Как умерла дева Мария

Гл. 2. Где была похоронена Дева Мария?

Книга 4. Исход или Реформация
гл. 2
1. Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
1. Где была похоронена Дева Мария?
— От исторических писаний должна быть какая-то польза, — может сказать мне читатель. — Вот Вы все пишете, пишете, а какая, к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев — из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму в государство Израиль.
Да, действительно, — задумался я. Развенчивая одни святыни, мы должны предлагать народу другие, настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе.
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София — и так намоленное туристическое место.
А вот где похоронена Дева Мария?
Да, мы не спорим — Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя, опять в него вернуться.
О нахождении Матери Божьей у креста прямо говорит евангелист Иоанн: «Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой» (Ин., 19,25).
Но вот остальные трое евангелистов отчего-то выражаются туманно и обиняками: «… женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были … Мария, мать Иакова и Иосии» (Мф., 27,55-56), «Мария, мать Иакова меньшего и Иосии… Которые и тогда, как он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему»(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста «женщин, следовавших за Ним из Галилеи» (Лк., 23,49).. И только при рассказе о Воскресении говорит о «Марии Иаковой» (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста вынуждают читателя листать Евангелие, чтобы отыскать: «не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?»(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста? Не слишком ли эта сложная задача для, вполне вероятно, неграмотного христианина? Почему прямо не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь? Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?
Исследователи, подходящие к Евангелиям как к историческому документу, сказали бы, что тексты трех евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.
— Опять Вы ударились в критику, — скажешь ты, читатель, — А что Вы можете предложить взамен?
Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей об Исходе:
«И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там» (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает «священный».
— Позвольте, — скажешь ты, читатель, — да ведь это не та Мария! Когда был Исход, а когда Распятие?!
Вот именно — когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?
Итак, что же это за Мариам?
«И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море» (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: «И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку… И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой» (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: «И сказал Господь Моисею…. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится. И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам » (12, 14-15).
Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре «Марйам»: «Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с «в заключении» из книги Чисел) …Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа… Она сказала: «Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек…» … И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место… И пришла она к своему народу… Они сказали: «О Марйам… сестра Харуна…».
Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот «Пространное житие Кирилла», датируемое XV веком:
(В Житии , кстати, рассказывается о том как Константин (он же Кирилл) Философ отправляется к хазарскому кагану, который незадолго до этого осаждал христианский Херсон и состязается там в споре о вере. После этого хазары заявили «если кто из нас будет кланяться на Запад, либо свершать еврейские молитвы, или держаться сарацинской веры, тот примет от нас скорую смерть… крестилось же тогда около двухсот человек». Читатель может сопоставить это с «каганом нашим Владимиром» из «Слова о законе и благодати митрополита Иллариона» (см. 3.2.5 http://proza.ru/2013/02/21/1832) и историей из Повести временных лет как каган Владимир, он же Владимир равноапостольный, осаждал Херсонес, устраивал спор о вере, а затем принял христианство. Воистину, читатель, сюжеты ходят из истории в историю, и, как нам кажется, есть смысл разобраться, где они происходили на самом деле. Что мы в меру сил и пытаемся сделать в этой и других своих книгах).
Итак, в Житиии оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: «Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: «Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея…» (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет — пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.
Что же выходит, если принять нашу версию, что изгнание евреев из Испании в конце 15 века — это и есть библейский Исход? http://proza.ru/2013/10/19/1486
Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и морским путем.
Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру, мудрец «врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда» или «ученый раввин Моисей д’Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык» ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма, Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги «Зогар» Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.
Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев «Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду» (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи).
Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была «пересажена» на новые места.
Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a — Порте Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба «Санта Мария». Однако согласитесь — это странное дело — называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по «порту приписки». Тем более, что El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в «Cantigas de Santa Maria» (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт … да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась — она могла быть связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.
Под церковью находятся заброшенные катакомбы, в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров, в стенах — погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.
Вот в этих катакомбах в 1493 году и могла быть похоронена сестра Моисея и мать Иисуса Мариам-Марйам-Мария.
еще фото http://stogarov.livejournal.com/783782.html
2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?
Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света», — написано в туристическом путеводителе.
А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.
Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.
Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
«В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову — столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней».
В Коране присутствует слово «хавари», которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о «ближнем круге» пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.
А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?
Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана «Йусуф». Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.
Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании — поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.
Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры — см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.
Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова — маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в «страну ущелий» Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.
В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг — Ветхого и Нового Заветов — состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании «персоной нон-грата». Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.
Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.
Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась. А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.
«В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство». Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.
Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.
Однако, как считается, в 1583 году появляется «Исправление времен» Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. «Скептики … отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман» (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.
Более того, «в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся … и подтвердил участие и главенство святого Иакова … в войне испанских христиан с мусульманами» (там же).
Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

Святые Отцы учат молиться Богородице

Житие Андрея Юродивого передает события Покрова следующим образом.

