Как делать земные поклоны
Содержание
- Когда креститься, когда кланяться… 1
- Для чего кланяться и стоять на коленях в церкви?
- Когда полагается креститься без поклонов
- Когда надо креститься с поясным поклоном
- Когда полагается креститься с земным поклоном
- Поясной поклон без крестного знамения
- Преклонение до земли без крестного знамения
- Когда по уставу не положено совершать поклонов
- Бить поклон
- Поклоны в православии
- Что такое поклоны
- Что означают поклоны
- Как правильно совершать поклоны
- Когда правильно совершать поклоны
- Как правильно заходить в церковь и вести себя на богослужении?
- Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению
- Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей
- Поклон
- История
- Отдавание чести
- В артистической среде
- Примечания
- Русский поклон
Когда креститься, когда кланяться… 1
Когда креститься, когда кланяться…
Или: Внешнее благочестие. Часть 1
Несколько дней назад совершаем Великий вход. У меня в руках Чаша, диакон держит дискос. Хор поет умилительные песнопения, прихожане благоговейно взирают на нашу процессию. Кто-то из прихожан встает на колени. Другие чувствуют себя неловко, потому что не знают, как себя вести. Кто-то тоже опускается на колени, кто-то принимает согбенное положение. Иные просто, растерявшись, поглядывают по сторонам – как вести-то себя правильно?..
Произношу положенные молитвы, вхожу в алтарь и думаю: как же плохо у нас знают прихожане Устав поведения в храме. Лукавый услужливо подбрасывает мысли на эту тему. Стараюсь отогнать их, всецело сосредоточившись на молитве. Но даю себе слово подумать об этом на досуге и написать об этом очерк. Этот очерк – перед вами.
Итак, молитвенные жесты. В какое время прихожанин должен осенять себя крестным знамением (то есть креститься), а в какое время должен кланяться? Об этом – наш сегодняшний разговор.
Самый хороший совет, который можно дать человеку, совершенно незнакомому с Уставом богослужения и с правилами поведения во время богослужения, – это следить за тем, как ведут себя священник и диакон. Они крестятся и кланяются – и прихожане должны. Они встают на колени – и прихожанам нужно преклонить колени. Даже одно наблюдение за тем, что и как делают священнослужители, за короткое время позволит усвоить культуру поведения за богослужением и ответит на многие вопросы. Странно, но и прихожане со стажем иной раз не знают, как правильно себя вести за богослужением. Это говорит о том, что прихожане не смотрят и не думают над тем, что и как делают священнослужители. Я имею в виду, что и как делают на службе. Потому что в жизни прихожане как раз очень внимательно следят за батюшками – на какой машине он ездит, как одета его жена и дети и многое другое.
А надо бы быть внимательными к тому, что и как делает священник не в своей мирской жизни – лишь Бог судья всякому человеку, а за богослужением, потому что тут священник представляет собой не обычного человека, а служителя Божьего.
Впрочем, мы отвлеклись.
Поговорим на нашу тему: молитвенное поведение за богослужением.
Длительное коленопреклонение во время чтения особых молитв за вечерней, в День Святой Троицы.
Поклоны
Существует три вида поклонов:
1. Простое преклонение головы;
2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола.
3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем.
В соответствии с правилами церковного Устава во время богослужения употребляются в соответствующих случаях все три типа поклонов. В какое время – какие, мы сейчас расскажем:
Преклонение головы
Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус:
А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием…; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами.
Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся.
В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон)
Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами.
Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Исключение – в ночь Святой Пасхи. Тогда священник кадит с Крестом в руке и приветствует всех возгласом Христос Воскресе. Вот тут нужно сначала перекреститься, а потом поклониться.
За священнослужителями преклоняют колени и все богомольцы.
Длительное преклонение головы
При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва.
Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне.
Ж. Во время чтения Святого Евангелия.
Поясной поклон
Всегда перед поясным поклоном мы осеняем себя крестным знамением!
Осенив себя крестным знамением, мы склоняемся в поклоне:
А. После каждого прошения диаконской ектении, в то время, когда хор поет Господи, помилуй или Подай, Господи.
Б. После каждого возгласа священника, которым тот завершает ектению.
В. Всегда при пении хором: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Г. На каждое: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (во время Литургии).
Д. После пения Честнейшую Херувим.
Е. При чтении акафистов – на каждом кондаке и икосе; при чтении канонов на вечерней службе – перед каждым тропарем.
Ж. Перед началом и после окончания чтения Евангелия, при пении хора: Слава Тебе, Господи, Слава Тебе.
З. Перед началом пения Символа Веры (на Литургии).
И. Перед началом чтения Апостола (на Литургии).
К. Всякий раз, когда священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, во время пения Многолетия и в прочих случаях).
Л. Всякий раз, когда благословляют Чашей, Крестом, Святым Евангелием и иконой.
М. В начале пения молитвы Отче наш.
Н. Проходя мимо царских врат внутри храма, мы также должны перекреститься и поклониться.
Земные поклоны
Земные поклоны отменяются:
А. От Пасхи до праздника Святой Троицы;
Б. От праздника Рождества Христова до праздника Крещения (в дни Святок);
Г. В дни двунадесятых (двенадцати великих) праздников;
Д. В воскресные дни. Однако здесь важно пояснить следующее: хотя с древности воскресный день пользовался особым уважением, тем не менее, некоторые христиане по причине благоговейного отношения к святыне Тела и Крови Христовых хотели и в эти дни делать перед святыней земные поклоны. Так закрепился обычай допускать даже в воскресный день два земных поклона:
1) после слов священника: Преложив Духом Твоим Святым;
2) и тогда, когда Чашу с Телом и Кровью Христовыми выносят ко всем верующим со словами: Со страхом Божиим и верою приступите.
Вот в эти два момента земные поклоны даже в воскресный день сделать благословляется. В другие моменты – не благословляется (кроме поклонов перед Крестом и Плащаницей, если они находятся посреди храма).
Первый из моментов – окончание освящения Святых Даров – нелегко отследить, если царские врата закрыты и через них не видно, как священнослужители делают земной поклон. В таком случае, можно совершить земной поклон при возгласе священника: Святая святым.
Если день не воскресный, то к этим двум земным поклонам во время Литургии нужно прибавить еще один. Этот поклон делается, когда Чашу последний раз являют верующим. А это происходит после Причастия. Когда все причастились, священник заносит Чашу в алтарь, благоговейно погружает в нее частицы, вынутые из просфор, и тихо читает положенные молитвы (подробнее об этом см. http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=6699). После этого священник поворачивается с Чашей к верующим и возглашает: Всегда, ныне и присно, и во веки веков! В это время тоже положено совершить земной поклон. Если день воскресный, то нужно осенить себя крестным знамением и совершить поясной поклон.
Е. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. Но с началом вечерней службы начинается новый богослужебный день, поэтому начиная с вечера даже причастник может делать земные поклоны.
Мы сказали о том, когда земные поклоны отменяются. Что же сказать про то, когда они, наоборот, положены?
Всех случаев, когда земные поклоны положены, не привести, их много. Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Таких случаев много в Великом посту. Смотрите за священниками – и не ошибетесь.
Прекрасная древняя традиция: ставить свечи перед иконами. Возжигая свечу, мы мысленно воздаем дань любви Первообразу, то есть тому, кто на иконе изображен.
Стояние на коленях
Сразу скажу, что в православной традиции не принято молиться, стоя на коленях. Этого не знают и иные батюшки. Смотришь, иной раз начинается Евхаристический канон – и все в алтаре встают на колени и остаются в таком положении. Друзья: молиться на коленях – это обычай Католической Церкви. В Православии встают на колени на краткое время:
А. Во время перенесения святыни (например, на Литургии Преждеосвященных Даров – когда во время этой Литургии положено вставать на колени, читайте в фотоальбоме http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/liturgija-prezhdeosvjashhennykh-darov-08079
Б. Слушают раз в году коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы;
В. Встают на колени во время молитвы (например, после молебна), когда диакон (или священник) к этому призвал: Преклоньше колена, помолимся.
