз. Заботливому мужу представилась возможность отвезти её в жаркий, сухой Ташкент, куда его назначили главврачом госпиталя. Здесь Войно-Ясенецкого застала революция 1917 года и страшная братоубийственная гражданская война. Он с честью выполнял свой врачебный долг, вырывая из лап смерти людей, независимо от их политического и жизненного статуса. Но уберечь любимого человека не удалось. Анна умерла от чахотки. Пережив тяготы потерь и испытаний, он пришёл к пониманию, что очень важно лечить не только плоть, но и души людей. Своё будущее он увидел в служении Богу и человечеству. Просмотр фильма предоставит зрителю возможность познакомиться с личностью, взглянув на неё сквозь призму исторического времени, и попробовать оценить, подвластно ли кинематографу донести до людей святость.
Дорогие друзья на наши экраны вышел долгожданный фильм о святителе Луке Крымском «ИЗЛЕЧИТЬ СТРАХ» (2015)
Информация о фильме
Название: ИЗЛЕЧИТЬ СТРАХ
Год выхода: 2015
Жанр: Художественный
Страна: Украина
Режиссер: Александр Пархоменко
В ролях: Виталий Безруков (Лука), Екатерина Гусева (жена Луки, Анна), Андрей Саминин (Лука в молодости).
О фильме:
Фильм «Излечить страх» повествует о жизни почитаемого православными святителя Луки, в миру – выдающегося врача Валентина Войно-Ясенецкого.
Он мог выставлять свои картины в лучших галереях мира и пачкать руки лишь красками, а стал «мужицким врачом», архиепископом и жертвой политических репрессий. Талантливый врач, человек глубокой веры, он успешно врачевал и душу и тело людей; в самые безбожные времена не поступался своей совестью. Тысячи людей обязаны ему жизнью, но спасти единственную женщину, которую он любил больше жизни, так и не смог…
НАГРАДЫ, НОМИНАЦИИ, ФЕСТИВАЛИ:
Победитель XI Международного фестиваля православного кино «Покров»:
1-я премия игровое полнометражное кино – «Лука» (режиссер Александр Пархоменко);
Диплом лучшему актеру – Виталий Безруков;
Специальный приз Х Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» «За глубокое раскрытие темы «Воплощение святости на экране» – игровой фильм «Лука», реж. Александр Пархоменко (Украина).
Излечить страх
Историко-биографическая драма режиссера Александра Пархоменко, посвященная известной и почитаемой религиозной фигуре Святителя Луки, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, врачевавшего тела и души людей в смутные времена первой половины двадцатого века. Этот удивительный человек в молодости сделал сознательный выбор между профессией художника и медициной в пользу последней, как более полезной для общества. Являясь лучшим студентом, после выпускных экзаменов удивил всех своим решением стать земским, мужицким врачом. По долгу службы участвовал в Русско-Японской войне, работая заведующим хирургическим отделением в эвакуационном госпитале Читы, где получил обширную практику, оперируя раненых. Затем началась его трудовая жизнь в земствах, прерываемая научными работами в области изучения методов проведения регионарной анестезии. Уже в то время он отличался крайней добропорядочностью и бескорыстностью, не деля своих пациентов по социальному статусу и достатку. Скоропостижная смерть супруги становится решающим фактором, способствующим укреплению его религиозных взглядов, и в скором времени он принимает предложение стать священником. Однако в те времена церковь и священнослужители находились в крайне затруднительном положении, преследуемые властью, поэтому Лука оказывается жертвой политических репрессий и проводит в ссылках в общей сложности долгие одиннадцать лет. Но его не сломили тяжелейшие испытания, и всю оставшуюся жизнь он продолжал преданно служить церкви и медицине, внеся значительный вклад в развитие хирургии и анестезиологии.
Добавить комментарий