Как научить ребенка молиться
Содержание
- Как научить детей молиться?
- Как учить детей молитве
- С молоком матери
- Всю жизнь наполнять молитвой
- Укрепить, а не сломать
- Текст молитвы “Символ Веры”:
Как научить детей молиться?
Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.
С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.
Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.
Как всегда в воспитании ребенка, в том числе и молитвенном, Православие предлагает родителям и учителям метод «золотой середины». Нельзя чрезмерно баловать ребенка, потакать его слабостям и зарождающимся страстям, но и не стоит воспитывать дите в излишней строгости и жесткости. Оно может сломаться и озлобиться или отстраниться от навязываемой ему науки. Так, например, случилось с Чеховым. Отец заставлял маленького Антошу петь в церковном хоре, вплоть до порки. В итоге у Антона Павловича сложились довольно непростые отношения с религией. Насилие, как физическое, так и психическое, до добра еще никогда не доводило. Нужно помнить, пожалуй, главную истину педагогики. Ребенок чаще всего воспринимает не то, что мы ему говорим, а то, как мы ведем себя в жизни. И копирует наше поведение. То есть мы видим здесь прямое подтверждение принципа «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Ребенок меряет нашу веру нашими же делами. И проверяет, насколько они соответствуют словам.
В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.
Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.
Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.
Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.
С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.
Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.
Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.
Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.
Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.
Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.
Как учить детей молитве
С молоком матери
— Отец Игорь, с какого возраста нужно начинать учить детей молитве? И с чего, собственно, начинать?
— Зачатие ребёнка — это уже рождение новой жизни в утробе материнской. Новая жизнь начинается только по благословению и воле Божией. А значит, если православная мама молится дома, ходит в храм Божий, старается по мере возможности своего положения поститься во славу Божию — тогда этот маленький ребёночек уже начинает учиться молитве, посту. Когда мама готовится ко причастию, исповедуется — в какой-то мере малыш тоже участвует во всём этом. Он присутствует с ней на богослужении — слышит песнопения, удары колокола, евангельское слово. В какой-то степени он тренируется и в молитве.
После рождения он становится субъектом, самостоятельной частью Церкви, и когда мама молится рядом с ним, молится во время его кормления — ребёнок тоже всё воспринимает и учится молитве с молоком матери в прямом смысле этого слова. И потому когда мама настраивается на молитву, ребёнок тоже участвует в ней, общаясь с Господом. Ведь в молитве мы собеседуем с Богом. Он не где-то в сторонке — Он в нас, так как Сам говорит: «Ваше тело есть храм Божий, в котором содержится благодать Духа Святаго».
После рождения и крещения ребёнка православные родители, крёстные приносят его ко причастию Тела и Крови Христовых, и всё это — комплекс учёбы, духовного возрастания в молитве и в посте. Ведь пост распространяется и на младенцев, когда по мере возрастания они на всё большее время остаются без еды перед причастием. Сначала это час — чтобы грудничок не срыгивал, после время увеличивается. С возрастанием ребёнка усугубляется и аскетичность его поста, и к 7 годам маленький человек уже готов причащаться натощак — ему это не сложно.
Всю жизнь наполнять молитвой
— Когда ребёнок подрос, какой молитве его учить — каноническим текстам или, как говорится, «от себя», то есть своими словами?
— Если всё происходит так, как мы говорили, и ребёнок становится соучастником духовной жизни мамы, то каноническую молитву он слышит постоянно. Пусть краткую — Иисусову молитву, «Богородице Дево, радуйся!» или правило Серафима Саровского. Даже если ребёнок будет слышать молитвы в кратком объёме, он запомнит их.
Если учить молитве от сердца, «от себя», то в любом случае мы придём к такому времени, когда ребёнка придётся научить и канонической молитве. На мой взгляд, учить нужно канонической молитве, а потом уже, когда он освоит азы, можно учить тому, как произнести немногословную молитву от сердца. Лучше идти от фундамента — канонической молитвы.
— Некоторые родители могут возразить: ведь дети могут не понимать слов канонической молитвы, и тогда будут молиться автоматически.
— В этом случае можно прибегнуть к комплексному изучению. Пусть в жизни малыша присутствуют краткие молитвы. «Господи, помилуй моих близких и родных!» — помолится малыш и перечислит маму, папу, брата, сестру. Но наряду с молитвой от сердца должна присутствовать и молитва каноническая, которая будет цементировать наши духовные начинания, чтобы они были более крепкими, более глубокими — это каноничность даёт сама по себе.
