Как избавиться от страстей

Страсти, и как от них избавиться?

В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы — в диалогах со святогорским старцем!

Паисий Святогорец

Как бороться со страстями?

— Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?

— Если мы не видим преуспеяния в подвиге — значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.

— Геронда, мне кажется, что я с каждым днём станов­люсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?

— В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в челове­ке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап — это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отни­мает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало — значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше чело­век продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои не­достатки и несовершенство, а это — прогресс.

— Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?

— Что наш Бог — Ваал? (См.3Цар.18,26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью про­гоняешь Его помощь.

Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.

Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога по­мочь нам избавиться от какой-либо страсти и не полу­чаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть — гордость. По­скольку мы не видим гордости, то Бог попускает оста­ваться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда полу­чим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.

Страсти искореняются легко, пока они «молоды»

— Геронда, вижу, что у меня много страстей.

— Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя моло­дой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а по­том смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко вы­дёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает пер­вые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё мо­лодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.

Люди, которые в молодости не искореняют свои страс­ти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.

Как избавиться от страстей

— Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?

— Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол напа­дает на заставу, что послабее, другие — хорошо защищен­ные — он не трогает. «Если мне удастся захватить эту заставу, — говорит он, — то потом одну за одной за­хвачу и другие». Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.

— Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.

— Не теряйся и не робей. Смело одну за другой по­беждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать тол­стые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, иско­реняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше

— Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?

— Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и доб­родетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добро­детелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются про­тивоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.

— Геронда, а страсти или дурные привычки лучше от­секать сразу или избавляться от них постепенно?

— Лучше, если можешь, отсечь их сразу — иначе они бу­дут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на дру­гой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении — обрывать узду надо резко.

— Геронда, авва Исаак Сирин говорит «Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, что­бы не принимать их в себя». Может бесстрастный чело­век смущаться страстями?

— Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать челове­ка, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в «купину неопальную» (См. Исх. 3,2-3), и что бы потом ни попало в сердце — всё сгорает.

Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями

— Геронда, может ли только одна благодарность Богу подвигнуть нас на борьбу со страстями?

— Одной благодарности к Богу недостаточно, необхо­димо ещё благое произволение, признание собственной греховности и усердный подвиг.

— Память смертная помогает внутреннему деланию?

— Да, очень помогает. Если мы имеем смертную память с надеждой на Бога, то познаем суетность этого мира и получим духовную помощь. Поэтому нужно приводить на ум Суд Божий и не забывать, что нам предстоит дать ответ в своих нераскаянных грехах. «Что я делаю? По­чему живу так нерадиво? Если я сейчас умру, то что со мной будет? Разве я заключил договор со смертью? Ведь умирают и большие и малые». Если я буду думать о том, что Бог вскоре может меня призвать к Себе, то грешить не буду.

Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, Который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страс­тями — это постоянное сладкое мученичество за соблю­дение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскор­бить Христа

— Геронда, мне тяжело бороться.

— Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдер­гивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчиты­вают, потому что в этот момент идёт борьба с Диаволом. Но потом бесноватый освобождается.

Очищение себя не происходит автоматически, без труда, нажатием кнопки. Страсти отсекаются не сразу, как ствол дерева не перепиливается одним движением Пилой работают долго, пока не пропилят весь ствол на­сквозь. Но и на этом работа не заканчивается. Чтобы бревно стало мебелью, сколько нужно труда! Сначала нужно бревно распилить на доски, затем их будет долго обрабатывать мастер, делая из них нужную мебель.

— А если я не понимаю, что этот труд необходим?

— Тогда останешься пнём и тебя бросят в огонь.

Нужно сажать, чтобы Бог возрастил

— Геронда, каждый день я говорю: «С завтрашнего дня начну молиться и исправляться», но всё остаётся по-прежнему.

— Поставляй впереди Бога, говори так: «Силой Божией я буду стараться исправиться», тогда Бог по­может. То, что ты хочешь исправиться, означает, что принимаешь помощь. Просишь у Бога помощи — и Он призирает на тебя. Делаешь то немногое, что можешь сделать, и так идёшь вперёд. Кто из людей, видя, как маленький ребёнок своими ручками старается сдви­нуть с места большой камень, не подбежит к нему, чтобы помочь? Так и Бог, видя твоё небольшое усилие, поможет тебе победить.

