Как заботиться о куклах

Девочки привет!
Нашла недавно в одном очень старом кукольном журнале информацию о сохранении и ремонте коллекционных кукол. Несколько дней корпела над переводом на Русский, но все равно получилось корявенько 🙁 Ну уж как есть… информация интересная, полезная. От себя добавила ссылки на некоторые порошки-мази, чтоб было понятней. Прошу исправить меня, если чего не так перевела (я не волшебник, я только учусь). Но самое главное — пишите ваши секретики по сохранению и ремонту кукол разных видов. Давайте соберем наши советы, чтоб прекрасные куколки сверкали как новенькие и неизменно радовали нас!
How To Care For Your Doll
(Tips and Tricks on Doll Cleaning & Preservation)
This is a pretty lengthy newsletter this month, but contains valuable information for doll collectors. In this newsletter, we explain tips and tricks to the care and preservation of your doll depending on which kind you have.
Porcelain Dolls
With porcelain, the decorations are usually fired on, so it would be unlikely that that you would hurt them by cleaning. Use warm soapy water. If this doesn’t work good enough, try a wet eraser to remove marks. As a last resort, very, very gently clean with a low abrasive cleaner such as Tilex or Soft Scrub. Use caution because some cleansers have bleaching agents that could be devastating to antique clothing, wigs or bodies. Ultra violet rays can be very damaging to porcelain dolls, so when you are displaying your doll, avoid direct sunlight.
Как заботиться о Вашей кукле
(Подсказки и уловки для очистки & сохранения куклы)
Куклы из фарфора
С фарфоровые куклы обычно подвергаются обжигу, таким образом, было бы маловероятно, что Вы повредите их, очищая. Используйте теплую мыльную воду. Если это не достаточно хорошо работает, попробуйте влажную резинку, чтобы удалить отметки. Как последнее средство, очень, очень мягко работайте с низким абразивным уборщиком, таким как Tilex или Soft Scrub. Проявите осмотрительность, потому что у некоторых моющих средств есть отбеливающие реагенты, которые могли быть разрушительными к старинной одежде, парикам или телам. Ультра фиолетовые лучи могут быть очень разрушительны для кукол фарфора, поэтому когда Вы показываете свою куклу, избегаете прямого солнечного света.
Celluloid Dolls
These dolls are extremely perishable. They are easily broken and can become very brittle over time. Proper care and respect of a celluloid doll helps a perfect example remain in that condition. Heat is celluloid’s worst enemy. Keep these dolls in a cool room with good ventilation — and never store celluloid in a sealed case — it can combust!
Куклы из целлулоида
Эти куклы чрезвычайно непрочные. Они легко ломаются могут стать очень хрупкими с течением времени. Надлежащий уход и уважение к целлулоидной куклы помогают ей остаться в первоначальном состоянии как можно дольше. Высокая температура — худший враг целлулоида. Держите эти куклы в прохладной комнате с хорошей вентиляцией — и никогда не храните целлулоид в герметичном корпусе — он может воспламениться!
Cloth Dolls
Vintage cloth dolls can be worth thousands of dollars and deserve your best efforts to preserve them and prevent needless deterioration. Keeping the fabric clean is important because it’s exposing the fabric to pollutants that will weaken the material. Direct sunlight is not good for these dolls. You should also inspect your cloth dolls every now and then for insects. There are insecticides designed especially for textiles under many brands and the results can be excellent if used according to instructions.
If you decide to vacuum your doll, place a nylon screen over the fabric first to protect the delicate fibers. Alot of times, a good vacuuming is enough to restore a doll to display condition. If you doll is badly soiled, get the advice of a professional who specializes in textile conservation.
Sometimes you can use an eraser or art gum, tapeten and reinger-and-absorene to clean your cloth doll. These seem to give the best results. Ink can be removed with hairspray, but first test an area on the doll to assure that no damage will occur. Apply the hair spray with a cloth, and wipe in a light rubbing motion with a clean white cloth.
For display purposes, it is best to keep them in protective cases and inspect them regularly. Moth crystals should be placed near your dolls. Many collectors recommend making a small cloth pouch, filling it with moth crystals and placing it under the doll’s hat or tying it around its waist beneath the clothing.
Куклы из ткани
Старинные куклы из ткани могут стоить тысячи долларов и заслуживают Ваших максимальных усилий, чтобы сохранить их и предотвратить ухудшение состояния. Содержание в чистоте ткани важно, потому что это ткань заполняется загрязнителем, которые ослабят материал. Прямой солнечный свет опасен для этих кукол. Вы должны также осмотреть свои куклы из ткани время от времени на предмет насекомых. Есть средства от насекомых, разработанные специально для текстиля под многими брендами, и результаты могут быть превосходными, если использовать их согласно инструкциям.
Если Вы решаете пропылесосить свою куклу, поместить нейлоновый экран вокруг ткани сначала, чтобы защитить тонкие волокна. Во многих случаях, хорошей уборки пылесосом достаточно, чтобы восстановить куклу до хорошего состояния, чтоб ее можно было выставить для показа. Если Вы видите, что кукла ужасно запачкана, получите совет профессионала, который специализируется на сохранении текстиля.
Иногда Вы можете использовать резинку или художественную резину, tapeten и reinger-absorene, чтобы почистить Вашу тряпичную куклу. Они, кажется, дают лучшие результаты.
Чернила могут быть удалены лаком для волос, но сначала надо проверить незаметную область на кукле, чтобы гарантировать, что никакое повреждение не произойдет. Примените лак для волос на ткань и вытрите в легком натирающем движении чистой белой тканью.
В целях показа, лучше держать их в защитных витринах и осматривать их регулярно. Кристаллы против моли должны быть помещены около Ваших кукол. Много коллекционеров рекомендуют делать маленький мешочек ткани, заполняя его кристаллами от моли и помещая его под шляпой куклы или связывая его вокруг ее талии ниже одежды.
Composition and papier-mâché Dolls
These dolls pretty much require the same care as the cloth type dolls. They are especially susceptible to damage from temperature changes. Never store composition or papier-mâché dolls in a hot or cold attic, or in a damp basement.
Most collectors will accept some signs of aging on composition dolls — fine craze lines or cracked eyes, for example.
There are many popular ways for cleaning composition, but first always test it on an inconspicuous area of the doll and work quickly — never leave any cleaning agent on the doll for any length of time. Pond’s Cold Cream or Vaseline and a soft tissue work well for these dolls. Another option is paste window cleaner but not the ammonia type. You want the old fashioned paste that you can get at most hardware stores.
Wigs can be restyled after spraying with Johnson’s & Johnson’s No More Tangles. Faded or worn-off facial features can be touched up with artist’s colored pencils. When moistened, they are very easy to apply. Crackled eyes are best left alone.
Композитные куклы и Куклы из папье-маше.
Эти куклы в значительной степени требуют того же самого ухода как куклы из ткани. Они особенно восприимчивы к повреждению от изменений температуры. Никогда не храните Композитные или куклы из папье-маше на горячем или холодном чердаке, или во влажном подвале.
Большинство коллекционеров примет некоторые признаки старения на куклах состава — легкие трещины или сломанные глаза, например.
Есть много популярных путей к очистке куклы, но сначала всегда проверяют его на незаметной области куклы и работают быстро — никогда не оставляют чистящего вещества на кукле в течение длительного отрезка времени. Кольдкрем (например вот: www.ponds.com/product/detail/95877/cold-cream-cleanser-makeup-remover) или Вазелин и мягкая ткань хорошо протирают этих кукол.
Другой выбор — жидкость для мытья окон, но не содержащая аммиака. Если вы хотите старомодную пасту, Вы можете купить ее в большинстве хозяйственных магазинов.
Парики могут быть распутаны после распыления & Johnson’s No More Tangles. Исчезнувшие или стертые черты лица могут быть исправлены с цветными художественными карандашами. Когда карандаши увлажнены, их очень легко применить. Потрескивавшие глаза лучше всего оставлены в покое.
Hard Plastic Dolls
These types of dolls are very resilient and can be cleaned with almost any soap detergent. You can clean stubborn stains with cold cream or waterless hand cleaner. Avoid chlorine, bleach and ammonia. Never use fingernail polish remover or lacquer thinner which may eat into the plastic! You can use Oxy-10 to remove stains that are not close to painted surfaces. Just moisten a cotton ball and allow it to sit on the stain for several hours. You may have to repeat this process several times. After each cleaning, wash the doll with mild soap and rinse well.
For displaying purposes, avoid direct exposure to ultraviolet light. Although they may seem indestructible, hard plastic can slowly oxidize and change color and direct heat can also cause warping.
Куклы из твердого пластмасса
Куколы этого типа очень упруги, и могут быть почищены с почти любым мыльным моющим средством. Вы можете отмыть упрямые пятна с кольдкремом или безводным жидким мылом. Избегайте хлора, отбеливателя и аммиака. Никогда не используйте жидкость для снятия лака или разбавитель лака, которые моут разъесть пластмассу!
Вы можете использовать Oxy-10 (мазь от прыщей с Бензолом, (такая например: itcamefromthebay.blogspot.com/2011/01/oxy-10-5-cover-acne-pimple-treatment.html), чтобы удалить въевшуюся краску. (хорошо удаляет любые пятна на Химках например, проверенно!) Просто увлажните ватный тампон и позвольте ему полежать на окрашенном пятне в течение нескольких часов. Вам, вероятно, придется несколько раз повторять этот процесс. После каждой очистки вымойте хорошо куклу с мылом и полосканием.
