Как узнать волю божью
Содержание
- Как узнать волю Божию?
- 8 способов, которыми Бог хочет говорить с вами
- О старцах, духовниках и воле Божией
- Алгоритм поиска духовника
- Осторожно, младостарцы!
- Как распознать Божию волю?
- Как узнать что делать и чем заниматься в жизни чтобы на это была воля Бога?
- Против разума, но по воле Бога
- Важно ли быть в воле Божией человеку?
- Как же узнать волю Бога на нашу жизнь?
Как узнать волю Божию?
В течение жизни своей мы не раз оказываемся перед выбором, как нам поступить, по какому пути пойти, и не просто пойти, но чтобы этот путь соответствовал воле Божией о нас. А как узнать волю Божию? Как понять, что делаемый нами выбор правилен? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.
Протоиерей Игорь Шумилов:
– Как узнать волю Божию? В первую очередь через Священное Писание, непрестанно упражняясь в чтении его и изучая святоотеческие толкования и поучения. Еще об этом нужно много молиться, просить Господа научить Его воле.
Священник Петр Гурьянов:
– Вопрос о том, как узнать волю Божию, пожалуй, один из самых важнейших в нашей жизни. Согласитесь, что воля Божия является наиболее точным и верным мерилом, как нам поступать.
Чтобы узнать или почувствовать волю Божию в том или ином случае, нужно много условий. Это хорошее знание Священного Писания, это неспешность в решении, это совет духовника.
Чтобы правильно понимать Священное Писание, во-первых, его нужно читать с молитвой, то есть читать его не как текст для обсуждения, а как текст, который понимается молитвой. Во-вторых, чтобы понимать Священное Писание, нужно, как говорит, апостол, не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума вашего (см.: Рим. 12: 2). По-гречески глагол «не сообразовываться» – значит: не иметь общей схемы с этим веком: то есть, когда говорят: «В наше время все думают так» – это некая схема, и с ней мы не должны сообразовываться. Если мы хотим узнать волю Божию, необходимо заведомо отбросить и проигнорировать то, что один из мудрецов XVII века Френсис Бэкон называл «идолами толпы», то есть мнения окружающих.
Всем без исключения христианам сказано: «Умоляю вас, братия, милосердием Божиим… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1–2); «Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5: 17). Да и вообще волю Божию можно узнать только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на наш вопрос.
Жить в согласии с заповедями Божиими
Священник Димитрий Шишкин:
– Как узнать волю Божию? Да очень просто: надо открыть Новый Завет, Первое послание апостола Павла к Фессалоникийцам, и прочитать: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4: 3). А освящаемся мы послушанием Богу.
Так что есть только одно верное средство узнать волю Божию – это жить в согласии с Господом. И чем более мы утверждаемся в такой жизни – тем более как бы укореняемся, утверждаемся в богоподобии, приобретаем действительный навык в осмыслении и исполнении воли Божией, то есть в сознательном и последовательном исполнении Его заповедей. Это общее, а частное вытекает из этого общего. Потому что если человек в какой-то конкретной жизненной ситуации хочет узнать волю Божию о себе и, допустим, узнаёт ее от некоего духоносного старца, но расположение самого человека не духовно, то он не сможет эту волю ни понять, ни принять, ни исполнить… Так что главное – это, вне всякого сомнения, трезвенная, духовная жизнь и внимательное исполнение заповедей Божиих.
И если у человека в жизни наступает какой-то важный период и он действительно хочет сделать правильный выбор, поступить по-Божески в той или иной непростой ситуации, то именно исходя из всего сказанного первое средство узнать волю Божию – это усилить свою церковную жизнь, то есть понести особый труд духовный: поговеть, исповедаться, причаститься, проявить большее, чем обычно, усердие в молитве и чтении слова Божиего – вот основной труд для того, кто действительно хочет узнать волю Божию в том или ином вопросе. И Господь, видя такое трезвенное и серьезное расположение сердца, обязательно даст понять Свою святую волю и даст сил для ее исполнения. Это факт, проверенный многократно и самыми разными людьми. Только нужно проявить постоянство, терпение и решимость в искании именно правды Божией, а не в угождении своим мечтам, желаниям и планам… Потому что всё названное есть уже своеволие, то есть не сами планы, мечты и надежды, а желание, чтобы всё было именно так, как нам хочется. Здесь вопрос действительной веры и самоотречения, если угодно, готовности последовать Христу, а не своим представлениям о правильном и полезном. Без этого нельзя.