— Если родители не молились с момента зачатия — например, позже воцерковились, — как и где ребёнку лучше учиться молитве? В храме? Или дома? Или, может быть, лучше это отдать профессионалам — учителям воскресной школы?
— И дома, и в церкви, и в воскресной школе! Это тот комплекс, который будет давать полноту познания православной веры и молитвы. Нельзя обойтись только какой-то одной молитвой — домашней или церковной. Все эти моменты дополняют один другой и не являются взаимоисключающими. Молясь дома с родителями (утром, вечером, перед едой и после, перед началом и после окончания дела), прибегая к соборной молитве в церкви, молясь в школе воскресной — ребёнок учится всю свою жизнь наполнять молитвой. Всё это даст свои навыки, свои плоды.
— Отец Игорь, что вы как опытный родитель посоветуете родителям православных школьников — как ориентировать детей в светской школе? Допустим, ребёнок привык молиться перед едой и после, но в общественной столовой он смущается делать это.
— Нужно учитывать общество, в котором учится ребёнок. Как класс относится к таким вещам, учителя. Если есть возможность, классный руководитель воцерковлён, в классе есть контингент детей, которые ходят в храм, — почему нет? А если единомышленников нет — молитва должна быть совершена однозначно, но сделать это нужно про себя.
Укрепить, а не сломать
— С какой интенсивностью нужно увеличивать детское молитвенное правило?
— Вообще, детское правило — самое простое. На мой взгляд, его не надо увеличивать, главное — чтобы оно было систематичным и регулярным.
— А что должно его составлять? Какие молитвы?
— Как правило, это должны быть краткие молитвы. Сейчас доступен большой объём детской духовной литературы, в частности — детские молитвословы, на которые можно ориентироваться. Также есть детские Библии, Евангелия, послания апостолов, жития святых, адаптированные для разного возраста — всё это можно изучать с детками. Главное, чтобы это было систематично и регулярно, что обеспечит духовную дисциплину, без которой движение вперёд любого человека — маленького или взрослого — невозможно.
Нужно смотреть и на ребёнка — сколько он способен выстоять на молитве. Один может постоять, другому нужно сидеть, один выдержит пять минут — и его внимание рассеивается, другой в том же возрасте выдержит 10-15 минут молитвы. Важно учитывать особенности психики, характера ребёнка. Ни в коем случае не должно быть крайностей.
Нельзя переусердствовать, но и слишком лояльное отношение тоже неполезно. Нужно найти такую середину, при которой ребёнку будет не тяжело и интересно. Важно, чтобы ребёнок потрудился, ведь в духовном делании понуждать себя необходимо. К этому мы должны стараться приучать своих детей, это нужно им разъяснять. Очень важно рассказать, зачем и кому нужна молитва! — Для нашего блага, спасения важно молиться Богу, Тому, Кто нас создал (в этом случае можно обратиться к детской Библии или Закону Божию).
— То есть если ребёнку не интересно, не хочется молиться — нужно не настаивать, но стараться привести его к пониманию необходимости молитвы?
— Да, нужно создать ему такие условия, когда он хоть пять минут будет участвовать в молитве. Беседы, рассказы, чтение детской духовной литературы, которая сейчас не только доступна, но и очень грамотно составлена и красочно оформлена — всё это средства. Просто посмотреть картинки — это уже возможность привлечь внимание. А заинтересовав картинкой, можно уже рассказать что-то необходимое для ребёнка. Например, сейчас появилось много книжек с детскими стихами, которые учат основам православия, и родители могут не «читать лекции», а прочитать рифмованные строчки, что детям нравится гораздо больше.
Так что в этом отношении, как и в любой области педагогики, должен быть элемент игры, творческий подход. Например, не хочет ребёнок читать «Отче наш». Мы почитаем с ним православную книжку, посмотрим в ней картинки, поговорим об этой молитве — разве не лучше поступить так, чем через слёзы и конфликты поставить малыша на молитву? В этом вопросе важно не переусердствовать, не перегнуть палку, не сломать — ведь потом так сложно будет выровнять все эти перекосы!
Вообще, было бы замечательно, если бы родители относились творчески ко всем сферам детской жизни: выполнению уроков, навыкам труда. Беседа, разъяснение, игра всегда лучше принуждения.
— Есть родители, которые очень любят длительное молитвенное правило и активно привлекают к этому детей. Как вы считаете, где грань разумного в этом вопросе?