Жители собрались для молитвы во Влахернском храме. Вместе с горожанами молился и Андрей Юродивый — скиф, бывший раб (в русских преданиях он потом станет новгородцем). Андрей юродствовал в Константинополе, глумясь над столицей «христианской империи», ходил по улицам Константинополя полунагой, едва прикрытый тряпьем, терпеливо сносил насмешки, добровольно подвергался избиению, спал на солнцепеке или на гноище, общался с блудницами и т. п.

И вот в час вероятной гибели города, над коим он глумился, он видит в церкви Божию Мать, распростершую Свой Покров (омофор, платок) над городом. И по любви Богородицы город был спасен.

Интересно, что греки быстро забыли эту историю, а у русских она стала столь знаменитой. Русские вспоминают, как Богородица спасла столицу не их империи от их предков. Вот она, христианская идентичность: с кем ты — с народом по крови или с народом Божьим? В праздник Покрова мы отвечаем: с народом Божьим. О том же говорит и сама история: Покров Богородицы сподобился видеть не епископ, не царь, не воин — а скиф, раб, юродивый, трижды чужой константинопольцам человек.

Суть этой истории: по молитве унижаемого чужака был спасен большой город. Что ж: мы тоже живем в не самое спокойное время, в больших городах, где много унижаемых чужаков.

Святитель Иннокентий Херсонский посвящает свою проповедь тому, как не надо молиться Богородице. Начинает он с того, что человек слаб и нуждается в покровительстве; земные покровители однако никуда не годятся, надо прибегнуть к Небесному покровительству.

Дальше он поучает: Богородица помогает не во всем, не все прошения Она слушает, «ибо слух Матери Божией поражается иногда и
такими прошениями, кои были бы тяжелы для чистого слуха человеческого. Не тяжело ли в самом деле слышать (а Она слышит!), как обиженный кем-либо, вместо того, чтоб просить себе, по заповеди Спасителя, любви к обидевшему, просит ему отмщения и погибели? Не тяжело ли слышать (а Матерь Божия слышит!), как похитивший, или присвоивший неправедно чужую собственность, вместо того чтобы просить себе благого расположения «возвратить четверицею» (Лк 19; 8) неправедно стяжанное, просит успеха в сокрытии своей неправды от очей правосудия?»

Другая наша ошибка: «надеясь на сверхъестественные благодеяния, перестают пользоваться естественными средствами». Не надо надеяться на чудо; ни Богородица, ни кто бы то ни было нам не поможет, если мы себе сами не помогаем; молитва увенчивает наши усилия, а не заменяет их, поэтому формула «мы христиане молимся, в дела мирские не лезем» — абсолютно не верно, таких молитв Богородица не слышит: «один тот имеет право на Ее всемогущее ходатайство пред Богом, кто прежде прошения к Ней употребил, и после прошения не престает употреблять для достижения своей цели все, что для него возможно, разумея под возможным одно позволительное и законное».

И еще наша ошибка: молимся «о благах временных, об избавлении от различных болезней, от врагов, от клевет и гонений, об успехе в торговле, в путешествиях, в бракосочетании, и тому подобное». Мы взываем к Небесам о чем-то земном, а следует о небесном: «разве у нас одно тело, а души и совести нет? Разве душа и совесть наши не имеют своего рода болезней и нужд? Разве Матерь Божия может подавать одно временное и тленное? Или мы любим одно тело наше, а душу ставим ни во что?»

По-хорошему, считает святитель, мы вообще не знаем, что нам по настоящему нужно. Лучше всего просто предать себя в волю Божьей Матери.

