Как стать святой

Самый святой человек (англ. A Most Holy Man) — пятнадцатый эпизод 13-го сезона американского телесериала «Сверхъестественное».

В ролях Править

Главные роли Править

  • Джаред Падалеки — Сэм Винчестер
  • Дженсен Эклс — Дин Винчестер

Второстепенные роли Править

  • Масси Фурлан — Лука Камиллери
  • Лиэнн Лэпп — Маргарет Астор
  • Доминик Берджесс — Ричард Гринстрит
  • Ал Сапиенца — Сантино Скарпатти
  • Фульвио Чечере — Кромарти
  • Дино Диниколо — Антонио Мьеле
  • Тайсон Белусчи — головорез Скарпатти
  • Шон Омаид — головорез Скарпатти
  • Деморд Дэнн — телохранитель Гринстрита
  • Кай Брэдбери — клерк
  • Фэй Рен — женщина с книгой

Править

Сэм и Дин близки к тому, чтобы собрать всё необходимое для открытия раскола в мир Апокалипсиса, и, возможно, спасти Мэри и Джека. Поиск одного недостающего ингредиента приводит Винчестеров на чёрный рынок религиозных реликвий, где всё не всегда так, как кажется.

Сюжет Править

В обители святых сестёр на Мальте после молитвы один из отцов проникает в помещение, где хранятся главное достояние храма — череп святого Петра. Вор разбивает стеклянный пьедестал и забирает реликвию. Но обернувшись, видит одну из монахинь и бьёт её по голове, от чего та падает в обморок. Извиняясь, мужчина сбегает из священной обители.

В бункере Сэм и Дин обсуждают нужные им ингредиенты и когда доходят до «крови святейшего человека», решают взяться за её поиски. Считая, что под этим названием подразумевается кровь святого, Сэм упоминает онлайн-рынок религиозных реликвий. Хотя большая часть товаров является подделкой Сэм находит продавца, который вызывает доверие — Маргарет Астор.

Братья встречаются с мисс Астор, и она интересуется, как Винчестеры узнали о ней. Они объясняют Маргарет, что увидели объявление в интернете, и женщина начинает открыто подкатывать к Сэму. Он решает использовать это и намекает ей о симпатии. Тогда Маргарет соглашается помочь. Узнав о крови святого, она советует обратиться к Ричарду Гринстриту. Маргарет обещает представить их коллекционеру, но на этом её помощь закончится.

Братья приходят к Гринстриту и говорят, что приехали из Род-Айленда, но мужчина ловит их на вранье, задав вопрос с подвохом. Им приходится назвать свою настоящую фамилию, и прямо сказать, что приехали за кровью святого. Гринстрит утверждает, что подобная вещь имеется в его коллекции и обошлась ему в целое состояние. Но продавать её им отказывается, ведь считает, что братьям нечего предложить ему, а благотворительностью он не занимается. Однако в дверях он останавливает их и предлагает украсть для него череп святого Петра у босса мафии Сантино Скарпатти, а в награду они получат кровь. Дин соглашается, и Гринстрит рассказывает, что череп передадут следующей ночью, но ему не известны ни имя вора, ни место встречи.

В кафе Сэм начинает искать информацию о воре, а Дин подкатывает к симпатичной девушке. Их беседа прерывается, когда Сэм окликает Дина и говорит, что нашёл список всех, кто прилетел из Мальты в Сиэтл за последние три дня. Из пяти человек братьев больше всего интересует последний — Антонио Мьеле.

Винчестеры отправляются в гостиницу «Патриция» и заходят в 405-й номер, где должен был проживать вор. Они обнаруживают, что в комнате всё перевёрнуто, а Антонио мёртв. Братья осматривают труп, но неожиданно сзади на них направляют пистолет и требуют поднять руки. Обернувшись, они видят мужчину с поддельным значком. Он заставляет Сэма и Дина пристегнуться наручниками батарее ир начинает что-то искать, но не найдя уходит.

Сэм вскрывает наручники, и парни покидают гостиницу прямо перед приездом полиции. Свернув за угол, они обсуждают произошедшее, а в это время кто-то следит за ними. Когда они подходят к машине, там оказываются трое мужчин, которые утверждают, что пришли по поручению Сантино Скарпатти, и требует поехать с ними. Дин отдаёт ключи наёмнику и они отправляются в особняк мафиози.

К удивлению Сэма и Дина, их не хотят убивать. Скарпатти объясняет, что сделка с Гринстритом стала ошибкой, так как он не должным образом обращается с реликвиями и ценными артефактами. Скарпатти так и не получил череп, и хочет чтобы Сэм и Дин его нашли. Взамен он заплатит им огромную сумму денег, на которую братья смогут купить нужное у Гринстрита. Дин, недолго думая, опять соглашается, и братьев отпускают.

Они возвращаются в отель и, включив пожарную сигнализацию, отвлекают полицейского и проникают в опечатанный номер. Под столиком Сэм обнаруживает записку, но кто-то вырубает его ударом по голове и забирает её. Мужчина покидает отель, но его также преследуют. В переулке его вырубает фальшивый коп и забирает записку. Дин находит Сэма и вместе они находят напавшего на них лежащим на земле без сознания. Когда тот приходит в сознание, Винчестеры допрашивают его. Мужчина представляется Лукой Камиллери, священником из обители на Мальте. Он говорит, что приехал, чтобы выкупить у похитителей череп Святого Петра, ведь он очень важен для монастыря. Он привёз все деньги, которые у них были. Узнав об этом, Сэм решает, что череп нужно вернуть в монастырь.

