Какая вера в азербайджане
Содержание
- Религии в Азербайджане
- Азербайджан — Религия
- Религии в современном Азербайджане
- Религия в Азербайджане
- Законодательная база
- История религии
- Религиозные конфессии
- Ссылки
- См. также
- Примечания
- Светское государство Азербайджан
- Древние религии Азербайджана
- Современный религиозный состав населения
- Видео о православии в Азербайджане
- История Азербайджана
Религии в Азербайджане
Религии в Азербайджане представлены совокупностью разных религиозных течений, распространенных среди этнических групп, проживающих на нынешней территории страны. Кроме того, в республике действует ряд религиозных общин. Большинство жителей Азербайджана исповедует Ислам, около 99% населения страны.
Ислам
После обретения Азербайджаном независимости, Духовное Управление Мусульман Закавказья, именуемое ныне Управлением Мусульман Кавказа (УМК), прилагает все усилия для распространения своего влияния на весь Кавказ. На Х съезде кавказских мусульман, состоявшемся в Баку в 1998 году, УМК осуществляются шаги, направленные на реализацию этого стремления. Открытие представительств УМК в Грузии и Дагестане также привлекло к себе внимание общественности.
Председатель УМК последовательно налаживает связи Управления с международными исламскими организациями, добивается установления тесных взаимоотношений с мусульманскими странами в религиозной сфере.
Сегодня УМК в рамках своих полномочий руководит в Азербайджане общинами исламской направленности, контролирует правильность соблюдения канонов шариата, проводит значительные работы в области подготовки религиозных кадров на базе созданного в 1991 году Бакинского исламского университета, несет ответственность за процессы, протекающие в религиозной жизни страны. Помимо этого, с 1992 года теологический факультет Бакинского Государственного Университета готовит специалистов по богословию и исламоведению.
В Азербайджане ислам представлен течениями шиитов-имамитов, а также суннитов-ханафитов и шафиитов. В последнее время «открытость» республики обусловила проникновение в нее ряда других религиозных направлений и суфийской секты.
В процессе исламизации суверенного Азербайджана наблюдается усиление почитания святых: наряду с традиционными, создаются новые священные места поклонения (пиры). Бахаиты, создав собственную общину, с каждым годом расширяют сферу своей деятельности.
Иудаизм
В Азербайджане существуют три еврейские общины: горских евреев, евреев-ашкенази и грузинских евреев. В целом по стране численность иудеев составляет 16.000 человек. 11.000 являются горскими евреями, из которых приблизительно 6000 живут в Баку, 4000 — в Губе, а 1000 — в других городах. Евреев-ашкенази насчитывается 4,3 тысячи; большая их часть проживает в Баку и Сумгаите. Грузинских евреев приблизительно 700 человек.
В настоящее время горские евреи составляют большинство среди всей еврейской диаспоры республики. Язык, на котором они говорят, — татский, однако в нем присутствует много тюркских, фарсидских и русских слов.
По религиозным убеждениям горские евреи являются реббани. Наряду с Ветхим Заветом, Талмуд и учение «раввинов» также воспринимаются ими в качестве основных источников религии. Ввиду того, что горские евреи долгое время не могли получать высшее духовное образование, Талмуд толковался ими в несколько искаженном виде; кроме того, они восприняли некоторые воззрения кавказских народов, связанные с идолопоклонничеством.
Представления, связанные с Дедей-ол — лесной женщиной, извлекающей и поедающей сердца и легкие беременных женщин, Змеей-Драконом, покровительствующим новорожденным, а также обряд разведения костра и перепрыгивания через него, осуществляемый за две недели до Пасхи, связаны не с иудаизмом, а местными верованиями. По сравнению с евреями-ашкенази, горские евреи более ортодоксальны в вопросах убеждений. Евреи, живущие в Азербайджане, далеки от хасидизма (религиозно-политическое течение), а также реформистского иудаизма, появившихся с начала XVIII века среди польских и украинских евреев.
В Баку, Огузе и Губе действуют несколько синагог горских евреев. Поселок Красная Слобода в Губинском районе — единственное на всем постсоветском пространстве место их компактного проживания. 9-го аванина, — в день траурного поста, — они приезжают сюда со всего мира, чтобы отправить необходимые богослужения и посетить могилы близких. В поселке имеются три синагоги и миква, служащая для исполнения ритуальных обрядов.
Евреи-ашкенази, являясь европейскими евреями, происходят из средневековой Германии.
Община грузинских евреев хоть и малочисленна, но активна. В 1997 году при финансовой помощи еврейского комитета «Джойнт» была восстановлена их синагога.
Еврейские агентство «Сохнут», а также комитеты «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола» занимаются защитой и сохранением иудейских традиций среди еврейской диаспоры Азербайджана, оказанием помощи синагогам и проведением различных культурных мероприятий. 9 марта 2003 года в Баку открылась новая еврейская синагога, являющаяся самой крупной в Европе, а в сентябре — первая еврейская школа.
Христианство
В Азербайджане христианство представлено православным, католическим и протестантским направлениями, а также различными сектантскими общинами. Кроме того, государственную регистрацию прошли 5 армяно-григорианских церквей.
В настоящее время православие представлено в республике русскими и грузинскими церквями. Русские православные церкви страны объединены в Бакинской Прикаспийской Епархии, учрежденной в 2000 году. В Азербайджане также действует 11 молоканских общин, придерживающихся старообрядчества, отделившегося от православия. Молокане не имеют церквей, а их догмы содержатся в специальных «обрядных книгах». Они отрицают церковную иерархию, имеющую особые полномочия.
Регистрация албано-удинской христианской религиозной общины явилась знаменательным событием с религиозной и политической точек зрения, хотя формально она не отличается от регистрации других общин. На сегодня в мире насчитывается около 10.000 представителей удинского этноса, причем 6000 их них живут на территории Азербайджана. 4400 удинов компактно проживают в селении Нидж Габалинского района.
В IV веке до нашей эры удины, имея родственные связи с тюркскими племенами, жили в Карабахе и Прикаспийских землях, а затем приняли христианство и распространили эту религию в Кавказской Албании. Кишская церковь (Шекинский район, селение Киш) считается первой христианской церковью — «Матерью христианской церкви».
Российский император, поддавшись на хитрость армян, переселенных царской Россией в Карабах, подписал в 1836 году рескрипт, упразднивший Албанскую церковь: ее храмы, имущество и документы были переданы армянской апостольской церкви. В сложившейся ситуации удины должны были либо принять григорианство, либо превратиться в неверующих, беззащитных «дервишей». Однако они, проявляя более 160 лет беспримерное геройство, остались верными своей религии, своим обычаям, традициям, языку и исторической родине. Удины не приняли григорианства, а, наоборот, всегда старались ликвидировать историческую несправедливость, имевшую место в 1836 году. Давно доказанные теоретически факты истории материализовались с возрождением албано-удинской христианской общины. Таким образом, справедливость и права удинов хоть частично, но восстановлены.
