Канавка в дивеево

Содержание

Дивеевское чудо

Серафимо-Дивеевский монастырь — одно из настоящих чудес современного мира, его считают четвертым Вселенским жребием Божьей Матери после Афона, Иерусалима и Киева. Необычное здесь ожидает вас на каждом шагу. Недаром сестры обители, так же как ее устроитель и попечитель, преподобный Серафим Саровский (мощи этого святого были перевезены в Дивеево летом 1991 года), искренне верили и верят по сей день: в монастыре всегда присутствует Святая Игуменья — сама Богородица…

Одним из наиболее известных в России святых мест по праву считается Дивеевский женский монастырь, где ныне покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Сюда, на святые родники, стекается множество паломников. И чудо: молитвы и просьбы об исцелении не остаются без ответа, после посещения Дивеева отступают даже такие тяжелые заболевания, перед которыми бессильна современная официальная медицина. Вода трех родников словно уносит с собой боль и слабость, начинают проходить серьезные патолоболезни. Еще бы! Ведь старец Серафим когда-то рассказал одному из братьев в обители, как он молился, «чтобы вода сия была целительною от болезней». С тех пор он часто посылал приходивших к нему больных в Цыгановку, на источник, вода которого действительно стала творить чудеса. Окунувшись в нее и глотнув живительной влаги (так и хочется сказать «живой»!), посетители монастыря обязательно приходят к раке преподобного старца. У нее обычно много плачут, словно со слезами выходят из тела все боли, страхи, злоба и раздражение. Остается покой, умиротворенность и уверенность в том, что все будет хорошо. Да и может ли быть иначе, если тебя услышал преподобный Серафим? И на смену слезам приходит просветление.

Можно сказать, что Дивеевский монастырь — это одно большое Чудо. Все здесь необычно: и сам уклад, и то, что о нем словно заботится кто-то «сверху» (сколько раз монахини оказывались в тяжелом положении, но уже на следующий день к ним поступали неожиданные пожертвования, приходили необходимые мастера, подписывались нужные документы и т. д.), и нахождение на территории монастыря мощей Серафима Саровского, и постоянные чудеса исцеления, о которых могут рассказать все — от послушницы до настоятельницы (сегодня в обители живет 950 сестер). Примечательно, что случаи избавления паломников от тяжелых заболеваний — это отнюдь не попытка привлечь к себе интерес. Внимания Дивееву хватает с избытком, а чудеса исцеления старательно фиксируются здесь с 1840 года. Так что скептикам не возбраняется проверить все диагнозы (равно как и необъяснимое, с медицинской точки зрения, исчезновение ранее установленных заболеваний) лично. Как говорится, имеющий уши да услышит, а не имеющий… что ж, пускай имеет хотя бы глаза и здравый смысл, возьмет монастырскую книгу и ознакомится с перечисленными чудесами святого угодника Серафима. Кроме того, стоит поговорить и с посетителями монастыря, среди которых хватает вчерашних закоренелых скептиков. Узрев столько народу и услышав благодарственные молитвы по поводу избавления от болезней, всякий рано или поздно попробует на себе нехитрое средство исцеления. Правда, для этого нужно прийти в Дивеево с чистым сердцем, окунуться в холодную воду родника, искренне попросить преподобного Серафима о помощи. И не сомневаться в том, что святой поможет, откликнувшись на вашу молитву об избавлении от беды.

Один из недавних примеров дивеевского чуда — мать и дочь Щербаковы. Старшая из женщин шесть лет назад перенесла тяжелую операцию, осталась без желчного пузыря, жила в буквальном смысле на таблетках, периодически лежала в больницах. Но, несмотря на все старания врачей, она не могла избавиться от приступов сильной боли, часто теряла сознание. Наконец больной кто-то посоветовал обратиться в «последнюю инстанцию» и съездить в Дивеево. Там, у мощей Серафима Саровского, женщина соборовалась, окуналась в святой родник, слезно просила преподобного старца о помощи. Теперь она ездит в монастырь просто потому, что ей хочется приходить сюда снова и снова: уже пять лет Щербакова обходится без медикаментов, врачебной помощи, ест практически все, что такое обморок и боль — забыла напрочь.

Еще более впечатляющая картина рисуется при знакомстве с медицинскими диагнозами Людмилы Щербаковой. 26 лет она страдала воспалением оболочки мозга, проявлявшейся страшными головными болями и мучительными судорогами. Затем «поехала» щитовидка, и эндокринологи положили Щербакову-младшую на операционный стол. Но состояние большой продолжало ухудшаться, ее отправили к онкологу… Диагноз был поставлен страшный: рак. Людмила задыхалась, кое-как могла глотать только жиденькое картофельное пюре. Измучившись, Щербакова отправилась на поклон к преподобному старцу. У мощей долго плакала, про себя просила: «Помоги, батюшка Серафим, нет больше сил…» Объяснить, куда делась опухоль и весь прочий «букет» болезней, врачи не могут. А Людмила, еще вчера считавшаяся скорым кандидатом на тот свет, прекрасно себя чувствует и на этом. Она говорит, что почти никогда не устает, не болеет (даже простуды теперь обходят женщину десятой дорогой, хотя она пьет холодную воду и купается в ледяных источниках). Бывшая онкобольная запросто может пешком пройти за день 20 километров, самостоятельно сделала ремонт в доме, носила доски, грузила кирпичи…

