Как я пришел к богу

Протоиерей Александр Дьяченко: как я пришёл к Богу

Священник Александр Дьяченко

– Как я пришёл к Богу? О, это отдельная и очень грустная история. К Богу приходишь, когда идти уже больше не к кому. Не то чтобы от меня отвернулись друзья или близкие, нет. Просто порой бывают ситуации, когда никто не в состоянии тебе помочь.

Мы сидим на кухне у моего прихожанина Глеба. Он пригласил меня освятить его квартиру, а потом принялся угощать кофе. Говорят, о любом сотруднике спецслужб можно написать увлекательную книжку. А я по своему опыту знаю, что книги можно писать о любом человеке, пришедшем в храм. Тем более, если это мужчина. Может, в больших городах представителей сильного пола, постоянно ходящих к службе, хватает, но у нас, в деревнях и рабочих посёлках, таких единицы. И у каждого – своя неповторимая история. Была она и у моего прихожанина.

– Много лет мы с женой провели на севере, – рассказывал Глеб. – Сперва я нефть добывал, потом увлёкся шитьём, освоил профессию портного. Я человек увлекающийся, если что-то делаю, то со всей отдачей. Стал придумывать собственные модели. Пошли заказы, появились деньги. Но в перестройку жизнь на севере становилась всё хуже и хуже. Решили мы возвращаться на большую землю. А уже дочка подросла – нужно, как минимум, две комнаты. Вскоре через уже уехавшего из Сибири друга я узнал, что недалеко от него, в соседнем подмосковном городе продаётся двухкомнатная квартира – как раз по нашим деньгам. Жила в ней одинокая бабушка, но померла, и наследники торопились продать жилье.

Съездили с женой, посмотрели городок, квартиру и решили брать. Так оказались здесь, в Подмосковье. Наследник оставил нам и всю обстановку, но… Ты замечал, как пахнет в домах у старых людей? Не знаю, откуда берётся этот запах, но когда его ощущаешь, хочется выгрести всё это барахло. Мы так и сделали. Кое-что, правда, на время оставили, а остальное – в огонь.

От прежней хозяйки на стене остались висеть простенькие иконки, какие-то церковные книжки на полке и Библия. Библию и иконки я оставил, молитвослов тоже. Остальное отнёс в церковь. И ещё, копаясь в её бумагах, нашел две общие тетради. Полистал я и понял, что бабка, звали ее Надеждой Ивановной, записывала свои воспоминания. Их я тоже решил почитать. А пока забросил тетрадки на антресоли и благополучно про них забыл.

Постепенно обустроились на новом месте. Сняли однокомнатную квартиру под швейную мастерскую. Заказы по старой памяти продолжали поступать от северян, потом появились и местные клиенты. И всё бы ничего, если бы не вечная проблема… У одних посмотришь – дети как дети, послушные, целеустремлённые, с родителями никаких противоречий, а у нас – беда. С дочерью полный разлад.

В девяностых годах появились и богатые, и бедные. По телевизору, по всем каналам – сплошные истории про красивую жизнь. Хочется всего и сразу, и ещё чтобы не работать, а уж если деваться некуда и работать придётся, так чтобы совсем чуть-чуть, не в напряг.

Наша Катя как раз заканчивала школу. В друзья всё больше выбирала ребят из зажиточных семей. И пошла в ее жизни полоса из пьянок и гулянок. Отказалась помогать нам с матерью, стала дерзкой, порой даже не приходила домой ночью. Мы перестали с ней разговаривать, и она нам объявила бойкот. Представляешь, не общались без малого год. Жили под одной крышей – и не разговаривали друг с другом.

Тогда героин продавался на каждом углу. Мы с женой Леной боялись одного: только бы не наркотики! Надеялись только на то, что пройдёт год-другой – перебесится, успокоится и станет умнее. А там, глядишь, замуж выйдет, дети появятся… Всё и наладится.

Это было ужасное, даже отчаянное время. Тогда я впервые осмысленно взглянул на иконки, всё ещё висевшие на стене. И, наверное, в первый раз попросил Его о помощи. Но перед этим оглянулся по сторонам, не видит ли меня жена. Я не знал, как это – молиться. И просто попросил:

– Бог, если Ты есть, помоги. Сделай так, чтобы она не погибла. Ты же знаешь её, она ведь неплохая девчонка. С ней просто какое-то наваждение. Верни её нам, пожалуйста. Я Тебя очень прошу. Ты же можешь, ну, что Тебе стоит?

А однажды ночью дочь и ее друзья возвращались на машине из соседнего города. Катя попросила остановиться, пересела на место рядом с водителем. Трогаясь, тот резко выжал педаль газа, автомобиль развернуло и бросило на деревья. Катя, пробив головою стекло, вылетела из машины и пролетела десять метров. А неуправляемый автомобиль, продолжая двигаться, закружился по трассе, и в тот же миг в него ударилась другая легковушка. Удар пришёлся рядом с водителем. Если бы Катя осталась там сидеть, удар стал бы для неё смертельным. От места, что справа от водительского, не осталось ничего.

Трое её спутников без единой царапины выбрались из покорёженного автомобиля и вызвали скорую помощь. Потом даже пришли к нам домой и сказали, что Катю увезли в больницу на перевязку, ничего страшного, утром она приедет домой.