Святитель Иннокентий в другой своей проведи говорит о том, что Богородица может отнять Свой Покров, если мы не изменимся: «страшный и вместе поучительный пример представляет та же Греция, в коей последовало чудесное явление Покрова Матери Божией, ныне нами воспоминаемое. Каких знаков особенного покровительства не являла Она над сим народом? Сколько раз под стенами Константинополя поражаемы были Взбранною Воеводою и скифы и агаряне? Но когда Матерь Божия увидела, что покровительство Ее не делает лучше покровительствуемых, что для них нужна не милость, а наказание вразумляющее, то отняла Покров Свой; и трехвекового рабства магометан, соединенного со всеми видами уничижения, едва достаточно было Греции для возвращения Покрова Матери Божией, который теперь опять видимо начинает простираться над народом Греческим».

Короче: не всегда, не всем, не во всем можно надеяться на Богородицу; главное — измениться самим, стараться самому; не будем так делать — Богородица отнимет Свой Покров.

Что же нам сделать, чтобы удержать над собой Покров Божьей Матери? Святитель Феофан Затворник учит в своей проповеди: «усердие к молитве, дела милости и благотворения и подвижнические труды о спасении, — вот чем привлекается и удерживается Покров Ее. — И скажу вам, кроме этого другого ничего и указать нельзя: ибо этими тремя все обнимается. — Молитва обнимает отношения наши к Богу, дела милости и благотворения — наши отношения к ближним, а труды подвижничества — наши отношения к себе самим».

Итак, главное — молитва, милостыня, пост. В наши времена они трудны по особенному: «в наш век дух мира силится взять преобладание над духом Христовым. — Но смотрите, чем он хочет достигнуть сего? — Гонений не воздвигает; а что делает? — Хочет отбить у нас орудия воинствования нашего — молитву, пост и милостыню.
И вот вы и в печати и в речах, и в шутку и серьезно, всюду у миролюбцев встретите нелегкие нападки, — то на чины церковные и молитвования всякого рода, то на бедных и милостынеподаяния, то на пост и всякое подвижничество и строгость к себе. Знает хитрый, что если он успеет отбить нас от сих орудий жития христианского, — то победа и без особой усиленной брани будет на его стороне. Ибо без сих орудий мы, как воин безоружный и раздетый, падем и попадем в плен. Да отступление от них и само есть уже падение и плен».

Праведный Сергий Мечев в своей проповеди учит, что «праздник Покрова Пресвятой Богородицы есть, прежде всего, праздник молитвы». Причем молиться можно и надо и во время работы — и физической, и интеллектуальной. Молиться надо всегда, «ставя» себя перед Небесами, а не перед земной реальностью.

Предыдущие тексты обращали внимание на наше участие в молитве. Святитель Димитрий Ростовский в своей проповеди говорит о бесконечном заступничестве за нас Богородицы, говорит о Ней как о полководице Небесного Войска: «молитвы Богородицы не суть ли щиты, защищающие воинствующую церковь? Небесная Царица, восхотевши помочь нам, воздвигла на врага нашего все силы небесные, призвала пророков и Апостолов, собрала мучеников и девственников, соединила преподобных и праведных, и явилась с ними оказать нам помощь, окружить нас сильным воинством и подать нам победу на врагов».

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • Воскресла или не умирала?

    Успение Пресвятой Богородицы

    Первым из святых отцов, кто прямо рассматривает вопрос о кончине Богородицы, был святитель Епифаний Кипрский. Он пишет: «Пусть исследуют Писания и не найдут сведений ни о смерти Марии, ни о том, умерла ли Она, ни о том, что не умерла, ни о том, погребена ли Она, ни о том, что не погребена… не говорю, что Она осталась бессмертной; но не утверждаю и того, что Она умерла. Итак, умерла ли Она и погребена ли, мы не знаем».

    Также святитель Епифаний Кипрский предлагал три гипотезы кончины Пресвятой Богородицы: естественная смерть, мученичество и бессмертие, но предпочтения он не отдал ни одной из них: «Умерла ли Святая Дева и погребена: во славе успокоение Ее, в непорочности кончина, в девстве – венец; а если умерщвлена, как написано: и душу Ее пройдет оружие (Лк. 2: 35), и в таком случае с мучениками слава Ее и в блаженстве святое тело Ее, через которое свет воссиял миру. А может быть, Она осталась в живых, так как не изнеможет у Бога все, что Он хочет делать (Лк. 1: 37), ибо о кончине Ее никому не было известно».

