Какая роль отводилась в общине священнику

Деятельность приходского священника

Священник – руководитель и врач душ целого прихода. Приход -его дети. На будущем Суде Господнем он обязан будет явиться с паствой своей. И блажен он, если сможет сказать: «Се аз и дети мои». Не расхитил их волк, не украл их души диавол. И горе ему, если растеряет он овец своих. Великое ответственное служение. «Люди священство считают служением маловажным и обыкновенным», но оно «дорого ценится Христом», говорит Златоуст. Великой «чести удостоила священников благодать Духа… Люди, живущие на земле, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам» (О священстве. Златоуст. Слово II и III). Но какими средствами может священник подчинить своему влиянию приход, как он может добиться, чтобы его слову внимали и шли за ним, как за пастырем, к вечному спасению.

Само собою разумеется, нужно, чтобы сам священник горел верой и желанием спасения. Только горящий может вложить огонь в иные души. Нужна личная святость пастыря (в меру сил человеческих); скажем умереннее – личное стремление пастыря к тому, чтобы вырасти духом в «мужа совершенна». Тот, кто молится за всю вселенную и умилостивляет Бога за грехи всех, тот каким сам должен быть? Он должен во всем превосходить всех, за кого молится. «Подумай, – говорит Златоуст, – какими должны быть руки, совершающие эту службу, каким должен быть язык, произносящий такие слова, кого чище и святее должна быть душа, приемлющая такую благодать Духа (О священстве. Златоуст. Слово VI). Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда не оставлял его Дух Святый и чтобы он мог сказать: Живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал.2:20). «Душа священника должна со всех сторон блистать красотою, дабы она могла и радовать и просвещать души взирающих на него». «Он должен охранять душу свою от всякой нечистоты и соблюдать неповрежденную духовную красоту» (Там же).

Но это требование от пастыря так явно и очевидно, что нет нужды долго останавливаться на нем. Поговорим о иных свойствах пастыря, какими дополняется сила, влияние христиански настроенной души.

Задача пастыря – врачевание душ. Но чтобы врачевать души, нужно знать их болезнь. Посему пастырь должен изучить своих пасомых, их болезни и нужды. Он должен знать каждую душу, так как иначе он будет врачевать не по болезни. Дело врачевания – трудное дело. Есть два рода пастырей, которых хвалят сыны человеческие. Одни умеют ладить со всеми, со всеми в мире. По-видимому, это истинные миротворцы. Но когда присматриваешься к жизни прихода, то спрашиваешь себя с недоумением: не лжепророк ли этот священник вроде тех лжепророков Израиля, которые говорили «мир, мир», а мира нет. Многое есть в приходе, что должно бы вызвать работу пастыря-пророка, иногда обличителя, иногда устроителя, и этой работы нет. Пастырь, видно, ищет мира и тишины за счет дела устроения прихода и душ чад своих.

В другом месте пастыря называют ревностным слугой Божиим, обличителем, Нафаном, не зрящим на лица и звания. Но, к удивлению, и здесь в приходе не множится порядок и жизнь христианская, а, наоборот, уменьшается, смущается раздорами и распрями. Почему это?

А потому, что для того, чтобы священник имел истинное благостное влияние на приход, ему нужна не одна пастырская дерзновенность, но и мудрость, не одно миролюбие, но и любовь к совершенствованию чад своих.

Священник должен быть мудр. Внимательно со всех сторон наблюдает он состояние души своих пасомых с разнообразными свойствами их личности и различными состояниями их духовной жизни, требующими от священника тщательности. И врачевание должно сообразоваться с расположением грешников. Осторожно и умело пастырь пользуется теми немногими средствами, которые имеет он в своем распоряжении. По представлению Григория Великого, тот из пастырей враг Искупителя, кто домогается не столько заслужить любовь Его или исполнить свой долг, сколько восхитить у пасомых привязанность и расположение к себе. Не может быть и истинным другом и отцом для своих пасомых, отвечающих своему званию, тот слабый пастырь, который, «опасаясь потерять у своих подчиненных расположение к себе, не предпринимает никаких мер к исправлению нравственных недостатков, замечаемых в них, а иногда даже позволяет себе лестью и угодничеством потворствовать тому, что надлежало бы ему порицать и осуждать. К таким пастырям можно отнести следующие слова пророка: «Горе сшивающим возглавийцы под всякий локоть руки, и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души» (Иез.13:17). Он может быть смел в обличении, истинным свидетелем истины. Посмотрите на Предтечу Иоанна. Разве Иоанн Креститель изобличал бесчинства при дворе Ирода в проповеди, пользуясь неясными общими намеками? Тогда, быть может, ему простили бы, сказали бы: «Пророк говорил, как подобает говорить пророку, он исполнил свою обязанность». И, без сомнения, не стали бы больше тревожиться. Но что смущало, беспокоило, раздражало, и чего не могли простить, так это слов Иоанна, которые он говорил Ироду прямо в лицо, без всяких ораторских предосторожностей, как некогда Нафан говорил Давиду: «Этот человек -ты». Он говорил истину, не боясь даже смерти, не думал о том, понравится или не понравится его речь, – такой и должна быть речь пастыря. Но, не заботясь о том, понравится речь или нет, нужно думать и много думать, полезна ли будет речь…

«Смелость пастыря должна быть соединена с осторожностью. Не для всех одинаково должно быть пастырское слово. Для иных, – говорит святой Григорий Богослов в своем известном слове о священстве, или в апологии своего бегства, – нужен бич, а для других узда; ибо одни ленивы и неудобоподвижны к добру, и таких должно возбуждать ударами слова; другие сверх меры горячи духом и неудержимы в стремлениях, подобно молодым, сильным коням, бегущим далее цели, и таких может исправить обуздывающее и сдерживающее слово… Одних исправляет увещание, других – выговор, и последний или по всенародном обличении, или по тайном вразумлении. Ибо одни привыкли пренебрегать вразумлениями, сделанными наедине, но приходят в чувство, если укорят их при многих; другие же при гласности обличений теряют стыд, но их смиряет тайный выговор, и за такое снисхождение к себе воздают они благопокорностью. Иные, надмеваясь мыслью, что дела их тайны, о чем они заботятся, считают себя умнее других, и в таких надобно тщательно наблюдать все, даже самые маловажные поступки; а в других лучше иного не замечать и, как говорится, видя не видеть, слыша не слышать, чтобы, подавив их ревностью обличений, не возбудить к упорству и напоследок не сделать дерзновенными на все, истребив в них стыд, – сие средство ко внушению способности» (Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х т. Св-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т. 1. С. 34–35 – Ред.). Согласно с этим, особенную разборчивость в обличениях советует соблюдать пастырю другой св. Григорий, папа Римский, именуемый Великим и Двоесловом. «Поэтому, когда мы заметим после обличения, что поразили слушателей своих через меру, более надлежащего, тотчас должны с сознанием прибегнуть к покаянию и со слезами просить у Господа прощения в том, что от неосмотрительной ревности по Его святом законе согрешили, прося иногда извинения и у тех, кого этим, может быть, обидели».

Но более всего нужно бояться того, чтобы к обличению не примешивалось личное чувство, личное раздражение. Малейший признак того, что в своих отношениях к прихожанину священник руководится чувством личной обиды и что в его обличение примешивается признак того, что сюда вмешивается нечистое побуждение личного самолюбия, изменяет действие обличительного слова: отшатнется и закроется впечатлительная душа от такого обличения и будет видеть в нем не столько вразумление, сколько обиду для себя; вместо теплого умиления оно может вызвать в обличаемом недовольство, злобу и гнев против обличителя.

