Как научиться не любить

Настройка души. Можно ли научиться любить ближнего, если не знаешь, что такое любовь?

Три банкрота

Как это ни печально признавать, но неспособность любить является общим диагнозом для всего человечества. Чтобы убедиться в этом, совсем не обязательно заглядывать в душу всем и каждому. Даже самый поверхностный взгляд на историю любого народа, да и на мировую историю в целом, приводит к неутешительному выводу: люди гораздо более склонны обижать и мучить друг друга, чем — любить. Войны, революции, кровавые междоусобицы, убийства, насилие… На этом историческом фоне сам разговор о любви к ближнему может показаться возвышенной идеей, так и не осуществленной на практике.

Но не одна только история дает повод к подобному пессимизму. Литература также представляет нам целый ряд героев, чья неспособность любить является их главной художественной характеристикой. Тут и молодой повеса Евгений Онегин, с холодной легкостью отвергший искреннее и чистое чувство провинциальной девушки, а после невесть с чего вдруг застреливший своего лучшего друга. Тут и отважный Григорий Александрович Печорин, с помощью нехитрой, но подлой интриги похитивший несчастную черкесскую княжну, которая надоела ему спустя четыре месяца и вынуждена была жизнью заплатить за романтические забавы скучающего искателя приключений.

Но если отсутствие способности к любви у этих двух героев русской литературы еще можно как-то попытаться объяснить схожестью их характеров и общей наклонностью к скуке, то третий персонаж, которого бы хотелось упомянуть в этой связи, напрочь вываливается из подобного объяснения. Жизнерадостный прохиндей Остап Бендер — кипучий, деятельный и не склонный к рефлексии — в отношениях с женщинами, как это ни странно, в точности повторяет «подвиги» своих литературных предшественников, упомянутых выше. Сначала, подобно Печорину (влюбившему в себя Мери, а затем бросившему ее), великий комбинатор позорно убегает от полюбившей его дочери старого ребусника,

а после (как и опомнившийся к концу романа Онегин) безуспешно пытается напомнить оставленной им девушке

о ее былой любви.

Два самых известных литературных меланхолика и веселый жулик оказались удивительно похожи в своей неспособности любить. В чем же тут дело? Почему столь разные типы людей в важнейшей сфере своего бытия оказываются так одинаково и фатально несостоятельными?

Рассуждать об этом с различных точек зрения можно довольно долго. Однако если обратиться к христианству, ответ на такой вопрос найти совсем несложно.

Как теряют любовь

В Евангелии Христос ясно говорит, что потеря любви является прямым следствием уклонения человека от исполнения заповедей Божиих: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Очень важно понять, что само слово «беззаконие» в отношении заповедей имеет не юридический смысл по принципу: ты нарушил закон, Бог тебя за это накажет. Христианство говорит совсем о другом, духовном законе, который правильнее было бы сопоставить

с законами физики, химии, биологии и любой другой естественной науки. Ведь если человек, нарушая законы собственной природы, попытается сесть на раскаленную плиту, лизнуть железо на морозе или выпить серной кислоты, то вряд ли кому-либо придет в голову назвать печальные, но вполне естественные последствия такого беззакония — наказанием Божиим. То же самое происходит, когда человек пренебрегает духовными законами своего бытия. В сущности, все заповеди Евангелия как раз и являются такими законами, а вовсе не какими-то формальными и внешними по отношению к человеку требованиями. Нет,

в заповедях Господь лишь открывает нам принципы здорового существования нашей духовной природы, некую норму человечности, при соблюдении которой человек не будет вредить собственному естеству. Ну, в самом деле, разве вызовет у кого-то протест утверждение о том, например, что зависть или обида наносят вред, и прежде всего — самому завистнику или обиженному? Или что гневливый человек сам себе укорачивает жизнь? Да любая, даже самая далекая от христианства психологическая школа безоговорочно подтвердит сегодня истинность этих мыслей! Поэтому слова «грех» и «беззаконие» в Евангелии означают нарушение принципов нормального человеческого существования, которое неизбежно влечет за собой страдание, разрушение, смерть.

В общем-то, все заповеди лишь выявляют различные грани главного призыва Евангелия, который, наверное, известен любому культурному человеку — любите друг друга (Ин 34:13). Ведь на того, кого любишь, не станешь гневаться, ему не будешь завидовать, простишь ему любую обиду и никогда не станешь его осуждать. Таким образом, в заповедях изложены не какие-то отвлеченные истины — пускай и возвышенные, — а принципы деятельного проявления той самой любви, которой нам так не хватает в нашей жизни. Но что же происходит, если человек нарушает эти принципы? Об этом нетрудно догадаться по нехитрой аналогии: а что бывает, когда человек нарушает законы физики и пытается разжечь костер посильнее, усердно поливая его водой? Ответ очевиден: огонь погаснет. Ровно то же самое происходит и с любовью в сердцах тех людей, которые нормой своей жизни сделали нарушение закона любви, то есть — грех.

И если внимательно рассмотреть литературные истории жизни Онегина, Печорина и Остапа Бендера, то причину их неспособности к любви увидеть совсем несложно.

Так, по словам Пушкина, бедный Евгений самые чистые и естественные порывы молодости потратил на сомнительные похождения и бесконечные любовные интрижки:

Он в первой юности своей
Был жертвой бурных заблуждений
И необузданных страстей.

