Какими способами миссионеры распространяли христианство

§ 4. Распространение христианства.

Вопросы и задания.

1. Какими способами миссионеры распространяли христианство?

Миссионеры распространяли христианство, путешествуя по разным странам и землям, читали проповеди, обращали людей в христианство.

2. Объясните, что такое церковная иерархия, какими должностями она представлена. На какие средства существовала церковь?

Церковная иерархия — это порядок подчиненности низших церковных чинов высшим. Должности: Епископ – архиепископ (митрополит) – священники – низшие церковные чины. На содержание церкви все верующие христиане платили налог – церковную десятину. Многие христиане завещали все свое имущество церкви (для спасения своей души). Также церковь жила и счет земельных пожалований королей и императоров.

3. Какие причины заставляли людей становиться монахами? Для чего следовало вводить монастырский устав?

Причины, которые заставляли людей становиться монахами: стремление победить в себе эгоизм, себялюбие в надежде обрести путь к спасению. Монастырский устав следовало ввести для того, чтобы создать единые для всех монастырей правила жизни, упорядочить жизнь монахов.

4. Чем был вызван раскол в христианской церкви? Каковы основные отличия католической и православной ветвей христианства?

Раскол в христианской церкви был вызван появлением различий между основными положениями вероучений (догматами) церквей Запад и Востока. Также, существовали различия в обрядах, правилах жизни монахов и священников. В итоге Римский папа и Византийский патриарх прокляли друг друга. Так произошел окончательный разрыв между церквями.

Восточная церковь (православная) считала, что Святой дух исходит от Бога Отца и проходит через Бога Сына, а Западная церковь (католическая) утверждала, что он исходит и от Бога Отца и от Бога Сына. Также, на Западе верили в существование чистилища и в силу индульгенций. На Востоке не признавали ни того, ни другого. Кроме того, Восточная церковь не признавала главенства римских пап.

5. Какие задачи выполняла церковь в средневековом обществе? Что понималось в Средние века под словами: «Вне церкви нет спасения»?

Церковь являлась духовным стержнем средневекового общества, определяющим все стороны его жизни. Считалось, что служители церкви могли вымолить у Господа прощение за совершенные людьми грехи. Под словами «Вне церкви нет спасения» подразумевалось, что только верующий человек спасет свою душу и обретет после смерти вечную жизнь и покой.

• Сложный план § 4. Распространение христианства.
• Конспект § 4. Распространение христианства.

Ответы на выборочные вопросы учебного издания выполнены в удобном для чтения формате PDF.

Также вы можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

Тема миссионерской деятельности и роли проповедников в распространении христианства всегда затрагиваются при изучении истории религии и церкви. Первым представителем этого движения считается Иисус Христос.

Чтобы стать настоящим проповедником, мало искренней веры. Нужно еще многое знать, чтобы суметь не только рассказать духовно чуждым людям о Боге, но и убедить их в истинности христианского учения.

Что такое миссионерство

Понятие «миссия» можно рассматривать как некое порученное дело, функцию, задание. Если термин употребляется в религиозном контексте, то его этимология и значение будут несколько другими.

Происхождение термина

Самым известным миссионером среди людей является апостол Павел, письма-проповеди которого, обращенные к народам разных стран, в наибольшей степени послужили распространению христианства во всем мире.

Термин впервые употреблен в XVI веке основателем ордена иезуитов Игнатием Лойолой. Он происходит от латинского слова missio, что означает «посылка, задание».

Значение понятия

Такое название носит религиозная деятельность, проводимая для обращения неверующих или апологетов иных религий в свою веру. Миссия в религии, имеющей строго национальные корни, не практикуется, зато в христианстве подобная деятельность распространена весьма широко.

Обоснование миссии заложено в обращении Христа к апостолам:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Работу по распространению учения ведут все христианские конфессии. В ходе своих миссий католики и протестанты делают упор на привлечение неофитов любыми средствами, часто используя в богослужении элементы местных культов. Православные готовы ради сохранения традиции пожертвовать частью потенциальной паствы, не прибегая ни к каким сомнительным «рекламным акциям».

В Российском православии миссионерство появилось в XIX веке, когда в Санкт-Петербурге было создано первое общество. Его усилия были направлены на христианизацию народов Сибири и татар. Со временем православные миссии были основаны далеко за пределами России.

История миссионерства

Распространение христианства и завоевание им статуса мировой религии произошло, в первую очередь, благодаря деятельности проповедников. Кто такие миссионеры и чем занимаются.

Появление и распространение

В ранние годы Церковь не обладала официальным институтом, занимающимся проповеднической деятельностью. Тем не менее, примеры такого служения, осуществляемого апостолами (учениками Иисуса Христа), упоминаются уже в Евангелии.

Священное Предание утверждает, что в Пятидесятницу Дух Святой снизошел на апостолов, которые отныне могли нести весть о воскресшем Христе на всех языках. Трудами первых подвижников и их учеников христианская вера за столетие охватила все Средиземноморье . Ко времени воцарения императора Константина в VI веке она стала главенствующей во всех землях Римской империи и в сопредельных странах: Армении, Месопотамии и Северной Африке.

Слово Божие многим племенам и народам несли купцы, для которых, как известно, не существует границ, а также изгнанные из своих родных мест или попавшие в плен приверженцы новой веры. Когда же христианство стало государственной религией Рима, императоры снаряжали свои посольства в другие страны для проповеди Евангелия.

