Карагандинский старец преподобный севастиан
Содержание
Преподобный Севастиан Карагандинский (1884-1966 гг.)
28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье у Василия и Матроны Фоминых родился третий сын. При Святом крещении младенец был назван Стефаном, в честь преп. Стефана Савваита, творца канонов.
В 1888 году благочестивые родители привезли детей в Оптину Пустынь к старцу Амвросию. Четырехлетний Стефан на всю жизнь запомнил лицо и ласковые глаза старца. Вскоре после поездки умирает отец семейства, а через год от болезни легких умирает и мать. Семнадцатилетнему Иллариону, старшему брату Степана, пришлось сразу жениться, так как он не справлялся с хозяйством и заботами о младшем брате, однако жена брата, не смогла заменить сироте мать. Пятилетний Стефан очень привязался к среднему брату. Но Роман, с ранних лет стремившийся к иноческой жизни, через три года после смерти родителей, пожелал уйти в монастырь, и Илларион отвез его в Оптину Пустынь. Роман вскоре был пострижен в монашество с именем Рафаил. Стефан очень скучал по брату и мечтал уехать к нему и поступить в монастырь. В зимние месяцы, свободные от работ в деревне, он посещал своего брата.
Когда Стефан подрос, то стал просить брата отпустить его в монастырь. Наконец, в 1905 году Стефан, освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, получил паспорт и уехал к брату Рафаилу.
В 1909 году молодого послушника определили келейником к старцу Иосифу, в Иоанно-Предтеченский скит. Скит находился в полукилометре от монастыря. Впоследствии он часто вспоминал о том времени: «Жили мы со старцем, как с родным отцом, вместе кушали, вместе читали, слушали его наставления».
9 мая 1911 г. скончался старец Иосиф, и в его келью перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и стал его духовным сыном. В этой келье он прожил со старцем Нектарием до закрытия монастыря.
В 1917 году Стефан принял пострижение в монашество с именем Севастиан. Под руководством двух старцев о. Севастиан воспитал в себе кротость, рассудительность, высокий молитвенный настрой, милосердие, сострадание и другие духовные качества. В 1923 году, за два месяца до закрытия Оптинской Пустыни, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиаконы.
После закрытия монастыря о. Севастиан, по благословению старца Нектария стал приходским священником: служил в Козельске, затем в Калуге. В 1927 году он был рукоположен в иеромонаха. По промыслу Божиему о. Севастиану пришлось некоторое время служить в Тамбове. Наконец, в 1928 году он получает назначение на приход в г. Козлов (Мичуринск) в Ильинскую церковь, где настоятелем был протоиерей о. Владимир Нечаев (отец Владыки Питирима), здесь он прослужил пять лет. В 1933 году о. Севастиан был осужден на десять лет, и отправлен в Карагандинские лагеря, в Казахстан.
О своем пребывании в лагере о. Севастиан позже рассказывал своим духовным детям: «Когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «шалашик», что мне в нём было тепло». Безбожникам стало ясно, что силой сломить волю праведника не возможно, и тогда его решили отправить на «перевоспитание» в барак к уголовникам. Со временем слабый, больной священник своей кротостью и любовью покорил всех: привел к вере в Бога весь барак.
Верные духовные дочери старца последовали за любимым старцем, они устраивались на работу в колхозе, расположенном недалеко от лагеря, работали в медицинских учреждениях. Они опекали своего духовника все десять лет его заключения: носили еду, покупали ему все необходимое. Позже ими был куплен в г. Караганде домик в Михайловке (район города) на Нижней улице.
Из воспоминаний духовной дочери старца Татьяны В. Тортенстен: «В конце 1943 г. поехали за батюшкой. И в начале 1944 г. привезли его в свой собственный дом. Он ходил по дому, все по-хозяйски осматривал и говорил, что нужно переоборудовать.
— Да зачем же, батюшка, не в Казахстане же нам вековать, вот кончится война и поедем с Вами на родину.
— А кто нас там ждет? — спросил батюшка… Здесь вся жизнь другая и люди другие. Люди здесь душевные, сознательные, хлебнувшие горя… Мы здесь больше пользы принесем, здесь наша вторая родина, ведь за десять лет уж и привыкли.
Вот так и остались все до смерти в Караганде и похоронили мечту вернуться домой… Когда батюшка обосновался на Михайловке, к нему стали съезжаться монашествующие со всей страны, и не только монашествующие, но и глубоко верующие, ищущие духовного руководства миряне. Ехали и из Европейской части, и с Украины, и из Сибири, и с дальних окраин Севера и Средней Азии. Он всех принимал с любовью и помогал устроиться с жильем… Хлопотали об открытии церкви не один год. Наконец разрешили в 1952 г. открыть молитвенный дом. В нем разрешалось выполнять все требы: крестить, венчать, отпевать покойников, собираться читать молитвы, исповедовать. Но службы церковные совершать не разрешалось. Причастия не было. Матушка Агния стала писать большие иконы для иконостаса… Священников батюшка подобрал себе сам. Сначала приглядывался к кому-нибудь из прихожан, потом звал к себе и говорил: «А Вам надо быть священником».
