Каменноостровский цикл Пушкина

Страстной цикл А. С. Пушкина. Великий пост

Авторы Произведения Рецензии Поиск О портале Вход для авторов

Валерий Новоскольцев: литературный дневник

В понедельник начался Великий пост. Первая и последняя недели – самые тяжелые. Не только по церковным канонам — с длительными богослужениями, обилием земных поклонов, воздержанием от пищи и развлечений, но и по народным поверьям.

Начинается Великий пост с Чистого понедельника, заканчивается — Чистым четвергом, замыкающим великопостный круг вместе со страстной седмицей. Начинаясь с внешней чистоты — уборки квартиры, стирки и бани, он заканчивается чистотой духовной.

В 1836 году, за полгода до своей смерти, Александр Сергеевич написал цикл, непосредственно связанный с Великим постом и страстной неделей, условно названный исследователями «Страстным» или Каменноостровским – по месту его создания.

Лето 1836 года поэт проводит с семьей в Петербурге — на даче на Каменном острове. Осенью он планирует уехать в деревню, куда давно рвался и готовил к переезду жену. Не хватало одного – денег.

Последние полтора года были для Александра Сергеевича мучительными: его не оставляют дурные предчувствия, он хочет вырваться из прежнего окружения, прежней жизни, порвать со всем прежним. Стихотворение «Странник», написанное в 1835 году, передает это трагическое настроение:

Однажды, странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен.
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? что станется со мной?»
(«Странник», отрывок, 1835 г.)

Духовный кризис, переосмысление жизни, ценностей, отношения с властью, к творчеству, близким – все не нравилось и все тяготило. Тьма сгущалась, по нарастающей слышатся тревога, безнадежность, усталость от попыток вырваться из замкнутого круга.

Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам…
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
(1836 г.)

Все чаще поэта посещают мысли о смерти, особенно обострившиеся со смертью матери. Она умерла в Петербурге, в Светлый Пасхальный День 1836 года. И волею этих трагических обстоятельств Александр Сергеевич в последний раз побывал в любимом Михайловском.

Сюда он перевозит гроб матери и хоронит ее в Успенском монастыре. Здесь же он «бронирует» место для своей могилы, рядом с матерью, предчувствуя свою скорую смерть. Под впечатлением от Страстной недели и поста, смерти матери, грустных мыслей и предчувствий Пушкин пишет летом 1836 знаменитый «Страстной» цикл.

В нем эти настроения и мысли переданы так, будто он сам переживает последние страстные дни, тоже распинаемый на кресте. Он готовился умереть и его «Я памятник…» звучит как эпитафия на собственную смерть. И могила готова, и эпитафия — на надгробный памятник…

Владимир Соловьев как-то сказал, что если бы поэт остался жив после той трагической дуэли, то с литературой было бы покончено: пережив смертельную рану, он перестал бы быть поэтом и встал бы на путь служения Богу.

Основания так говорить у философа были. Кто знает, случилось бы это или нет, но никто не будет отрицать, что с годами творчество Пушкина становилось все более религиозно-насыщенным и философски-настроенным. Стихотворений становилось меньше, но сгусток духовной энергии в них — мощнее, интонация – трагичнее, прежнего молодого, веселого и радостного Пушкина – все меньше.

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
(Отрывок, 1835 г.)

«Страстной» или Каменноостровский цикл включал, по замыслу поэта, шесть стихотворений, пронумерованных в том порядке, в каком они должны были появиться. Два из них – I и V — обнаружить не удалось. Остальные имели такой порядок:

II. Отцы пустынники и жены непорочны…;
III. Подражание итальянскому («Как с древа сорвался предатель ученик…»);
IV. Мирская власть;
VI. Из Пиндемонти.

Этот цикл – жемчужина и вершина поэтического творчества Александра Сергеевича. Простота, глубина, единый стержень с единой символикой страстной седмицы, философское осмысление своей жизни в свете Евангелия делают цикл уникальным, подобного которому в русской поэзии нет.

Есть Рождественский цикл Иосифа Бродского, но Страстной – один, вот этот, Пушкинский. Кроме перечисленных, в цикл включаются иногда и другие стихотворения:

«Напрасно я бегу к сионским высотам…», цитировавшее выше; «Когда за городом, задумчив, я брожу…» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

К этому циклу примыкает также стихотворение «Странник» с трагическим описанием собственного духовного кризиса и мучительным поиском выхода из него.

