Как приходят к богу?

__Всех приветствую, меня зовут Андрей, мне 36 лет, женат, есть сын. Я вырос в обычной советской многодетной семье папа, мама, и пятеро детей. В начале своей жизни я не задумывался, над этим вопросом веры в Бога, всё шло само собой. Школа, училище, армия…
__Не знаю как у вас, но у меня в жизни всё было более-менее хорошо, до того момента пока я не стал употреблять наркотики. Вы знаете, сейчас оглядываясь назад, могу сказать, если бы я раньше задумался о серьезных жизненных вопросах, то возможно всего бы этого не случилось, что произошло в моей жизни. Но на все воля Божья. А вопросы такие:

  1. В чём смысл моей жизни?
  2. Для чего я живу?
  3. Какая цель моей жизни?

Эти неожиданные и важные вопросы я стал задавать после нескольких ситуаций в моей жизни…
__Например, после школы, я хотел поступить в университет, но не смог сдать экзамены, пришлось идти в училище, ну это не смертельно, с этим можно справиться, после такой неудачи вопрос о смысле жизни для меня ещё не стоял. Но осадочек остался.
__А как насчёт первой неразделённой любви, я хотел девушке сделать предложение, когда служил в армии, после дембеля, но когда я вернулся из армии, оказывается она уже встречается с другим. «Больно?!», да больно, но для меня это не было смертельно. Некоторые думают о самоубийстве в такие моменты, но для меня это не было вариантом — у меня мыслей таких не было. Но и на этот раз, вопрос о смысле жизни у меня не встал, но я ушёл в запой. А что разве есть другие способы снять боль и убрать депрессию, думал я тогда. Благодарю Бога, что продлилось это у меня не долго, и с этой проблемой, как мне казалось, я справился. Но осадочек, то остался.
__Дальше, а дальше мне Господь подарил замечательную жену, которую я очень люблю. Но это сейчас я так говорю, а 13 лет назад, я не понимал всей ответственности которая ложилась на меня. Да я любил, свою жену, но какой-то своей любовью. Женившись должен был перестать жить только для себя, а должен был отдавать себя своей жене. Я ничего не слышал о языках любви, о том что муж должен быть священником в своём доме и должен заботится о духовной составляющей в моей семье. А я думал, только о материальной благе, наивно полагал, что рождение ребёнка, что-то изменит в наших отношениях. Но отношения становились всё хуже и хуже, одним словом в браке я не был счастливым, в чём сам и был виноват. Помните те осадочки, и опять мысли полезли странные, какой-то ты неправильный, вечно у тебя ничего не получается ну и т.д и т.п.
__Я тогда на машине работал, ну и мысли об алкоголе, как то отметал сразую. Ну мир же не без добрых людей,
«один друг», которому я мебель перевозил, предложил мне курнуть плана, это наркотик. А я же несчастный такой, семейная жизнь очередной провал, будь она не ладна, да и делать было нечего, выпивать вроде за рулём… А когда курнешь этой дряни, запаха нет, голова не болит, проблем вообще никаких нет. И так четыре года, был в наркотическом дурмане. Что я творил тогда, мне сейчас очень стыдно за это. Вечно это не могло продолжаться, и один раз накурился такой дряни, что после неё, у меня крыша поехала и я оказался в психиатрической больнице. В усмирительной рубашке, привязанный к койке. Это был в моей жизни не звонок, а колокол! 🙂
__Знаете друзья, сколько существует людей, столько и будет историй о том, когда и в какой момент, человек задумается над вопросом: «А в чём смысл моей жизни?». Очень долго и много можно рассуждать, над тем какой смысл в жизни правильный, какой нет. Мне хочется обратиться к авторитету Священного писания: Бытие 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» Из этого стиха, можно сделать вывод, что мужчина и женщина должны отображать образ Божий здесь на земле. Без Господа это невозможно.
Своими силами, пытаться измениться, и быть лучше невозможно.

Добрый день, решил поделиться историей того как я пришел к Богу. Надеюсь она кому–нибудь окажется полезной.
Получилось так что я родился и рос атеистом (периодически заигрывал с агностицизмом, но во что–то серьезное это так и не переросло), однако в какой–то момент я понял что ни счастья ни денег это мне не приносит.

Особенно наводили на эти мысли последние новости. Не то чтобы они меня серьезно задевали, но подспудно что–то свербило, когда на месте парка или скверика строили очередную церковь или часовенку, или государство выплачивало денег церкви, или реставрировало какой–нибудь очередной храм, меня не покидало чувство как будто у меня что–то отнимают и отдают это кому–то другому. Не могу сказать что я претендовал на эту землю, или мои налоги настолько велики, чтобы можно было всерьез переживать по поводу их нецелевого использования, но радости мне это тоже не добавляло.

