Как стать анархистом

Душа мира, связующее звено между Богом и его творением, по Соловьеву, есть

(-)Единое (+)София (-)Демиург (-)Логос

212. Идеализация русских самобытных начал характерна для…

(-)народников (+)славянофилов (-)марксистов (-)западников

Идейное течение, утверждавшее неизбежность развития России по пути западной цивилизации

(-)народничество (+)западничество (-)славянофильство (-)либерализм

Ключевой проблемой Русской философии в Х1Х века являлся поиск

(-)законов диалектики (+) пути развития России (-)методов познания (-)направлений научно-технического прогресса

215. К числу представителей анархизма относились…

(+)П. А. Кропоткин (-)В. И. Ленин (-)В. С. Соловьев (-)Г. В. Плеханов (+)М. А. Бакунин

216. Материалистическую позицию в отечественной философии XIX — XX вв. представляют…

(-)В.Соловьев, С.Булгаков,П.Флоренский

(+)А.Герцен, В.Белинский, Д.Писарев

(-)Н.Трубецкой, Г.Флоровский, В.Ильин

(-)Н.Бердяев, В.Розанов, С.Франк

217. Начало материалистической традиции в русской философии положил …

(-)Сковорода Г.С. (-)Трубецкой Н.С. (-)Десницкий С.Е. (+)Ломоносов М.В.

218. Первые представления о философии на Руси сложились после…

(-)возвышения Московского государства (+)составления «Русской Правды»

(-)монголо-татарского ига (-)принятия христианства

219. Первым теоретиком диалектического материализма в России был…

(-)П. Я. Чадаев (-)Г. Г. Шпет (-)П. А. Флоренский (+)Г. В. Плеханов

220. Появление светского типа философствования в России происходит в…

(-)16в. (-)14в. (+)18в. (-)20в.

221. Представителями западничества являлись…

(-)А. С. Хомяков (-)К. С. Аксаков (+)Т. Н. Грановский (+)К. Д. Кавелин (-)И. В. Киреевский

Представители либерального направления в русской философии

(-)А.И.Герцен (+)К.Д.Кавелин (+)Т.Н.Грановский (-)В.Г.Белинский (-)М.А.Бакунин

Представителем антропологического материализма в русской философии был

(-)П. А. Флоренский, (+)Н.Г. Чернышевский, (-) В.С. Соловьев, Г (-)М.В. Ломоносов.

225. Представителем естественнонаучного направления в «русском космизм» является…

(+)В.И.Вернадский (-)А.И.Радищев (-)Н.Ф.Федоров (-)Н.А.Бердяев

Рыцарем свободного духа” называл себя

(-)Ф.М. Достоевский (-)Л.Н. Толстой (+)Н.А.Бердяев (-)В.С. Соловьев

227. Русская идея с точки зрения Вл. Соловьева – это…

(-)идея мировой гегемонии (-)идея превосходства одной нации над другой

(+)идея национального предназначения: “это не то, что народ думает о себе во времени, а то, что Бог думает о нем в Вечности”

(-)идея объединения Востока и Запада

228. Создателем религиозно-философского учения о всеединстве в русской философии был…

(-)Бакунин М.А. (-)Чернышевский Н.Г. (+)Соловьев В.С. (-)Герцен А.И.

229. Сторонниками русского космизма – учения о неразрывном единстве человека, Земли и космоса, о космической природе человека и о его безграничных возможностях по освоению космоса – являлись…

(+)К.Э.Циолковсий (-)Н.П.Огарев (-)В.В.Розанов (-)К.Н.Леонтевьев (+)А.Л.Чижевский

230. «Техника убийственно действует на душу», — считал…

(-)Д.Белл (-)У.Ростоу (-)Э.Тоффлер (+)Н.Бердяев

Тема свободы как условия творчества является одной из центральных в работах

(+)Н. Бердяева (-)Э. Фромма (-)А. Бергсона (-)М. Бакунина

232. Философами(славянофилами), трактовавшими русскую историю посредством обоснования православия как начала всей русской национальной жизни, являлись…

(-)Г. В. Плеханов (-)Т. Н. Грановский

(+)Ю. Ф. Самарин (-)П. Я. Чаадаев (+)А. С. Хомяков

233. Философ русского зарубежья , автор исследования «О сопротивлении злу силой»- …

(-)Флоренский П.А. (-)Лосев А.Ф. (-)Франк Н.О. (+)Ильин И.А.

Христианско-экзистенциальное направление в отечественной философии представлено

(+) Л. Шестовым (-) В. Зеньковским (-)И. Ильиным (+) Н. Бердяевым

235. Характерной чертой русской идеалистической философии является…

(+)антропоцентризм (-)детальная разработка гносеологии(-)системность (-)строгость логических построений

236. Центральным понятием в философии С.Л.Франка было понятие…

(+)единения (-)разобщенности (-)соборности (-)общности

Гносеология. Направления и подходы в гносеологии

(-)агностицизма, (-)Гносеологического оптимизма, (-)Догматизма, (+) скептицизма.

238. Сторонниками позиции, согласно, которой человек познает только явления, но не сущности вещей, называют…

(-)гностиками (-)апогетами (+)агностиками (-)догматиками

239. Эмпиризм считает, что теоретическое мышление…

(+)не может выходить за пределы опыта (-)есть главный источник знания

(-)способность выходить за пределы опыта (-)не связано с эмпирическим познанием

Общие вопросы теории познания.

240. Вера как особое состояние сознания…

(-)противоречит житейскому опыту (-)опирается на рациональное доказательства

(+)связана с ценностным отношением предмету веры (-)предполагает эмпирическое обоснование

241. Взгляд личности на что-либо есть…

(-)понятие (-)истина (-)убеждение (+)мнение

242. Вся совокупность достоверных сведений о внешнем и внутреннем мире человека, которым располагает общество или отдельный индивид, есть…

(-)познание (-)представление (-)знание (+)концепция

243. Знание, соединенное с верой в него, есть…

(-)мнение (-)рассуждение (+)убеждение (-)заблуждение

244. Источник целеполагающей активности, носитель предметно практической деятельности, оценки и познания есть…

(+)субъект познания (-)Бог (-)ноумен (-)труд

245. Материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения, — …

(-)символ (-)образ (-)отражение (+)знак

246. Необязательность предварительных систем доказательств, опора на здравый смыл отличает ______________ знание

(-)квазинаучное (-)паранаучное (+)обыденное (-).научное.

Обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование — это

(-)образ (-)интеллект (-) дух (+)познания

248. Постижение сознанием многообразных сторон и связей бытия представляет собой…

(-)практику. (-)творчество. (+)познание. (-)инициацию.

249. Процесс постижения смысла чего — либо есть …

(-)знание (-)вера (-)интуиция (+)понимание

Придавать смысл вещам и процессам может

(-) природа, взятая вне человека, (-)Само их существование в мире,

(-)Все существующие в природе живые существа, (+)Лишь человек.