Согласно ли с духом Евангелия вмешательство пастыря в чужие распри и ссоры? И требуется ли то прямым его долгом? Нередко на этот вопрос отвечают отрицательно. Ссылаются на слова Господа Иисуса Христа, Который отклонил просьбу, обращенную к Нему одним из народа: «Учителю, рцы брату моему разделити со мною достояние. Он же рече ему: Человече, кто Мя постави судию или делителя над вами?» (Лк.12:13–14). Если Господь отстранился от участия в решении тяжбы между братьями, когда Его призывал к этому один из них, то могут ли и должны ли вмешиваться в подобные дела, не входя в противоречие с духом Его наставлений, те, кому Он вручил быть продолжателями Его служения на земле? Нет, слова эти не имеют того смысла, какой в них хотят вложить. Священник не может вмешиваться в дела мирские как власть, как судья, но может и должен войти в споры и распри своих как миротворец, как врач. Священник – врач, он должен навещать всякую больную семью, он должен, как врач, заходить к своим и тогда, когда он не знает, есть ли там больные. Всяким случаем и поводом обязан он пользоваться, чтобы «прослушать» вверенных его врачеванию и дать добрый совет. В особенности он должен пользоваться временами своих служебных посещений, например в праздники для треб. Часто священник после требы остается для трапезы. Нужно пользоваться этим временем для лечения недугов семьи, если они ему ведомы, или для предупреждающей доброй беседы. «Не грешно разделять трапезу любви, когда предлагает ее любовь прихожанина, если это позволяет время», – говорит один писатель. Но вот это-то время не должно бы пропадать совершенно даром, если священник хочет отвечать своему призванию. Не в бражничестве, не в пустых беседах, не в каком-либо балагурстве должно проявляться это общение любви пастыря с пасомыми. Пастырь Церкви никогда не должен забывать, что он пастырь, особенно когда он приходит в дом прихожанина по вызову церковного обычая и для совершения церковной требы, хотя бы он после совершения этой требы принимал участие и в простой трапезе. Сознание этого должно давать тон и направление его беседе и всему его поведению. Чем ближе его общение с прихожанами при этой трапезе, тем сердечнее и внушительнее может быть его беседа.

Высшая цель пастырства – духовная, спасение людей во Христе при помощи богодарованных Церкви средств. Следовательно, забота о душе, о духовном и небесном должна всегда стоять на первом месте пастырской деятельности.

Но человек есть существо психофизическое, состоящее из души и тела. Каждый по собственному опыту знает, какая тесная связь существует между этими половинами человеческой природы: одна влияет на другую, и сама в своем развитии зависит от другой. Если дух господствует над телом, то, с другой стороны, и состояния тела не безразличны для духа. Однако эта сторона часто очень низко оценивается в пастырском деле. Опекая лишь душу пасомых, пастыри недостаточно обращают внимание на их тело, на их материальное благополучие. Пастырская энергия, ограничиваясь лишь сферой духовных интересов и духовных средств воздействия, часто становится односторонней и потому мало продуктивной по результатам. Христос Спаситель, томимый голодом после сорокадневного поста в пустыне, на коварное предложение диавола обратить камни в хлебы ответил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4). Но Он же Сам потом, снисходя к нуждам своих слушателей, чудесным образом насытил их двукратно в пустыне; напитав их душу духовной пищей, не забыл и тело. Этот пример Христа Спасителя должен иметь законоположительное значение и для пастырей, указывая им, кроме непосредственного духовного воздействия на паству, еще и другой путь – воздействие на дух чрез посредство тела. На этом основании заботы пастыря о земном, о материальном благополучии пасомых не унижают высокого достоинства пастырства, не отклоняют пастырской деятельности от ее высокого и святого предназначения, а лишь расширяют сферу и умножают средства пастырского воздействия. Весьма поучителен в этом отношении пример наших монастырей: исполняя свое назначение – жить в Боге и для Бога, они свои великие духовные силы и дарования проявляли не только в области внутренней – в подвижничестве и в религиозно-нравственном самосовершенствовании, но и в области внешней – хозяйственно-экономической, чем и объясняется их общепризнанное великое культурно-просветительное и историческое значение в судьбах нашего отечества.

В сфере материальных отношений наша эпоха стоит под знаком экономизма, характеризующегося необычайным развитием капиталистической культуры, с одной стороны, и не менее быстрым обеднением широких народных масс – с другой. Вопрос о богатстве и бедности близко затрагивает и волнует все классы общества, и экономическая проблема стоит в центре понимания современного человека. Никогда еще вопрос о хлебе насущном не ставился с такой остротой, как в наше время, когда громадному большинству людей нужно напрягать до крайности все силы, чтобы не умереть с голоду. Здесь именно в значительной степени лежит причина нравственного упадка и огрубения нашего народа, о чем так красноречиво говорит сама жизнь. Поэтому нравственное оздоровление народа возможно прежде всего при условии устранения нищеты и обеспечения ему необходимого материального достатка. Лучшие люди, государственные и общественные учреждения давно уже сознали это и энергично вступили на борьбу с народным обнищанием – учреждаются кассы взаимопомощи, кредитные товарищества и различные организации кооперативного характера, удешевляются орудия земледельческого труда, популяризуются знания техники и различных производств и культуры земли и т.п. Ошибочно думать, что вся эта материально-техническая сторона жизни лишена высокого идейного характера и потому должна быть чуждой людям, призванным заботиться лишь о духовном удовлетворении и духовных интересах своих ближних. Пастырь, по примеру апостола, должен быть «всем вся» (1Кор.9:22); следовательно, во имя высоких этических задач своего служения, он и в сфере материальных отношений должен проявлять свою пастырскую энергию и заботливость. Этим, в силу современных условий жизни, он может сделать свою пастырскую деятельность более продуктивной и содействовать духовному благу своей паствы не менее, чем чрез словесное, хотя и одушевленное, поучение и наставление.

Пастырь ближе всех стоит к народу, ему лучше всех ведомы его нужды. К кому, как не к своему батюшке, естественнее всего обратиться прихожанину за разъяснением, советом, указанием, помощью, тем более что в глухой деревне зачастую священник является единственным представителем образованности во всех ее видах. Прихожанин ждет от своего пастыря не только слова спасения, но и хлеба или содействия в его получении. На этом пути создаются и крепнут тесные отношения и связь прихожан со своим духовным руководителем, вырастает в их глазах его авторитет и значение, а через это расчищается и удобряется почва для благотворного пастырского воздействия.

Заботясь о душах прихожан, священник, если он хочет приобрести влияние на приход и его уважение, обязан думать и об их телесных нуждах, говорит св. Григорий Двоеслов в своем правиле пастырском. «Нельзя одобрить тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам, так что внешние нужды паствы для них как бы не существуют. Следствие этого бывает то, что пасомые, не видя в них сочувствия к своим нуждам, остаются, в свою очередь, равнодушны и к ним, пренебрегая большею частью их пастырскими наставлениями… Выслушивая из уст их обличения своего невежества и своих поступков, но не видя сочувственного сострадания к своим немощам и нуждам настоящей жизни, они неохотно слушают их духовные беседы, а еще менее выполняют то, что им внушается в них… Поэтому пастырям необходимо заботиться и о невинных средствах к процветанию внешнего благосостояния членов своих паств, если для них вожделенно, чтобы и внутреннее их благочестие тем более процветало». Тем более необходимо живое соучастие в делах прихода в наши дни, когда мир, народ не хочет видеть в священнике только требоисправителя, но руководителя по всем сторонам жизни.