    Мысль о мученической смерти Матери Божией святыми отцами не воспринимается как подлинная реальность смерти Богородицы: например, святитель Амвросий Медиоланский в толковании на Лк. 2: 35 резко отвергает такую позицию: «Ни буква (Писания), ни Предание не учат нас тому, что Мария отошла из сей жизни вследствие страданий от телесных язв».

    Особенно примечательные и важные свидетельства об Успении Богородицы содержатся у преподобного Иоанна Дамаскина – в его трех похвальных словах на Успение Пресвятой Богородицы. Например, он пишет о том, что святую душу Богоматери Сам Иисус Христос принимает на Свои Божественные руки, о том, что Пресвятая Богородица полагается во гробе, и о том, что Она «переправляется в небесное святилище посредством гроба».

    В русской святоотеческой письменности учение об Успении Матери Божией встречается у святителя Димитрия Ростовского, святителя Иннокентия Херсонского, широко известны 16 изданных слов на Успение Пресвятой Богородицы святителя Филарета Московского, есть это учение и у святителя Игнатия (Брянчанинова), и у святителя Русской Церкви Заграницей Иоанна (Максимовича) и др.

    Понятие смерти тесно связано с понятием ответственности за грех. И то, что Матерь Божия не имела и не совершала какого-либо личного греха, не отменяет присутствие в Ее человеческой природе первородного греха, который Она имела от самого Своего зачатия родителями Ее праведными Иоакимом и Анной. По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «Богоматерь по зачатию и рождению Своему соделалась причастницей первородного греха и греховного яда, которым в праотцах заразился весь род человеческий».

    Причина смерти Матери Божией – вошедший во все человечество первородный грех

    Следовательно, причиной смерти Матери Божией является вошедший во все человечество первородный грех, и поэтому Она, как наследница греха первого человека Адама, должна была подчиниться божественным законам смерти. Об этом пишет преподобный Иоанн Дамаскин: «(Богородица), как Дочь ветхого Адама, подпадает под ответственность отца, ибо и Сын Ее, Который есть Сама Жизнь, не отверг этого закона». Если Господь Иисус Христос вкусил смерть по домостроительству, как Спаситель ветхого Адама, то Божия Матерь умерла, подчиняясь закону естества, как дочь Адама.

    Из-за первородного греха в теле Богоматери проявляется «немощь» человеческого естества, то есть причастность к реальной телесной смерти; так, святитель Иннокентий Херсонский говорит: «В Гефсимании же суждено было явиться окончательно человеческим немощам Матери: здесь сомкнулись очи, уста и руце Ее, здесь святейшая душа Ее разрешилась, хотя на краткое время, от чистейшего тела».

    Безгрешность Приснодевы – не Ее природа, но следствие преодоления Ею греха

    Таким образом, в Пречистой и Пренепорочной Богородице сохраняет всю свою силу первородный грех со своими роковыми последствиями – немощностью и смертностью тела (ибо смерть есть конечное обнаружение этой немощности). Итак, Богоматерь умерла естественной смертью во исполнение естественного закона, который Она несла в Своем человеческом естестве. Смерть была побеждена лишь спасительной силою воскресения Христова и ею окончательно упразднена. А «непорочность и безгрешность Приснодевы относится не к Ее природе, но к Ее состоянию, к Ее личному отношению к греху и личному его преодолению».

    Говоря о реальности смерти Богородицы, некоторые святые отцы указывают трехдневный промежуток нахождения Ее тела (без души) во гробе; об этом пишут преподобный Иоанн Дамаскин, святители Климент Охридский, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Филарет Московский и др. Здесь можно увидеть некое сходство с трехдневным пребыванием Иисуса Христа во гробе. Но смерть Богородицы принципиально отличается от трехдневного субботствования во гробе Спасителя, которое было активным состоянием за гробом, проповедью во аде, необходимой частью спасительного подвига. Здесь же это есть человеческий удел, которого нельзя было миновать для того, чтобы освободиться от тела смертного и облечься в тело Воскресения. И поэтому, находясь во гробе и вне души, святое тело Богоматери не подвергается естественным законам телесного разрушения и не остается в «области смерти и не разрушается тлением».

    Пресвятая Богородица была причастна телесной смерти, хотя и кратковременной, поэтому святитель Филарет Московский кончину Богородицы характеризует как «легкий, кратковременный туман смерти, сквозь который ясно и величественно просиявает вечная жизнь», и в другом своем слове на Успение Богоматери говорит, что Ее смерть «преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как легкое переставление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого».