И в один прекрасный день меня посетила чудесная мысль: если сейчас блага отнимают у меня и отдают верующим, то если я сам стану верующим то отнимать будут у кого–то другого и отдадут мне. От перемены слагаемых сумма, оказывается, меняется!

Вот тогда то я и решил уверовать.

Надо понимать что вопрос это непростой, не машину покупаешь, нельзя уверовать в первого попавшего бога, поэтому я подошел к этому вопросу методически, составил список и начал работать по нему.

Языческих богов я отмел сразу, от них реально пахнет нафталином и вообще они явно не в тренде, потом еще немного пошерстил в интернете и в шорт–листе остались пять религий которые я рассматривал всерьез:

1. Ислам
2. Протестантизм
3. Иудаизм
4. Православие
5. Буддизм.

Буддизм мне почему–то не понравился, уже не могу вспомнить причины то ли дело в оранжевых робах, то ли в бритых головах, то ли мантры эти дурацкие, словом буддизм я вычеркнул.
Иудаизм я вычеркнул из–за членовредительства (не хотелось сразу обрубать концы с атеизмом) и я не видел чтобы вокруг строили много синагог.
Над исламом я долго думал — хорошая, перспективная (особенно в южных регионах) религия, мощная фан–база, отличный, хотя и немного скандальный пиар, мечети растут как грибы, но я живу скорее на севере и опять–таки членовредительство… Ислам я тоже вычеркнул.
В итоге я посоветовался с родными и близкими, и как обитатель средней полосы России и обладатель русской фамилии и славянских черт лица мудро решил остановиться на православии. Немаловажным бонусом оказалось то что меня в детстве крестили и не нужно было вкладывать свои средства в процедуру инициации.

После долгой и утомительной процедуры выбора я немного передохнул, после чего нацепил крестик и начал неистово верить в Бога.

И вы знаете — поперло! Я читаю новости и чувствую поддержку государства, что мои интересы как верующего учитываются, смотрю как на месте парков и скверов растут церкви и, с трудом сдерживая гнусное хихиканье, победоносно смотрю на окружающих меня унылых атеистов и агностиков.

Уровень беспокойства значительно снизился и вообще стало как–то легче дышать. В финансовом плане я пока ничего не ощутил, но думаю это вопрос времени.
Остался вопрос с постами, молитвами и посещениями храма, я пока этого ничего не соблюдаю, но для себя решил что если дальше все пойдет так же хорошо, то постепенно начну обрядовую составляющую тоже в меру сил и времени выполнять.

Спасибо кто прочитал, настоятельно рекомендую присоединиться ко мне в моем пути к Богу и личному процветанию. Это реально работает!

​Как прийти к Богу

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28)

Многие люди не верят в Бога. Но, изучая научные факты или переживая особые события в своей жизни, начинают задумываться над реальностью существования Всевышнего. После этого каждый человек задает себе вопрос: «Что Бог хочет от меня, что мне делать, чтобы прийти к Нему?»

Для того чтобы узнать ответы на вопросы о Боге, нужно иметь источник информации о Нем. Основным таким источником является Библия. Изучая Библию, можно точно знать, Кто такой Бог и что Он хочет, чтобы мы делали.

Признать свою греховность

Первым шагом к Богу является признание своих грехов. Без этого нельзя примириться с Богом и жить христианской жизнью. Иногда людям сложно это сделать в силу того, что они не видят собственной греховности. Но Бог говорит, что нет человека без грехов, о чем в Библии написано так: «Нет праведного ни одного» (Рим. 3:10), «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Иоан. 1:8). Потому каждый человек должен осознавать, что он грешен, а значит должен признать свой грех перед Богом и попросить прощения у Него.

Покаяться

Главным Божьим повелением людям как Его созданиям является повеление покаяться, о чем в Библии написано так: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). В данном тексте Библии мы видим Божью волю относительно каждого человека на земле, без исключений.

Покаяние — самое важное событие в жизни каждого. Оно имеет две составляющих: признание своих грехов и решение отвернуться от прежних дел, обратившись к Божьей воле.

А если не покаяться?

Многие могут задать вопрос: что будет, если мы не покаемся перед Богом? Для ответа на него нужно сказать, что все люди смертны. А это означает, что после смерти душа человека должна предстать перед Богом на суд, о чем в Библии написано: «…человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27).

На этом суде нам нужно будет дать ответ за все, и за грехи в том числе. И никто не сможет самостоятельно оправдаться перед Богом, а потому нам нужен ходатай перед Ним, который бы нас оправдал. Этим ходатаем является Иисус Христос, Он сделал все, чтобы мы были оправданы. Христос пришел на землю, умер на кресте, взяв на Себя все наши грехи, и воскрес из мертвых.