А наша дочь в это время лежала без сознания в приёмном покое больнички соседнего города. Хирург, увидев Катю, немедленно повез её в операционную. У нее было оторвано ухо, полностью разбито лицо, сложный перелом правой руки и декомпрессионный перелом позвоночника с раздроблением одного из позвонков.

С утра, обеспокоенные тем, что Катя не вернулась, мы с женой помчались в больницу. Хорошо помню, как мы вошли к ней в палату. Вдребезги разбитое лицо, испуганные глаза и фраза:

– Папа, прости, я всё поняла.

Уже потом она рассказала, что, проваливаясь в бессознательное состояние, видела какую-то женщину. Та подошла к ней и сказала:

– Обернись назад и посмотри, как ты жила. Теперь тебе предстоит всё исправить.

За год до аварии у нас состоялся тяжелый разговор. Я сказал ей: «Тебе придётся когда-нибудь ответить за твою бесшабашную, праздную жизнь». И как же она нас тогда ненавидела, считала своими главными врагами! А Бог в одно мгновение расставил всё по своим местам. Страшная трагедия стала её вторым рождением.

Сейчас я произношу слово «Бог», вкладывая в него тот смысл, какой оно в себе и несёт. А тогда я ничего о Нём не знал, и если представлял себе Его, то именно так, как Он был изображён на бумажной иконке, оставшейся от прежней хозяйки.

Помню полную растерянность: нужно спасать дочь, но как? Кто её будет лечить? Что для этого нужно? Мы понимали, предстоят дорогостоящие операции. Где найти средства? А может, и нет смысла искать? Я же видел, как врачи на вопрос, есть ли у Кати шанс, отводили глаза в сторону. А их бодрые фразы, что нельзя падать духом, всегда надо надеяться на лучшее, – не больше, чем попытка морально поддержать нас, родителей.

Какая медицина, какие надежды на лучшее в стране, погружавшейся в разруху? Конечно, где-то есть Германия и Израиль, можно попытаться, поискать денег… Или уже бестолку? Может, лучше смириться, и пусть всё остаётся, как есть? Катька будет лежать, прикованная к постели. Будем о ней заботиться. Пройдут годы, кто-то из нас умрёт – мы или она. А если она нас переживёт? Кто тогда будет выносить за ней судно?

Помню, как я метался по комнате, и взгляд упал на Библию, которую мы оставили себе. Большого размера, дореволюционное издание. Не знаю, почему я взял её, открыл наугад и прочитал: «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15)…

Первый вопрос после выхода из наркоза, или Как я пришел к Богу

Священник Валерий Духанин

Вот как в старом веселом фильме: «Поскользнулся, упал, очнулся – гипс». Почти так и со мной. Только где «поскользнулся» с этой онкологией, где подхватил ее, непонятно. Но после операции очнулся. Очнулся точно – в реанимации.

С трубкой в трахее, под пиканье какого-то аппарата, отсчитывавшего удары сердца. Потом пиканье прекратилось, а сердце продолжало биться. Как метко выразился один близкий человек, перенесший нечто подобное: выход из послеоперационного наркоза подобен репетиции смерти. Таких мучений за всю жизнь свою я не испытывал. Тело не подчинялось, мышцы схватывала судорога, подобная агонии умирающего, внутри было плохо, болезненность ощущалась во всем.

Когда я приходил в себя, то сначала услышал чью-то реплику: «Я видела его по “Спасу”». Эту фразу произнесли раза три. Потом мне удалось чуть повернуть голову, и я заметил молодую черноволосую медсестру, которая кого-то удивленно спрашивала: «Поп? Поп?» Никто ей почему-то не ответил, а мне не позволяла трубка в трахее, подававшая искусственное дыхание. Потом близко-близко показалось очень доброе седоволосое лицо врача-бабушки, она обхватила мои щеки теплыми ладонями и ласково произнесла: «Приходим в себя, мой хороший, приходим в себя». Из глаз ее чистым светом лучились доброта и любовь. Эта любовь и вселяла силы, согревала душу, так что каждое слово этой доброй бабушки приводило в чувство. Всегда мы хватаемся хотя бы за малые частицы доброты и любви, которые встречаем по жизни, – без этого мы погибаем.

Скоро вынули трубку, и первый вздох как вздох новорожденного младенца, увидевшего белый свет, – вздох жизни. Тут-то молодая черноволосая медсестра и задала мне вопрос. Как-то по-детски наивно спросила: «Скажите, пожалуйста, а как вы к Богу пришли?»

Собрав силы и чувствуя, что сказать много не удастся, я произнес свои первые после маленького личного воскрешения слова: «К Богу я пришел в тринадцать лет, когда принял Крещение, и во время этого Таинства почувствовал Божие присутствие, внутри было радостно, свободно, легко». Медсестра удивилась и возразила: «Но ведь это могло быть просто действие эндорфинов». А я собрал свои последние силы, которые вложил в единственную фразу: «Душа соединена с телом, поэтому и эндорфины должны были тоже проявиться». То есть радость души, обретшей Бога, отражается на всём человеке: сердце, уме, воле – и конечно, на теле с проявлением соответствующих гормонов. Диалог завершился, каждый занялся своим делом, а я вспомнил те свои подростковые годы, которые решительно повлияли на всю мою жизнь.