Первое дело священника, конечно, руководство организацией в приходе благотворительного дела. В древней Церкви для дела благотворения была учреждена даже особая степень диаконов, которые для того, главным образом, и поставлялись в Церкви. Они должны были принимать заявления со стороны ищущих пособия, сами разведывать, кто где нуждается в какой помощи, сообщать об этом представителю Церкви и потом передавать церковное пособие тем, кому, по соображению нужд, предстоятель церковный найдет возможным помочь из церковных средств. Когда открывались какие-либо чрезвычайные бедствия, вроде голода, моровой язвы, нашествия варваров и пленения многих из граждан, и не доставало средств, собираемых в церковную сокровищницу, для удовлетворения вопиющим нуждам и для облегчения участи страдальцев, тогда ревностные из пастырей по побуждению сострадательной любви употребляли прямое достояние церковное, продавали золотые и драгоценные сосуды, нужные для отправления богослужения, и на вырученные отсюда деньги старались облегчить бедствия, каким в тяжелую годину подпали члены христианской общины. Так св. Василием Великим устроена была в Кесарии Каппадокийской больница, названная по имени устроителя Василиадою; в эту больницу принимались люди, подверженные какой-либо тяжкой болезни, например зараженные проказой, в ней св. Григорий Богослов говорил свое замечательное слово о любви к бедным в 373 году. Такую же больницу устроил в Константинополе другой великий святитель – св. Иоанн Златоуст. Позднее и даже теперь в греческом приходе и у нас в старом русском богадельня (дом для бедных) была необходимой принадлежностью прихода. Теперь, по обстоятельствам жизни, участие священника может быть разнообразнее и шире. И эта дорога обязательна для пастыря, потому что, как мы сказали, по св. Григорию, с этим связано и дело спасения душ. Но в этой работе пастырь не должен выдвигать себя на первый план: он должен делать все трудом и советом всей своей паствы.

Пусть та или другая светлая мысль вышла не из моей головы, а из головы мирянина, пусть то или другое доброе святое дело принадлежит не моей инициативе, а инициативе моего доброго прихожанина, все равно -пастырь без гордости и упрямства обязан для славы имени Божия и для пользы Церкви воспользоваться тем и другим, потому что искание Царства Божия и правды его – обязанность всякого сына этого Царства, будь то пастырь или простой мирянин. А когда то или другое доброе стремление общества и прихода не находит сочувственного отклика в душе пастыря, этот последний не только перестает пользоваться вниманием и уважением общества, он роняет и самое дело Христово. Ведь если Сам Господь всякому добру вспомоществует, то неужели ближайший служитель Его не призывается к тому же самому? Не обижаться, не завидовать и не упорствовать должен пастырь Церкви, когда видит, что мирянин лучше его делает дело христианской любви и знания; напротив, как истинный отец, он должен радоваться этому и всячески стараться привлекать к делу Церкви как можно большее число мирян-работников. К этому обязывает самая идея Церкви как Тела Христова, а ведь по этой идее Церковь состоит не из одних клириков, но и из мирян.

В общей работе – гарантия того, что приход не станет противодействовать пастырю, будет уважать его. Гарантия успеха – дело, над которым почиет благословение Господне.

Что такое православный приход?

Протоиерей Максим Козлов Храм св. мц Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова, Патриаршее подворье. Богослужения возобновлены в 1995 году. На приходе создана воскресная школа (профиль — духовное пение), осуществляется бесплатное консультирование по правовым вопросам, организуются бесплатные паломнические поездки для детей из малообеспеченных семей за счет подворья. Иногородним студентам предоставлена возможность регулярной подработки в качестве преподавателей или помощников по хозяйству в семьях обеспеченных прихожан. При храме издается газета «Татьянин день». Действует учебная консультация, помощь при поступлении в вузы (в особенности для юношей и девушек из малообеспеченных семей), помощь при нахождении бесплатного или предельно дешевого жилья для иногородних студентов, аспирантов, молодых преподавателей.

Протоиерей Алексий Потокин
Храм иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне открылся в 1990 году. При храме действует одноименный духовный центр, воскресная школа, православная гимназия. Прихожане храма участвуют в работе детского дома-интерната для умственно отсталых детей №8.

Протоиерей Сергий Правдолюбов
Храм Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Построен в середине XVII века. В 1991 году возвращен Церкви. С тех пор храм успешно восстанавливается на средства общины. Приход занимается издательской деятельностью (приходской журнал «Киприановский источник», книги и брошюры богослужебного, научного и житейского содержания). В воскресной школе кроме Закона Божиего преподается иконопись, пение, рукоделие, а подросткам — иконография, церковное зодчество, начала журналистики, выпускается детская газета. Действует родительский клуб. Совершаются крестные ходы к местным святыням и молебны у них.

Никакой приватизации подсвечников!

Для прихода важно не количество прихожан, а то, есть ли между ними любовь

— Как создавался ваш приход?

о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:

Наш приход, можно сказать, открылся для местных жителей и таким остается до сих пор.
В основном наши прихожане — энергичные рабочие люди самых разных профессий. Молодые мамы, папы и их дети. Бабушек старых у нас мало.
Люди с детьми знакомятся между собой очень быстро. Передают друг другу одежду, обувь. Информацию — куда идти и что делать. Бывает смешно, когда дети передают ботиночки один другому, и вдруг третий, более старший ребеночек говорит: «Это мои ботиночки». А в этих ботиночках уже 12 детей отходило. Это общение — естественно, просто и обычно.
У нас с самого первого дня есть служба, которая занимается раздачей одежды. Людям трудно выбрасывать одежду, и они приносят ее в храм. Этой службе уже 15 лет. И вы знаете, люди с удовольствием берут одежду и обувь. Мало того, однажды у нас взял пальто… один архиерей – представляете! Это было невероятно, мы так радовались! У нас есть список наиболее неимущих людей нашего прихода, которым мы помогаем в первую очередь.
Как-то у нас в храме замироточили десять икон. Так вот, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» замироточила по-особенному: миро было только по контуру Пресвятой Богородицы и ангела, держащего надпись «Нагим одеяние». Мы увидели в этом особый знак, небесный отклик на наше социальное служение. И до сих пор занимаемся этим делом.

Алексий ПОТОКИН: В 1990 году, когда отца Георгия Бреева назначили в Царицыно настоятелем, здесь все тонуло в грязи. Даже полы в храме были земляные. Вспоминаю это время как трудное, но очень благодатное. Многие из тех, кто с самого начала помогал восстанавливать храм, стали дьяконами, священниками, некоторые — старостами и помощниками старост в других приходах.
С самого начала отец Георгий Бреев сказал, что будущее прихода — духовный и просветительский центр. Как только в храме начались регулярные богослужения, была создана воскресная школа, а уже вокруг нее развернулась просветительская, издательская деятельность.
Современный приход в большом городе очень многомерный. Есть постоянные прихожане, которые не только участвуют в таинствах, но и соборно несут возложенные на храм послушания. Окормление больниц, домов престарелых, посещение болящих и стариков на дому невозможно без их помощи. А есть люди, которые причащаются раз в год. Немало и таких, кто внутренне уже признал Христа, иногда посещает богослужения, но еще не осознал необходимости таинств. Мы не отталкиваем этих людей, наоборот, в большей степени именно на них ориентирована наша воскресная школа. Там мы пытаемся рассказать им о Церкви, укрепить в православии. Кто-то из них потом становится нашим прихожанином, а кто-то уходит в другой храм, но разве это потеря? Ведь Церковь едина. Человек у нас положил начало, обрел веру, и нам не обидно, если он потом находит духовника в другом приходе. Очень многие приходят сегодня в храм просто за помощью. Им плохо, у них случилась беда. Их приход связан даже не с верой, а только с лучом надежды. Во многом от нас зависит, зажжется ли постепенно в их сердце огонек веры.