Для показа целей избегайте прямого воздействия света. Хотя они могут казаться неразрушимыми, твердая пластмасса может медленно окисляться и изменяться, прямой свет и высокая температура могут также вызвать деформирование.
Rubber Dolls
These dolls will deteriorate no matter what precautions you take, but you can delay the process. Any form of grease is harmful and accelerates deterioration. If you have a «Magic Skin Doll» always wear cotton gloves when handling her. Rubbing corn starch on these kinds of dolls twice a year will help to preserve the dolls’ life. Maintain an even temperature and avoid changes in humidity.
Резиновые куклы
Состояние этих кукол ухудшатся со временем, независимо от того, какие меры предосторожности Вы принимаете, но Вы можете отсрочить этот процесс. Любая форма жира вредна и ускоряет разрушение.
Если у Вас есть «Magic Skin Doll», всегда надевайте хлопчатобумажные перчатки, трогая ее. Протирка кукурузным крахмалом два раза в год поможет сохранить жизнь кукол. Поддержите ровную температуру и избегайте изменений во влажности.
Tin Dolls
These dolls often have chipped paint which can happen from the metal getting cold which in turn causes the paint to lift off the face. Try to keep these dolls in a constant temperature environment.
Оловянные куклы
От этих кукол часто отходит краска, когда метал становится холодным. Это основная причина, почему краска отслаивается. Попытайтесь держать этих кукол в постоянной температуре.
Vinyl Dolls
Vinyl dolls are probably the most lifelike in appearance and touch. In order to keep them looking that way, special care is needed. Extreme room temperatures are harmful. Even quality vinyl dolls subjected to heaters or air conditioners can be damaged in just a few months. Direct sunlight can be deadly. Vinyl is also sensitive to fluorescent light; use indirect non-fluorescent lights. Finally, avoid tightly sealed show cases or glass domes because condensation can form and damage vinyl dolls.
Виниловые куклы
Виниловые куклы являются, вероятно, самыми живыми по внешности и на ощупь. Чтобы сохранить их в хорошей форме, специальным уходом необходим. Перепады комнатных температур вредны. Даже качественные виниловые куклы, подвергнутые нагреву или охлаждению, могут быть повреждены всего через несколько месяцев. Прямой солнечный свет может быть смертельным. Винил также чувствителен к люминесцентной лампе; используйте непрямые нефлуоресцентные лампы. Наконец, избегайте плотно запечатанных выставочных боксов или стеклянных куполов, потому что герметичность может повредить виниловые куклы.
P.S. Моих Химок протираю содовым раствором, водой с мылом, крем от Акне — работает на пятнах.
Wooden Dolls
Chipping paint is a major problem with wooden dolls. Humidity and mistreatment are the two main culprits. Keep wooden dolls in a dry atmosphere. Expanding and contracting associated with high humidity causes paint to chip. Knocks and bumps can also chip paint, so take care in moving or displaying wooden dolls.
Деревянные куклы
Отваливающиеся куски краски является основной проблемой с деревянными куклами. Влажность и плохое обращение — два главных врага. Держите деревянные куклы в сухой атмосфере. Растягивание и усыхание дерева при перепаде влажности заставляют краску облупливаться. Удары и падения могут также испортить краску, поэтому озаботьтесь о стеклянной витрине для показа деревянных кукол.
Wax Dolls
Wax dolls can be intimidating to many collectors. They do require special care, but so do all types of dolls. Basic care and common sense will help preserve a wax doll in perfect condition. Of course, never place a wax doll in direct sunlight or near any heat source, such as a fireplace mantle.
The best way to start cleaning these types of dolls is to use a solution of cool water and Woolite. Saturate a cotton ball or a Q-tip and wash the wax. If this doesn’t work, try a dab of cold cream on a Q-tip, followed by a rinse of the Woolite solution and then clean, cool water. As a last resort, try denatured alcohol on a cotton ball, followed by a through rinsing. Never use turpentine to clean wax dolls because it can soften the wax!
Восковые куклы (покрытые воском)
Восковые куклы могут пугать многих коллекционеров. Они действительно требуют специального ухода, но уход требуют все типы кукол. Простая забота и здравый смысл помогут сохранить куклу из воска в отличном состоянии. Конечно, никогда не помещайте куклу воска в прямой солнечный свет или около никакого источника тепла, такого как камин например.
Лучший способ чистить этих кукол состоит в том, чтобы использовать раствор прохладной воды и Woolite. Промокните в этом составе ватный тампон или ватную палочку и протрите воск. Если это не работает, попробуйте протереть КолдКремом на ватной палочке, прополощите в Woolite, и затем смойте прохладной водой. Как последнее средство попробуйте алкоголь на ватном тампоне, с последующим споласкиванием. Никогда не используйте скипидар, чтобы помыть кукол с воском, потому что он может смягчить воск!
P.S. Но на куклах Гунзель покрытых фарфором мелкие царапины на воске неплохо убираются именно скипидаром. Только осторожно!!
Tips for Barbie Doll Collectors
Remember those Barbie Dolls with the earrings and how it would eventually create green deposits around the ear? Here’s a way to remove it.
• Cover the ears with a small piece of cotton soaked in Tarn-X silver cleaner. Wrap the head in saran wrap to keep the application moist. Check after two days. If the ears are still green, replace the saran wrap. If, the ears are still green after four days, repeat the procedure with fresh cotton balls. Once the green is gone, rub a paste of baking soda and water over the treated areas. After several days, flake off the dried baking soda and clean the area with warm, soapy water on a Q-tip. Tarn-X causes a chemical reaction that acts as a bleach; the baking soda neutralizes the reaction; and the warm, soapy water removes any residue. It is important to perform each step as described and to inspect the doll periodically throughout the process.
Bubble cut Barbies often have sticky or greasy faces. This is due to an ingredient being emitted by the vinyl. Here’s a tip to take care of that:
• Carefully remove the head from the body and clean inside and out with a Q-tip soaked in alcohol. Dry it good and fill the head cavity with baking soda. Then replace it on the body. The baking soda will neutralize the chemicals and absorb the extracted grease.
Советы для коллекционеров Барби Долл
Помните тех Барби с сережками и как это создаёт зеленные пятна вокруг уха? Вот способ удалить ето:
• Покройте уши маленьким куском ватки, пропитаном в «Tarn-X silver cleaner». (вот такое средство: www.hermansilver.com/tarn-x.htm ) Оберните голову в целлофан, чтобы сохранять ушко влажным. Проверьте после двух дней. Если уши все еще зеленые, заменяют целлофан. Если, уши все еще зеленные после четырех дней, повторите процедуру с новыми ватными тампонами. Как только зеленного не стало, протрите это место пастой из пищевой соды и воды. После нескольких дней снимите остатки пищевой соды и промойте эту область теплой, мыльной водой на ватной палочке. «Tarn-X silver cleaner» вызывает химическую реакцию, которая действует как отбеливатель; пищевая сода нейтрализует реакцию; и теплая, мыльная вода удаляет любой остаток. Важно выполнить каждый шаг, как описано и осматривать куклу периодически в течение процесса.
У промышленных Barbi часто есть липкие или сальные лица. Это происходит из-за компонента, выделяемого винилом. Вот совет, как это исправить:
• Тщательно отделите голову от тела и протрите внутри и снаружи ватной палочкой, пропитанной алкоголем. Высушите головы хорошо и заполните все изгибы головы пищевой содой. Потом проделайте то же с телом. Пищевая сода нейтрализует химикаты и поглотит излеченный жир. Аккуратно смойте.
Old Tips Recommended By Some Doll Collectors
• To remove mildew: soak in sour milk and salt. Then lay the doll in the sun. To remove milk therapy, follow with a warm soapy water wash and rinse.
• To restore color to faded cloth: sponge with chloroform.
• To soften old kid: saturate an old woolen rag with kerosene and rub in the kid.
• To clean old ivory: scrub with Ivory soap; bleach in the sun for several days, reapplying the soapy solution often.
• To remove tar: clean first with turpentine, then clean with Lux soap.
• To remove paint: Patient rubbing with chloroform.
• To restore faded calico: wash in water with a teaspoon of sugar of lead; soak for fifteen minutes and launder.
• Black taffeta is best washed in strong tea.
Hopefully, we given you some helpful information!
Народные методы, рекомендуемые некоторыми коллекционерами куклы
• Удалить плесень: Замочите в кислом молоко и соли. Потом положите куклу на солнце. Чтобы удалить молочную терапию, промойте теплой мыльной водой и прополощите.
• Вернуть цвет увядшей ткани: губка с хлороформом.
• Смягчить старую лайковую кожу: промокните старую шерстяную тряпку керосином и протирите.
• Почистить старую слоновую кость: Помойте с мылом “Ivory soap “ (http://www.stain-removal-101.com/ivory-dish-soap.html); отбелите на солнце в течение нескольких дней, повторно часто используя мыльный раствор.
• Удалить смолу: протирание сначала со скипидаром, затем промойте с мылом Lux.
• Удалить краску: Терпеливое протирание хлороформом.
• Восстановить выцвевший набивной ситец: замочить в воде с чайной ложкой сахара со свинцом (чего?!?); замачивание в течение пятнадцати минут и потом постирать.
• Черную тафту лучше всего стирать в крепком чае.
Хотелось бы надеяться, мы дали Вам некоторую полезную информацию!