…24 января 2001 года «скорая» привезла в одну из больниц неотложной хирургии Краснодарского края молодую женщину, Кузьменкову Валентину, в тяжелом состоянии. Той же ночью ей сделали сложную операцию, но врачи честно предупредили родных больной: ситуация почти безнадежная. Больше месяца специалисты боролись за жизнь своей пациентки, но ситуация только ухудшалась. Валентина в сознание не приходила, держалась только благодаря аппарату искусственного дыхания. Мать умирающей пожаловалась на жизнь одной из знакомых, и та принесла женщине платок, освященный на мощах в Дивееве. Мать аккуратно повязала этот платочек на голову дочери, а когда на следующий день Валентину перевозили в краевую больницу, очень просила сопровождавшего врача не снимать его. Врач попалась понимающая, так что в клинике платок находился на голове пациентки, негласно признанной безнадежной, постоянно. А спустя неделю Валентина стала подавать признаки жизни… Женщина стала поправляться, и через полтора месяца ее — пусть еще слабую и беспомощную, но зато живую! — забрали домой. Вскоре Валентина окончательно поправилась.

Перед силой дивеевской воды отступают совсем, казалось бы, невероятные болезни. Всего несколько ложечек этой жидкости в день давали мальчику, страдавшему тяжелой формой туберкулеза. Спустя несколько недель хворь начала отступать, а затем и вовсе оставила ребенка в покое. Немые, приложившись к раке с мощами и искупавшись в роднике, начинают говорить, а глухие — слышать, неизвестно куда пропадает катаракта, пьяницы, измучившие родных, зарабатывают стойкое отвращение к спиртному, а наркоманы забывают о тяге к «дури» разного вида… Люди, страдающие бесплодием, обзаводятся после посещения Дивеева собственными малышами. Сами собой заживают раны, исчезают кожные заболевания (даже диффузные нейродермиты — вещь практически неизлечимая), опухоли, язвы, рассасываются тромбы, еще вчера беспомощные больные поднимаются на ноги, обретают способность ходить. Отмечено, например, что панкреатиты, при которых врачи говорили: перемены возможны только к худшему и никакой перспективы на излечение нет, — отступают буквально за пару месяцев. Почти столько же времени требуется, чтобы избавиться от варикоза, астмы, отложения солей. Даже диабет оставляет своих жертв в покое! Что уж тут говорить о похудении больных ожирением (за год после посещения Дивеева такие люди обычно теряют 30–40 килограмм веса)! Это уже так, цветочки…

Молитва к преподобному Серафиму спасла от хирургического вмешательства и гостя Дивеева, отца Митрофана. Этот монах со святой горы Афон (из монастыря Каракал) приезжал в Россию в 2001 году, и у него случился сильнейший приступ аппендицита. Но масло от мощей святого быстро убрало не только боль, но и само воспаление. Интересно, что отец Митрофан служит в единственном на Афоне храме, где вместо положенной по греческой традиции иконы святого пророка Иоанна Предтечи в местном ряду иконостаса находится икона преподобного Серафима Саровского.

Порой в монастыре происходят и курьезные случаи. Так пару лет назад народ искренне потешался, видя, как у сестринского подколокольного корпуса ошалело мечется какой-то коренастый мужик в драной старой шубе. Монахини, стоя вокруг, веселились вовсю. Наконец, мужик уселся в свою машину и укатил восвояси. Оказалось, он ехал по Арзамасской дороге и подобрал старика, шедшего с поля. Но случайный попутчик вместо «спасибо» обрушился на водителя с руганью! Мол, грехов на том полно, а он и в ус себе не дует. Велел сердитый старичок мужику срочно в монастырь ехать. А тот и в храме-то отродясь не бывал и сначала оторопел. А дед тем временем не успокаивался. Кончилось тем, что мужик обозлился, высадил попутчика и газанул по дороге… Однако, проезжая мимо Дивеева, водитель решил все же заглянуть в монастырь (уж больно убедительно дед ругался!). Он зашел в Троицкий храм и… с левой от центрального алтаря стены на него укоризненно смотрел преподобный Серафим Саровский. Водила, узнав в лике на иконе сварливого дедка-попутчика, заголосил на весь храм: «Ой, да я же его в машине-то вез! Его!» Ошалевший мужик так шумел, что его поспешили вывести на улицу. Наутро он пришел снова и принес в дар свою шубу (ничего больше с собой у водителя не было). Но зима ведь, холодно. А мужик, между прочим, с Урала… Надо же как-то домой добраться! Вот и выдали ему шубейку поплоше, чтоб в дороге не замерз.

А преподобный Серафим действительно время от времени появляется у кого-то в келье, подходит к паломникам у Канавки: кого пожурит, кому улыбнется, кому кусочек хлеба даст. И болезни уходят бесследно, а от проблем остаются только воспоминания. Что же касается обители, то о ней преподобный, похоже, заботится даже на том свете. Когда начинался монастырь, там жило всего шесть человек. Холодные стены, прохудившаяся крыша, голодно… Решили отслужить молебен Серафиму Саровскому. А ночью какой-то незнакомец осторожно постучал в дверь обители — принес 600 рублей. Утром потянулись люди с продуктами, а еще спустя сутки монахини собрались закрыть счет в Московском банке: лежала там смешная сумма, решили хоть провизии прикупить. Однако по телефону сестрам посоветовали приехать, поскольку им на счет пришло… 17 000 долларов. Монахини, которые валюты доселе в глаза не видели, отправились в путь. В банке к ним подвели девушку лет восемнадцати, которую, по словам дирекции, и надлежало благодарить за нежданное денежное подношение. Дело в том, что финская фирма торопилась закрыть свой счет, на котором как раз и оставалась указанная сумма. Ее представители сокрушались: сколько, мол, хлопот «из-за такой мелочи» (!), а девушка-оператор вдруг посоветовала финнам пожертвовать эти 17 000 монастырю. Иностранцы посмеялись, но деньги на счет Дивеевской обители все же перевели… Их как раз хватило, чтобы в буквальном смысле спасти комплекс: если бы не проведенный тогда ремонт крыши над четырьмя церквами и кельями, остатки фресок и полы погибли бы, а осадки нанесли бы серьезный вред фундаменту. Так началось возрождение обители, о которой Серафим Саровский говорил, что она станет единственной на земле женской лаврой. Кстати, преподобный старец предупреждал сестер, что монастырь возродится, когда его настоятельницей станет «Мария из рода Ушаковых». Так и произошло. Сегодня восстановительные работы и строительство в обители ведутся согласно плану, нарисованному некогда самим преподобным Серафимом.