— Как уже было сказано, задача родителей — найти золотую середину, которая будет оптимальной и наиболее радостной для ребёнка. Мы, взрослые, молимся в соответствии со своими духовными возможностями. А они — дети, они только становятся на этот путь, наша задача — укрепить их, но не сломать. Не нужно возлагать наши труды на детские плечи — это будет перебор, крайность, ничего общего с золотой серединой не имеющая. По мере возрастания можно пытаться привлекать их к своему молитвенному правилу. Но опять же: нужно смотреть на способности. Нельзя дать двоечнику задание отличника, как и наоборот. К этим вопросам нужно подходить очень мудро, ни в коем случае не уравнивая детей между собой.
Возможно, будет удобно какие-то правила вычитывать только ребёнку, а за какие-то браться вместе.
— Чему нужно учить ребёнка кроме молитвы? Я имею в виду духовную почву, базу, которая должна быть у маленького христианина.
— Закон Божий для детей. Без знания Закона Божия невозможно духовно развивать ребёнка. Необходимо изучать историю православия, нашей Церкви. Важно читать Библию для детей, Евангелие для детей. Думаю, это чтение будет полезно и родителям.
Для наших читателей: как выучить молитвы наизусть? с подробным описанием из различных источников.
Добрый день! На связи с вами снова Павел Палагин.
Я недавно второй раз стал Крестным папой, и перед крещением меня попросили выучить молитву “Символ веры”. Она состоит из 12 небольших частей и я ее выучил за 2 поездки в метро с помощью мнемотехники. Это заняло так много времени, потому что в молитве сложные окончания (по сравнению с русским языком), и их произношение надо было отточить отдельно. Но оказалось, что не всем она так быстро и легко дается. И есть люди (будущие крестные), у которых этот процесс проходит не так гладко и быстро. Эта статья пишется для того, чтобы помочь вам быстрее и лучше выучить эту важную молитву, описывающую догматы Христианской веры.
Сразу оговорюсь для тех, кто спросит себя о том, насколько мне дозволено рассуждать о символе вере и правилах его запоминания. Я христианин, одна из моих профессий – я помогаю людям использовать как можно больше потенциала их памяти для улучшения своей жизни. Когда 1 текст страницы А4 дословно запоминается не зубрежкой за неделю, а за пару десятков минут в долговременную память. Подробнее об этом вы найдете на других станицах этого блога, или на моем бесплатном занятии.
Поэтому здесь вы найдете Саму Молитву, и методы, которые помогут вам ее лучше запомнить. Поехали.
Текст молитвы “Символ Веры”:
Ве’рую во еди’наго Бо’га Отца’, Вседержи’теля, Творца’ не’бу и земли’, ви’димым же всем и неви’димым.
И во еди’наго Го’спода Иису’са Христа’, Сы’на Бо’жия, Единоро’днаго, И’же от Отца’ рожде’ннаго пре’жде всех век; Све’та от Све’та, Бо’га и’стинна от Бо’га и’стинна, рожде’нна, несотворе’нна, единосу’щна Отцу’, И’мже вся бы’ша.
Нас ра’ди челове’к и на’шего ра’ди спасе’ния сше’дшаго с небе’с и воплоти’вшагося от Ду’ха Свя’та и Мари’и Де’вы, и вочелове’чшася.
Распя’таго же за ны при Понти’йстем Пила’те, и страда’вша, и погребе’нна.
И воскре’сшаго в тре’тий день по Писа’нием.
И возше’дшаго на небеса’, и седя’ща одесну’ю Отца’.
И па’ки гряду’щаго со сла’вою суди’ти живы’м и ме’ртвым, Его’же Ца’рствию не бу’дет конца’.
И в Ду’ха Свята’го, Го’спода животворя’щаго, И’же от Отца’ исходя’щаго,
И’же со Отце’м и Сы’ном спокланя’ема и ссла’вима, глаго’лавшего проро’ки.
Во еди’ну Святу’ю, Собо’рную и Апо’стольскую Це’рковь.
Испове’дую еди’но креще’ние во оставле’ние грехо’в.
Ча’ю воскресе’ния ме’ртвых, и жи’зни бу’дущаго ве’ка. Ами’нь.
Как запомнить “Символ Веры” за 3 шага:
1. Понимание. Сначала рекомендую прочитать его толкование, и понять смысл каждой строки в Символе Веры. Когда у вас будет понимание того, о чем в нем говорится, вам будет гораздо проще его выучить. Ну и дополнительно, у вас будет больше понимания основ Христианской веры. Хорошее и подробное толкование есть по этой ссылке:
2. Найдите аудио источник. Когда вы поняли суть Символа Веры, то своими словами вы уже сами можете пересказать его содержание. Но в молитве важна суть и форма. Поэтому следующим шагом будет нахождение аудио источника, который правильно и мелодично произносит символ веры. После этого вам нужно начать произносить символ веры вместе с ним.