Но эта жертва способна оправдать лишь тех, кто в нее поверит, покается в своих грехах и примет Иисуса Христа в свое сердце как Господа и Спасителя. Тот, кто примирился с Богом через покаяние и веру в жертву Иисуса Христа, имеет оправдание на Божьем суде и жизнь вечную в Царстве Небесном.

Если же человек не принял эту жертву и не покаялся за свои грехи, то ему самому придется отвечать за все. Но оправдаться он не сможет, потому что, даже если нарушил хоть одну заповедь, например, «не пожелай чужого», он будет подвергнут наказанию за грех, ибо написано: «Если кто согрешит и сделает что-нибудь против заповедей Господних, чего не надлежало делать, и по неведению сделается виновным и понесет на себе грех» (Лев.5:17). Результатом осуждения является вечное мучение человеческой души в огне, о чем сказано в Библии: «И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13:42).

Как и когда
это сделать?

Если мы приняли решение примириться с Богом, то это нужно делать сейчас, потому что завтра можем не успеть, как об этом сказано в Библии: «…Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2-е Кор. 6:2). Покаяние нельзя откладывать на завтра, потому что завтрашний день не в нашей власти. Личное покаяние перед Богом можно совершить в любом месте, где бы вы ни находились.

Что дальше?

После покаяния перед Богом нужно узнавать о Божьей воле через изучение Библии, что является неотъемлемой частью жизни каждого верующего человека. Изучая Библию, мы узнаем что нам нужно делать и как жить.

Далее необходимо найти церковь, позиция которой построена исключительно на Библии. Жить христианской жизнью без церкви, без поддержки верующих людей, без утешения и назидания через слово проповеди очень сложно. Бог призывает нас находиться в собрании верующих людей, о чем в Библии написано: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).

И уже в церкви следует принять водное крещение по вере, так как это тоже одно из повелений Бога, данное через апостола: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38).

Именно Дух Святой будет помогать идти по жизни и исполнять Божью волю. Тот, кто примирился с Богом, имеет не только вечную жизнь на Небесах, но и помощь от Бога на земле.

Светлана Писарева

Интервью Епископа Саратовского и Вольского Лонгина газете «Саратовская панорама». Опубликовано в № 2 (229) от 14 января 2004 г.

— Владыка, расскажите, как Вы пришли к вере? Предшествовал ли этому какой-нибудь особенный момент в Вашей жизни?

— Я благодарю Бога за то, что в детстве меня водили в храм, причащали. Потом был период взросления, когда я не ходил в церковь. Но когда в студенческом возрасте начали возникать вопросы о смысле жизни, я знал, помнил, куда надо идти за ответами. Тогда я был еще далек от церковной жизни, но очень много читал. В то время я учился на филологическом факультете Абхазского Государственного университета, хотел стать учителем и часто проводил лето в Москве, у бабушки. А однажды друг повел меня в храм «Всех скорбящих радосте» на Большой Ордынке, и я услышал замечательную проповедь… В этом храме тогда пел лучший в Москве хор, а среди прихожан было много людей искусства — писатели, художники, музыканты. И я тоже начал туда ходить, постепенно проникаясь красотой церковной жизни.

— И все-таки: как, когда пришло решение стать священником?

— Не могу сказать, что был какой-то толчок, момент прозрения: вот, мол, еще вчера вечером я был человеком неверующим, а утром проснулся верующим и с желанием стать священником. К этому я шел постепенно. Но когда твердо решил стать священником, и узнал, что для поступления в семинарию нужно отслужить в армии, пришел в военкомат и сам написал заявление, чтобы меня забрали…

— Наверное, этот поступок и в то время многим показался странным?

— Конечно, ведь у меня была законная отсрочка. Поэтому даже маму попросили расписаться на заявлении, что она согласна. Потом я благополучно отслужил полтора года в армии и поступил сразу на второй курс духовной семинарии. А еще через год — принял монашеский постриг.

— Значит, Вы тоже принадлежите к поколению, которое пришло к Церкви уже во взрослом, сознательном возрасте, со всеми вытекающими отсюда трудностями «переходного периода»?

— Я глубоко убежден, что каждый человек приходит к Богу своим, неповторимым путем. Хорошо, когда человек с ранних лет живет верой. Во взрослом возрасте бывает гораздо труднее распознать Божий призыв, который нередко выражается в муках совести, недовольстве собственной жизнью, внутренних метаниях. Многие люди ищут, но не все находят. Ведь для того, чтобы придти к Церкви, приходится во многом ломать свою жизнь, нужно суметь искренно покаяться, а это бывает очень трудно, для кого-то — непосильно. Я знаю немало людей, которые яростно, в муках отстаивают свое право быть, оставаться неверующими… Это бывает страшно — видеть, как они сами при этом мучаются. Мы должны не осуждать, а молиться за всех неверующих и всеми силами помогать им. Ничего не желает Господь, как только того, чтобы, ощутив сердцем Его любовь, мы сами откликнулись на нее…

— Владыка, можно ли сказать, что на сегодняшний день Вы самый молодой глава епархии?

