Как читать часослов

Детально: часослов на русском языке с ударениями — со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте 1000-molitv.ru для наших уважаемых читателей.

Часослов – богослужебная книга, излагающая состав и порядок общественного богослужения; содержит тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга (кроме священнических), — то есть для всех служб ежедневного богослужения (утрени, полунощницы, часов с междочасием, изобразительных, вечерни и повечерия). Предназначается для чтецов и певцов. Включает также чины и молитвы, присоединяемые к шести службам дневного круга: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим.

Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно.

Книга получила своё название от службы часов, которую она содержит.

В этом разделе опубликованы тексты последований Часослова адаптированные для келейного (домашнего) чтения.

Особо здесь следует выделить последования Полуношницы и Повечерия малого, которые раньше благочестивыми христианами употреблялись вместо утренних и вечерних молитв, а так же Чин обедницы, который в современной практике православные христиане употребляют в случаях когда нет возможности присутствовать на Божественной Литургии в праздники и Воскресные дни.

Последования Часослова

ЧАСОСЛОВ (греч. ῾Ωρολόγιον), в Православной церкви богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия богослужений дневного суточного круга: Утрени, Полунощницы, Изобразительных, Вечерни, Повечерия и Часов с междучасиями (отсюда название). Различают два вида Часослова: большой и малый. Большой Часослов содержит последования Полунощницы вседневной, субботней и воскресной, Повечерия великого и малого, Часов с междучасиями обыкновенных, а также в навечерие Рождества Христова, Богоявления и в пятницу Страстной недели, последования Изобразительных, Утрени вседневной и пасхальной, Вечерни великой и малой. В современном славянском Часослове печатаются, кроме того, утренние молитвы, читаемые после Полунощницы, последование возвышения панагии, совершаемое после чина Изобразительных, благословение трапезы после Вечерни, канон Богородице (Феостирикта монаха), молитвы на сон грядущим, тропари, кондаки, Богородичны и причастны для седмичного и годичного богослужебного круга, Месяцеслов с песнопениями в честь святых, Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Малый Часослов является сокращением большого. Составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, во времена которого Часослов заключал в себе чинопоследование ежедневной церковной службы. Затем он, возможно, редактировался Софронием, будущим патриархом Иерусалимским, дополнялся Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом. Появление первых полных Часословов относят к 9 в.

Перевод: о. Амвросий (Тимрот).

Дополнительная информация о книге

Сборник — Часослов (русский перевод)

12 3 4 5 6 7 …60

Часослов

ВОССТАВ ОТ СНА

По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш:

Тропари Пресвятой Троице

Господи, помилуй. (12)

Молитва Пресвятой Троице

Восстав от сна, благодарю Тебя, Святая Троица, что по великой Твоей благости и долготерпению, Ты, Боже, не прогневался на меня, ленивого и грешного, и не погубил меня с беззакониями моими, но оказал мне обычное Твоё человеколюбие, и поднял меня, в бесчувствии лежащего, чтобы я рано утром к Тебе обратился и славословил власть Твою. И ныне просвети взоры мыслей моих, отверзи уста мои, чтобы мне поучаться слову Твоему, и уразумевать заповеди Твои, и творить волю Твою, и петь, прославляя Тебя от сердца, и воспевать всесвятое имя Твоё, Отца, и Сына, и Святого Духа ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва иная

Слава Тебе, Царь, Боже Вседержитель! Ты божественным Твоим и человекролюбивым промыслом сподобил меня, грешного и недостойного от сна восстать и достигнуть входа в святой храм Твой. Прими, Господи, и глас моления Твоего, как глас святых и невещественных Твоих Сил, и благоволи, да сердцем чистым и духом смиренным принесена Тебе будет хвала от скверных уст моих, чтобы и мне стать общником мудрых дев с сияющим светильником души моей и славить Тебя, во Отце и Духе славимого – Бога-Слово. Аминь

ПОЛУНОЩНИЦА ВСЕДНЕВНАЯ

Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе.

