Каноническая украинская православная церковь

Притеснения канонической православной церкви на Украине

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 октября 2018 года Константинопольский патриархат объявил о решении снять анафему с глав двух неканонических церквей на Украине — Филарета (Денисенко) из так называемого Киевского патриархата и Макария (Малетича) из «Украинской автокефальной православной церкви».

Также заявлено, что процесс предоставления автокефалии украинской церкви будет продолжен. Об этом сообщил представитель Константинополя по итогам синода, проходившего 9-11 октября.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о современном положении и притеснениях канонической православной церкви на Украине.

Украинская православная церковь (самоуправляемая церковь с правами широкой автономии в составе Московского патриархата) является единственной канонической (то есть организованной согласно решениям Вселенских соборов IV-VIII веков и признанной другими историческими церквями) православной юрисдикцией на территории Украины. В этой стране также действуют две крупные неканонические религиозные организации: самопровозглашенные Украинская православная церковь Киевского патриархата и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С 1686 года по 1920 год единственной православной юрисдикцией на территории современной Украины была единая каноническая Православная российская церковь (с 1943 года — Русская православная церковь Московского патриархата, РПЦ МП).

Притеснения канонической православной церкви на Украине

Начиная с 1989 года группы украинских националистов, сторонников униатской и автокефальной украинской церкви регулярно организовывали захваты и нападения на православные храмы Украинской православной церкви. Поддержку им оказывали как местные власти, так и представители различных политических организаций, в частности запрещенной в РФ УНА-УНСО. Первым таким случаем стал захват униатами 29 октября 1989 года Преображенского собора во Львове.

Более 10 нападений на храмы УПЦ сторонники так называемого Киевского патриархата осуществили в июне — августе 1992 года: тогда были захвачены Свято-Троицкий кафедральный собор, Свято-Феодосиевская церковь, дома епархии и семинарии в Луцке, атакованы Киево-Печерская и Почаевская лавры, епархиальные управления в Ивано-Франковске и Виннице, кафедральные соборы в Ровно, Днепропетровске, Житомире и др. Не прекратились насильственные акции украинских националистов и в 2000-х годах.

В частности, в марте 2002 года храмы УПЦ были силой захвачены сторонниками Киевского патриархата в селах Егоровка и Болгарка Одесской области, в сентябре 2010 года активисты партии украинских националистов «Свобода» напали на место строительства храма УПЦ в киевском парке «Юность». После госпереворота на Украине в феврале 2014 года Киевский патриархат активизировал агрессивные действия в отношении приходов УПЦ.

По данным Украинской православной церкви, в 2014-2016 годах Киевским патриархатом было захвачено 40 ее храмов. В 2017 году еще 19 храмов УПЦ подверглись нападениям радикалов, а с начала 2018 года было совершено 10 новых нападений. Одно из последних нападений произошло 28 сентября 2018 года, когда украинские националисты из организации «Правый сектор» (запрещена в РФ), захватили Свято-Троицкий храм в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области Украины. При этом были ранены двое прихожан.

Законопроекты о статусе религиозных организаций

В 2016 году в Верховную раду было внесено два законопроекта — «О статусе религиозных организаций» и «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которым УПЦ может быть запрещена, ее приходы конфискованы, а деятельность церкви поставлена под контроль государства.

В первом законопроекте, авторами которого стали представители коалиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта», предлагалось утверждать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Кроме того, в одной из статей документа было прописано, что если представители конфессии будут сотрудничать с религиозными центрами, находящимися в России, власть получит право полностью запретить ее деятельность на территории Украины.

Во втором проекте, подготовленном депутатами «Народного фронта», «Блока Петра Порошенко» и «Самопомощи», парламентарии предложили законодательно регулировать принадлежность лиц к религиозной общине. Например, прописать термин «самоидентификация» и уточнить минимальное количество представителей религиозной общины, по решению которых может быть изменена юрисдикционная принадлежность храмов.

