Какой православный монастырь называют сердцем России
Содержание
Свято-Троицкая Сергиева лавра — сердце православной России
Свято — Троицкая Сергиева Лавра — сердце православной России.
Цели: оценить вклад в спасение Отечества Свято — Троицкой Сергиевой Лавры в трагические моменты русской истории; прививать интерес к исследованию истории и памятников культуры родной страны.
…и тут увидел я солнечнорозовую лавру. Она светилась, веяло от неё покоем. ..Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила русским людям!..Она светилась…- Сколько ещё увидит в жизни!.. Поруганная, пленённая, светилась она – нетленная. Вот живая сущность, творческая народная идея, завет веков…это вне времени, нетленное…можно разрушить эти сияющие стены, испепелить, взорвать и её это не коснётся…Высокая розовая колокольня «свеча пасхальная», с золотой чашей, крестом увенчанной…синие и золотые купола…
Помню подумал тут же: «Вот почему и ютились здесь, искали душе покоя, защиты и опоры».
(одновременно показывается презентация)
Добрый вечер, дорогие друзья! Эти слова, Ивана Сергеевича Шмелёва сказаны о Свято — Троицкой Сергиевой Лавре и относятся ко времени 20-годов XX века, когда её храмы были закрыты, и одна из самых почитаемых русских святынь стояла заброшенной, ожидая решения своей участи.
— Кому из вас знакомо название Свято — Троицкая Сергиева Лавра? Что вы знаете об этом монастыре?
Тема нашего занятия звучит так: Свято — Троицкая Сергиева Лавра — сердце православной России.
— Кто из вас хотя бы раз бывал в Свято — Троицкой Сергиевой Лавре?
— Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями!
— Почему же именно её называют сердцем православной России?
(ответы учащихся)
Давайте познакомимся с некоторыми эпизодами, связанными с историей Свято — Троицкой Сергиевой Лавры. А так же попробуем оценить её вклад в русскую историю. Ограничивался ли он только религиозной и культурной сферами деятельности?
Над этой темой работали несколько творческих групп. И сейчас они представят вам результаты своих исследований. Одним из результатов вашей совместной работы стала общая презентация, которая сопровождает ваши выступления.
1 –ая группа. (Из истории Свято – Троцкой Сергиевой Лавры)
Само рождение прославленной обители Живоначальной Троицы современно возвышению Московского княжества. Много воды утекло в реке Кончура с тех пор, как в начале августа 1337 г. пришли на её берега в пустыню лесную, безлюдную братья Стефан и Варфоломей. Вместе они выбрали место на горе в густом лесу в десяти верстах от села Радонеж и города Хотьково, устроили келью и церковь. Так началась история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, впоследствии ставшей одним из прочнейших столпов Московского княжества и российской государственности. После того, как братья построили церковь, освященную во имя Святой и Живоначальной Троицы, старший брат Стефан оставил пустынь, а младший Варфоломей постригся в монахи под именем Сергий. Весь мир узнал его как величайшего подвижника земли русской Преподобного Сергия Радонежского.
Люди, узнав о одиноком иноке-пустынножителе, стали приходить к нему и с его благословения строить собственные кельи, образовывая тем самым монастырь. А со временем уже возле самого монастыря стали заселяться землепашцы, изменяя и облагораживая окружающее пространство непроходимого леса.
Все шло своим чередом: во время игуменства Сергия Радонежского на средства смоленского Архимандрита Симона была возведена новая просторная церковь, перестроены кельи; провозглашено монашеское общежитие, построены различные сооружения, способствующие жизни общины.
При преподобном Никоне (приемнике Сергия Радонежского) монастырь был сожжен во время нашествия хана Едигея в 1408 году. Но в 1422 году был заложен новый храм во имя Святой Живоначальной Троицы, в отделке которого принимал участие иконописец Даниил Черный. Андрей Рублев специально для иконостаса собора написал свою самую известную икону «Троицу».
Через век от начала этого строительства во время правления Иоанна Васильевича (Грозного) монастырь обнесли белокаменной стеной, за которой к постройкам монастыря добавились больница и царские кельи.
Каждый из государей земли русской считал своим почетным долгом помогать монастырю. Год за годом здесь возводил храмы в честь знаменитых святых Руси. Императрица Анна Иоанновна 1 октября 1742 г. приказала открыть в монастыре духовную семинарию, а уже через два года императрицей Елизаветой Петровной он был удостоен почетного права называться Лаврой, главой которой утверждался Митрополит Московский.
С 1814 г. (после пожара в 1812 г.) на территории Троице-Сергиевой Лавры находится Московская Духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 г. в Москве.
Во времена власти Советов академия была закрыта с 1919 по 1946 гг. Советский период стал скорбным для лавры, как и для многих духовных центров страны. Троице- Сергиева лавра была реорганизована 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Но только через 20 лет были подготовлены документы, описывающие весь необходимый объем реставрационных работ. После этого Советом народных комиссаров принято постановление, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. Не смотря на все тяжести войны, реставрационные работы в музее-заповеднике не были остановлены.
20 апреля 1946 г. мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в Успенский собор лавры, в котором на следующий день состоялась первая послевоенная пасхальная всенощная литургия. После 20-летнего онемения в пасхальную ночь зазвонили колокола. Сердце православной России забилось вновь.
В этом же году была воссоздана Духовная академия, возобновившая свою деятельность в 1949 году. До 1983 года лавра являлась местопребыванием патриарха.
Учитель. Но братией монастыря совершались в не только молитвенные подвиги. Несмотря на то, что Троице Сергиева лавра является монастырём, её судьба во все времена была неразрывно связана с историей Российского государства и народа. Участники следующих групп рассматривали вопрос о значении Обители в ключевые моменты русской истории.
Вторая группа. Конец XIV века. Русское государство постепенно оправилось от разорения батыева нашествия и последствий почти двухвекового ордынского ига. Шёл сложный процесс объединения русских земель под властью Москвы. Русь стремилась обрести независимость от Золотой орды.
В 1380 году золотоордынский хан Мамай вёл бесчисленные полки наказать непокорные русские земли. Великий князь московский Дмитрий, готовясь выступить в поход на защиту русской земли, попросил благословения и молитвы у батюшки Сергия Радонежского, почитая его за своего духовного отца. Радонежский игумен не только дал благословление войску князя Дмитрия Донского перед сражением с Мамаем и предсказал ему победу. Отсюда же на Куликовскую битву отправились вместе с войском князя монах и богатырь будущей лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. В день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года, со смертельного поединка троицкого инока Александра Пересвета и татарского богатыря Челубея началась битва на поле Куликовом. И всё время, пока шла жестокая сеча, преподобный Сергий вместе с иноками стоял на молитве, непостижим образом следя за ходом битвы и сразу поминая павших по именам.