Сложность познавательного процесса отражена в следующих высказываниях

() «вещь в себе» принципиально не может быть познана

(+) человечество никогда не будет знать обо всем

(-)в познании нет смысла

(+) в науках существуют неразрешимые проблемы

Такого рода знание, которое тождественно своему предмету и поэтому не может быть опровергнуто есть

(-)догма (-)вера (+)абсолютная истина (-)субъективная истина

Познавательные способности: чувства, разум, интуиция

253. Логический прием перенесения некоторых признаков, присущих одному предмету, на другой, подобный первому предмету есть:

(-)Обобщение (-)абстрагирование (+)аналогия (-)моделирование

254. Мысленное объединение частей в единое целое есть…

(-)анализ (-)характеристика (+)синтез (-)сравнение

255. Оперирование конкретно- чувственным и понятийными образами есть…

(-)эмоциональное переживание (-)ощущение (-)интуиция (+)мышление

256. Опосредованно-чувственный образ предмета, создаваемый на основе восприятия, называется…

(-)интуицией (+)представлением (-)понятием (-)умозаключением

260. Отображение отдельного свойства материального объекта, непосредственно взаимодействующего с органами чувств, называется…

(+)ощущением (-)эмоциями (-)представлением (-)восприятием

261. Постижение истины без обоснования с помощью доказательств есть…

(-)вера (-)эмоция (-)наблюдение (+)интуиция

262. Способ логического рассуждения от единичных утверждений к положениям, носящим более общий характер, называется….

(+)Индукцией (-)Дедукцией (-)Аналогией (-)моделированием

263. Способность оперировать понятиями, суждениями, умозаключениями есть…

(-)предсознание (+)абстрактное мышление (-)чувственно-эффективный уровень сознания (-)ценностно-волевой уровень сознания

264. Формой рационального познания является …

(-)ощущения (+)понятие (-)восприятие (-)представления

265. Чувственной формой познания является…

(-)гипотеза (-)суждение (-)понятие (+)восприятие

Проблема истины

266. Вопрос об отношении знания к объективной реальности есть вопрос о(об)…

(-)истине (+)уровнях познания (-)средствах познания (-)форме познания

267. Главным критерием истины для диалектического материализма является…

(-)чувственные переживания (-)логические построения (+)практика (-)самоочевидность и достоверность

268. Зависимость знаний от условий, места и времени выражается в понятии…

(-)абсолютность» (-)заблуждение» (+)конкретность»(-)абстрактность»

269. Знание не подтвержденное на данный момент практикой, либо недостаточно обоснованное логически, называется…

(-)заблуждением (-)достоверным (-)ошибочным (+)гипотетическим

270. Истина, согласно Аристотелю, является…

(-)соглашением, добытым в спорте (-)божественным откровением

(-)общим положением (+)соответствием мысли действительности

271. И относительная, и абсолютная истина…

(+)дают полное, исчерпывающее представление о предмете (-)имеют объективный характер

(-)со временем могут быть пересмотрены (-)имеют субъективный характер

272. Каждая относительная истина…

(+)содержит в себе долю абсолютной (-)является препятствием на пути у абсолютной истине

(-)тождественна абсолютной истине (-)не имеет никакого отношения к абсолютной

Что такое анархизм: идеи и политика, русский анархизм и его основоположники

Анархизм – это идеология безвластия. Анархизм предполагает отсутствие в обществе какой-либо власти, в том числе государственной.

Анархисты стремятся уничтожить любые формы эксплуатации людей друг другом. Вместо этого они предлагают установить сотрудничество индивидов, чтобы общественные отношения и социальные институты строились на личной заинтересованности всех их участников.

Анархистов наряду с социалистами и коммунистами относят к представителям левой идеологии, противопоставляя их правым – либералам и консерваторам.

Идеи анархизма

Анархистский идеал – это:

  • отсутствие власти;

  • свобода от принуждения;

  • свобода ассоциаций;

  • взаимопомощь;

  • разнообразие;

  • равенство;

  • братство.

Говоря об отсутствии власти, анархисты имеют в виду, что один человек или группа не могут навязывать другим свое мнение или волю. В этой идеологии нет места иерархии, представительной (непрямой) демократии и авторитарному правлению.

Каждая отдельная личность должна максимально развиваться, полагают анархисты. Согласно их философии, проблемы и потребности любого человека решаются индивидуально. Полноценной жизни можно достичь только за счет разнообразия рабочего процесса.

Любые общественные структуры должны создавать люди, которые объединились по личной инициативе и имеют равные права на определение будущего общества.

По мнению анархистов, чтобы деятельность была максимально эффективной, в ее основе должна лежать взаимопомощь. То есть в подобном обществе одиночная работа считается непродуктивной.

Под братством анархисты подразумевают, что интересы и потребности всех людей одинаково важны и ценны.

Основоположники анархизма

Анархизм сложился в середине XIX века. Его основоположниками и теоретиками являются немецкий философ Макс Штирнер и французский мыслитель Пьер Прудон. Русский анархизм ассоциируется с именами Михаила Бакунина и Петра Кропоткина. Наиболее известным деятелем анархистского движения в России был Нестор Махно, сражавшийся на полях Гражданской войны (1918-1920 годы).

Пьер Прудон первым изложил целостную концепцию анархизма. Ее основные идеи: уничтожение централизованной государственной бюрократии и установление вместо нее федерации автономных регионов, в которые должны войти самоуправляющиеся объединения трудящихся и территориальные коммуны.

Производство из собственности государства и предпринимателя, по Прудону, должно передаваться во владение трудящихся. Объединения работников для решения общих вопросов создают союзы, которые, в свою очередь, объединяются в федерации.

Пьер Жозеф Прудон. herzenlib.ru

Макс Штирнер основал анархо-индивидуализм: он выступал за абсолютную свободу личности. Некоторые анархисты допускали, что государственную власть можно использовать для борьбы за идеалы анархии.

В качестве путей борьбы за свою идеологию анархисты выбирали пропаганду, организацию восстаний и терактов, создание производственных коммун, кооперативов и профсоюзов.

Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин и Махно

Русский анархизм в первую очередь ассоциируется с именами Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921).

Михаил Бакунин создал и распространил идеи так называемого коллективистского анархизма. По Бакунину, все юридические законы, в отличие от законов природы и «заурядного правила общежития», – внешне навязанные и потому деспотические. Политическое законодательство враждебно свободе и противоречит естественным для природы человека законам.

Михаил Бакунин

Социальная революция, как ее определял Бакунин, – это разрушение всех учреждений неравенства и насилия, в первую очередь – государства. Социальная революция, в отличие от политической, совершается с помощью не одной только революционной власти, а народной силы.

Петр Кропоткин – создатель анархокоммунизма, основной принцип которого – социальная кооперация и взаимопомощь. В его учении идея взаимопомощи между людьми, которая занимает главенствующее место, тесно переплетена с идеями философии природы. Этика анархокоммунизма строится на правиле: не обращайся с человеком так, как не желаешь, чтобы обращались с тобой.

