Кафолическая церковь

Православная российская церковь (Кириака)

Православная российская церковь (Кириака) (также Синод Православной российской церкви митрополита Кириака) — малочисленная неканоническая православная юрисдикция в России, не состоящая в евхаристическом общении с каноническими Православными церквями.

На момент объединения ПРЦ с Российской православной кафолической церковью председателем Синода являлся архиепископ Сурожский и Таврический Алексий (Кириархис). В настоящее время первоиерархом признается митрополит Московский и Всероссийский Михаил (Анашкин).

История

Возникновению Синода Православной Российской Церкви предшествует создание решение Архиерейского Собора РПЦЗ от 15 мая 1990 года об учреждении епархий на территории СССР. Российское духовенство РПЦЗ в описываемый период времени состояло как из немногочисленных нелегальных (т. н. «катакомбных») общин, на протяжении многих десятилетий тайно существовавших в Советском Союзе, так и из приходских общин, в перестроечное время вышедших по тем или иным причинам из юрисдикции Московского Патриархата. Для духовного окормления «катакомбных» общин епископ РПЦЗ Варнава (Прокофьев) ещё в 1982 году во время туристического посещения СССР на одной из московских квартир рукоположил тайного епископа Лазаря (Журбенко), который в июне 1990 года перешел на открытую форму церковного служения. Примерно в это же время в юрисдикцию РПЦЗ перешли несколько приходов Русской Православной Церкви. В силу этого решением священноначалия РПЦЗ на базе российских приходов была образована Российская православная свободная церковь, первоиерархом которой стал архиепископ Лазарь (Журбенко).

В 1993 году из-за недовольства российской церковной политикой Архиерейского Синода архиепископ Тамбовский и Моршанский Лазарь (Журбенко) и епископ Суздальский и Владимирский Валентин (Русанцов) заявили о своем формальном отделении от РПЦЗ. В 1994 году эти архиереи провозгласили образование Временного высшего церковного управления Российской православной свободной церкви. Вслед за этим были рукоположены новые архиереи ВЦУ РПСЦ: епископ Одесский Агафангел (Пашковский), епископ Борисовский Феодор (Гинеевский), епископ Сухумский Серафим (Зинченко), епископ Тульский и Брянский Арсений (Тихомиров-Киселев) и епископ Казанский и Марийский Александр (Миронов). Архиерейский Синод РПЦЗ не одобрил данные действия российских архиереев. Архиереи Лазарь (Журбенко) и Валентин (Русанцов) были запрещены в священнослужении, хиротонии новых епископов не были признаны действительными.

В декабре 1994 году состоялось примирение ВЦУ РПСЦ с РПЦЗ, но при этом всем пятерым новорукоположенным епископам были выдвинуты жесткие условия признания их архиерейских хиротоний, включавшие в себя обязательное принесение архиерейской присяги на верность Архиерейскому Синоду РПЦЗ и на протяжении установленного испытательного срока проживать в США под надзором священноначалия РПЦЗ. Отказавшись от выполнения названных условий, епископы Арсений (Тихомиров-Киселев) и Александр (Миронов) дистанцировались как от РПЦЗ, так и от РПСЦ, и перешли на самостоятельное положение.

Реагируя на происходящие события, в 1996 году инициативная группа клириков и мирян РПЦЗ и РПСЦ во главе с иеромонахом Стефаном (Линицким) обратилась к Предстоятелю Украинской автокефальной православной церкви патриарху Киевскому и всей Украины Димитрию (Яреме) с просьбой рукоположить епископов для России. Получив согласие патриарха Димитрия, инициативная группа приступила к формированию Российской истинно-православной церкви в составе УАПЦ. С этой целью в июне 1996 года архиепископом Романом (Балащуком) и епископом Мефодием (Кудряковым) был рукоположен иеромонах Иоанн (Модзалевский) во епископа Московского и Коломенского, а в декабре того же года епископами Мефодием (Кудряковым) и Иоанном (Модзалевским) был хиротонисан архимандрит Стефан (Линицкий) во епископа Санкт-Петербургского и Старорусского. В начале 1997 года епископат Российской истинно-православной церкви пополнился за счет присоединения заштатного архиерея Грузинской православной церкви архиепископа Амвросия (Катамадзе).

26 июня 1997 года Архиерейский Собор Российской истинно-православной церкви провозгласил отделение РосИПЦ от УАПЦ, епископ Иоанн (Модзалевский) был лишён архиерейского сана. 21 сентября 1997 года в юрисдикцию Российской истинно-православной церкви]] посредством перерукоположения был принят епископ Рафаил (Прокопьев), бывший иерарх Украинской православной церкви Киевского патриархата. В феврале 1998 года к РосИПЦ присоединились епископы Арсений (Киселев) и Александр (Миронов). В том же году Архиерейский Собор избрал Первоиерархом архиепископа Рафаила (Прокопьева), который был наделён титулом митрополита. В результате этого решения от РосИПЦ отделилась группа епископов во главе с митрополитом Амвросием (Катамадзе).

Весной 1999 года епископы Российской истинно-православной церкви низложили митрополита Рафаила (Прокопьева) и вывели его за штат. Причиной тому послужило обвинение его в нарушении церковных канонов и занятии экстрасенсорикой. Дальнейшее обострение внутренних конфликтов в РосИПЦ привело к тому, что 11 декабря 1999 года состоялось заседание Синода, на котором было принято решение о переходе епархий на самоуправление.

7 января 2000 года в Российской истинно-православной церкви состоялась хиротония игумена Кириака (Темерциди) во епископа Пятигорского и Северокавказского, а 31 января 2000 года архиепископ Стефан (Линицкий), епископ Кириак (Темерциди) и священник Глеб Якунин основали общественное движение «За возрождение Православия», которое позднее было переименовано в Апостольскую православную церковь Предстоятелем Апостольской православной церкви был избран архиепископ Стефан (Линицкий). 8 сентября 2000 года в Апостольской православной церкви состоялось причисление к лику святых как священномученика и просветителя выдающегося богослова XX века протоиерея Александра Меня.