Благословения преподобного Сергия Радонежского, его молитва о русских воинах и предсказание победы, вселили мужество и уверенность в сердца и отправившихся на битву воинов, и всех русских людей. Победа на поле Куликовом стала началом освобождения от двухвекового татаро- монгольского ига.
В трудное время объединения русских земель, княжеских междоусобиц, преподобный Сергий мирил враждующих князей, останавливал кровопролитие, убеждал в необходимости единства Русской земли. А в Свято – Троицкой обители всегда находили помощь и приют бездомные и нуждающиеся, больные, престарелые и сироты.
Третья группа.
Спустя три века вновь пришла беда на русскую землю. В России со смертью в 1598 году Фёдора Ивановича последнего царя из династии Рюриковичей начинается Смутное время, принесшее неисчислимые беды Русскому государству. Голод, разруха, безвластие, сменяющие друг друга на престоле самозванцы, иностранные интервенты, хозяйничающие в Москве и по всей России… В это грозное время Троице – Сергиев монастырь не остался в стороне. С сентября 1608 года до начала 1610 года обитель осаждало 30-ти тысячное войско поляков и литовцев. За стеной монастыря три тысячи его обитателей держали 16-ти месячную осаду войск польско-литовских интервентов. Все время обороны боевой дух монахов поддерживали чудесные явления основателя монастыря и других Божьих угодников. К концу осады в обители оставалось лишь около 200-сот человек, способных сражаться. И всё же святая обитель выстояла, явив миру стойкость и силу духа русских людей. Как ни старались поляки презрительно именовавшие монастырь «курятником», стереть его с лица земли и доказать превосходство католической церкви, им это не удалось. Это была победа и духовная, и военная, и политическая.
После снятия осады основной заботой иноков стали помощь раненым, уход за больными, предоставление крова бездомным. Когда московские купцы, воспользовавшись разрухой, неимоверно подняли цены на хлеб, преподобный Дионисий, настоятель монастыря, вывез на рынок все монастырские запасы пшеницы и цены сбил. Так он сохранил жизни тысячам людей. С именем Дионисия связано и окончание Смуты. Вместе с Авраамием Палицыным келарем монастыря он разослал во все концы Русской земли грамоты, призывавшие к борьбе. Откликнулись на них русские люди во всех городах и весях. А в Нижнем Новгороде стараниями гражданина Кузьмы Минина и нижегородцев было создано народное ополчение.
Как и три сотни лет назад, перед решительным сражением за свободу и независимость родной земли, русское войско и иноки молились в древней Свято – Троицкой обители о даровании победы и Божией помощи для России. Как и три сотни лет назад , молитва была услышана. Войска ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского освободили от интервентов Москву, а затем и всю Россию. Русский народ отстоял свободу и независимость родной земли. И снова иноки Свято – Троицкой обители были вместе со всеми русскими людьми, оказывая неоценимую помощь.
Четвёртая группа.
В1812 году, когда в пределы русского государства вторглась многонациональная и многотысячная армия Наполеона Бонапарта, вновь встал вопрос о свободе и независимости России. Началась война, получившая название Отечественной, т.к. весь народ поднялся на борьбу с врагом. Свято – Троицкий Сергиев монастырь пожертвовал на военные нужды 70 тысяч рублей ассигнациями и 2500рублей серебром. По тем временам это были огромные деньги. И более 5 пудов серебра. Снова обитель не осталась в стороне от народных бедствий.
Осенью 1941 г. Враг рвался к Москве. Загорский район становился прифронтовым. Город готовился к обороне. Готовилась к обороне и Троице-Сергиева Лавра. Были расчищены крепостные стены, освобождены от кирпичных закладок бойницы, боевые стрельницы приспособлены для ведения огня. Троицкий собор был закрыт холстом, главы других церквей закрашены защитной краской. На колокольне размещен наблюдательный пункт ПВО. В Лавре располагались жилые корпуса, промышленные артели, эвакогоспиталь № 2894. Маскировкой Лавры занимался известный архитектор В.И.Балдин.
Архимандрит Кирилл (Павлов) – духовник трех последних патриархов и братии Троице-Сергиевой Лавры. Но кроме этого он солдат Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. Войну отец Кирилл начал в инженерносаперном батальоне. Затем – первое ранение в левую ногу, у станции Малая Вишера. В 1942 он получил ранение в правую руку. На ладони до сих пор виден крестообразный шрам. Батюшка не любит рассказывать о войне, но самые близкие люди знают, что во время боев за Сталинград тогда еще Иван Дмитриевич Павлов поднял из мусора книгу. Он аккуратно сложил все листочки и уже больше никогда с ней не расставался. Книга оказалась Евангелием, изменившим всю его жизнь. Румыния, Венгрия, Австрия – страны, которые вместе с боевыми товарищами освобождал отец Кирилл.
В годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Русская Православная Церковь в единстве с народом выступила против фашистских захватчиков. В те годы митрополит Ленинградский Алексий (будущий Патриарх Московский и всея Руси) отказался эвакуироваться в тыл из осажденного сражавшегося Ленинграда. В тяжелейших условиях блокады и голода, под постоянными артобстрелами богослужения совершались ежедневно. Но Церковь боролась не только посредством слова. В первый год войны в помощь фронту по всем приходам Москвы было собрано свыше 3 миллионов рублей. В храмах голодавшего Ленинграда — 5,5 миллиона рублей. На эти средства была построена авиационная эскадрилья имени Александра Невского. На слайде вы видите лётчика Александра Дмитриевича Билюкина. Всего за войну он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолёт противника.
В штурме Берлина участвовала танковая колонна, на каждом из которых светлой краской было начертано: «Построен на средства Православной церкви». Это была танковая колонна имени Дмитрия Донского, также созданная на средства верующих и православной церкви.
По всей стране собирались пожертвования на содержание раненых, на детей-сирот, потерявших на войне родителей, на тёплые вещи для бойцов. Помощь Церкви была не только финансовая. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) работал как хирург, его труды по гнойной хирургии спасли тысячи жизней солдат и офицеров.
— Творческие группы закончили свои выступления. Давайте вернёмся к тем вопросам, которые возникли у нас в начале занятия.
-Почему же именно Свято-Троицкую Сергиеву Лавру называют сердцем православной России?
— Каков её вклад в русскую историю. Ограничивался ли он только религиозной сферой деятельности?
Примерные ответы и выводы.
-
Её называют сердцем православной России, т.к. решающие моменты русской истории Лавра всегда была для страны примером верности православию, силы духа и действенной любви к своему земному отечеству.
-
Во все времена история Лавры всегда была связана с подвигом милосердия. Здесь находили помощь бедные странники и окрестные жители, получали приют и пищу нищие, обездоленные и разоренные. 3) В тяжкую пору смуты и лихолетья Лавра всегда была вместе со всем русским народом, оказывая помощь молитвенную, финансовую и даже военную.