Втроём они отправляются на поиски. Как оказалось, священник прекрасно запомнил код, который был на бумажке. Это оказался номер посылки, которую вор отправил из Мальты. Они следят за фальшивым копом, который получает посылку, и выясняют, что он работает на Маргарет Астор, собирающуюся выгодно продать череп. Она приглашает на импровизированный аукцион Сантино Скарпатти и Ричарда Гринстрита. К торгам присоединяется Сэм, принесший с собой деньги монастыря. В этот момент Дин и Лука вырубают охранников. Маргарет решает допустить Сэма к торгам. Каждый покупатель пишет свою цену на листочке, и побеждает тот, у кого больше нулей. Сэм явно проигрывает остальным. Скарпатти предлагает три миллиона, а Гринстрит, к удивлению всех, пишет на листочке — ноль. Оказывается, он договорился с мистером Кромарти за спиной его начальницы.

Кромарти убивает Маргарет, и начинается перестрелка, в которой участвуют и Сэм с Дином. В ней погибает босс мафии, все охранники и Кромарте, выживает только Гринстрит. После этого Сэм и Дин под дулом пистолета заставляют его отдать им кровь святого, но выяснятся, что её не существует. Тогда Гринстрита отправляют в тюрьму.

Когда Винчестеры провожают Луку на Мальту, Сэм спрашивает его, что означает «внештатный апостольский протонотарий»? Священник отвечает, что данный титул дал ему сам Папа, а также назвал его святейшим человеком. Братья удивляются и просят у него немного крови, которую Лука без сомнений отдаёт. Сэму и Дину остаётся найти ещё три ингредиента.

Цитаты Править

Интересные факты Править

  • Это первый эпизод после серии 12.22 «Кто мы есть», в котором отсутствуют какие-либо сверхъестественные существа.
  • Название эпизода говорит о том, в чём нуждаются Винчестеры — крови святейшего человека. Она нужна для заклинания, которое откроет разлом в Мир Апокалипсиса. И отец Лука Камиллери, которому они решают помочь, оказывается тем самым святейшим человеком.
  • Титул «апостольский протонотарий внештатный», который носит Лука Камиллери — это чисто почётное звание, дарованное папой римским в качестве награды священникам. Получившие этот титул не привязаны к каким-либо обязанностям в Римской курии и находятся находящиеся вне Рима. Этот титул считается высшей степенью монсеньора в большинстве епархий. С 2014 года папа прекратил присваивать его, но всем существующим внештатным протонотариям разрешено сохранять свои титулы.
  • Святой Петр, череп которого оказывается в центре сюжета, был одним из двенадцати Апостолов Иисуса Христа. В Католической церкви он считается первым папой римским
  • Эндрю Дабб и Роберт Сингер назвали этот эпизод данью уважения нуар-фильмам 1940-х годов. Два персонажа, Ричард Гринстрит и Маргарет Астор, названы в честь знаменитых актеров той эпохи — Сидни Гринстрита и Мэри Астор.
  • Четверо второстепенных актёров из этой серии уже появлялись в эпизодических ролях в сериале. Фульвио Чечере — в серии 4.14 «Секс и насилие», Фэй Рен — в серии 11.03 «Дурное семя», Шон Омаид — в серии 7.17 «Идентификация реборна», а Деморд Дэнн — в серии 9.16 «Бегущие по лезвию». Как в этой серии, так в остальных их персонажи были безымянными.
  • Босс мафии клишированно гладит кота, когда мы впервые видим его.
  • В серии множество отсылок к фильму «Крёстный отец».
  • В кафе, перед тем, как подойти к Сэму, Дин флиртует с красивой девушкой, читающей книгу «Guarded by demons». Одна из фанаток сериала отметиларяд моментов в этой сцене, намекающих на присутствие Гавриила: название книги (можно перевести как «Под охраной…», так и «Под стражей демонов», где сейчас пребывает архангел), изображение демона на обложке (схожее с марвеловским образом Локи), ворон позади Дина (атрибут трикстеров) и другие.

Саундтрек Править

Сверхъестественное — Сезон 13

Потерянное и найденное • Растущий сын • Пейшнс • Большая пустота • Продвинутая танатология • Тумстоун • Война Миров • Скорпион и лягушка • Плохое место • Блудные сёстры • Авария • Всякие разные злодеи • Дьявольская сделка • Благие намерения • Самый святой человек • Скубиестественное • Нечто • Верни их живыми • Фунералия • Незаконченное дело • Победить дьявола • Исход • Вспомним старые добрые времена

Самое святое место в мире

Самое святое место в мире. Многие люди под влиянием стереотипов сознания в поисках самого сокровенного начинают путешествовать, посещая всевозможные религиозные места паломничества, места силы, посещают различные храмы и сакральные сооружения, тратят бесценное время и огромное количество материальных ресурсов в надежде обрести то, что изначально присутствует в них самих. Даже не подозревая, что всё намного ближе, проще и легче. Мода на путешествия в поисках Бога исказила истину, что самое прекрасное и удивительное путешествие, в которое может отправиться человек, — это путешествие внутрь себя, познание своей души. Ведь душа как раз является той дверью, которую ищут многие люди, в том числе путешественники, желающие познать Бога. Вся сложность в простоте!