Г. Можно встать на колени, когда мимо проносят особо чтимую святыню, например Чудотворную икону, мощи.
Но просто так на колени в храме не встают и, тем более, не остаются в таком положении продолжительное время.
Осеняем себя крестным знамением, но не делаем поклона
А. Во время чтения шестопсалмия. Оно читается во время утрени, которая может служиться утром, а может вечером. Также шестопсалмие всегда совершается во время всенощного бдения, то есть в субботу вечером и накануне праздничных дней.
Шестопсалмие состоит из шести псалмов. В середине, после трех псалмов, чтец провозглашает:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже.
Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Шестопсалмие совершается в глубокой тишине и благоговении. Эти шесть избранных псалмов говорят об ожидании человечеством Мессии – Спасителя. Тишина здесь обозначает то состояние, в котором пребывало древнее человечество накануне Пришествия Христова: сосредоточенное ожидание избавления от греха.
Б. При начале пения Символа веры;
Г. В начале чтения Апостола, Евангелия (на Литургии, на Всенощном бдении);
Д. При начале чтения паремий (на всенощном бдении перед большим праздником)
Е. При произнесении священником слов Силою Честнаго и Животворящаго Креста (эти слова встречаются в некоторых молитвах).
Окончание следует
В ночь Святой Пасхи священник кадит верующих и приветствует их возгласом: Христос Воскресе! Верующие отвечают: Воистину Воскресе! Осеняют себя крестным знамением и кланяются в ответ. Андрей Саныч нравится это.
Для чего кланяться и стоять на коленях в церкви?
У многих людей довольно часто возникает вопрос для чего кланяться и стоять на коленях в церкви, что означают эти действия.
Проявление внешнего молитвенного состояния человека отображается в крестном знамении и совершении поклонов. Существуют два вида поклонов – поясные (малые) и земные (великие, при которых необходимо коснуться коленями, руками и головой пола храма или земли).
Что касается коленопреклонения, то такое положение человеческого тела говорит о смирении. Стояние на коленях во время молитвы говорит о покорности перед Богом и является знаком покаяния.
Недопонимание в этом вопросе подтолкнуло студентов курса «Духовное исцеление» озвучить его на занятии:
Для чего человек в церкви кланяется и стоит на коленях?
Отвечает преподаватель Школы парапсихологии Елена Николаевна Кузьмина (0:07:32):
Чаще всего в жизни человек, пытаясь кому-то что-то доказать, не уважает и не принимает силу других, при этом навязчиво транслирует свою. Когда в церкви человек встаёт на колени, первое что происходит это закрытие третьей чакры и трансляция собственной силы окружающему миру, и Богу в том числе, прекращается.
Преклоняя колени, уходят гордыня, тщеславие, ложная стеснительность и мнение окружающих перестаёт заботить человека. Потому как искренний приход к Богу на покаяние – это когда есть только ты и Бог, и больше никого.
Стоя на коленях и низко кланяясь, касаясь лбом пола, происходит открытие седьмой чакры и из неё, как из перевёрнутого кувшина, начинает выливаться вся негативная и грязная энергия, поднявшаяся с нижних чакр. На внутреннем экране родовой негатив можно увидеть как чёрную, грязную кровь.
Следует понимать, что приход в церковь с целью просто отстоять на службе, очиститься и повысить свои вибрации за счёт сильной энергии, возникающей во время службы (особенно праздничной), не является главной. Главное всегда стремиться к искреннему раскаянию, моля Бога о прощении во спасение души!
Когда говорят о поклонах, то вспоминают о благоговении и смирении. Крестное знамение и поклон — важнейшие ритуальные действия в христианстве. Устав жестко регламентирует разновидности поклонов — верующим людям нужно разбираться в таких деталях. Есть земная и поясная разновидности поклона — обе они ассоциируются с телесными молитвами. В некоторых случаях в храме можно молиться, не кланяясь. Бог допускает подобные вещи, но лучше лишний раз спросить у священника (если сомневаетесь).
Есть общие правила для любых православных богослужений. Так, поясные поклоны предписаны верующим на троекратном восклицании «Аллилуйя» в некоторых молитвах. Иногда преклонения должны быть глубокими, иногда — нет. Согласно правилам, кланяться нужно при:
- молитвословиях;
- ектениях;
- акафисте;
- осенении Крестом;
- окончании службы.
Когда полагается креститься без поклонов
В храмах царит особая атмосфера — каждая вещь занимает установленное место, каждое действие наделено сакральным смыслом. Разработан церковный устав, который учит молящихся всё делать правильно. Всякую икону устанавливают в отведенном для этого месте, всюду — православные традиции с тысячелетней историей. Вот какие моменты следует учитывать:
- Существуют разные виды поклонов.
- В храмах кланяться нужно часто, но со знанием дела.
- Иногда кланяться и вовсе не нужно.
- Типы поклонов зависят от времени их использования.
В самом начале молитвы «Верую» стояние на коленях и поклоны не требуются. При чтении шестопсалмия (самая середина) при возгласе «Аллилуйя» не кланяйтесь. Когда под сводами храма произносятся слова паремий, апостола и Евангелия, стоит ограничиться наложением креста. На некоторых отпустах поклонами также следует пренебречь.
Когда надо креститься с поясным поклоном
Благодаря церковному уставу, малые и великие поклоны неизменно сопровождают все службы. Замирать и спешить не нужно, старайтесь во время чтения или пения действовать синхронно с другими прихожанами. При молитве сперва необходимо креститься, а уж затем совершать поклон. Идея поясного поклона заключается в том, чтобы ваша голова опускалась до уровня пояса (отсюда и название). В церковном уставе прописаны следующие ситуации для поясных поклонов:
- При посещении храма (трижды на входе и столько же раз на выходе).
- Когда священнослужитель восславляет Троицу.
- Прошение ектений.
- При молитвенных словах, начинающихся с восклицания «Чистейшую».
- При упоминании священником поклонов и поклонений.
Есть в храме слова, запускающие процесс троекратного преклонения. К ним относятся восклицания «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся» и «Святый Боже». Клирос, завершающий пение стихиры, также вынужден кланяться в пояс и одновременно креститься. По три поклона нужно отмерять в ектениях, после первых трех прошений. Дальше в ектениях количество поклонов сокращается до одного.
Когда полагается креститься с земным поклоном
Земные поклоны бывают троекратными и однократными, а их количество зависит от степени торжественности момента. Когда речь заходит о великом поклоне, все вспоминают об истовости, чинности и неторопливости. Перед визитом в храм можно потренироваться у зеркала — у вас непременно получится. Старайтесь избегать моментов, когда поклон накладывается на пение либо чтение молитв — это неправильно. Креститься при поклонах запрещено, нужно разграничивать эти действия. Перечислим фразы и слова, при которых (после или во время) земные поклоны считаются обязательными:
- «Тебе поём»;
- «Тя величаем»;
- «И сподоби нас»;
- «Достойно».
Сразу отметим, что земной аналог поклона предусматривает опускание верующих на колени и прикосновение лбом к поверхности пола. Особое внимание стоит уделить появлению Святых Даров и великим постам. В это время троекратные земные преклонения сопровождаются сериями из двенадцати малых поклонов. Начинаются такие действия с пятницы и среды, они приурочены к Сырной седмице. По воскресеньям и субботам постовые поклоны не делаются.