Во времена могущества Византии авторитет ее священников способствовал распространению веры. Только в VII веке военные поражения и кризис в экономике заставили свернуть государственные программы евангелизации, которые уступили место деятельности проповедников-одиночек. Одним из них был святитель Стефан Сурожский, несший Благую Весть хазарам и другим народам.

В это же время происходила христианизация балканских славян, иногда насильственными методами, как, например, было в Болгарии. В 863 году эту новообразованную державу охватил голод, и соседняя Византия предложила свою помощь в обмен на крещение болгар. Аристократия подняла мятеж, тогда хан Борис предал казни представителей 52 знатных семейств, отвергнувших крещение. В числе казненных был и родной сын хана.

Огромную роль в проповеди Слова Христа сыграли святые Кирилл и Мефодий, которые в IX веке создали славянскую азбуку и письменность. Столетие спустя приняла крещение Киевская Русь, где вскоре появились богослужебные книги уже на кириллице, а не на греческом языке.

В Западную Европу христианство пришло позже. В V столетии в Ирландию явился св. Патрик. Его ученики — святые Колумб, Айдан и другие понесли Евангелие другим народам. К VII веку ирландские и итальянские миссионеры обратили в христианство британцев, в следующем столетии уже англосаксонские и франкские подвижники, такие как Виллиброрд и Бонифаций, приступили к евангелизации скандинавских, саксонских и других германских племен.

Средневековые времена

Эстафету «государственной христианизации» принял из рук Византийской империи Карл Великий. Франкский король, а затем император всегда оказывал миссионерам поддержку, в том числе военную. Карл придавал огромное значение распространению христианского учения на огромной территории своей империи, охватывавшей всю Западную Европу. Оказывая всемерную помощь проповедникам, он одновременно побуждал своих подданных учиться, овладевать грамотой, а также принимать активное участие в деятельности общин.

Победоносное движение Церкви Христовой в мире было остановлено нашествием мусульман. Захватив Ближний и Средний Восток, а также Северную Африку и практически истребив там христиан, которых в тех местах было едва ли не большинство, арабы вступили в Испанию. Хотя их натиск на севере был остановлен, значительная часть Европы многие столетия страдала от нападений арабов и турок, которым можно было противопоставить только военную силу.

Поэтому крестовые походы 1095—1291 годов были призваны не только освободить Гроб Господень, но и носили характер миссии по возвращению христианства на земли Палестины. Когда же крестоносцы были изгнаны с завоеванных территорий, ресурсы христианских проповедников освободились для выполнения своей главной задачи — нести Благую Весть не знающим Христа народам.

Но не только мусульмане оказывали противодействие распространению христианства. Подлинным бичом для монастырей, центров и баз деятельности проповедников стали викинги.

Историки отмечают, что эти морские разбойники были настоящим проклятием для народов, живущих на побережье Европы. После их нападений в Ирландии и Британии от монастырей и храмов оставались лишь развалины. Эти набеги были столь частыми, что это стало угрожать всей системе евангелизации. Во всяком случае, в годы наибольшей активности викингов работа проповедников практически прекращалась.

Но у этой проблемы была и другая сторона. Усилиями монахов, проданных в рабство, а также христианских девушек, которых заставляли становиться женами и наложницами северных разбойников, многие викинги становились христианами. Они оставляли свое пиратское поприще и даже сами начинали проповедовать Евангелие.

Современное положение

В Новое время организации, несущие Благую Весть, активизировались на фоне развития колониальных аппетитов стран Запада и усиления империалистической борьбы за передел мира. В начале XIX века структуры, занимающиеся проповеднической работой, появились в США, а к концу столетия активно заработали европейские миссии на Африканском континенте.

Их материально поддерживали администрации колоний, ведь, наряду с основной деятельностью, они выполняли многочисленные социальные функции, отвечая за образование, здравоохранение, и тем самым проводили политику правительств стран-колонизаторов.

Вторая Мировая война и последовавшее за ней уничтожение колониальной системы способствовали началу национально-освободительного движения. Многие колонии обрели независимость. В этих условиях потребовалась коренная перестройка всей системы миссий.

В начале 70-х годов XX века только в Африке несли службу почти 50 тысяч членов христианских орденов. Большинство проповедников, как монашествующих, так и гражданских, не являлись африканцами. Но уже к началу 80-х Церковь изменила методы работы, сделав ставку на коренное население. Были организованы духовные училища для африканцев. Приняв сан, они образовывали церковную иерархию, состоящую в основном из местных жителей.

Литургические тексты были переведены на языки местных племен, в богослужение стали включать элементы местных обрядов, даже музыку и танцы. Были приняты меры по недопущению в проповеднической работе расизма, наоборот, миссии выступали его категорическими противниками. К примеру, в начале 70-х годов орден «Белых отцов», протестуя против действий португальских властей в Мозамбике, отозвал из этой страны всех своих членов.

После обретения рядом стран независимости к власти в большинстве из них пришли лидеры местных племен. Христианские миссии в этих государствах стали подвергаться опасности со стороны не подконтрольных никому банд, разделивших эти страны на зоны влияния. Проповедников, как местных, так и прибывших из стран Европы и Америки, многократно похищали с целью выкупа и даже убивали.

С 1999 по 2016 годы погибли 436 священнослужителей, в том числе шесть епископов. В 2017 году в Африке, Азии и Латинской Америке лишились жизни 23 христианских проповедника.

Принципы евангелизационной деятельности

Христианская религия оказывает влияние на все стороны человеческой жизни: культуру, образование, вопросы науки, бытовые проблемы. В соответствии с этим возникли главные принципы христианской миссии.