При создании человека Бог наделил его всем, что нужно для самого главного путешествия в жизни — возвращения Домой! Испокон веков люди находили Бога и спасались, не покидая пределы своего селения. Они знали, что Бог находится действительно очень близко, ближе, чем сонная артерия, и с большой радостью познавали Бога внутри себя. Ведь изначально было бы не справедливо, если бы Бога находили только путешественники. А если у человека нет возможности путешествовать, так что ему дорога к Богу закрыта? Бог для каждого из нас создал все условия для духовного развития вне зависимости, где родился и проживает человек.

— Турагентство, Степан! Слушаю! Да, да, в 7.30. Хорошо, подъезжайте. Да, до встречи! Всего доброго!

— Привет!

— Саша, привет! Я тебя прошу, посмотри, пожалуйста, отказывается работать, вообще, не хочет: Интернет пропал, система зависла…

— Хм! Сейчас посмотрим.

— Здравствуйте!

— Добрый день!

— Пожалуйста! Что Вас привело в наше турагентство? Куда хотите поехать?

— У меня необычная просьба.

— В нашей компании есть много туров на любой вкус.

— Я бы хотела поехать в место, где я смогу найти Бога.

— Я думаю, что это несложная задача. У нас есть много каталогов с разными турами, где люди со всего мира ездят в эти святые места и именно там находят Бога. Посмотрите. Ещё вот этот вариант.

— Дело в том, что я уже была в этих местах, но так и не смогла найти там Бога. Может у вас есть какое-то особое место, где можно наверняка найти Бога?

— Вы знаете, я пойду посоветуюсь, у нас есть заядлые путешественники, которые много объездили святых мест. Я думаю, мы сможем Вам в этом вопросе помочь. Только я пойду у них спрошу. Да, сейчас пойду, я думаю, они точно там смогли найти Бога.

— Вот теперь всё будет в порядке! Простите, пожалуйста, я стал свидетелем вашего разговора, я знаю, как Вам помочь.

— Вы знаете особое место, где можно найти Бога?

— Да!

— А Вы там были?

— Да! Я постоянно его посещаю. Можно даже сказать, что я стараюсь из него не выходить.

— И где же это место, где Вы нашли Бога?

— Всё намного проще и ближе, чем мы думаем. Я всю жизнь искал Бога, где только мог. Где я только не был: и в святых местах, в храмах, в ашрамах, был в религиозных сектах и течениях. Где я только не бывал? Чего я только не видел? Но со временем понял, что места — это всего лишь места, а религиозные организации — это всего лишь организации. Бог всегда с нами, и Он действительно гораздо ближе, чем сонная артерия, Он внутри нас. Не стоит тратить драгоценное время жизни и средства на поездки в поисках Бога. Загляните внутрь себя. Обратитесь к своей душе. Мне в этом вопросе глубже помог разобраться фильм. Это не фильм. Это гораздо больше. Это живая беседа «Сознание и личность. От заведомо мёртвого к вечно Живому». Рекомендую. Посмотрите, и я уверен Вам очень понравится.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЖЕДНЕВНОГО ВРЕМЯПРОВОЖДЕНИЯ

Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие.

(Пс. 118, 133)

Чтобы провести день весь совершенно свято, мирно и безгрешно, — для этого единственное средство — самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она введет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и таким образом даст силу и крепость душе против приражений зла; только хранить сердце свое надобно.

Хорошо, очень хорошо быть добродетельным. Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо. Что это за лицо? Это — ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своей красотой. Обратите внимание на речь его; от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душою — и таете от его сладкой беседы.

Когда Бог будет во всех мыслях, желаниях, намерениях, словах и делах человека, тогда приходит, значит, к нему Царствие Божие; он во всем видит тогда Бога: в мире мысли, в мире деятельности и в мире вещественном; для него тогда яснейшим образом открывается вездесущие Божие, и страх чистейший Божий вселяется в сердце: он каждую минуту ищет благоугождать Господу и каждую минуту опасается, как бы в чем не согрешить против Господа, сущего одесную его. Да приидет Царствие Твое!

Старайся всеми мерами житием своим утешать непрестанно Отца небесного, то есть своей кротостью, смирением, незлобием, послушанием, воздержанием, рассудительностью, миролюбием, терпением, милосердием, искренним с людьми достойными дружеством, ласковостью ко всем, гостеприимством радушным, доброжелательностью ко всякому, исправностью в делах, простотою сердца и нрава, чистотой всех мыслей сердечных. Умудри и утверди нас, Боже, жить по воле Твоей! ибо Ты Отец наш, а мы — чада Твои во Христе Иисусе Господе нашем. Ну что тебе, человек, в тернии грехов и страстей? Приятно они бодут тебя; — хороши ли, приятны ли последствия от них? О, как уязвляют люто! о, как горьки последствия от них! А вначале как иногда лестны!