>Оно живет под шкафом

Кратко о статье: Детские монстры, живущие под кроватью: русские страшилки из сказок и фольклора нового времени, а также их зарубежные коллеги.

Монстры из детских страшилок

Люди боятся смерти по той же причине, что дети боятся темноты: они не знают, в чем тут дело.

Фрэнсис Бэкон

Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. А не то придет волчок, тебя цапнет за бочок. Справа, там, где печень. Потом из-под кровати вылезут холодные липкие щупальца из вневременных измерений и высосут твой спинной мозг, баюшки-баю. Бежать к маме не советую — у тапок ночью вырастают зубы. Ну а прихожую патрулирует черный гроб на колесиках, так что крепкий сон в твоих непосредственных интересах, деточка. Спи-засыпай.

Эльфы, тролли, драконы — это все чепуха. Сверхъестественная картина окружающего мира формируется у нас благодаря сказкам, хотя к некоторым из них термин «благодаря» вряд ли применим. За кое-какие истории, которыми воспитывают непослушных детей, впору не благодарить, а лишать родительских прав.

От мала до велика

Страх хищников и темноты — самый древний. Его разделяют люди всех возрастов.

Самые древние и глубокие страхи человечества родились из детских сказок. Тысячи лет назад сведения людей об окружающем их мире были крайне ограничены, и передача суеверий от взрослых к детям шла естественным путем — младенцам рассказывали страшные и поучительные сказки, а вырастая, они продолжали верить в них. «Детские» монстры и «взрослые» монстры древности почти не отличались друг от друга.

Ребенок нового времени также не понимает окружающий его мир и пытается компенсировать недостаток сведений с помощью фантазии. Но взрослые уже многие сотни лет не верят в чудеса. Вместо того, чтобы аккуратно знакомить своих детей с магическим закулисьем реальности и формировать мистическое мировоззрение на всю жизнь, им читают добрые сказки, специально отобранные и отредактированные педагогами для усиления нравственного воздействия.

Позитивные истории про жар-птицу и молодильные яблоки теоретически могут воспитать хорошего человека — лет эдак через двадцать, но они непригодны для управления неуемным подрастающим организмом здесь и сейчас. Поэтому родители часто выводят против своих непослушных отпрысков целую армию выдуманных монстров.

Эти твари плохо вписываются в сюжеты сказок, рекомендованных Министерством образования. Они образуют особый слой детской мифологии — реальный, бытовой. Что более правдоподобно для городского ребенка — самодвижущаяся русская печь, которую он видел только на картинках, или темное пространство под его кроватью, где притаилось что-то на редкость злое?

Детские страхи относятся к смешанной группе биологических (боли, наказания) и экзистенциальных (одиночества, смерти). Они развиваются у детей уже к 2-3 годам. Впоследствии ребенок может сам выдумывать чудовищ и бояться их, однако стимулом к этому почти всегда становятся монстры, «подаренные» родителями.

Страшно до смерти

Страх может привести к смерти — в основном из-за остановки сердца. Здоровому человеку вспышка внезапного страха практически ничем не грозит, однако известны случаи, когда люди с аритмией умирали во время землетрясений или катаний на «американских горках». Когда человеку страшно, в кровь выбрасывается мощная доза адреналина, напрягаются мышцы, учащается пульс — организм рефлекторно готовится к бою или бегству. Еще говорят, что у человека «кровь застыла в жилах». К сожалению, это не просто метафора. Исследования ученых из университета Бонна показали, что страх усиливает сворачиваемость крови и может провоцировать образование тромбов.

Красные клетки крови.

Изобретение монстров детьми почти всегда связано с некими вещами, в особенности новыми, незнакомыми. Это могут быть внешне безобидные «объекты медитации» — тень от шкафа или экзотическая маска на стене, глядя на которую, ребенок способен дофантазироваться до кровожадных рогато-зубастых тварей. Но чаще всего монстры живут в каком-либо месте дома — например, кухонном шкафу, где зияет тьма, и который, возможно, является дверью в другой мир.

К примеру, Джейн из книги П. Л. Трэверс «Мэри Поппинс» так загляделась на тарелку с нарисованными мальчиками, что попала в их измерение. Парни попытались похитить ее, однако Мэри Поппинс вернула замечтавшегося ребенка в реальность. История была бы обыденной, однако после этого на тарелке рядом с мальчиками появился шарф, оброненный Джейн во время того приключения.

Ребенка следует убедить в том, что большой монстр под кроватью не спрячется, а маленький не опасен.

Еще один прием: монстра можно напугать и прогнать.

Дети существуют в двух измерениях — видимом и фантастическом, не делая между ними особых различий. Главный «якорь» реальности — родители. Без взрослых дети чувствуют себя беззащитными, присутствие родителей удерживает их в реальности. Большинство контактов детей с монстрами происходит тет-а-тет, в отсутствие папы и мамы. Появление взрослого — к примеру, той же Мэри Поппинс, — быстро возвращает их в наш мир.

  • Психолог Джон Уотсон, автор эксперимента с Альбертом, стал популярным детским писателем и консультантом по рекламе.
  • Врачи утверждают, что переубедить ребенка в реальности чудовищ («монстров нет») невозможно. Напротив, следует реализовать страх — например, предложить ребенку нарисовать тревожащее его чудище.
  • По статистике, излюбленным местом обитания монстров являются хранилища или отверстия — шкафы, камины, антресоли, кладовки, пространства под столами и кроватями, унитазы, маленькие окна, чемоданы, пианино, пятна на стенах.
  • В переводе с сербского «Бука» означает «рев», «мычание».

Если верить Ролинг, ее боггарт — она сама, похороненная заживо.

В гостях у сказки

Пугать детей фразой «А вот сейчас тебя заберет дядя милиционер» нельзя. Имидж власти портится.

Увы, но русских народных монстров можно записывать в Красную книгу детских кошмаров. Современные сказки Диснея или разноцветные японские уродцы становятся популярнее русского фольклора. К тому же отредактированные русские сказки вовсе не так жестоки и страшны, как их оригиналы. Хотя иной раз и адаптации бывают, мягко говоря, жутковаты — взять к примеру хоррор про мужика, отрубившего ногу медведю. Тот сделал протез из липы и преследовал семью обидчика, изводя ее характерным скрипом искусственной ноги.

Классический «монстр» русских сказок — Баба Яга — вовсе не такой страшный, как хотелось бы родителям. Она, конечно, может забрать непослушного ребенка и съесть его, но Яга не слишком опасна. Ее можно перехитрить или договориться с ней, как это делали многочисленные Иваны-царевичи (и дураки).

К счастью, волков современные дети боятся мало. В сказках они бывают и добрыми, и глупыми. А в городах не водятся.

Добрая и одновременно злая хозяйка леса, оставшаяся в памяти народа как колдунья с помелом — образ слишком неоднозначный и сложный для детского бестиария. Злые ведьмы из западного фольклора подходят на роль «страшилок» гораздо лучше, однако ими детей «золотого миллиарда» уже давно не пугают.

Кощей (Кащей) также не страшен — хотя и бессмертен. Народ придумал его как царя-колдуна. Об этом свидетельствует имя дочери Кощея — Василисы (от греч. basilissa, царица). Его сила — в воде. Когда Иван дал выпить ему три ведра воды, злодей разорвал цепи. Его слабость — в игле, спрятанной в своеобразной биологической «матрешке». Страшен он может быть лишь внешне: тощий злой старик, склонный похищать людей. В наше неспокойное время такое можно считать мелким хулиганством, и дети отлично это знают.

Самый страшный русский сказочный зверь пришел из далекого прошлого. Серенький волчок из колыбельной — не добрый Волк, на котором скачет Иван-царевич, а дикий хищник, способный причинить конкретный физический вред: цапнуть за бочок. То есть укусить, что обычно подтверждается щипком от родителей. Образ волка смешивается с образом собаки, которая является для ребенка весьма актуальным страхом. Он много раз сталкивался с собаками, был облаян, возможно даже укушен. Этот страх легко дублируются из реальности в сказку.

Знакомьтесь: коза рогатая. Которая идет за малыми ребятами, чтобы их забодать.

Кинофобия (боязнь собак) более всего свойственна тем, у кого в детстве не было собаки, а также тем, кто был покусан или напуган чужим псом. Лучший способ уменьшить страх ребенка перед Сереньким волчком — купить ему щенка.

Напугать маленького неслуха можно и кошкой. Кот-Баюн обладает волшебным голосом и сидит на железном столбе, обессиливая путников. В более современной обработке он может внушить ребенку ночной кошмар. А менее известный Котонай из сказки Науменко ловит в реке русалок и угрожает выпустить их на того, кто не спит, чтобы они защекотали его до смерти.

Бесформенный монстр может быть даже страшнее конкретного зверя, ведь детское воображение нарисует его в самой страшной форме лучше любого сказочника. Главное оружие родителей в данном случае — аморфное Чудо-Юдо.

Изначально это был собирательный образ вражеской армии, нападающей на землю русскую. Таких монстров было трое (с 6, 9 и 12 головами), они имели змеиные черты, жили за рекой Смородиной через Калинов мост и ездили на черных конях в компании с волшебным вороном и псом. Однако ребенка не интересуют патриотические метафоры. Когда ему говорят, что его заберет Чудо-Юдо, он представляет себе кого угодно — от многоглавого змея до волосатой твари в шкафу.