Простая советская атеистическая семья. Папа, мама, сестра и я – абсолютно неверующие. Только в деревне у бабушки висели иконы. Каждое лето проводили у нее – простое детское счастье. Вечерами гуляли по сельской дороге и подходили к старому заброшенному храму. Лучи заходящего солнца нежно ложились на старые красные кирпичи и отражались ласковым розово-пурпурным оттенком. Этот отблеск вечернего солнца на храме мне запомнился на всю жизнь как отблеск Рая, как тепло Света, согревающего душу.

Дверь в храм открывалась со скрипом. Но почему-то внутри даже среди пустоты разоренной святыни так явственно ощущалась Тайна. Только что ты был в обыденном, земном мире, а зашел внутрь храма, и уже всё другое – безмолвно и таинственно, словно ты на пороге чего-то неизреченного.

Никто о Боге нам, детям, не говорил. Лишь однажды мы увидели, как бабушка на коленях молилась перед иконами – это когда во время грозы молния чуть не убила ее, пройдя в землю в каких-то полутора метрах.

Неисповедимыми судьбами в деревне время от времени появлялся священник – существо непонятное и настораживающее, хотя мы его даже не видели. Останавливаясь у кого-то на дому, он совершал для желающих требы. Бабушка нам предложила креститься. Мы отказались.

Как же я помню свой подростковый атеизм! Кто-то рядом говорил: «Я верю в Бога, а ты?» «Нет, – отвечал я смело, – я в Бога не верю». В таком ответе мне чувствовалась сила и независимость моей личности. Я опытно знал: «Бога нет», ведь мой личный опыт, и правда, не открывал мне Его. Его не видел я, не слышал, не созерцал ни умным, ни чувственным оком. Его не видел я ни в утренней радости неба, ни в вечерней тиши заходящего солнца. Да и может ли слепой видеть? Чтобы увидеть, надо прозреть. О Нем не пели мне соловьи в воскресшей весенней природе и не шептали тихим шелестом листья тополей и берез. Да и может ли услышать глухой? Лишь редкие детские чувства, поиск нескончаемой радости жизни да отблески Рая на стенах сельского храма пробуждали в душе какой-то зов, неизреченную жажду Неизреченного.

Через год после Тысячелетия Крещения Руси словно проснулись гены предков, словно прошедшие эту тысячу лет наши благочестивые праотцы и праматери явились, сгрудившись, и грозно произнесли: «Мы созидали Православие на Руси тысячу лет, а ты?»

В храм пойти креститься мы, дети, решили сами. Я, моя родная сестра, двоюродная сестра и ее муж с большим интересом вступили под своды соборного храма. Зачем мы шли креститься, и сами не знали. То ли видели в этом защитительный ритуал, то ли шли ради причастности тысячелетней традиции, уже и не помню. Но точно не потому, что верили. Слава Богу, никто нас перед Крещением о вере не спросил, и думаю, что сейчас, в наши дни, меня бы точно прогнали.

В Евангелии Господь рассказал короткую притчу: Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13: 44). Особенность этой притчи в том, что человек обнаруживает скрытое на поле сокровище внезапно и неожиданно для самого себя, без предварительных изнурительных поисков. Он и сам не знал, что на поле сокрыто сокровище, но когда обрел его, то ради него отказался уже от всего, что имел. Эта притча в том числе про меня.

Было чувство, словно Кто-то вынул из тебя всю грязь и вселил внутрь небесный свет

Вот мы стоим в крестильном помещении. Пришел серьезный батюшка, окинул собравшихся строгим взглядом и начал чинопоследование. Какие были мои чувства на тот момент? Церковнославянские слова я разбирал с трудом, если не сказать, совсем не разбирал, да и батюшка произносил их достаточно невнятно. Символов и обрядов Крещения нам никто не объяснял, мы поспевали за другими поворачиваться туда-сюда, отрекаться, дуть, плевать, сочетаваться да впервые наносили на себя неумелое крестное знамение. Но при всем рассудочном неусвоении чина Таинства я испытал впервые в жизни удивительную перемену сердца. Как же это трудно передать словами! Без каких-либо на то внутренних настроек и самовнушений, даже не думая чего-либо испытать, душа почувствовала совершенно новое. Внутри засияли радость, легкость, чистота, свобода, как будто Кто-то вынул изнутри тебя всю грязь, выбросил вон, а вместо нее вселил внутрь небесный свет – благодать Духа Святого. Ну вот же, Бог есть, как же это понятно и ясно – так просто в душе открылось новое ведение. Невидимый и непостижимый Бог вдруг сразу стал так очевиден, как очевидна для младенца его родная мама, едва младенец родился на свет.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает, как его друг, оказавшийся в бессознательном состоянии по причине болезни, был крещен. Когда он пришел в себя, то совершенно расстался с прежними заблуждениями, провел свои дни до смерти в искренней верности Христу. Это значит лишь то, что Божия благодать иногда, по какому-то Промыслу Божию, действует на нас и помимо участия нашего разума.

Это как ясное откровение сердцу. Так дано было испытать, что Бог действительно есть и что Он очень близок душе, как будто ты попал в гости на Небо. Спутать это невозможно ни с чем. Это как объявший тебя, проницающий свет, свет любви. И ты чувствуешь, что тебя с теплом и любовью принимает в Свои объятия Бог. После этого ты сам понимаешь, что для приближения к Нему – а именно в этом все твои радость и счастье – нужно идти в храм, преодолевать свои немощи и невежество, вникать в молитвы, традиции и обряды Церкви, полностью преображать свою жизнь.