Молитва аввы Исаии: «Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне»
На Руси принято просить совета в особенно важные моменты жизни у старцев, то есть у опытных духовников, наделенных особенной благодатью. Это стремление глубоко укоренено в традиции русской церковной жизни. Только, отправляясь за советом, нужно помнить, опять же, о том, что и от нас требуется труд духовный: крепкая молитва, воздержание и покаяние со смирением, готовность и решимость исполнять волю Божию – то есть всё то, о чем мы говорили выше. Но кроме того, еще обязательно и усердно надо молиться о просвещении духовника благодатью Духа Святого, чтобы Господь по милости Своей через отца духовного открыл нам Свою святую волю. Есть такие молитвы, о них пишут святые отцы. Вот одна из них, предложенная преподобным аввой Исаией:
«Боже, сотвори со мною милость и, что благоугодно Тебе о мне, внуши отцу (имярек) казать то о мне».
Желать именно воли Божией, а не своей
Священник Михаил Гапоненко:
– Волю Божию можно узнать разными способами – через совет духовника или благословение родителей, через чтение слова Божиего или с помощью жребия и пр. Но главное, что должен иметь желающий узнать волю Божию, – это готовность беспрекословно следовать ей в своей жизни. Если такая готовность есть – Господь обязательно откроет человеку Свою волю, возможно и неожиданным способом.
Священник Святослав Шевченко:
Нужно внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов развития событий
– Мне нравится святоотеческий совет. Как правило, мы жаждем узнать волю Божию в тот момент, когда стоим на распутье, – перед выбором. Или когда мы предпочитаем один вариант развития событий – другому, менее для нас привлекательному. Во-первых, нужно постараться настроить себя одинаково по отношению к любому пути или развитию событий, то есть внутренне приготовиться к любому исходу, не прикипать ни к одному из вариантов. Во-вторых, искренне и горячо помолиться о том, чтобы Господь устроил все по Своей благой воле и сделал все так, как будет полезно для нас в плане нашего спасения в вечности. И тогда, как святые отцы утверждают, откроется Его Промысл о нас.
Быть внимательным к себе и своей совести
Священник Георгий Мерзликин:
– Будьте внимательны! К себе, к окружающему миру и ближним своим. Воля Божия открыта для христианина в Священном Писании: человек может получить ответ на свои вопросы в нем. По мысли блаженного Августина, когда мы молимся, то мы обращаемся к Богу, а когда читаем Священное Писание – Господь отвечает нам. Воля Божия есть в том, чтобы всем прийти ко спасению. Зная это, стремитесь волю свою во всех событиях жизни направлять навстречу Богу спасающему.
И «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18).
Священник Павел Коньков:
– Волю Божию узнать довольно просто: если совесть при испытании молитвой и временем не «бунтует», если решение того или иного вопроса не противоречит Евангелию и если духовник не против вашего решения – значит, воля Божия есть на то решение. Каждый свой поступок нужно рассматривать через призму Евангелия и сопровождать молитвой, пусть самой краткой: «Господи, благослови».
10.05.2017 | Комментариев нет
8 способов, которыми Бог хочет говорить с вами
На каком языке говорит Бог? На английском, французском, испанском? Может быть, он говорит на иврите или по-гречески? Истина состоит в том, что порой мы говорим с Ним на разных языках. Наверное, было бы здорово, если бы Он всегда говорил с нами громким голосом. Жизнь была бы намного легче. Но в этом случае мы теряем большую часть нашего времени здесь, на земле, строя отношения с Тем, кто любит нас больше всего. Поразмышляйте над этим.
Представьте, что вы находитесь в комнате, где много людей. Вдруг заходит ваша мама и что-то говорит. Для вас это привычно, так как вы знаете ее голос. Вы слышали его, когда появились на свет, поэтому с легкостью узнаете его, как только услышите ее первые слова.
Однако, если попросить вас выбрать человека из толпы, опираясь исключительно на его голос, вам вряд ли это удастся. Вам потребуется время, чтобы подружиться с ним, узнать его, и тогда вы сможете сказать, как звучит его голос. Богу нравится привлекать нас к Себе и когда Он говорит с нами, Ему приятно, если мы узнаем Его голос.
Если мы не поймем, как именно Бог говорит, то нам будет не хватать Его голоса. Знать голос Бога – это ключ к глубокой близости с Тем, Кто знает, что ты – лучший. Это возможность сотрудничать с Ним в своей жизни.