— Нет, не так. На сегодняшний день я — последний из рукоположенных епископов*, а по возрасту есть и моложе меня. Но, думаю, что и «самым последним» я буду оставаться недолго, может быть, несколько месяцев… Слава Богу, потребность в духовенстве все время растет. Посмотрите сами: за последние десять лет количество храмов по стране увеличилось на порядок, но они нигде не стоят пустыми, везде есть люди. Мало того — храмов сильно не хватает…

*На момент выхода газеты — уже предпоследний.

— Во всех своих интервью Вы говорите, что Саратовская губерния в этом смысле особенно заметно отстает от остальных?

— Да, в Саратовской епархии положение дел все-таки особенно трудное. Например, в Воронеже — я сейчас говорю только об одном городе! — на сегодняшний день действуют 80 приходов. А мы имеем 70 действующих церквей на всю епархию. Недавно на дни памяти Владыки Пимена из Волгограда приезжал Владыка Герман — мы много беседовали… Так вот, в соседнем Волгограде имеется уже 60 приходов, а у нас, на все миллионное население Саратова и Энгельса — меньше двух десятков действующих церквей! Как видите, разница колоссальная. При таком положении я готов открывать новые приходы не только в храмовых зданиях, но и в любых приспособленных для этого помещениях.

К сожалению, многие храмы нашей губернии до сих пор еще не переданы Церкви, лежат в руинах, и мы сильно опасаемся, что скоро их невозможно будет восстановить. Нужно еще более активно заниматься реставрацией старых и строительством новых храмов, а это возможно при поддержке руководства области и города, бизнесменов, всех неравнодушных людей.

— Главные события прошедшего 2003 года — какие они для Вас?

— В октябре прошлого года в наш город прибыли мощи святых угодников Божиих, преподобных Киево-Печерских и Радонежских отцов, которые затем с крестным ходом были перенесены в кафедральный Свято-Духовский собор Саратова. И так отрадно было видеть всеобщее воодушевление, вызванное этим событием, ставшим подлинным духовным торжеством для верующих нашей епархии! Можно было видеть, как даже люди, не принимавшие участия в крестном ходе, стоявшие у обочины дороги, провожали взглядом святыню, а кто-то, не стесняясь, плакал от умиления, от переполняющих душу чувств.

Также и кратковременное пребывание в Саратове другой святыни, чудотворной иконы преподобного Серафима Саровского, доставило радость и утешение множеству людей, очередь к храму преподобного растягивалась на десятки метров: верующий народ часами простаивал на осеннем холоде, только бы поклониться образу великого чудотворца, испросить его помощи и благословения.

В декабре в Саратове прошли «Дни памяти архиепископа Пимена (Хмелевского)», приуроченные к десятилетию со дня кончины этого замечательного русского иерарха второй половины XX столетия, который двадцать восемь лет нес служение в нашей епархии. Дни памяти Владыки Пимена вылились в целый комплекс разнообразных мероприятий церковно-просветительского характера, столь необходимых сегодня, когда Церковь как никогда должна быть открыта для мира.

Значительным событием стала и прошедшая 17-18 декабря Первая научно-практическая конференция «Православие и духовное здоровье нации», целью которой явилось установление конструктивного диалога между Церковью и властью, институтами образования и здравоохранения.

— Судя по всему, Вы уделяете большое значение православному образованию и просвещению. Сейчас этот вопрос стоит на первом месте?

— Это очень важный вопрос. Но все-таки самая главная для нас сегодня задача — всеми силами постараться наладить нормальную приходскую жизнь в епархии, а для этого, как я уже сказал, нужны новые храмы, больше священнослужителей. На сегодняшний день наши батюшки чересчур перегружены, и времени и сил у них порой хватает лишь для исполнения самых насущных культовых потребностей сотен прихожан.

А ведь на самом деле нужно, чтобы священники всех своих прихожан знали в лицо, знали проблемы каждого, ждали их у себя в храме, радовались встрече. Ведь когда-то в России так и было…

Я глубоко убежден, что именно во время исповеди устанавливаются по-настоящему глубокие отношения между священником и его чадами, и такое общение не могут заменить никакие научные встречи или диспуты. Мы должны возрождать церковные общины, а это, прежде всего, люди, которые умеют жить общими делами и интересами, помогают друг другу и своим ближним. Сейчас приходская жизнь постепенно восстанавливается — но пока очень медленно…

— Владыка, а что Вы считаете своим домом? Как удается отдыхать, восстанавливать свои силы?