В 2003 году митрополиты Стефан (Линицкий) и Кириак (Темерциди) присоединились к Православной российской церкви, образованной бывшими епископами Российской истинно-православной церкви (которая к тому времени практически распалась) митрополитом Рафаилом (Прокопьевым) и епископом Сергием (Моисеенко). 14 июля того же года по инициативе митрополита Рафаила (Прокопьева) был созван «Объединиельный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России». В этом Соборе принимало участие большое количество архиереев разных церковных юрисдикций, относящихся к православию русской богослужебной традиции. На Соборе митрополит Рафаил (Прокопьев) был избран «Патриаршим Местоблюстителем Истинно-Православной Церкви в России».

15 декабря 2005 года группа епископов Православной российской церкви, не принявшая новый курс митрополита Рафаила (Прокопьева), во главе с митрополитом Арсением (Киселёвым) провели заседание Синода, на котором было объявлено о низложении митрополита Рафаила (Прокопьева) с поста предстоятеля, создании системы митрополичьих округов и Высшего церковного управления Православной российской церкви. Председателем Синода был избран митрополит Крутицкий и Коломенский Арсений (Киселёв)..

К 2007 году в Синоде числились следующие административные единицы: Южно-Российский митрополичий округ — управляющий митрополит Кириак (Темерциди), Северо-Западный митрополичий округ — управляющий митрополит Виталий (Волконский), Центрально-Российский митрополичий округ — управляющий митрополит Арсений (Киселев), Поволжский митрополичий округ — управляющий митрополит Тихон (Киселев)

В 2007 году в связи с кризисом в Церкви на базе Южно-Российской митрополии образовывается новый Синод, председателем которого был избран митрополит Кириак (Темерциди). К этому синоду присоединились и епископы из других митрополий.

22 сентября 2007 года митрополит Кириак рукоположил епископа Дионисия Батарчука для Объединения общин апостольской традиции.

В мае 2015 года Синод установил общение с независимой Крымской архиепископией, возглавляемой архиепископом Сурожским и Таврическим Алексием (Кириархисом).

7 сентября 2016 скончался председатель Синода ПРЦ митрополит Ставропольский и Южно-Российский Кириак (Темерциди).

17 сентября того же года новым председателем Синода был избран архиепископ Алексий (Кириархис). Вскоре после этого было объявлено о процессе сближения Синода с Российской православной кафолической церковью, которое завершилось подписанием Томоса об объединении 18 июля 2017 года..

Современное состояние

Согласно собственным заявлениям, в настоящее время к Синоду относится более пятидесяти епископов в России и за рубежом. Также членами Синода являются епископы независимой Крымской архиепископии.

Считает себя частью «Поместной Российской Церкви», которую, согласно взглядам представителей этого религиозного объединения, не представляет во всей полноте Русская православная церковь. В настоящий момент ПРЦ не имеет официального евхаристического общения с другими автокефальными Православными церквями, но признает Вселенского Патриарха первым епископом Православной Церкви и открыта для экуменического диалога с другими христианскими деноминациями.

С 23 ноября 2019 года исполняющим обязанности Председателя Синода избран епископ Сочинский и Южнороссийский Антоний Попович.

Примечания

  1. Страница РПКЦ в «Живом Журнале» http://synod-orc.livejournal.com/18443.html
  2. Иоанн (Модзалевский)
  3. Стефан (Линицкий)
  4. Анти-Раскол: Апостольская Православная Церковь http://www.anti-raskol.ru/pages/385
  5. 1 2 Иерархия церквей | Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви
  6. Российская Православная Церковь
  7. Объединение общин апостольской традиции: Епископат http://ecclesia.far.ru/episkopat.htm Архивная копия от 22 ноября 2016 на Wayback Machine
  8. Страница Информационной службы Синода Православной Российской Церкви http://synod-orc.livejournal.com/3281.html
  9. Страница Информационной службы Синода Православной Российской Церкви http://synod-orc.livejournal.com/15089..html (недоступная ссылка)
  10. Официальный сайт РПКЦ http://kafolik.ru/news017.php Архивная копия от 7 августа 2017 на Wayback Machine
  11. 1 2 Синод Православной Российской Церкви — Синод Православной Российской Церкви
  12. Крымская архиепископия — Синод Православной Российской Церкви

Ссылки

  • Православная Российская Церковь — Официальный сайт Св. Синода Официальный сайт Синода ПРЦ
  • Синод Православной Российской Церкви Информационная служба Синода ПРЦ
  • Истинно-Православная Церковь, Южнороссийская Митрополия Иерархия Литургических Церквей
  • «Южно-Российский автономный митрополичий округ» Информационно-справочный портал «Анти-раскол»
  • «Российская Истинно-Православная Церковь» (1996—1999) Информационно-справочный портал «Анти-раскол»
  • «Высшее Церковное Управление Православной Российской Церкви» Информационно-справочный портал «Анти-раскол»
  • Российская Православная Церковь Официальный сайт ВЦУ ПРЦ

Кафоличность церкви

Кафоличность церкви в православном богословии — одно из существенных свойств Церкви Христовой, понимаемое как её пространственная, временная и качественная универсальность.

История термина

Впервые находим термин «кафолическая церковь» (καθολικὴ Ἐκκλησία) у Игнатия Антиохийского в его Послании к Смирнской Церкви: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь»

В основе учения Игнатия о Церкви, как и апостола Павла, о существовании или пребывании Церкви Божией в каждой местной Церкви лежит евхаристическая экклезиология: Церковь Божия пребывает в местной Церкви потому, что в её Евхаристическом собрании пребывает Христос во всей полноте и во всем единстве Своего тела.