Как же Бог говорит с нами? Конечно, есть и другие способы общения, но эти восемь встречаются наиболее часто в общении Господа со Своими детьми:
1. Видения
Существует два типа видений. Первый – это видение в разуме. В этом случае Господь словно проецирует Свою картинку на «экран» нашего разума. Чаще всего именно так к нам говорит Дух Святой. Они возникают как некие иероглифы – то есть картинки, которые требуют толкования. Так как Дух Святой говорит к нам через эти картинки и образы в уме, мы должны обратиться к Нему и попросить о толковании увиденного.
2. Божий голос
Время от времени, Господь говорит с нами тихим, спокойным голосом изнутри нашего духа. Это не похоже на крик или отчетливо слышные слова. Это как мимолетная мысль, внезапное впечатление, или внутреннее ощущение того, что Бог говорит. Этот тихий голос хорошо демонстрирует книга Царств. Здесь Бог проявляется не в сильном ветре или землетрясении, но в нежном веянии тихого ветра (3 Царств 19:11-13).
3. Ангелы
Ангелы – это еще один голос, который говорит с нами из небесного царства. Во всем Новом Завете ангелы говорили с людьми и давали им инструкции для жизни. Бог иногда посылает ангелов, чтобы доставить нам Свое сообщение.
4. Создание
Само творение – это голос Господа, и оно говорит с нами многогранно, особенно, рассказывая нам о том, кто есть Бог. Горы говорят нам о Его прочности, реки – о Его обеспечении, цветы – о красоте (Псалом 18:1-2). Другой способ, при помощи которого природа говорит нам, это когда Бог использует ее для пророческих действий и явлений. В течение года, каждый раз, когда наша церковь «Вефиль» собиралась на молитвенные собрания, мы наблюдали через стеклянную дверь, как появлялась кукушка с ящерицей в клюве. Это продолжалось в течение месяца, пока мы не поняли, что Господь призывает нас идти на тропинки, дороги, магистрали и приказывать вернуться тому, что было потеряно! Однажды кукушка пробралась в церковь, и в отчаянной попытке выйти из здания, стукнулась о стекло и умерла. Господь показал нам через эту ситуацию, что если мы не пойдем служить потерянным мира сего, то наша церковь умрет.
5. Писание
Господь может говорить к нам, когда мы ежедневно читаем Библию. Он может выделить стих или целую историю, в которой говорится о наших обстоятельствах. Иногда может даже показаться, что Бог вырывает места Писания из контекста. Для нас очень важно иметь базовые знания в контексте Писания, чтобы понимать общее наставление Бога для нашей жизни. Бог никогда не нарушает Своего слова, но Он часто разрушает наше собственное понимание Его слова. Святой Дух может дать нам свежий взгляд на Слово или понимание того, как Его употребить, когда мы читаем Библию. Если Бог дает нам свежий взгляд и новое понимание на стих или отрывок из Писания, важно, чтобы это вписывалось в остальной контекст Писания. Он также не должен противоречить Божьей природе и Его характеру (2 Тимофею 3:16-17).
6. Впечатления
Многие вещи люди понимают через впечатления, даже не осознавая этого. Часто мы можем ощущать на ком-то злой дух, просто сидя рядом с этим человеком. Злой дух, который мучает этого человека, начинает также беспокоить и нас. Например, если человек, живущий недалеко от вас, испытывает страх, вы начинаете ощущать то же самое. Если вы не до конца осознаете свои пророческие способности в этой сфере, вам может показаться, что вы запутались или сошли с ума (1-е Коринфянам 12:10).
7. Обстоятельства
Бог может говорить с нами и направлять нас через обстоятельства нашей жизни. Это может происходить, когда Бог открывает и закрывает двери возможностей. Важно правильно понимать этот способ общения Бога с нами. Иногда нам может казаться, что если мы натолкнулись на препятствие в своей жизни, то мы что-то делаем не по воле Божьей. Однако нужно помнить, что часто, когда мы что-то делаем для Бога, враг противостоит нам! Даже во времена противостояния мы должны помнить, что в Откровении 3:8 Он говорит: «Знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего».
8. Духовные события
Духовные события являются еще одним способом общения Господа с нами. Это сверхъестественные происшествия, которые связаны с природными явлениями. Какое-то время назад, каждый раз, когда я заходил на служение поклонения в церковь, я замечал, что мои часы спешат ровно на час. После того, как я трижды купил новые часы, каждые из которых показывали на час больше во время служения, я, наконец, спросил Господа, что это может значить. Он ответил: “Сейчас позже, чем вы думаете”.
