Какая вера у ирландцев

Религия в Ирландии

Флаг Ирландии:
Зелёный — католики,
оранжевый — протестанты,
белый — мир между ними

Религия в Ирландской республике исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда

Дохристианская религия

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 ноября 2015 года.

Дохристианской религией Ирландии являлся друидизм.

Появление протестантизма

В XVII веке поселенцы из Великобритании начали формировать в Ирландии протестантскую общину. Постепенно численность протестантов в северо-восточных графствах превысила число католиков, что в сочетании с занятием протестантами правящих и руководящих позиций привело к дискриминации по религиозному признаку, сохраняющейся во многом и до сих пор. Основа ирландского протестантского национализма сформировалась в XVIII веке обществом «Объединённых ирландцев» под руководством У. Тона. Однако, католическое общество всегда объединяло большинство населения Ирландии, опираясь на массы сельских жителей.

Церковь Ирландии в XX веке

Противостояния между католиками и протестантами и диаметрально противоположное отношение у религиозных общин к союзу с Великобританией привели в XX веке к расколу страны, гражданской войне и многочисленным жертвам с обеих сторон. Шесть северных графств, образовавших в 1921 году Северную Ирландию, имели в составе своего населения протестантское большинство, что стало одной из причин разделения государства надвое. Три графства Ольстера, которые не вошли в состав Северной Ирландии, отличались от шести вошедших именно высоким процентом католического населения.

В конституции Ирландской республики одна из статей декларировала особое положение католической церкви в государстве как гаранта веры, исповедуемой большинством населения страны. Эта статья конституции была отменена в результате референдума только в 1972 году.

После Второй мировой войны и окончания периода цензуры позиции церкви в жизни общества постепенно начали слабеть, однако несмотря на это, Ирландия долгое время оставалась самой религиозной страной Европы. В 1949—1951 годах широкую огласку получило так называемое «дело о материнстве». Министр здравоохранения Ноэль Браун внёс законодательный проект о введении бесплатного медицинского обслуживания для детей до 16 лет и женщин. Иерархи католической церкви отреагировали на это предложение резко отрицательно, заявив в своём письме премьер-министру, что светская власть не должна вмешиваться в дела семьи и личности, и что право обеспечивать здоровье ребёнка принадлежит не правительству, а родителям, о чём премьер-министр и сообщил Брауну. Показательно, что министру после этого отказа пришлось оставить должность, но ни во время дебатов по этому вопросу, ни до и ни после, ни он ни его оппоненты не подвергали сомнению право церкви на влияние в социальной сфере и в области морали.

Важным этапом в изменении роли религии в обществе стало начало телевещания, которое привело к открытому обсуждению ранее запретных вопросов, таких как аборты, контроль рождаемости, разводы. Возвращавшиеся из-за рубежа ирландцы привозили с собой изменившиеся морально-этические ценности.

В 1986 году состоялся референдум по вопросу, нужно ли разрешать в Ирландии разводы. 63 % голосовавших высказались против разрешения, что говорит о большом влиянии католической морали даже в эти годы. И только в 1995 году после повторного референдума разводы в Ирландии были легализованы.

Буддизм в Ирландии

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

История приобщения ирландцев к буддизму начинается с биографии одного из первых монахов европейского происхождения урождённого ирландца У Дхаммалоки (1853—1914).

Современное состояние

Приведена таблица данных о религиозной ситуации в Ирландии.

Перепись 2006 года

Религия Численность последователей
Римо-католики 3,681,446
Церковь Ирландии 125,585
Мусульмане 32,539
Пресвитериане 23,546
Православие 20,798
Методисты 12,160
Апостольская церковь 8,116
Буддисты 6,516
Индуисты (в том числе Сознание Кришны) 6,082
Лютеране 5,279
Евангелисты 5,276
Свидетели Иеговы 6,291
Баптисты 3,338
Иудеи 1,930
Викка 25
Пантеизм 1,691
Агностицизм 1,515
Атеисты 929
Мормоны 1,237
Квакеры 882
Старокатолики 540
Бахаизм 504
Церковь Братьев 365
Другие христианские направления 29,206
Другии религии 8,576
Не религиозные 186,318
Не определившиеся 70,322
Всего 4,239,848

30 марта 2012 года агентство KNA обнародовала данные новой переписи населения, по которой число атеистов («не религиозные») в стране с 2006 года увеличилось почти на 45 % и составило 269 800 человек. Большую часть этой категории составляют 25-29-летние граждане страны.