4) Она является одной из самых почитаемых общерусских святынь. Это крупнейший действующий мужской монастырь в России.
За всю свою историю лавра познала множество взлетов и падений, от нее не зависящих. Но каждый раз возрождалась, отстраивалась и поднималась с колен, чтобы расправить свои крылья над всей землей русской и не допустить её разорения. Как и Сергий Радонежский, каждый из более чем 200 членов монастырской братии, сегодня молится о спасении земли русской и каждого живущего в ее пределах. Молиться – это в их силах. В наших же силах – поддерживать в сердце и в храмах эту молитву. И помнить урок Преподобного Сергия Радонежского о том, что и один человек «воин в поле», если битва дет за веру и отечество.
Святые места России
Среди клириков и мирян Русской Православной Церкви бытует неоднозначное мнение о паломнических поездках. Мнения разнятся: кто-то считает это обязательным, а кто-то говорит, что не стоит возлагать слишком большие надежды на особое место для молитвы… Но все сходятся в одном: святые места России — не панацея для возрастания в вере. И все же в намоленных местах, прославившихся чудесами стоит побывать. Особенно, если ваша цель — почувствовать единение с православными верующими, увидеть своими глазами храмы и монастыри с вековой историей.
Митрополит Антоний Сурожский: В паломничестве есть несколько аспектов, которые глубоко нас трогают. Во-первых, чувство, что мы все на земле странники. Русские люди живут в такой большой стране, что куда бы вы ни отправились, путешествие будет долгим, и при всех ваших усилиях оно не будет быстрым. Так что рождается чувство, что само путешествие, перемещение с места на место либо совершенно лишено смысла и значения, если единственная цель — оказаться там, куда вы направляетесь, либо что путешествие настолько значительно, что каждый шаг, каждая встреча, каждое отношение, завязавшееся в пути, может оказаться крайне важным.
Дивеево
- Нижегородская область, Дивеевский район.
- «Четвертый удел Богородицы на земле» — именно так называют Дивеево. Дивеевский женский монастырь славится крестным ходом вдоль святой канавки, святыми источниками, духовным наследием преподобного Серафима Саровского. Монастырь конца XVIII века до сих пор принимает паломников. «Дивное Дивеево» — благодатное место, где случилось настоящее чудо. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник. Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.
- В Дивеево на шпильках
- Дивеево: по святым местам
Оптина пустынь
- Калужская область
- Оптина пустынь — обитель, которая лишь чудом дожила до наших дней: разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, она, казалось, была уничтожена навсегда. Сила молитвы Оптинских старцев помогла выстоять этому святому месту России.Оптина пустынь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Он расположен неподалеку от Козельска Калужской области и был основан в IV в., но его история уходит корнями в Средневековье. Считается, что обитель основал разбойник Опта, который покаялся и стал монахом с именем Макарий. Вокруг бывшего разбойника собралась братия, он обустроил пустынь, что и стало началом жизни монастыря.Согласно другой легенде Оптину пустынь основал князь Владимир Храбрый, который поддерживал монашество или кто-то из его наследников.Есть также версия, что ранее в обители жили и монахи и монахини, а такие монастыри в древности называли Оптиными. Точных данных о создании Оптиной пустыни не сохранилось. Оптина пустынь — излюбленное место паломничество, обитель, где жили и делились своим духовным опытом Оптинские старцы.
Кижи
- Остров Кижи, Онежское озеро
- Кижи — это не только заповедник и редкий памятник деревянного зодчества, но и святое место России, куда можно приехать и помолиться. Самым намоленным местом считается Кижский погост с Церковью Преображения Господня, которая была построена без единого гвоздя. Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.
Соловецкий монастырь
- Белое море
- Это святое место России расположено за Полярным кругом. Соловецкие острова в 160 километрах от Северного полярного круга. В 15-м веке православные подвижники Савватий, Герман и Зосима избрали это пустынное место для молитвенного уединения и положили начало Соловецкому монастырю. С тех пор Соловецкий монастырь превратился в центр Беломорского края. Сложная история монастыря и боль верующих за древнюю обитель сделали монастырь местом памяти, тихой молитвы и паломничества для тех, кто ищет уединения.
Троице-Сергиева Лавра
- Московская область, Сергиев Посад
- Прославленную обитель Живоначальной Троицы основал преподобный Сергий Радонежский в 1337 году. Сергей Радонежский — один из самых почитаемых на Руси святых. Именно он благословил Дмитрия Донского на битву с захватчиками на Куликовом поле и стал родоначальником московского государства. Троице-Сергиева Лавра была построена на подобие крепости, она была окружена высокой белой стеной. Никакие усталость и заботы не могли помешать преподобному Сергию Радонежскому пропустить богослужение. Он сам работал в монастыре, изготавливал свечи и кутью. 25 сентября 1392 года на 78-ом году жизни Сергий Радонежский почил. Когда позже монахи открыли гроб, останки старца оказались нетленными… Здесь можно поклониться мощам святых, увидеть две «моленные» иконы преподобного Сергия: Богоматери Одигитрия и Святителя Николая и просто насладиться прекрасной архитектурой.
Высоко-Петровский монастырь
- Москва
- Мужской ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви. Основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Основные здания монастыря построены в XVII—XVIII веках. В 1929 году был закрыт большевиками. Но сейчас вновь функционирует, преодолев период богоборчества. В 2016 году было принято решение отремонтировать самые древние постройки.
Валаам
- Ладожское озеро
- Монастырь на Ладожском озере — святое место России, известное тем, кто хочет совершить паломнический подвиг. Множество валаамских храмов и часовен стоит на возвышенных местах, добраться до них непросто. От причала придется пройти 66 ступеней на тридцатиметровую гору Фавор, чтобы оценить прекрасный вид на Спасо-Преображенский собор, главный монастырский храм.Собор поражает своим величием. Высота колокольни – 73 м, в куполе – 42 м (аналогична высота шпиля петербургского Адмиралтейства). Валаам — это одна из немногих монашеских Республик.
Митрополит Питирим (Нечаев): Валаам — это скалистый остров, голые скалы, поросшие лесом. До него не доберешься иначе, как по воде. Мне рассказывали старые монахи, какие, бывало, приходилось им там испытывать трудности. Ближайший населенный пункт — на берегу. И вот монах плывет на лодочке, чтобы запасти на зиму спички, немножко муки, немножко соли — сахар они не употребляли, разве что ягоды сушеные. Плывет монах на этой лодочке — поднялся ветер, вода плеснула к нему в лодку. Соль растворилась, мука промокла, назад возвращаться поздно. Пристает он к берегу с пустым своим дорожным мешком, и следующие осенние и зимние месяцы он вынужден питаться тем, что найдет в лесу, вплоть до того, что будет есть древесную кору. Так и доживет до весны. Но это время пройдет для него в чтении церковных книг, а главное — в сопереживании тем бедам, которые мир претерпевает на удаленном от него берегу.