ЧТО ГОВОРИТ БОГ?
Проанализируйте свою жизнь – говорил ли с Вами Господь любым из этих способов? Часто мы не замечаем, что Он говорит, потому что мы не знаем о способах, которыми Он может говорить. Как часто Бог говорит с вами? Каким образом вы хотели бы расти в том, чтобы слышать Его голос?
Крис Валлоттон
Перевод: Оксана Христева
Categories: Крис Валлоттон, Разное полезное
О старцах, духовниках и воле Божией
Интервью протоиерея Владимира Воробьева.
В поисках духовного руководства люди часто совершают ошибки, с последствиями которых потом приходится долго и не всегда успешно бороться. Помочь им разобраться прежде всего в себе самих и предостеречь от подстерегающих на этим пути опасностей помогает настоятель московского храма святитель Николай Мирликийский в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
— Отец Владимир, есть ли еще на свете прозорливые старцы.
— Я думаю, такие люди были всегда. Вот, скажем, архимандрит Кирилл (Павлов) был замечательным старцем, у которого можно было узнать волю Божию, который мог подсказать, как надо поступать, как правильно думать. Но не каждый духовник, не каждый священник обладает таким благодатным даром.
— Но наши читатели пишут, что, последовав какому-то совету человека, который казался им прозорливым, они совершили какие-то ошибки, а потом не могут их исправить и впадают в отчаяние.
— В духовной жизни нужна осторожность. Это все знают, духовники всегда об этом предупреждали. Если человек, принимая важное решение, понимает, что он может ошибиться и ошибка эта может стать для него роковой, он, естественно, будет искать правильный ответ. И будет надеяться узнать, как говорят, волю Божию. Этим и объясняется желание найти прозорливого старца.
Но нельзя так легко полагаться на то, что о каком-то человеке идет слава как о прозорливом. Бывают действительно святые люди, обладающие таким даром. Я знал такого человека — ему было открыто все о человеке даже на расстоянии. Но это очень редкие случаи, в нашей современной жизни в особенности. И конечно, как говорится, у человека на лбу не написано, что он прозорливый. Более того, духовники зачастую сами предупреждают, чтобы их так не воспринимали. Поэтому тут нужна разумная осторожность.
Старец архимандрит Кирилл Павлов
— И все-таки часто люди ищут не столько духовного совета, сколько именно пророчества, какого-то чудесного откровения. Они мечтают найти «синтетического» духовника, с которым можно постоянно обсуждать все житейские мелочи и одновременно получать через него судьбоносные пророчества. А потом жалуются, что последовали советам священника, к примеру, обвенчались, а брак распался.
— Говорить от лица Бога могут не все. Поэтому священник, зная, что у него нет такого дара, должен быть осторожней и не давать категорических указаний. Но все-таки в таких случаях ответственность ложится на самих вступающих в брак. Хотя если и жених, и невеста духовно окормляются у этого священника много лет, и он их очень хорошо знает, он может им что-то утвердительно посоветовать — безо всякого откровения свыше, просто по опыту. Но это бывает не так часто. По большей же части священнику приходится советовать, исходя из общих соображений, руководствуясь какими-то общими церковными правилами, — но принимать на себя ответственность священник может не всегда. По большей части ответственность за принятые решения все же должна лежать на самом вопрошающем.
Алгоритм поиска духовника
— А что делать человеку, который уже из-за своей ошибки или ошибки священника, давшего ему неправильный совет, впал в уныние или даже отчаяние, не в силах выполнить то, что на него возложено?
— Ему нужно найти хорошего, опытного духовника. Это святых прозорливых старцев найти трудно, а духовники такие есть, можно найти.
— И есть какой-то алгоритм такого поиска?
— Есть. Я уже достаточно стар, родился еще до войны и большую часть жизни прожил при советской власти. Действующих храмов и священников было мало, если возникали вопросы, спросить было не у кого. И я молился, постоянно, каждый день: «Господи, пошли мне такого духовника или старца, который мне говорил бы Твою волю, чтобы я знал, как надо поступать». Эта молитва стала для меня привычной, я молился так много лет. И сам не заметил, как Господь буквально исполнил мою просьбу — послал мне и духовника, и старца. Они были в близком общении. Духовник постоянно исповедовал меня, руководил моей жизнью. Но, когда было необходимо принять какое-то решение в трудном вопросе, не терпящем отлагательства, я обращался к старцу, и он отвечал: на такое-то дело есть воля Божия, а на такое-то нет воли Божией. Его слова всегда исполнялись. Когда я стал священником, я часто спрашивал его о проблемах своих духовных чад, и он давал нужные ответы, хотя я мог только спросить, а рассказывать подробно об обстоятельствах не было возможности. Но прозорливость старца была столь поразительна, что он отвечал на письма, еще не получив их. Так я спрашивал его 20 лет. Поэтому я уверен, что человеку, который искренне и с верой просит, Бог обязательно поможет найти духовника. Нужно очень хотеть и молиться. Это можно вымолить у Бога.