    Итак, Дева Мария была зачата от природного общения в браке Иоакима и Анны и через это унаследовала «тленное тело» Адама с первородным грехом. Поэтому Она умирает реальной телесной смертью, а в момент Ее смерти святая Ее душа, по законам человеческого естества, отделяется от святого и непорочного тела и восходит в пречистые руки Спасителя. Таким образом, Пресвятая Богородица стала причастницей телесной смерти, которая для Нее стала «переправой к бессмертию». Она Своей телесной смертью разделила «долг природы со всеми земнородными». Такой взгляд на Успение Божией Матери подтверждает древнее предание Иерусалимской Церкви, которое повествует о событиях погребения тела Пресвятой Богоматери.

    В Православии мысль о воскрешении и вознесении Божией Матери с телом в небесные обители проходит через многие песнопения праздника Успения и особенно ярко выражена в чине погребения Богоматери. Большинство русских святителей принимают это учение как церковное. Здесь можно назвать святителей Димитрия Ростовского, Иннокентия Херсонского, Игнатия (Брянчанинова), Иоанна (Максимовича), Филарета (Дроздова) – он озаботился идеей создания перевода с греческого языка последования погребения Богородицы для устроенного им Гефсиманского скита и установил после праздника Успения праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери (17/30 августа), – а также других святых отцов.

    Такие русские богословы, как архиепископ Сергий (Спасский), патриарх Сергий (Страгородский), при котором этот чин погребения получил повсеместное распространение, протоиерей Сергий Булгаков, В.Н. Лосский, протоиерей Алексий Князев, А. Мерзлюкин и др. рассматривают учение о воскресении и вознесении Богоматери как православное.

    По естественному закону природы человеческие тела разлагаются на органические вещества; даже мощи прославленных угодников Божиих с течением времени, по грехам живущих на земле, подвергаются тлению, но этот закон человеческой природы не коснулся пречистого тела Богоматери. Как пишет архиепископ Сергий (Спасский), «оно (святое тело Ее) не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле, оно несравненно более возвышено над ними преславным вознесением на небеса».

    Воскресение и вознесение Божией Матери подразумевает абсолютное отсутствие где-либо на земле мощей пречистой плоти Ее; об этом пишет архиепископ Сергий (Спасский): «Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери, это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотию весьма древняя, современна апостолам и мученикам, (и только) пояс Богоматери, святые одежды Ея открыты для чествования миру христианскому». А святитель Григорий Палама указывает на то, что даже оставленные во гробе погребальные одежды Богородицы, которые нашли святые апостолы, были доказательством реальности Ее воскресения.

    «Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область»

    Эту мысль о «быстром переходе» тела Богородицы из гроба на небо также поддерживает святитель Филарет Московский: «Богоносная душа Твоя отходит прямо к Богу» (ср.: «Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область»).

    Событие воскресения Матери Божией является тайной, и поэтому некоторые из богословов о величии Успения Пресвятой Богородицы очень осторожно и возвышенно высказываются, что это событие превыше ума человеческого. Так, например, святитель Филарет Московский о воскресении Богородицы говорит, что, подобно тому, как удивительны смерть и Воскресение Христовы, так «дивна и смерть Пресвятой Девы Богородицы и Ея воскресение». Подобные удивления и даже радостные восклицания встречаются и у святителя Димитрия Ростовского: «О дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева и по смерти жива; а гроб достигает Неба, как та лествица Иаковлева, что утверждена была на земле, а верх ее достигал Небес: лествица к небеси гроб бывает», и у других.

    Интересны и важны высказывания таких православных богословов, как В.Н. Лосский, который говорит, что Церковь в день Успения празднует такую смерть, за которой, «по внутреннему убеждению Церкви, не могло не последовать воскресение Всесвятой и вознесение Ее во плоти»; как протоиерей Алексий Князев, который отмечает: «Итак, Божия Матерь воскресла, потому что такова была сила победы над смертью, одержанной Ее Сыном»; а также патриарх Сергий (Страгородский), который, говоря о воскресении Богоматери, объясняет смысл этого понятия: «В переводе на конкретный язык вознесение значит, что после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения».