о. Максим КОЗЛОВ:

Мы формировались как новый храм с традициями, которые только начинали складываться. Например, пресловутых «сердитых старушек» у нас нет как класса. Сразу было решено: никакой «приватизации» подсвечников. За слово осуждения, сказанное человеку, например за «левую руку» (что якобы нельзя передавать свечку левой рукой), последует строгое взыскание. Это говорилось и с амвона и лично. Разрешено делать замечания детям только тем, кому это поручено. Не разрешается поучать родителей, как им воспитывать своих детей.
Я думаю, приход начинается тогда, когда вслед за богослужебной жизнью имеет место ее естественное развитие — христианское общение православных людей. «По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин., 13, 35).
По мере роста прихода появляются «кристаллики» общины — по направлениям деятельности. Община — более узкое понятие. Оно подразумевает большую концентрацию совместных усилий в конкретном направлении: например, воспитание детей, издательское дело — или даже послушничество, окормление у одного священника. Когда приход разрастается (сверх 300-400 человек), в нем появляется несколько общин. У нас есть ряд «проектов», которые объединяют прихожан. Например, школа духовного пения. В ней около 150 человек: дети и их родители. Или газета при храме, вокруг нее собирается довольно много молодежи, которые ее делают. Миссионерские паломнические поездки собирают очень много людей: иногда едем тремя автобусами. Как правило, это члены прихода, но случается, они приводят своих друзей, стремящихся обрести веру. Правда, священник следит за тем, чтобы число новоначальных было ограничено, а сама поездка не превратилась в просто туристическую.
Примерно раз в год устраиваем миссионерские поездки, людей там меньше. Но они так же объединяют какую-то активную часть прихожан. В этом году мы собираемся в Сибирь, в Барнаул, в Алтайский край.
Еще мы создали бесплатную юридическую службу из числа студентов, учащихся на юридическом факультете, и прихожан с юридическим образованием. Три раза в неделю каждый человек, является он нашим прихожанином или нет, может получить бесплатную юридическую консультацию. Это тоже часть приходской жизни.

— Чтобы организовать жизнь прихода, вам пришлось как-то специально призывать людей, раздавать задания? Что у вас шло от настоятеля, а что по инициативе самих прихожан?

о. Алексий ПОТОКИН: Никакие методики не помогут создать приходскую жизнь. Основа прихода — деятельные, инициативные люди. Если таких людей много, дело спорится. А бывает, что человек устанет, благодать его временно оставит, послушание превращается в тяжкую повинность, и дело сразу начинает затухать. А когда человек трудится с радостью, жизнь прихода и все вокруг расцветает.
Современный приход очень похож на врачебницу. Мы знаем, что в больнице одни пациенты способны ухаживать за соседями, а другие (например, парализованные или временно неподвижные) требуют только внимания и попечения. Так и здесь — приход состоит из людей деятельных и людей, нуждающихся в попечении. Прекрасно, что в Церкви есть место всем — больным, брошенным, отвергнутым. Некоторых мир изгнал (возможно, и по их вине), но в храме их принимают, терпят, по возможности заботятся о них. И эти люди тоже обогащают Церковь. Они — не обуза, а равноправные члены общины. Просто участвуют они в ее жизни своеобразно.

о. Максим КОЗЛОВ:

В основном все устраивалось по мере жизненной необходимости. Но что-то мы пробовали организовывать и целенаправленно.
Например, создали воскресную школу. У меня даже мысли не было, что она будет с уклоном в церковное пение (у меня ни слуха нет, ни голоса). Но скоро стало понятно, что просто воскресная школа «прокручивается». Необходим какой-то стержень специализации, иначе через два-три года становится непонятно, как дальше учить и что требовать от учащихся. А тут образовался законченный образовательный цикл: Закон Божий, церковно-славянский и греческий языки. Но в центре — пение, причем петь могут практически все.
Другой пример: газета «Татьянин день» образовалась по инициативе прихожан, священноначалию осталось только поддержать ее. То же с юристами — ребята пришли и сами попросили попробовать. Миссионерские поездки предложил ваш покорный слуга. Не очень нужны оказались лекции профессоров из духовной академии (в продаже много их кассет и книг) или университета, а музыкальные концерты (духовной и светской музыки) вдруг стали очень востребованны.
Хороший приход, на мой взгляд, прежде всего там, где общение прихожан включает в себя не только совместное чаепитие после литургии, но и подразумевает взаимную помощь: в учебе, в работе, в оказании медицинских услуг. Посидеть с детьми, посочувствовать человеку, когда ему трудно, поддержать, когда нужно, и материально. Это лучше получается, когда естественно идет от человека к человеку, и не нужно создавать социальный институт, например, для сбора одежды многодетным семьям.
Очень важно, чтобы приход был открытым для внешнего мира. Чтобы он не замыкался в сообщество людей, которым друг с другом хорошо и нет никакого дела до тех, кто вне их прихода. Открытость заключается в способности и желании видеть боль и проблемы тех людей, кто пребывает вне храма и кому можно было бы помочь.

о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ:

— Все получилось как-то само собой. Мне кажется, что такое самозарождение более свойственно Православию, чем жесткая организация с фондами и финансированием, на западный манер.
Лично я всегда боялся превращения прихода в общественную организацию. Я думаю, что такая община, как практикует, например, отец Георгий Кочетков, нам глубоко чужда. Я разговаривал с одной женщиной из кочетковской общины, она очень тяготится тем, что обязана присутствовать на их собраниях. Ей все время поручают то-то и то-то, и она чувствует себя несвободной. Когда человеку, которому по природе свойственно сосредоточенное созерцание и молчание, говорят: делай то, делай се, — он начинает этим тяготиться. И это может отвратить его от прихода.
Другое дело — бывают на приходе люди именно одинокие в жизни. Они могут и на приходе чувствовать себя одиноко, а если заболевают, тогда и подавно. У нас на приходе есть такие люди — некоторые прихожане посещают их, созваниваются с ними, помогают им. Но делать в своем приходе такую общину, для которой я был бы игуменом, я не могу и не хочу.
Человек, приходящий в храм, постепенно сам начинает общаться с другими прихожанами. Конечно, бывают и трудности, и тогда нужно помочь. Мне, например, однажды пришлось выступить в роли свата. У влюбленного человека не было никого — ни мамы, ни папы, помочь некому. Тогда я сам пошел сватать, а что делать? Это естественно. Раньше, когда родители умирали, ребенка брал на воспитание крестный отец. А сейчас институт крестных стал несколько другим. Зато могут помочь батюшки. У нас на приходе так бывает, хотя это вовсе не значит, что все браки на приходе оказываются счастливыми, бывает по-разному.
Когда у наших прихожан рождаются дети, то после крещения мы стараемся подгадать так, чтобы обряд воцерковления был совершен в воскресный день. Приходят молодые родители, братья и сестры воцерковляемого младенца, стоит весь приход. Перед причащением мирян я, памятуя, что рождаемость в России падает страшными темпами, выхожу из алтаря и объявляю: братья и сестры, у таких-то людей родился младенец, и сейчас мы его торжественно воцерковим! Все слушают молитвы сорокового дня маме, все видят, как я вношу в алтарь младенца, а потом в первый раз его причащаю, и все радуются. Вот это общинность, это участие всего прихода в жизни одной семьи. В древности так и было. А я еще обращаюсь в такой момент ко всем прихожанам: а почему я сегодня только одного младенца воцерковляю? Где остальные? Почему не рожаете, давайте рожайте!

Самый оптимистичный приход

Что такое православный приход?

Пасхальных яиц хватит не только для прихожан, но и для пациентов больниц, подопечных патронажной службы, воспитанников детских домов и просто гостей

Место для каждого

— Должна ли жизнь прихода быть интересной? Или это понятие неприменимо к приходской жизни?
о. Алексий ПОТОКИН: Я сторонник интересной жизни, но считаю, что она должна складываться естественно, от избытка сердца. Захотели люди остаться на общую трапезу, потом придумали совместное дело. Пожалуйста! Мы постоянно ездим в паломнические поездки. Наши священники идут к прихожанам, куда их зовут. Меня часто приглашают на беседу матери-одиночки, инвалиды, ветераны — среди православных таких в наше время тоже много. Еженедельно собирается молодежная группа. Они вместе трапезуют, вместе гуляют по Москве, вместе ездят по России.
Общение — тело жизни. Хорошо, когда оно складывается в общине. С другой стороны, тело должно подчиняться душе. Если есть главное, остальное не всегда необходимо. Кто-то живет очень напряженной жизнью на работе и в семье. Поверьте, церковные таинства нас очень глубоко объединяют. А богослужения? Прощеное воскресенье, когда мы все просим прощения друг у друга. Поминальные службы родительских суббот — службы глубокого единения людей. Я уж не говорю о Пасхе.