— А ошибок не было?
— Я ни одной ошибки старца не знаю. Зато знаю целый ряд случаев, когда его не слушались, и это приводило к трагедии.
Осторожно, младостарцы!
— Духовное руководство подразумевает какой-то длительный процесс, а люди ждут быстрых ответов и хотят быстрых действий. По принципу: сказали — сделал.
— Да, так бывает. Но священники разные бывают.
Есть младостарцы, которые выдают себя за старцев, не будучи ими. Им очень хочется, чтобы люди к ним обращались, и они начинают говорить: ты женись, ты не женись — не имея для этого никаких оснований, не имея такого дара. Это, конечно, тяжелый случай, опасный. Нужно быть очень осторожным, и когда священник начинает так легко решать судьбоносные вопросы, нужно еще очень подумать, стоит ли к нему самому ходить.
— Но, когда человек ищет духовного руководителя, он часто начинает метаться от одного духовника к другому и сам себя запутывает их порой противоречивыми указаниями.
— Поэтому опытные священники всегда и говорили, что не надо так делать. Не надо никуда метаться, нужно молиться. И тогда Господь все устроит и все даст.
— И все-таки, где искать духовного руководителя? На приходе? В монастырях?
— Нужно прежде всего молиться. И не стоит возлагать особые надежды на монастыри. Конечно, в монастырях бывают опытные духовники, но к ним очень трудно попасть. А исповедуют там порой не очень-то опытные монахи, которые не только духовного, но и житейского опыта не имеют. Они рано приняли монашество, семейной жизнью не жили, поэтому часто говорят неправильные вещи. Если, конечно, там есть какой-то замечательный старец, к которому вы хотите попасть, это другое дело. Но среди пожилых приходских священников можно найти такого духовника, к которому можно будет постоянно обращаться за руководством.
— А что делать человеку, если он по ошибке принял обычный совет за изреченную волю Божию?
— Это очень похоже на медицинский случай: когда человек попал к не очень умелому хирургу и тот сделал ему операцию — неумело, неудачно, неправильно, — и теперь он болеет. Что ему делать? Нужно найти более опытного, искусного врача, возможно, сделать другую операцию, а может, полечиться каким-то другим способом. Больше ничего не придумаешь. Так и здесь. Нужно искать хорошего духовника. Не обязательно прозорливого старца. Просто опытного духовного священника.
— Может, люди просто пытаются найти человека, который произнесет от лица Бога то, что они хотят услышать?
— Так тоже бывает. И если такие люди слышат не то, что им хочется, они говорят, что это не истина, и бегут дальше до тех пор, пока не найдут того, кто скажет им то, чего они ждут.
— Но от этого их как-то можно предостеречь?
— Предостеречь-то можно, но они не слушают. Очень трудно вылечить человека, который уже во власти своих страстей. От таких вещей жизнь лечит.
— А как долго человек нуждается в постоянном бдительном надзоре духовника? Всю жизнь? Или наступает какой-то момент, когда его духовное становление в основном завершено, и он в состоянии сам брать на себя ответственность за свои решения и поступки, не выверяя каждый свой шаг с помощью духовника?
— «Аттестата духовной зрелости», конечно, никто не выдает. Но существует Промысл Божий о человеке, и Господь устраивает все так, как человеку лучше, полезнее для спасения. Обычно духовник бывает старше своих духовных чад и уходит раньше, а найти другого духовника удается не сразу. У человека уже и возраст другой, и потребности другие, и он уже многому научился. Но исповедоваться ему у кого-то надо, и, если есть возможность, лучше это делать у священника, который может дать духовный совет. В любом возрасте хорошо иметь священника, с которым можно посоветоваться, что-то обсудить.
— Некоторые высказывают такую точку зрения, что стремление обязательно найти человека, которого можно внутренне назвать именно духовным отцом и который будет со властью говорить тебе: делай то, или делай это, продиктовано не столько духовным поиском, сколько психологической травмой от отсутствия отцовского воспитания в детстве.