Примечания

  • 8. Religion (англ.) Предварительные результаты переписи 2016 года

Это заготовка статьи об Ирландии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Страны Европы: Религия

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

LiveInternetLiveInternet

Ирландия, своему крещению обязана св. Патрику, весьма смутной личности.

Единственным источником сравнительно надёжных биографических сведений о Патрике являются его собственные произведения — «Исповедь» (Confessio) и обращённое к королю Коротику письмо.

Время и место рождения святого неизвестны, упомянутое в «Исповеди» местечко Баннавем, или Баннавента Берния (Bannavem Taburniae), более нигде не фиксируется.

Время событий, ориентировочно 5-й век, а христианство уже отжигало…

Патрик называет себя сыном дьякона (по другой версии — сыном декуриона — римского офицера-чиновника Кальпурния), и внуком священника по имени Потит. Из косвенных упоминаний в текстах, очевидно, что святой происходил из достаточно состоятельной семьи.

Есть свидетельства о том, что у него было две сестры, одна из которых — Дарерка Ирландская – тоже святая, у него вообще вся семья была святая, чуть ли не при жизни х)

Сестра его Дарерка — дважды была замужем, ее 3-е сыновей также стали святыми чудодейственным образом — Рит (Reat), Ненн (Nenn) и Эдх (Aedh), а может, и не только трое.

Вообще, по преданию, у неё было аж 17 сыновей, благослови ее богх, все они, согласно, Колгану, были епископами. А также было еще 2 дочери х) – это все подвиги святой…

Но вернемся, к Патрику. по ряду предположений, при рождении святого звали Магон.

(или Майвин Суккат). В хозяйстве его набожных родственников, были рабы.

В своих произведениях Патрик неоднократно упоминает о своей неучёности, в то же время встречаются и упоминания о полученном им хорошем образовании.

Однако молодость была еще страннее, несмотря на то, что отец его был римским офицером, его 16-тилетним мальчиком угнали, предположительно, разбойники-ирландцы под предводительством Ниалла Девяти Заложников, или же пикты и скотты:

«Из загородной усадьбы своей семьи был похищен и «со многими тысячами» увезён в Ирландию» (а где он до этого был?)

Разбойники заставляли его пасти овец (предположительно, в графстве Антрим), а то больше, видимо, некому было х)

Сам об этом, он в своей «Исповеди», говорит, что дескать было это «наказание за забвение заповедей Господа и игнорирование предостережений священников»!!

По словам Патрика, в детстве и юношестве он не знал истинного Бога, но за годы рабства обратился к нему,проводил дни и ночи в непрестанных молитвах (что ж с ним разбойники делали-то?), и в итоге, через 6 лет голос, в ночном видении, сказал ему: «Правильно делаешь, что постишься, ибо скоро вернешься ты в родную сторону», и потом — «Пойди и взгляни — твой корабль ждет тебя» — т.е. в 22 года окончательно сошел с ума уже…

Но, как ни странно…

После видения Патрик убегает и через 200 миль пути обнаруживает корабль, спускаемый на воду. Капитан корабля отказывается взять святого с собой (он уже тогда освятился?), так как Патрику нечем заплатить, но его в итоге приглашает на борт один из подчинённых капитана. Патрик принимает предложение при условии, что ему не придётся соблюдать обычаи мореходов (это какие это?).

Патрик со своими спутниками после 3-х дней плавания, 28 дней движется по пустынной местности (пустыня в море – это уже совсем разлад)… В пути по его молитвам, Бог посылает путникам пропитание — стадо свиней. Также, путешественники находят мёд диких пчёл, но Патрик, считая эту пищу языческой, отказывается от нее (ну, свиньи-то всяко лучше, логично?)

В ту же ночь к Патрику пожаловал в гости сам Сатана! но Бог помог ему одолеть нечистого (еще того интересней). Потом, его опять кто-то ненадолго украл, и как, сетует Патрик в исповеди — «всего невзгод на его долю пришлось 12″…

В конечном итоге, Патрик возвращается домой, однако вскоре во сне ему является некий Викториций (вероятно, ангел – не известный ранее х).

Так вот, ангел этот, нес множество писем, одно из которых было адресовано ему и оно гласило:

«Святой брат, приди к нам, и снова будь с нами» или «Мы умоляем тебя, приди и обрати нас».