Петр Кропоткин

Другое базовое положение Кропоткина – необходимо стремиться к наибольшему счастью для наибольшего числа людей (утилитаризм). Как считал Кропоткин, это возможно на основе всеобщего равенства, из которого вытекают солидарность и взаимопомощь.

Право и закон должны быть обособлены друг от друга, считал Кропоткин. Он отмечал, что существуют естественные основы права – инстинкты, естественные права, в том числе право на минимум социальных благ, и естественное право, основанное на обычае.

Нестор Махно (1888-1934) – украинский революционер-анархист. Во время гражданской войны 1917-1922 годов командовал крестьянской повстанческой армией Украины. В родном городе Гуляйполе он объединил вокруг себя местных жителей, у которых пользовался большим авторитетом.

Махно возмущался тем, что в результате «позорного» Брестского мира Украину оккупировали немцы и австро-венгры. Его последователи нападали на имения и хутора немцев, убивали их и офицеров армии номинального правителя Украины гетмана Скоропадского.

Нестор Махно. РИА «Новости»

С осени 1918 по июль 1919 года в Гуляйполе строилось анархистское сообщество, которое позже назвали Вольной территорией. Она простиралась от современного Днепропетровска до Бердянска и Мариуполя. Там проживало примерно семь миллионов человек.

Экономика Вольной территории представляла собой свободный обмен между сельскими и городскими общинами. Махновцы сопротивлялись продразверстке (политике обложения крестьян налогом в виде зерновых и других продуктов). Необходимые ресурсы они получали посредством набегов. В Гуляйполе можно было расплачиваться трофейным золотом и советскими деньгами.

История этого анархистского государства внутри государства закончилась уничтожением махновцев. При этом сам Махно бежал в Париж, где провел остаток своей жизни. Там он активно пропагандировал идеи анархизма и издавал брошюры.

Виды анархизма

Под термином «социальный анархизм» обычно подразумевается сотрудничество. Последователи этой философии отрицают частную собственность на средства производства и капиталистические отношения.

Базовый принцип анархо-индивидуализма заключается в праве свободно распоряжаться собой. Это право любой человек получает при рождении вне зависимости от его пола. Согласно этой философии, новое общество должно быть бесконфликтным.

Представители индивидуалистического анархизма утверждают, что люди должны быть независимы от общества. Все теории о том, что индивиды могут работать вместе, должны подтвердиться на практике. Последователи такой идеологии должны стремиться не к утопии, а к реальной справедливости.

Христианский анархизм – это традиция в религиозной, философской и общественно-политической мысли. Она развивает заложенные в учении Иисуса Христа философские, этические идеи о стремлении к духовному, политическому и социально-экономическому освобождению человека от общественных отношений, базирующихся на насилии и угнетении.

Христианские анархисты выступают за немедленное воплощение в жизнь принципов гармонии и свободы. С их точки зрения, личность – первичный и единственный полноценный субъект общественной жизни. Главный фактор перемен в христианском анархизме – этическое развитие личности. Преодоление социальной несправедливости и угнетения возможно в результате не захвата власти, а только изменения общественных отношений.

Анархо-коммунизм нацелен на установление безвластного общества без иерархии и принуждения, основанного на взаимопомощи и солидарности всех людей. Анархо-коммунисты стремятся к децентрализации, свободе, равенству и взаимопомощи.

