Как отречься от православия?

Можно ли аннулировать крещение в церкви

У человека, крещёного в православной вере, может быть множество причин для раскрещивания. Например, брак с человеком другой конфессии или изменившиеся со временем взгляды на религию.

У наших предков был специальный обряд раскрещивания. Пройдя его, человек больше не считался крещёным и возвращался к язычеству. А как дела обстоят в современной церкви?

Можно ли раскреститься любому человеку?

В христианстве и, в частности, в православии принято крестить детей практически сразу после рождения. Но креститься также может и взрослый человек, придя к этому решению осознано. В любом случае РПЦ считает, что крещение — это духовное рождение человека, обязательно должное следовать за рождением телесным. Абсолютное большинство священников на вопрос о том, как раскреститься, отвечает, что никак. Причины тому весьма логичны.

Раз человек, крестившись, родился в вере, то обратного пути это действие не имеет. Образно говоря, нельзя же засунуть ребёнка обратно в чрево матери, если он уже родился. И, согласно всем церковным догматам, обряда раскрещивания вовсе не существует. Как не существует и обрядов снятия сана со священника и расторжения венчанного брака. Однако если человек задумывается о том, можно ли снять крещение, то, по сути, он уже совершил отречение от православной церкви. Крещёный человек, не ходящий на службы и не придерживающийся канонов церкви, считается вышедшим из-под присмотра Бога. Но всё-таки если сам факт свершившегося действа крещения давит на человека, то он может пройти неформальный обряд раскрещивания.

Как отказаться от христианства через интернет

Многие атеистические организации охотно помогают людям пройти обряд снятия крещения. За небольшое денежное вознаграждение можно купить сертификат раскрещивания. В нём написан текст отречения от православной церкви и выражен отказ от самого факта вхождения в число крещёных. Однако эти сертификаты для РПЦ никакой канонической силы не имеют. В отличие от других церквей.

Например, в католичестве такие сертификаты рассматриваются весьма серьёзно. Получившего его человека вычёркивают из реестра крещёных людей. В Англиканской церкви раскреститься нельзя. Но был зафиксирован один случай, когда человека вычеркнули из списков крещёных из-за опубликованного в газете отречения от церкви. А вот наши далёкие предки вполне успешно выходили из лона православной церкви, проходя обряд отречения и имянаречения.

Древнеславянский обряд снятия крещения

Крещение Руси пришлось по нраву далеко не всем вчерашним язычникам. Тем более что вера насаждалась насильно. Людей крестили массово и против их воли. Можно ли было снять крещение в давние времена? Да. Для этого наши предки проводили особый ритуал и отказывались от нового бога в пользу старых богов.

Обряд раскрещивания проводил волхв. Желающего отречься от церкви помещали в круг, внутри которого разводили костёр. При этом призывали богов, в частности Чура, защищающего от нечистой силы. После проходящему обряд нужно было ответить на несколько вопросов и дать состричь себе прядь волос с затылка. В конце обряда раскрещивания с человека снимали крестильную рубашку и крестик и кидали их в костёр. Только рубаху обязательно нужно было достать из огня и затоптать. Далее отрекшемуся от веры давали новое имя, проходил сложный обряд имянаречения. Только после всех совершённых действий считалось, что душа человека освободилась от крещения.

Как отрекаются от Христа

Сегодня Церковь заканчивает литургическое чтение Послания апостола Павла к галатам. Нынешнее зачало представляет собой последние строки этого письма. Помимо прочего, Павел подводит итог обсуждаемой теме о ненужности иудейского закона и говорит галатам такие слова: «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» (Гал. 6:12-13).

Что апостол имеет в виду? Кто такие «желающие хвалиться по плоти», которые принуждали христиан «обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов»?

В то время на территории Римской империи действовал закон, согласно которому иудаизм считался легитимной религией. Иудеи имели право совершать богослужения и жить по своим религиозным законам. Всякий обрезанный считался римлянами иудеем, и власти не беспокоили его. Кто же и обрезания не принимал, и язычества чуждался, тот подвергался гонениям и от язычников, и от иудеев. Именно в эту категорию и попадали христиане.