Весь тот день был пронизан для меня каким-то светом и какой-то непередаваемой радостью. Тянуло в храм, и очень чувствовалось, что Господь удивительно близко, Он рядом. Теперь и в утренней заре, и в пении соловья, и в дыхании свежего ветра, и в сочной листве тополей и берез – во всем открывалось присутствие Бога Творца, Любящего и Заботящегося. Как же хорошо быть прозревшим!

Соприкосновение с Богом – преображает: радость следует за изменением души

Свет ясного летнего солнца не спутаешь с робким мерцанием фонаря, живую душу – с холодом робота, любовь – с расчетливостью. Так и присутствие Божие не спутаешь ни с одной земной радостью.

Нет, встречу с Богом не спутаешь с действием эндорфинов самих по себе. Тебе может быть радостно от вкусного напитка, от приятного общения с близким человеком, от успехов и достижений. Все эти радости приходят и уходят, всплеском гормонов вскружат голову и исчезнут, как пена на морском берегу. Встреча с Господом наполняет душу глубиной всеохватывающего тепла и радости, чистоты и свободы, любви ко всем, кого видишь, и чистотой мыслей и чувств.

Соприкосновение с Богом не просто наслаждает, а преображает.

Радость следует за изменением души, соприкоснувшейся с благодатью Божией.

Дай Бог каждому этой радости и этого счастья!

Иерей Валерий Духанин — проректор Николо-Угрешской семинарии, писатель, отец троих детей, прекрасный муж и невероятно чуткий, добрый человек. Найти свое дело — задача не из легких. У некоторых на это уходит вся жизнь. Вот и отец Валерий Духанин не сразу понял, в чем его призвание. Его путь особенный, впрочем, как и у каждого священника, решившего посвятить себя Богу.

Биография

Валерий Духанин родом из города Оренбурга, где он появился на свет 28-го мая 1976 г. Родился будущий иерей в обычной семье с атеистическим взглядом на мир и пребывание в нем.

О других известных священнослужителях:

  • Протоиерей Евгений Соколов
  • Протоиерей Михаил Васильев
  • Протоиерей Александр Абрамов

Ничто не предвещало появления в мальчике интереса к Богу, религии. Родители, сам Валерий и его сестра были неверующими людьми, и таковыми остались, если бы не случились некоторые обстоятельства в их жизни.

Священник Валерий Духанин

  • Каждый год Валерий с семьей проводил лето в деревне. В доме, где жила бабушка, висело много икон. Приветливо горела лампадка, побуждая мальчика пристально вглядываться в мерцающие лики Спасителя, Богородицы, святых. Выходя на улицу и прогуливаясь вечером по деревне, Валерий часто останавливался перед заброшенным храмом.
  • Его необъяснимо влекло войти внутрь. И однажды решившись, он потянул на себя старую, перекосившуюся дверь. Она со скрипом открылась, и мальчик очутился внутри разоренной, разрушенной святыни. Его чистое, детское сердце безошибочно угадало присутствие тайны. Там за порогом храма все было тускло, обыденно, здесь же — безмолвно и таинственно.
  • Иногда дети видели, как их бабушка становилась на колени и молилась перед иконами. Время от времени в деревне появлялся священник, совершал требы для нуждающихся в этом. Однажды бабушка предложила внукам покреститься. Хотя в глубине мальчишеской души навсегда затаилась радость, полученная от встречи с Неведомым в разрушенном сельском храме, но была она еще до конца не осознанной.
    Валерий отказался креститься под влиянием навеянного тем временем атеизма, а также из-за присущего его возрасту подросткового самоутверждения, когда отрицается все и вся.
  • Как оказалось впоследствии, должно было пройти какое-то время, чтобы душа могла созреть для столь важного шага, освободиться от гнета довлеющих над ней условностей, предрассудков. И вот однажды это произошло. Праздновалось тысячелетие Крещения Руси. Валерий и его сестры, родная и двоюродная с мужем, сами пошли в храм с намерением принять спасительное таинство и соединиться со святой церковью, с Богом.
    Вела их туда потребность приобщиться тысячелетней истории христианства на Руси, сродниться со своими предками, обрести исторические корни.

Интересно! Во время крещения на душе у Валерия стало необычайно легко, радостно. Он опять почувствовал присутствие той необъяснимой таинственной силы, с которой он уже встречался там, в старом, заброшенном храме у бабушки в деревне. Изнутри как будто кто-то вытряхнул из их душ все грязное, наносное, и туда вселился небесный свет, — благодать Духа Святого.