Очень похожий монстр — Бука. Непонятно, что это такое, но звучит сердито. Есть где развернуться детской фантазии. В древности он жил под сараем и ухаживал за лошадьми. Теперь Бука крадет и ест непослушных детей, что делает его похожим на римских вампиров — ламий, питавшихся младенцами. Если ребенку читали Винни-Пуха, то в компанию к Буке добавляется еще и некая Бяка — тоже из чудищ, которых пытались поймать Винни и Пятачок.

Все реже на арену детских кошмаров выходит Бабай — то ли недобрый старичок (от тюркского «баба» — уважаемый пожилой человек), то ли нечто бесформенное, забирающее с собой капризных чад. Еще реже их пугают Домовым (живущим, в связи с отсутствием русской печи, за батареей) или Барабашкой — по сути, обычным полтергейстом, звучащим очень по-детски.

Раньше детей пугали холодом. У нас — Морозко, у скандинавов — Снежной королевой.

Число «действующих» русских народных монстров, специализирующихся на детях, невелико. Раньше их пугали «экологическими» чудовищами: лешим, великаном Верлиокой, русалками, шишиморой (кикиморой), овинником (полевым), банником, гуменником. Но в городах нет лесов или полей, а в естественных водоемах дети купаются слишком редко, чтобы можно было выработать страх перед олицетворениями сил природы.

Кошмары без границ

Главным страшилищем для детей на Западе по праву можно считать Бугимена (boogeyman, он же Жутяра) — молочного брата нашего Буки и Бабая, который отличается от них замашками маньяка и человеколюбием серийного убийцы.

Для детей он — воплощение абсолютного зла, как Сатана для взрослых. Совпадение в именах Буки и Бугимена не случайно. Эти названия произошли от международного детского междометия «бу», несущего неопределенно-отрицательную нагрузку (в английском языке оно трансформировалось в «пугалку» boo, у нас же первая буква отпала, поэтому детям делают «козу» и говорят: «уууу!»).

Прямой наследник Бугимена — Крипер (из кинофильма «Джиперс Криперс») и его актер Джонатан Брек.

Есть версия, что Бугимена привезли в Англию моряки. К югу от Сулавеси (Индонезия) когда-то орудовали буганские пираты, они же «буги». Европейские матросы возвращались домой со страшными рассказами о «людях буги» (boogeyman), однако это не объясняет, почему на протяжении нескольких тысяч лет немцы боялись бегге, скандинавы — пуки и буси, ирландцы — бокана или пууки, а русские — Буки.

Поведение Бугимена отличается от страны к стране. Он может царапаться ночью в окно, прятаться под кроватью, в шкафу. Он «дарит» детям бородавки, щекочет до смерти, душит и иным образом наказывает за ненадлежащее поведение.

Бу без границ

В Бразилии днем детям следует опасаться «человека с мешком» — субъекта вроде «Санта Клауса наоборот», собирающего непослушных детей в мешок на продажу. А если его удалось избежать днем, ночью приходил Бука по имени бичо папао и съедал шалопая. Похититель с мешком также живет в Болгарии (Торбалан), Чехии (бубак, не брезгует и взрослыми), на Гаити (великан Тонтон Макуле), в Индии (Бори Баба), на Шри-Ланке (Гони Билла). Но чаще всего он — тварь под кроватью (норвежский буси, греческий бабулас, испанский и латиноамериканский эль куко), а также Нечто в темноте: черный человек (Германия, Италия, Швеция) или буном (французская Канада).

Фестиваль гильдий (Цюрих), сжигание чучела снеговика Boog — швейцарского аналога Буки.

В литературе ужасов Бугимен увековечен одноименным рассказом Стивена Кинга, где Бука не ограничивался детской комнатой и мог маскироваться под живых людей. Кинокарьера Бугимена менее удачна — сюжеты двух фильмов 1980-х имеют в своей основе банальную «призрачную» подоплеку. В 2005 вышла картина Boogeyman, где Бугимен мог убивать даже взрослых и черпал силу в человеческой скотофобии*, а в 2008 — продолжение, в котором Бугимен расправлялся со своими жертвами «по мотивам» их фобий (черви под кожей, яды, тараканы и т. п.). Правда, финал ленты ставит крест на сверхъестественной природе злодея, так что сиквел можно считать простым триллером.

*Боязни темноты.

Рождение детских монстров («Корпорация монстров», 2001).

Паразитирование на человеческих страхах — очень популярный мотив в историях про Бугимена. В 2001 году на экраны вышел мультфильм Диснея «Корпорация монстров», описывающий параллельный мир бугименов, среди которых нет ни одного похожего друг на друга существа. Они живут в городе Монстрополисе и добывают электроэнергию из детского плача. Для этого им приходится путешествовать в мир людей и пугать малышей — при том, что сами монстры боятся детей до смерти.

В книгах Джоан Ролинг все гораздо менее радужно. Она позаимствовала боггартов — вредных домовых из английского фольклора — и превратила их в оборотней. Боггарты поттерианы любят темноту и питаются страхами людей. Они принимают форму того, чего вы боитесь. Реальный облик боггарта знают лишь немногие. Рекомендуется выходить на встречу с боггартом вдвоем, так как ему труднее будет выбрать чей-то страх для реализации. Победить боггарта можно с помощью заклинания ридикулус и мыслей о чем-то смешном.

Боггарт в облике Снейпа («Гарри Поттер и узник Азкабана»).

В Плоском мире Пратчетта бугимены имеют вполне конкретный облик волосатого гуманоида и называются страшилами. Эти существа весьма стеснительны и любят прятаться в шкафах, либо, на худой конец, позади вас. Они утверждают, что не хотят пугать детей, а, напротив, охраняют их от неприятностей. Разбушевавшегося страшилу легко успокоить, накрыв одеялом.

Близкое по духу к бугименам существо — Оно (одноименный роман Стивена Кинга и его экранизация 1990 года). Оно живет в ливневой канализации, принимает форму детских кошмаров, но любит показываться в облике клоуна Пеннивайза. Очевидно, что образ Оно апеллирует к кулрофобии* и сказкам про бугимена, однако на поверку злой клоун оказывается тварью из Макровселенной, прибывшей на Землю миллионы лет назад в виде метеорита.

*Боязни клоунов.

Довольно противоречивым детским пугалом является Песочный Человек. В традиционном представлении он — добрый персонаж, сыплющий детям песок в глазки, чтобы они скорее сомкнулись. В интерпретации Гофмана Песочный Человек стал злым Песочником, ассоциируемым с адвокатом Коппелиусом — высоким плечистым субъектом с большой головой, густыми бровями, крючковатым носом и кривым ртом.

Это такой злой человек, который приходит за детьми, когда они упрямятся и не хотят идти спать, он швыряет им в глаза пригоршню песку, так что они заливаются кровью и лезут на лоб, а потом кладет ребят в мешок и относит на Луну, на прокорм своим детушкам, что сидят там в гнезде, а клювы-то у них кривые, как у сов, и они выклевывают глаза непослушным человеческим детям.

Эрнст Теодор Амадей Гофман «Песочный человек»

Песочный человек по версии Нила Геймана (комиксы DC Comics).

У западных детей есть все причины бояться Песочного Человека, ведь в современной культуре он может быть кем угодно, но не претендентом на премию мира. Охотники за привидениями едва успели поймать Песочника, планировавшего усыпить все человечество на 500 лет (чтобы на Земле наступил мир), группа Metallica пела про чудовищ под кроватью (Enter Sandman), в 1994 Терри Пратчетт упомянул Песочника, который усыпляет людей очень оперативно — не вынимая песка из мешка*.

*То есть попросту ударяя их мешком по головам (роман «Роковая музыка»).

Детские монстры могут преследовать даже взрослых. В рассказе Роберта Шекли «Призрак 5» двое экологов исследовали тайну планеты Призрак 5 — истинно райского места, которое почему-то никто не мог колонизировать (люди начинали нести бред и умирали от очень странных ран). Выяснилось, что виной всему был растворенный в атмосфере газ лонгстед-42, вызывавший галлюцинации по мотивам детских страхов. Подобно ожогу от несуществующей сигареты во время гипноза, эти страхи могли причинять вред людям в реальном мире.

Главным героям пришлось столкнуться со своими детскими монстрами. Первым была брошенная на стуле одежда — ночью она ожила и попыталась задушить хозяина. Ее достаточно было расстрелять из бластера. Вторым был крокодилоголовый Хват — Раковая Шейка, угрожавший съесть вас под шоколадным соусом 1 числа каждого месяца (от него помогло вовремя вспомненное заветное слово). Третьим был тощий Тенепопятам, боявшийся выйти на свет (его расстреляли из водяного пистолета). Но самым страшным детским монстром оказался Ворчучелло:

На пороге незапертой каюты возник исполин, чья шкура была испещрена красными крапинками. Исполин был наделен неисчислимым множеством рук, ног, щупалец, когтей и клыков, да еще двумя крылышками в придачу. Страшилище медленно надвигалось, постанывая и бормоча что-то неодобрительное.

Кадр из фильма «Бугимен» (2005).

Столкнувшись с ним, герои воспользовались самым верным средством спасения от детских страхов — залезли с головой под одеяло. Так они стали невидимыми для Ворчучелла, а корабль благополучно вернулся домой на автопилоте.