— Так тоже бывает. Но я не думаю, что это главное объяснение проблемы. Есть разница между духовным отцом и просто духовником. У апостола Павла есть такие слова: «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор 4:14–15). Отец — этот тот, кто родил. И отцов много быть не может. А духовники могут меняться. Духовник — это тот, у которого ты регулярно исповедуешься, с кем советуешься, кто тебе помогает духовно. И лучше, чтобы это был духовный, опытный священник — не обязательно прозорливый, просто опытный. Который может подсказать то, чего сам в себе не видишь. Но иметь духовного отца — это, конечно, особый дар Божий.
Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин
— А без помощи духовного авторитета человек сам может почувствовать, понять волю Божию?
— Знаете, я однажды вот так же спросил своего старца о воле Божией. А он мне ответил: воля Божия — это не просфора, которую можно съесть; и не яблоко, которое можно сорвать и положить в карман; чтобы человеку открывалась воля Божия, нужно жить благодатной жизнью, освободиться от действия греховных страстей. Когда человек молится и живет с Богом, тогда воля Божия начинает открываться сердцу человека, и он чувствует, как надо поступить.
Бывает, конечно, иначе. Бывает, что не у кого спросить. Но человек молится и очень хочет поступить по воле Божией, а не по-своему. А для этого нужно отречься от своей воли и просить у Бога: «Господи, хочу не по-своему поступить, а как Тебе угодно». Тогда человек, по крайне мере, готов к вразумлению, и Господь часто в каких-то житейских обстоятельствах являет свою волю.
Когда я в свое время хотел переменить специальность, мне не советовали этого делать. Но мне очень хотелось. И в тоже время я хотел поступить по воле Божией, если Господь мне ее укажет. Как-то приехал к духовнику, а он объяснял мне, что не нужно искать новую специальность, но потом, поняв, что я не готов слушаться, говорит: «Ну ладно, делай, как хочешь». Я пошел поступать в другой вуз, устраиваться на другую работу, и… у меня ничего не получалось. Везде мне отказывали. Я уже не знал, куда идти. А потом мне предложили место в аспирантуре по моей специальности. Я испугался, говорю: «Да я не готов». А они: «Берем без экзамена». И я понял, что это — воля Божия.
— Но от того момента, когда человек узнает волю Божию, до того, как он понимает ее смысл, иногда проходят годы. Как вытерпеть эту паузу, когда ты, преодолевая себя, вроде бы эту волю исполняешь, а в твоей жизни ничего к лучшему не меняется?
— Ну, это вопрос веры. Если вы хорошо знаете своего духовника, и он вас знает, вы увидите, что через него вам возвещается воля Божия в ответ на вашу молитву, чтобы Господь через духовника вам ее открыл. По вере вашей будет вам, как сказано в Евангелии. Это таинственная жизнь души. Ее нельзя разложить по полочкам, тут нет никаких «дорожных карт» и простых рецептов, нельзя поставить градусник, чтобы «на 100 процентов» узнать волю Божию.
Самое главное, что требуется от человека, — это чистая жизнь и молитва с верой и любовью. Тогда Господь, я в этом убежден, обязательно даст то, что нужно человеку для спасения. Бог “всем человеком хощет спастися и в разум истины прийти” (1 Тим 2: 4). Поэтому, когда человек всерьез, по-настоящему просит и верит, Господь обязательно пошлет и духовника, и старца, если действительно это нужно.
Беседовала Марина Борисова
Как распознать Божию волю?
BY КРАЕУГОЛЬНЫЙ КАМЕНЬ · 27.04.2019
Как узнать что делать и чем заниматься в жизни чтобы на это была воля Бога?
Как распознать Божию волю на нашу жизнь? Этим вопросом задаются многие люди. Самое главное то, что Бог говорит не по логике и в наш разум, а Бог говорит нам в сердце через дух. И парадокс весь в том то, что может казаться правильным и логичным может быть не от Бога. Но когда люди начинают какое-то дело и сражаются с трудностями, а в конечном итоге как коса на камень не идет даже благодаря опыту, приобретенному в ходе сражений. И люди мучаются, потому что и оставить жалко, потому что вложено очень много сил в это дело и еще сомневаются, а сопутствует ли Бог в этом деле.