Даже сама природа в окрестностях монастыря постоянно напоминает людям: здесь нет места обыденности, вы вступили на территорию, принадлежащую Чуду. Например, как-то в небе над Дивеевым почти полчаса висел… огромный православный крест! Состоял он из облаков, которые не просто расположились крест-накрест, что можно было бы списать на игру сил природы, а образовали классический православный восьмиконечный крест — со всеми поперечными и наклонными перекладинами. И жители Дивеева, и монахи, и паломники, затаив дыхание, наблюдали величественное знамение. Как пошутил один из свидетелей, не заметить огромный крест, имевший четкие очертания, мог разве что «председатель Всероссийского общества слепоглухотупых атеистов». Что ж, добавочные комментарии и впрямь излишни… Даже старший администратор гостиницы «Дивеево» — общепризнанный ярый и едва ли не воинствующий скептик — только ошеломленно покачала головой, не найдя аргументов в пользу «обмана зрения». Но вообще местные жители к подобным знамениям относятся спокойно — привыкли…

С чудесами в Дивееве можно столкнуться всюду. Например, 3 августа 2004 года в «Комсомольской правде» промелькнула статья о том, как в день 250-летия преподобного Серафима Саровского на левой стене Казанской церкви, где проходили ремонтно-восстановительные работы (строители как раз взялись за очистку поверхностей от плесени), стали сами собой проявляться фрески. В частности, без вмешательства людей на глазах восстановились нижние фрагменты росписи: апостолы Петр и Иоанн. А несколько позже в небе над монастырем снова образовался крест четких очертаний, причем видение продержалось без изменений около 20 минут, несмотря на ветер…

Еще одно удивительное место — так называемая Канавка Божьей Матери (согласно преданию, тут проходила сама Богородица). По поводу нее еще сам Серафим Саровский говорил: «Пойдете по Канавке, тут вам и Афон, тут и Иерусалим». Так вот. Уже неоднократно отмечены случаи, когда после прохода по этой тропке, войдя в храм, люди видят… ночные горы, горящие огоньки церквей, увитых виноградом, облака над головой — Святой Афон. Почему возникают эти видения, неизвестно, но впечатление они оставляют сильное.

Со всех концов России, а порой и из-за рубежа едут в Дивеево толпы паломников. До Арзамаса поездом, а затем на автобусе — монахи и миряне, интеллигенция (среди которой, между прочим, хватает врачей) и рабочие, аккуратные старики и молодежь, измученные родители с больными детьми. Все они спешат к преподобному Серафиму, чтобы пожаловаться на жизнь, выплакаться, попросить о помощи. И не важно, что он уже давно покинул свою убогую келью, что путь его на земле окончен. Все равно, находясь у мощей Серафима Саровского, все страждущие как будто слышат его слова, с которыми старец неизменно встречал каждого: «Радость моя! Христос воскресе!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что делать с землей со святой канавки в Дивеево?

Поделитесь с родными и друзьями:

Мы продолжаем цикл статей о святой Канавке Царицы Небесной и сегодня поговорим о том, из чего, собственно, состоит это уникальное сооружение – о самой земле.

Отправляясь в Дивеево не забудьте ознакомиться с лучшими предложениями гостиниц недалеко от монастыря

Для чего берут землю с Канавки в Дивеево?

Святость этого места не раз была подтверждена святыми. Сам Преподобный Серафим Саровский говорил:

«Эту Канавку Сама Матерь Божия Своим пояском измерила… Тут стопочки Богородицы прошли… Кто канавку с молитвой пройдет да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Но не только молится здесь заповедал святой. Когда копали канавку, батюшка Серафим наказывал сестрам, чтобы землю изо рва кидали вовнутрь обители, где и образовался вал. И говорил:

«Будут приезжать посетители и глинку с Канавки будут брать на исцеление, и будет она вместо золота».

Прошли века, а святая земля с канавки Царицы Небесной по-прежнему помогает всем, кто осознает ее святость. Они приносит исцеление, охраняет.

Как же правильно использовать землю с Канавки Богородицы?

Привезенную из Дивеева земельку лучше всего хранить в стеклянной баночке или бумажной коробочке, но сгодится и целлофановый пакетик. Главное – чтобы она была не в забытьи, а рядом со святынями на подобающем месте.

Применять ее можно по-разному. Кто-то прямо сырой землей натирает больные места, например, ноги. Другие заливают ее водой, а воду потом пьют или делают компрессы. Но нужно помнить, что это не просто рецепты, это действительно святыня, поэтому все, что вы делаете с землей с Канавки, необходимо сопровождать молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Читайте эту молитву не один раз. Можно даже прочесть все 150 раз, как будто по Канавке идете. И искренне верьте.

Некоторые люди зашивают щепотку святой земли с Канавки в кусочек ткани и носят на шее вместе с нательным крестиком – как ладанку.