Ужасный новый мир

Страх детей перед одним существом может распространиться на любых других животных и перерасти в неврозы более сложного порядка. В 1920 году доктор Джон Уотсон из университета Джонса Хопкинса провел эксперимент: 11-месячному Альберту дали белую лабораторную крысу, которую он вначале не боялся. Всякий раз, когда малыш прикасался к ней, ученый бил молотком по рельсе. От неприятного звука мальчик начинал плакать. Вскоре он стал боятся крысы. Однако и черный кролик, и сам Джон Уотсон, одетый в костюм Санта Клауса, вызывал у Альберта такой же испуг.

В романе Хаксли «Прекрасный новый мир» подобным образом людей отучали от книг, цветов и других «вредных» вещей.

***

С точки зрения педагогики, прививать детям страхи перед вымышленными чудовищами — даже хуже, чем бить их. Детские монстры гораздо опаснее «взрослых», ведь малыши верят в Буку под кроватью точно так же, как мы с вами верим, что наступит завтра. И в то же время у детей есть перед нами огромное преимущество. Они могут победить своих бугименов смехом или попросту переключить внимание на другое интересное занятие, ведь страх — это тоже своего рода развлечение. А нам приходится жить с тем, что есть.

Любите собирать кукол? Плюсы и минусы «кукольной зависимости»

Проблема неконтролируемой зависимости от коллекционирования игрушек, включая кукол, знакома многим. Если вы сами не коллекционер, вы вполне можете быть знакомы с людьми, которые, как одержимые, собирают кукол, Lego, Star Wars или что-то подобное. Всё это не имеет полезного назначения, разумный человек не стал бы это покупать. Коллекционирование абсурдно в том смысле, что у вас нет для этого места, вы не можете себе этого позволить, но не можете остановиться. Целью должно быть создание семьи и получение работы, которой вы довольны, а не сбор чего бы то ни было. Как же всё это понять?

Основные вопросы, которые стоит себе задать:

  • можете ли вы жить своей жизнью счастливо и собирать кукол, или хобби негативно влияет на вашу жизнь
  • хватает ли вам денег, чтобы платить по своим счетам и покупать необходимое, или вы тратите на хобби сверх всякой меры
  • можете ли вы позволить себе такие вещи, как отпуск, хотя бы небольшой, или экономите вообще на всём

Рациональный человек, который хочет комфортной жизни, не имеет этих вопросов, всё понятно само собой. Но нездоровая зависимость, когда вы тратите свои деньги на вещи, которые вам не нужны для жизни, является проблемой.

Люди одержимо собирают кукол по разным причинам. Иногда собирающий кажется здравомыслящим и разумным человеком во всех других отношениях. Иногда коллекционер может быть эксцентричным, а покупки — навязчивыми, ставящими под угрозу финансы семьи. Фанатиками Барби могут быть как женщины, так и мужчины. В своих кукольных сокровищницах могут выживать и наименее социализированные люди, но они также часто самые творческие. У мужчин их поклонение куклам принимает множество форм, от проблем с ориентацией до сверх-интереса ко всему женственному. Женщины же иногда находятся в противоположной крайности: кукольная любовь является средством побега в бесполый, детский мир, свободный от взрослых обязанностей и взрослых побуждений. Такая фэнтезийная жизнь отрезает от семьи и общества. Кто-то пытается заполнить некую дыру в жизни, но очень трудно понять, что это за дыра и как можно помочь решить проблему.

Хардкорные коллекционеры могут делать покупки, которые близки к тому, чтобы выходить из-под контроля, одевать и обувать «от кутюр» своих кукол, а не себя. Но такие люди либо одиноки по жизни в целом, либо просто ещё не успели обзавестись семьёй. Семья, у которой есть бюджет, должна его контролировать.

Barbie DC Comics Harley Quinn Fashion Pack.

Один из вариантов — ежемесячно выделять некоторую сумму «свободных денег», разделяя её поровну между всеми членами семьи, которую каждый может потратить, как считает нужным. Вероятно, некоторые из домочадцев будут потрясены вашими новыми куклами, на которые вы тратите эти деньги, а вы, возможно, будете в ужасе от их покупок лаков для ногтей или вещей в онлайн-игре. Однако не обсуждайте и не судите.

Эта договоренность возможна тогда, когда ни одна из ваших странных привычек расходов не мешает аренде, счетам, еде и сбережениям. Взрослый человек должен понимать, что находится на первом месте. Но если вы можете иметь бюджет, которого хватает на основное, то можете выделить немного денег на забавные вещи для каждого из вас.

Не каждый взрослый будет покупать для себя детские вещи, расставлять на рабочем столе фигурки любимых героев. Тем не менее, скажем со всей честностью, что это помогает обрести счастье и понять себя. Если вы перестаёте быть неконтролируемо одержимы коллекционированием, это позволяет вам «вырасти» в традиционном смысле этого слова.

Вопрос так или иначе всегда в бюджете, месте и времени, которое вы выделяете на хобби. Как только вы понимаете, как это контролировать, ваше коллекционирование может выйти на новый уровень. Куклы действительно доставляют огромную радость, особенно тогда, когда вы немного «отпускаете» своё хобби.

Порыв найти редкую фигурку или завершить определённую часть коллекции — этот порыв является совершенно реальным. И чрезвычайно мучительным. Тем не менее, вы можете быть счастливы и тогда, когда перестаёте пытаться собирать игрушки «по плану» и вместо этого покупаете случайные игрушки, которые поражают ваше воображение и дарят подлинную радость, а не «чувство выполненного долга». Тогда у вас нет стресса от охоты или постоянного разочарования, когда не находишь чего-то определённого. К тому же умение тратить свои деньги на хорошую еду и хорошую одежду может начать приносить гораздо больше удовольствия, чем игрушка, которую в конечном итоге вы просто куда-то ставите и начинаете искать следующую. Куклы становятся частью вашего мира, но, ели вы не фанатик и не хотите связать всю свою жизнь только с куклами (а не людьми), они должны перестать доминировать надо всем, а стать именно частью вашего мира.

Просто попробуйте понять, что ещё, помимо кукол, вас вдохновляет; это могут быть книги, краски, классная одежда. Или, может быть, вы найдёте в себе кулинара, и тогда сделаете счастливой всю свою семью? Настольные игры тоже могут помочь семье собраться вместе.

Говоря о хранении, есть один момент, который нам кажется наиболее полезным, чтобы перестать тратить все свои деньги на кукол и игрушки Star Wars (наши любимые) — это то, что после покупки мы отправляли их прямо в хранилище в шкафу. Мы тратили многие тысячи на предметы, которые сразу же убирали, потому что не имели возможности хоть как-то достойно их отобразить в ближайшем будущем. Потому что «достойно отобразить» для кукольной и другой коллекции означает выделить как минимум целую комнату и поставить стеллажи с освещением… это значит сделать из дома музей. Это было практически то же самое, что просто выбрасывать деньги и надеяться, что в какой-то момент это будет стоить того. Это было очень, очень глупо.

Если хобби на самом деле уже вызывает физическую проблему пространства, то это серьёзная проблема, которая затрагивает всех, кто живёт рядом. А если коллекционирование кукол и других игрушек приблизилось к тому моменту, когда это влияет на вашу способность покупать нормальную еду и одежду, то эта проблема определённо требует немедленного решения, и иногда стоит даже поговорить с профессионалом. Лицензированный медицинский работник, хороший психолог, будет знать гораздо лучше, как и куда направить вас, чтобы помочь правильно расставить приоритеты.

Это совершенно точно возможно для коллекционеров и не коллекционеров — жить вместе счастливо в гармонии в семье, здесь есть место компромиссу. Главное — убедиться, что вы нашли решение, с которым счастливы все члены семьи. Это иногда немного подвиг, но все мы — герои в этом мире.

11-6-2014 17:46 вот попалась интересная статейка в интернете. Пусть простит модератор, за то, что не совсем в тему оружия, но все-таки в тему

В психоанализе стремление к собирательству получает выдающееся значение. «Страсть коллекционирования часто представляет собою прямой суррогат сексуального влечения. В этом случае тонкий символизм часто скрывается за выбором объектов собирательства» (Карл Абрахам). В психоанализе существует убеждение, что желание обладать и контролировать отражает также ранние (оральную и анальную) фазы развития сексуального влечения. В оральной стадии главное — это мотив приобретения, а в анальной — мотив сохранения Психиатрический словарь R. J. Campbell

Фрейд Стремление к обладанию, столь характерное для «анальной» любви, очень ясно проявляется в феномене коллекционирования. Объекты коллекционирования символически ассоциируются с экскрементами». Упрямое дитя, которое стремится накапливать экскременты и отказывается идти на горшочек (до поры до времени), неужели это и впрямь — прообраз собирателя-интеллектуала, для которого коллекция — ступенька к научному исследованию, теоретическому обобщению

Еврейский философ и психолог ХХ века Мартин Бубер писал о том, что человек способен относиться к неодушевленному предмету как к одушевленному и вести с ним диалог по принципу «Я-Ты». В то же время, к человеку человек может относиться как к вещи — «Я-Оно». Коллекционер явно устанавливает личные отношения с предметами своей страсти. И, увы, случается, что близкие люди превращаются в «Оно», стоящее между коллекционером и коллекцией. И люди, к которым относятся как к чему-то бездушному, могут действительно превратиться в предметы — острые, опасные. Бывает так, что в семьях коллекционеров происходят трагедии в стиле «Скупого рыцаря»

Андрей Евгеньевич Личко, много занимавшийся проблемами подростков, обратил внимание на то, что в переходном возрасте все люди являются коллекционерами. Он описал «хобби-реакцию», которая выполняет различные функции. У людей с истероидной психикой коллекция служит способом привлечь к себе внимание, оказаться в центре событий. У педантов коллекция отражает страсть к упорядочиванию. У шизоидов коллекция — путь к бегству от реальности…

