Как избавиться от злопамятности

«Почему я раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было», – говорит один из персонажей мультфильма «Трое из Простоквашино». И ведь не поспоришь. Злым человека делает несчастливая судьба, неудовлетворенность собой и жизнью, несбывшиеся мечты, разрушившиеся планы, неудовлетворенные потребности.

Злость тесно сопряжена с множеством эмоций: обида, зависть, ревность, тоска, грусть, раздражительность и другое. Но самым близким термином является гнев. Если злость – это эмоция, то гнев – аффективное чувство, высшее проявление злости. Думаю, что их можно считать синонимами. Тем более у злого человека вспышки гнева – не такая уж и редкость. Итог злости и гнева – агрессия. Это действие и уже совсем другая история. Но вернемся к злости.

Что такое злость

Злость – защитная реакция организма на опасность, раздражитель, ущемление границ, нарушение внутреннего равновесия. Она свойственна всем людям. Каждый из нас знаком со злостью.

Другой вопрос, когда злость становится чертой характера и пронизывает всю жизнь человека. Тогда индивид недоволен всегда и всем, мучает себя и окружающих. Такая ситуация требует избавления от хронической злости.

Злость – это гормоны. И иногда коррекции поведения недостаточно. Так, гормональный фон может всегда пребывать в дисбалансе при:

  • злоупотреблении спиртным;
  • пассивном или чрезмерно активном образе жизни;
  • нарушенном питании;
  • проблемах со здоровьем.

Для выявления и устранения этой причины стоит посетить нескольких специалистов (психиатр, эндокринолог, диетолог, нарколог). В данной статье мы предполагаем, что ваш гормональный фон находится в норме, и разбираем проблему злости с позиции психологии.

Чем опасна злость

«От злобы, что нацелена в людей, как правило, страдает сам злодей», – Фирдоуси.

  • Злость разрушает не только отношения личности с обществом, но и саму личность. Это происходит в первую очередь. Одинаково пагубное влияние оказывает как сдерживание негатива, замалчивание, так и регулярный его выплеск на окружающих.
  • Злость притягивает реальные болезни (психосоматика), разрушает семьи, дружбу, рабочие отношения.
  • В отдельных случаях злость переходит в самоагрессию и саморазрушающее поведение либо другие девиации.

Ищем причину

«Всякая злость происходит от бессилия», – Жан Жак Руссо.

  • Причина злости почти всегда одна – неудовлетворенность. Подумайте, что тревожит вас в настоящее время. Чего вы хотите, но не можете получить.
  • Второй вариант – злость маскирует страх, обиду, боль и личную неуверенность (лучшая защита – нападение).
  • Злоба – признак слабости, нестабильности, внутриличностного конфликта, психологических травм и проблем.

Даем выход эмоциям

Сразу скажу, что слово «успокойся» не действует. Особенно, когда оно произнесено на пике эмоций. Да, вы можете долго и упорно успокаиваться, давить гнев, но после что-то станет последней каплей. И вот перед нами уже не просто злой человек, а разъяренный. Итак, если вы понимаете, что эмоции накопились, то их нужно вывести. Как это сделать, не причиняя вред (моральный и физический) себе и другим?

P. S. Способы проверены лично. Их суть одна – снизить подскочивший уровень гормонов.

  1. Бейте подушку.
  2. Порвите газету.
  3. Кричите. Не на кого-то, а в пустоту бескрайнего поля, леса. Выпустите свою злость.
  4. Сжимайте и разжимайте кулаки.
  5. Отжимайтесь, бегайте, гуляйте.
  6. Глубоко вдохните и задержите дыхание.
  7. Медитируйте, занимайтесь аутотренировками, осваивайте техники саморегуляции.
  8. Рисуйте.
  9. Танцуйте.
  10. Прибирайтесь дома.
  11. Напишите свои эмоции, претензии, опишите состояние. Можете сломать ручку, карандаш (от силы нажима), но вы должны выразить на бумаге всю боль. Хорошо, если письмо будет иметь адресат. После этого сожгите лист.
  12. Рисуйте. Любые штрихи, линии. Создайте что-то абсолютно хаотичное на листе, исчеркайте его. Не контролируйте нажим. Теперь посмотрите. Это ваша злость. Вот это черное (синее) бесформенное (или оформленное) пятно – ваша злость. Это сидит в вас. Комком чего это является? Обиды? Пустоты? А чем это можно заменить, заполнить?