Еще святой землей с Канавки можно оградить свой земельный участок, посыпав ее с молитвой с четырех сторон света в границах забора.

Крыжовник

Когда сестры Дивеевской обители рыли святую канавку, Серафим Саровский велел им засадить склоны крыжовником для укрепления рва и естественной ограды. В наше время при восстановлении Канавки на склоны вновь посадили крыжовник.

Так вот, когда крыжовник разрастается, его обстригают. Обрезанные ветки не выкидывают, а укореняют или раздают паломникам.

Надо отметить старое правило – в монастыре ничего не просят. Но если вам там вдруг что-то дают или дарят – берите. Это особая благодать. Тем более, если это ветки крыжовника со святой Канавки. Берите и попытайтесь укоренить их у себя в саду, на даче или просто в цветочном горшке.

Травка со святой Канавки Богородицы в Дивеево

Склоны Канавки обсажены также газонной травой, и когда она подрастает, ее тоже подстригают, но не выкидывают. Так заповедал Серафим Саровский – ничего с этого святого места не выкидывать.

Скошенную траву высушивают и зашивают в ткань. Получаются небольшие подушечки, которые продают в монастыре. А если вам доведется побывать в Дивеево на праздник Успения Божией Матери и пройтись по украшенной Канавке Крестным ходом, не забудьте наклониться и взять цветочки и травку на память.

Читайте праздник Успения Пресвятой Богородицы Дивеево

Их также можно высушить и зашить в ткань, и на полученной подушечке спать во время болезни.

Но опять же, помните, что такая подушечка – не для удовольствия. Зашитая в ней травка с Канавки – святая, а значит, отношения требует благоговейного.

В заключение хотелось бы сказать вот что

Во все времена паломники, посещая святые места, стремились принести домой частичку святости и благодати. Да и сам Бог дал нам святую воду, елей (растительное масло), землю со святых мест, как святыню для исцеления в помощь нашему страждущему телу.

В этом плане Дивеево не исключение. Здесь много святых источников, где можно набрать воду; в храме можно получить масло от лампады, которая горит около мощей Серафима Саровского; есть земля и травка с Канавки. И святыни эти действительно помогают, но они не должны затмевать главного – веры в Бога и молитвы к Нему.

Татьяна Страхова

Дивеево – чудеса исцелений от бесплодия

Поделитесь с родными и друзьями:

Бесплодие – тема не простая. Иногда супружеские пары хотят иметь детей как можно быстрее, и проблема с невозможностью забеременеть выявляется сразу, но чаще первое время об этом не думают. А когда годы пролетают, вдруг понимают, что беременность до сих пор не наступила. Бывают случаи, что после некоторых перенесенных заболеваний (или даже совершенно здоровым людям) врачи выносят вердикт – бесплодие.

Отправляясь в Дивеево, ознакомьтесь с рейтингом отелей и гостиниц рядом с монастырем

Супруги хватаются за минимальный шанс, проходят обследования, меняют лечащих врачей, принимают прописанные курсы лекарств. Иногда удачно. Но есть и те, которые уже потеряли веру в медицину, и надеяться лишь на чудо. И они его находят.

Читайте также реальные отзывы о чудесах исцеления в Дивеево

Вымоленные дети – исторические свидетельства

Существует записанное свидетельство еще времен Московского княжества. Супруга Великого Князя Иоанна Васильевича III, родившая ему трех дочерей, мечтала сыне. И она решила обратиться к духовному заступничеству святого Сергея Радонежского. С этой целью ею было предпринято пешее богомолье из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. Пройдя село Клементьево, и спускаясь под гору, она увидела благолепного инока, шедшего к ней на встречу. Он походил видом на изображения преподобного Сергея. В руках он держал младенца, и, приближаясь к Великой Княгине, внезапно положил его к ней в недра. Это видение ей было так ясно, что она села и стала искать у себя на груди младенца, но ничего не нашла. София поняла, что это видение надежды, и молилась с усердием у мощей святого. После этого знаменательного паломничества княгиня зачала ребенка и родила сына Василия.

В Серафимо-Дивеевском монастыре более знаменит другой исторический случай, связанный с посещением в 1903 году Дивеева Царской семьей.

Как известно, Император Николай II со всей своей семьей принимал личное участие в торжестве прославления святого преподобного Серафима Саровского. Вся Царская семья с трепетом и молитвой посетила главные святыни Сарова и Дивеева. И в последнем от блаженной Прасковьи Ивановны Императрица Александра Федоровна получила обнадеживающее пророчество – что у нее наконец-то родится сын.

В царской семье в то время было четыре дочери. И Александра Федоровна очень скорбела и много молилась именно о сыне. И вот через год после посещения Дивеева пророчество сбылось – у Императора Николая II родился наследник, царевич Алексей. В честь этого памятного события сестры Дивеевского монастыря посадили за Канавкой лиственницу, которая до сих пор растет и слывет в народе «Царской лиственницей».

Так от древности до наших дней сложился обычай, которым не гнушались и цари, отправляться на богомолье в святые места тем, у кого нет детей. И молиться о чуде.

Дивеево в наши дни: отзывы исцелившихся от бесплодия

Этот случай мне рассказала подруга Галя.

«У моей крестной не было детей. Они с мужем были порядочными советскими людьми, далекими от веры. Не получив помощи от медицины, уже отчаялись иметь детей. Когда Серафимо-Дивеевский монастырь открыли для паломничества, сорокалетние супруги решили посетить святое место, особо ни на что не надеясь. Но на святой Канавке женщина старательно прочитала богородичное правило, как ей подсказала монахиня. А через год у них родился ребенок, который был поистине чудом, потому что детей у них не было 20 лет!»