Духовное образование

С тех пор жизнь Валерия кардинально изменилась. Фактически, отец Духанин принял решение о вступлении на священнический путь еще в 14 лет, но до этого оставались многие годы:

  • 1992 г. — принят на послушание в Покровский храм города Оренбурга в качестве чтеца и пономаря;
  • 1993 г. — окончил среднюю общеобразовательную школу.
  • 1996 г. — стал выпускником московской духовной семинарии. В период обучения нес послушание в семинарском храме.
  • 2000 г. — закончил московскую академию со званием кандидата богословия. Во время пребывания там был сотрудником Академического Миссионерского отдела, занимался просветительской и благотворительной деятельностью в местах заключения: проводил беседы, лекции, организовывал материальную помощь заключенным, а также преподавал на богословских курсах, был помощником проректора по воспитательной части (до 2002 г).
  • 2003 г. — стал преподавателем (апологетика, византология, патрология), а затем и проректором по учебной части Николо-Угрешской духовной семинарии.
  • 2011 — 2013 гг. — работает на радио «Радонеж», ведет передачу «Сокровенный мир православия. На телевизионном канале «Радость моя» ведет авторские передачи «Феномен веры», участвует в качестве гостя или эксперта в других православных и молодежных проектах, например, в дискуссионном клубе «СО-ВЫ», ток-шоу памяти поэта Н. Мельникова, «Свет Угреши» и других.
  • 2 марта 2014 г. — посвящен во диаконы.
  • 8 октября 2014 г. — патриархом Кириллом рукоположен во священники. Служит в храме Казанской Божьей Матери, иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря.

Отец Валерий Духанин на богослужении

Долгие годы отец Духанин по разным причинам избегал священнического сана, посвящая себя написанию книг, преподаванию в семинарии, другим видам просветительской и миссионерской деятельности. Он успел жениться, обзавестись тремя детьми.

Но потом, как-то все изменилось и о. Валерию стало понятно, что священнический путь и есть его предназначение, что, уча будущих священнослужителей, нужно и самому быть священником.

Писательская деятельность

Начиная с 2004 года активно печатается в православных изданиях. Большинство его статей посвящено вопросам жизни людей в непростом современном мире.

Кроме этого, Валерий Духанин является автором многих популярных книг на православную тематику:

  • «Сокровенный мир православия»;
  • «Как научиться правильной молитве»;
  • «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи»;
  • многие другие.

Книга Валерия Духанина «Сокровенный мир Православия»

Произведения Валерия Духанина помогают многим современным людям обрести веру, найти себя и свое место в этом мире. Учат православных христиан, как выстоять на правильном пути и одержать победу в борьбе со страстями.

Борьба с болезнью

Недавно, год назад, у отца Валерия определили рак кишечника 3-й стадии. До этого никаких явных симптомов не проявлялось. Поэтому то, что обнаружили злокачественную опухоль в кишечнике в конце марта 2018 года, было достаточно неожиданно для отца Валерия и его семьи.

Правда, уже до этого батюшка испытывал необъяснимую слабость, были какие-то небольшие проявления недомогания, но об онкологии никто даже мысли не допускал. Оперировали отца Валерия в Санкт-Петербурге. Операция прошла очень хорошо, но первую химиотерапию, уже в Москве, отец Валерий перенес крайне тяжело.

Он принимал сильные препараты и на восьмой день произошло сильная интоксикация организма. Мозг был настолько отравлен, что отец Валерий потерял речь, невозможно было выпить даже глоток воды, отключилась вся нижняя часть челюстно-лицевого аппарата. Он не мог сделать вдох ртом, причем через нос отцу Валерию также трудно было дышать в результате еще давней, детской травмы.

Кислорода катастрофически не хватало. Жена вызвала «скорую», отца Валерия положили в больницу. Через сутки приступ повторился и на этот раз больного отправили в реанимацию.

Сейчас здоровье отца Валерия постепенно приходит в норму. Болезнь помогла по-новому осознать многие вещи. Он полон желания жить, ни на минуту не отчаиваясь, верит в свое скорейшее выздоровление. Когда позволяет здоровье, принимает участие в богослужении как клирик Николо-Угрешской семинарии.

Иерей Валерий Духанин. В поисках Бога: от атеиста до священника

Валерий Духанин — протоиерей Русской Православной Церкви, кандидат богословия, писатель, телеведущий. Окружающие его люди отзываются о нем, как о добром и чутком человеке.

Детство Валерия

В детстве Валерий часто заходил в заброшенную старую церковь в деревне. И хотя мальчик тогда был неверующим, он ощущал таинственность этого места.

Происхождение и рождение

Духанин Валерий Николаевич, в биографии которого есть удивительный момент обретения веры, рос в обычной советской семье. Родился он 28 мая 1976 года в городе Оренбурге.

Семья

Родители Валерия относились к категории служащих. Они были неверующими людьми. О Боге в семье не разговаривали.

Каждое лето мальчик с родной сестрой проводил в деревне у бабушки. В ее доме на стене висели иконы. Однажды ночью Валерий увидел, как бабушка молилась перед ними на коленях. Незадолго до этого она чуть не погибла от удара молнией — та прошла в землю совсем рядом.

Когда бабушка предлагала внукам креститься, они отказывались. Тогда у Валерия не было веры, он был равнодушен к разговорам о Боге.

Юношеские годы и молодость

В 13 лет Валерий вместе с сестрой крестился. Он не мог себе объяснить, почему возникло это решение. Во время совершения Таинства Крещения юноша почувствовал перемену в своей душе. Его охватили радость и легкость. И уже не существовало никаких сомнений в том, что Бог есть.

Отец Валерий всю молодость посвятил повышению уровня своего духовного образования.