Через три года, по молитвам старца, было получено разрешение на открытие церкви в Михайловке. В 1955 году состоялось освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Из воспоминаний духовной дочери старца Татьяны Изюмовой:
— Как такового монастыря не было, но дух монастырский был присущ. Община была небольшая, монахинь было 10-12, но были и тайные. Батюшка очень любил длинные службы. В нашем храме ничего не опускалось, не сокращалось. Дух Оптиной Пустыни Батюшка старался возводить в этом храме… Великий был он, великий угодник Божий, великие чудеса творил, но тайно, скрыто от людских глаз. Свою прозорливость Батюшка скромно выражал… Он порой говорил так: «Я вас знаю больше, чем вы сами себя»… Батюшка мог лечить человеческие души своим словом, своим прикосновением. Погладит по голове, или такое вот слово скажет, которое сразу растворяет душу, приносит мир и покой…
Он был такой благообразный. Необыкновенно добрый и очень ласковый. С людьми обращался очень добродушно. Всех встречал с душевной теплотой, особенно, если человек приходил к нему впервые… Очень болезненно всё переживал, каждое человеческое горе было ему близко, как его собственное. Он говорил: «Я сам рос сиротой, и сиротское горе я воспринимаю как своё, чужое горе близко моему сердцу».
Из воспоминаний келейницы старца Севастиана Веры (Ткаченко):
— Батюшка был исключительный человек. С плачущими он плакал, с радующимися — радовался. Он всегда держал умную молитву, она была в его сердце… Когда мы жили на Нижней улице, мы кушали из одной миски. Садились за стол 5-6 человек и Батюшка с нами… Мисочку поставят одну на всех… И прямо чудо было! Ещё оставалась в миске еда, и все были сыты. Как это Батюшка умел делать?
По свидетельству духовных чад старца, он оказывал помощь верующим, призывавшим его имя, даже на большом расстоянии.
Из воспоминаний Татьяны В. Тортенстен:
— Батюшку отмечали безупречная верность церковным установлениям, постоянная забота об устроении в людских душах глубокого мира и высокая требовательность ко всем, а, прежде всего, к самому себе.
Большая была любовь у него, дар большой и глубокой рассудительности был у батюшки. И всегда и во всем — умеренность. Батюшка часто говорил: «Тише едешь — дальше будешь». Или: «Самая большая добродетель — рассудительность». А главное, всегда была в нем полная вверенность Промыслу Божию. Вот каков был его пастырский облик.
Все батюшкины дети не ступали шагу без его благословения. Батюшка очень огорчался, если кто не слушался и не выполнял его советы, потому что это всегда во вред, а часто и к несчастью этого человека. Батюшка в таких случаях часто плакал. Часто батюшка плакал и во время исповеди…
Батюшка считал, что очень важно прикладываться к иконам и ставить свечи. Иногда он звал к себе кого-нибудь из своих духовных детей или прихожан и давал пучок свечей. Иной раз большой, иной раз меньше. И говорил: «Молись и ставь свечи почаще»… Если батюшка замечал, что кто-либо не прикладывается к иконам, он говорил ему: «Ты, дорогой, когда-либо размышляешь или отвергаешь, имей в своем сердце и уме правильную рассудительность. Рассудительность есть самая высшая добродетель».
Мне он как-то рассказывал, что старец Нектарий говорил всегда, что премудрость, разум, рассудительность — это дары Святого Духа, они приводят к благочестию. И что человек, лишенный рассудительного дара, часто помышляет в себе превосходство над другим.
При общении с батюшкой само собой, неоспоримо и даже наглядно ясно становилось без лишних слов, что душа живет вечно. Что со смертью наша жизнь не кончается, основная наша сущность не умирает, а только изнашивается наше тело. Что душа не есть что-то неясное, а это — весь человек, истинный, внутренний человек. И было это так просто, так понятно потому, что он говорил об этом просто, как о чем-то обычном, всем давно известном.
Батюшка высоко чтил св. Иоанна Богослова, память которого он совершал особенно торжественно, благоговейно и требовал этого от своей паствы…
Особенно он благоговел перед праздниками Пресвятой Троицы и Вознесения, как завершения искупительного дела.
Преодолевая болезни, слабость, старость, он до последнего дня своей жизни выполнял свой пастырский долг, отказавшись от заветного желания своей души отойти от настоятельства на покой и принять схиму.
Тринадцать с половиной лет была я духовной дочерью батюшки. Это было счастье ни с чем не сравнимое. Такая полная во всем защита, такая любовь. Ведь что бы ни случилось, только бы успеть добежать до него, только бы успеть сообщить ему — и все, он отведет всякую беду, исправит. Даже и жизнь продлит. Как-то он сказал мне, вернее проговорился, во время откровенной беседы: «Скольким я продлил жизнь»…
От многих бед спасал нас батюшка, когда мы того и не знали, а когда знали, было это поразительно… Тихое было батюшкино водительство и заступничество. Три раза подходила в Караганде смерть к моему порогу, но батюшка не отдавал и продлял мою жизнь.
Прослужил батюшка настоятелем храма одиннадцать лет, с1955 по 1966 г., до дня своей смерти. В 1957 г. он был возведен в сан архимандрита, был награжден патриархом Алексием грамотой — «За усердное служение Святой Церкви». А в конце 1965 г., ко дню именин был награжден митрой и посохом. Перед смертью, за три дня, батюшка был пострижен в схиму…
Тяжело больной старец в пасхальную ночь 10 апреля 1966 года, прощаясь со своими духовными детьми, сказал: «Прощайте, дорогие мои, я ухожу уже. Простите меня, если я в чем-либо огорчил кого из вас. Ради Христа простите… Об одном умоляю, одного требую: любите друг друга. Чтобы во всем был мир между вами. Мир и любовь! Если послушаете меня, а я так прошу вас об этом, будете моими чадами. Я недостойный и грешный, но много любви и милосердия у Господа. На Него уповаю. И если удостоит меня Господь светлой Своей обители, буду молиться о вас неустанно…
19 апреля 1966 года кончились тяжкие страдания нашего батюшки…
Случаи исцеления по молитвам старца Севастиана
( из воспоминаний духовных чад старца):
— В 1955 г. у м. Марии стала болеть верхняя губа. Губа деформировалась растущей опухолью… Хирург сказал, что надо срочно оперировать и дал направление в онкологическое отделение. Пошла матушка брать благословение на операцию, а батюшка сказал: «Опухоль уже большая, губу срежут, а в другом месте может появиться место такое. Нет, не надо делать операции. Прикладывайся к иконе Святой Троицы, что в панихидной, Бог даст, так и пройдет». Мать Мария обрадовалась… Вскоре я уехала на два месяца в отпуск. Вернулась и увидала м. Марию… На губе и следа опухоли не было. «Как же Вы губу вылечили? — спросила я. «А я не лечила ее, только к иконе Святой Троицы прикладывалась, как батюшка благословил, и опухоль постепенно уменьшаться стала и совсем пропала. Слава Богу!».