Сродни совету успокоиться вариант посчитать до 10. Кому-то, конечно, помогает, но чаще дает время для разгона перед вспышкой. Вот глубоко подышать – идея более эффективная. Мозг насытится кислородом, баланс гормонов быстро изменится, вы сможете трезво взглянуть на ситуацию.

«Я захлебывался от злости и ненависти. Я ненавидел не общество — абстракцию, выдуманную ничтожными социологами, — я ненавидел всю вселенную. Мне хотелось причинить ей боль в отместку за боль, причиненную мне», – А. Мердок.

Корректируем поведение

Теперь, когда «взрыв» предотвращен, можно поговорить о способах коррекции поведения, требующих больших затрат времени и сил, но и обладающих большими перспективами.

  • Научно доказано, что злость по своему влиянию так же опасна для сердечно-сосудистой системы, как холестерин. Чтобы захотеть наверняка избавиться от неуправляемой злости, положите на чашу весов все ее последствия: разлад в отношениях с близкими, проблемы на работе, ухудшение здоровья, ранняя смерть, одиночество. Теперь действуйте, не отступайте ни на шаг. Всегда вспоминайте эти риски (полезно распечатать их списком и поместить на видное место).
  • Причина злости всегда сидит в вас. Нет, это не начальник плохой, это вы не удовлетворены работой. Почему? Если начальник и правда попусту вас ругает, то смените работу. Если за дело, то повышайте мастерство и прекратите злиться на начальника (читай: себя). Вам не нравится сама деятельность? Меняйте сферу. Вы боитесь? Все боятся выходить из зоны комфорта. Оставайтесь в ней, но тогда учитесь жить со своей злостью (читай: неудовлетворенностью). Друг занялся собой, теперь на его фоне вы проигрываете? Начните и вы меняться, тогда перестанете злиться на него (читайте: на свою лень, безволие и апатию). Думаю, аналогии ясны, можно не продолжать.
  • Не замалчивайте недовольство, не бойтесь попросить. Делать это нужно в культурной форме. Для этого полезно знать особенности собеседника (привычки, характер, темперамент), уметь общаться, выражать и чувствовать эмоции.
  • В моменты накатывающих вспышек вспомните ту эмоцию или чувство, которое наступает после: разочарование, стыд, сожаление. Некоторым людям злобная разрядка приносит удовлетворение, но такие индивиды обычно не видят проблемы и не хотят меняться (этого хочет их окружение). А раз вы до сих пор читаете эту статью, то удовлетворение от злости – не ваш случай. Тогда метод воспоминания эмоций подойдет. Если вы отважный человек, то попросите родных сфотографировать вас в момент злости. Эта картина не нравится никому. Странно. С чего бы? Развесьте свои «постеры» как наглядный образец разрушающей вас альтернативной личности.
  • Представьте, сколько сил уходит на вынашивание планов о мести, запоминание обид, переживание страхов и тревог. Вам не жаль собственного потенциала, который не реализован из-за того, что вся жизнь вертится вокруг злости? Мне его жаль. То, что не можете изменить – принимайте и отпускайте. То, на что можете повлиять – меняйте. Как? Составляйте пошаговый план и не спеша, но верно идите к цели. В этом поможет ориентация на смысл вашей жизни. Он же есть у вас? Или нет? Тогда найдите!
  • Развивайте оптимизм и чувство юмора. С ним все становится проще и менее значительно.
  • Злость может быть как ответом на стресс, так и его причиной. В связи с этим подойдут любые техники по преодолению стрессовых ситуаций. Посетите популярные аттракционы-антистресс, например, битье посуды.
  • Проговаривайте или записывайте свою злость и ее причины. Это позволит по-другому взглянуть на ситуацию, принять ее и составить план действий. За злостью всегда стоит неудовлетворенная потребность. Чего вам не хватает для счастья именно сейчас?
  • Не судите по прошлому. Будьте готовы предоставить человеку новый шанс для конструктивного диалога. Людям свойственно меняться. К слову, как и внешним обстоятельствам.
  • Если кто-то действительно вредит вам, сознательно злит (а не вы это надумали), то это уже проблемы того человека. Пожалейте его, помогите, посмейтесь про себя над этим или откажитесь от взаимодействия. Не стоит разжигать скандал и указывать на проблемы и печали оппонента (особенно так же злобно).
  • Чтобы достойно реагировать на проблемы во взаимоотношениях, учитесь толерантности (терпимости), уважению и самоуважению. Изучайте психологию, особенности личностей. Повышайте коммуникативные навыки. Вы знали, что некоторые люди в силу своих врожденных особенностей не могут принимать решение и качественно выполнять работу в сжатые сроки? Нет? А так бывает. Как неловко получилось: вы злились на человека за безответственность и медлительность, еще и оскорбили. А ответ кроется в процессах торможения и возбуждения в психике оппонента. Чем лучше вы будете понимать людей, тем реальнее будут ваши ожидания и требования к ним. Нередко злость рождается как раз на почве наших же неадекватных ожиданий или требований.
  • Себя мы познаем через взаимоотношения. Чем лучше знаете других – тем лучше знаете себя. За самопознанием идет самоконтроль.
  • Ту же злость, что испытываете сейчас, направьте не на агрессию и обиды, а на действия. Заявите о себе (но в социально приемлемой форме), своих интересах, потребностях и желаниях. Позвольте злости сыграть ту функцию, которая и является первичной – конкуренция, выживание, продвижение.
  • Не подавляйте злость, иначе потеряете себя, станете никем (ни чувств, ни желаний, ни стремлений, ни интересов, только болезни).
  • Не пытайтесь избавиться от злости, учитесь ее выражать. Иногда достаточно произнести «Я злюсь», «Меня злит…», «Пожалуйста, не делай так». Разговаривать всегда полезно.