Порядок стихотворений цикла соответствует дням Страстной седмицы, в которые вспоминаются последние дни жизни Иисуса Христа. Первым у Александра Сергеевича стоит стихотворение, посвященное молитве, составленной еще в четвертом веке Ефремом Сириным:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Молитва читается с земными и малыми поклонами каждый день по шесть-семь раз в течение всего великопостного богослужения, исключая субботы и воскресения, которые, по большому счету, постными не являются и при исчислении сорока дней не учитываются.

Молитва не только красивая, но и сильная, любимая прихожанами, и мной, в том числе. И хотя с годами все сложнее исполнять ее физически, но это прибавляет сил. Ноги болят, спина ноет, но молитва настраивает тело и душу как настройщик — расстроенное пианино.

В молитве перечисляются основные грехи: праздность, уныние, любоначалие, празднословие, а потом следует прошение о даровании самого важного: терпения, смиренномудрия, целомудрия, любви, неосуждения ближнего и видения только своих грехов.

Последний раз прихожане слышат молитву Ефрема Сирина в Великую среду и Александр Сергеевич Пушкин передает свое впечатление от молитвы и перекладывает ее на поэтический язык почти дословно.

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
(1836, лето, Каменный остров)

Стихотворение, открывая «Страстной» цикл, словно камертон, задает общий тон циклу, как задает тон всему Великому посту молитва святого сирийского «пророка».

Тина Гай

© Copyright: Валерий Новоскольцев, 2016.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.03.2016. Самоограничение
  • 30.03.2016. Страх и ужас в Московии
  • 29.03.2016. Novus ordo millennium
  • 28.03.2016. Новороссия сводки на 28. 03. 16
  • 27.03.2016. Пять мифов об Америке, тиражируемых в России
  • 25.03.2016. Лавстори. Черубина де Габриак
  • 24.03.2016. Вместо Донбасса весной может загореться Киев
  • 23.03.2016. Страстной цикл А. С. Пушкина. Из Пиндемонти
  • 22.03.2016. Сегодня мой День Ангела!
  • 21.03.2016. Страстной цикл А. С. Пушкина. Власть
  • 20.03.2016. Страстной цикл А. С. Пушкина. Подражание
  • 19.03.2016. Страстной цикл А. С. Пушкина. Великий пост
  • 18.03.2016. Памятник Ленину в Запорожье — приговор украинству
  • 13.03.2016. О любви, творчестве, истине и не только
  • 12.03.2016. Я советую уезжать из Украины,
  • 11.03.2016. Про политическую ситуацию в США
  • 10.03.2016. Русская Церковь на папском крючке
  • 09.03.2016. Дело Бобокуловой почему паникуют власти?
  • 07.03.2016. Человек в моих стихах равен народу
  • 05.03.2016. Омелия — муза поэта Михаила Анищенко
  • 04.03.2016. Англосаксонская мировая финансовая система
  • 03.03.2016. Миссионерские письма
  • 02.03.2016. Бабушки-старушки. Православный люд и юмор
  • 01.03.2016. Время награждать

Авторы Произведения Рецензии Поиск Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Блок. Будет день и свершится великое… Прочтение