За восемь лет такой беспорядочной жизни Онегин довел себя до весьма печального состояния, когда женщина перестала быть для него тайной, желанной целью и радостным открытием:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут — мигом утешался;
Изменят — рад был отдохнуть.
Он их искал без упоенья,
А оставлял без сожаленья,
Чуть помня их любовь и злость.

Еще страшнее выглядит внутренняя жизнь Печорина, вернее, то, что он сам сделал с этой своей жизнью. Ведь не так уж и лицемерит Григорий Александрович, когда, рисуясь перед княжной Мери, проговаривает свое жизненное кредо: «Я был готов любить весь мир, — никто меня не понял: и я выучился ненавидеть». Здесь герой честно признает любовь ко всему миру — нормальным состоянием здорового, неиспорченного человека. Правда, вину за утрату этого своего здорового состояния Печорин пытается полностью переложить на окружающих. Но путь этот тупиковый и бесплодный. Ведь если мою душу искалечили другие люди, то, значит, и приводить ее в порядок должен не я, а они. Собственно, именно такой вывод и делает лермонтовский герой: «…если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви». Поставив способность к любви в зависимость от нравственности окружающих, «герой нашего времени» полностью отсек для себя возможность исцеления и пришел в поистине ужасное состояние, когда страдания другого человека, да и сама жизнь его становятся лишь забавой, топливом для эмоций, хоть как-то теребящих его ледяное сердце: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость».

Счастье — как насыщенная гордость! Бедный Печорин… Если бы он только знал, что гордость в принципе ненасыщаема и никогда не удовлетворится тем состоянием, в котором находится человек, сколь бы высоко он ни вознесся! По учению Церкви, нет более страшного нарушения закона любви, чем гордость, медной стеной отделяющая человека от всего мира, от других людей и от Самого Бога. Чтобы убедиться в истинности этого утверждения, достаточно просто перечитать страшные строки из дневника Печорина, приведенные выше.

Ну а неутомимый охотник за денежными знаками Остап Бендер лишил себя способности к любви иным методом, не менее разрушительным, чем блуд или гордость. На что же этот симпатичный литературный герой потратил весь пыл своей энергичной натуры, куда употребил таланты, которыми так щедро наделили его авторы? Об этом лучше всего сказал сам великий комбинатор в претенциозной эпитафии самому себе: «Он любил и страдал. Любил деньги и страдал от их недостатка». Вполне откровенный и точный диагноз. Любовь к деньгам в христианской традиции носит название сребролюбия. А о том, какую разруху производит сребролюбие в душе человека, прямо сказано в одном из посланий апостола Павла: А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые… сами себя подвергли многим скорбям (1 Тим 6:9–10).

В эту короткую цитату полностью укладывается вся трагикомическая история не только Остапа Бендера, но и многих других. История людей, которые в погоне за деньгами растратили свои многочисленные способности и энергию молодости, не создали семьи, не приобрели друзей… Ведь даже деньги, которые Бендер в конце концов сумел получить, не согрели его душу и не принесли счастья. Потому что не может стать счастливым тот, кто не способен любить.

Конечно, все эти герои не более чем плод писательской фантазии. Но ведь в том и притягательность настоящей литературы, что в образах вымышленных героев она показывает нам такие состояния человеческой души, на которые уже вполне реально отзывается наше сердце, наша совесть, наш жизненный опыт. И если быть с собой до конца честным, то многое из того, что лишило любви Онегина, Печорина и Остапа Бендера, мы в той или иной мере найдем и в своей жизни.

Как животное или — как Бог?

«Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть», — когда-то сказал Монтень. К сожалению, этот тезис как нельзя более уместен в разговоре о любви в случаях, когда под этим словом подразумевается все что угодно: бурная страсть, физическое влечение, мимолетная симпатия или просто какое-то неопределенное томление в душе. Учиться любви, имея о ней столь смутные представления, — столь же неблагодарный труд, как разгадывать кроссворд, в котором отсутствуют не только ответы, но и вопросы.

В целом слово «любовь» ассоциируется у современного человека с некими бурными переживаниями, радостью или слезами, трепетом и замиранием сердца, одним словом — с сильным эмоциональным волнением. И действительно, тот, кто хоть однажды был влюблен, знает это состояние, когда в любимом человеке вдруг сосредотачивается весь смысл твоего существования. Но куда же девается это волнение страстей спустя некоторое, иногда совсем непродолжительное время? Почему так часто со скандалом делят имущество муж и жена, которые еще совсем недавно жить не могли друг без друга?

Жизнь очень сложная штука, но все же, наверное, не последнюю роль в таких разочарованиях и семейных драмах играет как раз неправильное понимание людьми важнейшего вопроса: что такое любовь? Ведь если понимать любовь как эмоцию, то неизбежно придется признать, что, подобно всем прочим чувствам, она очень изменчива, неустойчива и зависима от множества внешних и внутренних факторов нашей жизни. Не выспался — и уже не до чувств. Переел — снова не до них. Пасмурная погода за окном, больной зуб, случайно сказанное слово, косой взгляд, падение уровня сахара в крови — все эти вещи, как и великое множество других, здесь не названных, постоянно влияют на наши чувства. И если ставить свою любовь к ближнему в зависимость от многообразных обстоятельств жизни, то сохранить такую любовь-эмоцию окажется невероятно трудной задачей.