Таким образом, избавление от злости предполагает избавление от ее основ или того, что она скрывает. Обиды – простить, пустоту – заполнить (хобби, любовь, друзья, общение), одиночество (непонимание) – устранить, потребности – удовлетворить, смысл жизни – найти, физическую боль (болезнь) – излечить.

Есть ли у злости плюсы?

Да! И я предлагаю вам иначе посмотреть на ситуацию. Перестаньте воспринимать злость как врага. Да, вы хотите от нее избавиться, но только ли вред она приносит? Рассмотрите в ней советчика. Она подсказывает вам больные места, пустоты души, актуальные потребности, нежелательные черты характера, вредные привычки.

Всегда спрашивайте себя: почему я злюсь? После ответа задайте второй вопрос: я могу это изменить? Как я могу это изменить?

В конечном счете сводится все к одной рекомендации: развивайтесь и меняйте свою жизнь, планируйте ее, будьте хозяином собственной судьбы. Вы удивитесь, насколько счастливо можно жить, если:

  • делать то, что хочется (это не эгоизм);
  • общаться с теми, с кем хочется;
  • менять или исключать то, что не устраивает;
  • отказаться от стереотипов и попыток оправдать чужие ожидания.

Хроническая злость – черта несчастных людей. Чтобы от нее избавиться, нужно стать счастливым. Но при этом важно помнить, что злость – естественна, когда проявляется в ответ на ситуации, угрожающие жизни, здоровью, семье. Она позволяет нам расти, двигаться вперед, адаптироваться и выживать.

«Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно, — это дано не каждому», – Аристотель.

Посмотрите видео и узнайте, как ежедневно люди приносят в мир кусочки добра.

Злопамятство

…Злопамятство производит смерть, забвение зла – жизнь вечную (св. Ерм, 94, 165).

* * *

Не держи в сердце своем злобы ни на кого, иначе труды твои будут тщетны и суетны (прп. авва Исаия, 59, 49).