Католицизм представлен в Баку римско-католической общиной.
Азербайджан — Религия
Религии в современном Азербайджане
Согласно действующей Конституции Азербайджан – светское государство, поэтому религиозная жизнь отделена от светской. В стране существуют множество религиозных конфессий, так как Азербайджан – многонациональная страна, в которой проживают множество этнических групп. Несмотря на это, доминирующей религией остаётся ислам шиитского толка.
Религиозные верования на территории Азербайджана имеют долгую историю. В I тысячелетии до н.э. на территории страны был распространён зороастризм, который считался государственной религией Персидской державы (Азербайджан на тот момент входил в состав государства) при Ахеменидах и Сасанидах. Даже сегодня зороастризм популярен среди местных жителей. Одним из самых почитаемых праздников считается Новруз Байрами.
Ислам является основной религией Азербайджана. 99,2% населения страны – мусульмане. Около 85% мусульман Азербайджана исповедуют ислам шиитского толка, а 15 % — мусульмане-сунниты. Такое разделение непосредственно связано с тем, что часть Азербайджана долгое время входила в состав Ирана, единственной страны, где государственной религией считается ислам шиитского толка.
Религиозные течения и конфессии в Азербайджане
В Азербайджане существуют три большие еврейские общины: горские евреи, евреи-ашкенази и грузинские евреи. В столице Азербайджана, в городе Губа и Огуз действуют 6 синагог, так же в Азербайджане действуют еврейские культурные центры и религиозные организации. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, считается одной из самых больших в Европе.
История христианства в Азербайджане насчитывает почти 2 тыс. лет и напрямую связана с именем одного из 12 апостолов Иисуса Христа – Варфоломея. Он первым произнёс на землях Азербайджана евангельские проповеди, за что и был казнён в 71 году н.э. на территории современного Баку недалеко от Девичьей башни. Место его смерти на протяжении двух тысяч лет является местом поклонения всех христиан.
В стране действуют также как православные, так и католические храмы. На данный момент в Азербайджане функционируют 5 православных храмов, из них Кафедральный собор Святых Жен Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский собор находятся в Баку.
Католичество в Азербайджане начало распространяться с XIV века, когда в страны хлынул поток миссионеров из разных католических миссий: доминиканцев, кармелитов, францисканцев. В начале XX века в Баку был заложен фундамент первого католического храма – Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. В 2002 году Азербайджан посетил глава католической церкви Папа Римский Иоанн Павел II. В настоящее время католическая конфессия в Азербайджане немногочисленна – около 500 человек. Кроме православных и католиков, в Азербайджане существует 25 небольших общин протестантов-баптистов.
Религия в Азербайджане
Архитектура · Изобразительное искусство · Кино · Кухня · Литература · Мифология · Музыка
Национальный костюм · Религия
Мечеть в Баку
Религия в Азербайджане. Согласно действующей Конституции, Азербайджан является светским государством. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства и представлена совокупностью различных религиозных течений и конфессий, распространенных среди этнических групп, населяющих страну и проживающих по всей территории Азербайджана. Большая часть населения Азербайджана исповедует шиитский ислам.
Законодательная база
- Статья 1, главы I, закона Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания» гласит: «Каждый самостоятельно определяет свое отношение к религии, обладает правом индивидуально или вместе с другими исповедовать любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии.»
- Согласно статье 18, главы II Конституции Азербайджанской Республики: «В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. Запрещается распространение и пропаганда религий, унижающих достоинство личности и противоречащих принципам человечности. Государственная система образования носит светский характер.»
- Статья 48, главы III Конституции Азербайджанской Республики определяет: «Каждый обладает правом свободно определить свое отношение к религии, самостоятельно или совместно с другими исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакую религию, выражать и распространять свои убеждения, связанные с отношением к религии.»
История религии
Зороастризм
Основная статья: Зороастризм в Азербайджане
Истоки зороастризма в Азербайджане относятся к первому тысячелетию до нашей эры. зороастризм по меньшей мере тысячу лет оставался доминирующей религией в Азербайджане. По одной из версий название «Азербайджан» переводится как «Земля Вечного Огня», которое, как утверждается, имеет непосредственную связь с зороастризмом и огнепоклонничеством.
Сегодня религия, культура и традиции зороастризма распространены в Азербайджане. Так, например, один из самых любимых праздников — Новруз Байрамы, своими корнями уходит к зороастризму. Традицию перепрыгивать через костер, которая очень популярна во время Новруза среди детворы и молодежи, также связывают с огнепоклонничеством. Следы зороастризма до сих пор можно наблюдать в селе Хыналыг и храме Атешгях.
Религиозные конфессии
Ислам
Основная статья: Ислам в АзербайджанеМечеть XV века Туба-Шахи в МардакянеШейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде на встрече с президентом России Владимиром Путиным. 10 января 2001 г.
Ислам является основной религией в Азербайджане; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульмане. Абсолютное большинство населения Азербайджана принадлежит к шиитской ветви ислама (джафаритский мазхаб), меньшинство — к суннитской (в основном ханафитский мазхаб). Приблизительно 85% мусульманского населения Азербайджана являются мусульманами-шиитами и 15% мусульман-суннитов.
Духовное управление мусульман Закавказья, учрежденное И. В. Сталиным в 1943 году, объединяет не только мусульман Азербайджана, но и всего Закавказского региона. Резиденция Управления находится в Баку. Возглавляет это духовное управление избранный в 1980 году Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После обретения Азербайджаном независимости данная структура была переименована в Управление Мусульман Кавказа.
На 2011 год в стране действовало 1802 мечети, 75 из которых находятся в Ленкорани и 120 — в соседнем Масаллинском районе.
Иудаизм
Основная статья: Иудаизм в Азербайджане См. также: Еврейские общины Азербайджана
В Азербайджане функционируют три еврейские общины:
- 1 — община горских евреев, проживающих в основном в Губе (посёлок Красная Слобода) и Баку
- 2 — община евреев-ашкенази (европейские евреи), с основными местами проживания в Баку и Сумгаите
- 3 — община грузинских евреев, сосредоточенных в основном на приграничных с Грузией районах Азербайджана.