Молитва Святому Духу

Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.

Трисвятое

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Святой Троице

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (3)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.1

Господи, помилуй. (12)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.5

Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.

Псалом 50

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие моё; совершенно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Ибо беззаконие моё я знаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Единому, я согрешил и злое пред Тобою сотворил, – да будешь оправдан в словах Твоих и победишь, если вступят с Тобою в суд. Ибо вот, я в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя. Ибо вот, Ты истину возлюбил, сокрытое и тайное премудрости Твоей мне открыл. Ты окропишь меня иссопом – и буду очищен; омоешь меня – и сделаюсь белее снега, дашь мне услышать радость и веселие – возрадуются кости униженные. Отврати лицо Твоё от грехов моих и все беззакония мои изгладь. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и Дух Правый обнови внутри меня. Не отринь меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, Ты откроешь уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Ибо если бы жертвы Ты восхотел, я дал бы её, – к всесожжениям не будешь благоволить. Жертва Богу – дух сокрушённый, сердца сокрушённого и смиренного Бог не презрит. Облагодетельствуй, Господи, во благоволении Твоём Сион, и да будут воздвигнуты стены Иерусалима, – тогда примешь благосклонно жертву правды, возношение и всесожжения, тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

Кафизма 17. Псалом 118 Статия 1

Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны исследующие свидетельства Его, всем сердцем они взыщут Его. Ибо не делающие беззакония пошли по путям Его. Ты заповедал заповеди Твои сохранить твёрдо. О, если бы направились пути мои к сохранению повелений Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои. Я прославлю Тебя в правоте сердца, когда научусь судам правды Твоей. Повеления Твои сохраню; не оставь меня до конца. В чём исправит юноша путь свой? В сохранении слов Твоих. Всем сердцем моим я взыскал Тебя, не отринь меня от заповедей Твоих. В сердце моём я скрыл изречения Твои, чтобы не согрешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Устами моими я возвестил все суды уст Твоих. На пути свидетельств Твоих я насладился, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих буду рассуждать и уразумею пути Твои. В повеления Твои буду вникать, не забуду слов Твоих. Воздай рабу Твоему, оживи меня, и сохраню я слова Твои. Открой очи мои, и уразумею чудеса из закона Твоего. Поселенец я на земле: не скрой от меня заповедей Твоих. Возжелала душа моя стремиться к судам Твоим во всякое время. Ты укорил гордых; прокляты уклоняющиеся от заповедей Твоих. Сними с меня поношение и презрение, ибо свидетельств Твоих я взыскал. Ибо вот, сели князья и на меня клеветали, раб же Твой рассуждал о повелениях Твоих. Ибо и свидетельства Твои – занятие моё, и советники мои – повеления Твои. Приникла к земле душа моя; оживи меня по слову Твоему. Пути мои я возвестил, и Ты услышал меня; научи меня повелениям Твоим. Дай мне понять путь повелений Твоих, и буду рассуждать о чудесах Твоих. Задремала душа моя от нерадения: укрепи меня в словах Твоих. Путь неправды удали от меня и законом Твоим помилуй меня. Путь истины я избрал и судов Твоих не забыл. Я прилепился к свидетельствам Твоим; Господи, не постыди меня! Путь заповедей Твоих я пробежал, когда Ты расширил сердце моё. Положи мне, Господи, законом путь повелений Твоих, и буду искать его постоянно. Вразуми меня, и исследую закон Твой, и сохраню его всем сердцем моим. Направь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я её возжелал. Склони сердце моё к свидетельствам Твоим, а не к стяжательству. Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; на пути Твоём оживи меня. Поставь рабу Твоему слово Твоё в страх Твой. Удали поношение моё, которого я боюсь, ибо суды Твои благи. Вот, я возжелал заповедей Твоих, в правде Твоей оживи меня. И да придёт на меня милость Твоя, Господи, спасение Твоё по слову Твоему. И я отвечу поносящим меня слово, ибо уповаю на слова Твои. И не отними от уст моих слова истины до конца, ибо на суды Твои я уповал. И буду хранить закон Твой всегда, вовек и во век века. И ходил я на просторе, ибо заповедей Твоих взыскал, и говорил о свидетельствах Твоих пред царями и не стыдился, и упражнялся в заповедях Твоих, которые возлюбил крепко, и поднял руки мои к заповедям Твоим, которые возлюбил, и рассуждал о повелениях Твоих. Вспомни слова Твои к рабу Твоему, которыми Ты вселил надежду в меня. Это утешило меня в унижении моём, что слово Твоё оживило меня. Гордые до крайности преступали закон, но я от закона Твоего не уклонился. Вспомнил суды Твои от века, Господи, и утешился. Печаль объяла меня от грешников, оставляющих закон Твой. Как песни были мне повеления Твои на месте странствия моего. Вспомнил я ночью имя Твоё, Господи, и сохранил закон Твой. Это случилось со мной, ибо повелений Твоих я взыскал. Удел мой Ты – Господи; я сказал: сохранить постараюсь закон Твой. Помолился я пред лицом Твоим всем сердцем моим; помилуй меня по слову Твоему. Обдумал я пути Твои и обратил ноги мои ко свидетельствам Твоим. Я приготовился и не смутился, чтобы сохранить заповеди Твои. Верви грешников обвили меня, – и закона Твоего я не забыл. В полночь я вставал прославлять Тебя за праведные суды Твои. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. Милости Твоей, Господи, полна земля: повелениям Твоим научи меня. Благостно поступил Ты с рабом Твоим, Господи, по слову Твоему. Доброте, и благонравию, и знанию научи меня, ибо заповедям Твоим я поверил. Прежде чем смирился, я погрешил, потому слово Твоё сохранил. Благ Ты, Господи, и в благости Твоей научи меня повелениям Твоим. Умножилась против меня неправда гордых, я же буду всем сердцем моим исследовать заповеди Твои. Сгустилось, как молоко, сердце их, я же в Твой закон углубился. Благо мне, что ты смирил меня, чтобы мне изучить повеления Твои. Благ для меня закон уст Твоих больше тысяч золота и серебра.