Я вбил “символ веры” в контакте, и нашел много аудиозаписей этой молитвы. Больше всего мне понравилась запись “Хор Троице-Сергиевой лавры – Символ веры”. По-моему, если вы кликните на эту ссылку и вы будете в контакте, то вы тоже найдете эти записи сразу же. Начните им подпевать.
3. Создайте образ молитвы в себе. Когда у вас есть понимание и аудио источник, то у вас есть все для “зубрежки”, а не для быстрого запоминания. Для запоминания вам еще нужно создать образ этой молитвы в вашей голове, и на него наложить звук самой молитвы. Другими словами, вам нужно сжать молитву до небольшой логической истории, которая будет сопровождать произнесение каждой из частей молитвы. Я поделюсь с вами моей историей на каждую из частей “Символа Веры”, которая помогла мне.
Как с этим работать: представили образ, произнесли часть молитвы к этому образу. Представили следующий образ – произнесли звук.
Ве’рую во еди’наго Бо’га Отца’, Вседержи’теля, Творца’ не’бу и земли’, ви’димым же всем и неви’димым.
Представьте Бога Отца (которого рисуют в детской библии), который сотворил небо и землю. И после этого произнесите эти строки.
И во еди’наго Го’спода Иису’са Христа’, Сы’на Бо’жия, Единоро’днаго, И’же от Отца’ рожде’ннаго пре’жде всех век; Све’та от Све’та, Бо’га и’стинна от Бо’га и’стинна, рожде’нна, несотворе’нна, единосу’щна Отцу’, И’мже вся бы’ша.
Представьте рядом с Богом Отцом Иисуса Христа, который всегда с ним был(прежде всех век), в свете, и произнесите строки молитвы.
Нас ра’ди челове’к и на’шего ра’ди спасе’ния сше’дшаго с небе’с и воплоти’вшагося от Ду’ха Свя’та и Мари’и Де’вы, и вочелове’чшася.
Далее представьте, как Иисус спустился с небес и у Марии появился младенец (вочеловечшася).
Распя’таго же за ны при Понти’йстем Пила’те, и страда’вша, и погребе’нна.
Младенец Иисус вырос, и при Понтии Пилате был распят и погребен.
И воскре’сшаго в тре’тий день по Писа’нием.
И возше’дшаго на небеса’, и седя’ща одесну’ю Отца’.
Затем Иисус воскрес, вознесся на небеса и там стал справа от Отца (рядом с Отцем).
И па’ки гряду’щаго со сла’вою суди’ти живы’м и ме’ртвым, Его’же Ца’рствию не бу’дет конца’.
Там они ждут, когда снова продут на землю уже во второй раз.
И в Ду’ха Свята’го, Го’спода животворя’щаго, И’же от Отца’ исходя’щаго,
И’же со Отце’м и Сы’ном спокланя’ема и ссла’вима, глаго’лавшего проро’ки.
Пока они ждут, вокруг них находится Святой Дух, от имени которого на земле говорят пророки.
Во еди’ну Святу’ю, Собо’рную и Апо’стольскую Це’рковь.
И делают они это в церкви.
Испове’дую еди’но креще’ние во оставле’ние грехо’в.
В церкви люди проходят обряд Крещения и оставляют свои грехи.
Ча’ю воскресе’ния ме’ртвых, и жи’зни бу’дущаго ве’ка. Ами’нь.
И все ожидают воскрешения мертвых, и жизни будущих веков. Истинно так(аминь).
Это мой вариант того, как можно представить образно Символ Веры. Он похож на изложение Библии для детей (кто еще не знаком с Христианством, но хочет познакомиться – это очень хороший вариант для начала познавания основ). Каждый из вас понимает, что Библия для детей претендует не на полноту, а на простое изложение важных истин и сути.
Так и мое изложение претендует лишь на то, чтобы вы прочитали трактование Символа Веры и запомнили его с помощью предложенных мною образов.
4. Припоминание. После того, как вы наложили на простую образную историю молитву “Символ Веры”, то сначала повторите ее раз 5-10 вместе с аудио. А потом без аудио, в воображении следя за историей, воспроизведите ее сами. Желательно делать припоминания не за 1 раз, а 4-5 раз через разные промежутки времени. Когда именно – я писал в своей отдельной статье:
Кто воспользуется этим способом, напишите пожалуйста о результатах в комментариях.