Этапы:

  1. В 1992 году юноша становится пономарем и чтецом в Покровской церкви в родном городе.
  2. Позже он переезжает в столицу.
  3. В 1996 году оканчивает Московскую духовную семинарию. В расположенном при ней храме молодой человек нес послушание.
  4. В 2000 году будущий священнослужитель получает диплом об окончании Московской духовной академии (МДА). В период обучения там он занимался миссионерской и социальной работой. Часто посещал подследственных в СИЗО, разговаривал с ними о православной вере. Также занимался организацией сбора вещей и продуктов заключенным.
  5. Еще учась в МДА, будущий священник работал помощником проректора по воспитательной части.

Он являлся сотрудником Академического Миссионерского отдела. Также на открытых при МДА богословских курсах занимался преподаванием.

Работа в семинарии

В 2003 году Валерий Николаевич поступает на работу в Николо-Угрешскую семинарию Московской патриархии, которая находится в городе Дзержинском Московской области. Там он становится проректором по учебной работе.

Также священник занимает должность преподавателя византологии, апологетики, патрологии, основы и методики катехизации.

Зрелый возраст

Священнослужитель совмещает церковную деятельность, работу в семинарии и участие в телевизионных программах. В передачах он рассказывает о православии, что важно для верующих и для тех, кто только на пути к обретению веры.

Служба в церкви

2 марта 2014 года он принимает сан диакона. 8 октября того же года Святейший Патриарх Кирилл рукоположил его в пресвитера в Троице-Сергиевой Лавре.

Священник Валерий Духанин служит в храме Иконы Божией Матери Казанская и иногда в других церквях Николо-Угрешского монастыря. Там же он проводит свои проповеди.

Названия некоторых из них:

  • «О Богоявлении».
  • «Пагубность греха и его преодоление».
  • «Когда можно делать добро».

Иерей проводит беседы в православных гимназиях, воскресных школах, богословском кружке. Также он участвует во встречах, конференциях, посвященных духовной жизни.

О. Валерий женат, воспитывает троих детей.

Участие в телепередачах и на радио

Кроме церковной службы иерей в рамках миссионерства занимается телевизионной деятельностью.

Священник принимал участие в телепередачах:

  1. «Уроки православия».
  2. «Воскресная школа».
  3. «Свет Угреши».
  4. «СО-ВЫ».
  5. «Феномен веры».

В первой в списке программе, выходящей на телеканале «Союз», иерей проводил цикл уроков об аскетике и по трудам святителя Игнатия (Брянчанинова).

В передаче «Воскресная школа» ведущий о. Валерий вместе с детьми говорят о молитве, православных праздниках, святых, дружбе и о многом другом. Один из выпусков был посвящен каникулам, их проведению с пользой для школьников.

Батюшка несколько раз являлся гостем программы «Свет Угреши».

В проводимом на телеканале «Радость моя» молодежном клубе «СО-ВЫ» священник являлся экспертом с 2013 по 2014 год.

В рамках передачи «Феномен веры» он провел тридцать телевизионных лекций (2011—2012).

Названия некоторых тем:

  1. «Смысл страданий».
  2. «Суеверие».
  3. «Все ли религии ведут к одному богу».

Часто батюшка отвечает на вопросы телезрителей на телеканалах «Спас» и «Союз».

На радио «Радонеж» он ведет авторскую программу «Сокровенный мир православия», где затрагивает тему веры в современной жизни.

В июне 2018 года иерей был гостем передачи «Я очень хочу жить» на телеканале «Спас». Программа, ведущей которой является Дарья Донцова, посвящена опыту борьбы с онкологическими заболеваниями, его духовной составляющей. В марте 2018 года о. Валерий узнал о своем диагнозе. Священник рассказывает о пути преодоления болезни.

Верующие на православных ресурсах призывают к молитве о здоровье батюшки.

Священник известен своими публикациями и книгами. Его статьи и произведения часто затрагивают темы, посвященные жизни людей в современном мире с его искушениями.

Публикации

Начиная с 2004 года, опубликовано большое количество статей священнослужителя. Большинство из них — о жизни в современном мире.

Некоторые из его публикаций:

  1. В статье «О йоге и прочих восточных практиках» о. Валерий предостерегает о вреде для души занимающихся медитацией и йогой людей (сайт Православие.ру, 2014 год).
  2. В публикации «Чем опасны наши греховные страсти» («Православие.ру», 2016 год) он разъясняет, в какой неволе мы находимся.
  3. В статье «Почему христианину нельзя участвовать в Хэллоуине?» размещены три ответа священников: иерея Валерия Духанина, протоиереев Феодора Бородина и Андрея Ефанова («Православие.ру», 2018). Отец Валерий пишет, что Хэллоуин является «заигрыванием с темной силой». Всех, кто принимал участие в этом «празднике» он призывает исповедоваться.

Также часть статей посвящена недопустимости занятиями оккультизмом.

Книги

Кроме статей издано много книг протоиерея, которые рекомендованы Издательским Советом РПЦ. Большая часть из них посвящена Таинствам Русской Православной Церкви.

В книге «Сокровенный мир православия» (2006) о. Валерий размышляет о причинах неверия, о смысле заповедей Господа, о жизни в современном мире.

Произведения «Сокровенный дар» и «Как научиться правильной молитве» (2016) написаны по трудам свт. Игнатия (Брянчанинова). Двумя годами ранее вышла в свет книга «Жизнь святителя Игнатия (Брянчанинова)».

В своих книгах священник предостерегает от занятий оккультизмом, чтения эзотерических книг. Он приводит много примеров, когда, поддавшись греху, люди тяжело расплачивались за это.