Некоторые, хотя сами не прилагают никаких усилий к исправлению, говорят. «Христе мой, во мне есть такие-то страсти. Ты можешь меня от них избавить. Избавь меня от них!» Как тут Бог сможет помочь? Чтобы Бог помог, нужно, чтобы сам человек постарался. Есть некоторые вещи, которые должен сделать сам человек, чтобы потом Бог послал Свою помощь. Не бывает так, чтобы человек получил помощь, если он сам не желает себе помочь.

Иногда мы пытаемся стяжать благодать и дары Бо­жий каким-то магическим способом Думаем, что без борьбы приобретём какую-нибудь добродетель и даже станем святыми. Но, чтобы Бог что-то дал, мы должны поусердствовать. Как Бог нам может что-то дать без на­шего труда? В тропаре как: сказано? «Пустыни бесплодное возделал еси» (Из тропаря преподобному, ин тропарь, глас 8-й). Бог даёт дождь, размягчает землю, но мы должны «обрабатывать» своё поле. Земля готова, но нужно пустить лемех по полю и его засеять. И тогда что посеем — то и пожнем Если не пахать, то как сеять? А если не посеем, то что будем жать?

Поэтому не надо спрашивать, что Бог может сделать, но надо себя спрашивать, что я могу сделать. В банке у Христа проценты очень высокие. Но если у нас нет счёта в этом банке, то как нам получить оттуда деньги?

Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора», 2008

Как захотеть избавиться от страстей?

Вопрос читателя:

Батюшка, здравствуйте. Как я могу искренне хотеть избавиться от своих страстей, если они приносят мне удовольствие? Другими словами: бедный я человек – чего не хочу делать – делаю. Понятно, разговор не о том, что плохо, что хорошо. Как захотеть не хотеть? Вы ведь тоже, понятно, с этим сталкиваетесь. Как Вы боретесь?

Тамара

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, Тамара! Если говорить простыми словами, я бы сказал, что это вопрос приоритетов. Если у человека, например, повышен сахар в крови, он понимает, что может есть много вкусного и сладкого, что ему нравится, но последствия будут катастрофическими для организма. А может хотеть жить и содержать свой организм в хорошем состоянии. Тогда если для него дороже есть сахар, он ест сладкое и очень быстро теряет свое здоровье. А может хотеть жить и ради исполнения этого своего желания отказаться от сладкого или существенно его ограничить.

Понимаете? Вот здесь любой человек тоже перед выбором. Или он хочет получать удовольствие здесь и сейчас и в этом видит смысл жизни, или он понимает, что создан и призван для вечности, для полноты, которая выходит далеко за рамки земной жизни и той плоскости самореализации, которую предлагают сомнительные удовольствия. И тогда он выбирает второй путь – жить для вечности, не ограничивать себя малыми земными удовольствиями, а так устраивать свою внешнюю и внутреннюю жизнь, чтобы все способствовало его развитию для жизни вечной.

Тут еще существенный момент в том, что все аналогии, которые я мог бы привести, не вмещают в себя того, о чем мы говорим, говоря о жизни со Христом. Опыт веры, опыт церковной жизни, Причастия, опыт встречи со Христом таков, что по сравнению с ним все прочее меркнет. И совершенно естественным оказывается именно желание быть с Ним, а жизнь и душу свою хранить от того, что может загрязнить ее потрясающую чистоту и свет. То есть корень тут – вера и личный опыт церковной жизни. Опыт настоящий, подлинный, перед которым сомнениям просто не остается места. И Вы живете не столько все время запрещая себе что-то, сколько стремясь к высоте и чистоте и в этом стремлении ввысь несогласие идти путем страстей оказывается просто средством, чтобы продолжать путь.

Как именно Вам устроить свою жизнь, по интернету сказать трудно. Это лучше выяснять в личной беседе со священником, который Вас хорошо знает на протяжении какого-то времени и может помочь.

Храни Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Как победить страсть к осуждению?