— Для меня дом, это то место, где я несу служение. Теперь это Саратов. А отдыхать пока некогда — слишком много нужно успеть сделать.

— И последний вопрос: в эти святочные дни душа настроена на что-то необычное… А было ли в Вашей жизни то, что вы можете назвать чудом, видимым проявлением Промысла Божия?

— Именно в том московском храме, в который я начал ходить в студенческие годы, находилась старинная и очень редкая икона святого мученика Лонгина Сотника. Икона была почитаемой, и поэтому всякий раз по окончании службы я слышал это незнакомое мне поначалу имя. И когда впоследствии стоял на монашеском постриге и вдруг прозвучало: «Брат наш, монах Лонгин…», я был поражен, и на своем уже примере убедился в том, что путь каждого человека складывается не по воле случая, а по великому Промыслу Божию.

Газета «Саратовская панорама» № 2 (229), 14 января 2004 г.

Чтобы прийти к Богу, нужно пройти через страдания?

Аудио

Высказывание священника Алексея Кульберга: «Милостивый Господь не даст погибнуть нам в нашем благополучии. Бог пошлет скорби: кому-то болезнь, кому-то пьяницу-мужа, кому-то гулящую жену, кому-то непослушных детей. И это будет возвращать нас к необходимости осознания того, что нам нужен Бог, что нужно жить с ним». Вопрос заключается в том – а почему чтобы прийти к Богу, нужно пройти через страдания? Разве нельзя быть счастливым в жизни человеком, обеспеченным, благополучным, самостоятельным и понимать, что это тебе дает Бог, что это приходит в твою жизнь от Бога, благодарить Его, любить Его за это. Вот я пришел к Богу – я что, должен ожидать автоматически, что мне будут приходить страдания и скорби, и это будет именно моим путем?

Вопрос я понял. Вы сегодня в Церкви были? Вот сегодня читали в Церкви про одного юношу, который был очень благополучным. Он вообще все заповеди от юности сохранил – жил так, как Господь велел. Но когда ему Господь предложил продать то, что у него есть, раздать нищим и пойти за Ним – отказался. Для него благополучие оказалось важнее, чем стать апостолом, учеником Христовым. Господь сказал, что легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Небесное. Не сказал, что невозможно, но трудновато. Потому что от благополучной жизни – к сожалению, таково свойство падшего человека – он склонен забывать Бога. А т.к. для Бога важнее всего не наше благополучие, потому что оно временное и кончается у всех болезнью и смертью… а само благополучие – это вот… мы попользуемся какой-то период, а потом вся наша недвижимость ограничится местом на кладбище два на метр и гробом. Всё. Один костюм, одни ботинки, одна рубаха и всё. Ради этого, собственно, мучиться не имеет смысла.

Для Бога важнее душа. И вот чтобы душа не забыла Бога – а когда человек вспоминает о Боге? Только в минуту скорби. Сказал же русский народ: гром не грянет – мужик не перекрестится. Поэтому гром и гремит.

Но если богатый человек все свое богатство, все свое здоровье, все свое образование, весь свой ум посвятит служению Богу, то ни гулящая жена ему не понадобится, ничего. Все будет само. Поэтому человек либо совершает в своей жизни подвиг ради Христа, либо человек спасается дополнительно к этому еще и скорбями и болезнями и всякими трудами. Поэтому богатые не тоже плачут, а богатые плачут гораздо больше, чем бедные. Вот по моим наблюдениям.

После Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное…

Что делать после Крещения?

— Прежде всего осознать, что после Крещения человек становится членом Церкви, а членство в любом обществе или организации предполагает наличие прав, обязанностей и ответственности. Церковь важнее любой земной организации, так как имеет неземное происхождение и ее Главой является Господь наш Иисус Христос. Крещением открывается дверь в Царство Небесное и человеку дается право в эту дверь войти и при условии исполнения обязанностей, которыми являются заповеди Божии, наследовать жизнь вечную. Ответственность означает ответ или отчет о проделанной работе по исполнению обязанностей, который каждый человек даст Богу на частном суде, то есть по окончании земной жизни и на всеобщем Страшном суде, который будет после Второго Пришествия Христа Спасителя на землю. Путь указан, дверь открыта, остается только приложить усилия, чтобы по этому пути пойти, то есть начать воцерковление.

Как быть, если чувствуешь себя неуверенно при посещении храма, боясь сделать что-то не так?