Принцип многоязычности

В Деяниях апостолов повествуется о том, что в день Пятидесятницы Дух Святой даровал ученикам Иисуса Христа возможность говорить на языках тех народов, которым они возвещали Евангелие, чтобы каждый услышал и понял Благую Весть. Поэтому проповедник должен знать местное наречие и обычаи того народа, среди которого он работает, и по возможности переводить на него богослужебные тексты.

В Православной церкви примерами таких служителей считаются святой Николай Японский, Иннокентий Московский и другие руководители миссий. Они в совершенстве изучили язык народов, для которых проповедовали Евангелие.

Принцип универсальности

Христианство не является религией какой-то одной национальности либо определенного слоя общества. Благую Весть может принять любой житель планеты, проповедь адресована всем, ибо Иисус Христос искупил грехи всего мира и несет спасение каждому, кто способен его принять.

Универсальность христианства определил в послании к Римлянам апостол Петр, подчеркнув:

«…Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему».

Полнота этого принципа выражена в словах апостола Павла о том, что «во Христе нет ни эллина, ни иудея». Поэтому Благая Весть, которую несут проповедники, адресована всем людям, вне зависимости от пола, уровня социализации, принадлежности к тому или иному этносу или культуре.

Принцип церковной рецепции культуры

В первом послании Коринфянам апостол Павел говорит о том, как становился «своим» для представителей различных этнических и социальных категорий общества:

«Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев… Для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона… Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых».

Следовательно, проводник миссии должен принимать во внимание особенности не только этноса, но и окружения вообще.

Миссионер обязан учитывать, кому он проповедует:

  • инославным;
  • приверженцам иных религий;
  • молодежи;
  • горожанам или деревенским жителям;
  • благополучным обывателям;
  • представителям «национального гетто».

Не достаточно выучить родной язык слушателей, чтобы достичь понимания. Есть еще масса «языков», на которых общаются представители различных социальных групп. Поэтому проповедник должен владеть их «сленгом», знать интересы и чаяния. Так, для работы с молодежью миссионер должен изучить хотя бы современную музыку, не говоря уже о лексике, которую используют подростки для общения в Интернете.

Принцип христианской свободы

Секуляризм сделал само понятие свободы абсолютным, то есть независимым от каких-либо религиозных, духовных принципов, и поставил его в зависимость только от мирских законов. Христианское же представление о свободе, в том числе религиозной, заключается в познании учения Сына Божьего, который говорит:

«Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,32).

Христиане понимают свободу, как исполнение заповедей Бога.

Принцип канонического основания миссии

Современное церковное право включает понятие «каноническая территория». Оно исходит из Предания, повествующего о том, что каждому апостолу был дан свой удел, где еще не знали о Христе и Спасении. В послании к Римлянам апостол Павел говорит:

«Я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают».

Любой проповедник, покинувший свою обитель для несения Евангелия дальним народам, должен помнить эти слова, иначе его миссия станет неканонической и превратится в отвергаемый Церковью прозелитизм (стремление обратить всех людей в свою веру).

Закон о миссионерской деятельности

Президент Российской Федерации Владимир Путин в июле 2016 года подписал пакет антитеррористических законопроектов, которые представили в Госдуму депутаты Ирина Яровая и Виктор Озеров. Среди них — «Закон о миссионерской деятельности”.

Документ, получивший известность как «Закон Яровой о миссионерской деятельности», имеет форму поправок в ФЗ «О противодействии терроризму». Согласно новой редакции, понятие миссионерство применяется только к религиозным организациям, но не к частным лицам, проповедующим исключительно от своего имени.

Деятельность по приглашению в ту или иную общину, раздача религиозной литературы признается миссионерской, если исходит от имени церкви. Ее необходимо осуществлять по требованиям законодательства.

Ограничения и запреты

Работа миссии может беспрепятственно происходить только в помещениях, находящихся в собственности общины либо арендованных. В договоре обязательно указывается, что помещение снимается для осуществления религиозной деятельности согласно уставу организации. Одновременно запрещен перевод недвижимости в нежилой фонд для последующего использования его религиозной организацией.

Проводить собрания, совершать обряды, изучать священные книги в квартирах или частных домах запрещено в том случае, если на этих мероприятиях присутствуют неверующие. Вне культовых зданий, в СМИ и Интернете могут проповедовать только священники. Иные члены религиозных общин должны иметь письменное разрешение от своей церкви.

Все распространяемые материалы, в том числе литература, видео- и аудиозаписи, даже издания Святого Писания, обязательно должны содержать ссылки на полное наименование организации, занимающейся их распространением.

Религиозные объединения РФ полностью отвечают за действия своих проповедников. В случае незаконной деятельности со стороны уполномоченного церковью лица ответственность ложится на всю организацию.

Соответствующая статья закона касается иностранцев. Подданный другого государства имеет право проповедовать и проводить обряды только при условии официально оформленного приглашения и наличия трудового договора. В противном случае иностранные граждане могут участвовать в религиозных обрядах, но не руководить ими.

Ответственность и наказания

За отсутствие полного наименования на распространяемых материалах религиозная организация вынуждена будет заплатить штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Иностранные граждане за проповедь без соответствующего разрешения могут быть выдворены за пределы России.

Для нарушителей закона предусмотрены такие штрафные санкции:

  • от 5 до 50 тысяч — частным лицам;
  • от 100 тысяч до 1 миллиона — организациям;
  • от 30 до 50 тысяч рублей — иностранцам.

