Как молиться иисусовой молитвой

Содержание

Иисусова молитва

Иисусова молитва очень важна для любого православного верующего. Ее можно назвать одной из первоначальных ступеней при становлении веры. Сила Иисусовой молитвы огромна. Суть ее заключается в том, что молящийся человек просит помилования у Бога через его Сына. Эта сильная молитва может использоваться при любых жизненных трудностях и стать ежедневным оберегом для верующего.

Кто такой Иисус Христос

Иисус Христос — это центральная личность христианской веры. В Ветхом Завете было предсказано появление Мессии, ставшим искупительной жертвой за грехи всего человечества. Информация о жизни и учении Иисуса Христа содержится Книгах Нового Завета. О том, что Иисус Христос был реальной личностью, свидетельствуют работы и нехристианских авторов.

Согласно христианскому учению Иисус Христос — это единосущный Сын Божий, воплощенный в человеческую плоть. В учении утверждается, что Иисус Христос умер ради искупления грехов человеческих, после чего воскрес из мертвых и вознесся на небеса. Кроме этого имеется утверждение, что Мессия обязательно придет еще раз для того, чтобы вершить суд над живыми и мертвыми.

Иисус Христос родился необыкновенным образом. К деве Марии, которая дала обет сохранять девство во имя служения Богу, но при этом была обручена с Иосифом, спустился Ангел и сообщил, что вскоре она родит сына, который будет Сыном Господа. И хотя Мария удивилась, она приняла Божье установление на то, что на нее найдет Дух Святой и она зачнёт от силы Всевышнего. Иосиф хотел отпустить беременную жену, так как знал, что он не был близок с ней. Но Ангел, явившись к нему во сне, сообщил, что родит Мария сына от Святого духа. Имя его должно быть Иисус, он придет на землю, чтобы спасти людей от грехов своих.

Когда Иисусу исполнилось тридцать лет, Бог Отец призвал Его к себе на служение. С этого времени приблизительно три года Иисус ходил по земле. Он проповедовал Царство Божье и делал разные чудеса. Ему удавалось исцелять смертельно больных людей и изгонять бесов. Его земные служения почти всегда сопровождались самыми разными чудесами. Согласно проповедуемому Божьему учению, Иисус призывал людей к покаянию и говорил, что все грехи будут прощены. Он рассказывал о вечной жизни и о милости Божьей. Говорил также о том, что всем придется стать перед судом и о том, что праведная жизнь — это истина, которая дарует спасение. Иисус рассказывал, насколько важно быть искренним перед Богом, а также о том, что все люди должны жить в мире.



У Иисуса появилось много последователей. Большинство стремилось научиться у него мудрости, а также глубоко принять и понять Божественные Истины. Иисус говорил своим последователям, что его убьют, но он потом обязательно воскреснет. Так и случилось, хотя это было многим недоступно для понимания.

Иисус Христос, Сын Божий в образе человека добровольно появился на земле. Он прожил безгрешную жизнь, перенес страшные страдания и перенес смерть на Кресте, расплачиваясь за грехи каждого человека. После чего в знак оправдания и прощения рода людского воскрес. Это говорит о том, что искренняя вера в Иисуса Христа, как своего Спасителя, позволит нам получить прощение за ведомые и неведомые прегрешения и вечную жизнь.

Православная Иисусова молитва для мирян

Иногда встречается мнение, что Иисусова молитва должна читаться только монахами. Для мирян ее чтение бесполезно. На самом деле это не так. Эта молитва должна всегда присутствовать в молитвенной практике мирян, как вспомогательное молитвенное средство общения с Богом. При этом ценность этой молитвы заключается в ее краткости.

Известно, что мирянам приходится много времени проводить в общественном транспорте, на прогулках, в очередях, в домашних заботах. И это время нужно проводить не зря, а именно творить Иисусову молитву, которая имеет и краткую, и длинную форму. Эта молитва относится к покаянным. Поэтому, если ее читать с сердечным вниманием, искренне и постоянно, то она очистит от многих прегрешений даже людей с невысокой моральностью.

История возникновения молитвы

Традиция включать в молитву слова, с помощью которых происходит обращение к Господу и Спасителю людей Иисусу Христу, уходит корнями в евангельские времена. Когда Христос ходил по земле, рассказывая о своем учении, то многие люди обращались к нему с собственными просьбами. И только ученики Иисуса Христа понимали действенность такого словесного обращения.

То есть, уже первые христиане призывали к имени Христа, как в частной молитве, так и в церковной. Считается, что молитва, которую сейчас называют Иисусовой, оформилась во времена, когда последователи Христа стали уходить для моления в пустыню. Именно в таком уединенном месте призыв к имени Божьему стал для них жизненной необходимостью. Современный текст Иисусовой молитвы записал впервые на Крите православный Святой Григорий Синаит.

Как часто стоит читать молитву?

При чтении в церкви Иисусова молитва ограничивается определенным количеством раз в зависимости от вида проводимого богослужения. Но при самостоятельном чтении каждый верующий решает самостоятельно, сколько раз нужно произнести молитвенный текст, прислушиваясь к своему подсознанию и к внутренним ощущениям. Если в душе разливается спокойствие и появляется радость, все мелкое и незначительное в окружавшем мире отходит на второй план, значит, Иисусова молитва была прочитана достаточное количество раз.

Особенностью Иисусовой молитвы является то, что она открывает новые возможности в вере. Это позволяет верующему подняться по ступеням и приблизится к истинному пониманию Бога. Только очень важно при этом проговаривать молитвенный текст в полной концентрации внимания на своем духовном мире.

Можно ли читать ее по четкам?

Иисусову молитву рекомендуется читать по четкам. Это позволяет создать надежный молитвенный щит. В некоторых случаях священнослужители рекомендуют проговаривать молитвенные слова по четкам, пока не возникнет ощущение, что молитва твориться самостоятельно без внутреннего принуждения. Именно это указывает на то, что создан защитный барьер.

Важно эти четки всегда носить с собой. Они будут напоминанием о том, что нужно молиться. Прежде, чем начинать молиться по четкам, нужно попросить у священника благословение. Именно он подскажет сколько раз нужно проговаривать текст Иисусовой молитвы.

Помогает ли в защите от порчи и зла?

Иисусова молитва — это самый верный способ избавления от порчи и колдовства. Но только для этого нужно использовать длинный вариант молитвы.

Кроме того, при чтении молитвы следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Молитву нужно обязательно выучить наизусть, чтобы ни в коем случае не путаться при перечислении имен Святых. Слова должны исходить из глубины души, поэтому нужно понимать, о чем вы просите Бога. Для этого следует познакомиться с теми Святыми, которые упоминаются в молитве;
  • Если по какой-то причине не удается выучить текст Иисусовой молитвы, то его допускается переписать на белый лист и прочитать;
  • Молитвенные фразы необходимо проговаривать четко и уверенно;
  • Важно читать Иисусову молитву в полном уединении, позаботившись о том, чтобы не возникло никаких внешних проблем.