Шиманский Г. И. Наставление церковному чтецу

Г.И.Шиманский (1915–1970)

Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме,

составленное по учению святых отцов и подвижников,
по указаниям церковного устава и на основании многовекового опыта Богослужения
Русской Православной Церкви

Читай благоговейно, со страхом Божиим

1. Богобоязненный чтец должен всегда памятовать, что он возглашает славословия и молитвы за себя и за всех молящихся в храме, где всегда невидимо присутствует Сам Бог, Его Пречистая Матерь, Ангелы и святые. Господь Сердцеведец ведает чувство и отношение, с каким чтец совершает свои обязанности.

2. Богобоязненный чтец знает, что и предстоящие в храме замечают его ошибки, его невнимание и прочее, и могут соблазниться этим. Потому он не допускает небрежности, боится прогневать Бога. Ибо в Писании сказано: «Проклят всяк человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Читая в святом храме молитвословия вслух для всех верующих, мы исполняем дело Божие, поэтому читай благоговейно и благообразно, внятно и неспешно.

Тщательно подготовляйся к чтению

3. К чтению, которое ты должен исполнять, надо тщательно подготовиться: заблаговременно с ним ознакомиться и вдумчиво прочитать текст, обратив внимание на произношение слов, ударения, на содержание, чтобы читать правильно, сознательно и осмысленно. Если плохо читаешь, не ленись чаще упражняться в чтении, прочти несколько раз и попроси другого, знающего, проверить тебя.

Читай осмысленно

4. Читай так, чтобы прежде всего ты сам понимал, что читаешь, и чтобы читаемые молитвы и псалмы проникали в твое сердце.