Есть моменты, когда поклонами сопровождаются абсолютно все молитвенные стихи («Пресвятая Владычице»). Великопостная вечеря предполагает три поклона во время произнесения ключевой молитвы, также необходимо кланяться до земли при чтении «Господи и Владыко». Помните, что восславление Иисуса Христа — дело ответственное. Лучше лишний раз проконсультироваться со знающими людьми, чем творить обряды неправильно.
Поясной поклон без крестного знамения
Отметим, что символическое изображение креста не всегда сочетается с поясными поклонами — в ряде случаев бывают исключения. Как правило, эти исключения касаются определенных фраз, произносимых священнослужителями. Уставом предусмотрены следующие словосочетания, при которых следует низко кланяться:
- «Мир всем».
- «Благодать Господа нашего…».
- «Благословение Господне…».
- «И да будут…».
- «И во веки…» (фраза произносится дьяконом).
Преклонение до земли без крестного знамения
Земные поклоны тоже не всегда совмещаются с крестным знамением. Церковные уставы не предусматривают поклонов в случае, когда человек поутру причастился. Это ограничение действует до вечернего часа. Стоит учитывать, что в православной церкви богослужебный день отсчитывается от вечерней службы. Соответственно, причастие датируется вчерашним днем, и поклоны вновь приветствуются.
Вообще, чтобы не ошибиться с земными поклонами, мы рекомендуем внимательно наблюдать за священником. По воскресеньям и в великие праздники низкие поклоны считаются недопустимым действием. Есть также временные отрезки с ограничениями на преклонение колен:
- между Рождеством и Крещением;
- Воздвижение;
- Преображение;
- Пасха и Пятидесятница.
Богослужение, как вы знаете, делится на регламентированные части. Некоторые этапы тоже не предусматривают наличия земных поклонов. Это Шестопсалмие, Херувимская, Великое славословие и Честнейшая. В процессе пения и ектений также нельзя креститься, а вот поклоном порадовать Всевышнего вполне допустимо. Дождитесь завершения песнопений — после этого начнут действовать совсем другие законы.
Вообще, православные традиции коленопреклонений не поощряют. Длительное стояние на коленях — это католическая традиция. Славяне ограничиваются земным поклоном и не задерживаются в этой позе слишком долго. Низкие поклоны без осенения себя крестом практикуются и в других ситуациях:
- Литургия Преждеосвященных Даров;
- День Святой Троицы;
- вынос чудотворных икон;
- вынос мощей святых.
Когда по уставу не положено совершать поклонов
Когда в поклоне нет нужды? Достаточно распространена ситуация, когда прихожане активно крестятся, но не совершают поклонов. Выше мы упоминали Шестопсалмие — это событие обычно привязывается к всенощным бдениям. Чтец декламирует шесть псалмов, и поклону тут места нет. Обряд проводится в полной тишине и символизирует ожидание Спасителя.
Нет места для поклона и в том случае, если священнослужитель поет «Символ веры». Произнесение вслух текстов из Евангелия и Апостола тоже исключает поклон. Возвращаясь к всенощному бдению, стоит вспомнить и паремии. Как видите, церковные уставы регламентируют любые действия прихожан, включая коленопреклонения, молитвы и крестные знамения. Если вы намереваетесь стать активным членом православной общины, стоит заняться вдумчивым изучением описанных выше правил.
Бить поклон
Смотреть что такое «Бить поклон» в других словарях:
-
Бить поклоны — кому. Устар. 1. Почтительно кланяться, приветствуя кого либо. Первый худощавый старик, ступив через порог, низко поклонился Рогову. Неисправимый ты, дед! Сколько раз говорил: перестань свои поклоны бить рассердился Рогов (В. Ажаев. Далеко от… … Фразеологический словарь русского литературного языка
-
поклон — бить поклоны • действие класть земные поклоны • действие отвесить низкий поклон • действие отвесить поклон • действие передать поклон • перемещение / передача сделать общий поклон • действие сделать поклон • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
-
ПОКЛОН — ПОКЛОН, а, муж. 1. Наклонение головы или верхней части туловища в знак приветствия, благодарности, покорности. Глубокий п. (низкий, почти до земли). Земной п. (до земли; также перен., кому: глубокая благодарность. Земной п. учёному за его научный … Толковый словарь Ожегова
-
ПОКЛОН — Вывести поклон. Печор. Флк. Поклониться кому л. СРГНП 1, 98. Давать/ дать поклон кому. Перм. Низко кланяться кому л. (во время церемонии, обряда). СРГПриам., 69. Защипывать поклон. Кар. Кланяться. СРГК 2, 243. Земной поклон. Разг. 1. Очень низкий … Большой словарь русских поговорок
-
поклон — а; м. 1) Атрибут церковной службы, заключающийся в наклонении головы или верхней части туловища, часто с опусканием на колени и касанием земли лбом. Класть поклоны (кланяться во время молитвы) 2) Заключительная поза артиста, исполнителя,… … Словарь многих выражений
-
поклон — а; м. 1. Атрибут церковной службы, заключающийся в наклонении головы или верхней части туловища, часто с опусканием на колени и касанием земли лбом. Класть поклоны (кланяться во время молитвы). 2. Заключительная поза артиста, исполнителя,… … Энциклопедический словарь
-
Бить тревогу — Разг. Экспрес. Обращать всеобщее внимание на грозящую опасность, стремясь предупредить её, призывая к борьбе с ней. А может быть, вы поговорите с ними? Нет, в такие переживания вмешиваться нельзя. Вот если я увижу, что надо бить тревогу, тогда… … Фразеологический словарь русского литературного языка
-
Бить челом — термин старинно русского юридического языка, весьма часто встречающийся в наших древних актах, притом не всегда в одинаковом значении, а именно: 1) кланяться кому либо в землю, отдавать низкий поклон; в том же значении сохранилось поныне это… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Сура 32. Поклон — 1. Алиф. Лам. Мим. 2. Ниспослано это Писание, вне всякого сомнения, Господом миров. 3. Неужели о нем скажут: Он измыслил его ? Да нет, это истина от Господа твоего, чтобы ты увещевал людей, к которым до тебя не приходил увещеватель,… … Коран. Перевод М. Н. Османова
-
ЧЕЛО — ср. лоб, часть головы, от темени до бровей. Крутое, отвесное чело дано только человеку, у животных чело пологое, завалистое. Бить челом, кланяться, отдать поклон; благодарить. | о чем, просить, на кого, жаловаться. Челом бить или ударить чем,… … Толковый словарь Даля
Поклоны в православии
Тот, кто регулярно бывает в храме на службе, заметил, что все прихожане кланяются. Конечно, возникает вопрос: зачем придуманы поклоны? Что они означают? Можно ли обойтись без них?
Что такое поклоны
Поклонами в церкви называется преклонение тела перед Богом во время молитвы. Они совершаются обычно после совершения крестного знамения. Во время богослужения человек кланяется много раз.
Поклоны бывают:
- Поясные. Человек сгибается в поясе при поясном поклоне, не сгибая колен, касаясь рукой пола. Затем выпрямляет спину. Иначе называются «малыми».
- Земные. Называются иначе «великими». Человек при земном поклоне падает на колени, касаясь лбом пола. Потом встает, выпрямляется.
Существуют разные времена для совершения земных и поясных поклонов. В воскресные дни и церковные праздники совершаются только поясные поклоны, великие запрещено класть. А в Великий пост совершается больше всего земных поклонов, особенно во время чтения молитвы святого Ефрема Сирина. В период от Пасхи до Пятидесятницы нельзя делать великие поклоны.
Во время чтения Шестопсалмия запрещено делать даже малые поклоны, можно только креститься. При благословении священника надо просто склонять голову, но не кланяться. При благословении крестом надо совершить крестное знамение и совершить малый поклон.