Слушать и читать 100 раз в день

Для того чтобы избавится от внешнего негатива рекомендуется слушать или читать Иисусову молитву не менее 100 раз в день. При молении для правильного настроя лучше использовать четки. Необходимо понимать, что снятие порчи или сглаза требует длительного времени.

Как правило, первые положительные результаты становятся видны только через месяц. Причем ни одного дня пропускать нельзя, молитва должна твориться ежедневно.

Псалом 26 – защитная молитва

Вместе с Иисусовой молитвой может читаться псалом 26. Это очень мощное защитное обращение к Богу. В таком сочетании молитвы могут очень быстро снять порчу и поставить надежную защиту на будущее. Молиться можно как на старославянском языке, так и использовать переведенные тексты.

Псалом 26 звучит следующим образом:

«Господь Всевышний, Спаситель мой, Просветитель мой: кого я страшусь? Господь Всемогущий, Ты надежный защитник всей жизни моей: кого я убоюсь? Когда приблизятся ко мне страшные злодеи, чтобы навредить плоти моей, когда попытаются враги мои и оскорбители мои зло принести мне, то от него они сами падут. Если выступит против меня целый полк, не дрогнет от страха сердце мое, а если поднимут на меня оружие мои враги, то только на Бога я уповать буду. Только одного я попрошу у Господа Всевышнего: чтобы даровал он мне жизнь в доме Господнем спокойную и радостную, чтобы созерцал я постоянно красоту Господню и посещал храм святой Его. Ибо я знаю, что он сокроет меня под покровом Своим в день несчастий и бедствий моих. И в момент спасения моего он возвысит голову мою над недругами моими, я воскликну ему хвалу и восклицания. Всю свою жизнь буду петь и воспевать Господа. Услышь, Господи Всемогущий, мольбу мою и помилуй меня. Сердце мое говорит мне: Господа воззову. Прошу не отврати лица Своего от меня и не откажи мне, не отринь меня и не оставь меня, Всемогущий Владыка Небесный, Спаситель Мой! Даже отец мой и мать моя оставят меня, а Господь Бог примет меня. Прошу Тебя, управляй мной, Господи Всевышний, наставь меня в пути моем и на праведную стезю ради победы над врагами моими. Не предай, Господи Всемогущий, отдали от меня притеснителей моих, ибо подвергся я их неправедному нападению. Верю искренне, что увижу блага Господни на земли живых. Уповаю на Господа Всевышнего, мужаюсь и терпением запасаюсь, в бесконечном упоении на Господа. Аминь».

Как правильно молиться Иисусу Христу, сыну Божьему

Чтобы Иисусова молитва была эффективной необходимо молиться правильно. Главными препятствиями в этом случае являются рассеянность и бытовая суета. Вряд ли получится научиться Иисусовой молитве, если у человека имеется зависимость от TV или интернета. Не сможет правильно молиться человек, для которого основное времяпровождение связано со слушанием музыки и общением в социальных сетях. Все бытовые увлечения заполняют ум и сердце и при этом не позволяют человеку правильно и целенаправленно обратиться к Богу с молитвой.

Чтобы правильно молиться Иисусу Христу, важно соответственно настроится. Молитва к Господу — это практически медитация. На время молитвенного обращения нужно полностью отрешиться от событий окружающего мира. Только таким образом можно приблизиться к Богу и рассчитывать на эффективное общение.

Чтобы наша молитва была услышана Богом, она должна быть наполнена внутренней энергией человека. Необходимо перед тем как творить молитву, освободить душу от греховных мыслей, злости, ненависти, зависти. Необходимо мысленно попросить прощения у своих близких, а также простить их.

Успех молитвенного обращения зависит от того, насколько вы понимаете разумом произносимый текст. Перед тем, как молиться необходимо понять и прочувствовать каждое молитвенное слово, вникнуть в смысл произносимых фраз и передать знание свое душе.

Степени совершенства в Иисусовой молитве

Молитва Иисусова очень сложная духовная молитва. Она разделяется на четыре ступени.

Понимание их делает верующего сильнее в своей вере:

  • Первая ступень — молитва телесная, устная. Это очень сложная ступень, которая требует сильной концентрации мыслей. Как правило, верующий ощущает, что мысли отбегают в сторону, а сердце не чувствует молитвенные слова. В этот период человеку во время молитвы нужно проявить огромное терпение и приложить много труда. Эта ступень очень важна, так как она дает человеку покаянный настрой.
  • Вторая ступень предполагает объединение разума и чувств. В этот период человек уже может творить молитву непрерывно и при этом ощущает, как его душа наполняется новыми чувствами. У верующего возникает необходимость творить молитву в каждую свободную минуту.
  • Третья ступень — это творческое молитвенное обращение, с помощью которого уже можно приближать желаемое. На этой ступени молитва очень эффективна.
  • Четвертая ступень — это высокая молитва, которую могут творить только Ангелы, и способностью к которой награждается только один человек на все человечество. В процессе моления не существует никаких преград для общения с Богом.

Полезность Иисусовой молитвы для православного христианина

Иисусову молитву знают все православные христиане. Священнослужители объясняют верующим, что эта молитва обладает огромной силой, которая способна ввести человека в рай. Безусловно, следует понимать, что эффективной эта молитва может быть только для праведных людей. Они, читая Иисусову молитву, будут ощущать, как их душа наполняется радостью, а в жизнь приходит мир и любовь.

Иисусова молитва является сильным оружием для спасения человека. Но все кто собирается творить ее, должны понимать, что бесы не любят эту молитву и пытаются навредить человеку, который учится с ней обращаться к Богу. Поэтому следует ожидать многих жизненных искушений, которым придется противостоять.

Для женщин и мужчин (спасение души своей и молитва за детей)

Полезно читать молитву и женщинам и мужчинам. Верующие, прежде всего, молятся о спасении своей души. Причем совершенно не обязательно проговаривать молитвенный текст. Нужно приучить себя к тому, чтобы молитва звучала в душе ежеминутно и ежечасно, когда в том возникает внутренняя потребность.

Молитва будет очень действенной и в случае, если матери молятся за своих детей. Ее можно использовать в сочетании со специальными защитными молитвами. Но только нужно помнить, что это тайная молитва, никого не следует посвящать в то, когда вы молитесь.

Очень важно помнить, что для спасения души молитву нужно обязательно творить с покаянным чувством. Изгнать из души нужно зависть и злость. Кроме этого в сердце не должен присутствовать эгоизм.

Молитва Иисусова на церковно-славянском

Иисусова молитва — это молитва, исходящая из глубины сердца:

Текст молитвы с переводом на русский

В храмах эту сильную молитву, чаще всего, читают на старославянском языке.

Слушать аудио молитву Иисусу Христу:

Скачать в МР3: Iisysova-molitva.mp3 (cкачиваний: 121)

Ее текст звучит следующим образом:

В молитве содержится обращение к Господу о помиловании. Несмотря на всю краткость молитвенного обращения, в одной фразе содержится очень глубокий смысл. Молитва при многократном повторении способствует очищению души и настраивает на покаяние.

Как стать подобным Иисусу Христу? Что такое Фаворский свет? И в кого можно превратиться, если не молиться? В Неделю Григория Паламы поговорим о том, как с помощью простых слов можно измениться и стать ближе к Богу.