К тому же эта любовь обладает одной не очень симпатичной характеристикой: нам свойственно испытывать ее либо к тем, с кем хорошо нам, либо к тем, кому хорошо с нами. Но стоит даже приятному нам человеку выразить хотя бы легкое недовольство в наш адрес, как сразу же вместо любви к нему в душе вспыхивают совсем другие эмоции. А уж если мы узнаем, будто этот человек сделал нам какую-нибудь откровенную гадость — тут уж только держись! Тогда начинается такая «любовь», которая для несчастной бесприданницы Ларисы Огудаловой заканчивается приговором: «Так не доставайся ж ты никому!» и пулей в сердце, для пылкой Кармен — ножом в груди, а для Дездемоны — смертью от рук ревнивого мужа. В общем, с любимыми, которые вместо удовольствия начали доставлять неудобства, очень часто все происходит по схеме известной фольклорной истории, когда некий хозяин любил свою собаку лишь до тех пор, пока она не съела у него кусок мяса. Можно было бы, конечно, списать все эти печальные события на бурную фантазию драматургов, да вот беда — реальные уголовные хроники всех газет мира во все времена переполнены подобными трагедиями.

Именно такую любовь, сведенную к эмоции, Христос решительно отвергает, говоря ученикам: …если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? (Мф 5:46).

Любовь-эмоция почти не отличается от инстинктов животного. Поэтому нормой человеческой любви Христос объявляет нечто неизмеримо более высокое и требующее от людей существенного волевого и нравственного усилия: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:43-45).

Но любить своего врага, руководствуясь эмоциями и чувствами, уже не получится, поскольку чувства эти будут прямо противоположными любви. И здесь кроется одно из главных отличий любви христианской от всех прочих ее пониманий и трактовок: евангельская любовь обязательно предполагает жертвенность. А жертвой в данном случае должен стать отказ от таких естественных человеческих чувств, как неприязнь и отвращение, которые мы обычно испытываем к своим врагам. Занятие это нелегкое и даже болезненное, но ведь и цель его безмерно высока: уподобиться в любви уже не животному, но — Богу.

«Проблема расширенного эгоизма»

Ну вот, похоже, и найдены нужные слова: любовь — как жертвенность, способность к самоотдаче. Казалось бы, вот оно — христианское понимание любви! Но и тут нас подстерегают скрытые опасности. Оказывается, жертвенность вполне возможна и при отсутствии любви к ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает христиан от подобного перекоса в восприятии Евангелия: если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор 13:3).

Возникает закономерный вопрос: а что же, собственно, может стать для меня причиной самопожертвования, если не моя любовь к ближнему? Ответ на это — тема для отдельного большого разговора, поэтому ограничимся здесь лишь одним его аспектом, который можно было бы условно назвать «проблемой расширенного эгоизма».

Дело в том, что, вкладываясь в объект своей любви, отдавая ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку начинает любить в нем именно этот свой вклад, а точнее — себя самого в любимом. В итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут включены мой муж или моя жена, мои дети, моя собака. Но в центре подобного отношения всегда будет этот злосчастный общий знаменатель — «мое». Такая любовь может превратиться в гордость, отделяющую нас и наших любимых от остального мира и уничижающую все, что находится за этой границей.

Убедительный пример такого расширенного эгоизма, принимаемого за любовь, можно увидеть в знаменитой сказке французского писателя Экзюпери, когда Маленький принц объяснял ничейным розам, в чем их отличие от его любимого цветка: «Вы ничуть не похожи на мою розу. Вы еще ничто… Вы красивые, но пустые. Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра… Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя».

Логика Маленького принца здесь предельно ясна: чем больше самого себя вкладываешь в то, что любишь, тем больше оснований считать это своим. А все остальное можно спокойно считать «ничем», поскольку оно ведь еще ничье. Неудивительно, что бедные розы смутились, услышав эту декларацию любви-собственности. Конечно, Маленький принц — удивительно светлый и добрый герой, пожалуй, даже один из самых светлых во всей мировой литературе. Но в данном случае его понимание любви, к сожалению, не очень сильно отличается от жизненной философии генеральского денщика — персонажа одного из очерков Н. Лескова. Этот денщик делил все человечество на две неравные части: к одной он относил себя и своего барина, к другой — всю прочую «сволочь». Подобным образом и любовь-собственность заставляет человека автоматически делить весь мир на «мы» и «они». И тогда, чем бы он ни жертвовал во имя подобной любви, эта жертва неизбежно будет принесена им лишь себе самому.

Христианство предполагает совершенно иной принцип отношения к окружающим, когда основанием для любви к ближнему является вовсе не наша собственная мера жертвенности по отношению к нему, а безмерность жертвы Христа за все человечество. Чтобы эта мысль стала более понятной, можно рассмотреть ее на примере отношения героя сказки Экзюпери к чужим розам. Маленький принц по-детски наивно определил их как «ничто», поставив ничьим цветам в упрек тот факт, что ради них еще никто ничем не пожертвовал. Но христиане знают, что Христос пострадал за каждого человека, а следовательно: каждый из людей — Его, потому что для Бога нет беспризорных цветов. Христиане призваны в каждом человеке видеть Христа и почитать в любом случайном встречном образ Божий. При таком мировоззрении разделение людей на своих и чужих по какому-либо признаку становится попросту невозможным. Вот как пишет об этой «неразборчивости» христианской любви святитель Игнатий Брянчанинов: «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви».