Жизнь — великая опытная наука. Нет ничего труднее, как проходить эту науку, тесный путь и узкие врата. И кто в школе матерней или в училище не навык вере и страху Божию и житию благочестивому, — тому особенно будет тяжело учиться в школе жизни. Тот, хотя бы он был в школе наук умен, многосведущ, был в большом почете за свои способности, в школе жизни оказывается невеждой, — мало того, иногда ни к чему непотребным, ни к семейной жизни, по причине своего неуживчивого характера или своего необузданного сердца, ни к общественной деятельности. Он бедствует и нередко терпит крушение в жизни, как нагруженное множеством товара судно в море, пущенное во время бури без руля, без снастей и парусов.

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас, — ты люби их; ругающих благословляй и взимающих твое не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться — плачь; когда находит уныние — старайся развеселиться; когда зависть — радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность — немедленно покорись, согласись; когда блудные помыслы — поревнуй о чистоте сердца, представь высокое достоинство христианина, обоженного во Христе Иисусе, что члены наши — члены Христовы; когда гордость — смирись; когда злоба — будь особенно добр; когда раздражительность — сохрани спокойствие; когда скупость — будь щедр; когда рассеянность — немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу; когда сомнение, маловерие, неверие — призови на помощь особенно сильную веру, припомни примеры веры или верующих Ветхого и Нового Завета и чудеса, совершенные верою, и прочее. Делай так и не поддавайся врагу, мечтателю: ибо все страсти, пристрастия, прихоти — его мечта.

Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою ; моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся: омывши мя, и паче снега убелюся (Пс. 50, 9); надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже; обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: дух прав, Господи, обнови во утробе моей (Пс. 50, 12); отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского; вкушаешь хлеб, сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам, — о Теле и Крови Христовой и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться; пьешь воду или чай, или мед, сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями, — о пречистой и животворящей Крови Спасителя; отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подвизавшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостью человеческою; спать ли ложишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные; встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом — паче нынешнего солнечного дня — дне Царствия небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу или от всего сердца покаявшиеся Богу в этом временном животе; идешь ли куда, думай о правости духовного хождения пред лицем Божиим и говори: стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие (Пс. 118, 133); делаешь ли что, старайся это дело делать с мыслью о Боге Творце, все соделавшем бесконечною премудростью, благостью Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подобию Своему; деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай, что Сокровище наше неистощимое, от коего все сокровища души и тела, Источник приснотекущий всякого блага — есть Бог, вседушевно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце бесценному и живому Сокровищу — Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нуждающимся, нищим братиям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности; видишь ли белый серебряный блеск, то есть серебро, не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя; видишь ли златый блеск, или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато огнем очищенное, и — что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды — Бога в трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу и вся небесныя силы и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием.

Да будет воля Твоя. Например: когда ты хочешь быть и всеусильно стараешься быть безболезненным и здоровым, а между тем остаешься все болен, говори: да будет воля Твоя; когда предпринимаешь что, а предприятие не удается, говори: да будет воля Твоя; когда делаешь добро другим, а тебе платят злом, говори: да будет воля Твоя; или когда, например, ты хочешь спать, а у тебя бессонница, говори: да будет воля Твоя; вообще не раздражайся, когда что-либо делается не по твоей воле, и научись во всем покоряться воле Отца небесного. Ты хотел бы, чтобы не было с тобою искушений, а между тем тебя враг ежедневно томит ими, разжигает тебя, утесняет всячески, — не раздражайся, но говори: да будет воля Твоя.

И душевные, и телесные силы человека совершенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их. Упражняй руку часто в письме, в шитье, в вязании — набьешь, как говорят, руку: хорошо будешь писать, шить, вязать; упражняйся чаще в сочинении — будешь сочинять легко и хорошо; упражняйся в делании добрых дел или в побеждении страстей и искушений — и дела добродетели будешь со временем делать легко и сладостно, будешь побеждать страсти удобно при помощи вседействующей благодати Божией. Но не стань писать, шить, вязать, или пиши, шей, вяжи редко, — будешь дурно писать, шить и вязать; не сочиняй ничего или сочиняй очень редко, живи в одних материальных заботах жизни, — и, пожалуй, несколько слов связать будет трудно, особенно о чем-либо духовном: заданное сочинение будет египетскою работою; не стань молиться, или молись редко, — тебе и противна, и тяжела будет молитва, как пятипудовая тяжесть; не стань воевать на страсти, или воюй только изредка и слабо, — и очень трудно будет бороться с ними, будешь часто побеждаем от них; не будешь иметь от них покоя и жизнь свою отравишь ими, не научившись побеждать этих домашних, злейших, внутренних, всегда в твоем сердце сидящих врагов твоих. Так всем необходим труд и деятельность; жизнь без деятельности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то призрак жизни. Потому борьба с леностью плоти постоянная, упорная есть долг всякого человека; сохрани Бог от потворства ей всякого христианина. Иже Христовы суть, ленивую, злую, грехолюбивую плоть распята со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Имущему бо везде дано будет и преизбудет: от неимущаго же, и еже мнится имея, взято будет (Мф. 25, 29).