Депутат Ирина Яровая, отстаивая свой законопроект, ссылалась на бесконтрольную пропаганду Ислама и столь же бесконтрольные действия проповедников различных сект, называющих себя христианскими.

Известные миссионеры

Миссионерская деятельность всегда была сопряжена с большим риском. В истории было множество проповедников христианства, отдавших свои жизни за веру Христову.

Бруно Кверфуртский (≈970-1009). Окончив известную школу архиепископа Адальберта Магдебургского, был назначен архиепископом. За год до своей гибели сумел привести ко Христу короля пруссов Нетимера и его свиту. Вскоре оставшийся язычником брат Нетимера, заместивший его на троне, приказал обезглавить миссионера и повесить его соратников. В 1024 году Бруно Кверфуртского канонизировали.

Пьер Мобон (1803—1839), известный французский проповедник, стал первым французом, принесшим в Корею Слово Божие. Корейские власти запретили миссию и принялись арестовывать новообращенных. Чтобы вывести их из-под удара, Пьер Мобон сдался и был обезглавлен в Сеуле. После этого казнили и многих его последователей. В 1984 году Пьер Мобон и 103 корейских мученика были причислены к лику святых.

Даниил Сысоев (1974—2009) стал основателем Школы православного миссионера. Он занимал весьма консервативную позицию в большинстве вопросов культуры, ратовал за церковное образование, считая все светское носителем духовной деградации. Отец Даниил активно проповедовал среди московских мусульман, один из которых 19 ноября 2009 года смертельно ранил его в храме апостола Фомы.

Миссионерка Эми Кармайкл (1867—1951) не погибла от рук злодеев, но неоднократно получала угрозы от приверженцев традиционных верований. За 55 лет служения в Индии она открыла несколько детских приютов, в которых воспитывались будущие лидеры 20 миллионов христиан этой страны.

Последние двадцать лет Эми была прикована к инвалидному креслу, но работала по-прежнему: писала книги и молилась за сотни воспитанных ею детей. Перед смертью она просила вместо памятника поставить на ее могиле кормушку для птиц и написать на ней «Амма». В переводе с тамильского это слово означает «Мама».

Видео

В этом видео архимандрит Кирилл (Говорун) рассказывает о православной миссии в Африке.

До края земли. Православное миссионерство в истории России

Исторически Россия овладела огромными территориями, что обычно связывают с политическими, военными и экономическими обстоятельствами. Менее известна в этом отношении роль православия и Русской Церкви. Однако воины, промышленники и лихие казаки были не единственными первопроходцами бескрайних пространств: до края земли шли и православные миссионеры, неся с собою свет Христовой веры, а заодно грамотность и медицину…

По заветам князя Владимира

Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси

«Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла». Так писал в XI веке святитель Иларион Киевский в своём «Слове о законе и благодати».

Русский народ полученные им таланты не закопал в землю, но преумножил и щедро поделился с другими народами. Со времён великого князя Владимира, когда сложилось централизованное христианское государство со столицей в Киеве, Русь расширялась, охватывая всё новые земли и народы. Конечно, было и татаро-монгольское иго, и другие тяжёлые события, однако к концу XVI века из сравнительно небольшого древнерусского государства выросло огромное Московское царство, подчинившее себе Поволжье, Урал и часть Сибири.

Безусловно, этот процесс был связан с возраставшей военно-политической и экономической мощью Руси. Но не менее значимым фактором было осознание Русью своей миссии по хранению и распространению христианской веры. Князья, цари, церковные иерархи и святые, следуя библейскому пониманию, видели в обширности земли великое Божье благословение, знак особой милости, из чего в то же время проистекала огромная ответственность за хранение православия и устроение родной земли. Русь была призвана беречь и распространять православную веру, делиться ею с другими народами, включая их в единое цивилизационное пространство.

«Троице-Сергиева Лавра. (Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия на битву с Мамаем)». Э.Э. Лисснер. 1907 г.

Неудивительно, что укрепление Руси как на старых, так и на новых землях происходило во многом благодаря Церкви. Достаточно сказать, что один лишь преподобный Сергий Радонежский и его ученики основали около пятидесяти обителей, среди которых знаменитые Троице-Сергиева Лавра и Саввино-Сторожевский монастырь. На Севере в XII-XV веках возникли Михаило-Архангельский, Ферапонтов, Николаевский Карельский, Соловецкий и многие другие монастыри, вокруг которых появлялись города и селения. Развивалось земледелие и дорожная сеть, экономические связи. И всё это в прямой связи с монастырской колонизацией и православной миссией.

Яркий пример миссионерского служения в XIV веке дал святитель Стефан Пермский. Не с огнём и мечом, а с мирной проповедью пришёл он к народам зярян (нынешние коми) и пермяков. Несмотря на постоянные угрозы, он остался среди них, создал христианские общины, разработал пермскую письменность. Святитель Стефан, повторив подвиги апостолов, дал классический пример истинного миссионерства, которое заключается в любви к ближним и служении им, уважении к другим народам, а не цивилизаторском господстве над ними. Незадолго до кончины Стефан так молился Богу: «Взгляни на людей этих новокрещёных, которые мною, недостойным, приведены к вере. И очисти им души и тела Своею благодатью!»