Любовь — не эмоция

На расстроенном рояле даже самый выдающийся исполнитель всех времен и народов не сможет толком сыграть и банального «Чижика-пыжика». Все его мастерство, весь обширный репертуар, экспрессия и выразительность игры окажутся бесполезными, если инструмент не будет должным образом настроен. То же самое вполне справедливо и в отношении человеческой души: она тоже нуждается в правильной настройке, без которой все наши мысли, слова и действия могут оказаться фальшивыми.

Христианская любовь к ближнему — это не чувство, и даже не действие, а именно такая настройка, а вернее, устроение человеческой души, когда в ней живет постоянная готовность отнестись к любому человеку, как к Самому Христу. Ведь в христианстве дистанция между этикой в отношениях с Богом и этикой межчеловеческих отношений практически сведена к нулю словами Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф 25:40). Каждый человек, как бы ни был он плох и неприятен нам, призван к бытию Богом, любим Им, несет в себе Его образ. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви к ближнему прежде всего необходимо так настроить свои ум и сердце, чтобы в любом человеке за всеми его индивидуальными несовершенствами видеть этот образ Божий, помнить о том, что он — такое же любимое Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве подобного устроения души способна прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие. Практический же рецепт такой настройки можно увидеть в творениях святых отцов, всю свою жизнь употребивших на освоение этой непростой науки — любить ближнего.

«Воздавай почтение ближнему как образу Божию — почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению. Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).

В чем же на деле должно быть выражено такое душевное устроение, объясняет другой святой — авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или давая ему то, в чем он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощью Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя».

Вот, собственно, и все. Нетрудно увидеть, что никаких сверхъестественных ухищрений и неисполнимых требований здесь нет. И прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши родственники. Просто именно с ними мы общаемся гораздо больше, чем с остальным человечеством, и где же еще осваивать христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.

Конечно, в приведенных здесь цитатах отцов описано лишь самое начало стяжания любви к ближнему. Путь же ее совершенствования бесконечен, поскольку человек призван уподобиться в ней Самому Богу. Но без этого драгоценного начала весь остальной путь окажется для нас безнадежно закрыт.

Мы понимаем, что такая трактовка образа Маленького Принца может вызвать неоднозначную реакцию и многим не понравиться. Однако из уважения к позиции автора мы не стали подвергать текст редактуре и убирать из него это сравнение, что не означает, что редакция разделяет данную позицию. — Ред.

Епископ Пантелеимон (Шатов): Как научиться любить ближнего? (+ ВИДЕО)

Как полюбить ближнего? Кто такой ближний? Можно ли полюбить врагов? — по итогам выступления епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона (Шатова) на конференции «Церковь и бедные» в редакцию пришло много просьб продолжить поднятую тему.

Как полюбить ближнего?

Этот вопрос мучает многих людей, в том числе и меня. Прежде чем ответить на него, нужно понять – кто он, наш ближний? В Евангелии Господь объясняет, что ближний – любой человек, который нуждается в нашей помощи. Даже если он нам совсем чужой, принадлежит другой национальности, исповедует другую религию. Этот человек может быть неприятен внешне, мы можем не испытывать к нему никакого расположения, но любой, кто нуждается в помощи, является нашим ближним. Именно его Господь и заповедовал нам полюбить.

В Евангелии есть и другая заповедь, о любви к врагам. Мудрые люди говорят, что речь в этой заповеди идет не о врагах Отечества, а о личных врагах. Но если нужно любить врагов, то полюбить ближнего, наверное – легче? Но на самом деле даже это нам очень трудно. Что уж говорить о любви к врагам, это кажется нам совсем невозможным.

Но если Господь дал нам такие заповеди, значит, Он вложил в нас способность к любви. И, наверное, любить у нас не получается не потому, что это сверх наших сил, а потому, что мы испорчены грехом и слишком любим самих себя. Чтобы полюбить ближнего, нужно что-то делать. Но, прежде чем начать что-то делать, нужно понять, почему же мы не имеем той любви, которая в нас должна быть?

Любовь вложена в наше естество Богом. Но почему муж не любит свою жену, а родители – своих детей? Почему дети не любят своих родителей? Почему происходят измены, предательства? Почему естественная любовь для человека является неестественной? Если нам сложно любить даже свою семью, то где уж говорить о любви к людям, которые от нас отличаются – к бездомным, которых мы презрительно называем бомжами, к гастарбайтерам, мигрантам?

В естество человека вложена любовь, он создан Богом, чтобы быть любовью. А во мне этой любви почему-то нет! Можно сказать, что человеческое естество, искаженное грехом, потеряло эту способность. Это действительно так. Человек создан как подобие Божие. Бог в своем существе есть Любовь. И человек создан Богом по Его образу и подобию, в него вложена способность любить. Это тоже естество человека. Как божественное естество – любовь, так и естество человеческое – любовь.

Поэтому странно не то, что нужно полюбить ближних, а то, что мы не любим их. Почему так происходит? Потому что наша природа искажена грехом, любовь в нас стала самолюбием. Мы обращены на себя, поэтому не способны любить.