Что означают поклоны
Мы кланяемся во время молитвы, показывая свое благоговение перед Творцом. Тело не отделяется от души. Поэтому поклонами человека выражает свое смирение, послушание. Преклоняясь душой и духом перед Богом, телом человек совершает то же самое. Гордость не любит поклонов, говорили святые отцы.
Но по воскресеньям и праздникам прихожане не должны класть земные поклоны, а стоять прямо на молитве, олицетворяя будущую вечную жизнь. После воскресения мертвых верующие будут сынами Божиими, а не рабами. Об этом говорил святой Василий Великий.
Святитель Антоний Храповицкий говорил, что земной поклон олицетворяет падение и восстание души человека. Когда мы падаем на колени, это показывает грехопадение, смирение. А когда затем встаем, это означает восстание, покаяние, исправление. Поэтому в церкви не принято долго стоять на коленях, это обычай не православный. Надо упасть на колени, а затем встать.
Священник Андрей Лобашинский говорит о том же, что грех ставит человека на колени, но покаяние затем восставляет его. Бог прощает его и делает Своим сыном. Этим характеризуется духовная свобода человека.
Как правильно совершать поклоны
Поклоны надо класть правильно, не мешая другим и не получая при этом травм. Стоит вспомнить поговорку: «заставь дурака молиться Богу…» При совершении поясных поклонов надо опасаться вероятности растянуть спину. При хорошей спортивной подготовке надо коснуться пальцами правой руки пола. Но если есть боли в спине, можно просто немного поклониться. Если в храме много народу, довольно тесно, то не надо усердствовать и стукаться головой в спину впереди стоящего человека. Можно просто склонить голову, никому не мешая.
При совершении земного поклона есть вероятность получить травму головы, ударяясь сильно о пол. Здесь стоит поступать разумно, класть поклон, слегка касаясь головой пола. Также есть вероятность повредить ладони, поэтому надо приземляться на костяшки согнутых пальцев. На пол желательно постелить коврик.
Когда правильно совершать поклоны
Во время совершения Божественной Литургии принято класть поклоны во время малого входа, Великого входа, на евхаристическом каноне при возгласе священника «Благодарим Господа», во время пресуществления Святых Даров (три поклона), при выносе Чаши, при возгласе: «всегда, ныне и присно и во веки веков» и при отпусте. Также можно класть поклоны в любой момент, когда потребует душа.
После принятия Святых Таин класть поклоны не принято ради благоговения перед вошедшим в душу Христом. Класть три поклона надо при входе в храм, а также перед выходом из него. Перед тем, как приложиться к иконе, надо положить два поклона до и один после. При благословении священника Евангелием или крестом надо совершить крестное знамение и поклониться. При возгласе: «мир всем», а также: «главы ваша Господеви приклоните», надо поклониться без совершения крестного знамения.
Перед Плащаницей надо положить три земных поклона: два до и один после того, как приложишься. То же самое надо проделать при прикладывании к святым мощам.
Заключение
Но необходимо помнить о том, что православие – это не свод законов. Внутри человека существует всегда свой собственный устав, который иногда не совпадает с установленными правилами. Поэтому если сердце человека просит преклонить колени перед Богом, можно поклониться даже тогда, когда это запрещается уставом.
И особенно не стоит одергивать грубо человека, кладущего земной поклон в неподобающее время, нарушая при этом благоговение и молитвенное настроение человека. Пусть лучше будет попран устав, чем разрушен молитвенный настрой. В этом случае не следует бездумно следовать букве закона, подобно фарисеям и книжникам. Все знают, чем закончилось это слепое соблюдение закона — распятием Христа.
прот. Андрей Ткачев о поклонах в молитве
Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!
Как правильно заходить в церковь и вести себя на богослужении?
Храм, другими словами дом Божий, представляет собой специальное помещение, в котором совершаются богослужения. Считается, что там пребывает особая благодать, посылаемая людям от Всевышнего через священнослужителей. Закон Божий рассказывает о том, что сам Господь невидимо присутствует в святых местах, поэтому и вести себя там следует соответственно. Каждый прихожанин должен знать, как правильно заходить в церковь и как вести себя на богослужении.
Церковные правила при входе в храм и подготовке к богослужению
Ко входу в храм христиане готовятся заранее. Не рекомендуется принимать пищу перед службой, все священные таинства обретаются натощак. Большое значение имеет внешний вид. Одежда должна быть чистой, аккуратной, скромной, не яркой и не броской (для пасхальных и праздничных дней подойдут светлые тона одеяний, в скорбные даты лучше подбирать тёмные цвета). Женщины покрывают волосы платком и обязательно надевают юбку с подолом длиной ниже колена. Верх платья или кофточки обязательно с длинным рукавом, прикрывающий плечи и без глубоких декольте. Наносить макияж также не рекомендуется. Мужчинам разрешается оставаться с непокрытой головой. Одежда также подразумевается скромная и опрятная. Никаких шорт и открытых ног, только классические брюки. Остальные детали одеяния, аксессуары и дополнительные элементы гардероба не должны притягивать внимание окружающих и отвлекать от богослужения.
Восстав ото сна в день посещения храма нужно поблагодарить Создателя за мирную ночь и новый день, умыться, зажечь лампадку и прочитать утренние молитвы. Помните, лучше искренне и от всего сердца произнести одно обращение к Богу, чем долго и упорно читать молитвослов с мыслями о скорейшем завершении. По дороге в церковь следует произносить молитву Иисусу Христу. А уже на пороге храма совершаются три крестных знамения перед образом Спасителя и три поясных поклона. К каждому из поклонов выговариваются следующие молитвы:
- «Боже, милостив буди мне грешному» – к первому;
- «Боже, очисти грехи моя и помилуй мя» – ко второму;
- «Без числа согреших, Господи, прости мя» – к третьему.
Креститься следует и во время церковных песнопений: при словах обращения к Вседержителю, Божьей матери и других святых; при начинании и окончании молитв; при посулах «Аминь» и провозглашениях «Аллилуйя»; при взываниях «Поклонимся» и «Припадём». При выносе даров полагаются земные поклоны.
Основные нормы поведения во время службы для взрослых и детей
Как уже было сказано выше, в намоленном и святом месте имеются свои правила поведения. Недостаточно уметь грамотно войти в храм, нужно знать как правильно держать себя на богослужении.
- Прийти в церковь нужно заблаговременно, чтобы успеть поставить свечи, подать записки и приложиться к иконам до начала песнопений (в первую очередь целуют главную икону, которая находится напротив Царских врат).
- Прихожане должны держать себя тихо, скромно и благоговейно.
- Мысли должны быть направлены к Богу, следует отпустить всё земное и простить всё плохое.
- Строго запрещается разговаривать, а тем более смеяться и вести себя вызывающим образом. Грех стараться привлечь к себе внимание и нарушить строй песнопений.
- Ни в коем случае нельзя поворачиваться спиной к алтарю.
- Переходить с места на место, суетиться и создавать панику также запрещается.
- Присесть можно в случае недомогания. Если позволяют силы, лучше провести время на служении стоя. В то время как открыты Царские врата, стоять должны и больные, и немощные.
- Обязательно выключить сотовый телефон! А разрешение на видеосъёмку заранее испрашивается у настоятеля.
Правила действуют и для взрослых, и для маленьких детей. Если маме не удаётся внушить разбаловавшемуся ребёнку правила покорности и смирения, то следует вывести шалуна из храма, дабы не создавать неудобств для присутствия других прихожан. А лучше накануне провести беседу с малышом и объяснить всю важность достойного поведения в священных местах.