Как я стал анархистом

— Итак, мы в Омске. Что дальше?
Сержик окинул рассеянным взглядом привокзальную площадь. Танишка прыгала рядом, разминая после машины ножки.
Как они сюда попали? Во всем виновата ранняя сибирская весна.
Теплым апрельским утром они вышли из попутки на границе области и мимо пропускного пункта милиции направились прямиком в лес.
Лес был еще полон липкого лежалого снега. С большим трудом, утопая по колено, молодые люди выбрались к Чёрной речке. Здесь было сухо. Яркое весеннее солнце щедро поливало радиацией голые берёзы. Чёрная речка бурлила мутными вешними водами. Лишь у берега валялась одна забытая льдина.
Молодые люди немедленно развели костер и стали пить водку. Где-то на середине бутылки Танишка полезла в речку. Ей очень хотелось встать на льдину босыми ногами и, боясь соскользнуть, она просила Сержика держать её за руку. Танишка была пьяная и голая. После того, как вся она облилась талой водой, её нужно было хорошенько прогреть изнутри. Сначала водкой. Потом поцелуями. Потом…
Блестящие каштановые кудри разметались в прошлогодней траве, сладкое юное тельце загорелось от страсти, свежая девичья грудь налилась под горячими ласками! Срываешь с дивного дерева спелое, прозрачное, пропитанное солнцем яблоко, с хрустом кусаешь полный рот и тут же превращаешься в змея. Вкрадчивой головкой протискиваешься, извиваясь, в узкую норку, стремишься изведать все её входы и выходы… Потом, осмелев, начинаешь там хозяйничать — ты же лучше знаешь, что ей надо, чёрт возьми! Она тянет вглубь, влажно обволакивая у корня, ты пятишься назад, взмываешь в небо, чтобы налететь как истребитель… Ночь была! Эх, ночь была! Все объекты разбомбили мы дотла!
Сержик сочно сношал подружку, закинув на плечи её нежные ножки. Танишка кричала на весь лес: А! А!
В сексе она была естественна как животное.
Молодые люди кончили. Некоторое время они еще лежали друг на дружке, Танишка в сладкой истоме прижимала Сержика к груди прелестными ручками. Сквозь закрытые веки в глаза ей пылало полуденное солнце.
— Знаешь, Серж, мы же из света, радужные. Ты никогда не замечал? Если посмотреть на кожу под солнцем близко-близко, то увидишь одни радужные блики.
Танишка открыла глаза, чтобы еще раз проверить, и заметила на плечах у Сержика широкие красные полосы.
— Ой, что это у тебя?
— Что? Где? — Сержик очнулся от сладкой дремы, — А, это… От рюкзака.
— Надо же, какой нежный.
Танишка никогда не любила Сержика за его красоту. Наверное, поэтому он и был с ней, прекрасный как сказочный принц. Чуть смуглявая кожа, нос с горбинкой — примесь бурятской крови — и огромные сапфировые глаза! Тело фотомодели, длинные черные волосы… Танишка, смеясь, говорила
— Мне с тобой ходить страшно — позарятся, изнасилуют…
После секса молодые люди допили бутылку водки, покурили прошлогодней травы и отправились в сторону трассы. В лесу они заблудились. В уматинушку бухая Танишка в провидческом экстазе: «За мной! Я знаю!» — поминутно падая, с закрытыми глазами вывела на дорогу. Такое возможно только в семнадцать лет! Они благополучно поймали попутку, и, обнявшись на заднем сиденье, понеслись навстречу закату, а уже через каких-нибудь два часа пили с друзьями пиво на баскетбольной площадке возле родной общаги.
Каким же образом они оказались ночью 8 мая в Омске? Всё неправдоподобно как в жизни. Вместо того, чтобы готовиться к сессии, эти кандидаты на вылет, платники-распи*дяи, приобрели на последние танишкины деньги бутылку палёного джина и две буханки серого хлеба. Они решили повторить свой опыт и снова отправиться автостопом за город. С этой целью они вышли на трассу и остановили первую же проезжающую машину. Словоохотливый водитель ехал в Омск. В Омск? А давай поедем в Омск! А давай! Долбоёбы.
Так они и приехали в Омск. Водитель, добрый мужик, всей душой, оставил свой телефон: если что.
Есть у вас деньги на автобус? Есть! Есть!
Денег у них, конечно, не было. Отошли немного и стали бухать.
Часа в четыре утра захотелось в постельку. Стало очень свежо. Пьяные в стельку. Джином отравлены, одурачены, надо на трассу идти, не иначе. Долго искали выход из города. У Омска отвратительные трущобы.
Сержик у бабушки решил спросить дорогу. Перешёл в темноте на другую сторону. Бог с ним, какие бабушки ночью? Там сидит вот такая туша! А ножки как у девочки пятилетней. «Не ходи, — говорит, — не беги за ней!»
Рассвет они встретили на помойке, поспали час на земле сырой. Проснулись как выходцы из могилы, поползли на трассу из последних сил.
Трасса пуста. Утро. 9 мая. Им бы в город вернуться, переждать праздник… До деревень ехать стопом нельзя! Нет, бл*ть! Поперли в какие-то е*еня. Ну, их там высадили, идут по трассе. Солнце печет, сушняк.
Сзади пацанчики — Гоп! — догоняют.
— Девушка! Слышь, а девушка? Сколько?
Сержик, оскалясь, к ним обернулся. Пацанчики сперва притормозили, а потом снова спросить решили:
— Слышь, парень! А парень? Сколько?
Еле-еле от них отбились. Потом на заправке воды просили, из бетонного колодца им достали. Там же разжились покурить: перед заправкой по полсигареты бычки бросают.
Путинцево село миновали.
Под вечер решили заночевать в лесу. От трассы далеко отходить боятся, как бы опять не заплутать. Разожгли костер, в ржавой консервной банке вскипятили воды из болотца. Доели хлеб. Стали целоваться…
Так можно делать только в семнадцать.
Внезапно завернули охотники на военном джипе. На огонёк. Представились ментами. «А вы кто такие?» У Танишки из документов только читательский. Дружелюбно побеседовали и пошли пострелять. Уток много здесь. Им бы, дурашкам, сняться, да в лес. А они сидят до последнего, как два гуся. Вскоре охотники возвратились. Танишке — поехали с нами проверить личность. Она испугалась, куда? не поеду! Старший блеснул наручниками. Без звука села. Сержик остался один у костра.
Танишку повезли, конечно, в лес.
— Выбирай, — говорит старшой, — либо сама разденешься, либо разденем. Помнём, одежду порвём, зачем?
Сама. Ей пивка для храбрости. Выпила.
Хотели устроить красивое тыкало.
Старший чтоб сзади, а молодого в рот.
Второй был какой-то дрищ, недоёбыш.
Не встает у него, хоть ты что, мало видно ещё проработал, гадёныш.
Старший зато оторвался со вкусом. Он её так и так, и раком, и гусем.
Вывели, поставили у машины, танишкина башка бьется об шины.
Во время передышки увидела с удивлением в открытом бардачке реальное удостоверение.
Полковник Лозовский развлекаться изволит.
Он ей в рот — её рвет.
Е*али менты всю ночь напролет.
Никогда так долго она не рыдала.
Выкинули где-то на трассе с утра.
Занимался жемчужный рассвет. В маленьких озерцах возле дороги плавали уточки. Почему-то они совсем не боялись Танишку. Ангел Тёплый летел рядом:
— Как красиво, Танишка, как красиво!
Танишка чувствовала себя в этом мире разрывом.
Сзади с грохотом догонял грузовик. Танишка подняла руку. Это был древний совковый молоковоз, молодые молочники лихо разогнали его на пустой дороге. Проделав огромный тормозной путь, грузовичок, наконец, остановился. Танишка рассказала обо всем, что с ней приключилось. Молочники отвезли её в придорожный трактир к знакомым хозяевам. Там она сидела в зале-ресторане и смотрела по телевизору парад победы. Хозяева принесли ей тёплых щей, в которые щедро покрошили мяса. От людской доброты Танишка вновь начала рыдать.
Ангел Тёплый опустился рядом:
— Что же ты плачешь, Таня, нормально ведь изнасиловали. Не изувечили, не убили. Были бы не менты, было б и не обидно.
Рыдала она до самого полудня, пока хозяин за плечо не тронул.
— Вечером здесь будет бандюков сходка. Как бы тебе опять не попасть на субботник. Давай отвезу тебя на АН 6. Там, наверняка, что-нибудь есть.
Отвез. Танишка поймала дальнобой сразу. Как раз до дому, вот удача!
Водила был огромный хач. Он беспрестанно Танишку кормил: хочешь помидорку — кюшай помидорку, хочешь кекс? А потом завернул в лес. Там он достал крошечный *** и чуть-чуть поебся с «сестрой». Танишка очень хотела домой.
А Сержика не было еще две недели. Как её увезли, он в милицию побежал. В темноте в болоте завяз, вылез босый. Только к утру добрался до пункта, докладывает, простак, похищен человек, так и так: прямо к полковнику Лозовскому в руки! Он его и упек на десять суток.
Это не вымысел, это чистая правда. Ангел Теплый был очевидцем и участником. Имена, события, даты — точно всё, до деталей. Ради красного словца кое-что пришлось подправить: дело происходило не под Путинцевым, а под Татарском, там другая трасса. А танишкина башка билась не об шины, а об бампер.

Анархизм

Анархизм — свободное мышление, заключающее в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм — политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника, а все виды власти должны быть ликвидированы.

Суть анархизма:

Существует много типов и традиций анархизма, и не все они взаимоисключающие: как правило, конкретные анархисты являются сторонниками нескольких подвидов анархизма одновременно как дополняющих друг друга: например, анархист может быть одновременно сторонником безгосударственных коммунистических идей и феминизма. Большинство анархистов традиционно считаются левыми, выступающими против не только государственности, но также частной собственности, капитализма, рыночных отношений. К данному направлению относятся анархо-коммунисты, большинство анархо-коллективистов и анархо-синдикалистов. В то же время анархизм всегда включал в себя индивидуалистическую составляющую.

Стоит отметить, что ещё в 1927 году, отвечая на «Платформу», предложенную Петром Аршиновым и поддержанную Нестором Махно «группа русских анархистов в изгнании» писала:

«…были признаны: либертарный коммунизм как основная материальная и организационная основа нового общества, синдикализм как основной метод действия и организации этой основы, индивидуализм как цель и смысл всего этого процесса.