Верблюд, если давно когда-нибудь ударен, долгое время таив гнев, как скоро улучает удобный случай, отмщает за обиду. Слышите, жестокосердые, старающиеся укоренить в себе, как добродетель, памятозлобие, кому вы подобны, когда огорчение на ближнего, как искру, сокрытую в пепле, храните в себе до тех пор, как, получив предлог, подобно пламени, распаляете гнев? (свт. Василий Великий, 5, 122).

Дым прочь гонит пчел, а памятозлобие изгоняет из сердца ведение (прп. Ефрем Сирин, 30, 188). Источник.

Чем истребляется памятозлобие? Содержанием в памяти страха Господня и дня кончины (прп. Ефрем Сирин, 30, 209). Источник.

Если борет тебя злопамятство, от всей души помолись о том брате, и злопамятство отступит от тебя (прп. Ефрем Сирин, 31, 592–593). Источник.

Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата (прп. Ефрем Сирин, 32, 17).

Если мы будем помнить о зле, какое сделали нам люди, – в нас ослабеет памятование о Боге… (прп. Макарий Египетский, 67, 19).

Ветер сильный гонит облака, а злопамятство – добрые чувства из души (авва Евагрий, 89, 609).

Кто питает злопамятство в душе своей, тот похож на скрывающего огонь в плевелах (авва Евагрий, 89, 609).

Христос наказывает не только злопамятных, но и тех, которые, освободившись от этой страсти, небрегут об оскорбленных (ими) братиях (свт. Иоанн Златоуст, 44, 135). Источник.

…Если блудодею и богохульнику невозможно быть причастником Священной Трапезы, тем более имеющему врага и злопамятствующему невозможно вкусить Святого Причастия (свт. Иоанн Златоуст, 45, 224).

Как беснующиеся никогда не бывают спокойны, так и злопамятный и враждующий никогда не будет вкушать мира… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 227). Источник.

…Нет никакого прощения нам, и никто не избавит нас, если мы злопамятствуем (свт. Иоанн Златоуст, 45, 233). Источник.

Если ты не простил врага, то не ему нанес вред, а самому себе… (свт. Иоанн Златоуст, 45, 424).

Ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и раздражительного (свт. Иоанн Златоуст, 45, 429). Источник.

Если ты не оставишь ближнему своему обиды, то и Отец твой Небесный не отпустит тебе грехов твоих (свт. Иоанн Златоуст, 45, 455).

Что… может быть хуже злопамятства, когда оно отъемлет назад и явленное уже человеколюбие Божие… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 14). Источник.

…Злопамятство есть двойное зло, потому что (само) никакого не имеет извинения пред Богом, да и другие грехи наши, хотя они и прощены будут, опять возобновляет и ставит против нас… (свт. Иоанн Златоуст, 46, 15). Источник.

…Победив этот грех, можем получить некоторое снисхождение, хотя у нас будет и множество грехов (свт. Иоанн Златоуст, 46, 15).

Блистательная победа – та, когда ты побеждаешь зло добром, т. е. незлопамятством, оставив гнев и злопамятство (свт. Иоанн Златоуст, 46, 176). Источник.

Не будь же злопамятен… мы рабы Того, Который на Кресте сказал: отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23, 34) (свт. Иоанн Златоуст, 46, 406). Источник.

Иные изглаждают грехи свои бдениями, лежанием на земле и бесчисленными подвигами, а ты можешь уничтожить все согрешения свои гораздо более легким способом – непамятованием зла (свт. Иоанн Златоуст, 51, 261).

Очистим же душу свою от памятозлобия; этого довольно будет, чтобы и нам быть услышанными… (свт. Иоанн Златоуст, 52, 325).