Рассказ И., пожелавшей не называть свое имя.

«В 16 лет у меня была случайная связь с мужчиной, и я забеременела. Но впереди была долгожданная учеба, жизнь только начиналась, а я была не верующая, потому и совершила страшный грех – аборт. Прошли годы, все складывалось как нельзя лучше: прекрасная работа, хорошая должность, любимый муж. Но беременность не наступала 6 супружеских лет. Это заставило меня задуматься о многом, в том числе и о вере. Стала оплакивать свой грех. В Дивеево меня привезла подруга, и это святое место меня покорило. Я полюбила батюшку Серафима, стала приезжать сюда по возможности несколько раз в год, привезла и мужа. Мы стали вместе молиться о даровании нам детей. Купались в святых источниках, прикладывались к мощам, ходили по святой Канавке. И Господь подарил нам чудо – двух деток, старшую дочку и младшего сына «.

Супруги К. и А. приехали в Дивеево из Москвы с конкретной целью, помолиться здесь о даровании им детей. Многие знакомые им удивлялись, молодые, чего не хотят беззаботно пожить для себя? Но А. был из многодетной семьи, и когда его супруга не смогла забеременеть в течение года, забеспокоился. Врачи никаких причин, препятствующих беременности, не нашли, и тогда они решили посетить святое место. Так вот и оказались в Дивеево. Они прошли Канавку и вычитали 150 молитв «Богородице, Дево, радуйся», приложились к мощам, посетили источники. А спустя полгода пришла радостная весточка, К. забеременела.

С. с А. было уже 30 лет с хвостиком, в бездетном браке прожили несколько лет и не захотели смириться с диагнозом – бесплодие. В Дивеево они приезжали регулярно, несколько раз в год, посещали церковные службы, сердечно молились. Они купались во всех, даже малоизвестных источниках, и всегда увозили с собой в Москву целые фляги с водой из святых родников. Спустя три года паломничеств они вымолили себе ребенка.

Бесплодие – не приговор

Заканчивая свою статью, хочу напомнить вот еще о чем. Иногда бесплодие посылается как испытание долготерпения, усердия к молитве, когда Бог ждет от человека обращения именно к Нему, особенно, когда происходит разочарование в земной медицине. Но бывает, бесплодие становится подвигом особого рода. Нерастраченная любовь добрых супругов направляется на чужого ребенка, и они решаются на серьезный шаг усыновления маленького малыша отказника.

Если бы вы знали, как страдают дети, которых бросили родители. Как им не хватает физической ласки, любви, внимания, и как замедляется их развитие. Если бы каждая благополучная семья, с детьми или без детей смогла усыновить по одному ребенку, сколько бы счастливых детей было на свете.

Сестра моей подруги А., очень долго лечилась от бесплодия. Столь же долго усердно молилась, но исцеления не наступало. И как учили смиряться святые:

«Подай нам Господи то-то и то-то, но не как мы хотим, а как Тебе угодно будет».

И помня это, женщина не отчаялась, они с мужем решились на серьезный шаг и усыновили двух девочек из дома малютки, с разницей в год. С тех пор прошло 3 года, и они воспитывают прекрасных дочерей, которые удивительно похожи на свою приемную мать.

Кстати, бывают случаи, что после усыновления чужого ребенка, наступает беременность, как будто Бог, ждал именно этого шага от людей. В нашем селе живет семейная пара, которая в свое время отчаялись иметь детей. И усыновили малыша из детского дома, а потом второго. И Бог их наградил – они родили еще и двоих своих! И теперь в этой дружной семье 4 детей!

Случаев исцеления бесплодия в Дивеево много, автор статьи привела лишь те, что знает лично. Но многие жители Дивеева могут поделиться подобными историями от своих родных и знакомых, а в монастыре ведется запись случаев исцелений от болезней, в том числе и от бесплодия. И все это свидетельствует об особой благодати в Серафимо-Дивеевском монастыре. Здесь отчаявшимся женщинам помогает и батюшка Серафим, и сама Богородица, избравшая Дивеево в свой Четвертый удел.

Добраться до Дивеева можно личным автомобильным транспортом, автобусными экскурсиями. Если вам удобнее путешествовать по железной дороге, то билет стоит покупать до станции Арзамас 1 или Арзамас 2 (город Арзамас, станции 1 и 2 – разные ж/д. направления). С вокзала городским транспортом доехать до автостанции, где пересесть на междугородний автобус до Дивеева или Вознесенска (последний идет транзитом через Дивеево).

Подробнее о том, как добраться в Дивеево читайте в нашем следующем обзоре

Татьяна Страхова

ЗАНЯТИЕ № 21. Тема: «Спешите делать добро»

Цель: воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающим.

Оборудование: солнышко с лучиками, на которых написаны добрые слова.

ХОД ЗАНЯТИЙ

1. Организационный момент

2. Сообщение темы

«Спешите делать добро»

– Прочитайте тему нашего занятия.

Как вы думаете: о чем мы будем говорить?