Согласно разным переводам, письмо было озаглавлено «Голоса Ирландии», в общем, сама Ирландия призвала Патрика на свою голову, посредством ангела-почтальона…

Здесь начинается период в жизни святого, еще более слабо освещённый в «Исповеди». Вместо Ирландии, он оказывается во Франции? Патрик становится служителем церкви, вероятно, в Галлии, получает сан диакона после обучения у святого Германа, и готовится к тому, чтобы стать новым епископом.

Однако, там у него нашлись противники уже, в частности, его же собственный друг, которому Патрик рассказывал о своём «30-й (уже) давности грехе» — до того, как стать диаконом, этот грех Патрик совершил, когда ему, ещё не было пятнадцати лет (еще до похищения что ли?), и он «ещё не был достаточно силён» (и снова, напрашивается вопрос, какой это? х).

Суд происходил на счет этого «неизвестного» греха, в Британии, в отсутствие Патрика, отдельно он клялся, что изменился с тех пор, и после обращения к Господу и пройденных испытаний, сказал:

«Бог избрал его проповедовать Евангелие язычникам на «краю земли».

Решающей ночью перед выносом решения, у него случается снова видение, в котором Бог обещал кару его обвинителям!!

Далее пробел…

В Ирландию он прибывает уже в епископском сане в 432 году.

(Это даже для 5-го века слишком оригинальная история, зачатки христианства, очень показательные…)

Далее, в «Исповеди» Патрик упоминает, что первоначальная его паства, состояла в основном из молодежи, женщин и рабов, то есть из довольно маргинальных слоёв общества, позже втерся в доверие влиятельным людям и основал 600 (или 300) церквей в Ирландии.

Святой Патрик подчёркивал важность миссионерства, которое к VI веку стало отличительной чертой ирландской церкви. Одна из особо «забавных» легенд, связанных с миссионерством святого, рассказывает о двух королевских дочерях, Этне и Феделм, встретивших святого и его спутников у озера.

Девушки расспросили святого Патрика о Боге, уверовали и были крещены, но им захотелось большего: они попросили о причастии, чтобы быстрее увидеть Бога, и после тут же умерли!! были канонизированы как святые девы Коннахта (добрая христианская притча х)).

Далее, подвигам Патрика не было конца… не все умирали, правда.

Общее прозвище ирландцев, по сей день, — «Пэдди» (Paddy), происходит от сокращения имени святого Патрика.

Дата смерти святого неизвестна, но по преданию, перед смертью, святой 40 дней и ночей провёл на вершине горы Кроу, а в последний час, после того, как его исповедовал епископ Тассах, бросил с горы колокол, молясь о том, чтобы в Ирландии не иссякла вера (как снова ни странно, это его желание сбылось даже чрезмерно)

Снова, какой-то ангел обещал святому посмертное исполнение его 4-х просьб, среди которых наиболее интересна: «возможность судить всех ирландцев».

День поминовения святого — 17 марта.

Святой, по одной из гипотез, на примере трилистника объяснял ирландцам смысл Единства Божества в Святой Троице, отсюда, трилистник (клевер) его основной символ (как и символ всей Ирландии после принятия христианства), в том числе на поздравительных открытках на «День святого Патрика», вот например, открытки Samuel L. Schmucker 1910-х гг.:

Единственное, что неясно, по этим изображениям, но довольно забавно – это наличие курительных трубок…?

В этот праздничный день принято носить зелёную одежду (в Чикаго даже реку красят в зелёный цвет, в Америку в свое время, переехало жить очень большое кол-во Ирландцев со всеми вытекающими), в этот день также принято устраивать музыкальные и пивные вечеринки. И, на самом деле, святой Патрик выглядит вот так х):

Мурьху и Тирехан, авторы первых житий святого Патрика, созданных в VII веке, по-видимому, читали его Исповедь, но достаточно вольно разбавляли ее историями порой еще более необыкновенного содержания.

В преданиях упоминаются чудеса, происходившие вокруг одного жадного хозяина, не желавшего честно отдать святому Патрику часть местных земель (хе-хе), а земли те были будущим монастырем в Арме, ставшим главным религиозным центром Ирландии (что предполагало и большое политическое влияние).

Упоминается о том, что святой принёс в Ирландию письменность и что он изгнал оттуда всех змей.