— В 1960 году из г. Ижевска приехала к Батюшке Пелагия Мельник. Уже в течение полугода она не могла есть ни хлеба, ни других продуктов. Питалась исключительно молоком и сырыми яйцами… Она просила, чтобы её пропустили без очереди, но всё безрезультатно. Внезапно открылась дверь, вышел батюшка и сказал: «Пропустите эту женщину, она очень больна». Старец дал больной стакан воды, свежую просфору и яблоко, попросил сесть на широкую скамейку и благословил всё это есть. По послушанию Пелагия всё съела и сразу же заснула. Проснулась она через сутки совершенно здоровой.
— После смерти Батюшки приехала одна женщина из Новосибирска. У неё было раковое заболевание. Она упала на могилу батюшки и громко рыдала. Потом помолилась, призывая его помощь, и, уходя, взяла с могилы земли… Постепенно у неё болезнь исчезла, и она своё исцеление засвидетельствовала.
Высказывания старца Севастиана:
«Золотая середина нужна во всем и умеренность. А в отношении служения Богу и своего спасения постоянство нужно. Оно — главное, а не спешка, не чрезмерность». «Тише едешь — дальше будешь».
«Гордость страшнее всего…»
«Благодать Божия — это радость от Бога… И должен человек свой жизненный путь пройти для чего? Для любви, для добра и страдать за них должен и терпеливо страдания сносить, перейти в вечную жизнь для радости, а не для муки. Там надо радости ждать, к радости вечной стремиться. Ошибается человек жестоко, и не прощается ему. И теряет он все, что приобрел… От ропота, все пропадает и не дает заслуг».
«В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых Отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти».
«На иконах благодать Божия. Они защищают нас от темной силы. Они — помощь нам от Бога. Есть особые святыни, где накопляется благодать Святого Духа. И иконы есть особые во славе благодати, намоленные веками — чудотворные иконы. Иконы, как ручейки, от Господа несут нам благодать. К иконе надо относиться с благоговением, любовью и благодарностью Богу».
«Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться, тогда оно имеет силу».
«Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно».
«За несоблюдение без причины постов, придет время — постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи».
«В утешение старым и больным, скорбящим, что не могут в храм Божий ходить: Благословляю молиться умом молча: «Господи помилуй», «Боже, милостив буди мне, грешной». Господь услышит. Терпи болезни без ропота. Болезни очищают душу от грехов».
В октябре 1997 года по решению Синодальной комиссии по канонизации святых и благословению патриарха Алексия 11состоялось поместное прославление в лике святых преподобного старца Севастиана Карагандинского, исповедника.
22 октября 1997 года совершилось обретение мощей преп. Севастиана.
В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе преп. Севастиан Карагандинский прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Преподобному Севастиану (Карагандинскому)
Память преподобного Севастиана (Фомина; 1884–1966), исповедника карагандинского, совершается в день его кончины 6 / 19 апреля, в день новомучеников и исповедников Российских и в день перенесения его мощей 9 / 22 октября.
реподобноисповедник Севастиан Карагандинский (в миру Степан Васильевич Фомин) родился 28 октября 1884 года в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. После смерти родителей пятилетний Степан стал жить с семьёй старшого брата. Средний его брат принял постриг в Оптиной Пустыни. Степан хорошо окончил трёхклассную приходскую школу, книги ему давал читать приходской священник. Мальчик был слаб здоровьем, в полевых работах участвовать не мог, а ходил за скотиной, был пастухом. Часто зимой посещал он брата в Оптиной пустыни.
3 января 1909 года Степан был принят в скит Оптиной Пустыни келейником к старцу Иосифу, после смерти которого в 1911 году, перешёл под старческое руководство к отцу Нектарию и остался при нём до 1923 года келейником. Так он напитывался благодатным духом Оптинского старчества. Пострижен Степан был в мантии с именем Севастиан в 1917 году, когда начиналось время гонения на Церковь Христову.
Оптина, хотя до неё и доходили сведения о готовящихся ограбления её и закрытии, старалась жить мирно и тихо — однако, уже 10 (23) января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта, хотя монастырь и продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. Многие, особенно молодые послушники, не выдержав тяжелого труда и суровых требований, покинули Оптину. Одновременно на её территории был устроен Музей. Скитов к этому времени уже не существовало. Все жили практически одним днем. В 1923 году монастырские службы были полностью прекращены и власти приступили к выселению монахов. Братские келии сдавались музеем желающим в качестве летних дач. Все это время отец Севастиан находился под духовным окормлением старца Нектария Оптинского.