Не должно ни у кого и спрашивать, нужно ли распространять славу Божию пишущею рукою, или словесно, или добрыми делами. Это мы обязаны делать по мере сил своих и возможности. Таланты надо употреблять в дело. Коли будешь задумываться об этом простом деле, то диавол, пожалуй, внушит тебе нелепость, что тебе надо иметь только внутреннее делание.

Не тогда только делай дело, когда хочется, но особенно тогда, когда не хочется. Это разумей как о всяком обыкновенном житейском деле, так особенно о деле спасения души своей, о молитве, о чтении слова Божия и книг душеспасительных, о хождении к службам Божиим, о добрых делах, какие бы они ни были, о проповедничестве слова Божия. Не повинуйся ленивой, лукавой и многогрешной плоти: она готова вечно покоиться и чрез временное спокойствие и наслаждение вести нас к вечной погибели. В поте лица твоего, сказано, снеси хлеб твой (Быт. 3, 19). Данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная душа , поет Церковь. Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12) говорит Господь и Спаситель наш.

Ни при каком деле, домашнем и служебном, не забывайте, что сила ваша, свет ваш, успех ваш есть Христос и Крест Его; поэтому не премините взывать к Господу пред начатием дела: Иисусе, помоги мне! Иисусе, просвети меня! Таким образом будет поддерживаться и возгреваться в сердце вашем живая вера и надежда ваша на Христа; ибо Его сила и слава во веки веков.

Будь умерен во всех религиозных делах, ибо и добродетель в меру, соответственно своим силам, обстоятельствам времени, места, трудам предшествовавшим, есть благоразумие. Хорошо, например, молиться от чистого сердца, но коль скоро нет соответствия молитвы с силами (энергиею), различными обстоятельствами, местом и временем, с предшествовавшим трудом, то она уже будет не добродетель. Потому апостол Петр говорит: покажите в добродетели разум (то есть не увлекайтесь одним сердцем), в разуме же воздержание, в воздержании терпение(2 Пет. 1, 5—6).

Замечай за собой — за своими страстями, особенно в домашнем быту, где они свободно проглядывают, как кроты в безопасном месте; вне дома одни наши страсти обыкновенно прикрываются другими страстями, более благовидными, а там нет возможности выгнать этих черных кротов, подкапывающих целость нашей души.

При выговоре подчиненным за их неисправность тщательно воздерживайся от рвения, раздражительности и смущения и будь кроток, исполнен любви, степенен и покоен. Если подлежащий исправлению обижается, кротко заметь ему, что ты вовсе не имеешь намерения обижать и раздражать его, а искренно желаешь ему добра и порядка в его деле, что тебе противен не он, а беспорядок, который он производит. Не оскорбляй его самолюбия и человеческого достоинства, возвышая себя в глазах его и унижая его: если ты имеешь эту слабость (гордость), лучше брось исправлять другого и наперед исцелися сам: изми первее бревно из очесе твоего духовного, и тогда узриши изъяти сучец из духовного очесе брата твоего (Мф. 7, 5). В противном случае ты только раздражишь ближнего, а пользы нравственной не принесешь ему. Будь кроток и снисходителен к другим при замечаниях о их недостатках, памятуя, что ты и сам с недостатками, и большими недостатками. Ты обличаешь другого, положим, в пьянстве, но если и ты сам пьешь, или если и не пьешь, но лакомишься, чревоугодничаешь, пресыщаешься, ведь ты грешишь так же, как он. Исправься сам от чревоугодия и тогда сильно будешь говорить против пьянства других. Обвиняешь другого в нерадении к службе, а сам, быть может, тоже нерадив. Врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23).

Пустые речи или, как говорят, переливание из пустого в порожнее с гостями уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу; гости — язва для благочестивого сердца. Я разумею именно таких гостей, которые могут только переливать или пересыпать из пустого в порожнее. Но иное дело — гости солидные, религиозные.

Характер людей XIX века второй половины — самообожание, самозаконие (автономия), материализм в жизни и духовный скептицизм (безверие).

Господи, Ты Сам рек пречистыми устами Твоими: будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 5, 48). Хочу быть совершенным. Буди убо Ты для меня всякое совершенство, ибо Ты же рекл еси: без Цене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

Как стать святым. Рассказывает протоиерей РПЦ

СКакими качествами должен обладать святой?

Святость достигается не одним днем, а многими трудами, молитвами, стремлением к исполнению заповедей. В ответ на это Бог посылает человеку свои дары. Апостол Павел перечисляет их: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. По этим качествам, а особенно по таким сверхъестественным дарам, как любовь к врагам, бесстрастие, подлинное смирение, мы можем судить о действии Бога и Его благодати в человеке.

СНо любить и радоваться могут и грешные люди, и просто неверующие.

Да, могут. Вкусной пище или каким-то другим земным благам. Это временное, а апостол Павел говорит о непреходящей радости: например, человека пытают, а он при этом ощущает радость от связи с Богом. Можно привести в пример новомучеников — святых ХХ века. Сохранились их последние письма и дневники. Люди были в ужасающих условиях, сидели в лагерях в ожидании расстрела, но при этом писали, что никогда не были так счастливы, никогда не переживали так остро Бога. Это ли не свидетельство, что вечное блаженство только в Боге?