5. Вместе с этим не забывай народа, стоящего в храме, и читай так, чтобы тебя понял и народ, чтобы и он вместе с тобой, читающим, едиными устами и единым сердцем молился и прославлял Господа, — для этого-то и собираемся в святой храм.

6. Читая в Церкви, помни всегда, что твоими устами произносится и возносится к Престолу Божию молитва всех предстоящих, и что каждое произнесенное тобою слово должно проникать в слух и душу каждого молящегося в храме.

Читай неспешно, внятно и отчетливо

7. Поэтому не торопись, читая святые молитвы, и не унижай молитвы торопливым чтением, не гневи Бога. Торопливое и невнятное чтение не воспринимается слухом, мыслью и сердечным чувством слушающих. Такое чтение и пение, по словам святителя Тихона Задонского, — «ленивым угождение, добрым печаль сердечная и воздыхание, всем же приходящим (в храм) соблазн и вред».

8. Богобоязненный чтец не будет в угоду немногим читать скоро и небрежно, чтобы всех молящихся не лишить возможности благоговейно и внимательно молиться. Ибо он хорошо понимает, что небрежением чтеца многие смущаются и соблазняются и могут даже уйти из храма. Лица же, которые склонны к сектантству или вообще склонные видеть недостатки в Православии, услышав небрежное и неблагоговейное чтение и пение в наших храмах, могут и совсем отпасть от Православия в сектантство или охладеть к вере. Таким образом, по вине небрежных чтецов и певцов подвергается бесчестию наше православное богослужение, храмы, духовенство и само Православие, а молящиеся лишаются много содержательных молитв и религиозно-нравственного назидания.

Ввиду этого церковный чтец не должен допускать скорого чтения, переходящего в небрежность, и не должен исполнять просьб тех, которые требуют от него нарушать его долг благоговейного чтения. Ибо повиноваться Богу подобает больше, нежели людям (Деян. 5, 29).

9. Для того чтобы самому знать меру, с какой скоростью читать, необходимо читать с пониманием читаемого, а не механически, и не на внешнюю только сторону чтения обращать внимание, а и на содержание, самому при этом в душе молиться.

Надо научиться читать так свободно, без напряжения, чтобы при чтении не было затруднения в произношении слов, сокращений (титла), ударений, в выборе высоты и силы голоса, повышений и понижений голоса и другого, — короче говоря, чтобы внимание как можно меньше отвлекалось на саму технику чтения, а больше сосредотачивалось на смысле читаемого и сердечном его восприятии чтецом.

10. Читать надо с такой размеренностью, чтобы слушатели успевали мыслью воспринимать каждое слово молитвы и сердцем ее прочувствовать.

Такое чутье у благоговейного чтеца приобретается тогда, когда он сам в храме и дома будет стараться внимательно молиться умом и сердцем. Тогда он опытом дознает, что при быстром чтении невозможно молящимся успевать улавливать содержание молитвы и молиться и умом и сердцем.

При чтении следует избегать другой крайности: не следует и растягивать чтение без нужды.

Читай со смысловыми остановками

11. Чтобы содержание читаемых молитвословий легче воспринималось молящимися в храме, надо каждое предложение (фразу) отделять небольшой паузой — чуть протянув голосом. В самом же предложении также следует делать смысловые остановки (замедления), разделяя ими одну от другой определенные смысловые группы слов.

Правильно читай, по-церковному

13. При чтении выговор слов должен быть славянский, т. е. каждую букву в слове следует произносить так, как напечатано, например: твердый, а не твёрдый (в славянском языке нет буквы ё); отец, а не атец, век, а не вик, его, а не ево или його, убогаго, а не убогаво. Впрочем, здесь, как и в других случаях, нет правил без исключений. Так, слова Аггел, Логгин, Пагкратий выговариваются: Ангел, Лонгин, Панкратий.