Более 300 тыс. граждан Украины подписали обращение с требованием не допустить принятия в Раде этих документов. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) обратился к лидерам стран «нормандской четверки» (Россия, Украина, Германия и Франция), генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу и Папе Римскому Франциску с призывом воспрепятствовать дискриминации православных на Украине.

18 мая 2017 года под давлением общественности Рада отложила обсуждение законопроектов, однако официальных комментариев о снятии документов с дальнейшего рассмотрения не последовало.

Статистические данные

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины (более поздние данные не публиковались), 39,4% граждан считают себя прихожанами Украинской православной церкви. К самопровозглашенному Киевскому патриархату отнесли себя 25,3% опрошенных, к Украинской автокефальной православной церкви — 4,6%.

По информации УПЦ, ее прихожанами являются 35 млн верующих (более 80% населения). Церковь состоит из 53 епархий и 12 тыс. 69 приходов. В клире УПЦ — 85 архиереев (52 епархиальных и 33 викарных), 12 тыс. 283 священнослужителя, из которых 11 тыс. 312 — священники и 971 — диаконы.

На территории Украины действует 251 монастырь, где послушание несут 4 тыс. 412 монахов (1 тыс. 685 монахов и иноков, 2 тыс. 727 монахинь и инокинь). В 17 духовных учебных заведениях УПЦ (Киевская духовная академия, духовные семинарии и училища, богословский университет и кафедра богословия) на дневном отделении обучаются 1 тыс. 429 студентов. Крупнейшие монастыри: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра и Свято-Успенская Почаевская лавра.

Церковь самопровозглашенного Киевского патриархата насчитывает 5 тыс. 114 приходов, 60 монастырей, 18 духовных учебных заведений, 1 тыс. 349 школ, 3 тыс. 479 клириков, 219 монашествующих, 48 СМИ. Больше всего приходов — во Львовской (496) и Киевской (423) областях, меньше всего — в Луганской и Харьковской (по 31).

ЗОНАРА, ИОАНН ЗОНАРА

ЗОНАРА, ИОАНН ЗОНАРА — ви­зантийский хро­нист, ка­но­нист, цер­ков­ный пи­са­тель.

За­ни­мал вы­со­кие по­сты (ве­ли­кий друн­га­рий виг­лы, про­та­сик­рит) при дво­ре императора Алек­сея I Ком­ни­на. По­сле его смер­ти вы­шел в от­став­ку и при­нял мо­на­ше­ст­во в монастырь Святой Гли­ке­рии. Со­чи­не­ние Зонара «Со­кра­ще­ние ис­то­рий» пред­став­ля­ет со­бой объ­ё­ми­стую все­мир­ную хро­ни­ку в 18 кни­гах — от Со­тво­ре­ния ми­ра до 1118, со­став­лен­ную на ос­но­ве пе­ре­ска­за различных со­чи­не­ний ан­тич­ных и средневековых ав­то­ров (в т. ч. ут­ра­чен­ных; для IX-XI веков ис­точ­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся хро­ни­ки Ио­ан­на Ски­ли­цы и Ми­хаи­ла Псел­ла); прав­ле­ние Алек­сея I Ком­ни­на опи­са­но на ос­но­ве лич­ных на­блю­де­ний. Убе­ж­дён­ный сто­рон­ник силь­но­го го­су­дар­ст­ва, Зонара кри­ти­ку­ет «сень­о­ри­аль­но-фа­миль­ные» ме­то­ды управ­ле­ния, сме­нив­шие при Ком­ни­нах цен­тра­ли­зо­ван­ную государственно-бю­ро­кра­тическую сис­те­му, и с опа­се­ни­ем на­блю­да­ет уси­ле­ние во­енно-фе­одальной ари­сто­кра­тии.