Новодевичий монастырь
- Москва
- Святые места России есть и в столице нашей Родины. Новодевичий Монастырь был построен в 1524 году великим князем Василием III по обету в честь возвращения древнего Смоленска в состав московского княжества. И освятили монастырь во имя чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. На монастырском кладбище покоятся Чехов, Гоголь, С. Т. Аксаков, И. И. Левитан.
Пустозерск
- 20 км от Нарьян-Мара
- Пустозерск придется искать в 20 км от Нарьян-Мара, единственного ближайшего к этому месту, исчезнувшему с карт, населенному пункту. Здесь отбывал ссылку и был сожжен протопоп Аввакум. Важно — это святое место для старообрядцев. Протопоп Аввакум Петров (1620-1682) стал одним из самых ярких противников церковной реформы патриарха Никона и царя Алексей Михайловича. Он написал собственную автобиографию — «Житие протопопа Аввакума». Его житие стало настолько значимым произведением своего времени, что протопопа Аввакума даже называли «родоначальником русской литературы». Старообрядцы почитают протопопа Аввакума как священномученика и исповедника, он был сожжен в Пустозерске в 1682 году. Реформа стала причиной церковного раскола, который до сих пор не преодолен.
Александр Иванович Куприн (1870-1938)
«Я люблю этот уголок – осколок Москвы XVI столетия, эти красные и белые стены с зубцами и бойницами, ёрнический торг на широкой площади, расписные троичные сани, управляемые ямщиками в поддёвках,…и блинные ряды, и бесконечное множество толстых, зобастых и сладострастных святых голубей, и монахов с сонными глазами и большими, засаленными животами;… и пряничных коней, и деревянных кукол – произведения волшебников, и помню ещё многое другое».
А.И.Куприн
Как многие другие русские писатели, любил бывать в нашем городе и Александр Иванович Куприн. Здесь ему работалось с особым вдохновением. Он приезжал в Сергиев Посад четыре раза.
На Московской улице (пр. Кр. Армии, д.103) жила в те годы его старшая сестра, Софья Ивановна Можарова. У неё Куприн гостил в 1902 г. вскоре после свадьбы, с женой Марией Карловной. А первый раз его ещё ребёнком сюда привозила мать в конце 70-х годов XIX века. Они останавливались в старой лаврской гостинице. Детские воспоминания жили в нём «со всеми чувствами, звуками, песнями, криками, образами, запахами и вкусами» (А.И.Куприн — сост.).
В январе 1904 г. Куприн специально приехал из Москвы, чтобы написать рассказ «Мирное житие». Он снимал квартиру в доме булочника Горбачёва (№14/14 на углу нынешней улицы Карла Маркса и Пионерской, дом, к сожалению, не сохранился). Александр Иванович работал, гулял по городу, бродил возле знаменитой башни, со времён Петра Великого прозванной «Уточья», стоял в толпе возле раки, посещал скиты и церквушки, слушал на Блинной горе таборный цыганский хор.
Свою известную повесть «Поединок» Куприн дописывал тоже в Сергиевом Посаде. Жил он в это время в Вифании у лавочника Дмитрия Донского. В этот период (по одной версии в 1904г., по другой 10 февраля 1905г.) к нему на квартиру нагрянули с обыском жандармы. Ничего крамольного не нашли, забрали часть бумаг, чем помешали работе. Обыск до смерти напугал хозяина квартиры, который тут же потребовал у Куприна съехать, и тому пришлось перебраться в старую Лаврскую гостиницу. По одной из версий, обыск был связан с покушением на генерал–губернатора Москвы, совершённым Иваном Каляевым. Об этом обыске Куприн написал в рассказе «Мой паспорт» весьма подробно и с юмором.
В один из приездов Куприна в наш город его сопровождали журналист П. Маныч и поэт Саша Чёрный, старый друг Куприна. Большой компанией, на санях с бубенцами, ездили они в Черниговский скит.
Последний раз А.И.Куприн посетил Троицу 19 марта 1910 года.
В 1930 году, живя в Париже, он написал рассказ: «У Троицы Сергия» — воспоминания и очень интересные наблюдения за жизнью Лавры, и многое другое, пёстрое и неповторимое, как старая и бесконечно родная Русь.
11. Куприн А.И. Собр. соч: в 6 т. / ред. М.Сергиевская; примеч. А. Тамарченко – М.: Худож. лит., 1957. – Т.3. Примеч.: Мирное житие. — С.563-564; Поединок. — С.568-581.
12. Куприн, А.И. Мирное житие: / А.И. Куприн // Собр. соч.: в 9 т. / под общ. ред. Н.Н.Акоповой, Ф.И.Кулешова, К.А.Куприной, А.С. Мясникова. – М.: Худож. лит.,1971. — Т. 3. — С. 299-311.
На фоне неспешной жизни провинциально-патриархального города автор рассказывает о богобоязненном старике-доносчике, который пишет анонимные письма обманутым мужьям и женам и видит в этом богоугодное дело.
13. Куприн, А.И. Мой паспорт: Пасхальное стихотворение в прозе / А.И. Куприн // Собр. соч.: в 9 т. / под общ. ред. Н.Н.Акоповой, Ф.И.Кулешова, К.А.Куприной, А.С. Мясникова. – М.: Худож. лит., 1972. – Т.5. Произведения 1907-1913 / примеч. И.В.Корецкой. – С. 119-123.
14. Куприн, А.И. Поединок: / А.И. Куприн // Собр. соч.: в 9 т. / под общ. ред. Н.Н.Акоповой, Ф.И.Кулешова, К.А.Куприной, А.С. Мясникова. – М.: Худож.лит., 1971. — Т. 4. Произведения 1905-1907 / примеч. И.В.Корецкой. – С. 7-218.
Появившаяся во время русско-японской войны в обстановке нарастания первой русской революции, повесть вызвала огромный общественный резонанс. Сюжетная канва произведения построена на перипетиях судьбы честного офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставляют задуматься о неправильных отношениях между людьми.
16. Куприн, А.И. У Троице — Сергия: /А.И. Куприн // Вперёд. – 2000. – 9 сентября (№ 101) – С. 5.
Рассказ создан писателем в эмиграции. Автор описывает многолюдную вокзальную площадь, сам Посад, состоящий из «множества маленьких деревянных домишек, похожих на скворечники», монастырскую гостиницу, яблоки и игрушки на Соборной площади, церковные службы и исторические реликвии Лавры. «И не в прошедшем ли мы живём острее и глубже, печальнее, но слаще, чем в настоящем?», — спрашивает читателей тоскующий по родине Куприн.