Еврейская община является одной из самых активных и влиятельных религиозных общин Азербайджана. В частности, в республике созданы и активно функционируют еврейские агентство «Сохнут», комитеты по защите и сохранению еврейских традиций — «Джойнт» и «Ваад-Л-Хетзола», религиозные школы-иешивы, Культурный центр еврейской общины, женское общество «Ева», благотворительное общество «Хесед-Хершон», молодежные клубы «Алеф», «Килель», видеоклуб «Мишпаха», учреждены газеты «Аз-Из», «Башня» и «Амишав».
В столице Азербайджана, а также в городах Губа и Огуз, функционируют 6 синагог. Синагога, открытая 9 марта 2003 года в Баку, является одной из крупнейших в Европе. В сентябре 2003 года в Баку была открыта первая еврейская школа.
Поселок Красная Слобода, расположенный в Губинском районе Азербайджана, является единственным местом компактного проживания евреев на всем постсоветском пространстве. В поселке имеются три синагоги и миква, которая служит местом исполнения ритуальных обрядов.
Авигдор Либерман на встрече с Ильхамом Алиевым отметил, что отношения двух народов и государств могут служить примером мирного сосуществования мусульман и иудеев.
Христианство
По итогам исследования международной благотворительной христианской организации «Open Doors» за 2012 год, Азербайджан занимает 25 место в списке стран, где чаще всего притесняют права христиан.
Православие
Основная статья: Православие в Азербайджане
Православный кафедральный собор святых жен-мироносиц в Баку
История появления христианства на территории современного Азербайджана насчитывает около 2 тысяч лет и неразрывно связана с именем апостола Варфоломея, одного из двенадцати учеников Иисуса Христа, который, согласно церковному преданию, первым огласил евангельской проповедью эту древнюю землю и принял смерть за Христа в городе Альбане (ныне город Баку) в 71 г н. э. В центральной части города, около Девичьей башни, находится памятное место, где была пролита кровь апостола. Это место свято почитается христианами и является местом их поклонения уже на протяжении двух тысячелетий.
В I тысячелетии христианство широко распространилось в Кавказской Албании, на территории которой находится современный Азербайджан, а в 4 веке была уже организована самостоятельная Албанская церковь. На данный момент в Азербайджанской Республике функционируют 5 православных храмов, 3 из которых (Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц, Собор Рождества Пресвятой Богородицы и Михайло-Архангельский храм) находятся в столице Баку.
Католицизм
Основная статья: Католицизм в Азербайджане
Католичество в Азербайджане стало распространяться в начале XIV века, благодаря усилиям многочисленных миссий францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Были основаны католические школы, монастыри. В мае 1909 года была заложена основа первого католического храма в Баку — Храма Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Католическая община Баку была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции Азербайджана 2 апреля 1999 года. В мае 2002 года в жизни Католической Церкви в Азербайджане произошло знаменательное событие — Баку с официальным визитом посетил Папа Римский Иоанн Павел II. В феврале 2007 года было завершено строительство Храма Пресвятой Девы Марии. В январе 2006 года в Баку приступил к работе орден сестёр Милосердия Матери Терезы Калькуттской, при непосредственной опеке которых в бакинском посёлке Зых начал функционировать приют для бездомных.
Протестантизм
В Азербайджане существует 25 поместных общин ЕХБ, входящих в Союз евангельских христиан-баптистов Азербайджана и объединяющих 3100 верующих, сознательно и последовательно исповедующих и практикующих свою веру (2009).
Ссылки
- Официальный сайт Бакинского Епархиального Управления
- Официальный сайт Католической Церкви в Азербайджане
- Религия в Азербайджане. Материалы Президентской библиотеки Управления делами президента Азербайджанской Республики
См. также
- Красная Слобода (Азербайджан)
- Зороастризм в Азербайджане
- Мечеть Туба-Шахи
- Вера Бахаи в Азербайджане
- Open Doors
- Список армянских храмов в современном Азербайджане
Примечания
- Закон Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания»
- 1 2 Конституция Азербайджанской Республики
- MAPPING THE GLOBAL MUSLIM POPULATION. A Report on the Size and Distribution of the World’s Muslim Population. Pew Research Center (October 2009). Архивировано из первоисточника 22 августа 2011.
- Religion. Administrative Department of the President of the Republic of Azerbaijan — Presidential Library. Архивировано из первоисточника 22 августа 2011. Религия. Управление делами Президента Азербайджанской Республики — Президентская библиотека
- Духовные управления мусульман — прошлое, настоящее… Будущее?
- Религии в современном Азербайджане
- 1 2 3 В Азербайджане функционируют свыше 1,8 тыс. мечетей, 5 православных церквей и 6 синагог
- Иудаизм в Азербайджане
- Отношения двух народов и государств могут служить примером мирного сосуществования мусульман и иудеев
- Open Doors Weltverfolgungsindex 2012 (нем.)
- Апостол Варфоломей
- История христианства и христианские общины в Азербайджане
- Храмы Бакинской Епархии
- Католическая Церковь в Азербайджане
- http://www.ebf.org/articles/display-article.php?article=190&cat=home&lang=rus
Азербайджан в темах | ||
---|---|---|
Государственная символика | Герб • Гимн • Флаг | |
География | Административное деление • Города | |
Политика | Государственный строй • Президент • Премьер-министр • Конституция • Парламент • Внешняя политика • Внутренняя политика | |
Население | Этнические меньшинства (Лезгины • Армяне • Русские) • Языки | |
Религия | Вера Бахаи • Зороастризм • Ислам • Иудаизм • Христианство | |
История | Азербайджанские ханства • Азербайджанская Демократическая Республика • Азербайджанская ССР • Азербайджанская Республика | |
Экономика | Валюта • Транспорт • Туризм • Связь • Интернет • Почта (история и марки) | |
Культура |
Архитектура • Изобразительное искусство • Ковроделие • Костюм • Кухня • Литература • Фольклор • Мифология • Музыка • Религия • Танцы • Туризм • Театры • Кино |
|
Портал «Азербайджан» |
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе
Категория:
- Религия в Азербайджане
Wikimedia Foundation. 2010.