Пе­ре­вод хро­ни­ки Зонара был вы­пол­нен в Бол­га­рии (около 1170 года), в XIV веке на его ос­но­ве поя­ви­лась сербская со­кра­щён­ная пе­ре­ра­бот­ка (т. н. Па­ра­ли­по­ме­нон), ко­то­рую ис­поль­зо­вал со­ста­ви­тель «Рус­ско­го хро­но­гра­фа». К цер­ков­но-ка­но­ническим тру­дам Зонара от­но­сят­ся тол­ко­ва­ния на «Апо­столь­ские по­ста­нов­ле­ния», Пра­ви­ла Со­бо­ров и святых От­цов. Зонара так­же ав­тор агио­гра­фических и го­ми­ле­тических со­чи­не­ний («Похва­ла св. Ев­прак­сии» и др.); од­на­ко «Лек­си­кон», со­хра­нив­ший­ся под име­нем Ио­ан­на Зо­на­ры, ему не при­над­ле­жит.

Страница 1 из 17

ИОАНН ЗОНАРА (конец XI в. – между 1162 и 1166 гг.) – византийский канонист, историк и церковный писатель. Иоанн – монашеское имя Иоанна Зонары; как его звали до пострига, исследователям неизвестно. В XI–XII вв. аристократическая семья Зонара принадлежала к столичной интеллектуальной элите и находилась в оппозиции к императору Алексею I Комнину. Эта общая характеристика применима и к Иоанну Зонаре, который «был идеологом синклита, склонным к ограничению автократии» и выразил свою позицию в комментариях к канонам. В источниках встречается ряд упоминаний об отдельных членах семьи Зонара. На заседаниях патриаршего синода 26 января 1156 г. и 12 мая 1157 г. в числе представителей государства присутствовал мегалепифанестат (титул сенаторов) Николай Зонара, занимавший вначале должность асикрита (секретарь, чиновник императорской канцелярии), а затем ставший протасикритом. Он же в апреле 1176 г. наряду с другими высшими чиновниками подписал один из актов императора Мануила I Комнина (раньше этот акт датировался 1161 г.). В статье С. Манго опубликована заметка из Синаксаря XIII в., где говорится о монахе Навкратии Зонаре, который был друнгарием, а потом удалился в монастырь св. Гликерии. С. Манго отождествляет Навкратия с друнгарием виглы Николаем Зонарой, который в 1088 г. был судьёй на ипподроме. Исследователям известно около десятка печатей этого Зонары, датируемых концом XI в. (издана только одна, «Николая Зонары, друнгария всечестной виглы»; согласно В. Лорану, все эти печати принадлежат Николаю Зонаре, который подписался под актом императора Алексея I Комнина от 23 мая 1088 г. как протовестарх (начальник императорской сокровищницы), великий хартулярий (чиновник, который мог быть главой того или иного «секрета» – правительственного ведомства) и судья на ипподроме, а должность друнгария, следовательно, получил позднее. Исследователи полагают, что этому Зонаре принадлежит уголовно-процессуальный трактат, сохранившийся в рукописи XIII в. (о котором сообщают Х. Схелтема и Н. ван дер Вал). И. Григориадис полагает, что Иоанн Зонара может быть сыном, а «второй» Николай Зонара (участник синода 1156–1157 гг.) – внуком Навкратия-Николая. Эту генеалогию исследователи готовы принять как гипотетическую. Предположение же о тождестве Иоанна Зонары и «второго» Николая должно быть отвергнуто, ибо все сочинения Иоанна Зонары написаны им после монашеского пострига. Если он оставался мирянином даже в 1157 г., то вряд ли мог успеть написать такие объёмные произведения, как хроника и комментарий к канонам (правилам). Иоанн Зонара родился в конце XI в. До середины XIX в. считалось, что он умер в первой четверти XII в. или, по крайней мере, при императоре Иоанне II Комнине.

Смех и грех: как перессорились украинские раскольники

«Игра престолов» не нужна, если следить за украинскими религиозными деятелями. Православную церковь Украины (ПЦУ) создали всего полгода назад, но она уже переживает раскол. Крупнейшая составная часть ПЦУ — Киевский патриархат (КП) — объявила о выходе из состава объединения. В ответ «патриарха» Филарета лишили практически всех властных полномочий, в том числе права управлять Киевской епархией. «Известия» разбирались, к чему приведет новое обострение православного вопроса на Украине.