Нет ничего слаще для души христианина, чем имя Бога на устах. Со времен Макария Египетского православным людям открыто сокровище одной из самых текстуально короткой молитвы и одновременно самой глубокой, за простой формулой скрывается бесконечная теплота невидимого Божественного Света.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».

“Преображение Господне”, П.А. Сведомский

Как многие и шедевры формул обращения к Богу, Иисусова молитва родилась в среде монашества, самой пассионарной, свободномыслящей и живой части христианства в древности. Искавшие уединения с Творцом отшельники покидали общество, селились в безлюдных пустошах и сосредотачивали все мысли на собственной душе и возможности восстановления ее связи с Господом.

В Евангелии можно встретить несколько мест, в которых герои страниц о земной жизни Иисуса Христа просят Его о помиловании, то есть разрешении их тяжелых жизненных ситуаций. Например, о помощи Богочеловека просил слепой Вартимей:

«Иисус, Сын Давидов, помилуй меня!»

(Мк. 10:47)

Слепой прозрел. Ему помогла вера, то есть убежденность в Божественности Христа и твердая надежда на помощь Бога.

Иисусова молитва легла в основу православной аскетики, став способом разговора с Богом, просьбой очиститься от несовершенства грехов и возможности видеть нетварный Фаворский свет. Аскетикой называлось сознательное ограничение себя от «сокровищ» бренного мира при повышенной самодисциплине. Посты, молитвы, изучение священных книг, борьба с самим собой и прочие практики аскезы не были самоцелью, но лишь способом достижения единства с Богом. Думать, что средства являются целью – было бы ошибкой. И значительную часть времени подвижников древности занимала Иисусова молитву, которую, как правило, совершали про себя, но по определенным правилам.

Предполагалось, что через молитву христианин может достигнуть возможности видеть нематериальный Божественный Свет, который озарял очистившегося от грехов человека. Сияние, которое увидели в свое время апостолы на горе Фавор, исходившее от Христа, было визуальным отражением человеческой природы, преображенной в Божественную. Движение практиков Иисусовой молитвы, в рядах которого к Средневековью состояли и монахи, и миряне, получило название исихазма, дословного переводимого на русский язык с греческого как тишина и уединение.

Исихазм на Руси

В XIV веке исихазм из Византии, где он стал особо популярен, приходит и на Русь. Культура «Великого молчания», как называют средневековое церковное искусство русского народа, несомненно, обязана своим духом исихазму. Желание воцерковить пространство жизни, создать из государства храм и одновременно посвятить себе молчаливому уединению серьезно повлияли на мировоззрение целой нации.

Исихастами были и Сергий Радонежский, и Андрей Рублев, и многие подвижники и самые обычные жители Руси.

“Отрок Варфоломей”, Нестеров М.

Практика Иисусовой молитвы глубоко проникла в народное сознание, став обыденной практикой и для иноков, и для мирян. «Духовным мечом», с помощью которого совершалась молитва, стала лестовка, символичное и практичное творение русского религиозного ума. В книге «Цветник» священноинока Досифея описано, с каким усердием следует совершать исихастскую практику:

«Молитву… Иисусову произноси непрестанно, стоишь ли, сидишь ли, ешь или пьешь, путешествуешь или другое что делаешь. Непрестанно произноси на всяком месте, во всяком деле, во всякое время и предваряя всякое дело, прилагай старания».

В древнерусских уставах сохранены указания о том, как человек по нужде или желанию может отмаливать частично или полностью суточный круг богослужения при помощи поклонов с произнесением слов Иисусовой молитвы:

  • За вечерню: триста поклонов.
  • За немифон: триста поклонов.
  • За павечерницу: двести поклонов.
  • За полунощницу: триста поклонов.
  • За утреню: семь сот поклонов.
  • За первый час: сто пятьдесят поклонов.
  • За часы: пять сот поклонов; за часы с почасием: семь сот пятьдесят поклонов.

Иисусова молитва требует от человека повышенного внимания. Необходимо слышать произносимые в уме слова и сосредотачиваться на них. А произносить молитву нужно еще и с сердцем. Ведь наш разговор с Богом всегда должен быть честным, искренним и от души.

Светлая мерность

Всякий, кто призовет имя Господне, спасется

(Деян.2:21)

На нас медленно и неизбежно надвигается финал земной жизни. Кого-то мысли о нем страшат и приводят в отчаяние, а кого-то бодрят и воодушевляют. Христианин ждет встречи с Богом, лицом к лицу, хотя уже сейчас вполне явно ощущает Его теплое и светлое присутствие совсем рядом.

Царство Небесное – не «второй этаж», а вполне осязаемая реальность, которая начинается здесь и сейчас. Мир вечного счастья находится, по слову Христа, внутри нас. Нам дана возможность сегодня сделать выбор в пользу настоящей жизни. Мы можем стать совершенными, такими, как Господь.

Павел Рыженко “И душа успокоится…”

Вдумаемся, что держит нас в этой реальности, когда по ту сторону материального мира скрывается таинственное, но бесконечное пространство Альфы и Омеги, Божественного Космоса? Мы похожи на астронавтов, каждый из которых по-своему готовиться к полету в неизведанное. Кому-то это, очевидно, не нужно.

Жизнь пытается не позволить нам взлететь. У нее свои планы, ей нужны кадры для обеспечения «движухи» среди людей ежесекундно. Суета съедает человека, и однажды, расставшись с физической оболочкой, его душа будет горько сожалеть о «бесцельно потраченных годах». Жизнь просто пытается нас использовать, а мы просто ведемся. Мы перестаем слышать голос внутри нас. Голос Бога.

Под солнцем ничего нового, и тысячу, и две тысячи лет назад человек задавался одними и теми же «проклятыми вопросами». Христиане всегда искали «лайфхаки», как спасти свою душу от Молоха бренного мира. И они нашли ответ: Иисусова молитва. Протереть покрытую пылью суеты лампу души помогают призывы Бога. Каждое произнесение священного Имени озаряет нашу душу светом и теплом. Так раздаются ответы Христа на наши призывы.

Мы призваны к непрестанной молитве. Но почему-то вместо первого дела веры мы находим себе оправдание в делах второстепенных, забывая, что молитва как воздух нужна нашей душе. Без нее мы задохнемся и станем живыми трупами, духовными зомби. Призывая имя Божье, нам открываются безграничные глубины духовного света. Мы приближаемся к Тому, Кто создал нас

Все о религии и вере — «иисусова молитва от чего помогает» с подробным описанием и фотографиями.

Молитва Иисусова: как правильно молиться?

Одно из самых «компактных» и самых эффективных обращений к Господу – молитва Иисусова, длиной всего в предложение. В ней – обращение к Сыну Божьему по имени и просьба о помиловании, то есть о защите и помощи. Предложение, которое легко запомнить, но не очень легко повторять ежедневно… Занятость, эта наша вечная занятость, которая становится огромной пропастью между Богом и человеком! И, заметьте, не Бог виноват в этом.