Но тут возникает еще одна проблема. Сайт «Православие и мир» адресуется православным. Но ведь у православного человека кроме естественной любви есть еще дар любви сверхъестественной. Каждый православный крещен во имя Отца, Сына и Святаго Духа, во имя Троицы, Которая в своем существе есть Любовь. И каждый крещеный человек помазан святым миром, и в этом помазании ему дан дар Святого Духа, дар любви, дар владеть собой, дар знать волю Божию, участвовать в священнодействиях. Почему же этот дар в нас не реализуется?

Почему мы считаем, что любить ближнего – трудно? Ведь это должно быть естественно и радостно для нас. Ответ, я думаю, понятен. Потому что мы – грешные и в нас действует грех. Потому, что мы попрали те дары, которые нам даны в крещении, в миропомазании и не умеем возгревать в себе эту любовь. Мы живем не так, как должны были бы жить, а так, как живут все люди вокруг.

Христиане включены в некий механизм жизни ХХI века, в котором нет места любви. В нашей жизни есть карьера, деньги, удовольствия, есть какие-то договорные отношения, политика, искусство, есть психология (когда трудно, можно сходить к психологу), есть лекарства, чтобы долго жить, есть развлечения, а вот для любви места как бы нет. Любовь у нас – на втором плане, на третьем, на четвертом, на десятом. И Бога в этом механизме тоже нет.

И поэтому, чтобы научиться любить ближнего, нужно выйти из этого мира. Именно к этому нас призывает Господь. Выйти из русла, которое течет вниз и, в конце концов, может унести нас в адские глубины. Сойти с рельсов, по которым перемещаются люди, больше похожие на трамваи, чем на людей.

Чтобы полюбить ближнего, нужно исполнить, прежде всего, первую заповедь. Нужно полюбить Бога всем сердцем, всей душой, всеми своими мыслями и чувствами. Без этого нельзя научиться любить ближнего, нельзя исправить свою испорченную грехом природу, нельзя преобразиться, нельзя воспринять во всей полноте дары, которые Господь нам дал.

В нас заложено малое семечко вечной жизни, небесной радости, но оно не распускается, не растет. А ведь это семя может стать деревом, в котором будут укрываться птицы небесные. Но мы мешаем этому своей жизнью.

Нужно вспомнить о Боге, и помнить о Нем всегда, нужно искать Бога, искать соединения со Христом. В молитве, усердной и постоянной, в чтении правил, но не ограничиваясь правилами. Искать Его, участвуя в церковных таинствах, каясь в грехах, участвуя в таинстве Святого Причастия. Без этого нельзя научиться любить Бога и любить ближнего. Евангелие нужно не просто читать как обычную книгу, а читать с верой в то, что через эти слова Господь может открыть нам свою волю, подсказать каждому, что он должен сделать. Вот что нужно сделать, чтобы научиться любви. Потому что любовь – это радость. Не научившись этой радости, мы зря проживем жизнь.

Ведь заповедь о любви к ближнему можно исполнить только на земле. В Царствии Божием любовь будет дарована всем. Там уже не нужно будет напрягать себя, усердствовать над собой, чтобы полюбить того, кто тебе неприятен. Это можно сделать только на земле. Только здесь мы можем что-то отобрать у себя и дать другому, явив ему свою любовь. В Царствии Небесном у всех будет всего достаточно. Там не нужно будет ухаживать за больными, заботиться о бездомных, отдавать часть своих денег какой-нибудь вдове с ребенком, там Господь все восполнит.

Полюбить ближнего можно только здесь, на земле. Если мы этого не делаем, значит мы и не живем, потому что не выполняем ту цель, которую перед нами поставил Бог, значит мы уклонились от правильного пути. Мне кажется, что, размышляя обо всем этом, можно научиться любви.