Кто вообще заинтересовался темой улучшения вашей памяти, приходите на наши открытые и бесплатные занятия. Сильная память поможет вам помнить вашу жизнь и сделать больше хороших дел за все время, которое вам отпущено на этой земле.
Открывайте лучшее в себе и будьте счастливы!
Людей, которые недавно пришли к вере, часто интересует ответ на вопрос: какие молитвы надо знать? По этому вопросу лучше посоветоваться со своим духовником, если таковым еще не успели обзавестись, то с любым священником того храма, куда Вы начали ходить.
Однако существуют базовые необходимые молитвы, которые нужно знать каждому православному христианину. Найти их можно в любом молитвослове. Это Отче наш, Богородице Дево, радуйся, Трисвятое, молитва Ангелу-хранителю, молитва святому, в честь которого Вы названы (небесному покровителю).
Тексты этих православных молитв просты, и выучить их может даже ребенок. Найти их можно в православных молитвословах для мирян, продающихся в иконных лавках и интернет-магазинах, специализирующихся на продаже церковной литературы.
Необходимые молитвы нужно выучить наизусть
Кроме перечисленных самых необходимых молитв, Вы можете выбрать еще те молитвы из молитвослова, которые Вам особенно нравятся. Нет ничего греховного в том, что одни молитвы нравятся больше других, ведь это зависит от темперамента: одному нравятся молитвы эмоциональные, а другому – сдержанные, лаконичные.
По прошествии некоторого времени можно включить в список необходимых молитв некоторые псалмы, оберегающие от опасности. Большинство священников сходятся в том, что такими псалмами являются 26-й, 50-й и 90-й. Сильная защитная молитва, которую со временем также можно причислить к молитвам, которые нужно знать наизусть – молитва Честному и Животворящему Кресту Господню Да воскреснет Бог. Не забывайте, что любые изменения в Вашем молитвенном правиле следует согласовывать с духовником или приходским священником.
Список необходимых православных молитв зависит от возраста
Если у Вас есть дети, составьте для них тоже список необходимых молитв. Пусть их будет совсем немного: одна, две или три, но договоритесь с ребенком, что он обязательно будет читать их утром и вечером, поскольку в вопросе молитвы регулярность важнее количества. То же самое касается и взрослых.
Увеличивайте количество молитв, которые необходимо знать, постепенно, не торопитесь брать на себя трудновыполнимые подвиги – попытка прыгнуть выше головы в вопросах духовной жизни очень часто может нанести непоправимый вред.
Читать текст необходимых каждому верующему молитв
Самая сильная православная молитва Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава
Отца, и Сына, и Святого Духа во веки.
Аминь.
Утренняя молитва
(Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси):
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
(Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:
Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному (Поклон) .
Молитва предначинательная
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь.
СлаваТебе, Боже наш, слава Тебе.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Трисвятое
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Молитва Пресвятой Троице
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй (Трижды). Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Молитва Господня
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Песнь Богородицы
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Слушать на видео нужной каждому молитвы псалом 50
Псалом 50
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил мне еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечистивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже, спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожигаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
Православная молитва Символ веры
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и стадавша, и погребенна. И воскресша в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию небудет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Тропарь Кресту и молитва за Отечество
Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Молитва о живых
Молитва о усопших
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
В конце всякого молитвословия и всякого дела
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.
Иисусова молитва
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчей, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящие, от сряща, и беса полуденного. Падет от страны твоея тысяча, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохрани тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Каждому крещеному в православной вере человеку обязательно нужно знать три молитвы. Конечно, существуют молитвословы, в которых указаны “молитвы на всякую потребу” – утренняя, на начинание всякого нового дела, молитва перед трапезой и многие другие. Не всякий знает их наизусть, и вполне допустимо обращаться к молитвослову и творить молитвы на потребу по-печатному. Однако, эти три молитвы православный должен знать наизусть, чтобы возможно было прочитать их в любой момент своей жизни и научить им других.
– Молитвы утренние и вечерние. Последование к святому причащению
– Символ веры. С пояснениями.
– Краткий молитвенник начинающего православного
Начальная, Трисвятое, Словословие, Отче наш | скачать | |
Символ веры | скачать |
1 Главная молитва христианина – “Отче наш”
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
2 Молитва мытаря
Боже, милостив буди мне грешному.
Эту молитву очень легко запомнить.