14. При чтении по-славянски следует обращать внимание на ударения и титла (знаки сокращений), чтобы правильно произносить слова.

15. Надо соблюдать древний образ церковного чтения. При чтении не следует искусственно оттенять или как бы подчеркивать смысл читаемого. В церковном чтении неуместна светская художественная выразительность. Читать нужно без изливания своих чувствований переливами и изменениями голоса; не следует голосу придавать нежность, умиление, суровость или другое какое-либо чувство — церковный чтец не актер. Пусть на слушателей действуют святые молитвословия собственным своим духовным достоинством. Желание передать другим свои чувства и переживания или подействовать на них изменениями голоса есть признак самомнения и гордости (епископ Игнатий Брянчанинов).

16. Читать надо своим природным голосом, а не напускным. Не следует читать на низких тонах: чтение тогда получается глухое, неслышное и чтец быстро устает. Высоту тона для чтения нужно брать близкой к высоте природного голоса при пении1 .

17. Читать нужно просто, ровно, нараспев (как бы полупеть), в один тон, с небольшими повышениями и понижениями голоса (на один тон или на полтона)2. Так принято издревле в Православной Церкви.

18. Читать надобно умеренным голосом, не слишком его ослаблять или усиливать, но так соразмерять, чтобы все слова ясно доходили до слуха каждого молящегося. Само собой разумеется, что чем больше храм или чем больше народа, тем более необходимо усилить голос, но никак не превращать его в крик.

19. Чтец должен стоять перед книгой прямо, без поклонов и читать, не переминаясь ногами, не отставляя их в сторону, телом не качаться, иметь руки свободно опущенными, головой не трясти, читать же неспешно, но и не тянуть, произносить слова отчетливо, внятно (с ясной дикцией и правильной артикуляцией), делая смысловые остановки в самом предложении.

Если читается на подставке (аналое), чтец должен следить, чтобы пелена на подставке лежала прямо, а не криво, и если она опустилась низко — поднять ее.

Учись хорошо читать

20. Если кто из чтецов чего не знает, то должен заранее спросить псаломщика или уставщика. Ибо, начав читать, уже неудобно учиться, искать нужное или надеяться на подсказывание. Всякая ошибка, всякая задержка производит смущение в предстоящих и отвлекает их от молитвы.

21. Бывает, что и хороший чтец в чем-либо всегда грубо ошибается, — это оттого, что с первого раза он неправильно прочитал или неправильно понял. Поэтому лучше себя проверять. Надо не обижаться, а быть благодарным, если другие укажут. Попроси другого (псаломщика или хорошо знающего чтение) прослушать твое чтение и указать ошибки, которых следует стараться не повторять.

Не тщеславься, читай без смущения и робости

22. Лучших чтецов, особенно когда им отдают предпочтение пред другими или когда они только начинают читать в храме, обыкновенно борет тщеславие. Побороть его можно только самоукорением и сознанием того, что способности, голос даны Богом и мы должны употреблять их во благо, ибо об употреблении их дадим ответ Богу. И чем превозноситься, если исполняем должное?

23. Особенно нужно избегать чтецам и певцам на клиросе всякого рода зависти и недоброжелательства между собой, но наоборот, надо радоваться, что и другие трудятся для храма во славу Божию.

24. Чтецам, особенно молодым и начинающим, следует побороть в себе ненужное смущение и излишнюю робость при чтении в храме. Читаем мы молитвы пред Богом и к Богу и должны читать в духовной самособранности, не думая о том, как на меня посмотрят или что обо мне подумают.

Береги церковные книги

25. С благоговением и бережно относись к богослужебным книгам, в которых помещены песнопения и молитвословия, написанные святыми отцами по вдохновению Святого Духа. Это не простые книги, а книги святые, драгоценные сокровищницы многовекового вдохновенного молитвенного творчества всей Церкви.