о. Максим КОЗЛОВ: — Всем нам хочется, чтобы наша обычная жизнь не замыкалась в однообразном цикле: работа-еда-магазины-сон. И приходской жизни тоже нужны праздники, как для детей, так и для взрослых. Например, на Рождество мы решили сделать нашим детям необычный сюрприз. Дед Мороз подарил ребятам большую красивую коробку. Когда они развязали бант, из коробки вылетело 50 живых тропических бабочек — больших и необыкновенно красивых. Были изумлены не только дети, но и их родители, а восторгу не было предела! Но второй раз ведь это не сделаешь. Поэтому нужно искать что-то еще. Такая же работа ведется и для молодежи, и для взрослых.
Но приход — это все же не клуб по интересам. Вся работа идет не ради тусовки, а является неким подспорьем ради устремления к Богу.
Опасность в том, что само богослужение может стать «бесплатным приложением» ко всем этим инициативам. Что-то вроде: «Конечно, мы ходим на службы. Но вообще-то самое интересное начнется потом». И здесь нужно сдерживать некоторые инициативы и правильно расставлять акценты. В молодежной среде тенденция «околоцерковной тусовки» периодически прорастает. Ее надо регулярно выпалывать. Например, заметил, что весной-летом молодежь наша как-то странно кучкуется после службы и куда-то собирается идти. «Куда вы?» Оказывается, пиво пить в Александровский сад. Пресек на корню.

— Многие жалуются, что чувствуют себя и на приходе одиноко. Как найти свое место в приходе? Все ли, на ваш взгляд, должны участвовать в жизни общины? Всегда ли плохо, когда прихожане после службы расходятся, а не идут на трапезу или послушания?

о. Максим КОЗЛОВ: Новые люди, приходя в наш храм, часто говорят: «Батюшка, мне у вас понравилось, что я могу делать? У меня такая-то профессия…» Как правило, отвечаешь им: начните с регулярных посещений богослужения. Самое главное — молиться вместе. И откликайтесь на общие призывы. Привыкните к мысли о том, что вы здесь не в гостях, а дома. И постепенно сами увидите, к чему ляжет ваше сердце и к чему Господь расположит ваши возможности. Обретение своего дела происходит естественно. Человек, посещающий регулярно храм, постепенно знакомится с людьми. Шаг за шагом выясняется, куда его Господь выводит, к чему он может приложить свои руки. Иногда это дело совсем не связано с задумками о своей полезности на приходе. Он может просить «порулить», а выяснится, что не забыл, как гвозди забивают или провод прокладывают. В итоге окажется, что это у него лучше всего и получается.

Каков поп, таков и приход?

о. Алексий ПОТОКИН:

Путь в общине в чем-то легче. Но у людей разные характеры, разные возможности. Мы должны уважать каждую судьбу.
Если кто-то после литургии идет домой, я не вижу в этом ничего плохого. Все-таки основа единства — наша общая трапеза с Богом. Много значит индивидуальное общение священника с прихожанами. Сейчас у меня в кармане лежит записка — двое прихожан просят прийти к ним на чай. Значит, им нужно побеседовать. Когда я только начал воцерковляться, тоже испытывал потребность в приходе священника домой. Не так много у меня тогда было вопросов, но в связи с приходом священнослужителя я иначе понял обстановку в семье, наш быт. Бывают ведь и молчаливые вопросы, и ответы мы на них получаем тоже молчаливые. Человек должен понять себя. Пока он не осознал себя как личность, не утвердился в вере, ему нечего принести другим людям, трудно общаться с ними. Он еще не готов переустраивать свои мирские дела. Это проще, когда укрепится вера. Я считаю, что нельзя дать всем универсальный совет. Нужно к каждому подходить индивидуально.
В Церкви легче преодолеть одиночество, потому что здесь присутствует Бог. Там, где я не могу прийти на помощь, Он обязательно придет. Но эти отношения должны быть взаимными. Бог каждому из нас готов отдать все. Но способны ли мы попросить, пожелать? Человек должен не приходить в общину как иждивенец, но приносить посильные труды. Мы все горды и эгоистичны. Но если мы поймем, что не оставлены Богом, это уже победа. А когда человек понимает, что рядом такие же эгоисты нашли Бога, возникает общность. Если я, одинокий, чувствую, что здесь же утешается и другой одинокий, это уже определенное общение. По-моему, здорово!
Я считаю, что для современной общины актуальна идея богадельни в миру. Где все о нас немножко заботятся. Начало такой общины — готовность терпеть друг друга. Мы стали такими раздраженными, нетерпимыми, непримиримыми, что одна способность сдержать себя, принять другого грешника таким, какой он есть, будет очень высоким достижением внутренней жизни общины. Хотя и не очень заметным внешне.

о. Максим КОЗЛОВ:

Христианство устанавливалось Спасителем как некое единство верующих людей между собой. Не должно быть такого: «В церковь я хожу, батюшке исповедуюсь, в таинствах участвую, больше и ничего не надо — я хороший человек». Нет, мы в церкви должны быть ближе друг к другу.
Детям (школьного и дошкольного старшего возраста) исключительно важна нормальная социальная среда церковного общения. Им необходимо общаться со сверстниками, с которыми у них общее мировоззрение, обсуждать друг с другом те же фильмы или книги. На приходе нет диктата силы (как в регулярной школе до конца среднего возраста), нет маразматических подростковых приоритетов, и дети могут нормально общаться.

Для молодежи приходская жизнь нужна по той же самой причине — мы решительное меньшинство в социуме. И конечно, молодого человека окружающие соблазны влекут жить так, как все вокруг живут. По принципу — бери от жизни все, пока молодой. Очень трудно в университете выстоять одному как православному человеку, когда даже не с кем за чашкой чая обсудить насущные духовные и мирские проблемы. Плюс надо думать и о нормальной семье. Где он найдет спутницу жизни с аналогичным миро воззрением, как не в храме? Бывает, конечно, Господь пошлет чистого человека, которого ты приведешь в церковную ограду. Но это все же случайность.
Конечно, нет ничего плохого, если у человека дома семейные дела и он уйдет. Нужно не заставлять, а дать возможность общения после богослужения, если превращать приходскую жизнь в ритуал, это будет что-то ненормальное.

Плащаница для святителя Николая

— Приходилось ли вам обращаться за помощью к прихожанам?
о. Алексий ПОТОКИН: В свое время отец Георгий был в Бари и был поражен, что на мощах святителя Николая нет достойного облачения. После возвращения он с амвона обратился к прихожанам, чтобы мы собирали пожертвования на плащаницу. За несколько лет только на пожертвования удалось сделать прекрасную плащаницу… А вообще просить деньги с амвона у нас не принято. Но если с кем-то случается беда, люди помогут.

о. Максим КОЗЛОВ: Периодически, по самым разным случаям. Из последнего: нужно было подыскать жилье девушке из Свято–Тихоновского гуманитарного университета. Двум прихожанкам, работницам университета, нужно было помочь с регистрацией. Нет регулярной машины на приходе, а нужно вывезти книги на выставку. Или к Пасхе нужно окна помыть. Иногда это сбор средств на реставрационные работы. Например, сейчас нужно восстановить клиросный балкон.

— А как решается на приходе проблема сосуществования разных по социальному или культурному уровню людей?