Другой великий психолог Эрих Фромм считал коллекционирование чуть ли не признаком «некрофилии» — любви к неодушевленному. Но здесь есть неточность. Обмен веществ — основной признак жизни. То же — и с обменом вещей. В общем-то, ненужных вещей. Ведь круг собирателей и продавцов антиквариата во всем мире довольно незначителен. Лозунг современного общества «Самый новый — самый лучший». Вещи устаревают морально до того, как выходят из строя.
Интересные мысли о психологической природе коллекционирования высказывал академик И.П. Павлов в докладе, прочитанном на Третьем съезде экспериментальной педагогики в Петрограде 2 января 1916 г. Известный ученый говорил: «беря коллекционерство во всем объеме, нельзя быть не пораженным тем фактом, что со страстью коллекционируются часто совершенно пустые, ничтожные вещи, которые не представляют решительно никакой ценности ни с какой точки зрения, кроме единственной, коллекционерской, как пункт влечения. А рядом с ничтожностью цели, всякий знает ту энергию, то безграничное подчас самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Сопоставляя все это, необходимо придти к заключению, что это есть темное, нервное, неодолимое влечение, инстинкт или рефлекс. Всякий коллекционер, захваченный его влечением и вместе с тем не потерявший способности наблюдать за собой, сознает отчетливо, что его также непосредственно влечет к следующему номеру его коллекции, как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи…»

Особым видом коллекционеров, с точки зрения психологии, являются так называемые «результатники», стремящиеся в каждом деле дойти до финальной точки. Эти люди в сборе коллекций ориентированы на собирание полных завершенных серий чего бы то ни было. Эти люди обычно выбирают предметом собирания те вещи, которые могут быть чем-либо ограничены. И последняя тенденция издания партворков, ограниченных количеством выпусков, является идеальным вариантом для «результатников». Другим видом коллекционеров являются «процессники». Как видно из названия, они увлечены самим процессом, который захватывает их с головой. Эти люди способны собирать все что угодно и каждый новый экземпляр коллекции приносит им счастье. Хотя в этом случае порой процесс охоты за предметами для коллекции бывает зачастую важнее самого приобретения этого предмета.

В Сент-Джозефе (Миссури) находится Психиатрический музей Глора. В конце шестидесятых годов прошлого столетия сотрудник психиатрической лечебницы Джордж Глор стал собирать устаревшие медицинские инструменты, когда-либо употреблявшиеся во врачебной практике. В настоящее время в музейном фонде находится немало «шедевров», созданных душевнобольными, а также устрашающая коллекция старинных приспособлений, призванных «облегчить» страдания «скорбных главою». Самые старые экспонаты датируются шестнадцатым веком от рождества Христова.
Ну как тут не вспомнить классику: из классики коллекционирования: «С годами жизнь Ипполита Матвеевича заметно менялась. Он рано и красиво поседел. У него появились маленькие привычки. Просыпаясь по утрам, он говорил себе: «Гутен морген» или «Бонжур». Его одолевали детские страсти. Он начал собирать земские марки, ухлопал на это большие деньги, скоро оказался владельцем лучшей коллекции в России и завел оживленную переписку с англичанином Энфильдом, обладавшим самой полной коллекцией русских земских марок. Превосходство англичанина в области коллекционирования марок подобного рода сильно волновало Ипполита Матвеевича. Положение предводителя и большие связи помогли ему в деле одоления коварного врага из Глазго. Ипполит Матвеевич подбил председателя земской управы на выпуск новых марок Старгородского губернского земства, чего уже не было лет десять. Председатель управы, смешливый старик, введенный Ипполитом Матвеевичем в суть дела, долго хохотал и согласился на предложение Воробьянинова. Новые марки были выпущены в количестве двух экземпляров и включены в каталог за 1912 год. Клише Воробьянинов собственноручно разбил молотком. Через три месяца Ипполит Матвеевич получил от Энфильда учтивое письмо, в котором англичанин просил продать ему одну из этих редчайших марок по цене, какую будет угодно назначить мистеру Воробьянинову. От радости на глазах у мистера Воробьянинова даже выступили слезы. Он немедленно сел писать ответное письмо мистеру Энфильду. В письме он написал латинскими буквами: «Nacosia – vicousi!». После этого деловая связь с мистером Энфильдом навсегда прекратилась и удовлетворенная страсть Ипполита Матвеевича к маркам значительно ослабела.»

С точки зрения психологии вопрос о коллекционерской зависимости можно скоррелировать с учениями Зигмунда Фрейда, а именно с сублимацией, описанной им в лекциях «Введение в психоанализ». Сублимация — это эффективная защитная реакция организма, направленная на высвобождение излишков сексуальной энергии и перенаправление её в более мирное русло, такое как коллекционирование или любое другое искусство и творчество. Логически поразмыслив можно понять, почему же у одних людей тяга к коллекционированию сильнее, чем у других. Утрированный вывод достаточно прост для понимания: «Больше энергии — сильнее тяга». Фрейд не ограничивался только сублимацией как таковой, он рассматривал её в комплексе с другими факторами и явлениями. Например, он говорил о том, что существуют основополагающие принципы, заложенные в нашу психику (повторения, нирваны, постоянства). Принципы, в совокупности с сублимацией, снижают сексуальную нагрузку на нашу психику, т.е. укрепляют тягу к коллекционированию.

Жан Бодрийар, в отличие от Зигмунда Фрейда, подошёл к явлению коллекционирования не только с точки зрения сублимации, а более развернуто и обширно. Он разделил сущность предмета и его функцию. По его словам, у каждой вещи имеются две основных функции — быть используемой или обладаемой. Представленные функции взаимоисключающие, а тотальное доминирование одной из них над другой даёт в результате изменение статуса предмета. Несколько примеров, чтобы лучше разобраться: Возьмём за пример автомобиль «Hummer 3» — он обладает функцией, так? Но, разве его хозяин покупал его только в качестве автомобиля? Нет, этот авто поднимает социальный статус владельца и ещё большой вопрос в том, для какой цели он покупался в первую очередь. Второй пример — масштабные модели автомобилей. Они не имеют никакой функции и не могут служить в качестве средства, зато обладают субъективным статусом и пригодны для коллекционирования. В словах Ж. Бодрийара есть ещё несколько интересных моментов, которые мне бы хотелось озвучить, потому как они невероятно точны в формулировках. В виду того, что тематика блога очень конкретная, то и приводить формулировки я буду относительно моделей автомобилей — чего нам по древу-то растекаться. Итак, первый момент. После того, как какая-то конкретная вещь ассоциируется с коллекционированием, то она становится равноценна всем другим коллекционным вещам. Таким образом, если мы считаем коллекционные модели предметом нашего коллекционирования, то мы стремимся сделать нашу коллекцию большой и пополнить её другими коллекционными моделями. Мы знаем, что хотим собрать много интересных нам моделей, а ещё лучше — все возможные. Это совершенно нормальное явление, которое приносит нам радость и разочарование одновременно. Радость — от факта обладания тем, что хотели, а разочарование — от невозможности иметь всё и сразу. Второй момент. Коллекционирование — не фетишизм. Я опущу рассуждения автора о сексуальной составляющей коллекционирования (очень близко к Фрейду, но с некоторыми оговорками), сконцентрировавшись на сухом остатке. Предмет коллекционирования — предмет любви и страсти. Сам автор говорит так: «Я без ума от этой вещи», — говорят коллекционеры, и все они без исключения, даже при отсутствии фетишистской перверсии, окружают свою коллекцию атмосферой скрытности, затворничества, таинственности и лживости, где проступают все характерные черты запретных отношений. От части соглашусь с автором, но он в данном случае слишком категоричен в суждениях. Например, форумы, на которых коллекционеры выкладывают фотографии своих сокровищ — налицо противоречие с утверждением о скрытности и таинственности. Однако, не стоит забывать о том, как неохотно многие раскрывают свои «злачные места», в которых делают покупки — тут автор прав на 100%. Третий момент. Нет любителей и коллекционеров как иерархии — это сильно надумано. С точки зрения Ж. Бодрийара, все склонные к коллекционированию люди имеют одну и ту же мотивацию. Разделяющим барьером является уровень фанатизма, основанного на желании иметь любые коллекционные предметы по тематике («Любитель» , или придерживаться какого-то одного направления («Коллекционер» . Четвертый момент. При общении с людьми всегда имеется подсознательный страх. Общение с предметами, читай коллекционирование, напротив, даёт человеку спокойствие. Именно поэтому так сильна привязанность к нашим коллекциям, а вовсе не потому, что мы с таким трудом скопили нужную сумму, долго искали модель, купили её и с трепетом ждали несколько недель.

Душевное равновесие коллекционера Предметы коллекционирования, очень близки нам, с ними всегда комфортно, интересно и спокойно. Мы можем часами рассказывать о них, подолгу любоваться ими. Почему так происходит, из-за чего нас так тянет к ним? Обратимся к Жану Бодрийару, что он думает на этот счет: Вещь в буквальном смысле превращается в зеркало: отражаемые в нем образы могут лишь сменять друг друга, не вступая в противоречие. Причем это безупречное зеркало, так как отражается в нем не реальный, а желанный образ. Одним словом, собака, от которой осталась одна лишь верность. Я могу смотреть на нее, а она на меня не смотрит. Вот почему вещи получают всю ту нагрузку, что не удалось поместить в отношения с людьми. Вот почему человек столь охотно идет на регрессию, «отрешаясь» от мира в своих вещах. Эта отрешенность есть регрессия, эта страсть есть страсть к бегству. На мой взгляд автор предоставляет нам готовый ответ, заключающийся в том, что коллекционер вкладывает душу в свою коллекцию — она становится нам ближе друзей, потому как с ней не бывает конфликтов, она услаждают наш взор и ничего не требуют взамен.