Однако письменность на остров проникла ещё раньше через романизированную Британию, а змеи исчезли независимо от Патрика.

Но самое уморительное в крещении Ирландии, — «перекличка с письмом ангела», отправлявшего его на Ирландию.

У короля Ирландии, Лойгуре, друиды предсказали пришествие святого — «что из-за моря (после того, ка кон странным способом стал епископом во Франции) придёт новый обычай, который изничтожит богов их со всеми их искусными деяниями». Стихотворный текст пророчества:

Придет бритоголовый
Из-за моря безумного,
Его плащ с дырой для головы,
Его посох загнут наверху,
Его стол на западе его дома;
Все его люди ответят:
«Аминь, аминь»

(О, как…)

После его прибытия, началась холодная война Патрика с друидами, и во время Белтайна, после разговора с неким друидом Лохру, Патрик желает, чтобы тот немедленно умер, и друид падает и разбивает себе голову о камень…?!

Напавшее после этого события на святого войско, покрывает мгла и охватывает паника, в результате чего почти все нападавшие гибнут (добрые христианские методы – не в первый раз уже встречаются в этой повести).

В результате дальнейших состязаний с друидами, в которых сам Патрик проявляет магические способности, среди которых — выделение яда из кубка, удаление с целой долины насланного друидами снега и управление огнём и водой.

После этого Лойгуре преклоняет колени перед святым, а вместе с ним и вся Ирландия… (еще бы, такой страшный тип…х)

Проповедь 3-м королям Ирландии:

По другой версии, однако, Лойгуре не покорился, и тогда Святой Патрик обратил его с его людьми в стадо оленей и продолжил распространять христианство.

Второй король Ирландии, — Коротик, не внявший проповедям святого превратился в лисицу и бежал.

По мере этих событий, святой Патрик совершал еще множество чудес, — возвращая слепым зрение, глухим — слух, исцелял прокажённых; воскрешал умерших.

Однако, возвращал это утерянное здоровье только тем, кто должен был выполнить его отдельные задания, после которых забирал исцеление обратно или лишал чего-то другого…?

Безусловно, такие странные действия святого, вызывали у него множество врагов, например, случай, когда его возничий Одран стал святым ему подобным:

Они поменялись местами в колеснице, когда Одран узнал, что их ожидает засада. А засаду устроил 3-й король Ирландии — Фольге, который хотел отомстить Патрику за разрушение идолов языческих, но был убит Одран, а Патрик продолжил свой «тернистый» путь.

Святому Патрику посвящено в настоящее время множество соборов и церквей по всему миру!

Наиболее известный из которых — собор Святого Патрика в Дублине, построенный в 1191 году. Настоятелем собора в XVIII веке был сам Джонатан Свифт:

Великий Шекспир упоминает святого Патрика в «Гамлете» («Нет, преступленье налицо, Гораций, Клянусь Патриком!»

Особо почитают Патрика, как второго по значимости после Девы Марии! — покровителя Нигерии. Отцы святого Патрика (The St. Patrick Fathers) — ирландские миссионеры, активно участвовали в евангелизации этой страны с начала XX века.

Существует даже предположение, что церковь святого Патрика повлияла и на христианизацию Руси через варягов. Существуют православные иконы, изображающие святого, в том числе иконы, написанные в восточной традиции.

(Особо низкий поклон…

Христианство загубило культуру и ценности всех стран, к которым прикасалось, ибо эту культуру обеспечивало язычество, свое родное. Почему, думаете, Япония, наиболее всех стран сохранила свои традиции? Когда к ним приезжали проповедовать христианство, они их по подобию Христа распинали на кресте (Тоётоми Хидэёши особо старался уберечь традиции), и потому несколько церквушек появились только с эпохи Мэйдзи, а это уже 19 век).

Православие в Ирландии

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Православие в Ирландии не относится к традиционно православным регионам Европы, так как после Великого церковного раскола 1054 года ирландские христиане остались в зоне влияния Римской церкви.

Обращение жителей Ирландии в христианство началось с миссией святого Патрика (V век).

История

Современная история православия в Ирландии началась после Февральской революции 1917 года. Белые русские беженцы прибыли в небольших количествах и расселились по всей стране. Русская православная Божественная литургия состоялась в различных местах по всему Дублину, после визита священников из Англии. В середине 1960-х, Николай Коурис, пожилой русский аристократ, бывший офицер вооружённых сил Российской империи и Белой армии, был рукоположён в сан священника Русской Православной Церкви Заграницей. Он служил для верующих среди русских белых эмигрантов, греческих иммигрантов, и родившихся в Ирландии, до своей смерти в мае 1977 года он переделывал некоторые дома Дублина под часовни.