СЭто могла быть просто защитная реакция психики на тот кошмар, который происходил вокруг. Это могло быть обманчивое чувство.

В православной церкви есть понятие «трезвомыслие». Подвижники очень критически относятся к тому, что они чувствуют. У них выработан навык отличать ложь от правды. Мне кажется, их словам можно верить.

СБывает, что человек нарушает заповеди, например «Не убий», и при этом становится святым. Например, разбойник, который был распят рядом с Христом. Почему?

Разбойник вошел в рай через покаяние, исповедание Христа и безропотное терпение предсмертных страданий. Хотя все это вместилось в несколько часов, но в духовном смысле оказалось столь велико, что Господь даровал ему вечное блаженство в Своем Царстве.

Фото: Сергей Иванютин

СА Николай II, который дал добро на расстрел мирной демонстрации в 1905 году?

Николай II не отдавал приказа на расстрел мирной демонстрации в 1905 году, это советский пропагандистский штамп. Прославление Николая II и его семьи никак не связано с его государственной деятельностью. Как бы мы к ней ни относились, в ней нет оснований для канонизации или примера для подражания другим христианам. Но царская семья страдала в заключении, безропотно несла свой крест и приняла от рук палачей мученическую смерть.

СНо Николай II принял смерть не за Христа.

Да, это правда. Когда канонизировали царскую семью, были споры и внутри церкви, было много противников. Поэтому когда комиссия рассматривала этот вопрос, то предложила осуществить их канонизацию в лике страстотерпцев, а не мучеников. То есть тех, кто претерпел безвинные страдания и смерть.

СВ таком случае можно канонизировать жертв Беслана как страстотерпцев?

В случае с царской семьей мы твердо знаем, что у них была нормальная церковная жизнь с исповедями и причащениями. Мы знаем, как царская семья вела себя накануне смерти: члены семьи вели дневники. Они проявляли христианские качества вроде смирения и относились к происходящему как к промыслу Божию.

СПатриарх Кирилл говорил, что во времена Советского Союза «нравственная парадигма оставалась христианской». Можно ли ожидать, что со временем коммунистические деятели получат статус святых наравне с царями?

Это невозможно, они не верили в Бога и выступали гонителями Русской православной церкви. О какой святости здесь можно говорить?

Фото: Сергей Иванютин

СКак комиссия выбирает, кого назначить святым?

Святого выбирает Бог. Именно Он посылает людям знак из иного мира — чудо. Святость видна при жизни: святой творит чудеса молитвами, исцеляет людей, предвидит будущее. На основании чудес рождается почитание подвижника народом, к нему начинают обращаться за помощью, иногда при жизни, иногда уже по кончине. Проходит время и архиерей, в епархии которого подвизался подвижник, поручает составить жизнеописание подвижника, собрать свидетельства о его чудесах и благодатной помощи: что это за человек, как он подвизался, правдивы ли его чудеса, не ложное ли к нему почитание.

СКак в случае с Вангой?

Да, это один из примеров ложного почитания.

СНо ведь Ванга творила чудеса, почему бы ее не причислить к святым?

Во-первых, чудеса могут быть и от дьявола. А во-вторых, в Русской Церкви чаще всего прославляли подвижников на основании посмертных чудес, когда Божественная благодать действовала или через мощи святого, или по молитвенному обращению к нему. А бывали случаи, когда мощи обретали, выставляли в храме, а чудес не происходило, и тогда решение о прославлении откладывали до тех пор, пока Бог утвердительно не выскажется об этом человеке.

Фото: Сергей Иванютин

СС какими источниками работает комиссия?

С архивами, периодикой, воспоминаниями. Канонизация — это исследование. Необходимо представить документы, свидетельствующие о почитании праведника, о чудесах и молитвенной помощи по его заступничеству. В случае с новомучениками особо тщательно изучаются следственные дела, по которым мученик проходил обвиняемым или свидетелем. Собранные материалы за подписью правящего архиерея передаются в Синодальную комиссию по канонизации святых. По итогам дискуссии материалы могут быть либо отклонены, либо отправлены на доработку или представлены священноначалию для принятия окончательного решения о прославлении святого.

СНасколько канонизация может использоваться как политический инструмент? Например, канонизация Николая Японского?

Все, что делает человек, а не Бог, может быть использовано в каких угодно целях, в том числе и политических. Но все, что противно воле Божией, рано или поздно развалится и будет предано забвению. В этом смысле любые человеческие интриги в деле канонизации очень недолговечны и не имеют перспективы. Но пример равноапостольного Николая Японского здесь не подходит, поскольку это был величайший святой, основавший новую поместную церковь вопреки всем внешним крайне неблагоприятным обстоятельствам, что было возможным только при Божьей помощи.

СКак можно стать членом Комиссии по канонизации?

Состав Комиссии несколько раз менялся, сейчас в ней работают около 15 человек. По отдельным вопросам Комиссия иногда привлекает сторонних специалистов. Все члены Комиссии были назначены в ее состав решением Священного Синода. Это и ученые, исследователи, преподаватели, которые должны изучить какой-либо вопрос и дать ему экспертную оценку, и церковные администраторы, епископы, задача которых — соблюсти Священное Предание.