    Говоря о реальности кончины, воскресения и вознесения Богородицы, некоторые святители указывают на трехдневный промежуток нахождения тела Ее во гробе, после которого Богородица переселилась в небесные обители. Например, святитель Иннокентий Херсонский пишет: «Мария, подобно Божественному Сыну Ее, не удерживается узами смерти; тело Ее и во гробе не видит истления, и, по прошествии трех дней, взимается, одушевленное, со славою на небо». Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом». Святитель Филарет Московский дополняет: «В третий же день от смерти, по подобию Христову, проявлено Ея полное воскресение».

    Итак, по истечении трех дней Пресвятая Богородица была воскрешена с телом Своим и с ним же вознесена на небо – конечно же, не собственной силой (как было вознесение Спасителя), но дивной силой Божией. Таким образом, по выражению протоиерея А. Князева: «Мать воскресла силою воскресения Своего Сына». По словам святителя Иннокентия Херсонского, Ее величие есть «действие не естества Матери, а благодати Сына».

    Богородица первая участвует в исполнении высшего призвания тварных существ – обожения твари

    Поэтому Богородица в Своем воскресшем и прославленном теле есть уже совершившаяся слава мира и его воскресение. С воскрешением и вознесением Богоматери мир завершен в своем творении, цель мира достигнута; по словам В.Н. Лосского, «эта конечная слава Матери Божией, εσχατον, осуществленный в тварном существе еще прежде конца мира», в более развернутом виде об этом говорит протоиерей Сергий Булгаков: «Богоматерь есть уже этот прославленный мир, который обожен и открыт приятию Божества. Она есть уже совершенно и до конца обоженная Тварь, богорождающая, богоносящая, богоприемлющая. Она, человек и творение, сидит на небесех с Сыном Своим, сидящим одесную Отца». Его слова повторяют высказывание святителя Григория Паламы, который говорил, что Богородица первая участвует в исполнении высшего призвания тварных существ – обожения твари, потому что «Она единственная ныне с богопрославленным телом имеет пребывание с Сыном».

    Подобную мысль озвучивает святитель Филарет Московский: «Жизнь будущего века, которой мы еще только чаем, для Тебя уже есть настоящая вечная жизнь на высочайшей степени славы. В чертоге небесном, как Царица по благодати, предстала Ты одесную Царя по естеству, в ризах позлащенных одеяна (Пс. 44: 10)». Поэтому после воскресения и вознесения Пресвятая Богородица наслаждается Божественной славой в полной мере, а не отчасти, как души праведников до всеобщего Страшного суда. По словам протоиерея Александра Лебедева, «Ее прославление было первым плодом Божественной тайны искупления. Она была первая из спасаемых, первая из прославленных». Также довольно точно высказывается патриарх Сергий (Страгородский): «В Ее примере – залог и нашего воскресения и воссоздания. Вот в чем слава Богоматери, и вот почему так радостно верующим душам всегда мысленно созерцать и воспевать эту славу».

    Пресвятая Богородица находится у Престола Божия, тело Ее было отнято у земли, вознесено на небо и предстоит Сыну. Так, например, святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Она царствует на небесах, Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицей Небесной, Царицей и святых ангелов, и святых человеков», а святитель Иоанн (Максимович) отмечает: «Она стоит, будет стоять – и в день Страшного суда, и в будущем веке – одесную Престола Сына Своего, царствует с Ним и имеет дерзновение к Нему как Его Мать по плоти и как единонравная по духу, как волю Божию сотворившая и других научившая». Поэтому в Ее лице, если воспользоваться словами В.Н. Лосского, «рядом с нетварной Божественной Ипостасью стоит обоженная человеческая ипостась».

    Итак, святоотеческое и богословское наследие содержит в себе учение не только о реальности телесной кончины Богородицы, но и о реальности Ее воскресения и вознесения с прославленной плотью в небесные обители. Приведенные выше высказывания учат о том, что Матерь Божия была силою Божией воскрешена из гроба (даже некоторые из богословов говорят, что это совершилось на третий день после погребения), вознесена и поставлена одесную Престола Божия.

    Учение о воскресении и вознесении Божией Матери с телом на небо говорит, что после кончины не только бессмертная душа Богоматери вступила в жизнь будущего века, но и плоть Ее, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей после всеобщего воскресения. Это и есть воссоздание падшего человеческого естества – цель и плод пришествия в мир Сына Божия, Его страданий, смерти и Воскресения.