24. «Мне нельзя без России» // Вперёд. – 2000. – 9 сентября (№ 101) – С. 4-5.
В статье, посвящённой жизни и творчеству Куприна, описаны все посещения писателя Сергиева Посада.
26. Палагин, Ю.Н. «Мирное житьё» в Сергиевом Посаде /Ю.Н. Палагин. – Вперёд. – 2004. – 17 января (№ 5). – С. 5.
28. Панин, Ф. А.И. Куприн в Загорске / Ф. Панин // Вперёд. – 1990. – 29 сентября (№ 117). – С. 4.
Повествование в рассказе Куприна основано как на воспоминаниях о событии, пережитом героем-рассказчиком в детстве, так и на образах, в редуцированном виде сохранившихся в его памяти. В сознании рассказчика, таким образом, сосуществуют два темпоральных плана: время паломничества в Лавру и время написания текста.
Неоднороден и стиль повествования. Во-первых, в экспозиции доминирует изобразительность, реализованная в поэтике подробностей и обобщений, что сближает рассказ с жанром путевого очерка. С чертами очерка коррелируют изображение с натуры, реально увиденного и минимальный вымысел, а также свободная группировка материала. Во-вторых, в истории паломничества через поэтику впечатления показана детская рецепция лиц паломников и насельников монастыря, их поведения, событий. В-третьих, в эту же историю паломничества ребенка вставлены фрагменты, в жанровом отношении характерные для биографического очерка.
Специфично изображение собственно событий. Основной сюжет составило повествование о пребывании мальчика и его матери в Лавре, в том числе о встрече с отцом Леонидом, о посещении службы в храме, о лаврской ризнице и раке Преподобного, есть финальный фрагмент о наказании отца Леонида. Эпизоды «нанизаны» на мотив паломничества и сосредоточены вокруг центрального образа – Троице-Сергиевой Лавры, но они вполне самостоятельны, их причинно-следственная связь условна.
Как правило, конфликт рассказа проявляется в столкновении (либо в выразительной антитезе) персонажей, или персонажа с обстоятельствами, или персонажа с собственными моральными, интеллектуальными установками. В рассказе Куприна конфликта, связанного с главным героем, как такового нет. Нет, например, противостояния человека природе, или социуму, или технократической цивилизации, или сверхъестественному, или собственным комплексам. Нет в рассказе и эпизода, который с определенностью можно назвать кульминацией; эпизоды пребывания у раки Преподобного и в ризнице Лавры можно принять за кульминационные условно. В событиях нет интенсивности и их роль в сюжете равноценна. Заканчивается рассказ эпизодом, не связанным с основной сюжетной линией и с главным героем.
Персонажи появляются в рассказе последовательно, и ни один не играет роли в развитии сюжета, ни один не влияет на сюжетную линию другого персонажа. Каждый представляет собой социальный или психологический тип. При этом для небольшого сюжета таких персонажей достаточно много. Помимо главного героя это его матушка, Елена Александровна, ее внучка Елочка, студент Водковский, сергиево-посадские вдовы, мастера-игрушечники, служка, отец Леонид, два иподиакона, монахи, архиерей, череда паломников, ямщики.
В повествовании есть относительно автономная сюжетная линия отца Леонида, за счет чего рассказ разрастается в нравоописательный очерк. Появившийся в повествовании как второстепенный персонаж («Вечером уже к нам в гостиницу приходил монах, отец Леонид, тоже старый знакомый и тоже пензенский. Он был ужасно высок, ужасно черен. Его синяя борода лежала широко на его крепкой груди, и он все время ее важно поглаживал…» (82)), он далее в пространстве рассказа занял существенное место. С ним связан и последний эпизод. Обычно в рассказе как жанровом образовании финал, часто неожиданный, созвучен доминанте содержания, он может изменить смысл всего произведения. При этом он связан с главным героем. В концовке рассказа Куприна главный герой – сторонний наблюдатель, драматизм финальной ситуации сконцентрирован на фигуре наказанного отца Леонида. Можно лишь предположить, домыслить, что вид монаха за решеткой окна казенного дома усложнит в детском сознании благополучный, почти идиллический образ Лавры. Умолчание о причинах заточения создает эффект и скрытого сюжета, и открытого финала истории отца Леонида. Линию паломников, напротив, мы воспринимаем как завершенную.
По-видимому, психологический тип, запечатленный в этом персонаже, был особенно интересен Куприну и, на наш взгляд, он более других близок характерным купринским героям – ярким, природным, выбивающимся из норм обыденного существования, какими были Олеся («Олеся», 1898), Талимон («Лесная глушь», 1898), Сашка («Гамбринус», 1906), балаклавские рыбаки («Листригоны», 1907–1911), боксер Сюлливан («Лимонная корка», 1920), Скобелев («Однорукий комендант», 1923), матадор («Пунцовая кровь», 1925) и многие другие. Такие характеры привлекали его в прозе Д. Лондона, о которых он писал: «<…> милосердный Бог и потомство простят этим людям и то, что они не раздевались по многу месяцев, и то, что они, по неимению лишнего времени, не штудировали Каутского, и пили много виски, и часто сквернословили и богохульствовали, и то, что на их руках можно было отыскать следы не только звериной и птичьей крови» . Отец Леонид – гедонист в церковном мире. Его природность подчеркнута в портрете и поведении. В нем есть чрезмерность: борода синяя, она лежит на крепкой груди, он высок, он «очень много» (83) пил чая с вареньем, ел севрюжину и семгу «с удовольствием» (83), пил мадеру; казалось, он сейчас подмигнет и пригласит поиграть в перышки, бабки, чехарду.
Противопоставлена отцу Леониду подруга матери Елена Александровна, история которой также представляет собой автономный сюжет. Без него повествование о паломничестве главного героя в информативном и эмоциональном плане ничего бы не потеряло. Повествование, таким образом, вышло за пределы однолинейного сюжета. История Елены Александровны не только насыщена событиями, но и представляет рассказ о жизни, она развернута как в прошлом (время паломничества), так и в более дальней ретроспективе (plus quam perfectum: сообщается о дружбе с материю героя, учебе в Пензе, выездах на балы в Благородное собрание, о ее кавалере студенте Вадковском). Также сообщается о ее жизненных испытаниях в поздние годы: «Уже будучи взрослым, я увиделся с нею, с глубокой старухой» (82). Вводя в текст реальное лицо – митрополита Антония Вадковского (1846 – 1912), Куприн усиливает документальную основу всего повествования.