18. «Будет день — и свершится великое…»
Будет день — и свершится великое,
Чую в будущем подвиг души.
Ты — другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши.
Но во что обратишься — не ведаю,
И не знаешь ты, буду ли твой,
А уж Там веселятся победою
Над единой и страшной душой.
28 ноября 1901
Блок. Из дневников 18-ого года:
«К ноябрю началось явное мое колдовство, ибо я вызвал двойников (”Зарево белое…”, “Ты — другая, немая…”).»
Блок. Из статьи «О современном состоянии русского символизма»:
«…он умеет сделать своим орудием каждого из демонов, связать контрактом каждого из двойников; все они рыщут в лиловых мирах и, покорные его воле, добывают ему лучшие драгоценности».
Хороша драгоценность:
Ты — другая, немая, безликая,
Притаилась, колдуешь в тиши…
Нет, это не «другая», это всё та же – колдунья, гадалка, «русская венера». Паучиха. Которая “Оттуда”.
*
*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги «Стихи о Прекрасной Даме».
Ал. Блок : «Символист уже изначала — теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия — это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» — рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы — и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом — о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними.
Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том — потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и — встреча с Видением Лучезарной подруги; и — далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей»
Для Блока было важно подчеркнуть рабочий, реалистический характер книги («к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру , которым по необходимости пользуется путешественник»), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями «Неподвижность», «Перекрёстки», «Ущерб» первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия.
Вот их краткая сводка:
I. С.-Петербург. Весна 1901 года. Юный теург обретает свет, но появляется и «гадалка» из Тёмного храма .
II. С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – увидеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам» – но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
VI. С.-Петербург. Осень — 7 ноября 1902 года. Он выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
Данное стихотворение относится ко ШЕСТОЙ сцене ТРЕТЬЕГО раздела. Всего сцен в нем – девять:
III. С.-Петербург. Осень и зима 1901 года ( http://www.proza.ru/2018/01/18/742 )
1.Неверящая «ты».
«ты» не веришь мне, не видишь себя
2.Грань богопознания:
попытка – успешная! – увидеть в «тебе» богиню. Увидеть, как «Белый, белый ангел бога / Сеет розы на пути». Но… нет, «ты» из-за своей «нарастающей страсти», «ты» осталась – «в сумраке».
3.Вставка чужим почерком:
«Ты» сомневается по поводу поэта: «Горят слова “Не друг, а враг”».
4.Явное колдовство.
Первое явное явление двойников – сущностей-проводников по другим реальностям: ему показывают Елену, со стен Трои наблюдающей за высадкой ахейцев.
5.Возвращение.
Рефлексии по этому поводу. Вставка чужим почерком: предостережение, попытка удержать «от… ярких дорог».
6. Поле вечной битвы.
ему показывают поле вечной битвы, ему показывают, что «ты» – «другая, немая, безликая, / Притаилась, колдуешь в тиши». То есть, «ты» – из безликих.
7. Случайные встречи.
Наша реальность – он ждет любимую, но встреч с нею сразу становится мало – он тоскует по иномирью.
8.Злая дева.
На фоне встреч с любимой – путаница реальностей. «Неотвязный» искушает тайнами, «ты» ведешь туда, где за «тобой» – «огневые струи», а двойники проводят экскурсию в «лиловые миры».
9.Тропа
И рефлексии по поводу двойников, и блуждание с ними по Тропе миров.
К сцене данного стихотворения относятся ДВА произведения:
Поле вечной битвы:
17. «Ты страстно ждешь. Тебя зовут…» ( http://proza.ru/2017/12/06/1160 )
Двойники. Вид на поле вечной битвы, где он и «ты».
18. «Будет день — и свершится великое…» ( http://proza.ru/2017/12/06/1167 )
«ты» – кто?! «Ты — другая, немая, безликая,/ Притаилась, колдуешь в тиши»?!
*

Ответ от Надежда Кайнова
23 ноября 1901(Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» 1901-1902гг.) Реальным прототипом героини «Стихов о Прекрасной Даме» была Л. Д. Менделеева, однако в стихах ничего реального нет. Нет даже образа, есть лишь идея. Поэтизация возлюбленной возводится в степень благоговейной молитвы земного отрока нездешней даме.
Об идейном наполнении побольше можно набрать из анализов самого сборника.
Размер — трехстопный анапест, рифма перекрестная, точная, чередуется дактилическая и мужская клаузула.
Отличительная особенность именно этого стихотворения — постоянная смена времен действия. 1-е предложение — «Будет»,»свершится» — буд. вр., «чую» — наст. вр., но сразу звучит «в будущем». 2-е предложение — «притаилась, колдуешь» — наст. вр., 3-е предложение — «обратишься» — буд. вр., «не ведаю»,»не знаешь» — наст. вр., «буду ли» — буд. вр., 4-е предложение -» веселятся» — наст. вр. Все эти безумные скачки отражают жанр как попытку пророчества, поскольку в настоящем в основном даны глаголы бытийные и когнитивные, а само предполагаемое событие отнесено в будущее. Но «Там» — предполагает некое нездешнее пространство и неназванных действующих лиц в нем — смысл пророчества уже утрачен, «Там» — не гадают, а уже знают и «веселятся» — не «заранее», а как уже свершившемуся, поскольку там и время устроено иначе (это о рае часто говорят).