Нельзя забывать о том, что не стоит покидать храм до окончания службы. Это не просто дурной тон, это – пренебрежительное отношение к Творцу. Возможно, пришедшие на богослужение в первый раз или только начинающие посещать святые места не знают, как правильно заходить в церковь и остальных тонкостей и нюансов, но всегда можно обратиться за помощью к священнослужителям. При каждом храме организуют воскресные школы для детей и взрослых, где легко познаются азы православия. Также печатная литература всегда придёт на помощь в трудноразрешимой ситуации. В конце концов, не страшно обратиться за советом к старшему поколению. Главное, совершать всё с чистым открытым сердцем и искренней любовью к Господу нашему.
Поклон
Поклон, в его историческом происхождении, — движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитве).
История
В первобытную эпоху, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть распростертое на земле лицом вниз. В средневековой России поклон «ниц» был заимствован из Китая через татар (ритуала приема русских князей татарскими ханами) и практиковался в придворных ритуалах русского царя до XVI века (приемах послов, подаче прошений и т. п.). Источник позы — соединение в одном лице функций правителя деспотии и верховного жреца (царь — жрец).
В Средневековье процедура и формы поклона послов месяцами и годами обсуждались Государственными Советами, в обе стороны летели гонцы.
В более высоких формах религии возникает поклон на коленях («коленопреклонение»), когда молящийся, стоя на коленях, наклоняется, опираясь на руки, и касается лбом земли. Поклон в этой форме действует в исламе. Для предохранения тела под колени подстилается специальный «молитвенный коврик».
Прикосновение к земле стало обозначать в христианстве знак обращения себя в прах. До этого, в русском язычестве, как и в греко-римской мифологии, прикосновение к земле (поцелуй), наоборот, служило знаком получения от земли силы и благодати (см. русские былины).
Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма (см.: 3 Цар. 8: 54), Даниил в плену вавилонском (см.: Дан. 6: 10) и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Иисусом Христом (см.: Лк. 22: 41) и вошел в практику христианской Церкви (см.: Деян. 12: 60; Еф. 3: 14). Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа.
В церковном ритуале исповеди (также и в быту) коленопреклонение было знаком искреннего раскаяния и мольбы об отпущении греха. Сложение кистей рук у лица при молитвенном или мирском поклоне служило знаком особого благоговения (запрет взора на божество). Поклон в уединенной молитве (Пиета) всегда сопровождается жестом сложения ладоней — Милле. «Анжелюс».
Формой епитимьи (также и по обету) служило наказание «отбить» число поклонов на коленях. Превращенной формой поклона являлось и наказание детей — «в угол, на колени!» Угол в жилище славян считался обиталищем домашнего божества.
В эпоху Реформации протестантскими церквями молитвенные поклоны были упразднены (как проявление языческих обычаев).
В эпоху рыцарства стал принят поклон опусканием тела только на одно колено. Этим жестом обозначались личная свобода и достоинство, одновременно и добровольное принятие подчинения вассала своему сеньору — в обмен на покровительство. Согласие сеньора сопровождалось подачей руки для сакрального поцелуя. Жест означал передачу жизненной силы (тоже, русская былина «Святогор и Илья Муровец»). При большой разнице статуса, во время поклона целовался край одежды сеньора (ритуал поцелуя туфли римского папы).
При равном статусе рыцарей шел обмен поклонами — «реверанс» (от латинского «re-verus, vereor, verentia»). При реверансе передача силы духа могла происходить похлопыванием по плечу — Веласкес. «Сдача Бреды». В позднее Средневековье рыцарский поклон, преклонением только одного колена, стал широко практиковаться дворянами даже при молитве в церкви (католической).
В куртуазном рыцарском культе Прекрасной Дамы протягивание дамой руки для поцелуя, в ответ на поклон, означало принятие рыцаря под своё покровительство. Сам рыцарь становился вассалом свой Прекрасной Дамы. В скрытой форме этот ритуал сохранился в Европейском культе Девы Марии (поставленной народным пиететом выше Иисуса Христа).
Ритуал поклона даме начинает распространяться в Средние века и достигает расцвета в эпоху Возрождения. Способствует этому амурно-эротический характер рыцарского идеала — подвига во имя любви, освобождения Девы из плена (сюжет Персея и Андромеды). Считается, также, что церемониал связан с культом возвышенной любви в мусульманской Испании и средневековым платонизмом.
Восточному христианству, при общем приниженном положении женщины, культ Святой Девы и ритуал европейского поклона чужд и непонятен. Реликтом ушедшего культа является привилегия (или необходимость) современной женщины первой протягивать руку для рукопожатия при встрече.
Исчезновение духа рыцарства, упадок аристократии и смена её в Европе малообразованным дворянством и буржуа сменили (перевернули) содержание ритуала светского поклона. Искателем покровительства стала женщина и реверанс принял гендерный характер — ответ на предложение покровительства со стороны мужчины. Мужчине в новом ритуале стало достаточно легкого наклона головы.
В Новое время культ Прекрасной Дамы сохранил только поцелуй руки, почти исчезнувший как форма поклона. В России при дворе жест распространился только при Екатерине II. Затем, привилегию поцелуя руки, как элемента европейского воспитания и культуры, завоевали дворяне. Революционер Валентинов вспоминал, как удивился Ленин, когда он поцеловал руку Крупской — «Да, Вы, оказывается, дворянин!».
В России
Публичный поклон на коленях продолжал практиковаться в России в особо торжественных случаях, при крупных потрясениях в общественной жизни, на встречах и лобызании особо чтимых икон. В 1812 г, перед Бородинским сражением («битва при Москве-реке») светлейший князь Кутузов, главнокомандующий русской армией, опускался на колени перед иконой Смоленской Божьей Матери.
Всеобщей формой поклона в России стал «поясной» поклон — как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества, «міръ». В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — «сердечный» поклон.
Аристократией и дворянством в светской жизни поясной поклон не употреблялся (жест простолюдинов). Исключением были чествования поясным (глубоким) поклоном высокого духовенства, членов Императорской семьи, глубоких стариков древнего рода и тяжело больных.
Ритуал публичного поясного поклона аристократами и даже королями имел еще одно редкое исключение — на эшафоте, перед казнью. Одновременно, как знак покаяния перед народом и знак чистоты и безвинности.
В ритуале чествования царей при заседаниях Собора русский патриарх целовал правое плечо царя («десницу божью»).
Поклон при рыцарском поединке претерпел в России своеобразную метаморфозу в простонародье и в новой обретенной форме вошел в философию военного искусства: «Нужно уметь, вступая в решительную драку, снять картуз и бросить его около себя на землю; этот жест дисциплинирует человека и позволяет ему прочнее выдерживать натиск противника».
Тревожная загадочность для простолюдина жеста поцелуя руки показана И. Тургеневым — «Она, раскрасневшаяся от волнения, прошептала, протягивая мне благоухающие руки: „Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных“» (Э и Ж Гонкур. Дневник).
Японский этикет поклонов
Основная статья: Одзиги
Одзиги — элемент японской культуры, выражение уважения. Главная составляющая японского «формального этикета». Поклонами приветствуют, благодарят, извиняются, поздравляют. Глубина поклона зависит от разницы в социальном статусе между кланяющимся.
Японки вежливо кланяются друг другу, 1900 г.
При посещении синтоистских храмов принято кланяться перед обращением к богам. В японских боевых искусствах поклоны составляют важную часть процедур во взаимодействии учителя и ученика и спарринг-партнёров.
Современность
В современной разговорной речи понятие «поклон» отделилось от жеста и стало синонимом понятия «привет» — «передай поклон», «кланяюсь» и т. п. Наряду со знаком уважения жест поклона может принимать и насмешливый характер (знак «преувеличенного» уважения).