Однако среди христиан находились люди, принимавшие обрезание для уверения в своей благонадежности – обрезывались, чтобы не иметь проблем с властями. Боясь, как бы их не упрекнули в духовном блуде, они уговаривали и других христиан делать так же. Этих людей Павел и называет «желающими хвалиться по плоти» и обрезывающимися «для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов». Они «хотят, чтобы вы обрезывались, – сообщает Павел галатам, – дабы похвалиться в вашей плоти», т. е. сказать: а вот и он так сделал, а вот и этот так же поступил… Да вообще, все так делают!

Как видим, для Павла такое поведение было равносильно отречению от Христа. Поэтому-то проповедник посвящает этой теме так много страниц. Интересно, что в другом месте апостол говорит: «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19). Да и в сегодняшнем зачале сказано: «во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь» (Гал. 6:15). Кажется, для Павла безразлично, обрезывается или не обрезывается человек – главное, чтобы веру во Христа имел и заповеди исполнял. Но, оказывается, не во всех случаях. Чрезвычайно важно, какие мотивы лежат в основе того или иного поступка. И апостол Павел открывает эти мотивы, и они страшны. «Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов», – говорит он.

Что мы скажем на это, братья и сестры? Слова Писания были, есть и будут актуальны во все времена. Всегда для христиан существует опасность искать похвалы по плоти, чтобы не быть гонимыми за крест Христов; опасность по плотским соображениям делать шаги к той грани, за которой нас ждет отречение от Христа.

В чем это может выражаться? В тысячах бытовых ситуаций: стыдливо замолк, когда в компании кто-то начал издеваться над христианством; похихикал с коллегами по работе после пошлого (а еще хуже – антирелигиозного) анекдота; в Страстную седмицу уступил просьбам друзей и пошел на чей-то день рождения («неудобно, мы с ним за одной партой сидели»); заработал деньги сомнительным по нравственным меркам способом. Есть и прочие случаи, на первый взгляд незначительные, но на самом деле ставящие нас перед очень серьезным выбором.

«Смотри, человек, внимательно смотри за собой, и оценивай все свои взгляды и поступки перед лицом вечности» – так всегда говорила человеку Церковь. «Всегда исследуй внутренние мотивы своих слов и дел: уж не для того они возникают, чтобы не быть нам «гонимыми за крест Христов»? Не для того ли, чтобы получить пакет благонадежности от мира? Уж не забыл ли ты о том, что все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы и что ‟где страдания, там истина”, как сказали отцы?»

Каждый будет решать эти вопросы наедине со своей совестью. Крест Христов, который мы носим на груди и знаменуем на себе; Крест, который печатью на устах мы уносим после Литургии; купольный Крест, под сенью которого мы стоим в храме; Крест, который будет возвышаться над могилой нашей – пусть сей Крест будет нам и судьей, и свидетелем при этих решениях, главных решениях нашей жизни.

Апостол Петр: отречение и раскаяние

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Когда пасхальная трапеза подходила к концу, Иисус произнес с печалью: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21). Ученики смутились. Они искренне любили Его, но каждый интуитивно чувствовал, что от любви до предательства может оказаться всего один шаг, и сделать этот шаг можно даже не заметив…

«Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали Филипп, Иоанн, Фома, Матфей… «Не я ли?» — спросил и Иуда. Кажется, только один из учеников не задал этот вопрос — Симон, за твердость своей веры получивший от Господа второе имя Кифа (по-арамейски «камень»), или, по-гречески, Петр (греч. πέτρος — «камень, скала»). Петр был уверен: уж он-то Учителя не предаст. И когда Иисус предупредил учеников, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, Петр воскликнул: «Я никогда не соблазнюсь!» И наверное, очень удивился, услышав: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:33–34).