Записала Алиса Орлова

Учусь любви…

Венок сонетов
Учусь любви…
Сонет 1
Есть для всего масштабы измеренья:
Есть мера силы, веса и длины…
Мир красоты – иной величины:
Она вся — тайна, чудо, восхищенье!
И странны мне такие ухищренья:
Измерить грезы, волшебство и сны?!
Попытки эти попросту смешны,
Ведь красоты божественно явленье!
Напрасный труд — исчислить вдохновенье
И на слога дробить стихотворенье… —
Так клад бесценный на гроши меняют,
Так гасят чувств безумство и азарт,
Так формализмом душу убивают:
Несовместимы гений и стандарт!
Сонет 2
Несовместимы гений и стандарт!
Бездарности, завистники, кастраты,
Ваш суд всегда сродни суду Пилата:
Вам по зубам лишь кич или поп-арт.
А за окном опять колдует март,
Съедая снег, как сахарную вату,
И вновь весна манит в свои палаты,–
Я воспевать спешу ее, как бард.
Цветов и линий внутренняя связь,
Гармонии причудливая вязь –
Она с рожденьем Мира родилась:
Она сама и суть, и часть природы.
Она, как в храме музыка лилась:
Стихия чувств – требует свободы!
Сонет 3
Стихия чувства – требует свободы.
Поэзия – родной ее язык.
Лишь ею жить и мыслить я привык,
Петь песнь ее под сенью небосвода.
И не тщеславью жалкому в угоду,
Не потому, что тайну рифм постиг… –
Моя душа сдержать не может крик
И не могу не петь любви я оду!
О, вдохновенье! – Сладостней нет плена!
Да, не коснется уст моих измена!
Да, буду я к себе и слову строг
И не подвластен всем капризам моды!
И нотой счастья, боли и тревог
Пусть прозвучит восторженная ода!
Сонет 4
Пусть прозвучит восторженная ода!
И хоть меня сошлите в Салехард,
Я буду петь во славу всех «астарт»,
Служа любви усердней год от года.
Она красавцем сделает урода,
Ее не купишь и за миллиард!
Под звуки труб, гитары и петард
Она царит на жизни хороводе.
Она во всем и всюду в подоплеке:
О ней мольбы, ей гимны и упреки,
Ее рабов и жертв я не исчислю –
Она дворцов хозяйка и мансард…
Я без нее и дня прожить не мыслю… –
Все о любви и Гайдн, и «авангард»!
Сонет 5
Все о любви и Гайдн, и «авангард»!
Поэты, трубадуры, менестрели,
Как вы в веках любовь и страсть воспели!
Пастух и князь, цыган, кавалергард —
Любовь манила вас, как Сен-Готард,
Как Шамбала, как пики Эвереста:
И билось сердце в диком ритме престо,
И был опасен каждый шаг и ярд…
Вы затевали войны и дуэли,
Вы шли на все, но те лишь преуспели,
Но только тем судьба благоволила,
Кто за любовь был жизнь отдать готов!
О, если б в каждый дом она входила –
Любовь, любовь, — хозяйка грез и снов!
Сонет 6
Любовь, любовь, — хозяйка грез и снов!
Кто избежать сумел безумства страсти,
Кого минуют все ее напасти –
Святоша, Бог иль худший из ослов
И разрушитель главной из основ,
Ослушник самой высшей в мире власти,
И дезертир, сбежавший вдруг из части,
Предавший всех: родных, друзей и кров!
Уж лучше быть последним из плебеев,
Уж лучше слыть презреннейшим из геев,
Чем голос чувства в сердце задушить
И неизвестно стать какого рода,
Чем без любви хотя бы день прожить!
Любви лишиться – горше нет невзгоды.
Сонет7
Любви лишиться — горше нет невзгоды!
Тот подтвердит, кто знает боль потерь.
Кто не терял, терявшему – поверь,
Чтоб не прийти к печальному исходу.
Спроси о том калеку в переходе,
Слепца, глухого – горе их измерь
И с сиротой, вдовцом и нищим сверь –
И все сложи… Нет, этот путь не годен!
Беспечный разум глух и нем и слеп.
Что может сытость знать про черствый хлеб?!
Чужой совет – сомнительный урок:
Как вы монашке объясните роды?
Сторонний опыт – никому не впрок.
Как уберечь нам в сердце чувства всходы?..
Сонет 8
Как уберечь нам в сердце чувства всходы?! –
Ты не проси совет у мудреца:
Пускай подскажут сами нам сердца,
Ведь мудрость их особенного рода.
Кичливый ум – подобье бубенца
На колпаке шута и скомороха.
Пусть им гордятся гений и пройдоха,
Но ум в любви беспомощней скопца.
Рассудок с чувством вечно не в ладу.
Пусть может чувство принести беду,
Но погасить в груди любовный пыл?!
Землею стать, застывшей в царстве льдов?!
Чем мир подлунный без любви бы был?!
Любить, любить – на тысячи ладов!
Сонет 9
Любить, любить на тысячи ладов!
Пою любовь – я не могу иначе.
Мне этот жребий свыше предназначен:
Любовных мне не разорвать оков.
И сил покинуть нет ее альков,
И не сбежать ни в Осло, ни в Карачи…
Ликует сердце и болит, и плачет.
Душа парит, парит средь облаков.
Пою любовь, как в роще соловей.
И шелест трав, зеленый шум ветвей
Моим словам в согласье вторят хором…
Их голосам внимал в тиши Ронсар,
Вивальди их подслушал разговоры:
Услышать сердцем – это высший дар!
Сонет 10
Услышать сердцем – это высший дар
И передать услышанное в звуках!
Родится слово в радости и муках –
Не на размен годится и базар.
Его свечной забрызгивал нагар
И, как ребенка, пестовали руки.
Оно рождалось вовсе не от скуки –
Оно сжигало душу, как пожар!
Вот так мазок на свежий холст ложится,
Вот также в сердце музыка родится…
Художники, поэты, музыканты, —
Любовных чар вкусили вы отвар:
Достойней – нет напитка для таланта –
Его не купишь в лавке, как товар!
Сонет 11
Его не купишь в лавке, как товар:
Талант дается свыше нам – от Бога:
Самой судьбой дарованная тога,
Тернистый путь, где вечный ты школяр.
Твоя душа – всевидящий радар —
Вберет в себя все боли и тревоги
И буря чувств обрящет форму в слоге.
Чайковский, Пушкин, Гейне, Ренуар,
Петрарка, Моцарт, Верди, Паганини,
Ван Гог, Гоген, Бетховен, Брамс, Россини —
В твореньях ваших, словно в зеркалах,
Своей души вы отразили грани:
Так попирает гений смерть и прах!
Вновь Бах хорал играет на органе…
Сонет 12
Вновь Бах хорал играет на органе:
Несутся звуки, как лавина с гор!
И вторит в кирхе им могучий хор,
И подпевают тихо прихожане…
Католики, буддисты, мусульмане!
О чем ведете вы бесплодный спор?!
Причина ль это для кровавых ссор –
Несовпаденья в Торе и в Коране?!
Кошмар в Варфоломеевской ночи
И World Trade Center — скорби две свечи —
Неужто это святости примеры,
И верный путь в божественный чертог,
И тайный смысл религии и веры???!!!
Великий Бах и всемогущий Бог!..
Сонет 13
Великий Бах и всемогущий Бог, –
Ищу у вас в смятении ответа,
Читаю строки нового завета,
Пытаюсь суть осмыслить между строк
И вопрошаю Запад и Восток,
Буддийский храм и стены минарета… …
Неужто впрямь сошла с ума планета
И правит Миром ненависти рок?!
С чем мы вступили в двадцать первый век?! —
Не прячу слезы под крылами век…
Иисус, Иегова, Будда, Магомет,
Когда конец кровавой этой бане???!!!
Любовью зло поставьте под запрет!
В земной любви я растворяюсь пране…
Сонет 14
В земной любви я растворяюсь пране:
Я ее полон, полон до краев!
А сердце то скакнет до облаков,
То с горки вниз летит на тобоггане.
Узор листвы и блеск свечей каштана
И колокольчик, и болиголов,
И безупречность всех земных цветов… —
Что перед ней пейзаж с холста Сезанна?!
Что изощренность слов пред тишиной?!
Что Рафаэль пред красотой живой,
Что поразит во встречной вдруг мадонне
И совершенством в миг сшибает с ног?!
Я к красоте взываю, как к иконе.
Учусь любви, твержу ее урок!
Магистрал
Несовместимы гений и стандарт! –
Стихия чувства требует свободы.
Пусть прозвучит восторженная ода –
Все о любви и Гайдн, и «авангард»!
Любовь, любовь, – хозяйка грез и снов…
Ее лишиться – горше нет невзгоды!
Как уберечь нам в сердце чувства всходы?! —
Любить, любить на тысячи ладов
И слышать сердцем: это высший дар!
Его не купишь в лавке, как товар.
…Вновь Бах хорал играет на органе…
Великий Бах и всемогущий Бог! –
В земной любви я растворяюсь пране:
Учусь любви, твержу ее урок…