Было констатировано, что все три подхода — коммунизм, синдикализм, индивидуализм — по сути, есть лишь три существенных элемента одного и того же целостного процесса: достижение методами классовой организации и классового действия трудящихся масс анархического коммунистического общества, которое призвано служить необходимой социальной базой для полного расцвета свободной индивидуальности».

При этом часть современных анархистов даже выступают в поддержку капиталистических отношений, частью являясь сторонниками рыночных отношений, но отрицая при этом капитализм. При этом всё-таки представители «правого» анархизма и составляют меньшинство относительно анархистского движения в целом, в то время как большая часть анархистов по всему миру придерживается идей левого толка. По словам современной анархистки Синди Милштейн, анархизм — «политическая традиция, постоянно находившаяся в месте соприкосновения индивидуального и общественного».

Среди анархистов нет однозначного отношения к организованности движения: часть выступает за создание анархистских организаций, другие же выступают резко против, отстаивая в частности принцип действия через аффинити-группы, когда активисты группируются по принципу личного знакомства.

Направления анархистской философской мысли включают в себя широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия, выступают с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот поддерживает насилие, как необходимую составляющую повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственной возможности достижения анархистского идеала вольного общества.

Базовые принципы анархизма:

Теория анархизма предусматривает следующие принципы:

  • Отсутствие принудительной власти подразумевает, что в анархистском обществе один человек, либо группа лиц не будут навязывать своё мнение, желание и волю другим лицам. Это же подразумевает отсутствие иерархии и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода призывы к построению общества тоталитарного типа, при котором все люди будут подвергнуты тотальному контролю, а все сферы человеческой жизни будут стандартизированы вплоть до полного единообразия. Как раз наоборот, анархизм призывает к максимальному развитию каждой отдельной личности и индивидуализированный подход к решению проблем и потребностей отдельных людей, если на это существуют возможности.
  • Свобода от принуждения предполагает отказ от принуждения одних людей другими к участию в какой бы то ни было деятельности, будь то в интересах отдельного человека или даже всего общества, против его воли. Участие в общественно значимых действиях либо проектах должно осуществляться, по мысли анархистов, не под внешним давлением, но при условии проявления личной ответственности перед обществом, частью которого он является.
  • Свобода ассоциаций предполагает, что в обществе, организованном на анархистских принципах, возможны любого рода ассоциации для удовлетворения всех общественных потребностей, любые общественные структуры должны создаваться свободно объединившимися людьми, обладающими равным правом определять будущее общества.

Анархисты полагают, что на место принудительной власти должен быть привнесён принцип действительной низовой инициативы, когда люди сами, коллективно будут решать общественные вопросы, и индивидуально (без вреда для других) свои личные вопросы. Ради решения любых проблем, которые касаются общества в целом, а также осуществления проектов, которые затрагивают широкие слои общества, инициатива должна выстраиваться снизу-вверх, а не наоборот, как это имеет место в современном мире. Если будет необходимость в крупных организациях, например, по сбору и утилизации отходов, развитию компьютерных технологий, использованию природных ресурсов, организации промышленного производства, энергоснабжения и чего бы то ни было ещё, анархисты предлагают создавать федеративные сообщества снизу-вверх, вплоть до всемирного уровня, либо на конфедеративных началах, с широким разветвлением горизонтальных связей. При создании федералистских образований анархисты предлагают осуществлять их через систему делегирования, с правом немедленного отзыва делегатов, базирующуюся на принципе императивного мандата. Федерации основываются на тех же базовых принципах, но действуют через представительство от коллективов. Такие делегаты не должны принимать решений за выдвинувших его людей, но должны выполнять возложенные на них обязательства.

Два последующих принципа взаимосвязаны:

  • Взаимопомощь — это синоним сотрудничества. Когда люди работают сообща, их деятельность заметно эффективнее, нежели, когда каждый работает поодиночке. Коллективное взаимодействие — это укороченный путь к достижению необходимого результата при возможно меньшей затрате усилий.
  • Разнообразие — залог наиболее полноценной жизни каждого отдельного человека, из которых состоит общество. Фордистско-тейлористская организация производства, стандартизация массового производства, унификация отчуждает людей друг от друга, способствует раздроблению общества на эгоистов, озабоченных только своими собственными интересами в ущерб окружающим. Данные тенденции, к тому же, способствуют разрушению окружающей среды. С другой стороны, тенденции развития цивилизации способствуют развитию разнообразия рабочего процесса, дестандартизации и демассификации, а потому ужасы конвейеризации человеческой жизни, неотъемлемо сопровождающие индустриализм, выглядят, по крайней мере в странах уже прошедших процесс индустриализации, отходящими в прошлое.

Можно сказать, что разнообразие — это более экологичная форма организации, так как подразумевает индивидуализированный подход к производству и потреблению, и, кроме того, анархисты полагают, что общественные организации более эффективно удовлетворяют интересы людей тогда, когда те имеют возможность формировать их по своему усмотрению. Когда человеческая жизнь основывается на разнообразии, люди взаимодействуют более естественно и непосредственно. Кроме того, разнообразие приводит к тому, что отдельных людей становится всё сложнее контролировать. С другой стороны, нельзя идеализировать понятие разнообразие, так как оно возможно и в капиталистическом обществе, что порождает пресловутое «общество потребления», которое как раз наоборот облегчает осуществление власти государством и капитализмом, и, кроме того, способствует всё более стремительному исчерпанию природных ресурсов.

Анархизм возможен только при так называемой «пространственной неопределённости», то есть когда невозможен тотальный контроль «сверху». Развитие современных технологий только усиливают данный контроль, вроде бы, не давая возможности такому строю, как анархизм. Между тем, в сообществе свободных технологий есть другая неопределённость: между заказчиком и потребителем товара. Так что в этом смысле, как строй, анархизм в современных условиях всё равно возможен.

Равенство — означает отсутствие иерархии, одинаковые для всех возможности удовлетворения своих личных потребностей в искусстве, творчестве, продуктах труда, а также равный доступ ко всем общественным благам, в том числе последним достижениям науки и техники.

Братство подразумевает, что все люди являются равными, что интересы и потребности одних не могут быть важнее и/или ценнее интересов и потребностей других людей.

Религиозный анархизм

Возникновение религиозного анархизма можно объяснить частично как реакцию на расхожее представление об анархизме как о насилии. В действительности же, наверное, единственная смерть в Англии от анархистской бомбы, явилась результатом подрыва самодельного устройства одним французом, который намеревался использовать его за границей. Тем не менее, по поводу анархизма часто поднималась незаслуженная истерика. Среди анархистов было много тех, кто, отрицая государство, не могли согласиться с его разрушением с помощью бомб или массового насилия. Их стратегией, напротив, было «противодействие капиталистической организации братской организацией» , осуществление социальной революции, прежде чем будут достигнуты политические перемены. Понятно, что эта ветвь анархизма служила мощным источником вдохновения коммунаров. Путь к спасению не прокладывался через массовые выступления, но лежал через братскую кооперацию. В центре этой философии стояли идеи Льва Толстого.