Святитель Стефан Пермский

Такую же любовь к иным народам проявили преподобные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский. В 1518 году Феодорит прибыл на небольшом корабле в Кольский залив и начал многолетнюю проповедническую деятельность среди народа лопарей (нынешние саамы). Воспитанник Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, он прошёл великий искус, «умучая и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духу», а также изучая язык и обычаи лопарей. Впоследствии подвижник вспоминал: «тот народ лопарей – люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи». Благодаря блаженному Феодориту был составлен алфавит лопарского языка и богослужебные книги на нём. Как вспоминал об этом голландский купец ван Салинген, знавший святого, Феодорит «осмелился составить письменность для языка, на котором никогда ни один человек не писал».

Сподвижник Феодорита – святой Трифон – основал Печенгский монастырь, в котором монахи в основном были из числа саамов – тех самых, которые когда-то, по слову летописи, «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него».

Итак, со времён древней Руси православные проповедники шли, подобно апостолам, «до края земли» (Деян. 1:8), проповедуя, по словам церковного песнопения, «в последних концех северныя страны». Там, где они появлялись, возникали новые монастыри, населённые пункты, зарождалась национальная письменность. Новые народы вступали в духовные узы с православной Русью, обретали защиту русского царя. И это было лишь началом.

На восток!

«Святитель Иннокентий Вениаминов причащает свою североамериканскую паству». Ф. Москвитин. 2017 г.

При Иване IV Грозном Московское царство начало беспрецедентное расширение на восток. В 1552 году была взята Казань, и молодой государь решил поставить в городе православного епископа. Выбор пал на Гурия – будущего святителя Гурия Казанского. Царь повелел ему: «Поучай своё духовенство, чтобы они жили так, как требует православная вера, по заповедям Божиим. А иноверцев приводи ко крещению не страхом, а добром, избегая всякого принуждения и угроз».

В Казани был основан Спасо-Преображенский монастырь и другие обители; при них возникли школы, в которых учились дети как христиан, так и иноверцев. Святитель Гурий не разделял людей на «своих» и «чужих»: и христиане, и мусульмане, и язычники находили у него понимание и поддержку. Как сказано в житии, он «жил богоугодно, нищих кормя и неимущим во всех нуждах помогая».

После походов Ермака в 1581-1585 гг. Московское царство преодолело Уральский хребет, подчинив себе часть Сибири. Любопытно, что великий русский историк и картограф Семён Ремезов (род. в 1642 г.) в своей «Истории Сибири» считает движение на восток следствием выбора, сделанного некогда князем Владимиром, развитием исторической миссии Руси по проповеди православия. По словам Ремезова, «Всевидящий Бог наш христианский, Творец всего сущего, издавна своею волею предначертал возгласить евангельское учение (…) во все концы Сибири до края вселенной». Как бы подтверждая мысли Ремезова, священномученик Иоанн Восторгов во Владивостоке в 1909 г. говорил о великом христианском смысле выхода России к берегам Великого (т. е. Тихого) океана. Он призывал «возвратиться к смыслу наших предков: мы идём к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идём с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа». Это стремление актуализировать древнюю идею христианской империи ярко проявилось в названиях Босфор Восточный и Золотой Рог, которые граф Николай Муравьёв-Амурский закрепил в топонимике Дальнего Востока.

Миссионеры плывут на Аляску

Пределом движения на восток, как известно, стали Аляска и Калифорния…

Для описания этого великого процесса понадобятся многие книги, так что мы остановимся лишь на некоторых примерах. В 1794 году несколько валаамских монахов прибыли на Алеутские острова возле Аляски. Так было положено начало православной духовной миссии в Америке. Среди этих иноков был будущий преподобный Герман Аляскинский. Он писал об Аляске: «Любезному нашему Отечеству Творец будто новорожденного младенца дать изволил край сей». О себе же святой сказал: «я нижайший слуга здешних народов и нянька». Верные традициям святых апостолов и древнерусских подвижников, православные миссионеры в Америке стали бескорыстными просветителями и служителями местных народов. Они занимались не только духовным просвещением, но также помогали алеутам и индейцам в житейских нуждах, лечили их и защищали от притеснений со стороны недобросовестных русских промышленников и чиновников. Благодаря трудам святителя Иннокентия (Вениаминова) возникла алеутская грамота, на язык коренных жителей Америки переводились молитвы и христианская литература.

В ряде случаев православные миссионеры в прямом смысле слова содействовали расширению России. Так, святитель Гурий Таврический, который был начальником православной духовной миссии в Китае, во время осады Пекина англо-французскими войсками в 1860 году сделал многое для примирения враждующих сторон. Пользуясь благодаря праведной жизни и дипломатическим талантам огромным авторитетом у китайцев, святитель помогал в переговорах между Россией и Поднебесной. Во многом благодаря ему в 1860 году был заключён Пекинский договор, по которому в состав России вошли земли на левом берегу Амура, включая нынешнее Приморье.

Среди более мелких примеров можно привести деятельность великого алтайского миссионера протоиерея Михаила Чевалкова, благодаря которому часть племени телеутов перешла в российское подданство из-под власти Китая.

Таким образом, православные миссионеры вместе со всем народом, а порой и опережая своих единоплеменников, шли на новые земли на востоке, содействуя укреплению и расширению России.

Просветители народов

И прежде, и ныне недоброжелатели Церкви пытаются изобразить её как источник «мракобесия» и отсталости, препятствующий просвещению и полезным нововведениям. Этот миф абсолютно несостоятелен. Уже хотя бы потому, что любой критик Церкви излагает свои мысли теми буквами, которые дали нам святые Кирилл и Мефодий. И не лишним будет отметить, что именно Церковь внесла огромный вклад в развитие экономики, науки, образования и медицины в России.