Против разума, но по воле Бога
Хороший пример есть в Библии (Марка14:3-9), где говориться про женщину, которая пришла в дом, где был Иисус и у нее был очень дорогой по тем временам сосуд с миром. Это масло предназначалось для благовония на тело. Эта женщина взяла, разбила сосуд и возлила Иисусу на голову. Все ученики вознегодовали, так как цена этому сосуду была ровна 300 динариев. И по логике можно было продать и накормить много народу на эти деньги. Да ученики на 100% правы, потому что так было бы разумнее, но у Бога другой план на эту женщину. Иисус сказал, что эта женщина войдет на страницы Священного Писания, так как она делала по духу, а не по разуму. Ей показал Бог, что Иисус будет распят, и тело Его надо помазать к погребению.
Или еще один пример, когда Бог призвал Моисея идти в Египет и вывести от туда всех Евреев. Казалось эта идея, точно не поддается ни какой логике и Моисея ждала смерть в Египте за убийство египтянина, которое он совершил до этого. Но если смотреть дальше, то Бог являл там чудеса такие, какие не видели и не слышали люди.
Важно ли быть в воле Божией человеку?
Грешнику, конечно, нет, так как грех есть мерзость в глазах Господа, а праведнику необходимо, чтобы войти в призвание Бога, чтобы раскрыть свои дары и таланты нужно двигаться по воле Божией. В Библии написано: » Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил ….» (Иоанна 15:16). То есть тут сказано, что у Бога на каждого есть свой план. Но право выбора всегда за человеком.
Как же узнать волю Бога на нашу жизнь?
Дух Святой, который в нас говорит нашему духу это и есть воля Бога. И, чтобы слышать голос Духа Святого, необходима духовная пища, про что говорил Иисус: » Не хлебом единым будет сыт человек, а, Словом Божьим». Верующий человек, который хочет быть в призвании Бога, водим Духом Святым. Другими словами все, за что он не берется, даже в мелочах, везде он поступает на прямые указания Духа Святого. И самое главное для человека это выбор и выбор должен быть однозначным либо ты с Богом, либо ты с миром. И во всем этом должна быть стабильность.
Беседа на апостольское чтение 26-й Недели по Пятидесятнице.
Пятая глава Послания апостола Павла к ефесянам, из которой мы читаем на нынешнем воскресном богослужении, представляет собой ряд нравственных наставлений, которые обычно размещает Павел в конце своих Посланий. Помимо прочего, проповедник касается очень важной и во все времена актуальной темы – познания воли Божией. «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф. 5:10), – говорит он. А чуть ниже, в 17-м стихе той же главы, Павел уже прямо повелевает: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).
Интереснейшая тема, братья и сестры, и касается всех нас. О ней много пишут, говорят. И может быть, поэтому получается так, как это часто бывает в подобных случаях: при множестве разговоров (а то и просто болтовни) замыливается, затушевывается самое главное и очевидное. Человек уходит куда-то в сторону, проходя мимо того, что прямо перед ним. Вот и давайте мы поговорим сегодня о познании воли Божией, не углубляясь особо в тему, но отмечая то, что лежит на поверхности и именно поэтому часто остается без внимания.
Первое, что нужно сказать. Воля Божия уже давным-давно открыта нам, открыта в Священном Писании. Как часто мы недоумеваем, волнуемся – что делать? как поступить? – забывая, что воля Божия и ее действие в мире изложены нам человеческим языком, записаны в Книгу. Конечно, в Писании в основном изложены общие положения, правила жизни вообще, там нет обсуждения всех частностей, которые возникают в нашей жизни. Но ведь все частные решения человека рождаются из тех самых общих положений, из того, что называется мировоззрением. А Библия именно формирует христианское мировоззрение, устанавливая в жизни христианина некие общие принципы жизни – библейские принципы.
Например, Писание говорит нам, с одной стороны, в чем заключается воля Божия, и с другой – на что нет воли Божией. «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14); и в то же время: «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную» (Ин. 6:40). Отсюда мы уже можем вывести, что все наши поступки должны рассматриваться в контексте нашего спасения, ибо Бог хочет, чтоб мы спаслись и имели жизнь вечную. Все, что против заповедей Божиих и противоречит нашему спасению, не есть воля Божия. Все, что помогает нашему спасению, вписывается в волю Божию.