И в отце Леониде, и в Елене Александровне выражено купринское жизнеутверждение. Например: «И однако, слепая, старая, почти обнищавшая, женщина умела внутренними глазами глядеть по-прежнему радостно на жизнь, любить острое слово и искренно смеяться на шутку. Потом я узнал ее жизнь. Эта вертунья, егоза, пересмешница, кокетка провела безукоризненно чистую, святую жизнь» (82). Религиозность обоих персонажей не означает аскетизма и не исключает жизнелюбия. Отец Александр называет ее «сестрой», «сестрицей» (85), вместе с тем эти персонажи – антиподы: невоздержанный в еде и возлиянии отец Леонид проявляет, по словам Елены Александровны, «несчастную слабость» (85). Мирянка, она указывает ему на его нестойкость перед мирскими искушениями.
Черта очерка – развернутая ретардация, в которой доминирует (по сравнению с авторскими размышлениями, диалогами) описание повседневного бытия и быта. Их достоверная изобразительность говорит о жанровой переходности рассказа Куприна.
Описание паломничества людей разных социальных слоев в Троице-Сергиеву Лавру (а также в Хотьковский монастырь к мощам родителей Преподобного Сергия) отмечено чрезвычайной плотностью деталей, что свойственно реалистическому типу повествования. Принцип наращивания конкретных подробностей реализуется уже в начальных фрагментах рассказа. Первый абзац намеренно информативен: «Москва, как и Париж, любит сокращать наименования местностей. Ходынское поле у нее – Ходынка; Пресненская часть – Пресня, Трубная площадь – просто Труба. Также коренной москвич никогда не говорит «Поеду в Троице-Сергиевскую лавру», а скажет коротко: «Поеду к Троице-Сергию». А ездит он поклониться преподобному Сергию никак не менее раза в год; обыкновенно раза три, четыре и больше. Многие же, по данному обету, отправляются в лавру по способу пешего хождения, благо она недалече от Москвы, около шестидесяти верст; это – рукой подать. Идут в день верст по пятнадцати – двадцати» (79). В специфике купринского письма выразилось стремление предварить частный сюжет о паломничестве мальчика картиной национального бытия, народного быта, обычаев, социальной многоликости, языковой простонародной культуры (например, по поводу полилога сергиево-посадских извозчиков автор замечает: «И все это совсем беззлобно, скорее даже ласково; так, от векового шутливого ерничества, от сытости, от здоровой крови в кровях» (81)). Причем густота предметных деталей, как и насыщенность экспозиции персонажами, никак не влияет на развертывание событий.
На протяжении всего рассказа нет доминирования действия над ретардацией. Ретардация – основное пространство текста, в котором разворачивается характеристика социальной и культурно-бытовой жизни народа.
Например, крестьянская Россия показана через безымянных персонажей крестьян, у которых останавливаются паломники: «Ночуют у крестьян, которые с этого живут: у них всегда наготове и сенники, и самовары, и водочка, и курочка, и яички, и густые щи» (79). Паломники побогаче путешествуют с удобствами, попроще – «по железной дороге, в третьем классе» (80). Ради описания разноликого людского потока Куприн вводит в повествование реплики извозчиков, обращенные к паломникам (купцу, «мамаше», его превосходительству, барину, «тетеньке», их преосвященству, купчихе). Упомянуты румяные вдовы, сдающие богомольцам «канареечные комнатки» (82). Говорится о «балбешниках» (82), представляющих традиционное сергиево-посадское ремесло – вытачивание деревянных игрушек. Центральные эпизоды в описании Лавры связаны с ракой Преподобного, говорится о службе в соборе, вводятся образы священнослужителей, описана лаврская ризница, но Куприн расширяет очерк историческими характеристиками: «Мы стояли у гробницы Годунова, пили из ковша воду целебного источника, взбирались на крепостные лаврские стены, выдержавшие когда-то жестокую бомбардировку ляхов» (84).
Небольшой рассказ насыщен деталями городского пейзажа: домишки-скворечни, двухэтажные гостиницы, сани, лошади в яблоках, лотки с яблоками, ларьки с игрушками. Яркость и полнота жизни Сергиева Посада переданы как через сочетание деталей «высоких» и «низких», так и через характеристики цветовые (красные и оранжевые яблоки, желтый снег, желтоватые огни восковых свечей), обонятельные (запах воска, ладана, кваса, деревянного масла, мятного курения постного масла, блинов), звуковые (тиканье часов, мягкие шаги послушников, тонкий голос архиерея).
Картина русского бытия складывается и из сведений о профессиональных занятиях персонажей, многие из которых не имеют никакого отношения ни к фабуле, ни к персонажам первого плана. Говорится о торгующем ломом Парфене Изотыче, о купеческой компании, упомянуты винные изделия Смирнова, копченые рыбные продукты от Калганова, «ланинская фруктовая вода» (79), блинный ряд в Сергиевом Посаде, сергиево-посадские извозчики разного достоинства, игрушечники.
В ряде случаев включены замечания о поведенческих особенностях, которые обозначают специфику характеров, этику паломничества. Паломники – с достатком и бедные – не ропщут. Например: «Кто победнее – несут с собою в узелках скудную провизию, а ночуют летом где-нибудь, в березовом леску, на травке; там и грибки можно собирать и душистую земляничку. Благодать! И воздух какой: на что тебе и дача?» (79).
Педантичная описательность очеркового характера сменяется иной стилевой парадигмой, когда изображается собственно восприятие маленького героя. Развертывается поэтика впечатлений, создается образ детского сознания, более запечатлевающего, чем анализирующего и систематизирующего, что придает тексту черты «так называемого “лирического рассказа”» . При этом сохраняется реалистическое описание. Куприн ценил в художественной прозе убедительность. Как писал Чехов об одном его рассказе: «“В цирке” – это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком» . Куприн – художник феноменов, а не ирреальностей. Как отметила Н.М. Солнцева: «В описании людей и природы Куприн делает акцент на первозданности, органичность. Он рисует естество», «фабулы порой эффектны, порой ровны и ориентированы на быт, но они всегда определенны, в них, как правило, нет загадки двумирности» .
Мы исходим из того, что «повествователю принадлежит определяющая роль в расстановке разных компонентов художественного целого», он «становится инициатором композиции эпического произведения» . Если воспользоваться классификацией повествовательных форм, предложенной в 1921 г. П. Лаббоком («The craft of fiction»), то в рассказе Куприна описание русского бытия и историй персонажей выполнено драматизированным повествователем: он интегрирован в текст, при этом не претендует на всезнание, всеведение, безличное повествование или на панорамное изображение (свойственные панорамному обзору). Описание эмоциональных реакций, в целом психики мальчика, привносящее в рассказ лиричность, выполнено в парадигме драматизированного сознания, «когда у читателя создается впечатление, что он присутствует на сценическом представлении внутренних переживаний персонажа, на спектакле “театра сознания”» . В образе рассказчика произошло смещение повествовательных критериев, «картинного модуса внешнего мира» к «драматическому модусу показа мира внутренних переживаний» .