А меж тем в этой молитвенной фразе – все: наша уверенность, наше душевное спокойствие, наше счастливое будущее. Все блага, к которым стремится каждый, умещаются в коротенькую молитву. И исполняются, при условии, что молитва Иисусова прочитана правильно.

Текст и смысл молитвы

Святые отцы называют ее откровением, исповеданием веры и обетом. Несмотря на свою краткость, Иисусова молитва православная очень емкая по содержанию, и позволяет вкладывать в нее свой смысл каждому молящемуся.

Произнося: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!», каждый имеет в виду то помилование, которое ему необходимо на данный момент. Кто-то молится об удачном дне, кто-то – о здоровье, кто-то – о близких, кто-то – о мире, кто-то – о хлебе насущном. И каждый находит в ней ответ – не сегодня, так через неделю, через год, но он обязательно приходит, если в молитвенный труд человеком вложено много души.

Сердца очищение и божественных даров подательница – еще так характеризуют эту чудодейственную молитву.

Где и как обращаться к Иисусу

Бог слышит нас везде и всегда. Нет такого дня или времени суток, когда бы Он отказал своим чадам во внимании. Для того чтобы мы могли постоянно «быть на связи», Он и дал христианам удобные короткие молитвы. Как правильно молиться Иисусовой молитвой? Как и в остальных молитвенных обращениях, главный инструмент – душа.

Бог слышит искренность, Бог отзывается на любовь. Предаваясь молитве, нужно на время забыть о себе и любить Иисуса за жертвенность, за спасение рода человеческого, да и просто – без условностей – за то, что Он есть. И помнить, что Сын Божий, восходя на Голгофу, не требовал от людей особых обетов, даже не заставлял и не просил изменить неприглядные черты характера. Просто шел умереть из любви за таких, какие мы есть.

Делание Иисусовой молитвы допускается в любом месте и при любых обстоятельствах: дома, на работе, по дороге куда-либо. Творить молитву можно сидя, можно стоя, можно в процессе какого-нибудь физического занятия (приготовления обеда или поливания цветов). Главное, чтобы мысли были сосредоточены на обращении к Иисусу Христу, и посторонние фантазии не мешали молитве.

Под защитой Божьей

В некоторых регионах Украины основным приветствием вот уже несколько столетий остается фраза «Слава Ису!». Произнося ее, человек свидетельствует о своем уважении и вере в Сына Божьего и желает Господней защиты тому, к кому обращено приветствие.

Защитное же действие, которое дает молитва Иисусова, практически безгранично. Ведь произнося имя Сына Божьего, человек утверждает, что Иисус и есть Господом, а призывая Его на помощь, мы признаем, что Бог – центр Вселенной, получаем от Него поддержку, тот лучик света, в котором нуждается каждая душа.

Священники советуют, перед тем как читать Иисусову молитву, раскаяться и приступать к чтению с чистым, свободным сердцем, готовым уместить в себя Божественную силу, которой оно будет наполняться по мере воссоединения с Господом.

И еще: Иисусова молитва способна очистить от грехов, стоит только после «помилуй мя» признать себя грешным и добавить: «осуждающего, завистливого, гордого» и т. д.

Сколько раз произносить Иисусову молитву?

В принципе, церковные каноны допускают ограничение повторения Иисусовой молитвы каким-то определенным числом. Но каким именно? Как правильно молиться Иисусовой молитвой и сколько раз? Это каждый определяет для себя самостоятельно: во время произнесения молитвенного слова необходимо прислушаться к себе. Когда в душе разливается спокойствие, радость, растворяется все мелкое и неприглядное, значит, подействовало обращение к Сыну Божьему.

Одним для достижения такого состояния достаточно десяти раз творения молитвы, а другим – и сотни мало.

Чтобы не отвлекаться на подсчеты и в то же время не сбиться с числа, во время произнесения Иисусовой молитвы можно использовать четки.

Что такое умное делание молитвы?

В христианстве под умным деланием понимают максимальную концентрацию внимания и духовных сил, направленных на созерцание Бога в собственном сердце.

Для любой молитвы, даже произнесенной не книжными, а своими словами, очень важно умное делание. О молитве Иисусовой священники всегда напоминают, обучая прихожан умному молению: она дает возможность сосредоточиться на пределе сил. При длительном ее произношении молящийся поднимается на одну духовную ступень, и в его уме и сердце открывается больше понимания Бога.

Умная молитва Иисусова открывает огромные возможности в духовном мире, направляя человека по той стезе, которая принесет ему только благо. Но каждому, кто желает приступить немедленно к произнесению этой молитвы, следует знать: моление – это подвиг, который нужно совершать с чистым сердцем и добрыми помыслами. А то, если на устах молитва, а в душе ненависть – толку от нее не будет, будет очередное разочарование, которых и так хватает в жизни.

Поэтому священники рекомендуют перед чтением Иисусовой молитвы исповедаться, причаститься, покаяться и, по возможности, простить всех обидчиков.

Действие молитвы

Как сказал митрополит Антоний, молитва Иисусова делает бытие прочным, поскольку сосредоточение на имени Христа способно собрать все силы духовные, душевные и телесные, позволяя человеку быть более смелым и уверенным в действиях и скорее добиваться поставленных целей.

Когда человек находится без поддержки свыше, его природа очень раздроблена, он не может собраться и, наконец, реализовать все свои планы, мечется, ищет, не может найти, не умеет верить и поэтому страдает. Иисусова молитва восстанавливает целостность слабой человеческой природы.

  1. Оздоравливает тело и помогает укрепить психическое равновесие.
  2. Благодаря ей человек может возобновить контроль над мыслями и эмоциями, упорядочить чувственную сферу жизни.
  3. Молитва овладевает всем человеческим существом и начинает положительно влиять на все области жизни: божественный свет проникает и на духовный, и на материальный уровни. Человек начинает ощущать явную помощь и поддержку во всем.

Иисусовы Молитвы

Одной из первых ступеней на пути к вере является Иисусова молитва, суть которой обращение к господу о милости и прощении. Впрочем, для достижения цели недостаточно просто читать текст, необходима серьезная подготовка.

Подготовка

Молитва иисусова подразумевает полную концентрацию физических и духовных сил, текст ее направлен на любовь, преклонение перед господом, без отвлечения мыслей на чуждые предметы.

Иисусова молитва читается при любых обстоятельствах: когда человек двигается или работает. Однако рекомендуется совершать таинство в спокойном месте, лучше сидя. Относится данное замечание, прежде всего к начинающим подвижникам. Когда же разум научится проникать глубоко в сердце, не касаясь даже мимолетно сторонних тем, тогда уже молятся, совершая одновременно какое-либо физическое действие.

Помните! Механическое заучивание текста без должного благоговения, смирения, боязни гнева божьего не принесет пользы. Иисусова молитва передается всевышнему – сердцем (эмоциональным призывом).

Разновидности обращения

Иисусова молитва произносится по-разному, имея как длинную, так и краткую форму. А по существу является обращением к богу через его сына Иисуса Христа. Содержит мольбу о здравии, спасении и помиловании своей или души ближнего.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Молитва проговаривается мысленно или тихим голосом, не более определенного количества раз (для чего используют четки). Часто ею начинают, заканчивают литургии или другой длительный молебен.