Святитель Макарий Невский, апостол Алтая

В этом отношении показателен пример православных миссионеров. Благодаря им десятки народов Сибири, Дальнего Востока и русской Америки (например, алтайцы, якуты, алеуты) обрели свою письменность, вывели национальную культуру на качественно новый уровень развития. Так, в 1894 году на алтайском языке вышла книга протоиерея Михаила Чевалкова «Памятное завещание», изложенная в виде обращённого к детям повествования о своей жизни. Отец Михаил был коренным алтайцем, а с его книги берёт начало алтайская литература. Неудивительно, что именем Чевалкова – православного священника – названа Национальная библиотека Республики Алтай.

Отметим, что деятельность Алтайской миссии, основанной преподобным Макарием (Глухаревым) в 1830 году, привела к качественному улучшению жизни алтайцев. Миссионеры призывали алтайцев переходить к осёдлому образу жизни, строили для них селения, прививали грамотность, навыки гигиены и сельскохозяйственного труда. При миссионерских станах действовали школы. Вводились новейшие сельскохозяйственные технологии, а Чевалков даже изобрёл особый плуг, приспособленный для вспахивания земли на горных склонах.

Для кого-то это может показаться неожиданным, но именно православные миссионеры выступали за массовое народное образование, в том числе женское. Святой Макарий Алтайский в эпоху почти полной безграмотности говорил: «я усердно желаю умножения грамотных в простом народе и заведения школ по деревням». Особое внимание он уделял обучению девочек, которые в девятнадцатом веке практически не имели шансов получить образование. По словам преподобного, «в пользу мальчиков по крайней мере предполагаются школы по сёлам; но и вы, бедные девочки, вы, будущие матери поколений, не человеки ли, не россиянки ли?»

Алтайская духовная миссия

Доступное женское образование в церковных школах было характерно не только для Алтая, но и других территорий. Благодаря деятельности возникшего в 1870 г. Православного миссионерского общества и распространению школьной системы Николая Ильминского миллионы людей, в т. ч. девочек, смогли стать грамотными.

На Северном Кавказе развитие массового женского образования связано с деятельностью выдающихся осетинских священников-просветителей Алексия Колиева, Михаила Сухиева и Алексия Гатуева. Колиев, в частности, говорил: «Образованная мать – это образованные дети, а образованные дети – это образованное общество». Из числа воспитанниц церковных школ и училищ в дореволюционной Осетии вышла целая плеяда школьных учительниц.

Миссионеры внесли значительный вклад и в развитие медицины. В некоторых местах православный священник оказывался единственным человеком, способным оказать квалифицированную медицинскую помощь. Митрополит Нестор (Анисимов), проповедовавший в начале XX века на Дальнем Востоке, вспоминал: «Медицина на Камчатке была в плачевном состоянии. Несчастные обитатели этой заброшенной российской окраины почти поголовно болели чесоткой. Руководствуясь скромными медицинскими знаниями, я старался, по мере возможности, лечить их. Они всегда с нетерпением ждали и радостно встречали меня как избавителя от телесных страданий».

Митрополит Нестор.1938 г.

Наконец, следует сказать, что миссионеры внесли огромный вклад в науку, составляя этнографические, лингвистические, религиоведческие, географические и прочие труды. Например, многие начальники Пекинской духовной миссии заняли заслуженное почётное место в истории китаеведения.

Эпилог

Очевидно, история православной миссии является неотъемлемой частью истории России. Сотни как знаменитых, так и малоизвестных просветителей своими неустанными трудами помогали нашему Отечеству укрепляться духовно и материально. Надо помнить об этом.

Конечно, как и наша история в целом, православная миссия не всегда протекала идеально. Бывали и случаи насильственной русификации и казёнщины. Бывали назначения в качестве миссионеров людей, которые под видом миссии занимались чем угодно, только не служением ближнему. Но правильная миссия, в апостольском и святоотеческом смысле, никогда не угасала. И именно она дала то лучшее, о чём в некоторой степени сказано в настоящей статье.

Православное миссионерство: история, современность, проблематика, методика

Недавно мы отметили День славянской письменности. По этому поводу решили собрать материалы о православном миссионерстве, но сначала пара общих слов.

— Проблемы перевода в христианстве вообще не должно стоять: ведь наше Священное Писание как бы изначально «переведено». Господь говорил на арамейском, Евангелия написаны по-гречески. Более того, Евангелия суть тексты учеников Господа, а не Его Самого. У нас есть четыре свидетельства о Его жизни, учении и смерти, написанные не Им, не на Его языке, а на том, который тогда использовался для межнационального общения. Евангелия создавались сразу для всех, изначально, так сказать, как «перевод», а не «оригинал». Сейчас бы их написали по-английски.

— Кирилл и Мефодий боролись с ересью трехъязычия, учением, утверждавшим, что в христианстве есть священные языки (еврейский, греческий, латынь). Братья так не считали и спокойно переводили на язык славянских варваров.

— Относительно дела Кирилла и Мефодия надо упомянуть тот простой факт, что это дело «предано» изначально: придуманная ими глаголица была отвергнута первым же поколением их учеников. То, что известно как «кириллица», — изобретение не равноапостольных братьев, а их учеников.

— Что во всем этом хороводе переводов важно, так это то, что у нас нет «священного языка». Благая Весть рассчитана на все человечество и поэтому переводима на все мыслимые языки.

— Благая Весть не «брезгует» носить любые языковые одежды, так же как Бог не «побрезговал» стать сыном плотника и взойти на Крест.