Поскольку Игнатий, употребляя этот термин, его не объясняет, можно предположить, что он уже был понятным для современных ему читателей.

Термин содержится в Апостольском Символе веры, датировка которого пререкаема, но, видимо, не позже II века: Πιστεύω εἰς τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν.

Константинопольский Cобор 381 ввёл его в Никейский Символ веры — Πιστεύομεν <…> μίαν, ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν — после чего он стал одним из фундаментальных экклезиологических терминов на Востоке и Западе.

В Русской Церкви в церковно-славянском тексте Символа веры использован термин Соборная.

> Понятие кафоличности (соборности) в России

  1. Игнатия Богоносца Смирн. VIII, 2. Издание Казанской Духовной Академии, 1857, стр. 174
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Кафоличность церкви
  • Прот. Ливерий Воронов. Л.Кафоличность (или соборность) Церкви
  • Н.Д. Успенский. Соборность Церкви
  • А.С. Хомяков. О значении слов «кафолический» и «соборный»

Адельфопоэзис

Святые мученики Сергий и Вакх

Адельфопоэзис (др.-греч. ἀδελφοποίησις, от ἀδελφός — брат и ποιέω — делаю, творю; буквально «братотворение», также «братание») — обряд, исторически совершавшийся в некоторых христианских традициях для объединения двух людей одного пола (обычно мужчин) в благословлённый церковью дружественный союз. Схожие ритуалы побратимства практиковались и другими культурами, в том числе американскими индейцами, жителями древнего Китая, а также германскими и скандинавскими народами. По свидетельствам византийских рукописей IX—XV веков молитвенные тексты провозглашали участников обряда «духовными братьями» и содержали упоминания пар, причисленных к лику святых, среди которых наиболее почитаемые святые Сергий и Вакх, прославленные своей дружбой. В конце XX века исчезнувшая христианская традиция получила известность, оказавшись в центре полемики среди сторонников и оппонентов светской и религиозной легализации гомосексуальных отношений на Западе.

История адельфопоэзиса

По мнению протоиерея Константина Никольского, этот обряд возник на почве стремления людей наладить крепкую дружбу, отличающуюся готовностью взаимно помогать друг другу вплоть до самопожертвования, какая бывает между родными братьями. Это стремление было ещё более сильным между христианами, исполняющими заповедь о любви к ближнему. Для укрепления единства прибегали к помощи Церкви. В связи с этим выработался чин братотворения.

Главным образом адельфопоэзис был распространён в православном христианстве, в Греции, в славянских землях: в Киевской и Московской Руси. Чин появился в Византии ранее IX века. Древнейший сохранившийся текст находится в Евхологионе Гоара. Затем он перешёл в славянские страны: он встречается в глаголическом Евхологионе XI века, а затем в рукописных Требниках XIV—XV веков и позднейших, а также в печатных Потребниках 1625, 1633, 1636 и 1651 годах и других. Чин существовал в православной церкви вплоть до запрета правилом Номоканона.

На Руси чин братотворения был положительно воспринят в соответствии с народным духом, так как русские высоко ценили братство (что отразилось в пословицах и таких словах, как «братчина», «братина») и побратимство (существовал обряд обмена нательными крестами). Чин братотворения заочно совершил митрополит Иона над Казимиром IV и Василием II.

Чинопоследование

Обряд братотворения был внешне очень сходен с совершением таинства брака — и то, и другое происходило в церкви перед алтарём. Оба мужчины, желающие вступить в союз, ставились перед аналоем, на котором лежали крест и Евангелие. В руки им давались свечи, священник соединял их руки, читались молитвы, Священное Писание. Священник водил их вокруг аналоя с пением церковных песен, причащал Преждеосвящёнными Дарами. Мужчины, желающие стать братьями, обменивались поцелуями, целовали священника и шли на трапезу (агапу).

Последствия применения обряда

Вследствие распространённого в народе суеверия считалось, что церковный чин братотворения имел такое же значение как и таинство брака, в частности, лица, вступившие в духовное братство при посредстве церкви, считались состоящими в близком родстве, служившем препятствием к браку между их родственниками и предоставлявшем право наследовать без завещания. Кстати, это же следовало и из 53-го правила Трулльского собора (691—692 г.), по которому духовное родство приравнивалось к кровному, «…ибо сродство по духу важнее союза по телу…».

Отмена

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Чин был отменён вследствие злоупотреблений, связанных с неправильно понятым смыслом обряда.

Адельфопоэзис в христианской традиции

Русский учёный полимат, священник Павел Флоренский предлагает известное описание адельфопоэзиса в своём монументальном труде «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах», содержащем раннюю библиографию по данной теме. Флоренский описывает традиционную христианскую дружбу, выраженную через адельфопоэзис, как «Предел дробления — не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула, пара друзей, являющаяся началом действий, подобно тому как такою молекулою языческой общины была семья», размышляя над словами Христа о том, что «Где ведь — γαρ — собраны двое или трое — δύο ή τρεις — в Мое Имя — εις το έμον όνομα, — там Я есмь посреди них». В своём теологическом толковании обряда Флоренский описывает соединение в адельфопоэзисе агапической и филической христианской любви, но не эроса, отмечая, что его последование состоит из молитв, чтения Библии и причастия преждеосвященных евхаристических даров.

Альтернативная точка зрения гласит, что обряд применялся во многих случаях как заключение постоянного договора между руководителями государств или братьями по религии в качестве замены побратимства (в частности, по крови), которое в то время было церковью запрещено. Иные исследователи, такие как Брент Шоу, также утверждают, что подобные союзы были скорей сродни побратимству и не содержали никакой сексуальной коннотации.

«Однополый союз» или «братотворение»?