Смотреть что такое «Религия в Азербайджане» в других словарях:
-
Религия Урарту — Религия (мифология) Урарту система верований, принятая в государстве Урарту, древнем государстве Передней Азии, которое существовало в период с VIII по VI века до н. э. на территории Армянского нагорья. Религия Урарту была типичной для … Википедия
-
Религия Бахаи — Символ Веры Бахаи стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре Вера Бахаи одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Её основатель Бахаулла (1817 1892)… … Википедия
-
Зороастризм в Азербайджане — Храм огнепоклонников (Атешгях) в Азербайджане. Восстановлен индусской общиной в конце XVII века … Википедия
-
Бахаи в Азербайджане — Содержание 1 История 2 Новое время 3 См.также 4 Ссылки … Википедия
-
Вера Бахаи в Азербайджане — Вера Бахаи Портал:Бахаи · Священные писания Байан · Китаб и Акдас Китаб и Иган Сокровенные слова Основные представители Баб · Бахаулла А … Википедия
-
Индуизм в Азербайджане — Индуизм впервые пришёл в Азербайджан вместе с купцами индусами по Великому шёлковому пути. Большинство посещавших Азербайджан индусских купцов происходили из Мултана и Синдха (современный Пакистан). После установления британского колониального… … Википедия
-
Ислам в Азербайджане — Панорама Баку с видом мечети Ислам исповедуется большинством населения Азербайджана; по данным исследовательского центра Pew Research от 2009 года около 99,2 % населения страны составляют мусульман … Википедия
-
Спорт в Азербайджане — Часть серий … Википедия
-
Этнические меньшинства в Азербайджане — Этнические меньшинства в Азербайджане Сод … Википедия
-
Русские в Азербайджане — (азерб. Azərbaycanda ruslar) второе по величине этническое меньшинство Азербайджана и одна из крупнейших диаспор русских за пределами современной России. Вместе с близкими им украинцами Азербайджана, восточнославянская община республики… … Википедия
18+ © Академик, 2000-2020
- Обратная связь: Техподдержка, Реклама на сайте
- 🔥 Скидки Путешествия
Сегодня религия — это неотъемлимая часть жизни человека, независимо от расы, языка и страны. Во многих странах мира официально главенствует одно религиозное течение, но есть государства, в которых царит религиозное разнообразие.
Религия Азербайджана насчитывает множество различных религиозных течений и конфессий. В стране проживает большое количество азербайджанцев: мусульман и христиан, зороастрийцев, иудеев и людей с нетрадиционными для азербайджанской среды религиозными течения (баптисты, адвентисты Седьмого дня, свидетели Иеговы и другие).
Светское государство Азербайджан
Азербайджан — это крупнейшая страна Закавказья с населением более 9 миллионов человек. Важное место в государстве занимают религиозные каноны и принципы, действуют законы, которые определяют положение религий в обществе и положение граждан по отношению к религиям.
Государство является одним из толерантных стран в межрелигиозных отношениях. Согласно Закону, страна придерживается свободы и выбора веры. Конституция гласит, что никто не имеет право пропагандировать ту или иную религию. В Конституции также указывается, что гражданин имеет право не исповедовать какую-либо религию, а также выражать свои взгляды по поводу веры. Наибольшее многообразие религии в Баку.
Исторически вероисповедание Азербайджана включает:
- ислам;
- христианство;
- иудаизм;
- зороастризм;
- язычество;
- манихейство;
- секты и нетрадиционные общины.
На территории страны распространились все 3 направления христианства:
- католицизм;
- православие;
- протестантизм.
В городе Альбане (нынешний Баку), недалеко от Девичьей башни, по преданию, умер за Христа апостол Варфоломей. Сегодня многие христиане страны и иностранные паломники приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.
На сегодняшний день в Азербайджане свободно действуют и распространяются исторически сложившиеся и новые религиозные течения.
Древние религии Азербайджана
Религия азербайджанцев представлена большим количеством древних религиозных верований. К ним относятся язычество, зороастризм, манихейство и другие.
Язычество
Язычество в Азербайджане распространилось в двух направлениях:
- идолопоклонство;
- огнепоклонство.
Идолопоклонство как совокупность религиозных верований, связанных с многобожием, возникло в древние времена на основе первобытных религий.
Языческие представления жителей Азербайджана представляют собой многообразные народные верования:
- анимизм;
- фетишизм;
- тотеизм;
- шаманизм.
На территории древнего Азербайджана жители поклонялись душам умерших предков, деревьям и скалам, различным природным явлениям и небесным телам. Кавказские албанцы обожествляли солнце, луну и небо. Люди поклонялись дубу Танры хан, приносили ему в жертву лошадей.
Истребить идолопоклонство и уничтожить деревянных идолов впервые призвал Моисей Каланкатуйский. Он предложил заняться распространением христианства.
Подобно многим народам Востока, древние азербайджанцы широко распространяли представления о том, что Вселенная состоит из:
- земли;
- воздуха;
- воды;
- огня.
Огнепоклонство возникло на основе древних народных верований. Большая часть Азербайджана почитала огонь, поклонялась ему. Древние люди верили, что огонь истребляет грязь и низость, очищает человека. В современном Азербайджане о сильных традициях огнепоклонства свидетельствует празднование Новруза — проведение обрядов и церемоний, связанных с огнем.
Храмы огнепоклонников назывались «атешгях». На территории государства они располагались в религиозном центре Атропатены — Газаке (Шиз), а также в Баку, Шемахе, Сальянах и Лянкяране. Атешгях в поселке Сураханы был сооружен в XVIII веке с целью обслуживания огнепоклонников, которые прибыли из Индии.
Несмотря на то, что огнепоклонство преследовалось христианством, полностью искоренить его не удалось. С приходом ислама огнепоклонство постепенно ушло из обихода.
Зороастризм
В древние времена на территории современного Азербайджана жители исповедовали зороастризм. Эта религия доминировала в стране более тысячи лет. Считается, что название государства Азербайджан связано с поклонением зороастризму, так как в переводе с среднеперсидского языка означает «Земля Вечного Огня».
Религия Заратуштры в стране берет свое начало с огнепоклонства. В VI веке до н. э. зороастризм оформился как самостоятельная религия.
Религия зороастризма гласит, что в мире существуют два начала — Добро и Зло, которые постоянно борются между собой. Свет, Добро и Справедливость олицетворяет Армузд (Ахура-Мазда), а Тьму, Зло и Гнет — Ахрима (Анхра-Манью). В этом противостоянии победит Добро, и активные последователи Армузда будут счастливы после смерти.
Представления о счастье в потустороннем мире, грехи и благие поступки свидетельствуют о зрелости религии зороастризма. Пророк Зороастр призывал верующих быть справедливыми и чистыми, бороться против нечистоплотности. Нечистыми считались тела умерших людей, поэтому их не хоронили, а оставляли в специальных горных местах, чтобы их съедали животные. После этого кости собирали и предавали земле.
В древние времена существовали два обычая захоронения костей покойников:
- после «чистки» их хоронили в горизонтально расположенных крупных кувшинах-могилах;
- умерших погребали в земле, фаянсовых гробах, подземных склепах и особенных могилах.
Согласно религии, зороастрийцы совершали обряды жертвоприношения, обязательно с молитвой мага в день Мехреган. Позже верующие приносили в жертву старых животных или относили на храмы огнепоклонников деньги. Сегодня этот обряд совершается мусульманами в праздник «Курбан байрамы» и отмечается в Азербайджане.