…Есть и другой вид неистовства, еще худший (ярости). Какой? Тот, когда не хотят оставить гнева, но питают в себе памятозлобие, как какого домашнего палача. Самих же их первых мучит памятозлобие еще и здесь, не говоря о будущем. Подумай, какое терпит мучение человек, возмущенной душою, каждый день помышляя о том, как бы отомстить врагу? Прежде всего, он мучит сам себя и томится, раздражаясь, досадуя на самого себя, разгорячаясь. Точно огонь постоянно горит в тебе, и, когда горячка усиливается до такой степени, ты не ослабляешь ее, думаешь, как бы причинить какое зло другому; а между тем терзаешь самого себя, постоянно нося в себе сильный пламень, не давая успокоиться душе своей, постоянно свирепея и содержа ум свой в тревоге и смятении. Что хуже этого неистовства – всегда мучиться, раздражаться и воспламеняться? А таковы души злопамятных. Они, как скоро увидят того, кому хотят отомстить, тотчас же выходят из себя; услышат ли голос его, падают и дрожат; лежат ли на постели, придумывают тысячи мучений, как бы поразить и растерзать своего врага; а если при этом увидят его благоденствующим, о, какое для них наказание! Прости же другому проступок его и избавь себя от мучения… Для чего причиняешь самому себе изнурительную болезнь?.. , как бы какая тля и моль, подъедает корень нашей души. Для чего удерживаешь внутри себя этого дикого зверя? Лучше положить змия или ехидну на сердце, нежели гнев и памятозлобие; от тех скоро можно было бы нам освободиться, а этот остается постоянно, вонзая свои зубы, впуская свой яд, возбуждая злые помыслы (свт. Иоанн Златоуст, 52, 365–366).

…Душа злопамятного пресвитера никогда не приносит Богу чистой молитвы, так как злоба в сердце его (свт. Иоанн Златоуст, 53, 956). Источник.

Злопамятство есть дело не гнева и не пылкого увлечения, но обдуманной злобы (свт. Иоанн Златоуст, 54, 141). Источник.

…Не будем злопамятны, но погасим гнев, чтобы сподобиться милости от Бога (свт. Иоанн Златоуст, 54, 142).

Набежавшее облако омрачает солнце, а помысл памятозлобия – ум (прп. Нил Синайский, 90, 267). Источник.

Как дым от тлеющей соломы беспокоит глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы (прп. Нил Синайский, 90, 267). Источник.

Честный муж избегает срамного пристанища, и Бог – злопамятного сердца (прп. Нил Синайский, 90, 267). Источник.

Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять на море и ждать жатвы (прп. Исаак Сирин, 58, 412). Источник.

Молитва злопамятного – сеяние на камне (прп. Исаак Сирин, 58, 414).

…Как горящее уголье, когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению; так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей (прп. авва Дорофей, 29, 101).

Памятозлобие есть исполнение гнева, хранение согрешений, ненависть к правде, пагуба добродетелей, ржавчина души, червь ума, посрамление молитвы, пресечение моления, отчуждение любви, гвоздь, вонзенный в душу, неприятное чувство, в огорчении с услаждением любимое, грех непрестающий, законопреступление неусыпающее, злоба повсечасная (прп. Иоанн Лествичник, 57, 94).

Преставший от гнева убил памятозлобие; ибо, доколе отец жив, дотоле бывает и чадородие (прп. Иоанн Лествичник, 57, 94). Источник.

Когда после многого подвига ты не можешь исторгнуть сие терние, тогда кайся и смиряйся, по крайней мере на словах, перед тем, на кого злобишься, чтобы ты, устыдившись долговременного перед ним лицемерия, возмог совершенно полюбить его, будучи жегом совестью как огнем (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95).

Памятозлобный безмолвник есть аспид, скрывающийся в норе, который носит в себе яд смертоносный (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95). Источник.

Памятозлобие есть лукавый толковник Писания, который толкует речения Духа по своему разумению (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95). Источник.

Воспоминание страданий Иисусовых исцелит памятозлобие, сильно посрамляемое Его незлобием (прп. Иоанн Лествичник, 57, 95). Источник.

получили мы и памятозлобие, но только на врагов души нашей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 204).

Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так в злопамятной душе – благоухания любви (авва Фалассий, 91, 314).

Злопамятство есть проказа души; случается же оно по поводу или бесчестия, или потерь, или подозрительных помыслов (авва Фалассий, 91, 329).

Если злопамятствуешь на кого, молись о нем и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души. Когда же другой злобится на тебя, будь к нему ласков, смирен и живи с ним в добре, и избавишь его от страсти (прп. Максим Исповедник, 91, 211).