о. Сергий ПРАВДОЛЮБОВ: С самого начала в Церкви были люди богатые, как Иосиф Аримафейский, и нищие. Когда люди смотрят на батюшку, у которого сильно изношены ботинки, их не смущает роскошь стоящего рядом человека. Я уже много лет обувь и прочее не покупаю, а выбираю из того, что приносят. До чего дело доходит: знаете, как в «Формуле-1», машина останавливается, и ей прямо сразу колеса меняют. Вот и я также иду как-то раз по храму, а мне прихожанка говорит: «Батюшка, сними ботинки!» Я: «Что это за грабеж средь бела дня?!» А она говорит: «Снимай. Вот эти померяй. Хорошо сидят? Хорошо. Все, иди дальше, эти я сама выброшу». И так у меня два или три раза было. Нас не смущает, что кто-то приезжает на «Мерседесе» — это его дело.

о. Алексий ПОТОКИН:

Главная точка пересечения всех нас — Христос. Он нас роднит. Внешняя жизнь начинает складываться от избытка внутренней. Когда человек полон Христовой радостью, ему хочется поделиться ею со всеми. Я не считаю, что друг должен быть таким же, как я. Мне нужен друг иной, другой. Например, один из наших диаконов очень силен физически. А у меня слабое здоровье. Абсурдно мне было бы доказывать, что Церкви не нужны физически развитые люди. Наоборот, меня радует, что богатырь верует в Бога! Всем нам есть чем дополнять друг друга. Человеку ученому часто не хватает сердечности, и он учится этой сердечности, доброте у простых людей.
Первое, что открывается человеку, нашедшему Бога, — ему нужны другие люди.

Источник: Журнал «Нескучный сад»

Для верного понимания ответа, пожалуйста, примите во внимание следующее:
1. С точки зрения христиан, между людьми (верующими или нет) и Богом есть посредник, вернее, Единственный Посредник Богочеловек Иисус Христос. Священники посредниками между нами и Богом не являются.
2. Бог не всемогущ – Он не может спасти нас без нашего на то желания и нашего деятельного участия в спасении. В богословии это называется принципом синергии – соработничества Бога и человека.
3. У этого соработничества есть свои степени. В частности, священство обязано работать больше, т.к. речь идет о спасении не только персонально священника, но и его паствы. То есть священник обязан соучаствовать в синергии больше, чем мирянин. Среди всех таинств Церкви есть одно особенное. Все таинства принимаются человеком для того, чтобы лично принимающий получил от этих таинств некое благо. И только таинство священства – единственное, которое принимается человеком не для себя: в результате принятия этого таинства благо получат другие. А священник лмшь получит дополнительные обязанности в синергии.
4. Все дополнительные обязанности священника являются обязанностями не перед людьми, а перед Богом. Перед Богом священник и ответит за качество исполнения своих обязанностей.
К сожалению, юридический подход не приводит к адекватному описанию христианской реальности. Для православия, по крайней мере, это так. Заданные вопросы, увы, лежат именно в юридической плоскости. Ответ в том же духе даст не понимание реалий, а понимание некоего образа, тени того, что происходит на самом деле. Ответ в иной, настоящей христианской терминологии, потребовал бы переформулировки вопросов – а в результате Вы получили бы обширные ответы, о которых не спрашивали. Поэтому при выборе способа ответа пришлось остановиться на предложенном юридическом подходе.
Таким образом, священник – это тот, кто добровольно взвалил на себя обязанность заботиться о спасении окружающих. Принцип заботы тот же: синергия. Священник может дать информацию о спасении, если посчитает нужным, но бегать за нами и спасать нас силком не будет. Однако, если человек принял ответы, правильно (православно) уверовал, крестился и начал путь к своему спасению, священник обязан предоставить такому идущему все вспомоществующие средства, которые установил Господь, а именно учение о спасении, таинства и установленные Церковью требы. Ну, еще может быть, давать советы по ведению христианской духовной жизни. А больше ничего он не обязан.
Вне рамок компетенции священника – навязывать пасомому свое мнение. Обязанность – отлучить от Чаши, если убеждения прихожанина или его поведение несовместимы с православным учением. В этом отношении в Церкви нет никакой демократии: если не выполняешь правила, то ты не член нашего клуба, какая тебе еще Чаша? В запущенных случаях прихожанина, отказавшегося от церковного учения, отлучают от Церкви: анафематствуют. Не проклинают особым образом, а просто объявляют, что человек отпал от Церкви, и до покаяния и воссоединения не может получать таинств. То есть происходит констатация, что человек по собственной воле «покинул клуб» — правила не понравились.
Юридически, с точки зрения нецерковного человека, священник не занимает никакой должности и не имеет должностных обязанностей, а так же не оказывает никаких услуг населению. Священник принял таинство священства не для того, чтобы работать на благо общества, заниматься образованием, воспитанием, или к.-л. другим видом социальной деятельности. Это не является задачей Церкви. Другое дело, что христианская духовная жизнь вызывает непреодолимую потребность в оказании посильной помощи ближнему – но это, как говорится, совсем другая история.
Итак, нецерковному человеку священник с точки зрения своего сана ничего не должен, кроме ответов на вопросы, если последние будут добросовестными (т.е. заданы с целью получить знания о христианстве, а не уличить в каком-то мошенничестве или посмеяться).
Во всем остальном священник – такой же человек, как и мы, несет точно такие же общегражданские права и обязанности, и точно такую же ответственность за реализацию своих гражданских прав.

Андрей , возраст: 45 / 26.07.2011

Русская Православная Церковь

1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме.

Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.

2. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея. Для получения статуса юридического лица приход регистрируется государственными органами в порядке, определяемом законодательством страны нахождения прихода. Границы приходов устанавливаются епархиальным советом.

3. Приход приступает к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

4. Приход в своей гражданско-правовой деятельности обязан соблюдать канонические правила, внутренние установления Русской Православной Церкви и законодательство страны нахождения.

5. Приход в обязательном порядке отчисляет через епархию средства на общецерковные нужды в размере, установленном Священным Синодом, и на епархиальные нужды в порядке и размерах, установленных органами епархиальной власти.

6. Приход в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности подчинен и подотчетен епархиальному архиерею. Приход исполняет решения епархиального собрания и епархиального совета и распоряжения епархиального архиерея.

7. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов приходского собрания из состава прихода они не могут заявлять никаких прав на приходское имущество и средства.

8. В случае принятия приходским собранием решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, приход лишается подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности прихода как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает его права на имущество, которое принадлежало приходу на правах собственности, пользования или на ином законном основании, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

9. Приходские храмы, молитвенные дома и часовни устрояются с благословения епархиальной власти и с соблюдением установленного законом порядка.

10. Управление приходом осуществляют епархиальный архиерей, настоятель, приходское собрание, приходской совет, председатель приходского совета.

Епархиальному архиерею принадлежит высшее управление приходом.

Органом контроля за деятельностью прихода является ревизионная комиссия.

11. Братства и сестричества создаются прихожанами только с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утвержденный епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации.

12. Братства и сестричества приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

13. При осуществлении своей деятельности братства и сестричества руководствуются настоящим Уставом, решениями Поместных и Архиерейских Соборов, определениями Священного Синода, указами Патриарха Московского и всея Руси, решениями епархиального архиерея и настоятеля прихода, а также гражданскими уставами Русской Православной Церкви, епархии, прихода, при которых они созданы, и своим собственным уставом, если братства и сестричества зарегистрированы в качестве юридического лица.

14. Братства и сестричества отчисляют через приходы средства на общецерковные нужды в размерах, установленных Священным Синодом, на епархиальные и приходские нужды в порядке и размере, установленными органами епархиальной власти и настоятелями приходов.