Для начала — исследование выдающегося филолога Топорова о «дебюте славянской поэзии» — «Прогласе» равноапостольного Кирилла: апостол славян «ставит в центр «Прогласа» три мотива: приход Слова к «словенам», сопоставляемый с приходом Христа, возвещенным древними пророками; софийность Слова, убежденным апологетом которой рисуют Константина и другие источники; письменное («букъвеное») воплощение Слова, снова отсылающее к теме «словенского» слова, «своего», а не «чужого». Без слова («своего») — греховная тьма, тление плоти, опадание души. С помощью слова решаются три основные задачи, связанные с тремя космическими сферами. Оно делает возможным «греховьную / тъму отъгнати // и мира сего / тьл’я отъложити, // и раиское / житие приобрести». Оно же выполняет три духовных задания — питает человеческие души, укрепляет сердце и ум, готовит к познанию Бога. Слово подобно свету, и, как свет, оно открывает красоту и дает радость».

«Византийское миссионерство: Можно ли сделать из “варвара” христианина?» — книга блистательного современного ученого Сергея Иванова о том, почему жителям Византии не были интересны даже самые значительные миссионерские успехи. Самыми «долгоиграющими» достижениями Византии в мировой истории по справедливости считаются создание славянской азбуки и крещение Руси. И то и другое — плоды византийского миссионерства.

Но парадоксальным образом ни об одном из этих великих свершений не упомянуто в современных им византийских источниках ни единым словом! О чем же говорит нам это красноречивое молчание? Чтобы понять это, нужно углубиться в мироощущение самих византийцев.

Мы записывали лекцию Иванова, которая представляет собой как бы краткий конспект его книги.

Всем, думаю, известно о Николае Японском, основателе японского православия, — вот его книги. Менее известно, что будущий патриарх Сергий (Страгородский) по окончании Духовной академии служил в Японии миссионером под руководством Николая Японского. Этому периоду его жизни посвящены книги «По Японии (записки миссионера)» и «На Дальнем Востоке. Письма японского миссионера». Православие в Японии: вот символ того, что Православие — не «русское», не «греческое»; Православие — апостольское учение, рассчитанное на все человечество во всем его разнообразии.

«Апостолы Алтая. Сборник рассказов из жизни алтайских миссионеров». Книга описывает жизнь и труды священников Алтайской духовной миссии, учрежденной в 30-х гг. XIX в. для проповеди Евангелия среди коренного населения Алтайской возвышенности. Книга вышла в свет в 1909 г. в память 25-летия архиерейского служения святителя Макария (Парвицкого-Невского). О нем и его сподвижниках с любовью рассказывается на ее страницах. Произведения сборника отличает сочетание достоверности собственных воспоминаний с высокой поэтичностью в изображении нетронутой природы дикого Алтая. Книга красочно описывает жизнь и обычаи алтайцев, повествует о чудесной помощи Божией в трудах их просветителей, в простоте и смирении совершающих великий апостольский подвиг.

«Записки миссионера» священника Алексея Ионова — воспоминания одного из участников Псковской православной миссии, действовавшей на территории, оккупированной нацистами.

Собрание лекций, выступлений и аудиозаписей профессора Андрея Ефимова (заместителя декана миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского университета, заведующего кафедрой миссиологии) об истории миссий (палестинской, урмийской), выдающихся миссионерах (архиепископ Николай Японский, протоиерей Всеволод Шпиллер и другие), распространении христианства на Руси, православных братствах, принципах и основных периодах русского миссионерства, миссионерстве в советское время, трудностях, с которыми сталкиваются проповедники, и о многом другом.

«Миссиология» — лекции игумена Сергия (Данкова): византийская миссия, Кирилл и Мефодий, Макарий (Глухарев) и алтайская миссия, Н. И. Ильинский и лингвистические принципы миссионерства, апостол Сибири и Америки Иннокентий (Вениаминов), миссионерский подвиг Николая Японского.

«Миссия возможна» — практический курс для организаторов и актива православного молодежного служения, сборник методических материалов. Курс «Миссия возможна» рассчитан на различные аудитории, объединенные единым духом веры и желанием всем сердцем послужить деятельному исполнению Христовых заповедей. Основой всего курса является совместное изучение Священного Писания в традициях Православной Церкви и овладение навыками миссионерско-социального служения в нашем обществе. Вместе с навыками и знаниями, необходимыми в работе миссионера, данное пособие поможет избежать ошибок и недоразумений, возникающих в процессе воплощения в реальных жизненных условиях евангельских идеалов. Очень важно поэтому и умение работать с группами и в группах, где при правильном духовном подходе исполняются слова Христа «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них». Цель курса — «формирование, оснащение и поддержка команд для миссионерского и социального служения молодежи различным целевым аудиториям».

«Миссионерский кризис православия» — книга, вероятно, лучшего современного русского миссионера протодиакона Андрея Кураева:

Миссиология — это размышления о том, как мы смотримся в глазах нехристиан. В чем правда и в чем неправда этих ненаших представлений о нас. Как можно изменить эти представления.

Школы таких исследований в православии нет. Миссия была и есть, миссиология только зарождается.

В частности, потому, что хотя миссия и была в нашей истории, но традиции миссии в Православии не было.

Миссия, чтобы стать традицией, должна являть себя не разрозненными фактами внехрамовой проповеди, не связанными между собой и разбросанными по разным столетиям и странам, а златой цепью преемственности, передачи опыта и наставничества в миссионерстве. Если даже такая традиция и была, она в XX веке была раздавлена.

Вот ряд вопросов, значимых для исследователя православного миссионерства:

1. Была ли традиция православного миссионерства?