Зороастрийцы почитали солнце — величайшее из огней — и пять раз в день читали молитву.
Перед началом молитвы верующие проводили обряд омовения лица, рук, ног. Если молитва совершалась вечером, то смотрели на огонь, а если утром — на восходящее солнце. Они одновременно молились и поклонялись.
Традиции зороастризма сегодня
Так как между сасанидами и византийцами постоянно шла жестокая борьба, направленная на расширение сферы влияния на территории Азербайджана, то постоянно чередовалось преобладание зороастризма и христианства. Урегулированием данной ситуации стало распространение ислама, который проник в страну в середине VII века.
С распространением на территории государства ислама и христианства в средние века зороастризм не смог отвечать требованиям культурно-политической жизни и полностью утратил свое значение.
Культурные традиции зороастризма и сегодня популярны в жизни страны. Они проявляются в традиционных празднованиях других религий в виде игр, обрядов, которые очень популярны среди молодежи в сельской местности.
Одним из таких праздников является Новруз Байрамы (астрономический новый год), истоки которого находятся в зороастризме.
Традиции и влияние зороастрийской религии можно наблюдать в Атештяге — главной святыне верующих. В переводе с персидского он означает «дом огня». Этот храм был построен в VII веке индийскими паломниками на Абшеронском полуострове. С древних времен на этом месте было святилище зороастрийцев. После прихода арабов в VIII веке святилище пришло в упадок. Атештяг возродился с приходом огнепоклонников из Индии, где продолжал свое существование культ огня. Богатые индийские купцы на месте зороастрийского святилища построили ритуальные сооружения.
Атештяг действовал до 1880 года, затем был заброшен. В 1975 году после реставрационных работ храм снова открыли для посещения.
В настоящее время Атештяг признан национальным и культурным достоянием Азербайджана.
Манихейство
Манихейство — это религиозно-философское течение, возникшее из зороастрийских, христианских и буддийских представлений в Иране и странах Средней Азии. На территории Азербайджана манихейство распространилось в III веке.
Основателем этого дуалистического учения был Мани. Он связывал творение мира с борьбой света и тьмы.
Согласно манихейскому учению:
- Истоки света — великодушие, сострадание, радость, единство.
- Показатели тьмы — зло, печаль, унижение, вред.
Манихейское учение полностью противоречило принципам доминирующей религии. Его влияние стало результатом протеста, борьбы крестьян и городского населения против феодалов, поэтому его основатель начал преследоваться зороастрийскими священниками, от рук которых впоследствии умер.
Несмотря на смерь основателя течения, манихейство продолжало существовать, и в конце V века стало идейным источником маздакидов.
Современный религиозный состав населения
На сегодняшний день государство Азербайджан является мультикультурной страной с множеством действующих конфессий, среди которых значительное количество составляют мусульмане, католики, протестанты, православные и различные нетрадиционные религиозные образования.
Мусульмане
Доминирующей религией в государстве является ислам. Его исповедуют около 99% жителей страны. Большинство жителей шииты, но есть и сунниты. Историк Балазури сообщает, что уже в период правления халифа Али ибн Абу-Талиба (656—661) большинство жителей Азербайджана приняло ислам.
Исламские завоеватели на захваченных землях предлагали принять ислам. Те, кто принимал мусульманство, платили закят и получали право участвовать в боях среди мусульман. Участникам боевых действий полагалась доля от военных трофеев.
Евреи и христиане, которые не принимали ислам, платили подушную подать (джизью) и этим получали покровительство мусульман. Идолопоклонники, которые отказались принимать мусульманство, а также евреи и христиане, не желавшие платить подать, были вынуждены воевать с мусульманами.
В пограничных пунктах — рибатах — имели право жить только мусульмане. Местное население, которое не приняло ислам, переселялось в более отдаленные места, называвшиеся «ребед».
Процесс исламизации Азербайджана состоял из нескольких этапов:
- Первый этап — период исламских завоеваний (с середины VII до начала VIII века). Завершился падением в 705 году Албанского государства и потерей Албанской церковью своей самостоятельности (автокефальности). В конце этого этапа ислам в Азербайджане становится основной религией, которую для защиты своих привилегий принимали люди высших сословий. Новое религиозное течение распространилось также среди купцов и ремесленников. Древние храмы превращались в мечети.
- Второй этап — это период с начала VII века и до начала правления Буидов в Западном Иране и Ираке. В стране появляются независимые государства Ширваншахов, Мазьядидов и Саджидов. Свое существование продолжают иудеи, Албанская церковь восстанавливает самостоятельность, но богослужения проводятся на армянском языке. В горных районах распространяется крайний шиизм.
- Третий этап — это период правления Буидов (935-1055). В государстве начинает распространяться умеренный шиизм. Ведущими религиозными течениями становятся: суннизм ханафитского толка и шиизм имамитского толка. Немало последователей обретает суфизм. Один из памятников этого времени — ханега на реке Пирсаат в Ширване.
- Четвертый этап — это период правления Сельджуков (середина XI — середина XIII веков). На протяжении этого времени ведущую роль играют последователи шафиитской школы и суфийские тарикаты.
- Пятый этап — это период монгольских завоеваний (первая половина XIII — вторая половина XV веков). В этот период широко распространяется суфизм и хуруфизм.
- Шестой этап — период царствования Сефевидов (1501—1786) и с XVI века — турков-османов (1281—1924). Сефевиды распространяли шиизм, а османы распространяли по стране суннизм ханафитского толка.
После вхождения Азербайджана в Российскую империю начался новый этап в жизни Азербайджана. Правительство стремилось привлечь на свою сторону мусульманское духовенство, подчинить себе и создать в исламской религии подобную церкви структуру.
Ислам в XX веке
После прихода советской власти мусульманские религиозные деятели преследовались, а большинство мечетей закрывались. Позже они снова начали функционировать.
В настоящее время на территории страны действует около 1800 мечетей. Ислам в Азербайджане возглавляет Духовное управление мусульман Закавказья, которое было создано по инициативе И. Сталина в 1943 году. Главный орган управления этого учреждения находится в столице государства в Баку.
С 1980 года его глава — Шейх-уль-ислам Гаджи Аллахшукюр Паша-заде. После распада СССР и обретения Азербайджаном независимости, эта организация была названа — Управление мусульман Кавказа. Данная организация контролирует 1802 мечети, а также 75 мечетей в Ленкорани и 12 в Массалинском районе.
Старейшими мечетями в стране, которые сохранились до наших дней, являются:
- Джума-мечеть в Шемахе.