    Таким образом, Православная Церковь говорит, что Божия Матерь, как и все люди, находилась под действием первородного греха, и потому Она, хотя не имела никаких личных грехов (и в этом смысле была Святой, Непорочной, Пречистой), должна была понести главное последствие первородного греха – смерть. Поэтому Матерь Божия, закончив путь земной жизни, сначала умерла по такому же закону, как и все потомки праотцев Адама и Евы. Но, умерши естественным образом, как и все люди, Она не осталась во власти смерти и была, прежде всеобщего воскресения и преображения, воскрешена и вознесена силою Божественного Ее Сына и пребывает на небе уже в прославленной Своей плоти. Потому что после Воскресения Господа телесная смерть стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека.

    Именно потому, что православное учение не отвергает участие Пресвятой Богородицы в телесной смерти, важно понимать ее значение и смысл для каждого человека.

    Смерть христианина имеет сотериологический характер

    Человеческое тело по своей природе подчиненно закону смерти и тления. Христос принял на Себя смерть добровольно, но не как необходимость Его человеческого естества. Его человеческая природа была полностью безгрешна, а смерть может быть только последствием греха или же добровольным участием в искупительной смерти. Во втором случае смерть не является естественным явлением после грехопадения первых людей, а становится орудием соучастия в спасительном подвиге искупления и при этом не является наказанием за грех, а имеет значение заслуги. После искупления человеческого рода смерть людей в конечном итоге имеет залогом воскресение и полное участие целого человека (с душой и телом) в жизни вечной или же в вечном осуждении. Поэтому смерть христианина имеет сотериологический характер.

    Итак, после Воскресения Господа телесная смерть стала временным переходным состоянием, необходимым для преображения телесного состава человека, «стала подготовительной ступенью для жизни вечной».

    Святой отец Девы Марии

    Примеры употребления слова иоаким в литературе.

    На всенародном референдуме в мае Аляска единогласно превратилась в монархию с царем Иоакимом Первым во главе.

    Дела, которые мне нужно решить с сэром Джефри, я поручаю почтенному и добронравному мистеру Иоакиму, по прозвищу Победоносный, стряпчему из Честера, который уладит их, не притесняя сэра Джефри, по всей справедливости и в законном порядке, ибо если у меня, как я надеюсь, достанет сил не поддаться искушению превратить смертоубийственное оружие в орудие своей мести, то я, уж во всяком случае, не прибегну для этого к презренному мамоне.

    А служат вам эти коньки напоминанием о двух вещах: об аквариуме с морскими коньками и об Аляске, с которой у вас все приятное связано, ибо правит Новоархангельском ваш лучший друг царь Иоаким Первый, и о Мальте, с которой у вас связано все неприятное, ибо ее наместником волей-неволей оказался отправленный в почетную ссылку ваш старший сын, Иван Павлович.

    У заиндевелого окна, где в круглых стеклышках играл лунный свет, — сидел на раскладном итальянском стуле патриарх Иоаким, суровый и восковой, в черной мантии и клобуке с белым восьмиконечным крестом, сидел согбенно и неподвижно, как видение смерти.

    Именно в это время Навуходоносор совершил первое нашествие на иудеев для того, чтобы наказать царя Иоакима, сына Иосии, который воевал на стороне фараона Нехо против Вавилона.

    Источник: библиотека Максима Мошкова

    Играет волынка вдалеке Я в старом ботинке плыву по реке Я в правом ботинке на левой ноге Плыву невидимкой по реке Припев: Бьют волны, а мне не больно А мне прикольно, а мне прикольно Бьют волны, а мне не больно А я прикольная Я в небе летала вдвоём с тобой Я с неба упала вниз головой Я с неба упала и все дела Три дня умирала — не умерла Припев (2 раза): Бьют волны, а мне не больно А мне прикольно, а мне прикольно Бьют волны, а мне не больно А я прикольная Тебя я открыла своим ключом Тебя я закрыла своим ключом Тебя я открыла, да не для себя Тебя я закрыла, ключ выбросила Припев (2 раза): Бьют волны, а мне не больно А мне прикольно, а мне прикольно Бьют волны, а мне не больно А я прикольная Соло. Припев (2 раза): Бьют волны, а мне не больно А мне прикольно, а мне прикольно Бьют волны, а мне не больно А я прикольная Бьют волны, а ей не больно А ей прикольно, а ей прикольно Бьют волны, а ей не больно Она прикольная Припев: Бьют волны, а мне не больно А мне прикольно, а мне прикольно Бьют волны, а мне не больно А я прикольная