Тем не менее, обряд привлёк общественное внимание на Западе, после того как историк Йельского университета Джон Босуэлл в своей книге «Однополые союзы в досовременной Европе» высказал утверждение, что целью данной практики было объединить двух человек в некое подобие брачного союза. Его теория была оспорена другими учёными экспертами в этом вопросе, в особенности историком Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Клаудией Рапп в специальном выпуске католического научного журнала Traditio (вып. 52) в 1997 году, посвящённом критике подобного тезиса. Работа Босуэлла также подвергалась критике религиозного сообщества, на сегодняшний день исходящей главным образом от некогда практиковавшей адельфопоэзис Греческой православной церкви, которая посчитала его работу современным американским культурным присвоением их традиции и переводит слово «адельфопоэзис» как «братание», подразумевающее целомудренную дружбу. Аналогичный перевод термина — «братотворение».

Несмотря на то, что многие учёные критиковали выводы Босуэлла, некоторые с ним соглашались, в их числе либеральные учёные Американской Епископальной церкви Робин Скроггс и Уилльям Л. Кантримэн. Босуэлл предоставил текст и перевод для нескольких вариантов церемонии «братания» в Греции и перевод различных славянских версий (Братотворение), хотя Рапп и прочие оппоненты оспорили точность его переводов. Босуэлл отрицал, что собственно адельфопоэзис можно было бы перевести как «гомосексуальный брак», но настаивал, что «братотворение» или «создание братьев» было «анахронически буквальным» переводом и предлагал «однополый союз» в качестве предпочтительного толкования. Мнение Босуэлла отвергают православные канонисты, а также такие учёные, как Рапп, утверждавшие, что это анахронический перенос современной светской эпистемологии и антропологии, отличной от традиционного христианства. Босуэлл провёл потенциальную параллель с современными концепциями сексуальной идентичности, хотя последование адельфопоэзиса недвусмысленно подчёркивает духовную природу союза в досовременных христианских реалиях.

Босуэлл отмечал отсутствие какого-либо эквивалента этого обряда в западной латинской обрядовой традиции Римской католической церкви, но британский историк Алан Брэй в своей книге «Друг» (The Friend) представил латинский текст и перевод латинского католического обряда из Словении под названием «Ordo ad fratres faciendum», буквально «Последование к творению братьев». Аллан Тульчин в статье «Однополые пары, ведущие домашнее хозяйство во Франции при Старом порядке: применение Affrèrement» (Journal of Modern History, сентябрь 2007) утверждал, что церемония affrèrement, то есть побратимства, во Франции объединяла неродственные однополые пары в пожизненные союзы, которые затем могли сформировать семью, совместно владеть имуществом и являлись во всех отношениях тем же, что и брачный союз или были равноценными ему в условиях законных и социальных обычаев, на что указывают приходские записи. Однако они не соприкасались с ранней восточной традицией и не имели сексуального оттенка.

> См. также

  • Побратимство
  1. Patrick Viscuso. Greek Orthodox canonist. «Failed Attempt to Rewrite History» New Oxford Book Reviews, December 1994. Retrieved 2013-08-04.
  2. Никольский, 1885, с. 371.
  3. Никольский, 1885, с. 371, 373.
  4. Никольский, 1885, с. 376.
  5. Никольский, 1885, с. 371—372.
  6. Никольский, 1885, с. 372—373.
  7. Никольский, 1885, с. 377.
  8. Джон Босуэлл «Однополые союзы в досовременной Европе»: оригинал: «Same-sex unions in pre-modern Europe», перевод: либо «Однополые союзы в пред-модерновой Европе», либо «Однополые союзы в Европе в эпоху, предшествующую эпохе модерна», также опубликована как «Брак подобий» (The marriage of likeness)

Литература

  • Братотворение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Ткаченко А. А. Братотворение // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Т. VI. — С. 190-194. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  • Флоренский П. А. Столп и утверждение истины.
  • Никольский К., прот. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах.. — С-Пб., 1885. — С. 371—388. — 411 с.
Для улучшения этой статьи желательно:

  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Андрей Кожевников. Гей-брак в православной Византии?

Икона, изображающая «братотворение» Сергия и Вакха

Многие люди думают, что гей-браки — это новое веяние, захватившее западный мир, ломающее «традиционные» ценности. Но все новое — хорошо забытое старое. Ведь даже те, кто поддерживает однополую любовь, не всегда знают о том, что в средневековой Европе мужчины заключали гомоэротические союзы. И не где-то, а в самой православной Византии, откуда на Русь пришло христианство. И освящала такие союзы сама Церковь. Итак, как выглядели эти духовные мужские союзы?

Можно вспомнить о таком удивительном явлении, как адельфопоэзис (ἀδελφοποίησις). Буквально это слово в переводе с древнегреческого означает «создание братьев», «братотворение» («ἀδελφός», «адельфос» — брат, «ποιέω», «поэо» — создаю). Так называлась особая церемония, в ходе которой двое мужчин становились духовными братьями («пневматикос адельфос»). Интересно, что этот обряд существовал с первых веков христианства и получил особенное развитие в православной церкви, где он был распространен до XVII века.

Адельфопоэзис был особым духовным союзом, изначально не подразумевавшим ничего эротического, но именно он позволял закрепить однополые отношения, причем сделать это в рамках дозволенного. Любопытно, что еще в IV столетии в Римской империи была введена уголовная ответственность за гомосексуальность, и этот запрет сохранялся и в Византии. Поэтому адельфопоэзис стал той формой однополого союза, который, с одной стороны, позволял обойти этот запрет, а с другой — одобрялся Церковью.

Самыми известными парой стали святые Вакх и Сергий, два солдата римской армии, жившие в третьем столетии. Согласно их житиям, они были фаворитами императора Галерия и занимали при нем видное положение до тех пор, пока не выяснилось, что они были христианами, что в те годы запрещалось. Когда стало известно, что они не поклоняются античным богам, император подверг их пыткам, стремясь отвратить от христианства, однако они были непреклонны, и в итоге были казнены. Сергий и Вакх почитаются в православных церквах как святые мученики, день их памяти отмечается 7 октября.