«Отморозки без понятий»

Православную церковь Украины (ПЦУ) создали полгода назад, а она уже развалилась на две части. Развод с неканоническим Киевским патриархатом (КП) окончательно оформился 24 июня. В этот день состоялся синод ПЦУ, на котором было решено отстранить главу КП «патриарха» Филарета от управления Киевской епархией. Синод лишил Филарета права управлять всеми приходами и монастырями, которые находились в его подчинении.

Бывший глава неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет после заседания Синода Украинской православной церкви

Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Sergii Kharchenko

Главу КП при этом формально не исключили из ПЦУ. А вот два сторонника лжепатриарха лишились места в епископате. За участие в действиях, «направленных на возникновение противостояния», наказали митрополита Белгородского и Обоянского Иоасафа (Шибаева) и епископа Валуйского, викария Белгородской епархии Петра (Москалёва). Иосаф в ответ назвал деятелей ПЦУ отморозками, которые не придерживаются никаких понятий-законов. «Епископы ПЦУ начинают показывать себя лицемерными, хитрыми, жестокими, лживыми… таким же стал и предстоятель церкви, избранию которого все мы так радовались», — написал он на своей странице в соцсети.

В ПЦУ объявили, что считают Киевский патриархат упраздненным. Решения, выданные от имени КП, «не имеют канонической и юридической силы, являются изначально недействительными и не подлежат исполнению».

Собор на троих

Решения ПЦУ стали реакцией на «собор», который 20 июня Филарет провел при участии митрополита Белгородского Иосафа и его викарного епископа Петра. Мероприятие прошло во Владимирском соборе в Киеве. Собрание отменило постановление поместного собора 15 декабря 2018 года, на котором ради создания ПЦУ был ликвидирован КП.

У Филарета заявили, что Киевский патриархат существует и действует независимо. «От этой так называемой ПЦУ мы отмежевываемся», — пояснил журналистам Филарет.

В резких выражениях был раскритикован томос об автокефалии, который ПЦУ получила в январе этого года. В заявлении подчеркивается, что документ «не соответствует уставу автокефальных церквей и потому ставит ПЦУ в зависимость от Константинопольского патриархата».

Документ (томос) содержащий решение Священного Синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви

Фото: РИА Новости/стрингер

Особое внимание на мероприятии уделили вопросам собственности. Указывается, что КП оставляет за собой имущество, средства и банковские счета, которыми располагал до объединения, а также все принадлежащие ему монастыри — Михайловский, Златоверхий, Феодосиевский и другие. Подчеркивается, что КП сохраняет за собой зарубежные епархии и парафии.

Филарет также создал отдельный от ПЦУ синод. В него пока входит пять епископов, но скоро их численность должна быть доведена до 12, как того требует устав КП. «Будет и 12, будет и больше», — пообещал Филарет.

Предвыборная церковь

ПЦУ создали в декабре 2018 года. Ее образовали Киевский патриархат и еще одна неканоническая структура — Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Появление объединения лоббировал президент Украины Петр Порошенко. В ходе предвыборной гонки он вооружился националистической риторикой. Одним из его главных лозунгов стало создание независимой украинской церкви.

В январе Константинопольский патриарх Варфоломей в Стамбуле вручил представителям ПЦУ томос об автокефалии. Украинские религиозные деятели получили, правда, не совсем то, что хотели. ПЦУ стала не самостоятельной церковью, а митрополией Константинопольского патриархата. Варфоломей получил право распоряжаться всеми зарубежными приходами КП и УАПЦ.

Президент Украины Петр Порошенко (слева) и Константинопольский патриарх Варфоломей на встрече в резиденции патриарха в Стамбуле

Фото: РИА Новости/Михаил Палинчак

В угаре предвыборной борьбы на эти частности никто не обратил внимание. Порошенко проехал по городам Украины с так называемым томос-туром, в ходе которого фотографировался с прихожанами и рассказывал о сброшенном ярме Российской империи. Всё это главе государства не сильно помогло — выборы он разгромно проиграл Владимиру Зеленскому. А после политических изменений зашаталась и неустойчивая религиозная конструкция.