3 Славословие Пресвятой Троице
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
4 Молитва Деве Марии – “Богородице, Дево, радуйся”
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие,
Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
5 Молитва “Символ веры”
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
И воскресшаго в третий день по Писанием.
И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедую едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.
Аминь.
6 Иисусова молитва – молитва-обращение к Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго
Следует творить молитвы на церковнославянском еще и потому, чтобы восприятие Ваше не затмилось символами языка, на котором мы говорим ежедневно.
Церковноязычная молитва настраивает на смирение и возвращение к истокам – веками неизменные слова живут в нашей родовой памяти.
Творите молитву в храме и келейно (в дому своем), а если думаете о том, когда, как и зачем молиться – прочтите ежедневную молитву святителя Филарета .
В этих словах есть умиление и утешение для страждущей о молитве душе.
7 Молитва святителя Филарета
Господи, не знаю, чего мне просить у Тебя.
Ты един ведаешь, что мне потребно.
Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я просить не умею.
Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою.
Сердце мое Тебе отверсто.
Ты зришь нужды, которых я не знаю.
Зри и сотвори по милости Твоей.
Порази и исцели, низложи и подыми меня.
Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.
Приношу себя в жертву Тебе.
Нет у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою.
Научи меня молиться, Сам во мне молись!
Аминь.
Материал создан: 16.02.2015
создано на основе этого материала
нашла на сайте Материнство:
Подобаетъ всегда молитися
Завет Спасителя – всегда молиться. Молитва – это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.
По ритму дыхания судят о здоровье, и как боятся родители, когда дыхание ребенка затрудняется и ему грозит удушье (болезнь «круп»). Но несравненно более мы должны бояться отсутствия или прекращения у детей дыхания духовной жизни – молитвы. Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно поддерживать и углублять ее.
С первым пробуждением сознания, т. е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге как Источнике жизни, всех благ и добра и начать учить его молиться. Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова – хвала Творцу («слава Тебе, Господи, слава Тебе»); первая беседа – молитва – приношение Богу в положенной мере своих славословий и прошений; первое вкушение в течение дня – это причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфора, антидор, артос).
При возрастании ребенка первым его чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым посещением в праздник – Божий храм.
Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего первородного – посвящения Ему первенцев и приношения Ему всех начатков .
Святой Иероним так пишет к вдове Лидии: «Радость матери-христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то время, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу; поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием».
Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении домашних молитвенных правил, в вознесении к Богу кратких молитв в течение всего дня и в посещении церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.
Обычно дети начинают учиться молиться с «Богородицы». И это правильно: Матерь Христа – Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка – «мама» и «папа», так и первые беседы его с Богом должны составляться из «Богородицы» и из «Отче наш». Одновременно следует приучать его молиться за близких.
Вместе с началом молитвы должно учить ребенка крестному знамению. Святой Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками». Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и делалось тщательно.
С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Преподобный Серафим учит мирян совершать правило три раза в день – утром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть, слишком обремененных трудом и имеющих мало времени, это правило заключает в себя: три раза «Отче наш», три раза «Богородице» и один раз «Верую».
Отроки, вполне овладевшие грамотой, для утра и вечера могут взять установленные Церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставить правило преподобного Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем времени для уединения.
Совершение утреннего и вечернего правила потребует от детей при неторопливом чтении около 10-15 минут для каждого правила. Не будет ли это слишком трудно и долго? Выше уже указывалось, что количество молитв надо увеличивать постепенно, по мере роста ребенка.
Искусство воспитания детей (как и перевоспитания взрослых) требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно. Вспомним, с какой постепенностью авва Дорофей приучал своего ученика Досифея к воздержанию в пище. Авва убавлял его порцию очень понемногу и лишь после того, как Досифей привыкал к предыдущему сокращению пищи. Так и в данном случае – постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит к нему детей, и оно не будет казаться им длинным.
Вместе с тем, следует предостеречь тех родителей, которые думают, что продолжительности молитвословия не требуется и нужно лишь качество. Святые отцы Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов и др. указывают, что качество нашей молитвы низко и что его надо восполнять количеством, восходя через него к качеству.
Один из святых отцов говорит: «Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу. А за внешнее Господь даст нам и внутреннее» (т.е. видя наше терпение в совершении длительного правила, Господь даст нам и внимательность в молитве, и теплоту чувства).
При добавлении в правило новых молитв их нужно объяснить. Когда дети подрастут, им следует рассказать историю происхождения молитв, и познакомить с жизнеописанием их авторов.