Новая концепция жизни

Хотя Толстой оставался в России на протяжении 1890-х гг. и не занимался практическим воплощением анархистских идей, через его труды и личный контакт с коммунарами его влияние на английское общественное движение было глубочайшим. Отношение к нему было как к харизматическому лидеру, причем визиты в его поместье Ясную Поляну описывались как «паломничество», а последователи, формировавшие сообщества под воздействием его идей, называли себя «толстовцами». В таких сообществах предпринимались попытки воплотить на практике философию Толстого, которая начала появляться во многих переводах его книг, памфлетов и писем. Колония Пурлей (1896), Колония Ашингтон (1897), Мастерская Братства в Лидсе (1897), Колония Викфорд (1898), Колония Уайтвей (1898) и Братство Блэкберн (1899) – все это попытки реорганизации жизни согласно философии Толстого.

Ряд идей Толстого был уже достаточно хорошо развит и знаком английским читателям до того, как стали появляться коммуны. Еще в 1852 г., Толстой в рассказе «Казаки» указал на предпочтение, которое следовало отдать «природной простоте» в противовес искусственному усложнению городской жизни. Эта тема исследовалась им далее в хорошо известных романах Война и мир и Анна Каренина – смысл которой состоял в том, что «Счастье в том, чтобы быть с Природой, видеть Природу, и вести с ней разговор» . Эта главная мысль подвела его не только к идеализации Природы, но и простой жизни вообще, и жизни крестьян в частности.

Толстой предпринял практические шаги по воплощению своих идей задолго до того, как в Англии стали образовываться коммуны. Для того, чтобы устранить противоречия между своим собственным положением аристократа и помещика, Толстой ввел реформы в своем поместье, и в 1880 г. отказался от собственности (правда, это был скорее символический акт) и стал одеваться и работать в поле как простой крестьянин.

Однако только в период написания религиозных трудов (между 1879 и 1882 гг), в ряде своих работ, где он доказывал, что государственная церковь не согласуется более с Евангелием, Толстой стал задавать политические вопросы, как например в одном из своих трудов «Что нам делать?». Чтобы глубже разобраться в религиозных и политических воззрениях Толстого, остановимся на двух вопросах. Первый вопрос – что такого притягательного было в толстовских идеях, что вызвало к жизни целое движение по организации коммун в Англии, и второй – как соотносились его идеи и их практическое воплощение.

Следует выделить два ряда идей. Одни идеи связаны с революцией в сознании, вторые – с отрицанием государства и связанных с ним институтов. Эта двойственность идей дает основание называть Толстого «религиозным анархистом». На практике, коммуны предлагали способ разрешения этой дилеммы.
Толстовское видение христианства как возвращения к принципам Нагорной проповеди, объяснено в его книге «Царство Божие внутри вас или христианство не мистическая доктрина, а новая концепция жизни (впервые опубликованная в России в 1893 г.). В этой книге, Толстой развивает три главные идеи, начиная от понимания сути христианства до призыва к социальным действиям: … первая идея в том, что христианство — это не только поклонение Богу и доктрина спасения, но прежде всего новая концепция жизни, которая должна изменить основу человеческого общества; вторая идея – в том, что с самого начала христианство вылилось в два противоположных течения – одно устанавливает истинную и новую концепцию жизни, другое – извращает христианскую доктрину и превращает ее в языческую религию*, причем в наше время это противоречие принимает ожесточенный характер и выражается во всеобщем противостоянии и войнах в континентальной Европе; и третья идея – в том, что это противоречие, скрытое под маской лжи, можно разрешить только личным усилием каждого человека – независимо от давления со стороны семьи, общества и государства – по согласованию моральных принципов со своей жизнью» .

Толстой развивал мысль о том, что общество переходит от индивидуализма к состоянию «общественного понимания жизни», и что «христианское понимание жизни» неминуемо. Он указывал на то, что общество испытывает серьезные противоречия, и что они проявляются через классовый характер. Поэтому он предлагал духовное отрицание капитализма:
«Следует сопоставить практику жизни и теорию, чтобы ужаснуться противоречиями между условиями жизни и нашим внутренним сознанием. Вся жизнь человека – сплошное противоречие с тем, что он считает свои долгом. Это противоречие существует во всех сферах жизни; в экономической, политической и международной… каждый человек сегодня знает, что в отношении жизни и богатств все люди имеют одинаковые права; что ни один человек не лучше и не хуже любого другого, и что все люди рождены равными и свободными. Каждый человек инстинктивно признает этот факт, и все же видит, как его товарищи разделены на два класса, один живет в бедности и отчаянии, и это рабочие и угнетенные, другой – праздный, тиранический, живущий в роскоши; и он не только видит это, но добровольно или нет, присоединяется к одному из классов – совершая поступок, совершенно противоречащий его сознанию. Поэтому он должен страдать от этого несоответствия и от того, что он его поддерживает

Толстой бросил революционный вызов, призывая к тому, чтобы христианские основы жизни – равенство, братская любовь, общее богатство людей, ненасилие — вытеснили принципы, поддерживающие семью и государство как основные институты капиталистического общества. Этот вызов был заострен мессианской проповедью о том, что изменения могут придти очень быстро если «каждый начнет выполнять свой долг и начнет жить согласно тому свету, который в его душе; тогда Царство Божие неминуемо, потому как это то, к чему стремится сердце каждого человека» Призыв к немедленной революции, к социальным переменам с целью устранить государство, был притягательным для тех, кто уже настроился на создание коммун.

В некоторых своих поздних работах Толстой развил идеи об обществе без государства, без собственности и без денег, в котором не будет эксплуатации, а ненасилие заменит насилие. Каждая коммуна экспериментировала с этими идеями, которые были достаточным основанием для организации самой коммуны. Революция произойдет не в результате одномоментного устранения государства, но через рост «рационального сознания». Для этого у Толстого были следующие аргументы.

Он замечал, что эксплуатация и рабство были неизбежным продуктом капитализма. Они являются следствием власти помещика над теми, у кого нет земли; власти государства, облагающего граждан налогами, и конкуренции между капиталистами, контролирующими рабочих и рынки. «Поэтому, так или иначе, рабочий всегда находится в рабстве у тех, кто контролирует налоги, землю, и самое необходимое для жизни»

Толстой далее утверждал, что это рабство возведено в ранг закона и увековечено, и в свою очередь, поддерживается за счет организованного насилия со стороны государства. Именно законы увековечивают неравенство собственности (как земли, так и произведенного продукта) и с помощью налогов поддерживают власть государственных институтов;
«Говорят, что закон в равной степени защищает собственность владельца мельницы, капиталиста, помещика, фабричного рабочего. Равенство капиталиста и рабочего – это все равно как равентство двух боксеров, у одного связаны руки, а у другого — оружие в руках. К обоим боксерам бесстрастно применяются одинаковые правила во время боя.»