В 2001 году, под эгидой Московского патриархата, приход Русской Православной Церкви Святого Петра и Павла был освящён в Дублине —район Гарольд-Кросс. В настоящее время на территории Ирландии действуют 7 приходов Русской православной церкви.

Кроме того Антиохийская Православная Церковь, Румынская православная церковь и Русская Православная Церковь Заграницей имеют представительства в Ирландии и продолжают расти.

Согласно переписи 2016 года, численность православных в Ирландии составляет 62,2 тысяч человек, согласно переписи 2011 года — 45,2 тысяч человек, это приблизительно в 2,5 раза больше, чем в 2006 году, и в 5,5 раза больше, чем в 2002 году. Таким образом, по официальным данным, православие является самой быстрорастущей религией в Ирландии.

Большинство православных в Ирландии — румыны по национальности (26 %). Далее идут граждане Ирландии (20 %) и Латвии (12,5 %).

Самым крупным центром православия в стране является город Сордс на севере графства Дублин — там, по данным на 2011 год, жило 1168 православных.

> См. также

  • Список русских православных храмов в Ирландии
  1. Orthodox Europe :: Ireland. orthodoxengland.org.uk. Дата обращения 18 сентября 2018.
  2. Russian Church to continue adding Western saints to its calendar, OrthoChristian.Com. Дата обращения 18 сентября 2018.
  3. Census of Population, Ireland 2016. Religion

Ссылки

  • Православная Ирландия. Часть 1
  • Православная Ирландия. Часть 2
  • Православие в Ирландии: прошлое и настоящее
  • В Ирландии за пять лет удвоилось число православных

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.
  • Викифицировать статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проверить достоверность указанной в статье информации.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.

Пожалуйста, после исправления проблемы исключите её из списка параметров. После устранения всех недостатков этот шаблон может быть удалён любым участником.

Страны Европы: Православие

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Ирландская диаспора

После 1840 г. эмиграция стала массовой и постоянной. Считая тех, кто отправился в Великобританию, около 10 миллионов ирландцев мигрировали после 1700 года. Общий поток мигрантов был больше, чем само население Ирландии в 1830-е. С 1830 по 1914 год, почти 5 миллионов ирландцев отправились в одни только Соединённые Штаты. В 21 веке, по оценкам демографов, около 80 миллионов человек во всём мире имеют ирландское происхождение, среди них 41 млн американцев, которые указывают своим основным этническим происхождением именно ирландское.

Такие страны, как Великобритания, США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, ЮАР, а также Барбадос и Ямайка, имеют в своём национальном составе большое количество людей ирландского происхождения, которые зачастую составляют основу католической церкви этих стран.

Большие ирландские общины существуют и в некоторых европейских странах, например, в Испании, Франции и Германии.

Основной причиной эмиграции считается Ирландский картофельный голод 1840-х годов. Именно он вынудил миллионы ирландцев бежать из страны. ирландия история население культура

Термин «ирландская диаспора» интерпретируется по-разному. Один из вариантов предлагает само ирландское правительство: членами ирландской диаспоры являются все лица ирландского происхождения, проживающие за пределами острова Ирландия. Эта интерпретация подразумевает всех ирландских граждан, которые эмигрировали за границу и их детей, которые являются гражданами Ирландии по происхождению и в соответствии с ирландским законодательством. В рамках данного юридического определения ирландская диаспора гораздо меньше — около 3 млн человек. Ирландское правительство признаёт и другую интерпретацию этого термина, по которой численность ирландской диаспоры достигает 80 млн человек, однако, она не признаёт никаких правовых обязательств по отношению к этим лицам.

Религия в Ирландии

Основной религией в Ирландии является христианство. Основная конфессия — католицизм, который исповедует более 73 % населения страны. Большинство остального населения придерживается одной из различных протестантских конфессий, крупнейшей из которых является Англиканская церковь Ирландии. Численность мусульманской общины растёт в основном за счёт иммиграции. Еврейская община на острове малочисленна.