Фото: Сергей Иванютин

СКак часто собирается Комиссия?

Очень по-разному, в зависимости от количества поданных материалов, в среднем три или пять раз в год. В 2000-е годы, когда были доступны архивы и велась серьезная работа по канонизации новомучеников, Комиссия рассматривала сотни вопросов, сейчас на порядок меньше.

СКак часто вы отказываете в канонизации?

Довольно часто. Причина либо в несоответствии критериям канонизации, либо в недостаточном уровне подготовленных материалов.

ССколько времени может занять процесс канонизации?

Этот процесс требует времени: иногда несколько лет, иногда несколько столетий.

Фото: Сергей Иванютин

СЕсли человек творит добро, но не принадлежит к православной церкви — может ли он быть признан святым?

Всех, кто творил добро на земле, — мудрых правителей, которые заботились о своем народе, полководцев, защищавших свое отечество, благотворителей и меценатов, помогавших людям, ученых, писателей, мыслителей, направлявших людей к добру и свету, — всех их мы почитаем за выдающиеся таланты, которые действовали в земной области бытия. Мы помним их служение, ставим им памятники, называем в их честь города и улицы. Но надо понимать, что их служение принадлежит земной, материальной сфере, которая временна и проходит. Во святых же Церковь прославляет Бога и Его действие в этом мире. Во святых мы можем видеть бесспорные дарования, имеющие своим источником Бога: веру, дающую возможность устоять перед любыми испытаниями, чистоту, недостижимую для падшего человека, смирение, самоуничижение, презрение ко всему земному, к славе человеческой, к богатству, комфорту и порой даже к своей жизни. Это совершенно разные вещи.

СМожно ли обладать святостью в большей или меньшей степени?

Как говорит апостол Павел: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе». Святость — это свойство Бога, отличающее Его от всего тварного мира. Свят только Бог. И люди по-разному могут вмещать в себя Дух Божий.С

Может ли современный человек стать святым

Что такое святость и каковы шансы у современного человека стать святым. На вопросы отвечает духовный наставник, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел.

— Владыка, объясните, пожалуйста: апостол Павел говорит всем христианам: «Вы святы». Что Церковь свята — ясно и понятно. Что угодники Божии, которые с икон на нас смотрят, святы — тоже ясно. Они в пустыню уходили, гонимы были, а порой и убиты за веру. Но вот представить себя в образе святого угодника, ну или соседа дядю Васю, который и в церковь ходил раза два в жизни? Ну уж нет! Какие из нас святые угодники? Это невозможно!

— Почему невозможно? Достичь святости очень просто. Знаете ли вы, что люди счастливее дьявола? Потому что они имеют возможность покаяния, молитвы, ежедневного очищения от греховных помыслов и поступков. Это и есть путь к святости. Живите по заповедям — и будете святы. Что может быть проще? Не имейте идолов, поклоняйтесь единому Богу. Чтите воскресенье, потому что Господь, сотворив мир, на седьмой день почил от дел своих, Христос же воскрес. Это так легко! Не завидуйте, не прелюбодействуйте, не смотрите с вожделением, не злословьте. Все эти заповеди просты, но нужно только захотеть их исполнять. Захотеть! Святая жизнь — это всецелая преданность человека Богу. Волевое решение: мне без Бога нельзя.

Святость начинается в момент, когда мы приносим себя в дар Богу, делаемся Его собственностью, говорит нам митрополит Антоний Сурожский. Хотя, конечно, это не делает нас автоматически святыми! Святость человека была и будет сочетаться с какой-то долей греховности, однако человек Божий, признавая, что в нем еще есть несовершенство, уже стремится к изменениям, переработке своих греховных качеств, которые постепенно должны исчезнуть.

— А можно ли считать младенца святым? Ведь он еще ничего не сделал греховного?

— Даже младенец «заражен» первородным грехом. «Нет человека, который не согрешит», —говорит Христос. При этом Сам же добавляет: «Не запрещайте ко мне приходить детям». Младенец сам не может прийти, потому на седьмой день после его рождения родители приносят его в храм и «смывают» первородный грех Таинством крещения и миропомазания. Только после этого обновляется его жизненная стезя и действует благодать Святого Духа. После чего, действительно, ребенок до семи лет — маленький ангел. А с семи лет, чтобы поддерживать это состояние, родители водят ребенка на исповедь и причастие и сами показывают личным примером стремление к святости.

КАЖДЫЙ ВЕЧЕР — ОТЧЕТ ЗА ДЕНЬ

— Стремление показать можно, а вот как жить, если нет такого дня, чтобы мы не грешили: там обидел, там подумал не так, прогневался. Это нереально.