Считается, что, будучи христианами, они прошли обряд адельфопоэзиса. Известна икона, на которой они изображены в момент «братотворения», где между ними можно увидеть Христа, который словно освящает их союз. Более того, есть сведения, что в ранних источниках они описываются как эрасты — так в древнегреческом языке обозначались возлюбленные в однополых парах.1

Русский философ и священник Павел Флоренский пишет об этом обряде в своем монументальном труде «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах». В частности, он отмечает: «Предел дробления — не человеческий атом, от себя и из себя относящийся к общине, но общинная молекула, пара друзей, являющаяся началом действий, подобно тому как такою молекулою языческой общины была семья», размышляя над словами Христа о том, что «Где ведь — γαρ — собраны двое или трое — δύο ή τρεις — в Мое Имя — εις το έμον όνομα, — там Я есмь посреди них». В своем теологическом толковании обряда Флоренский говорит о нем как о выражении христианской любви, но не эроса, отмечая, что его последование состоит из молитв, чтения Библии и причастия преждеосвященных евхаристических даров.

С точки зрения обряда, братотворение отличалось от таинства венчания. Во время него читались молитвы, прославляющие Бога. Например, хлеб и вино освящались заранее, а не во время самой церемонии.

Во всех молитвах испрашивается укрепление братской любви (ἀγάπη). Например, в молитве 1 говорится о «возлюбивших друг друга любовию духовною», которые пришли в храм за благословением, чтобы имели «веру непорочну и любовь нелицемерну».2

Нечто отдаленно похожее было и в западной Церкви — речь идет об обряде Ordo at fratres faciendum («Последование к сотворению братьев»).3

В последнее время об адельфопоэзисе вновь встали вспоминать благодаря исследованиям Джона Боcуэлла (John Boswell), который проводит параллель между адельфопоэзисом и гомосексуальным браком. Правда, некоторые ученые не согласны с ним, и его исследование вызвало полемику.

Консервативно настроенные ученые и представители духовенства считают, что адельфопоэзис был в первую очередь духовным союзом, не имеющего никакой сексуальной подоплеки.4

Противница Бозуэлла Клаудия Рапп (Claudia Rapp) считает, что адельфопоэзис был больше похож на духовное усыновление, обретение духовных родителей, и утверждает, что гомосекуальные отношения в ту эпоху и без того упоминается так часто, что для их закрепления не требовалось никаких особенных церемоний. Начиная с XII века, церковные власти начали критически смотреть на адельфопоэзис, и был введен запрет для участия в этом обряде для монахов. Однако в миру он продолжал практиковаться и дальше.5

Тем не менее, очевидно, что нередко этот обряд позволял мужчинам реализовать свои гомоэротические чувства и желания. Так, известный богослов XIII века Никифор Влеммид напрямую осуждал адельфопоэзис, считая, что он направлен на реализацию однополых чувств между мужчинами.6 И эту позицию разделял не он один.

Светлой памяти Сергея Мозжегорова (1988-2013) — молодого интеллектуала, гей-активиста и замечательного человека, который как ученый и гражданин боролся за равноправие ЛГБТ всю свою жизнь, трагически оборвавшуюся в октябре 2013 года. Андрей Кожевников, Equal-Gay.Com.Также это подтверждается тем, что церковные власти неоднократно принимали попытки ограничить или вовсе запретить проведение этого обряда. В печатных венецианских греческих Евхологиях (сборниках молитв) XVI в. издатели прибавляли комментарий: «хотя это последование по церковным и царским законам не дозволено совершать, но мы его печатаем, так как оно находится во многих книгах».7 О недолжном использовании обряда свидетельствуют два неопубликованных постановления (Διδασκαλίαι) Константинопольского Патриарха Афанасия I, в которых Б. характеризуется как источник безнравственности…

В XVII веке православная церковь прекратила проведение адельфопоэзиса.

Таким образом, многие годы назад в стране, от которой впоследствии Россия унаследовала свою основную религию, был найден изящный выход для тех, кто испытывал гомоэротические чувства. Гомосексуальность была запрещена, однако при этом восточная Церковь благословляла однополые союзы, которые, будучи внешне исключительно духовными, были спасением для геев Византии.

Думаю, консервативным противникам гомосексуальности, апеллирующим к христианским ценностям, стоит вспомнить об этом прекрасном обряде.

Андрей Кожевников,
опубликовано на Gay.Ru
по материалам Блога цвета радуги
от 16 ноября 2014 года
Nuntiare.org

УКРАДЕННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ

Русь Православная, до принятия христианства и после

Само название Православные было присвоено христианскими иерархами в XI веке (1054 г. н.э.) при расколе на западную и восточную церкви. Западная христианская церковь с центром в Риме, стала называться Католической т.е. Вселенской, а восточная греко-византийская церковь с центром в Царьграде (Константинополе) – Ортодоксальной т.е. Правоверной. А на Руси ортодоксы присвоили себе название церкви Православной, т.к. христианское учение насильно распространялось среди Православных Славянских народов.
Ошибка в самом словосочетании «Христианское православие». Правильно РПЦ должна звучать как «Ортодоксальная автокефальная церковь византийского толка».
Православие это не религия, не христианство, а ВѢРА!
Современные ученые, историки и богословы РПЦ утверждают, что Русь стала Православной, только благодаря крещению Руси и распространению византийского христианства среди темного, дикого, погрязшего в язычестве славянства.
Такая формулировка очень удобна для искажения истории и принижении значимости Древнейшей культуры всех славянских народов.
Слова «Православие» в Библии нет. Это Факт.
В других, не славянских, языках его тоже нет.
Но вот Вики, как и попы, настаивают, что Православие = ὀρθοδοξία = Ортодоксия.
Давайте попробуем разобраться, что же такое Ортодоксия и Православие!
К примеру, в переводе на английский, Православие отождествляется с Восточной Ортодоксальной Церковью!
Кстати, этих так называемых Ортодоксий есть целое множество! Вот скажем есть Ортодоксальная Католическая Церковь (Orthodox Catholic Church). Это что типа Православная Католическая Церковь?
A как вам нравится Эфиопская Православная Церковь (Ethiopian Orthodox Tewahedo Church)
Вот ещё яркий пример: Russian Orthodox Church – это Русская Православная Церковь, но зато Orthodox Judaism -это уже не, как вы могли подумать, Православный Иудаизм, а Ортодоксальный Иудаизм, как и положено!
Значит Православие – это таки не Ортодоксия! Ортодоксия — это «правоверие».
И тогда всё становится на свои места!
Православие
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление») — направление в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение I тысячелетия от Рождества Христова, под предводительством и при главной роли кафедры епископа Константинополя — Нового Рима.
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»
Калька (лингвистика)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ка́лька (от фр. calque — копия)
«Калька» — это копия, т.е – ИДЕНТИЧНО
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление»
Ортодоксальная Католическая Церковь (Orthodox Catholic Church) — это тоже Православная Католическая Церковь?
Эфиопская Православная Церковь (Ethiopian Orthodox Tewahedo Church)
Ну, так же иудаизм ортодоксальный, так же и ислам…
Все православные?
:)))
Вот что бывает, когда залгались)))
Греко-Кафолическая ортодоксальная (правоВерная) церковь (ныне РПЦ) стала называться правоСлавной только с 8 сентября 1943 года (утверждено указом Сталина в 1945 году).
Название Русская православная церковь принято как официальное лишь осенью 1943 года. Русская православная церковь (Московский Патриархат) зарегистрирована как религиозная организация 27 февраля 2003 года. А до этого название христианской церкви в России, до упразднения ее коммунистами, звучало следующим образом: «Греко-кафолическая церковь» (Вселенская церковь греческого обряда). После реформы Никона и замене в богослужебных книгах слова «правоверная» на слово «православная», в 1700 году было добавлены новые слова в название официальной церкви: «Российская Православная греко-кафолическая церковь». А известное на сегодня название официальной церкви «Русская Православная Церковь» появилось по указу Сталина в 1943 году и было утверждено на поместном соборе, проведенном офицерами НКВД СССР.
Советую внимательно прочитать преамбулу к федеральному закону о свободе совести и о религиозных объединениях, принятому 26 сентября 1997 года. Обратите внимание на следующие моменты в преамбуле:
«Признавая особую роль православия в России…

и далее уважая христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие религии…»
Таким образом, понятия Православие и Христианство не тождественны и несут в себе совершенно разные понятия и значения.
Византийский монах Велизарий 532 год н.э. Задолго до крещения Руси вот что он написал в своих Хрониках о славянах и их обряде посещения бани: » Православные словены и русины – дикие люди, и житие их дикое и безбожное, мужи и девки вместе запиращися в жаркой истопленной избе и истяжаша телеса своя….»
Мы не будем обращать внимание на то, что для монаха Велизария обычное посещение славянами бани показалось чем-то диким и непонятным, это вполне естественно. Для нас важно другое. Обратите внимание на то, как он называл славян : Православные словены и русины.
Только за одну эту фразу мы должны выразить ему свою признательность. Так как этой фразой византийский монах Велизарий подтверждает, что славяне были Православными за многие тысячи лет до обращения их в иудео-христианскую веру.
Четьи Минеи 1714г. Читаем последние 2 строки

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1037244
Православными христиане стали в 17 веке при реформе патриарха Никона (до Никона еще ходило двоеверие — Православие и Правоверие) , который приказал внести изменения в летописях. Церковь, когда раскололась в 1054 году, то западная стала называться »Римско-Католическая, Вселенская» с центром в Риме, а восточная »Греко-Факолическая, Ортодоксальная (Правоверная) » с центром в Царьграде (Константинополе). («ортодоксия» -«правоверие» греческ) .
До революции 1917г Православная кафолическая греко-российская церковь. После стала разделяться на староцерковную и обновленческую.
Название Русская православная церковь было принято осенью 1943 года, куда влились обновленцы, которые самоликвидировались в 1946г.
По прошествии после 2000 лет христианства естественно задать вопрос: «Решило ли оно хотя бы одну глобальную проблему человечества?».
Нет, но еще наплодило множество сект и враждующих между собой народов.
Так зачем же нас тянут с христианством и в ХХI век?
Чуждая религия — враждебная.
«Православные» — все израэлиты, хотя чаще всего даже об этом не подозревают. Для «православных» — святая земля не Русь, не родина, а Израиль.»
Столешников
На самом деле, истинное Православие не является религиозным культом. Это было учение о том, как устроен окружающий мир и как с ним правильно взаимодействовать. Это не было «предрассудками», как пытались убедить многих людей во времена СССР, когда наличие Бога отрицалось. Это не было отсталым и примитивным культом «идолопоклонников», как нас пытается убедить современная РПЦ.
Это было настоящее достоверное знание об окружающем мире.
Светлана Лисичкина
«Во времена всеобщей лжи говорить правду — это экстремизм» Д. Оруэлл

Кафолическая и Православная Церковь.

Русская Греко-Кафолическая Православная церковь Святой Варвары. 1956.

Русская Греко-Кафолическая Православная церковь св. Варвары. 1956

На сайт Патриарших приходов в Канаде «Православная Канада» поступил следующий вопрос: «Поясните, пожалуйста, почему при входе в Храм Святой Варвары Русской Православной Церкви (Московского Патриархата) в Эдмонтоне висит таблица, на которой написано: «Русская Греко-Кафолическая Православная церковь святой Варвары. 1956″? Каким образом совмещается Русская Православная Церковь с Греко-Кафолической? Это результат влияния католичества в Канаде на Русское Православие? Ведь у нас на Родине нет Церкви и храмов с таким странным названием, как это…».