26. Поэтому с церковными книгами необходимо обращаться весьма бережно — не рвать, не марать, осторожно и аккуратно перелистывать, листов не загибать, не смачивать пальцев при перелистывании, своих карандашных и чернильных пометок и исправлений не делать.

Читая со свечой, не следует водить ею по строкам, чтобы не закапать книгу, а лучше держать свечу в стороне, справа или слева, — как удобнее.

Добрых, любящих дело Божие и усердных чтецов и певцов да благословит Господь и да поможет им стать лучшими, чтобы сподобились они услышать от Господа вожделенные слова: «Добрый и верный раб, войди в радость господина твоего» (Мф. 25, 21). А нерадивые и ленивые пусть не забывают слов пророка: «Проклят человек, творящий дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10)

Наставление церковному чтецу о том, как читать в храме
апостол и паремии

1. Помни, что, читая в храме Апостол или паремии, ты возглашаешь в слух всех молящихся слово Божие, служащее ко спасению, вразумлению, назиданию. Поэтому читай с крайним благоговением, отчетливо, внятно, неспешно, чтобы каждое слово было воспринято слушающими.

2. До службы внимательно прочти назначенное чтение для того, чтобы читать его безошибочно и с правильными смысловыми остановками.

3. При чтении следует правильно разделять текст на небольшие смысловые группы слов, делая смысловые остановки (протягивая голосом). В помощь для этого могут служить часто расставленные в тексте знаки препинания.

Чтение с правильно расставленными смысловыми остановками облегчает восприятие читаемого слушателями.

4. Читая Апостол или паремии, не следует чрезмерно и непристойно кричать, увлекаясь гнусным тщеславием или неразумным подражанием «протодиаконским громогласованиям»; напротив, нужно читать природным голосом, без отяготительного для слуха напряжения, без неестественных понижений в начале чтения и непомерно высоких нот в конце3, читать благоговейно, внятно и величественно, чтобы не оказалось, что мы приносим Богу один плод устен, а плод ума и сердца приносим тщеславию, причем и плод устен отвергается Богом как оскверненная тщеславием жертва, по словам святителя Игнатия Брянчанинова.

5. Также не следует начинать чтение на очень низких нотах, особенно тем чтецам, у которых голос не баритон или бас, а тенор или у кого слабый голос или узкий диапазон голоса. В таком случае чтение получается негромким, плохо слышимым и не доходит до слушателей.

6. Если Апостол читается среди храма, то следует соблюдать при этом следующий порядок:

В начале литургии, во время пения изобразительных, необходимо пойти в алтарь, чтобы заблаговременно облачиться в стихарь, а затем взять благословение на чтение Апостола.

7. Входи в алтарь с великим благоговением, осенив себя крестным знамением и облобызав изображение Архангела на боковых дверях. Войди в алтарь, положи, обратясь к престолу, три земных поклона в будние дни или три поясных в воскресные дни и Господские праздники, а затем один поясной поклон, обратясь к жертвеннику.

8. Получив у пономаря стихарь (сложенный крестом наверх), возьми его на обе руки; подойди к служащему старшему священнику и возьми благословение на облачение в стихарь; целуй при этом благословляющую десницу священника. После этого, осенив себя крестным знамением и поцеловав крест на стихаре, облачись в него. (Взять благословение на облачение в стихарь и облачиться в него рекомендуется до малого входа).

9. В Апостоле найди нужное чтение из апостольских посланий и прокимен (или прокимны) со стихами и стихи на аллилуарий. Заметь все закладками (лентами).

10. После малого входа, в начале пения Трисвятого, взяв Апостол в обе руки и держа пред собой, пойди к старшему служащему священнику и возьми благословение на чтение Апостола (отвечая наклонением главы на его благословение или целуя благословляющую десницу священника, положенную на Апостол). После этого выходи боковыми дверями из алтаря на середину храма.

11. Идя из алтаря на середину храма4 и обратно после чтения, держи книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Проходя мимо местной иконы Спасителя или Божией Матери в иконостасе, сделай поклон и иди далее.