Неожиданные результаты получили испанские ученые, изучавшие женские хобби. Так для женщины страстное увлечение собиранием каких либо предметов, будь то фарфоровые куклы или же драгоценности может обернуться серьезнейшим психическим расстройством. Хотя так бывает далеко не всегда. Конечно, коллекционирование способно содействовать в развитии терпения, настойчивости, целеустремленности, но вот если увлеченность выходит из-под контроля, то она в считанное время способна перейти к страшнейшим формам – неврозам навязчивых состояний. К тому же, как отмечают психологи, что женщинам, увлеченным коллекционированием присуще одни и те же черты характера. Так, женщины-коллекционеры отличаются дотошностью, перфекционизмом, педантичностью и порядку во всем. В сочетании с эмоциональными расстройствами, низкой самооценкой и социальными проблемами все это может привести к серьезным психологическим проблемам. Но в то же время в отдельные минуты коллекция может с легкостью стать источником спокойствия для увлеченной женщины.

Признайтесь, в детстве вы мечтали, чтобы ваши куклы/мягкие игрушки/машинки/солдатики и прочие игрушки ожили? Вы представляли, как проснетесь среди ночи, а вокруг, как в «Щелкунчике», все игрушки ожили и происходит нечто невероятное?
Ну ладно, много оживших игрушек — это шум и гам. Ну, хотя бы одна пусть оживет, а? Или будет волшебной с тайнами?
Представьте себе, такие куклы есть! Только вот большой радости своим владельцам они не принесли. А некоторые из них были весьма опасны!
1. Джоли

Кукла Джоли и связанное с нею проклятье больше столетия передавались от одного поколения девочек к другому внутри одной семьи. Зачем родители отдавали проклятую игрушку собственным детям? Все просто. Они верили, что внутри куклы заключены души тех, кого они любили.
У каждой дочери рождается двое детей — мальчик и девочка, и каждый раз мальчик таинственным образом умирает на третий день жизни. Девочке отдают куклу, в которой, по мнению родственников, живет душа ее брата и души всех покойных мужчин предыдущих поколений.
Сейчас кукла принадлежит Анне, ей рассказали, что проклятую куклу много лет назад подарил ее прабабушке мстительный бывший возлюбленный, с тех пор она забирает жизни мальчиков этой семьи. По словам Анны, она не раз слышала по ночам детский смех и крики и не сомневается в том, что в кукле живут души мальчиков, которых та не хочет отпустить.
2. Окику
Эта кукла с необычайно длинными волосами находится в одном из храмов японского города Ивамидзама. Согласно легенде, в 1918 году, когда куклу первоначально подарили девочке по имени Окику, ее волосы были гораздо короче. Через год девочка трагически погибла, и кукла стала центральным предметом гробницы, которую соорудили родители в память о своей дочери.
Именно тогда волосы куклы стали расти. Родственники не сомневались: это дух девочки поселился внутри любимой куклы и делает так, что ее волосы постоянно растут. В 1938 году куклу отдали в храм, где она находится и по сей день.
Волосы подстригали несколько раз, но те неизменно отрастают. Исследования подтвердили, волосы Окику – человеческие.
3. Кукла вуду
Причины, по которым люди покупают этот предмет, представляют собой еще большую тайну, чем сама кукла. Но однажды ее владелицей стала женщина из Техаса. Эту куклу вуду изготовили в Новом Орлеане и продали на аукционе eBay.
Кукла продавалась вместе с инструкцией, которую женщина вскоре нарушила. Кстати, именно так и начинаются многие истории о привидениях.
Она вытащила куклу из серебряного ящика (чего делать было категорически нельзя), после чего стала рассказывать о том, что малышка преследовала ее во сне, издавала странные звуки, стучала и даже нападала на нее. Она никогда не видела, чтобы кукла что-нибудь делала, но много раз просыпалась от таинственных скрипов и вздохов.
Женщина разместила предложение о продаже игрушки на eBay, но когда куклу все-таки купили, та снова оказалась у ее порога, и несчастной владелице пришлось отправлять ее покупателю дважды.
4. Роберт
Этот знаменитый малыш стал прототипом Чаки в «Детских играх». Изначально Роберт принадлежал Роберту Юджину Отто из Флориды. Мальчик дал кукле свое имя и повсюду таскал ее за собой, разговаривая с ней, как с живой.
В доме разбивались и пропадали вещи, а все объяснения мальчика сводились только к одной фразе: «Это сделал Роберт!»
В конце концов, Юджин стал бояться своего друга. Родители тоже не на шутку перепугались, когда стали слышать голос, вовсе не похожий на голос их сына, который доносился из-под двери его спальни.
Гости рассказывали о том, что слышали голоса, исходившие из пустой комнаты, где был заперт Роберт, а дети признавались, что видели с улицы, как тот двигался вдоль окна. С 1994 года Роберт находится в «Музее Ист-Мартелло», причем сотрудники музея сообщают, что выходки с его стороны продолжаются.
Они слышат смех, периодически пропадают вещи, а теперь, когда Роберт стал экспонатом музея, каждый, кто рискнет сфотографировать куклу без ее разрешения, гарантированно получает разбитый фотоаппарат. Кроме того, такого человека будут преследовать неприятности, пока он не придет и не извинится перед Робертом.
5. Проклятый Гарольд
Гарольд считается первой проклятой куклой, которую удалось продать на eBay. Предложение вместе с подробным описанием таинственной истории куклы было размещено в 2003 году Грегом Мишкой и быстро обрело популярность.
По словам Мишки, его преследовали неудачи с того самого дня, как он купил куклу на блошином рынке во Флориде. У него умер кот, ушла девушка, а сам он внезапно стал мучиться хроническими мигренями. Гарольда купили за 300 долларов, но уже год спустя снова выставили на продажу, потому что, по словам новой владелицы, он был проклят.
Гарольда демонстрировали на шоу паранормальных явлений и долгие годы обвиняли в разных странных происшествиях. Здоровый, казалось бы, мужчина внезапно умер от опухоли мозга после месячного «общения» с Гарольдом.
Другой мужчина погиб, упав с лестницы, также после месяца, проведенного рядом с Гарольдом. Нынешняя владелица куклы утверждает, что слышит угрожающий мужской голос, исходящий от куклы.
Сегодня Мишка признался, что придумал историю Гарольда, чтобы заработать денег на eBay, но против трагедий, окружающих куклу, ничего не попишешь. Совпадения? Самовнушение? Или, может быть, Гарольд все-таки проклят.
6. Пупа
Прототипом Пупы в 20-х гг. прошлого века стала ее маленькая владелица. Считается, что маленькая итальянская девочка даже отдала кукле часть собственных волос. В те времена это была не редкость.
По словам девочки, кукла с ней говорила, но это списывали на детскую фантазию и впечатлительность. Однако после смерти хозяйки в 2005 году куклу поместили в музей. Сотрудники признаются, что видели, как Пупа разгуливала у себя за стеклом, меняла положение и даже выражение лица.
Родственники утверждают, что видели слова «Пупа ненавидит», написанные детским почерком на внутренней стороне запотевшего стекла ящика. Кроме того, иногда им слышался стук, как будто кукла хотела, чтобы ее выпустили из заточения.
7. Несчастная Мэнди
Фарфоровая кукла, известная под именем Мэнди, была изготовлена в начале ХХ века и буквально свела с ума своих владельцев. Ночами она ужасно кричала, парила по дому и распахивала настежь окна. В результате в 1991 году семья отдала куклу в музей.
Его сотрудники рассказывали, что слышали шаги Мэнди в комнате, в которой та была заперта. Мэнди обвиняют и в воровстве, ведь персонал музея неоднократно жаловался на пропавший обед и переставленные вещи.
Многие посетители сетовали на неполадки в работе фотоаппаратов при любой попытке сфотографировать Мэнди. А любая попытка поместить Мэнди в один ящик с другой куклой заканчивается тем, что последняя оказывается лежащей на полу или попросту сломанной. Очевидно, Мэнди не любит делиться.
8. Кукла без лица
Эта тряпичная кукла — настоящий источник кошмаров. По словам нынешнего владельца, ее нашли замурованной в стене одного из коттеджей в Котсворте. Коттедж был заброшен, его прежние владельцы оставили после себя даже мумифицированного кота.
Хотя у куклы нет лица, очевидцы рассказывают о том, что каждый раз облик ее меняется. Неужели в ней живут разные привидения или, может, один умный дух, который показывает людям то, что, по его мнению, им хочется видеть, чтобы таким образом проникнуть в их жизнь?
9. Проклятая цыганская кукла Летта
Кэрри Уолтон с детства боялся заброшенного здания в своем родном городе. В 1972 году, когда мужчина вернулся домой, в Австралию, на похороны бабушки, он решил раз и навсегда побороть сидевший в нем ужас. Под крыльцом дома Кэрри нашел старую марионетку.
Вместо того чтобы распрощаться со своими детскими страхами и спокойно жить дальше, он смахнул с нее пыль и забрал с собой. По словам музейных работников, кукле было порядка 200 лет, а медиум рассказал Кэрри, что ее сделал один румынский цыган. Его сын утонул, и он использовал марионетку в качестве вместилища для души ребенка.
Цыганский мальчик поселился в кукле, которую впоследствии назвали Летта (от англ. «let me out»). Кроме того, медиум заверил Уолтона в том, что тот никогда не сможет расстаться с Леттой и, если это вдруг когда-нибудь и случится, то на Уолтона тут же обрушатся неприятности.
Говорят, Летта самостоятельно двигается, реагирует на прикосновения и вызывает у людей сильные эмоциональные реакции, зачастую вгоняя их в грусть и депрессию. Одна женщина даже расплакалась, стоило ей взглянуть на цыганскую куклу.
10. Самсон
Самсона называют «маленьким чудовищем», которое обожает «бить по ногам и ставить подножки». Его сегодняшний владелец, а точнее сказать, продавец, хочет избавиться от куклы, потому что Самсон ведет себя как «ревнивец и собственник», который постоянно шепчет, что «хочет играть».
Кроме того, продавец заявляет, что Самсон сделал так, что у него в глазу лопнул сосуд, и что кукла обладает способностью изменять температуру и уровень статического электричества в воздухе.
Самсону также нравится оставлять черные пятна сажи на стенах, включать телевизор посреди ночи и разбрасывать черные перья по всему дому. Медиум рассказал о том, что в кукле живет дух мальчика, который был жестоко убит.
11. Аннабель
Несомненно, Аннабель можно назвать самой знаменитой проклятой куклой. А все благодаря голливудскому фильму ужасов с одноименным названием. У настоящей Аннабель вид вовсе не такой зловещий, как на экране. Обычная тряпичная кукла.
Но внешность бывает обманчива. Аннабель очень привязалась к двум соседкам по комнате, Донне и Энджи, и в прямом смысле напала на их друга, Лу.
Сначала Аннабель просто медленно перемещалась по комнате, и Донна не придала этому особого значения. Потом женщины стали находить странные записки со словами «Помоги Лу» и «Помоги нам», написанные детским почерком.
Тогда они обратились к медиуму, который рассказал им о том, что в кукле живет дух маленькой девочки и им нечего бояться. Пожалев девочку, женщины разрешили духу остаться жить с ними. Вскоре они об этом горько пожалели. Передвижения и звуки стали чаще и интенсивней, а подруг начали мучить кошмары.
Иногда у них ночевал их друг, Лу. Каждый раз, оставаясь спать у подруг, он жаловался на ночные кошмары и сонный паралич. Однажды ночью на его груди появилось семь следов от когтей.
Тогда к расследованию происходящего привлекли известных в то время медиумов Эда и Лоррэн Уоррен. Оказалось, первого медиума провели. В кукле жила вовсе не маленькая девочка, а демон, который притворялся ребенком, чтобы вызвать сочувствие. Эд и Лоррэн забрали Аннабель и заперли в стеклянном ящике в музее оккультизма, где та находится и по сей день.
Источник
Вот интересно, если все эти куклы такие страшные и опасные, зачем их хранят? Не проще ли уничтожить?