- Мечеть в Ахсу, построенная в VIII веке.
- Мечеть Биби-Эйбат.
- Мечеть Гейдара в Баку.
- Мечеть Биби-Эйбат — это наиболее чтимая мусульманами-шиитами святыня, памятник исламского зодчества. Она была построена над гробницей Укеймы — дочери седьмого имама Мусы аль-Казима.
Иудеи
Наряду с исламом в государстве исповедуют иудаизм. Еврейская община в Азербайджанской Республике — одна из главных общин страны.
В стране действует три еврейские общины, которые оказывают значительное влияние на общественную жизнь страны:
- община горских евреев (живут в Губе и Баку);
- община евреев-ашкенази (европейские евреи, живут в Баку и Сумгаите);
- община грузинских евреев (живут в Баку).
По инициативе еврейских общин в Азербайджане функционирует агентство «Сохнут», различные организации и советы по сохранению еврейского культурного наследия, религиозные школы и Культурный центр иудаизма. В сентябре 2003 года была открыта первая еврейская школа. В настоящее время в Азербайджане действует 5 еврейских школ, в которых обучаются 1450 школьников.
В столице государства — Баку — и других городах действует 6 синагог. 9 марта 2003 года была открыта синагога, которая считается одной из самых больших в Европе.
В Азербайджане иудаизм исторически представлен горскими евреями. Согласно мнению ученых, горские евреи являются потомками сынов Израиля, которых изгнали ассирийские и вавилонские правители из Палестины. Их предки первыми начали исповедовать иудаизм и жили за пределами Палестины. Они не преследовались христианством. В Мидии они смешались с татами, поэтому говорят на татском языке, одном из наречий персидского языка, который содержит древние арамейские и еврейские слова.
Существует версия, что горские евреи были переселены на Восточный Кавказ Сасанидским правителем Хосровом I Ануширваном (531—579 гг.), который строил на Кавказе города, заселял их персами и евреями, выселенными из Месопотамии.
В Азербайджане горские евреи появились 15 веков назад. Их появление было связано с политикой Сасанидов, которая была направлена то, чтобы обеспечить безопасность государства. Несмотря на исламизацию страны, евреи сумели сохранить свою религию, обычаи, традиции, образ жизни и мышления.
Принципы иудаизма
Согласно канонам иудаизма каждый еврей верит, что существует только один Бог — творец Вселенной. Название религии происходит от ветхозаветного Иуды.
Иудеи почитают две книги:
- Тору.
- Пятикнижие.
Эти тексты происходят от Моисея (Мойши) и регламентируют жизнь правоверного иудея.
Каждый правоверный иудей должен исполнять все 613 установлений Пятикнижия, для нееврея достаточно семи:
- Верить только в единого Бога.
- Нельзя богохульствовать.
- Не убивай.
- Не кради.
- Не прелюбодействуй.
- Не употребляй плоть живого животного.
- Суди справедливо.
На сегодняшний день иудаизм в Азербайджане находится на одном численном показателе с исламом.
Основные религиозные принципы иудаизма:
- Существует только один Бог, которому нужно поклоняться. Он источник всего сущего: материи, любви, мудрости, благости.
- Перед Богом все равны, независимо от расы, пола или вероисповедания.
- Миссия иудея — просветить человечество божественными законами.
- Жизнь — это диалог Бога и человека.
- Человеческая жизнь — это абсолютная ценность, так как человек признается бессмертным существом, которое Господь создал по своему образу и подобию.
- Поскольку иудаизм — это идеалистическая религия, духовное начало здесь преобладает над материей.
- Иудаизм предполагает приход в некие периоды истории Миссии — пророка Бога, задача которого возвратить заблудившегося человека к божьим законам.
- В иудаизме существует учение о воскресении мертвых в конце света. Это учение называется «эсхатология».
Католики
Католичество на территории современного Азербайджана начало распространяться с начала XIV века миссионерами доминиканского, францисканского, августинского и кармелитского орденов. Религия католицизма способствовала распространению европейской культуры, появились школы и католические монастыри.
В 2011 году было подписано «Соглашение о правовом статусе католической церкви в Азербайджане между Азербайджанской Республикой и Святым Престолом».
Католики Азербайджана объединены в Апостольскую префектуру Азербайджана, которую возглавляет священник-ординарий.
В настоящее время в Баку действует три религиозных учреждения католиков:
- храм Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт 7 марта 2008 года;
- часовня Христа Искупителя;
- приют для бездомных.
На сегодняшний день в Баку действуют католические соборы, приют, работает орден сестер милосердия.
Протестанты
Представители евангелистско-лютеранской церкви появились в Баку со второй половины XIX века с приходом немецких промышленников, которые участвовали в эксплуатации нефтяных месторождений.
Еще одной причиной их приезда можно считать политические и религиозные беспорядки, которые происходили в начале XIX века в Германии. Существовала версия, что на Западе приближается конец света и спастись можно только на Востоке.
В начале 1819 года в Азербайджане проживало 209 немецких семей. В Баку евангелистско-лютеранская община возникла в 1870 году. В 1899 ее представители построили в городе свой храм- кирху (современный Зал камерной и органной музыки).
В 1937 году священнослужители лютеранской церкви вместе с представителями других религиозных общин были сосланы и расстреляны. В 1994 году лютеранская община возобновила свою деятельность в Баку.
На сегодняшний день протестантизм в Азербайджане представлен 25 общинами евангелистских христиан-баптистов, численность которых составляет примерно 3 тысячи верующих.
В настоящее время в Государственном комитете Азербайджанской Республики по работе с религиозными образованиями прошли регистрацию такие протестантские религиозные общины:
- христианская евангелистская община «Новая Жизнь»;
- бакинская община евангелистов-лютеран;
- христианская община «Слово Жизни»;
- христианская община «Слово Жизни – 2» города Сумгаит;
- религиозная община «Агапе» евангелистских христиан-баптистов города Баку;
- христианская община «Нехемия»;
- христианско-баптистская община города Баку;
- община Церкви Пятидесятников «Звезда на востоке»;
- христианско-баптистская община города Гянджи;
- община «Адвентисты седьмого дня» города Гянджи;
- христианско-баптистская община города Сумгаит;
- община «Международная Церковь Братства» города Баку;
- христианская община «Библейского Общества Азербайджана»;
- община «Адвентисты седьмого дня».
Православные
В Азербайджане православные христиане занимают второе место по численности после мусульман. По статистике, количество христиан византийской традиции насчитывает 209,7 тыс. человек. Православные азербайджанцы находятся под юрисдикцией Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской православной церкви, которая была образована в 1905 году.