В 1927 году монах Севастиан принял священство от епископа Калужского. После кончины старца Нектария в 1928 году отец Севастиан приехал в город Козлов, где получил назначение в Ильинскую церковь. Там он служил с 1928 по 1933 годы вплоть до своего ареста. Батюшка не любил немолитвенного нотного пения и старался устроить на своем приходе благоговейное монастырское пение. В этот период он вёл в Козлове борьбу с обновленцами и не оставлял общения с жившей в рассеянии братии Оптиной Пустыни.
В феврале 1933 года отца Севастиана арестовали. На допросах батюшка дал прямой ответ: «На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие же взгляды я высказывал среди своих приближенных, а также и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, только тогда мы от этого избавимся. Я мало был доволен соввласгью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».
Его приговорили к 7-летнему заключению на лесоповал, несмотря на слабое здоровье и повреждённую левую руку. Но и в ссылки он проводил воскресный день в молитве и беседе. Ночные дежурства батюшка также проводил в молитве, никогда не позволяя себе спать. «В заключении я был, — вспоминал батюшка, — а посты не нарушал. Если дадут какую-нибудь баланду с мясом, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».
После освобождения он остался в селе Большая Михайловка, под Карагандой, и окормлял всех стремящихся к Богу, приходя к ним в дома и совершая требы, хотя разрешение на это со стороны властей не было —»народ в Караганде был верный —не выдадут». Батюшку полюбили и в окрестностях, поверили в силу его молитв. Со всех концов страны стали съезжаться духовные чада старца, всех он принимал с любовью и помогал устроиться на новом месте. Часто старец благословлял приезжавших к нему за духовным окормлением монахинь жить в какую-нибудь семью, что было в духе Оптинских старцев. Такие матушки становились как бы ангелами-хранителями дома.
Лишь в 1955 году верующие добились официального разрешения властей на регистрацию религиозной общины в Большой Михайловке, так что общими усилиями удалось построить храм, который освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, хотя и было это в день Вознесения Господня. Священников батюшка подбирал себе сам. Вокруг него собралась монашеская женская община. О его общине архиепископ Петропавловский и Кустанайский Иосиф (Чернов) так говорил: «батюшка насадил здесь виноград, который потом и слезами вырастил». «Маленькая церковь, от земли не видно, а столп горит до неба».
22 декабря 1957 года, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», Владыкой Иосифом (Черновым) батюшка был возведён в сан архимандрита и награждён Патриаршей грамотой «За усердное служение Церкви». В 1964 году ко дню своего Ангела был награждён архиерейским посохом — награда, примеров не имеющая.
Батюшка сохранял безупречное исполнение церковного Устава, не допуская при Богослужении пропусков или сокращений. Церковные службы были для него неотъемлемым условием его внутренней жизни. В беседах его любимым образом был святой Апостол Иоанн Богослов — он часто призывал паству к почитанию этого Апостола Любви. Отец Севастиан очень почитал святые иконы и говорил, что он даны нам в помощь от темных сил, что есть иконы, особые по славе благодати, есть намоленные веками чудотворные образы, которые, как ручейки, несут от Господа благодать. Он приводил слова старца Нектария Оптинского о том, что мудрость, разум и рассудительность есть дары Святого Духа, которые приводят к благочестию.
Батюшка обладал тонким юмором и любил пошутить, но всегда доброжелательно. Он не жалел времени на беседу с человеком. Каждый его совет приводил к благополучию.
Власти, видя его авторитет, всячески старались закрыть храм, но это им не удавалось: батюшка — как только они его вызовут — обезоруживал их так, что они совершенно лишались дара слова и после его ухода удивлялись: «Что это за старичок такой, что мы сделать ничего не можем?»
Батюшка всегда и во всём учил полагаться на волю Божия Промысла. Он также любил природу, жалел животных, однажды спас только что родившихся котят.
Людям он помогал своей тайной молитвой. О бесноватых он говорил: «Здесь они потерпят, а там мытарства будут проходить безболезненно… Я не хочу с вас кресты снимать. Здесь вы потерпите, но на Небе большую награду приобретёте». У батюшки была духовная мудрость, великое терпение. Если кто при нём роптал на ближнего, он скажет: «Я вас всех терплю, а вы одного потерпеть не хотите». Не поладит кто, он волнуется: «Я настоятель, а всех вас слушаю».
Он заботился о спасении каждого, это была его цель. Он просил: «Мирнее живите». Однажды, среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: «Вот этих людей нельзя трогать, они, по гордости, не вынесут ни замечания, ни выговора. А других, по их смирению, можно». Очень важное значение он придавал молитвам за усопших, и других призывал: «молитесь за усопших больше всего. За всё слава Богу! Слава Богу за всё!»
3 (16 н. ст.) апреля 1966 года батюшка принял постриг в схиму от Владыки Питирима (Нечаева), прибывшего к нему для совершения пострига.
Впитав в себя традиции и благодатный святоотеческий дух Оптиной Пустыни и будучи учеником её великих старцев, перенеся изгнания и заключения в большевицких концлагерях, он по неисповедимым судьбам Божиим пронёс своё старческое служение в столице знойных степей Центрального Казахстана, многострадальной Караганде.
Скончался отец Севастиан 6 (19 н. ст.) апреля 1966 года – на Радоницу. Погребён он был на Михайловском кладбище.
Прославлен в 1997 году как местночтимый святой Алма-Атинской епархии. 22 октября (4 ноября)1997 года были обретены святые мощи старца Севастиана и перенесены в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
Видеоканал Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах (Москва): Сокровенный печальник. Карагандинский старец преподобный Севастиан
Фильм о преподобноисповеднике Севастиане Карагандинском.