(переработка материалов одноименной книги
священника Георгия Максимова, а также других источников)
Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1) является для нас уникальной. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращение людей мирских с вопросом, как им спастись среди суеты этого мира, отвечал: не осуждайте ближнего. И Сам Господь обещает это, — «не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37), и этим открывается самый короткий и простой путь ко спасению, но оказывается для нас таким трудным, потому что мы живем в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но и порой добродетелью.
Так вот, принеся на Суд Божий победу лишь над одной страстью осуждения, можно получить прощение Господа и спасение своей души. Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности – святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Поэтому если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, то этот порок привносит в его сердце еще семь других злейших пороков(Мф.13:45). Так же и с добродетелью неосуждения, – если мы ее одну стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели, как звенья одной цепи, потому что добродетель неосуждения сокрушает гордыню в нашем сердце. А гордыня – это источник всех пороков и страстей.
Поучения: «Как бороться со страстью осуждения?»
1.) Нужно в себе увидеть эту страсть и перестать себя оправдывать.
Несмотря на прямое указание Господа: «не осуждать», – человек, видя другого явно согрешающего, легко поддается лукавому сценарию беса, подсовывающему ему в руки «кнут» осуждения с мысленным призывом: «Ударь его! Ты же – прав!», при этом он может выдумать человеку тысячу оправданий, почему он не должен исполнить заповедь Божию, но этот путь противления Богу ведет в ад. Мы совершенно забываем, что «кнут» этот – не для наших рук, а для наших спин! И никто не давал нам право брать его в свои руки, и мы будем биты им сами на Суде над нами.
Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе, себя судить. А способность оправдания дана нам для применения к другим людям, чтобы проявлять к ним жалость и любовь. Но дьявол всё извратил. Как других судить, – мы обвинители, а как себя – адвокаты. А должно быть – наоборот!
2.) Увидел согрешающего, – пожалей его.
«Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге, прочувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого говори, как нужно жить!» Грехи другого человека врачуются прежде всего состраданием к нему.
Игумен Никон(Воробьев) отмечал: «Сейчас время осуждения, неприязни, зависти… Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать «любите», – слишком высоко, – жалейте». Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».
3.) Увидел согрешающего – помолись за него: «Господи, прости его, вразуми, обрати его к покаянию и спаси». Это принесет во много раз больше пользы, чем слова обличения или осуждения.
4.) Нельзя смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
Преподобный Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».
Распятый Христос за всех людей молился: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!» В большинстве своем люди не ведают, не осознают последствия своих поступков, слов и мыслей для своей вечной участи. Ведь правильно оценить наши действия можно только с точки зрения Божественных законов, с точки зрения Вечности…
5.) Не судите никого, – на то бесы есть.
Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Сам Бог не судит человека до конца его жизни, почему же это должны делать мы? Кому мы уподобляемся, кто хотел стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову?
Поэтому, как бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии(Мф.7:3-5). Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, – с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.
6.) Помните: «Перед падением возносится сердце человека» – так сказано в Притчах Соломона (18:13).
А когда человек осуждает другого, – он над ним превозносится, и сразу же подпадает под действие Слова Божия: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:11) Поэтому народная мудрость и предупреждает: «В чем кого осудишь, – в том грехе и сам пребудешь». К этому остается только добавить опыт жизни: либо в том же грехе пребудешь, либо – в еще худшем и низшем, который покажет всю твою духовную ничтожность, при этом осужденный тобою грех будет подобен «сучку» по сравнению с «бревном» твоего греха.
«Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою», – отмечал Святитель Игнатий (Брянчанинов).
7.) Имейте в виду: «Осуждающий другого – закрепляет за собой свои грехи», – на это обращал внимание еще преподобный Марк Подвижник.
Избавиться от своих грехов можно только с помощью благодати Божией, а когда человек осуждает, он теряет эту благодать подобно тому, как проткнутое колесо теряет свое давление. И как автомобиль на спущенных колесах не может никуда уехать, так и христианин в духовной жизни – ничего не может толком преуспеть, постоянно исповедуя одни и те же грехи и всё так же в них пребывая из-за постоянных своих «проколов» – грехов осуждения. И нет ничего проще бесам лишить человека поддержки от Бога, как всего лишь подсунуть ему повод к осуждению, потому «что весь мир лежит во зле»(1 Послание Иоанна, 5:19).
8.) Нужно категорически запретить себе рассказывать и слушать про чужие грехи.
Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих». Можно говорить, если это требуется, о греховных явлениях, страстях, делах, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.
Например, одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, в котором нужно каяться и его искоренять, а другое – когда мы свою знакомую осудили в этом грехе. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).
Святые отцы-подвижники имели мудрость судить всякое зло, при этом – не осудив никого. Мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других, и сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.
9.) По поводу обличения: «Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя», – научает нас преподобный Исаак Сирин.
10.) Не позволять себе даже мысленно осуждать другого человека.
«Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, – выброси её сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь». Поэтому «не спеши попрекать и учить других, – спеши избавиться от мыслей дурных», как сказал монах Симеон Афонский.
«Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, – накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека», – наставлял Святитель Николай Сербский.
Иоанн Кронштадский писал: «Всякий помысел вражды – от лукавого, напиши это в сердце своем и всячески держись любви».
11.) «Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным», – об этом говорит святой Иоанн Златоуст.
Об этом мы и сами просим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
И в Евангелии Христос предупреждает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Святитель Геннадий Константинопольский поучал: «Кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».
12.) Берите пример с пчелы, а не с мухи.
Пчела перелетает все навозные кучи и садится только на цветы, а муха может не замечать множество цветов, усевшись лишь на маленькую кучку навоза. Также и смотря на человека, нужно стараться обращать внимание на его добродетели, а не замечать и обсуждать его грехи.
13.) Молитва Иисусова, – есть сильнейшее духовное оружие против помыслов осуждения и действия страстей на душу человека: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Особая значимость этой молитвы в борьбе с помыслами и страстями засвидетельствована тысячелетним опытом Церкви.
Кто хочет истинно научиться любить Господа и ближнего своего, не осуждая никого, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой молитве.
В последние скорбные времена, как отмечали многие подвижники, спасаться можно будет только Иисусовой молитвой, мы должны научиться дышать ею.
«Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение», – наставлял старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).
14.) Каждый день, если кого-то осудил, – клади три земных поклона с молитвой: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя человека, которого осудили) и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то за каждого нужно сделать три поклона с молитвой.
Это правило имеет глубочайший духовный смысл, и рекомендуя его, священноисповедник Сергий Правдолюбов говорил, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от страсти осуждения и дает такое примирение и покой в душе, которого до этого никогда не было.
15.) «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», – завещал преподобный Серафим Саровский.
Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения, – в чем да поможет нам всем Господь Иисус Христос молитвами Своей Божией Матери и всех святых. Аминь.