15. Братства и сестричества в своей религиозной, административно-финансовой и хозяйственной деятельности через настоятелей приходов подчинены и подотчетны епархиальным архиереям. Братства и сестричества исполняют решения епархиальной власти и настоятелей приходов.

16. В случае выделения какой-либо части или выхода всех членов братства и сестричества из их состава, они не могут заявлять никаких прав на братское и сестрическое имущество и средства.

17. В случае принятия общим собранием братства и сестричества решения о выходе из иерархической структуры и юрисдикции Русской Православной Церкви, братства и сестричества лишаются подтверждения о принадлежности к Русской Православной Церкви, что влечет прекращение деятельности братства и сестричества как религиозной организации Русской Православной Церкви и лишает их права на имущество, которое принадлежало братству или сестричеству на правах собственности, пользования или на иных законных основаниях, а также права на использование в наименовании названия и символики Русской Православной Церкви.

1. Настоятель

18. Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчетен епархиальному архиерею.

19. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.

20. В обязанности настоятеля, в частности, входит:

а) руководство причтом в исполнении им богослужебных и пастырских обязанностей;

б) наблюдение за состоянием храма, его убранством и наличием всего необходимого для совершения богослужений в соответствии с требованием богослужебного Устава и указаниями священноначалия;

в) забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме;

г) забота о точном выполнении указаний епархиального архиерея;

д) организация катехизаторской, благотворительной, церковно-общественной, образовательной и просветительной деятельности прихода;

е) созыв и председательствование на заседаниях приходского собрания;

ж) при наличии к тому оснований, приостановление исполнения решений приходского собрания и приходского совета по вопросам вероучительного, канонического, богослужебного или административно-хозяйственного характера, с последующей передачей этого вопроса на рассмотрение епархиального архиерея;

з) наблюдение за осуществлением решений приходского собрания и работой приходского совета;

и) представление интересов прихода в органах государственной власти и местного самоуправления;

к) подача непосредственно епархиальному архиерею или через благочинного ежегодных отчетов о состоянии прихода, о проводимой в приходе деятельности и о своей работе;

л) осуществление официальной церковной переписки;

м) ведение богослужебного журнала и хранение приходского архива;

н) выдача свидетельств о крещении и браке.

21. Настоятель может получить отпуск и на время оставить свой приход исключительно по разрешению епархиальной власти, получаемому в установленном порядке.

2. Причт

22. Причт прихода определяется в следующем составе: священник, диакон и псаломщик. Число членов причта может быть увеличено или сокращено епархиальной властью по просьбе прихода и в соответствии с его нуждами, во всяком случае, причт должен состоять не менее чем из двух лиц — священника и псаломщика.

Примечание: должность псаломщика может быть замещена лицом в священном сане.

23. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.

24. Чтобы быть рукоположенным во диакона или священника необходимо:

а) быть членом Русской Православной Церкви;

б) быть совершеннолетним;

в) иметь необходимые нравственные качества;

г) иметь достаточную богословскую подготовку;

д) иметь свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению;

е) не состоять под церковным или гражданским судом;

ж) принять церковную присягу.

25. Члены причта могут быть перемещаемы и увольняемы от своих мест епархиальным архиереем по личному прошению, по церковному суду или по церковной целесообразности.

26. Обязанности членов причта определяются канонами и распоряжениями епархиального архиерея или настоятеля.

27. Причт прихода ответственен за духовно-нравственное состояние прихода и за выполнение своего богослужебного и пастырского долга.

28. Члены причта не могут покидать приход без разрешения церковной власти, получаемого в установленном порядке.

29. Священнослужитель может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия епархиального архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия благочинного или настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.

30. В соответствии с 13-м правилом IV Вселенского Собора священнослужители могут быть приняты в другую епархию только при наличии отпускной грамоты епархиального архиерея.

3. Прихожане

31. Прихожанами являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходом.

32. Каждый прихожанин имеет своей обязанностью участвовать в богослужении, регулярно исповедоваться и причащаться, соблюдать каноны и церковные предписания, совершать дела веры, стремиться к религиозно-нравственному совершенствованию и содействовать благосостоянию прихода.

33. На обязанности прихожан лежит забота о материальном содержании причта и храма.

4. Приходское собрание

34. Органом управления прихода является приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем приходского собрания.

В состав приходского собрания входят священнослужители прихода, а также прихожане, регулярно участвующие в литургической жизни прихода, достойные по своей приверженности Православию, нравственному облику и жизненному опыту участвовать в решении приходских дел, достигшие 18-летнего возраста и не состоящие под запрещением, а также не привлеченные к ответственности церковным или светским судом.

35. Прием в члены приходского собрания и выход из него осуществляется на основании прошения (заявления) решением приходского собрания. В случае признания члена приходского собрания не соответствующим занимаемому им положению, он может быть выведен из приходского собрания решением последнего.

При отступлении членов приходского собрания от канонов, настоящего Устава и иных установлений Русской Православной Церкви, а также при нарушении ими устава прихода состав приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменен полностью или частично.

36. Приходское собрание созывается настоятелем или, по распоряжению епархиального архиерея, благочинным, или иным полномочным представителем епархиального архиерея не реже одного раза в год.

Приходские собрания, посвященные избранию и переизбранию членов приходского совета, проводятся с участием благочинного или иного представителя епархиального архиерея.

37. Собрание проводится в соответствии с повесткой дня, представляемой председателем.

38. Председатель руководит заседаниями в соответствии с принятым регламентом.

39. Приходское собрание правомочно принимать решения при участии в нем не менее половины членов. Постановления приходского собрания принимаются голосованием простым большинством, при равенстве голосов решающее значение имеет голос председателя.

40. Приходское собрание избирает из числа своих членов секретаря, ответственного за составление протокола заседания.

41. Протокол приходского собрания подписывают: председатель, секретарь и пять избранных членов приходского собрания. Протоколы приходского собрания утверждаются епархиальным архиереем, после чего принятые решения вступают в силу.

42. Решения приходского собрания могут быть оглашены прихожанам в храме.

43. В обязанности приходского собрания входит:

а) сохранение внутреннего единства прихода и содействие его духовно-нравственному возрастанию;

б) принятие гражданского Устава прихода, изменений и дополнений к нему, которые утверждаются епархиальным архиереем и вступают в силу с момента государственной регистрации;

в) принятие и исключение членов приходского собрания;

г) избрание приходского совета и ревизионной комиссии;

д) планирование финансово-хозяйственной деятельности прихода;

е) обеспечение сохранности церковного имущества и забота о его приумножении;

ж) принятие планов расходов, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительные цели, и представление их на утверждение епархиального архиерея;

з) одобрение планов и рассмотрение проектно-сметной документации на строительство и ремонт церковных зданий;

и) рассмотрение и представление на утверждение епархиального архиерея финансовых и прочих отчетов приходского совета и докладов ревизионной комиссии;

к) утверждение штатного расписания и определение содержания членам причта и приходского совета;

л) определение порядка распоряжения имуществом прихода на условиях, определяемых настоящим Уставом, Уставом Русской Православной Церкви (гражданским), уставом епархии, уставом прихода, а также действующим законодательством;

м) забота о наличии всего необходимого для канонического отправления богослужения;

н) забота о состоянии церковного пения;

о) возбуждение приходских ходатайств перед епархиальным архиереем и гражданской властью;

п) рассмотрение жалоб на членов приходского совета, ревизионной комиссии и представление их епархиальному управлению.

5. Приходской совет

44. Приходской совет является исполнительным органом прихода и подотчетен приходскому собранию.

45. Приходской совет состоит из председателя, помощника настоятеля и казначея.

46. Приходской совет:

а) осуществляет решения приходского собрания;

б) представляет на рассмотрение и утверждение приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты;

в) отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет;

г) приобретает потребное для прихода имущество, ведет инвентарные книги;

д) решает текущие хозяйственные вопросы;

е) обеспечивает приход необходимым имуществом;

ж) предоставляет жилье членам причта прихода в тех случаях, когда они в нем нуждаются;

з) заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов;

и) заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.