Тропарь священноисповедника схиархимандрита Севастиана Карагандинского глас 3 Троицы Святыя служителю,/ земне ангеле и небесне человече,/ духовнаго Оптинскаго старчества преемниче,/ Христов священнотаинниче и исповедниче,/ Духа Святаго обитель всечестная,/ преподобне отче Севастиане, досточтиме,/ испроси мирови мир/ и душам нашим велию милость.
Молитва преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому
О, пречестная и священная главо, благодати Святаго Духа исполненная, Спасoво со Отцем обиталище, старцев оптинских учениче и преемниче, града Караганды светлейшее украшение, Казахстанския страны бoгодарованный молитвенниче, Церкви Русския пастырю богопрославленный, сирым и вдовицам заступниче, немощных врачу безмездный, правило веры и благочестия, преподобных сожителю и мучеников сопричастниче, богоносне отче наш Севастиане досточтиме! К тебе усердно прибегая, моление теплое приносим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству; смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наша страсти попали; бодроствованием лености навык от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами и в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей многонедужия нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте Распявшагося за нас Сына Божия, Того сладчайшее Имя во уме и в сердце непрестанно имети и нас научи, да любовию Тому пламенея, страшный оный день судный сретити уготовимся, и в Царствие Небесное внити с тобою сподобимся, славити и воспевати Триединую державу Бога нашего: Отца и Сына и Духа Святаго во веки. Аминь.
Сайт Царьград ТВ: Преемник Оптинских старцев: исповеднический путь архимандрита Севастиана (Фомина)
XX век принес Русской Церкви и ее чадам немало страданий. Но православные новомученики и исповедники сделали всё, чтобы духовная преемственность не прервалась. Одним из таких людей стал преемник Оптинских старцев — архимандрит Севастиан (Фомин). День обретения его святых мощей Церковь совершает 22 октября.
Материалы на сайте Православие.RU:
Житие преподобного Севастиана | |
Житие преподобного старца Севастиана (Фомина), исповедника Карагандинского Ольга Рожнёва. Преемник Оптинских старцевПреподобноисповедник Севастиан Карагандинский (1884–1966) |
|
Воспоминания о старце Севастиане | |
Митрополит Питирим (Нечаев). Воспоминания. Зрелость. О. Севастиан (Фомин) Максим Янышевский. Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть III Максим Янышевский. Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть VII Николай Головкин. Крест преподобного Севастиана Карагандинского. Часть 1 Николай Головкин. Крест преподобного Севастиана Карагандинского. Часть 2 |
Житие старца схиархимандрита Севастиана
Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28 октября (10 ноября) 1884 в селе Космодемьянское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. При крещении был назван в честь преподобного Стефана Савваита, творца канонов, в день памяти которого он родился.
Остался сиротой от отца четырех лет, от матери пяти лет. Старшему брату Иллариону было 17 лет, среднему Роману 12 лет, Роман был принят послушником в Оптину Пустынь в 1892 г. Стефан хорошо учился, окончил трехклассную приходскую школу. Из-за слабого здоровья помогать брату в полевых работах ему было трудно, потому пас скотину, умел с ней обращаться, много читал, молился, Сверстники за смирение и кротость его недолюбливали, насмехались, дразнили «монахом». Часто посещал брата Романа в Оптиной пустыни, упрашивал старшего Илариона отпустить в Пустынь, но тот его не пускал: «а кто мне по хозяйству помогать будет», и только 3 января 1909 года был принят келейником к старцу иеросхимонаху Иосифу, ближайшего ученика великого старца иеросхимонаха Амвросия, которого посещали Гоголь, Достоевский, великие князья и пр. В 1910 году в Оптину Путынь, после тайного своего отъезда из Ясной поляны, приехал Лев Толстой, свидетелем чего был Стефан. По кончине старца Иосифа 9 мая1911 года, Стефан стал келейником старца Нектария. Пострижение в мантию с именем Севастиан(в честь мученика Севастиана) 18\31 декабря, Стефан принял в роковом 1917 году, 10 января 1918 года Оптина Пустынь была закрыта декретом СНК, а в 1923 закрыт монастырь и оставшиеся монахи перебрались в Козельск. В том же году, за 2 месяца до закрытия монастыря, о. Севастиан принял рукоположение в иеродиакона, а после смерти старца Нектария, в 1928 году, служил в Козельске в Ильинской церкви у протоиерея Владимира Андреевича Нечаева, отца митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима в вплоть до своего ареста в 1933 году.Вскоре протоиерей Нечаев был арестован и о. Севастиан взял на себя попечение о его жене и детях, спас их от ссылки. 25 февраля 1933 года о. Севастиан был арестован. На допросе он заявил»На все мероприятия советской власти я смотрю как на гнев Божий и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а так же и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться, молиться Богу, а также жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен сов. властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера». УФСБ по Тамбовской обл. дело № Р-12791,т.1. 2.6,1933 г. заседание Тройки ПП ОГПУ по ИЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило: «Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10 УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на 7 лет, считая срок с 25\2-33». Остригли, в тамбовский леса к тамбовским волкам…., обрили и отправили на лесоповал. Через год О. Севастиан был переведен в Карагандинский лагерь в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 года. История Караганды, это история Карлага и история крестьян спецпереселенцев 30-х годов. До этого города не существовало. На этом участке степи было несколько переселенческих поселков, возникших в начале века — Старая Тихоновка, Большая Михайловка, Дубовка, Федоровка, Крещеновка, где жили русские поселенцы. 19 декабря 1931 года было принято решение об образовании в Центральном Казахстане одного из филиалов Гулага 4 — Карлага, который первоначально получил название «Карагандинский совхоз-гигант ОГПУ» и целью его организациибыло освоение земель, крайне сухих степей и полупустыни. Условия жизни заключенных Карлага были невыносимыми. Акт, составленный проверяющими работниками ГУЛАГа, от 5 февраля 1941 года : «Заключенные размещены в саманных бараках, двойные нары, пол земляной,зимних рам нет. Грязь, сырость, печки в бараках топятся не ежедневно. В мужском бараке температура воздуха +4, в женском +16.. Баня прачечная, дезкамеры из-за отсутствия топлива работают с редко. Обнаружена массовая вшивость, мало белья, которое не меняется и не стирается. Зимняя одежда имеется менее чем у половины заключенных, у большинства на ногах летняя обувь. Кипяченая вода как в бараках так и на работах отсутствует. На работах нет даже сырой воды, вместо воды едят снег. Питание по качеству не соответствует калорийности. Имеются случаи невыхода на работу по разутости и раздетости. Считаются отказчиками от работы, паек им уменьшается, их отправляют в ШИЗО (штрафной изолятор). Частые попытки к бегству заканчиваются «ликвидацией».