2. Если да, то была ли она зафиксирована?

3. Были ли сохранены конкретные средства миссии, включая аргументы проповедника?

4. Была ли эта традиция самовоспроизводима? Была ли преемственность, предполагающая научение более поздних миссионеров более ранними?

5. Есть ли сегодня возможность войти в эту преемственность?

6. Как Церковь относилась в минувшие века и относится сейчас к миссионерским страницам своей истории и жизни?

7. Как перенести былые миссионерские находки в сегодняшний день? (Простой пример: все православные согласны в том, что свв. Кирилл и Мефодий верно сделали, что перевели Литургию на понятный славянам язык. Но что значит сегодня быть верным заветам славянских апостолов — служить на славянском языке IX века или на языках, понятных современным людям? Являемся ли мы учениками Кирилла и Мефодия тогда, когда храним и воспроизводим их переводы молитв на старославянский язык, или же тогда, когда пробуем приблизить эти молитвы к пониманию современных людей?)

Кому лень читать Кураева, послушайте «Миссиологию» — его семинарский курс лекций, прочитанный в Московской духовной семинарии (Троице-Сергиева лавра) в 2006/07 гг. Аудиозапись любительская, сделана в аудитории МДС слушателями курса:

«Первое, о чем я вас должен предупредить: мы вступаем в terra incognita. Ни вы, ни я не знаем, в чем должен состоять предмет под названием “миссиология”».

Лекции одесского священника Вячеслава Рубского по миссионерским вопросам: атеизм, 8 Марта, православие/протестантизм и многое другое.

«Церковь. Мир. Миссия. Мысли о Православии на Западе» отца Александра Шмемана:

«До самого недавнего времени Православная Церковь считалась на Западе немиссионерской. По общему мнению, мощное миссионерское поветрие, столь характерное для христианского Запада последних столетий, как-то обошло стороной «статичное» христианство Востока. Сегодня это мнение, похоже, поколебалось. Новые исторические исследования доказывают, что достижения православных в области миссионерской деятельности – хотя и иного рода, чем у западных христиан, – были вполне весомыми и впечатляющими».

«Богословие миссии – всегда плод всецелого бытия Церкви, а не какая-то специальная область, актуальная лишь для тех, кому выпало особое миссионерское служение. Православная же Церковь особенно нуждается в уяснении главных мотивов миссии, ибо «немиссионерский» ее характер слишком часто приписывают самому существу, «святая святых» Православия – его «сакраментальному», «литургическому», «мистическому» характеру. Даже и теперь, когда пристальное изучение православной миссии привело к изменению традиционных взглядов, все еще делаются попытки увидеть в ней своеобразный эпифеномен истории Православной Церкви – то, что существует вопреки основным ее путям и тенденциям. Вот почему здесь необходимо именно богословское уяснение. Может ли быть подлинно миссионерской та Церковь, чья жизнь сосредоточена почти исключительно в литургии и таинствах, чья духовность имеет преимущественно мистическую и аскетическую окраску? И если может, то в каких пластах ее веры скрыты истоки миссионерской ревности? Таков, в несколько упрощенной форме, вопрос, который прямо или косвенно задают православным все, для кого термин «экуменический» всегда и всюду означает «миссионерский»».

Рабочий и профессор, монах и журналист, солдат и пенсионерка — количество адресатов «Миссионерских писем» владыки Николая Сербского поражает — как и охват тем: от смысла зажигания лампады перед иконой до самых глубинных вопросов духовной жизни и богословия. Епископ Шабацко-Валевский Лаврентий говорит, что красота и ценность «Миссионерских писем» Николая Сербского

«заключаются в том, что великий знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, объяснял их каждому богоискателю, несмотря на его возраст и степень образованности. Его стиль — поэзия, язык чист, как горный родник. Он сам — носитель святоотеческого Православия, золота, переплавленного в семь Вселенских соборов. Ответы на самые разнообразные вопросы, мучающие немощного человека, непосредственность речи, глубокие мысли и убедительная сила языка автора и в наши дни делают эту книгу лучшей духовной хрестоматией сербского народа. «Миссионерские письма» спасли множество сербских душ от блужданий по пустым нивам, где царит духовный голод, от отпадения от святоотеческого Православия, от уныния и отчаяния в тяжелейших условиях рабства и частых войн».

«Молитвы миссионера, или Как молиться за неправославных?» Николая Сербского:

Молитва о детях
Молитва о правителях народов
Молитва о душевнобольных
Молитва о тех, кто не почитает святых
Молитва о безбожниках (атеистах)
Молитва об иудеях
Молитва о мусульманах
Молитва о парсах (зороастрийцах)
Молитва о русском народе
Молитва о китайском народе
Молитва о японском народе

Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего, свт. Гавриила Новгородского
Молитва прп. Серапиону Кожеозерскому об обращении неверующих ближних
Молитва сщмч. Андроника (Никольского)
Молитва о миссионерах прп. Макария (Глухарева)

В рамках Миссионерской конференции 20–21 января 2012 г. в залах Государственной Третьяковской галереи прошел смотр-конкурс миссионерско-катехизаторских и социально-миссионерских проектов «Идите, научите все народы…». В качестве целей конференции были заявлены необходимость сбора активных миссионеров и катехизаторов различных регионов страны, чтобы дать им возможность обменяться опытом миссионерско-катехизаторской и социально-миссионерской деятельности.

Святитель Николай Японский с Павлом Накаи, одним из первых японцев, принявших православие

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»