Взрослый рассказчик-автор склонен к анализу и в его характеристиках проявился опыт: «<…> теперешняя жизнь тянется передо мною как ежедневная, никогда не переменяемая, надоевшая, истрепленная фильма» (81). Обстоятельства паломничества в восприятии ребенка показаны, на наш взгляд, в феноменологическом ключе; прошлое в рассказе подается не как воспоминание, а как живая, непосредственная, первичная рецепция памяти, что Куприн и объясняет прежде, чем на страницах рассказа появляется образ ребенка: «<…> прошлое живет во мне со всеми чувствами, звуками, песнями, криками, образами, запахами и вкусами» (81). Сила детских ощущений противопоставлена стертости эмоций в пору возрастного увядания.
В художественной феноменологии Куприна может проявиться импрессионистская поэтика. Рассуждая о синтезе реализма и модернизма в рассказах Куприна и Бунина, Т.М. Бонами акцентирует внимание на чертах «импрессионистского стиля, проявившегося в поэтизации впечатлений и ощущений» .
Прошлое запечатлено в памяти вкуса. Упомянуто ощущение от черного хлеба с крупной солью, огурца с сахаром. Или говорится о памяти звука – хрусте огурца и сахара на зубах, что, например, коррелирует с субъективными впечатлениями, описанными в «Антоновских яблоках» Бунина (1900): «Мужик, насыпающий яблоки, есть их с сочным треском одно за другим» ; с памятью вкуса в «Лете Господнем» (1927 – 1948) Шмелёва: «А вот и огурцами потянуло, крепким и свежим духом, укропным, хренным <…> Антон дает мне тонкий, крепкий, с пупырками; хрустит мне в ухо, дышит огурцом» .
Реанимацию непосредственных и первичных ощущений Куприн называет «усилием воображения» (81). Через живое впечатление описана полевая маргаритка, увиденная в детстве. Рассказчику не забыть «сурово-зеленых стен» лаврской гостиницы, а также «запахов воска, ладана, кваса, деревянного масла и мятного курения, этой тишины, нарушаемой важным тиканьем огромных старинных часов и мягкими шагами гостиничных послушников» (82). Образ Сергиева Посада убедителен благодаря таким характеристикам, как «запах рыхлого зелено-желтого снега, и конского навоза, и голубиного помета, и постного масла, и блинов…» (82). Личностное отношение к внешности отца Леонида выражено повтором лексемы «ужасно», которая характеризует гипертрофированное впечатление от лица и стати монаха: «Он был ужасно высок, ужасно черен» (83). Службу в соборе герой воспринимает внецерковно, в памяти фиксируется не суть, а ее внешние, бытовые, проявления: теснота «непроходимая» (83); голос архиерея слабый; два иподиакона жилистые, «как крючники», они «рычали страшными голосами и одновременно бряцали кадилами» (83); «железными голосами в нос однообразно пели долговязые черные монахи» (84).
В детском сознании нет строгой религиозности. Во-первых, герой ощущает Преподобного эмоционально; во-вторых, дополняет его образ воображаемым, усиливая тем самым субъективность представлений: «Жутковато, но и доверчиво было прикоснуться губами к жесткой холодной парче, таинственно и сладко пахнущей миром. Воображение рисовало седого согбенного старичка. Идет он, сгорбившись, в беленьких одеждах по лесу, а рядом с ним большущий медведь» (83). Таким образом, реальный сюжет наращивается воображаемой и вполне автономной ситуацией. Непосредственность детского восприятия согласуется с простотой Преподобного. Например, ребенка не впечатляет представленная в ризнице роскошь: «Панагии, посохи, митры и кресты из чистого золота, осыпанные брильянтами, ризы, вышитые руками русских государынь, медные мерки, доверху насыпанные жемчугом, редкий громадный опал, в мутной средине которого – редкая игра природы – слабо виднелась фигура креста» (84). Но его душу охватывает умиление при виде липовой чаши Преподобного и его «полуистлевшего дырявого холщового веретья» (84).
Таким образом, поэтика впечатлений как свойство феноменологической эстетики не чужда стилю Куприна-реалиста. Подавляющее большинство героев Куприна не интеллектуалы, они воспринимают жизнь интуицией, даже инстинктом. В прозе Куприна проявился его неумствующий ум. Приведем фрагмент из его рецензии 1932 г. на книгу Д. Мережковского «Иисус Неизвестный» (1932) Оценив интеллект автора, его филологические интуиции, дерзкий аналитический ум, отмечая его «тщательность» и «усердие летописца», Куприн пишет о том, что эта книга предназначена «серьезным читателям» – философам и богословам. Но он противопоставляет свое наивное и непосредственное восприятие Бога философскому, отмечая: «<…> я сам, к сожалению, верую слабо, лениво и наивно; как веруют плотники, солдаты, деревенские бабы и пчеловоды» . В самом стиле рецензии мы видим феноменологическую поэтику: «И есть в этом творении одна тонкая струя, один как бы давно знакомый аромат, умиляющий поневоле сердце русского читателя. Это незримое ощущение понятного, доброго, простого, близкого Христа; Христа за пазушкой, как говорил Достоевский» .
Инфантильно восприятие мальчиком своих грехов, наивна потребность покаяться у раки Преподобного в так называемых проступках: «И думалось: вот я и упрям, и зол, и непослушен, и утянул чужую свинчатку, и матери грублю, но ты, дедушка, попроси кого-нибудь, чтобы меня там простили. А я больше никогда не буду» (83). Автор-рассказчик, напротив, при всей своей ироничной снисходительности к человеческим слабостям, определенно и в стиле афоризма говорит о бесовском искушении взрослых: «<…> враг рода человеческого, чем ближе к святым местам, тем он становится злобнее и предприимчивее» (80). Например, московский купец Парфен Изотыч, отправившись к Лавре с семьей, не усмиряет плотских потребностей; его паломничество – загородная прогулка, в пути его сопровождает прислуга, собственный экипаж нагружен снедью и винными запасами, коврами и перинами, на ночлег ему предоставляются «дворянские» (79) комнаты. Компания купцов лукаво мотивирует свое паломничество без жен тем, что от них в святых местах «только суета, помеха и соблазн» (80), но Куприн говорит об истинном соблазне: они «по наваждению нечистого» (80) оказываются не в Лавре, а в московском трактире у «Яра». Или обращает внимание на то, как во время службы монахи отвлекаются на «кормилку» (84). Однако Куприн не поучает и не рассуждает. Чрезмерное чревоугодие отца Леонида сопровождалась его же замечанием: «Грехи наши!» (83). Финальная фраза рассказа принадлежит не Куприну, а служке, который презрительно замечает по поводу отца Леонида – «злополучного инока» (85), заключенного в казенный дом у крепостной стены Лавры: «Через свою слабость пропадает человек» (85).