47. Члены приходского совета могут быть выведены из состава приходского совета решением приходского собрания или распоряжением епархиального архиерея при наличии должных оснований.

48. Председатель приходского совета без доверенности осуществляет от имени прихода следующие полномочия:

  • издает распоряжения (приказы) о приеме на работу (увольнении) работников прихода; заключает с работниками прихода трудовые и гражданско-правовые договоры, а также договоры о материальной ответственности (эти полномочия председатель приходского совета, не состоящий на должности настоятеля, осуществляет по согласованию с настоятелем);
  • распоряжается имуществом и денежными средствами прихода, в том числе заключает от имени прихода соответствующие договоры и совершает иные сделки в порядке, предусмотренном настоящим Уставом;
  • представляет приход в суде;
  • вправе выдавать доверенности на осуществление от имени прихода предусмотренных настоящей статьей Устава полномочий, а также осуществлять контакты с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами и организациями в связи с осуществлением данных полномочий.

49. Настоятель является председателем приходского совета.

Епархиальный архиерей вправе своим единоличным решением:

а) освободить по собственному усмотрению настоятеля от должности председателя приходского совета;

б) назначить на должность председателя приходского совета (сроком на три года с правом назначения на новый срок без ограничения числа таких назначений) помощника настоятеля (церковного старосту) либо другое лицо, в том числе клирика прихода, с введением его в состав приходского собрания и приходского совета.

Епархиальный архиерей имеет право отстранить от работы члена приходского совета, если таковой нарушает каноны, положения настоящего Устава или гражданского устава прихода.

50. Все официально исходящие от прихода документы подписывают настоятель и (или) председатель приходского совета в пределах их компетенции.

51. Банковские и другие финансовые документы подписывают председатель приходского совета и казначей. В гражданских правоотношениях казначей исполняет обязанности главного бухгалтера. Казначей осуществляет учет и хранение денежных средств, пожертвований и других поступлений, составляет годовой финансовый отчет. Приход ведет бухгалтерскую отчетность.

52. В случае переизбрания приходским собранием или изменения епархиальным архиереем состава приходского совета, а также в случае переизбрания, отстранения епархиальным архиереем или смерти председателя приходского совета приходское собрание образует комиссию из трех членов, которая составляет акт о наличии имущества и денежных средств. Приходской совет принимает материальные ценности на основании этого акта.

53. Обязанности помощника председателя приходского совета определяются приходским собранием.

54. В обязанности казначея входит учет и хранение денежных сумм и иных пожертвований, ведение приходно-расходных книг, совершение по указанию председателя приходского совета финансовых операций в пределах бюджета и составление годового финансового отчета.

6. Ревизионная комиссия

55. Приходское собрание из числа своих членов избирает ревизионную комиссию прихода, состоящую из председателя и двух членов, сроком на три года. Ревизионная комиссия подотчетна приходскому собранию. Ревизионная комиссия проверяет финансово-хозяйственную деятельность прихода, сохранность и учет имущества, его использование по назначению, проводит ежегодную инвентаризацию, ревизует зачисление пожертвований и поступлений и расход денежных средств. Результаты проверок и соответствующие предложения ревизионная комиссия представляет на рассмотрение приходского собрания.

В случае выявления злоупотреблений ревизионная комиссия немедленно информирует о том епархиальную власть. Ревизионная комиссия вправе направить акт проверки непосредственно епархиальному архиерею.

56. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности прихода и приходских учреждений принадлежит также епархиальному архиерею.

57. Члены приходского совета и ревизионной комиссии не могут состоять в близком родстве.

58. В обязанности ревизионной комиссии входит:

а) регулярная ревизия, включающая проверку наличия денежных средств, законности и правильности произведенных расходов и ведения приходом расходных книг;

б) проведение по мере необходимости проверки финансово-хозяйственной деятельности прихода, сохранности и учета принадлежащего приходу имущества;

в) ежегодная инвентаризация имущества прихода;

г) контроль за снятием кружек и пожертвованиями.

59. Ревизионная комиссия составляет акты о проведенных проверках и представляет их на очередное или чрезвычайное заседание приходского собрания. При наличии злоупотреблений, нехватки имущества или денежных средств, а также при обнаружении ошибок в ведении и оформлении финансовых операций приходское собрание принимает соответствующее решение. Оно имеет право предъявить иск в суде, предварительно получив на то согласие епархиального архиерея.

Должностная инструкция Церковный староста

УТВЕРЖДАЮ

Настоятель

“____” __________________ 2011 год

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Церковный староста

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность церковного старосты.

1.2. На должность церковного старосты избирается член Приходского собрания в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви.

1.3. Назначение на должность старосты и освобождение от нее производится распоряжением настоятеля (председателя Приходского совета) по благословению Епархиального архиерея.

1.4. Староста должен знать:

— Устав Русской Православной Церкви;

— Устав прихода;

— Указы, распоряжения, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих органов, касающиеся хозяйственного богослужения организации и содержания служебных и бытовых помещений зданий;

— Правила и нормы охраны труда;

— правила внутреннего трудового распорядка;

1.5. В своей деятельности староста руководствуется:

— Уставом Русской Православной Церкви и другими внутренними установлениями Русской Православной Церкви, постановлениями Поместного Собора, Архиерейского Собора, Священного Синода Русской Православной Церкви, указами и распоряжениями Патриарха Московского и всея Руси, указами и распоряжениями Епархиального архиерея, решениями Епархиального собрания и Епархиального совета, а также Уставом Епархии;

— постановлениями, распоряжениями и другими руководящими и нормативными документами, касающимися организации выполняемой работы;

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Староста в своей деятельности руководствуется указаниями настоятеля храма и подчиняется решениям Приходского собрания.

1.7. Староста является материально-ответственным лицом.

2. Должностные обязанности

2.1. Староста является помощником настоятеля (председателя Приходского собрания):

— Представляет на рассмотрение и утверждение Приходского собрания планы хозяйственной деятельности, годовые планы расходов и финансовые отчеты.

— Отвечает за сохранность и содержание в надлежащем порядке храмовых зданий, других сооружений, строений, помещений и прилегающих территорий, принадлежащих приходу земельных участков и всего имущества, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет.

— Приобретает потребное для прихода имущество, обеспечивает его сохранность и содержание, находящегося в собственности или пользовании прихода, и ведет его учет.

— Приобретает потребное для прихода имущество, обеспечивает его сохранность и содержание, ведет инвентарные книги.

— Решает текущие хозяйственные вопросы.

— Контролирует выполнение должностных обязанностей рабочих и служащих, обеспечивая работающих всем необходимым инвентарем и инструментами.

— Заботится об охране и благолепии храма, о поддержании благочиния и порядка во время богослужений и крестных ходов.

— Осуществляет контакты с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и гражданами.

— Заботится об обеспечении храма всем необходимым для благолепного совершения богослужений.

— Организует проведение уборки и следит за соблюдением чистоты во внутренних помещениях зданий и прилегающей территории.

— Готовит помещение к осенне-зимней эксплуатации.

— Контролирует выполнение санитарных требований и правил противопожарной безопасности.

3. Права

3.1. Староста имеет право:

— получать информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;

— по вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение Приходского совета предложения по улучшению его деятельности;

— требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих должностных прав и обязанностей;

— требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей;

— требовать от руководства соблюдения кадровой политики и Трудового кодекса РФ;

4. Ответственность

4.1. Староста несет ответственность:

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством;

— за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством РФ;

— за причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством РФ;

— за нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации, — в соответствии с действующим законодательством РФ.

— за причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Условия работы

5.1. Режим работы старосты определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка Прихода.

Составил

Настоятель