Хозяйство Карлага процветало. Кроме изобилия дешевой рабочей силы он имел крепкий мозговой центр. В нем содержались ученые смировым именем, политики, деятели культуры, военноначальники, люди духовного звания, монашествующие, высококвалифицированные агрономы всех уклонов, зоотехники, медицинские работники, экономисты и пр.,
Сфера влияния Карлага распространялась от Алтая до Бетпак- Далы, от «Казахстанской Швейцарии» (курорт Боровое) до Заилийского Ала-Тау, на территории, равной территории Франции. Карлаг располагал реальной властью оружием, транспортными средствами, содержал почту, телеграф, Состоял и 26 отделений (точек), расположенных в радиусе от 2 до 400 км от Долинки, вокруг которой выросли лагерные зоны, оборудованные чин по чину (ограда из колючей проволоки с козырьком, сторожевые вышки, контрольная пропахиваемая полоса, круговые посты караульных собак). Хозяйство Карлага процветало, на всю страну гремела слава совхоза и его опытной сельскохозяйственной станции. Рекордные урожаи давали капуста, огурцы, помидоры, небывалых результатов достигли селекционеры. Они вывели новые сорта озимых, яровых, кормовых культур, картофеля (сорт «Эпикур» давал по 60 тонн с га). Кроме того было организовано скотоводческое хозяйство. На ВДНХ демонстрировалась корова Морошка, дававшая 12 тысяч литров молока в год. Огромнейшие отары овец с середины лет до поздней осени шли своим ходом из различных отделение Карлага вплоть до Петропавловского мясокомбината. Был сахарный завод, стекольное производство, катали пимы, выделывали кожу. В цехе № 3 РМЗ (ремонтно-механический завод на Федоровке) в военное время выпускали мины М-82, Карлаг кормил армию, давал государству зерно, мясо, оружие, одежду. Но заключенных за людей не считали, кормили баландой, ячменем «анютины глазки», и ЕЖЕДНЕВНО из Долинки приезжали судьи и судили заключенных за то, что кто-то взял морковку или свеклу. Набор приговоров известен…
В мае 1934 о. Севастиан по этапу прибыл в Карлаг. Его били, истязали требовали одного: отрекись от Бога. Он сказал: «Никогда!». Тогда его отправили в барак к уголовникам «Там тебя быстро перевоспитают». Можно представить, что делали уголовники с пожилым и слабым священником. По слабости здоровья Батюшку поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В последние годы был расконвоирован, возил на быках воду для жителей Центральных промышленных огородов. Одежда на нем старенькая, драная по ночам от холода залезал в скотские ясли и согревался теплом животных (вспомните, Иисус родился в яслях). Освобожден из лагеря Севастиан 29 апреля 1939 года. Поселился с приехавшими к нему монахинями из Оптиной пустыни в большой Михайловке и начал тайно проводить службы. Население Караганды в те годы составляли прикрепленные к угольным шахтам с пометкой «навечно», все те же спецпереселенцы,а также освобождавшиеся со справкой «вечная ссылка в Караганду», бывшие узники Карлага. 2\3 населения города не имело паспортов и каждые 10 дней должны были отмечаться в комендатуре. В 1944 году Севастиан с сестрами-монахинями купили дом побольше на Западной улице, где устроил небольшую домовую церковь, ходил по домам совершать требы, хоть разрешения не имел.