Также, в оборотах речи и СМИ «реверанс» вернул свой изначально-мужской характер. Понятие стало выражением двусмысленности, сочетания льстивости и неискренности — «реверансы» политических деятелей и государств.
В превращенной форме жест поцелуя руки до середины XX века сохранялся в среде итальянской мафии — при принятии в клан нового члена (наследие патриархального уклада сельской жизни Сицилии).
Отдавание чести
В церемониал поклона входил и обычай обнажать голову, тоже восходящий к первобытным верованиям (времен Ветхого Завета — «Самсон и Далила»). Великая французская революция упразднила эту часть ритуала. Сохранился обычай только в армии, где он принял форму «отдания чести» — жестом приближения кисти к головному убору. Непосредственный смысл ритуала сохранен армейской поговоркой — «К пустой голове руку не прикладывают».
В европейских армиях в жесте «чести» используется двуперстное сложение кисти (реликт жестов помазания и символического приподнимания шляпы). В России «честь» отдается всей ладонью — «щепотью» (наследие раскола церкви в XVII веке). В 1917 г Февральской революцией отдача чести была запрещена. В конце 60-х гг XX века в СССР рыцарское коленопреклонение было введено в ритуалы со знаменем воинской части. Но, вместе с этим, офицерам армии было приказано отдавать честь гражданской полиции и КГБ — реакция на события Пражской весны 1968 г.
При встрече на Эльбе в 1945 г советских офицеров изумляли правила субординации в американской армии — американские солдаты не отдавали честь своим офицерам! А простых советских граждан столь же изумляло то, что в кино при входе женщины в лифт американские джентльмены снимают шляпы.
Во время принесения военной присяги солдат преклоняет колено и целует полковое знамя.
В артистической среде
Право пользования всей гаммы оттенков поклона сохранили только певицы академического, камерного и оперного пения, и, в меньшей мере, также танцовщики и балерины. Культура европейской аристократии стала зрелищем современного театра.
Виды поклонов
По технике исполнения жеста существует целый театр поклонов, с игрой глаз, лица, рук и всего тела:
Книксен — легкий и быстрый поклон — приседание юной дебютантки, радостной от внимания зала.
Ликующий поклон — экспрессивное, летящее и чувственное движение тела, когда восторженная дива «отдается» залу.
Реверанс — свободная игра кокетки поклоном, как танцевальным па, с нарочной демонстрацией платья, украшений и самой себя.
Трагический поклон — глубокий «русский» поклон, продолжающий драматическую роль артистки.
Надменный поклон — когда дива делает реверанс нарочно замедленно. И с головы до ног окидывая насмешливо-ироническим взглядом приближающегося с цветами поклонника, таким же замедленным движением так подает ему руку, что тому остается только её поцеловать (при догадливости!). Такой же поклон может быть адресован и всему залу, когда статус и достоинства артистки выше уровня публики!
> См. также
- Поклонение
- Воинское приветствие
Примечания
- Дж. Дж. Фрэзер. Фольклор в Ветхом Завете. М, 1990, 542 с.
- 1 2 Б. А. Успенский. Филологические разыскания в области славянских древностей., МГУ, 1982, 245 с.
- 1 2 В. Я. Пропп. Русский героический эпос. М, Лабиринт,1999, 636 с (пересказ сюжетов — «наивная» школа)
- Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М, АСТ, 784 с.
- Вопросы священнику — pravoslavie.ru
- 1 2 3 Й. Хейзинга. Осень Средневековья. М, Наука, 1988, 540 с.
- Й. Хейзинга. Homo Ludens. М, Прогресс, 1997, 413 с.
- Боура С. М. Героическая поэзия. М, НЛО, 2002, 792 с.
- Л. Н. Толстой. Война и мир.
- Дж. Флетчер. О государстве русском. М, Захаров, 2002, 168 с.
- Свечин А. А. Искусство вождения полка. 2005.
- Унамуно М. Путь ко гробу Дон Кихота. (Избранное, в 2-х томах, т.2), Л, 1981, 352 с.
Русский поклон
В настоящее время оба варианта земного поклона вышли или почти вышли из бытового употребления, однако широко встречаются в религиозном контексте и употребляются при искусственном воссоздании или игровой имитации ритуалов.
2. Поясной поклон (жест, иногда называемый поклон в пояс или поклониться в пояс/поясно) — это наклон головы и верхней части туловища, происходящий под углом от 90° до 180°. Это жест с относительно большой амплитудой сегодня тоже исчез как бытовой.
3. «Вежливый поклон» (иногда описывается как небольшой поклон) — это наклон головы и верхней части туловища под углом 25-45°.
И, наконец,
4. Кивок, именуемый также лёгкий поклон, поклониться слегка (едва, чуть), поклон головой.
Кивок является самым частым из русских бытовых поклонов, весьма непродолжительный по времени и малый по амплитуде. По форме это наклон вниз одной головы, и только изредка жест сопровождается едва заметным наклоном туловища. Из-за беглости и нечёткой акцентированности движения головой кивок называют также часто небрежным поклоном — с целью подчеркнуть именно эти особенности. Кивок используется в быту для приветствия адресата, когда нет времени или желания вступать с адресатом в речевой контакт, или применяется, когда партнёры находятся на далёком расстоянии друг от друга или им мешают посторонние лица, и вступить в речевой контакт они не могут по объективным причинам.
3. Поклон как один из традиционных ритуалов.
Поклон, в его историческом происхождении — движение и положение тела (поза) верующего в ритуале обращения к божеству (молитве). В эпоху первобытной дикости, также и при дворах в монархиях Азии до XIX века, это положение тела «ниц», то есть распростертое на земле лицом вниз. В средневековой России поклон «ниц» был заимствован из Китая через татар (ритуала приема русских князей татарскими ханами) и практиковался в придворных ритуалах русского царя до XVI века (приемах послов, подаче прошений и т. п.). Источник позы — соединение в одном лице функций правителя деспотии и верховного жреца. В Средневековье процедура и формы поклона послов месяцами и годами обсуждались Государственными Советами, в обе стороны летели гонцы.