Потом было Гефсиманское моление, а после — арест Учителя. Его связали и, толкая в спину, повели к дому бывшего первосвященника Анны. Петр и Иоанн поспешили следом. Проникнуть во двор оказалось легко: Иоанна здесь знали. Иисуса ввели в дом, а Петр присел во дворе у костра и стал ждать. Вдруг какая-то служанка указала на него: «Смотрите, а этот тоже из Его учеников!» «Вовсе нет», — пробормотал Петр и отсел подальше от огня. Но тут и другая женщина воскликнула: «Точно, я видела его с Иисусом». «Говорю вам, не знаю этого человека», — отрицал Петр. «Ты даже говоришь с галилейским акцентом, не отпирайся, ты — Его ученик!» — засмеялись еще несколько человек. «Клянусь, нет!» — запротестовал Петр.

И вдруг осознал: что-то не то он говорит… Трагически неправильное. Словно чей-то взгляд почувствовал он на себе. И вспомнил: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

В этот самый момент за забором закричал петух. Светало. Начиналось утро пятницы, несколько часов спустя его Учитель будет распят.

Петр опрометью кинулся за ворота. Его душили слезы. «Не я ли, Господи? Не я ли?»

Петр был лидером апостолов. Это видно по деталям евангельского повествования: Петр идет ловить рыбу — и остальные следом, Петр исповедует Христа Сыном Божиим — и остальные молча соглашаются.

Взрослый, сложившийся человек, всю жизнь занимавшийся простым физическим трудом, он не привык копаться в себе и, видимо, был уверен, что в любой ситуации сможет поступить как дóлжно. Он не мог допустить, что его горячая любовь и преданность Учителю способны поколебаться.

И тем не менее отречение произошло. Почти само собой, почти случайно.

Можно было бы назвать это минутной слабостью или сработавшим инстинктом самосохранения. И все-таки это было отречение. Пусть на несколько мгновений, но Петр принял мысль, что лучше, правильнее, безопаснее от Христа дистанцироваться, не иметь с Ним ничего общего — по крайней мере, в глазах окружающих. И это было преступление против любви, которая связывает людей воедино и даже помыслить не может увидеть в любимом человеке кого-то другого, отдельного от себя.

Гойя “Раскаявшийся святой Петр”
Почему апостол Петр стал героем сказок?

Недаром на берегу Тивериадского озера воскресший Христос будет троекратно спрашивать у трижды отрекшегося ученика: Любишь ли ты Меня? (Ин 21:15–17).

Раскаялся Петр почти сразу, а вот покаяние — изменение на деле, в поступках, — потребовало времени. Мы не находим Петра на Голгофе: из всех апостолов там был один Иоанн. Не знаем мы и того, как Петр провел субботу, когда тело Господа лежало «в сердце земли». Зато следующим утром Петр, едва услышав об исчезновении Его тела из гроба, тут же побежал вместе с Иоанном к месту погребения — и нашел там одни пелены лежащие и плат (Ин 20:5). Уже сама эта поспешность была свидетельством покаяния: ведь разумнее было отсидеться дома —в вдруг после расправы над Иисусом первосвященники взялись бы и за Его учеников? Но Петр побежал туда, где еще недавно была выставлена охрана, где могло быть опасно.

В ночь накануне крестных мук Христа Петр уподобился Иуде Искариоту. Но, в отличие от Иуды, он покаялся. И расстался с самоуверенной мыслью, что уж он-то просто не может оступиться. Недаром, как гласит Предание, у Петра постоянно были красные глаза: каждый раз, слыша пение петуха, он вспоминал свое отречение — и плакал.

anti_kod

Добровольно ли будет принятие антихриста и всей его неправды или сознательно?

(оговорился, прим. Ред. Добровольно и сознательно или лукаво и обманом?)

И противопоставляются эти два составляющие (понятия) или идут рука об руку.

Данные вопросы необходимо выяснить не с позиции наших мнений, а с позиции Священного Писания. И мой отклик в этой дискусии, моя статья, которую я хочу предоставить вашему вниманию.

Описывая характерные признаки последнего времени, апостол Павел пишет: ”Любве Истины не прияша, во еже спастися им. Сего ради попустит им Бог действо льсти во еже веровать им лжи. Да суд приимут все не веровавшие Истине, но благоволившие в неправде”. 2-е послание к Солунянам, глава 2.