Если попустишь сердцу твоему ожесточиться памятозлобием и оправдаешь гнев гордостью твоею, то отвратится от тебя Господь Бог твой и предан будешь в поприще под ноги сатане (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 513).

Памятозлобие основывается на гордости. Гордость таится даже в освященных благодатию избранниках Божиих. Необходимо и для них бдеть против этого внутреннего яда и против порождаемого им убийства души памятозлобием (свт. Игнатий Брянчанинов, 41, 246). Источник.

Бог любовь есть (ср.: 1Ин. 4, 8)… следовательно, отвержение любви или памятозлобие есть отречение от Бога (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 294). Источник.

Некто Исаак-монах рассказывал следующий случай из своей жизни. «Однажды, – говорил он, – я поссорился с братом и начал гневаться на него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом, думал, что мне делать. В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив как следовало крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен». Я же, поняв, что это диавол, отвечал: «Уйди, ибо ты не от Бога». Он же говорит: «Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой». «Нет, – говорю, – не твой я, диавол, а Божий». Он сказал: «Гнев держащих и зло помнящих Бог передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата». Я отвечал: «Лжешь». А он: «Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты – мой». Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился» (112, 11–12).

В Фиваиде есть город Ликос. От города на расстоянии шести миль – гора, на которой обитают иноки: одни – в пещерах, другие – в кельях. Источник.

Проживавший там авва Исаак, родом из Фив, рассказывал: «Случилось это со мной пятьдесят два года тому назад. Однажды я занимался своим рукоделием, плел большую сетку от комаров. Сделав ошибку, я очень горевал, что не мог найти ее. Целый день я раздумывал и не знал, что делать, как вдруг через окно входит юноша и говорит мне: Источник.

– Ты ошибся. Дай-ка мне, я исправлю.

– Ступай вон! – говорю ему. – Прочь от меня…

– Но ведь ты введешь себя в изъян, если плохо сработаешь. Источник.

– Это мое дело…

– Но мне жаль тебя, что потеряешь даром свой труд.

– На зло принесло тебя сюда… Источник.

– Да ведь ты сам заставил меня прийти сюда, и ты – мой… Источник.

– Почему это?

– Да потому, что ты три воскресенья причащаешься, тая злобу на своего соседа.

– Лжешь ты…

– Нет, не лгу. Ты злишься на него из-за чечевицы. Не правда ли? А я – дух злопамятства, и ты отселе – мой… Источник.

Услыхав это, я вышел из кельи, поспешил к брату, поклонился ему в ноги, и мы примирились. Возвратившись в келью, я нашел, что он сжег сетку и циновку, на которой я молился, злобствуя на наше примирение» (102, 148–149). Источник.

12 красивых цитат
злопамятность

— Слушаю вас, Александр Николаевич. — Господин Ульянов, я вас понимаю. Более того, я готов служить революции, если это нужно. Но жестокость… Толпа мстит нам, это страшно. Мне говорили, что большевики принципиальные противники смертной казни. — Жестокость. Как вы полагаете, смирятся контрреволюционные офицеры с победой революции? Старые генералы не смирились и ещё тысячи, десятки тысяч не смирятся и выступят против советской власти. Мы будем карать за эти выступления смертью и месть здесь не причём. Это чушь. Никакая власть не обходится без смертной казни, вопрос лишь в том, против кого конкретно она применяется и польза от этих смертей. Это оружие, и оно должно направляться против врагов. Это был у нас чисто теоретический диалог. — Я хочу сказать тебе совершенно искренне, Владимир. Если помнишь, после высочайшего рескрипта о пожаловании мне чина генерала-майора, я ходил представляться императору. Он спросил: вы служите на границе? Я говорю: да Ваше величество. Он спрашивает: как там у вас с охотой? Кабанов много? Как раз за день, из Финляндии с боями прошла шайка контрабандистов, погибло много солдат. Я, конечно, не думал, что он будет спрашивать об этом, но говорить… О кабанах! Когда служат панихиды…