Рассказывает Раиса Ивановна Кузьмичева: «Наша семья была выслана из Курской области в 1931 году в Компанейск. Самые тяжелые были 31-33 годы. Люди умирали семьями…. В 1939 мама услышала о батюшке Севастьяне и повезла в Большую Михайловку крестить годовалого братика. Батюшка был еще очень слабый, он в это время только из Долинки освободился. В военные годы Батюшка стал приезжать к нам в Компанейск. Всех вдов и сирот он собирал вокруг себя и старался помочь им, хотя и сам жил очень бедно. В день его приезда мама просила меня залезть на крышу и смотреть, когда Батюшка пойдет от станции к нашему дому. Я помню как он шел, белая борода, белые волосы, светлый плащ, серая шляпа, с палочкой идет и все бегут к нему за благословением. Потом мама посылала меня я бежать в 15 -й поселок сказать и там, что Батюшка приехал. Каждый его приезд был для нас праздником. Узнав Батюшку еще ребенком, я невольно отметила его непохожесть на других священников, в то время в наших краях жили и другие освободившиеся из долинки иеромонахи: о.Кифа, о. Макарий, о Парфений, о. Кессарий, о. Пармен. Все они были хорошими священниками, но ни один и них не вызывал такого благоговейного чувства, как о. Севастиан. От него исходили токи благодати, и все ощущали это. Даже внешность у батюшки была необыкновенная: благообразной, одухотворенное лицо, проницательные темные глаза, шелковистые, как у ребенка, волосы. Батюшка был очень деликатным, тактичным, никогда никого не унизил, не оскорбил, не оборвал, он никогда не подчеркивал физических недостатков человека, И в присутствии Батюшки никому е приходило в голову сказать про кого-то, что он глухой, хромой, слепой, и пр. Вокруг Батюшки было высоконравственное поле, попадая в которое, делать подлости, говорить грубо было невозможно. Везде, всегда и во всем Батюшка был тихим, скромным, и даже добрые дела он старался делать незаметно. Иногда подойдешь к нему под благословение, а он очень аккуратно сунет в руку вчетверо свернутую денежку. Часто после его визита в наш дом, вечером, разбирая постель мы находили по покрывалом деньги, За 23 года моего знакомства с Батюшкой, я никогда не слышала, что бы он похвалил сам себя. Напротив, часто говорил: «Я человек малограмотный, четыре класса закончил и дара слова у меня нет, и голоса у меня нет». В 1951 Батюшка купил нам маленький домик на Мелькомбинате. К этому времени многие верующие по благословению батюшки уже переехали на Мелькомбинат из Майкудука, Тихоновки, Пришахтинска, Компанейска. В основном это были остатки семей, уцелевшие после перенесенной ими трагедии 31-32 годов спецпереселения. Насельники Мелькомбината — это люди с исстрадавшимися сердцами, с переломанными судьбами, вдовы,осиротевшие дети, у каждого была своя боль, свои кровоточащие душевные раны. К каждой страдающей душе Батюшка находил подход, также в окружении старца было много монашествующих, высланных в Караганду в годы гонений и приехавших позднее к нему из Центральной России. Среди них были люди уникальные, талантливые, подвижники высокой духовной жизни. В целом это была крепкая христианская община, степной казахстанский скит, который во время безбожного коммунистического режима сумел организовать и взрастить на святой земле карагандинских лагерей Оптинский старец.
Однажды он с двумя монахинями посетил общие могилы в которые 13 лет тому назад клали по двести покойников спецпереселенцев, умиравших от голода и болезней, и зарывали их без погребения, без крестов, (где и покоится моя бабушка Наталья Дмитриевна Туйнова-Россинская. С.М.) старец, посмотрев на все это и обо всем наслушавшись, сказал: » Здесь день и ночь, на этих общих могилах мучеников, горят свечи от земли до неба». И был о. Севастиан молитвенником за всех их. В 1953 году было получено разрешение на проведение служб в молитвенном доме, но литургию Батюшка мог служить только тайно на частных квартирах верующих, (в частности и в третьем доме от Федоровского кладбища по ул. Степная, в соседнем доме с нашим. С.М.). После утомительного трудового дня, после келейной молитвы Батюшка, маленький, худенький, в длинном черном пальто и в черной скуфейке, в три часа ночи шел своейлегкой, быстрой походкой по темным карагандинским улицам в заранее условенный дом, куда по двое по одному украдкой собирались православные,. Окна плотно завешивались одеялами, Службу заеканчивали до рассвета и люди по одному по два расходились, Мы с соседскими мальчиками Витей Чекушкиным и Вовой Серебряковым сидя под окном подслушивали необычное незнакомое но волнующее почему-то пение звучавшее внутри дома, но тянуло в сон, ночь глубокая а завтра в школу. А рано утром заходила к нам тетя Вера Плетникова и приносила горячие оладушки, оставшиеся от утреннего завтрака верующих после молебна, приготовленных из муки принесенной верующими с мелькомбината, им выдавали муку в счет зарплаты, а для нас мука была большой редкостью.
Наконец в 1955 году был получен документ о регистрации религиозной общины в большой Михайловке. В молельном доме на крыше соорудили голубой купол-луковку, но власти запретили поднимать крышу хоть на сантиметр. Тогда Батюшка благословил за ночь углубить пол на метр. Народ собрался, вывезли грузовиками 50 кубометров земли, пол устлали досками и уже утром совершался молебен… О преподобном Севастьяне карагандинском
В городе, далеком от Родной России,
Есть одна обитель, скромен ее лик..
Скромен основатель, ангел и хранитель,
Старец преподобный и архимандрит.
О живых и мертвых, он всю жизнь молился,
Господи, помилуй ! Господи, прости !
Видно потому-то, он и очутился
на КРОВАВЫХ ЗЕМЛЯХ, близ Караганды..
Старче преподобне …, Отче Севастьяне,
Помолись усердно, Господу Христу ,
О духовных чадах, в дебрях Казахстана,
Что близки так стали, сердцу твоему…
Страшные гоненья, отпечатком черным,
Отложились в душах многих христиан,
Средь таких лишений, кротко и безмолвно,
Возвращался к жизни старец Севастьян…
И сегодня слышим , мы из уст старушек ,
Как служил он ближним много лет назад…
Что и днем и ночью, в маленькой церквушке,
Слезно он молился за заблудших чад…
Старче преподобне , Отче Севастьяне ,
Помолись усердно Господу Христу,
О духовных чадах в дебрях Казахстана ,
Что близки так стали сердцу твоему…
Пролетели годы .. о былых гоненьях ,
Лишь воспоминанья, да извечный стыд…
По молитвам старца , наше поколенье
Может быть восстанет, да Господь простит…
В златоглавом храме, с плачем и рыданьем ,
Станем на колени у его мощей,
И в сердцах попросим,
Отче Севастьяне
сохрани , избави от диявольских сетей
Старче преподобне , отче Севастьяне..