Каких кукол обычно мы видим в магазине? Красивых. Но все настолько похожи друг на друга, что не вызывают интереса.
Но есть и другие куклы – они вызывают страх и одновременно любопытство, их хочется поближе рассмотреть…
Навряд ли можно найти такие куклы в российских магазинах, а вот сделать на заказ или заказать на специальном сайте вполне можно.
Куклы из этой подборки странные, хотя предназначены для детских игр. Но даже взрослый не осмелится хранить одну из этих кукол у себя дома, не то чтобы покупать для своих детей…

10. Marybel – кукла-пациент

Эту куклу выпустили в продажу в 1959 году в США. Ее название полностью оправдывает себя – Marybel продается в упаковке, которая вмещает в себя, кроме самой куклы, необходимый медицинский инвентарь для выздоровления.

В комплект входят: гипсы, бандаж, еще тут лежит бинт и лейкопластырь, и даже костыли. В коробочке можно увидеть еще тапочки!

То есть ребенок может обмотать куклу бинтами, на руку надеть костыль, а когда решит, что кукла уже выздоровела – снимет с нее медицинские приспособления. Готово! Кукла выздоровела.

9. Mattel Saucy Doll

В 1972 году в США появилась удивительная кукла. Ее особенностью является корчение рожицы (6 положений мимики, превосходно работающий механизм).

Для того, чтобы очаровательная кукла состроила рожицу, нужно опустить ее левую ручку и водить ею вперед-назад, и когда звучит щелчок – мимика в этот момент меняется. Ее рост – 40 см, и в продаже куклу можно увидеть в Америке очень редко.

Отличная идея для маленьких детей – иногда им не с кем поиграть, а когда рядом есть такая куколка – проблема решается!

8. Безымянная кукла

Довольно интересная кукла была создана компанией Hasbro в 1965 году (годами ранее, в 1959 была выпущена Барби – девушка, которую окружает роскошная жизнь и у нее есть все, о чем только можно мечтать), являющейся контрастом безымянной куклы.

Целью проекта было завоевать сердце юных девочек и привлечь заинтересованных покупателей к необычной кукле. У нее нет всего того, чем обладает красивая Барби – машины последней марки, шкафов, набитых лучшей одеждой, роскошного домика.

Наоборот – кукла от Hasbro далека от всего этого… На ней скромная одежда, у нее нет обуви и бедняжка протягивает свою руку… так, будто просит милостыню у прохожих.

7. Кукла-ребенок, рожденный раньше срока

Кукла выглядит настолько реалистично, что издалека ее можно спутать с настоящим болезненным ребенком.

К телу малыша подключены медицинские трубки, и выглядит кукла так, будто бы безнадежно больна. Производители объясняют создание этой куклы так: родители, которые потеряли своего ребенка, не всегда могут смириться со своей утратой, а эта кукла поможет им справиться с горем.

Чтобы не забывать своего умершего младенца, некоторые семьи покупают для себя эту печальную куклу.

4. Cecilia – кукла-призрак

Кукла, обещающая навести страх на всех жителей дома! Ее художник по имени Шейн Эрин благодаря своим куклам проявляет свой художественный талант. Он не только создатель призрака, но также и других кукол: например, скелетов и разнообразных монстров.
Сложно представить, кто захочет принести такую пугающую куколку к себе домой… однако находятся и такие люди.

Многие из его произведений можно увидеть в галерее, и за их приобретение отдают большие деньги. Творения мастера Шейна – это вызов устоявшимся стереотипам.

5. Барби Michonne

Все привыкли, что Барби – это женственная милая юная девушка с белыми волосами и бледной кожей, кукле хочется подражать.
Но для современных девочек такие вещи становятся менее актуальными. Для них важнее развитие собственных способностей, а не роскошные вещи или погоня за красотой.

Пиви Паркер взял за основу создания куклы Michonne одну из серий «Ходячих мертвецов», как символ другой женственности, включающей в себя жестокость и мужественность. Она не боится испытаний и будто бы говорит миру: «Я женщина, но при этом, сильная!»

4. Кукла «Я хочу кушать — покорми»

Если вы бесстрашны, то обязательно посетите сайт Susans Custom Creepy Dolls. Кроме того, что все вам покажется довольно странным, так еще и по ночам могут преследовать кошмары…

Этот сайт специфичен, его владелица – это женщина-таксидермист, которая ушла на пенсию, оставив свое похоронное бюро. Ее желанием стало создавать жуткие скульптуры из чучела животных, делая каждую куклу особенной и, конечно же, внушающий ужас и озноб…

Если хочется приобрести коллекционную пугающую куклу, то ее услуги в этом помогут. Кроме этого, женщина создает персонализированные подарки.

3. Младенец Скаллион

Кукла напоминает готический ужас… Похоже, что у нее ободраны коленки и руки… но помимо этого, Skullion – это симбиоз куклы и черепа овцы! Навряд ли получится хорошо заснуть, если в доме будет находиться такая кукла. Даже если удастся – она, скорее всего, приснится…

Кроме ее пугающего вида, кажется, что кукла способна принести несчастья всем домочадцам. Но это все предрассудки. Кому-то она может показаться даже очень милой… И коллекционер странных вещей с радостью бы пополнил свою коллекцию куколкой Скаллион.

2. Norman and Marion

Если вы являетесь поклонником гениального кинорежиссера Альфреда Хичкока и смотрели его черно-белый психологический триллер «Психо», то наверняка сможете по достоинству оценить куклы Норман и Мэрион.

Монохромная съемка сделала киноленту еще более ужасающей, и, кстати, куклы тоже изготовлены в черно-белом цвете, что необычно. Так они еще больше вызывают к себе интерес и не могут остаться незамеченными коллекционерами и любителями жутких вещей.

1. Куклы в стиле «Сумерки»

О «Сумерках» слышали все, но не все смотрели. Поклонникам мистического фэнтези предлагается приобрести куклу малыша-вампира, но вот на ее покупку придется раскошелиться. Только одна такая куколка с бледной кожей и клыками обойдется в $650 (это примерно 43 000 рублей).

Поклонники фильма, может быть, отдали бы за куклу и больше… Но большинство родителей, скорее всего, откажется от покупки устрашающей куклы, а предпочтут выбрать одну из мягких игрушек, помогающей своему ребенку заснуть.