Почему трудно принимать любовь и заботу, и как научиться принятию?

Все мы стремимся к счастью. Нет другой формулы счастья, как заботиться, проявлять свое терпение, нести свет, доброту и дарить надежду. Главное при этом не ждать отдачи, иначе бескорыстие превратится в коммерческую сделку. Но есть ситуации, когда мы не знаем как принять любовь или заботу, чтобы не чувствовать себя обязанным.

Запрос: «Помогите, как научиться просить, а также принимать любовь, подарки, заботу от людей (не только от мужчин)».

Пожалуй, неумение принимать и просить это самая тяжелая ситуация для настоящих женщин. Таким образом, они превращаются в самодостаточных мужественных леди, которой может быть и муж не так и нужен. Как изменить ситуацию, ведь научившись принимать, женщина привлечет в свою жизнь помощников, и ней не нужно будет напрягаться как прежде.

Причины непринятия любви

В том, что человек не может принять чью-то заботу, может быть банальная причина. Эта причина в неверной жизненной установке, что весь мир построен на взаимовыгодном обмене. И если нам нечем отблагодарить, то и принимать нельзя. С этой позиции отдавать легче, чем принимать.

То есть человек может кому-то помогать сам. При этом если он ждет благодарности, то и принимать ему будет непросто, так как по его твердому или подсознательному убеждению придется благодарить, а нечем.

К примеру, когда женщина одолжила деньги подруге, и та ей возвращает, она ждет элементарное Спасибо. Но когда знакомый мужчина предлагает ей деньги, взять их неудобно.

Если мы бескорыстны в своих действиях по отношению к другим, тогда нам легче будет принимать заботу и подарки от других, и просить легче.

Давая деньги в долг, лучше мысленно попрощаться с ними и вообще забыть о них. И когда вы их получите обратно, то вы сами испытаете больше благодарности.

  • Забота о себе – эгоизм или необходимость?

Когда вы просто, без ожиданий общаетесь с мужчинами, не позволяя отношениям стать глубоко интимными, и вас, как следствие, берут замуж, вы будете ему настолько благодарны, что заразитесь бескорыстием и сможете просить его уже о чем угодно.

Но когда вы получаете заботу от мужчины и думаете, что придется «расплачиваться» постелью, это ущербная теория, она не поможет стать счастливым человеком. Ни вам, ни тому, у кого такие же ожидания относительно вас. Мужчина никогда не будет ждать отдачи от женщины, если она внутри себя даже не допускает такой мысли.

  • Как научиться терпению?

Почему? Потому что люди улавливают наше настроение. Если женщина думает, что придется «платить», ей таки придется это сделать. Этот пример можно применить не только с мужчинами, но и с любыми другими людьми (подругами, родственниками и т.д.).

Возможно, вы не ждете никаких благодарностей, просто отдаете, но принимать не можете. В чем причина и как принять?

В таком случае есть вероятность того, что у вас заблокирована “сердечная чакра”, которая не может себе позволить принимать бескорыстие. Это может быть связано с детскими психотравмами, и тогда нужна помощь психотерапевта. Но есть простой способ, который помогает, несмотря на любые травмы прошлого.

(универсальный способ)

В любом случае есть еще более тонкая причина непринятия любви и заботы от других. Это недоверие вообще к миру и Богу. Если мы не принимаем его заботы, мы ему не доверяем.