Денежный вопрос

Причин нынешних разногласий ПЦУ и КП несколько. Во-первых, проявились противоречия между Филаретом и главой ПЦУ митрополитом Епифанием. При создании ПЦУ предполагалось, что Епифаний займется внешними сношениями — попробует добиться признания религиозного образования поместными православными церквями. За Филаретом оставались внутренние дела.

В реальности все оказалось несколько иначе. ПЦУ не признала ни одна православная церковь. При этом Епифаний стал активно вмешиваться в кадровую политику. Команда молодых епископов стала «отжимать» Филарета и его ставленников от рычагов влияния.

Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата патриарх Филарет во время молебна в рамках крестного хода Украинской православной церкви в Киеве

Фото: РИА Новости/стрингер

Во-вторых, обострились финансовые вопросы. По некоторой информации, Константинополь требует от ПЦУ 10% от всех доходов. Речь идет о 7,1 тыс. общин, которые должны платить по $4–20 тыс. В общей сложности ПЦУ должна платить около $28 млн ежемесячно — сумма для организации неподъемная.

Большинство финансовых потоков в ПЦУ до последнего времени контролировал Филарет. Делиться со Стамбулом он не захотел, поэтому восстановил Киевский патриархат. О финансовом характере конфликта говорит сам глава КП. В недавнем интервью он заявил, что Епифаний «хочет ликвидировать Киевский патриархат и патриархию, чтобы завладеть средствами». По его словам, Епифаний «нашел юристов, которые изучали вопрос, можно ли средства патриархии перевести на него», но выяснили, что без подписи Филарета сделать это невозможно.

Что дальше

Развод ПЦУ и КП громкими заявлениями, видимо, не ограничится. В ближайшее время стороны начнут делить храмы и приходы. У Епифания все храмы КП по умолчанию считают своими. Юридически же всё не так просто. В уставах большинства приходов написано, что они являются частью КП. Для перехода в ПЦУ необходимо внести изменения в уставы и зарегистрировать их в министерстве юстиции. Вероятно, сделать это захотят далеко не все.

Есть и дополнительная сложность. ПЦУ была официально зарегистрирована только в феврале 2019 года. В первые два месяца существования объединения новые храмы оформлялись как храмы КП.

При этом Филарет уже обвинил оппонентов в рейдерских захватах приходов. По его словам, ПЦУ и ее сторонники захватили Феодосиевский мужской ставропигиальный монастырь и Успенскую церковь в Киеве. Он выразил опасения, что следующим объектом станет главный храм УПЦ КП — кафедральный Владимирский собор. «Думаю, этими захватами не ограничатся», — отметил он, добавив, что уже обратился к главе МВД Арсену Авакову с просьбой о защите.

Владимирский собор в Киеве

Фото: РИА Новости/стрингер

Главным же победителем в нынешних условиях можно считать каноническую Украинскую православную церковь (УПЦ МП). Зимой 2019 года некоторые наблюдатели высказывали мнение, что значительная часть прихожан и священнослужителей перейдет в поддержанную властями ПЦУ. Этого, однако, не произошло. На фоне нынешнего противостояния авторитет УПЦ вырос. Захваты храмов УПЦ раскольниками за последний месяц сократились.

Характерно, что именно в эти дни глава УПЦ МП Онуфрий отмечает пятилетие интронизации. В Киев съехались представители 11 поместных православных церквей. «Несмотря на то, что переживает его Церковь, он ни разу не осудил других людей», — подчеркнули в Кипрском патриархате. «Мы не знаем других церквей на Украине, кроме Церкви, предстоятелем которой является митрополит Онуфрий», — сказал иерарх Сербской православной церкви епископ Моравичский Антоний.