О борьбе со страстями

Оптинские старцы много писали о страстях, которые преграждают людям путь к спасению, и учили своих чад бороться с ними.

Символическое изображение страстей на фреске Страшного суда

Преподобный Макарий писал:

«Страстей много есть в нас, но главных три: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от сих еще пять, о коих подробно пишут святые Кассиан и Hил Сорский и как оным противиться. Еще у святого Исаака много писано о страстях и у прочих отцов».

Плотские, борющиеся и совершенные

По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:

«Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские – это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, – и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” (Лк. 23: 42), – то был помилован.

Люди второй категории – это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба – но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части – но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому – такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть…

Наконец, люди совершенные – это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это, слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение».

Как преодолевать свои страсти

Преподобный Лев на вопрос о том, как преодолевать свои страсти, отвечал, что человек сам не в силах победить их, это действие силы Божией:

«Страсти победить сам собою человек не может. Это дело Десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть в страну бесстрастия».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) для облегчения борьбы со страстями советовал следующее:

«Надо облегчать брань, поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное – смиряться: без сего брань со страстями тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие».

Преподобный Макарий напоминал о важной роли духовного наставника и послушания:

«Да поможет вам Господь обрести наставника непрелестного и чрез послушание освободиться от страстей».

Преподобный советовал изучать труды святых отцов:

«Читайте учение святых отцев подвижников: святого Иоанна Лествичника, святого аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита и прочее…»

Спасение в самоукорении и смирении

Но одного чтения недостаточно. Преподобный Макарий подчеркивал, что для борьбы со страстями нужна духовная практика, нужно бороться со страстями на деле, искать спасения в самоукорении и смирении:

«Помни же, что от одного чтения и понятия о вещах духовных не можем иметь об них понятия духовного, когда сами не пройдем их практикою».

«Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. “Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50: 19)».

Старец учил:

«Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель. Против гордости – смирение, против чревообъядения – воздержание, против зависти и злопомнения – любовь; но когда этого нет, то поне (по крайней мере) будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога».

Преподобный Варсонофий отвечал на вопрос, как укорять себя:

«Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении».

Кроме того, старец Варсонофий объяснял, что бывает и незаконное самоукорение, когда мы не хотим сделать над собой усилия в борьбе со страстями:

«Укоряйте себя. Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя не трудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями… то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы.

Преподобный Иосиф Оптинский

Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед. Нам осталось одно: смирение».

Преподобный Иосиф также учил, что страсти врачуются только Божией благодатью, а благодать дается за покаяние и смирение:

«Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления».

«Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески».

Терпение необходимо

Преподобный Варсонофий советовал всегда быть настороже, потому что страсти хоть и замирают у благочестивых людей, но всё еще живы. Он приводил в пример слова одного блаженного:

«В городе Костроме жил некогда один блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: “Ну что, живы ли ещё покойнички?” Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но всё еще живы, и надо всегда быть настороже».

Преподобный писал:

«Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное… Чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем всё тише и тише действуют страсти: они как бы спят».

Нужно учиться бороться со страстями, но и терпеть себя немощного, не способного сразу стать бесстрастным. В желании мгновенно обрести бесстрастие кроется духовная гордость. Преподобный Никон писал духовному чаду:

«В терпении надо стяжевать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами – необходим крест».

Всякая страсть ослепляет человека

На вопрос, можно ли доверять своей совести в определении собственных страстей и погрешностей, преподобный Иларион отвечал так:

«На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так: много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена ещё, как надо».

Что же делать? Преподобный Макарий советовал:

«Так как всякая страсть ослепляет человека, то просить Господа, чтобы не попустил помрачиться зрению душевному от страстей».

Преподобный Иосиф писал:

«Слава Богу, что познаёшь свои недостатки. Это есть начало здравия души».

Вооружиться сначала против своей главной страсти

Преподобный Варсонофий

Преподобный Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть:

«Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу».

Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:

«Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т.д.»

По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться:

«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, – сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

Куда ни пойдем, туда и страсти свои понесем

Иногда люди мучаются от тоски, уныния, зависти, осуждения или других страстей и пытаются сменить обстановку, работу, место жительства, чтобы получить свободу от страсти. Таковым преподобный Макарий напоминал:

«Довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем».

Преподобный Никон предупреждал:

«Место не спасает. От себя никуда не уйдешь».

Особое нападение страстей

Преподобный Антоний предостерегал:

«Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу».

Сохранять сердце свое в спокойствии от смущения

Преподобный Антоний учил при наплыве страстей не смущаться, а спокойным духом покаяться, сохранить свое сердце в спокойствии от смущения как от неприязненного духа:

«Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: “Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь”. Не исполнили благого желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: “Господи, не вниди в суд с рабой Твоей”. Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: “Господи, избави меня от сих”. Осердились на кого или осудили за что, паки темже покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: ”Согреших, Господи! Прости меня, горделивую и нетерпеливую!”

Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: “Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога”. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения как от неприязненного духа».

Страсти могут передаваться

Преподобный Варсонофий предупреждал о том, что страсти могут передаваться через предметы:

«Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые.

Когда святой Спиридон, епископ Тримифунтский, ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

– Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест.

– Оттого, – сказал святой, – что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти».

Кто разумно служит больным – освобождается от страстей

Еще один совет преподобного Макария касается тех, кто служит больным:

«Касательно служения твоего больному брату, помни, что “боляй и служай едину мзду примут”; да и чувство сострадания заставит без смущения переносить всё скорбное. Авва Дорофей говорит, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней».