3. Беседа по теме

– Что же такое добро? Это – заботливое, внимательное отношение к людям. Добро – все то, что заслуживает одобрения. Добрые дела – это поступки, которые полезны для всех нас и совершаются в интересах детей. Ребята, а вот когда у вас в классе все хорошо, никто не дерется, не ссорится, какое у вас настроение? (Веселое, радостное.) На ваших лицах улыбки, вы как будто светитесь. Вам становится теплее. С чем бы вы сравнили такое настроение? (С солнышком.) Есть даже такая пословица: «Доброта – что солнце». Когда солнышко светит – хорошо, а когда все кругом добры – еще лучше. А вы никогда не задумывались, каким русским словам дает начало слово «добро»? Давайте вспоминать: какие однокоренные слова вы помните? (Слова написаны на лучиках солнца.)
Вы назвали много слов, но это далеко не все. Есть такие: доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добропорядочность, добрососедство, добросовестность – и еще много, много. Давайте составим предложение с каким-нибудь из этих слов. Добро заложено в человеческом характере. И многих людей называют добрыми. А почему? Каких добрых сказочных героев вы знаете? (Красная Шапочка, Крокодил Гена, Добрый молодец, Айболит.)
Почему, например, Айболита называют «добрым»? (Он вежливый, всем помогает, по-доброму разговаривает, делает добрые дела.) А какие дела можно назвать добрыми? (Те дела, которые делают во благо, на пользу другим, они поднимают настроение, утешают в трудную минуту.) Доброе дело может быть и большим, и маленьким. Например, посадить лес – большое доброе дело, помочь в чем-то товарищу – маленькое. Но даже самое маленькое доброе дело ценится так же высоко, как и большое. Добрые дела делают незаметно, не привлекая внимания. Вот как солнышко: оно для всех светит и не требует ничего взамен.
А какие добрые дела вы знаете? Какие вы сами делали? А может, кто-то из вас принимал участие в большом добром деле? Люди уже давно подметили такое ценное качество, как доброта. И поэтому придумали много пословиц и поговорок. Вот несколько из них:

Делать добро спеши.
Добрые дела красят человека.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.

А вы знаете, что до революции в русском языке была даже такая буква – «добро»? Буквы тогда назывались по-другому:

А – аз
Б – буки
В – веди
Г – глаголь
Д – добро

Правда, интересная азбука?

4. Рассказ В.Донниковой «Канавка»

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но все видит: вот пожилая женщина прошла с бидоном – чуть не упала.
– А, чтоб тебя! – рассердилась она на канавку. – Вон сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки – платье запачкала.
– Противная канавища! – топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? – думает он. – Из нее птицы воду пьют. Возле нее незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток, сделал переход. Теперь можно было переходить спокойно. Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко. И никто не знал, кто сделал удобный переход. Да это и не важно!
– Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канаву?
Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?
Можно ли поступок Вити назвать добрым? Почему?

5. Заключение

– А теперь поиграем в игру «И я». Я буду называть вам поступки. Если поступок добрый – вы говорите «и я», если плохой, то молчите.

Итак:

«Я каждый день поливаю цветы» – и я.
«Я убираю за собой игрушки» – и я.
«Я разбрасываю свои вещи» – …
«Я помогаю маме» – и я.
«Я играю с младшей сестренкой» – и я.
«Я держу кошку за хвост» – …
«Я не здороваюсь с соседкой» – …
«Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку» – и я.

А теперь вы продолжите называть добрые дела, которые вы могли бы сделать.

6. Итог занятия

– Вы назвали много добрых дел, которые вы можете сделать, так спешите делать добро, делать добрые дела.

Как называются церкви и храмы в Дивеево: подробный обзор монастырского комплекса

Поделитесь с родными и друзьями:

Дивеево – не только духовный центр православия, это жемчужина православной русской культуры. И когда глядишь на великолепие Дивеевских храмов и церквей, проникаешься величием этой красоты.

Кроме того, для удобства паломников в Дивеево расположено множество комфортабельных и недорогих отелей и гостиничных комплексов

Храмов в Дивеево много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда закрыт вход мирским людям, до величественных соборов, вмещающих под свои своды до 5 000 людей. И у каждой церкви своя история, своя архитектура, своя особая атмосфера, настраивающая на молитву. Приходя в эти храмы невозможно остаться равнодушным.

Казанская церковь

В то время, когда матушка Александра, послушавшись слова Матери Божией бывшего ей в ведении, пришла в село Дивеево, там была лишь деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. Матушка пристроила к ней теплые пределы во имя Казанской иконы Божией Матери и в честь святителя Николая. Но вскоре ей было новое видение, и после горячих молитв матушка Александра приступила к строительству новой каменной Казанской церкви, а старую, но еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово.

Строительство Казанской церкви началось в 1773 году, и матушка Александра лично принимала участие во всех работах. А когда каменную церковь закончили, она привезла точный список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Благодаря матушкиным хлопотам из Москвы был доставлен колокол в 76,5 пудов и разная церковная утварь. В 1780 г новая каменная церковь была освящена.

Центральный престол Казанского храма был посвящен Казанской иконе Богородицы. Левый предел был освящен в честь святителя Николая, а правый оставался какое-то время безымянным. И когда матушка Александра молилась о вразумлении то услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана».

На момент строительства Казанская церковь не принадлежала монастырю и сестры обители часто называли ее приходской, но батюшка Серафим запрещал им так говорить. И предсказывал, что Казанская церковь со временем станет теплым монастырским собором.

Годы послереволюционных гонений не пощадили Казанскую церковь. В 1940 году храм превратили в склад, были разрушены купол и колокольня.

Интересно, что предсказание батюшки Серафима исполнилось именно в наши дни. В 1992 году светские власти отдали Казанскую церковь возрождающейся Дивеевской обители. В 2003 году начались восстановительные работы, и уже осенью этого же года состоялось торжественное водружение креста на вновь отстроенную колокольню.

К счастью, часть внутренней росписи Казанской церкви сохранилась до наших дней и ее сумели отреставрировать. Но появились и новые живописные композиции, воспевающие историю Дивеевской обители в красках.