(Примечание. Если Апостол или паремии читает псаломщик, который, как исполнитель пения, не имеет возможности идти в алтарь за благословением, то выходит он на середину храма после Трисвятого, держа книгу в левой руке, несколько прислонив верх ее к груди. Идя на середину храма с клироса и возвращаясь после чтения на клирос, он творит поклон пред иконой Спасителя или Божией Матери.)

12. Став посреди храма пред царскими вратами, положи малый поклон, обратясь к алтарю.

13. После Трисвятого, на слова служащего священника «Мир всем», чтец воздает поклон священнику, говоря:»И духови твоему».

Затем, после первого пения прокимна, чтец читает стих; хор поет второй раз прокимен, после чего чтец прочитывает вслух первую половину прокимна, а хор допевает вторую половину. Стихи на прокимен надо произносить, когда хор прекращает пение, а не во время пения прокимна.

После пения прокимна диакон или священник вторично возглашает: «Премудрость», чтец произносит заглавие апостольского чтения, и затем, когда диакон или священник скажет «Вонмем», чтец воздает служащему священнику поклон и начинает чтение Апостола. (Заглавие или название апостольского чтения берется из Апостола, оно помещается наверху страниц, например: «К Коринфяном послания святаго апостола Павла чтение» или: «Соборнаго послания Петрова (Иоаннова) чтение» и т. п.)

14. После окончания чтения, на слова служащего священника «Мир ти», чтец воздает ему поклон и произносит вполголоса: «И духови твоему. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». (И если читал псаломщик, то он отходит на клирос для пения аллилуария.)

Когда хор пропоет первое «аллилуиа», чтец, стоя на середине храма, говорит первый стих аллилуария (певцы в это время должны молчать), после чего певчие снова поют «аллилуиа». После второго пения «аллилуиа» чтец произносит второй стих и в конце добавляет «аллилуиа», а хор поет последний раз «аллилуиа».

Чтец же, сделав поклон к алтарю, а затем у местной иконы, идет в алтарь.

15. В алтаре чтец стоит с книгой до возгласа священника «Мир всем», после чего, взяв благословение у священника, полагает Апостол на свое место. После же прочтения Евангелия, сняв стихарь и поклонившись святому престолу, он выходит из алтаря и, сделав поклон местному образу, отходит на клирос.

6 февраля 1956 г.

Публикация Н.Г.Нефедова

Публикуется по изд.: Шиманский Г. Наставление церковному чтецу. М., 1999.

1 Здесь автор имеет в виду, что для свободного чтения чтец должен использовать примарные тона своего диапазона, хотя при надлежащей вокальной подготовке чтец должен сообразовывать свое чтение и с пением хора или возгласами духовенства, то есть если чтение в нужной тональности не вредит качеству, то обязательно нужно наблюдать и музыкальную согласованность частей Богослужения (Прим. — Н.Н.).

2 Имеется в виду псалмодическое чтение, характеризующееся постоянной высотой тона, неопределенной мензуральной продолжительностью отдельных слогов, с допустимым отклонением от основного тона не более чем на тон вверх или вниз и только в конце читаемого текста, отсутствием ясного ритма и динамических колебаний (См. более подробно: И.А.Гарднер. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. I. Сергиев Посад, 1998. С. 77–80 — Прим. Н.Н.).

3 Чтец должен очень хорошо знать свои вокальные и динамические возможности: нужно заранее определить себе — с какой ноты начинать чтение, чтобы не было слишком тихо, или неразборчиво, и какой нотой — заканчивать, иначе чтение превращается в пародию на служение маститых протодиаконов. Лучше начать не очень низко, и не поднимать тон чтения по хроматической гамме на одну-полторы октавы, если нет вокальных возможностей. Если же чтец вообще не обучен — то лучше не использовать вид чтения с подъемом, а ограничиться чтением на одной ноте и поднимать лишь последнюю фразу всего текста (Прим. — Н.Н.).