Охватывая территорию Азербайджана, Бакинско-Азербайджанская Епархия делится на два благочиния (административные деления):
- Бакинское городское благочиние.
- Благочиние районов Азербайджана.
В состав Бакинского городского благочиния входят молитвенные дома:
- кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц;
- собор Рождества Пресвятой Богородицы;
- Михайло-Архангельский храм;
- часовня во имя благоверного и великого князя Александра Невского (расположена на территории посольства России в Азербайджане).
В состав благочиния районов Азербайджана входят:
- Александро-Невский храм в городе Гянджа;
- Свято-Никольский храм в городе Хачмаз;
- молитвенный дом в честь преподобного Серафима Саровского в городе Сумгаит.
История распространения
Распространение православия на территории мусульманского государства было связано с деятельностью апостола Варфоломея и ученика апостола Фадея — Елисея. Согласно преданиям, Варфоломей был первым из учеников Иисуса Христа, который посетил эту землю и представил народу христианскую веру. В Баку есть место, на котором апостол Варфоломей пролил свою кровь и умер мученической смертью за веру. Эта святыня уже на протяжении двух тысяч лет является местом паломничества и поклонения.
Важное значение для православия в Азербайджане имела деятельность Елисея, который был рукоположен первым Иерусалимским Патриархоапостолом Иаковом и которого местная епархия считает апостолом Албании. Считается, что сооружение церкви в Гисе — это результат его деятельности.
Наиболее широко православие в Азербайджане распространилось в IV веке. Считается, что христианскую религию государство приняло в 313 году от Армении, когда святой Григорий Просветитель крестил албанского царя Урнайра и рукоположил предстоятелем Албанской Церкви своего внука Григориса. В это же время была создана автокефальная Албанская церковь. Название «Албанская» она получила из-за старого названия этих земель — Кавказская Албания. В результате христианство стало официальной религией в Республике Азербайджан.
Первый русский православный храм появился в Баку в 1815 году. Позже были сооружены церкви в Гаяндже и Шемахе.
В 1988 году образовалась Бакинско-Прикаспийская епархия Русской православной церкви.
22 марта 2011 года решением Священного синода Русской православной церкви Бакинско-Прикаспийская епархия была переименована в Бакинско-Азербайджанскую.
Сегодня в стране действует 6 православных соборов. Из них 5 относятся к Русской православной церкви. Три из них функционирует в Баку, по одной в Гяндже и Хачмасе. Еще один храм относится к юрисдикции Грузинской православной церкви — церковь святого Георгия в селе Гах-Ингилой Кахского района, где проживают грузины-ингилойцы (около 7500 человек).
Секты и нетрадиционные общины
В Азербайджане функционирует большое количество различных сект и нетрадиционных общин:
- баптисты;
- адвентисты Седьмого дня;
- евангелисты;
- свидетели Иеговы.
Религиозные общины баптистов, адвентистов Седьмого дня и евангелистов относятся к протестантскому религиозному течению христианства.
Многие из общин зарегистрированы в Государственном комитете Азербайджанской Республики. Одной из них является религиозная община города Баку «Свидетелей Иеговы». Она распространена по всей территории страны.
Процентное соотношение последователей
Главенствующее положение в азербайджанском обществе занимает ислам шиитского направления. 15 % населения исповедует ислам суннитского направления.
Согласно статистике, в Азербайджане действует много конфессий и религий, численность которых составляет:
Вероисповедание азербайджанского народа — это неотъемлимая часть богатой культуры страны.
Видео о православии в Азербайджане
В этом видео вы увидите сюжет о православии в Азербайджане.
История Азербайджана
О.БУЛАНОВА
В 1917 г. в Российской империи была свергнута царская власть, идеология которой выражалась формулой «Православие, самодержавие, народность». Это выражение было предложено министром народного просвещения в правительстве императора Николая I графом Сергеем Уваровым (1786-1855) и легло в 1832 г. в основу теории Официальной народности.
«При виде общественной бури, – писал С.Уваров в 1833 г. – потрясавшей Европу и которой отголосок, достигал и до нас, угрожая опасностью. Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная».
Таким образом уваровская формула стала противопоставлением другой формуле – «Свобода, равенство, братство», девизу Великой французской революции. При этом понятие народности Уваров сводил исключительно к русской нации и русскому государству, категорически не считаясь с другими религиями огромной империи.
С падением царской власти рухнул и девиз «Православие, самодержавие, народность» – вместе с остальными символами Российской империи, политическими, религиозными и культурными, безжалостно уничтоженными большевиками.
В первую очередь дело коснулось православия как основной религии империи. Религия была отделена от государства, в государственных школах отменили закон Божий, закрылись церковно-приходские школы, Церковь перестала получать дотации от государства и т.д. Впрочем, дотации от государства рабочих и крестьян перестали получать все религиозные структуры, не только православные, ведь любая религии – враг большевизма, враг марксистско-ленинской идеологии, заменившей старые идеологические принципы.
«Религия – опиум для народа» – утверждали большевики. Несколькими декретами они изолировали религиозные структуры от любых возможностей влияния на социум.
«Разобравшись» с православием, большевики нацелились и на ислам, для чего в 1918 г. был создан Комиссариат по делам мусульманских народностей. Во главе стал татарский революционер Мулланyp Вахитов.
В Азербайджане все должно было развиваться по такому же сценарию. Но большевики не смогли в 1917 г. удержать здесь власть, и в 1918 г. была образована первая на мусульманском Востоке Азербайджанская Демократическая Республика (АДР). У нее тоже были свои идеологические установки, в основе которых лежали принципы тюркизма, демократии и ислама. Ислам в Азербайджане должен был играть роль общей основы культуры.
Как только была провозглашена АДР, представители Духовного управления мусульман Кавказа переместились в Баку, где было образовано единое религиозное управление. При этом и шиитскому шейх-уль-исламу, и суннитскому муфтию были предоставлены равные права. Было создан и единый орган, управляющий делами религии – Министерство просвещения и исповедания, совмещавшее, как можно заметить по названию, эти разные направления.
Т.к. в Азербайджане во времена царской власти позиции православной церкви были очень сильны (только в Баку было около полутора десятков церквей), засилье чуждой для азербайджанцев религии не могло не сказываться на жизни общества. Обладая в Азербайджане (как, впрочем, и по всей России) недвижимостью, большими землевладениями и другими ценностями, православная церковь активно влияла на все сферы жизни, активно противоборствуя даже строительству новых мечетей и организации мусульманских структур, включая благотворительные. Поэтому неудивительно, что религиозные лидеры АДР активно боролись против православия.