Здесь под именем неправды, беззакония в широком смысле, имеется в виду тайна беззакония в действии. О чем говорил батюшка до меня. Следует понимать все проявления богоборчества, которые в итоге реализуются в виде антихриста и его царства.

Выражение благоволившие в неправде, а в оригинале, в древнегреческом тексте стоит выражение евдокисантес те одикиа, евдокисантес, это в (переводе) на русский- ”согласившиеся, найдя удовольствие в неправде”. Мы советовались со знатоками греческого языка, и понятие евдокиа, евдокисан, это “согласившиеся, найдя удовольствие”. И мы видели, Вера Викторовна делала доклад, очень интересный, там люди все улыбались, все были довольны, что поставили себе чипы. Вот это яркая иллюстрация “евдокисиан” Согласившиеся, найдя в этом комфорт. Потому, что комфортно. Поэтому именно добровольное согласие на вхождение в богоборческую систему, подпадает под осуждение Божие. Согласившиеся. Независимо, было ли это действие совершено сознательно или нет. Более того апостол прямо говорит о том, что эти люди, погибающие, будут обольщены “попустит Бог им действо льсти во еже веровать им лжи. За то, что они не приняли любви Истины для своего спасения”. И здесь очень важный момент, для чего я обширно цитирую Священное Писание? Речь идет о принимающих, как говорится в Откровении Иоанна Богослова, которое мы неоднократно читали, что “кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое и на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией”. И далее снова слова – принимающие и поклоняющиеся. То есть идет речь о добровольном принятии это самое “евдокисанс”, то есть согласившиеся, найдя в этом радость и удовольствие и комфорт. Вот это примерно те же самые понятия. Принятие, поклонение и так далее. И мы знаем, что всякий грех по словам святых отцов, имеет свои степени: это, прилог, сочетание, сложение, пленение и страсть. Это разъяснение преподобного Нила Сорского известное в его книге “О жительстве скитском”. Сама схема очень древняя, которая растет от отцов первых веков христианства. И вот данная схема святых отцов она целиком и полностью лежит в ракурсе добровольности. То есть первое, надо согласиться, принять прилог, сочетаться, далее идет сложение, пленение и страсть. Всякий грех идет от обольщения. И если мы будет основывать свои рассуждения на словах святых отцов, мы приходим к тому, что всякий грех выходит из обольщения, точно так же как был первый грех Адама и Евы. Но мы должны понимать, что Адам и Ева были осуждены как как за свое деяние, так и большее — за нераскаянность. Почему Господь их спрашивал, — чтобы они раскаялись. И это очень важный момент. Потому, что мы в апокалипсисе неоднократно читаем, что люди будут кусать языки от злости но не раскаялись. И вот это состояние нераскаянности это как раз вот то состояние обольщения, самообольщения, когда человек не видит своего греха. Если кто-то меня обольстит – я могу выплыть, а если я сам себя обольщаю – просто как черная дыра, попадаю в эту яму. И чтобы из нее выйти я должен выйти на свет Божий. И самообольщение это самый страшный грех и то к чему нас ведет внешнее обольщение. Чтобы мы сами себя обольстили в итоге. А если мы будем себя сами обольщать, то внешнее даже и не нужно будет. Об этом состоянии говорит Иоанн Богослов, говоря, что “языки будут кусать от злости но не раскаются”, то есть они не будут видеть причины, а причина в них самих, в самообольщении. Очень хорошо сказал на эту тему Феофилакт Болгарский, в толковании на 2-е послание Солунянам, не сказал “да получат наказание, ибо если бы и не пришел антихрист, неверующие должны быть наказаны. Но говорит, да будут осуждены, чтобы им быть безответными”, те кто примут антихриста скажут ли они, что потому не уверовали во Христа, что Богом его проповедовали ученики. А мы слышали, что один Бог от которого все. В таком случае, как вы поверили антихристу, который выдаст себя за Бога. Христос все относил ко Отцу, а этот – наоборот, но скажут. Мы видели знамения. И Христом было совершено много чудес, кроме того, о Христе пророки