От злых чар

Помимо традиционной формулы существует молитва Иисусу Христу на избавление от порчи. Творят ее ранним утром при полной тишине, шепотом. Действие совершается в течение месяца.

«Сын Божий, Господи Иисусе Христосе! Огради меня Святыми ангелами, святыми помощниками, молитвами Богородицы, Матери всего, Животворящим Крестом. Защити меня силой святого Михаила и святых Пророков, Иоанна Богослова, Киприана, преподобного Никона и Сергия. Избави меня, рабу Божью (имя) от злословий вражеских, от колдовства и зла, Лукавых насмешек и чародейства, чтобы причинить зла никто не смог. Светом сияния Твоего, Господи, сохрани меня утром, вечером и днем, Силою благодати отврати от меня все нехорошее, Удали нечестия по напутствию Дьявола. Кто зло мне делал, с завистью смотрел, нехорошего желал, Тому пускай все назад вернется, от меня лихо уйдет. Аминь!»

Помогает этот метод быстрее и более эффективно крещеным людям, чем всем остальным. Однако не крещенному, но искренне уверовавшему в господа человеку воздастся по заслугам, так же как православному, только времени займет чуть больше.

При втором способе очистительного обряда задействуют освященную воду, творя над ней следующие слова (повторять 7 раз):

«На острове далеком, на острове зеленом, что посреди моря, за океаном, Растет дуб огромный, растет дерево сильное, а под деревом этим Родник со святой водой стоит. В роднике вода-водица чистая и целебная, От всех болезней и недугов исцеляет она. Набирает ее сам Иисус Христос для нас смертных, нам в помощь. Силой своей Он водицу ту заряжает, добром и всем хорошим сопровождает. Наберу я, раб Божий (имя) водицы той чистой, Чтобы очистить тело мое, душу мою, Да всего меня от порчи да сглаза, Защитить себя от людей завистливых, от глаз глазливых, От колдовства черного, от рук нехороших. Как умоюсь я той водицей, так все нечистое и уйдет с меня, В дыру черную канет, к тем, кто пожелал, вернется. И в намерениях моих мне Сам Господь Бог поможет, Защитником моим будет, помощником и наставником. Аминь!»

После того как освященную воду заговорили, умываются ею, произнося следующее:

«Как сказано – так и исполнится!»

Самые незащищенные от порчи – это дети. Причем исходить порча может необязательно от завистливого, но и от любящего человека. Значительную роль играет сила посыла, поэтому совсем неважно положительный он или отрицательный, важен результат.

Чтобы снять порчу, а заодно попросить о здравии рекомендуем следующий способ.

Возьмите ребенка на руки, произнеся трижды такую формулу:

«Иисусу Христосу я слово мое направляю, Защити дитятко мое родненькое от глаза нехорошего, От сильной похвалы да от зависти, Убереги ребеночка от людей посторонних, Спокойствие ему верни да покой. Аминь!»

Сплюнув через левое плечо, завершите словами:

«Порчу порченую сплевываю, сглаз нехороший снимаю. Аминь!»

О здравии тела

Много чудесного сказано о Иисусовой молитве. Она помогает встать на путь веры, спасает от нечистого, усмиряет буйный нрав, просветляет душу, укрепляет физическое тело.

Сильная молитва Иисусова о здравии болеющего:

«О Господи, Создатель наш, помощи Твоей прошу, даруй полное выздоровление Божьей рабе (имя), омой кровушку ее лучами своими. Лишь с Твоей помощью придет исцеление к ней. Силою чудотворную прикоснись к ней да благослови дороги все ее к долгожданному спасению, исцелению, выздоровлению. Подари ее телу здравие, ее душе – легкость благословенную, ее сердцу – божественный Твой бальзам. Боль навсегда отступит и силы к ней вернутся, раны все заживут и придет помощь святая Твоя. Твои лучи с голубых Небес дойдут к ней, дадут ей защиту крепкую, благословят на избавления от болезней ее, укрепят веру ее. Да услышит эти слова мои Господь. Слава Тебе. Аминь»

Работают с ней как в храме, так и дома. Слова к господу через сына его Иисуса Христа возносятся за себя или любого человека, нуждающегося в помощи свыше. Существует, правда, одно важное условие: тот о ком молятся должен быть окрещен батюшкой в храме. Тоже касается приведенной ниже формулы.

Страшной тяжестью ложится на плечи родителей болезнь их ребенка. Большим облегчением и помощью станет молитва о здравии малыша.

«Господи Всевышней, пусть будет Твоя милость на моем ребенке (имя) (если детей 2-е и больше, то надо говорить «на моих детях»), сохрани и убереги его под покровом своим, покрой дитя моего от зла всякого, отдали от него всех врагов, открой ему глаза и уши, подари смирение и умиление сердечку маленькому. Господи Боже, все мы Твои создания, пожалей моего ребенка (имя) и направь его на раскаяние. Спаси, Боже Всевышней, и помилуй моего ребенка (имя) и просвечивай ему ум ярким светом разума Твоего Евангелия, и направь его на дорогу заповедей Твоих, и обучи его, Господи, волю Твою святую творить. Аминь»

На исполнение желания

Молитва к Святой Марте считается одним из самых мощных инструментов, обращаемых нами об исполнении своего желания. Если желание просящего угодны господу – оно исполнится гораздо раньше предполагаемых сроков. Творят ее каждый вторник на протяжении 9 недель, не прерывая цикла. Пропустите хотя бы раз, начинайте все сначала; исполнится раньше – все равно продолжайте начатое.

«О Святая Марта, Ты Чудотворная! Обращаюсь к тебе за помощью! И полностью в моих нуждах, и будешь мне помощницей в моих испытаниях! С благодарностью обещаю тебе, что буду эту молитву везде распространять! Покорно, слезно прошу- утешай меня в моих заботах и тяготах! Покорно, ради великой радости, которая наполнила твое сердце, слезно тебя прошу- хлопочи обо мне и моей семье, чтобы мы сберегли нашего Бога в своих сердцах и тем себе заслужили Спасенного Всевышнего Посредничества, прежде всего при той заботе, которая меня сейчас тяготит…. (далее желание, н-р, помоги мне найти высокооплачиваемую работу; помоги мне встретить любимого и создать счастливую семью; и т.д.) … …Слезно тебя прошу, Помощницу в каждой нужде, победи Ты тяготы так, как Ты побеждала змея, пока не лежал возле Твоих ног!»

Порядок проведения ритуала:

  • С правой стороны стола поставьте, а затем зажгите небольшую свечу, купленную в храме;
  • Ее можно смазать маслом бергамота от основания до фильтра;
  • Желательным атрибутом является присутствие на столе живых цветов;
  • Ритуал обращения к Святой Марте совершается в светлых одеждах, надетых на чистое тело сразу после принятия душа;
  • Кроме вопрошающего в комнате никого не должно быть;
  • Свое желание запишите на бумаге, чтобы было полное соответствие с текстом молитвы;
  • На один цикл (9 недель) просят Святую Марту об исполнении только одного желания;
  • Церковная свечка пусть прогорит до конца, если свеча не освящена, то гореть ей должно не более 20 минут;
  • Обряд проводится на ваше усмотрение утром либо вечером.