Чтобы научиться принимать любовь нужно осознать, что все, что вам дается, дается на самом деле не людьми, а самим Богом. Как говорят, у Бога нет других рук, кроме человеческих.

Если вы будете помнить об этом, то и принимать станет легко.

Точно так же нужно и отдавать – как будто вы отдаете свыше, через других людей. И этот обмен давать-брать не должен быть замкнутым в каких-то конкретных отношениях. Важно понимать, что получаем мы благодарность через других людей и отдаем тоже.

В дополнение ответа на этот запрос вы можете посмотреть статью Как просить мужчин. А в следующий раз мы рассмотрим тему как же оставаться женщиной в любых ситуациях (как продолжение ответа на запрос).

Людмила Пономаренко

Можно ли научиться любить?

Наблюдая за растущим количеством разводов и большим количеством одиноких людей, возможно, пришло время переосмыслить наш подход к поиску любви?

Вы не задумывались почему мы так безалаберно подходим к любви? Мы так тщательно продумываем с самого детства, где и как мы будем учиться, как будем строить карьеру, сколько будем зарабатывать, где и как жить, но вот сферу отношений – одну из не менее важных, мы почему-то готовы полностью оставить на самотек. Нам даже подумать неудобно, что мы можем спланировать нашу любовь. Тем не менее на протяжении многих веков страстная романтическая любовь рассматривалась как форма безумия и страсть, до недавнего времени, не считалась веским основанием для брака!

Так почему же мы так акцентируемся на страсти? Проблема начинается с детских сказок. Они развивают очень жизнерадостные мифы. Миф о сказочной любви, где, как только мы найдем того самого, мы сразу же станем безумно счастливы, проживем долгую и счастливую жизнь, где он/она, да и мы сами будем всегда такими же прекрасными и никогда не изменимся — это очень разрушительное заблуждение.

Как эти мифы влияют на нас? Они влияют на наш выбор партнера. Если вам кажется, что полюбили кого-то с первого взгляда, то вы скорее всего влюблены в придуманный вами образ идеального партнера, а может быть вы просто «влюблены в любовь». Сказки побуждают нас искать любовь, подобную удару молнии, но такие отношения очень часто заканчиваются болезненными разрывами. Не случайно исторически такая мгновенная связь рассматривалась, как своего рода безумие. То же самое происходит с обманутыми ожиданиями — когда наш партнер с течением времени или обстоятельств меняется — меняется внешне, внутренне или даже теряет к нам интерес – мы начинаем злиться, скатываемся в депрессию, жалеем себя и ищем виноватых. Но мы почти не прикладываем усилия, необходимые для развития отношений.

Итак, если мы признаем, что действующая модель для поиска любви неэффективна, есть ли другая рабочая модель? Шестьдесят процентов браков во всем мире устроено сватами или родственниками. В большей части этих браков люди учатся любить друг друга с течением времени. Существует ряд исследований, которые показали, что любовь в браках, созданных по велению сердца, начинала исчезать примерно в первые 2 года, а любовь в организованных браках постепенно росла, превосходя первые примерно на пятилетней отметке, а через 10 лет была вдвое сильнее.

Но как же насчет сексуального влечения? Физическая притягательность — это очень важно, особенно на первом этапе отношений. Но необходимо отличать похоть от любви. Когда влечение слишком велико, оно может быть ослепляющим, и многие люди, считающие, что влюблены, на самом деле просто вожделеют.

Как вы думаете, приживется ли у нас брак по договоренности? Думаю, что нет! Но вот взять под контроль одну из важных сфер нашей жизни – любовь необходимо научиться. Мы не должны оставлять любовь полностью на волю случая. Раньше мы не задумывались о таком понятии, как релакс, не умели расслабляться и успокаиваться, но со временем научились использовать азиатские методы релаксации в соответствии с нашими собственными потребностями. Я верю, что мы можем сделать то же самое с процессом обучения любви.

Как взять под контроль свою любовь? Во-первых, мы должны признать, что не существует «того самого» предначертанного нам судьбой партнера. Миф о второй половинке — это мусор и вред. Мы должны быть открытыми и готовыми к встрече с человеком, который именно сейчас подходит к нашим представлениям о партнере для жизни.

Неужели можно научиться любить кого угодно? Я не верю, что можно влюбиться в абсолютно любого человека, но есть много людей вокруг нас, с которыми мы можем осознанно создать прочную любовь. Два человека должны быть совместимы друг с другом в основных вещах и, по крайней мере, несколько увлечены друг другом.

Разве это так просто, взять и расширить круг подходящих нам людей? Нет, конечно же, нет! Нам также нужно подумать о том, считаем ли мы, что любовь — это волшебная, мистическая вещь, над которой мы не имеем никакого контроля, или же есть навыки, которые мы можем узнать и которые помогут нам.

Разве этот метод не делает влюбленность расчетным товаром? Страстная любовь — это уже товар, проданный нам индустрией кино, воспетый писателями и композиторами. К сожалению, товар «любовь» продается нам в форме, которая является одновременно нереалистичной и недоступной для большинства людей. Я предлагаю поставить романтическую любовь на более устойчивую основу.

Меня удручает мысль, что «настоящая» любовь должна меня выбрать. Я не хочу оставлять любую форму счастья на волю случая!

Понравилась статья? Подписываемся, ставим пальчик вверх и делимся с друзьями!