В более высоких формах религии возникает поклон на коленях («коленопреклонение»), когда молящийся, стоя на коленях, наклоняется, опираясь на руки, и касается лбом земли. Поклон в этой форме действует в мусульманстве. Для предохранения тела под колени подстилается специальный «молитвенный коврик».Прикосновение к земле стало обозначать в христианстве знак обращения себя в прах. До этого, в русском язычестве, как и в греко-римской мифологии, прикосновение к земле (поцелуй), наоборот, служило знаком получения от земли силы и благодати (см. русские былины).Обычай совершать земные поклоны появился в древние библейские времена. Так молился Соломон при освящении Иерусалимского храма Цар. Даниил в плену вавилонском и другие ветхозаветные праведники. Этот обычай был освящен Иисусом Христом и вошел в практику христианской Церкви. Чаще всего коленопреклонения совершаются Великим постом. Коленопреклонение и восстание, по объяснению святителя Василия Великого, знаменует падение человека через грех и восстание его по человеколюбию Господа. Публичный поклон на коленях продолжал практиковаться в России в особо торжественных случаях, при крупных потрясениях в общественной жизни, на встречах и лобызании особо чтимых икон. В 1812 г, перед Бородинским сражением («битва при Москве-реке») светлейший князь Кутузов, главнокомандующий русской армией, опускался на колени перед иконой Смоленской Божьей Матери.В церковном ритуале исповеди (также и в быту) коленопреклонение было знаком искреннего раскаяния и мольбы об отпущении греха. Сложение кистей рук у лица при молитвенном или мирском поклоне служило знаком особого благоговения (запрет взора на божество). Поклон в уединенной молитве (Пиета) всегда сопровождается жестом сложения ладоней — Милле. «Анжелюс».В эпоху Реформации протестантскими церквями молитвенные поклоны были упразднены (как проявление языческих обычаев).Формой епитимьи (также и по обету) служило наказание «отбить» число поклонов на коленях. Превращенной формой поклона являлось и наказание детей — «в угол, на колени!» Угол в жилище славян считался обиталищем домашнего божества.Всеобщей формой поклона в России стал «поясной» поклон — как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества, «мiръ». В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — «сердечный» поклон.Аристократией и дворянством в светской жизни поясной поклон не употреблялся (жест простолюдинов). Исключением были чествования поясным (глубоким) поклоном высокого духовенства, членов Императорской семьи, глубоких стариков древнего рода и тяжело больных.Ритуал публичного поясного поклона аристократами и даже королями имел еще одно редкое исключение — на эшафоте, перед казнью. Одновременно, как знак покаяния перед народом и знак чистоты и безвинности!В эпоху рыцарства стал принят поклон опусканием тела только на одно колено. Этим жестом обозначались личная свобода и достоинство, одновременно и добровольное принятие подчинения вассала своему сеньору — в обмен на покровительство. Согласие сеньора сопровождалось подачей руки для сакрального поцелуя. Жест означал передачу жизненной силы (тоже, русская былина «Святогор и Илья Муровец»). При большой разнице статуса, во время поклона целовался край одежды сеньора (ритуал поцелуя туфли римского папы).В ритуале чествования царей при заседаниях Собора русский патриарх целовал правое плечо царя («десницу божью»).В превращенной форме жест поцелуя руки до середины XX века сохранялся в среде итальянской мафии — при принятии в клан нового члена (наследие патриархального уклада сельской жизни Сицилии).При равном статусе рыцарей шел обмен поклонами — «реверанс» (от латинского «re-verus, vereor, verentia»). При реверансе передача силы духа могла происходить похлопыванием по плечу — Веласкес. «Сдача Бреды». В позднее Средневековье рыцарский поклон, преклонением только одного колена, стал широко практиковаться дворянами даже при молитве в церкви (католической).
В куртуазном рыцарском культе Прекрасной Дамы протягивание дамой руки для поцелуя, в ответ на поклон, означало принятие рыцаря под свое покровительство. Сам рыцарь становился вассалом свой Прекрасной Дамы. В скрытой форме этот ритуал сохранился в Европейском культе Девы Марии (поставленной народным пиететом выше Иисуса Христа).
Ритуал поклона даме начинает распространяться в Средние века и достигает расцвета в эпоху Возрождения. Способствует этому амурно-эротический характер рыцарского идеала — подвига во имя любви, освобождения Девы из плена (сюжет Персея и Андромеды). Считается, также, что церемониал связан с культом возвышенной любви в мусульманской Испании и средневековым платонизмом.Восточному христианству, при общем приниженном положении женщины, культ Святой Девы и ритуал европейского поклона чужд и непонятен. Реликтом ушедшего культа является привилегия (или необходимость) современной женщины первой протягивать руку для рукопожатия при встрече.
В церемониал поклона входил и обычай обнажать голову, тоже восходящий к первобытным верованиям(времен Ветхого Завета — «Самсон и Далила»). Великая Французская революция упразднила эту часть ритуала. Сохранился обычай только в армии, где он принял форму «отдания чести» — жестом приближения кисти к головному убору. Непосредственный смысл ритуала сохранен армейской поговоркой — «К пустой голове руку не прикладывают».
В европейских армиях в жесте «чести» используется двуперстное сложение кисти (реликт жестов помазания и символического приподнимания шляпы). В России «честь» отдается всей ладонью — «щепотью» (наследие раскола церкви в XVII веке). В 1917 г Февральской революцией отдача чести была запрещена. В конце 60-х гг XX века в СССР рыцарское коленопреклонение было введено в ритуалы со знаменем воинской части. Но, вместе с этим, офицерам армии было приказано отдавать честь гражданской полиции и КГБ — реакция на события Пражской весны 1968 г.
При встрече на Эльбе в 1945 г советских офицеров изумляли правила субординации в американской армии — американские солдаты не отдавали честь своим офицерам! А простых советских граждан столь же изумляло то, что в американских лифтах джентльмены снимают шляпы при входе женщины (в кино).
Исчезновение духа рыцарства, упадок аристократии и смена ее в Европе малообразованным дворянством и буржуа сменили (перевернули) содержание ритуала светского поклона. Искателем покровительства стала женщина и реверанс принял гендерный характер — ответ на предложение покровительства со стороны мужчины. Мужчине в новом ритуале стало достаточно легкого наклона головы.
В Новое время культ Прекрасной Дамы сохранил только поцелуй руки, почти исчезнувший как форма поклона. В России при дворе жест распространился только при Екатерине II. Затем, привилегию поцелуя руки, как элемента европейского воспитания и культуры, завоевали дворяне. Революционер Валентинов вспоминал, как удивился Ленин, когда он поцеловал руку Крупской — «Да, Вы, оказывается, дворянин!».
Тревожная загадочность для простолюдина жеста поцелуя руки показана И.Тургеневым — «Она, раскрасневшаяся от волнения, прошептала, протягивая мне благоухающие руки: „Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в петербургских гостиных“» (Э и Ж Гонкур. Дневник).
В разговорной речи понятие «поклон» отделилось от жеста и стало синонимом понятия «привет» — «передай поклон», «кланяюсь» и т. п. Наряду со знаком уважения жест поклона может принимать и насмешливый характер (знак «преувеличенного» уважения).Поклон при рыцарском поединке претерпел в России своеобразную метаморфозу в простонародье и в новой обретенной форме вошел в философию военного искусства: «Нужно уметь, вступая в решительную драку, снять картуз и бросить его около себя на землю; этот жест дисциплинирует человека и позволяет ему прочнее выдерживать натиск противника».Также, в оборотах речи и СМИ «реверанс» вернул свой изначально-мужской характер. Понятие стало выражением двусмысленности, сочетания льстивости и неискренности — «реверансы» политических деятелей и государств.Право пользования всей гаммы оттенков поклона сохранили только певицы академического, камерного и оперного пения, и, в меньшей мере, также танцовщики и балерины. Культура европейской аристократии стала зрелищем современного театра.
По технике исполнения жеста существует целый театр поклонов, с игрой глаз, лица, рук и всего тела:
Книксен — легкий и быстрый поклон — приседание юной дебютантки, радостной от внимания зала.
Ликующий поклон — экспрессивное, летящее и чувственное движение тела, когда восторженная дива «отдается» залу.
Реверанс — свободная игра кокетки поклоном, как танцевальным па, с нарочитой демонстрацией платья, украшений и самое себя.
Трагический поклон — глубокий «русский» поклон, продолжающий драматическую роль артистки.
Надменный поклон — когда дива делает реверанс нарочито замедленно. И с головы до ног окидывая насмешливо-ироническим взглядом приближающегося с цветами поклонника, таким же замедленным движением так подает ему руку, что тому остается только ее поцеловать (при догадливости!). Такой же поклон может быть адресован и всему залу, когда статус и достоинства артистки выше уровня публики!