Святая Марта от нас возносит пожелание Иисусу Христу, а он затем передает всевышнему.

Люди, практиковавшие молитву Иисуса о здравии и другие молитвы, а также обращение к Святой Марте и молитву сыну божьему Иисусу, поражаются их быстродействию и эффективности. Впрочем, все они говорят, что произносили священные слова от самого сердца, искренне и с полным смирением.

  • Элемент списка

20 декабря 2017 3 лунный день – Молодая луна. Время привлекать в жизнь хорошее.

Иисусова молитва творит чудеса!

Братья и сестры!

Без Иисусовой молитвы человек лишь получает удары от врага, который скрыт от него во тьме, а с ней он может сам наносить удары этой адской силе. Имя Иисуса Христа заставляет ее трепетать.

Тот, кто занимается Иисусовой молитвой, со временем начинает чувствовать, что это высшее делание человека, что обычная речь по сравнению с молитвой груба и пуста, что мирские занятия несут в себе холодную мертвенность, что без молитвы само человеческое бытие ничтожно. Он начинает любить молчание, в котором слышит песнь вечности. Любя людей, он прячется от них, перестает интересоваться делами и новостями мира, чтобы они, проникнув в его сознание, не нарушили молитву, не заглушили ее своим шумом. Он бережет молитву от соприкосновения с миром, как мать бережет младенца от палящего солнца и дыхания зимней бури.

Есть вещи, совершенно несовместные с молитвой. Это чтение современных журналов и газет; это телевизор, ставший хозяином дома. Дух Святый — это Дух чистоты и целомудрия. Молитва делает сердце человека храмом Божиим, а в этот храм человек впускает, словно желанных гостей, убийц, непотребных женщин, упиваясь зловонием греха: благодать Божия покинет такого человека. В душе, распаленной страстями, в уме, где водворяются образы насилия и разврата, как может пребывать Христос? Поэтому тот, кто не имеет решимости выбросить телевизор из своего дома, никогда не сможет приобрести Иисусову молитву. Это будет не молитва, а сочетания звуков без внутреннего смысла. Такой человек будет похож на хозяина, который провел в свои комнаты канализационные трубы и затем пригласил туда гостей.

Когда Иисусова молитва привьется к нашему уму, то она очистит его от скверны, лжи и лукавства. Она делает ум простым и световидным. Когда Иисусова молитва коснется нашего сердца, то в нем она усмирит страсти, как укротитель — диких зверей. Иисусова молитва пробуждает в нашем сердце любовь к Богу. Поэтому некоторые из святых отцов называют Иисусову молитву любовию Божиею.

Вообще же непрестанная, сердечная молитва есть великое сокровище, которое и добывается великим трудом».

Пытаюсь достучаться до сердец о необходимости помогать ближнему,о важности милосердия и благотворительности.

как пчела собирает нектар свой с различных цветков, так и человек познаёт, что есть благо для него.

Иисусова молитва текст на русском, как правильно молиться

Доброе время суток Всем! Будем рады видеть Вас на нашем видеоканале в ютубе Видеоканал . Подписывайтесь на канал, смотрите видео.

Огромное количество различных молитв, акафистов, кондаков и прочих текстов есть в православии. Все они применяются во время различных богослужений. Так среди них одно и самых почитаемых текстов занимает Иисусова молитва для мирян. Ее принято считать во время верований первоначальной ступеней. Говорят, что она имеет какую-то небывалую силу. Основная задача ее – это прошение помилования через Сына Господнего у Него. Многие выделяют также то, что ежедневное ее прочтение поможет уберечься от различного негатива, а также трудностей.

Молитву принято считать неким соединительным мостом между небом и землей. Она помогает установить способ общения Господа и человека. Сама по себе данная молитва не особо большая, хотя достаточно глубока относительно церковного наполнения. На данное врем уже нет точных данных о составителе текста, но многие относят его к трудам Макария Египетского. В ней старались представить краткое содержание христианства и его сути:

  • грешник просит о помиловании или прощении грехов;
  • Бог исповедует Христа;
  • в молитве такое словосочетание как Иисус Христос заменено на Сын Божий.

Хоть она не особо большая по своим размерам, всего 8слов в краткой форме, но в них заключена вся Евангельская весть. Чтение Иисусовой молитвы для женщин также важно как и для мужчин.

Бытует такое мнение, что использовать ее можно только монахам. Так думать ошибочно. Такую молитву считают очень хорошим упражнением для души. Если ее не тренировать, то она вскоре будет питаться только своими страстями. Такое чтение принесен не мало положительных качеств для души:

  • через определенное время практики чтения такой молитвы Ваше сердце сможет стать обителью Святого Духа;
  • помогает оживить и укрепить дух;
  • дает возможность обрести благодать Господа.

Так как есть большое количество молитв, то все они имеют какое-то определенное предназначение. Кроме того, есть определенные правила их чтения. Очень важно знать хотя бы самые основные. Итак, Иисусова молитва, как правильно молиться? Если придерживаться некоторых правил, то можно значительно повысить эффективность Вашего обращения к Господу. Вот и они:

  • Не старайтесь машинально заучить текст и тем более таким образом его произносить. Пробуйте вникать в каждое слово и обдумывать сказанное.
  • Будьте максимально сосредоточены на высказывании.
  • Когда Вы соберетесь обращаться к Господу, то желательно выбрать для этого тихое и укромное место.
  • Если Ваша вера очень глубока, то тогда не будет особо большой разницы относительно того, где молиться.
  • Старайтесь направить свои мысли к Господу, вере в него и преклонение перед ним.

Среди основных проблем, с которыми обращаются к Господу с данной молитвой, можно выделить:

Читать данный текст можно где угодно и когда угодно. Повторять ее приблизительно стоит около 10-15 минут. Если Вы только начали читать ее то желательно ограничится десятком повторений и со временем увеличивать количество подходов.

Такой себе святитель Игнатий Брянчанинов о молитве Иисусовой говорил, что она имеет определенную последовательность ступеней восхождения к Господу. Их он подразделял на такие:

Для достижения высшей степени необходимо вдумываться в каждое слово, мечтательность при этом должна оставаться в стороне. В своих работах он часто описывает каждую ступеньку. Он считает, что придерживаясь такого принципа, можно быстро найти контакт с Господом и быть под Его покровом.

А вот и сама Исусова молитва, текст на русском:

Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ гре́шнаго (гре́шную).

Иисусова молитва для мирян

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

Протоиерей Андрей Овчинников:

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

Священник Валерий Духанин:

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

Священник Димитрий Шишкин:

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Иисусова молитва для мирян, с чего начать, как совершать

  • Необыкновенная сила
  • Пища души
  • Вдумчиво и осторожно
  • Как не пресытиться?
  • Искушения
  • Самодвижное делание

И в Византии, и на Руси Иисусовой молитвой занимались не только монахи-безмолвники, но и епископы, и миряне. Накануне празднующейся 31 марта памяти теоретика и делателя умно-сердечной молитвы свт. Григория Паламы, протоиерей Георгий Бреев, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Богородицы в Крылатском, рецензент четырехтомного сборника аскетической литературы «Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий», рассказывает, как совершать ее среди сегодняшнего городского шума.