Слово «кафолический» в данном случае не обозначает принадлежности ни к католичеству (которое многие Святые отцы более справедливо называли «латинством») в целом, ни, в частности, к греко-католикам (униатам). Можно сказать, что в названии нашего храма это слово употреблено в значении «Соборная». Согласно учению греческих и русских Святых отцов, «римо-католическая церковь», хотя и называет себя «католической», после 1054 года не является таковой!

Лингвисты бы классифицировали данное языковое явление как «историческую омонимию» (одинаковость звучания двух слов при различных смыслах, которые разошлись в результате хода времени и определенных исторических событий; об омонимии см., напр, http://russkiyyazik.ru/571/ ).

«Русская Греко-Кафолическая Православная Церковь» — это название нашей Святой Русской Церкви, которое в наши дни очень редко встречается; оно является одним из полных названий Русской Православной Церкви Синодального периода (от 1721 до 1917 года), когда высшим органом управления Русской Православной Церковью был Святейший Синод. Например, в мае 1823 года, по благословению Святейшего Синода, был напечан «Катехизис (Основы православной веры)», составленный святителем Филаретом Московским, который имел такое полное название: «Пространный Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви».

Сам термин «кафолический» происходит от древне-греческого слова Κᾰθ—ολικός — «всеобщий», составленного из двух слов: приставки καθ‘ (κᾰτά) — «в, на, по» + ὅλος («каф олос») — «целый, цельный, полный, весь») — «по всему целому (согласно целого)», то есть во всей полноте, целостности, — и обозначает подлинную Христову Церковь. Слово «καθολικὴ («кафолики»)» применительно к Святой и Единой Апостольской Церкви в тексте Символа Веры во всех западных — в том числе в латинском («catholicus») и английском («catholic») — языках оставлено без перевода («католическая» — только русская буква «ф » заменяется на «т «). В церковно-славянской традиции оно переведено словом «соборная».

Пространный Хрістіанскій катехизіс Православныя Кафоліческія Восточныя Греко-Россійскія Церкви. М. 1830.

Полная, Соборная или Кафолическая Церковь — это Церковь, в которой исповедуют правильно (православно) Евангельскую, Апостольскую и Свято-отеческую веру. Первым Святым отцом, употребившим термин «Кафолическая Церковь» (греч. Καθολικὴ Ἐκκλησία), был священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (пострадал в 107 году в Риме). В своём Послании к Смирнской Церкви он так учит: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь» (VIII, 2).

«В самой же Кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что всё вообще объемлет» (Преподобный Викентий Лиринский (умер ок. 450). Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков).

В православном богословии «Кафоли́чность Церкви» — одно из существенных свойств истинной Христовой Церкви, понимаемое как её универсальность. «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, потому, что Она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» (Свт. Филарет (Дроздов), митрополит. Христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви. Изъяснение 9-го члена Символа веры). Об этом же говорит и митрополит Макарий (Булгаков) в труде «Православно-догматическое богословие» (СПб., 1895).

Выражение «Кафолическая» близко к термину «Вселенская (греч. Οἰκουμένη, икумена — «заселённая земля, Вселенная»)», но между ними есть важное различие. Термин «Кафолическая» может прилагаться как ко всей Церкви, так и к её частям. В последнем случае имеется в виду, что каждая часть Церкви обладает той же полнотой Истины, что и вся Церковь. Понятие «Вселенская» неприложимо к частям Вселенской Церкви — к 15-ти Поместным Церквам, которые имеют канонические границы.

Часть же «Греко-» сложного слова «Греко-Кафолическая», в выражениии «Русская Греко-Кафолическая церковь» (анг. «Russo—Greek Catholic Church») в названии нашего храма указывает на благодатную и каноническую преемственность нашей Русской Православной Церкви от Греческой или Константинопольской с момента крещения Руси при святом Киевском князе Владимире Великом в 988 году.

1956 — это дата закладки первого камня в строительстве нашего собора. Таким образом, мраморная доска с трехраменным православным русинским крестом в центре, находящаяся перед входом в собор святой Варвары, возможно, является ни чем иным, как закладным камнем (или его частью), который был освящен в начале строительства здания.

е.И.

Кафоли́чность Це́ркви (греч. Ἡ Καθολικότητα τῆς Ἐκκλησίας, καθολικός — «всеобщий, всецелый», от греч. καθ’ — «в, на, по» + ὅλος — «целый, цельный, полный, весь») — в христианском богословии — согласно Никео-Цареградскому Символу веры, одно из существенных свойств Церкви Христовой (наряду с единством, святостью и апостоличностью), понимаемое как её пространственная, временна́я и качественная универсальность. Часто сближается с термином Вселенская (греч. οἰκουμένη, ойкумена — «заселённая земля, Вселенная»). Термин кафолическая может прилагаться как ко всей Церкви, так и к её частям. В последнем случае имеется в виду, что каждая часть Церкви обладает той же полнотой, что и вся Церковь. Понятие Вселенская подразумевает именно «количественную» характеристику всей Церкви и не относится к каждой её части.

Первым христианским богословом, использовавшим термин «кафолическая церковь» (греч. καθολικὴ Ἐκκλησία), был священномученик Игнатий Богоносец († около 110 года). В своём «Послании к Смирнской Церкви» (гл. VIII) он так и заявляет: «Где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и кафолическая церковь». Слово (греч. καθολικὴ) (вселенская, католическая, кафолическая) передаётся в церковнославянской традиции как «соборная» . В основе учения св. Игнатия Богоносца о Церкви, как и апостола Павла, о существовании или пребывании Церкви Божией в каждой местной Церкви лежит евхаристическая экклезиология: Церковь Божия пребывает в местной Церкви потому, что в её Евхаристическом собрании пребывает Христос во всей полноте и во всём единстве Своего тела. Поскольку св. Игнатий Богоносец, употребляя этот термин, его не объясняет, можно предположить, что он уже был понятен его современникам.