Почему страсти иногда не мучают духовных младенцев

Если страсти не мучают духовных младенцев, это не означает, что у них нет страстей. Иногда Господь хранит человека по его духовному младенчеству. Преподобный Макарий писал:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Преподобный Иосиф предостерегал от ложного мнения о своем бесстрастии:

«Бесстрастием не хвались и не мни его в себе. Оно снискивается долгими трудами и многими постами и молитвами и подается человеку благодатию Божией во время, Богу угодное. А нам с тобой очень полезно считать себя порабощенными всяким страстям и по этой причине глубже смиряться и на всякий час просить помощи Божией».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Ребенок, появившись на свет, чист, аки ангел… Мир, который малыш постепенно познает и принимает в себя, налагает на этот чистый лист свою печать. Порой столь яркую и не стирающуюся. Особенно, когда родителям некогда и они не могут ответить на элементарные расспросы своего чада по поводу того, откуда оно появилось. Потом вопросы становятся все серьезнее. А ответов по-прежнему нет. Хотя нет, они встречаются. Но в неприемлемой для детской или отроческой души форме. О том, как бороться с блудной страстью, рассказывают святые отцы…

Из словаря-справочника: «Блуд – 1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.

Борьба с духом блуда — самая продолжительная, всегдашняя и для немногих заканчивающаяся победой. Страсть блуда начинает проявляться в человеке с ранней зрелости и не перестает, пока он не победит прочие свои страсти. Поскольку восстание этой страсти двоякое (в теле и в душе), то и противостоять ей надо тоже двояким оружием. Недостаточно одного поста для стяжания совершенного целомудрия. Надо присовокупить к нему и покаянное сокрушение духа, и неотступную молитву против этого скверного духа (страсти блуда). Кроме того, надо постоянно читать Священное Писание, заниматься богомыслием, чередуя это с физическим трудом и рукоделием, которые удерживают мысли от блуждания туда и сюда. Больше же всего надо иметь глубокое смирение, без которого не может быть одержана победа ни над какой страстью (Преп. Иоанн Кас.).

Насколько высоко достоинство целомудрия, настолько сильны наветы врага, ополчающегося против него. Поэтому мы должны со всем усердием не только быть воздержанными во всем, но постоянно сокрушаться в своем сердце с молитвенным воздыханием, чтобы Дух Святой благодатной росой, нисходящей в сердце, охлаждал и угашал печь нашей плоти, которую царь вавилонский (дьявол) непрестанно старается разжечь (Преп. Иоанн Кас. ).

При воспламенении похоти помысли о неугасимом огне и неумирающем черве, и тотчас угаснет пламя в твоих членах. Иначе, ослабев, будешь побежден и привыкнешь грешить, хотя и будешь раскаиваться. Поэтому с самого начала будь строгим ко всякому подобному пожеланию, чтобы оно тебя не преодолело и чтобы ты не привык уступать победу врагу. Ведь привычка — вторая природа. Кто привык уступать победу греховному пожеланию, того всегда будет обличать совесть; и хотя при других он будет показывать веселое лицо, но внутренне будет уныл по причине обличений совести. Ибо свойство похоти — сообщать мучительную печаль тем, кто исполняет ее. Поэтому внимай душей твоей, всегда имея в себе Бога (Ефрем Сир.)

Когда бес начинает рисовать в твоем воображении соблазнительные предметы, и представит тебе в уме красоту женщины, некогда виденную тобой, введи внутрь себя страх Божий, и вспомни об умерших в грехах, — помысли о дне, когда твоя душа будет разлучаться с телом, — представь себе в трепет приводящий Божий глас, который услышат нерадивые о праведной жизни и не соблюдавшие заповедей Христовых: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (Матф. 25:41). Еще представь червя неумирающего и муку непрекращающуюся. Об этом думай, и рассеется в тебе жажда наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгновения не могут устоять против страха Божия. (Ефрем Сир.)

Преодоление этой страсти обусловливается совершенным очищением сердца, из которого по слову Господа источается яд этой болезни. «От сердца, — говорит Он, — исходят помышления злая… прелюбодеяния, любодеяния и прочее» (Матф. 15:19; Преп. Ио-анн Кас.).