Читая «Святый Боже», малыши будут слышать песнь ангельских хоров, виденных мальчиком в Константинополе при патриархе Прокле; начиная «Достойно», будут переноситься в убогую афонскую келью, где впервые раздалось начало этой молитвы в устах Архангела Гавриила; читая внимательно прошения в вечернем правиле, они вспомнят о Великом Златоусте и т. д.
В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи вместе с домашними слугами. Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли. Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если возможно, то и утреннее правила сделать общими для всех членов семьи.
Чтение правила можно поручить подросшим детям, чтобы они принимали в молитве живое участие. Если взрослых детей несколько, то каждый из них читает в очередной для него день. Родители при этом должны научить детей правильному и внятному чтению и следить за тем, чтобы оно было неторопливо.
С отроческого возраста необходимо приучать и к поклонам, поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве: усилиями тела дополняются слабость внимания и нечувствие сердца. Обычай коленопреклонения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманском саду «паде на земли, и моляшеся» . Поэтому коленопреклонение во время молитвы существует со времен первых христиан.
Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве, приучая детей стоять прямо и со взором, устремленным на иконы. Платье молящихся должно быть также в порядке. Внешняя собранность помогает и внутренней. Древние христиане тщательно подготовляли себя к молитве и считали необходимым мыть перед нею свои руки: они живо переживали чувство, что являются перед лицом Небесного Царя и нельзя предстать перед Ним со следами небрежности и нечистоты как с внутренней, так и с внешней стороны.
Очень хорошо общее правило заканчивать совместным пением таких молитв, как, например, «Заступница усердная», «Под Твою милость», тропарей семейных святых и т. п.
Чтобы оживить усердие детей к молитве, хорошо рассказывать им о тех случаях, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождаясь иногда чудесами. Такой случай был, например, в детстве с преподобным Александром Свирским. Ему, как и преподобному Сергию, не давалась грамота. Это сильно огорчало отрока. Однажды со слезами он молился в храме о раскрытии своего разумения и услышал голос: «Встань, ты получил чего просил». С этого времени он легко стал понимать книжную мудрость.
Помимо утреннего и вечернего правила, детям следует заучить ряд молитв для чтения при различных случаях в течение дня. Сюда относятся молитвы перед едой и после нее, перед учением и после него, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарение за благодеяния Божии, тропарь своего святого. Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить псалмы «Живый в помощи Вышняго» и «Господь просвещение мое» .
Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необходимо с раннего возраста брать его в церковь на богослужения. Он не будет тяготиться, если привыкнет с детства бывать на них от начала до конца. Для отроков необходимо посещение воскресных и праздничных всенощных и литургий. Христианская семья первых веков молитве посвящала ночи.
Если детям трудно стоять на службе, им надо объяснять, что Господь требует от нас терпения и что «uзкая врата и тэсный путь вводяй въ животъ» .
Не стоит устранять подросших детей и от ночных богослужений, когда они положены Церковью (например, на Страстной неделе, на Пасху, перед Рождеством).
Хорошо вспомнить при этом случай, который произошел со святым Григорием Нисским, когда тот еще был мальчиком. Все семейство Григория участвовало в торжественном ночном богослужении, устроенном в часовне при их доме в честь перенесения туда мощей «сорока мучеников».
Григорий ушел со службы и уснул в ближайшей беседке, но был разбужен страшным сновидением. Как будто он хочет войти в сад и принять участие в богослужении, однако воины-мученики не пускают его и хотят наказать жезлами. Напуганный мальчик прибежал к урне с мощами и с плачем стал просить у Бога и у мучеников простить его леность.
Придя из церкви, детям надо объяснить то, что они не поняли из слышанного. Мать Задонского затворника Георгия имела обыкновение по возвращении домой из церкви спрашивать сына, какое Евангелие читали за литургией. Она ласкала мальчика, когда видела из его ответов, что он был в церкви внимателен, и слегка наказывала за невнимание.
Кроме праздничных дней, детям надо посещать службы Страстной и Святой недель и богослужения в дни своего Ангела, своего рождения и семейных событий (похорон, крестин и т. п.). Сюда следует добавить посещение церкви перед началом учения, молебнов и т. п. Ребенок должен сродниться с богослужебным кругом и усвоить, что вся его жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы Церкви.
Трогательные песнопения и обряды нашей Православной Церкви необычайно живо и на всю жизнь запечатлеваются в детском сердце. Кто не помнит Пасхальной заутрени с ее непередаваемым торжеством – торжеством жизни над смертью; весенних вечеров Вербной субботы, когда улицы полны богомольцами, идущими из церкви с вербами и зажженными свечами; крестных ходов с праздничным перезвоном колоколов; тех моментов богослужения, когда впервые в году запевают: «Христос рождается – славите…» или «Чертог твой вижду Спасе Мой украшенный…» и т. д.