Это вроде бы банально звучит, но на деле совершенно нами игнорируется. Мы вроде понимаем, что нет воли Божией, чтоб мы грешили, и грешим. Мы вроде знаем, что страсти наши мешают воле Божией вести нас ко спасению, но со страстями не боремся. Удивительно, что в главном, общем, мы прекрасно знаем волю Божию, но как раз в этом главном не выполняем ее. Бегаем за старцами за тридевять земель, мучаем священников своими вопросами, а фундаментальных положений воли Божией, известных всем, не выполняем. Готовы хоть на край света съездить, чтоб узнать, свернуть бизнес или развернуть, остаться на месте или уехать, жениться или не жениться, а очевидных и важнейших вещей не делаем. Спроси такого мятущегося человека: «Евангелие часто читаешь? В храме хотя бы по воскресеньям стоишь? Исповедаешься, причащаешься? Молишься, постишься?» И в ответ, скорее всего, будет тишина. «А волю Божию знать хочешь?» – «О да, очень хочу».
Но все-таки, скажет кто-то, ведь есть трудные жизненные ситуации, которые хочется решить согласно с волей Божией. Да, безусловно. И церковный опыт предлагает нам множество вариантов решения этих вопросов, и мы все их знаем. Давайте вспомним о них.
Прежде всего нам подарены Богом совесть, ум и сердце. А еще у нас есть молитва. А еще – возможность духовного совета с более опытными христианами. Если человек помолится, посоветуется со священником (или с более опытным братом), а потом сядет, подумает, прислушается к голосу своего сердца и попытается принять честное решение по совести, неужели Бог не подарит ему правильное решение? А если даже человек и ошибется, по духовной неопытности, то разве Господь не поправит его, как заботливый учитель поправляет ребенка при неверном ответе? Да мы и не можем всегда, братья и сестры, поступать правильно, ибо всяк человек есть ложь. Апостол Павел однажды написал замечательные слова: «До чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Флп. 3:16). И подобное место: «Не думайте о себе более, нежели должно думать» (Рим. 12:3). И в самом деле, ты что, человек, решил проникнуть в тайну Промысла Божьего? Решил стать Божьей пластинкой? Успокойся, сойди на землю и научись жить хотя бы по совести. По-человечески для начала, а не сразу по-Божески.
К тому же, братья и сестры, в мире христианства часто происходит такая парадоксальная вещь: даже неправильный выбор в жизни верующего человека, сделанный по совести, может стать со временем правильным. Что имеется в виду? Если человек с годами поймет свою неправоту, оплачет свою ошибку, то покаяние и смирение, рождающиеся от этой ошибки, превратят ее в необходимую для этого человека веху в духовном пути. Как и говорит апостол Павел: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Например, в житии преподобного Серафима Саровского мы читаем, что его трехлетняя молитва на камне была обусловлена сильной духовной бранью, которую воздвиг на него диавол. Из-за чего была эта брань? Преподобный Варсонофий Оптинский говорил: из-за того, что святой Серафим отказался от игуменства в некоем монастыре, хотя начальство и упрашивало его. По рассуждению великого оптинского старца, это была ошибка преподобного Серафима, за что тот понес тяжелейшую брань; но в контексте всего жития Саровского чудотворца этот подвиг был необходим как новая ступень к его духовному росту.
Поэтому мы должны понимать: воля Божия не есть что-то такое, что необходимо угадать, как в спортлото. Нет! иначе нужен был бы не Христос, а оракул. Помолившись, посоветовавшись, человек принимает решение по совести, и Бог уважает такой выбор, ибо он сделан не по лукавству. Ошибся человек – Бог поправит. Упорствует человек – Бог накажет, вразумит. Спасение есть процесс синергичный, в котором участвуют как Божественная воля, так и человеческая. И не нужно представлять нашего Господа, Который есть Любовь, в образе составителя труднорешаемых задач по высшей математике. Господь не хочет нас запутать и не поставляет нам препятствий на пути ко спасению, но убирает их. Бог желает открыть нам Свою волю! Путаемся мы сами, в нашем собственном невежестве и нежелании жить честно.
Итак, подведем итог. Фундаментальные положения воли Божией изложены в Писании. Хорошее знание Писания, при правильном, церковном его понимании, образует православное мировоззрение, которое помогает человеку жить по воле Божией. Для отдельных случаев, требующих особых решений, у нас есть голова на плечах, сердце в груди, и совесть – голос Божий в человеке. При этом еще всегда есть те, с кем можно посоветоваться. Воля Божия определяется в синергичном процессе взаимодействия Бога и человека.
Пусть Христос научит нас жить просто, жить чисто, жить по совести, чтобы исполнить нам святую волю Его, благую, угодную и совершенную!
Сергей Комаров
Добавить комментарий