— Не надо этим смущаться. Неуверенность быстро пройдет, если начать регулярно ходить в храм. Чтобы больше узнать о правилах поведения в храме можно приобрести в церковной лавке соответствующую литературу.

Не следует обижаться, если кто-то в храме не вполне корректно сделал замечание, например о том, что не той рукой и не так поставлена свеча или что-то другое сделано не верно. Надо постараться таких людей не осуждать, а сказать им: «Простите Христа ради». Или отойти молча, помолившись: «Господи! Прости мне грехи мои, как и я этому человеку прощаю!»

Что означает слово «воцерковленный»?

— Воцерковленный христианин — это тот, кто ясно понимает цель христианской жизни — спасение. Он соразмеряет свои мысли и поступки с Евангелием и Священным Преданием, хранимым Церковью. Для такого человека христианского — норма жизни, пост для него не просто ограничение в пищи и питии, но и время покаяния о своих грехах, церковные праздники — время торжества о событиях, имеющих прямое отношение к Промыслу Божию о спасении человека, а главное — к нему самому.

Воцерковление человека прямо влияет на его служебные и личные отношения. Они становятся ярче, глубже и ответственнее. Нарушая церковные установления, он понимает, что поступает не просто неправильно, но обедняет и губит этим свою жизнь. И при первой же возможности он прибегает к Таинствам Исповеди и Причащения, видя в них единственно возможное лекарство для исцеления своей души. Наконец, воцерковленный человек — это тот, кто ощущает себя сыном Церкви, для которого всякое отдаление от нее мучительно и трагично. Невоцерковленному человеку лишь предстоит обрести в себе такое сыновное чувство и понять, что вне Церкви нет спасения.

С чего начать воцерковление?

— Молитва, посещение храма, регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения — являются началом и основой церковной жизни православного христианина.

Какие могут быть препятствия на пути воцерковления?

— Препятствиями на пути воцерковления могу служить те соблазны и нестроения, которые иногда встречаются в церковной жизни. Эти соблазны и пороки бывают действительные, реальные, но бывают и кажущиеся, надуманные. Но в любом случае для правильного отношения к ним необходимо всегда помнить о том, что Церковь по своей природе одновременно и небесная, и земная. Небесное в Церкви — это действующий в ней Господь, Его благодать, Его угодники и бесплотные ангельские силы. А земное — люди. Поэтому и в церкви можно столкнуться с человеческими недостатками, совершенно «земными» интересами, немощами людей. В этом случае очень легко соблазниться и разочароваться. Но надо попытаться это правильно понять. Люди приходят в церковь спасаться, но при этом они не становятся автоматически святыми. Они приносят сюда свои болезни, страсти, свои греховные навыки. Многие с Божией помощью побеждают себя, свои худые наклонности, но на это иногда уходят годы.

Необходимо познать себя самого, свою собственную немощь, чтобы никого не осуждать. Важно не судить Церковь как бы со стороны, нужно жить в ней, ощущать себя ее неотъемлемой частью , считать ее недостатки своими недостатками.

Также необходимо знать, что враг спасения всегда стремится поссорить, разобщить людей, восстановить их друг против друга. И тут главное его оружие — это ложь. Он показывает то, чего реально нет, мелкие промахи представляет страшными преступлениями.

Надо всегда помнить, что очень многое зависит от того, с каким помыслом, с каким внутренним устроением оценивает человек окружающую его реальность. Замечательно рассуждает о том, на сколько зависит оценка этой реальности от «помысла», старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот вон в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!». И пчела начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых. Видишь: муха знает только о помойках, а пчела — о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распуститься гиацинт.

Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивает что-то плохое, и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем». «Если хочешь помочь Церкви, исправь себя самого, и сразу исправится одна частичка Церкви. Если бы это все, естественно, исправилась бы Церковь».

Человек, осуждающий чужие недостатки и грехи, сам со временем приходит в полное духовное расстройство и никому таким образом помочь не может, а может только навредить.

И, напротив, христианин, проводящий внимательную жизнь, работающий над собой, борющийся со своими страстями, становится добрым примером и помощником для тех, кто находится рядом с ним. И в этом (в том, чтобы делать то, к чему призван каждый на своем месте, стараясь, чтобы это было по Богу) заключается самая реальная польза, которую может принести верующий человек всей Церкви.

Как и с чего начать духовную жизнь?
— «Обратись к Господу и оставь грехи; молись пред Ним и уменьши твои преткновения. Возвратись ко Всевышнему, и отвратись от неправды, и сильно возненавидь мерзость» (Сир. 17:21–23).

Духовная жизнь — это внутренняя жизнь. Надо больше внимать внутреннему состоянию души, состоянию совести, стремиться жить по заповедям Божиим, постоянно следить за мыслями, чувствами, никого не осуждать, ни на кого не раздражаться и всех прощать.