Религия в Ирландской республике исторически играет важную роль в обществе. Основной религией традиционно является католицизм латинского обряда, второй по численности является община протестантов, и вместе они охватывают подавляющее большинство населения острова. Между прочим, считается, что цвета ирландского флага символизируют католицизм (зелёный), протестантизм (оранжевый) и единство и согласие между ними. Зелёный цвет на флаге является традиционным цветом Ирландии и восходит к гэльской традиции, символизирует традиционное католическое общество Ирландии. Оранжевый, как цвет протестантов, происходит от Вильгельма Оранского, предводителя протестантов на Британских островах.

Ниже приведена диаграмма данных о религиозной ситуации в Ирландии на 2006

Сохранилось не столь много сведений о дохристианских ирландских верованиях. Чаще всего их объединяют с кельтскими религиозными верованиями и практиками. Религия кельтов была политеистической и анимистической. О кельтском многобожии известно сравнительно мало, в значительной степени вследствие того, что языческие кельты ничего не писали о своей религии. Тем не менее, можно изучать их религию благодаря литературе раннего христианского периода, комментариям классических греческих и римских ученых и археологическим находкам.

Другие литературные источники были созданы в населённых кельтами странах — Уэльсе и Ирландии во времена христианского средневекового периода, спустя несколько веков после исчезновения кельтского язычества. Эти источники представлены в форме мифологических преданий.

Ирландская мифология входит в корпус мифологии кельтской. К ирландской эпической традиции, дошедшей до нас в средневековых рукописях, относятся саги, которые условно можно поделить на четыре группы, или цикла, а именно:

1. Мифологический цикл;

2. Уладский цикл;

3. Цикл Финна (или Оссиана);

4. Исторический цикл.

В сагах так называемого Мифологического цикла все главные персонажи принадлежат к Tuatha De Danann, «Племенам богини Дану», легендарному народу, который, как принято считать, победил фоморов и заселил Ирландию перед тем, как туда приплыли сыновья Миля, предки ирландцев, вытеснивших Племена богини Дану. Саги Уладского цикла (цикла «Красной ветви») посвящены главным образом войнам короля Конхобара из Ульстера (Улада), и, в первую очередь, жизни и деяниям самого знаменитого из них — Кухулина. Саги, относящиеся к Циклу Финна, повествуют о герое Финне Мак Кумале и его воинах (фениях). Этот цикл называют иногда Циклом Оссиана, так как большинство входящих в него поэтических текстов традиционно приписывается сыну Финна Ойсину, или Оссиану (под этим именем он известен благодаря «Песням Оссиана» Джеймса Макферсона). Так называемый Исторический цикл — самый пестрый, в него входят разрозненные саги, группирующиеся вокруг отдельных верховных или местных королей Ирландии. При этом в каждом из четырех названных циклов содержится эпический материал, восходящий к общему индоевропейскому наследию и предположительно являвшийся компонентом духовной традиции кельтских народов в эпоху до переселения на эти острова. Однако в трудах средневековых ирландских монахов-историков главные персонажи эпических преданий выстроены в единую хронологическую цепь — от времен потопа до начала вторжения в Ирландию викингов. Правление короля Конхобара в Ульстере относят к первому веку до н.э.; Финн и его воины жили и сражались во времена короля Кормака Мак Арта, который был верховным королем Ирландии, вероятно, в III в. н. э.; предания же, относящиеся к Историческому циклу, группируются вокруг королей, правивших Ирландией в II — VIII вв. н. э.

Считается, что с 432 года Святой Патрик, уроженец Римской Британии, начал распространять среди ирландцев христианство. В соответствии с так называемой «поздней традицией» (первая запись датируется 1726 годом) растение белого клевера использовалось святым Патриком для иллюстрации догмата Святой Троицы. Посмертный характер этой легенды (возникшей спустя 1200 лет после смерти святого Патрика), а также отсутствие соответствующих подтверждений в записях самого святого, заставляют задуматься о вопросах ее достоверности.

Утверждение в Ирландии христианства в V веке стало рубежом не только в ее собственной истории, но и в жизни всего кельтского мира, на огромных территориях которого не осталось больше ни одного уголка, питающегося исключительно собственными традициями. Завоевание Ирландии, для которого некогда, по мнению Тацита, у Рима не хватило всего одного легиона, совершилось новой религией мирно, безболезненно и оказалось на редкость прочным. Последнее утверждение давно сделалось общим местом научных исследований и популярных работ, и все же с ним стоит обходиться повнимательней.