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного» — казалось бы, простая молитва. Но духовники призывают своих чад к большой осторожности в ее использовании. На каких же условиях возможно употребление Иисусовой молитвы мирянами?

Необыкновенная сила

Традиция употреблять в молитве слова, обращенные к Господу нашему и Спасителю Иисусу Христу, начинается с евангельских времен, когда люди, встречавшие Христа, обращались к Нему со своими просьбами. Ближайшие ученики Христа — апостолы видели и знали действенность такого обращения. Таким образом, первые христиане начали призывать Имя Христа как в церковной, так и в частной молитве, и эта традиция никогда не умалялась. Молитва, которую мы сейчас называем Иисусовой, оформилась в знакомые нам слова позже, когда особенно ревностные подвижники стали уходить от мира в пустыню. Призывание Имени Божьего было для них живой потребностью. Опыт этих древних отцов запечатлен в книгах «Добротолюбия».

Существуют разные мнения о том, кто и как может совершать Иисусову молитву. Некоторые святые считали, что она имеет необыкновенную силу преображать человеческий ум и исцелять душу. При условии, конечно, разумного и ответственного к ней отношения. Они советовали использовать эту молитву не только пустынникам, но и всем христианам, живущим в мире, даже только начинающим свою духовную жизнь.

Считалось, что если эта молитва, относящаяся к роду покаянных, будет совершаться с сердечным вниманием и постоянно, то принесет пользу и очистит от многих грехов даже людей духовно не очень высоких. Другие отцы, наоборот, считали, что далеко не каждый может пользоваться этой молитвой.

Особенно, если брать ее на вооружение и употреблять постоянно. Потому что как пламя, разгораясь, требует все больше и больше топлива, так и совершаемая постоянно сердечная молитва, набирая силу, требует от человека все более полной отдачи, все новых шагов, посвящения всего себя молитвенному деланию, названному позже умным деланием. И к нему нужно быть особо подготовленным — требуются пост, воздержание от посторонних развлечений и строгое исполнение заповедей Христовых. Без такого фундамента молитва может принести духовный вред.

Из «Добротолюбия» мы знаем, что одна из высших ступеней умной молитвы — созерцание. Это такое особое состояние, о котором святые отцы говорили как о преддверии Царствия Божия. Душа настолько возвышенна и очищена от страстей, что она, таинственно соединенная со Христом благодаря молитве, становится способна видеть Его.

Но для нас это делание слишком высоко. Узнавать об этих состояниях мы можем только из книг. Близкие к нам по времени подвижники говорят, что современный человек, утративший цельность жизни, уже не может притязать на делание таких ступеней умной молитвы. Поэтому, когда некоторые люди — особенно это бывает свойственно неофитам — горячо берутся за призывание в молитве Иисусовой Имени Господа, они могут подвергаться всякого рода опасностям, которые будут не готовы принять.

Пища души

Каждый верующий человек хочет молиться. Святой Григорий Палама говорит: сколько человеческих душ в мире, столько и уровней и образов молитвы. Каждый вносит в молитву свой внутренний опыт, свои переживания. А переживания у всех разные. Один с детства имеет дух молитвенный, от природы, от благодати Божией — прямо сразу может молиться. Другому нужно большой жизненный путь пройти, и только в середине этого пути он поймет, что молиться надо. И начнет с трудом делать маленькие шаги, постигать азы.

Молитва — это пища. Если человек жив, он нуждается в еде. Все-таки мы не раз в день подкрепляем себя пищей. Так же и духовно — душа тоже нуждается в пище. Но здесь нужно понимание, живая потребность напиться живой воды, а не формальная сторона, не привычка, не обрядность. Живая вода — это слово Божие. Когда есть эта жажда, тогда и начинается правильный строй молитвы. Его сам Бог выстраивает. Потому что сказано, что без действия благодати мы не можем молиться, даже обратиться к Богу «Авва Отче» мы не можем, по апостолу Павлу, без Духа Святого. Дух Святой дает нам в сердце молитву — ставит и обращает к Богу Отцу Небесному, ко Христу.

У людей, любящих молитву, даже внешность меняется, будь то миряне или монашествующие. Конечно, внешность — не очень убедительный фактор, но все равно по человеку обычно видно, если он молитвенник.

Молитва — это путь, который приводит человека к Богу. И, если человек остановится на половине пути, он может потерять и то, что уже приобрел. Молитва воспитывает высокое, тонкое благородство. Душа становится разумной, отступает от грубых страстей, прозревает, укрепляется в вере. Дух Святой действует и в молитве, и в Священном Писании. Человек начинает прозревать дивную гармонию Божественного Слова, Писания. Потому что молитва подготавливает сердце человека, как сосуд, который потом вмещает в себя все дары благодати Святого Духа. Без молитвы невозможно этого достичь.

Добрый плод молитвы — умирение сердца, когда сердце становится чистым. А чистым сердцем человек узрит Бога. Человек начинает в себе видеть действие страстей и действие благодати Божией, начинает различать, что идет к нему от падших духов. Потом, если человек действительно трудится не вотще, он начинает прозревать суть вещей. Если христианин проходит молитвенный путь с ревностью и со смирением, ему будут сопутствовать духовные плоды.

Вдумчиво и осторожно

Я думаю, что мирянам браться за Иисусову молитву можно. Но делать это нужно по силам, немного и постоянно. Святитель Игнатий Брянчанинов и последние оптинские старцы учили, что современный человек должен подходить к Иисусовой молитве очень вдумчиво, очень осторожно и просто.

Не стремиться сразу достичь каких-то состояний — просвещения души, ума. Совершать молитву нужно в простоте сердца. За время моего пастырского служения было уже несколько случаев, когда по рекомендации молодого священника люди начинали совершать непрестанную молитву и в результате приходили к крайне бедственному положению, к психическому расстройству, к состоянию, из которого сами они уже не могли выйти. Были даже случаи, когда люди кончали собой только по причине того, что ревностно взялись за это умное делание, к которому не были готовы.

Для начала нужно обрести молитвенный опыт вообще и только потом постепенно переходить к Иисусовой молитве. Но ставить перед собой высокие цели крайне неразумно. Даже подражать в молитвенном делании святым будет пагубно для нас.

Еще в VI веке святой Иоанн Лествичник предупреждал о том, что читать и назидаться высоким духом святых нам необходимо, но подражать им в молитве — верх безумия. Потому что в человеке должно быть не свое личное желание, а побуждение Духом Божиим. Поэтому я всегда предостерегаю: если есть желание и ревность, то прежде нужно научиться тому, чего требует молитва, — внимательности, сосредоточенности, воздержанности и рассудительности.

Ведь мы не достойны тех слов, которые читаем в молитве. Я не достоин даже обратиться к Богу. Господи, как я могу сейчас предстать перед Тобою? А это предстояние и есть молитва. На всяком месте владычество Его, благослови душе моя Господа. Место «владычества Его» — это то место, где я молюсь.