Для желающего начать духовную жизнь необходимо:

1) Обратиться с молитвой к Богу, прося Его даровать чистую, глубокую веру, без которой нет спасения души.

2) Приобрести Священное Писание и прочитать Новый Завет. Причем, прочитав его первый раз полностью, вновь открыть сначала и каждый день читать по одной или две главы, не торопясь, внимательно, размышляя над прочитанным, стараясь вникнуть в смысл заложенного в тексте Божественного Откровения. Хорошо и полезно при этом читать Толкования на Новый Завет (например, блаж. Феофилакта Болгарского).

Можно начинать знакомство со Священным Писанием с прочтения Детской Библии, в которой простым доступным языком изложена вся история взаимоотношений Бога и человека, кратко и ясно описаны земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его учение о Царствии Божием.

Желательно также приобрести и прочитать «Закон Божий», составленный протоиереем Серафимом Слободским, книгу, в которой объясняются основы вероучения, заповеди Божии, основные молитвы, правила поведения в храме.

3) Начать чтение святоотеческих книг, составляющих сокровищницу духовных знаний.

Подбор святоотеческой литературы для чтения есть дело сугубо индивидуальное, совершаемое по благословению духовного наставника, но есть авторы, чьи труды, понятны и полезны всем. Это епископ Феофан Затворник, святой праведный Иоанн Кронштадтский. Из современных авторов — книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). И, конечно, душеполезно для всех читать жития святых.

4) Для того чтобы начать обучение молитве, необходимо приобрести «Православный молитвослов» — сборник молитв, составленных святыми отцами, людьми, всю свою жизнь посвятившими служению Богу и настолько очистившими свои души, что Господь сотворил их сосудами Благодати, проводниками Божественного Откровения. Можно сказать, что Сам Дух Божий продиктовал святым отцам тексты молитв, которые Церковь впоследствии включила в сборник для всеобщего употребления.

5) Соблюдать установленные Церковью постные дни и все многодневные посты.

6) Регулярно участвовать в таинствах Исповеди и Причащения. Наиболее распространенной является частота Причащения один раз в три недели. Возможно это делать и чаще, испросив благословения у священника.

7) Необходимо молить Бога о даровании духовного руководителя — священника, которому можно было бы доверить свою душу для духовного руководства.

Чего надо остерегаться, чтобы не повредить своей душе?
— Не следует вступать в прения и слушать сектантов, убеждающих, что их вера — самая правильная.

Прежде, чем войти в незнакомый храм, надо узнать, не «служат» ли в нем раскольники.

Не следует ходить для молитвы и к «инославным» (т.е. не православным христианам).

Нельзя общаться с представителями оккультизма, «Белого братства», «Богородичного центра», мормонами, восточными и псевдовосточными кришнаитами, рериховцами, экстрасенсами, колдунами и «бабками», многочисленными «православными целителями». Общение с ними наносит сильный вред не только духовному, но и телесному здоровью.

Не нужно слушать людей, распространяющих различные суеверия. Не стоит брать ни у кого самодельных, переписанных от руки или отпечатанных на машинке молитв и заклинаний, хоть дающий и будет убеждать: «Это очень сильная молитва!» Если же что-то подобное уже взято, надо подойти к священнику и показать ему, священник скажет, как с этим поступить.

Со всеми проблемами следует обращаться к духовнику или к служащему в храме священнику. Не надо обижаться на священника, если покажется, что он оказал недостаточно внимания, важно помнить о том, что есть и другие люди, которые также нуждаются в пастыре. Надо стараться внимательно слушать проповеди священников, читать православную духовную литературу, в которой можно найти ответы на все касающиеся духовной жизни вопросы.

Не следует увлекаться политическими страстями — народ имеет таких правителей, каких заслуживает по своему духовному состоянию; изменять нужно, прежде всего, свою собственную греховную жизнь, улучшит каждый себя — улучшится и окружающий мир.

Важно помнить, что у человека нет ничего дороже собственной души, не стоит увлекаться безудержной погоней за мирскими ценностями, отнимающими силы и время, опустошающими и убивающими душу.

Нужно благодарить Бога за все посылаемое: радости и скорби, здоровье и болезни, богатство и нужду, так как все приходящее от Него есть благо; и даже скорбями, подобно горькому лекарству Господь исцеляет греховные язвы человеческих душ.

Встав на путь христианской жизни, надо не малодушествовать, не суетиться, «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33) — все необходимое даст Господь в свое время.

Во всех своих поступках и словах надо руководствоваться главной заповедью любви к Богу и ближним.