В произведении «Огради нас, Господи, от суеверий, оккультизма, порчи» автор относит гипноз к оккультному методу. Человек, подвергшийся этому способу воздействия, становится более восприимчивым к влиянию темных сил. В книге рассказывается о последствиях увлечения оккультизмом, приводятся примеры.

Иерей предостерегает от обращения к целителям, которые «лечат» молитвой и крестом. Также священник затрагивает темы гадания, порчи, астрологии. Размышляет автор и о том, почему люди склонны к суевериям.

Священник пишет, что болезни и скорби, посылаемые нам Божьим Промыслом, способствуют спасению души.

Книги о. Валерия помогают православным христианам не сойти с правильного пути, а сомневающимся людям — обрести веру.

Видео о священнике

В этом видео о. Валерий на телеканале «Спас» рассказывает о борьбе с онкологическим заболеванием.

В этом видео иерей в рамках программы «Уроки православия» рассказывает о Промысле Божьем в жизни человека.

В этом видео священник объясняет, как распознаются греховные помыслы, какие чувства возникают при этом.

Святые Таины – Тело и Кровь Христовы – есть самая драгоценная Святыня на земле. Уже здесь, в реалиях мира земного, Евхаристия приобщает нас благам Небесного Царства. Поэтому христианин должен стараться быть особенно бдительным в отношении этого Таинства. Есть искушения, которые поджидают желающего причаститься христианина. Их необходимо знать, и от них необходимо ограждаться. Одни искушения предшествуют принятию нами Святых Таин, другие же следуют за Причащением.

Например, одно из главных искушений, очень распространенных в наши дни, связано с оценкой личных качеств священника, совершающего Литургию. Так, невидимый враг пытается посеять в среде верующих людей слухи о грехах священнослужителей и о том, что не у всякого священника можно причащаться. Если за батюшкой замечают недостатки, то почему-то думают, что у такого причащаться не нужно и будто бы благодать Причастия от этого умалится.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров.

Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь

Напомним, что Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь. Посредством священнослужителей в Церкви действует Бог. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда видишь, что священник преподает тебе Дары, знай, что… это Христос простирает к тебе руку». Неужели мы отвергнем эту руку?

Бывает, что христиане, регулярно причащающиеся Святых Таин, стараясь вести внимательную духовную жизнь, неожиданно испытывают искушение нечистыми и хульными помыслами. Невидимый враг пытается осквернить своими наваждениями ум христианина, а через это расстроить его приготовление ко Причащению. Но помыслы подобны ветру, который веет независимо от нашего желания. Святые отцы заповедуют не сосредотачивать внимания на приходящих помыслах, чтобы не увязнуть в постоянном внутреннем противоборстве. Чем больше мы пережевываем помысел, тем он реальней становится в нашей душе и противостоять ему всё труднее. Лучше игнорировать все мысленные прилоги, а ум заключать в слова молитвы, ведая, что подступающие помыслы не наши, а вражьи. Внимательная, теплая молитва рассеивает сумерки лукавых приражений, душа освобождается от мысленного угнетения и обретает благодатный мир.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

В нашей духовной жизни возможно и такое искушение. Христианин усердно готовится к принятию Святых Таин, постится, воздерживается от мирских увеселений и дел, тщательно подготавливается к Исповеди. Но едва он причастился, как с радостью сбрасывает с себя всякий духовный труд, словно лишнее, ненужное бремя. Он наивно надеется, что принятая благодать теперь сама защитит и покроет его без какого-либо усилия с его стороны. В итоге наступает расслабление, человек легко оступается и вновь погружается в круговорот мирской суеты. Беспечно полагаясь на помощь Божию, такой человек скоро утрачивает дары Святого Причащения. Важно помнить, что благодать Божия не спасает нас без нас. А в аскетическом учении Церкви есть понятие «синергии», то есть «соработничества». Господь созидает и преображает душу при постоянном нашем личном усилии, участии, содействии.

Есть искушение противоположного характера. Видя, что через некоторое время после Таинства на нашу душу вновь оседает греховная пыль, малодушный человек отчаивается и решает, что в Таинствах Исповеди и Причащения не было большого смысла. Какой смысл идти к Таинствам, когда в нас всё равно проявляется грех? Однако если бы мы не исповедовались и не причащались, то мы бы и не замечали в себе ничего греховного, потеряли бы чуткость ко греху и стали бы относиться к себе и к своему спасению совсем безразлично. Луч солнца, проникая в комнату, показывает, сколько пыли находится в воздухе, так в свете благодати Таинств становятся видны наши недостатки и немощи.

Духовная жизнь есть непрерывная борьба со злом, непрестанное решение задач, которые ставит перед нами жизнь, осуществление воли Божией при любых условиях. И нужно радоваться, что при постоянных наших преткновениях Господь дает возможность очищаться от грехов и восходить к благам вечной жизни в Таинстве Причащения.