— Как раз очень реально! Станьте перед иконой сегодня и вспомните, что хорошего вы сделали и сколько сделали противоестественного своей душе и Богу. Станьте завтра и снова посмотрите на свою жизнь. Вы заметите, что вчера вы были чище, лучше. Потому что вчера еще Господь не открыл, что вы гневались и осуждали. А сегодня все иначе. Чем больше подходишь к свету, тем больше видны изъяны. У каждого верующего наступает момент, когда он смотрит на свою душу и в ужасе восклицает: «Какой я грязный! Как я могу так жить! Как Бог меня, такого уродца из навоза земного, терпит?!» Вот первый признак того, что вы идете ко Христу, это первый шаг к святости. Так Дух Святой очищает и дает возможность увидеть, что сам ты немощен. И все твои ощущения собственной значимости — пустота, иллюзия. Потому что она — без Бога. А теперь представь, днем ты пил, гулял с друзьями, а ночью придет «подруга нежданная» — здравствуй, я смерть, идем. И где твой мир? Где твои друзья? Где твои собутыльники-знакомые? В лучшем случае придут подержаться за гроб. А Христос всегда с тобой рядом. Потому, принимая решение что-либо сделать, думай: что бы сказал на это Христос, ведь Его мнение — самое важное. Потому что оно вечное. Как часто бывает, начинаешь себя жалеть — устал, немощен, полежать бы… Нет! Гнать от себя лень-матушку поганой метлой. Встал, взял себя в руки и пошел молиться и трудиться. Чтобы Христу было что о тебе сказать!

какого старца нужно слушать?

— Владыка, сегодня так модно ездить по скитам в поисках святых старцев, которые должны научить тебя уму-разуму. Как понять, святой этот старец или нет? Нужно ли его слушать?

— Вот! Когда у преподобного Серафима Саровского спросили, почему так мало осталось старцев, он лишь спросил: «А вы готовы их слушать?» Хочешь дружить с миром — будет вражда с Богом. Однако и в миру святых людей любят. Самые последние грешники любят святых людей. Потому что от них мир Божий идет. Подержишься за руку, посидишь возле такого человека — и на душе легче. Ощущение — словно общался с ангелом. У нас в Киево-Печерской лавре есть духовник отец Авраамий, старец старой лавры, затворник. Он никогда никого не осудил. Своим духовным чадам дает один поклон в наказание и говорит: «Знаю, вам же трудно. Сделайте один поклон, остальное я за вас сделаю». Что такое земная жизнь? Это училище благочестия. А жития святых людей — это есть примеры прохождения школы благочестия. Изучай и бери с них пример! Однако людям всегда интересней узнать, когда кто выйдет замуж, будут ли дети, чем знать, что ты грешен и забыл, когда исповедовался. Потому и прежде, и теперь хватает лжепророков и лжесвятых.

КАКОЙ СВЯТОЙ «КРУЧЕ»

— Тогда, выражаясь языком молодежи, какой же святой «круче»? К кому обращаться за помощью и ходатайством пред Господом?

— «Круче» тот, кому ты молишься от души. Когда подходишь к иконе, к мощам и чувствуешь там тепло, мир — там ваше место, там ваш так называемый самый «крутой» святой. Сегодня все стоят в очереди к Матронушке или еще к кому другому — чтобы бизнес хорошо шел, чтоб деньгибыли, чтобы замуж выйти. Причем, как говорил Остап Бендер: «Я бы и рад взять частями, но мне сейчас и все сразу надо». Чуть ли не за грудки ее готовы трясти: «Давай, помогай сейчас, ты же святая!» Такие заявления очень похожи на фразы, которые кричали Христу: «Если ты Бог, сойди с креста!» Гонка за чудесами не путь святости. Это путь глупости.

— Как сейчас становятся святыми?

— Только Господь знает всех святых. На земле же святыми признают людей только после их смерти и только если на месте их погребения начинают происходить чудеса, исцеления. Один из признаков святости — нетление мощей. Но вскрывать гроб дозволяется только через 30 лет. Далее Священный Синод издает постановление и отправляет все документы в специальную комиссию по канонизации святых. Комиссия делает запросы в специальные органы: не состоял ли в политических баталиях в советское время, не участвовал ли в расколе церкви, не отрекся ли от веры под давлением и пытками НКВД. Если никаких негативных данных о человеке нет, мощи приводят в надлежащий вид, помещают в раку, пишется тропарь и кондак (гимны величания святому), и устанавливается чин прославления. Происходит последняя заупокойная лития, читается житие, тропарь и кондак — и умершего причисляют к лику святых. Главное, что все святые прежде были людьми. Словом, стать святым вовсе не так нереально, как вам кажется на первый взгляд. Главное — захотеть!

КАКИЕ БЫВАЮТ ЧИНЫ СВЯТЫХ ЛЮДЕЙ

ПРОРОКИ — люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла (например, Илия, Иоанн Предтеча, праведная Анна).

АПОСТОЛЫ — 12 учеников Христа, которые после сошествия на них Святого Духа проповедовали по всему миру христианскую веру и 70 ближайших сподвижников Церкви (первоверховные Петр и Павел, евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн).

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ — святые, которые потрудились в обращении ко Христу стран и народов (князь Владимир и княгиня Ольга, цари Константин и Елена).

СВЯТИТЕЛИ — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве (Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).

ПРЕПОДОБНЫЕ — уподобившиеся Господу монахи (Антоний и Феодосий Печерские, Иов Почаевский, Серафим Саровский и Сергий Радонежский, Мария Египетская).

БЕССЕРЕБРЕННИКИ — служившие врачеванием (Пантелеимон, Агапит).

ПРАВЕДНЫЕ — будучи семейными людьми, вели угодную Богу жизнь (Иоаким и Анна).

Анастасия Белоусова, «Сегодня».