Можно ли христианину пить вино?
— «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно. Что за жизнь без вина? Оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. Излишнее употребление вина увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны. На пиру за вином не упрекай ближнего и не унижай его во время его веселья: не говори ему оскорбительных слов и не обременяй его требованиями» (Сир. 31:31–37). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5:18).

Почему курение — грех?
— Курение потому признается за грех, что эта привычка, именуемая даже в светском обществе вредной, порабощает себе волю человека, заставляет вновь и вновь искать своего удовлетворения, в общем, имеет все признаки греховной страсти. А страсть, как известно, доставляет душе человека только новые муки, лишает ее свободы. Иногда курильщики говорят, что сигарета помогает им внутренне успокоиться и сосредоточиться. Однако известно, что никотин действует разрушающе на мозг и нервную систему. А иллюзия успокоения возникает потому, что никотин оказывает еще и тормозящее воздействие на рецепторы головного мозга. Греховным является все, чем человек наносит вред своему здоровью. Здоровье — дар Божий.

Чем опасна нецензурная брань?
— Слово играет большую роль в жизни человека, который, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение чувств человека. У каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матершинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно простой привычкой произносить нечистые слова. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишъся» (Мф. 12:37).

Накажет ли Бог тех, кто смотрит телевизор?
— Церковь не запрещает смотреть телевизор, она предупреждает, как опасно быть зависимым от телевизора. Даже не говоря о передачах, разрушающих сознание и души детей и взрослых. Надо уметь выбирать, что полезно, а что вредно и губительно для души. Есть немало и хороших передач, в том числе православных, но немало в других передачах и откровенного развращения, насилия, ненависти к человеку. Надо уметь вовремя нажать кнопку. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12).

Могут ли православные христиане содержать в своем освященном жилище собаку?
— Мнение о недопустимости нахождения собак в квартирах и иных помещениях, где есть иконы и другие святыни является суеверием. Собака, равно как и иные не опасные для людей животные, могут жить в жилище христиан. При этом необходимо предпринимать меры предосторожности, чтобы домашние питомцы не имели доступа к святыням (иконам, святым книгам, антидору, святой воде и т.д.).

В чем разница между религией и наукой?
— Религия и наука — две разные и одинаково законные области человеческой жизни. Они могут входить в соприкосновение, но противоречить друг другу они не могут. Религия движет науку в том смысле, что она пробуждает и поощряет дух исследования. Сама Библия учит: «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Притч. 15:14). «Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притч. 1:5).

Обе — религия и естественная наука — требуют для своего обоснования веры в Бога, только для религии Бог стоит в начале, а для науки — в конце всего мышления. Для религии Он является фундаментом, для науки — венцом разработки миросозерцания. Человек нуждается в естественных науках для познания, а в религии — для действования (поведения).

Для чего человек живет на земле?
— Земная жизнь дана человеку для подготовки к жизни вечной. Подлинный смысл жизни может заключаться лишь в том, что не исчезает со смертью человека, поэтому искать этот смысл надо в благе не для тела, а для бессмертной души — в ее добродетельных качествах, с которыми она пойдет к Богу. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Душа бессмертна, и наслаждаться приобретенным даром благодати сможет вечно. «Благодатию вы спасены через веру, и это не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение — созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:8–10). Однако, чтобы душа смогла наслаждаться не только здесь, на земле, необходимо ее просвещать, воспитывать, обучать, чтобы духовно возрастать и совершенствоваться, чтобы она смогла вместить ту радость, которую Господь предуготовил всем любящим Его.

Именно в поиске добра и творении его, постепенном, но неуклонном взращивании в душе всей полноты любви, на которую она по своей природе способна, в поступательном продвижении души на пути к Богу — в этом обретается единственный истинный, непреходящий смысл жизни человека. Цель жизни — подражание Христу, стяжание Духа Святого, постоянное богообщение, познание и исполнение воли Божией, то есть в богоуподоблении. Цель жизни достижима при условии воплощения главного смысла ее, который заключается в непрестанном возрастании в любви к Богу и людям: «Возлюби Господа Бога Твоего…, и ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30–31). Пример всесовершенной жертвенной любви дал Сам Спаситель, пойдя на крестные страдания ради спасения всех людей (см. Ин. 13:15). «Подобны будьте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16).

Если нет стремления к этому, то жизнь, с христианской точки зрения, бесцельна, бессмысленна и пуста. Но чтобы стяжать Духа Святого, надо очистить сердце от страстей и, прежде всего, от гордыни — матери всех пороков и грехов.

Всю земную жизнь человек должен посвятить заботе о своей бессмертной душе, которая будет жить вечно, а не о теле и не о приобретении земных временных благ. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

Источник: Православная газета, Екатеринбург.