Когда в 1920 г. АДР пала под натиском XI Красной Армии, произошла советизация Азербайджана – со всеми вытекающими последствиями. Советскую власть и ее борьбу против религии уже ничего не сдерживало, и в Азербайджанской ССР стало активно насаждаться безбожие как один из основных постулатов советской жизни. Был сформирован Азербайджанский Революционный Комитет (Азревком), который тут же приступил к работе. Министерство просвещения и исповедания АДР было упразднено, Духовное управление мусульман Кавказа ликвидировано, но т.к. религиозность в Советском Союзе невозможно было отменить как явление – власти прекрасно понимали, что невозможно отменить то, что складывалось тысячелетиями, дела мусульман Азербайджана были переданы в ведение Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) в Уфе.
В 1920 г. согласно декретам Азревкома «О воспрещении в школах чтения и заучивания молитв и о необходимости для учащихся приобретать учебники» и «О свободе совести» во всех школах республики, и государственных, и частных, было запрещено преподавание основ ислама. Все духовные лица были лишены права занимать какие-либо посты в системе образования – дошкольного, среднего и высшего.
Если поначалу верующим никто не запрещал отправлять свои религиозные обряды и ходить в храмы, то в последующие годы советская власть начала «охоту на ведьм»: храмы сносились или закрывались.
К началу 1928 г. в республике начитывалось 1369 мечетей, из них 969 шиитских и 400 суннитских, но уже к 1933 г. во всем Азербайджане осталось 17 действующих мечетей (шиитских, суннитских и смешанных, где верующие могли молиться попеременно). Те мечети, что не были снесены, превращались в цеха мелких предприятий, склады, магазины и пр. В Азербайджане, да и на всем Кавказе в местах компактного проживания мусульман были ликвидированы благотворительные некоммерческие фонды – вакыфы, шариатские суды, а также суды адатные (традиционные), в которых рассматривались не только религиозные, но и бытовые дела.
Набирал оборот маховик репрессий, который затронул не только духовенство, но и интеллектуальную элиту народа. За верующими теперь признавалась лишь свобода вероисповедания, но не «религиозной пропаганды».
Параллельно с репрессиями все активнее набирала обороты и антирелигиозная пропаганда. В 1924 г. Бакинский комитет партии принял решение об организации Общества воинствующих безбожников. Затем развернулась мощная кампания по упразднению чадры. Было создано несколько обществ, где женщинам разъясняли, почему они должны забыть закон предков, свои обычаи и перестать носить чадру. В некоторых случаях помимо обыкновенного разъяснения применялось и физическое насилие, шантаж и угрозы. Большевики пошли и другим – мягким и хитрым путем: они дали зеленый свет женщинам, которые хотели бы продвигаться по социальной лестнице, получать среднее и высшее образование. Но все это было возможно лишь при снятии чадры.
Естественно, что антирелигиозная пропаганда, принимавшая порой жестокие формы, и репрессии не могли не вызвать сопротивления, и верующие всех конфессий создавали подпольные структуры, призванные бороться против большевизма и безбожия. В России церковники предавали большевиков анафеме, выпускали листовки-прокламации и пр. В Азербайджане была создана довольно крупная подпольная Азербайджанская национальная партия защиты ислама. Однако просуществовала она очень недолго – к началу 1921 г. большевики ее выследили и ликвидировали, а ее лидеров либо физически уничтожили, либо сослали.
Все это, безусловно, пошатнуло позиции ислама, но искоренить вековые традиции было невозможно, и верующие тайно отправляли обряды, справляли религиозные праздники. Кто-то даже осмеливался изучать основы ислама, читал Коран. Даже партийные лидеры делали своим сыновьям обрезания, а к умершим родителям приглашали моллу. Не только в глухих деревнях, но и в крупных городах некоторые женщины ходили если не в чадре, то покрывали голову. А алкоголь и свинина, запрещенные в исламе, так в Азербайджане особо и не прижились.
Своего пика антирелигиозная пропаганда и репрессии достигли в Азербайджане в 1927-1928 гг. и в 1933 г., но максимальный всплеск пришелся на печально известный 1937-й. Впрочем, в некоторые периоды власть словно бы закрывала на религию глаза. Особенно ярко это проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда для поднятия боевого духа страны все средства были хороши. Верующим всего Советского Союза вышло послабление.
В Баку в 1943 г. было учреждено Духовное управление мусульман Закавказья, которое стало высшим духовно-административным органом мусульман всего региона. Руководителем был назначен бывший председатель Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислам Ахунд Ага Ализаде. Для полной толерантности его заместителем назначили суннита. Полномочия у Духовного управления были весьма широки – вплоть до права открывать новые мечети.
Но Великая война закончилась, жизнь входила в свою колею, более не требовалось духовной подпитки для поднятия духа советских граждан, и антирелигиозная борьба развернулась с новой силой. Начиная с 1954 г., закрывались храмы всех конфессий, открытые при Сталине. Во всем Азербайджане осталось лишь 16 действующих мечетей, включая две бакинские.
Началась жесткая антирелигиозная пропаганда, коснувшаяся не только официальных религий, но и течений и сект. В Азербайджане кроме мусульман, иудеев и православных христиан страдали и молокане, и духоборы, и представители других «ересей». В этой борьбе против религии власть взяла на основу старый проверенный лозунг: «Все средства хороши».
Помимо запретов на религию и пропаганды безбожия в газетах, на радио, в театре, в литературе, антирелигиозную пропаганду было решено развернуть в кинематографе. Еще В.И. Ленин, что для «нас главным искусством является кино». Вождь мирового пролетариата подразумевал под этой фразой, что нет лучшей возможности, чем кинематограф, донести до безграмотного населения идеи социализма. Сказал он это на заре советской власти, но идея оказалась бессмертной.
И вот в азербайджанском кинематографе появляются такие ленты, как «Севиль» (по пьесе Джафара Джаббарлы), «Семеро сыновей моих», «Последняя ночь детства» и т.п. В той или иной форме в этих объективно сильных и хороших картинах (потому что снимали их корифеи азербайджанского кино) прослеживается идея безбожия. Хотя если внимательно всмотреться в эпизод из фильма «Последняя ночь детства», то становится заметно, что один из героев картины Мурад, включая радио и смеясь, мешая тем самым пожилой женщине совершать намаз, все-таки понимает, что делает нечто непозволительное. Это можно понять по его виноватому взгляду. Советская цензура «проморгала» этот эпизод…
Однако что бы ни делали коммунисты для искоренения ислама в Азербайджане, духовные и культурные традиции, связанные с этой религией, сохранялись на протяжении всего периода советской власти. После обретения республикой независимости исламские традиции были официально одобрены властью.
*Все фото и изображения принадлежат их законным владельцам. Логотип — мера против несанкционированного использования.
Добавить комментарий