Как не пресытиться?

Научиться сначала нужно искренней, простой, чистой молитве. Потому что многие, начиная читать утреннее и вечернее правило, быстро устают от него. Говорят, что уже приелось, что ничего не чувствуют. Просят разрешения молиться своими словами. Ну, молитесь своими словами. Но молитвенное слово должно истинствовать, должно славословить.

Кто-то из святых говорил, что в молитве человек должен соединяться со словом так же, как душа соединяется с телом. Видите, какой глубокий образ. Если этого единства нет, то молитва нам приедается. Она кажется формальной, холодной, и слова не идут в душу.

И все только потому, что человек не выработал правильный подход к молитве. Не пережил, не почувствовал молитвы в себе. Даже если ты и пережил когда-то какой-то молитвенный образ, он забывается. И очень легко уйти в механизм, совершать одну обрядовую сторону — произносить, говорить, читать, но не молиться.

Для молитвы нужны интерес, внимание, жажда молитвы и истинность. Молитва — это живая потребность. Мне необходимо в данный день, в данный момент выразить себя в молитве, встать перед Богом и сказать: «Господи, вот я перед Тобой стою, день у меня прошел в суете, я где-то потерял свою внутреннюю свободу, где-то ненужным помыслам, заботам отдался, неприятности у меня были и так далее». Какие мы есть, такими мы и должны обращаться к Богу.

Сама жизнь нас учит молитве, Бог нас учит, Церковь нас учит. Эти уроки не должны пройти мимо. Тогда только мы и начнем действительно понимать, что такое Иисусова молитва. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» — это будет уже вопль. Это фактически вся моя природа, сконцентрированная в живом Господе, это поток моих внутренних энергий рвется наружу. Вот тогда, пожалуйста, молись Иисусовой молитвой хоть день и ночь. Тогда Иисусова молитва начнет действовать.

Искушения

Когда человек действительно полюбит молитву, когда его дух возгорится, тогда, по учению святителя Игнатия, Иисусова молитва начнет переходить из словесной формы в сердечную. А сердечная молитва, если будет приноситься со вниманием, начнет захватывать и умные сферы души. Таким только образом умно-сердечная молитва может стать доступной для современных христиан, целиком посвятивших себя Богу. Священники, монахи, благочестивые миряне, которые удалены от повседневных забот и печалей, могут взять этот Божественный дар и с пользой для души совершать умно-сердечную молитву.

Начать я рекомендую так: отстраниться от обычной суеты — от радио, телевизора, уединиться в спокойном месте, где можно молитвенно настроиться. Если со временем у вас начнется серьезное занятие Иисусовой молитвой, необходимо искать тех людей, которые опытно прошли этот путь, и с ними обсуждать все свои состояния.

Начинающему нужен помощник. Потому что активность духа воздействует и на душу, и на психическое состояние, и на нервную систему. Она пробуждает в душе много таких движений, которых, может быть, и не было раньше. Когда человек постоянно творит умную молитву, в нем начинает пробуждаться сокровенное, с чем человек в своей практике, возможно, и не сталкивался.

Есть такой закон в физическом мире — чем мощнее и чем больше какое-то энергетическое движение, тем больше в него вовлекаются окружающие сферы. Так же и молитва Иисусова. Если делать ее с каким-то усилием, с каким-то напряжением, то она может пробудить очень много из чувственного мира и из мира воображения, особенно если мы не имеем покаянного чувства. Весь негатив, который пока сокрыт, придет в движение и может пагубно повлиять на душевное состояние человека.

Определить, правильным ли путем идет человек в своем молитвенном делании, можно по плодам. Плодом неправильной молитвы может стать гордыня ума. Человек начинает делать все напоказ, старается всем показать, что он долго молится, что он умеет творить Иисусову молитву.

В Евангелии сказано: если хочешь Богу принести сердечную молитву, «…вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолись Отцу твоему, иже в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6: 6). Если человек не войдет в свою внутреннюю клеть со смирением, с глубокой верою, с покаянным чувством, со вниманием, то это занятие выльется у него или в фарисейство, или в гордое самоутверждение.

Часто в такой ситуации у людей начинается нервное расстройство, заметное со стороны, — нервные резкие движения, возбудимость, желание что-то доказать, поспорить. Это тоже показывает, что человек неправильно творит молитву.

Нельзя вступать в духовный мир без рассуждения. Каждый шаг должен быть проверен и духом Евангелия, и духом заповедей Господних, традицией и учением Церкви, мыслями святых отцов. У человека должно быть ясное состояние разума, чтобы он видел правильные и ложные пути.

Самодвижное делание

В молитве происходит единение всех наших способностей. Иногда у человека активизируется воображение, и ему кажется, что это духовное парение. На самом деле оно может быть не духовное, а только мечтательное. Духовники, делатели Иисусовой молитвы, всегда предостерегали от этого соблазна.

Я считаю, что в творении Иисусовой молитвы пользоваться четками необходимо и очень важно. Когда пальцы держат четки и ты произносишь молитву словесно — это помогает все силы направить на молитву, не рассеиваться. Сердечное внимание, словесное произношение молитвы, перебирание четок — все это вместе помогает вовлечь в молитвенное обращение все силы души. Даже когда мысль готова отстраниться, ты чувствуешь, что четочка тебе не дает. Ты ее крепко держишь, и она через это ощущение порядка следования молитвы помогает даже мысли не рассеиваться.

Если при чтении молитвы сливаются в словесную массу и перестаешь ее понимать — такую молитву нужно прекращать. Как только при чтении молитвы возникает разброд мысли, невнимание или какая-то апатия — вроде мне не хочется читать, не могу — все, надо тут же прекращать. Лучше прочитать пятьдесят молитв и успокоиться, чем прочитать триста на уровне механического движения.

Иногда можно читать Иисусову молитву на службе. Те, кто занимается молитвой, могут прийти на такой уровень — когда спишь, просыпаешься, а молитва продолжается. Ты даже не знаешь, заканчивалась ли она или не прекращалась и идет сама. И вот когда человек достигает такого состояния, он может даже стоять за литургией, внимательно слушать слова литургических молитв, а в сердце сами звучат слова: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Это самодвижная молитва. К ней приходят от внимательного, благоговейного призывания Имени Божьего, когда молитва захватывает все уровни подсознания.

Молиться — наша обязанность. Святые отцы говорят, если тебе дается благодать — молиться легко, ты прямо на крыльях летаешь. Если благодать отнимается — молиться трудно. Даже может быть дух противления молитве. Ну что же, терпи. Говори: «Господи, я недостоин молитвенного обращения. Я прогневал Благость Твою». Если дух противления сильно взойдет на тебя — смиряйся, и он отступит. Потому что глубокая молитва всегда вызывает искушения. Как если свечу поставить — сильный ветер может ее задуть. Так и молитвенные огоньки демоны сдувают. Но нужно этот огонек в себе снова воспламенять. Хоть маленький, но он должен теплиться в душе постоянно. Лампадка горит в глубине сердца — и этого довольно.

Подготовила Екатерина Степанова

Источник: «Нескучный сад»