К. П. Победоносцев пишет об этом так: «Счастлив тот, кого с детства добрые и благочестивые родители приучали к храму Божию и ставили посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровища на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом».
Нужно позаботиться, чтобы дети понимали песнопения и церковное чтение, и переводить им труднопонимаемые славянские слова и обороты. Со взрослыми детьми следует проводить беседы о значении и порядке церковных богослужений и знакомить с историей их возникновения. Господь учит нас постоянной молитве. «Непрестаннw молитеся…», – пишет и апостол Павел . «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», – говорит преподобный Исаак Сириянин. Поэтому недостаточно только исполнения домашних правил и посещений богослужений. И себя, и детей мы должны, по заповеди Спасителя, приучать к непрестанной молитве. Как это сделать?
Вот что советует епископ Феофан Затворник: «Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи», кончишь дело – говори: «Слава тебе, Господи» и не языком только, но и чувством… Так и во всяком случае. Или просто почасту повторяй: «Господи, помилуй», «Владычице, Богородице, помилуй мя», «Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня» или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воззвания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили…»
Епископ Феофан учит нас все дела совершать с мыслью о Боге, с сердечным чувством зависимости от Него и в непрестанной мысленной беседе-молитве о Нем. К привычке постоянно молитвенно обращаться к Богу следует приучать и детей. Так, например, приучена была к этому с детства преподобная Макрина (память 19 июля) – сестра Василия Великого. В ее жизнеописании говорится, что на устах девочки молитвенное пение было во всякое время дня: вставала она с постели или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения и псалмов.
В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед всякой едой и после нее, перед началом занятий и после них, перед выходом из дома, перед началом всякого дела и т. п. Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую сохранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).
Не будем бояться того, что подобные установления будут обременительны для детского возраста. История Церкви дает примеры высокой духовной зрелости уже в раннем возрасте. Такими были, например, преподобный Савва Освященный, основатель Лавры близ Иерусалима, восьми лет покинувший близких, чтобы поступить в монастырь (память 5 декабря), преподобный Феодор Сикеот, десяти лет начавший подвиги строгого поста и ночной молитвы и четырнадцати лет затворившийся в пещере (память 22 апреля). Московский митрополит Петр, двенадцати лет поступивший в монастырь. Отроковица Муза, отказавшаяся в детстве от игр и забав ради Богоугождения (память 16 мая), отроковица Мария – любимица преподобного Серафима, тринадцати лет поступившая в Дивеевскую общину и девятнадцати лет почившая в схиме, и многие другие, включая сюда многочисленный сонм юных мучеников и мучениц в возрасте от семи лет (Василиса, Вера, Надежда, Любовь, Кирик, Урван и др.).
Кто знает, какой путь назначен Богом нашему ребенку? Не будем же мешать ему придти ко Господу как можно ранее: в этом залог его быстрейшего духовного роста. Создадим такие условия, чтобы его сердце с самоro раннего возраста было открыто для Господа, Который говорит нам: «Се, стою при дверехъ и толку: аще кто uслышитъ гласъ мой, и tверзетъ двeри, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со мною» .
* * *
Есть еще совершенная форма непрестанной молитвы, которой занимаются преимущественно иноки. Это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
В первой части «Откровенных рассказов странника» имеется рассказ о том действии, которое оказала Иисусова молитва на одного мальчика. Мальчика вначале принуждали к молитве, но затем он сам стал охотно ею заниматься. Он так привык к ней, что сам искал уединения, чтобы ему не мешали молиться. Молитва в корне изменила характер ребенка: из шаловливого и резвого она сделала его молчаливым и кротким.
По свидетельству епископа Игнатия Брянчанинова, он уже в отрочестве занимался Иисусовой умной молитвой. Когда ему было 16 лет, она творилась у него уже самодейственно. «Бывало, с вечера, – рассказывал он впоследствии о себе, – ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не прекращая ее, встанешь утром…»
Естественно, что дети не могут приучаться к этой молитве без опытного руководителя. Но если это имеет место и если есть соответствующая склонность у отрока, то нет препятствий для насаждения в нем Духа Святого этим путем, обеспечивающим верное и быстрое достижение цели.
Из книги Н. Пестова “Православное воспитание детей”
Назад к списку
Добавить комментарий