Не позволяй глазам твоим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя твой противник (Ефрем Сир.)

Если беспокоит тебя бес блуда, запрети ему, сказав: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты.» Ибо знаем сказавшего: «Плотские помыслы — вражда против Бога» (Рим. 8:7; Ефрем Сир.).

Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Иначе ты придашь смелости врагу (дьяволу), и он начнет внушать тебе соблазнительные мысли: «Не прекратится в тебе разжжение, пока не удовлетворишь своей похоти.» Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву перед Его благостью, и Он услышит тебя, и извлечет тебя из рва страстей (нечистых помыслов) и от брения тины (срамных мечтаний) и поставит ноги твои на камне чистоты (Пс. 39:1-3). Тогда увидишь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай мыслью, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Тогда ты воззовешь, а Он скажет: «Вот Я!» (Ис. 58:9). Но Он выжидает, чтобы увидеть твой подвиг: точно ли даже до смерти ты готов противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Господь взирает на твой подвиг, смотрят на него и лики ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы — покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен, чтобы не опечалить своих (ангелов) и не обрадовать бесов (Ефрем Сир.).

Авва Пимен говорит относительно блудных помыслов: «Если сундук, наполненный вещами, будет долго стоять, и одежда в нем не будет пересматриваема, то она со временем истлеет. Так же случается и со скверными мыслями, влагаемыми в нас дьяволом: если мы не будем исполнять их на деле, то они со временем истлеют и исчезнут» (Авва Пимен).

Послушник спросил авву Агафона, как бороться с блудной страстью. Старец ответил: «Пойди, повергни перед Богом свою силу , — и найдешь успокоение.»

И действительно, если всякий успех в добродетели есть дело благодати Господа, и преодоление разных страстей есть Его победа, то тем более стяжание чистоты и преодоление блудной страсти есть дело особой благодати Божией, о чем свидетельствуют святые отцы, опытные в очищении от этой страсти. Ибо, пребывая в плоти, не чувствовать ее жала подобно некоторым образом выходу из нее. И потому невозможно человеку на своих крыльях возлететь на небесную высоту совершенства, если благодать Господня не извлечет его из земной тины. Ибо люди никакой добродетелью так близко не уподобляются ангелам, как стяжанием благодати чистоты (Преп. Иоанн Кас.).

Показателем чистоты и достигнутого совершенства служит то, что на отдыхе или в приятном сне у человека не возникает никакого обольстительного образа, или, возникнув, этот образ не возбуждает в нем никаких плотских желаний. Однако невольное желание, хотя и не вменяется в грех, говорит о том, что душа еще не достигла совершенства, и корни страсти еще не исторгнуты (Преп. Иоанн Кас.).

Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве (свт. Игнатий (Брянчанинов)… Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Совет от аввы Дорофея Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети (святитель Тихон Задонский). Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке. Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (Иоанн Лествичник). Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние. Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону. Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью. Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия. Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему (Иоанн Златоуст). Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении (Нил Синайский). Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (Ефрем Сирин). Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (Василий Великий). А что вам попущением Божиим попущена брань блуд­ных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и бла­годать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и <повергает> в та­ковые безместные и скаредные помышления и воображе­ния. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всеми­лостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев). Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, свя­того Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех ма­терей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хоро­шим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий). М., когда совершенно не положится сохранять свои двери ограждениями о устнах своих, (то) иначе невозможно ей освободиться от смущения и мучительства сладострастнейших прилогов и мыслей любодейных, и от оных — скуки и уныния, и потом всепагубнейших помыслов отчаянности (преп. Лев). Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные мо­литвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старай­ся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий). От блудной страсти молись преподобному Иоанну Мно­гострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: моли­тесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф). Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это слу­чится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой му­ченице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий). Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1-е дело — смириться, 2-е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3-е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий). Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпени­ем! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «по­терпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» (Пс. 26, 14) (преп. Анатолий). Святой Марк Подвижник говорит в своем законе ду­ховном: «корень похоти — любление похвалы и славы че­ловеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий). Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где дол­жна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряет­ся воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Не­бесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более уси­лится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий). (Оптинские старцы).