Это искушение – ждать, что благодать Таинства непременно произведет в душе неотмирное чувство

Часто можно встретить и такое искушение. Причащающийся специально ждет, что благодать Таинства непременно произведет в нем какое-то особое, неотмирное чувство, начинает прислушиваться к себе в поисках возвышенных ощущений. Подобное отношение к Таинству скрывает за собой едва распознаваемый эгоизм, поскольку человек измеряет действенность Таинства личным внутренним ощущением, удовлетворением или неудовлетворением. А это, в свою очередь, таит в себе две угрозы. Во-первых, причастившийся может сам внушить себе, что в нем действительно возникли какие-то особые чувства как знак Божественного посещения. Во-вторых, если он ничего неотмирного не почувствовал, то огорчается и начинает искать, по какой причине это произошло, впадает в мнительность. Опасно это, подчеркнем еще раз, тем, что человек сам создает в себе особые «благодатные» ощущения, внутренне наслаждаясь произведением собственного же воображения, либо по мнительности изъедает себя.

В подобных ситуациях важно помнить, что духовная жизнь основывается не на чувствах и ощущениях, которые могут быть и обманчивы, а на смирении, кротости и простоте. Святитель Феофан Затворник в этом отношении говорил: «Многие наперед вожделевают получить от святого Причастия то и то, а потом, не видя того, смущаются и даже в вере в силу Таинства колеблются. А вина не в Таинстве, а в этих излишних догадках. Ничего себе не обещайте, а всё предоставьте Господу, прося у Него одной милости – укрепить вас на всякое добро в угодность Ему». Не озарения и наслаждения, пусть даже Божественной благодатью, должны быть первостепенными для нас, но предание себя в руки Божии, смирение своей воли перед волей Божией. Если Богу угодно, то Он, конечно, подаст нам ощущение Своей благодати. Но, как правило, для всех остаются действенными слова Евангелия: «Не придет Царствие Божие приметным образом» (Лк. 17: 20). Благодать таинственно и постепенно совершает преображение человеческой души, так что мы сами не можем и не должны оценивать и взвешивать, насколько мы уже стали близки к Богу. Зато жизнь такого человека преображается, и он в своих поступках всё больше и больше становится подлинным служителем добра.

В духовной жизни христианина всё должно строиться на искренности, простоте и естественности. Здесь не должно быть ничего сложного, искусственно созданного. Поэтому недопустимо создавать в своей душе особые «благодатные» состояния, самим придумывать какие-то невероятные чувства после причащения Святых Христовых Таин. Пожалуй, единственное из чувств, на значимость которого стоит обратить внимание после Причащения, это чувство душевного мира, смирения, при котором нам легко молиться Богу и при котором мы примиряемся с ближними.

Так что, когда мы приходим в храм, постараемся избегать сосредоточения на собственных, субъективных переживаниях, фантазий по поводу того, что мы видим и слышим. Попытаемся всецело сосредоточиться на самой Литургии, в простоте и естественности предстоять перед Богом.

Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент

В отношении искушений можно услышать и такой вопрос: почему после Причащения далеко не всегда наступает облегчение жизненных трудностей? То есть иногда мы непременно ждем, что по Причащении всё в нашей личной судьбе должно стать ровным и гладким. Чтобы понять ответ на этот вопрос, надо вспомнить, что в Таинстве Евхаристии мы приобщаемся Телу распятого Господа и Крови, излиянной за наши грехи. Мы приобщаемся Тому, Кто Сам пострадал, и если Ему угодно, Он оставляет на нас наши тяготы, чтобы и мы претерпели свой крест. Впрочем, после достойного Причащения Святых Таин душа становится крепче, и зачастую то, что казалось неразрешимой проблемой, предстает как дело вполне решаемое, не составляющее собой тех затруднений, которые представали ранее. Люди, обращающиеся к Богу, находятся под Его особым Божественным Промыслом. Каждому причастнику Господь подает то, что ему необходимо в данный момент: кому-то радость, чтобы вдохновленный Святым Причащением человек шел дальше с большей уверенностью, а кому-то испытания и трудности, ведь не для временного благополучия мы приобщаемся, а для вечного, чего не достичь без терпеливого несения собственного креста.

В завершение хочется сказать о действии Святых Таин, опираясь на один пример из жизни. Когда я учился в Московской духовной семинарии, то часто навещал одну старицу, монахиню Нину, проживавшую в Сергиевом Посаде рядом со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой. Ей было уже за 80, она страдала многими болезнями, ноги были покрыты язвами, так что матушка Нина почти не могла ходить. От боли и одинокой жизни ее иногда одолевали ропот, сомнения, тревоги. Но когда она исповедовалась и причащалась Святых Таин – а причащалась она на дому, – в этот момент с ней всегда происходила удивительная перемена. Я приводил к ней батюшку со Святыми Дарами и хорошо помню это регулярно повторявшееся чудо. Только что перед тобой был старый, утомленный человек, а после того, как она, исповедавшись, принимала Святые Таины, из ее глаз исходил удивительный свет, это было уже совершенно новое, обновленное, светло преобразившееся лицо, и в этих умиротворенных и просветленных глазах не было ни тени смущения, ропота, тревоги. Этот свет теперь согревал других, и ее слово после Причащения становилось совершенно особенным, а в душе рассеивались все недоумения, так что она теперь сама укрепляла ближних.

Так Святой Дух в Таинствах Церкви дарует человеку чистоту, а чистота – это незамутненное, ясное видение всего и всех, чистое восприятие жизни. Даже обладая всеми сокровищами мира, человек не может стать счастливым – и не станет им, если не обретет сокровища внутреннего, не проникнется благодатью Святого Духа. Этот неизреченный дар святая Церковь предлагает человеку в Таинстве Святого Причащения.