помолись усердно Господу Христу
духовных чадах в дебрях Казазстана,
Что близки так стали сердцу твоему …
Молитва последних Оптинских старцев.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне предстоящий день. Дай мне всецело предаться воле твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня, какие бы я не получил известия в течение дня, научи принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля твоя. Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом моей семьи (или обители) никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силы перенести утомление наступившего дня и все события в течение его. Руководи моей волею и научи меня молиться, верить, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Ольга Сергеевна Мартынова вспоминает: В феврале 1946 умер свекор . Отпевать его привезли Батюшку, о. Севастиана.. На санях гроб везли до кладбища 12 километров. А мы шли з санями пешком. Мороз был очень сильный , дул ветер. Мы закутались с головы до ног, а Батюшка вышел почти раздетый, в бедной рясе, прикрыл свою голову стареньким шарфиком и голой рукой нес крест железный впереди себя. На обратном пути я спрашиваю батюшку : » Как же вы в такой мороз голой рукой крест железный держите,». А он отвечает: «да это что! Вот у меня было такое испытание: когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через 2 часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила надо мной такой «,шалашик » что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму» и посадили на семь лет
Натальная карта..
Это только положение планет в момент рождения.. Что дано.. А задача и ее решение зависит от многих факторов.. И по времени условия задачи меняются и усложняются.. И окружение влияет роковым образом.. Чаще жизненные силы отвлекают от решения кармической программы твоей на чужие сиюминутные прихоти и похоти.. И заканчивается неожиданно отпущенное тебе время.. И звоночек с того света.. Ваше время истекло..
Обычное сочетание планет твоего гороскопа и планет на сей момент ( транзит)не ахти как влияет.. Более серьезно и опасно влияние прогрессии. Т.е. за каждый год все планеты перемещаются на один градус вперед и твой день рождения тоже на 1 день. И в 45 лет все твои планета стоят сами к себе категорически враждебно.. Но до этого еще дожить надо.. Уран становится в оппозиции сам себе в 42 года(Высоцкий), Северный узел- цель жизни- в 37 ( и приходит к тебе Дантес с пистолетом.. Значит ты уже сбился с пути кармического.. Сошел с дистанции). Или прозевал окончание периода работы над ошибками прошлой реинкарнации (Есенин, Маяковский, Лермонтов..) И повесят тебя на ремне от твоего чемодана в гостинице «Англетер», или пуч\стят тебе пулю в лоб в твоей квартире, или выстрелят в тебя снизу, сидящего на лошади, у подножья горы Машук, и не доедешь ты до места дуэли, и будешь валяться в грязи под дождем, пока твои убийцы будут обсуждать план сокрытия преступления.. И все не так просто.. Надо еще знаить и гороскоп твоей прежней жизни.. И будут неожиданные повторы смертельных ситуаций их прошлого рождения, и будут те же действующие лица..
Икона «Севастиан Карагандинский»
Икона «Севастиан Карагандинский» изображает православного святого, который был рожден в Орловской губернии, село Космодемьянское, 28 октября 1884 года. Семья святого Севастиана была бедной, поэтому родители с ранних лет воспитывали сына в строгости. Когда мальчику исполнилось пять лет, родители умерли, а Севастиана взял к себе старший брат, у которого была своя семья. Средний брат святого Севастиана ушел в Оптину Пустынь, где стал монахом. Севастиан прилежно учился в приходской школе, изучал священные книги, которые давал мальчику приходской священник. К сожалению, святой Севастиан не отличался крепким здоровьем, поэтому не мог участвовать в полевых работах, но ему поручали ухаживать за скотиной. Зимой же святой Севастиан отправлялся в Оптину Пустынь, навещать брата.
В 1909 году святого Севастиана приняли келейником в Оптину Пустынь к старцу Иосифу. Когда тот умер, он перешел к отцу Нектарию, у которого оставался до 1923 года. В 1918 году власти закрыли Оптину Пустынь, но монахи все еще жили здесь, как в сельскохозяйственной артели. Многие молодые послушники покинули Пустынь из-за тяжелых условий труда. Скитов здесь уже не было, и Пустынь могли в любой момент окончательно уничтожить. В 1923 году были полностью прекращены монастырские службы, а монахов выселили. Келии же сдавались в качестве летних дач.
В 1927 году епископ Калужский рукоположил святого Севастиана в сан иеромонаха. По благословению старца Нектария, святой Севастиан взял свой приход в Козельске, потом в Калуге, Тамбове. Наконец, святой обосновался в городе Козлов, где после ареста протоиерея Владимира Нечаева стал настоятелем Ильинской церкви. Там он прослужил до 1933 года, когда его арестовали. Во время служения в церкви, святой Севастиан пытался устроить монастырское пение, которое отличалось монотонностью и благоговением. Здесь же он боролся с обновленцами, а также общался с братией Оптиной Пустыни, которая находилась в рассеянии.
После ареста большевики пытались заставить святого Севастиана отречься от православной веры, пытали его, а когда ничего не добились, отправили на семь лет в ссылку на лесоповал. В 1939 году батюшку освободили, и он стал жить в пригороде Караганды. В 1944 году он основал полноценную карагандинскую общину в селе Большая Михайловка, построил домовую церковь и даже получил разрешение на молитвенный дом и регистрацию религиозной общины. В 1957 году святой Севастиан стал архимандритом, а в 1966 году был пострижен в схиму. Спустя три дня после пострига батюшка скончался и был похоронен на Михайловском кладбище.
Святой Севастиан Карагандинский, икона которого продается в нашем магазине, почитается 29 января и 6 апреля.
Добавить комментарий