«Следовательно, для того, чтобы уничтожить рабство, необходимо прежде устранить государство. Но изменения должны придти не в результате насилия, поскольку это приведет только к новой форме эксплуатации. Напротив, власть должна быть отменена благодаря рациональному сознанию людей, которые поймут, что власть (и ее воплощение в государстве) одновременно бесполезная и вредная. Рациональное сознание будет формироваться не материалистическими теориями, но духовным оружием… глубоким пониманием жизни, благодаря которому человек будет рассматривать свое земное существование как часть более общего проявления жизни, и соединит свою жизнь с бесконечной жизнью и признает наивысшим благом выполнение законов этой бесконечной жизни, и будет считать выполнение этих законов как более важные, чем выполнение каких-либо человеческих законов. Только такая религиозная концепция жизни, соединяющая всех людей в общем понимании жизни, несовместимая с подчинением власти или участием в ней, способна разрушить власть» .

Необходимо было немедленно предпринять практические шаги по разрушению государства. Люди должны были воздерживаться от занятия любых государственных постов, они должны были отказываться платить налоги или получать государственные пенсии, и должны были прекратить защищать свою собственность с помощью законов. Далее Толстой призывал к возвращению большей части населения к земле, что на его взгляд было бы возможным при сокращении населения и отказе от «ненужного» производства товаров, а также с совершенствованием методов культивации земли (признавая ранее высказанные Кропоткиным аргументы). Для коммунаров эти руководящие идеи стали чуть ли не уставом – Нелли Шоу, например, описывает торжественное сжигание собственности на земле Колонии Уайтвей и коллективный отказ платить налоги.

Братство – значит, восстание

Второй вопрос, который я поставил в предыдущем разделе: соотношение между идеями, возникшими в 1890-х, и опытом коммун. Интересно проследить диалектическое взаимодействие идей и опыта коммун, с оценкой идей Толстого, и в свою очередь, влияние опыта коммун на последующие труды Толстого. Это не просто сделать, но я воспользуюсь множественными контактами между Ясной Поляной и английскими коммунами.

Эти контакты приняли одну из устойчивых форм – публикаций журналов для распространения идей Толстого среди английской публики, перевод идей Толстого членами коммун и «паломничества» в русское поместье коммунаров, чтобы вернуться к товарищам со свежими идеями и вдохновением. В коммуны (Колонию Пурлей, в частности) стекались беженцы из России, спасаясь от царского преследования, включая ближайшего друга Толстого – Владимира Черткова.

Чтобы лучше понять значение этих контактов, обратимся сначала к ряду событий, имевших место в Кройдоне в 1890 г. Именно там, Братство Кройдон попыталось синтезировать философию Толстого с растущим английским движением в поддержку братства и революции. Это также была основа общины Пурлей

Истоки движения Кройдон двояки. Одним источником служило движение «Новое товарищество» (вначале «Товарищество за Новую жизнь» в 1893 г). Товарищество было задумано Томасом Дэвидсоном, бывшим учителем и теоретиком системы образования, путешествующим по Европе и Северной Америке, одно время читавшем лекции вместе с учителем Генри Торо – Ральфом Эмерсоном. Дэвидсон мечтал о новой форме коммунистического общества, составленного из духовно-чистых людей и ведущих «более высокую» жизнь по сравнению с современниками. Товарищество настаивало на подчинении материального духовному, и было направлено на культивирование в каждом человеке совершенного характера. Реакцией на приверженность Дэвидсона коммунистическим идеям был отход части Товарищества для создания «Фабиановского сообщества» .

Начиная с 1889 г. Новое Товарищество распространяло свои идеи среди широкой аудитории с помощью журнала «Время посева» (Seed Time) (первоначально «Сеятель»). Именно во «Времени посева» были продемонстрированы связи с Толстым и подчеркивалась роль сознания в социальной революции:
«Мы пришли к общему согласию относительно болезней и бед современного устройства общества; мы согласны с тем, что эти напасти являются следствием монополии собственности, с помощью которой средства производства оказываются в руках ограниченного класса, который использует их для порабощения и эксплуатации больших масс людей. И мы видим, что единственное лекарство – в реорганизации общества, которое откроет свободный доступ к средствам производства и обеспечит каждому братское участие в произведенном богатстве; которое разрушит всякий рабский труд и установит честную и простую жизнь — главный признак общества равных…
…Мы признаем , что эволюционные процессы затрагивают не только социальные формы. Мы убеждены, что «совесть» играет важную роль в эволюции нового общественного порядка .

Журнал был занят больше философскими вопросами простой и духовной жизни, чем практическими методами ее воплощения. Он издавался для интеллектуалов среднего класса, и кроме статей, содержал отчеты о лекциях, и другую информацию о деятельности Товарищества. Среди членов общества были очень популярны «сельские встречи», проводимые в сельской местности с целью зачитывания и обсуждения какой-либо статьи с последующей прогулкой в близлежащую чайную. На одном из таких собраний зачитывалась статья, посвященная теме «возвращения к Природе» ; здесь, среди «ветров, лесов и вод», автор говорил о новом союзе между Природой и Душой. Восстановление этого единства должно привести к новому пониманию истины, красоты и простоты. Члены общества возвращались в город на поезде, но услышанное днем не было потеряно.

«Время посева» печаталось в Кройдоне и именно там встречались его авторы. Второе крыло движения в Кройдоне происходило от социального мистика Дж. Брюса Уоллеса, а с 1894 и убежденного толстовца Джона Кенворти. Уоллес уже организовал «Братскую церковь» в Северном Лондоне со своим журналом «Братство», в котором рассказывал о социальных проблемах и экспериментах с коммунами в различных частях света. Его характеризовали как «человека, преданного и духовного, который стремился установить кооперативную систему вместо существующей капиталистической системы и общего коммерциализма»

В то же время, группа, известная как «Социалистическое общество Кройдона» решила пойти по стопам Уоллеса и организовала такую же «Братскую церковь» в Кройдоне. «Церковь», конечно, не имела никакой связи с религией или теологией. Эклектичный характер сообщества хорошо отражен в записях Нелли Шоу:
«Трудно представить себе более разнообразный состав людей под одной крышей, чем наши еженедельные собрания в старом помещении Армии Спасения на Тамворт-Роуд. Трибуна предоставлялась каждому желающему по воскресеньям, и здесь можно было увидеть разных чудаков. Атеисты, спиритуалисты,индивидуалисты, коммунисты, анархисты, обычные политики, вегетарианцы, анти-вивисекционисты, и анти-вакцинационисты – выступления всех приветствовались, выслушивались любые «анти», после чего начинались жаркие споры. Многие приезжали издалека, всем раздавался чай по скромным ценам в смежной комнате….

Джон Кенворти принес с собой близость к американскому анархистскому движению и твердую приверженность идеям Толстого, которые он проповедовал с кафедры Церкви Братства. В 1894 он вместе с Уоллесом организовал Трест Братства, для создания добровольной кооперативной системы в Англии. Это была система кооперативной торговли и промышленных проектов, доходы от которой шли на покупку земли для коммун. Уоллес и Кенворти надеялись за четыре года привлечь миллион участников в качестве первого шага для разборки капитализма. Кенворти писал для «Времени посева», призывая к организции коммун как главному методу преобразования общества.