4.Значение поклона
Для семантики многих жестов большое значение имеют представления о тех частях тела, которые в них «задействованы». В данном случае важно, что поклон (независимо от его разновидностей) представляет собой склонение головы. Голова с древнейших времен осмыслялась как наиболее важная часть тела и человека, и животных. У многих народов голова убитого животного — самая престижная часть туши, которая полагалась либо охот нику, добывшему это животное, либо высшему лицу в социальной иерархии, либо почетному гостю. Голову (например, конскую) приносили в жертву божествам при закладке нового дома и в других ответственных ситуациях. Во всех этих случаях мы имеем дело с типичной метонимией, когда часть замещает собой целое именно потому, что расценивается в качестве главной.»Голова» метонимически обозначает и человека (ср. счет «по головам»), а в некоторых контекстах является воплощением самой жизни: «сложить голову» и т. п. Выражение «заложить голову» равносильно «заложить душу». Видимо, с этим комплексом представлений связаны и древнейшие способы ритуального умерщвления живого существа, предназначенного для жертвы, через отделение головы от тела. В свою очередь они послужили образцом для некоторых видов казни, доживших до нашего времени(например, гильотинирования). Неудивительно, что в социальной иерархии словом «голова» обозначалось высшее (первое) лицо, например городской или волостной голова, да и само слово «главный» происходит от слова «голова» («глава»).Склоняя голову в поклоне, человек как бы «выносит» ее вовне, «предлагает» ее (а следовательно, и себя, свою жизнь) другому. Имеет значение, конечно, и другой смысл этого жеста: сделать себя «ниже» партнера и тем самым подчеркнуть его высокий статус. Сходный жест наблюдается и в поведении животных, особенно в ситуациях определения лидерства. Признающий свое подчиненное положение склоняет голову перед лидером.В христианском богослужении поклоны используются с древних времен. Существовала детальная регламентация их исполнения. У православных малый поклон (такое наклонение головы и торса, при котором можно достать до земли рукой) применялся при чтении Евангелия, принятии благословения от священника и в некоторых других случаях. Большой, или земной, поклон (головой до земли) считался необходимым во время великопостных служб и при всякой усердной молитве. При обращении к Богу кланяться следовало неторопливо и сообразуясь с ходом молитвы. Поскольку христианские поклоны считались внешним выражением внутренней молитвы, они при менялись и в качестве наказаний. По церковному уставу, наказание поклонами полагалось лишь за одно прегрешение— за оскорбление церкви словом или делом. Но на практике оно применялось весьма широко и за самые различные проступки.
Попытки установить историю происхождения русского «светского» поклона исходя из культурных контактов с другими народами вряд ли можно считать успешными. Показательно, что в таких случаях источник заимствования мог быть обнаружен как на Западе, так и на Востоке. Д. фон Бухау (1570-е годы) отмечал: «При встрече рус ские приветствуют друг друга наклонением головы; то же соблюдают при благодарности. Что этот обычай они заимствовали от греков, в этом нет никакого сомнения. В Литургии Златоустого при чтении тайных молитв священнику повелевается наклонить голову. Также народ увещевается: „Главы ваши Господеви преклоните»». По мнению Я. Рейтенфельса, побывавшего в России в 1670-е годы, способ приветствования у русских «одинаков с некоторыми азиатскими народами». Еще один европеец приблизительно в это же время писал о русских: «При поклоне они снимают шапки и кланяются не на манер турков или персов и прочих магометан, прикладывая руку к голове или к груди, но опуская правую руку до земли или не так низко, смотря какой почет хотят оказать».
У всех бытописателей речь идет скорее о разной манере исполнения одного и того же жеста, чем о его происхождении или содержании. И это естественно, поскольку, будучи универсальным жестом, он тем не менее довольно существенно различался у разных народов. Павла Алеппского удивляла не только форма, но и взаимность поклона для представителей разных социальных слоев, из чего он делал выводы о специфике русского национального характера: «Ежели случится, что архиерей передает какую-либо вещь кому-нибудь из мирян, то делает поклон головой тому человеку при передаче, хотя бы то был мальчик или женщина. Также и воевода кланяется женщинам и детям. . . Они делают поклоны головой друг другу по стоянно; таким же образом приветствуют один другого на улице и здороваясь утром и вечером. Все это признак плодов смирения, ибо гордость им совершенно чужда и гордецов они в высшей степени ненавидят». 37 Характерная для русских смиренная поза отмечалась и другими иностранцами: «Перед образом . . . всегда держат голову вниз (если кто делает это как-нибудь иначе, того не считают христианином) и юворяк ,,Помилуй мя, Господи, помилуй мя!»».
В крестьянской среде «большим обычаем» (т. е. поклоном до земли) могли приветствовать не только духовное лицо, но и богатого односельчанина, а «малым обычаем» (поклоном в пояс) обменивались ровни; так кланялись при входе в чужую избу, жена кланялась мужу, женщины— мужчинам, причем последние могли и не отвечать. Другими словами, глубина поклонов зависела от статуса партнеров и характера ситуации. На это обращал внимание С. Герберштейн (1510— 1520-е годы): «Всякий раз, как кто-нибудь просит чего-либо или приносит благодарность, он обычно наклоняет голову; если он желает сделать это усерднее, то опускается так низко, что касается рукой земли. Если они хотят поблагодарить великого князя за какое-нибудь очень важное дело или попросить чего-нибудь у него же, то кланяются и опускаются так, что касаются лбом земли. Отсюда-то и пошло речение «бить челом». О том, что выражение «бить челом» имело буквальный смысл, свидетельствует и Павел Алеппский: «Когда они кланялись земно нашему владыке в первый и во второй раз, то ударяли головой о землю так, что мы слышали стук».
В некоторых ситуациях, например при входе в чужой дом, строго выдерживалась последовательность поклонов. «Русские люди, переступая через чужой порог, обыкновенно молятся иконам и кланяются в пояс хозяевам: пер вый поклон Богу, второй — хозяину с хозяйкой, третий — всем добрым людям». Тем самым устанавливалась опре деленная иерархия адресатов. В других ситуациях в одном поклоне совмещено: и Богу, и земле, и людям.
В народных обрядах поклоны имели различную мотивировку. У русских в XVII в. они считались обязательными во время свадьбы, после заключения брака в церкви. Невеста подходила к жениху и падала ему в ноги в знак покорности и послушания, а жених накрывал ее полой кафтана в знак своей обязанности защищать и любить ее. Родственники невесты низко кланялись жениху и, наоборот, родственники жениха кланялись невесте ради «будущего между нами свойства и любви». Судя по поздним записям (XIX — XX вв.), поклонам в русской свадьбе отводилась исключительно большая роль. Наряду с обменом подарками взаимные поклоны символизировали установление родственных отношений между семьями жениха и невесты. Особая разновидность ритуализованных поклонов — поклоны земле. Как известно, в мифологических повествованиях земледельческих народов земля — божественная прародительница всего живого и почитание земли — один из наиболее распространенных культов. Земля как произ водящее начало персонифицируется в образе богини- матери. Таковы, например, римская Теллус или славянская Мать-сыра земля, культ которой впоследствии сблизился с культом Богородицы. Своеобразный синтез народ ных и христианских представлений, связанных с поклоне нием земле, нашел отражение в «Бесах» Ф. М. Достоевского. Марья Тимофеевна (Хромоножка) рассказывает: «А тем временем, шепни мне, из церкви выходя, одна наша старица, на покаянии у нас жила за пророчество: „Богородица, что есть, как мнишь?». — „Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого.» — „Так, говорит, Богородица — великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость. И всякая точка земная и всякая слеза земная — радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет, таково, говорит, есть пророчество». Запало мне тогда это слово. Стала я с тех пор на молитве творить земной поклон, каждый раз землю целовать, сама целую и плачу».
Судя по этнографическим данным, земле кланялись, приникали к ней, целовали с самыми различными целями: от испрашивания урожая, приплода скота, чадородия, до покаяния и исповеди. Следует, вероятно, учитывать и то обстоятельство, что любой поклон, независимо от конкретного адресата, представляет собой и поклон земле — сакральному объекту. В этом смысле поклон земле — своего рода поведенческая тавтология.
Добавить комментарий