предсказывали, что он Спаситель, а тот – сын беззакония и погибели. Потому то они и будут осуждены, что оставили Истину, они благоволили (евдокисиан). То есть им понравилось, и они охотно отдались неправде. Вот уточняет Феофилакт Болгарский. Им понравилось, и они охотно отдались неправде, то есть обольстителю, употребляющему всякую несправедливость против людей. Который сам есть воплощенная неправда. И вот здесь, очень важный тоже момент, по апостолу Павлу, что антихриста и его систему примут погибающие. То есть те, кто уже не принял Христа. Те, кто уже отреклись от Христа в духе, так наверное правильно было бы сказать. То есть здесь совершенно разные причины и следствия. Часто мы слышим, что греховным будет именно сознательное принятие антихриста, что положат крест и хлеб, а апостол Павел, и по святым отцам, что те кто в духе уже отреклись от Христа те и примут. Можно сказать противоположные действия. То есть, тот человек, кто во Христе, он увидит заранее отойдет. И вот сейчас то время, которое нам дано, чтобы мы поняли и отошли. И некоторые исследователи нашего времени, я могу сказать наверное, немножко. В этом году исполнится 20 лет, как я изучаю эту тему. В 1997 году я поступил в Одесскую духовную семинарию и в тех же годах начались, кто помнит, крестные хода, вокруг Рады, как раз в том году 97м был принят закон, который дал альтернативу, 20 лет, я просто видел, как растет все это движение, как идут дискуссии, и работа по всем этим дискуссиям. И в чем эта вот главная соль? Надо ее понять, чтобы мы не путали причину и следствие. Это время 20, 30 лет – сколько Господь нам даст – это милость Божия. Потому, что если бы сразу, была печать антихриста, кто бы из нас устоял? Господь дает нам время понять, Господь дает нам время осознать, и те, кто внутренне будут со Христом, те, кто будут стараться быть со Христом, те поймут и те отойдут заранее. Они не дойдут до того момента – крест или хлеб, понимаете? Примут антихриста те, кто в духе отречется, обложится всеми благами комфорта и цивилизации, как крыса в мышеловку, она может быть и хотела отойти, но там – сыр. В сторону уже не отойдешь. Ведет туда (в мышеловку). Очень известны такие ловушки, когда войти можно, а выйти нельзя, но нельзя не потому, что вообще нельзя, а потому, что найти тот выход сложно. Примерно в такой ситуации мы находимся. Как вывод, я хотел бы что сказать? Что принятие человеком антихриста и его системы неправды, по апостолу, является следствием добровольного выбора. Причем речь не идет о некой осознательности этого выбора, учитывая еще и то обстоятельство, что понятие осознательности отличается разнообразием толкований, разных позиций. Включая обиходное, научно-психологическое, юридическое, духовное и так далее. Имея в виду духовное толкование термина сознательность, Священное Писание говорит о том, что все мы в состояния падения находимся, и находимся в помрачении ума. Сознательность, в духовном смысле, означает живую и действенную связь со Христом. Человеку, отвергающему сознательность и тем самым отвергая Христа, попускается Богом состояние обольщения, когда он подпадает под влияние антихриста и его слуг, а далее, он добровольно и с удовольствием, избирает неправедность, отвергая сознательность добровольно избирает всю эту неправду. И Священное Писание возвещает нам, что это добровольное принятие антихриста, и всей его неправды является греховным и осуждается Богом. Мы часто слышим, тайна беззакония. Почему тайна? Я задал себе вопрос, сколько раз читал эту фразу, почему же тайна беззакония? Казалось бы, беззаконие например явно – человек своровал кошелек в метро. Беззаконие, а почему тайна беззакония? Мое мнение такое, что оно тайна для тех, кто не выходит к Свету Божию. Тайна не в том, что оно тайна, а то, что тут(показывает на голову) темнота. Я не хочу ни кого обидеть, показываю на свою коробочку, чтобы вы поняли. Темнота здесь, а не всеявно. Чтобы увидеть, надо просто напросто смотреть. И пусть всех нас просветит Господь разумом Истины и Христос Воскресе, братья и сестры.