4 В современной приходской практике (особенно Московской), Апостол принято читать не на середине храма, а напротив Царских врат, под амвоном. Выносится же Апостол обеими руками, книга держится на уровне груди (чтобы чтец мог видеть куда идет поверх книги) (Прим. — Н.Н.).

Великий Часослов

Смотреть что такое «Великий Часослов» в других словарях:

  • Часослов — церковно богослужебная книга, относящаяся к общественномубогослужению. В противоположность Служебнику, Ч. предназначается длячтецов и певцов. Он заключает в себе неизменяемые молитвословияежедневных служб церковных утрени, полунощницы, часов с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Часослов — (калька с греч. Ωρολογιον, ὡρα час и λογος слово) богослужебная кн., содержащая неизменяемые молитвословия суточного круга богослужения. Свое название получила от служб суточного круга Часов. Ч. кн. палестинского происхождения. Состав Ч.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Часослов — церковно богослужебная книга, относящаяся к общественному богослужению. В противоположность Служебнику, Ч. предназначается для чтецов и певцов. Он заключает в себе неизменяемые молитвословия ежедневных служб церковных утрени, полунощницы, часов с … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Часослов — – церковно богослужебная книга, содержащая неизменяемые к каждому дню молитвословия – утрени, полунощницы, часов с междучасием, изобразительных, вечерни и повечерия; кроме того, в часослове содержатся чины и молитвословия, относимые к… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Часослов Великий — Церковно богослужбова книга, яка містить тексти незмінних частин усіх богослужінь добового кола, а також Місяцеслов, індиктіон, пасхалію тощо … Словник церковно-обрядової термінології

  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II — Предстоятели ГПЦ Епископы Картли (Мцхетские): Иоанн I (20 60 е гг. IV в.); Иаков (60 70 е гг. IV в.); Иов (70 90 е гг. IV в.); Илия I (90 е гг. IV в.); Симеон I (нач. V 20 е гг. V в.); Моисей (20 е гг. V в.); Иона (20 е гг. V в.); Иеремия (20 е… … Православная энциклопедия

  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ — по уставу»], в правосл. богослужении одна из служб суточного богослужебного круга. И. тесно связаны, с одной стороны, с палестинской монашеской традицией келейного самопричащения, с другой стороны … Православная энциклопедия

  • ГИМНОГРАФИЯ — , в христ. богослужении небиблейские поэтические тексты, предназначенные для исполнения (в первую очередь певч.) в определенные моменты служб. Жанры церковной Г. разнообразны… … Православная энциклопедия

  • АФОН — , крупнейшее в мире средоточие правосл. монашества, расположенное в Греции на п ове Айон Орос (Св. Гора, Афонский п ов). Находится под церковной юрисдикцией К польского Патриархата.… … Православная энциклопедия

  • Жан (герцог Беррийский) — Жан I Великолепный … Википедия

Часослов

Часосло́в – наиболее распространенная и чаще всего употребляемая богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга: часов с междочасием, изобразительных, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, а также тексты некоторых из наиболее употребляемых изменяемых молитвословий.

Часослов, а особенно его сокращенный вариант – Часовник – кроме своего прямого богослужебного назначения использовались на Руси для обучения детей грамоте. В церкви же эти книги употреблялись каждодневно. Отсюда сравнительная редкость древних Часословов по сравнению с другими богослужебными книгами – они быстро изнашивались и заменялись новыми. Редки даже печатные Часословы и Часовники, не говоря уже о рукописных.

Сколько-нибудь древних списков Часослова мы не знаем, старейшие из них восходят к XIII в.

  • Часослов с параллельным переводом
  • Часослов на церковнославянском языке гражданским шрифтом
  • Приложение к часослову
  • Толковый Типикон. Молитвенные часы по писателям III в.
  • Службы часослова И.В. Гаслов, А.С. Кашкин
  • Состав Часослова В.В. Акимов