Другим важным событием в Кройдоне была публикация журнала «Новый Порядок», в котором с 1895 г. публиковались отчеты о встречах Братства и о прогрессе в толстовских коммунах. Типография Братства переместилась в Колонию Пурлей и стала печатать переводы Толстого, выполненные Эйлмером Мод (который также жил в Пурлей). Толстой предоставил типографии все издательские права после визита Кенворти к нему в 1896 г.

«Новый Порядок» имел большую евангелическую и практическую направленность, чем «Время посева» и играл непосредственную роль в формировании коммун. Кенворти был одновременно и редактором, и постоянным автором, неустанно напоминая читателям о принципах новой жизни: равенство (социалистическая идея), братство (коммунистическая идея), свобода (анархистская идея), честный труд (путь спасения), распространение правды (путь Иисуса)… их выполнение на практике означает революцию в жизни всех, кто живет в несправедливом и несчастном обществе, в Системе маммоны. Но придет время и эти принципы революционизируют общество, сбросят Вавилон и приведут к Новому Иерусалиму.

В журнале регулярно публиковались объявления, призывающие читателей немедленно революционизировать свою жизнь – покупать уголь у кооперативной шахты в Сводлинкоте, новое растительное масло и одежду (пошитую согласно научному подходу) у Братства Кройдон.

В дополнение к публикациям, установились интересные связи. Нелли Шоу утверждает, что «связь с Толстым приобрела более личный и тесный характер» благодаря визитам к мастеру. Эйлмер Мод (долго проживавший в России), Джон Кенворти, Том Феррис (из северных коммун) и Франсис Седлак (позже обосновавшийся в Уайтвее), все путешествовали по российской глубинке, причем два последних в соответствии с толстовской доктриной «без денег». Кенворти написал ряд писем в 1896 г., в первом же письме обрисовал цель – увидеть Толстого и окружавших его друзей, и договориться с ним о путях и средствах продолжения в Англии той работы, которой они полностью отдались в России . И вновь Нелли Шоу описывает то волнение, с которым совершались визиты к Толстому:
«Я хорошо помню воскресенье, наступившее сразу после возвращения Кенворти из России… мы были взволнованы тем, что из первых рук услышим о великом русском, графе Толстом, о том, что он был вегетарианцем, одевался как крестьянин и жил простой и экономной жизнью. Он очень интересовался нашим маленьким экспериментом. Мы также услышали о преследуемых духоборах, о которых впоследствие подробно рассказали нам прибывшие в Кройдон русские беженцы, друзья Толстого – Владимир Чертков с женой и сыном, д-р Скарван из Австрии, где он был заключен в тюрьму за свои толстовские взгляды, Елена Петровна, кавказская княгиня, со значительным количеством детей и двумя служанками … (и) оставивший Москву м-р Эймер Мод, приехавший в Кройдон с семьей и поселившийся в Доме Братства .

Новая волна беженцев

Через 350 лет после того, как Генри VIII разогнал монашеские коммуны, они вновь появились на британском религиозном ландшафте. Новая волна монастырей больше напоминала небольшие неконформистские секты, чем обширные организации 16-го столетия. Эти секты организовывали те, кто спасался от преследования. Некоторые секты нашли прибежище в исторических местах, на месте бывших монастырей.

В Бакфасте, в Девоншире, группа французских монахов–беженцев организовала на месте старого аббатства самодостаточную коммуну. Ее экономическая база держалась на производстве вина,сидра и меда. Начиная с 1918 г. к коммуне присоединились английские монахи, и в 1937 г. они решили восстановить оригинальный монастырь. Другие бенедектинские коммуны возникли в Амплфорте, Дуаи, Даунсайде,Рамсгейте, Ворте, Принкнаше и Кворре. Цистерцианский и картезианский ордена построили дома в аббатстве Св Бернара и монастыре Св. Хью, а кармелитские и доминиканские ордена построили общины в Эйлесфорде в Кенте и в Вудчестере, Глостершир. Англиканские монастыри также стали возникать в тот период; один на острове Колди в Бристольском проливе (впоследствии обращенный в католичество) и другой – в Мирфильде, в Йоркшире, известный как Кворри, или Коммуна Воскресения, которые проповедовали христианский социализм. В Хиллфильде, в Дорсете, возникла англиканская община на францисканской основе. На своей ферме они создали приют для бездомных и в 1930-х образовали Общество Св. Франциска, которое учредило школы для умственно-отсталых детей, дома для прокаженных, и разослало по всей Англии т.н. «монахов-в-миру» (friars).

Культура религиозной терпимости, которая позволила восстановить монашеские общины, помогла приютить в Англии многих, спасавшихся от преследования. Из России в 1890-х гг. бежали духоборы, и в Кройдоне и Колонии Пурлей, в Эссексе, нашли краткий приют среди толстовских анархистов. Получив поддержку от разделявших их пацифистские убеждения квакеров, они в конце концов переправились в Британскую Колумбию, в Канаду.

Более длительный приют в Англии нашли члены Общества Братьев, или Bruderhof. Основанное в 1920-х гг. последователями немецкого радикального христианина Эберхарда Арнольда общество было вынуждено оставить свои общины в Германии, а затем в Лихтенштейне, спасаясь от нацистов. В 1937 г. они приехали в Англию, купили ферму в Вилтшире и учредили общину, основанную на земледелии, ремеслах и издательском деле.

Появление большого числа немецких пацифистов в самом центре сельской местности Англии, в странных крестьянских костюмах, со странными манерами вызывало недоумение и даже подозрительность по мере того, как приближалась война. Их образ жизни, основанный на простых христианских принципах благотворительности, скромности, бедности, общинности и единства, вызывал, однако, симпатию у многих христиан в Англии и община Аштон Кейнс возросла до 250 человек. Следуя совету гуттеритов, живущих в Америке, с которыми у Bruderhof были тесные связи, члены общины решили организовать вторую общину и купили соседнее поместье Оакси. Местные помещики испугались продажи «английской» земли немцам и обратились с протестом в Хоум-Оффис. Но в защиту Bruderfof выступил Сэмюэл Хоар, министр внутренних дел. И после того, как члены общины выступили с заявлением о том, что во-первых, земля принадлежит Богу, а они только временные пользователи, во-вторых, они пацифисты и спасаются от нацистской Германии, а в–третьих, имеют разрешение на пользование землей, их не тронули. Однако с началом войны, в Вилтшире разыгралась ксенофобия, их обвинили в том, что они шпионы и засланы Гестапо. И несмотря на поддержку в правительстве, в конце 1940 г. фермы были проданы и 350 членов общины отплыли в Парагвай. Англичане — члены общины – однако остались и в 1942 г. поселились около Бриджнорта, организовав там приют для пацифистов, который насчитывал 200 человек (в 1950 г.). Эта община и еще одна в Бугенгемшире продолжили свое существование.