Освящение главного престола было совершено 31 июля 2004 года.

На данный момент в храме покоятся мощи Дивеевских блаженных и святые останки преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.

В Казанской церкви идут церковные службы (расписание необходимо уточнять в монастыре), на которое могут попасть все желающие. Если же богослужения нет, храм открыт с 8 до 17 часов для поклонения мощам.

Храм Рождества Христова

Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в Казанскую церковь. Получалось, что алтарь церкви Рождества Богородицы оказался на месте паперти Казанского храма. При жизни батюшка Серафим говорил о таком решении вот что: «Паперть эта достояна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна (мирское имя схимонахини Александры), стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее».

Строительство новой церкви возглавил Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который будучи глубоко верующим человеком и учеником Серафима Саровского, не только непосредственно следил за работами, но жертвовал личные средства для этого.

Летом 1829 года церковь была построена, но не отделана внутри. Тем не менее, батюшка Серафим заповедал освятить ее непременно в праздник Преображения Господня, что и было выполнено в то же лето. Преподобный Серафим заповедал сестрам возжечь перед образом Спасителя в церкви Рождества Христова неугасимую свечу, что и было исполнено.

Неугасимая свеча горела в Рождественской церкви до самого закрытия монастыря. После долгих лет безбожной власти, когда храмы находились в запустении, Дивеевская обитель была снова открыта. И тогда, в 1992 году в тогда еще полуразрушенном храме была вновь зажжена неугасимая свеча. А в 1993 году повторно освятили и сам храм Рождества Христова.

Доступ мирянам и экскурсиям в эту церковь закрыт.

Храм Рождества Богородицы

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит много чудесных историй, порой не сразу понятных людям, далеким от глубокой духовной жизни. Почему нужно было поступать так, а не иначе?

Но случайностей в духовном мире не бывает, даже то, каких людей Господь избирает на то, или иное служение говорит о многом.

Михаил Васильевич Мантуров, помещик, возглавлявший строительство Рождественских храмов в Дивеево, был настолько глубоко и искренне верующим, что с благоговением выполнял все, что указывал батюшка Серафим.

Призвал как-то батюшка Михаила Васильевича и говорит: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви –то у нас с тобой и нет! А Царица –то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…».

Пришлось сделать подкоп, и он как раз пришелся по мерке, данной Михаилу Васильевичу батюшкой Серафимом. Чтобы удержать пологий свод потолка, требовалось поставить четыре каменных столба, о чем Михаил Васильевич и доложил батюшке. Отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столпа – четверо мощей…. Четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»

Церковь была освящена в 1830 году, в праздник Рождества Богородицы. Повторно ее освящали в 1992 году, после возобновления монастырской жизни в Серафимо-Дивеевской обители.

В храме Рождества Богородицы горит неугасимая лампада, и день и ночь читается не усыпаемая псалтырь.

Здесь же находятся мощи первоначальницы обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены. Лежат они в основании тех самых столбов. Доступ к мощам открыт ежедневно с 8 до 17 часов.

Колокольня

Долгое время в Дивеевском монастыре была простая звонница. А в 1893 году началось строительство колокольни по проекту архитектора А.К. Никитина.

Но вскоре обнаружился опасный наклон, и приостановили строительство. Но тщательно все исследовав, утвердили, что наклон колокольни вреда не принесет.

Достроенная колокольня имеет пят ярусов. Высота ее с кровлей и крестом – 70, 3 м. На ней были установлены часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородица, спаси нас».

В советское время колокольню приспособили под телевизионный ретранслятор и гараж. На данный момент она полностью восстановлена.

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины

Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины была устроена 1902 году в восточной части игуменского корпуса. Это старинное, двухэтажное здание голубого цвета слева от колокольни, как до революции, так и сейчас, служило административным корпусом.

В 1903 году Государь Император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима. В Дивеево по его просьбе была отслужена Литургия в храме св. равноапостольной Марии Магдалины.

После закрытия монастыря в 1927 году церковь подверглась разорению. После долгих лет запустения, в 1996 году сестры вновь открытой Дивеевской обители привели в порядок фасад Игуменского корпуса. На купол церкви водрузили крест.

Троицкий собор

Строительство Троицкого собора было, пожалуй, самым чудесным. Еще при своей жизни батюшка Серафим благословил Елену Васильевну Мантурову купить участок земли, а ее брату Михаилу Васильевичу, уже построившему Рождественские церкви, завещал ее хранить, несмотря ни на что. На земле этой следовало возвести пятиглавый собор, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво!.. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»

Закладка собора состоялась на заповеданном батюшкой Серафимом месте в 1848 году, но само строительство началось лишь 1865. Средств было мало, так что пришлось на монастырской земле построить небольшой завод, и делать свой кирпич.

Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве. И многие находят сходства Троицкого собора в Дивеево со знаменитым Московским храмом.

Во время строительства Троицкого собора в Дивеево было множество чудес. Зимой, когда храм был заколочен и пуст, внутри слышались звуки строящихся работ. Временам, вечерами и ночью над собором видели необыкновенный свет. А в 1875 году Преосвященным Иоаникием был освящен неотделанный внутри собор.

В 1880 году был освящен правый нижний предел в честь иконы Богородицы «Умиления». Верхний правый придел во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, и верхний левый в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи освятили 1884 году.

Левый нижний предел оставляли неосвященным 28 лет! И сразу после прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, 4 августа 1903 года предел был освящен в честь преподобного.

В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался батюшка Серафим. В наши дни в соборе находится копия этой иконы, тоже чудотворная, написанная вначале XX.