Термин «кафолический» происходит от греческих слов — «каф олон» — по всему целому (согласно целого). Что обозначает полную церковь. Полная церковь — это церковь, в которой есть хотя бы один епископ и один христианин-мирянин. Иными словами кафолическая церковь — это епископальная церковь. Необходимость возникновения термина «кафолическая церковь» показывает нам наличие проблемы во 2-м веке н. э. среди наследников апостолов. Постапостольские епископы настаивали на епископальном устройстве церкви, некоторые пресвитеры на пресвитерианской — на том основании, что они являются последователями и преемниками апостолов. До нашего времени от этого противостояния дошли только термины — кафолическая (епископальная) и пресвитерианская церкви.

Термин содержится в Апостольском Символе веры, датировка которого неточна (но, видимо, не позже II века): Πιστεύω εἰς τò πνεῦμα τò ἅγιον, ἁγίαν καθολικὴν ἐκκλησίαν.

Второй Вселенский Собор в 381 году дополнил Никейский Символ веры — Πιστεύω εἰς <…> μίαν, ἁγίαν, καθολικὴν καὶ ἀποστολικὴν Ἐκκλησίαν (Верую во «… Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь») после чего термин «Кафолическая (Соборная) церковь» стал одним из фундаментальных экклезиологических терминов (понятий) на Востоке и Западе.

Преподобный Викентий Леринский указывал:

В самой же кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, — то, что все вообще объемлет.

Оригинальный текст (лат.) In ipsa item catholica ecclesia, magnopere curandum est ut id teneamus quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est; hoc est etenim uere proprieque catholicum, quod ipsa uis nominis ratioque declarat, quae omnia fere uniuersaliter conprehendit.

Существительное καθολικότης (кафоличность) появилось значительно позже.

В Русской Православной Церкви в церковно-славянском тексте Символа веры в качестве славяноязычного эквивалента термина καθολικὴν используется термин собо́рнаѧ.

Понятие кафоличности (соборности) в России

Русское школьное догматическое богословие XIX века давало вполне консервативное и корректное толкование термина:

…она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.
Соборной, Кафолической или Вселенской Церковь называется и есть:

  1. по пространству. Она предназначена обнимать собою всех людей, где бы они ни обитали на земле;
  2. по времени. Церковь предназначена приводить к вере во Христа всех людей и существовать до скончания века;
  3. по своему устройству. Церковь не связывается ни с какими условиями гражданского устройства, которые она считала бы для себя необходимыми, ни с каким определённым языком или народом.

> См. также

  • Католицизм
  • Православие
  • Англиканское сообщество
  1. АПОСТОЛЬСТВО . // Православная энциклопедия, Т. 3.
  2. В Катехизисе католической церкви термины Кафолический и Вселенский употребляются как синонимы. См. §§ 830—835.
  3. Давыденков, О. В., прот. Догматическое богословие. Курс лекций. ч. III. — М.: Издательство ПСТБИ, 1997. — С. 230—234.
  4. Игнатий Богоносец, свщмч. Послание к Смирнянам
  5. Игнатий Богоносец, св. Глава VIII, 2 // Послание к смирнянам. — Издание Казанской Духовной Академии, 1857. — С. 174.
  6. «Церковь называется Соборной, или, что то же самое, Кафолической, или Вселенской, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.» (Митр. Филарет. Изъяснение Символа веры // Христианский катихизис (в дореволюционной орфографии). — М.: изд. Московской Патриархии, 1997. — С. 65.)
  7. 1 2 Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Кафоличность церкви. portal-slovo.ru. Дата обращения 6 ноября 2017.
  8. Преподобный Викентий Леринский. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков // О Священном Предании Церкви. — СПб.: Свиток, 2000. — С. 14—112.
  9. Faustus Reiensis. Incipit tractatus peregrini pro catholicae fidei antiquitate et universitate adversus profanas omnium haereticorum novitates // De Spiritu sancto libri duo. — A. Engelbrecht, 1891. — P. 102—157.
  10. Свт. Филарет Московский. О девятом члене Символа веры // Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной церкви. — СПб.: Синодальная типография, 1823.
  11. Митрополит Макарий Булгаков. Православно-догматическое богословие. — СПб., 1895.
  • Прот. Ливерий Воронов. Кафоличность (или соборность) Церкви // Догматическое Богословие. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000.
  • Успенский, Н. Д. Соборность Церкви. Доклад на Православно-Протестантской конференции в Ярвенпя, Финляндия. 25 мая 1959 г. // Журнал Московской патриархии. — 1959. — № 7.
  • Хомяков, А. С. Письмо к редактору «L’Union Chretienne» о значении слов: «Кафолический» и «Соборный» по поводу речи иезуита отца Гагарина. 1860. Перевод с французского // Полное собрание сочинений. — Т. 2.
  • Архиепископ Василий (Кривошеин). Кафоличность и церковный строй. Замечания к докладу С. С. Верховского // Символические тексты в Православной Церкви. — Нижний Новгород: Изд-во Братства св. Александра Невского, 2004. — С. 246-257.
  • Протопресвитер Иоанн Мейендорф. Кафоличность церкви. portal-slovo.ru. Дата обращения 6 ноября 2017.
  • Профессор Парижского Свято-Сергиевского богословского института диакон Николай Лосский. Соборность (кафоличность) и первенство в православной экклезиологии (недоступная ссылка). archivorthodoxy.com. Дата обращения 6 ноября 2017. Архивировано 24 ноября 2017 года.