Итак, поэтика рассказа «У Троице-Сергия» дихотомична, что согласуется с особенностями его жанровой специфики.
Александр Куприн — биография
Александр Куприн – известный российский писатель, переводчик. Автор произведений «Гранатовый браслет», «Поединок», «Яма» и многих других.
Александр Куприн прожил насыщенную жизнь. В его биографии чудным образом переплелись радостные и трагические события, взлеты и разочарования, о нем можно смело снимать приключенческое кино. Куприн стал одним из самых колоритных личностей отечественной литературы. Разочаровавшись во власти большевиков, он надолго покинул родину, но будучи истинно русским человеком, все же вернулся. Он оставил после себя большое творческое наследие, его произведения живы и будут жить еще долго, находя отклики в сердцах новых поколений читателей.
Детство
Родился Александр Куприн 7 сентября 1870 года в небольшом уездном городке Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любовь Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, и Любовь Алексеевна осталась без средств к существованию с тремя детьми. В 1874-м женщина приняла решение уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама с сыном поселилась во Вдовьем доме, куда наконец-то выхлопотала себе место.
В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Спустя четыре года Саша продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен Куприн вышел подпоручиком, и на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку.
Александр Куприн в детстве
Александр Куприн вышел в отставку в возрасте 24-х лет. Вначале он поселяется в Киеве, потом в Одессе, затем его путь лежит в Севастополь. Он никак не мог остановиться, менял город за городом, потому что не владел ни одной гражданской специальностью. Только благодаря Ивану Бунину, молодой человек находит постоянное место – в Санкт-Петербургском издании «Журнал для всех». Пройдет некоторое время и литератор переедет в Гатчину, в Первую мировую откроет военный госпиталь и будет содержать его за собственные средства.
Отречение от престола императора Николая II Куприн принял с большим воодушевлением. После того, как у власти стали большевики, писатель обратился к вождю – Владимиру Ленину и предложил учредить специальное издание для сельских жителей, «Земля». Однако достаточно скоро у него наступило разочарование новой властью, он понял, что в стране начинается диктатура.
Именно Александр Куприн был автором уничижительного названия СССР – «Совдепия», прочно вошедшего в жаргон.
В гражданскую войну писатель добровольно ушел в Белую армию. После того, как она потерпела поражение, эмигрировал из страны. Вначале Куприн жил в Финляндии, потом переехал во Францию.
В начале 30-х годов финансовое положение писателя представляло собой печальную картину, он имел многочисленные долги, не мог обеспечить своих родных даже самым необходимым. Что-то надломилось в нем, и утешение он искал в выпивке. После нескольких лет таких мытарств, он решил вернуться домой, в Союз. В 1937-м обратился с этой просьбой лично к Сталину и нашел в его лице поддержку.
Книги
Первая проба пера будущего знаменитого писателя состоялась еще во время учебы в кадетском корпусе. Куприн начал со стихов, но его первые работы никогда не издавались. Первое опубликованное произведение – рассказ «Последний дебют», после него появилась повесть под названием «Впотьмах» и несколько других рассказов на тему войны.
Александр Куприн в творческом процессе
Тема войны и армии в творчестве Куприна играет большую роль. Почти все ранние произведения писателя изобилуют этой темой – роман «Юнкера», повесть «На переломе», которая выходила под названием «Кадеты».
Пик в литературной карьере Куприна пришелся на начало нового века. Он напечатал рассказ для детей «Белый пудель», впоследствии названный классикой детской литературы. Потом поделился впечатлениями от пребывания в Одессе в рассказе «Гамбринус» и опубликовал одно из самых популярных своих произведений – повесть «Поединок». В те же годы представляет на суд читателей еще несколько своих шедевров – «Гранатовый браслет», «Жидкое солнце», многочисленные рассказы о животном мире.
Отдельное место в творчестве писателя занимает повесть «Яма», главными героинями которой были русские проститутки.
Книгу буквально задушили критическими рецензиями, но парадокс состоял в том, что она признана слишком реалистичной и натуральной. Первый тираж повести полностью изъяли из печати, назвав его порнографическим.
За годы, проведенные в эмиграции, копилка работ писателя заметно пополнилась. Он очень много трудился, и все его книги нашли отклик у читателей. Французский период жизни писателя завершился созданием четырех крупных произведений – «Колесо времени», «Купол святого Исаакия Далматского», «Жанета», «Юнкера». Он стал автором многочисленных рассказов, и философской притчи «Синяя звезда».
Личная жизнь
Первый раз писатель женился на молоденькой девушке Марии Давыдовой, отец которой – Карл Давыдов, был известным виолончелистом. Супруги прожили в браке 5 лет, стали родителями дочери Лидии. К сожалению, ее жизнь оборвалась в 21 год, ее не стало спустя некоторое время после рождения сына, внука Куприна.
Александр Куприн с женой Елизаветой
Вторую жену – Елизавету Гейнрих, Куприн повел под венец в 1909-м, хотя они до этого уже жили два года в гражданском браке. Елизавета родила писателю двух дочерей – Ксению и Зинаиду. Ксения прославилась как модель и актриса, а Зинаида умерла совсем маленькой, в возрасте трех лет, от тяжелого воспаления легких. Личная жизнь писателя сложилась хорошо, он был счастлив в кругу семьи.
Жена Елизавета умерла в 1942 году, через четыре года после того, как не стало самого писателя. Она не смогла вынести все тяжести жизни в блокадном Ленинграде, бомбежки и постоянное чувство голода вынудило женщину покончить с собой.
Единственный прямой потомок писателя – Алексей Егоров умер от ран в Великую Отечественную войну. Таким образом, род Куприных прервался.
Смерть
Когда Куприн решил вернуться домой, он уже не мог похвастаться богатырским здоровьем. Оно было подорвано алкоголем, к тому же у писателя начало сильно падать зрение. Александр Иванович жил с надеждой, что на родине дела у него поправятся, что он сможет подлечиться и вернуться к полноценной жизни, однако чуда не произошло.
Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года.
Местом его упокоения стало Волковское кладбище, там, на Литераторских подмостках, рядом с Иваном Тургеневым, он нашел свой вечный покой.
Лучшие произведения
- 1892 — «Впотьмах»
- 1896 — «Молох»
- 1897 — «Прапорщик армейский»
- 1898 — «Олеся»
- 1900 — «На переломе»
- 1905 — «Поединок»
- 1909—1915 — «Яма»
- 1910 — «Гранатовый браслет»
- 1913 — «Жидкое солнце»
- 1917 — «Звезда Соломона»
- 1928 — «Купол св. Исаакия Далматского»
- 1929 — «Колесо времени»
- 1928—1932 — «Юнкера»
- 1933 — «Жанета»
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Добавить комментарий