В 1927 году вместе с разгоном монастыря закрыли и Троицкий собор. А в октябре 1889 года этот храм был передан церковной общине. В 1990 году над собором водрузили крест, и в это время в чистом небе сияла радуга. Начиная с 1991 года, Богослужение в Троицком соборе совершается ежедневно. В этом же 1991 году в собор были перенесены вновь обретенные мощи батюшки Серафима, где они и покоятся ныне. Здесь же находятся и личные вещи святого старца, бережно сохраненные сестрами старого монастыря до наших дней и переданные в дар обители при ее повторном открытии.

Троицкий собор открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.

Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского

Справа от Троицкого и Преображенского соборов распложено здание желтого цвета – трапезные монастыря с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. В старое время пищу разносили по корпусам, но батюшка Серафим пророчески говорил о будущей трапезе, хотя в его время там было сельское кладбище.

В конце XIX века началось строительство каменной трапезной. В восточной части здания находился храм, в западной части размещалась кухня, а сам трапезный зал вмещал 1600 человек.

В советское время здесь было все разорено, а само здание поделили между клубом, кинотеатром и библиотекой. Возвращали трапезный корпус монастырю частями, начиная с 1997 года и заканчивая 2000. Восстановительные работы приходилось тоже вести частями, но милостью Божией в ноябре 2000 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским, был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ныне трапезный корпус используется по назначению и здесь располагается несколько трапезных: сестринская, гостевая, рабочая.

В храме службы служатся редко и присутствуют на них только монашествующие.

Преображенский собор

Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.

Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.

Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.

Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Службы в Преображенском храме идут ежедневно.

С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.

Храмы в ограде Канавки

Когда верующие благоговейно совершают моление на Канавке и их взору престает тихая и ухоженная монастырская территория, утопающая в цветах, то многие испытывают радость. И невольно взоры обращаются к красивым зданиям внутри ограды, над крышей которых видны маленькие купола. Не раз приходилось слышать от паломников вопрос: что там за церкви?

Огромное желтое относительно новое здание является монастырской больницей с домой церковью в честь иконы Божией Матери «Целительница». Храм был освящен в 2008 году.

Удивительна внутренняя роспись церкви: она выполнена московскими художниками Максимом и Ириной Мироновыми на евангельские сюжеты. Но помимо них живописные истории повествуют о современных исцелениях на мощах батюшки Серафима, Канавке и источниках.

Храм могут посещать только монахини и медперсонал больницы.

Другое интересное бело-голубое здание – корпус старой монастырской богадельни. Здесь, в 1861 году для стареньких монахинь была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

В 1927 году в Скорбященской церкви состоялась последняя перед закрытием монастыря литургия. Впоследствии храм был разрушен, а кельи использовались вместо квартир. После передачи здания монастырю, в 2003 году началась его реконструкция. Восстановленный храм был освящен в 2006 году.

По четвергам в церкви «Всех скорбящих Радость» служиться Литургия, за которой причащаются старенькие и больные монахини, которые не могут самостоятельно добираться до центральных соборов. Здесь же совершаются постриги в монашество и отпевания усопших сестер. Доступ мирским людям, за исключением медперсонала, в домовую церковь богадельни закрыт.

В конце святой Канавки находится деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Она была восстановлена по сохранившейся до наших дней фотографии. Сейчас, как и в позапрошлом веке в ней раздают сухарики батюшки Серафима. Их можно получить с 8.00 до 17.00 часов в летнее время. В зимнее время сухарики выдают в Преображенском соборе.

Благовещенский собор

Этого храма до революции на территории монастыря не было, решение о его возведение было принято в наше время, а закладка произошла 26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки.

Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент он закончен, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.

Примечательно, что поучаствовать в строительстве этого величественного собора могли все желающие. Есть такая старая традиция – пожертвования на «именной кирпичик». При покупке «кирпичика» выдавался билет (стоимость была разная, доступная всем категориям), где указывалось, что это «именной кирпичик», и в графе записывалось имя покупателя или его родственников (можно было покупать билеты в подарок). Имя, на которое приобретался «кирпичик» вносилось в специальную тетрадь.

Возможно, кто-то бы отнеся к этой традиции с недоверием, но автор статьи, как и многие местные жители лично видели целые поддоны кирпичей (еще даже не разгруженные с подставок) подписанные черным строительным маркером. На каждом кирпичике красовалось чье-то имя. Так эти проименнованые кирпичи и шли на возведение стен.

Сейчас, когда строительство собора завершено, можно приобрести билеты, вырученные средства с которых пойдут на внутреннюю отделку храма.

Казанская церковь на Казанском источнике

С нее возобновилась церковная жизнь в Дивеево. Это старое деревянное здание имеет непосредственное отношение к истории монастыря. До революции оно было свечной мастерской. Впоследствии его разобрали и перенесли на окраину села.

В 1989 году к срубу была пристроена алтарная часть, внутри соорудил иконостас и освятили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До открытия Троицкого собора здесь совершались богослужения по выходным дням и праздникам.

В наши дни в Казанской церкви на источнике служат в престольный праздник и на день памяти иконы «Живоносный источник» с крестным ходом на Казанский источник.

До появления в Дивеево приходского храма в Казанской церкви также совершались таинства венчания и крещения, потому что в монастырских храмах по уставу этого делать не положено. Сейчас и эти таинства совершаются в церкви крайне редко, но до сих пор здесь отпевают усопших работников монастыря (мирских людей). Если человек, работавший в монастыре, был одинок, или его семья бедствует, все расходы по отпеванию берет на себя монастырь.

Татьяна Страхова